Значение ощущения в жизни человека, виды ощущения. Ощущение и восприятие. их роль и значение в профессиональной деятельности юриста

45. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ. ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.

Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственным формам познания. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс. В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздражителей (напр, более высокая или низкая температура). Накопление и обработка информации начинаются с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деят-сть органов чувств, называемых в физиологии анализаторами. Но воспринимают не анализаторы, а конкретная личность со своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собственным отношением к тому, что воспринимается. Поэтому восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающего человека, В жизни восприятие окружающих предметов - динамический процесс. Человек производит множество перцептивных действий чтобы сформировать адекватный образ объекта восприятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном восприятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т. п. На практике такое отражение действительности делает формирование показаний более продуктивным. Психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности восприятия человеком показаний различных приборов и сигналов современных средств связи. При анализе наблюдательных качеств следователя, при исследовании процесса формирования показаний свидетелей, потерпевших о быстротечных событиях юр психология может использовать положения инженерной психологии.

Полноценное восприятие предполагает, что будущий участник его правильно охватывает объект в его частях и в целом, верно отражает его смысл и назначение. Это обстоятельство связано с единством ощущений и мышления. Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, допрашивающему нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым. Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром. Только деятельность и определяет дальнейший прогресс всех психических процессов. Согласно принятой в отечественной психологии теории деятельности, высшие психические процессы –ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции – рассматриваются как особые формы действий

46. ПАМЯТЬ. УЧЕТ ЮРИСТОМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПАМЯТИ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА.

В деят-сти юриста, где ведущим явл-ся коммуникативный процесс, получение информации и ее запоминание - основа, на которой строятся все практические действия. Тренировка умений и навыков запоминания является одной из основных в системе психол-й подготовки к юр-кой деят-сти. Эта тренировка должна организовываться и проводиться с учетом главных закономерностей памяти. Память- сложный психический процесс, включающий в себя: 1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т. д.; 2) сохранение в памяти того, что было запомнено; 3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение запомненного. Физическая основа памяти -следы нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга. Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем воздействия предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредованно через слово: рассказ, описание и т. д. Эти воздействия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы, которые потом м.б. оживлены повторным восприятием (узнавание) или же путем припоминания. Память – это интегративный психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления. В психологии различают 4 типа памяти. Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых, вкусовых, температурных и т.п. образов. Это может быть зрительное представление объекта наблюдения, собеседника, участка местности, знания, процесса общения и т. д. Наглядно-образная память имеет большое значение в учебной и творческой деятельности человека. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот тип памяти тесно связан с речью, так как любая мысль обязательно выражается словами. Особенности этого типа памяти учитываются в процессе обучения. Чтобы запоминание было более эффективным, используются образная речь и интонация. Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Эмоциональная память – это память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Как правило, яркие эмоциональные образы быстро запоминаются и легко воспроизводятся. Отличительной особенностью эмоциональной памяти являются широта общения и глубина проникновения в сущность пережитого когда-то чувства. Свойства эмоциональной памяти зависят от особенностей работы органов чувств. Различают виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную и смешанную. В соотв-вии с этим работник юриспруденции должен представлять, какой вид памяти присущ ему самому, а также людям, с кот-ми ему придется работать. Это необходимо для того, чтобы при восприятии и описании событий вносить соответствующие коррективы для принятия правильного решения. Различают также долговременную и кратковременную память. Кратковременная память удерживает информацию в неполном виде. Долговременная память служит для запоминания информации надолго, нередко на всю жизнь. Этот вид памяти наиболее важен и наиболее сложен. Сведения о кратковременной и долговременной памяти весьма значимы для следственной работы. Протекание процессов запоминания, сохранения и последующего воспроизведения определяется тем, какое место занимает данная информация в деятельности субъекта, какова ее значимость, что он делает с этой информацией. Наиболее продуктивно запоминается материал, связанный с целью деятельности, с ее основным содержанием. В этих случаях даже непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное. Следует учитывать влияние эмоций на процесс запоминания. Оно будет более продуктивным, если восприятие осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явление и событие затрагивают чувства, то мыслительная деятельность свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого будет более активна, заставляя неоднократно возвращаться к пережитому. Забывание представляет собой процесс, противоположный запечатлению и сохранению. Забывание – явление физиологически вполне нормальное. Если бы вся информация, накапливаемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то практически было бы невозможно продуктивное мышление. Таков и механизм воспроизведения показаний свидетелем, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым. Большую роль при запоминании материала играет установка на запоминание. Как показывает практика и экспериментальные исследования, люди, которые воспринимают материал лишь для того, чтобы записать его, намного быстрее забывают этот материал, в отличие от тех, кто этот же материал запоминает с установкой «запомнить надолго». Особое значение здесь имеет важность материала. Если человек явно осознает, что запоминаемый материал решает успех важной операции, то установка на прочное запоминание формулируется легко. Отсюда следует вывод: запоминаемый материал должен быть классифицирован по степени важности, В юр деят-сти целесообразно запоминать воспринимаемую информацию по плану: 1) основная мысль (осмысливание запоминаемого): 2) факты и события (что, когда и где происходит); 3) причины происходящих событий; 4) выводы и источник информации. Для правильной оценки показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого. обвиняемого работникам правоохранительных органов и судьям важно знать закономерности процесса развития памяти человека, Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека. На нее влияют развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения, выполняемая деятельность. Отметим, что воспоминание и припоминание не являются процессами, изолированными друг от друга. Между ними сущ-вует двухсторонняя взаимная связь. Припоминание явл-ся, с одной стороны, предпосылкой воспроизведения, а с другой – оно оказывается его результатом. Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе. Рекомендуется начинать допрос со свободного рассказа, так как это способствует активизации латентного слоя, запечатленного в памяти. Не следует без крайней надобности прерывать свободное повествование допрашиваемого. Заданный в ходе свободного рассказа вопрос часто рассеивает внимание допрашиваемого, нарушает ход его мыслей, мешает припоминанию фактов. Индивидуальность памяти личности проявляется, с одной стороны, в особенностях ее процесса, т.е в том, как осуществляются запоминание, сохранение и воспроизведение, а с другой – в особенностях содержания памяти, то есть в том, что запоминается. Указанные две стороны памяти, по-разному сочетаясь, делают память каждого человека индивидуальной в смысле ее продуктивности. В процессах памяти индивидуальные различия выражаются в скорости, объеме, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению, которые определяются биологическими особенностями, условиями жизни, воспитания и профессиональной деятельности. Юрид-кая деятельность показывает, что непроизвольное, как и произвольное, запоминание в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе. Индивидуальные различия памяти могут проявляться и в том, что один человек хорошо запоминает даты, цифры, другой – имена людей, третий – цвета красок и т. д. Следует, однако, отметить, что существует люди, память которых всегда работает безотказно, без срывов, промахов и искажений, В таких случаях, для того чтобы добиться максимальной полноты воспроизведения, следователю важно сделать правильный выбор времени допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого. Память – это та основа, на которой базируется любая профессиональная деятельность. Юрист должен обладать хорошей памятью.

