Философские мотивы лирики С.А. Есенин Мотив преодоления смерти в лирике м. ю. лермонтова и с. а. есенина

Имя Сергея Есенина прочно связано в нашем представ-лении с характеристикой, данной им самим: «Я — пос-ледний поэт деревни». Его светлые, живые, красочные стихотворения воспевают природу милой поэту Родины, простой и гармоничный уклад деревенской жизни. Но это далеко не полный портрет Есенина как поэта.

В его творчестве размышления над глубокими фило-софскими вопросами переплелись с созерцанием и на-слаждением природой. Скоротечность людской жизни и неизбежный наш уход поэт так естественно отразил в символе листопада:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

(«Не жалею, не зову, не плачу...»)

Характерная черта мировоззрения Есенина — великая любовь к жизни, ко всему, что эта жизнь ему подарила:

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

(«Мы теперь уходим понемногу...»)

Есенин глубоко религиозен, и представление о загроб-ной жизни у него светлое: «Мы теперь уходим понем-ногу//В ту страну, где тишь и благодать» («Мы теперь уходим понемногу...»). Но как бы ни был прекрасен Рай, для поэта ничто не может быть краше и милее родной земли:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

(«Гой ты, Русь моя, родная...»)

Поэт размышляет об изменении взглядов на мир с воз-растом, задумывается над своей жизнью, поражается пе-ременам в себе в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...»:

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Молодость с ее задором и размахом, «половодьем чувств», безвозвратно ушла, но поэт ни о чем не сожале-ет, принимая все с любовью.

Неоднократно повторяется в творчестве Есенина мотив гармонии человеческой жизни с природой и неприязненное отношение к «наступлению» города на село, железа на нежную, живую плоть природы. Наиболее ярко отра-жена такая позиция в произведении «Сорокоуст»: «Идет, идет он, страшный вестник,//Пятой громоздкой чащи ло-мит», «Вот он, вот он с железным брюхом,//Тянет к глот-кам равнин пятерню». Образ задымленного, громыхаю-щего паровоза, мчащегося по полю, так не вписывается в идиллическую, умиротворенную картину! Куда милее поэту жеребенок, скачущий вслед за поездом. Но время его уходит: «...за тысячи пудов конской кожи и мяса Покупают теперь паровоз», — с неприязнью говорит ав-тор.

Нельзя сказать, что Есенин — противник прогрес-са. Но только что-то прогресс этот совсем не такой, как хотелось бы! Тонкая натура Есенина предчувствует, что цивилизация свернула не в ту сторону, начав вредить природе, утратив гармонию и единство с ней. И раз-ве он не оказался прав? Будто зная, что этот железный гость — индустриальный мир — натворит еще много бед и катастроф, он восклицает в сердцах:

Черт бы взял тебя, скверный гость!

Наша песня с тобой не сживется.

Жаль, что в детстве тебя не пришлось

Утопить, как ведро в колодце.

Сергею Есенину удалось удивительным образом соеди-нить размышления о судьбе человека, его жизни и смер-ти, о прошлом и будущем с высокохудожественной ли-рикой его мелодичных стихов. Авторское видение мира раскрывается в каждом штрихе, в каждом столь любовно нарисованном пейзаже и поражает читателя своей глуби-ной понимания сущности бытия.

Есенин — философ «от природы», певец жизни и гар-монии, настоящий человеколюбец: «...дороги мне люди, Что живут со мною на земле» («Мы теперь уходим понем-ногу»), и его взгляд на мир глубоко импонирует мне.

