Толкования на Мф. Будьте просты как голуби и мудры как змеи - ошо

Как эту фразу понимают наши современники?

Сергей Сухарев , 32 года, регент:

Используйте свою мудрость, живите просто, не заморачиваясь и не накручивая себя.

Александр Вознесенский , 36 лет, фотограф:

Змий в древности был символом мудрости. Но знания надмевают человека. Люди, считающие себя учеными, часто ставят себя выше простых трудяг, забывая, что Господь, будучи всеведущим, жил на Земле жизнью простого человека, чем и нам указал пример. Мудрость и знания в человеке должны сочетаться с простотой и скромностью - тогда от них действительно будет польза для души.
Если будут знания, но не будет простоты - будет гордыня и тщеславие, а это плохо. Будет простота, но человек будет отворачиваться от познания мира и от познания Бога - это тоже не очень хорошо. И только соединяя одно и другое человек познает Бога (к чему призван каждый христианин), не надмеваясь, но помня, что нет у него ничего такого, чего бы ему не дал Бог.
Таким образом, восходим от мудрости к мудрости и растем духовно.
Стараемся, во всяком случае.

Григорий Сухарев , 26 лет, археолог:

Не показывая свою мудрость, быть простым.

Алла Тихонова , 49 лет, продавец книг:

Будьте мудры, но пусть Ваша мудрость не несет никому беды, а будет на радость и на пользу.

Юлия Пошедина-Сухарева , 28 лет, мама:

Будь требовательным к себе, к другим снисходительным. Больше слушай, меньше говори.

Толкование Церкви

Блаж. Феофилакт Болгарский :
Итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби. Хочет, чтобы ученики его были и мудры. Чтобы, слыша, что они сравнены с овцами, ты не подумал, что христианин должен быть слабоумным, говорит: он должен быть и мудрым, зная, как надобно жить среди массы врагов. Как змея все свое тело подставляет под удары, а голову охраняет, так и христианин все должен отдавать бьющим его, даже тело свое, а голову, которая есть Христос и вера в Него, должен беречь; как змея, сжимаясь в какой-нибудь скважине и проползая, скидает с себя старую кожу, так и мы, идя тесным путем, должны совлекать с себя ветхого человека. Но так как змея и вредит, то Господь повелевает нам быть простыми, то есть чистыми, незлобивыми и безвредными, как голуби, ибо последние, лишаясь даже детей и будучи преследуемы, тотчас возвращаются к своим хозяевам. Итак, будь мудр, как змея, чтобы не смеялись над тобою в жизни, но чтобы все твое было безукоризненным. Что же касается вреда в отношении к другим, то будь как голубь, то есть не злобив, прост.

Прп. Максим Исповедник :
Ведующий ум становится мудрым, как змий, и простым, как голубь, всегда сохраняя веру, словно голову, несокрушаемой и мудро отстраняя от себя, наподобие голубя, раздражение ярости, а поэтому он не помнит зла [своим] обидчикам и притеснителям.