В статье исследуются психические познавательные процессы личности - ощущение, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление, речь, рассматривается их роль и проявление в деятельности юриста. Статья будет интересна работникам правоприменительных органов, так как знания о психических познавательных процессах позволяют юристу решать частные профессиональные задачи, например оценки показаний тех или иных участников судопроизводства, способствуют повышению эффективности профессиональной деятельности самих сотрудников правоохранительных органов, нередко являются составными элементами психологического критерия таких фундаментальных понятий, как "вменяемость - невменяемость" ("уменьшенная вменяемость") в уголовном праве; "дееспособность - недееспособность" в гражданском праве.

Психологическую структуру личности можно рассматривать с разных позиций. По формам функционирования психических явлений внутренний мир человека включает психические процессы, состояния, свойства и образования, которые в то же время представляют собой различные уровни структурных элементов личности.
Психический процесс имеет определенное начало, течение и конец. Психические процессы являются исходными в духовной жизни, они обеспечивают отражение действительности. На их основе возникают психические состояния, осуществляется формирование знаний, убеждений, навыков и умений, приобретение жизненного опыта. Они выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека в правовом поле.
Познавательные процессы напрямую влияют на уровень социализации личности, а следовательно, на то, как одни, являясь сотрудникам правоохранительных органов, способны добросовестно решать задачи профессиональной и юридической деятельности, а другие, с низким уровнем социализации личности, преступая все моральные нормы, совершают преступления. По этой причине сотрудникам правоохранительных органов важно знать особенности протекания познавательных процессов в целях повышения качества решаемых задач профессиональной деятельности.
Психические процессы в юридической психологии рассматриваются в связи с тем, что означают проявление психической активности человека, направленной на познание окружающей действительности, эмоциональной ее оценки и формирования к ней деятельного отношения.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека как субъекта правоотношений. На их основе возникают психические состояния, формируются знания, навыки, умения, убеждения человека. Они существенно влияют на процесс формирования психических свойств и качеств личности, ее жизненного опыта.
Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы.
Познавательные психические процессы будут рассмотрены в данной статье, а рассмотрение эмоциональных и волевых психических процессов будет предложено в последующих публикациях.
Познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление и речь) делают возможным познать объективный мир.

Ощущение

Ощущение - простейший психический познавательный процесс отображения в коре головного мозга отдельных свойств, признаков и качеств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств (рецепторы) человека.
В настоящее время известно большое количество разнообразных видов ощущений, которые классифицируются:
1. По контакту с раздражителем:
а) дистантные - слуховые, зрительные, обонятельные;
б) контактные - обонятельные, кожные, вкусовые, органические, кинестетические (ощущения движения и положения отдельных частей тела).
2. По расположению рецептора:
а) интрорецептивные (ощущения, отражающие состояние внутренних органов и имеющие рецепторы в тканях тела и внутренних органов) - ускорения, равновесия, усталости, болевые, вибрационные, органические (голода, жажды);
б) проприорецептивные (двигательные) (ощущения, отображающие движение нашего тела и относительное положение его частей; рецепторы этих ощущений расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках) - мышечно-суставные, координации движений, кинестетические, гравитационные (ощущения, отражающие положение нашего тела в пространстве);
в) экстерорецептивные (ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела) - зрительные, слуховые, обонятельные, вибрационные, кожные (тактильные, температурные, болевые).
По силе и длительности воздействия выделяют слабые, средние и сильные ощущения, измеряя которые можно судить в целом о чувствительности тех или иных анализаторов к определенным раздражителям, что имеет самое непосредственное отношение к оценке показаний свидетелей относительно того, что и как они слышали, видели и т.д.
Чтобы правильно оценивать показания различных участников судопроизводства, необходимо знать об основных закономерностях и свойствах ощущений, влияющих на формирование показаний.
Закономерности ощущений:
1. Пороги ощущений (характеризуют абсолютную чувствительность анализатора):
- минимальный (нижний) порог ощущения - это та минимальная сила раздражителя, начиная с которой человек впервые его ощущает. Чем ниже минимальный порог ощущения, тем выше чувствительность органа чувств, и наоборот;
- максимальный (верхний) порог ощущений - это та максимальная сила раздражителя, за которой прекращается ощущение или не ощущается нарастание силы раздражителя;
- разностный порог (порог различия) ощущений - это та минимальная величина, которую замечает человек между двумя или несколькими раздражителями. Чем порог различия больше, тем меньше разностная чувствительность.
У людей эти пороги чувствительности (нижний, верхний, разностный) индивидуальны. В зависимости от возраста и других обстоятельств они меняются. Острота чувствительности нарастает с возрастом, достигая максимума к 20 - 30 годам. На временные отклонения чувствительности от обычной нормы влияют такие факторы, как время суток, посторонние раздражители, психическое состояние, утомление, болезнь, беременность у женщины и т.д. Оценивая качество ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснять, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотических или подобных им фармакологических веществ), которые повышают либо резко притупляют чувствительность анализаторов.
Все это следует учитывать при допросе, во время следственного эксперимента, которые проводятся в целях проверки качества ощущений. Например, исследуя вибрационную чувствительность у подозреваемого в симуляции глухоты, можно довольно просто изобличить его во лжи. Достаточно за спиной "больного" бросить на пол небольшой предмет, чтобы проверить его симулятивное поведение. Действительно больной человек с пораженным слухом с ненарушенной вибрационной чувствительностью отреагирует на этот раздражитель. Симулянт же, если он не знает о развитом вибрационном ощущении глухих, не среагирует на этот раздражитель. Разумеется, после такой предварительной пробы подозреваемый должен быть направлен на судебно-психологическую либо комплексную медико-психологическую экспертизу.
Анализируя свидетельские показания, основанные на ощущениях, следует помнить, что в рецепторную деятельность различные искажения могут вноситься подпороговыми раздражителями, которые хотя и не вызывают четких ощущений в силу своей незначительной величины, однако создают, особенно при неоднократном воздействии, очаг возбуждения в коре головного мозга, способный вызывать галлюцинаторные образы, различные ассоциативные связи с ранее зафиксированными ощущениями. Иногда это проявляется в том, что первоначальный образ, какое-то смутное ощущение в последующем трансформируется как бы в реальное явление. Причем такие возникшие ложные образы, нечеткие ощущения бывают настолько стойкими, что начинают влиять на формирование ошибочных представлений. И следователю (суду) в подобных случаях приходится быть особенно внимательными, чтобы разобраться в том, что именно соответствует действительности, а что является заблуждением, которое могло повлиять на показания допрашиваемого лица, на принятие им решения совершить какие-либо действия вопреки своим интересам.
2. Адаптация (приспособление к внешним условиям). Различают:
- физиологическую (адаптацию анализаторов как изменение их чувствительности);
- социально-психологическую (адаптацию человека при включении в новую группу);
- профессиональную (адаптацию к новым видам деятельности).
В результате адаптации ощущение может полностью исчезать, особенно в процессе продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут служить: адаптация к запаху обонятельного анализатора у человека, длительное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т.д.
В некоторых случаях в результате адаптации может наступать притупление остроты ощущений под воздействием сильного раздражителя, например временное снижение чувствительности зрительного анализатора, после того, как мы из полутемного помещения попадаем в условия яркой освещенности (световая адаптация). Эти виды адаптации называют негативными, так как они приводят к снижению чувствительности анализаторов. Отрицательное воздействие оказывает адаптация к свету и темноте, особенно в условиях тусклого освещения. В этих условиях у водителей автотранспортных средств увеличивается время реакции, ухудшается локализация движущихся объектов. Тем новая адаптация приводит к задержке передачи сигнала от затемненного глаза в мозг. Отсрочка в передаче сигнала ведет к тому, что человек видит предмет как бы с некоторым запозданием, что иногда способствует возникновению аварийных ситуаций на дорогах с интенсивным встречным автомобильным движением.
Однако проявление адаптации не всегда носит отрицательный характер. Нередко чувствительность анализатора в результате адаптации может не только понижаться, но и значительно повышаться. Например, так случается при воздействии слабого раздражителя на зрительный анализатор в полутемном помещении (при устойчивости к темновой адаптации) или на слуховой анализатор в условиях полной тишины, когда наш слуховой анализатор начинает фиксировать довольно слабые звуковые сигналы (слуховая адаптация). Иначе говоря, чувствительность анализаторов под воздействием слабых раздражителей повышается, а под действием сильных - снижается.
Данную закономерность необходимо учитывать при оценке свидетельских показаний, когда, к примеру, субъект, умышленно стремящийся ввести следователя (суд) в заблуждение, ложно утверждает, что он не видел каких-либо объектов, поскольку "было темно". На самом деле с учетом продолжительности его пребывания в условиях относительной темноты и появления у него темновой адаптации это может быть и не совсем так. Известно, что человек, попавший в затемненную комнату, через 3 - 5 мин. начинает различать проникающий туда свет, видеть предметы. Через 20 - 30 мин. он уже достаточно хорошо ориентируется в темноте. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность зрительного анализатора к свету за 40 мин. в 200 тыс. раз.
Степень адаптации наших анализаторов различна. Высока адаптируемость у обонятельных, тактильных анализаторов. Несколько медленнее адаптируются вкусовые, зрительные ощущения.
3. Сенсибилизация (повышение чувствительности нервных центров в результате взаимодействия анализаторов и применения различных упражнений). То есть дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов, например, утрата зрения у некоторых людей компенсируется усилением слухового или осязательного анализаторов. У людей, лишенных слуха, сильно развивается вибрационная чувствительность.
4. Явление контраста (изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя). К примеру, одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнее. Иногда контрастные явления приводят к ошибкам в ощущениях, а следовательно, и в свидетельских показаниях.
5. Последовательные образы (зрительные ощущения, сохраняющиеся в течение некоторого, обычно непродолжительного, времени после прекращения действия оптического раздражителя). Знание данной закономерности может пригодиться, например, при оценке действий водителя, не справившегося с управлением машины в темное время суток в условиях интенсивного встречного движения транспорта.
6. Взаимодействие ощущений (изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств). Например, слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. Значительно понижается зрительная чувствительность при воздействии на обонятельный рецептор неприятного запаха. Последнее обстоятельство следует иметь в виду при осмотре места происшествия, трупа со значительными трупными изменениями, во время эксгумации. В подобных случаях приходится прилагать дополнительные усилия к выполнению на должном уровне всего объема работы, чаще делая в этих целях перерывы.
Безусловно, профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования к сенсорной организации сотрудников правоохранительных органов. Поэтому юристам, особенно прокурорско-следственным работникам, желательно уметь управлять своими ощущениями, в необходимых случаях стимулируя положительные и волевыми усилиями нейтрализуя воздействие на психику отрицательных ощущений.

