Память почаевской иконы божией матери. Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская

* Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (ок. 284-305). *** Почаевской иконы Божией Матери (1675).
Священномучеников Аполлинария, епископа Равеннийского (ок. 75); Виталиана (Виталия), Папы Римского (672). Мучеников Аполлония; семи Карфагенских; от болгар замученных (ок. 802-811). Преподобной Анны Левкадийской (ок. 918-919). Праведного воина Феодора Санаксарского (1817). Иконы Божией Матери, именуемой "Всех скорбящих Радость" (с грошиками, 1888).

Почаевская икона Пресвятой Богородицы

Почаевская икона Пресвятой Богородицы находится в Почаевской лавре в волынской епархии на Почаевской горе. Сама гора получила свое название от села Почаева. В XIV в. в пещере Почаевской горы спасались два инока. В 1340 г. они однажды увидели Пресвятую Богородицу, стоявшую на камне на вершине горы в огненном столбе. Взойдя на гору, иноки увидели, что на камне, где стояла Пресвятая Богородица, остался вдавленный оттиск Ее правой стопы, наполненный прозрачной водой как будто камень растаял под стопой Богородицы и начал источать воду. Этот след сохраняется доселе, по-прежнему наполненный водой, которая никогда не убавляется и не переливается. У этого источника стали совершаться чудеса. В 1537 г. Константинопольский митрополит Неофит посетил дом некой панны Гойской и благословил ее иконой Богоматери. Скоро начали происходить чудеса от этой иконы. Тогда в 1597 г. Гойская отнесла икону на Почаевскую гору и отдала инокам, обитавшим там в пещере. На горе была выстроена церковь, число иноков стало увеличиваться, и таким образом была основана Почаевская лавра. В 1675 г. по молитве иноков перед иконой обитель была спасена от нападения турок. Почаевскую икону почитают не только православные, но и католики; на поклонение к ней приходят из отдаленных концов России. Икона богато украшена. Богородица и Богомладенец на ней в коронах, окруженные святыми, среди которых пророк Илия, первомученик Стефан, преподобная Параскева и др.

Мученики Трофим и Феофил , вместе с 13 христианами, пострадали при Диоклетиане в Ликии. Все они были усечены мечом после многих мучений.

Священномученик Аполлинарий

Священномученик Аполлинарий был учеником св. ап. Петра. Когда прибыли они в Рим, ап. Петр послал Аполлинария в г. Равенну проповедовать Евангелие, посвятив его туда в епископы. Здесь святой исцелил слепого сына одного воина, у которого остановился, затем исцелил жену трибуна; и воин, и трибун вместе с семьями приняли веру Христову. Жители Равенны, услышав о чудесах Аполлинария, начали приходить к нему слушать проповедь и крестились. Дом трибуна сделался церковью, где новообращенные совершали богослужение и причащались Тела и Крови Христовой. Начальник города призвал к себе Аполлинария и требовал поклонения идолам. Когда же Аполлинарий отказался, то предал его мучению, так что он едва остался жив. Оправившись, св. Аполлинарий снова начал проповедь, но его снова мучили: били и ставили на горячие уголья и затем вывели за город с запрещением входить обратно. Через некоторое время, возвратившись в Равенну, он крестил начальника города, за что император отнял власть у этого начальника, судил христиан, а св. Аполлинария после тяжких мучений сослал в заточение. Позже он снова возвратился в Равенну, жил и проповедовал здесь много лет, но однажды язычники избили святого до полусмерти, и он через несколько дней скончался. Это было около 75 г. по P. X. Двадцать восемь лет св. Аполлинарий управлял равеннской Церковью. Мощи его почивают в Равенне, а рука находится в Риме, в церкви, посвященной его имени.

