Чеченская национальность. К происхождению чеченцев и ингушей

Вопрос о происхождении чеченского народа до сих пор вызывает дискуссии. По одной из версий, чеченцы – автохтонный народ Кавказа, более экзотическая версия связывает появление чеченского этноса с хазарами.

Трудности этимологии

Возникновение этнонима «чеченцы» имеет множество объяснений. Некоторые ученые предполагают, что это слово является транслитерацией наименования чеченского народа у кабардинцев - «шашан», которое, возможно, произошло от названия села Большой Чечен. Предположительно, именно там в XVII столетии русские впервые встретились с чеченцами. Согласно другой гипотезе, слово «чечен» имеет ногайские корни и переводится как «разбойный, лихой, вороватый человек».

Сами чеченцы себя называют «нохчи». Это слово имеет не менее сложную этимологическую природу. Кавказовед конца XIX – начала XX столетия Башир Далгат писал, что имя «нохчи» может быть употребляемо как общее племенное название и у ингушей, и у чеченцев. Впрочем, в современном кавказоведении в обозначении ингушей и чеченцев принято использовать термин «вайнахи» («наши люди»).

В последнее время ученые обращают внимание на другой вариант этнонима «нохчи» – «нахчматьяне». Термин впервые встречается в «Армянской географии» VII века. Согласно армянскому востоковеду Керопэ Патканову этноним «нахчматьяне» сопоставляется со средневековыми предками чеченцев.

Этническая пестрота

В устных преданиях вайнахов повествуется, что их предки пришли из-за гор. Многие ученые сходятся во мнении, что предки кавказских народов сформировались в Передней Азии примерно 5 тысяч лет до нашей эры и в течение последующих нескольких тысяч лет активно мигрировали в сторону Кавказского перешейка, обживая берега Черного и Каспийского морей. Часть переселенцев проникла за пределы Кавказского хребта по Аргунскому ущелью и заселила гористую часть современной Чечни.

Согласно большинству современных кавказоведов всё последующее время происходил сложный процесс этнической консолидации вайнахского этноса, в который периодически вмешивались соседние народы. Доктор филологических наук Каты Чокаев отмечает, что рассуждения об этнической «чистоте» чеченцев и ингушей ошибочны. По словам ученого, в своем развитии оба народа проделали долгий путь, в результате которого они как вбирали в себя черты других этносов, так и теряли часть своих черт.

В составе современных чеченцев и ингушей этнографы находят значительную долю представителей тюркских, дагестанских, осетинского, грузинского, монгольского, русского народов. Об этом, в частности, свидетельствуют чеченский и ингушский языки, в которых существует заметный процент заимствованных слов и грамматических форм. Но также смело можно говорить и о влияния вайнахского этноса на соседние народы. Например, востоковед Николай Марр писал: «Не скрою, что в горцах Грузии, вместе с ними в хевсурах, пшавах, вижу огрузинившиеся чеченские племена».

Древнейшие кавказцы

Доктор исторических наук профессор Георгий Анчабадзе уверен, что чеченцы - древнейший из коренных народов Кавказа. Он придерживается грузинской историографической традиции, согласно которой братья Кавказ и Лек положили начало двум народам: первый – чечено-ингушский, второй – дагестанский. Потомки братьев впоследствии заселили безлюдные территории Северного Кавказа от гор до устья Волги. Это мнение во многом согласуется с утверждением немецкого ученого Фридриха Блюбенбаха, который писал, что чеченцы имеют кавкасионский антропологический тип, отражающий облик самых первых европеоидов-краманьонцев. Данные археологии также свидетельствуют о том, что древние племена проживали в горах Северного Кавказа еще в бронзовом веке.

Британский историк Чарльз Рекхертон в одной из своих работ уходит от автохтонности чеченцев и делает смелое заявление, что в истоках чеченской культуры числятся хурритская и урартская цивилизации. На родственные, пусть и отдаленные, связи хурритского и современных вайнахских языков указывает, в частности, российский лингвист Сергей Старостин.

Этнограф Константин Туманов в книге «О доисторическом языке Закавказья» выдвинул предположение, что знаменитые «ванские надписи» - урартские клинописные тексты - сделаны предками вайнахов. В доказательство древности чеченского народа Туманов приводил огромное количество топонимов. В частности, этнограф обратил внимание, что в языке Урарту охраняемая укрепленная местность или крепость называлась «хой». В том же значении это слово встречается в чечено-ингушской топонимии: хой - село в Чеберлое, которое действительно имело стратегическое значение, преграждая со стороны Дагестана путь в чеберлоевскую котловину.

Народ Ноя

Вернемся к самоназванию чеченцев «нохчи». Некоторые исследователи в нем видят прямое указание на имя ветхозаветного патриарха Ноя (в Коране - Нух, в Библии – Ноах). Слово «нохчи» они делят на две части: если первая - «нох» - означает Ной, то вторую - «чи» - следует переводить как «люди» или «народ». На это, в частности, указывал немецкий языковед Адольф Дирр, который говорил, что элемент «чи» в любом слове означает «человек». За примерами далеко ходить не нужно. Чтобы в русском языке обозначить жителей какого-либо города, во многих случаях нам достаточно прибавить окончание «чи» – москвичи, омичи.

Чеченцы – потомки хазар?

Версия о том, что чеченцы являются потомками библейского Ноя, имеет продолжение. Ряд исследователей утверждает, что евреи Хазарского каганата, которых многие называют 13-м коленом Израиля, не исчезли бесследно. Разгромленные киевским князем Святославом Игоревичем в 964 году они ушли в горы Кавказа и там заложили основы чеченского этноса. В частности, часть беженцев после победного похода Святослава встретил в Грузии арабский путешественник Ибн Хаукаль.

В советских архивах сохранилась копия любопытной инструкции НКВД от 1936 года. В документе разъяснялось, что до 30% чеченцев тайно исповедуют религию предков иудаизм и считают остальных чеченцев низкородными чужаками.

Примечательно, что Хазария имеет перевод в чеченском языке – «Красивая страна». Начальник Архивного управления при президенте и правительстве Чеченской Республики Магомед Музаев по этому поводу замечает: «Вполне возможно, что столица Хазарии находилась на нашей территории. Мы должны знать, что Хазария, которая просуществовала на карте 600 лет, являлась самым могущественным государством на востоке Европы».

«Многие древние источники указывают на то, что долина Терека была населена хазарами. В V-VI вв. эта страна называлась Барсилия, и, по мнению византийских хронистов Феофана и Никифора, здесь находилась родина хазар», – писал знаменитый востоковед Лев Гумилев.

Некоторые чеченцы до настоящего времени уверены, что являются потомками хазарских евреев. Так, очевидцы рассказывают, что во время Чеченской войны один из лидеров боевиков Шамиль Басаев говорил: «Эта война – реванш за разгром хазар».

Современный российский писатель - чеченец по национальности - Герман Садулаев тоже считает, что некоторые чеченские тейпы - потомки хазар.

Еще один любопытный факт: на самом древнем изображении воина-чеченца, сохранившемся до наших дней, отчетливо видны две шестиконечные звезды израильского царя Давида.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Чеченцы. «Нохчалла - чеченский характер», 2010


Общие сведения

ЧЕЧ‘ЕНЦЫ, нохчий (самоназвание), народ в Российской Федерации (899 тыс. человек), вайнахский народ Северного Кавказа, основное население Чечни. Численность в Чечне и Ингушетии 734 тыс. человек. Живут также в Дагестане (около 58 тыс. человек), Ставропольском крае (15 тыс. человек), Волгоградской области (11,1 тыс. человек), Калмыкии (8,3 тыс. человек), Астраханской (7,9 тыс. человек), Саратовской (6 тыс. человек), Тюменской (4,6 тыс. человек) области, Северной Осетии (2,6 тыс. человек), Москве (2,1 тыс. человек), а также в Казахстане (49,5 тыс. человек), Киргизии (2,6 тыс. человек), на Украине (1,8 тыс. человек) и др. Общая численность - 957 тыс. человек. Общая численность чеченцев во всем мире - от 1 550 000 до 2 млн человек. Население Чеченской Республики на 1 января 2008 года достигло уровня 1209,4 тыс. человек.

По данным Переписи населения 2002 года численность чеченцев, проживающих на территории России, составляет 1 миллион 361 тысячу человек, по данным переписи 2010г. - 1 млн. 431 тыс. 360 человек.

Современное название «чеченцы» сформировалось в данной транскрипции в XVIII веке в результате близкого соприкосновения этого народа с русскими. Само название «чеченцы» было русской транслитерацией кабардинского названия «шашан» и происходило от названия села Большой Чечень. С начала XVIII века русские источники стали использовать термин «чеченцы» по отношению к предкам современных чеченцев. В литературе о чеченцах довольно часто встречается и название «вайнахи» (дословно: наш народ).

Верующие Чеченцы - мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух толков - накшбанди и надири. Говорят на чеченском языке нахско-дагестанской группы. Диалекты: плоскостной, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский, кистинский. Распространён также русский язык (свободно владеют 74%). Письменность после 1917 сначала на основе арабской, затем - латинской графики, с 1938 - на основе русского алфавита.