Образование и педагогические науки УДК 81 Education and Pedagogical Sciences DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.4.148-152 КЕЛЬБЕХАНОВА Мадина Рагимхановна, кандидат филологических наук, доцент KELBEKHANOVA Madina Ragimhanovna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor ТЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА В статье рассмотрены стихотворения С. Есенина «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни», «Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу», «Отговорила роща золотая», «Этой грусти теперь не рассыпать». Автор показывает, как в них сочетаются две темы: жизни и смерти. Лирический герой в большинстве стихотворений – человек, влюбленный в жизнь, в природу, но не забывающий и о том, что его ожидает смерть. Основной композиционный прием, использованный в стихотворениях, – противопоставление. В статье показывается, что любимое поэтическое средство поэта – метафора, которую он использует мастерски. THE PROBLEM OF LIFE AND DEATH IN YESENIN’S WORKS The article studies the problem of life and death in Yesenin’s verses “I Do Not Regret, And I Do Not Shed Tears”, “The Golden Birch-Tree Grove Has Fallen Silent”, “We’ll Depart This World For Ever, Surely”, “Now My Grief Won’t Be Split By The Ringing”, “I Am The Last Poet Of The Village”, “Forty Days Prayers For The Dead”. Persona of the most of Yesenin’s verses is a man infatuated with love and nature, but abidingly aware of death, and this sadness penetrates all his poems. The poet skillfully employs antithesis as a compositional device and metaphor as a figure of speech. Ключевые слова: поэт, Есенин, стих, сердце, душа, Keywords: poet, Yesenin, verse, heart, soul, life, death, жизнь, смерть, природа, печаль, антитеза, метафора. nature, sadness, antithesis, metaphor. Тема жизни и смерти – вечная и общечеловеческая. Нет поэта или писателя, которого бы она не интересовала по той или иной причине, в той или иной мере. В творчестве С. Есенина эта тема занимает большое место, особенно до 1917 г. Было ли это стремлением разгадать ее тайну или уже в то время поэт предчувствовал смерть? Ответить на этот вопрос трудно. Из стихотворений, в которых 15–17-летний автор пишет о смерти, особенно показательны «Подражание песне», «Покойнику», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Я пришел на землю эту, чтоб скорей ее покинуть», «О дитя, я долго плакал над судьбой твоей», «Наша вера не погасла», «В том краю, где желтая крапива», «Устал я жить в краю родном». В советское время С. Есенин написал немало замечательных стихотворений в жанре элегии; их содержанием является не только смерть, как в произведениях дооктябрьского периода, но и жизнь, в них дано сочетание жизни и смерти. Тут прежде всего следует отметить сти1 хотворение «Я последний поэт деревни», написанное в 1920 г., в период «военного коммунизма» [о военном коммунизме см.: 1, с. 238–239] под впечатлением конкретного случая. Из перечисленных нами стихотворений лучшее – «Край любимый! Сердцу снятся». Рассмотрим его первую строфу: Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. В этой строфе следует обратить внимание на метафоры. Именно они делают стихотворение настоящим поэтическим шедевром: «скирды солнца», «воды лонные», «зеленя стозвонные». Лирический герой словно заворожен красотой природы, вот почему он хочет затеряться в зеленях. Последняя строфа стихотворения – это выражение его основной мысли: Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть, Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть. Здесь использована антитеза. Первые два стиха – мажорные, свидетельствующие о большой любви поэта к жизни, последующие два напоминают о смерти. Конечно, каждый чело- В отдельных изданиях и в собраниях сочинений С. Есенина как год опубликования стихотворения указывается 1921 г. Это ошибка. В первый раз это стихотворение вошло в его книгу «Трерядница», вышедшую в 1920 г. Поэт, очевидно, забыл об этом. 1 - 148 - ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Toм 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015 век смертен. Но этот мотив, очень часто повторяющийся в стихотворениях Есенина этого периода, заставляет нас задуматься: отчего все-таки это? Стихотворение «О дитя, я долго плакал над судьбой твоей» начинается и заканчивается обращением лирического героя к некоему ребенку («дитя»), над судьбой которого он долго плакал. Однако во втором двустишии трагическое переносится на лирического героя, который предсказывает свою смерть: Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня… Понесут с могильным пеньем хоронить меня… Ты увидишь из окошка белый саван мой, И сожмется твое сердце от тоски немой. Следующие стихи опять заставляют задуматься: обращение «дитя» относится к тому, кого лирический герой оставляет на земле, или касается его самого? В этом двустишии внимание следует уделить метафорам «тайна теплых слов» и «слезы, ставшие бисером жемчугов», передающим состояние лирического героя. И завершается стихотворение опять обращением к «дитяти»: И связал я ожерелье для тебя из них, Ты надень его на шею в память дней моих. В письме Е.