Древняя Персия. От племени до империи. Древний Иран. Земля Заратуштры

Персы, арабы и турки

Древние арабы, как и их родичи евреи, носили Бороды и так же оставляли их нетронутыми, хотя вера этого народа менялась не раз. Со времен Магомета мы можем рассматривать арабов в наших целях вместе с турками и персами, поскольку все они оказывали равное уважение к Бороде, считая, что она усовершенствует и придает завершенность лицу мужчины, а также является признаком свободы, бритье же почитали знаком унижения и рабства 5 . Магомет, установивший крашенье Бороды, предпочитал, чтобы она была соломенного цвета – цвет, традиционно ассоциирующийся с Авраамом. Одной из особенностей персидской ереси было предпочтение черному цвету Бороды и особой ее форме; еще к вопросу об этих мелких различиях: когда персы вели войну против узбекских татар, они взяли за обычай складывать отрезанные Бороды врагов к ногам своего шаха.

В качестве примера уважения, оказываемого Бороде, можно процитировать обычную магометанскую клятву: «Клянусь Бородой Пророка!» – а также форму просьбы: «Твоей Бородой, или жизнью твоей Бороды!» Турки указывают на свою и говорят: «Неужто ты думаешь, что эта достопочтенная Брада может лгать?» Достоверность мужского слова до такой степени принято было оценивать по Бороде, что при поисках свидетеля длина ее считалась обязательным подтверждением квалификации. Прикосновение к чужой Бороде, если только не для почтительного поцелуя, считалось у этих людей большим оскорблением. При встрече двух друзей поцеловать Бороду – иногда взаимно – соответствовало нашему рукопожатию, вопросу «как дела?», а «да сохранит Господь твою Бороду» призывало благословение на друга. В семье Борода также была предметом благоговейной привязанности: жена и дети целовали ее с нежной и уважительной любовью. Чтобы показать высокую ценность чего-либо, говорили: «Это стоит больше одной Бороды» 6 .

«Позор на твою Бороду!» – выражение упрека, а «Я плюю на твою Бороду!» – глубочайшего презрения. Когда персидский шах в 1826 г. разговаривал с нашим послом (сэром Джоном Малькольмом) о русских, то, чтобы показать, как низко он их ставит, он сказал: «Я плюю на их бороды» 7 .

Отрезание Бороды означало глубокое бесчестье и унижение. Известный глава ваххабитов Сауд брил Бороды в качестве наказания за тягчайшие преступления. Он долго мечтал купить жеребца у шейха племени Шахмэни, но все его предложения отклонялись. Шейх кахтанцев, когда его приговорили лишиться всех волосяных знаков отличия, при приближении брадобрея воскликнул: «О, Сауд, возьми жеребца Шахмэни как выкуп за мою Бороду!» Предложение было принято, и владелец продал жеребца за 2500 долларов, уверяя, что он не отдал бы его ни за какие деньги, если бы не нужно было спасать Бороду знатного кахтанца.

Даже когда болезнь или несчастный случай требуют удаления всей или части Бороды, араб пойдет на это только при самой крайности; после этого он живет в затворничестве, а если ему приходится выходить, надевает плотную черную вуаль, пока его подбородок не появляется «со всей первоначальною красой, густо рдеющей на нем».

Почти каждый магометанин носит с собой расческу с единственной целью – приводить в порядок Бороду, чем занимается часто, особенно после молитв; богомолец обычно остается тщательно орудовать расческой, сидя на пятках. Выпадающие волосы аккуратно собирают и либо хоронят вместе с хозяином, либо прежде него кладут в могилу, предварительно разрезав каждый, чтобы отпустить на волю ангелов-хранителей.

Душить и окуривать Бороду благовониями – обычная восточная привычка.

Во время траура персы бреются, и Геродот рассказывает один случай, когда они также обрезали гривы и хвосты коням в память о полководце Мардонии.

Рассказывают, что один умник-султан брил свою Бороду, говоря: «Негоже советникам водить султана за Бороду, как они поступали с нашими праотцами!» – и забывая, что для них все еще оставалась удобнейшая ручка, его нос, за который, как вы, дамы и господа, знаете, людей водят с незапамятных времен. Так что, будем надеяться, никто не станет приводить это как исторический прецедент в пользу бритья.

