Выхожу один я на дорогу философская лирика. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» (Восприятие, истолкование, оценка.)

Во многих стихотворениях Лермонтова: «Утес», «На севере диком стоит одиноко», «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» – звучат мотивы грусти и одиночества. Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Перед отъездом поэта в Пятигорск В.Ф. Одоевский подарил ему записную книжку с пожеланием исписать ее всю. После смерти Лермонтова эта книжка была обнаружена, среди других стихов там было и «Выхожу один я на дорогу» . Произведение было написано в 1841 году, за несколько дней до гибели поэта.
Жанр стихотворения – лирический монолог, исповедь лирического героя, с элементами медитации. Мы можем отнести его к пейзажной и философско-медитативной лирике.
Тон лирического героя с самого начала поражает своей возвышенностью, даже какой-то торжественностью. Взору нашему открывается ночной пейзаж, простой и одновременно – величественный.


Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

И уже эта возвышенная интонация намекает на глубинный смысл данного пейзажа. Дорога здесь – это еще и жизненный путь героя, тот путь, который предопределен свыше, и на котором каждый из нас одинок. Каждому предназначена своя судьба, и лишь сам человек может исполнить то, что ему суждено. И уже в первом четверостишии возникает пока еще едва заметный настораживающий, тревожный мотив неизвестности, неопределенности: герой видит свой «путь» «сквозь туман», жизненная дорога его трудна («кремнистый путь»).
Затем этот мотив в стихотворении нарастает, начинает звучать четче и определеннее: в природе царят тишина и умиротворение, в душе же лирического героя – хаос, смутная, неясная тоска. Ему «больно» и «трудно», но в чувствах и мыслях его – все та же неопределенность, «туман», герой не может понять причины своего состояния:


В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Он связывает свои чувства с сожалениями о прошлом («Жалею ли о чем?») и тревожным предчувствием будущего («Жду ль чего?»). Жизнь лирического героя как бы фокусирует эту живую связь времен в виде его чувств. Разум же героя расторгает эту временную связь:


Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Лирический герой хочет уйти от реальности в мир «свободы и покоя». Он хотел бы «забыться и заснуть». Здесь представляется очень важным мотив забвения, проходящий через все творчество Лермонтова.


Любви безумного томленья,
Жилец могил,
В стране покоя и забвенья
Я не забыл…

На свои старые, давно прошедшие чувства Печорин реагирует с той же силой, как и на чувства свежие, настоящие.
Поэтому так важен здесь мотив забвения, душевного отдыха, покоя. Однако в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» этот мотив не сливается с мотивом смерти. Сон здесь не вызывает у нас ассоциаций со смертью, он не является «холодным сном могилы». Напротив, жизнь в нем кажется более сильной, могучей и радостной, чем в реальном бытии героя:


Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Этот образ вечно зеленеющего могучего дуба здесь особенно знаменателен. Дуб – это символ крепости жизни, ее вечности и незыблемости. Все в этом сне говорит о жизни, а не о смерти: и «сладкий голос», поющий о любви, и тихое дыханье героя, и его чуткий слух. Здесь герой полон сил, энергии, вдохновенья, в душе его больше нет трагического разлада чувств. В начале стихотворения он стремится «уйти от жизни», в финале – «жизнь догоняет его» и он доверяется ей.
Композиционно стихотворение делится на две части. Первая часть – это пейзаж, вторая часть – описание чувств лирического героя. Эти части противопоставлены. Однако финал стихотворения соответствует его началу – там вновь возникает гармоничная, умиротворенная картина природы и резкость контраста смягчается. Концовка, таким образом, здесь замыкает круг .
Стихотворение написано пятистопным хореем, с чередованием мужской и женской рифмы, катренами. Рифмовка – перекрестная. Все это придает плавность и музыкальность стиху. Красота и благодать, царящие в природе, в первой части подчеркнуты эпитетами и метафорой («ночь тиха», «спит земля в сиянье голубом»), «высокой» лексикой («пустыня внемлет богу»). Одновременно другой эпитет уже здесь задает мотив душевной дисгармонии героя – «кремнистый путь» напоминает о трудностях жизненного пути. Во второй части чувства героя подчеркнуты эпитетом («холодным сном могилы»), риторическими вопросами («Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?»), инверсией («Уж не жду от жизни ничего я»), анафорой («Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!», «Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь»), восклицательными предложениями («Я ищу свободы и покоя!»). Напевности стихотворения способствуют аллитерации («Уж не ж ду от ж изни ничего я, И не ж аль мне прошлого ничуть») и ассонансы («Но не тем хо ло дным сно м мо гилы»). Мелодичность, ритм стихотворения определяется и его цезурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины («Ночь тиха // Пустыня внемлет богу»). Стихотворение было положено на музыку и стало известным романсом.
Таким образом, желаемое забвение лирический герой находит в мире природы. И эта черта является характерной для многих произведений поэта.