И. Лившиц (август 1920 г.) С. Есенин писал: «Трогает меня… грусть за уходящее, милое, родное, звериное и незыблемая сила мертвого, механического. Вот вам наглядный случай из этого. Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно и что же? Видим: за паровозом что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни и ликом Махно. Она и он в революции страшно походят на этого жеребенка, тягательством живой силы с железной» . Другая реакция поэта на положение деревни приводится в статье М. Бабенчикова «Есенин»: «Зима 1922 года. Москва, Пречистенка, 20. Искаженное мучительной гримасой лицо, в красных отсветах от пылавшей кирпичной времянки. Бурный поток слов, образов, воспоминаний и заключительное: "Был в деревне… Все рушится…Надо быть самому оттуда, чтобы понять…Конец всему…"» . В 1922 г. Есенин написал одно из лучших своих элегических стихотворений «Не жалею, не зову, не плачу». История его создания, как пишет С. Толстая-Есенина, такова. «Есенин рассказывал, что это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в "Мертвых душах". Иногда полушутя прибавлял: "Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь". Место в "Мертвых душах", о котором говорил Есенин, это вступление к шестой главе, которое заключается словами: "…то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!"» . Л.Л. Бельская справедливо отмечает: «Отрывок из "Мертвых душ" Гоголя, безусловно, не был единственным источником есенинского стихотворения. Традиционна сама тема прощания с юностью и размышления о быстротекущем времени и образы весны-молодости и осенистарости. В поэзии всех времен и народов мы находим бесчисленные вариации на эти темы» . Однако в традиционную тему Есенин вдохнул новую жизнь и в этом отношении явился новатором. Обратим внимание на первые строки стихотворения: Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Эти стихи выдержаны по принципу градации. Поэт с самого начала усиливает основную мысль произведения. Этому же подчинено замечательное сравнение «Все пройдет, как с белых яблонь дым». В этих стихах все прозрачно, и они не нуждаются в комментариях. Эти два стиха – удачный композиционный ход, определяющий все дальнейшее движение текста, что подтверждают и последующие два стиха: - 149 - Образование и педагогические науки Education and Pedagogical Sciences Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Теперь уже становится ясно, что стихи эти (да и все стихотворение) строится на противопоставлении прошлого и настоящего: молодость прошла, и она не вернется. Эта мысль передана с помощью замечательной метафоры «Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Отметим, что все последующие строфы – это ее вариации, в которых ключевым смыслообразующим поэтическим средством является тоже метафора. Проследим это. Две мысли выражены во второй строфе: Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Первая мысль стихотворения: «Тронутое холодком» сердце – синоним грядущей смерти. Другая мысль: молодость прошла и «не заманит шляться босиком», она уже ушла в прошлое. Эти строки свидетельствуют и о любви лирического героя к природе. Здесь мы уже имеем синтез двух планов – человеческого и природного. Третья строфа по мысли близка второй: Дух бродяжий, ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Однако поэт, как и в предыдущих строфах, продолжает говорить об «утраченной юности» и об ослаблении чувств, которые характерны для зрелой поры. Предпоследняя строфа – о быстротечности жизни. Отсюда – риторический вопрос: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» О быстро прошедшей жизни, в первую очередь юности, и предпоследние стихи элегии: Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Можно сказать, «Весенняя рань» – ранняя пора юности, начало жизни. А «розовый конь», который проскакал, – это романтические надежды, мечты, которые остались в прошлом. Заключительная строфа, с одной стороны, утверждает, что бессмертия нет, с другой – дает благословение всему, что «пришло процвесть и умереть». А это уже выражение великой любви к людям, ко всему живому, к природе – позиция, характерная для многих гуманистов. У Есенина есть немало других стихотворений на рассматриваемую нами тему. Они тоже относятся к числу шедевров элегического жанра. В первую очередь тут следует назвать стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…» Оно было написано на смерть поэта А.В. Ширяевца, близкого друга Есенина (15 мая 1924 года) и через несколько дней опубликовано в журнале «Красная новь» под заглавием «Памяти Ширяевца». В своих воспоминаниях С.