В "Географии" Страбона упоминается этноним гаргареи, этимология которого близка нахскому "гергара" - "родной", "близкий". Нахскими считаются и этнонимы исадики, двалы и др. В армянских источниках 7 века Чеченцы упоминаются под именем нахча матьян (т.е. "говорящие на языке нохчи"). В хрониках 14 века упоминается "народ нохчи". В персидских источниках 13 века дано название сасаны, позднее вошедшее в русские документы. В документах 16-17 веков встречаются племенные названия Чеченцев (ичкеринцы - нохчмахкхой, ококи - аьккхий, шубуты - шатой, чарбили - чеберлой, мелки - маьлхий, чантинцы - чIаьнтий, шаройцы - шарой, терлойцы - тIерлой).

Цикл аудиолекций «Народы России» — Чеченцы


К чеченцам очень близки по генотипу, культуре и религии их соседи ингуши. Вместе они образуют вайнахский народ, связанный кровным родством, общей исторической судьбой, территориальной, экономической, культурной и языковой общностью. Чеченцы проживают в основном в Чечне и Ингушетии. Живут они также в Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской областях, Северной Осетии, Москве, а также в Казахстане, Киргизии и на Украине. Верующие чеченцы - мусульмане-сунниты. Чеченский алфавит составлен на русской графической основе, в нем 49 букв. Это на 16 букв больше, чем в русском алфавите. Эти дополнительные буквы понадобились для того, чтобы передать специфические чеченские звуки (гортанные согласные и мягкие звуки), отсутствующие в русском языке.

Антропологический тип пранахов можно считать сформировавшимся в эпоху поздней бронзы и раннего железа. Древние Чеченцы, освоившие не только северные склоны Кавказа, но и степи Предкавказья, рано вошли в контакты со скифским, а затем - с сарматским и аланским кочевым миром. В равнинной зоне Чечни и близлежащих областях Северного Кавказа в 8-12 веках сформировалось полиэтническое Аланское царство, в горной зоне Чечни и Дагестана - государственное образование Сарир. После монголо-татарского нашествия (1222 и 1238-1240) степная затеречная и частично чеченская равнина вошли в состав Золотой Орды. К концу 14 века население Чечни объединилось в государство Симсисм. В 16-17 веках Кавказский перешеек был объектом постоянных притязаний Османской империи (с её вассалом - Крымским ханством), Ирана и России. В ходе борьбы между этими государствами на чеченских землях ставятся первые русские крепости и казачьи городки, устанавливаются дипломатические связи чеченских правителей и аульных обществ с Россией. Тогда же окончательно складываются современные границы расселения Чеченцев. Со времени Персидского похода Петра I (1722) политика России в отношении Чечни приобретает колониальный характер. В последние годы правления Екатерины II русские войска заняли левый берег Терека, соорудив здесь участок Кавказской военной линии, основали военные крепости от Моздока до Владикавказа по чеченско-кабардинской границе. Это привело к росту освободительного движения Чеченцев в конце 18-1-й половине 19 века. К 1840 на территории Чечни и Дагестана складывается теократическое государство - имамат Шамиля, первоначально ведшее успешную войну с Россией, но к 1859 потерпевшее поражение, после чего Чечня была присоединена к России и включена вместе с Хасавюртовским округом, заселённым ауховскими Чеченцами и кумыками, в Терскую область. В 1922 образована Чеченская автономная область в составе РСФСР. Ещё ранее Чечне была возвращена часть земель, отобранных у неё в ходе Кавказской войны. Были введены делопроизводство и преподавание на родном языке, проведены другие культурные и социально-экономические преобразования. Вместе с тем начавшаяся в 1920-х годах коллективизация, сопровождавшаяся репрессиями, нанесла большой урон Чеченцам. В 1934 Чечня объединена с Ингушской АО в Чечено-Ингушскую АО, с 1936 - Чечено-Ингушская АССР. В феврале 1944 около 500 тыс. Чеченцев и ингушей были насильственно высланы в Казахстан. Из них значительное число погибло в первый год ссылки. В январе 1957 Чечено-Ингушская АССР, упразднённая в 1944, была восстановлена. Но при этом для Чеченцев были закрыты несколько горных районов, и бывших жителей этих районов стали селить в равнинных аулах и казачьих станицах. Чеченцы-ауховцы вернулись в Дагестан.

В 1992 съезд народных депутатов Российской Федерации постановил преобразовать Чечено-Ингушскую Республику в Ингушскую Республику и Чеченскую Республику.

Традиционные земледельческие культуры - ячмень, пшеница, просо, овёс, рожь, лён, фасоль и др. Позже стали выращивать кукурузу, арбузы. Были развиты садоводство и огородничество. Пахотные орудия - плуг (гота), полозное орудие (нох). Была распространена трёхпольная система. В горных областях было развито отгонное овцеводство. На равнинах разводили крупный рогатый скот, использовавшийся в том числе в качестве рабочей силы. Разводили также породистых лошадей для верховой езды. Между горными и равнинными районами Чечни существовала хозяйственная специализация: получая хлеб с равнины, горные Чеченцы сбывали взамен излишки скота.

Важную роль играли кустарные промыслы. Большой популярностью пользовалось чеченское сукно, производившееся в Грозненском, Веденском, Хасавюртовском, Аргунском округах. Повсеместное распространение имели обработка кожи, изготовление войлочных ковров, бурок и других войлочных изделий. Центрами оружейного производства были селения Старые Атаги, Ведено, Дарго, Шатой, Джугурты и др., гончарного - селения Шали, Дуба-Юрт, Старый-Юрт, Новый-Юрт и др. Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесло, горный промысел, производство шёлка, обработка кости и рога.

Горные селения имели беспорядочную скученную планировку. Были распространены двухэтажные каменные дома с плоской крышей. В нижнем этаже помещался скот, в верхнем, состоявшем из двух комнат, - жильё. Многие селения имели жилищно-оборонительные башни в 3-5 этажей. Поселения на равнине были крупными (500-600 и даже до 4000 дворов), растянутыми вдоль дорог и рек. Традиционное жилище - турлучное, состояло из нескольких комнат, вытянутых в ряд, с отдельными выходами на террасу, проходившую вдоль дома. Основная комната принадлежала главе семьи. Здесь находился очаг и протекала вся жизнь семьи. К ней пристраивались комнаты женатых сыновей. Одна из комнат служила кунацкой, либо для неё ставили специальную постройку во дворе. Двор с хозяйственными постройками обычно обносился забором. Отличительной чертой интерьера чеченского жилища было почти полное отсутствие мебели: сундук, низкий столик на трёх ножках, несколько скамеек. Стены увешивались шкурами, коврами, на них развешивалось оружие, пол покрывался циновками. Очаг, надочажная цепь, зола считались священными, неуважение к ним влекло кровную месть и, наоборот, если даже убийца хватался за надочажную цепь, он получал права родственника. Надочажной цепью клялись и проклинали. Хранительницей очага считалась старшая женщина. Очаг делил комнату на мужскую и женскую половины.

Шерстяные ткани были нескольких сортов. Высшего качества считалась ткань "исхар" из шерсти ягнят, низшего - из шерсти дойных овец. Не позднее 16 века Чеченцам было известно производство шёлка и льняного полотна. Традиционная одежда имела много общего с общекавказским костюмом. Мужская одежда - рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Рубаха - туникообразного покроя, воротник с разрезом спереди застёгивался на пуговицы. Поверх рубахи надевали бешмет, подпоясанный поясом с кинжалом. Черкеска считалась праздничной одеждой. Черкески шились отрезными по талии, расклёшенными книзу, до пояса застёгивались металлическими застёжками, на грудь нашивались газырницы. Штаны, суженные книзу, заправлялись в ноговицы из сукна, сафьяна или овчины. Зимняя одежда - овчинная шуба, бурка (верта). Мужскими головными уборами были высокие, расширяющиеся кверху папахи из ценного меха. Пастухи носили меховые шапки. Имелись и войлочные шляпы. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, сбивание её влекло кровную месть.

Основными элементами женской одежды были рубаха и штаны. Рубаха имела туникообразный покрой, длину иногда ниже колен, иногда - до земли. Ворот с разрезом на груди застёгивался на одну или три пуговицы. Верхней одеждой был бешмет. Праздничной одеждой служила "гIабли" из шёлка, бархата и парчи, шитая по фигуре, со скошенными бортами и застёжками до пояса, из которых застёгивались только нижние. Поверх рукавов пришивались свисающие лопасти (тIемаш). ГIабли носили с нагрудником и поясом. В качестве праздничной обуви женщины носили туфли на каблуке с глухим носком без задника.

Женские головные уборы - большие и малые платки, шали (кортали), один конец которых спускался на грудь, другой - закидывался назад. Женщины (преимущественно пожилые) под платок надевали чухту - шапочку с опускавшимися на спину мешочками, в которые укладывались косы. Цвет одежды определялся статусом женщины: замужняя, незамужняя или вдова.

Пища весной преимущественно растительная, летом - фрукты, молочные блюда, зимой - в основном мясные. Повседневная пища - сискал-берам (чурек с сыром), супы, каши, блинчики (шури чIепалI-aш), у более состоятельных - къалд-дяттий (творог с маслом), жижа-галнаш (мясо с галушками), мясной бульон, лепёшки с сыром, мясом, тыквой и др.