К счастью, его преемник был мудрее, и султан доныне отличается прекрасной Бородой 8 , как и персидский шах, все арабы и их властители.

Из книги Статьи автора Фейхтвангер Лион

«Персы» Эсхила У истоков европейской драматической литературы стоит исполинская, неповторимая, как египетские пирамиды, драма Эсхила, единственная дошедшая до нас историческая драма древних: «Персы». Влияние, которое эта драма оказала и, вероятно, будет оказывать и

Из книги Русские плюс... автора Аннинский Лев Александрович

…ТУРКИ РАЗГОВОР БЫВШИХ ГИГАНТОВ Эти заметки - плод двух моих коротких поездок в Турцию. Я не решился бы ни на какие геополитические или страноведческие рассуждения на этот счет, но, оказавшись на том берегу (который нам, согласно известной старой песенке, «не нужен»),

Из книги О железной стене автора Жаботинский Владимир

О ЖЕЛЕЗНОЙ СТЕНЕ (Мы и арабы 1923) Вопреки доброму правилу – начинать статью с существа – приходится начать эту с предисловия, притом еще личного. Автора этих строк считают недругом арабов, сторонником вытеснения и т. д. Это неправда. Эмоциональное мое отношение к арабам –

Из книги Газета Завтра 899 (6 2011) автора Завтра Газета

Исраэль Шамир «Мы - не рабы! Мы - арабы!» Революция в Египте - противоречивый, незавершенный процесс. Ошеломивший своей внезапностью, породивший восторг идеалистов, разочарование скептиков, дающий бесконечные поводы аналитикам, -этот процесс еще продолжается. Многие

Из книги Газета Завтра 334 (17 2000) автора Завтра Газета

Михаил Вербитский БУШ, НАРКОТИКИ И АРАБЫ (Занимательная конспирология) Англичане знамениты своими секретными службами, аристократией и имперской культурой. Подходящей карьерой для английского аристократа виделся Оксфорд или Кэмбридж, затем долгая служба в

Из книги Русский апокалипсис автора Ерофеев Виктор Владимирович

Братья-турки Аллах велик, но вещи сильнее Аллаха. Стамбул оккупирован чужими вещами, предметами. Над Босфором стоит дикий крик. Это не чайки, а турки кричат. Трудно привыкнуть к турецкой речи. Она разрывает внутренности, как асимметричные пули. Мальчишки бегут за трамваем.

Из книги Ничего, кроме правды автора Либерман Авигдор

Из книги Истории больше нет: Величайшие исторические подлоги автора Степаненко Андрей Георгиевич

Спекулятивные персы Хочу напомнить, что судьба Вавилона плотно переплетена с историческими судьбами Палестины и Персии, а даже само слово «перс» – жертва огромного количества натяжек и спекуляций.Во-первых, «перс», «фарси» слишком уж близко стоят с «фарисей»; эти слова

Из книги Кокон. История одной болезни (сборник) автора Бояшов Илья Владимирович

Главка третья: Душа и древние персы К счастью для исследователей древнеперсидской религии, душа по зороастрийскому учению представляла из себя единое целое. Вообще, что касается ее посмертной судьбы: прибытия на Божий суд, неизбежных мучений (в том случае, если она

Из книги Место под солнцем автора Нетаниягу Беньямин

Британия и арабы переходят к совместным действиям Уотерс-Тейлор встретился с Хадж-Амином эль-Хусейни. Майнерцаген докладывал об этой встрече: "Они встретились в среду перед Пасхой, и Уотерс-Тейлор сказал лидеру арабских радикалов, что в Пасху представляется прекрасный

Из книги Миллениум-мифы [сборник] автора Векшин Николай Л.