Д. Фомин пишет: «Я помню, как ошеломила Есенина смерть Ширяевца. Всем, кто вернулся в тот день с Ваганьковского кладбища на поминки Ширяевца в Дом Герцена, не забудется плакавший Есенин, с хрипотцой прочитавший весь ширяевский "Мужикослов"» . Смысл первой строфы Есенина выражен ясно: пришедшие в мир рано или поздно уходят из него. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать. Предположение поэта, что и ему, может быть, пора скоро в дорогу, куда ушел его друг, имело основание. Об этом же он говорит и в стихотворении «Я последний поэт деревни». Вторая строфа по содержанию отличается от первой. Здесь на переднем плане – любовь поэта ко всему, что его окружает, что ему дорого. Это утверждение любви – главное в произведении. С другой стороны, поэт свидетель того, как люди (в первую очередь друзья) по- - 150 - ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Toм 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015 кидают мир. И это не может не оказывать психологического воздействия на него, что и приводит к тому, что он не в силах «скрыть» своей тоски. В следующей строфе доминирует та же мысль, что и в первой. Поэт опять говорит о своей великой любви ко всему, что «душу облекает в плоть». Но эта мысль у него связана с природой, неотделимой от людей. Природа и люди у поэта составляют единство. Поэт не может мыслить себя вне этого единства. Строфа композиционно делит стихотворение на две части и является связующей между ними. Тут утверждение «жизнь – счастье» является основным: «…на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил». Следующая строфа – продолжение и развитие этой мысли. Здесь налицо восхищение поэта земной красотой, тем, что для него является самым важным, превалирующим в земной жизни. Красота для поэта – это не только люди, прежде всего женщины, к которым поэт никогда не был равнодушен, это и звери, наши «братья меньшие». И это опять-таки важная для поэта мысль о единстве человека и природы. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. В этих стихах поэт охватил суть жизни, а именно: во имя чего человек должен жить на земле. Дальше следует композиционный поворот: перекличка пятой строфы со второй. Во второй строфе доминирует тоска, в пятой – поэт испытывает дрожь перед «сонмом уходящих», эти чувства не противоречат друг другу, они взаимосвязаны: Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь, Оттого пред сонмом уходящих, Я всегда испытываю дрожь. Два последних стиха из приведенных – вариация первых двух стихов начала стихотворения, но с усилением, утяжелением мысли. В целом в стихотворении переплетены горькие и радостные чувства. Мастерство поэта заключается в том, что в его стихотворении невозможно исключить ни одно слово, каждое связано с другим. Такая целостность создает его гармонию. Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле. Лирический сюжет оказывается органически связан со всеми композиционными элементами стихотворения. Последняя строфа логически замыкает текст и подытоживает выраженную в нем философию жизни и смерти. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ 1. 2. 3. 4. 5. 6. Советский энциклопедический словарь. – М., 1980. С. 238–239. Есенин С. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 5. Автобиографии, статьи, письма. – М., 1962. Белоусов В. Сергей Есенин. Литературная хроника. Часть 2. – М., 1970. Есенин Сергей. Литературная хроника. – М., 1970. Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. – М., 1990. Фомин С.Д. Из воспоминаний / Памяти Есенина. – М., 1926. REFERENCES 1. 2. 3. Soviet Encyclopedia Dictionary . Moskva, 1980 Pp. 238–238 (in Russ.). Esenin Sergey. Collection of works in five volumes. V.5. Autobiographies, articles, letters . Moskva, 1962 (in Russ.). Belousov V. Sergei Esenin. Literary chronicles. Part 2. Moskva, 1970 (in Russ.). - 151 - Образование и педагогические науки 4. 5. 6. Education and Pedagogical Sciences Esenin Sergey. Collection of works in five volumes. V. 2. (Primechaniya V.F. Zemskova) Moskva, 1961 (in Russ.). Belskaya L.L. The word of songs. Poetic mastership of Sergey Esenin . Moskva, 1990 (in Russ.). Fomin S.D. Memoires Remembering Esenin. Moskva, 1926 (in Russ.). Информация об авторе Information about the author Кельбеханова Мадина Рагимхановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы, Дагестанского государственного университета, Махачкала (Республика Дагестан) Россия nuralievakatiba @yandex.ru Kelbekhanova Madina Ragimhanovna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Chair of Russian Literature Daghestan State University, Makhachkala city, (Republic of Dagestan), Russian Federation nuralievakatiba @yandex.ru Получена: 11.04.2015 Received: 11.04.2015 - 152 -