Господствующей формой общины была соседская, состоящая из семей как чеченского, так иногда и иноэтнического происхождения. Она объединяла жителей одного крупного или нескольких мелких поселений. Жизнь общины регулировалась сходом (кхел - "совет", "суд") представителей родовых подразделений (тайп). Он решал судебные и другие дела общинников. Сход всей общины ("общинный кхел") регулировал пользование общинными угодьями, определял сроки пахоты и сенокоса, выступал посредником при примирении кровников и др. В горах сохранялись и родовые поселения, подразделявшиеся на более мелкие родственные группы (гар), а также крупные объединения тайпов (тухумы), различавшиеся особенностями говоров. Существовали рабы из невыкупленных военнопленных, которые за долгую службу могли получить от хозяина землю и право заводить семью, но и после этого оставались неполноправными общинниками. Большое значение сохраняли обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, родовой и соседской взаимопомощи (белхи - от "болх", "работа"), кровной мести. Наиболее тяжкими преступлениями считались убийство гостя, прощённого кровника, изнасилование и др. Вопрос об объявлении кровной мести решался старейшинами общины, возможность и условия примирения решались на общих сходах. Мщение, наказание, убийство не могли происходить при женщине, более того, бросив платок с головы в середину сражающихся, женщина могла остановить кровопролитие. Сохранялись обычаи избегания в отношениях между мужем и женой, зятем и родственниками жены, снохой и родственниками мужа, родителями и детьми. Местами сохранялись многожёнство, левират. Родовые объединения не были экзогамны, браки запрещались между родственниками до третьего колена.

Разнообразны формы фольклора: предания, легенды, сказки, песни, эпические сказания (нарт-ортсхойский эпос, эпос илли и др.), танцы. Музыкальные инструменты - гармоника, зурна, бубен, барабан и др. Сохранились почитание гор, деревьев, рощ и т.д. Основными божествами домусульманского пантеона были бог солнца и неба Дела, бог грома и молнии Села, покровитель скотоводства Галь-Ерды, охоты - Елта, богиня плодородия Тушоли, бог загробного мира Эштр и др. Ислам проникает в Чечню с 13 века через Золотую Орду и Дагестан. Полностью Чеченцы обращены в мусульманство к 18 веку. В 20 веке сформировалась чеченская интеллигенция.

Чеченская традиция предполагает знание женщиной восьми поколений предков по материнской и по отцовской линии. Мужчине обязательно знание семи предков.

Эти примеры показывают, что с женщиной чеченцы ассоциируют цифру 8, а с мужчиной - цифру 7. Семерка состоит, по существу, из единиц. Восьмерка же, состоящая из четырех двоек (иначе - из пар), отражает материнство, принцип порождения себе подобного. Таким образом, цифровая символика показывает пришедшее из глубокой древности особое, превалирующее место женщины в обществе по сравнению с мужчиной. Это же подчеркивает и известная чеченская пословица: «Портится мужчина - портится семья, испортится женщина - портится весь народ». Женщина-мать заслужила уважение у всех народов, у чеченцев же она поставлена в совершенно особое положение. Женщина-мать (цIен нана) - хозяйка огня, тогда как мужчина-отец (цIийна да) - лишь хозяин дома. Самым страшным проклятием считается пожелание, чтобы потух в твоем доме огонь. Величайшим позором у чеченцев считается непочитание матери и ее родственников. Мать у чеченцев произносит слова прощания перед уходом на войну или в опасный поход.

Я.З. Ахмадов, А.И. Хасбулатов, З.И. Хасбулатова, С.А. Хасиев, Х.А. Хизриев, Д.Ю. Чахкиев


Очерки

Единство народа - несокрушимая крепость

При встрече каждый чеченец первым делом спросит: «Как дома? Все ли живы, здоровы?» При расставании считается правилом хорошего тона спросить: «Нужна ли моя помощь?»

Обычай трудовой взаимопомощи уходит корнями в глубокую старину. В те времена суровые условия жизни заставляли горцев объединяться для сельскохозяйственных работ. Крестьяне связывались одной веревкой, чтобы выкосить на отвесном склоне горы траву. Всем селом отвоевывали у гор участки под посевы. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, село брало на себя заботу о потерпевших. Мужчины не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины-кормильца.

Приветствуя старшего по возрасту, молодой человек обязательно включает предложение помощи. Если пожилой человек в чеченских селах начинает какую-то работу по хозяйству, то соседи тоже принимают в ней участие. И зачастую начатое дело заканчивают именно добровольные помощники.

«Единство народа - несокрушимая крепость», - справедливо гласит чеченская мудрость.

С тех пор живут в горах Кавказа

Существует легенда, что когда Бог делил землю между народами, горцы устроили пир в его честь и поэтому опоздали к началу. Тогда Бог дал им землю, которую оставил себе, - Кавказ. С тех пор в горах Кавказа, где, по преданию, был прикован к скале Прометей и где проживали воинственные амазонки, жил и ныне живет народ нохчи, более известный под именем чеченцы. Чеченцы - один из древнейших народов Кавказа, принадлежат к кавказской расе.

Современное название «чеченцы» сформировалось в данной транскрипции в XVIII веке в результате близкого соприкосновения этого народа с русскими. В литературе о чеченцах довольно часто встречается и название «вайнахи» (дословно: наш народ). На Северном Кавказе чеченцы - это самый крупный этнос (свыше одного миллиона человек).

К чеченцам очень близки по генотипу, культуре и религии их соседи ингуши. Вместе они образуют вайнахский народ, связанный кровным родством, общей исторической судьбой, территориальной, экономической, культурной и языковой общностью. Чеченцы проживают в основном в Чечне и Ингушетии. Живут они также в Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской областях, Северной Осетии, Москве, а также в Казахстане, Киргизии и на Украине.

Население Чеченской Республики на 1 января 2008 года достигло уровня 1209,4 тысяч человек. Верующие чеченцы - мусульмане-суниты.

Чеченский язык относится к кавказско-иберийской языковой семье. Корни этого языка зафиксированы в клинообразных надписях древневосточных государств Митанни (XIV — XI века до н.э.) и Урарту (IX — VI века до н.э.).

Цифровая символика

В одной из чеченских сказок говорится о юноше Султане, ухаживавшем за девушкой ровно 8 лет. Грудному ребенку по чеченским обычаям нельзя показывать зеркало до восьмимесячного возраста.

В вайнахском варианте мифа об Адаме и Еве первые мужчина и женщина разошлись в разные стороны, чтобы найти себе пару; Ева сказала, что на своем пути она перешла через восемь горных хребтов. Выбор цифры 8 в данном случае не случаен. Чеченская традиция предполагает знание женщиной восьми поколений предков по материнской и по отцовской линии. Мужчине обязательно знание семи предков.

Эти примеры показывают, что с женщиной чеченцы ассоциируют цифру 8, а с мужчиной - цифру 7. Семерка состоит, по существу, из единиц. Восьмерка же, состоящая из четырех двоек (иначе - из пар), отражает материнство, принцип порождения себе подобного. Таким образом, цифровая символика показывает пришедшее из глубокой древности особое, превалирующее место женщины в обществе по сравнению с мужчиной. Это же подчеркивает и известная чеченская пословица: «Портится мужчина - портится семья, испортится женщина - портится весь народ».

Женщина-мать заслужила уважение у всех народов, у чеченцев же она поставлена в совершенно особое положение. Женщина-мать (цIен нана) - хозяйка огня, тогда как мужчина-отец (цIийна да) - лишь хозяин дома. Самым страшным проклятием считается пожелание, чтобы потух в твоем доме огонь. Величайшим позором у чеченцев считается непочитание матери и ее родственников. Мать у чеченцев произносит слова прощания перед уходом на войну или в опасный поход.

Самая жестокая схватка, как по мановению волшебной палочки, прекращалась при появлении среди сражавшихся женщины с непокрытой головой. Стоило потенциальной жертве кровной мести прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие тотчас пряталось, так как жертва оказывалась под защитой женщины.

Строительство семейной жизни

У чеченцев существует особый институт - ухаживание за девушкой. Причем девушке предоставлялись такие же права, как и юноше. Эта необходимость базировалась на том убеждении, что потомство, зачатое не по любви, ущербно, неполноценно. Для выбора супруга необходимо было подконтрольное, но широкое общение: на вечеринках - «синкъерам», работах по помощи - «белхи», у родника - «хин йист», во время специальных приглашений девушки для бесед-испытаний.

Знакомство и встречи не допускались где попало. Например, на вечеринках через выбранную девушками посредницу (иногда сама хозяйка дома) парень мог у своей избранницы выяснить, согласна ли она, чтобы он за ней ухаживал. Если же юноша желал продолжить отношения, то опять-таки у девушки испрашивалось согласие на эти новые отношения. Затем девушка сообщала избраннику, что может выйти замуж. Она в знак этого давала в руки парню какую-нибудь вещь в залог: носовой платок, серьгу, колечко. Наконец, назначалось время и место, куда являлся жених с товарищами и невеста в сопровождении кого-нибудь из женщин, обычно жены старшего брата.

Одарив провожавшую, самый старший из друзей жениха брал невесту за руки и произносил: «Беру в свидетели небеса и землю, отныне ты - наша невестка».