Это стихотворение, написанное в форме монолога, раскрывает чувства поэта, переполняющие его, во время прогулки. Описывая окружающую природу, автор говорит о покоряющей ее красоте и совершенстве. Она пробуждает в нем образ чего-то незыблемого, не терпящего суеты. Но сам он, находящийся среди всего этого великолепия, чувствует себя здесь лишним и мысли его окрашены грустью и печалью.

Поэт начинает искать причину в себе, задает вопросы и сам же честно на них отвечает. Это рассказ глубоко чувствующего, одинокого человека, который уже ничего не ждет от жизни, и хочет, как эта величественная природа, стать свободным и наблюдать за всем со стороны.

Лермонтов верил в предопределенность судьбы, и, как многие пишут, бессознательно искал смерти. Может это и так. Но в результате всего происходившего с ним, он написал и одарил потомков замечательными образцами поэтической лирики, до сих пор трогающей читателей своей проникновенностью.

Написанное незадолго до гибели, стихотворение точно передает тогдашнее душевное состояние поэта. К тридцати шести годам он понял всю тщетность предпринимаемых им усилий. Ему казалось, что время великих побед прошло, он родился слишком поздно и не нужен своему времени. Так случилось, что это произведение стало как - бы его завещанием, написанным в стихах. Михаил Юрьевич похоронен у себя на родине в селе Тарханы, и как он и писал в последних строках, рядом с его могилой стоит огромный, старый дуб.

Лермонтов - Выхожу один я на дорогу анализ стихотворения

Это стихотворение можно отнести к зрелому творчеству М.Ю. Лермонтова, оно было написано за несколько месяцев до дуэли. Его современники вспоминали, что он словно предчувствовал смерть, находился в подавленном и задумчивом состоянии.

Однако именно в этом произведении не звучит уныние или отчаянье, оно проникнуто светлой грустью и размышлениями.

Стихотворение начинается с того, что поэт оказывается один на один с мирозданьем: перед ним простирается «кремнистый путь», над ним ночной тихий небосвод, усыпанный звездами. Мир словно замер, и лирический герой заворожен открывшейся перед ним картиной. Эпитеты очень выразительны: "кремнистый путь", "сияньи голубом".

Ночной пейзаж, описанный в стихотворении, проникнут спокойствием и умиротворением. Тем острее читатель воспринимает душевное состояние поэта, которого мучают вопросы о своей жизни, прошлом и будущем. Лермонтов ведет разговор с собой или с самим Богом, незримо присутствующим в «пустыне», через которую лежит его путь.

Контраст - один из любимых приемов поэта, который помогает ему ярче показать проблему своего творения.

Он очень одинок, и окружающие его пейзаж только подчеркивает это. Выводы, к которым поэт приходит, задавая себе вопросы, не радуют его. Поскольку он считает, что вряд ли сможет стать счастливым и поэтому не ждет «от жизни ничего». Эмоциональность достигается за счет того, что стихотворение написано от первого лица, и кроме того содержит обилие риторических вопросов, восклицаний.

У него осталось одно желание:

Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но это не тот покой и сон, дарящие забвенье, которые несет с собой смерть.

«Я б желал навеки так заснуть», - с этих строк начинается тема памяти. Для Лермонтова важно, чтобы о нем помнили его потомки, которые смогли бы оценить его творчество. Именно поэтому в стихотворении появляется образ зеленого дуба, как символ памятника поэту и его творчеству.

Для меня это одно из лучших философских произведений Лермонтова, когда в небольшом объеме скрыт очень большой смысл и заданы серьезные вопросы, которые задает себе практически каждый человек. Ритмический рисунок стихотворения создан с помощью пятистопного хорея с пиррихием, а также с чередованием женской и мужской рифм.

Анализ стиха Лермонтова Выхожу один я на дорогу

Лермонтов – человек, который является очень принципиальным. Этот человек всегда считал, что умереть нужно достойно и красиво. Для него это было – умереть на полу брани. Именно последние годы его жизни связаны с тем, что он постоянно пытался переосмыслить все, чем жил и чему радовался и что ненавидел. Его состояние последних лет было таково – он не хотел спорить со своей судьбой. В какой-то мере, как думают критики нашего времени, он предчувствовал свою смерть. Может, поэтому он не хотел думать о том, что судьбу возможно изменить. Он был настроен весьма пессимистически.

