Почему Алехин был несчастлив? А.П.Чехов "о любви"

(Рассказ, 1898)

Алехин Павел Константинович – главный герой, является также персонажем рассказа “Крыжовник”, где дается его портрет: “…Мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика”. Окончил университет, и хотя, как он говорит, по воспитанию белоручка, а по наклонностям кабинетный человек, тем не менее вынужден заниматься хозяйственными делами в своем имении, на котором был большой долг, потому что его отец много тратил на образование сына. Стремясь расплатиться, А. так и осел в имении, опростился, занимается сельским хозяйством, его выбирают в почетные мировые судьи.

А. рассказывает гостящим у него ветеринарному врачу Ивану Иванычу Чимше-Гималайскому и учителю гимназии Буркину сначала историю своей красивой горничной Пелагеи, которая была влюблена в повара, пьяницу и буйного нрава, а; затем и о собственной любви – к жене товарища председателя окружного суда Лугановича Анне Алексеевне. Познакомившись с ними, он становится частым гостем в их доме, другом семьи. Он бывает с Анной

Алексеевной в театре, подолгу беседует с нею. А. чувствует себя несчастным. Он много думает об Анне Алексеевне, стардясь “понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика…”. Герой скрывает свое чувство, опасаясь и не желая оборвать “счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили”. А. догадывается о ее ответном чувстве к нему, но они не признаются друг другу (“Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим”). Ни А., ни его возлюбленная не видят перспективы для иных, нежели просто дружеские, отно-шений, и потому с годами между ними ничего не меняется, хотя герой чувствует, что она близка ему и им нельзя друг без друга.

После назначения Лугановича в другую губернию их семья уезжает, и во время проводов, застав Анну Алексеевну одну в купе поезда, А. наконец признается ей в любви. В эту минуту, по его словам, “со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и обманчиво было все то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех и добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе”.

По утверждению писательницы Л. А. Авиловой, в рассказе отразилась история ее взаимоотношений с Чеховым – “роман, о котором никогда никто не знал, хотя он длился целых десять лет…”.


Другие работы по этой теме:

  1. ВИШНЕВЫЙ САД (Комедия, 1903) Раневская Любовь Андреевна- помещица, пять лет прожила за границей. Шесть лет назад умер ее муж, потом утонул младший, семилетний сын Гриша....
  2. (1898г.) Иван Иванович и Буркин заночевали в усадьбе Алехина, а утром за завтраком хозяин рассказал гостям историю своей любви. Алехин приехал в отцовское поместье сразу...
  3. Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах “О любви”, “Дама с собачкой” и других. Это трагические истории...
  4. Павел Петрович Кирсанов – брат Николая Петровича, дядя Аркадия Кирсанова, аристократ-либерал, который, так же, как и брат, является представителем многовековой дворянской культуры. Для своих сорока...

Ответ оставил Гость

Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник», получившими название «маленькой трилогии». В этих произведениях писатель вершит суд над людьми с усеченными жизненными горизонтами, равнодушными к богатству и красоте мира Божия, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов. В рассказе «О любви» мы читали о том, как живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. Повествование ведется от лица Павла Константиновича Алехина, русского интеллигента, порядочного, умного человека, живущего одиноко и безрадостно. История его любви к замужней даме Анне Алексеевне Луганович рассказана им друзьям в подтверждение своей мысли, что мы, русские люди, «когда любим, то не перестаем задавать себе вопросы: честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь, и так далее. Хорошо, это или нет, я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает, - это я знаю».
Но этот груз нравственных сомнений помешал герою не только в любви, в начале своего рассказа он говорит о себе несколько слов, которые раскрывают его внутренний мир. Алехин по своим наклонностям - кабинетный ученый, вынужден вести будничную жизнь преуспевающего помещика, отнимающую у него все свободное время, и при этом он испытывал скуку и брезгливость. Любовь к молодой женщине сделала его еще более несчастным. Она лишь утвердила героя в невозможности порвать с безрадостным существованием: «Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь, если б я боролся за освобождение родины или был знаменитым ученым, артистом, художником, а то ведь из одной обычной, будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную». Герой понимает, что в той жизни, на которую он сам себя обрек, нет места таинству великому, каким является любовь. Инерция существования Алехина и Анны Алексеевны держала в плену их души и в конце концов разрушила их чувства. И лишь когда наступила разлука, со жгучей болью в сердце герой осознал, «как мелко и обманчиво было» все то, что им мешало любить. Но прозрение чуть чуть опаздывает и за проведенными словами не приходит черед праведных дел.
Рассказ построен как монолог главного героя, но имеется вступление к нему и концовка, которая позволяют автору дать свою оценку этой истории. Обращает на себя внимание пейзажная зарисовка в обрамлении рассказа: Алехин начинает свое повествование в безрадостную дождливую погоду, когда в окна было видно одно серое небо. Эта емкая по чеховски деталь как символ той серой унылой жизни, которую ведет герой, и его внутреннего мира. А вот конец рассказа: «Пока Алехин рассказывал, дождь перестал и выглянуло солнце», герои любуются прекрасным видом, и вместе с грустью от услышанного в их душу приходит очищение, которое и позволяет А. П. Чехову надеяться, что здоровые стремления в мыслях и чувствах русских людей окажутся все таки сильнее бескровного и скучного существования.Интересное

Антон Павлович Чехов - один из ярчайших представителей русской словесности. Его произведения отличаются своей краткостью, невероятной емкостью и богатством философского содержания, что подтверждает анализ Чехова. «О любви» полностью отражает писательскую манеру и содержит все основные автора.