Но даже если непосредственно перед свадьбой жених допускал какой-либо проступок, этого было достаточно, чтобы невеста ему отказала. Брак расторгался легко и по инициативе обеих сторон. Мужу при разводе были необходимы два свидетеля, при которых он произносил: «Беря в свидетели (называет), девять раз сжигаю, то есть оставляю...».

За время существования этого института был выработан особый язык жестов, мимических знаков. Уникально данное в народе определение этих отношений молодых - «дог даха» (дословно: вырвать сердце). Женитьба путем кражи невесты не была популярна.

Счастья без согласия не бывает. Как говорит чеченская пословица: «Там, где светит солнце, и земля греть будет».

Несмотря на все разговоры о репрессиях, численность чеченцев и ингушей в СССР возрастала очень быстро. Советская власть создала почти идеальные условия для их жизни. Численность русских не так быстро, но все же росла вплоть до 1989 года. Потом начался демографический коллапс.

В Российской империи чеченцев и ингушей, как и других народов Кавказа, тоже становилось больше. Но численность этих народов увеличивалась при царях не быстрее, а медленнее, чем численность православных славян. То есть в Империи славяне чувствовали себя намного лучше, чем потом в СССР.

Самыми «проблемными» годами для чеченов и ингушей были годы Кавказской войны (1830-е, 40-е, 50-е, 60-е), когда они не только гибли в ходе военных действий и голода, но массами выселялись в Турцию от «власти неверных». И два десятилетия после Второй мировой войны, когда часть из них была выселена в Казахстан.

Русские и чеченцы как бы символизируют собой прямо противоположные тенденции развития.

В 1861 году в России было 140 тысяч чеченцев. В 1867 году - 116 тысяч, в 1875 году - 139,2 тысячи, 1889 году - 186 618 тысячи, 1897 году - 226,5 тысячи, наконец, в 1913 году - 245,5 тысяч человек.

В течение 1960-х годов по уровню рождаемости чеченцы опережали даже народы Средней Азии. С 1959 по 1970 год их численность возросла на 46,3 процента и составила 612,7 тысяч человек.

По данным переписи населения 1979 года, численность чеченцев выросла до 756 тысяч. В сравнении с показателем предыдущей переписи, прирост их равнялся 23,4 процентам. В следующем десятилетии численность чеченцев увеличилась на 26,8 процента и в 1989 году достигла 958 309 человек.

В течение последних десятилетий неуклонно увеличивалось чеченское население в Сунженском районе и в городе Грозном. В 1970 г. в Сунженском районе проживало 9452 чеченца (15,5 процента от числа жителей этого района), в 1979 г. - 11 240 (18,8 процента), а в 1989 г. - 13 047 (21,4 процента). По другим данным, в Сунженском районе насчитывается около 17 тысяч чеченцев.
Если в 1970 г. в Грозном проживало всего лишь 59 279 чеченцев и их доля в населении города не превышала 17,4 процента, то в 1989 году их было уже 121 350 человек. Другими словами, каждый третий житель Грозного являлся чеченцем.

По данным всесоюзной переписи населения 1989 года, на территории Чечено-Ингушской АССР проживало 1 270 429 человек, из них чеченцев - 734 501, русских - 293 771, ингушей - 163 762, армян - 14 824, татар - 14 824, ногайцев - 12 637. При этом на территории Чечни проживало около 1 100 тысяч человек.
В 2010 году в Чечне осталось 24382 русских (1,9 %). Для сравнения: в 1989 году в одном только Грозном русских было 210 тысяч человек.

Численность постоянного населения Чеченской Республики на 1декабря 2013 года составила 1 344 900 человек и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 21,7 тысячи человек или на 1,6 %. Это самый высокий рост численности населения на территории РФ.

От политики геноцида в Чечне за последние 25 лет пострадали не только русские, но и все русскоговорящее население (украинцы, белорусы, армяне и евреи). В 1989 году в Чечне и Ингушетии их было 326,5 тысячи человек. По переписи 2002 года осталось только 48 тысяч - на 278,5 тысячи меньше.
половину русскоговорящего населения (24,6 тысячи человек) составляли в Чечне и Ингушетии российские солдаты.

В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов). Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» - фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы.

В ХХ веке численность чеченцев и ингушей в быстро увеличивалась. По данным переписей, она составляла в тысячах человек: в 1926 - 393, в 1939 - 500, в 1959 - 525, в 1970 - 770, в 1979 - 942, в 1989 - 1.114 тысяч.
Численность чеченцев и ингушей за 1926-1959 годы выросла на 33,6%, намного сильнее, чем у других народов СССР (например, у казахов за тот же период она упала на 9%, у калмыков - на 20%, у абхазов выросла на 15%)

По нашей оценке, численность чеченцев и ингушей в России в 2002 году составила 1232 тысячи человек (в границах бывшего СССР около 1300 тысяч).
В 2010 году ингушей (галга, галгаи, калгаи, карабулакцы, мелхи (с языком ингушским), орстхоевцы, орстхойцы, ортсхой, орцхо, эрштхой) в России было
444.833 человек.
Чеченцев (бенойцы, вайнахи, гехинцы, ичкерийцы, мелхи, нахчо, нохчий, нохчо, орстхоевцы (с языком чеченским), орстхой, орстхойцы (с языком чеченским), чеченцы-аккинцы, акинцы, аккий, аккинцы, аккой, аккхий, ауховцы, чеченцы-акинцы, экинцы) - 1.431.360 человек.

А вот статистика роста и(или) уменьшения численности русского населения в России:

1898 - 55.667.469
1926 - 74.072.096
1939 - 90.306.276 +21,92%
1959 - 97.863.579 +8,37%
1970 - 107.747.630 +10,10%
1979 - 113.521.881 +5,36%
1989 - 119.865.946 +5,59%
2002 - 115.889.107 -3,32%
2010 - 111.016.896 -4,20%

Эта статистика говорит сама за себя. Она тем более печальна, что после 1991 года русское население РФ постоянно увеличивалось за счет переселения в Россию русских из отделившихся территорий бывшего СССР. Несмотря на это, общая численность русских в последние 25 лет непрерывно падает.

Комментарии читателей (2)

    у Вас тоже нет данных после 2010 г? можно было бы еще добавить, что странно, что засекретили уровень рождаемости и смертности после 2010 г.

    Это статистика русских в России
    опять оговорюсь: РУССКИХ –
    не кавказа, не туркменов, не никогда не существовавших “россиян”
    (год – численность – динамика) :

    1896 = 55.667469
    1926 = 74.072096
    1939 = 90.306276 +21,92%
    1959 = 97.863579 +8,37%
    1970 = 107.747630 +10,10%
    1979 = 113.521881 +5,36%
    1989 = 119.865946 +5,59%
    2002 = 115.889107 -3,32%
    2010 = 111.016896 -4,20%

    С “южными мусульманами” – кавказом энд среднеазиатами –
    динамика ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ!

    численность чеченов:

    за 100 лет – с 1889 по 1989 – выросла в ПЯТЬ раза
    с 186.618 – по 958.309

    за 20 лет – с 1989 по 2010 – выросла на 66 процентов
    с 958.309 – по 1.431.360

    численность “ВАЙНАХОВ” – чеченов энд ингушей –

    за 80 лет – с 1897 по 1979 – выросла почти в ТРИ С ПОЛОВИНОЙ раза
    с 272 тыс. (226,500 + 45,500) – по 942.000 (756.000 + 186.000)

    с 1979 по 2010 – примерно УДВОИЛОСЬ
    с 942.000 (756.000 + 186.000) – по 1.876.200 (1.431.360 + 444.833)
    (удвоение за 30 лет – за 100 лет это даст ВОСЕМЬ раз)

    С 1861 по 1913 год прирост 105,5 тыс. чел, или 75,4 процентов
    (с 140 по 245,5)
    с 1913 по 1926 год прирост 73 тыс. чел, или 29,9 процентов
    (с 245,5 по 318,5)

    1861 г. – 140 тыс. чел.
    1867 г. - 116 тыс.
    1875 г. - 139,2 тыс.
    1889 г. - 186 618 чел.
    1897 г. - 226,5 тыс. (а по другим сообщениям - 187 635 чел.)
    чеченцев и ингушей – 272 тыс. чел.
    1913 г. - 245,5 тыс. чел.

    1926 г. – 318,5 тыс. чел.
    чеченцев и ингушей – 393 тыс. чел.
    1939 г. – 408,5 тыс. чел.
    Накануне войны – приблизительно в 433 тыс. чел
    чеченцев и ингушей – около 500 тыс. чел.

    1959 – 418,8 тыс. чел.
    с 1939 по 1959 год прирост 2,6 процента
    чеченцев и ингушей – 525 тыс. чел.

    1970 – 612,7 тыс. чел.
    С 1959 по 1970 год прирост 46,3 процента
    чеченцев и ингушей – 770 тыс. чел.

    1979 – 756 тыс. чел.
    прирост 23,4 процента
    чеченцев и ингушей – 942 тыс. чел.

    1989 – 958 309 чел
    прирост 26,8 процента
    чеченцев и ингушей – 1114 тыс. чел.

