Достойные и обидные прозвища правителей руси, россии и ссср. Прозвища в императорской семье романовых

Как правило, любого правителя в народе обзывали веским и метким словом, да так порой, что закрепится прозвище на века.

Начну, пожалуй, с самой древности.

Князь Киевский Святослав (945 - 964) имел у врагов прозвище Барс . Был он молод, горяч, отважен и умен, не раз побеждал печенегов и булгар меньшим количеством войска.


Сын Святослава - Киевский Князь Владимир (980 - 1015) обладал прозвищами - Святой и Красное солнышко . Он крестил языческую Русь, правил достойно, справедливо, сумел вокрг себя объединить князей из других земель.


Князя Ярослава (1019 - 1054) прозвали Мудрым . При нем Киев превратился в один из самых крупных и красивых городов Европы. Династическими браками были укреплены связи с европейскими странами. Ярослав основал ряд новых городов. На Волге был заложен Ярославль, а в отвоеванной земле чуди (эстов) - Юрьев (нынешний эстонский город Тарту).

Сын князя Всеволода Черниговский а затем и Киевский князь Владимир стал Мономахом (1113 - 1125). Владимир Мономах - первый русский князь, который бил кочевников на их территории. Это была новая военная тактика Руси. В половецких шатрах и кибитках матери пугали детей именем Владимира Мономаха.

В 1125 - 1132 гг. Киевским князем был старший сын Мономаха Мстислав Владимирович по прозвищу Великий . Это был последний период относительного политического единства Киевской Руси.

Князь Ростово-Суздальской земли Андрей Юрьевич обладал прозвищем Боголюбский , не по своему отношению к Богу, а потому что очень любил свое родовое поместье - село Боголюбово, где и был убит в ходе боярского заговора.


Младший брат Андрея - Всеволод имел прозвище Большое Гнездо , данное за то, что удачно сумел поставить всех своих сыновей на правление в других городах.

Характерно, что в то время прозвища еще закреплялись в качестве фамильной особенности, и в детях еще не распространялись.

Показал себя в каком-нибудь деле или правил местом - прилепилось в народе прозвище, которое позже упомянут в Летописях. Позже прозвища стали передаваться из рода в род - фамилией.

Основатель Москвы князь Юрий Владимирович имел прозвище Долгорукий , данное за то, что имел длинные несоразмерные туловищу руки, да и любил князь к своим землям присоединять те дальние волости, в которых правитель был слаб.

Новгородский князь Александр Ярославович получил в народе прозвище «Невский » за победоносную битву на Неве, в которой он разгромил шведскую дружину.

Сыновья князя Ивана Калиты - князья Симеон и Иван обладали прозвищами Гордый и Красный .

Князь Дмитрий Иванович, за победу над ордынцами получил прозвище Донской .

Князь Василий Косой в междуусобных княжеских распрях за обладанием властью над Русью был взят в плен князем Дмитрием Шемякой , ослеплен и получил прозвище Темный , под которым и правил позже Москвой.

Царя Московского Ивана IV именовали Грозным . А было отчего - лют был царь, на расправу скор, со мнением чужим не считался.

Царь всея Руси Алексей Михайлович Романов (1645—1676) вошел в Историю как Алексей Тишайший . Тишайший хотел соблюсти обычаи старомосковской Руси. Но, видя успехи западноевропейских стран, он одновременно стремился перенять их достижения. Россия балансировала между отеческой стариной и европейскими новшествами.

Сын царя Алексея - Петр I, едва начав править, получил прозвание Великий , под ним и вошел в Историю. Множество великих и славных дел вершил молодой царь, с силой поворачивая старые русские порядки лицом к Европе. Кроме того, в народе за этим царем закрепилось прозвище Табачник за его любовь к табаку, прежде незнакомому на Руси.

Официальное прозвище Николая I (1825-1855) - Незабвенный .
Однако в народе за ним сохранилось название «Палкин», за то что любил муншру и телесные наказания, которое метко подметил писатель Лев Толстой в одном из своих рассказов.


Александр II (1855-1881) официально именовался Освободителем , за то, что крепостное право в России отменил.


Александр III (1881-1894) именовался «Миротворец », за то, что при нем Россия практически не вела войн.

Николая II (1904-1917) в народе именовали Николай Кровавый , за расстрел мирного крестного хода к царю 9 января 1909 года. Кроме того, в народе царя называли «Никола Дурачок »

Владимир Ульянов сам взял себе партийное прозвище Ленин , в честь ленского расстрела взбунтовавшихся рабочих. В кругу соратников носил прозвища «Старик », «Ильич », «Лукич », «Петрович ». В народной памяти Ульянов остался как: «Ленин », «Дедушка Ленин », «Вождь », «Ильич », «Вовка » и «Лысый ».

Первым закрепившимся псевдонимом Иосифа Джугашвили был Коба . Позже Джугашвили взял себе прозвище Сталин , по анологии с Лениным.

В народе отца народов прозвали: «Сердце песни народной », «Рябой », «Йося Грозный », «Душегубушка ».

Среди интеллигенции Сталина звали «Рыжий », «Таракан » и «гуталинщик » - благодаря известному стихотворению поэта Мандельштама.

Никита Сергеевич Хрущев обзывался в народе прозвищами - «Никита кукрузник », «Хрущ », «колхозник » и «хряк ».

Леонид Ильич Брежнев, став преемником Хрущева, сразу же получил прозвище «заведующий ». В народе его часто называли «Бровеносец в потемках » или «Эпохальный Ильич », а также "Дважды Ильич Советского Союза " по аналогии с многочисленными званиями Героя СССР

Юрий Андропов - Могикан, Второй Сталин, Чекист, Ювелир.

Михаил Горбачев - Плешивый, Меченый, Глобус, Горбатый, Горбачь, Лимонадный Джо, Демократизатор, Мишка-Говорун и многие другие.

Борис Ельцин - Дед, Шэф, Алкаш, Ёлкин . Оппозиция Ельцина окрестила его тремя буквами ЕБН.

В детстве Владимира Путина называли «Путька » и «Путя ».

В разведгруппе (Дрезден, ГДР - Германская Демократическая Республика) тоже давали друг другу клички. Владимира Путина там назвали «ути-пути ».