Буквально з несколько месяцев до самой дуэли, которая явилась роковым предвестником смерти Лермонтова, сам поэт написал стихотворение под названием «Выхожу один я на дорогу…». Это произведение, в отличии от многих других, написанных в то время, оказалось не таким пессимистичным. Оно показывает насколько все же автор произведение – одинок. Его душа просто взывает к кому-то, кто смог бы понять его, сделать счастливее, и не таким одиноким. Но существует ли такой человек, будь то женщина или мужчина? Лермонтов таких почти не встречал на протяжении всей своей жизни. В стихотворении поэт описывает все красоты природы, и не просто природы – а ночной природы. Ведь ночь – она полна затаенной грусти и красоты. Не каждый сможет увидеть в ночи – что-нибудь красивое и таинственное. Но, если сможет – он просто увидел счастье своими глазами.

В произведении Лермонтова описывается не только красивая природа, но еще и скрыт свой определенный смысл. Писатель имел в виду,что даже яркие звезды, которые кажутся такими гордыми и неприступными, и то – общаются и дружат между собой в небе. А писатель – человек, который наделен всеми способностями и талантами – не может найти что-то, что станет его смыслом жизни. Людям дано больше, чем другим существам, но иногда именно люди терпят больше боли и одиночества, как будто в компенсацию за свои способности и возможности. Лермонтов хорошо подчеркивает, что его способность – радоваться жизни просто так - без причины, просто уже почти не существует. Ведь многие обстоятельства способствовали этому. Индивидуальность – вот чем особенно веет в произведениях Лермонтова.

Все стихотворение поэта как бы построено на контрасте – контрасте природы и самого его. Ведь как они разны - небо, природа и ночь – и человек, который находясь среди миллионов людей, все же одинок. Лермонтов – на самом деле человек, который не так уж и пессимистичен, но именно такое состояние в последние дни его жизни свидетельствуют о том, что он все же предчувствовал свое скорое завершение жизни.

  • Анализ стихотворения Есенина Я покинул родимый дом

    Сергей Есенин – необыкновенный любитель творчества. Это человек, который пишет изумительно прекрасные стихи, романтичные, и иногда печальные. В данный момент, Это стихотворение относиться тоже немного к печальному тону произведений

  • Анализ стихотворения Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою) Лермонтова

    Свои просьбы Михаил Юрьевич Лермонтов выразил в виде молитвы в стихотворной форме. Обращается он к Матери Божьей от имени странника с мольбой о защите какой-то девушки, которую он называет «дева невинная».

  • Во многих стихотворениях Лермонтова — «Утес», «На севере диком стоит одиноко», «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать...» — звучат мотивы грусти и одиночества. Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу».

    Перед отъездом поэта в Пятигорск В. Ф. Одоевский подарил ему записную книжку с пожеланием исписать ее всю. После смерти Лермонтова эта книжка была обнаружена, среди других стихотворений там было и «Выхожу один я на дорогу».

    Тон поэта с самого начала поражает своей возвышенностью, даже какой-то торжественностью. Взору нашему открывается ночной пейзаж, простой — и одновременно величественный.

    Выхожу один я на дорогу;
    Сквозь туман кремнистый путь блестит;
    Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
    И звезда с звездою говорит.

    Эта возвышенная интонация поэта намекает на глубинный смысл данного пейзажа. Дорога здесь — это еще и жизненный путь героя, тот путь, который предопределен свыше и на котором каждый из нас одинок. Каждому предназначена своя судьба, и лишь сам человек может исполнить то, что ему суждено. И уже в первом четверостишии возникает пока еще едва заметный настораживающий, тревожный мотив неизвестности, неопределенности: герой видит свой «путь» «сквозь туман», жизненная дорога его трудна («кремнистый путь»).

    Затем этот мотив в стихотворении нарастает, начинает звучать четче и определеннее: в природе царят тишина и умиротворение, в душе же лирического героя — хаос, смутная, неясная тоска. Ему «больно» и «трудно», но в чувствах и мыслях его — все та же неопределенность, «туман», герой не может понять причины своего состояния:

    В небесах торжественно и чудно!
    Спит земля в сиянье голубом...
    Что же мне так больно и так трудно?
    Жду ль чего? жалею ли о чем?

