Описание в рассказе бежин луг. Роль и описание природы в рассказе "бежин луг" тургенева

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» — это один из самых прекрасных рассказов о природе. описывает луг глазами охотника — человека, влюбленного в свой край, в родную природу.
Охотник подошел к мальчикам, которые пасли лошадей. Он не хочет им мешать, поэтому любуется ночным лугом. Как он говорит, картина, открывшаяся его взору, была чудесная: «Около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнет голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь, добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом. Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и потому вблизи все казалось задернутым почти черной завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали».
Этот ночной пейзаж вселяет в героя и читателя гармонию, спокойствие, какую-то тихую радость. Тургенев так мастерски рисует нам этот пейзаж, что мы не просто видим его, но еще ощущаем то же, что и мальчики, собравшиеся вокруг костра.
Природе в рассказе отведено много места. Тургенев не просто показывает нам красоту русской природы, но еще высказывает философские мысли. Глядя на ночное небо, охотник задумывается о беге времени, о космосе и ином: «Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»
Такое философское настроение не проходит у героя и на рассвете, наоборот, он чувствует начало нового дня и новой жизни. Природа как бы говорит ему, что все меняется к лучшему, что за темнотой обязательно наступает рассвет, что окружающий мир прекрасен и этому надо радоваться.
В конце рассказа Тургенев дает восхитительную картину рассвета, которая заражает оптимизмом и бодростью: «…полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света… Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун».

К плеяде замечательных русских писателей 19 века, получивших мировое признание и любовь читателей ещё при жизни, относится Иван Сергеевич Тургенев. В своих произведениях он поэтически описывал картины русской природы, красоту человеческих чувств. Творчество Ивана Сергеевича - это сложный мир человеческой психологии. С рассказом «Бежин луг» в русскую литературу было впервые введено изображение детского мира и детской психологии. С появлением этого рассказа произошло расширение темы мира русских крестьян.

История создания

Крестьянские дети рисуются писателем с нежностью и любовью, он отмечает их богатый духовный мир, умение чувствовать природу и её красоту. Писатель пробуждал у читателей любовь и уважение к крестьянским детям, заставлял думать об их дальнейших судьбах. Сам рассказ - это часть большого цикла под общим названием «Записки охотника». Примечателен цикл тем, что впервые в русской литературе на сцену выведены типы русских крестьян, описанные с такой симпатией и подробностями, что современники Тургенева сочли, что появилось новое сословие, которое достойно литературного описания.

В 1843 г. И.С. Тургенев познакомился с известным критиком В.Г. Белинским, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». В 1845 г. Иван Сергеевич решил полностью посвятить себя литературе. Лето он проводил в деревне, отдавая всё свободное время охоте и общению с крестьянами и их детьми. Впервые планы создания произведения озвучиваются в августе сентябре 1850 г. Тогда на черновике рукописи появились записи, содержащие планы написания рассказа. В начале 1851 г. рассказ был написан в Петербурге и в феврале был опубликован в журнале «Современник».

Анализ произведения

Сюжет

Рассказ ведётся от лица автора, любителя поохотиться. Однажды в июле, во время охоты за тетеревами он заблудился и, идя на огонь горевшего костра, вышел на огромный луг, который местные жители называли Бежиным. Возле костра сидели пятеро крестьянских мальчиков. Попросившись у них на ночлег, охотник лёг у костра, наблюдая за мальчиками.

В дальнейшем повествовании автор описывает пятерых героев: Ваню, Костю, Илью, Павлушу и Фёдора, их внешность, характеры и рассказы каждого из них. Тургенев всегда был неравнодушен к духовным и эмоционально одарённым людям, искренним и честным. Именно таких людей описывает он в своих произведениях. Большинство из них живёт тяжело, при этом они придерживаются высоких моральных принципов, очень требовательны к себе и окружающим.

Герои и характеристики

С глубокой симпатией описывает автор пятерых мальчиков, у каждого из которых свой характер, внешность, свои особенности. Вот как описывает писатель одного из пятерых мальчиков, Павлушу. Мальчик не очень красивый, лицо у него неправильное, но автор замечает в его голосе и взгляде сильный характер. Внешний вид его говорит о крайней бедности семьи, так как вся его одежда состояла из простой рубашки и залатанных портков. Именно ему доверено следить за похлёбкой в котелке. Он рассуждает со знанием дела о рыбе, плеснувшей в воде и о звезде, покатившейся с неба.