Как писала газета «Совершенно секретно», «в Ленинградском УКГБ у Путина были прозвища «Моль », «Крысенок », «Капутин » и «Хапутин », а во время работы у Собчака Путина звали - «Штази », «Вице-Собчак »,

После 1999 года появились следующие прозвища: «туалетный Путенок », «Зачищающе-мочащее средство - туалетный Путенок », а также «Гадкий Путенок », «Дутый Пу », «бледная тля ».

Борис Ельцин, узнав о преемнике, называл Путина просто - «Малыш ». Кроме того, в народе Путина часто называют «преемник », Путлер и Путенг .

Дмитрий Анатольевич Медведев. Говорят, как только в Кремле заговорили о ДАМ , как о преемнике, его тут же окрестили прозвищем «Визирь ». Говорят также, что семилетнего Диму в детстве мальчишки дразнили «головастиком ». В народе Медведева называют «Медвед », «Абрашка-Коротышка », «На-но », «Мендель-Потапыч », «Мишка-Гамми », «Айфончик », «Кремлевский карлик ».

Вообщем, каждому по достоинству давали прозвища на Руси, в СССР и России.

Царя Алексея Михайловича историк Ключевский называл славной русской душой и готов был видеть в нем лучшего человека древней Руси. Попробуем разобраться, за что этот государь удостоился столь лестной оценки.

Детство. Воспитание

Алексей Михайлович вступил на престол в 1645 году, 16-летним юношей. Он получил обычное старомосковское образование, то есть мог бойко прочесть в церкви часы и не без успеха петь с дьячком на клиросе по крюковым нотам. При этом он до мельчайших подробностей изучил чин церковного богослужения и мог поспорить с любым монахом в тонкой искушенности по части молитв и поста. Царевич прежнего времени, вероятно, на этом бы и остановился. Но Алексей воспитывался в иное время, когда русские люди смутно испытывали потребность в чем-то новом, а значит, иноземном. Ребенком Алексей уже держал в руках затейливые заморские игрушки: коня немецкой работы, немецкие же гравюры, и даже детские латы, сделанные для него мастером немчином Петром Шальтом.

Кроме того, в 11-12 лет Алексей уже был владельцем маленькой библиотеки, заключавшей в себе дюжину томов. Со временем чтение стало его ежедневной потребностью. Про зрелого Алексея Михайловича говорили, что он «навычен многим философским наукам». Царь также любил писать, пытался изложить историю своих военных походов, пробовал себя в стихотворстве и составил устав соколиной охоты, замечательный по образному языку и стремлению к бескорыстному любованию красотой.

Вот это привлекательное сочетание верности старорусской традиции с наклонностью к полезным и приятным новшествам составляло корень характера Алексея Михайловича. Царь был образцом набожности: в Великий и Успенский пост по вторникам, четвергам и субботам кушал один раз в день, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод — все без масла. По понедельникам, средам и пятницам во все посты он не ел и не пил ничего. В церкви стоял иногда часов по пяти и по шести кряду, клал по тысячи земных поклонов, а в иные дни и по полторы тысячи. В то же время, увлекаемый новыми веяниями, он частенько отступал от старозаветного порядка жизни. Ездил Алексей Михайлович в немецкой карете, брал с собой жену на охоту, устраивал первые в России театральные представления, заботился о развитии флота и дал детям в учители книжного монаха, который учил их не только часослову и Псалтыри, но также латинскому и польскому языкам.
Что ж удивляться, что именно в семье Алексея Михайловича вырос будущий прорубатель окна в Европу.

И наконец, не забудем то необыкновенное смирение, с которым Алексей Михайлович воспринимал свой царский чин. В одном его письме читаем поразительные слова. Самодержец всея Руси жалуется, что истощил долготерпение Господа, ибо по многим своим грехам не годится во псы, не то что в цари. «Лучше быть маленькой звездочкой там, у небесного престола, нежели солнцем здесь, на земле», - пишет он в другом месте. Тут, кстати, вспомним, что Алексей Михайлович был современником другого государя, Людовика XIV, который в своем непомерном тщеславии присвоил себе титул «короля-Солнца» и не видел ничего дурного или хотя бы смешного в том, чтобы напевать хвалебные гимны, сложенные в его честь придворными подхалимами.

Почему — Тишайший?

Царь Алексей Михайлович остался в истории с прозвищем «Тишайший». А вот что оно означает?

Обыкновенно считается, что Алексея Михайловича прозвали так за его мягкую доброту. Действительно, царь был добродушный человек. Однако он вовсе не был «тишайшим» в этом смысле слова — ни по своей натуре, ни по делам. Рассмотрим вначале его характер.

Если второй Романов и обнаруживал некую «тихость», то лишь в первые годы своего правления, когда был юн. Но его природная вспыльчивость очень быстро дала себя знать. Царь легко терял самообладание и давал волю языку и рукам. Так, однажды, поссорившись с патриархом Никоном, он прилюдно обругал его мужиком и сукиным сыном. Вообще Алексей Михайлович умел браниться весьма изобретательно и изощренно, не то что нынешние сквернословы со своим убогим лексиконом средней школы. Вот, например, какое письмо царь отправил казначею Саввино-Сторожевского монастыря отцу Никите, который, выпивши, подрался с размещенными на постой стрельцами: «От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси врагу Божию и богоненавистцу и христопродавцу и разорителю чудотворцева дома и единомысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливому злодею казначею Миките». Таков был царь на язык.
Скажем теперь насчет рук. Раз в думе обсуждался вопрос о войне с Польшей, и царев тесть боярин Милославский, никогда не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь назначит его воеводой, то он приведет ему пленником самого короля польского. Это наглое хвастовство так возмутило царя, что он дал старику пощечину, надрал ему бороду и пинками вытолкал из палаты. И это Тишайший царь? Вряд ли.

Что касается дел, то в царствование Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от своих подручных служить без устали. Вспоминая «работы свои непрестанные», боярин Артамон Матвеев замечал, что «прежде сего никогда не бывало». А по отзыву протопопа Аввакума, царь «накудесил много в жизни сей, яко козел скоча по холмам и ветер гоняя». Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной. Сами современники называли XVII век — «бунташным веком».