    численность чеченцев и ингушей за 1926-1959 годы выросла на 33,6%
    (у казахов за тот же период она упала на 9%, у калмыков - на 20%,
    у абхазов хотя и выросла, но всего на 15%)

    в г. Грозном
    1970 г. – 59 279 чеченцев – 17,4 процента
    1989 г. – 121 350 чел. – почти треть

    В Грозном до войны проживало 397 тыс. человек
    русских – 210 тыс. человек.

    1989 на территории Чечено-Ингушской АССР проживало 1 270 429 человек,
    из них чеченцев - 734 501, русских - 293 771, ингушей - 163 762, армян - 14 824, татар - 14 824, ногайцев - 12 637 и т. д.
    на территории Чечни проживало около 1 100 тыс. человек

    Русскоговорящее население
    В 1989 году – 326,5 тысячи человек

    в Чечено-Ингушской АССР
    в 1989 году – 269130 русских (24,8 % населения)

    в Чеченской республике
    в 2002 – 48 тысяч - на 278,5 тысячи меньше.
    (из них 24,6 тысячи человек – российские солдаты)

    в 2010 – 24382 русских (1,9 %)

    Численность постоянного населения Чеченской Республики
    2013 год – 1344,9 тыс. человек

    перепись 2002 года – во всей “Россиянии”
    чеченцев и ингушей
    1773 тыс. чел,
    экспертная оценка –
    1232 тыс. чел,

    в 2010 году – во всей “Россиянии”
    чеченцев и ингушей
    1.876.200
    Ингуши - 444.833
    Чеченцы - 1.431.360
    С 1979 – примерно УДВОИЛОСЬ
    (удвоение за 30 лет – за 100 лет это даст ВОСЕМЬ раз –
    за предшествующие 90 лет – с 1889 по 1979 – в ЧЕТЫРЕ раза)

    В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов).
    Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» - фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы.

Первые чеченские государства появились в Средние века. В XIX столетии после продолжительной Кавказской войны страна стала частью Российской империи. Но и в дальнейшем история Чечни была полна противоречивых и трагических страниц.

Этногенез

Чеченский народ формировался на протяжении долгого времени. Кавказ всегда отличался этническим многообразием, поэтому даже в научной среде до сих пор не сложилось единой теории о происхождении этой нации. Чеченский язык принадлежит к Нахской ветви Нахско-дагестанской языковой семьи. Ее также называют восточнокавказской, согласно расселению древних племен, ставших первыми носителями этих наречий.

История Чечни началась с появления вайнахов (сегодня под этим термином подразумевают предков ингушей и чеченцев). В его этногенезе поучаствовали самые разные кочевые народы: скиф, индоиранцы, сарматы и т. д. Археологи приписывают к предкам чеченцев носителей колхидской и кобанской культур. Их следы разбросаны по всему Кавказу.

Древняя история

Из-за того, что история древней Чечни прошла в отсутствие централизованного государства, о событиях до самого Средневековья судить крайне сложно. Доподлинно известно только то, что в IX веке вайнахи были подчинены своими соседями, создавшими Аланское царство, а также горными аварцами. Последние в VI-XI столетиях жили в государстве Сарире со столицей в Тануси. Примечательно, что там были распространены как ислам, так и христианство. Однако история Чечни сложилась так, что чеченцы стали мусульманами (в отличие, например, от своих соседей грузинов).

В XIII веке начались монгольские нашествия. С тех пор чеченцы не покидали гор, опасаясь многочисленных орд. Согласно одной из гипотез (у нее есть и противники), тогда же было создано первое раннефеодальное государство вайнахов. Это образование просуществовало недолго и было уничтожено во время нашествия Тамерлана в конце XIV столетия.

Тейпы

На протяжении долгого времени равнинные районы у подножья Кавказских гор контролировались тюркоязычными племенами. Поэтому история Чечни всегда была связана с горами. Образ жизни ее жителей также формировался в соответствии с условиями ландшафта. В изолированных аулах, куда порой вел только один перевал, возникли тейпы. Это были территориальные образования, созданные согласно родоплеменной принадлежности.

Возникшие еще в Средние века, тейпы существуют до сих пор и остаются важным явлением для всего чеченского общества. Эти союзы создавались для защиты от агрессивных соседей. История Чечни изобилует войнами и конфликтами. В тейпах зародился обычай кровной мести. Эта традиция привнесла свои особенности в отношения между тейпами. Если разгорался конфликт между несколькими людьми, он обязательно перерастал в родовую войну вплоть до полного уничтожения противника. Такой была история Чечни с древнейших времен. существовала очень долгое время, так как тейповая система во многом подменила государство в привычном понимании этого слова.

Религия

Сведений о том, какой была древнейшая история Чечни, до наших дней практически не сохранилось. Некоторые археологические находки позволяют утверждать, что вайнахи вплоть до XI века были язычниками. Они поклонялись местному пантеону божеств. У чеченцев существовал культ природы со всеми характерными для него чертами: священными рощами, горами, деревьями и т. д. Было распространено знахарство, магия и другие эзотерические практики.

В XI-XII вв. в этом регионе Кавказа началось распространение христианства, которое шло из Грузии и Византии. Однако вскоре константинопольская империя развалилась. На место христианства пришел ислам суннитского толка. Чеченцы переняли его у соседей-кумыков и Золотой Орды. Ингуши стали мусульманами в XVI веке, а жители отдаленных горных аулов - в XVII веке. Но еще долгое время ислам не мог повлиять на общественные обычаи, которые гораздо больше основывались на национальных традициях. И только в конце XVIII века суннизм в Чечне занял примерно те же позиции, что и в арабских странах. Связано это было с тем, что религия стала важным инструментом борьбы против русской православной интервенции. Ненависть к чужакам разжигалась не только на национальной, но и на конфессиональной почве.

XVI столетие

В XVI веке чеченцы начали занимать опустевшие равнины в долине реки Терек. В то же время большая часть этого народа осталась жить в горах, приспособившись к их природным условиям. Уходившие на север искали там лучшей доли. Население естественным образом росло, а скудных ресурсов стало не хватать. Теснота и голод заставили многие тейпы обосноваться на новых землях. Колонисты строили небольшие села, которые называли по имени своего рода. Часть этой топонимики сохранилась до наших дней.

История Чечни с древнейших времен была связана с опасностью со стороны кочевников. Но в XVI столетии они стали гораздо менее могущественными. Золотая Орда распалась. Многочисленные улусы постоянно воевали друг с другом, отчего не могли установить контроль над соседями. Кроме того, именно тогда началась экспансия Русского царства. В 1560 гг. были завоеваны Казанское и Астраханское ханства. Иван Грозный стал контролировать все течение Волги, таким образом получив выход к Каспийскому морю и Кавказу. У России в горах были верные союзники в лице кабардинских князей (Иван Грозный даже женился на - дочери кабардинского правителя Темрюка).

Первые контакты с Россией

В 1567 году русские основали Терский острог. Об этом Ивана Грозного попросил Темрюк, который надеялся на помощь царя в конфликте с крымским ханом - вассалом османского султана. Местом строительства крепости стало устье реки Сунжи - притока Терека. Это было первое русское поселение, возникшее в непосредственной близости от земель чеченцев. На протяжении долгого времени именно Терский острог был плацдармом московской экспансии на Кавказе.

Колонистами выступали гребенские казаки, которые не боялись жизни на далекой чужбине и своей службой защищали интересы государя. Именно они установили прямой контакт с местными уроженцами. История народа Чечни интересовала Грозного, и он принял первое чеченское посольство, которое отправил влиятельный князь Ших-мурза Окоцкий. Он попросил покровительства у Москвы. Согласие на это дал уже сын Ивана Грозного Однако этот союз просуществовал недолго. В 1610 году Ших-мурза был убит, его наследник свержен, а княжество захвачено соседним племенем кумыков.

Чеченцы и терские казаки

Еще в 1577 году было образовано основу которого составили переселившиеся с Дона, Хопра и Волги казаки, а также православные черкесы, осетины, грузины и армяне. Последние бежали от персидской и турецкой экспансии. Многие из них обрусели. Рост казачьей массы был значительным. Этого не могла не заметить Чечня. История происхождения первых конфликтов между горцами и казаками не зафиксирована, но со временем стычки становились все более частым и обыденным явлением.

Чеченцы и другие коренные жители Кавказа устраивали набеги, чтобы захватить скот и другую полезную добычу. Нередко мирных жителей уводили в плен и позже возвращали за выкуп или делали их рабами. В ответ на это казаки также устраивали рейды в горы и грабили аулы. И тем не менее такие случаи были скорее исключением, чем правилом. Часто наступали длительные периоды мира, когда соседи торговали между собой и обзаводились родственными связями. Со временем чеченцы даже переняли у казаков некоторые особенности ведения хозяйства, а казаки, в свою очередь, стали носить одежду, очень похожую на горскую.

XVIII век

Вторая половина XVIII столетия на Северном Кавказе ознаменовалась строительством новой русской укрепленной линии. Она состояла из нескольких крепостей, куда приезжали все новые колонисты. В 1763 году был основан Моздок, затем Екатериноградская, Павловская, Марьинская, Георгиевская.

Эти форты заменили Терский острог, который чеченцам однажды даже удалось разграбить. Меж тем в 80-е годы в Чечне стало распространяться шариатское движение. Популярными стали лозунги о газавате - войне за исламскую веру.