По его поступкам и речи видно, что он наиболее смелый из всех ребят. Этот мальчик вызывает наибольшие симпатии не только у автора, но и у читателя. С одной хворостиной, не испугавшись, ночью, он один поскакал на волка. Павлуша прекрасно знает всех зверей и птиц. Он смел и не боится примет. Когда он рассказывает, что ему показалось, как его звал водяной, трусоватый Илюша говорит, что это дурная примета. Но Павел отвечает ему, что в приметы он не верит, а верит в судьбу, от которой никуда не убежишь. В конце рассказа автор сообщает читателю, что Павлуша погиб, упав с лошади.

Далее идёт Федя, мальчик четырнадцати лет «с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». Он старше всех среди ребят. Ведёт он себя важно, по праву старшего. Говорит покровительственно, как бы опасаясь уронить своё достоинство.

Третий мальчик, Илюша, был совсем другой. Тоже простой крестьянский паренёк. На вид ему не более двенадцати лет. Его незначительное вытянутое, горбоносое лицо имело постоянное выражение тупой, болезненной заботливости. Губы были сжаты и не шевелились, а брови были сдвинуты, как будто он всё время щурился от огня. Мальчик опрятный. Как описывает его внешность Тургенев, «верёвка тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку». Ему всего 12 лет, но он уже работает с братом на бумажной фабрике. Можно сделать вывод, что мальчик он трудолюбивый и ответственный. Илюша, как заметил автор, хорошо знал все народные поверья, которые напрочь отрицал Павлик.

Костя выглядел не более, чем на 10 лет, маленькое веснушчатое личико было заострено, как у белочки, огромные чёрные глаза выделялись на нём. Одет он был тоже бедно, худенький, маленького росточка. Говорил тоненьким голоском. Внимание автора привлекает его печальный, задумчивый взгляд. Мальчик он немого трусливый, но, тем не менее, выходит с мальчиками каждую ночь пасти коней, сидеть у ночного костра и слушать страшные истории.

Самый незаметный мальчик из всех пятерых - это десятилетний Ваня, лежавший возле костра, «смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из под нее свою русую кудрявую голову». Он - самый младший из всех, писатель не даёт ему портретной характеристики. Но все его действия, любование ночным небом, восхищение звёздами, которые он сравнивает с пчёлками, характеризуют его как любознательного, чуткого и очень душевного человечка.

Все крестьянские дети, о которых говорится в рассказе, очень близки с природой, они буквально живут в единении с ней. С самого раннего детства они уже знают, что такое труд, самостоятельно познают окружающий мир. Этому способствует работа дома и в поле, и во время выездов в «ночное». Поэтому с такой любовью и трепетным вниманием описывает их Тургенев. Именно такие дети - наше будущее.

Рассказ писателя не принадлежит только времени его создания, к 19 веку. Этот рассказ глубоко современен и своевременен во все времена. Сегодня, как никогда, требуется возврат к природе, к пониманию того, что надо её беречь и жить с ней в единении, как любимой матерью, но не мачехой. Воспитывать наших детей на труде и уважении к нему, на уважении к трудящемуся человеку. Тогда и окружающий нас мир изменится, станет чище и прекрасней.

В рассказе «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева пейзаж играет важную роль. Рассказ начинается с описания раннего июльского утра, где рассказчик описывают всю красоту природы. Он пишет о том, что такое утро самое лучшее, погода уже устоялась и по утрам не холодно, но и не жарко. Рассказ ведет охотник, который пришел в лес и описывает всю прелесть природы. Рассказчик так красиво описывает облака, что картина завораживает.

Он говорит о том, что облака стоят недвижимо из-за тихой погоды и образуют собой причудливые узоры. По описанию этой картины можно понять насколько хорошее настроение у охотника, и он любуется окружающей красотой. Затем он описывает наступление вечера, когда эти самые облака становятся бледно-лиловыми и потихоньку начинает надвигаться тьма.

