Сравнить тома сойера и сида. Образ Сида Сойера в повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера

В образе Тома Сойера Марк Твен изобразил самого себя «Я рассказывал в «Томе Сойере» о собственных проделках,- сообщил писатель своему другу и будущему биографу Пейну.- Я был озорным мальчуганом и доставлял моей матери немало хлопот Но я думаю, что ей это нравилось. У нее не было никаких хлопот с братом моим Генри, который был двумя годами моложе меня. Мне кажется, его неизменное послушание, правдивость и добропорядочность утомляли бы ее своей монотонностью, если б я не вносил разнообразия своим озорством. Генри - это Сид в «Томе Сойере» Но Генри был гораздо тоньше и умнее Сида. Это Генри обратил внимание моей матери, что нитка, которой она зашила мне ворот рубашки, чтобы я не ку палея, изменила свой цвет Я был наказан, но зато досталось же от меня Генри! Ему доставалось частенько за такие дела вперед, авансом».

Марк Твен раскрыл и других прототипов своих повестей Под именем тетушки Полли он изобразил свою мать, под именем Бекки Тэчер - одну из своих школьных подруг, под именем Гека Финна - своего закадычного друга Тома Бленкеншипа, сына местного пьяницы. У Тома Сойера, чья свобода ограничивалась на каждом шагу, были все основания завидовать счастливому сопернику «Гекльберри делал что хотел, никого не спрашиваясь. В сухую погоду он ночевал на чьем-нибудь крыльце, а если шел дождик, то в пустой бочке; ему не надо было ходить ни в школу, ни в церковь, не надо было никого слушаться; захочет - пойдет ловить рыбу или купаться куда вздумает, просидит на реке сколько вздумает, никто не запрещал ему драться… ему не надо было ни умываться, ни одеваться во все чистое, и ругаться тоже он был мастер. Словом, у этого оборвыша было все, что придает жизни цену. Так думали все задерганные, замученные мальчики из приличных семей в Сент-Питерсберге»

Даже зловещий индеец Джо и добрейший негр Джим имели своих реальных прототипов. Первый «действительно заблудился в пещере и умер бы там с голоду, если б не летучие мыши, которыми он там питался. «В «Томе Сойере» я уморил его до смерти, потому что так нужно было в повести, чтобы было интересней. На самом же деле он остался жив».

Второй - дядюшка Даниэль - без конца рассказывал маленькому Сэму Клеменсу чудесные негритянские сказки. «Этого дядюшку Даниэля я назвал в книге «Джимом» и увез на плоте вниз по Миссисипи. Его доброе черное лицо я люблю и сейчас, как любил шестьдесят лет назад…» - вспоминал Марк Твен, будучи уже глубоким стариком. Повести о Томе Сойере и Геке Финне, несмотря на обилие невы думанных жизненных фактов, отнюдь не автобиографические Отталкиваясь от своих детских впечатлений, Марк Твен соединил пережитое с вымыслом - с обобщенной реалистической правдой Интенсивное действие развертывается на ярко обрисованном социальном и бытовом фоне провинциальной Америки 1840-х годов, когда на Юге еще процветала работорговля.

Если в первой повести рассказ ведется от третьего лица, то во второй рассказчиком выступает сам Гекльберри Финн Но в обоих произведениях Марк Твен одинаково хорошо изображает события с точки зрения своих, юных героев, нигде не отклоняясь от особенностей мировосприятия и психологии детского возраста. При этом автор очень тонко и искусно осуществляет свой художественный замысел: противопоставить богатый душевный мир мальчика из «приличной семьи» и мальчика-бродяги духовной нищете обывателей Сент-Питерсберга; раскрыть вопиющее несоответствие между показной «христианской моралью» и конкретной жизненной практикой, с которой мальчикам приводится сталкиваться на каждом шагу.