Философская лирика Есенина очень сложна и многопланова. На разных этапах своего творчества поэта интересовали разные вопросы и проблемы. Его лирический герой предстает перед нами в образе то забияки и сорванца, то глубоко лиричного поэта.

Есенина всегда интересовала тема Отечества, его малой родины и своей судьбы. Для поэта судьба собственная всегда была тесно связана с жизнью родного края. Поэтому очень часто в своих философских стихах Есенин использует прием синтаксического параллелизма, где сопоставляет свою судьбу с различными состояниями природы. Так, в стихотворении «Отговорила роща золотая» размышления героя об ушедшей юности тесно переплетаются с тем, что происходит в природе:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль…

Лирический герой обращается к своему прошлому и его одолевает грусть по ушедшему времени. Однако герой не испытывает чувства разочарования, в нем нет желания повернуть время вспять, изменить то, что было:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Произведением философского содержания, заключающим в себе общечеловеческие и общеисторические идеи, является стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу». Тема изменчивости времени и проблема трансформаций души человека раскрывается здесь в полной мере:

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охвачен,

Я не буду больше молодым.

Лирический герой чувствует те изменения, которые в нём происходят: «я теперь скупее стал в желаньях…». Но ничего невозможно изменить, таковы законы мироздания, против них невозможно идти. Есенин понимает это, но с благоговением вспоминает свои годы молодости как самое прекрасное время, поскольку именно тогда он чувствовал себя по-настоящему счастливым.

Таким образом, философская лирика Сергея Есенина тесно связана с существованием человека, со смыслом его жизни. Поэт принимает изменчивость и быстротечность времени и считает такой закон жизни естественным и самым верным:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Для многих из нас Сергей Есенин — певец русской природы, мастер любовной лирики, автор стихов о бесшабашной юности. Однако при более внимательном прочтении в простых, а порой и наивных, как кажется, есенинских образах открывается более глубокий смысл.

Уже в самых ранних стихах Есенина чувствуется особое понимание поэтом природы. Она предстаёт не как статичный фон, но как живой мир, в котором каждая травинка и каждый лепесток способны грустить и радоваться, мыслить и любить. Это зелёный храм, в котором ивы («кроткие монашки») молитвенно перебирают чётки, а берёзы стоят, «как большие свечки». В образах природы поэт нередко видит своё отражение. Его душа — цветущая яблоня, любовь — душистая липа, разлука — алая и горькая рябина. В одном из более поздних стихотворений поэт уподобляет себя дереву: так же, как и «старый клён на одной ноге», он оберегает от лиха дорогую ему «голубую Русь», охраняет сё чистоту.

Образ дерева занимает важное место в лирике поэта. Философское восприятие природы раскрывается и в прозаическом произведении Сергея Есенина «Ключи Марии», где возникает мифический образ мирового дерева, на котором «растут» Луна, Солнце, звёзды и планеты. Это дерево, в истолковании автора, есть источник силы и начало жизни.

Для зрелых стихов Есенина характерен оттенок тоски. Рисуя осенние хмурые пейзажи, когда природа уже утратила яркость и свежесть и готовится к долгому сну, поэт размышляет о родине, о её судьбе и о собственном пути. Он чувствует, что прежняя жизнь, которая была ему так мила, уходит бесследно. В стихотворении «Я последний поэт деревни» слышится уже почти безысходный трагизм. Здесь образы природы предстают предвестниками неминуемой беды. Берёзы, кадящие листвой, справляют прощальную панихиду; «луны часы деревянные» отстукивают последние минуты; ветер отплясывает прощальный танец. Поэту горько сознавать, что «злак овсяный, зарёю пролитый», будет собирать чёрная горсть железного гостя, но он не отделяет своей судьбы от судьбы родины, ожидая, что вскоре прогремит и его «двенадцатый час».

В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» звучит мотив грусти об ушедшей молодости. Поэт понимает, что он «увяданья золотом охваченный»; прежние бесхитростные радости утрачены. Подводя итог своим размышлениям, он говорит:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с яблонь листьев медь.

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло отцвесть и умереть.

Таким образом, концовка стихотворения получает философское звучание: в словах поэта нет ни обиды, ни горького пессимизма. Он благословляет естественный ход бытия, никого ни в чём не обвиняя. Тема смирения перед непреложным законом жизни стала лейтмотивом зрелой есенинской лирики:

Вот так же отцветём и мы

И отшумим, как гости сада:

Коль нет цветов среди зимы,

Так и грустить о них не надо.

Или:

Мир тебе, отшумевшая жизнь,

Мир тебе, голубая прохлада.

Философским звучанием наполнена и любовная лирика Сергея Есенина. Переосмысливая свою жизнь, поэт понимает: то, что по-настоящему нужно ему, — это светлая и искренняя любовь.

