Внутренняя и внешняя политика китая. Китай во внешней политике россии

Официально правительство Китая проводит независимую и мирную внешнюю политику, главная цель которой создание сильного и могущественного единого Китая, защита независимости и суверенитета страны, создание благоприятной среды для экономического развития и открытости внешнему миру.

Политика мирного существования Китая базируется на основных пяти принципах, сформированных в 1954 году:

1.Взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности;

2.Ненападение;

3.Взаимное невмешательство во внутренние дела друг друга;

4.Равенство и взаимная выгода. Китай официально твердо держится открытости внешнему миру, активно развивает сотрудничество со всеми странами на основе равенства и взаимной выгоды;

5.Мирное сосуществование.

Таким образом, официальная позиция Пекина во внешней политике предполагает сохранение мирной международной среды, отказ от каких-либо претензий на гегемонию, стимулирование совместного развития и защита мира во всем мире. На основе этих принципов Китай установил дипломатические отношения с 161 государством.

Главные направления внешней политики Китая:

1)Развитие дипломатических отношений между Китаем и США. Китайско-американские отношения на протяжении XX века были довольно сложными и нестабильными. В 50-х годах Китай выступил против американской агрессии в Корейской Народной Демократической Республике, что повлекло за собой последующее недопущение Китая в совет ООН и подписание договора между США и Тайванем о сотрудничестве и совместной обороне. Отношения еще более обострились после развязанной американцами войны во Вьетнаме. Только в 1969 году Китай и США сделало первые шаги навстречу миру. В 1971 году Китай, наконец, вступил в ООН. С этого времени в отношениях между двумя державами наметилось потепление. В 1972 году американский президент Никсон признал Тайвань частью Китая, а в 1979 году страны официально установили дипломатические отношения. Отношения несколько охладились после восстаний 1989 года на площади Тяньаньмэнь в Пекине, когда Запад резко осудил действия китайского правительства, однако, в целом это не ослабило экономические связи двух стран.

2)Нормализация и развитие отношений с Индией. Отношения между Индией и Китаем обострились в результате подавления китайскими войсками восстания в Тибете в 1959 года, после чего Далай-лама и часть тибетского населения бежали в Индию, где встретили поддержку индийского правительства. Сближение стран стало возможным только в 1977 году, когда страны вновь обменялись дипломатами. Официально дипломатические отношения были установлены в начале 80-х годов. Хотя между Китаем и Индией до сих пор существует ряд неразрешенных территориальных вопросов, Индия является важнейшим стратегическим партнером Китая, между странами активно развиваются торговые отношения.

3)Развитие китайско-японских отношений. Уже более 40 лет Япония является главным торговым партнером КНР, но несмотря на это политические отношения между двумя странами остаются сложными и периодически переживают периоды напряженности. Главными препятствиями на пути нормализации политических отношений между двумя странами можно назвать следующие моменты: японская позиция относительно Тайваня, недовольство Китая относительно форм извинений Японии за агрессию 1937-1945 гг., посещение японским премьером храма, где канонизированы главные японские военные преступники, разногласия в трактовке истории, растущая военная мощь Китая и др.. Последний конфликт вспыхнул в сентябре 2010 года, когда в спорных водах Восточно-Китайского моря, где были обнаружены месторождения природного газа, японские власти задержали китайское рыболовное судно. Конфликт усугубился внезапной смертью в японском зоопарке панды, одолженной Китаем, за которую Поднебесная потребовала компенсацию в размере 500 000 долларов. Пока территориальный спор так и остается неразрешенным, но оба государства заинтересованы в мирном урегулировании этих конфликтов и развитии политических и экономических отношений.

4)Китай-Россия. Министерство иностранных дел РФ характеризует российско-китайские отношения как устойчивые и динамично развивающиеся во всех областях. В 2001 году между странами был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, в котором отражены основные принципы отношений. В этом же году Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан основали Шанхайскую организацию сотрудничества, главные задачи которой укрепление стабильности и безопасности, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. В 2008 году между Китаем и Россией были окончательно урегулированы все территориальные вопросы, обсуждение которых началось еще в 1964 году. Россия признает Тайвань и Тибет неотъемлемой частью Китая.

5)Восстановление территориальной целостности. В 80-90х годах XX века в ходе мирных переговоров Китай вернул себе Сянган (Гонконг) и Аомэнь (Макао). Однако до сих пор остается неразрешенный конфликт с Тайванем. В 1949 году коммунисты, одержавшие победу в гражданской войне над правительством Чан Кайши, объявило о создании Китайской Народной Республики. Свергнутое правительство бежало на Тайвань, где установило гоминьдановский режим, получая активную поддержку США. Китай претендует на суверенитет над островом и не исключает силового решения проблемы. Признание Тайваня необъемлемой частью Китай является одним из главных условий установления дипломатических отношений КНР с другими странами. В последние годы вместе с приходом новых лидеров в США и на Тайване появилась возможность более тесного и конструктивного сотрудничества между тремя сторонами в ближайшей перспективе.

6)Развитие отношений между Китаем и Африкой. Дружественные отношения между Китаем и африканскими странами в последние годы получили новый стимул для развития: с каждым годом товарооборот между КНР и странами Африки увеличивается в несколько раз. Китай стал вторым по величине торговым партнером Африки после США и его присутствие на континенте неуклонно растет. Большая часть африканских стран уже признали Тайвань частью Китая и прервали дипломатические отношения с тайваньским правительством. Таким образом, Китай не только приобрел важного торгового и стратегического партнера, но и получил дополнительную поддержку в вопросе Тайваня. Каждые три года, начиная с 2000, страны участвуют в саммитах Форум сотрудничества Китай-Африка, в ходе которых также обсуждаются и социальные проекты на африканском континенте. Ежегодно из африканских стран отправляется более 15 000 студентов на обучение в китайских вузах.

Источник: http://chinatrips.ru/guide/overview/foreign-policy.html.

  • в какие организации входит китай

внешняя и внутренняя политика китая

Внешняя политика КНР

НЕЗАВИСИМАЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ, МИРНАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Такого курса придерживается Китай в международных отношениях. Внешняя политика Китая характеризуется следующими основополагающими моментами:

— Китай независимо и самостоятельно вырабатывает свою позицию и политический курс по всем международным вопросам; он не вступает ни в какие союзы и не устанавливает никаких стратегических отношений с крупными державами или блоками стран, выступает против гегемонизма и политики силы.

— Целью внешней политики Китая является защита мира во всем мире и создание мирной международной обстановки, благоприятствующей модернизации страны.

— Китай стремится развивать отношения со всеми странами на основе пяти принципов мирного сосуществования, а именно: взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования.