    Он связывает свои чувства с сожалениями о прошлом («Жалею ли о чем?») и тревожным предчувствием будущего («Жду ль чего?»). Жизнь лирического героя как бы фокусирует эту живую связь времен в виде его чувств. Разум же героя расторгает эту временную связь:

    Уж не жду от жизни ничего я,

    И не жаль мне прошлого ничуть;

    Я ищу свободы и покоя!

    Я б хотел забыться и заснуть!

    Лирический герой хочет уйти от реальности в мир «свободы и покоя». Он хотел бы «забыться и заснуть». Здесь представляется очень важным мотив забвения, проходящий через все творчество Лермонтова. Как замечает Д. П. Овсянико-Куликовский, подобно Печорину, который «ничего не забывает и вечно находится под гнетом своего прошлого», поэт тоже „все помнит", и все пережитое так болезненно отзывается в его душе, что он не видит иного успокоения, как только в смерти».

    Однако в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» этот мотив не сливается с мотивом смерти. Сон здесь не вызывает у нас ассоциаций со смертью, он не является «холодным сном могилы». Напротив, жизнь в нем кажется более сильной, могучей и радостной, чем в реальном бытии героя:

    Но не тем холодным сном могилы...

    Я б желал навеки так заснуть,

    Чтоб в груди дремали жизни силы,

    Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

    Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,

    Надо мной чтоб, вечно зеленея,

    Темный дуб склонялся и шумел.

    Этот образ вечно зеленеющего могучего дуба здесь особенно знаменателен. Дуб — это символ крепости жизни, ее вечности и незыблемости. Все в этом сне говорит о жизни, а не о смерти: и «сладкий голос», поющий о любви, и тихое дыханье героя, и его чуткий слух. Здесь герой полон сил, энергии, вдохновенья, в душе его больше нет трагического разлада чувств. Б начале стихотворения он стремится «уйти от жизни», в финале «жизнь догоняет его», и он доверяется ей.

    Композиционно стихотворение, написанное пятистопным хореем, делится на две части. Первая часть — это пейзаж, вторая часть — описание чувств лирического героя. Эти части противопоставлены. Однако финал стихотворения соответствует его началу — там вновь возникает гармоничная, умиротворенная картина природы, и резкость контраста смягчается. Концовка, таким образом, здесь замыкает круг.

    Красота и благодать, царящие в природе, в первой части подчеркнуты эпитетами и метафорой («ночь тиха», «спит земля в сиянье голубом»), «высокой» лексикой («пустыня внемлет богу»). Одновременно другой эпитет уже здесь задает мотив душевной дисгармонии героя — «кремнистый путь» напоминает о трудностях жизненного пути. Во второй части чувства героя подчеркнуты эпитетом («холодным сном могилы»), риторическими вопросами («Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?»), инверсией («Уж не жду от жизни ничего я»), анафорой («Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!», «Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь»), восклицательными предложениями («Я ищу свободы и покоя!»).

    Напевности стихотворения способствуют аллитерации («Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел») и ассонансы («Но не тем холодным сном могилы»). Мелодичность, ритм стихотворения определяется и его цезурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины («Ночь тиха. // Пустыня внемлет богу»). Стихотворение было положено на музыку и стало известным романсом.

    Таким образом, желаемое забвение лирический герой находит в мире природы. И это черта, характерная для многих произведений поэта. Лермонтов «обращался к природе так же, как и к живому началу, ища в ней ответа на тревожные вопросы своего духа или сочувствия себе в минуты острого ощущения и сердечной тоски».

    Анализ стихотворения " выхожу один я на дорогу" Михаила Юрьевича Лермонтова.

    Стихотворение "Выхожу один я на дорогу" Михаила Юрьевича Лермонтова было написано в 1841 году (последний год жизни писателя). Оно относится к философской лирике. В этом стихотворении автор раскрывает тему "свободы и воли". Об этом говорят строки: "я ищу свободы и покоя!"

    Стихотворение состоит из пяти строф. Открывается оно картиной природы:" "Выхожу один я на дорогу;
    сквозь туман кремнистый путь блестит";

    Следует отметить, что лирический герой находится наедине с природой. Герой задается вопросом:

    "От чего же мне так больно и так трудно?" и тут же находит ответ: " Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!"

    Поэтическая мысль развивается от строфы к строфе. Лирический герой устал от жизни, он стремится на время "заснуть". Окунуться в мир полный любви и гармонии с природой. Стихотворение наполнено яркими средствами выразительности: Олицетворениями ("звезда с звездою говорит" "спит земля" "дремали жизни силы") , эпитетом ("холодный сон") , метафорой ("сон могилы"). Большим количеством олицетворений автор хочет показать, что у природы живая душа, и человек может напрямую с ней общаться.