«Мне бы только смотреть на тебя, видеть глаз злато-карий омут», — говорит он, признаваясь, что впервые за долгое время «запел про любовь» и «отрёкся скандалить». В другом стихотворении поэт грустит о том, что не сберёг себя «для тихой жизни, для улыбок».

В более поздних произведениях Есенина чувствуется мотив утраты настоящей любви и разочарования в том чувстве, которое выдаётся и принимается за неё, которое — лишь «снег» да «иней» вместо белого липового цвета.

В поэме «Цветы» философский настрой поэта проявляется в образах самих цветов — в каждом из них раскрывается какое-то чувство или черта характера. Цветы — это люди, которые «и в солнь, и в стыть способны ползать и ходить».

На протяжении всей своей творческой жизни Есенин пытался осмыслить соотношение вечного и преходящего, повторяющегося и неповторимого. Каждое новое поколение, вступая в мир, задаётся этими вопросами. Поэтому стихи Есенина, исполненные самых разных чувств, не перестают волновать нас.

Работа на тему:

Философия творчества С. Есенина

Введение. 3

Глава 1. Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина. 5

Глава 2. Поэзия С. Есенина и философия «экзистенциалистов». 9

Глава 3. Философия творчества С. Есенина. 15

Заключение. 19

Цель работы – получить более глубокое представление о философских началах лирики Есенина, в том числе благодаря включению в арсенал современных исследователей элементов экзистенциального и психоаналитического методов анализа художественных явлений, ранее использовавшихся лишь западным литературоведением.

И это вполне закономерная тенденция. Ведь С. Есенин, возможно, более остро, чем многие другие поэты, сумел почувствовать такие новые симптомы духовного бытия человека, которые в итоге и составили основное содержание экзистенциальной философии и литературы ХХ века: ощущение «богооставленности» и «обезбоживания» мира; отчуждение и самоотчуждение личности; угрозу тотальной «стандартизации», способной нивелировать уникальность каждого человеческого индивидуума; утрату «интимного» состояния духа под натиском технократических и иных глобальных макротенденций.

Глава 1. Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина

Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина связана, прежде всего, с отражением кризисного сознания современного человека , переживающего драму утраты корней, единства с природой, миром, людьми, отрыв от «почвы» и «веры», других традиционных ценностей.

Ситуация духовного «промежутка» между родной почвенной стихией и новой урбанизированной реальностью надолго определила трагическую экзистенциальную остроту мироощущения поэта, почувствовавшего себя в какой-то момент «посторонним», «чужим», «лишним» в родном отечестве, подобно героям А. Камю, Ж.-П. Сартра и других писателей-экзистенциалистов:

Нет любви ни к деревне, ни к городу...

(«Не ругайтесь! Такое дело…»)

Я очутился в узком промежутке...

(Русь уходящая)

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец...

(Русь Советская)

Грустно стою я, как странник гонимый,

Старый хозяин своей избы...

(«Синий туман. Снеговое раздолье...»)


«Вся экзистенциалистская литература, как философская, так и художественная - сосредоточена вокруг дилеммы: «естественный индивид - завершенная цивилизация» . Та же коллизия, по существу, воссоздана и в поэзии Есенина, причем с абсолютно экзистенциальным ракурсом восприятия - сквозь призму противоречий индивидуального сознания и частной судьбы, за которой скрыта трагедия многих.

Тенденция «отвержения цивилизации», поиск «изначальной» человечности, путь припоминания истоков – характерные мотивы многих экзистенциалистских произведений, находящие свою параллель в духовно-творческих исканиях Есенина, в частности, в стержневой для его лирики теме «ухода» и «возвращения».

Как показал еще в 30-е годы Г. Адамович, эта тема соотносится в своих истоках с библейскими мифосюжетами о «потерянном рае» и «возвращении блудного сына» .

Однако необходимо подчеркнуть, что она имеет и вполне определенные философские «созвучия», например, в гегелевской «идее развития как самообогащения духа через добровольный уход от себя в чужую стихию и возвращение с победой». С точки зрения экзистенциалистской философии «уход» также - «необходимый момент развития: только покинув родной свой дом, а затем, претерпев все необходимые испытания, дух становится тем, чем он должен быть поистине, по-настоящему обретает себя. В конце концов, получается, что развитие есть возвращение к началу, соединение с собой через временную утрату, добровольную разлуку и преодолимую боль» .