— Укрепление солидарности и сотрудничества с развивающимися странами «третьего мира», развитие добрососедских дружественных отношений с сопредельными странами — таков краеугольный камень внешней политики Китая.

— Китай выступает за создание системы международных отношений и нового международного политического и экономического порядка на основе пяти принципов мирного сосуществования.

ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ

Китай неизменно стоит за то, чтобы в формировании межгосударственных отношений руководствоваться пятью принципами мирного сосуществования, а не брать в качестве критерия социальный строй, идеологию или представления о ценностях.

Еще в декабре 1953 г. покойный Премьер Госсовета Китая Чжоу Эньлай в беседе с делегацией Индии впервые выдвинул пять принципов мирного сосуществования: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование.

В июне 1954 г. во время визита в Индию и Бирму Премьер Чжоу Эньлай вместе с Премьер-министрами Индии и Бирмы опубликовали совместные коммюнике, в которых торжественно провозглашались пять принципов мирного сосуществования. На конференции стран Азии и Африки, проходившей в Бандунге в апреле 1955 г. Премьер Чжоу Эньлай вновь выступил с изложением пяти принципов. В результате совместной работы участников Бандунгской конференции основные положения этих принципов были включены в принятую ей декларацию.

Пять принципов мирного сосуществования вошли в Конституцию КНР 1982 г. и они стали основополагающими установками, которыми руководствуется Китай, устанавливая и развивая дружественные отношения со всеми странами мира.

ПРИНЦИПЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ КИТАЯ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ

1 октября 1949 г. в день провозглашения Китайской Народной Республики китайское правительство торжественно объявило: «Настоящее правительство является единственным законным правительством, представляющим все народы КНР. Настоящее правительство желает установить дипломатические отношения с правительством любой страны при условии, что оно выразит готовность соблюдать принципы равенства, взаимной выгоды и взаимного уважения территориального суверенитета».

В мире существует только один Китай. Провинция Тайвань — неотъемлемая часть территории Китайской Народной Республики. Правительство любой страны, вступающее в дипломатические отношения с КНР, должно недвусмысленно заявить о прекращении любых дипломатических отношений с администрацией Тайваня и признании правительства КНР единственным законным правительством Китая. Китайское правительство категорически не примирится с провокационными действиями любой страны, преследующими цель создания «двух Китаев» или «одного Китая и одного Тайваня», категорически не примирится с тем, чтобы страна, установившая дипломатические отношения с КНР, вступала в любого рода официальные отношения с тайваньской администрацией.

На основе вышеуказанных принципов Китай установил дипломатические отношения со 161 страной мира (страны расположены в хронологической последовательности, указаны даты установления дипломатических отношений):

Источник: http://www.abirus.ru/content/564/623/627/634/11272.html

внешняя политика китая в 20 веке

Основные принципы внешней политики Китая

Официальным началом отсчета политики реформы и открытости в Китае считается 1978 год, в декабре которого состоялось поистине историческое событие - пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва. В конце 70-х годов ХХ века страна оказалась перед труднейшими проблемами выборов пути дальнейшего развития. С 80-х годов ХХ века КНР умело действует в ряде треугольников двусторонних отношений. Китай гибко выстроился, во-первых, в тандем сверхдержав, во-вторых, в пространство “трех миров”, в третьих, трех достаточно различных частей развивающегося мира - Азии, Африки, Латинской Америки.

Китай проводит самостоятельную, независимую и мирную внешнюю политику. Ее миссия - сохранение мира на планете и содействие общему развитию. Китай желает вместе с народами всего мира сообща продвигать благородное дело мира и развития на планете. Для Китая характерна давняя принципиальная традиция нейтралитета. На рубеже XX-XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. В принятом на XII съезде КПК в сентябре 1982 года новом Уставе записано, что партия будет “защищать мир во всем мире” на основе пяти принципов:

Взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности;

Невмешательства во внутренние дела друг друга,

Равные и взаимовыгодные отношения;

Мирное сосуществование с другими странами мира.

Позже, в 1984 году, Дэн Сяопин следующим образом определил основные направления внешней политики страны: “Китайскую внешнюю политику 80-х годов, а фактически и 90-х, вплоть до XXI века», которую можно сформулировать главным образом, в двух фразах: первая: борьба против гегемонизма и защита мира во всем мире, вторая: Китай всегда будет принадлежать к “третьему миру”, причем это основа нашей внешней политики. Мы говорили о своей вечной принадлежности к “третьему миру” в том смысле что Китай, который сейчас, разумеется, из-за своей бедности относится к странам “третьего мира” и живет с ними всеми единой судьбой, по-прежнему будет принадлежать к “третьему миру” и тогда, когда станет развитой страной, богатым и могучим государством. Китай никогда не будет претендовать на гегемонию, никогда не будет третировать других, но всегда будет стоять на стороне “третьего мира”.

Исходя из сказанного, КНР предлагаются следующие принципы внешнеполитической стратегии:

Соответствовать течению истории, отстаивать общие интересы всего человечества. Китай желает совместно с международным сообществом прилагать общие усилия к тому, чтобы активно содействовать многополярности мира, защищать гармоничное сосуществование различных сил и сохранять стабильность международного сообщества; активно стимулировать развитие экономической глобализации в направлении, благоприятствующем достижению общего процветания, стремиться к выгоде и избегать потерь, чтобы это приносило пользу всем странам мира, в частности развивающимся.

Создать справедливый и рациональный новый международный политический и экономический порядок. Все страны мира должны в политике уважать друг друга, сообща вести консультации и не вправе навязывать другим свою волю; в экономике должны осуществлять взаимное стимулирование и общее развитие и не увеличивать пропасть между бедными и богатыми; в культуре должны заимствовать друг у друга, совместно процветать и не вправе отвергать культуру других национальностей; в области безопасности должны взаимно доверять, сообща защищать, утверждать новый взгляд на безопасность, заключающийся во взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и сотрудничестве, решать споры посредством диалога и сотрудничества и не применять силу или угрожать силой. Выступать против различного рода гегемонизма и политики силы. Китай никогда не прибегнет к гегемонизму и экспансии.

Защищать многообразие мира, выступать за демократизм в международных отношениях и многообразие форм развития. Мир богат и многообразен. Необходимо взаимно уважать различия культур, неоднородность социального строя и путей мирового развития, в процессе конкуренции учиться друг у друга и, несмотря на существующие различия, сообща развиваться. Дела различных стран должны решать сами народы, дела мира должны обсуждаться на равноправной основе.

Выступать против всех форм терроризма. Необходимо укреплять международное сотрудничество, совмещая при этом различные варианты, предупреждать террористическую деятельность и наносить удары по ней, всеми силами искоренять очаги терроризма.