Арабы переписывают историю Чтобы склонить на свою сторону симпатии западной публики, арабам пришлось внести существенные коррективы в собственную концепцию ближневосточного конфликта. Никого на Западе нельзя было привлечь разговорами о том, что Израиль – это "раковая

Из книги Нефть, PR, война автора Коллон Мишель

Алия и арабы Проводя правильную политику поощрения репатриации и рождаемости, Израиль может удвоить свое еврейское население в течение ближайших двух десятилетий. Многим евреям эта цель кажется сегодня недостижимой, но не так оценивают ситуацию наши враги. Несмотря на

Из книги автора

Первое: Арабы должны признать право Израиля на существование Израиль может добиться установления мира со всеми своими арабскими соседями. Но чтобы этот мир оказался прочным и долговечным, он должен строиться на основе безопасности, справедливости и, прежде всего,

Из книги автора

Бывают турки На лодке вместе трое плыли: Медведев, Путин, Саркози. Обаму вслух они хвалили. Бывают турки на

Из книги автора

Жертвы чисток: не только сербы, но и цыгане, турки, хорваты, евреи, мусульмане... С самого начала этнических чисток из уст уполномоченных НАТО и со страниц некоторых послушных СМИ звучали маловразумительные объяснения... Из этих объяснений явствовало, что волна

Марина Баканова

Противостояние арабов и персов - давняя история. Так сложилось, что ислам, возникнув на Аравийском полуострове, быстро распространился за его регионы. В том числе - и Персидскую империю. На тот момент реально было два крупнейших политических игрока в регионе - Персия и Византия. И если Византия успешно придерживалась ортодоксальной ветви христианств (вплоть до активизации турков), то Персия разменяла зороастризм на ислам.

Однако, деление ислама на суннитские и шиитские течения дало первую трещину в отношениях арабов и персов. Более того, самой столицей исламского халифата очень быстро стал Багдад (персидская столица) и арабы оказались не у дел.

Это продолжалось довольно длительное время, практически до тех пор, пока арабские государства не избавились первоначально от турецкого владычества (Османской империи), а затем уже от английского и французского присутствия. Но и в это время ирано-арабские отношении строились на иранских условиях.

Все изменила нефть.

Стремительно богатеющие страны Залива оставили иранцев не у дел. И даже то, что Иран обладал более чем внушительными запасами «черного золота» ситуации уже не изменило. Особенно на фоне исламской революции в Иране и приходе ортодоксальных шиитов к управлению страной.

Единственное, что смягчало ситуацию - это умение арабских стран договариваться с Европой и Северной Америкой. И полное нежелание этого делать со стороны Тегерана. Иран пожелал независимости и в принципе получил ее, разменяв на многочисленные санкции со стороны международного сообщества. Чему несказанно обрадовался Эр-Риад, и моментально начал диктовать цены на рынке нефти. С Россией и Южно-Американскими поставщиками до поры до времени удавалось договориться.

Что же поменялось в ситуации, при снятии санкций с Ирана?

Новый игрок вступил на рынок, пока еще слабо и неуверенно, но тем не менее — успешно. Оголодавшая за время эмбарго, экономика Ирана может начать стравливать цены на нефть. Более того — Тегеран может предложить европейским странам и выгодные кредиты и уменьшить налоговое бремя внутреннего рынка.

Есть и еще несколько «но».

Человеческие ресурсы Ирана намного выше аналогичных в арабских странах. Собственно к этому привела политика «жадности». Не желая распылять нефтедоллары на эмигрантов из бедных стран арабы «закрыли» возможность получения гражданства. Собственных граждан у этих стран очень мало, большинство из проживающих в них - временные рабочие. А они не имеют ни особой возможности, ни особого желания служить в армии. Так и получается - что страны Залива имеют очень малочисленные армии, зато - хорошо вооруженные, за наличные деньги купить оружие не проблема.

В этом плане Иран имеет весомое преимущество в человеческом факторе, однако - эмбарго подорвало его возможности по закупке вооружения или развитию собственного производства. Снятие санкций и получение прибыли от продажи нефти позволит в довольно короткие сроки эту маленькую пропасть ликвидировать, при этом - численный перевес все равно останется за Ираном.

И в таком случае смешно не будет уже арабам. То, как персы умеют воевать, помнят поколениями и передают из уст в уста. А договариваться и идти на уступки арабам не очень и хочется. Власть - она глаза застит получше иной повязки!