Наверное каждому приходилось хоть раз в жизни быть свидетелем, или участником конфликтов, в которых зачинатель просто не желал видеть своей вины в происходящем, перекладывая вину на других. Намедни мне самому пришлось стать жертвой в подобной ситуации, в которой мой невольный собеседник вёл себя очень грубо, по непонятной мне причине, а когда я попросил его быть чуточку вежливее, разразился обвинениями в мой адрес.
Этот случай, слава Богу, нисколько не задел меня, поскольку я, как практикующий христианин, давно перестал реагировать на подобные вещи, ведь если человек себя так ведёт, значит он нуждается в молитвенной поддержке. Но, такие случаи часто побуждают к размышлениям о себе, о Боге, о людях, о Слове Божьем.
Сегодня я рассуждал над Книгой Бытия, 3:9-13.
«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела».
Известная ситуация. Мне, как родителю трёх детей, часто приходится встречать подобное, когда кто-то сделал что-то непозволительное, но виновных не найти. Расспросы ничего не дают, поскольку виноват другой, но, не непосредственный виновник.
Случай, описываемый в Библии, характеризует типичное поведение человека, в сердце которого живёт грех. Напомню, что то, что произошло, произошло уже после грехопадения наших прародителей. Таким образом, подобное поведение - результат «первородного греха», живущего в каждом человеческом существе.
Как можно изменить ситуацию? Ситуацию можно изменить только действиями, диаметрально противоположными описанным. Если вы не научитесь видеть свою долю вины в конфликте, не отважитесь взять свою часть ответственности, вы не сможете изменить человека. Да и кто дал нам право изменять других, ведь это - прерогатива, исключительно принадлежащая Богу.
К сожалению, многие поступают иначе, пытаясь доказать свою правоту, настаивая на своих правах, но, ситуацию невозможно изменить без желания к изменениям в самом себе. А эти изменения невозможны без участия Бога.
Хочется ещё раз обратиться к Библии. В Деяниях апостолов описывается случай, происшедший с Павлом и Силуаном, когда, будучи несправедливо осуждены, они попали в тюрьму. Страж, который охранял их, задал вопрос о том, как спасти свою душу, на что получил ответ: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой». (Деяния 16:16-40)
В словах апостолов выражение «веруй» звучит не просто, как «признай Христа» но, «живи в соответствие с верой», тогда изменения постигнут и живущих с тобой. Некто из древних произнёс великолепную фразу: «Спасись сам и спасутся окружающие тебя». Этот человек, кто бы он ни был, своими словами передал мысли из Священного Писания.
Мы живём среди людей. Христос никогда не стремился к нашей изоляции от мира, да и Сам так не поступал. Напротив, Он утверждал, говоря своим ученикам: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». (Матф.10:16)
Очень часто голубей Христовых посещает искушение хоть на время стать волками, ведь даже пословица есть такая: с волками жить - по волчьи выть. Но, что это даст нашему духу, нашим отношениям с Богом и ближними? Ничего, кроме последующего разочарования в Боге и в самих себе. Да и Христос предупреждал о том, что мы не от мира, поэтому ничего хорошего от него нам ждать не следует и всегда быть готовыми к открытым проявлениям вражды, предаваясь в руки Божьи при каждой ситуации. (Ин. 15:18, 19).
Поэтому, хочется ещё раз напоследок привести слова из Священного Писания:
«Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному». (1Пет.2:21-23)

Что означает? Матфея 10:16

Этой фразе предшествуют слова: «Вот, я посылаю вас, как овец среди
волков». Здесь - и характер тех и других, и неравное соотношение сил,
и постоянная опасность. Поэтому…

«Будьте мудры, как змии»

Во-первых, есть какая-то разница между змеем и змием. Сатана в би-
блии часто называется змием: Откр. 12:9, 13-15; 20:2 и т.д. и этот змий
когда-то был «полнотою мудрости», i/i её останки прослеживаются во всей
его деятельности в Библейской истории. И она превосходит любую чело-
веческую мудрость. И этот змий порою пытается тягаться с Самим Богом.
Помните пари относительно Иова? Или: просил сеять, как пшеницу? И не
могли разглядеть его хитрый профиль ни четыреста пророков во дни Аха-
ва, ни Апостол Петр, дождавшийся слов Иисуса: «Отойди от меня, сатана».

Может быть, в разнице слов змей и змий кроется ключ к пониманию
мудрости змия? Но это пока ждет своего «Даниила» для изъяснения.

И мы всё же не отказываемся от простой аналогии с обычным змеем.
И попробуем что-то найти относительно мудрости.

змеи научить Апостолов? Все эти существа, кажется, настолько обделены
возможностями. У них нет конечностей.

1) Но они прекрасно используют свои ограниченные возмож-
ности. И чему только они ни научились! Ползают по земле, по зыбкому
песку, по отвесным скалам, по деревьям и веткам, перелетают с дерева
на дерево. Устраивают засады, догоняют, побеждают, ловят птиц… и всё
это без рук и ног.