Продолжать улучшать и развивать отношения с развитыми странами, делать основной упор на коренные интересы народов различных стран, несмотря на различия в социальном строе и идеологии, на основе пяти принципов мирного сосуществования расширять сферы слияния общих интересов, целесообразно преодолевать разногласия.

Продолжать укреплять добрососедство и дружбу, отстаивать добрососедство и партнерство с соседями, укреплять региональное сотрудничество, продвигать на новый уровень обмен и сотрудничество с сопредельными странами.

Продолжать укреплять сплоченность и сотрудничество с третьим миром, способствовать взаимному пониманию и доверию, усиливать взаимную помощь и поддержку, расширять сферы сотрудничества и повышать эффективность сотрудничества.

Продолжать активно участвовать в многосторонней внешнеполитической деятельности, развивать свою роль в ООН и других международных и региональных организациях, поддерживать развивающиеся страны в защите их собственных законных интересов.

Продолжать отстаивать принцип независимости и самостоятельности, полного равноправия, взаимного уважения и невмешательства в дела друг друга, развивать обмен и сотрудничество с политическими партиями и политическими организациями различных стран и регионов.

Продолжать широко развертывать народную дипломатию, расширять внешний культурный обмен, стимулировать дружбу между народами и продвигать развитие межгосударственных отношений. Принципы установления дипломатических отношений с зарубежными странами

На основе этих принципов Китай к концу 2002 года установил дипломатические отношения со 165 странами мира.

Аппарат и организации системы внешнеполитических связей

Основные органы и организации внешнеполитической службы Китая:

Министерство иностранных дел КНР – это оперативный орган правительства, ведающий межгосударственными отношениями, делами соотечественников, проживающих за рубежом, и выполнением консульских функций. Во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения созданы Канцелярии по иностранным делам, отвечающие за внешние связи в пределах своей компетенции и подчиняющиеся МИД. В особых административных районах созданы Управления уполномоченного МИД, ведающие делами, входящими в компетенцию Центрального правительства и касающимися правительства ОАР. Министр иностранных дел КНР - Ли Чжаосин; уполномоченный МИД в ОАР Сянган - Цзи Пэйдин, уполномоченный МИД в ОАР Аомэнь - Вань Юнсян.

Китайское народное общество дружбы с заграницей создано в мае 1954 года. Его миссия состоит в содействии развитию дружбы и взаимопонимания между китайским народом и народами различных стран мира. В качестве представителя китайского народа общество устанавливает связи с дружественными к Китаю организациями и деятелями различных стран, поддерживает взаимные контакты с ними. Общество является коренным фактором развития дружеских отношений китайского народа с народами всех стран мира и имеет свои филиалы во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения. Председатель общества - Чэнь Хаосу.

Китайское народное общество по изучению международных отношений создано в декабре 1949 года. Его миссия - изучение международных и внешнеполитических вопросов, международный обмен и развертывание народной дипломатии в интересах укрепления дружбы китайского народа с народами различных стран, содействия развитию отношений Китая с различными странами для вклада в дело мира во всем мире. Общество поддерживает широкие связи с политическими деятелями, дипломатами, видными общественными деятелями и учеными, а также с организациями по изучению международных проблем. Оно организует различные научные симпозиумы и дискуссии и активно участвует в них, ведет изучение и обмен мнениями по международным проблемам. Председатель общества - Мэй Чжаожун.

И несколькими прилегающими островами, куда после победы коммунистического режима в бежало свергнутое правительство Чан Кайши , установившее так называемый гоминьдановский режим, который всё это время находится под покровительством США . Тайвань, наряду с Японией , а затем и Южной Кореей , стал оплотом сопротивления коммунистическому влиянию в Азии.

КНР рассматривает Тайвань и прилегающие острова как часть единого и неделимого китайского государства. Руководство Тайваня, или, как он официально называется, «Республика Китай» (Republic of China - ROC), считает Тайвань независимым самостоятельным государством и даже претендует на членство в ООН .

В конце 1970-х, используя обострение отношений между СССР и США из-за ввода советских войск в Афганистан , Пекин установил дипломатические отношения с США (которые ради этого разорвали официальные отношения с Тайванем, хотя и продолжали оказывать ему экономическую и военную помощь).

Пограничное урегулирование

Российско-китайское разграничение на Дальнем Востоке документально было оформлено в 1860 году . Его особенность состояла в том, что водные поверхности рек Амур и Уссури не разграничивались, территории двух государств отмеривались от кромок коренных берегов (по урезу воды).

Подписание и ратификация соглашений с российской стороны была воспринята в штыки российскими «патриотически-государственническими» политическими кругами, рассматривающими их как уступку Китаю «исконно русских» территорий. По мнению МИД России, подписание и ратификация этого соглашения не означает ни уступок, ни передачи «российских территорий Китаю, и речь не идёт о каких-то территориальных завоеваниях этой страной нашей территории» .

Документ исключает внесение изменений в положение демаркированной на местности линии государственной границы в результате естественных изменений, происходящих на местности в приграничной полосе. Для установления на местности линии государственной границы между Россией и Китаем в соответствии с соглашением формируется совместная демаркационная комиссия, задачей которой станут определение принадлежности островов на пограничных реках, а также подготовка проектов документов о демаркации границы и составлении демаркационных карт.

Проблема Тайваня

Президент Путин заявил о своей однозначной поддержке закона о сохранении территориальной целостности страны, принятого КНР в марте 2005. При этом Россия делает акцент на необходимость использования политических средств для обеспечения территориального единства Китая.

Иммиграция китайских граждан в Россию

Одна из основных и на сегодняшний день не урегулированных проблем - проблема стихийной и незаконной эмиграции китайских граждан на территорию России, особенно российского Дальнего Востока.

Оккупация независимого Тибета

Китай оккупировал территорию независимого государства Тибет в 1950 году.

Политика Китая на оккупированных территориях Тибета

Проводится политика заселения Тибета этническими китайцами, в результате коренные этнические Тибетцы оказались в меньшинстве.

Политическое давление КНР на другие страны с целью признания оккупированных территорий частью Китая

Агрессивная внешняя политика КНР, политическое давление на ряд стран, в том числе и Россию - не позволяет до сих пор окончательно определить статус Тибета в мировом сообществе. Россия, считая, что КНР является её стратегическим партнером в противостоянии с США и её союзниками - признает оккупированный Тибет частью КНР.

Треугольник Москва - Дели - Пекин

Идея и её развитие

Идею создания стратегического треугольника Россия - Индия - Китай первым из известных политических деятелей выдвинул ещё в 1998 году российский премьер-министр Евгений Примаков . Не в состоянии остановить готовившуюся операцию НАТО против Югославии , Примаков призвал к сотрудничеству трёх стран как своего рода противодействию однополярности в мире. Потребовалось, однако, несколько лет для того, чтобы это предложение было поддержано дипломатами.