Прежде чем начать анализировать рассказ Чехова «О любви», необходимо понять, что собой представляет жанр этого произведения.

Рассказ - это отличающийся небольшим объемом и единством событий. Чаще всего рассказ повествует не обо всей жизни человека, а о каком-то конкретном ее моменте, повлиявшем на судьбу героя. Также автор в данном жанре всегда нацелен на максимальную краткость изложения своей идеи.

Невозможно без описания содержания произведения начинать творческий анализ Чехова. «О любви», как и все рассказы писателя, отличается увлекательным и необычным повествованием.

У главного героя Алехина служит горничная Пелагея, влюбленная в хулигана и пьяницу Никанора - повара. Замуж девушка идти не хочет, а возлюбленный не может жить с ней во грехе из-за своей набожности. Это часто порождает ссоры между ними.

Являясь непосредственным свидетелем происходящего, Алехин пускается в рассуждении о любви. По его мнению, не терпит каких-либо законов и в каждой личности проявляется по-своему. Однако русский человек постоянно стремится все усложнять, поэтому не может просто любить и предпринимать попытки ввести какие-то правила.

Затем Алехин рассказывает о своей любви. Его история началась в имении Софьино, куда он приехал после окончания учебы. Однако отец оставил вместе с имуществом после своей смерти еще и немалый долг, поэтому Алехину приходится начинать работать.

Дела героя постепенно налаживаются, и его избирают в мировые судьи. Теперь Алехин часто ездит в город, что доставляет ему немалое удовольствие: общение с обществом привлекает его. У Алехина даже появляется друг - Луганович, в чью жену, Анну Алексеевну, герой и влюбляется. В семье Лугановичей молодому человеку рады, он близко сближается с семейной парой. Супруги проявляют о нем беспокойство и заботу, даже предлагают дать деньги взаймы, чтобы вернуть кредиторам. Однако Алехин отказывается.

Героя терзают мысли о том, как могла Анна Алексеевна выйти замуж за такого заурядного человека, как Луганович. Анна и сама влюбляется в молодого человека, но они оба вынуждены скрывать свои чувства. Со временем у семенной пары появляются дети, Алехин продолжает навещать друзей, ходит с Анной Алексеевной гулять и в театр, что вызывает нелицеприятные сплетни.

Характер Анны начинает меняться, женщина становится раздражительной, нервной, иронично-язвительной, она понимает, что обречена и на дальнейшую несчастную жизнь. Вскоре Лугановичи решают переехать в западную губернию. Анна едет первой, и Алехин вызывается ее проводить. Когда женщина заходит в поезд, герой понимает, что она забыла корзинку. Он направляется в купе, чтобы вернуть оставленную вещь, и тут Анна целует его. Герои обнимаются, плачут и признаются в своих чувствах, они наконец понимают, что все препятствия, мешающие им быть вместе, смешны. Алехин проезжает с Анной одну станцию, потом выходит из поезда и возвращается домой. С этого момента герой живет по-прежнему, много работает и не пытается сделать свое существование счастливым.

Главный герой

Необходимо также рассмотреть образ героя, прежде чем начинать анализ Чехова. «О любви» - Мы слышим лишь голос главного героя, автор же совсем себя не проявляет.

Главный герой рассказа - Павел Константинович Алехин. Он умный, порядочный и Его жизнь безрадостна и одинока. В подтверждение своим рассуждениям о том, что любовь не имеет законов, герой рассказывает историю своей любви. Именно нравственные законы и сомнения в правильности своих действий помешали ему и Анне быть вместе. Но все то время, пока семейная пара жила в городе, возлюбленные нестерпимо мучились и страдали. А понимание того, что у любви нет преград, пришло слишком поздно и принесло только новую боль.

В этом рассказе трагичен жизненный реализм, как и во многих других, которые написал Чехов. Произведение «О любви» наполнено не радостью и счастьем, как представляется по названию, а одиночеством, болью и безысходностью.

Анализ произведения

Сложен и неоднозначен в понимании творческий анализ Чехова. «О любви» - рассказ, наполненный невероятным психологизмом. Его герой, пережив боль утраты, осознает свою вину в том, что все закончилось так печально.

Любовь не поддается никаким правилам, и здесь человеческий опыт совершенно бесполезен. И как всегда, Чехов остается верен себе, он никого ничему не учит. Писатель бесстрастно рассказывает истории человеческих жизней, а читатель вправе сам сделать вывод. Поэтому его авторскую позицию так сложно определить.