Но как раз это последнее обстоятельство и дает ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Его истоки лежат в старинной формуле «тишина и покой», которая символизировала благоустроенное и благоденствующее государство. Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось».
Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» — это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя. И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Петр, а потом в течение 30 лет один Петр, которого уж никак заподозришь в «тихом» поведении и излишней мягкости.

«Соляной бунт»

Уже в самом начале правления Алексея Михайловича вспыхнул первый крупный мятеж, — так называемый «соляной бунт».

В первые годы царствования Алексея Михайловича большое влияние на него имел его бывший воспитатель боярин Борис Иванович Морозов. Чтобы еще больше укрепить свое положение при дворе, Морозов сосватал 18-летнему царю младшую сестру своей жены — Марию Милославскую. Отец Марии, Илья Милославский, воспользовался своим неожиданным возвышением лишь для того, чтобы быстро набить карман. За взятки он раздавал купцам различные торговые монополии. Но особенно тяжело отразилось на благосостоянии народа резкое повышение налога на соль, так как соленая рыба была главной пищей тогдашнего простонародья. Доходы от этих махинаций Милославский делил со своими помощниками и клевретами — думским дьяком Назаром Чистым и двумя приказными дьяками — Петром Траханиотовым и Леонтием Плещеевым. Народ возненавидел эту компанию самой задушевной ненавистью.

29 июня 1649 года накопившееся недовольство вылилось в открытое возмущение. В этот день царь сопровождал патриарха в церковной процессии. Когда Алексей Михайлович вернулся в Кремль, то увидел себя окруженным большой толпой, прорвавшейся сюда раньше царя. Среди московской черни, купцов, ремесленников в толпе были и служилые люди. Пока одна часть мятежников удерживала царя, другая бросилась громить дворец Морозова. Погромщики не брали себе дорогие вещи, а ломали их на куски, топтали ногами или бросали в окна с криком: «Вот наша кровь!» Хотели разрушить и сам дворец, но Алексей Михайлович велел объявить, что здание принадлежит ему. Тогда толпа, умертвив трех слуг ненавистного временщика, рассеялась по Москве в поисках Морозова, Милославского и их честной компании.

Назар Чистый не ускользнул от народного гнева. Его поймали, избили, бросили на кучу навоза, где наконец и прикончили. Остальным удалось скрыться в надежных убежищах. Но на следующий день москвичи вновь появились перед царским дворцом, требуя их выдачи. Между тем обстановка накалялась, и город уже горел, подожженный мятежниками с четырех концов.

Алексей Михайлович должен был вступить в унизительные переговоры с бунтовщиками. Он просил не трогать Морозова, обещая сослать его подальше, и сумел-таки отстоять своего любимца. Но Плещеев и Траханиотов были выданы на расправу толпе, которая тут же буквально разорвала дьяков на куски. Это ужасное зрелище так подействовало на 20-летнего царя, что он со слезами на глазах стал умолять бунтовщиков о пощаде, клятвенно обязуясь уничтожить монополии, улучшить финансовое управление и дать стране справедливое правительство. Мало-помалу волнение народа улеглось и бунт прекратился.

Но то было лишь начало. «Бунташный век» неумолимо всходил в свой кровавый зенит.

Раскол

В царствование Алексея Михайловича русский дух дал первую глубокую трещину, которая получила название церковного раскола. Трещина эта не срослась до сих пор. Так что же за клин расколол русский народ на две части - православных и старообрядцев?

К середине XVII века за 600 с лишком лет существования на Руси христианства в русской Церкви возникли и утвердились некоторые местные обычаи и обряды, отличные от принятых в Церкви греческой, от которой Русь в свое время приняла новую веру. Таковы были двуперстное крестное знамение, начертание и произношение имени Иисус с одним «и» — Исус, пение двойной, а не тройной «аллилуйи» во время богослужения и тому подобное. Кроме того, при многократном переписывании от руки богослужебных книг в них накопилась масса описок и разногласий, а типографский станок только размножил эти недоразумения и придал им цену печатного слова. Как видите, церковные разногласия с греками не касались глубинных вопросов веры и церковных догматов, а носили чисто обрядовый характер. Но люди того времени придавали обряду огромное значение — в его соблюдении видели залог душевного спасения.

В правление Алексея Михайловича эти накопившиеся неисправности и разногласия стали уж очень сильно резать глаза образованным русским людям. Возникло естественное стремление переписать церковные книги согласно древним образцам. При патриархе Никоне с православного Востока и из разных углов России в Москву навезли горы старинных рукописных книг — греческих и церковнославянских. Исправленные по ним новые издания разослали по русским церквам с приказанием отобрать и истребить старопечатные и старописьменные книги. Вот тут-то и началась смута и брожение в умах. Многие православные, заглянув в присланные книги, ужаснулись, не найдя в них ни двуперстного знамения, ни Исуса, ни двойной аллилуйи, ни других привычных и освященных временем верований, обычаев и начертаний. В новых книгах усмотрели попытку церковных властей ввести какую-то новую веру. А ведь русские люди свято верили, что древние святые отцы спасались именно тем обычаем, который был принят на Руси, и что православным следует умирать «за единую букву аз» в церковном тексте.
Часть русского духовенства прокляло новые книги, как еретические, и продолжало совершать служение и молиться по старым книгам. На московском церковном соборе 1666-1667 годов непокорные были преданы анафеме за противление церковной власти и отлучены от Церкви. А отлученные, в свою очередь, перестали признавать церковную иерархию законной церковной властью. С тех пор и длится это церковное разделение русского народа, которое принесло немало бед России.

Заметим еще, что нервом церковного раскола была вовсе не слепая привязанность к старым обрядам. В отступлении церковного начальства от древнего правоверия раскольники увидели страшное знамение приближения конца времен. Раскол был своего рода социально-апокалиптической утопией, исступленным ожиданием пришествия Антихриста. Это экстатическое настроение породило своеобразный душевный тип «расколоучителей» первого поколения — скорее одержимых фанатиков, чем добрых пастырей.

Скажем несколько слов о наиболее выдающихся из них.