Первые трёхсторонние встречи в этом формате состоялись в Нью-Йорке в период сессий Генеральной Ассамблеи ООН в и , а в - в Алма-Ате в ходе Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. В июне встреча министров иностранных дел России, Китая и Индии впервые состоялась на территории одного из трёх государств «треугольника» - во Владивостоке .

Общие и частные интересы

Взаимодействие трёх государств, суммарное население которых составляет 40 % населения земного шара, позволяет повысить международный вес каждой из них. Судя по заявлениям лидеров трёх стран, их сотрудничество не направлено против кого бы то ни было, но в то же время оно призвано сделать мир многополярным и способствовать демократизации миропорядка.

Каждое из государств, по-видимому, преследует, помимо общих, ещё и индивидуальные интересы:

  • Индия и Китай рассчитывают получить доступ к российским энергоносителям - нефти и газу ;
  • Россия подчёркивает важность практического сотрудничества в борьбе с международным терроризмом , наркотрафиком и другими новыми угрозами (особенно в зоне, прилегающей к территории всех трёх стран, - в Центральной Азии , поскольку возможное усиление исламского экстремизма в этом регионе способно ударить по каждому из трёх государств);
  • Индия рассчитывает на поддержку её стремления стать постоянным членом Совета Безопасности ООН ; Россия и Китай согласны, что ООН нуждается в реформах; предполагается, что к сентябрьской сессии ООН три государства выйдут с совместными предложениями.
  • Индия стремится войти в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и играть более активную роль в Центральной Азии.

Достижения

Сотрудничество в рамках «треугольника» уже позволило начать процесс нормализации отношений между Китаем и Индией и урегулирования пограничных проблем (см. ниже). Полностью урегулированы пограничные вопросы между Китаем и Россией (см. выше).

«Треугольник» и США

Наблюдатели указывают на то, что партнёрство трёх государств организационно пока никак не оформлено и, возможно, не примет чётких международно-правовых форм, поскольку это означало бы образование альтернативного США центра силы в Азии и неминуемо вызвало бы их негативную реакцию.

В настоящее время ни одному из трёх государств этого по разным причинам не хотелось бы.

  • Россия рассматривает США как партнёра в борьбе с распространением ядерного оружия и за поддержание стратегической стабильности в мире, а поэтому, несмотря на активизацию США на пост-советском пространстве , Россия отказывается открыто этому противодействовать.
  • Для Китая США представляют собой обширный рынок сбыта товаров и источник внешних инвестиций. Китай болезненно реагирует на планы США поставить новейшие вооружения Тайваню , но при этом не добивается сворачивания американского военного присутствия в Восточной Азии , поскольку оно сдерживает усиление военной мощи Японии .
  • Отношения между Индией и США вышли на новый уровень. США практически отменили санкции, которые были наложены на Индию за проведение ею ядерных испытаний . Теперь США предлагают Индии сотрудничество в сфере мирного использования ядерной энергии, освоения космоса , высоких технологий и даже в области ПРО .

Китай - Индия

В апреле 2005 в ходе визита в Индию премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао по итогам его переговоров с индийским премьер-министром Манмоханом Сингхом стороны объявили об установлении между странами «стратегического партнёрства».

Китай использует этот термин для характеристики отношений со своими важнейшими внешнеполитическими партнёрами - например, с Россией и Евросоюзом .

Китай и Индия намерены довести торговый оборот с $13,5 млрд в до $20 млрд в и $30 млрд в . Самой перспективной областью сотрудничества стороны считают информационные технологии .

В подписанном соглашении по пограничной проблеме указано, что «расхождения по пограничному вопросу не должны влиять на развитие двусторонних отношений в целом», а имеющиеся проблемы будут решаться путём двусторонних консультаций. Дело в том, что Индия с 1960-х годов обвиняет Китай в оккупации 38 000 кв. км территории индийского штата Кашмир (район Аксай-Чин), а КНР, в свою очередь, претендует на 90 000 кв. км в индийском штате Аруначал Прадеш . Территориальный спор явился результатом произошедшего в кратковременного вооружённого конфликта, после которого сторонам так и не удалось определить и зафиксировать в официальных документах общую границу протяжённостью 3,5 тыс. км, проходящую в Гималаях от Кашмира на западе до Мьянмы на востоке. Стабилизации обстановки в районе индо-китайской границы способствовали соглашения, подписанные в и , которые, однако, не устранили коренных разногласий между странами.

С целью скорейшего решения проблем Индия и Китай выразили готовность пойти на пересмотр своих позиций, и в качестве первой уступки КНР впервые признала частью Индии Сикким (королевство Сикким было аннексировано Индией в , однако КНР до сих пор продолжал считать его независимым государством).

Проблемы в двусторонних отношениях также касаются развивающегося военно-технического сотрудничества Китая с Пакистаном и активности на индийской территории тибетских эмигрантских организаций, выступающих за отделение Тибета от КНР.

Индия предоставила тибетскому духовному лидеру - далай-ламе убежище после поражения антикитайского восстания в Тибете в . По заявлениям китайских официальных лиц, Индия готова запретить далай-ламе заниматься на территории Индии антикитайской деятельностью, признавая, что Тибетский автономный район является частью КНР.

Китай - Пакистан

В апреле 2005 премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в ходе визита в Исламабад заключил двусторонний Договор о дружбе, добрососедстве и взаимной помощи. В своё время КНР создал в Пакистане целый ряд военных предприятий и даже, по слухам, способствовал осуществлению ядерной программы Пакистана . В перспективе планируется построить нефтепровод от побережья Аравийского моря до китайского Синьцзяна , обеспечив таким образом доставку нефти в Китай в обход узкого Малаккского пролива .

Китай поддерживает намерение Пакистана стать полноправным членом ШОС .

Китай - Иран

Китай - Япония

2005 год

В своё время они принадлежали Китаю, но после завоевания Японией в острова Тайвань они были включены вместе с Окинавой в состав Японии. В Япония потеряла все территории, приобретённые ею с конца XIX века . Сенкаку (Дяоюйдао) вместе с Окинавой оказались под юрисдикцией США . Но в начале 1970-х США вернули Окинаву Японии, отдав ей и Сенкаку (Дяоюйдао).

Китай с этим решением не согласен и в объявил эту территорию «исконно китайской». Интерес к архипелагу усилился после того, как в здесь были обнаружены значительные запасы природного газа, оцениваемые приблизительно в 200 млрд кубометров.

Международные организации и региональное сотрудничество

ООН

Китай - первоначальный член ООН , постоянный член Совета Безопасности ООН .