Икона Божией Матери, именуемой "Всех скорбящих Радость"

«Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице...» - наименование чудотворной иконы Богоматери. На ней изображена Богоматерь, окруженная людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающих благодеяния от её имени. Этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал ее часовне деревни Клочки под Петербургом, находившуюся вблизи Петербургского стекольного завода. 23 июля 1888 года во время грозы в часовню ударила молния. После того, как потушили пожар, с удивлением увидели, что икона «Всех скорбящих Радость» не только не сгорела, но обновилась, а лик Богородицы просветился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги и 12 «грошиков» (медных монет) прилепилось к иконе. Весть об этом немедленно разнеслась по Петербургу и толпы людей устремились к иконе, которая прославилась многими чудотворениями. В 1893 году император Александр III молился в часовне и пожертвовал деньги на строительство каменного храма, который был освящен 2 августа 1898 года (авторы проекта А. И. фон Гоген и А. И. Иванов). В 1930-е годы церковь на набережной Невы была снесена, и в настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
25.02.2019 -
26.02.2019 -
27.02.2019 -

Много икон Богоматери с Младенцем было написано на протяжении христианства, но немногие из них дошли до настоящего времени. Священный почаевский лик Божьей Матери является звездой надежды для людей, потерявших веру в спасение, исцеление от болезней, лечить которые порой бессильны врачи.

Важно. Почаевская икона Божией Матери более полувека воскрешает, исцеляет, укрепляет и дарует веру всем истинно верующим православным людям.

Исторические сведения о появлении Святого Лика Богородицы

Шел 1559 год, когда греческий митрополит Неофит посетил Волынь на пути к патриарху Московскому. Никогда священник не покидал Константинополь без заветной святыни, родового изображения Богоматери с Младенцем, дарующей благословение на дальний путь.

Дворяне Гойские оказали иерарху теплый прием, за их чистосердечное гостеприимство он благословил хозяйку Анну Гойскую, вдову, образом Святой Матери с Младенцем, с которым до сих пор никогда не расставался.

Родовая молельня Гойских почти 30 лет хранила святой лик. Обитатели поместья неоднократно замечали дивное свечение, исходящее от святого изображения.

1597 год стал знаменательным для семьи Гойских. Филипп Козинский, родной брат дворянки Анны, полностью прозрел, страдая перед этим врожденной слепотой. После этого чудотворный лик несколько раз посылал знамения, исцеления приходящим к нему с молитвами членам семьи.

Благочестивая дворянка поняла, что святое изображение должно служить многим людям, передала икону в Почаев по дарственной.

Через некоторое время Андрей Фирлей, ставший наследником иконы, после смерти богобоязненной Анны, предъявил права на святой лик, забрал его из монастыря на целых 20 лет. Бог не простил такого глумления над изображением Богородицы, поразил супругу Фирлея душепомешательством.

100 лет Почаевский монастырь храним Царицей Небесной, пока не началась Збаражская война 1675 года. Турки плотным кольцом окружили монастырь, забрасывая его тучами стрел. Внезапно небо озарилось образом Божией Матери, окруженной полчищами ангелов, рядом стоящим Преподобным Иовом. Все стрелы, пущенные турками в Царицу Небесную, ангелов, стали возвращаться обратно, поражая врага его же оружием.

Турецкие полки позорно бежали от гнева Богородицы. Это было 5 августа, день, который поныне отмечается, как праздник иконы Божией Матери «Почаевская».

Наступил 1721 год, католики - униаты стали обладателями Святого образа Богоматери Почаевской,

Будучи под покровом униатов, Почаевская икона Божией Матери была коронована в 1773 году. Над головами Святой Марии и Младенца появились золотые короны.

1831 год принес православной церкви праздник - чудотворная святыня была возвращена под покров Почаева, Успенский собор Лавры освящается изображением Богородицы с Младенцев, окруженных святыми.

Украшения ризой из золота, инкрустирование драгоценными камнями, звездообразным киотом окончательно преобразовали святыню. С 1869 года изображение стало таким, каким его можно увидеть над царскими воротами Лавры.

Под сводами Лавры, которая принадлежит Московскому патриархату, по субботам звучит акафист Почаевской иконе Божьей Матери , воспоминание о чудесном возвращении зрения слепой от рождения девочки.

Почаевская икона Пресвятой Богородицы

Уникальность и отличительная особенность Святого лика Богородицы Почаева

Среди изображений Почаевской Божьей Матери, фото которых не всегда отображают одинаковый образ, есть отличительные черты, присущие только этому лику.

Святая картина выполнена неизвестным художником византийской школы, основой для нее случит липовая доска, укрепленная шпунтами из дуба. Для написания иконы использовалась темпера, краски на основе яичного желтка.