Что может быть скучнее утомительной воскресной проповеди, да еще в знойный день? Все скучают и терпят, а Том не выносит скуки. Устроив в церкви уморительный спектакль с жуком-щипачом и пуделем, «Том Сойер шел домой в самом веселом настроении, думая про себя, что и церковная служба бывает иногда ке так уж плоха, если внести в нее хоть немножко разнообразия». Живой ум и находчивость Тома выводят его из всех затруднений и неурядиц, Стоит только вспомнить любой эпизод из его многочисленных столкновений с тетушкой Полли, начиная с побелки забора. Чтобы избавиться от горькой микстуры, Том дает ее «попробовать» коту

* « - Ну, сударь, для чего вам понадобилось мучить бедное животное?
* - Мне его жалко стало: ведь у него нет тети.
* - Нет тети! Дуралей! При чем тут тетя!
* - При том. Если б у него была тетя, она бы сама ему сожгла все нутро! Сама бы ему все кишки припекла, не поглядела бы, что он кот, а не мальчик!
* Тетя Полли вдруг почувствовала угрызения совести».

Таким образом Том Сойер ограждает себя от пристрастия тетушки Полли испытывать на нем новейшие медицинские средства. Благодаря тому, что мальчик не считается ни с какими условностями и говорит обо всем как думает, догматические «истины» подвергаются критической переоценке.

* «Церковь просто дрянь по сравнению с цирком,- заявляет Том.- В цирке все время что-нибудь представляют. Когда я вырасту, то пойду в клоуны»
* «Джо Гарпера он застиг за чтением Библии и с огорчением отвернулся от этой печальной картины».

Том Сойер и Гек Финн - герои романа Марка Твена.

Условия жизни Тома и Гекльберри. (Оба - сироты, однако жизнью Тома занимается тетя Полли, которая по-своему любит племянника, хотя среди двух мальчиков, Тома и Сида, выделяет послушного, но подлого Сида. Она пытается воспитывать Тома суровыми методами, заставляет его работать, ходить в церкви и в школу. Гек живет сам и ежедневно должен заботиться о еде и крыше над головой, он более самостоятельный и серьезный, чем озорник Том.)

Обучение Тома и Гека. (Том учится в воскресной школе, имеет зубрить тексты из Библии. Кроме того, дома тетка Полли контролирует его поведение и требует совершать правильно, по-христиански. Гек нигде не учится, ему тягостное любое обучение. Поэтому настоящей школой для Гека становится жизнь, в котором Гека обучают люди, которых он встретил, и обстоятельства. Это обучение иногда совсем опасно, и научиться на улице можно чего угодно. Например, жизнь научила Гека курить, поэтому первые радости свободы для Тома оказались свободой курение, через шо Тому стало очень плохо.)

Приключения как обучение. (Оба мальчика очень ценят свободную жизнь, однако оно приносит опасные приключения для обоих и только Марк Твен каждый раз спасает своих героев. В реальной жизни ребята при первой же приключения покалечились бы, или вовсе остались жизни).

Качества характеров Тома и Гека. (Оба - веселые проказники, но Гек более опытный в житейских вопросах, он может выжить в любой ситуации, а Том никогда не знает, куда приведут его новые фантазии. Гек самостоятельнее, чем Том, не любит подчиняться, выполнять то, чего не хочет. Том - домашний ребенок, он пытается найти компромисс с миром взрослых, устроить все так, чтобы всем было хорошо. Яркое подтверждение этому - случай с покраской забора.)

Почему Том и Гек - друзья? Оба мальчика - из разных социальных слоев, поэтому тетя Полли не позволяет Тому дружить с Геком. Однако у них есть очень важные для дружбы общие вещи: одинаковая любовь к свободе и приключениям, никак восприятия насилия и принуждения, чувство справедливости, преданности.