С момента создания ООН, Китай был представлен Китайской Республикой , с 1949 года контролирующей только Тайвань . 25 октября 1971 года Генеральной Ассамблей ООН была принята Резолюция 2758 , передавшая представительство Китая Китайской Народной Республике .

Шанхайская организация сотрудничества

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - международная региональная организация, созданная на территории бывшего СССР .

Деятельность организации началась с двустороннего формата отношений между Россией и Китаем в . В тот же год к ШОС присоединились Таджикистан, Киргизия, Казахстан, а в 2001 году - Узбекистан. Это единственное региональное образование на территории бывшего СССР, в которое помимо стран СНГ входит Китай.

Шанхайская организация сотрудничества создавалась как лига коллективной безопасности. Первоначально приоритет в рамках организации отдавался сотрудничеству в сфере безопасности, в том числе борьбе с терроризмом, наркобизнесом и т. д. Постепенно, однако, на первый план стало выходить торгово-экономическое взаимодействие.

Китай рассматривает страны ШОС как перспективный рынок сбыта и хотел бы сформировать здесь общее экономическое пространство. Именно Китай в настоящее время выступает как основной двигатель торгово-экономического сотрудничества в рамках ШОС. Пекин демонстрирует заинтересованность в инвестировании значительных финансовых средств в экономические проекты на территории государств-участников. В этих целях планируется создать Китайский фонд экономического развития, а также Ассамблею спонсоров ШОС из числа финансистов и деловых людей

Сохранение своих территорий - это результат многовековых традиций. Китай, внешняя политика которого имеет уникальные особенности, последовательно отстаивает свои интересы и при этом умело выстраивает отношения с соседними государствами. Сегодня эта страна уверенно претендует на мировое лидерство и это стало возможным в том числе благодаря «новой» внешней политике. Тройка крупнейших государств на планете - Китай, Россия, США - на данный момент является важнейшей геополитической силой, и позиция Поднебесной в этой триаде выглядит очень убедительно.

История международных отношений Китая

В течение трех тысячелетий Китай, граница которого и сегодня включает исторические территории, существует как крупная и важная держава региона. Этот огромный опыт установления взаимоотношений с самыми разными соседями и последовательное отстаивание собственных интересов творчески применяется и в современной внешней политике страны.

На международные отношения Китая наложила отпечаток общая философия нации, которая основывается во многом на конфуцианстве. Согласно китайским воззрениям истинный владыка ничто не считает внешним, поэтому международные отношения всегда рассматривались как часть внутренней политики государства. Еще одной особенностью представлений о государственности в Китае является то, что, согласно их взглядам, Поднебесная не имеет конца, она охватывает весь мир. Поэтому Китай мыслит себя некой глобальной империей, «Срединным государством». Внешняя и внутренняя политика Китая строится на главном положении - китаецентризме. Это легко объясняет достаточно активную экспансию в разные периоды истории страны. При этом китайские правители всегда считали, что влияние куда более значительно, чем власть, поэтому Китай устанавливал особые отношения с соседями. Его проникновение в другие страны связано с экономикой и культурой.

До середины 19 века страна существовала в рамках имперской идеологии Большого Китая, и только европейское вторжение заставило Поднебесную менять свои принципы взаимоотношения с соседями и другими государствами. В 1949 году провозглашается Китайская Народная Республика, и это приводит к значительным переменам во внешней политике. Хотя социалистический Китай декларировал партнерские отношения со всеми странами, однако постепенно произошло деление мира на два лагеря, и страна существовала в его социалистическом крыле, вместе с СССР. В 70-х годах правительство КНР меняет это распределение сил и заявляет, что Китай находится между сверхдержавами и странами третьего мира, и что Поднебесная никогда не захочет стать сверхдержавой. Но к 80-м годам концепция «трех миров» начала давать сбои - появляется «координатная теория» внешней политики. Усиление США и их попытка создать однополярный мир привели к тому, что Китай заявляет о новой международной концепции и своем новом стратегическом курсе.

«Новая» внешняя политика

В 1982 году правительство страны провозглашает «новый Китай», который существует на принципах мирного сосуществования со всеми государствами мира. Руководство страны умело налаживает международные отношения в рамках своей доктрины и при этом соблюдает свои интересы, как экономические, так и политические. В конце 20 века наблюдается рост политических амбиций США, которые ощущают себя единственной сверхдержавой, которая может диктовать собственный миропорядок. Это не устраивает Китай, и, в духе национального характера и дипломатических традиций, руководство страны не делает никаких заявлений и меняет свою линию поведения. Успешная экономическая и внутренняя политика Китая выводит государство в ранг самых успешно развивающихся на рубеже 20 и 21 веков. При этом страна старательно избегает присоединения к любой из сторон многочисленных геополитических конфликтов мира и старается защищать исключительно свои интересы. Но усиление давления со стороны США заставляет порой руководство страны предпринимать различные шаги. В Китае существует разделение таких понятий, как государственные и стратегические границы. Первые признаются незыблемыми и ненарушаемыми, а вторые, по сути, не имеют пределов. Это сфера интересов страны, и она распространяется практически на все уголки земного шара. Эта концепция стратегических границ и является базой для современной китайской внешней политики.

Геополитика

В начале 21 века планету охватывает эпоха геополитики, т. е. происходит активное перераспределение сфер влияния между странами. Причем о своих интересах заявляют не только сверхдержавы, но и небольшие государства, которые не желают становиться сырьевыми придатками к развитым странам. Это приводит к возникновению конфликтов, в том числе и вооруженных, и союзов. Каждое государство ищет наиболее выгодный для себя путь развития и линию поведения. В связи с этим не могла не измениться и внешняя политика Китайской Народной Республики. К тому же на современном этапе Поднебесная набрала значительную экономическую и военную мощь, которая позволяет ей претендовать на больший вес в геополитике. В первую очередь Китай начал противиться поддержанию однополярной модели мира, он выступает за многополярность, и поэтому ему, волей-неволей, приходится сталкиваться с конфликтом интересов с США. Однако КНР умело выстраивает собственную линию поведения, которая, как обычно, ориентирована на отстаивание своих экономических и внутренних интересов. Китай напрямую не заявляет о претензиях на господство, но постепенно проводит свою «тихую» экспансию мира.

Принципы внешней политики

Китая заявляет, что его главной миссией является сохранение мира на всей земле и всяческая поддержка всеобщего развития. Страна всегда была сторонницей мирного сосуществования с соседями, и это является базовым принципом Поднебесной в выстраивании международных отношений. В 1982 году в стране был принят Устав, в котором зафиксированы основные принципы внешней политики Китая. Их всего 5:

Принцип взаимного уважения суверенитета и государственных границ;

Принцип ненападения;

Принцип невмешательства в дела других государств и недопущения вмешательства во внутреннюю политику собственной страны;

Принцип равноправия в отношениях;

Принцип мира со всеми государствами планеты.