Кавказская война

В 1829 году был создан Северо-Кавказский имамат - исламское теократическое государство на территории Чечни. В то же время у страны появился собственный национальный герой Шамиль. В 1834 году он стал имамом. Ему подчинялись Дагестан и Чечня. История возникновения и распространения его власти связана с борьбой против российской экспансии на Северном Кавказе.

Борьба с чеченцами продолжалась несколько десятилетий. На определенном этапе Кавказская война переплелась с войной против Персии, а также Крымской войной, когда против России выступили западные страны Европы. На чью помощь могла рассчитывать Чечня? История государства нохчей в XIX веке не была бы столь долгой, если бы не поддержка Османской империи. И тем не менее, несмотря на то, что султан помогал горцам, Чечня была окончательно покорена в 1859 году. Шамиль был сначала пленен, а затем жил в почетной ссылке в Калуге.

После Февральской революции чеченские банды начали нападать на окрестности Грозного и Владикавказскую железную дорогу. Осенью 1917-го с фронта Первой мировой войны на родину вернулась так называемая «туземная дивизия». Она состояла из чеченцев. Дивизия устроила настоящий бой с терскими казаками.

Скоро в Петрограде к власти пришли большевики. Их Красная гвардия вошла в Грозный уже в январе 1918 года. Часть чеченцев поддержала советскую власть, другие ушли в горы, третьи помогали белым. С февраля 1919 года Грозный находился под контролем войск Петра Врангеля и его британских союзников. И только в марте 1920-го Красная армия окончательно утвердилась в

Депортация

В 1936 году была образована новая Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая республика. Меж тем в горах оставались партизаны, которые выступали против большевиков. Последние такие банды были уничтожены в 1938 году. Однако сепаратные настроения у части жителей республики остались.

Скоро началась Великая Отечественная война, от которой пострадала и Чечня, и Россия. История борьбы с немецким наступлением на Кавказе, как и на всех остальных фронтах, отличалась сложностью для советских войск. Большие потери усугублялись появлением чеченских формирований, которые действовали против красноармейцев или даже входили в сговор с нацистами.

Это дало повод советскому руководству начать репрессии против всего народа. 23 февраля 1944 года все чеченцы и соседние ингуши, вне зависимости от отношения к СССР, были депортированы в Среднюю Азию.

Ичкерия

Чеченцы смогли вернуться на родину только в 1957 году. После распада Советского Союза в республике вновь пробудились сепаратные настроения. В 1991 году в Грозном была провозглашена Чеченская Республика Ичкерия. Некоторое время ее конфликт с федеральным центром пребывал в замороженном состоянии. В 1994 году президент России Борис Ельцин решил ввести в Чечню войска, чтобы восстановить там власть Москвы. Официально операция была названа «мерами по поддержанию конституционного порядка».

Первая Чеченская война завершилась 31 августа 1996 года, когда были подписаны Хасавюртовские соглашения. Фактически этот договор означал вывод федеральных войск из Ичкерии. Стороны договорились определить статус Чечни до 31 декабря 2001 года. С наступлением мира Ичкерия стала независимой, хотя это юридически и не признавалось Москвой.

Современность

Даже после подписания Хасавюртовских соглашений обстановка на границе с Чечней оставалась крайне неспокойной. Республика стала укрытием для экстремистов, исламистов, наемников и просто преступников. 7 августа бригада боевиков Шамиля Басаева и Хаттаба вторглась в соседний Дагестан. Экстремисты хотели создать на его территории независимое исламистское государство.

История Чечни и Дагестана очень похожа, и не только из-за географической близости, но и в связи со схожестью этнического и конфессионального составов населения. Федеральные войска начали контртеррористическую операцию. Сначала боевики были выброшены с территории Дагестана. Затем российская армия вновь вошла в Чечню. Активная боевая фаза кампании закончилась летом 2000 года, когда был очищен Грозный. После этого официально еще на протяжении 9 лет сохранялся режим контртеррористической операции. Сегодня Чечня - один из полноправных субъектов Российской Федерации.

Сначала несколько объективных характеристик. Чечня - небольшая территория, расположенная на северовосточных склонах Главного Кавказского хребта. Чеченский язык относится к восточнокавказской (нахско-дагестанской) языковой ветви. Сами себя чеченцы называют нохчами, чеченцами же их нарекли русские, предположительно в 17-м веке. Рядом с чеченцами жили и живут ингуши - народ, очень близкий им и по языку (ингушский и чеченский ближе, чем русский и украинский), и по культуре. Вместе эти два народа именуют себя вайнахами. Перевод означает «наш народ». Чеченцы - самый многочисленный этнос Северного Кавказа.

Древняя история Чечни известна довольно плохо - в том смысле, что осталось мало объективных свидетельств. В Средневековье вайнахские племена, как и весь этот регион, существовали на путях перемещения огромных кочевых тюркоязычных и ираноязычных племен. И Чингисхан, и Батый пытались покорить Чечню. Но, в отличие от многих других северокавказских народов, чеченцы все равно держали вольницу вплоть до падения Золотой Орды и не подчинялись никаким завоевателям.

Первое вайнахское посольство в Москву состоялось в 1588 году. Тогда же, во второй половине 16-го столетия, на территории Чечни появляются первые небольшие казачьи городки, а в 18-м веке российское правительство, приступая к завоеванию Кавказа, организовывает здесь специальное казачье войско, ставшее опорой колониальной политики империи. С этого момента начинаются российско-чеченские войны, длящиеся до сих пор.

Первый их этап относится к концу 18-го века. Тогда, в течение семи лет (1785-1791 гг.), объединенное войско многих северокавказских народов-соседей под предводительством чеченца шейха Мансура вело освободительную войну против Российской империи - на территории от Каспийского до Черного морей. Причиной той войны стала, во-первых, земля и, во-вторых, экономика - попытка российского правительства замкнуть на себя многовековые торговые пути Чечни, проходившие через ее территорию. Это было связано с тем, что к 1785 году царское правительство завершило строительство системы пограничных укреплений на Кавказе - так называемой Кавказской линии от Каспия до Черного моря, и начался процесс, во-первых, постепенного отнятия плодородных земель у горцев, а во-вторых, взимания таможенных пошлин с перевозимых через Чечню товаров в пользу империи.

Несмотря на давность этой истории, именно в наше время невозможно пройти мимо фигуры шейха Мансура. Он - особая страница чеченской истории, один из двух чеченских героев, имя, память и идейное наследие которого использовал генерал Джохар Дудаев для свершения так называемой «чеченской революции 1991 года», прихода к власти, объявления независимости Чечни от Москвы; что и привело, среди прочего, к началу десятилетия современных кровопролитных и средневеково-жестоких российско-чеченских войн, свидетелем которых мы являемся, и описание чего и стало единственной причиной появления на свет этой книжки.

Шейх Мансур, по свидетельству видевших его людей, был фанатично предан главному делу своей жизни - борьбе с неверными и объединению северокавказских народов против Российской империи, за что и воевал вплоть до взятия в плен в 1791 году с последующей ссылкой в Соловецкий монастырь, где и умер. В начале 90-х годов 20-го века во взбудораженном чеченском обществе, из уст в уста и на многочисленных митингах, люди передавали друг другу следующие слова шейха Мансура: «Для славы Всевышнего я буду являться в мир всякий раз, когда несчастье станет опасно угрожать правоверию. Кто за мной пойдет, тот будет спасен, а кто не пойдет за мной.

против того я обращу оружие, которое пошлет пророк». В начале 90-х оружие «пророк послал» генералу Дудаеву.

Другим чеченским героем, также поднятым на знамена в 1991 г., был имам Шамиль (1797-1871), лидер следующего этапа кавказских войн - уже 19-го века. Имам Шамиль считал шейха Мансура своим учителем. А генерал Дудаев в конце 20-го века, в свою очередь, причислял уже их обоих к своим учителям. Важно знать, что выбор Дудаева был точен: шейх Мансур и имам Шамиль именно потому являются непререкаемыми народными авторитетами, что боролись за свободу и независимость Кавказа от России. Это - принципиально для понимания национальной психологии чеченцев, поколение за поколением считающих Россию неиссякаемым источником большинства своих бед. При этом и шейх Мансур, и имам Шамиль - совсем не декоративные и вытащенные из нафталина персонажи далекого прошлого. До сих пор оба они настолько почитаемы в качестве героев нации даже в молодежной среде, что о них слагают песни. Например, самую свежую, только что тогда записанную на кассеты автором, молодым самодеятельным эстрадным певцом, я услышала в Чечне и Ингушетии в апреле 2002 года. Песня звучала из всех машин и торговых ларьков…

Кем же был имам Шамиль на фоне истории? И почему он сумел оставить столь серьезный след в сердечной памяти чеченцев?

Итак, в 1813 г. Россия полностью укрепляется в Закавказье. Северный Кавказ становится тылом Российской империи. В 1816г. наместником Кавказа царь назначает генерала Алексея Ермолова, все годы своего наместничества проводившего жесточайшую колониальную политику с одновременным насаждением казачества (только в 1829 г. на чеченские земли было переселено более 16 тысяч крестьян из Черниговской и Полтавской губерний). Воины Ермолова немилосердно сжигали чеченские аулы вместе с людьми, уничтожали леса и посевы, уцелевших чеченцев изгоняли в горы. Любое недовольство горцев вызывало проведение карательных акций. Самые яркие тому свидетельства остались в творчестве Михаила Лермонтова и Льва Толстого, поскольку оба воевали на Северном Кавказе. В 1818г. для устрашения Чечни была сооружена крепость Грозная (ныне город Грозный).