Начнем с мучеников. Первое место среди них следует, конечно, отвести протопопу Аввакуму. Это был крупный самородок, умный от природы, хотя и необразованный человек. «Аще я и не смыслен гораздо, неученый человек, — говорил он сам о себе, — не учен диалектике и риторике и философии, но разум Христов в себе имам — невежда словом, а не разумом».
Подобная самоуверенность была вызвана не одним только непомерным самомнением, которого у Аввакума действительно было хоть отбавляй. Он и в самом деле свято верил в ниспосланный ему дар непосредственного общения с Богом. Его неприятие церковной реформы было искренним и глубоким. «Задумалися, сошедшися меж собою, — рассказывает он о своих впечатлениях от нововведений патриарха Никона, — видим яко зима хочет быти: сердце озябло и ноги задрожали».
По складу своего характера Аввакум был рьяный фанатик и доведись ему победить, он с наслаждением мучил бы и истязал своих противников. Но история обрекла его на поражение, которое он встретил мужественно и твердо, с полным присутствием духа. В одной из своих челобитных царю Аввакум спокойно говорит: «Ведаю, яко скорбно тебе, государь, от докуки нашей… Не сладко и нам, когда ребра наши ломают, кнутьем мучат и томят на морозе гладом. А все церкви ради Божией страждем».
Он умер, верный себе, мученической смертью. По царскому приказу (Федора Алексеевича, сына Тишайшего царя), его сожгли в срубе вместе с тремя его товарищами.

Высокий пример духовной стойкости явили также сестры — боярыня Федосья Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Их арестовали за неоднократные оскорбления высших церковных властей и самого царя. Раздетых до пояса, сестер вздернули на дыбу, пытали огнем, потом на несколько часов бросили на снег. Однако они не отреклись от своих убеждений и были навечно заточены в монастырь.

Впрочем, не все раскольники выбирали пассивное сопротивление. Старцы Соловецкого монастыря, например, фактически отделились от церкви и государства, просидев 11 лет за крепкими стенами далекой обители. Алексей Михайлович долго пытался образумить мятежных старцев увещеваниями, слал им письма в примирительном духе. Но когда ему донесли, что монахи держали между собой «черный собор» (то есть самозваный, незаконный), на котором предали государя анафеме, Алексей Михайлович скрепя сердце приказал взять монастырь штурмом.

Расправа воеводы Мещеринова над участниками Соловецкого восстания

Наконец, были среди раскольников и откровенные изуверы, толкавшие людей на самосожжения — печально знаменитые раскольничьи «гари». Несмотря на все усилия правительства, остановить это огненное поветрие оказалось невозможно — оно затихло постепенно само собой, подобно прочим видам повального умопомешательства.

Патриарх Никон

Как рассказ о Людовике XIII невозможен без упоминания кардинала Ришелье, так и история Алексея Михайловича не может обойтись без имени Патриарха Никона — второго лица в государстве.

Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Рисунок XVII века

В 1648 году на поклон к молодому царю Алексею Михайловичу явился игумен Кожеозерской обители Никон. Этот выходец из нижегородских крестьян оказался на удивление начитан, умен, благочестив. Беседы с ним запали в душу молодому царю, и между ними возникла искренняя привязанность. Алексей Михайлович оставил Никона в столице, приблизил к себе и стал называть своим «собинным» другом, то есть близким, задушевным.
Царский любимец быстро пошел в гору: был посвящен в сан архимандрита Новоспасского монастыря, потом стал митрополитом Новгородским, а в 1652 году церковный собор решил избрать его главой Церкви вместо умершего патриарха. Сам Алексей Михайлович в Успенском соборе на виду у бояр и народа поклонился Никону в ноги и со слезами умолил его принять патриарший сан. «Будут ли меня почитать как архипастыря и отца верховного и дадут ли мне устроить Церковь?» — спросил Никон. Царь, священство и бояре поклялись ему в этом.
Получив от царя и собора неограниченную власть и титул « великий государь» , новый Патриарх начал работу по исправлению богослужебных книг и самого церковного богослужения. Не имея достаточного образования и опыта для проведения таких реформ, Никон без оглядки ломал некоторые устоявшиеся веками традиции. Именно жесткая, самовластная политика Никона расколола русских людей на «Никониан» и старообрядцев.
Нажив себе множество недругов среди священства и бояр, Патриарх своими руками подготовил свое падение. Царь с годами охладел к собинному другу. На церковном соборе 1666 года Никона лишили патриаршего сана и сослали простым монахом в далекий Ферапонтов монастырь.
В 1676 году по царскому указу Никон был переведен под надзор двух старцев в Кирилловский монастырь. После смерти Алексея Михайловича, по ходатайству великой княжны Татьяны Михайловны и по просьбе многих духовных и светских лиц, новый царь Фёдор Алексеевич повелел в 1681 году перевести опального Патриарха в подмосковный Воскресенский монастырь. Но престарелый Никон не вынес тягот путешествия и умер 17 августа 1681 года под Ярославлем. Он был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.

Разинский бунт

«Бунташный» XVII век с духовной стороны полнее всего выразился в церковном расколе, а со стороны, так сказать, физической, материальной, — в разинском бунте.

Народное движение, потрясшее основы Московского государство, началось как чисто казачье «добывание зипунов», то есть было самым обыкновенным, хотя и крупным разбоем. Вожаком его был Стенька Разин, составивший себе шайку из так называемой «голытьбы» — малоимущих казаков, всегда готовых погулять на чужой счет. С этими бесшабашными людьми Стенька разбойничал сперва на Волге, а затем на берегах Каспия. Вдоволь пограбив персидское побережье, казаки с богатой добычей возвратились в 1669 году на Дон, где слава и значение удачливого атамана выросли невероятно. Теперь Стеньку величали не иначе, как Степан Тимофеевич, и тысячи беглых воров и лентяев почитали за счастье попасть к нему на службу.
Перезимовав на Дону, Разин летом 1670 года вновь двинулся на Волгу, но уже не с разбоем, а с бунтом. Провозглашая повсюду, что он идет войной на московских бояр, атаман почти без боя взял Астрахань и двигаясь вверх по Волге, дошел до Симбирска. Вот здесь казацкий набег и перерос в «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Крестьяне, взбаламученные призывами Разина бить бояр, грабили и убивали своих помещиков, соединялись в отряды и примыкали к казакам. Вслед за ними поднялись инородцы Поволжья — зыряне, мордва, чуваши, черемисы, башкиры, которые бунтовали и резались, сами не зная за что. Воинство Стеньки, пьяное от вина и крови, дышало самой черной местью и завистью. Законы, общество, религия, — короче все, что так или иначе стесняет личные инстинкты и побуждения, возбуждало в этих людях самую лютую ненависть. Их победа означала бы быстрый конец Российского государства. Всей этой взбунтовавшейся сволочи Стенька обещал во всем полную волю. «Иду на бояр, приказных и всякую власть, а меж вами учиню равенство», — провозглашал он в своих «прелестных письмах». На деле же он забрал всех в жесточайшую кабалу, в полное рабство. Достаточно сказать, что перед этим поборником равенства все должны были падать ниц.