Отличием от множества изображений Богородицы, которая является православным людям поныне, узнать Почаевскую икону Богородицы легко по отпечатку стопы, расположенному в нижней части. Такого знака больше нет ни на одном образе.

Стопа символизирует след Царицы Небесной, оставленный Нею на горе, с которой началось строение Почаевской лавры.

О других монастырях в честь Богородицы:

  • Пещерный мужской монастырь Покрова Пресвятой Богородицы «Шулдан»

Ценность изображения Богородицы в силе исходящей от нее благодати, Божией любви. Святой лик более полувека освящает Почаевскую лавру, даруя спасение и исцеление всему человечеству как православному, так и других верований.

Важно. Множество чудес подарила любящая свой народ Божья Матерь, являясь спасительницей в самых критических моментах нелегкой жизни.

Возникновение Почаевской лавры

По преданию, в конце 9 столетия ученики Святого Мефодия основались около речки Почайне, на пустынной горе, дав ей название почаевская.

В середине 13 столетия киевские иноки, бежавшие от Батыя, поселились на горе, имея благословения отцов-основателей Феодосия и Антония.

Оба монаха ночью увидели огненный столб, который не обжигал. Еще служители монастыря увидели Божью Матерь с короной на голове, со скипетром в руке. После исчезновения знамения на вершине горы остался отпечаток стопы, наполненный хрустальной водой.

Обладает чудодейственной силой. За святой водой приезжают паломники со всего мира, набирая ее для исцеления больных. По Божьей милости стопа-источник, находящаяся на самой горе, никогда не оскудевает.

О святых источниках:

Сегодня это место укрывает ковчег, окруженный решеткой.

Местонахождение Почаевской иконы

Ныне на горе построено шестнадцать храмов, в Успенском над центральным входом хранится Почаевская икона Божией Матери .

Под пение тропарей светлый лик опускается вниз при помощи шелковых лент, около него постоянно находится монах.

Это изображение обвито особой нежностью. Божья Матерь трепетно касается щеки Сына, подчеркивая этим особые отношения. Удерживая Его на правой руке, а левой Богоматерь заботливо укрывает босые ножки Младенца платом. Нежное сияние исходит от Божественного единства, озаряясь золотыми лучами оклада.

По низу образа расположены святые, пророки и мученики:

  • справа можно видеть пророка Илию , покинувшего землю живым на огненной колеснице и Мину - мученика из Флоренции;
  • слева -святого Стефана, который первый пострадал за Иисуса, а также Прп Авраамия, положившего свою жизнь при обращении язычников;
  • центр основания украшает Великомученица Катерина, отказавшаяся от богатого замужества, посвятившая свою жизнь Иисусу, за что была казнена;
  • по бокам от нее стоят святые Параскева , Ирина, погибшие за веру вместе со своими семьями в разное время.

Значение образа Почаевского образа Богоматери несет глубокий смысл, выражая не только благоговейное отношение между Матерью и Сыном, но и между Богом Отцом и всем человечеством.

Главное чудо, дарованное Милостивой, как еще называют Царицу Небесную, заключается в исцелении человеческих душ, обращении их в православную веру.

Богородица Почаевская, значение изображения которой трудно переоценить, спасла монастырь от закрытия во время войн, в хрущевский жесткий период по отношению к православной вере. Существует поверье, что конец света не наступит, пока оплотом христианства, будет Почаевская Лавра, оглашаемая Литургией.

Явление Богородицы на горе Почаевской

Чудеса и исцеления, дарованные Матерью Божией

При чтении молитвы перед ликом Почаевской Богородицы, искренне уверовавшие во Христа люди, получают ответы на свои просьбы.

Ни единожды Царица Небесная даровала людям:

  • исцеление от недугов;
  • освобождение от бесов и зависимостей;
  • укрепление веры и наставление на путь истинный;
  • избавление от плена;
  • защиту дома от злых людей и воров.

Чудеса исцеления начались с момента появления светлого лика в доме дворянки Гойской.

  • Как писалось выше, первым чудом было прозрение слепорожденного мужчины.
  • Не прекращалась милость Богородицы во время нахождения иконы во владении униатов.

Граф Потоцкий настолько рассердился на своего кучера за небрежность, что решил его пристрелить. По недосмотру слуги лошади графа понесли так, что коляска оказалась перевернутой.