Далее описана картина, когда охотник заблудился в лесу и не может найти выход. Он говорит о том, что зашел не туда, и ему пришлось спуститься в долину, где охотнику стало жутко. Здесь рассказчик описывает, что трава в долине мокрая и высокая, ему стало не по себе, и он побыстрее хотел выйти на возвышенность, чтобы увидеть дальнейшую дорогу. Взобравшись на очередную возвышенность, охотник понял, что окончательно заблудился, и ему стало не по себе.

Пейзаж в рассказе передает не только красоту русской природы, но и чувства самих героев. Тут охотник видит костер и решает попроситься на ночлег, возле костра оказались местные мальчишки, которые выгоняли стадо лошадей на ночь. Мальчишки принимают охотника и он успокаивается. Здесь пейзаж принимает другую картину и заиграл другими красками. Рассказчик слушает истории ребят, в которых они говорят о леших, оборотнях и русалках.

Охотнику открывается другая картина болот и деревьев, на которых сидят русалки и губят людей. Следующим рассказчик описывает рассвет, который только начался и прохладный ветерок начал прогуливать между листьев деревьев и кустов. Рассказчик собирается домой и уходит от ребят, немного пройдя, наступило утро и снова теплые лучи озарили землю.

Сочинение Пейзаж в рассказе Тургенева Бежин луг

Рассказы Тургенева всегда пестрят красочным описанием природы, особенно в цикле «Записки охотника». Автор искусно расписывает пейзажи, в самых мельчайших подробностях. Когда читаешь произведения Ивана Сергеевича, то полностью погружаешься в атмосферу происходящего.

Читая рассказ «Бежин луг», ясно представляешь себе лес, по которому шёл охотник. Почти слышишь шелест листвы. Представляешь чистое синие небо, и кроткий разлив зари по нему. В начале рассказа, описание природы захватывает внимание и передает красоту видов, которые окружают главного героя, а также настроение охотника.

Вначале говорится о лете в общем. Описываются солнечные июльские дни, чувствуется лёгкость, тепло, безмятежность. Когда рассказывается о самом охотнике и о том, как он идёт довольный с добычей, слегка утомленный, его усталость как раз, даёт прочувствовать очертание пейзажа: «Воздух ещё светлый, но уже не озарённый солнцем», «Холодные и густеющие тени».

Далее, когда охотник понимает, что заблудился, автор снова передаёт его тревогу через природу: «Льётся темнота», «Ночь как грозовая туча», «Угрюмый мрак». Сразу понимаешь, как переживает главный герой, как потихоньку у него нарастает чувство страха, из-за вероятности остаться темной ночью посреди незнакомого леса. Когда охотник вышел на луг и встретил мальчишек-пастухов, сидевших у огня, снова природа вокруг описывает его состояние. Герой чувствует себя спокойно, страх остаться в лесу среди ночи, отступил и теперь он может не волноваться, расслабиться и слушать рассказы ребят.

Мальчики рассказывали разные мистические истории и небылицы, и тут природа придаёт этим рассказам загадочности и таинственности. То откуда не возьмись, появился голубь и резко пролетел мимо, то зазвенело что-то. В конце истории, писатель снова показывает нам, что чувствует герой, когда начало рассветать, а он отправился домой. В словах: «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило», вместе с охотником чувствуешь облегчение, что вот-вот, совсем скоро он будет дома. Больше ничего не угрожает герою рассказа.

Роль пейзажа в этом произведении очень важна, она позволяет читателям глубже проникнуться в сюжет и почувствовать себя участником событий, описанных автором. Как будто ты сидишь рядом с ребятами и охотником, у костра на Бежином лугу и слушаешь разные интересные истории.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Люби и охраняй природу (охрана природы) 7 класс

    Родина и природа неразрывно связаны между собой. Природа является гордостью моей страны, я пользуюсь ее ресурсами, наслаждаюсь пейзажами и могу вносить свой вклад. Ни одна страна не может похвастаться таким богатством, как природа моей Родины

  • Любовь! Как много смысла мы вкладываем в это слово. Оно имеет множество граней и определений, в нем заложена сила и слабость рода человеческого. С древних времен и до наших дней ее воспевают, ее проклинают

