Душечка краткое содержание на английском. Чеховская "Душечка"- идеальная женщина или русская Психея

Мнения современников о героине рассказа “Душечка” (1898) оказались резко противоположны. Рассказ нравился практически всем, над ним смеялись и плакали. Но что является в Душечке главным и как автор предлагает к ней относиться, - на этот счет высказывалось и продолжает высказываться немало взаимоисключающих суждений.

Душечка - безликая раба своих привязанностей? (Так воспринимал героиню рассказа Горький.)

Душечка - непостоянное, беспринципное существо? (Такой предстает она в отзыве Ленина.)

Душечка - воплощение истинного предназначения женщины?

(Такой ее увидел Л. Толстой.)

Многозначность образа и произведения, возможность разностороннего понимания и толкования - свойство творений высокого искусства. Недаром Лев Толстой поставил образ Душечки рядом с образами Дон Кихота и Санчо Пансы, с образом шекспировского Горацио из “Гамлета”. Толстой утверждал, что осмеяние присутствует в основе замысла “Душечки”, но полагал, что рассказ получился не таким, каким его задумывал Чехов. “Душечку” он считал шедевром, но получившимся как бы помимо или вопреки авторским намерениям, “бессознательно”: задумывалось осмеяние - получилось восхваление.

Итак, что в этом рассказе: осмеяние, любование? И что главное в Душечке? И еще - действительно ли образ получился именно таким вопреки воле автора или намерение Чехова выразилось вполне определенно и дело в том, чтобы почувствовать, угадать, увидеть это намерение?

Как можно его увидеть? Вслушиваясь в тот язык, на котором автор говорит с читателями, - язык художественных средств, приемов. Повторение - излюбленное Чеховым художественное средство - в рассказе “Душечка” является едва ли не основным способом построения произведения.

История рассказывает о смене четырех привязанностей Душечки. Антрепренер, лесоторговец, ветеринар, маленький гимназист поочередно входят в ее жизнь, потом покидают (или могут покинуть ее) - так задана четырехчастная композиция рассказа. Поскольку каждая из четырех частей-ситуаций складывается по одинаковой схеме (понимание Душечкой чужого положения - жалость или сочувствие - любовь - воспроизведение чужих мнений - конец), уже где-то к середине второй из них читатель настраивается на ожидание повторения. И не ошибается; а потом это читательское ожидание оправдывается еще раз.

И чаще всего, прибегая к повторению, писатель рассчитывает на комический эффект. Монотонность, ожидаемость ситуаций, однообразие действий, помноженное на как бы механическую заданность их воспроизведения, - все это настраивает читателя на ироническую реакцию.

На повторении основана не только композиция “Душечки”. Повторы - большие и малые - встречают нас с самого начала произведения.

Первые же слова чеховского рассказа содержат незаметную подсказку и о среде, в которой будет происходить действие, и даже о тональности дальнейшего повествования. Делается это также при помощи повторения - в данном случае суффиксов. Душечка, Оленька, на крылечке: уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторенные в заглавии и в первой фразе, настраивают на рассказ о знакомых читателю обстановке и типе людей, о среднем и обыденном.

Но если читатель поддался обаянию этих суффиксов и уже настроился на сентиментальный лад, на умиление и любование, - автор немедленно перебивает это ожидание.

Тут же возникает персонаж с нелепой фамилией Кукин (нелепой именно в соединении с экзотическим для русской провинции и претенциозным названием “Тиволи”). И вновь нужный автору эффект достигается с помощью повторения. Уже на первой страничке Кукин, как цирковой клоун-неудачник, трижды проваливается, трижды оказывается жертвой ненавистных ему враждебных сил - дождливой погоды и невежественной (т.е. равнодушной к его затеям) публики. Ясно, что такое повторение ведет к несомненно комическому восприятию этого персонажа и всего, что с ним происходит.

Итак, уже на первой странице рассказа (а всего в нем этих страничек 12) устанавливается его основная тональность, основной принцип, по которому будет вестись повествование. Этот принцип - не единый тон рассказа, допустим лирический, сентиментальный или, наоборот, только иронический, насмешливый. Это соединение противоположных тональностей, сменяющих, а точнее, перебивающих одна другую: то серьезной, то иронической; то лирической, то комической. По этому принципу строится повествование в “Душечке”, и именно такое художественное построение помогает понять авторский смысл произведения.

Первой страницей не ограничивается использование повторений в этом рассказе. Повторяются не только слова и ситуации. Чехов чередует описание одноразовых событий или сцен с тем, что происходит обычно, повторяется всегда или часто. Так на чередовании однократного с повторяющимся автор строит художественное время в рассказе.