«Учитесь у змей - как бы говорил Иисус, - используйте те возмож-
ности, какие есть у вас на сегодня».

«Большинство из нас не перестает повторять: Если бы только у меня
было это или то, если бы только у меня было побольше денег, я бы сделал
то, что Господь хочет от меня». «Не ждите особых обстоятельств, чтобы
делать добро. Творите его в ситуациях обычных. Все, что вам нужно - это
использовать то, что мы уже имеем» (Дж. Мейсон)

Иисус отправлял Своих учеников в школу выживания, не позволив
брать с собой ни «сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви».

  • Следующий урок - осторожность. Змеи очень осторожны. Не-
    достаток осторожности может стоить им жизни. Никогда их эмоции и лю-
    бопытство не занимают места холодного рассудка. (А глухарей губит их
    любопытство),

«Остерегайтесь же людей -г напутствовал Иисус, - они будут от-
давать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас» (17стих).

  • Змеи уклоняются от ненужной борьбы. Они не преследуют
    человека, зная, что он сильнее. Кобры, гремучие змеи предупреждают
    человека шипеньем и ударами хвоста по земле, чтобы человек случайно
    не наступил и не вынудил змею защищаться.

Два примера из жизни. Мой знакомый в поисках мумиё спрыгнул
на крохотную лужайку со сверкающим родником. И остановился как вко-
панный: он был не один в этом каменном мешке - на него, не мигая, смотрел удав, Человек лишился дара речи и лишь в душе обращался
к Богу, Подождав, удав резко отвел голову в сторону, давая понять, что
человек может уходить,

Где-то в той же части Киргизского Хребта мы шли с другом, любуясь
вершинами. Вдруг от нас что-то шарахнулось в заросли лопухов, и стало \
быстро удаляться, Мы помчались следом. Начался ровный пологий спуск,
просматривающийся на 500-600 метров. Видим, как впереди нас змеео-
бразной волной мечутся лопухи и высокие травы. Любопытство вытесни-
ло страх, и мы помчались следом, делая прыжки по 2-3 метра. Но так
и не могли догнать. Похоже, что огромный удав или питон продолжал
раскачивать растительность, уходя от людей. Дружить с людьми он, как
и все змеи, не хотел, а воевать - тем более.

Христианам тоже не стоит искать лишних приключений, и лучше по-
рой уклониться от ненужной борьбы с кем-то или с чем-то. Я знал вот
таких задиристых верующих, которые постоянно искали приключений.
Один из них малообразованный, но любящий поговорить, постоянно лез
в высокие инстанции, обличая и споря. Мало ему показалось области, до-
брался до Москвы; и однажды доспорился, дообличался, пока схлопотал
какие-то уколы, вернулся тихий, всего боящийся.

«Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед
и наказываются» (Прит. 22:3).

4) В чём же ещё можно видеть мудрость змеи? В минуты опасности она
прячет голову под кольцами тела, жертвуя им для сохранения самой важ-
ной части своего естества. Одним словом не суёт голову куда попало.

Христианину это хороший урок: как важно оберегать свой ум зрение
и слух от натиска нечистоплотной и вредной видео, звукоинформации
и нечистых мыслей, захламляющих голову. Кто пренебрегает этим, может
пополнить ряды тех, о которых Ап. Павел писал: «Пустые споры между
людьми повреждённого ума» (1 Тим. 6:5). «Боюсь, чтобы, как змей хи-
тростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, укло-
нившись от простоты во Христе» (2 Кор. 11:3).

Просты как голуби

Простота голубей. Голубь - не болтливая сорока, любящая тащить
в свое гнездо блестящие предметы. В них находили обрезки жести, ручные
часы, и даже обручальное кольцо. Это не хищный коршун и не ночная раз-
бойница сова. Это не долгожитель ворон, три сотни лет промышляющий
по свалкам; не воришка воробей. Человечество со времён Ноя выделило
голубя из всех пернатых, сделав его символом мира, надежды и благород-
ства. Живёт он просто и естественно. Добывает свой хлеб, растит семью.
Этим не исчерпывается простота голубя. Додумайте сами. Приведу в за-
ключение поучительный пример.