  • Анализ повести Бунина Деревня сочинение

    Повесть Бунина «Деревня» одно из самых первых его произведений написанных в прозе. Оно тут же приравняло его к самым известным писателям того времени. Написав эту повесть, Бунин полностью выполнил поставленную перед собой задачу

  • Сочинение Анализ оды На день восшествия Елизаветы Петровны Ломоносова

    Михаил Васильевич Ломоносов – поистине великий человек, гениальный русский ученый, получивший мировую известность благодаря своим многочисленным талантам и достижениям в области химии

  • Андрей Ефимович Рагин в повести Палата номер 6 Чехова

    Особое внимание следует уделить такому герою повести Чехова, как Андрей Ефимович Рагин. Это врач в больнице в городе. На доктора он выучился только по настоянию своего отца

"Бежин луг" - один из самых увлекательных и интересных рассказов Ивана Сергеевича Тургенева. Он входит в знаменитый цикл "Записки охотника". Главный герой рассказа заблудился поздним вечером после удачной охоты. Он долго блудил по незнакомой ему местности. Тем временем вечерело. Приближалась грозовая туча. Наконец, автор вышел на поляну, которую местные называли Бежин луг. Там толпа ребятишек пасла табун лошадей. Рассказчик присоединился к ребятам. Они сидели вокруг костра и рассказывали друг другу разные истории. С наступлением ночи эти истории становились все более страшными. Рассказывали разные истории, в которых реальность смешивалась с вымыслом и небылицами. В темноте эти истории казались правдивыми и очень-очень страшными.

Тургенев большое внимание уделяет описанию природы и смене дня и ночи. Днем все расцветает. Все кажется веселым, светлым и радостным. Днем ничего не страшно, а ночью те же самые места навевают огромный беспричинный ничем не объяснимый страх.

Описание дня и ночи имеет важное художественное значение.

  • помогает читателю понять и проникнуться чувствами автора;
  • навевает особую атмосферу, которая присутствовала во время ночной посиделки рассказчиков;
  • помогает сделать психологический контраст между человеческим восприятием одних и тех же событий, происходящих в разное время суток, в разных погодных условиях.

Символизм в произведении

  • В произведении Тургенева "Бежин луг" тьма, ночь символизируют все темное, страшное.

Показывают как обостряются людские страхи с наступлением ночи, приближением тьмы. Одни и те же события и истории днем не произвели бы такого ужасающего впечатления. Над ними можно было бы только от души посмеяться. Ночью все кажется более серьезным и глобальным, оживают человеческие страхи и фобии.

  • Утро и день наоборот символизируют, что их наступлением страхи, темные силы, фобии и прочая нечисть отступают. Настает время торжества добра, мира, справедливости, радости.

Эти ночные посиделки навсегда остались как приятные воспоминания в памяти главного героя.

Тургенев в рассказе "Бежин луг" очень красочно,ярко описывает природу.Пейзажи помогают увидеть нам что там происходит,представить места событий.Описание природы дополняет представление о жизни мальчиков,служит фоном повествования.Смена пейзажей определяет и композицию построения рассказа,отделяя зачин от основной части и концовки.

В этом произведении рассказчик потерял дорогу домой после долгой охоты. Уже стало темно, появились звёзды на небе, никого и ничего рядом не было слышно, он был один в каком-то неизвестном поле, шел по узкой тропинке, и слышны были только его шаги. Ему становилось жутковато. Он нашел мальчишек у костра и прилёг рядом с ними, слушая их истории. Их истории были мрачными и страшными, они как-будто бы специально ждали ночи, чтобы рассказывать друг другу страшные истории. Здесь ночь символизирует страх, тревогу, то, что связано с нечистью. Началось утро, все стало вокруг светло, и на душе рассказчика стало спокойно и радостно. Он встал и отправился домой. Утро здесь символизирует счастье, душевное спокойствие, умиротворённость.