Кроме того, есть крайне интересные особенности наложения фактора религиозного противостояния на карту ресурсов. Уникальность Королевства Саудовская Аравия в том, что правящая семья, а значит и те, кто обладает всей полнотой возможностей использовать природные ресурсы и получать с этого большинство прибыли - сунниты. Однако, районы нефтедобычи и нефтепереработки преимущественно шиитские. И это при том, что шиитское меньшинство в Королевстве в принципе носит характер второсортности и подвергается преследованиям как просто со стороны суннитов, так и со стороны шариатского суда и королевской семьи.

Абсолютно аналогичная ситуация и в Бахрейне. Более того - здесь шиитское меньшинство крайне радикальное и провоцировало акции неповиновения уже не раз. Вплоть до ареста лидеров и разгона демонстраций с помощью полиции и армии.

Усиление роли Ирана может спровоцировать рост суннитско-шиитской напряженности в регионе, или более того - к блокировке нефтяного крана. А это - деньги, на которые собственно арабские страны и существуют.

Попытка запугать Тегеран пакистанской ядерной бомбой провальна сама по себе. Во-первых, такая бомба накроет весь регион, самим арабским странам не посчастливится от ее применения, а уж если ветер повернет не в том направлении - то о безопасном проживании на исторической родине надолго можно будет забыть. Во-вторых, сам Иран небезуспешно давит на Пакистан путем поддержки белуджистанских сепаратистов. Так что - даст ли Исламабад бомбу в руки Эр-Рийяда? Честно говоря - маловероятно. Тем более - что и Пакистан тоже накрыть может. А самоубийц в этом государстве среди политиков нет.

Скорее всего - даже при сильном давлении Пакистан будет отнекиваться и отговариваться. Благо - пакистанцы действительно умеют «тянуть резину» на абсолютно пустом месте.

Более того. Снятие санкций с Ирана было в первую очередь выгодно США. В условиях падения собственных рынков и развала экономики Вашингтон не постесняется «залезть в карман ближнего своего». В данном случае - обогатиться на Иране, за счет падения экономики КСА. Выгодно, безопасно и удобно, поскольку заставит впредь Эр-Рийяд лучше прислушиваться к голосу Вашингтона.

Могут ли иранцы и арабы восстановить отношения? Сложно ответить однозначно. Народы разделяет многовековая вражда - и политическая, и экономическая, и религиозно-национальная. Слишком много обид и вековых споров, распрей, недопонимания... И в принципе - даже если бы и случилось чудо и страны вдруг «загорелись» желанием дружить, то это все равно вряд ли бы получилось. Американская политика правит под лозунгом «разделяй и властвуй», а значит - любые переговоры оказались бы так или иначе сорванными.

Прошло не так много времени после нашего возвращения из Ирана, а мы уже скучаем по прекрасной Персии: по глинобитным улочкам старинного Йезда, по романтичным мостам Исфахана, по вкуснейшим финикам из Кашана, по цветущим садам Шираза, по аромату розового масла, горячему шафрановому чаю и мягким персидским коврам…
Хотите такие же воспоминания? Как это сделать проще всего, рассказано внизу этой статьи.

В Иране столько интересного, что из путешествия Вы вернетесь восточным сказочником. Друзья еще долго будут слушать Ваши восторженные истории о местном гостеприимстве, шахских сокровищах, древних городах и караван-сараях.

Сегодня Иран входит в десятку самых привлекательных стран для международного туризма. У этой страны есть масса интересных особенностей, которые способны удивить даже бывалого путешественника.


1. В Иране высокий уровень безопасности , а последние военные действия были в стране 30 лет назад. Туристы иногда путают Иран с Ираком, но, несмотря на соседство с Ираком или Афганистаном, Иран остается самой безопасной страной в регионе. Иранцы, будучи отзывчивыми и радушными, безумно любят гостей и всегда готовы помочь, что бы ни случилось. В стране каждый год увеличивается поток туристов из Европы и Азии. Туристов из дружеской России здесь особенно любят и ждут. Женщины, также, могут спокойно путешествовать по Ирану одни, не боясь неприятных встреч.