«Приключения Тома Сойера» - замечательная книга, магическая, таинственная. Она прекрасна прежде всего своей глубиной. Каждый человек в любом возрасте может найти в ней что-то свое: ребенок - увлекательную историю, взрослый - искрометный юмор Марка Твена и воспоминания о детстве. Главный герой романа во время каждого прочтения произведения предстает в новом свете, т.е. характеристика Тома Сойера всегда разная, всегда свежая.

Том Сойер - обычный ребенок

Вряд ли Томаса Сойера можно назвать хулиганом, скорее уж он - озорник. И, что важнее, у него есть время и возможность заниматься всеми Он живет с тетей, которая хоть и старается держать его в строгости, но у нее это плохо получается. Да, Тома наказывают, но, несмотря на это, он живет вполне благополучно.

Он сметлив, находчив, как почти каждый ребенок его возраста (примерно 11-12 лет), стоит только вспомнить историю с забором, когда Том убедил всех детей в округе, что труд - это священное право и привилегия, а не тяжкое бремя.

Такая характеристика Тома Сойера выдает в нем человека не очень-то плохого. Далее личность самого известного придумщика и озорника будет раскрываться все новыми и новыми гранями.

Дружба, любовь и благородство не чужды Тому Сойеру

Другая добродетель Сойера - способность любить и жертвовать - предстает перед читателем во всей красе тогда, когда мальчик обнаруживает, что любит Ради нее он даже идет на жертву: подставляет свое тело под удары учительских розог за ее проступок. Это ведь замечательная характеристика Тома Сойера, которая высвечивает возвышенное отношение к даме сердца.

У Тома Сойера есть совесть. Они с Геком стали свидетелями убийства, и даже несмотря на совсем не иллюзорную опасность для их жизни, мальчики решились-таки помочь полиции и вызволить из тюрьмы бедолагу Меффа Поттера. Поступок с их стороны не только благородный, но и мужественный.

Том Сойер и Гекльберри Финн как противостояние мира детства и мира взрослости

Почему Том именно такой? Потому что у него относительно все хорошо. Том хоть и трудный, но любимый ребенок, и он это знает. Поэтому почти все время живет в мире детства, в мире грез и фантазий, лишь изредка выглядывая в реальную действительность. Характеристика Тома Сойера в этом смысле не отличается от характеристики любого другого благополучного подростка. Такой вывод можно сделать, только если соотнести два образа - Для Сойера фантазии - как воздух, которым он дышит. Том полон надежд. В нем почти нет разочарований, поэтому он верит в придуманные миры и в придуманных людей.

Гек совсем другой. У него много проблем, нет родителей. Вернее, есть отец-алкоголик, но лучше бы его не было. Отец для Гека - источник постоянного беспокойства. Родитель его, конечно, пропал несколько лет назад, но доподлинно известно, что он не умер, а значит, он может в любой момент появиться в городе и начать снова третировать своего горемычного сына.

Для Гека фантазии - это опиум, благодаря которому жизнь еще хоть как-то можно выносить, но жить в мире иллюзий взрослый человек не может все время (а Финн именно такой).

Сойера даже немного жаль, потому что он не знает, как обстоят дела на самом деле. Его мир обходится без трагедии, тогда как существование Гека - это постоянная борьба. Совсем так же, как и у обычного взрослого человека: он выходит из мира детства и понимает, что его обманули. Таким образом, готова еще одна характеристика Тома Сойера.

Каким бы Том мог быть взрослым?

Соблазнительный вопрос для всех тех, кто читал «Приключения Тома Сойера». Но, кажется, недаром повествование о мальчиках не говорит ничего об их взрослых жизнях. Тут может быть как минимум две причины: либо в этих жизнях не будет ничего примечательного, либо для кого-то жизнь дальше не преподнесет приятных сюрпризов. И все это может быть.

Каким станет Том Сойер? Характеристика может быть такой: в будущем он обычный, рядовой человек без особенных жизненных свершений. Его детство полно разнообразных приключений, но по большому счету они всегда случались в некоторой зоне комфорта, и это позволяло Тому постоянно фабриковать фантазии.