Восприятие

Восприятие - это отражение в коре головного мозга предметов и явлений в целом, во всей совокупности их признаков и свойств при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Самая важная отличительная особенность восприятия от ощущения заключается в том, что оно всегда отражает вещи, предметы, явления в целом, а не отдельные лишь свойства и признаки их.
В результате восприятия в сознании возникает целостный образ предмета или явления. В основе этого образа всегда лежат ощущения, но он не сводится к простой сумме этих ощущений. Всякое восприятие предполагает то или другое понимание, осмысливание этого образа.
Виды восприятия.
1. В зависимости от участвующего анализатора: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, кинестетические и др.
2. В зависимости от взаимодействия анализаторов:
- простые - восприятия, связанные преимущественно с работой одного анализатора;
- сложные - восприятия, связанные с работой зрительного, слухового, обонятельного и других анализаторов одновременно.
3. В зависимости от степени волевых усилий:
- непреднамеренные (непроизвольные) - такие восприятия, которые не связаны с волевым усилием и специально поставленной задачей, а вызываются как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности;
- преднамеренные (произвольные) - те, в которых человек ставит цель, прилагает волевые усилия, произвольно выбирает объекты и предметы восприятия. Как правило, наиболее эффективно произвольное восприятие, называемое также наблюдением. Сотрудникам правоохранительных органов следует вырабатывать в себе такое производное от данного вида восприятия качество, как наблюдательность.
4. В зависимости от форм существования материи и воспринимаемого объекта:
- восприятие пространства - это отражение объективно существующего пространства, включающего восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся;
- восприятие времени - отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В его основе лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, затухание возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе, в больших полушариях головного мозга;
- восприятие движения - это отражение направления, скорости пространственного существования и изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Оно дает возможность людям и животным ориентироваться в относительных изменениях, взаимоотношениях и взаиморасположении предметов окружающей среды;
- восприятие человека человеком - это отражение одним человеком особенностей внешнего облика другого человека, его манер поведения, привычек, речи, эмоциональных проявлений, непосредственных реакций, поступков, действий и проникновение на этой основе во внутреннее психологическое содержание этого человека, содержание его чувств, убеждений, направленности, характера, способностей.
Различают восприятия, адекватные реальности и иллюзии.
Иллюзии - неправильные, искаженные, поверхностные восприятия предметов реальной действительности.
Свойства восприятия:
- предметность - свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам;
- целостность - сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа. В отличие от ощущений в результате восприятия складывается целостный образ предмета, явления, в том числе и такого сложного, как преступление. В силу этой закономерности человек обычно при недостатке информации стремится сам восполнить недостающие элементы воспринятого объекта, что иногда приводит к ошибочным суждениям. Поэтому при допросе свидетелей нужно выяснять не только, что они видели, слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных свойствах воспринятого ими объекта;
- структурность - тесно связана с целостностью и выражается в том, что восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (например, при восприятии мелодии, ритма);
- осмысленность - выражается в тесной связи его с мышлением, в способности отнесения воспринимаемых предметов к определенной группе, классу и обобщению его в слове. Практика убедительно подтверждает: посредственное качество протокола осмотра места происшествия, как правило, свидетельствует о поверхностной познавательной деятельности следователя. Таким образом, уже на начальном перцептивном уровне нередко создаются предпосылки для возникновения в последующем очень серьезных осложнений по делу;
- избирательность - преимущественное выделение одних предметов по отношению к другим в зависимости от потребности или стоящей задачи.
- константность заключается в относительном постоянстве отражения окружающих предметов по форме, величине, цвету и т.п. Разрушающее воздействие на константность может оказывать состояние психической напряженности. Поэтому, допрашивая свидетеля, целесообразно выяснить не только особенности воспринятого им объекта, т.е. что он видел, слышал, но и его состояние, а также условия, в которых протекала его перцептивная деятельность, и только после этого следует давать оценку его утверждениям о форме, величине, цвете и других свойствах того или иного предмета;
- апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта, содержания и особенностей психической жизни личности.
- активность - проявляется в выделении из всех объектов восприятия определенного предмета или явления, а все остальное отражаемое сознанием составляет в данный момент фон восприятия.
Индивидуальные различия людей, особенности их восприятия обусловливают необходимость проведения в некоторых случаях судебно-психологических исследований перцептивных способностей свидетеля, потерпевшего для последующей более точной оценки их показаний следователем, судом.

ПСИХИЧЕСКИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) ПРОЦЕССЫ, УЧЕТ ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЮРИСТОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Перцептивные процессы: ощущения и восприятие, их роль и зна­чение в профессиональной деятельности юриста Память, мышле­ние, воображение Этапы мнемической, мыслительной деятель­ности, способы активизации памяти и мышления участников уго­ловного и гражданского процессов. Роль внимания в работе юриста

Как уже отмечалось, одной из содержательных сторон личности яв­ляется подструктура психических форм отражения, которая включает психические, познавательные процессы, имеющие ярко выраженный индивидуальный характер и в силу этого во многом определяющие лич­ностные особенности человека. К ним прежде всего относятся перцеп­тивные процессы: ощущения, восприятие, с помощью которых человек принимает сигналы окружающего мира, отражает свойства, различает признаки вещей, ощущает состояние собственного организма 1 . Рас­смотрим их более подробно.

Ощущения. Простейшей формой психического отражения являют­ся ощущения. Ощущение - это элементарный психический позна­вательный процесс непосредственного отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также состо­яния собственного организма человеком.

В ощущениях проявляются познавательные, эмоциональные и регу-ляторные функции психики. Ощущения всегда эмоционально окраше­ны, поскольку связаны с жизнедеятельностью организма, сигнализируя человеку о характере и силе воздействий. Ощущения не только связы­вают нас с внешним миром, являются основным источником познания, но и выступают основным условием нашего психического развития. На­пример, в искусственно создаваемых условиях сенсорной изоляции, ли­шающей субъекта ощущений, его психическая жизнь, сознание сущест­венно нарушаются, вследствие чего могут появляться галлюцинации, навязчивые идеи и другие расстройства психики.

В настоящее время насчитывается большое количество разнообраз­ных ощущений, которые классифицируются следующим образом:

ощущения, отражающие свойства предметов, явлений внешней среды (экстероцептивные) в результате воздействия раздражителя не-

посредственно на анализатор (контактные) или на расстоянии от него (дистантные);

ощущения, фиксирующие состояние внутренних органов (интеро-цептивные);

ощущения, отражающие положение нашего тела (проприоцептив-ные) и характер его движения (кинестетические).

К контактным экстероцептивным ощущениям относятся, напри­мер, вкусовые, осязательные ощущения. Зрительные, слуховые, обоня­тельные являются разновидностью дистантных экстероцептивных ощу­щений.

Обычно в «чистом» виде отдельные ощущения появляются редко, поскольку раздражители действуют сразу на несколько анализаторов, вызывая целую гамму разнообразных ощущений. Примером таких сложных ощущений могут быть вибрационные, температурные, боле­вые ощущения.



По силе и длительности воздействия выделяют слабые, средние и сильные ощущения, измеряя которые можно судить в целом о чувстви­тельности тех или иных анализаторов к определенным раздражителям, что имеет самое непосредственное отношение к оценке показаний сви­детелей о том, что и как они слышали, видели и т.д.

Чтобы правильно оценивать показания свидетелей, других участ­ников уголовного, гражданского процесса, необходимо знать об основ­ных закономерностях, свойствах ощущений, которые влияют на фор­мирование показаний. К этим свойствам ощущений необходимо отне­сти следующие.

Чувствительность анализатора 1 . Это способность психики к от­ражению свойств предметов, явлений с большей или меньшей точ­ностью. Чувствительность анализатора (зрительного, слухового и т.д.) определяется минимальной силой стимула, который различает человек, а также минимальной разницей между двумя стимулами, способными вызвать изменения в ощущении.

Минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности, кото­рый характеризует уровень абсолютной чувствительности анализатора к раздражителю. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже порог ощущения, тем выше чувствительность.

Наряду с нижним существует верхний абсолютный порог чувст­вительности, определяемый максимальной силой раздражителя, когда ощущение возникает адекватно действующему раздражителю. Даль­нейшее увеличение силы раздражителя вызывает ощущение боли.

1 Лурия А Р. Ощущения и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психо­логии М., 1975 С 5

1 Анализатор - это сенсорная система, с помощью которой осуществляется анализ и синтез раздражителей. Анализатор состоит: из рецептора, преобразующего энергию раздражителя в нервный процесс; проводящих путей в виде центростремительных и цент­робежных нервов, корковых отделов головного мозга, в которых происходит переработка нервных импульсов. Подробнее см.: Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995. С 121.

Нижний и верхний пороги определяют зону чувствительности ана­лизатора к соответствующему раздражителю.

Кроме того, существует порог чувствительности к различению (разностный порог), определяемый минимальной величиной различе­ния силы (большей или меньшей) двух раздражителей. С возрастанием силы раздражителя величина порога различения (разностный порог) возрастает.

* У людей эти пороги чувствительности (нижний, верхний, разност­ный) индивидуальны. В зависимости от возраста и других обстоя­тельств они меняются. Острота чувствительности нарастает с возрас­том, достигая максимума к 20-30 годам. На временные отклонения чувствительности от обычной нормы влияют такие факторы, как время суток, посторонние раздражители, психическое состояние, утомление, болезнь, беременность у женщины и т.д. Оценивая качество ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснять, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркоти­ческих или подобных им фармакологических веществ), которые повы­шают либо резко притупляют чувствительность анализаторов.

Все это следует учитывать при допросах, во время следственных экспериментов, проводимых в целях проверки качества ощущений. На­пример, исследуя вибрационную чувствительность у подозреваемого в симуляции глухоты, можно довольно просто изобличить его во лжи. До­статочно за спиной «больного» бросить на пол небольшой предмет, чтобы проверить его симулятивное поведение. Действительно больной человек с пораженным слухом с ненарушенной вибрационной чувстви­тельностью ответит на этот раздражитель. Симулянт же, если он не знает о развитом вибрационном ощущении глухих, не среагирует на этот раздражитель. Разумеется, после такой предварительной пробы подозреваемый должен быть направлен на судебно-психологическую либо комплексную медико-психологическую экспертизу 1 .

Анализируя свидетельские показания, основанные на ощущениях, следует помнить, что в рецепторную деятельность различные искаже­ния могут вноситься подпороговыми раздражителями, которые хотя и не вызывают четких ощущений в силу своей незначительной величины, однако создают, особенно при неоднократном воздействии, очаг воз­буждения в коре головного мозга, способный вызывать галлюцинатор­ные образы, различные ассоциативные связи с ранее зафиксированны­ми ощущениями. Иногда это проявляется у свидетелей в том, что пер­воначальный образ, какое-то смутное ощущение в последующем транс­формируется как бы в реальное явление. Причем такие возникшие лож­ные образы, нечеткие ощущения бывают настолько стойкими, что начи­нают влиять на формирование ошибочных свидетельских показаний. И следователю (суду) в подобных случаях приходится прилагать значи­тельные усилия, чтобы разобраться в том, что именно соответствует ис­тине, а что является добросовестным заблуждением допрашиваемого.

См.: Кертес И. Тактика и психологические основы допроса. М., 1965. С. 32.

На возможные искажения в ощущениях также может оказывать влияние так называемый сенсорный эффект, т.е. тот фоновый шум, ко­торый периодически бывает в каждом анализаторе. Это ощущение сен­сорным органом самого себя независимо от того, воздействует на него в данный момент какой-либо раздражитель или нет. Значение сенсорно­го эффекта возрастает при воздействии раздражителей, имеющих не­большую силу, когда трудно бывает отличить самопроизвольное сенсор­ное возбуждение анализатора от ощущения какого-либо слабого сигна­ла. В подобных случаях возникает ситуация перцептивной неопределен­ности, которая чаще всего предрасполагает к принятию ошибочных ре­шений, особенно в экстремальных ситуациях в системе «человек - ма­шина», встречающихся во время происшествий, связанных с эксплуата­цией различных технических устройств, транспортных средств.

Адаптация. Данная закономерность выражается в изменениях чувствительности анализатора под длительным воздействием раздра­жителя в виде понижения или повышения порога чувствительности. В результате адаптации ощущение может полностью исчезать, особенно в процессе продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут служить: адаптация к запаху обонятельного анализатора у чело­века, длительное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т.д.

В некоторых случаях в результате адаптации может наступать при­тупление ощущений под воздействием сильного раздражителя, напри­мер временное снижение чувствительности зрительного анализатора, после того как мы из полутемного помещения попадаем в условия яркой освещенности (световая адаптация). Эти виды адаптации называют не­гативными, так как приводят к снижению чувствительности анализато­ров. Отрицательное воздействие оказывает адаптация к свету и темно­те, особенно в условиях тусклого освещения. В этих условиях у водите­лей автотранспортных средств увеличивается время реакции, ухудша­ется локализация движущихся объектов. Темновая адаптация приводит к задержке передачи сигнала от затемненного глаза в мозг. Отсрочка в передаче сигнала ведет к тому, что человек видит предмет как бы с не­которым запозданием, что иногда способствует возникновению аварий­ных ситуаций на дорогах с интенсивным встречным автомобильным движением 1 .

Однако проявление адаптации не всегда носит отрицательный ха­рактер. Нередко чувствительность анализатора в результате адаптации может не только понижаться, но и значительно повышаться. Например, так случается при воздействии слабого раздражителя на зрительный анализатор в полутемном помещении (при устойчивости к темновой адаптации) или на слуховой анализатор в условиях полной тишины, когда наш слуховой анализатор начинает фиксировать довольно слабые звуковые раздражители (слуховая адаптация). Иначе говоря, чувстви-

Одно ощущение может быть не похожим на другое, даже если они принадлежат одной и той же модальности (зрение, слух и т.д.). Индивидуальные особенности каждого ощущения и определяются понятием "свойства ощущений".
Каждое ощущение может быть охарактеризовано в его свойствах. Свойства ощущений могут быть не только специфическими для данной модальности, но и общими для всех видов ощущений. Основные свойства ощущений, наиболее часто используемые:
- качество,
- интенсивность,
- продолжительность,
- пространственная локализация,
- абсолютный порог,
- относительный порог.

Качество ощущения

Характеристики не только ощущений, но и вообще все характеристики можно разделить на качественные и количественные. Например, название книги или ее автор - качественные характеристики; вес книги или ее длина - количественные. Качество ощущения - свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других ощущений. Можно сказать и так: качество ощущения это свойство, которое нельзя измерить с помощью в числах, сопоставить с какой-то числовой шкалой.
Для зрительного ощущения качеством может быть цвет воспринимаемого предмета. Для вкуса или обоняния - химическая характеристика предмета: сладкий или кислый, горький или соленый, цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и т.д.
Иногда под качеством ощущения имеют в виду его модальность (слуховое ощущение, зрительное или иное). Это тоже имеет смысл, поскольку часто в практическом или теоретическом смысле приходится рассуждать об ощущениях вообще. Например в процессе эксперимента психолог может задать испытуемому общий вопрос: "Расскажите о своих ощущениях во время..." И тогда модальность будет одним из главных свойств описываемых ощущений.

Интенсивность ощущения

Возможно, главной количественной характеристикой ощущения является его интенсивность. В самом деле, для нас имеет большое значение, тихую музыку мы слушаем или громкую, светло в комнате или едва удается разглядеть свои руки.
Важно понимать, что интенсивность ощущения зависит от двух факторов, которые можно обозначить как объективный и субъективный:
- сила действующего раздражителя (его физические характеристики),
- функциональное состояние рецептора, на который действует данный раздражитель.
Чем значительнее физические параметры раздражителя, тем интенсивнее ощущение. Например, чем выше амплитуда звуковой волны, тем громче нам кажется звук. И чем выше чувствительность рецептора, тем тоже ощущение интенсивнее. Например, находясь после долгого пребывания в темной комнате и выйдя в умеренно освещенную комнату, можно "ослепнуть" от яркого света.

Профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования к сенсорной организации сотрудников правоохранительных органов. Поэтому юристам, особенно прокурорско-следственным работникам, необходимо уметь управлять своими ощущениями: стимулировать положительные и волевыми усилиями нейтрализовать воздействие на психику отрицательных ощущений.

20.Восприятие: понятие, особенности и виды

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов.

Мы воспринимаем игровые действия футболистов, которые в борьбе за мяч осуществляют задуманную ими тактическую комбинацию. Альпинист воспринимает предметы и пространственные отношения между ними, когда смотрит на открывшуюся его взору горную долину, видит находящиеся вблизи деревья и скалы, текущую несколько дальше горную речку и далекие остроконечные пики гор на горизонте. Студент воспринимает речь преподавателя, читающего лекцию. Спортсмен воспринимает свои движения, когда совершает прыжок в высоту, отбивает мяч или напрягает свои силы, чтобы первым прийти к финишу.

Эти примеры показывают, что в процессе восприятия мы получаем образы воспринимаемых вещей и явлений окружающего мира. Образы восприятия отличаются следующими особенностями:

а) объективация, вынесение образа вовне . Воспринимая какой-нибудь предмет (дерево, книгу и т. д.), мы осознаем его не как наше субъективное психическое переживание, а как объективный, вне нас существующий предмет.

б) целостность. Восприятие всегда имеет целостный характер: в получаемых в процессе восприятия конкретных образах предметов внешние явления отражаются в их целостности, в органической совокупности их свойств и качеств.

Образ восприятия не механическая сумма частей или элемен­тов, из которых состоит воспринимаемый предмет, а образ самого объекта во всей его целостности. С самого начала, с первого момента восприятия мы имеем дело сразу же, мгновенно с образом целостной вещи, а не создаем его путем суммирования элементов. Наоборот, расчленение образа на элементы - вторичный процесс, дополняющий целостное восприятие и идущий вслед за ним. Сперва мы видим дом, а затем уже различаем этажи и другие части строения. Сперва мы слышим мелодию во всей ее целостности, а затем уже выделяем составляющие ее аккорды и музыкальные тоны.

Целостный характер восприятия обусловлен прирожденной нашему мозгу способностью видеть в воспринимаемом предмете то, что составляет его особенность как целого предмета, а затем уже выделять присущие ему элементы. Эта способность развилась еще у животных в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, в которой они сталкивались всегда, и прежде всего с предметами и явлениями в их целостности и обособленности. Эта способность усовершенствовалась у человека в процессе труда: чтобы трудиться, человеку приходилось иметь дело с целостными объектами и орудиями труда; но вместе с тем труд вынуждал человека усматривать в них и отдельные их части, чтобы эффективнее использовать эти объекты и орудия в своей производственной деятельности; таким образом развилась и усовершенствовалась способность дифференциации отдельных частей и элементов целостной вещи.

Во многих случаях конкретный характер частей и элементов целостного предмета не имеет для его восприятия существенного значения и может быть легко заменен другими конкретными особенностями без того, чтобы была потеряна целостность восприятия. Так, мы воспринимаем мелодию как целостно одну и ту же, несмотря на то, что она сыграна на различных музыкальных инструментах или в различных регистрах, что, как известно, полностью меняет конкретный характер составляющих ее элементов. Необходимо лишь, чтобы при исполнении сохранялось обусловливающее целостность мелодии определенное соотношение составляющих ее музыкальных тонов. Любую букву алфавита мы всегда узнаем как таковую, несмотря на значительное расхождение в транскрипции. Необходимо лишь, чтобы при всех этих расхождениях сохранялось характеризующее целостность предмета соотношение частей. Для буквы А это будут две соединенные под углом наклонные линии с перекрестом посередине (рис.1).

в) подвижность, отсутствие длительной фиксации определенных частей, невозможность на сколько-нибудь длительное время сохранить постоянство образа, который все время находится в движении, изменении. Поскольку процесс восприятия всегда совершается во времени, образ воспринимаемого предмета отличается подвижностью, изменчивостью; это не застывшее, статическое изображение, но всегда меняющееся в своих характерных чертах. Например, при восприятии дерева в сознании человека в каждый данный момент отражается преимущественно то та, то другая часть предмета: сейчас в восприятии дерева наиболее отчетливо выступает его своеобразный ствол; через секунду в том же образе дерева более ярко отразится его крона;

г) константность. При всей своей подвижности и изменчивости образы воспринимаемых нами предметов отличаются определенным постоянством (константностью), несмотря на значительную вариативность условий, в которых протекает процесс восприятия. Так, лист писчей бумаги мы воспринимаем всегда как белый, хотя его окраска может принимать различные оттенки в связи с изменением условий освещения. Стол воспринимается нами обязательно как имеющий квадратную или прямоугольную верхнюю часть, хотя в данный момент мы можем видеть его под таким углом зрения, когда его верхняя поверхность от нас скрыта и т.д.;

д) осмысленность. Образы восприятия всегда имеют четко выраженное определенное смысловое значение («я вижу дерево, море, человека» и т. д.). Мы всегда относим наблюдаемый предмет или явление к определенной группе или классу предметов, а не отображаем их в своем восприятии как нечто изолированное, не имеющее отношения к другим явлениям. Осмысленность восприятия достигается прежде всего тем, что конкретный образ воспринимаемого явления мы тотчас же обозначаем словами (чаще всего с помощью внутренней речи). Благодаря этому (поскольку слово всегда обобщает) мы видим в воспринимаемом предмете не изолированный объект, а всегда представителя определенного вида или класса явлений.

Процесс восприятия отличается большой сложностью. В него входят:

1. Различные ощущения, образующие в совокупности более или менее сложный комплекс. Без ощущений не может быть вос­приятия. Однако восприятие нельзя рассматривать как простую сумму ощущений. Последние участвуют в процессе восприятия в связанном или взаимообусловленном виде, поскольку и свойства предметов, отражаемые в ощущениях, всегда взаимно связаны и обусловлены.

2.Представления, сохранившиеся от прежнего опыта . Мы видели много предметов, подобных тому, который сейчас воспринимаем, видели их в разных положениях, с разных сторон, при различном освещении, на разном расстоянии - соответствующие представления, всплывая в памяти, включаются в процесс непосредственного восприятия данного предмета. В связи с этим образ воспринимаемого предмета становится гораздо богаче по своему содержанию, чем непосредственные раздражители, действующие в данный момент на органы чувств. Зрительно мы ви­дим только белизну снега, устилающего поле. Но к этому зрительному восприятию присоединяются всплывшие в памяти представления о его температуре, плотности и пластичности, т. е. представления о тех особенностях снега, которые в данный момент не ощущаются, но которые ощущались раньше, когда мы брали снег в руки, сжимали его в комок и т. д.

3. Узнавание предметов и явлений. Характерной особенностью узнавания является отнесение воспринимаемого предмета к уже известному классу явлений. При взгляде на стадион мы отмечаем не только специфические особенности данного стадиона, но узнаем это сооружение именно как стадион, а не как театр, отмечая в своем восприятии те общие признаки, которые присущи всем стадионам.

Узнавание основывается на образовавшихся и закрепленных в процессе предшествующего опыта связях между видом предмета и его назначением, в том числе и на ассоциациях между отдельными свойствами и особенностями предмета. В зависимости от характера и степени закрепленности этих связей различают общее и специфическое узнавание.

Общее узнавание основывается на очень отвлеченных и обобщенных связях: большей частью они имеют характер подведения воспринимаемого объекта под известный род или вид. Часто общее узнавание характеризуется неясностью и неопределенностью, принимая форму чувства знакомости.

Специфическое узнавание характеризуется более высокой степенью определенности, оно основано на очень прочных и обширных ассоциациях. Мы, например, не только отнесли в своем восприятии этого спортсмена к числу лыжников, но и узнали его как определенную личность, со всеми его индивидуальными особенностями.

Ощущения,восприятия,представления, память относятся к чувственным формам познания. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс. В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздражителей (напр, более высокая или низкая температура). Накопление и обработка информации начинаются с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деят-сть органов чувств, называемых в физиологии анализаторами. Но воспринимают не анализаторы, а конкретная личность со своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собственным отношением к тому, что воспринимается. Поэтому восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающего человека, В жизни восприятие окружающих предметов - динамический процесс. Человек производит множество перцептивных действий чтобы сформировать адекватный образ объекта восприятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном восприятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т. п. На практике такое отражение действительности делает формирование показаний более продуктивным. Психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности восприятия человеком показаний различных приборов и сигналов современных средств связи. При анализе наблюдательных качеств следователя, при исследовании процесса формирования показаний свидетелей, потерпевших о быстротечных событиях юр психология может использовать положения инженерной психологии.Полноценное восприятие предполагает, что будущий участник его правильно охватывает объект в его частях и в целом, верно отражает его смысл и назначение. Это обстоятельство связано с единством ощущений и мышления. Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, допрашивающему нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым. Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром. Только деятельность и определяет дальнейший прогресс всех психических процессов. Согласно принятой в отечественной психологии теории деятельности, высшие психические процессы –ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции – рассматриваются как особые формы действий



Память и воображение. Их роль в деятельности юриста

В деятельности юриста, где ведущим является коммуникативный процесс, получение информации и ее запоминание являются той основой, на которой строятся все практические действия. В связи с этим тренировка умений и навыков запоминания является одной из основных в системе психологической подготовки к юридической деятельности. Эта тренировка должна организовываться и проводиться с учетом главных закономерностей памяти.

Память представляет собой сложный психический процесс, включающий в себя: 1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т. д.; 2) сохранение в памяти того, что было запомнено; 3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение запомненного. Физической основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга.

В психологии различают 4 типа памяти. Наглядно-образная память,Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей, Двигательная память,Эмоциональная память.

Юридическая работа постоянно связана с решением самых разнообразных задач. Для этого надо мыслить. Мышление как психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся в объективной реальности.

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и общества. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Оно дает возможность юристу познать такие стороны объективной действительности, которые скрыты от его глаз.

Специфической особенностью творческих процессов решения задач является присутствие в них интуиции. Интуицию обычно рассматривают как специфический метод познания, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода. С помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и доказательств как промежуточных звеньев познания. Эффективность принятии интуитивных решений зависит от многих факторов. Здесь особенно важен опыт судьи и следователя, их знания, умения, навыки. Большую роль играет также их психическое состояние. Состояние бодрости, подъема сказывается положительно на генерировании интуитивных решений, и, наоборот, страх, подавленность, растерянность низводят интуицию до уровня беспредметного гадания. Интуиция, кроме того, связана с индивидуально-психологическими особенностями человека: одни люди склонны действовать во многих случаях из логики фактов, другие очень часто полагаются на интуицию. Однако во всех случаях основой интуиции является опыт, и ее силы и слабость коренятся в прошлом опыте.

Мышление, как и воображение, нужно на всем протяжении расследования уголовного дела. Воображение неразрывно связано с памятью и мышлением, оно является специфически человеческим видом психической деятельности, возникшим в резуль­тате труда. Заранее предвосхищая цель своей деятельности, человек непрерывно развивает свое воображение. Воображением называется психический процесс построения нового образа на основе имеющегося опыта. Построение образов воображения, то есть таких образов, которые мы не находим в окружающей действительности, возможно лишь при высоком уровне интеллектуального развития человека. Без развитого воображения следователя невозможно ни выдвижение версий, ни осуществление мысленного эксперимента, ни оценка прошедших событий. Воображение обслуживает вероятностное мышление - основной механизм творческого решения нестандартных задач. В практической деятельности следователя постоянно возникает необходимость реконструкции, мысленного воссоздания прошедших событий по отдельным сохранившимся их следам, последствиям. Это воссоздающее воображение возможно лишь на основе знаний всеобщих связей соответствующих явлений. Лишь на этой базе можно выдвинуть обоснованную следственную версию и воссоздать событие преступления.

10.Мышление.Характеристика мыслительной деятельности юриста.

Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного отражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Мышление – познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чувственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни. Мышление выполняет регулирующую, познавательную и коммуникативную функции, то есть, функции общения. Особое значение приобретает выражение мышления в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли научная книга или произведение художественной литературы – всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее поняли другие люди.

Чувственное отражение и мышление – единый процесс познания человеком окружающей действительности. Источником познания служит практика. Начинается все с ощущений и восприятий, то есть с живого созерцания. Никакими другими путями нельзя получить знания о различных предметах и явлениях, о свойствах вещей, о различных формах движения материи. Только потом чувственное познание восходит к мысленному – абстрактному, логическому. Но даже на уровне абстрактного мышления сохраняется его связь с чувственными образами ощущений, восприятий и представлений.

Такое отвлеченное и обобщенное познание позволяет понять мир полнее и глубже. Истинность же такого познания проверяется практикой. Здесь она уже выступает как критерий правильности человеческого познания, человеческого мышления. Единство чувственного отражения и мышления позволяет сопоставить прошлое и настоящее, предвидеть и проектировать будущее. Это относится не только к окружающему миру вещей, явлений, других людей, но и к самому человеку, позволяет ему «учиться властвовать собой».

Как все психические явления, мышление является продуктом рефлекторной деятельности мозга. Единство чувственного и логического в мышлении основывается на сложном взаимодействии коры и подкорковых образований мозга.

Мышление – всегда решение какой-то задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из сложившейся ситуации. При этом ни решения, ни ответа, ни выхода нельзя усмотреть, только воспринимая действительность.

Мышление – это не только опосредованное, но и обобщенное отражение действительности. Обобщенность его заключается в том, что для каждой группы однородных предметов и явлений вычленяются общие и существенные признаки, их характеризующие, в результате чего формируется знание об этом предмете вообще.

Различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление называют еще практически действенным или просто практическим мышлением. Оно протекает непосредственно в процессе практической деятельности людей и связано с решением практических задач: производственных, организации учебного процесса. Этот вид мышления является основным на протяжении всей жизни человека.

Наглядно-образное мышление связанно с решением мыслительных задач, основанных на образном материале. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образное мышление тесно связано с практическим мышлением.

Словесно-логическое мышление называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и суждений и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высокий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. У разных людей тот или иной вид занимает ведущее положение. Какой именно, определяется условиями и требованиями деятельности. Например, у физика-теоретика или у философа – словесно-логическое мышление, а у художника – наглядно-образное. Взаимосвязь видов мышления характеризуется также их взаимопереходами. Они зависят от задач деятельности, требующих то одного, то другого, а то и совместного проявления видов мышления.

11.Речь в юридической работе. Виды и функции речи.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения.

Выделяют следующие основные функции языка: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

Выполняя функцию средства общения , язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Третья функция речи – функция коммуникации, т.е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков.
Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. Электромиографическое исследование работы голосового аппарата в связи с мыслительной деятельностью показало, что в самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эта активность выступает в двух формах: фазической и тонической. Первая фиксируется в виде высокоамплитудных и нерегулярных вспышек речедвигательных потенциалов, а вторая - в форме постепенного нарастания амплитуды электромиограммы.
Мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция. Сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении содержание, передаваемое речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенное отражение, т.е. факт мышления. Вместе с тем такой, например, прием общения, как указательный жест, никакого обобщения в себе не несет и поэтому к мысли не относится.