2. Иран занимает 3-е место в мире по количеству исторических памятников по данным Юнеско , после Египта и Италии. Эта страна является наследником великой, древней Персии, одной из колыбелей мировой цивилизации, с историей более 5000 тысяч лет. В старину говорили, что кто видел Исфахан, тот видел половину мира – именно так переводится с персидского название города. А еще Вас ждет величественный Персеполис, уникальные зеркальные мечети, роскошные шахские дворцы и множество других чудес..


3. Персы – это не арабы . Между персами и арабами огромная разница в языке, в культуре и даже в религии. Кстати, в переводе с персидского, Иран означает «Земля Ариев». После завоевания арабами, персы приняли в качестве государственной религии шиизм – одно из направлений ислама, противопоставив себя арабам и туркам – преимущественно суннитам. До прихода в страну ислама, древнейшей религией Персии и мира был зороастризм. В старинном иранском городе Йезде до сих пор живут огнепоклонники -последователи пророка Заратустры. Вы сможете увидеть действующие зороастрийские храмы и священный огонь, который не гаснет более 700 лет.


4. У иранцев высокий уровень образования , особенно среди женщин. Около 60% студентов иранских вузов – девушки. Женщины водят машины, работают в офисах, могут быть членами Парламента и министрами, заниматься бизнесом, свободно голосуют на выборах. Иранские женщины большие модницы и любят ярко одеваться. В стране принято носить платки на головах, но иранки не носят никабы, паранджу и не закрывают лицо.


5. В Иране находится крупнейшее в мире месторождение бирюзы . Интересно, что русское название этого камня происходит от персидского слова «фируза» и в переводе означает «победитель». У народов Востока бирюза всегда пользовалась особым почитанием. Ее считают талисманом любви, счастья и процветания. Бирюза для иранцев не просто красивый драгоценный камень, а один из символов национальной гордости. У каждой иранской девушки имеется хотя бы одно украшение с таким самоцветом. Про этот камень бытует также известная иранская пословица: «чтобы избежать зла и обрести добрую судьбу, человек должен увидеть отражение новой луны на лице друга, на Коране или на бирюзе». Именно бирюза слыл у персов главным предметом торговли. Восточные купцы считали: рука, на одном из пальцев которой кольцо из этого минерала, никогда не оскудеет.


6. У персов уникальный календарь . По персидскому календарю сейчас 1395 год. В современном Иране используются сразу три календаря: персидский, исламское летоисчисление по лунной хиджре и григорианский. Это отражается почти во всех настенных/настольных календарях, ежедневниках, новостных передачах и т.п. Но именно персидский календарь основа повседневной жизни иранцев, в то время, как исламское летоисчисление используется только для религиозных целей. Иранский календарь называется Солнечная хиджра, а летоисчисление в Иране ведется от 622 года – года переселения пророка Мухаммеда из Мекки в 1. Медину (хиджра). Кстати, месяцы персидского календаря сохранили свои древние зороастрийские названия.


7. Иран – родина лучших в мире персидских ковров . Ковры – неотъемлемая часть персидской культуры и истории. Иранские дети с младенчества ползают по коврам и играют на них, а взрослые не способны даже представить себе свой дом без ковров. Ковроткачество считается видом национального искусства, в которое иранцы вкладывают всю свою душу. Сегодня более 2-х миллионов иранцев зарабатывают в области производства или продажи ковров, а Иран является крупнейшим экспортером персидских ковров.
Старинные персидские ковры хранятся в лучших музеях мира. Самый древний из известных нам ковров мира (Пазырыкский ковер) был соткан около 2 500 тысяч лет назад. Интересно, что этот ковер нашла в 1949 году команда советских археологов, в Алтайских горах в Сибири, и сейчас он выставлен в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.