Силы Разина достигли огромных размеров. Казалось, перед ним и впрямь открывается дорога на Москву. Как вдруг его полчища постигла полная неудача под Симбирском. Стенька потерпел поражение от князя Барятинского, у которого часть войска была обучена европейскому строю. Тогда, бросив крестьянские шайки на произвол судьбы, Разин бежал с казаками на Дон, но был схвачен там «домовитыми», или иначе, «старыми» казаками, сохранившими верность царю, и отправлен туда, куда так настойчиво стремился попасть — в Москву. На плахе он сказал своему брату Фролу, который трясся от страха: «Не будь бабой! Мы славно погуляли, теперь можно и пострадать!» В этих словах сказался весь Стенька, пришедший совсем не для того, чтобы дать народу волю, а чтобы всласть погулять на народной беде.

Нововведения

Мощный гений Петра Великого наложил такой неизгладимый отпечаток на все дела, к которым он прикасался, что на первый взгляд кажется, что именно ему Россия обязана всеми важнейшими нововведениями. Между тем почти на всех направлениях своей деятельности Петр всего лишь шел по стопам своих предшественников, завершая начертанную ими программу. И чтобы не быть голословными, предлагаю вам краткий обзор европейских новшеств, появившихся в России во время царствования Алексея Михайловича.

Начнем с того, что в 1672 году состоялось первое в России театральное представление. В загородном Коломенском дворце Алексея Михайловича была разыграна французская стихотворная пьеса на библейский сюжет «Эсфирь и Артаксеркс», переведенная на русский язык церковным писателем Симеоном Полоцким, близким другом царя. Актеры для невиданного заморского действа были набраны из труппы пастора Грегори, жившего в Немецкой слободе.

Еще раньше в Москве была отпечатана первая русская газета, получившая название «Куранты», по примеру многих газет, издававшихся в Германии, Голландии и Польше. Московские «Куранты» печатались в Посольском приказе в количестве 20 номеров в год и сообщали читателям о событиях в чужеземных государствах.
В области военного дела Алексей Михайлович провел важную реформу, значительно увеличив число полков иноземного строя. Он охотно принимал на службу иностранных офицеров и специалистов. Таким путем Россия приобрела многих из будущих полководцев и сподвижников Петра I, как, например, генералов Патрика Гордона, Франца Лефорта и Якова Брюса.
Наконец, не кто иной, как Алексей Михайлович позаботился о том, чтобы завести в России военный флот. Причем и он отнюдь не был в этом деле первопроходцем. Еще в 1635 году, при его отце Михаиле Федоровиче, один голштинский мастер с помощью русских плотников, построил в Нижнем Новгороде военное судно «Фридрих», которое добралось по Волге до Каспийского моря, но, правда, тут же и затонуло у берегов Дагестана.
Этот неудачный опыт, однако, не обескуражил Алексея Михайловича. Поскольку голштинцы оказались не на высоте своего дела, новых корабельных мастеров выписали из Голландии — признанной морской державы своего времени.
В 1667 году в селе Дединове на Оке, по соседству с Коломной, была заложена верфь, в распоряжение которой были отданы леса в Вяземском и Коломенском уездах, а также тульские литейные заводы. И уже в сентябре 1668 года на воду сошла первая русская эскадра, состоявшая из одного 22-пушечного корабля «Орел», яхты, двух шлюпок и одного челнока. Прибывший из Амстердама с 14 человеками экипажа капитан Давид Бутлер принял начальство над новой эскадрой.
Перед Бутлером была поставлена задача уничтожить пиратство у берегов Каспийского моря. Осенняя непогода задержала отплытие эскадры на юг. Только в следующем 1669 году переправленный на Волгу «Орел» наконец бросил якорь на Астраханском рейде. К несчастью, вскоре Астрахань была захвачена разинскими ворами, и красавец «Орел», подожженный по приказу Стеньки, сгорел дотла вместе со всей эскадрой. В следующий раз русская эскадра славного шкипера Питера прорвалась к южным морям только спустя 28 лет, но зато теперь уже — навсегда.

Приращение державы

В царствование Алексея Михайловича Россия, хотя и сотрясаемая бесконечными бунтами и внутренними неурядицами, тем не менее достигла больших успехов во внешней политике. Можно сказать, что тишайший царь вернул Московскому государству звание великой державы, утерянное со времен Великой Смуты.