Свой отчаянно-истерический монолог в предчувствии опять надвигающегося дождя Кукин произносит перед Оленькой “одним жарким вечером”. Но потом мы узнаем, что все повторилось и на второй день, и на третий. Также в один прекрасный день Оленька почувствовала, что полюбила этого страдальца. Но далее мы узнаем, что она всегда кого-нибудь любила “и не могла без этого”. Четырежды повторяется слово “любила” - так автор обозначает главное содержание Оленькиной жизни. И удовольствие, которое испытывал всякий при взгляде на нее - и мужчины, и знакомые дамы, - обозначается как реакция, неизменно повторявшаяся. Предложение, которое ей сделал Кукин, их венчание, его поездка в Москву в Великий пост, телеграмма с известием о его смерти - события однократные. А все, чем было заполнено время в промежутках между этими событиями, обозначено как постоянно повторявшееся: и хлопоты Душечки в саду, в театре, и то, как она, слово в слово за мужем, бранила публику или восхваляла театральное дело, и то, как актеры называли ее “мы с Ваничкой” и “душечкой”, и ничем не устранимая склонность Кукина жаловаться на судьбу, и то, как она его жалела и утешала...

“Однажды” здесь выступает синонимом “всегда”. Так обычно Чехов организует время в своих рассказах: получается сложная, емкая краткость - целые судьбы, изложенные на нескольких страницах.

Дважды говорится в этом описании “жили хорошо”. Это уже повторение некоторой оценки. Конечно, здесь “хорошо” отражает точку зрения героини: это она от такой жизни “полнела и вся сияла от удовольствия”, спутник же ее на этом жизненном отрезке лишь “худел и желтел и жаловался”. Потом, также дважды, это “хорошо” повторится в описании следующего отрезка жизни Душечки, уже с лесоторговцем Пустоваловым; и станет окончательно ясно, что “хорошо” в ее мире, с ее точки зрения, - это когда ей есть кого любить и о ком заботиться. И, встречая в очередной раз такое “хорошо”, читатель готов воспринять его не в прямом смысле, а с долей иронии.

Так что намеченный в начале рассказа принцип: дать читателю проникнуться чувством, испытываемым героиней, но затем обязательно обозначить относительность, ограниченность этого чувства, улыбнуться над этой ограниченностью - последовательно соблюдается.

Даже телеграмма о смерти Кукина, сделавшая Душечку глубоко несчастной, содержит нелепо-смешные слова “сючала”, “хохо-роны”. Эти “хохороны вторник”, кстати, странно повторяют ранее уже связанный с Кукиным мотив. Свой монолог с жалобами на судьбу он произносил во второй день разговоров с Оленькой “с истерическим хохотом”. Как будто эхом-повтором с того света звук этого кукинского истерического хохота отозвался в телеграмме.

И далее повторяется этот прием снижения, обозначения относительности чувств героини и того, как она сама оценивает происходящее. О чувстве одиночества и пустоты, владевшем Оленькой после того, как ей некого стало любить, сказано: “И так жутко, и так горько, как будто объелась полыни”. Сами чувства высокого порядка, а объяснение их - через растительно-животные ассоциации. Снова снижение, снова ироническая улыбка. Фразы, подобные этой, объединяют в себе не однозначную, а двойственную (сочувственно-ироническую) характеристику и оценку.

Так повторения становятся главным организующим принципом рассказа - от его композиции в целом до способов характеристики героев, от соотнесенности отдельных абзацев до перекличек внутри одного предложения.

Но не только целям иронии по отношению к героине служат художественные средства, применяемые автором, и главное среди них - повторения.

Повторения в искусстве (не обязательно только в словесном) служат созданию ритма отдельного отрывка или произведения в целом. Что-то (какая-то группа звуков, слов) должно несколько раз повториться, чтобы у слушателя, читателя возникло ощущение ритма, лежащего в основе данного произведения. И тогда художник, добиваясь нового, более сильного воздействия, может прибегнуть к следующему приему - к нарушению ритма, отклонению от заданного ритма. И Чехов не раз к нему прибегает.

Ритм в построении “Душечки” - четыре, приблизительно сходные по началу, развитию и концовке, эпизода в жизни героини. Но вот посреди второго эпизода возникает мотив - упоминание о мальчике, лишенном родительской любви, - мотив, который, как потом окажется, откликнется в эпизоде четвертом и последнем и который придаст совсем особый смысл облику героини и итоговому к ней отношению.

Именно этот мальчик станет новой, последней и самой главной привязанностью Душечки. Казалось бы, с помощью повторений заданный ритм полностью воспроизводится и в этой части рассказа. Душечка сначала сочувствует появившемуся на ее пути человеку, потом ею овладевает любовь к нему (“сердце у нее в груди стало вдруг теплым и сладко сжалось... она смотрела на него с умилением и с жалостью...”), и эта любовь сопровождается полным переходом к его кругу понятий (“Островом называется часть суши...”).