Позже эти базовые постулаты были расшифрованы и скорректированы с учетом изменяющихся мировых условий, хотя суть их осталась неизменной. Современная внешнеполитическая стратегия предполагает, что Китай будет всячески способствовать развитию многополярного мира и стабильности международного сообщества.

Государство провозглашает принцип демократизма и уважает различия культур и право народов на самоопределение своего пути. Также Поднебесная выступает против всех форм терроризма и всячески способствует созданию справедливого экономического и политического миропорядка. Китай стремится к установлению дружеских и взаимовыгодных отношений со своими соседями по региону, а также со всеми странами планеты.

Эти базовые постулаты являются основой политики Китая, но в каждом отдельном регионе, в котором у страны есть геополитические интересы, они реализуются в конкретной стратегии построения взаимоотношений.

Китай и США: партнерство и противостояние

У взаимоотношений Китая и США долгая и непростая история. Эти страны долгое время находились в латентном конфликте, который был связан с противодействием Америки коммунистическому режиму Китая и с поддержкой Гоминьдана. Снижение напряженности начинается только в 70-х годах 20 века, дипломатические отношения между США и КНР установлены в 1979 году. Долгое время китайская армия была готова отстаивать территориальные интересы страны в случае нападения Америки, которая считала Поднебесную своим противником. В 2001 году госсекретарь США заявила, что считает Китай не противником, а конкурентом в экономических отношениях, что означало изменение политики. Америка не могла игнорировать бурный рост китайской экономики и наращивание его военной мощи. В 2009 году США даже предложили руководителю Поднебесной создать особый политико-экономический формат - G2, союз двух сверхдержав. Но Китай отказался. Он часто не согласен с политикой американцев и не желает брать на себя часть ответственности за нее. Между государствами постоянно растет объем торговли, Китай активно вкладывает средства в американские активы, все это только усиливает необходимость партнерских отношений в политике. Но США периодически пытается навязать Китаю свои сценарии поведения, на что руководство Поднебесной реагирует резким сопротивлением. Поэтому отношения между этими странами постоянно балансируют между противостоянием и партнерством. Китай говорит, что готов «дружить» с США, но ни в коем случае не допустит их вмешательства в свою политику. В частности, постоянным камнем преткновения является судьба острова Тайвань.

Китай и Япония: сложные соседские отношения

Взаимоотношения двух соседей часто сопровождались серьезными разногласиями и сильнейшим влиянием друг на друга. С истории этих государств есть несколько серьезных войн (7 века, конца 19 и середины 20 века), которые имели серьезные последствия. В 1937 году Япония напала на Китай. Ей оказывали серьезную поддержку Германия и Италия. значительно уступала японской, что позволило Стране восходящего солнца быстро захватить большие северные территории Поднебесной. И сегодня последствия той войны являются препятствием для установления более дружеских отношений между Китаем и Японией. Но эти два экономических гиганта сегодня слишком тесно связаны торговыми отношениями, чтобы позволить себе конфликтовать. Поэтому страны идут на постепенное сближение, хотя много противоречий остается неразрешенными. Например, Китай и Япония никак не придут к согласию по нескольким проблемным территориям, в том числе по Тайваню, что не позволяет странам сильно сблизиться. Но в 21 веке отношения между этими азиатскими экономическими гигантами сильно потеплели.

Китай и Россия: дружба и сотрудничество

Две огромные страны, расположенные на одном материке, просто не могут не пытаться строить дружеские отношения. История взаимодействия двух стран насчитывает уже более 4 столетий. За это время были разные периоды, плохие и хорошие, но прервать связь между государствами было невозможно, слишком тесно они переплелись. В 1927 году официальные были прерваны на несколько лет, но в конце 30-х годов связи начинают восстанавливаться. После Второй мировой войны к власти в Китае приходит коммунистический лидер Мао Цзэдун, начинается тесное сотрудничество между СССР и КНР. Но с приходом к власти в СССР Н. Хрущева отношения ухудшаются, и только благодаря большим дипломатическим усилиям их удается наладить. С перестройкой отношения России и Китая значительно теплеют, хотя между странами есть спорные вопросы. В конце 20 и начале 21 века Китай становится важнейшим стратегическим партнером для России. В это время усиливаются торговые связи, растет обмен технологиями, заключаются политические соглашения. Хотя Китай, как обычно, прежде всего блюдет свои интересы и неуклонно их отстаивает, и России порой приходится идти на уступки большому соседу. Но обе страны понимают значимость их партнерства, поэтому на сегодняшний день Россия и Китай - большие друзья, политические и экономические партнеры.

Китай и Индия: стратегическое партнерство

Эти две крупнейшие связывают более чем 2-тысячелетние отношения. Современный этап начался в конце 40-х годов 20 века, когда Индия признала КНР и установила с ней дипломатические контакты. Между государствами существуют пограничные споры, что мешает большему сближению государств. Однако экономические индийско-китайские отношения только улучшаются и расширяются, что влечет за собой и потепление политических контактов. Но Китай остается верен своей стратегии и не уступает в своих важнейших позициях, осуществляя тихую экспансию, в первую очередь на рынки Индии.

Китай и Южная Америка

Такая крупная держава, как Китай, имеет свои интересы по всему миру. Причем в поле влияния государства попадают не только ближайшие соседи или равные по уровню страны, но и сильно отдаленные регионы. Так, Китай, внешняя политика которого значительно отличается от поведения на международной арене других сверхдержав, уже много лет активно ищет точки соприкосновения со странами Южной Америки. Эти усилия достигают успеха. Верный своей политике Китай заключает со странами этого региона договоры о сотрудничестве и активно налаживает торговые связи. Китайский бизнес в Южной Америке связан со строительством дорог, электростанций, добычей нефти и газа, развивается партнерство в области космоса и автомобилестроения.

Китай и Африка

Такую же активную политику правительство Китая проводит и в странах Африки. КНР осуществляет серьезные инвестиции в развитие государств «черного» континента. Сегодня китайский капитал присутствует в добывающей, обрабатывающей, военной промышленности, в строительстве дорог и производственной инфраструктуры. Китай придерживается деидеологизированной политики, соблюдая свои принципы уважения других культур и партнерства. Эксперты отмечают, что китайские инвестиции в Африку сегодня уже столь серьезны, что меняют экономический и политический ландшафт этого региона. Влияние Европы и США на страны Африки постепенно снижается, и тем самым реализуется главная цель Китая - многополярность мира.