Исторически самым важным внешнеполитическим вопросом того времени был вопрос о Малороссии, как в то время называли Украину. В 1648 году казачий сотник Богдан Хмельницкий поднял Запорожье против Речи Посполитой. Его дружно поддержало украинское крестьянство, восставшее против своих господ — польских панов. Образовалась грозная сила, с которой Хмельницкий в каких-нибудь полгода изгнал поляков из всей страны. Но поляки быстро оправились от неожиданности и перешли в контрнаступление, нанося казакам одно поражение за другим. Хмельницкому, поначалу мечтавшему о независимой Украине, не оставалось ничего другого, как ударить челом московскому государю с просьбой принять Украину под его высокую руку. В 1654 году присланные на Украину московские послы приняли от казаков присягу на верность московскому царю. В последовавшей затем затяжной русско-польской войне русским войскам удалось вернуть еще и Смоленск. С этих пор Москва перехватила у Польши наступательную роль и стала последовательно добиваться возвращения западнорусских областей.
В конце 60-х - начале 70-х годов XVII века состоялось первое серьезное столкновение России с Турцией. Огромное войско турецкого султана при участии крымской орды и изменившего украинского гетмана Дорошевича попыталось овладеть присоединенными к Москве украинскими землями, но было остановлено храброй обороной пограничных крепостей.
На востоке русская колонизация, перевалившая за Урал еще в конце XVI века, ушла далеко в глубь Сибири. Русские первопроходцы, а за ними государевы стрельцы и воеводы, вышли к Амуру, проникли за полярный круг и достигли берегов Берингова пролива. Впервые была установлена русско-китайская граница и налажены дипломатические отношения с великим восточным соседом.
Вообще приезды различных иноземных послов стали тогда привычным явлением в Москве. Да и сами московские послы зачастили ко всевозможным европейским дворам, добравшись до Парижа, Лондона, столиц итальянских государств и даже до далекого Мадрида. Никогда прежде русская дипломатия не выходила на такое широкое поприще.
К концу царствования Алексея Михайловича Русское государство добилось впечатляющих успехов. Оно отбилось ото всех внешних врагов, заключило мирные договоры с Польшей, Турцией, Швецией и приросло не менее чем семьюдесятью тысячами квадратных километров украинской и сибирской землицы. У страны, развивавшейся такими темпами, впереди было грандиозное будущее.

Алексей Михайлович умер от сердечного приступа в январе 1676 года, всего 47 лет от роду.

08.02.2018

От периода правления Ивана III Васильевича нас отделяют века. Интересно, что и современники государя Всея Руси, и историки единогласно называют его Великим. Откуда такое почетное прозвание? Почему Иван III Васильевич получил прозвище «Великий»?

Великие дела Ивана III

Для того, чтобы ответить на вопрос, давайте обратимся к деятельности князя. В период его нахождения у власти бывшая Киевская Русь совершенно преобразилась: разрозненные земли были окончательно объединены под властью Москвы. С усилением центральной власти уходит в прошлое феодальная раздробленность, причинившая немало страданий народу: из-за междоусобных войн князей разорялись и гибли целые села и города.

Иван III, действуя неспешно и обдуманно, присоединяет к своим владениям Рязань, Чернигов, Тверь, Вятку, а также - что было задачей чрезвычайно трудной - Великий Новгород. Вече вольного города, этот, казалось бы, незыблемый институт народной власти, было уничтожено по приказанию государя. Северо-восточные земли вошли в состав единого княжества.

Внешняя политика также отличалась активностью. Был дан отпор Литве, присоединены некоторые территории, ранее ей принадлежавшие. Но главное - с 1472 года государь московский перестал платить дань Золотой Орде. А в 1480 году стояние на реке Угре ознаменовало фактическое прекращение власти ордынских ханов над Русью: пришел конец татаро-монгольскому игу.

Иван издал «Судебник», объединив в нем нормы права, которые были записаны либо в «Русской правде», либо в отдельных законодательных актах, либо существовали в устной форме. Только одного описания государственной деятельности Ивана Василевича достаточно, чтобы понять, почему за ним закрепился статус Великого. Но, возможно, здесь есть и другие причины.

Великий титул

В частности, рассказывают, что его вторая супруга - гречанка Софья Палеолог - была женщиной властной и честолюбивой. Именно она поспособствовала тому, что муж принял титул «Господаря всея Руси», который изначально звучит величественно.

Кстати, также, благодаря влиянию Софьи Палеолог, преобразилась Москва. Вырос краснокирпичный Кремль, прибыли на Русь замечательные мастера-каменщики и живописцы, создававшие и расписывавшие храмы.

Альтернативная версия

Не исключено, что прозвище «Великий» Иван получил из-за особенностей характера. Летописцы упоминают, что от одного его грозного взгляда, когда он бывал чем-то недоволен, окружающие падали в обморок. Впрочем, летописцы тут же добавляют, мол князь был человеком мирным и до людей жалостливым.

Как бы там ни было, но к прозвищу «Великий» у нас, потомков, претензий нет: Иван Васильевич был честным, справедливым, активным и деятельным политиком, оставившим по себе только добрую память.

За что Сталина назвали «гуталином», как Николай II стал «ананасом», сколько на Руси было «грозных» царей? Изучаем прозвища русских правителей.

Вещий Олег

Если обратиться к словарю Даля, то вещий – это и тот, «кому все ведомо и кто ведает будущее», «предсказатель», и «предусмотрительный, рассудительный». В этимологическом словаре Фасмера «вещий» происходит от древнерусского слова «вѣштии», то есть мудрый.

Историки говорят, что прозвище «Вещий» закрепилось за Олегом после его возвращения из Византии.
Однако не все так очевидно. Норманнское имя «Хелги», созвучное Олегу, переводится как раз как «вещий».

Владимир Красно Солнышко

Владимир - он и Великий, и Святой, Креститель, и Красно-солнышко. Почему «Красно-солнышко»? Закрепилось в сознании народа это прозвище из былин. Это объясняет своеобразную образность языка. Звучит красиво. Однако в народе «просто так» прозвищ не давали. «Красный» - это красивый. Возможно, Владимира так стали называть из-за добрых дел.
По ещё одной версии, Владимир получил прозвище из-за того, что во время его правления появилась засечная черта, укрепления от набегов печенегов. За это народ, у которого улучшились условия земледелия (оно сильно зависит от солнца) так и прозвал князя.

Ярослав Мудрый

Первая версия: при Ярославе была создана «Русская правда» - первый свод законов в истории России - из-за этого Ярослав стал «мудрым». Вторая: при Ярославе Русь окончательно избавилась от печенегов, поэтому Ярослав стал «мудрым». Третья версия: Ярослав получил прозвище «мудрый» из-за того, что построил два собора Святой Софии в Киеве и в Новгороде.
Наконец, есть версия, что Ярослава мудрым не называли ни летописцы, ни современники, а прозвище это придумал Николай Карамзин.

Дмитрий Донской

Дмитрий Донской - не единственный Донской. Донским после Куликовского сражения стал и его двоюродный брат Владимир Андреевич, которого также называли Храбрым. Первоначально «Донским» был именно он, потом уже в истории досталось Дмитрию, хотя Донской для Владимирского князя – это мало.