На самом деле ритм в этом эпизоде резко нарушен. Душечкой овладевает неведомая ей прежде любовь, материнская, - нечто совсем отличное от любви к ее бывшим мужьям. И по отношению к этой последней любви (“точно этот мальчик был ее родной сын”) все прежние кажутся ничтожными, неподлинными.

В этой части как бы отменяется заданный в прежних эпизодах способ воссоздания чувств героини. Прежде после передачи этих чувств и ощущений Душечки - чаще всего умиления, довольства, приятности - в повествовании обязательно следовало что-то, эти чувства и ощущения снижавшее, отменявшее. Перебивы, иронические снижения последовательно сопровождали все предыдущие характеристики внутреннего мира героини. Образ Душечки представал в двояком освещении: трогательное и милое в ней было неотделимо от смешного и ограниченного. Лирическому началу в повествовании о ней неизменно сопутствовало начало ироническое.

Но в последнем эпизоде, когда любовь Душечки приняла совсем новое направление, о ней сказано совершенно иначе.

“Ах, как она его любит! Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней все более и более разгоралось материнское чувство. За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления. Почему? А кто ж его знает - почему?”

В своем главном свойстве - любвеобилии - Душечка не изменилась. Осталось неизменным и другое свойство ее души - “покоряться” без остатка тому, кого полюбит. Об этом свойстве напоминают следующие же абзацы, в которых Душечка рассказывает, встречным “об учителях, об уроках, об учебниках, - то же самое, что говорит о них Саша”, и плачет с Сашей, когда готовит вместе с ним уроки. Чеховская усмешка остается в повествовании о Душечке до конца, но она уже не отменяет того понимания, сочувствия героине, к которому автор привел нас в последнем эпизоде своего рассказа, понимания того, в каком соотношении находятся в Душечке ее свойства, какое из них является главным, а какие - сопутствующими. Только с появлением Саши по-настоящему реализовалось и развернулось главное дарование Душечки - способность к самоотверженной любви.

Так что же, “Душечка” - рассказ об этом даре, который дается не каждому, а в таком исключительном сгущении вообще редко встречается? Да, это рассказ именно о человеке, способном любить до самозабвения. И о тех смешных, забавных и нелепых проявлениях, которые принимает в реальной действительности эта способность. Смешны и ничтожны прежде всего избранники Душечки, а она смешна в той мере, в какой перенимает их образ жизни и видение мира. Главное же в ней - неисчерпаемый запас любви.

В искусстве сила любви нередко измеряется готовностью умереть за любимого человека. Оленька искренно убивается после смерти и Кукина и Пустовалова, и в своих причитаниях - как риторическую фигуру - она вполне могла высказать желание уйти вместе с ними в мир иной. Но умереть ради Кукина или Пустовалова выглядело бы действительно нелепостью. А истинность любви к Сашеньке подтверждается именно готовностью отдать за него жизнь - “с радостью, со слезами умиления”. Это-то и говорит о подлинности и причастности самому высокому последнего чувства Душечки.

Душечка живет в той же среде, среди людей такого же склада и уровня, что и Ионыч. Силу этого окружения, невозможность вырваться из навязанных им форм жизненного поведения испытывают на себе и Ионыч и Душечка: он - попытавшись сопротивляться и противостоять этим формам, она - принимая их добровольно и с радостью. Но обрисованы эти два героя Чеховым по-разному, и разные стороны своего представления о мире воплотил в них писатель.

“Ионыч” - рассказ о поражении в жизненной борьбе, он строится как повествование о незаметной, но неумолимой деградации человека. С Душечкой такой деградации не происходит. Необыкновенный дар, который она несет в себе, позволяет ей не просто сохраниться неизменной, а найти в убогой обыденной жизни применение этому небесному дару. Обладание таким даром действительно высветляет и возвышает ее, хотя чаще кажется, что она - плоть от плоти этого жалкого и ничтожного мира.

Толстой, руководимый своими взглядами на назначение женщины и очарованный в чеховской героине даром любви-самоотвержения, не хотел осмеяния того, что считал святым и прекрасным. Он объяснял неоднозначное освещение героини рассказа тем, что Чехов хотел написать одно, вышло же у него благодаря вмешательству “бога поэзии” другое: мол, Чехов хотел посмеяться над Душечкой, в результате же ее возвеличил. Но Чехов-художник, конечно же, остался в полном обладании искусством изображать сложное в простом. Он писал не о том, какой должна быть женщина. Что женщины могут быть совершенно другими, он показал - мимоходом, мельком, но вполне отчетливо - в образе жены Смирнина, матери Саши. Ей не отпущено любви: ни к мужу, ни к ребенку, - хотя она-то, вполне возможно, и могла бы проявить себя в какой угодно общественной или профессиональной области.