До Перестройки действовал Совет по делам религий. В годы моего на-
чального служения его возглавлял Тарасов. Он, не спрашивая никого, мог
явиться на конференцию, на съезд ЕХБ, осуществляя надзор, порученный
ему Правительством. Однажды он рассказал следующее:

Приехал в какую-то Церковь. К нему подошёл служитель.

  • Вы откуда брат?
  • Из Москвы.
  • брат из Москвы сейчас скажить слово…
  • Да я не…

Добродушный служитель не дал договорить:

  • И не скромничайте. Сейчас брат из Москвы скажить слово. По-
    жалуйста, за кафедру.

Делать нечего, встал за кафедру, полистал Библию. (А знал он её не-
плохо). Нашел стих нашей темы Мтф. 10:16, и сказал:

  • Простые без мудрости - это простаки. Вы знаете, кто я? Я ваш
    идейный противник (назвал должность), а вы не узнали кто я, даже рот мне
    не дали открыть: «брат из Москвы скажите Слово». Потому у вас пробле-
    мы, что за кафедру тащите, кого попало, и не рождённых свыше крестите.
    Простоты у вас хватает а вот мудрости - нисколько. Библию надо знать.

Итак, составляющие понятие «мудрость»: не только у змия,
но даже у человека:

а) Максимальное использование своих возможностей. «Всё, что мо-
жет рука твоя делать, (доброго) по силам делай» (Еккл. 9:10).

б) Осторожность в принятии решения. «Смотрите, поступайте ос-
торожно, не как не разумные, но как мудрые, дорожа временем»
(Еф. 5:15-16)

в) Уклонение от ненужных сражений с кем-то, с чем-то. «Наша брань
не против крови и плоти (т. е. людей)… но против мироправителей
тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). (Вот куда
нужно отдавать свои силы).

г) Разум, рассудок не отдают штурвал эмоциям. Чувства должны быть
научены: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чув-
ства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14).

д) Сохранение головы - ума, рассудка, трезвомыслия… «И шлем
спасения возьмите» (Еф. 6:17).

Из всего этого и складывается одно из лучших (по-моему) определе
ний: «мудрость - это правильно поступать в нужный момент».

Р. S.: Стоит только удивляться тому, что из 1, 5 млн. видов живых су-
ществ Иисус сразу назвал наиболее подходящее для сравнения суще
ство - змею, предельно ограниченную в возможностях, но активное
и грозное создание. Ученики Иисуса всегда были ограничены в правах
и возможностях, но оставались активными и грозными воинами против
адских сил.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 10, ст. 16 - 22

16. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

17. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,

18. и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,

20. ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21. Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;

22. и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

(Мф. X, 16-22)

Мы слышим продолжение назидания, которое Господь дает ученикам перед началом служения, на которое поставляет их.

Всем нам хорошо известна фраза «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» . Многие толкователи подробно рассуждают о том, в чем же заключаются мудрость змеи и простота голубя, как это понять и как применить к самому себе. В данном контексте мы не будем подробно разбирать этот вопрос; с ним можно обратиться к толкованиям святителя Иоанна Златоуста, Блаженного Августина и многих других. Процитирую святителя Григория Богослова, для того чтобы понять, как происходит это сочетание: «Надо заметить, что Господь не желает представить Своим ученикам ни голубя без змея, ни змея без голубя. Чтобы простота голубя была изощрена хитростью змея, и хитрость змея была умерена простотой голубя». Христианин должен сочетать в себе эти качества. В Священном Писании, когда бы Господь ни говорил о качествах человеческой жизни, Он всегда говорит о «золотой середине», не должно быть крайностей. Об этом говорится и в данном случае: христианин не может быть простецом, как это может кому-то показаться. Недаром есть поговорка «Простота хуже воровства». Так же и крайние степени хитрости, как например коварство, всегда будут с отрицательным оттенком. Змея избрана потому, что в Древнем мире всегда была символом мудрости.