Рассматриваемый нами рассказ является частью целого, которым выступает трилогия Чехова. «О любви», наряду с произведениями «Крыжовник» и «Человек в футляре», входит в цикл, объединенный тремя героями-рассказчиками.

Вывод

Таким образом, рассказ Чехова «О любви» - это сложное философское произведение, раскрывающее смысл человеческих чувств, однако не дающее четкого ответа на вопрос о том, что такое любовь.

Цели:

  • расширить знания учащихся о писателе;
  • проследить мысли и чувства героев рассказа «О любви», выявить философский смысл того, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни;
  • воспитывать понимание значимости любви и счастья в жизни человека.

Оборудование: проектор, презентация урока.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

Стихотворения каких поэтов приготовлены для чтения наизусть? Прослушивание нескольких обучающихся.

3. Мотивирование к учебной деятельности.

«Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно», - написал о нем А.М.Горький. В этом, я думаю, вы уже убедились, прочитав его многочисленные рассказы. Какие из прочитанных произведений вам особенно запомнились?

А что объединяет эти рассказы, о чем они? Рассказы о простых людях, об обыкновенных явлениях. Но писатель преподносит их читателю так, что мы видим пороки нашего общества, он заставляет нас задуматься о смысле жизни, о правде, красоте, о служении людям.

4. Сообщение темы урока.

Я прошу вас записать в тетрадях тему нашего сегодняшнего урока. «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье».

Сегодня мы расширим знания о писателе;

проследим за мыслями и чувствами героев рассказа «О любви», выявим философский смысл того, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни.

Каранов Влад приготовил вам презентацию об А. П. Чехове. Давайте послушаем его.

Рассказ учителя. Несколько слов об истории его создания. Этот рассказ был напечатан в 1898 году в 8-м номере журнала «Русская мысль». И он имеет биографическую основу. Лидия Алексеевна Авилова, молодая писательница из Петербурга, с которой были у Чехова, с ее слов, какие-то нежно-запутанные сердечные дела. Она замужем. У нее дети. Виделись они редко. С 1898 года появляется в писании Чехова линия тоски по любви. Авилова связала это с теми чувствами, которые существовали между Чеховым и ею.

5. Анализ текста произведения.

Работа в группах.

I ряд- 1 группа

Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?

Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…

Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.

О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?

Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери.

Как развивались отношения между героями?

Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.

Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного » для героя рассказа.

II ряд- 2 группа

Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?

Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения. Оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня. Алехин, полюбив чисто, бескорыстно, глубоко жену неинтересного, ограниченного человека Лугановича и будучи любим ею, не только не открывается Анне Алексеевне, но, как и она, скрывает от самого себя «запретное чувство». Алехин ведет себя как нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно общепринятой морали. Он, оправдывая свою нерешительность взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу женщины, в конечном итоге понимает, как мелко и обманчиво было все то, что мешало ему и Анне Алексеевне любить друг друга.

Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна?(Да, по крайней мере догадывались)

III ряд- 3 группа

Почему герои скрывали свои чувства?

На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Убедившись, что Анна Алексеевна его любит, он спрашивает себя: «Куда бы я мог увести ее? Ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто, если бы мы разлюбили друг друга?» По мнению Алехина, эти размышления помешали решить вопрос положительно, в действительности же оказалось, что решаемый вопрос очень труден. Сомнения Алехина – не пустые, не трусливые, они открывают нам честные и добрые мысли. Но нет в его жизни главного – ясной и высокой жизненной цели. И это губит его. Анна Алексеевна тоже не смеет открыться любимому человеку и скрывает от него и себя свое чувство. Она жертвует любовью ради семьи, ради спокойствия возлюбленного. «Ей казалось, что она уже недостаточно молода» для Алёхина и для того «чтобы начать новую жизнь». Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».

Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?

Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам».

Какое значение имеют картины природы в рассказе?

«Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.

В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.

6. Самостоятельная работа.

По данным опорным словам охарактеризуйте главных героев рассказа. Дифференцированная работа. Мальчики создают портрет Алёхина, девочки Анны Алексеевны.

7. Итог урока.

Что такое счастье?

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».

Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы?

Чехов показывает нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном сча­стье и призвании. Люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не так, как должно. Любовь главных героев возникает от неудовлетворенности и одиночества каждого в своем мире.

Прочитайте сцену прощания Алехина и Анны Алексеевны. Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор?

Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен делать человек, чтобы сохранить живую душу? Не желая причинить боль другим, он предает себя; он должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс.

Мое мнение «Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…

Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.

А ВАШЕ?..

Домашнее задание:

с.58 вопрос №5

Любовь способна доставить радость и счастье. Надо уметь любить, беречь любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы.

Прослушивание песни В. Брежнева « Любовь спасет мир».

Ресурсы:

  1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 2000г..
  3. Интернет- ресурсы.