Все равно - читатель сочувствует не ей, а Душечке в открытом и тревожном финале рассказа: неужели неумолимый ритм не будет нарушен и Душечка лишится того, что наполняет ее жизнь, и на этот раз, как в трех предыдущих случаях?

Антон Павлович Чехов - общепризнанный классик мировой культуры. За свою жизнь он написал множество замечательных произведений, которые были переведены более чем на 100 языков. Всем нам известны его бессмертные пьесы «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры». Но многим его читателям он более запомнился как автор коротких юмористических и сатирических рассказов. Один из них называется «Душечка». Краткое содержание произведения приведем в статье.

Знакомство с главной героиней

Ольга Семеновна Племянникова - дочь отставного коллежского асессора. Она живет на окраине города в Цыганской слободе, недалеко от сада «Тиволи», где скучающую публику развлекают музыкальными номерами и театральными постановками. Оленька - барышня приятной наружности с мягким кротким взглядом. Окружающие ее любят.

Она производит хорошее впечатление. Ее наивность и абсолютная доброта нравятся как мужчинам, так и женщинам, которые ее так и называют - душечка. В сердце цветущей розовощекой барышни неизменно присутствует какая-нибудь привязанность. Она испытывает постоянное желание любить кого-то. Сначала Оленька обожала своего отца, который теперь сделался старым и больным, потом - свою тетю, навещавшую ее два раза в год. А до этого девушка питала нежные чувства к учителю французского. Сейчас сердце Оленьки свободно и жаждет новой привязанности. Почувствовать, насколько мила, наивна и доверчива главная героиня этого произведения, можно, даже прочтя лишь его краткое содержание. Чехова "Душечка" - рассказ о простодушной, бесхитростной девушке, вместе с тем очень приятной для окружающих.

Оленька, Иван Петрович Кукин и его театр

Рядом с Ольгой во флигеле живет антрепренёр и владелец увеселительного сада «Тиволи» Иван Петрович Кукин. Он часто жалуется на то, что публика нынче невежественна и равнодушна к искусству, что на улице который день льет дождь, что делает невозможным проведение представлений. В результате всего этого он, большой любитель и знаток музыки и театра, терпит колоссальные убытки. Душа Оленьки преисполняется жалостью к этому человеку. Несмотря на то что Кукин мал ростом, тощ и говорит «жиденьким тенорком», сердце милой барышни наполняется любовью. Молодые женятся. Теперь Оленька по вечерам поит мужа малиновым отваром, натирает его одеколоном и кутает в свои мягкие шали.

А он продолжает жаловаться на жизнь, худеет и желтеет. Молодая жена устраивается к нему в театр, так же, как и он, ругает публику за невежество, сетует на плохую погоду и разбирается с газетчиками, которые плохо отзываются о саде «Тиволи». И в этом вся душечка. Краткое содержание рассказа, приведенное далее, читается быстро на одном дыхании.

Новый брак героини

Но история любви Оленьки и Кукина закончилась трагически - муж любвеобильной барышни скоропостижно скончался в Москве, куда поехал, чтобы набрать новую труппу. Наша героиня очень тяжело переживала смерть супруга, правда, недолго. Уже через три месяца в ее сердце вселилась новая привязанность. Василий Андреевич Пустовалов, очень степенный и хозяйственный человек, работал управляющим лесным складом у купца Бабакаева. Оленька полюбила его всем сердцем. Вскоре молодые поженились. Теперь розовощекая барышня со знанием дела говорила о подорожании леса, тарифах на древесину и так далее. Ей казалось, что она уже давно занимается этим. Дома у Пустоваловых всегда вкусно пахло сдобным хлебом, жареным мясом, борщом и пирогами. Оленька полнела, довольная своей замужней жизнью.

Василий Андреевич не любил никаких развлечений, в том числе и театр. Даже в праздники он сидел дома. Оленька разделяла все мысли и помыслы своего супруга. Теперь она говорила знакомым, что театр - это пустяковое развлечение не для людей труда, таких, как она и ее муж. Когда Пустовалов уезжал в Могилевскую губернию за лесом, Оленька очень скучала. Иногда в такие дни ее навещал ветеринар Смирнин, который разошелся с женой, оставив маленького сына. Наша героиня, вздыхая, настоятельно советовала ему помириться с супругой ради ребенка. Молодую женщину, описанную автором в рассказе, прекрасно характеризует даже его краткое содержание. Чехова "Душечка" - это произведение о барышне, которая всем сердцем отдается своей привязанности, правда, лишь до тех пор, пока ее не сменит другая симпатия. И в этом мы скоро убедимся.