8. Персия – родина величайших поэтов и ученых . Успехи древнеиранской медицины, астрономии и математики по праву считаются одними из самых выдающихся в мире. Например, великому учёному Ибн Сине, известному на Западе как Авиценна, принадлежит заслуга в открытии заразных заболеваний, анестезии и многих других областей медицины. Его книга «Канон врачебной науки» использовалась в качестве учебника в лучших медицинских институтах Европы до 19 века.
Персидская литература подарила миру великолепные образцы классической поэзии. В доме каждого иранца на почетном месте всегда 2 книги – Коран и стихи поэта Хафеза. В России больше известен классик персидской поэзии, ученый, математик, астроном и философ Омар Хайам. Например, он открыл бином, который несколько столетий после него вновь вывел Ньютон. Но больше всего прославили Хайяма четверостишия - рубаи, которые проникнуты любовью к жизни, женщинам и вину.
Гениальный персидский поэт Саади задолго до европейцев употребил термин «гуманизм», а строки из его стихов сегодня являются гимном Организации Объединенных Наций.


9. В Иране хранится самое крупное и поразительное собрание ювелирных изделий в мире . Оно называется «Национальная сокровищница драгоценностей Ирана» и находится в специальном хранилище Центрального банка в Тегеране. Туристы могут посетить эту сокровищницу в строго определенные дни и часы, но уникальные впечатления того стоят. Такого количества огромных бриллиантов, изумрудов, рубинов и других драгоценностей, Вы точно еще не видели и нигде больше не увидите! В их числе самый большой в мире розовый бриллиант Дарья- йе-Нур (Море света), уникальный золотой глобус с материками из драгоценных камней (вес 34 кг.), знаменитый, усыпанный бриллиантами, «Павлиний трон», сияющие короны персидских шахов и еще множество других сокровищ, которые потрясают воображение.


10. Уникальные изделия ручной работы – одна из визитных карточек Ирана . Нередко туристы бывают потрясены не столько красивыми мечетями и дворцами, сколько удивительными национальными изделиями народных мастеров. Каждый из таких видов народного искусства – продукт многовековой истории и культуры Ирана. Например, иранская чеканка по металлу «галямзани» появилась более 4000 лет назад, а скатерти в технике «галямкари» известны со времен монгольского нашествия.

Древнейшим считается и уникальное искусство нанесения разноцветной эмали на металл или керамику – «минакари». Самый большой выбор этих и других красивейших изделий Вы найдете на знаменитом базаре Исфахана.


11. Иран – крупнейшая в мире страна-производитель фисташек . По разнообразию сортов, вкусу и качеству, с иранскими фисташками не сравнятся фисташки других производителей. Фисташка является одно из самых почитаемых растений Востока, где ее называют «деревом жизни». В Персии фисташка всегда считалась символом богатства и процветания. В настоящее время площадь фисташковых плантаций в Иране составляет 300 тыс. га, что соответствует 20% площади всех садов Ирана. Иранские фисташки сегодня поставляются в 76 стран мира. В производстве, переработке и упаковке фисташек занято более 1 млн. человек.
Фисташки являются важнейшей экспортной культурой и занимают второе место, уступая только коврам ручной работы.


12. Самовар – один из главных символов иранской культуры . Это удивительно, но факт. Хотите попить чай в исконно русском стиле? Тогда езжайте в Иран, где Вы найдете эту традицию живой в повседневной жизни любого иранца. Первые самовары попали в Персию из России более 200-ти лет назад и до сих пор пользуются среди иранцев огромной любовью. В отличие от арабов, персы предпочитают пить чай, а самовар стал символом достатка в доме. Сегодня многие иранцы даже не верят, будто самовар – не иранское изобретение, ведь их активно делают сами иранцы, нередко украшая роскошной чеканкой.
Вы встретите самовары в Иране на каждом шагу - в домах, в ресторанах и чайханах, в качестве популярного украшения интерьеров.

Вы, наверное, думаете, что на такую поездку нужно много денег?

Пора развеять старые стереотипы и открыть для себя такую дружелюбную страну, как Иран!

Хотим Вас сразу успокоить.При грамотном планировании, самостоятельная поездка в Иран станет одним из самых бюджетных путешествий в страны Востока.

  • Большое разнообразие отелей , в том числе, недорогих, позволит выбрать отдых на свой вкус и кошелек.
  • Большое количество недорогих кафе , дешевые фрукты и другие продукты, также, одна из возможностей экономии.
  • Хорошее транспортное сообщение в стране - Вы легко и недорого можете добраться куда угодно. Между городами летают бюджетные авиакомпании, ездят комфортабельные автобусы.