Иван Грозный

Иван IV был не единственным «грозным» царем в русской истории. «Грозным» же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища «правосуд» и «великий». В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище «великий», а «грозным» стал его внук.

Когда это произошло? При жизни никто Ивана Васильевича «грозным» не называл. Скрынников, виднейший исследователь жизни Ивана Грозного писал: «В источниках XVI века прозвище «Грозный» не встречалось. Скорее всего, царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен». Вероятно, в Смутное время.

Интересный факт: однажды Александр Дюма написал буквально следующее: «Ивана Грозного за его жестокость стали называть «васильичем».

Алексей Тишайший

Современники царя вкладывали в понятие «тишайший» совсем другой смысл – это был официальный титул государя, который имел отношение непосредственно к сану, а не к характеру государя.

«Тишайший» (латинское «clementissimus») - почётный титул латиноязычного происхождения, который означает «тишину» (благоденствие, спокойствие) в стране во время правления царя. Уже после тог, как в дипломатии латинский язык был заменён на французский, прежнее величание «clementissimus» было переведено на французский (французское «tres gracieux»). А в России уже с французского перевели как «всемилостивейший», и это же название было применено к государеву титулу вместо прежнего «тишайший».

Титулом «тишайший» кроме Алексея Михайловича были награждены и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Пётр, которого уж точно не заподозрить в излишней мягкости и «тихости» характера.

Петр Великий

Петр Великий - последний «великий» царь в русской истории. В народе он удостоился нескольких не очень лестных прозвищ, от Антихриста до Табачника, что, конечно, не отменяет успехов Петра.

Николай Ананас

Общеизвестно, что последний русский император после своей трагической по последствиям коронации получил в народе прозвище «кровавый». В дальнейшем это прозвище вспомнили во время Кровавого воскресенья 22 января 1905 года. Были у императора и другие прозвища. Например, «ананас». Как оно появилось? В одном из манифестов царя в тексте неудачно и неоднократно использовалась фраза «А на нас легла тяжкая ответственность…», «А на нас легло бремя…», «А на нас…».

Старик Ленин

«Ленин» тоже не имя, а псевдоним, по поводу происхождения названия которого до сих пор спорят. Главная версия - отсылка псевдонима к ленскому расстрелу 1912 года. Были у Владимира Ульянова и другие партийные клички: «Старик», «Ильич», «Лукич», «Петрович».
Образ «дедушки Ленина» хорошо котировался, поэтому его использовала советская пропаганда.

Гуталин

Партийных кличек у Сталина было немало. Его называли «Осип», «Иванович», «Васильев», «Василий», но самое знаменитое прозвище молодого Иосифа Джугашвили - Коба. Показательно, что Микоян и Молотов даже в 30-е годы так обращались к Сталину. Почему Коба? Повлияла литература. Одной из любимых книг юного революционера был роман грузинского писателя Александра Казбеги «Отцеубийца». Это книга о борьбе крестьян-горцев за свою независимость. Один из героев романа - неустрашимый Коба - стал и героем для молодого Сталина.

В народе Сталина называли по-разному. Одно из самых распространенных прозвищ было «гуталин» или «гуталинщик». Во-первых, Сталин был сыном сапожника. Во-вторых, многие реальная гуталинщики - айсоры- имели внешнее сходство в Вождем.

Во все времена добрый народ давал правителям прозвище. Не всегда благозвучное или красивое, но именно под этим прозвищем правители и входили в историю. Практически все прозвища это краткая характеристика деятельности, внешности или исторического события. Скорее всего, не было ни одного правителя без прозвища, просто не все они дошли до нас, хотя вполне вероятно могли быть яркими и оригинальными. Прозвища рождались в дворцовых коридорах и на городских улицах, в среде солдат и в кабинетах вельмож. Оно могло возникнуть в одночасье, а могло быть выбрано из десятка других.

Самый простой способ заработать прозвища от народа - иметь особенную внешность.

Людовик VI Толстый - понятно за что, Фридрих I Барбаросса - за шикарную рыжую бороду, Луи-Филипп Орлеанский, Король-груша, Филипп IV Красивый - видимо, за красоту по тем меркам, А были еще и Гарольд I Заячья лапа, Свен I Вилобородый, Ричард III Горбун, Вильям II Руфус (Рыжий), Эдуард I Лонгшенкс (Длиноногий) и… Король викингов Харальд II Голубой Зуб. Может быть, и правда у него были голубые зубы, но, скорее всего, BlueTooth это искаженное скандинавское Bletand (чернявый).

Часто поводом для присвоения прозвища было то, чем монарх занимался больше всего и его личные пристрастия. Вильгельм Завоеватель - воевал, Энрике Мореплаватель - ходил по морям, Генрих I Птицелов - ловил птиц, когда получил известие о том, что он стал королем.

Прозвища полученные, благодаря личным качествам, сохранили для нас истинное лицо своих носителей. Смелые воины как, Карл Смелый Бургундский, Филипп Храбрый Бургундский и Ричард Львиное Сердце Английский или потерпевшие неудачи в годы своего правления как английский король Иоанн Безземельный, потерявший в войнах почти все французские территории Плантагенетов.

Черты характера также могли стать прозвищем короля - плохим или хорошим: Педро Жестокий Португальский или Альфонсо Кроткий Арагонский, Педро Церемонный Арагонский или Карл Безумный Французский. Набожность в поведении монарха отмечалась особо: Людовик Благочестивый Французский, Иштван Святой Венгерский, Людовик Святой Французский. Дальновидные правители именовались Мудрыми: Санчо Мудрый Наваррский, Карл Мудрый Французский, Альфонсо Мудрый Кастильский.

Шалтай-Болтай на самом деле реальное прозвище Английского короля Ричарда III, а не только персонаж известного стихотворения. История тоже достоверная. Его не любили за уродство, но прозвище родилось после сражения, в котором ему отсекли ноги и никто из войска не сумел прийти ему на помощь.


Были общие прозвища - целая череда Великих, Справедливых, Злых и Добрых королей: Карл Великий, Кнут Великий, Иоанн Добрый Французский, Филипп Добрый Бургундский, Карл Злой Наваррский и прочие. Прозвища удостоилась даже целая королевская династия - Ленивые Короли (Меровинги), за то, что никогда не стригли волос.