Очередная привязанность Оленьки

В полной любви, понимании и согласии прожили Пустоваловы шесть счастливых лет. А потом Василий Андреевич повторил судьбу своего предшественника Ивана Петровича. Муж Оленьки скоропостижно скончался, простудившись в морозную зиму в лесу. Молодая вдова погрузилась в траур, который на этот раз длился шесть месяцев. А спустя это время соседи уже видели барышню во дворе дома в компании ветеринара Смирнина.

С этих пор душечка стала говорить только о болезнях коров, чуме рогатого ската, о городских бойных, о зараженном молоке и так далее. Всем окружающим стало понятно, что в душе Оленьки появилась новая привязанность. Она всем сердцем отдалась ей, разделяя целиком все мысли и поступки Смирнина. Счастье ее на этот раз длилось недолго: вскоре военного ветеринара распределили в дальний полк, и он уехал. Понять, что творилось в душе Оленьки после этого, нам поможет оценка ее моральных качеств, вернее, их анализ. Чехова "Душечка" повествует о женщине, весь смысл жизни которой заключается в том, чтобы любить кого-то и делать существование этого человека комфортным и счастливым. Она не может и не желает жить для себя. После отъезда Смирнина окружающие не узнавали прежнюю Оленьку: она похудела, резко постарела, подурнела. Люди уже не улыбались ей, как раньше, избегали ее. Было понятно, что началась у душечки совсем другая, одинокая, пустая жизнь. Казалось, что перемен в ней уже не будет.

Возвращение Смирнина

День за днем, год за годом протекало серое, унылое существование главной героини. О том, как было тяжело Оленьке, можно понять, даже прочитав краткое содержание рассказа Чехова. Душечка теперь ни с кем не говорила по той причине, что ей просто нечего было сказать. Раньше, когда она была замужем, все в ее жизни имело смысл: и музыка в саду «Тиволи», и лесные склады, и внутренний двор, и осенний дождь… А теперь она решительно не знала, зачем нужны этот дождь, театр, двор. В душе ее было пусто. Все изменилось в один момент, когда на пороге ее большого и такого пустого дома показался Смирнин. Он рассказал Оленьке о том, что ушел в отставку, помирился с женой и приехал в этот город, чтобы найти жилье для своего сына, который уже подрос и должен был пойти в гимназию. Женщина расплакалась и предложила Смирнину с его семьей остановиться у нее. Если бы бывший военный ветеринар отказал ей, это стало бы страшным ударом для нее. Но Смирнин согласился, и уже на другой день в доме красили стены и белили крышу. Оленька вдруг ожила, помолодела, на ее губах вновь появилась улыбка. Она ходила по двору счастливая, распоряжалась. Жизнь ее наполнилась смыслом.

Материнские чувства в душе Оленьки

На следующий день во дворе дома появилась некрасивая дама с капризным выражением лица и маленький полненький мальчик. Это и сын Смирнина. Оленька селится во флигеле, освобождая свой дом для семьи отставного ветеринара. Жена Смирнина вскоре отправляется в Харьков к сестре и долго не возвращается. Сам глава семейства часто уезжает куда-то. Саша остается один, брошенный своими родителями. Оленька забирает мальчика к себе во флигель. Она заботится о нем, учит с ним уроки, провожает в школу, балует сладостями. И в этом теперь весь смысл ее жизни. «Это самая моя большая привязанность из всех, что были прежде», - рассуждает душечка. Краткое содержание произведения вполне может передать всю полноту материнских чувств, накрывших с головой нашу героиню.

Новый смысл жизни Оленьки

Теперь женщина живет жизнью гимназиста Саши. Она рассказывает окружающим о трудностях обучения нынче в гимназиях, о уроках, учителях и учебниках. Материнское чувство к мальчику разгорается в ней день ото дня. Она обожает в нем все: его ямочки на щеках, волосы, большой не по росту картуз.

Окружающие теперь встречают помолодевшую и похорошевшую Оленьку с улыбкой. Она вновь производит приятное впечатление. Единственное, чего боится героиня, это того, что у нее отнимут Сашеньку. Каждый раз при стуке в калитку она с испугом вскакивает и выглядывает: не принес ли почтальон телеграмму из Харькова от матери мальчика?

Вот о какой неординарной женщине повествует нам данное произведение. "Душечка" - это пример самоотверженной любви, самопожертвования ради счастья другого человека. Героиня ввиду повторяющихся ситуаций с обретением смысла жизни и его потерей изображена автором комически. Каждый раз ее судьба складывается по одному и тому же сценарию. Однако нам хочется видеть в Оленьке только хорошее и радоваться, что она в очередной раз нашла свое счастье.