    Произведение написано хореем. Рифма в стихотворении перекрестная (женская и мужская).

    “Выхожу один я на дорогу” – одно из последних стихотворений Лермонтова, который, будто предчувствуя свою смерть, высказал все, что было у него на душе. Предлагаемый краткий анализ “Выхожу один я на дорогу” по плану поможет понять всю глубину и значимость этого произведения. Его можно использовать на уроке литературы в 6 классе в качестве основного материала.

    Краткий анализ

    История создания – написано стихотворение незадолго до гибели Лермонтова на дуэли, в 1841 году, а опубликовано уже посмертно, в 1843 году (журнал “Отечественные записки”).

    Композиция – простая, мысль развивается последовательно от первой строфы до пятой.

    Жанр философская лирика.

    Стихотворный размер – пятистопный хорей с анапестическими ходами.

    Эпитеты – “ кремнистый путь” , “ холодный сон” , “ тихий голос “.

    Инверсия – “ сиянье голубое “.

    Олицетворение – “ пустыня внемлет Богу “, “ звезда со звездою говорит “.

    Оксюморон – “ светлая печаль”.

    История создания

    Стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” написано в конце весны – начале лета 1841 года, то есть незадолго до того, как он погибнет на дуэли подобно своему кумиру, Пушкину. В нем, как и в других произведениях позднего периода, явно прослеживаются все типичные черты лермонтовской поэзии. История создания тесно связана с внутренними исканиями поэта, который хотел найти истинную свободу. При этом он подчеркивает, что не хотел бы заснуть “ холодным сном могилы ” – Лермонтов как будто предчувствовал, что именно такая печальная судьба его и ожидает.

    Как и многие последние стихотворения поэта, это было опубликовано уже после его смерти, в 1843 году – в журнале “Отечественные записки”.

    Композиция

    Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания обуревают его. Так, в первой строфе лирический герой поднимает мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звезды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчеркивается во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободу и в то же время покой, а четвертая и пятая расшифровывают, что имелось в виду – человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под ее покровительством.

    Тема

    Центральной является тема одиночества, которая проходит через все творчество Лермонтова, который остро чувствовал, что его никто не понимает. В то же время поэт поднимает тему жизни и смерти, подчеркивая мысль, что, несмотря на усталость от людей, он по-прежнему хотел бы ощущать всю полноту жизни, но не так, как другие люди, а в единении с природой. Также он как будто подводит итог своей жизни, спрашивая у себя же – ждет ли он чего-то или, может быть, жалеет о том, что было в прошлом.

    Ему хочется изменить свою жизнь, он ждет покоя и любви, он прославляет все сущее и не жалеет даже о том плохом, что было за прошедие годы. При этом и о смерти лирический герой, олицетворяющий самого поэта, говорит с удивительным для человека такого возраста спокойствием.

    Жанр

    Это классический пример жанра философской лирики. Несмотря на то, что многие мысли высказываются Лермонтовым с помощью образов природы, его нельзя отнести к лирике пейзажной – все описания здесь необходимы для того, чтобы передать чувства лирического героя (не связанные с природой), помочь лучше прочувствовать их.

    Написан стих пятистопным хореем, в котором прослеживаются анапестические ходы, с помощью которых ритмика немного сбивается, помогая имитировать человека. Окончательную ритмическую завершенность произведение придает чередование мужской и женской рифмы.

    Это произведение отражает мысли поэта, которых хотел бы продолжать жить в покое и счастье – и в некотором роде так и произошло, потому что душа Лермонтова осталась жить в его произведениях.

    Средства выразительности

    В этом непростом философском стихотворении Лермонтов использовал разнообразные средства выразительности. Они могут показаться достаточно простыми, но на самом деле полностью решают художественную задачу, выражая мысли, которые волновали поэта в момент написания. В стихотворении есть:

    • эпитеты – “ кремнистый путь” , “ холодный сон” , “ тихий голос “, “темны дуб”;
    • инверсия – “ сиянье голубое “;
    • олицетворение – “ пустыня внемлет Богу “, “ звезда со звездою говорит “;
    • оксюморон – “ светлая печаль”.

    Также в качестве вспомогательных средств выступают риторические вопросы – “ Жду ль чего? жалею ли о чём? ” и восклицания – “ Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! “. Они придают стихотворению экспрессию, подчеркивают эмоциональную окраску определенных строф.