Казалось бы, что уже ничего не спасет перепуганному кучеру, которому ничего не оставалось, как только молиться. Бедный слуга буквально вцепился взглядом в Почаевскую гору и вознес горячую молитву Божией Матери.

И чудо произошло. Выстрелы звучали один за другим, но не касались кучера.

Это событие настолько потрясло графа Потоцкого, что он не только уверовал в силу Богоматери, но и сделал пожертвования, на какие был возведен Свято-Успенский собор.

  • 1664 год подарил новое чудо. Умер сын помещика Жабокритского. В скорби и горе молилась бабушка за внука перед святой иконой всю ночь, а на утро мальчик открыл глаза и попросил кушать.
  • Современный мир не оставлен милостью Царицы Небесной. Святой лик дарует слух глухим. Мальчик Юра оглох после перенесенной инфекции. Врачи прописали лечение на длительное время. Всего ночь провел ребенок в палате, держа около себя изображение Богоматери, подаренную бабушкой, на утро был выписан, как здоровый.
  • Анна Якимчукова была слепа от рождения, приехала из Каменецка-Подольского к святой горе, омыла свои глаза водой из чудотворной стопы и сразу начала видеть.
  • Каждый православный, приходящий с молитвой к чудотворному образу, видит под ним костыли. Это своеобразный памятник чудесному исцелению монахини в 1950 году, приехавшей из Оренбурга. Она подошла к изображению Богоматери, волоча ноги, при сопровождении помощницы, а ушла из него самостоятельно, оставив костыли под иконой.

У святыни звучат молитвы об освобождении из плена.

  • Во время войны турки пленили монаха. День и ночь сокрушался пленник, молясь Богородице, обращаясь к Ней с просьбой об освобождении. Все случилось чрезвычайно быстро. Из подвала, где монах был закован кандалами, он оказался на подворье Почаевской лавры среди нарядно одетого народа.
  • Освобождает священный лик от плена духовного. В домах, где хранится чудотворный образ, исчезают ссоры, злость и вражда .

Чудотворные списки Святого образа

  • Первый список Святого изображения хранится в этой же лавре. В отличие от светлого лика Богородицы и Младенца, представленных в сиянии золотых лучей, этот список изображает Божью Матерь с Младенцем, а под ними отпечаток стопы. Эта икона в свое время спасла Киев от холеры.
  • Этот же холерный 1848 год по милости Богородицы даровал спасение Тобольскому краю от черной болезни. Список чудотворного образа хранит Иоанно - Веденский женский монастырь.
  • Бережет список святыни московскую церковь Святого Димитрия Солунского, охраняя Тверские ворота.
  • Поклонится списку Богородицы приходят люди в Троицкий собор, расположенном при Свято-Данииловом монастыре.
  • Лефортовская Петропавловская церковь хранит еще один список святого лика.

Немало списков чудотворной иконы хранятся во всем мире, где есть православные церкви. В этом перечне не только Россия, Украина, но и Босния, Сербия, Болгария, другие страны.

Важно. Успение, Рождество Пресвятой Богородицы , 5 августа, день спасения Царицей Небесной храма от турков, являются праздниками, когда святая икона возглавляет крестный ход, совершаемый в Лавре.

Посмотрите видео с молитвой перед Почаевской иконой

ПОЧАЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Почаевская икона Божией Матери широко почитается как в Православной, так в Католической Церкви. Ее история неразрывно связана с Почаевским монастырём в честь Успения Пресвятой Богородицы (Украина), в котором она пребывает уже около 400 лет. Но и задолго до этого Почаевская гора была отмечена благодатью Богоматери. Свыше 500 лет тому назад, когда гора была совершенно необитаема, пришли и поселились в небольшой пещере два инока. Они-то и были свидетелями чудного явления Богоматери.


Как-то раз в 1340 году один из них после обычной молитвы пожелал взойти на вершину горы. И вдруг он увидел Богоматерь, окруженную пламенем и стоящую на камне. Он немедленно позвал другого отшельника, который тоже удостоился созерцать чудное видение. Все это видел и пастух по имени Иоанн Босой. Он взбежал на гору, где застал обоих иноков, и все они втроем прославили Бога. На камне, где стояла Богоматерь, остался навсегда вдавленным отпечаток правой стопы Пречистой. В этой стопе Богоматери и до сих пор находится вода, никогда не уменьшается она и никогда не переливается.