Остается открытым финал произведения Чехова «Душечка», краткое содержание которого приведено выше. У читателя возникает вопрос: "Повторится ли история потерь для Оленьки или она наконец-то обретет счастье?" Каждый из нас на него ответит по-своему.

Рассказ «Душечка», написанный в 1899 г., относится к последнему периоду творчества А. П. Чехова.

Особенностью рассказа является многозначность образа главной героини, дающая возможность разностороннего понимания и толкования этого произведения. Именно поэтому один из лучших чеховских рассказов, история «жизни в любви», вызывал и продолжает вызывать сегодня противоречивые мнения и оценки.

Тематика произведения

Основная тема произведения – любовь, которую Чехов противопоставляет ценностному вакууму общества. При этом сущность любовь в понимании главной героини состоит в умении давать любовь, а не получать.

Обладая даром видеть сложное в простом, Чехов в обыденной жизни обыкновенного человека находит и показывает то, что составляет суть этого человека, ради чего он живет.

Сюжетно-композиционное построение рассказа

В «Душечке» четко прослеживаются две сюжетные линии. «Цепочка увлечений» Душечки рисует образ легкомысленной дамы, быстро меняющей сердечные привязанности и растворяющейся в своих избранниках. «Цепочка потерь и утрат» рисует чувства Ольги Семеновны при утрате своих возлюбленных.

Четырехчастная композиция рассказа соответствует смене четырех привязанностей Душечки. Для построения повествования Чехов использует прием повторения: в каждой из четырех частей ситуация развивается по одинаковому сценарию. Душечка понимает чужое положение, проникается сочувствием, затем любовью, становясь «эхом» и «тенью» возлюбленного, затем наступает конец ситуации. Такое однообразие действий и прогнозируемость дальнейшего развития событий создают комический эффект.

Время в рассказе писатель организует путем чередования повторяющихся сцен и однократных событий. Повествование в трех частях касается прошлого героини, только в четвертой части употребляются глаголы настоящего времени.

Финал рассказа Чехов оставил открытым: повторится ли для Душечки снова ситуация потери? Неужели она лишится того, что наполняет ее жизнь и придает ей смысл?

Система образов рассказа

Основными героями произведения являются Ольга Семеновна Племянникова (Душечка), Кукин, Пустовалов, ветеринар, его сын Саша. Образ Кукина имеет комическую направленность. Образы других персонажей выписаны не так ярко.

Наибольшее внимание уделено образу главной героини. Образ Душечки сложен и противоречив. Дар самоотверженной любви, которым одарена героиня, удивительным образом переплетается с полным отсутствием духовных интересов, неспособностью к самостоятельному мышлению («у нее не было никаких мнений»).

В первых трех частях образ Душечки имеет две проекции: Чехов показывает трогательное и милое в этой женщине и одновременно подтрунивает над смешным и ограниченным в ней. Используя прием снижения, писатель сначала дает возможность проникнуться чувствами героини, но при этом показывает ограниченность и относительность этих чувств, и эта ограниченность не может не вызывать улыбки читателя. Ольга целиком растворяется в мире своего избранника, теряя при этом собственную индивидуальность. Не случайно героиня лишена собственной речевой характеристики, а повторяет, словно эхо, слова своих мужей. С помощью речевых деталей Чехов показывает изменение лексики Душечки – беседы на театральную тему при Кукине сменяются употреблением лесотехнических терминов при Пустовалове, а затем – разговорами о болезнях лошадей при ветеринаре Смирнине.

В четвертой части рассказа ирония исчезает. Душечка предстает перед читателем в новом свете – свете материнской любви. С появлением в ее жизни гимназиста Саши, лишенного родительской любви, в Ольге просыпается материнская любовь. «Ах, как она его любит!». Все прежние чувства кажутся ничтожными, ненастоящими в сравнении с этой последней любовью. Душечка реализует свой главный дар, так отличающий ее от мира обывателей, - способность к самоотверженной любви. Женщина в этом чувстве обретает себя. Душечка вырастает из ограниченной мещанки в истинно чеховскую героиню, вызывающую понимание и сочувствие.

Художественное своеобразие рассказа

Рассказ написан в художественном стиле. Художественное построение текста основано на чередовании лирической и комической тональности повествования. Своеобразие рассказа проявляется в повторении уменьшительно-ласкательных суффиксов, использовании приема повторения на всем протяжении рассказа, внимании к речевым деталям.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

В молодой дочери мелкого чиновника Оленьке, полной, розовощёкой, жалостливой барышне с кротким, мягким взглядом жило страстное желание кого-нибудь любить. Объекту своей любви она стремилась принадлежать целиком, так чтобы целиком проникнуться его заботами и мыслями. Любовь преображала Оленьку даже внешне: с её лица не сходила добрая, светлая, наивная улыбка, и знакомые дамы, глядя на неё, в порыве удовольствия говорили: «Душечка!»