На ермоловские репрессии чеченцы отвечали восстаниями. В 1818 г., в целях их подавления, и началась Кавказская война, длившаяся более сорока лет с перерывами. В 1834 г. наиб Шамиль (Хаджи-Мурад) был провозглашен имамом. Под его руководством началась партизанская война, в которой чеченцы сражались отчаянно. Вот свидетельство историка конца 19-го века Р.Фадеева: «Горская армия, многим обогатившая русское военное дело, была явлением необычайной силы. Это была сильнейшая народная армия, с которой встретился царизм. Ни горцы Швейцарии, ни алжирцы, ни сикхи Индии никогда не достигали в военном искусстве таких высот, как чеченцы и дагестанцы».

В 1840 г. происходит всеобщее вооруженное чеченское восстание. После него, достигнув успеха, чеченцы впервые пытаются создать свое государство - так называемый имамат Шамиля. Но восстание подавляется со все нарастающей жестокостью. «Наши действия на Кавказе напоминают все бедствия первоначального завоевания Америки испанцами, - писал в 1841 г. генерал Николай Раевский-старший. - Дай Бог, чтобы завоевание Кавказа не оставило в русской истории кровавого следа истории испанской». В 1859 г. имам Шамиль терпит поражение и оказывается в плену. Чечня - разграблена и разрушена, однако еще около двух лет отчаянно сопротивляется присоединению к России.

В 1861 г. царское правительство наконец возвестило о завершении Кавказской войны, в связи с чем упразднило Кавказскую укрепленную линию, созданную для покорения Кавказа. Чеченцы сегодня считают, что в Кавказской войне 19-го века они потеряли три четверти своего народа; с обеих сторон тогда погибло несколько сот тысяч человек. По окончании войны Империя приступила к переселению выживших чеченцев с плодородных северокавказских земель, отныне предназначавшихся казакам, солдатам и крестьянству из глубинных российских губерг.ий. Правительство образовало специальную Комиссию по переселению, которая выдавала денежное пособие и транспорт переселенцам. С 1861 по

1865 г. в Турцию было так перевезено около 50 тысяч человек (это цифра чеченских историков, официальная - более 23 тысяч). Одновременно на присоединенных чеченских землях только с 1861 по 1863 г. было основано 113 станиц и в них расселено 13 850 казачьих семей.

С 1893 г. в Грозном начинается добыча большой нефти. Сюда приходят иностранные банки и инвестиции, создаются крупные предприятия. Начинается бурное развитие промышленности и торговли, принесшее взаимное смягчение и лечение российско-чеченских обид и ран. В конце 19-го - начале 20-го века чеченцы активно участвуют в войнах уже на стороне России, их покорившей. Никакого предательства с их стороны нет. Наоборот, существует много свидетельств об их беспремерном мужестве и самоотверженности в боях, об их презрении к смерти и умении терпеть боль и лишения. В Первую мировую этим прославилась так называемая «Дикая дивизия» - чеченский и ингушский полки. «Они идут в бой, как на праздник, и также празднично умирают…» - писал современник. Во время Гражданской войны большинство чеченцев тем не менее поддержало не Белую гвардию, а большевиков, полагая, что это борьба с Империей. Участие в Гражданской войне на стороне «красных» для большинства современных чеченцев является и сейчас принципиальным. Характерный пример: спустя десятилетие новых российско-чеченских войн, когда любовь к России потеряли даже те, кто ею обладал, сегодня в Чечне можно встретить такие картины, как видела я в селении Цоцан-Юрт в марте 2002 г. Многие дома не восстановлены, следы разрушений и горя повсюду, но памятник нескольким сотням воинов-цоцан-юртовцев, погибших в 1919 г. в боях с армией «белого» генерала Деникина, отреставрирован (был неоднократно обстрелян) и содержится в прекрасном состоянии.

В январе 1921 г. была провозглашена Горская советская республика, в которую вошла и Чечня. С условием: чтобы чеченцам были возвращены отобранные царским правительством земли и был признан шариат и адаты, древние правила чеченской народной жизни. Но уже через год существование Горской республики стало сходить на нет (полностью она ликвидирована в 1924 г.). А Чеченскую область вывели из нее в отдельное административное образование еще в ноябре 1922 г. Впрочем, в 20-е годы Чечня начинает развиваться. В 1925 г. появляется первая чеченская газета. В 1928-м начинает работать чеченская радиовещательная станция. Потихоньку ликвидируется безграмотность. В Грозном открываются два педагогических и два нефтяных техникума, а в 1931-м - первый национальный театр.

Однако одновременно это годы и нового этапа государственного террора. Первой его волной смыло 35 тысяч наиболее авторитетных к тому времени чеченцев (мулл и зажиточного крестьянства). Второй - три тысячи представителей только-только нарождавшейся чеченской интеллигенции. В 1934 г. Чечня и Ингушетия оказались объединены в Чечено-Ингушскую автономную область, а в 1936 г. - в Чечено-Ингушскую автономную республику со столицей в Грозном. Что не спасло: в ночь с 31 июля на 1 августа 1937 г. были арестованы еще 14 тысяч чеченцев, хоть чем-то выделявшихся (образованием, социальной активностью…). Часть была расстреляна почти сразу, остальные сгинули в лагерях. Аресты продолжались до ноября 1938 года. В результате была ликвидирована почти вся партийно-хозяйственная верхушка Чечено-Ингушетии. Чеченцы считают, что за 10 лет политических репрессий (1928-1938 гг.) погибло более 205 тысяч человек из самой продвинутой части вайнахов.

При этом в 1938 г. в Грозном открывается пединститут _ легендарное учебное заведение, кузница чеченской и ингушской интеллигенции на многие десятилетия вперед, прерывавший свою работу лишь на период депортации и войн, чудом сохранивший в первую (1994- 1996 гг.) и вторую (с 1999 г. до сих пор) войны свой уникальный педагогический коллектив.

Перед Великой Отечественной войной уже только четверть населения Чечни оставалась неграмотной. Работали три института и 15 техникумов. В Великой Отечественной участвовало 29 тысяч чеченцев, многие из которых ушли на фронт добровольцами. 130 из них были представлены к званию Героя Советского Союза (получили только восемь, из-за «плохой» национальности), а более четырехсот погибли, защищая Брестскую крепость.

23 февраля 1944 г. произошло сталинское выселение народов. Более 300 тысяч чеченцев и 93 тысячи ингушей депортировали в Среднюю Азию в один день. Депортация унесла жизни 180 тысяч человек. На 13 лет был запрещен чеченский язык. Лишь в 1957 г., после развенчания культа личности Сталина, выжившим было разрешено возвратиться и восстановить Чечено-Ингушскую АССР. Депортация 44-го года - тяжелейшая травма народа (каждый третий живущий чеченец, считается, прошел через ссылку), и народ до сих пор панически боится ее повторения; стало традицией всюду выискивать «руку КГБ» и признаки нового готовящегося переселения.

Сегодня многие чеченцы говорят, что самым лучшим временем для них, хоть они и оставались нацией «неблагонадежных», были 60-70-е годы, несмотря на проводимую в отношении них политику насильственной русификации. Чечня отстроилась, опять стала промышленным центром, многие тысячи людей получили хорошее образование. Грозный превратился в самый красивый город Северного Кавказа, здесь работали несколько театральных трупп, филармония, университет, знаменитый на всю страну нефтяной институт. При этом город развивался как космополитический. Здесь спокойно жили и дружили люди самых разных национальностей. Эта традиция была настолько крепка, что выдержала испытание первой чеченской войной и сохранилась до сих пор. Первыми спасителями русских в Грозном выступали их соседи-чеченцы. Но и первыми их врагами были «новые чеченцы» - агрессивные захватчики Грозного времен прихода к власти Дудаева, маргиналы, пришедшие из сел для реванша за прошлые унижения. Однако бегство русскоязычного населения, начавшееся с «чеченской революции 91-го года», большинство грозненцев восприняли с сожалением и болью.

С началом перестройки и тем более с развалом СССР Чечня опять становится ареной политических дрязг и провокаций. В ноябре 1990 г. собирается Съезд чеченского народа и провозглашает независимость Чечни, принимая Декларацию о государственном суверенитете. Активно дискутируется идея о том, что Чечня, добывающая 4 млн. тонн нефти в год, спокойно выживет и без России.

На сцене появляется национальный лидер радикального толка - генерал-майор Советской армии Джохар Дудаев, который на пике повсеместных постсоветских суверенитетов становится главой новой волны национал-освободительного движения и так называемой «чеченской революции» (август-сентябрь 1991 г., после путча ГКЧП в Москве - разгон Верховного Совета республики, переход власти к неконституционным органам, назначение выборов, отказ войти в Российскую Федерацию, активная «чеченизация» всех сторон жизни, миграция русскоязычного населения). 27 октября 1991 г. Дудаев был избран первым президентом Чечни. После выборов он повел дело к полному отделению Чечни, к собственной государственности для чеченцев как единственной гарантии, что колониальные замашки Российской империи в отношении Чечни больше не повторятся.