Ночной пейзаж в рассказе «Бежин луг»

Рассказ И. О." Тургенева «Бежин луг» занимает особое место в композиции «Записок охотника», однако именно он «наиболее подвергался искажению в критике». Интерпретации этого рассказа различны и часто противопоставлены друг другу. По мнению современных исследователей, -- это произведение, в котором «русский крестьянский мир - крестьянские дети - показан не только в его обездоленности, но также в его одаренности духовной красоте». Но также следует отметить и великую роль природы в этом рассказе. Природа под пером И. С. Тургенева встает как живая во всей своей зрительной наглядности; писатель чутко замечает и тонко отмечает разнообразные оттенки зрительных, слуховых ощущений, воспринимаемых от явлений природы в разные моменты дня и ночи; природа в изображении Тургенева органически соединена с переживаниями человека, настраивает ночью на ощущения какой-то таинственности соединенной с некоторой боязнью и страхом перед непонятными ночными звуками, шорохами, темнотой, мигающими звездочками, пробуждает творческую фантазию в подростках, которые только еще входят в жизнь и все интересуются. Но они, как и писатель, не только тонко замечают, но и любят природу.

Рассказ открывается пейзажем летнего дня. Использованные для описания природы автором цвета поражают своей утончённостью и разнообразием: приветно-лучезарный, лиловый, блеск кованого серебра, золотисто-серый, бледно-лиловый. Природа царственна и благосклонна… Человека в пейзаже нет, он не властен управлять этой мощью и красотой, а лишь с восторгом взирает на Божие творение. . Обилие света является как противостояние тьме. Свет градирует, усиливается от утра к полудню и снижается к вечеру. Присутствует обилие растительности (кусты, густая, высокая трава, гречиха, полынь, сжатая рожь), птиц и животных (кулички, собаки, лошади, ястребок, перепела, голубь, цапля), знакомых звуков и запахов, которые ассоциируются с живым миром (голоса, живые звуки, кричали перепела, звуки колокола, запело, зашумело, заговорило, пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой). .

Также здесь есть обильное количество антитез (день-ночь, свет-мрак, жизнь-смерть, покой-тревога). В семантической композиции произведения ему противопоставлены «мрак», «темнота» («мрак боролся со светом»). Именно ночной пейзаж играет особую роль в создании образно-символического плана произведения. Система речевых средств, передающих наступление темноты, динамична. Первые сравнения носят бытовой характер:

«Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая, белела ровной скатертью ».

Постепенно увеличивается роль средств, передающих эмоциональную напряженность рассказчика и загадочность окружающей природы (как-то жутко, таинственно кружась, оксюморон смутно-ясное небо и т. п.).

Метафорическое словоупотребление выступает как ведущий принцип лексико-семантической организации данного фрагмента текста:

«Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота».

Метафоры и сравнения создают определенный эмоционально-экспрессивный ореол и вокруг нейтральных единиц контекста. Ночной пейзаж в рассказе «Бежин луг» характеризуется особым изображением реалий, которые носят абстрактный, отчасти гиперболический характер. Это не столько описание леса средней полосы России, сколько обобщенная передача наиболее характерных природных элементов расширяющегося пространства:

«Я быстро отдернул занесенную ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак ночи, увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала ее уходящим от меня полукругом… Холм, на котором я находился, спускался вдруг почти отвесным обрывом; его громадные очертания отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты…»

Одновременно углубляется двойственность повествователя: с одной стороны, подчёркивается его объективность, с другой стороны, более эмоциональными и субъективными становятся его оценки:

  • А) … с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе.
  • Б) так высоко, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось.

Регулярно повторяются, в данном описании слова одной лексико-семантической группы мрак, темнота, мгла, сумрак, которые характеризуются устойчивым символическим ореолом. Описание завершается образом «страшной бездны».

Такое движение речевых средств не случайно - в данном фрагменте текста это форма выражения образно-символического плана: внешний, дневной, мир скрывает «безымянную бездну» ночи, перед которой оказывается повествователь. Человеческое «я» в данной композиционной части противопоставлено природе - вечной Изиде.

И на самом деле, ночная природа в рассказе играет очень важную роль. Она не даёт пытливой мысли человека полного удовлетворения, поддерживает ощущение неразрешённости загадок земного бытия. Тургеневская ночь не только жутка и таинственна, она ещё и царственно прекрасна своим «тёмным и чистым небом, которое «торжественно и необъятно высоко» стоит над людьми, «томительными запахами», звучными всплесками больших рыб в реке.