С Геком другая история. В конце приключений Финн уходит из буржуазного мира, где царят сытость и моральность, в мир улиц, где властвует свобода, на его взгляд. Мальчик-бродяга не терпит рамок. Но вечно жить вне рамок и дышать только воздухом свободы невозможно, ибо любая жизнь нуждается в той или иной форме. Если же отдельно взятом сосуде (человеке) не ограничить, то он вырвется наружу, разрушив сам сосуд. Проще говоря, если Гек не изберет для себя определенную систему ценностей, он может вполне спиться и умереть под забором, как и его папаша, или сгинуть в пьяной драке. Взрослая жизнь не такая светлая, как жизнь ребенка, а жаль.

На этой не слишком радостной ноте нам говорит «до свидания» Том Сойер. Характеристика героя на этом завершается.

/ / / Сравнительная характеристика Тома Сойера и Сида Сойера

В повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» главный герой – мальчик-озорник по имени Том. Он воспитывается в семье своей тети по имени Полли. Герой имеет непростой характер, любит проказничать, поэтому доставляет немало хлопот семье. У Тома есть брат Сид, которого тоже воспитывает тетя Полли. Сравнив этих двух героев, можно лучше понять их образы и замысел автора.

– непослушный мальчик, который не любит школу. Однако он много читает и мечтает пережить такие же увлекательные приключения, как герои его любимых книг. Поэтому вместо скучных занятий он часто проводит время на речке. Автор отчасти оправдывает такое отношение героя к школе. Ведь система образования тогда строилась на зубрежке и телесных наказаниях. А это никак не развивало свободомыслие учащихся, а лишь приучало к бездумному запоминанию и послушанию.

– послушный мальчик, который старается хорошо учиться в школе, потому что «так надо». Он не доставляет хлопот тете, всегда выглядит ухоженным, «прилизанным», ведет себя прилично. Однако его благонравие фальшивое, ведь при первой же возможности он ябедничает на Тома. И не потому что он переживает за брата, а потому что ему приятно видеть, как его наказывают.

Яркий пример есть в эпизоде, когда Сид замечает хитрость Тома с нитками (Тетя зашивала воротник рубашки Тома, чтобы тот не купался в речке, но он решил схитрить – снял рубашку, а потом сам зашил воротник) и рассказывает все тете. Сид выдает брата, чтобы показаться на его фоне лучше. Он наблюдательный, что говорит о его смекалке. Но в целом, Сид поступает как предатель.

В отличие от него, Том – верный. Он умеет ценить дружбу. И, несмотря на маленькие хитрости, он не способен на большую ложь даже ради себя. Это подтверждается в части повести, когда он сознается на суде в том, кто настоящий преступник. Он и его друг Гек стали случайными свидетелями преступления, но вначале молчали, потому что боялись мести. Обвиненным в преступлении стал невинный человек, Мэф Поттер. И об этом знали мальчики. Они обещали друг другу молчать, но муки совести заставили Тома Сойера выступить на суде и помочь несчастному мужчине. Это был очень смелый поступок, на который вряд мог бы решиться боязливый Сид.

Том и Сид – братья. Но они слишком разные люди, словно из разных миров. Сид – это порождение мещанского общества. Он с малых лет принял условности консервативного городка. Том – тоже часть этого общества, но он пытается отстоять свое право на свободу. Для героя такая жизнь по правилам кажется не интересной. Поэтому он мечтает о приключениях и осуществляет мечту. Вместе с другом Геком они разоблачают преступника, находят клад. Вместе с Бекки (девочкой, которая нравилась Тому) герой блуждает по пещере.

Сид помогает лучше увидеть положительные черты характера главного героя. Послушный мальчик Сид в повести не такой хороший, как непослушный мальчик Том. Автор разрушает стереотипы мещанского представления о моральных ценностях того времени.