Сама же Почаевска я ик она появилась в обители следующим образом. В 1559 году из Константинополя в Москву направился за помощью греческий митрополит Неофит. Проезжая через Волынь, он посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. “Богобойная” Гойская сердечно приняла у себя высокого гостя и по обычаю оказывала ему самое глубокое уважение. В благодарность за её гостеприимство митрополит Неофит на прощание благословил её древней иконой Богоматери с Предвечным Младенцем, которую привез с собой из Константинополя и хранил при себе как родовую святыню.

Лет тридцать простояла полученная Гойской икона в её замковой молельне. Но вот постепенно домашние Гойской стали замечать, что от иконы исходит какой-то необычный свет. Слуги известили об этом помещицу, но она долго не хотела верить их рассказам, пока, наконец, сама не увидела во сне икону “в великом свете”. Гойская затеплила тогда перед ней неугасимую лампаду. Когда же от иконы исцелился ее хромой брат Филипп, она передала в 1597 году икону инокам, поселившимся на Почаевской горе. На скале поставили церковь в честь Успения Богоматери, а при ней создали монастырь, на содержание которого Гойская дала средства. С тех пор икона стала называться Почаевской.

По смерти Гойской Почаевская гора досталась ее племяннику, лютеранину и ненавистнику православия, Андрею Фирлею. Он ограбил монастырь и захватил икону, которую держал у себя дома двадцать лет. Однажды он решил поглумиться над православной святыней. Созвав гостей, одел свою жену в ризы православного священника, дал ей в руки потир, и она стала громко кричать хулы на Богоматерь и Ее иконы. Но тут же была наказана. Ее стал мучить злой дух, и она освободилась от ужасного недуга только лишь после того, как ее муж вернул Почаевскую икону в монастырь.
Как-то монах Почаевского монастыря был захвачен в плен татарами, Находясь в неволе, он вспоминал Почаевскую обитель, ее святыни, Богослужения, песнопения. Особенно тосковал инок при наступлений праздника Успения Пресвятой Богородицы и слезно молил Божию Матерь об избавлении из плена. И вот, по молитвам Пресвятой Девы, однажды исчезли стены темницы, а инок оказался у стен Почаевской обители.


Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября).


Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары начали штурм обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами "Взбранной Воеводе" над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда. В память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады было установлено празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля (5 августа).

В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: "Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!" Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.

В 1773 году лики младенца Христа и Богородицы были коронованы присланными папой Климентом XIV двумя коронами из чистого золота.
В 1831 году, когда была уничтожена уния, Почаев перешел к православным и назван Почаевской лаврой. Католики распускали слухи, что чудотворная икона, оставив Почаев, перенеслась в соседний, лежащий в Австрии, Доминиканский монастырь. Но новые и новые исцеления опровергали эти слухи. Так, в 1832 году слепая девочка Анна Акимчукова пришла в Почаев с 70-летней бабушкой за 200 верст — из Каменец-Подольска. Помолясь у иконы и промыв глаза водой из стопы Богоматери, она вдруг стала видеть. Державшаяся униатства ее бабка, пораженная чудом, тут же приняла православие. В память об этом событии установлено еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой.

В 1869 году икону украшают золотой ризой, усыпанной драгоценными камнями, и вставляют в звездообразный киот, лучи которого выложены жемчугом и изумрудами. Размеры иконы невелики - 30х23 см. Она написана древним византийским письмом и принадлежит к иконографическому типу "Умиление".Изображение Богоматери поясное. На правой руке Ее Предвечный Младенец, в левой плат, прикрывающий Младенца. Кроме того, на иконе имеются греческие надписи, а на полях миниатюрные изображения святых: пророка Илии, святителя Мины, первомученика Стефана, преподобномученика Авраамия, великомучениц Екатерины, Параскевы и Ирины.

В Успенском соборе лавры хранится большая икона, носящая также название Почаевской. Она устроена киевлянами в память избавления Киева от холеры в 1848 г. и считается чудотворной. На ней внизу изображена стопа Богоматери. Иконы этого вида называются «стопочными», в отличие от тех, где есть лики святых — «с предстоящими».