Она духовно раскрепощает человека, очищает его душу от мелких повседневных забот, тревожит его мировоззрение бесконечными загадками мироздания: «Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь… Бесчисленные золотые звёзды, казалось, тихо текли всё, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»

Совершающейся во мраке ночной своей жизнью природа наталкивает детишек у костра на красивые, фантастические сюжеты легенд, диктует их смену, предлагает детям одну загадку за другой и сама же нередко подсказывает возможность их разрешения. Рассказ о русалке предваряется шуршанием камышей и загадочными всплесками на реке, а также полётом падающей звезды - души человеческой, по крестьянским поверьям. Образ мифической русалки удивительно чист и как бы соткан из самых различных природных стихий. Она светленькая и беленькая, как облачко, серебряная, как свет месяца лил блеск рыбки в воде. И «голосок… у неё такой тоненький и жалобный», как голос того загадочного «зверка», который «слабо и жалобно пискнул среди камней».

Так вслед за кратковременными страхами летняя ночь приносит охотнику и крестьянским ребятишкам проблески надежд, а затем мирный сон и успокоение. Всесильная по отношению к человеку ночь сама по себе лишь миг в живом дыхании космических сил природы, восстанавливающих в мире свет и гармонию: «Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось… Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня… сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света… Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже умытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня промчался отдохнувший табун…». .

Мир мальчиков в рассказе «Бежин луг» -- мир поэтический и во многом привлекательный для повествователя. Отношение детей к природе существенно отличается от позиции охотника в начале рассказа. Для крестьянских мальчиков природа представляет единое целое, каждая точечка которого соединена с остальными. Взгляды героев комментируются, осмысливаются и в ряде случаев опровергаются как повествователем, так и самими персонажами, преломляются в разных субъектных сферах и предстают в двойном освещении. Принцип соответствия двух планов -- реального и фантастического -- выступает как ведущий композиционный принцип данной части произведения. Описательные контексты, обрамляющие рассказы детей, создают впечатление неисчерпанности объяснения, приблизительности мотивировок, которое усиливается за счет употребления атрибутивных рядов типа непонятный ночной звук, странный, резкий, болезненный звук и т. д. «Мир, надвигающийся со всех сторон на слабый огонёк ночного костра, не теряет своей поэтической таинственности, глубины, неисчерпаемости... Ночная природа не дает пытливой мысли человека самоудовлетворения, поддерживает ощущение нёразрешенности загадок земного бытия». В то же время Образ ночи связан я с мотивом откровения, иррационального приближения к истине: не случайно именно в ночных рассказах мальчиков содержатся элементы проспекций -- трагические упоминания о судьбе других героев «Записок охотника» (Акулины, Акима-лесника), таким образом, «Бежин луг» действительно выступает «средоточием поэтической линии» цикла. .

Восходом могучего светила и открывается и закрывается «Бежин луг» - один из лучших рассказов о русской природе и о её детях. В «Записках охотника» Тургенев создавал живой поэтический образ России, увенчивала который жизнеутверждающая солнечная природа. В крестьянских детях, живущих в тесном союзе с нею, он прозревал «зародыш будущих великих дел, великого народного развития, дающие картине природы яркую поэтическую образность, согласную с духом тех народных легенд, которые рассказывают крестьянские ребятишки в таинственную ночь у костра.

Мы видим наступление вечера, закат солнца. Сгущаются ночные тени, призрачной становится местность, истомленные охотник и собака сбиваются с дороги, теряют самообладание, испытывая острое чувство одиночества и потерянности. Властно вступает в свои права таинственная и загадочная жизнь ночной природы, перед которой отнюдь не всесилен человек. Напоминает ему об этом бесшумный полёт испуганных птиц, угрюмый, клубящийся мраком, слабый и жалобный писк какого-то зверка между камней.

Вряд ли в этом рассказе мы обнаружим того, кого принято называть «главным героем». Потому что сами люди, взрослые и дети, о которых рассказывается в произведении, не являются «главными» по отношению ко всему, что их окружает. «Главнее» их -- ночь, огонь костра, звезды на небе, само небо в его непредставимой и тревожащей беспредельности. Наконец, планета Земля, несущаяся в космической пустоте по своему неизбывному кругу,-- смутное ощущение этого движения испытывает рассказчик. А если уж говорить о главенствующем положении представителей не человеческого, но космологического ряда, то следует признать, что подлинным главным героем рассказа является Солнце. Описание восходящего солнца «обрамляет» рассказ, хотя всё его ночных событий и происшествий.