Китай и страны Азии

Китай, как азиатская страна, очень много внимания уделяет соседним государствам. При этом во внешней политике последовательно реализуются заявленные базовые принципы. Эксперты отмечают, что правительство Китая чрезвычайно заинтересовано в мирном и партнерском соседстве со всеми странами Азии. Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан - это зона особенного внимания Китая. В этом регионе существует немало проблем, которые обострились с распадом СССР, но Китай старается разрешить ситуацию в свою пользу. Серьезных успехов удалось достичь КНР в установлении отношений с Пакистаном. Страны совместно разрабатывают ядерную программу, что очень пугает США и Индию. Сегодня Китай ведет переговоры по совместному строительству нефтепровода для обеспечения Поднебесной этим ценным ресурсом.

Китай и Северная Корея

Важным стратегическим партнером Китая является ближайший сосед - КНДР. Руководство Поднебесной поддержало Северную Корею в войне в середине 20 века и всегда выражало готовность оказать помощь, в том числе и военную, при первой необходимости. Китай, внешняя политика которого всегда направлена на защиту своих интересов, ищет в лице Кореи надежного партнера по дальневосточному региону. Сегодня Китай является самым крупным торговым партнером КНДР, отношения стран складываются позитивно. Для обоих государств партнерские связи в регионе очень важны, поэтому у них есть прекрасные перспективы для сотрудничества.

Территориальные конфликты

Несмотря на все дипломатическое искусство, Китай, внешняя политика которого отличается тонкостью и хорошей продуманностью, не может решить всех международных проблем. У страны есть целый ряд спорных территорий, которые осложняют отношения с другими странами. Больной темой для Поднебесной является Тайвань. Уже более 50 лет руководство двух Китайских республик не может решить вопрос о суверенитете. Руководство острова все годы поддерживает правительство США, и это не позволяет решить конфликт. Еще одной нерешаемой проблемой является Тибет. Китай, граница которого определялась в 1950 году, после революции, считает, что Тибет входит в состав Поднебесной еще с 13 века. Но коренные тибетцы под предводительством Далай-ламы считают, что имеют право на суверенитет. Китай проводит жесткую политику по отношению к сепаратистам, и пока решение этой проблемы не предвидится. Есть территориальные споры у Китая и с Туркестаном, с Внутренней Монголией, Японией. Поднебесная очень ревностно относится к своим землям и не желает идти на уступки. В результате распада СССР Китай смог получить часть территорий Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана.

Какую игру ведёт Китай?

Гаяне Арутюнян

В сложившейся архитектуре международных отношений внимание всех привлекают три государства-США, РФ и КНР. Отношения последних двух вызывают ужесточенные споры. Одни называют их «братьями», другие - «союзом», третьи-«партнерами», четвертые просто не верят в эти отношения. Вышедшая после визита Д.А. Медведева в Китай статья агентства «Синьхуа» всколыхнула общественность: неужели российско-китайские отношения близятся к концу? В статье китайский аналитик говорит о глубоком кризисе в России, задается вопросом, сможет ли она его преодолеть. При этом многие журналисты и аналитики трактуют это как заявление со стороны Китая о «стратегическом тупике» в отношениях с Россией. Есть ряд фактов, которые опровергают возможность прекращения российско-китайских отношений в среднесрочной перспективе.

Во-первых, взаимозависимость энергетического сектора. Китай остро нуждается в нефти, в частности, российской. Поставки нефти из Африки (в большинстве из Анголы) и Персидского залива не безопасны, ввиду высокой зависимости Малаккского пролива от политических отношений между государствами. В случае конфликта Китая с США последние способны блокировать «нефтяную артерию» и прервать поставки в Поднебесную из региона. В этом случае, Китаю останется только нефть из Латинской Америки, поставки из которой в структуре импорта незначительны. Активные действия в Арктике имеют долгосрочные планы реализации. Самый близкий и надежный партнер-Россия, которая готова поставлять углеводороды, составляющие опору ее экономики. Россия нуждается в диверсификации экспорта, Китай - импорта. Напряженность в отношениях России с Западом создает благоприятные условия для сближения двух государств, неуместно отрицать борьбу Китая с США за статус мирового гегемона, которая способствует развитию российско-китайских отношений. Подтверждением укреплению российско-китайских отношений в энергетической сфере может являться то, что в ноябре 2015 года Россия обогнала Саудовскую Аравию и стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай.

Во-вторых, Китай не отказывается от сотрудничества с Россией, что показала встреча премьер-министров обеих стран в Поднебесной. В ходе визита Д.А. Медведева было подписано свыше 30 документов. В том числе, «Газпром» договорился с китайской CNPC о проектировании трубопровода «Сила Сибири» на трансграничном участке, а «НОВАТЭК» продала китайскому фонду Шёлкового пути 9,9% акций «Ямал СПГ». Более того, Китай и Россия договорились о совместном противостоянии информационным войнам, создаются проекты совместного исследования и учения в этой сфере.

В-третьих, КНР приняла сторону России в сирийском вопросе. МИД КНР назвал инцидент с Су-24 ВКС РФ потерей для международных усилий в борьбе с терроризмом. Очевидно, что в этом есть геополитический интерес Китая, который, возможно, заключается в полном привлечении России на свою сторону и предотвращении возможности будущего сближения ее с Западом, но на данном этапе это говорит о том, что в среднесрочной перспективе Китай не намеревается разрывать отношения с РФ.

В-четвертых, нельзя упускать из поля зрения ШОС и БРИКС. Сотрудничество в рамках этих двух организаций растет и расширяется, это выгодно его крупнейшим участникам - Китаю и России. Их можно назвать "новой осью мировых сверхдержав", которые объединяют государства, способные противостоять коалиции Запада во главе с США.

С другой стороны, политика Китая в отношении России остается достаточно неопределенной. Утверждая многостороннее сотрудничество, Китай 13 декабря 2015 года отправил железнодорожный состав в Грузию в рамках международного проекта «Шелковый ветер» в обход России. Транзитный поезд с контейнерным грузом должен продолжить путь в Турцию — грузы должны быть доставлены из грузинского порта Поти. Путь связывает Китай с Грузией, Азербайджаном, Турцией, Казахстаном и ЕС, учитывая, что с Грузией, Турцией и ЕС у России, с которой Поднебесная активно сотрудничает и видит в ней партнера, напряженные отношения. Говорит ли это о полной китайской поддержке в адрес России?