Известно около 300 чудотворных икон с образом Богоматери «Почаевская».

Во время Великой Отечественной войны, когда Почаев заняли фашисты, икону прятал у себя дома и сберег её протодьякон Стратоник (†1985), шестьдесят лет прослуживший в Почаевской Лавре.

Более полувека назад, 17 июня 1950 года, в Почаевской лавре произошло чудесное исцеление монахини Варвары, у которой в течение 48 лет были парализованы обе ноги. Она приехала из города Чкалов (ныне Оренбург), с трудом передвигаясь на костылях при помощи своей спутницы инокини Марии. Приложившись к списку чудотворного образа Божией Матери, монахиня тотчас встала на ноги. Оставленные ею в обители костыли до сих пор стоят у иконы святой Богородицы, свидетельствуя о происшедшем чуде.


СВЯТО-УСПЕНСКАЯ ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА


Купол главного храма



В 1991 году униаты пытались захватить Почаевскую лавру. Из Львова уже вышли автобусы с налетчиками. Иноки и миряне, пришедшие в обитель по зову монастырского колокола, начали читать акафисты Божией Матери и преподобному Иову Почаевскому перед чудотворным образом Богородицы. Молитва продолжалась всю ночь. До лавры автобусы так и не доехали.

В Москве, в храме апостолов Петра и Павла в Лефртове есть чудотворная Почаевская икона. Она была принесена в храм в 1930-х гг.


Чудотворный список Почаевской иконы Божией Матери (Почаевская икона находилась в Москве в 2001г.) находится также в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря.

Празднование иконе совершается 23 июля/5 августа и 8/21 сентября .

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 5-й:
Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставление испроси, помыслы благочестия сердца наша просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.

Кондак, глас 1-й:
Источник исцелений и веры православныя утверждение Почаевская Твоя икона, Богородице, явися, темже и нас, к ней притекающих, от бед и искушений свободи, лавру Твою невредиму сохрани, Православие во окрест стоящих странах утверди и грехи разреши молитвенник Твоих: елика бо хощеши, можеши.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ее Почаевская:
К Тебе, о, Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя, во святей лавре Почаевстей явленная, поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестнеи руце Твои воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да за премногая неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отымет. Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но, от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас, маломощных, от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия, и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди Православную веру в стране нашей и во всем мире. Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани и всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братий наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами, Твоему чудотворному образу покланяющеся, Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пресвятая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники Почаевския Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со Ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми, Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, во веки веков. А минь.

5 августа (23 июля по ст. стилю) православный мир торжественно почитает образ Почаевской иконы Божией Матери.

Пред святою Твоею иконою, Владычице,/ молящиися исцелений сподобляются,/ веры истинныя познание приемлют/ и агарянская нашествия отражают./ Темже и нам, к Тебе припадающим,/ грехов оставление испроси,/ помыслы благочестия сердца наша просвети/ и к Сыну Твоему молитву вознеси// о спасении душ наших.

Почаевская икона Божией Матери одна из наиболее почитаемых святынь Русской Церкви. Она известна всему православному миру. Её чтут в России, Болгарии, Боснии, Сербии и многих других странах. Почаевская икона Божией Матери вот уже 400 лет пребывает в Почаевской Успенской Лавре — древнем оплоте Православия. История её появления окутана чудесной тайной. Случилось это в XIV веке. В 1340 году на горе, где сейчас расположен монастырь, поселились два инока. Один из них после молитвы направился по хозяйственным делам на вершину горы и неожиданно увидел Божию Матерь, стоявшую на камне и окруженную пламенем. Он позвал брата посмотреть на чудо. Третьим свидетелем видения стал пастух Иоанн Босой. Он тоже прибежал на зов инока. Втроем они стали молиться и прославлять Господа. Когда видение исчезло, мужчины приблизились к камню, на котором стояла Пресвятая Богородица. На нем явственно отпечатался след Ее правой стопочки. И сегодня, семьсот лет спустя, благочестивые паломники могут увидеть эту великую святыню.