В это же время «революцией» 91-го года с первых ролей в Грозном был практически сметен небольшой слой чеченской интеллигенции, уступивший место, в основном, маргиналам, более смелым, жестким, непримиримым и решительным. Управление экономикой переходит в руки тех, кто не знает, как ей управлять. Республику лихорадит - не прекращаются митинги и демонстрации. И под шумок чеченская нефть уплывает неизвестно куда… В ноябре-декабре 1994 г. в результате всех этих событий начинается первая чеченская война. Ее официальное название - «защита конституционного строя». Начинаются кровопролитные бои, чеченские формирования дерутся отчаянно. Первый штурм Грозного длится четыре месяца. Авиация и артиллерия сносят квартал за кварталом вместе с гражданским населением… Война перекидывается на всю Чечню…

В 1996 г. стало ясно, что число жертв с обеих сторон перевалило за 200 тысяч. А Кремль трагически недооценил чеченцев: пытаясь сыграть на межклановых и межтейповых интересах, вызвал лишь консолидацию чеченского общества и невиданный подъем духа народа, а значит, превратил войну в малоперспективную для себя. К концу лета 1996 г., усилиями тогдашнего секретаря Совета Безопасности России генерала Александра Лебедя (погиб в авиакатастрофе в 2002 году) бессмысленное

кровопролитие удалось прекратить. В августе был заключен Хасавюртовский мирный договор (подписаны «Заявление» - политическая декларация и «Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой» - о не-войне в течение пяти лет). Под документами - подписи Лебедя и Масхадова, начальника штаба сил чеченского сопротивления. К этому моменту президент Дудаев уже мертв - он уничтожен самонаводящейся ракетой в момент телефонного разговора по спутниковому аппарату.

Хасавюртовский договор поставил точку в первой войне, но и заложил предпосылки для второй. Российская армия посчитала себя униженной и оскорбленной «Хасавюртом» - так как политики ей «не дали довести дело до конца», - что и предопределило беспримерно жестокий реванш в ходе второй чеченской войны, средневековые методы расправы и с гражданским населением, и с боевиками.

Впрочем, 27 января 1997 г. вторым президентом Чечни становится Аслан Масхадов (выборы прошли в присутствии международных наблюдателей и признаны ими) - бывший полковник Советской армии, с началом первой чеченской войны возглавивший сопротивление на стороне Дудаева. 12 мая 1997 г. президентами России и самопровозглашенной Чеченской республики Ичкерии (Борисом Ельциным и Асланом Масхадовым) был подписан «Договор о мире и принципах мирных взаимоотношений» (полностью забытый сегодня). Управлять Чечней «с отложенным политическим статусом» (согласно Хасавюртовскому договору) стали полевые командиры, выдвинувшиеся на лидирующие позиции в ходе первой чеченской войны, большинство из которых были людьми хоть и отважными, но необразованными и малокультурными. Как показало время, военная элита Чечни произрасти в политическую и экономическую не смогла. Началась невиданная грызня «у трона», в результате летом 1998 г. Чечня оказывается на пороге гражданской войны - вследствие противоречий между Масхадовым и его противниками. 23 июня 1998 г. на Масхадова происходит покушение. В сентябре 1998 г. полевые командиры, возглавляемые Шамилем Басаевым (на тот период - премьер-

министр Ичкерии), требуют отставки Масхадова. В январе 1999 г. Масхадов вводит шариатское правление, начинаются публичные казни на площадях, но и это не спасает от раскола и неповиновения. Одновременно Чечня стремительно нищает, люди не получают зарплат и пенсий, школы работают плохо или не работают вообще, «бородачи» (исламисты-радикалы) во многих районах нагло диктуют свои правила жизни, развивается заложничес-кий бизнес, республика становится мусоросборником российского криминала, а президент Масхадов ничего с этим поделать не может…

В июле 1999 г. отряды полевых командиров Шамиля Басаева («герой» рейда чеченских бойцов на Буденновск, с захватом больницы и роддома, результатом чего стали начавшиеся мирные переговоры) и Хаттаба (араба из Саудовской Аравии, умершего в своем лагере в горах Чечни в марте 2002 г.) предприняли поход на дагестанские горные села Ботлих, Рахата, Ансалта и Зондак, а также равнинные Чабанмахи и Карамахи. Россия должна чем-то отвечать?… Но в Кремле - нет единства. И результатом чеченского рейда на Дагестан становится смена руководства российских силовых структур, назначение директора ФСБ Владимира Путина преемником дряхлеющего президента Ельцина и премьер-министром РФ - на том основании, что в сентябре 1999 г., после августовских взрывов жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске с многочисленными человеческими жертвами, он согласился начать вторую чеченскую войну, отдав приказ о начале «антитеррористической операции на Северном Кавказе».

С тех пор многое поменялось. 26 марта 2000 г. Путин стал президентом России, на полную пиаровскую катушку использовав войну как средство создания образа «сильной России» и «железной руки» в борьбе с ее врагами. Но, став президентом, он так войну и не остановил, хотя после своего избрания имел для этого несколько реальных шансов. В результате кавказская кампания России теперь уже 21-го века вновь превратилась в хроническую и выгодную слишком многим. Во-первых, военной верхушке, делающей себе блестящие карьеры на Кавказе, получающей ордена, звания, чины и не желающей расставаться с кормушкой. Во-вторых, среднему и низовому военному звену, имеющему стойкий доход на войне за счет разрешенного сверху повального мародерства в селах и городах, а также массовых поборов с населения. В-третьих, и первым, и вторым, вместе взятым - в связи с участием в нелегальном нефтяном бизнесе в Чечне, который постепенно, по мере войны, перешел под совместный чечено-федеральный контроль, осененный государственным, по сути, бандитизмом («крышу-ют» федералы). В-четвертых, так называемой «новой чеченской власти» (ставленникам России), нагло наживающейся на средствах, выделяемых госбюджетом на восстановление и развитие экономики Чечни. В-пятых, Кремлю. Начавшись как стопроцентно пиаровская акция под выборы нового президента России, война впоследствии стала удобным средством лакировки реальной действительности вне территории войны - или увода общественного мнения от неблагополучного положения внутри руководящей элиты, в экономике, политических процессах. На российских штандартах сегодня - спасительная идея о необходимости защиты России от «международного терроризма» в лице чеченских террористов, постоянное подогревание которой позволяет Кремлю манипулировать общественным мнением как заблагорассудится. Что интересно: «вылазки чеченских сепаратистов» теперь возникают на Северном Кавказе всякий раз «к месту» - когда в Москве начинается очередной политический или коррупционный скандал.

Так воевать на Кавказе можно десятилетия подряд, как в 19-м веке…

Остается добавить, что сегодня, спустя три года после начала второй чеченской войны, опять унесшей многие тысячи жизней с обеих сторон, никто точно не знает, сколько людей живет в Чечне и сколько вообще чеченцев на планете. Разные источники оперируют цифрами, отличающимися в сотни тысяч человек. Федеральная сторона преуменьшает потери и масштабы беженского исхода, чеченская - преувеличивает. Поэтому единственным объективным источником остаются результаты последней переписи населения в СССР (1989 г.). Чеченцев тогда насчитали около миллиона. А вместе с чеченскими диаспорами Турции, Иордании, Сирии и некоторых стран Европы (в основном это потомки переселенцев времен Кавказской войны 19-го века и Гражданской войны 1917-20 гг.) - чеченцев было чуть больше миллиона. В первую войну (1994-1996 гг.) погибло око-то 120 тысяч чеченцев. Число погибших в ныне продолжающуюся войну неизвестно. Учитывая миграцию после первой войны и в течение нынешней (с 1999 г. и до сих пор), ясно, что произошло повсеместное увеличение численности чеченских диаспор за рубежом. Но до каких размеров, вследствие распыленности, - тоже неизвестно. По моим личным и необъективным данным, основанным на постоянном, в течение всей второй войны, общении с главами районных и сельских администраций, в Чечне сегодня остается от 500 до 600 тысяч человек.

Многие населенные пункты выживают как автономные, перестав ожидать помощи как из Грозного, от «новой чеченской власти», так и с гор, от масхадовцев. Скорее, сохраняется и укрепляется традиционное социальное устройство чеченцев - тейповое. Тейпы - это родовые структуры или «очень большие семьи», но не всегда по крови, а по типу соседских общин, значит, по принципу происхождения из одного населенного пунта или территории. Когда-то смыслом создания тейпов была совместная защита земли. Теперь смысл - физическое выживание. Чеченцы говорят, что сейчас существуют более 150 тейпов. От очень больших - тейпы Беной (около 100 тысяч человек, к нему принадлежит известный чеченский предприниматель Малик Сайдулаев, а также национальный герой Кавказской войны 19-го века Байсан-гур), Белгатой и Гейдаргеной (к нему принадлежали многие партийные руководители советской Чечни) - до маленьких - Туркхой, Мулкой, Садой (в основном это горные тейпы). Некоторые тейпы играют сегодня и политическую роль. Многие из них продемонстрировали свою общественную устойчивость и в войнах последнего десятилетия, и в короткий промежуток между ними, когда существовала Ичкерия и действовал шариат, отрицающий такой тип образований, как тейпы. Но за чем будущее, пока неясно.