Но нужно учесть множество нюансов . Например, из-за долгой экономической блокады, в Иране не работают пластиковые карточки всех международных банковских систем, невозможно забронировать отели и билеты в интернете на привычных системах бронирования, типа “Booking”, в стране заблокированы многие интернет сайты, мало людей говорит по-английски и туристов повсюду окружают надписи на языке фарси.

На нашем мастер классе, мы научим Вас, как обойти все эти трудности и сделать свое путешествие по Ирану легким, комфортным и приятным.

Отдохните в Иране под руководством опытных путешественников!

Если Вы хотите рассказать друзьям - поделитесь, нажав на кнопку любимой соцсети.

ПЕРСЫ, фарсы, ирани (самоназвание), народ, основное население центральной и восточной части Ирана (районы Тегерана, Исфахана, Хамадана). Численность 25300 тыс. человек. Живут также в США (236 тыс. человек), Ираке (227 тыс. человек) и других арабских странах, Афганистане (50 тыс. человек), Пакистане , Германии , Австрии и Великобритании и др. Говорят на персидском (фарси) языке иранской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе арабского алфавита. Персы - мусульмане-шииты.

Древнеиранские племена проникли на территорию Ирана (из Средней Азии или Северного Причерноморья) в конце 2-го тысячелетия до нашей эры. Тогда же зародилась древнеиранская религия - зороастризм, сохранившаяся у современной этноконфессиональной группы персов - гебров и у переселившихся в Индию парсов. Занимали господствующее положение в государствах Ахеменидов (VI-IV вв. до нашей эры) и Сасанидов (III-VII вв. нашей эры). Арабское завоевание (VII век) принесло ислам, влияние арабского языка и культуры; мусульманская культура стран Передней и Южной Азии в свою очередь впитала многие иранские черты.

В дальнейшей этнической истории персов участвовали арабы, тюрки (при господстве Сельджуков, XI-XII века, и др.), монголы (в правление династии Хулагуидов, XIII-XIV века). В начале XVI века персы были объединены под властью иранской династии Сефевидов, с конца XVIII века - тюркской династии Каджаров. В середине XIX века началось формирование персидской нации, ассимиляция персами других, прежде всего ираноязычных, народов. В XX веке усилились процессы национальной консолидации персов. В 1979 провозглашена Исламская республика.

Основное традиционное занятие - пашенное земледелие, в том числе поливное (пшеница, ячмень, рис, табак, клевер, просо, джугара, хлопок, чай, сахарная свёкла), распространены садоводство и виноградарство. Разводят главным образом мелкий рогатый скот. Персы, живущие в городах, - ремесленники, торговцы, служащие. Развита нефтяная промышленность. Персы составляют основную массу городского населения. Ремёсла - производство ковров, шерстяных тканей, набивных ситцев (каламкар), изделий из металла, инкрустация перламутром, костью, чеканка по металлу. Города Кум и Кашан славятся своей керамикой.

Традиционное городское жилище глинобитное или кирпичное, с плоской крышей камышового плетения на деревянных балках, обращено к улице глухой стеной, у зажиточных персов во внутренней части усадьбы - сад с бассейном; делится на внешние мужские комнаты (бирун) и внутренние покои (эндерун) для женщин и детей. Внутреннее убранство - ковры, тюфяк, низкая мягкая мебель. Помимо каминов и печей сохраняется традиционный способ обогрева - жаровня под широким столом (курси). В стенах - ниши с утварью, лампами, посудой и др.

Сельские поселения и жилища - нескольких типов. Селения нерегулярной планировки состоят из глинобитных жилищ на каркасе из деревянных столбов, крыши плоские, со слоем соломы или камыша, окон нет, свет проникает сквозь отверстия в крыше или стене. Иногда дом имеет террасу (айван). Другой тип селения - кале (крепость) с глинобитной оградой и воротами. Жилища глинобитные или из сырца, с куполообразной крышей расположены вдоль ограды и тесно примыкают друг к другу. В богатых лесом останах Гилян и Мазендеран дома бревенчатые с конической или двускатной крышей.