В детстве Душечка любила вначале своего папашу, потом тётю, которая иногда приезжала из Брянска, а после – своего учителя французского языка. Когда Оленька выросла, у неё стали появляться более серьёзные увлечения. Вначале она полюбила Кукина, молодого содержателя увеселительного сада «Тиволи», который квартировал у неё во флигеле. Человек нервный и эмоциональный, Кукин целыми днями бегал по двору и, воздевая руки к небу, жаловался на равнодушие публики к его заведению, на постоянные убытки. Душечка вначале жалела этого малорослого и тощего мужчину, который говорил жидким тенорком, кривя рот. Потом жалость перешла в любовь.

«Душечка». Фрагменты фильма по рассказу А. П. Чехова

Они повенчались. После свадьбы Оленька сидела у Кукина в кассе, записывала расходы и говорила всем знакомым, что самое замечательное и важное на свете – это театр, но публика не понимает этого, ей нужен балаган. Что говорил о театре и об актерах «её Ваничка» Кукин, то повторяла и она. Когда дела в увеселительном саду шли хорошо, Душечка полнела и вся сияла от удовольствия, хотя Кукин постоянно худел и желтел и жаловался на страшные убытки. Однажды он уехал в Москву набирать труппу, и оттуда Душечке пришла телеграмма: её муж скончался.

После похорон Оленька рыдала так, что слышно было на улице, а соседки крестились. Однако три месяца спустя, возвращаясь с церковной обедни, она случайно шла вместе с Василием Андреичем Пустоваловым, управляющим лесным складом купца Бабакаева. Пустовалов посочувствовал горю Душечки, и ей понравился этот степенный, солидный человек с бородой. Вскоре он пришёл к ней с визитом, потом сыграли и свадьбу.

Оленька теперь в обед сменяла нового супруга на лесном складе и сидела там до вечера, писала счета и отпускала товар. Знакомым она жаловалась, что доски дорожают, и «её Васичка» теперь должен ездить за ними в Могилевскую губернию. По ночам ей снились бесконечные вереницы подвод, везущих брёвна, балки и горбыли. Тихо и смирно, в любви и полном согласии прожили Пустоваловы шесть лет. Но как-то зимой Василий Андреич, напившись горячего чаю, вышел без шапки отпускать лес, простудился, занемог и умер.

Душечка безутешно рыдала, полгода носила траур и даже не открывала ставни на окнах. Но потом соседи узнали, что она часто пьёт вместе чай с полковым ветеринаром Смирниным, квартировавшим у нее во флигеле. Смирнин был женат и имел сына, но с женой разошелся, так как она ему изменила. Он очень переживал по поводу своих семейных несчастий, и добродушная Оленька сжалилась над ним…

Друзьям Душечка теперь рассказывала, что у них в городе нет правильного ветеринарного надзора, и поэтому люди часто заболевают от молока, заражаются от лошадей и коров. Другую бы осудили, но о вновь засиявшей своей доброй улыбкой Оленьке никто не мог подумать дурно. Однако счастье на сей раз продолжалось недолго: «её Володичка» уехал вместе с полком куда-то очень далеко.

Душечка вся переменилась. Её душу охватили безучастность и пустота. Она постарела, подурнела, ела и пила словно поневоле и даже перестала гладить свою чёрную кошечку Брыску. Так прошло несколько лет. Но в один жаркий июльский день в калитку постучали, и Оленька обомлела: за воротами стоял ветеринар Смирнин, уже седой. Он вышел в отставку и решил поселиться в этом городе.

Смирнин приехал с семьёй. С женой он помирился, а сына, 9-летнего Сашу, уже было пора отдавать в гимназию. Смирнин искал квартиру. Хотя с ним приехала и жена, Душечка с радостью предложила, чтобы они все поселились в её доме, а сама решила перейти во флигель.

Всю свою неутолённую любовь Душечка теперь перенесла на мальчика Сашу. Мать его вскоре уехала, легко оставив сына. Со Смирниным Оленька уже не сошлась, но Сашу поселила во флигеле вместе с собой. По утрам она любовалась, как он крепко спит, потом будила его на гимназические занятия и поила чаем. В большом картузе и с ранцем на спине маленький Саша выходил из дома, а Душечка бежала сзади, суя ему в руку финик или карамельку. Из прежних привязанностей Оленьки ни одна не была такою глубокой, как материнское чувство к этому чужому мальчику с ямочками на щеках.

Со знакомыми она теперь говорила о том, как нелегко учиться в гимназиях, какие трудные там задают уроки. По вечерам, укладывая Сашу спать, Душечка мечтала, как он в будущем станет доктором или инженером, будет иметь собственный большой дом, женится и у него родятся дети…

На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст рассказа «Душечка» . Краткие содержания других произведений А. П. Чехова - см. ниже в блоке «Ещё по теме...»