Все эти образы мы должны соотнести с первой половиной фразы: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» . Христос предупреждает, что апостолы идут на служение не только трудное, но и опасное для жизни. Можно представить, чем может закончиться ситуация, когда овцы находятся среди волков. Потому в 17-ом стихе Господь говорит ученикам: «Остерегайтесь же людей» - хотя посылает их проповедовать людям. Сочетайте в себе качества змеи и голубя, говорит Христос, чтобы не погибнуть сразу, не ищите специально мученичества, но идите золотым срединным путем, тогда достигнете максимального результата.

Далее Господь говорит ученикам: «... будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» . Он предупреждает, что судьба их будет непростой. Всякий раз, обращаясь к ученикам, Христос предельно открыт перед ними. Почему до самого конца своего служения апостолы ожидали, что достигнут материального достатка или «социальных гарантий»? Как только были избраны двенадцать ближайший учеников, Господь сразу сообщает, что служение их будет очень трудным и закончится смертью. И это естественно, потому что как относились ко Мне, говорит Христос, так же будут относиться и к вам.

Господь называет три сферы, в которых будут уничтожать Его учеников: общество, синагога и семья. Наше внимание приковано к словам «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое...» Ненависть возникает к тем, кто проповедует о любви. Если посмотреть на первые века существования Церкви, когда на нее обрушиваются невероятные гонения, они происходили как раз по всем трем позициями. Римская империя в лице ее правителей совершала гонения на христиан по разным причинам, гонения были и от иудеев - все это известно из истории Церкви. Но преследования происходят даже со стороны семьи: близкие люди думают, что христиане не в себе. Наверное, и мы отчасти являемся свидетелями таких ситуаций в наше время. Самый простой пример: когда человек становится религиозным и начинает ходить в церковь, родные говорят ему: «Все ли с тобой нормально? Не помешался ли ты? Зачем так “ударяться” в религию»? Могут начаться даже какие-то прещения и гонения со стороны семьи. И человек порой оказывается в ситуации, когда он должен сделать выбор между тем, повиноваться ли ему Христу или повиноваться близким и друзьям. Это очень страшный выбор.

Слова «восстанут дети на родителей, и умертвят их» связаны и с представлениями о последнем веке и пришествии Мессии. Разделение это реально происходит уже сейчас. Но не Господь приносит его в мир, напротив, Он хочет объединить людей, а все это совершается от того, что в человеческом сердце живет грех. Почему люди так не хотят принимать истину? Потому что тем самым обличается неправда человеческая и возникает естественный процесс: мы хотим уничтожить, забыть, чтобы жить так, как хочется нам.

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

Сказал Господь Своим ученикам: вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Посылая Своих учеников на проповедь, Господь говорит о крестном пути Церкви. Христос предвидит их страдания, как Он предвидит Свои собственные, и все-таки благословляет их идти этим путем, как и Сам идет ко Кресту. Он заранее говорит им обо всем не для того только, чтобы они не удивлялись, когда эти испытания придут, но чтобы увидели, как исполняется Его слово, и утвердились в вере.

«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков», – говорит Господь. Что могут ожидать беззащитные овцы, окруженные стаями хищных волков, кроме как быть разорванными на куски? Ученики Христовы – овцы среди волков. Это страшно. Но то, что Христос посылает их, – дает утешение. Потому что Он знает, как защитить их и вывести из самой великой беды.

«И будете ненавидимы всеми за имя Мое». Здесь – корень всего, и этот корень горек. Тех, кого любит Христос, мир ненавидит. Если мир возненавидел Христа, не следует удивляться тому, что он ненавидит и идущих вслед за Ним. В этой ненависти мира – горечь для учеников Христовых и одновременно утешение, потому что они сподобляются чести испить чашу Христову.