Обретение же самого образа Пресвятой Богородицы Почаевской произошло в 1559 году. Константинопольский митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В знак своего благословения он оставил Анне привезенную из Константинополя икону Божией Матери. Со временем стали замечать, что от иконы исходит неземное сияние. А в 1597 г. произошло настоящее чудо: перед иконой исцелился брат Анны — Филипп. В благодарность за исцеление Анна передала чудотворный образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храме, воздвигнутом в честь Успения Божией Матери. Позднее вокруг храма образовалась обитель, на содержание которой Анна Гойская пожертвовала большие средства.

В честь этой обители чудотворная икона стала называться Почаевской. История донесла до нас множество свидетельств помощи Царицы Небесной. Однажды монах Почаевского монастыря был захвачен в плен татарами. Находясь в неволе, он вспоминал Почаевскую обитель, ее святыни, богослужения, песнопения. Когда же наступил праздника Успения Пресвятой Богородицы — престольный праздник обители — инок особенно затосковал и стал слезно молил Божию Матерь об избавлении из плена. И вот, по молитвам Пресвятой Девы, однажды исчезли стены темницы, а инок оказался у стен Почаевской обители.

За помощью к чудотворному образу прибегают не только при нападении врагов иноземных, но и при расколах внутри православной церкви. Так было и в ту пору, когда католики попытались заключить с православными так называемую унию. Так продолжается и до сих пор, когда в истерзанной бурями оранжевой революции Украине вновь подняли головы униаты и раскольники Филаретовцы, последователи Украинской православной церкви. Но можно быть уверенными: Бог поругаем не бывает. Как много веков назад Пресвятая Богородица сохранила православную веру на территории Южной и Западной Украины, так и сегодня Её заступничество помогает всем православным христианам на Украине сдерживать чудовищный удар бесовской стихии.

Много христианских святынь разбросано по всему миру. Львиную долю их составляют всевозможные образы Божией Матери. Каждая из таких икон помогает в определенных ситуациях, исцеляет от тех или иных физических или душевных недугов. Большое количество святых полотен, на которых изображена Пречистая Дева с Богомладенцем на руках, являются чудотворными. Таковой считается и . День празднования ее установлен Церковью 5 августа.


Историческая справка

Предание гласит, что место, где располагается сегодня Почаевская Лавра, было в свое время освещено Богом. В 1340 году на Почаевской горе поселились два инока. Один из них, помолившись, отправился к вершине, и вдруг был поражен видением: на камне стояла Божья Матерь, объятая огнем. Инок не растерялся и позвал своего брата, дабы и тот увидел чудо. Был еще и третий свидетель явления Пречистой Девы Марии: пастух Иоанн Босой. Втроем наблюдатели прославили Господа. Пречистая исчезла, но камень, где она стояла, сохранил навсегда отпечаток правой женской стопы.

Что касается истории религиозного торжества, то она тесно связана с важным событием прошлого, а именно с избавлением Свято-Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады, длящейся с 20 по 23 июля 1675 года.


Шла Збаражская война. У власти на тот момент находился польский король Ян Собесский (1674-1696). В один из летних дней татарские полки под предводительством хана Нурредина избрали своей жертвой Почаевскую обитель. Недруги окружили Лавру со всех сторон. Поскольку монастырская ограда была ненадежной, впрочем, как и стены здания, выстроенные из камня, монахи прекрасно понимали, что им не миновать прямого нападения чужеземцев. Сопротивляться физически тоже не имело смысла. Служители Господа могли дать врагам отпор, лишь обратившись за помощью к Царице Небесной. Так они и поступили. Инициатором сего действа выступил игумен Иосиф Добромирский. Всем миром обитатели монастырских стен взмолились к Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Вместе с иноками усердно молилась и паства. Заложники не отходили от иконы Божьей Матери Почаевская и раки с мощами уже упомянутого выше святого несколько дней и ночей.


Наступило утро 23 июля. Игумен велел братии петь акафист Пресвятой Деве Марии пред ее образом. Когда монахи произнесли фразу «Взбранной Воеводе», над храмом вдруг возникла сама Царица Небесная с ангелами, которые держали в руках обнаженные мечи. Рядом с Богородицей находился преподобный Иов Почаевский. Он кланялся Деве Марии и молил о защите Лавры. Богородица же распускала над обителью «омофор белоблистящийся».