Но первое место по оригинальности прозвища делят король Франции Генрих IV и Румынский король Кароль II. За свою манеру поведения Генрих Наваррский получил прозвище Галантный Бодрячок. Кароль II был известен как Король-плэйбой из-за своих романтических приключений. Женат он был три раза, количество его подруг легендарно. В конце концов румынский король и вовсе отрекся от престола и сбежал из страны с обычной девушкой, оставив ради нее греческую принцессу.


Наши правителя не обошлись без прозвищ.

На мой дилетантский взгляд оригинальности в них не много. хотя конечно встречаются.

Олег Вещий - сдается что получил он это прозвище за необычайную военную удачу, ум и проницательность. Легенда же утверждает, что из-за знания о своей смерти от своего же коня.

Владимир Святославович - Святой, Креститель Руси, а в народных песнях Красное Солнышко. Вряд ли народ нарек бы такими прозвищами того кто огнем и мечом. Досталось же Святополку Владимировичу по прозвищу Окаянный. За убийство своих названных братьев Бориса и Глеба. Владимир тоже убил своего брата, но стал Красным Солнышком. Это какую же погибель уготовил своим братьям князь, чтобы стать Окаянным?

Ярослав Мудрый - старший сын Владимира. Пока Святослав захватывал власть в Киеве, Ярослав двигался с дружиной воевать со своим отцом. А там вот какой расклад. Побил Мудрый Окаянного. Но Мудрым стал только после 35 летнего правления в стабильности и процветании.

Владимир Мономах - все вспомнили о шапке названной его именем. Но прозвище свое он получил по фамилии. Владимир Мономах приходился внуком Ярославу Мудрому и византийскому императору Константину Мономаху. Есть и другое объяснение названия Владимира Мономаха: будто бы он ходил на князя генуэзцев, за что и прозван Мономахом, т.е. единоборцем.


Юрий Владимирович Долгорукий - можно подумать, что руки у князя были не пропорционально длинные, вот и получил прозвище. В недошедших до наших дней летописях существовал словесный портрет Юрия Долгорукого, о нем мы можем судить со слов историка В. Н. Татищева: «Сей великий князь был роста немалого, толстый; брада малая…». Про руки не упоминается. Зато достоверно известно, что прозвище свое получил из-за того, что завоевывал земли, лежащие далеко от его края, и тянул руки к самому Киеву. Не любили его киевляне, поэтому и отравили, когда Долгорукий стал великим князем.

Андрей БОГОЛЮБСКИЙ - своё прозвище, по одной из версий, князь получил по названию села Боголюбово. История возникновения этого села необычна. «Андрей привёз из Вышгорода в суздальскую землю реликвию, известную позже как икона Владимирской Богоматери. По легенде, кони, которые везли повозку с иконой, вдруг остановились недалеко от города Владимира. Пришлось ночевать в чистом поле. Во сне явилась князю Андрею сама Богородица и сказала, что хочет остаться здесь. Андрей построил на месте своей вынужденной ночёвки городок (село) Боголюбово. Византийскую икону установили во Владимире в построенном по приказу Андрея Успенском соборе. Сам же поселился неподалёку в селе Боголюбово.

Всеволод БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО - один из героев «Слова о полку Игореве», в котором провозглашалась идея всеобщего единения русских княжеств. Но своё прозвище он получил благодаря многочисленному семейству (у него было 8 сыновей и 4 дочери).

Александр НЕВСКИЙ и Дмитрий Донской получили свои прозвища за славные победы по месту битв.

Иван КАЛИТА - Он слыл «человеком умным, но коварным, прозванный денежным мешком - Калитой». Прозвище «Калита» означает ещё и «кошелёк». Князь был щедрым к нищим («даяше нищим сколка вымётся»), то есть давал нищим не глядя, сколько вытащит из кошелька.

Василий Темный - был ослеплён, отчего получил прозвище «Тёмный».

Были еще и великий князь Иоанн II Иоаннович по прозвищу Красный тезка Филиппа IV Красивого и великий князь Симеон (Семён) Иоаннович Гордый прозван за то, что правил твёрдой рукой и первым именовал себя великим князем всея Руси.

Иван III Васильевич Грозный.

С незапамятных времён всех князей на Руси называли «грозными». Это был эпитет, а не прозвище. Восходит он к общеславянскому существительному гроза «страх, ужас» и имеет множество синонимов с «сердито-злым» значением. (См.: Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. - М., 2002).

Иван III, по словам Н.М. Карамзина, хотя и имел в своём нраве «природную жестокость», но усмирял её «силою разума». «Ивану III первому дали в России имя Грозного, но в похвальном смысле: грозного для врагов и строптивых ослушников».

Иван IV Васильевич Грозный (МУЧИТЕЛЬ) - именно Мучителем звал народ Ивана Васильевича, первого русского царя. «После смерти тирана народ «отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и доныне именует его только Грозным, хотя первоначально это прозвище было дано народом его деду Ивану III более в похвалу, нежели в укоризну» (Карамзин) Федор Иванович Блаженный - часто ходил и ездил в разные обители, приглашая греческих высших священнослужителей в Москву, много молился. Летописцы писали, что Федор был “прекроток и незлоблив”, многих миловал, богато “одарял” города, монастыри, села.

Еще один набожный и любитель церковных служб царь Алексей Михайлович Тишайший.

Пётр I Великий - единственный удостоен такого эпитета.

Николай I Палкин - в отличие от прозвищ своих родственников, придуманных в кабинетах, прозвище получил от народа.


Революционеры пошли, как водится, другим путем. Не стоит полагаться на народ, надо самим придумывать прозвища. Кто-нибудь может представить вождями революции Лейба Давидовича Бронштейна, Ешуа-Соломона Мовшевича и мещанина Ульянова? А так Троцкий, Свердлов и Ленин на фоне Николая Кровавого вполне благозвучные прозвища.

А Сталин? Прозвище подстать времени. Говорят, что зеки называли Сталина Хабибулиным, прекрасно осознавая, что он не татарин. А может, имея ввиду Иго?

Потом был «Кукурузник», «Бровеносец», «Ювелир», «Меченный». Какими прозвищами наградят нынешних правителей, мы узнаем скоро. И будьте уверены, они тоже войдут в историю