Они будут, как и Господь их, причислены к злодеям, и их поведут на судилища. Им предстоит претерпеть скорби от мелких чиновников и от правителей и царей, как мы увидим это в книге Деяний. Они будут преданы смерти. Так велика будет злоба их врагов. И столь твердыми будут они в вере и терпении. Любовь и мудрость Христова попустят это, зная, как соделать кровь мучеников печатью истины и семенем Церкви. Этим воинством Христовым будет побежден сатана, и Царство Христово достигнет многих.

И Господь говорит им, от кого они примут страшные страдания. Вся преисподняя со всеми бесовскими силами ополчится против них, вся ненависть земли. Но горше всего, что на проповедников Евангелия восстанут те, кому они будут проповедовать спасение.

«Остерегайтесь же людей», – говорит им Христос. Ненависть ко Христу превращает людей в диких зверей, в бесов. Печально состояние рода человеческого, когда лучшие в нем должны остерегаться людей. Скорби учеников Христовых усугубятся тем, что люди, называющие себя верующими в Бога, имеющие вид благочестия, будут бить их в своих синагогах, изгонят их и убьют их, и будут думать, что тем самым они приносят службу Богу (Ин. 16, 2 ).

«И будете ненавидимы всеми», – говорит Христос. Как может такое быть? Это будет, когда грех утвердится как норма в человечестве, и по пророчеству преподобного Антония Великого, скажут живущему по заповеди Христовой: «Ты безумствуешь, но мы заставим тебя быть как все». Чем большее будет в мире отступничество от Бога, тем большая будет в нем и вражда против Церкви. Приходят времена, когда эта вражда станет всеобщей, но яд ее накапливается постепенно в сердцах сынов противления.

«Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их». Так откроется, что враги человеку – домашние его. Те, от кого, казалось бы, должна быть прежде всего поддержка, выступят против, когда увидят перемену в жизни обратившегося к вере и особенно когда начнутся гонения, – они будут заодно с гонителями. Что может быть печальней, чем когда самые крепкие узы родственной любви разрываются из-за ненависти ко Христу и Его учению!

Но Господь никогда не оставляет Своих. Он заранее говорит, что они должны делать во времена гонений. «Будьте мудры как змии». Рассудительность и осмотрительность полезны всегда, но более всего – среди скорбей и испытаний. Воля Божия в том, чтобы христиане без нужды не подставляли себя, но употребляли все законные средства для сохранения Церкви. И будьте «просты как голуби». Будьте кроткими, научитесь любви к врагам у Того, Кто кроток и смирен сердцем, и на Кого Дух Святой сошел в виде голубя.

«Остерегайтесь людей». Избегайте опасных общений. Будьте внимательны к тому, что вы делаете и говорите. Кто знает, что такое духовная брань, понимает, как надо быть осторожным. После того, как Господь наш предан был целованием одним из Его учеников, говорят святые отцы, нам следует остерегаться людей.

«Не заботьтесь, что сказать». Когда христиан поведут на суды и перед правителями, они не должны заботиться о том, что и как говорить. Бог даст им слова. Ибо в тот час «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Точно так же Бог обещал пророку Моисею: «Я буду при устах твоих, и научу тебя, что говорить». Не уничижения, не даже жестоких пыток, не смерти христиане боялись. Многие из них боялись, что неумением говорить и неискусностью в защите они могут повредить вере Христовой. Но твердо обетование Божие, что если кто сподобится предстать перед судом за веру, слова придут к нему.

И Господь утешает Своих учеников крестным утешением. «Претерпевший же до конца спасется». Этим испытаниям будет положен конец. Они могут быть долгими, но они не будут всегда. «И Бог не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1 Кор. 10, 13), но даст Свою благодатную помощь. Спасение будет вечным воздаянием тем, кто твердо стоит до конца. Обетование Апокалипсиса непреложно: «Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни».