Анализ стихотворения «Невыразимое» (В. Жуковский). Жуковский василий - невыразимое

Жил в Павловске. В письме к Анне Зонтаг он писал, что «с трудом возвращается к своей поэзии». Тем не менее именно в это время поэт за несколько дней создал в духе романтизма прекрасную элегию под названием «Невыразимое». Жанр элегии выбран не случайно. Грустное философское повествование легко легло на бумагу. Впервые он прочитал её своему другу, Василию Перовскому. Перовский был в восторге от нового стихотворения Жуковского. «Невыразимое» было напечатано через много лет после написания.

В год создания стихотворения «Невыразимое» Жуковский был как никогда растерян и одинок. Девушка Маша Протасова, которую он любил всем сердцем, вышла замуж за другого. Боль потери долго жила в Жуковском. Со временем она уступила место новым поэтическим откровениям поэта. В стихотворении «Невыразимое» Жуковский ищет ответ на вопрос: «Можно ли словом передать всю красоту первозданной природы?» Точного ответа автор не даёт. Он предлагает читателю вместе с ним поразмыслить над этой непростой философской задачей. Полностью выразить красоту окружающего мира через искусство, по мнению Жуковского, никому не дано. Человек может лишь «едва-едва её черту с усилием поймать» . В этом пессимистическом утверждении и заключается тема стихотворения. Жуковский в своих строчках учит людей всегда отличать естественное от искусственного. Он твёрдо говорит, что слова для «красоты блестящей» есть, но они так малы по сравнению с её грандиозностью и неповторимостью! В стихотворении автор также незримо поднимает проблему поэта и поэзии.

Невозможность повторить природу искусственно сложенными звуками, красками или словами очевидна для Жуковского. Убедить в этой очевидности он стремится и читателя. Автор прокручивает перед ним изумительные и вместе с тем простые картины родной природы: облака, воды, берега, луга… Невыразимое находится в каждом кусочке мироздания. Как трудно иногда понять и прочувствовать эту изящную естественную красоту. Бессильна человеческая мысль перед чудом возникновения и жизни природы.

Сюжет и композиция стихотворения переплетаются в нём разумными нитями. Тонко и дальновидно Жуковский начинает своё произведение с риторического вопроса: «Что наш язык земной пред дивною природой?» Далее он отвечает на него по-философски мудро и по-лирически образно. Вначале поэт восхищается только природой, только ей поёт дифирамбы: «С какой небрежною и лёгкою свободой она рассыпала повсюду красоту…» . Затем он высказывает сомнение в том, что можно ли «живое» передать в «мёртвом» ? В середине стихотворения Жуковский уже пишет о душе, о чувствах, её переполняющих. Он не знает, как эти сокровенные чувства выразить до конца, до самого донышка. Вот потому и болит неудовлетворённая душа от переизбытка чувств.

В элегии «Невыразимое» необычный вид рифмовки: шесть первых строк рифмуются так: первая со второй, четвёртая с пятой, третья с шестой. Такая рифмовка придаёт стихотворению дополнительную торжественность. Затем идёт четверостишие с перекрёстной рифмой, потом снова - шестистрочие с новой рифмовкой, опять - четыре строки…

Словесную образность в стихотворении создают тропы: олицетворения (спирается чувство, искусство безмолвствует, мысль ловит ), эпитеты (величественный час, небу тихому, святые таинства, небрежною свободой ), метафоры (рассыпала красоту, пламень облаков, в пожаре заката ), оксюморон (молчание говорит ).

Лирический герой в «Невыразимом» - натура страстная, неординарная, чувственная. Он не равнодушен ко всему, что его окружает. Он ответственен за то, что созидает, с чем делится с людьми. Лирический герой стихотворения и поэт Жуковский - одно и то же лицо.

На экранах с завтрашнего дня появится новое грандиозное кинополотно Мартина Скорсезе . Об отношении к Богу и идеалах, которым мы не перестаем служить – в нашем материале.

Около тридцати лет Скорсезе вынашивал идею экранизации романа «Молчание» японского писателя Сюсаку Эндо . Многие обстоятельства вставали у него на пути к осуществлению задуманного. Режиссёр хотел завершить свою трилогию, начавшуюся с «Кундуна» и продолжившуюся культовым «Последним искушением Христа» . Наконец, съёмочный процесс был запущен. В конце 2016 года фильм удалось выпустить в прокат.

Мартин Скорсезе и Эндрю Гарфилд, исполнитель главной роли

Середина семнадцатого века. Япония. В центре сюжета – два португальских священника-иезуита, Родригес и Гаррупе (Эндрю Гарфилд и Адам Драйвер ), путешествующих по стране с целью отыскать своего пропавшего духовного отца Феррейру (Лиам Нисон ) и продолжить распространение христианства в полностью буддийской стране. По слухам, падре отрекся от своей веры. Юным служителям предстоит узнать правду и выжить на чужеродной территории, где с иноверцами расправляются предельно жестоко.

Привычная бурлящая энергетика последних проектов Скорсезе здесь сменяется медитацией. На фоне масштабных японских пейзажей разворачивается история о стойкости, цене страданий за веру (как в Христа, так и в собственные принципы), сомнении. Зритель вместе с героями оказывается в атмосфере максимальной враждебности. Почти всегда она происходит от мнительности, кроющейся не столько в чужаках (в данном случае, японцах), сколько в нас самих. Иногда мы сами не подозреваем, сколько неоправданных испытаний могут принести наши «благие намерения».

За кого же страдают находящиеся в гонениях японские христиане? Представляют ли Бога так, как привыкли на Западе? В поисках ответов максималист Родригес и его духовный мир претерпевают серьёзную трансформацию.

Главную партию здесь отыгрывает Гарфилд и делает это великолепно. Примечательно, что в прошлом году с его участием вышла лента , где действие происходит во время Второй мировой войны, и японцы вместе с темой религии, как и в «Молчании» , присутствуют. Ни единой ноты фальши. Второстепенным актёрам – Драйверу и Нисону – дано не так много экранного времени, однако и его они используют по максимуму, заставляя аудиторию буквально в оцепенении наблюдать за собой.

Настоящим откровением стала операторская работа Родриго Прието («Волк с Уолл-стрит» , «Фрида» ), получившего за два дня до выхода фильма в российский прокат свою первую номинацию на «Оскар» . Настолько масштабно проделанной работы сегодня практически не увидишь. Величественные панорамы сменяются изображениями одинокого странника. Саундтрек, записанный супругами Кимом Алленом и Кэтрин Клюге , как нельзя точно имитирует звуки природы и единения с ней. Практически всё время мы наблюдаем за героями в полной изоляции от внешнего мира, полагаясь лишь на реплики, шум воды и стрекот насекомых.

«Невыразимое» (Отрывок) Василий Жуковский

Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья,
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена, -
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать -
И обессиленно безмолствует исскуство?
Что видимо очам - сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката -
Сии столь яркие черты -
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою -
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее незапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье -
Какой для них язык?.. Горе? душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснятся,
И лишь молчание понятно говорит.

Работа с текстом стихотворения «Невыразимое» Жуковского. Вопросы и задания для анализа:

1. О чём размышляет лирический герой, совпадающий с автором стихотворения? Как определяют лирику, в которой поднимаются
вопросы о законах развития природы, общества, о познании мира человеком?

2. Как вы поняли смысл вопроса, с которого начинается стихотворение?

3. Как поэт относится к природе, какую её особенность отмечает?

4. Кто, по мнению Жуковского, является творцом природы? Что в своём творчестве поэт или художник может отразить из жизни природы? Что ему недоступно? В каких словах стихотворения выражены эти мысли?

5. Какие изобразительно-выразительные средства раскрывают содержание стихотворения?

Лирический герой размышляет о вечно движущейся, изменяющейся природе, созданной Богом, о возможностях постижения поэтом, художником тайн природы и полноты изображения в своём творчестве. Стихотворение относят к философской лирике.
Начинается оно риторическим вопросом, то есть вопросом, в котором одновременно содержится утверждение, волнующая автора
мысль передаётся эмоционально.

Поэт поражён красотой природы. При всём разнообразии природа представляет собой единое целое. Поэт высказывает мысль о том, что природа, созданная Богом, не может быть в полной мере выражена в творчестве человека. (Но где, какая кисть её изобразила? .. Кто мог
создание в словах пересоздать?

Творческий человек только в минуты вдохновенья душой и сердцем может при коснуться к святой тайне природы и поймать едва одну её черту. Художник может воссоздать словами только то, что видимо очам … яркие черты природы. Но не может передать мгновение меняющейся природы (прекрасное в полёте удержать), не может выразить словами духовное начало природы: Сие присутствие Создателя в созданье, — Какой для них язык? .. Горе душа летит, Всё необъятное в единый вздох теснится, И лишь молчание понятно говорит.

Философское содержание стихотворения подчёркивают возвышенная лексика абстрактного значения, старославянские слова, риторические вопросы. Поэт использует метонимию (замена в поэтической речи названия понятия, предмета, явления другим названием — по смежности; например, в нашем сознании связаны автор и написанная им книга: читаю Пушкина; кисть для рисования и художник: какая кисть её изобразила?). В последней строке соединены противоположные по смыслу слова: молчание говорит, образно раскрывающие мысль автора, этот художественный приём называется оксюмороном (скучающая весёлость, звонкая тишина, горькая радость.

Риторические вопросы, размышления вслух с читателем, инверсии (нарушения обычного порядка слов) передают возвышенное
эмоциональное состояние лирического героя. «Жуковский видит в природе не только её саму, но и символ души человеческой … В
каждой картине природы у Жуковского сквозит душа: везде взгляд на даль, на бесконечность … Это душа, стремящаяся обнять себе близкое и родное в природе», — писал Шевырёв, критик, историк литературы и поэт, современник Жуковского.

В первой половине XIX века многие поэты творили в духе романтизма. Основоположником его в русском словесном искусстве стал В. А. Жуковский. В его стихотворении «Невыразимое», изучаемом в 9 классе, тоже воплотились черты нового направления. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Невыразимое» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в августе 1819 г., в период, когда поэт часто предавался философским раздумьям над проблемой искусства и природы.

Тема стихотворения – совершенство природы, ее непостижимая сущность и ограниченные возможности искусства.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о «святых таинствах» природы, размышления об искусстве.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, некоторые строки второй части написаны четырехстопным ямбом, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры «она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мертвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты - легко их ловит мысль крылата».

Эпитеты «дивная природа», «небрежная и легкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие» .

Сравнения «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)».

История создания

«Невыразимое» В. А. Жуковский написал в 1819 г. На момент создания стихотворения Василий Андреевич служил при дворе просветителем и был наставником Александра II. Должность требовала от поэта рассуждать на разные темы и объяснять вечные истины. Это стало одной из причин появления в его творчестве философских мотивов. Множество произведений того времени было посвящено проблемам природы и искусства, сущности поэзии.

Исследователи считают, что история создания «Невыразимого» связана с посланием В. Жуковского императрице «Подробный отчёт о луне». «Отчёт…» создавался на заказ и В. Жуковский признавался, что писал без вдохновения. Это стало толчком к раздумьям над творческим процессом, которые спустя пару месяцев отобразились в «Невыразимом».

Тема

Поэт оригинально интерпретировал традиционную для литературы тему сущности природы и особенностей воплощения ее в искусстве. Свои размышления Василий Андреевич подал в монологе лирического героя. Герой считает, что человеческий язык никогда не сравниться природа. Природа свободна и всемогуща. Она способна «рассыпать» красу и вносить в мир гармонию: «разновидное с единством согласила» . Однако никто не способен понять, кто создал саму природу.

Постепенно в монологе лирического «Я» появляются размышления об искусстве. Мужчина утверждает, что вдохновение способно ловить только отдельные черты окружающего мира, но передать все живое в «мертвых» твореньях человеческого искусства невозможно. В ходе этих размышлений В. А. Жуковский называет природу «невыразимым» . Выразить его нереально, но есть шанс познать окружающий мир, если научится слушать его сердцем.

Лирический герой утверждает, что чувство смятения в душе, появляющееся в вечерний час - это попытка человеческого сердца «прекрасное в полете удержать» , то есть оставить в себе частицу природы. Искусство в таких случаях бессильно. Да, поэт может воспроизвести красоту неба, вод, заката в словах, но он неспособен полно передать чувства, которыми наполнено сердце в момент созерцания сей прелести. Дело в том, что каждая душа воспринимает это видение по-своему.

В последних стихах лирический герой приходит к выводу, что в природе присутствует ее создатель. Это присутствие невозможно выразить словами. Услышать его можно только в тишине.

Главная мысль сконцентрирована в нескольких строках, разбросанных по тексту: «Но льзя ли мертвое в живое передать?», «Все необъятное в единый вздох теснятся и лишь молчание понятно говорит» .

Композиция

Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о «святых таинствах» природы, размышления об искусстве. Формальная композиция произведения - целостный текст, неразделенный на строфы.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Его мысли плавные, размеренные, иногда в них проскальзывает грусть. Стихотворный размер - шестистопный и четырехстопный ямб. Автор использует все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, параллельную ААВВ и кольцевую АВВА. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и создания образа природы В. А. Жуковский использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры - «она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мертвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты - легко их ловит мысль крылата», эпитеты - «дивная природа», «небрежная и легкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие» и сравнение - «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)» . Для донесения идеи важную роль играет парономазия : «Кто мог создание в словах пересоздать?», «Невыразимое подвластно ль выраженью?».

Невыразимое

Отрывок

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью...

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?..

Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли в величественный час

Вечернего земли преображенья -

Когда душа смятенная полна

Пророчеством великого виденья

И в беспредельное унесена,-

Ненареченному хотим названье дать -

И обессиленно безмолвствует искусство?

Что видимо очам - сей пламень облаков,

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката -

Сии столь яркие черты -

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты.

Но то, что слито с сей блестящей красотою,-

Сие столь смутное, волнующее нас,

Сей внемлемый одной душою

Обворожающего глас,

Сие к далекому стремленье,

Сей миновавшего привет

(Как прилетевшее незапно дуновенье

Святая молодость , где жило упованье),

Сие шепнувшее душе воспоминанье

О милом радостном и скорбном старины,

Сия сходящая святыня с вышины,

Сие присутствие создателя в созданье -

Какой для них язык?.. Горе душа летит,

Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит. (1819)

История создания

Начиная с первой элегии Жуковского «Сельское кладбище» (1802) поэт обращается к совершенно новому для русской литературы на­правлению - романтизму. В его последующих произведениях посте­пенно складываются основные черты лирики этого направления, в ко­торых определяются ее основные темы, мотивы и образы, возникает новый поэтический язык и особая романтическая философия. Она свя­зана с идеей двоемирия, состоящей в противопоставлении реальности и мечты, идеала; обыденного и чудесного, таинственного. Итогом этих творческих исканий явились стихотворения зрелого периода, создан­ные в 1819-1824 гг. Они стали своеобразным манифестом русской ро­мантической поэзии. Одним из наиболее значимых среди них явилось стихотворение «Невыразимое», написанное летом 1819 года.

Жанр и композиция

Поэт определяет жанр своего стихотворения как отрывок . Это ука­зывает на неразрешенность тех вечных вопросов, которые лежат в ос­нове данного философского стихотворения. Тем не менее композици­онно это произведение является вполне законченным. Начало его представляет собой философский вопрос: «Что наш язык земной пред дивною природой?» Основная часть стихотворения – развитие заяв­ленной темы и попытка найти ответ на поставленный вопрос путем нанизывания целого ряда вопросов, уточняющих и дополняющих главный. При этом движение поэтической мысли основано на контра­сте. Все стихотворение пронизано противопоставлениями: мертвое - живое («Но льзя ли в мертвое живое передать?»); искусство – природа («Она (природа) рассыпала повсюду красоту и разновидное с единст­вом согласила! Но где, какая кисть ее изобразила?»); слово - создание («Кто мог создание в словах пересоздать?»); доступное выражению – невыразимое («...Ненареченному хотим названье дать – и обессилено безмолвствует искусство?»). В конце стихотворения поэт приходит к выводу: «...И лишь молчание понятно говорит».

Тематика и проблематика

Стихотворение может быть отнесено по своей тематике к пейзажной лирике , но никогда природа в стихах Жуковского не существует сама по себе. Как отмечал еще В.Г. Белинский, у Жуковского «романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца». Пейзаж в данном стихотворении не только глубоко субъективен и лиричен, но несет важнейшую философскую нагрузку. Созерцая красоту природы, поэт пытается проникнуть в тайны мироздания: «...Сие присутствие Создателя в созданье» – вот то главное, что интересует лирического ге­роя стихотворения. Именно с этим связана основная проблема: воз­можно ли выразить словами ту тайну, ощущение которой смутно рож­дается при созерцании прекрасной природы:

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката –

Сии столь яркие черты –

И есть слова для их блестящей красоты.

Но то, что слито с сей блестящей красотою,

Сие столь смутное, волнующее нас...

Какой для них язык?

Так поэт выходит на основную тему стихотворения, которая связана с размышлениями о поэзии и поэте , его творчестве и взаимоотноше­нии с мирозданием.

Идея и пафос

Известный литературовед Г.Л. Гуковский в книге «Пушкин и русские романтики» так определяет идею стихотворения «Невыразимое»: «Ос­новная мысль стихотворения в том, что объективный мир природы не есть нечто подлинное, а что искусство призвано передавать лишь то невыразимое душевное волнение, те зыбкие оттенки настроений, кото­рые составляют суть внутренней жизни сознания и для которых внеш­няя природа является лишь условным возбудителем, поводом». Дейст­вительно, Жуковский не только стал первооткрывателем лирического пейзажа в русской поэзии. Именно он начинает тему «невыразимости» с помощью слов той тайны мира, которую стремится разгадать поэт-романтик. Она получит дальнейшее развитие в русской литературе, и каждый поэт по-своему попытается решить эту проблему. В стихотво­рении «Невыразимое» Жуковский так определяет задачу поэзии:

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать...

Поэт уверен, что красота природы может быть изображена с помо­щью слов: «И есть слова для их блестящей красоты». Но остается нераз­решенным главный вопрос: «Невыразимое подвластно ль выраже­нью?..» Поэт пытается найти подходящие слова, но это возможно лишь тогда, когда он находится в особом состоянии:

Когда душа сметенная полна

Пророчеством великого виденья

И в беспредельное унесена –

Спирается в груди болезненное чувство,

Хотим прекрасное в полете удержать...

Лирический герой стихотворения утверждает: «Святые таинства, лишь сердце знает вас». Именно поэту-романтику иногда удается в порыве вдохновения, которое рождается от соприкосновения с прекрасной при­родой, приоткрыть таинственную завесу над невыразимым: «Едва-едва одну ее черту с усилием поймать удастся вдохновенью...» Вот почему па­фос стихотворения возвышенный, романтический. Он соответствует той высокой миссии поэта, которая заявлена в этом стихотворении.

Художественное своеобразие

Жуковский ищет новый язык, способный выразить «невыразимое». Это язык символов , то есть слов-знаков, за которыми скрывается тайна мира иного. Вот почему многие слова у него утрачивают свое прямое значение. Так, например, эпитет тихий, связанный со словом небо («сей пламень облаков, по небу тихому летящих»), обозначает чувство лириче­ского героя и утрачивает свое прямое значение – «негромкий». Зачастую такого рода эмоциональные эпитеты становятся знаками эмоций и чувств, приобретая функцию существительных: «Хотим прекрасное в по­лете удержать, ненареченному хотим названье дать...». Ту же функцию не­сут метафоры и олицетворения : «Сие дрожанье вод блестящих, сии кар­тины берегов в пожаре пышного заката...». Именно потому развернутые сравнения часто производят неясное впечатление, их смысл затемнен:

Сей миновавшего привет

(Как прилетевшее внезапно дуновенье

От луга родины, где был когда-то цвет,

Святая молодость, где жило упованье)...

Все эти средства художественной выразительности призваны созда­вать особое музыкальное звучание, как и использование анафоры (строчки, начинающиеся со слова сие, сии, сей, сея). Этому же способ­ствует и несколько замедленный, певучий ритм, насыщенность вопро­сительными и восклицательными интонациями. Давно замечено, что поэтический язык Жуковского очень музыкален – ведь романтики счи­тали, что именно через музыку ближе всего можно подойти к тайне ми­ра, буквально услышать ее и почувствовать. Такого мелодизма стиха до Жуковского русская поэзия еще не знала.

Значение произведения

Стихотворение «Невыразимое» – программное, оно стало одной из первых развернутых поэтических деклараций Жуковского, в которых определяется его поэтическое кредо. Оно не только насыщено романти­ческой образностью, но и выражает основные черты романтической фи­лософии поэта. Вместе с другими произведениями зрелого периода это стихотворение вводило в сознание русских читателей новые образы и символы, создавало язык русской романтической поэзии. Именно в немсо всей отчетливостью была поставлена проблема «невыразимости», то есть поиска адекватного поэтического языка. «Невыразимое» Жуковского предваряет тютчевское «Silentium!». В русской поэзии этой теме посвяти­ли свои стихотворения многие романтики XIXвека, такие как Лермон­тов, Фет, каждый из которых предложил свое оригинальное ее видение, а в дальнейшем ее разрабатывали поэты-символисты серебряного века.