Не только братия и миряне узрели небесное видение, но и враги-татары. Последние, подумав, что перед ними призрак, пришли в полнейшее смятение и стали пускать в Божью Матерь и преподобного Иова Почаевского стрелы. Однако стрелы эти не достигали своей цели и, возвращаясь обратно, ранили своих отправителей. Татар охватили паника и ужас. Они бросились бежать, не разбирая дороги, не понимая, где свои, а где чужие, убивая друг друга. Защитники обители воспользовались этим состоянием недругов и организовали погоню за неприятелем. В результате многие из татар были пойманы и пленены, а впоследствии – обращены по доброй воле в христианскую веру. Такие чужеземцы остались в монастыре навсегда.


Чудеса иконы

Спустя 46 лет на Почаев обрушилась новая беда: город заняли униаты. И даже в это трудное для обители время от иконы Божией Матери, хранящейся в стенах монастыря, проистекало особенно много чудотворений: летопись зафиксировала 539 таких фактов помощи людям свыше.


Вообще же за весь период существования святого образа Пречистая Дева регулярно являла через него свою заботу о людях. Другое дело, что до 1664 года происходящие чудеса нигде никем не записывались. Чудотворным же образ стал после того, как некая благочестивая дворянка Анна Гойская за оказание гостеприимства путешествовавшему по Руси греческому митрополиту Неофиту получила благословение указанного лица иконой Божией Матери. Затем образ поместили в часовне дворянской усадьбы, где она пребывала длительное время. Слуги не раз говорили Анне, что икона светится. Потом и сама Гойская увидела Пречистую Деву во сне. Вскоре после этого она стала свидетельницей сияния образа наяву. Анна поняла, что икона имеет особую благодать, и зажгла перед ней лампаду. Тогда и начали происходить по молитвам у святого образа чудеса. О них Анна Гойская сообщила инокам, когда ее собственный брат получил исцеление от Божией Матери. Те отслужили молебен и в рамках крестного хода перенесли икону на Почаевскую гору. Там, в пещере, где обитали монахи, она и осталась для хранения на века.

Описываемое имело место быть в 1597 году. В честь чудотворной иконы на Почаевской горе воздвигли церковь Успения Богоматери. Позже рядом вырос монастырь, содержание которого осуществлялось на пожертвованные Анной Гойской средства. Тогда икона и получила свое название «Почаевская», сохранившееся за ней поныне.

Любопытное чудо произошло во второй половине ХVIII века. Граф-униат Николай Потоцкий обвинил своего кучера в том, что тот не удержал взбесившихся лошадей, которые перевернули коляску. Придя в ярость, дворянин выхватил пистолет с целью убить слугу. Кучер в отчаянии обернулся к Почаевской горе и воскликнул: «Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!». После этих слов Потоцкий выстрелил, но оружие дало осечку. То же случилось во второй и третий разы. Кончилось дело тем, что кучер остался жив, а его хозяин отправился в Лавру к чудотворному образу Божией Матери, отдал все свое имущество в распоряжение обители и себя посвятил Пречистой Деве. На пожертвования, сделанные Потоцким, монахи воздвигли братский корпус и Успенский собор.



В 1832 году Почаевская икона Божией Матери вернулась в лоно Православия. Это событие ознаменовалось очередным чудом: в момент поклонения святыне исцеление получила слепая девочка Анна Акимчукова. Малышка вместе с престарелой бабушкой пришла к Почаевской иконе за 200 верст из Кременец-Подольска. После произошедшего в память необыкновенных событий чудотворной иконе архиепископом Волынским священноархимандритом Лавры Иннокентием было установлено еженедельное чтение соборного акафиста перед святым образом. Чуть позже, в период управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским появился особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви.



Почаевская икона Божией Матери и сегодня хранится в Почаевской обители. Монастырь расположен на территории Западной Украины, в Тернопольской области, городе Почаев. Святой образ относится к иконографическому типу Умиление. Богородица изображена на нем до пояса. Она держит на правой руке Богомладенца. На левой же руке Девы Марии находится плат, коим та прикрывает спину и ноги Иисуса Христа. Правой рукой Сын божий благословляет, левая покоится на плече Богоматери. На иконе есть надписи, сделанные на греческом языке. Кроме того, образ содержит миниатюрные изображения святых, а именно преподобномученика Авраамия, первомученика Стефана, пророка Илии, великомучениц Екатерины, Параскевы и Ирины, святителя Мины.