Действие рассказа начинается вечером, после захода солнца («уже вечерняя заря погасла»), но во вступительной части автор дает описание уходящего дня, отчетливо фиксируя его доли: «С самого раннего утра... Около полудня... К вечеру.. .» Важнейшим элементом этого описания является восход солнца: «Солнце -- не огнистое, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо лучезарное -- мирно всплывает над узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман... Но вот опять хлынули играющие лучи,-- и весело я величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило». . В финале рассказа охотник, уходя от костра, находится, судя по всему, спиной к восходящему солнцу. Но эффект «солнечного присутствия» от этого не слабеет, просто взгляд наблюдателя направлен не вверх, но «вокруг». Невидимую часть заливаемого солнцем пространства земли рассказчик дополняет воображением: «Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди, по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, -- полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света». .

Возбуждая суеверные чувства сначала в душе охотника, а потом в сознании крестьянских ребят, тургеневская ночь даёт лишь намёки на возможность реалистического объяснения её загадок и таинств. Она всесильна и всевластна, окончательное слово разгадки она бережёт от человека в тёмной своей глубине.

Основным этапам развития художественной идеи соответствует в семантической композиции произведения противопоставление «свет» - «мрак» -- «свет», а во внешней композиции - его трехчастное строение. В первой части рассказа, как уже отмечалось, доминирующим является образ света, лексические средства, используемые в ней, характеризуются общими семантическими признаками «кроткий», «мирный» (кроткий румянец, приветливо лучезарное солнце, ровная синева, мирно всплывает, спокойно закатилось, трогательная кротость). Эти «обертоны смысла» (Б. А. Ларин) взаимодействуют во вступлении с другими, порожденными единицами «знойная засуха», «пожар», «буря», «гроза» -- образ безмятежно-светлой природы оказывается внутренне противоречивым, что подготавливает систему образов центральной части рассказа. В ней господствуют образы Тьмы, мрака, ночи, противопоставленные образу света. Фантастичность рассказа вносит тёмные черты в природу, которые обычно отпугивают людей, вселяют чувство страха, которое присуще тогда, когда приходит мрак. Рассказы мальчишек далеки от действительности, но, тем не менее, они впечатляют и навевают страшные мысли. И страх приходит лишь потому, что всё происходит ночью, в самое таинственное время дня, которое само по себе не влечёт людей, а, наоборот, отпугивает. Поэтому легенды, которые мальчики рассказывают друг другу, выглядят ещё более впечатлительными и запоминающимися. Но в последней части произведения «мрак» отступает, побеждает «свет»:

... полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило . .

Описания ночного и утреннего пейзажа обнаруживают при этом систему перекличек и соответствий (неподвижное, темное зеркало реки, река, стыдливо синевшая из-под редеющего тумана ), а звукообозначения дополняются цветообозначениями, которые соотносятся со вступлением. .

Также удивительную картину ночи мы наблюдаем в рассказе «Лес и степь». Читая первые строки рассказа, мы погружаемся в то ночное спокойствие, о котором говорит нам автор. Особенности ночи описаны очень подробно. Тургенев не хотел упускать даже мелкие детали. В изображении природы отсутствует простота, которую мы привыкли видеть, автор открывает перед нами новую картину природы, даёт возможность её ощутить и насладиться ею. Всего несколько строк в начале рассказа, и мы уже ощущаем то необыкновенное спокойствие, которое бывает только летом, и видим чистое «тёмно-серое» небо, на котором «кое-где мигают звёзды ». Лёгкая прохлада, шум деревьев, серые тени - всё это успокаивает нас, помогая забыть о проблемах приближающегося утра. Мы привыкли соотносить ночь со спокойствием, тишиной, беззаботностью, также с романтикой, красотой, таинственностью - это то, какой мы видим ночь, и автор не противоречит нашим представлениям, а, напротив, изображает их более яркими и насыщенными. Мы слушаем «сдержанный, неясный шёпот ночи», пытаясь его понять, сливаемся воедино с ночной тишиной и полностью погружаемся в мир, созданный И. С. Тургеневым.