Нельзя однозначно сказать, что союз Китая и России направлен против коалиции США и ЕС. Почему он возник именно в момент, когда Штаты ослаблены на международной арене и очевиден процесс падения их статуса мирового гегемона? В интересах Китая однозначно нет пункта ослабления китайско-американских отношений, которые выгодны для экономического развития Поднебесной, так как американский рынок является широкой платформой для сбыта китайской продукции. Нельзя не учитывать китайскую диаспору в Америке, укрепившуюся и создающую отдельные кварталы. Что касается России, она тоже не намерена разрывать отношения с Западом. «Мы готовы развивать энергетическое сотрудничество с Евросоюзом, строить альтернативные маршруты поставок, чтобы в перспективе удовлетворить растущие потребности европейских экономик»- сказал Д.А. Медведев в своем интервью. Понятно, что Запад долгое время был экономическим партнером России, и разрыв многолетних отношений с ним сейчас достаточно болезненный процесс для экономики и требует длительного периода поиска и создания альтернативы, способной возместить потерю.

В военной сфере Китай не пренебрегает возможностью сотрудничества как с Россией, так и с США. 15 июня 2015 года военные чиновники Китая и Соединенных Штатов подписали документ о механизме взаимодействия в военной сфере, а глава ВМФ Китая Ву Шэнли назвал отношения между военно-морскими флотами США и Китая «лучшими в истории». При этом существует противоречие, связанное с проектом поставки американского оружия в Тайвань почти на 2 млрд. долларов. Китай уже упоминал, что не намерен прощать американской стороне действия, которые угрожают безопасности и территориальной целостности Срединного государства. Как отметил помощник главы МИД КНР, Пекин намерен ввести санкции в отношении компаний, которые участвуют в поставках вооружения региону.

С Россией дела обстоят иначе. Китай являлся одним из основных импортеров российской военной техники. Причем это позволило Китаю выйти на третье место в мире по экспорту оружия, и теперь он закупает у России в основном запчасти и копирует российскую технику. По сообщению Forbes,в 2011 году Китай наладил производство иcтребителя J-16, который был скопирован с российского СУ-30МК2, закупленного в середине 2000-х годов. До этого китайские умельцы не только наладили производство аналогов Су-27 и Су-33, но и сумели запустить в космос космический корабль «Шэньчжоу», повторяющий конструкцию и компоновку российского «Союза». Нелегальное копирование российской техники не может не возмущать Россию, а соперничество Китая с ней на рынке военного вооружения вводит дополнительные сложности в развитие двусторонних отношений.

И наконец, сотрудничество в энергетической сфере, которое можно назвать базисом российско-китайских отношений. Китай отказался финансировать трубопровод «Сила Сибири». В итоге, «Газпром» строит трубопровод на свои деньги. Можно ли после этого утверждать, что Китай видит в России основного партнера в энергетической сфере? И да, и нет. Китаю выгодно импортировать углеводороды из России, до тех пор, пока в стране-партнере сохраняется хотя бы малая экономическая стабильность и пока он не найдет более выгодного источника. На всех партнеров Поднебесной распространяется правило - в них должна быть экономическая и политическая стабильность. Можно отметить, что Китаю не нужен российский газ, так как необходимое ему количество поставляется из Центральной Азии. При этом и нефть ему нужна в среднесрочной перспективе, пока не утвердятся долгосрочные планы поставок из других регионов, например, до разрешения вопроса с Арктикой.

Учитывая все вышесказанное, можно отметить, что китайская сторона заинтересована в развитии отношений со всеми государствами, которые помогут ей в собственном развитии. Китай играет в игру: в нужное время и в нужном месте примыкает к той или иной стороне, при этом напряженности сохраняются с обеими. Как сказал Генри Джон Темпл Палмерстон: «У нас нет ни вечных союзников, ни постоянных врагов, но постоянны и вечны наши интересы, и защищать их — наш долг». Эта цитата, сказанная про Великобританию, наиболее полно описывает нынешнюю политику Китая, который не обязывает себя союзом ни с одной из сторон, а примыкает к той, которая наиболее выгодна в той или иной сфере, при этом не полагается только на нее, а создает одновременно альтернативные источники.

Китайская внешняя политика определяется и будет опреде-ляться в ближайшие десятилетия прежде всего современным со-стоянием китайской нации и ее насущными интересами. В XX веке, особенно во второй его половине, китайский народ пережил эксперименты Мао Цзэдуна, который нацеливал страну на подго-товку к неминуемой термоядерной войне. Этот лидер неоднократно санкционировал применение оружия на границах Китая как средства внешней политики. После смерти Мао Цзэдуна Дэн Сяопин в определенной степени по инерции также стремился оказывать давление на партнеров, призывая создать «единый фронт» Китая, США, Японии и Европы для борьбы против нашей страны, и даже применял оружие, прежде всего стремясь воздействовать на Вьетнам. Однако начиная с 1980-х годов внешняя политика Китая носит в основном мирный характер. Единственное исключение - осуществляемые время от времени демонстрации военной силы в отношении о. Тайвань.
Представляется, однако, что такого рода действия осуществ-ляются исключительно в демонстрационных целях. Возможно, это приходится делать, так как в КНР существуют определенные политические или военно-политические круги, которые вы-нуждают высших руководителей страны «откупаться» подобного рода демонстрациями.
Одним словом, главный внешнеполитический урок XX века в Китае извлекли, и этот урок состоит в том, что интересам страны отвечает мирная политика.
Не менее, если не более, важно то обстоятельство, что на внешнюю политику Китая влияет ситуация внутри страны, ко торая характеризуется накоплением серьезных проблем. Для их решения потребуется много сил и времени - по крайней мере ближайшее столетие. Это большая работа, от нее нельзя от-влекаться.
Проблемы КНР таковы, что исключается всякая возможность начать военные действия с целью сплотить нацию. Громадное население Китая, с одной стороны, не интересуется никакими внешними войнами и авантюрами, а с другой - не будет выходить за пределы своей страны. Это и не в традициях, и не в характере китайцев. Китайская диаспора формируется из весьма специфических представителей этой нации и составляет незна-чительную часть китайского населения. Она не оказывает суще-ственного влияния на судьбу страны.
Одним словом, Китай сосредоточен на решении своих внут-ренних проблем и будет сосредоточен на них в обозримом буду-щем, на протяжении по крайней мере нескольких десятилетий.
Совершенно точно определил национальные интересы КНР ее нынешний лидер Ху Цзиньтао. Он призвал к социальной гармонии в Китае и к гармонии на мировой арене. В то же время следует признать, что это идеальный, с точки зрения китайского руководства, вариант развития событий, в который свои коррективы вносят многочисленные внешние и внутренние факторы.
Имея в виду эти исходные положения, можно поразмышлять о возможной трансформации китайской внешней полити ки и вариантах такой трансформации.
Вариант первый - сосредоточение на мирном решении про-блем. В настоящее время и в обозримой перспективе Китай будет сосредоточен на решении своих внутренних проблем. Он стремится поддерживать и развивать равноправные партнерские отношения с США, а также, насколько это возможно, отношения партнерства или сотрудничества с Россией, Европейским союзом, Японией, Индией и т. д.