Лирический субъект есенинской поэзии ощущает свой внутренний конфликт с новой реальностью во многом так же, как герой экзистенциального типа, для которого характерна не столько «критическая позиция современника, осознающего свое антагонистическое отношение к общественному целому», сколько «стихийное изумление человека, свидетеля, случайно… заброшенного в «готовый» современный мир». При этом, как поясняет современный исследователь, «экзистенциальное чувство заброшенности возникает в связи с обнаружением «наивным» человеком своего... абсолютного внутреннего несоответствия» современной цивилизации. «И вот он, беспомощный, противостоит этой завершенной цивилизации как изначальная человеческая непосредственность, как безоружная душевная чистота» .

Лирическое «Я» Есенина во многом соответствует этому смоделированному экзистенциальной философией типу «наивного», «непосредственного» сознания, «не готового» принять сомнительные «дары» все ускоряющегося технического прогресса. Он оказывается в весьма сходном положении «изумленного свидетеля», нечаянно «заброшенного» в прежде родной, а ныне чужой для него мир из каких-то иных пределов:


Соглядатай праздный, я ль не странен

Дорогим мне пашням и лесам...

(«Каждый труд благослови, удача!»)

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый

Бог весть, с какой далекой стороны...

(Русь Советская)

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен...

(Русь Советская)

Растущую угрозу бытийного основам «естественного» сознания Есенин сумел выразить в наиболее острой форме именно потому, что по самой глубинной своей сути всегда оставался человеком и художником «почвеннического» склада, прочно укорененным в национальной духовной традиции. В своем поэтическом диагнозе трагически необратимых изменений, происходящих в самой структуре сознания современного человека, постепенно утрачивающего связь со своими корнями и первоистоками, Есенин предвосхитил известного немецкого философа Мартина Хайдеггера, спустя десятилетия сформулировавшего важную мысль, созвучную драматическому пафосу есенинской поэзии: «Сейчас под угрозой находится сама укорененность сегодняшнего человека. Более того: потеря корней не вызвана лишь внешними обстоятельствами, она не происходит лишь от небрежности и поверхностности образа жизни человека. Утрата укорененности исходит из самого духа века, в котором мы живем» .

Примечательно, что М. Хайдеггер в подтверждение этой мысли приводит слова, высоко ценимого С. Есениным немецкого поэта Иоганна Гебеля, автора поэм «Овсяной кисель» и «Тленность»: «Мы - растения, которые - хотим ли мы осознать это или нет – должны корениться в земле, чтобы, поднявшись, цвести в эфире и приносить плоды». М. Хайдеггер так комментирует эту цитату: «Мы задумаемся еще сильнее и спросим: а как обстоит дело с тем, о чем говорил Иоганн Петер Гебель. Есть ли еще родина, в почве которой корни человека, в которой он укоренен?» .

Глава 2. Поэзия С. Есенина и философия «экзистенциалистов»

Как видим, творчество С. Есенина созвучно широкому кругу идей, разрабатывавшихся европейскими экзистенциалистами. Однако в наибольшей степени проблематика есенинской поэзии соприкасается с этически ориентированной философией «русских экзистенциалистов» – Н. Бердяева, Л. Шестова, Л. Франка и др. Характеризуя своеобразие русского экзистенциализма, современные исследователи особо подчеркивают его нацеленность на постановку нравственных вопросов: «Экзистенциализм русской литературы, породивший экзистенциализм философский, связан в большей степени с проблемами вины и совести», восходящими к «христианской традиции».

Тема вины и совести образует неотъемлемый нравственно-философский подтекст есенинского творчества, особенно в поздний период. Не случайно Н. Оцуп подчеркивал в свое время, что «музой Есенина была совесть», а Марина Цветаева утверждала, что поэт погиб «из-за чувства, очень близкого к совести». Возможно, поэтому покаянные мотивы поздней лирики Есенина во многом созвучны нравственной проблематике христианского экзистенциализма, обращающегося к осмыслению таких категорий, как «тревога существования», «религиозно-этическое беспокойство», разрыв между «сущностью» и «существованием», между «подлинным» и «неподлинным» бытием.

Говоря об экзистенциальных началах в творчестве Есенина, следует иметь в виду, конечно же, не систему взглядов, а особый способ мировосприятия, основанный на способности поэта раскрывать общебытийные духовные универсалии сквозь призму индивидуального сознания.