Есть признаки только лишь начала настоящего усвоения понятий и их использования в процессе мышления и в речи. Далее этот процесс, углубляясь, продолжается еще в течение достаточно длительного времени, вплоть до подросткового возраста. Настоящее усвоение научных понятий ребенком происходит относительно поздно, примерно к тому времени, к которому Ж.Пиаже отнес стадию формальных операций, т.е. к среднему возрасту от 11-12 до 14-15 лет. Следовательно, весь период развития понятийного мышления занимает в жизни человека около 10 лет. Все эти годы интенсивной умственной работы и учебных занятий уходят на усвоение ребенком важнейшей для развития как интеллекта, так и всех других психических функций и личности в целом категории - понятия.

Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый выразил бы в развернутом предложении, ребенок передает одним словом. В развитии семантической (смысловой) стороны речи ребенок начинает с целого предложения и только затем переходит к использованию частых смысловых единиц, таких как отдельные слова. В начальный и конечный моменты развитие семантической и физической (звучащей) сторон речи идет разными, как бы противоположными путями. Смысловая сторона речи разрабатывается от целого к части, в то время как физическая ее сторона развивается от части к целому, от слова к предложению.

Грамматика в становлении речи ребенка несколько опережает логику. Он раньше овладевает в речи союзами "потому что", "несмотря на", "так как", "хотя", чем смысловыми высказываниями, соответствующими им.
Еще более отчетливо это несовпадение выступает в функционировании развитой мысли: далеко не всегда грамматическое и логическое содержание предложения идентичны. Даже на высшем уровне развития мышления и речи, когда ребенок овладевает понятиями, происходит лишь частичное их слияние.

Очень важное значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь. Она в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.

Основной синтаксической характеристикой внутренней речи является предикативность. Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, "без слов" понимающих, о чем идет речь в их "разговоре". Таким людям нет, например, никакой необходимости иногда обмениваться словами вообще, называть предмет разговора, указывать в каждом произносимом ими предложении или фразе подлежащее: оно им в большинстве случаев и так хорошо известно. Человек, размышляя во внутреннем диалоге, который, вероятно, осуществляется через внутреннюю речь, как бы общается с самим собой. Естественно, что для себя ему тем более не нужно обозначать предмет разговора.

12. ВНИМАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

Внимание в психологии - направленность сознания на определенные объекты, имеющие для личности значимость. Внимание в ходе обыска носит произвольный, волевой характер, поскольку следователь использует его для достижения намеченных целей, предпринимает определенные усилия для его сохранения, сосредоточения, чтобы не отвлекаться на иные посторонние раздражители. Существуют известные трудности длительного сохранения устойчивости внимания. Однообразный характер поисковой работы, наличие отвлекающих факторов приводят к постепенному накоплению усталости, к рассредоточению внимания. Поэтому в случае длительности и трудоемкости обыска целесообразно через определенные периоды времени устраивать короткие перерывы. Важно, однако, в процессе обыска не отвлекаться, следовать намеченному плану. Желательно, чтобы участники обыска время от времени меняли характер поисковой работы (например, следователь после осмотра личной переписки обвиняемого переходил к поискам возможных тайников среди предметов мебели и т. п.). Лица, производящие обыск, должны учитывать, что при изготовлении тайников и различных хранилищ преступники в некоторых случаях учитывают целый ряд факторов психологического характера. К ним можно отнести следующие: 1) расчет на появление фактора утомления и автоматизма. Так, искомый документ часто кладут в книгу, находящуюся в середине книжной полки. Расчет при этом основывается на том, что книги будут осматриваться с того или другого края полки, а к середине полки уже появятся определенный автоматизм, утомление, при которых следователь не будет перелистывать каждую страницу; 2) расчет на брезгливость (закапывают предметы в навоз, спускают в отхожее место и т.д.); 3) расчет на проявление такта и других благородных побуждений со стороны следователя (сокрытие объектов в кровати тяжелобольного, в кровати маленького ребенка, в могиле близких родственников и т. д.); 4) нарочитая небрежность сокрытия предмета (оставление его на виду); 5) отвлечение внимания изготовлением тайников-двойников. Расчет на то, что при обнаружении первого пустого тайника остальные такие же тайники осматриваться не будут; 6) расчет на организацию конфликта во время обыска с целью отвлечения внимания для перепрятывания искомого объекта. Предварительный сбор всей перечисленной информации, тщательный анализ ее позволяют следователю успешно решить первую часть задачи по производству обыска – мысленно разгадать действия обыскиваемого.

13.Эмоции и чувства.,психические состояния и их характеристика.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности человека. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, то есть передаются другим людям, сопереживаются.
Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.
Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, тем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковре-менной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.
Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
В эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности.
К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.
Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.
Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

14.Основные формы переживания чувств(аффект,стресс,страсти,фрустрация)

Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениями действительности, к другим людям, самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.
Эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости. Эмоции обусловлены с одной стороны внутренними потребностями и мотивами, а с другой – особенностями внешней ситуации.
Кто: Леонтьев, Симонов, Фестингер, Джеймс+Ланге, Шехтер, Лазарус.
Настроение - сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Настроение - это общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д. Часто настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение представляет собой эмоциональную реакцию не только на непосредственные последствия событий, но и на их значение в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека, поэтому настроение носит не предметный, а личностный характер.
Чувства - высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Чувства характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы.
Страсть - сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть - это более стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов. Страсть заставляет личность сосредоточиться на объекте ее устремлений: упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять удовлетворение потребности, лежащей в основе страсти, и т.д. Близким по интенсивности к страсти чувством является увлечение. Однако оно, в отличие от страсти, непостоянно, кратковременно. Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности.
Фрустрация – расстройство при нарушении планов. Вызывается ситуациями по Розенцвейгу: 1) ситуации лишения (отсутствие средств достижения цели); 2) потери; 3) конфликт. Сопровождается гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.п.
Стресс (Селье)– давление, напряжение, комплексный процесс, включает физиологические и психические компоненты. Стрессорами могут быть неожиданности, неблагоприятные воздействия, проблемные ситуации. Значимой является не интенсивность стрессора, а его личная значимость для человека. Может быть положительным и отрицательным, может повысить мотивацию, улучшить познавательные процессы. Стрессорами могут быть реальные и воображаемые раздражители. Стресс усиливает и перераспределяет психические и физические резервы, носит защитно-приспособительный характер. Аффект – кратковременное, бурнопротекающее состояние при огромном эмоциональном напряжении, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функции внутренних органов. «Вспышка чувств», сопровождающаяся изменениями в поведении человека, нарушением волевого контроля и сознания.

Стадии:
1. нарастание напряженности;
2. еще можно затормозить (досчитать до 10), появляются физические проявления аффекта;
3. сам аффект, безрассудные действия, потеря контроля;
4. упадок сил, разбитость, безразличие.
Аффект возникает в ответ на уже произошедшее событие. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или, если он сам предъявляет их себе) и возможности их выполнить. Аффект может привести к амнезии.