Традиционный городской костюм мужчин - белая рубаха и чёрные хлопчатобумажные штаны, поверх безрукавка и кафтан (каба), белые туфли с вязаным верхом и подошвой из прессованных тряпок. Состоятельные персы носят суконный сюртук (сердари) с отложным или стоячим воротником, складками на талии. Сельский костюм - рубаха из белой ткани и синие штаны, короткий синий кафтан и овчинный тулуп; головной убор (кулах) из войлока, овальной или конической формы, чалма, под которой шапочка (аракчин).

Женский домашний костюм - рубаха, штаны, кофта и короткая плиссированная юбка, на улице носят широкие чёрные шаровары с пришитыми к ним чулками, чёрную чадру, закрывающую всю фигуру, лицо скрывают белым покрывалом (в Исламской Республике Иран чадру обязаны носить все женщины), обувь - туфли без задников. Мужчины часто носят европейский костюм из местной, в том числе верблюжьей, шерсти.

Пища - рис, мясо, овощные маринады, лепёшки, овечий сыр и молочные продукты, чай, фруктовые сиропы.

Особенно торжественно персы отмечают день памяти шиитского имама Хусейна (ашура, или шахсей-вахсей) - 10-е число лунного месяца мухаррама, в первые десять дней мухаррама устраивают траурные церемонии, религиозные мистерии (таазие). Из доисламских праздников отмечают Новый год (Ноуруз) в течение 13 дней после весеннего равноденствия с разведением обрядовых костров, народными гуляньями.

С богатым персидским фольклором связана классическая иранская поэзия (рубаи, газели и др.); бытуют эпические сюжеты и легенды о богатыре Рустаме и др.

Персы, индоевроп. народ, обитавший юго вост. Элама. Основателем Персидского царства (зависимого от мидян) в Аншане считается Чишпиш, сын Ахемена, поэтому за др. перс. цар. династией закрепилось имя Ахемениды. см. Кир II Великий (559 530 гг. до Р … Библейская энциклопедия Брокгауза

Современная энциклопедия

ПЕРСЫ, персов, ед. перс, перса, муж. Народ, составляющий основное население Ирана (по прежнему названию Персии). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПЕРСЫ, ов, ед. перс, а, муж. и (устар.) персиянин, а, муж. Прежнее название иранцев; сейчас название нации фарсов, составляющей около половины населения Ирана. | жен. персиянка, и. | прил. персидский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова

Население Персии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Сущ., кол во синонимов: 1 персияне (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Персы - (самоназвания фарсы, ирани) народ общей численностью 28750 тыс. чел., проживающий, в основном, на территории Ирана (28000 тыс. чел.). Другие страны расселения: Ирак 150 тыс. чел., США 130 тыс. чел., Саудовская Аравия 100 тыс. чел., Кувейт 85 тыс … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Фарсы (самоназв. ирани, мн. число ираниан), нация, составляющая ок. половины населения Ирана (по данным 1 й всеобщей переписи населения страны в кон. 1956, П. ок. 9 млн. ч., по оценке на 1963 10,5 млн. ч.). Говорят на персидском (фарси) языке,… … Советская историческая энциклопедия

Ов; мн. Нация, основное население Ирана (Персии); представители этой нации. ◁ Перс, а; м. Персиянка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Персидский (см.). * * * персы (фарси, самоназвание ирани), народ в Иране (около 21,3 млн. человек). Общая… … Энциклопедический словарь

персы - ПЕРСЫ, ов, мн (ед перс, а и Устар. персиянин, а, м). Народ, основное население центральной и восточной части Ирана (до 1935 г. Персии), государства в Юго Зап. Азии; люди, принадлежащие к этому народу, фарсы; персидский яз. фарси, иранской группы… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Персы. Книга первая исторического романа «Скифы» , Николай Соколов. В первой книге рассказывается о государственном перевороте 522 года до нашей эры в Персии. После убийства законного царя Бардии в стране начались мятежи и восстания, причем в военных… электронная книга
  • Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов , Уильям Куликан. В книге исследуется история могущественного клана персов и мидян, подданных империи, центром которой был дворец Персеполя. Автор представляет впечатляющую панораму зрелой цивилизации…