Антон Павлович Чехов написал рассказ «Душечка» в 1899 году. Он относится к позднему творчеству писателя. Примечательно, что Чехова «Душечка» сразу же вызвала неоднозначную оценку в литературных кругах.

Основная тема произведения - любовь. Только у главной героини она становится не просто потребностью, а смыслом жизни. Причем гораздо важнее для нее не получать любовь, а дарить ее. Комичность ситуации в том, что каждый раз история самоотверженных глубоких чувств героини повторяется. Композиция рассказа состоит из четырех частей: по числу сердечных привязанностей в жизни Оленьки. Приведем ниже краткое изложение данного литературного творения.

Несколько слов о главной героине

Оленька Племянникова, дочь коллежского асессора в отставке, живет в своем доме вместе с отцом. Это розовощекая барышня с белой нежной шейкой, пухлыми ручками, кротким взглядом и умильной улыбкой.

Окружающие любят симпатичную девушку. Она нравится всем без исключения. При разговоре с ней так и хочется тронуть ее за руку и сказать ей: «Душечка!» В душе Оленьки постоянно присутствует какая-нибудь привязанность: сначала она была влюблена в учителя французского, затем стала обожать своего папеньку, а после тетушку, навещавшую ее два раза в год. Проблема в том, что эти симпатии часто сменяют одну другую. Но Оленьку это не беспокоит, как и окружающих ее людей. Им импонирует наивность девушки, ее доверчивость и тихая доброта. Так описывает свою героиню в рассказе «Душечка» Чехов. Краткое содержание поможет составить представление о личных качествах героини. Образ ее противоречив: с одной стороны, она наделена даром самоотверженной любви. Так раствориться в своей второй половинке дано далеко не каждому. И это, безусловно, вызывает у читателя уважение к героине. Однако, с другой стороны, она предстает перед нами легковерной и ветреной особой. Полное отсутствие духовных интересов, неимение собственных взглядов и представлений об окружающем мире - все это вызывает насмешку читателя.

Кукин - первая привязанность Оленьки

В большом доме Племянниковых квартирует некто Иван Петрович Кукин, содержатель и антрепренер развлекательного сада «Тиволи». Оленька часто видит его во дворе. Кукин постоянно жалуется на жизнь. От него только и слышно: «Публика нынче дика и невежественна. Что ей оперетта, феерия? Ей балаган подавай! Никто не ходит. Да и эти дожди каждый вечер! А мне аренду, зарплату артистам платить надо. Сплошные убытки. Я разорен!» Оленьке очень жаль его. С другой стороны, в ее сердце просыпается любовь к этому человеку. Ну и что, что он тощ, мал ростом и говорит визгливым голоском. В ее представлении Кукин - герой, ежедневно сражающийся со своим главным врагом - невежественной публикой. Симпатия героини оказывается взаимной, и вскоре молодые женятся. Теперь Оленька вовсю работает в театре мужа. Она, так же как и он, ругает публику, рассуждает о важности в жизни человека искусства и дает взаймы актерам. Зимой дела супругов идут лучше. Вечерами Оленька поит Ивана Петровича чаем с малиной и кутает в теплые пледы, желая поправить пошатнувшееся здоровье мужа.

К сожалению, счастье молодых было недолгим: в Великий пост уехал Кукин в Москву набирать новую труппу и там скоропостижно скончался. Похоронив мужа, барышня погрузилась в глубокий траур. Правда, длился он недолго. О том, что было дальше, нам поведает рассказ Чехова «Душечка». А пока мы видим, что героиня, проникнувшись мыслями своего супруга, становится его тенью и эхом. Ее индивидуальных качеств как будто и не было. Со смертью супруга женщина теряет и смысл жизни.

Оленька вновь выходит замуж

Когда Оленька, как обычно, возвращалась с обедни домой, с ней рядом оказался Василий Андреич Пустовалов - управляющий лесными угодьями у купца Бабакаева. Он проводил женщину до калитки и ушел. Только с тех пор наша героиня себе места не находила. Вскоре в ее доме появилась сватья от Пустовалова. Молодые сыграли свадьбу и стали жить-поживать в мире и согласии. Теперь Оленька говорила только о лесных угодьях, о ценах на древесину, о трудностях ее транспортировки. Ей казалось, что она всегда этим занималась. В доме Пустоваловых было тепло и уютно, вкусно пахло домашней едой. Супруги никуда не выходили, проводя выходные лишь в обществе друг друга.

Когда окружающие советовали «душечке» сходить и развеяться в театр, она отвечала, что это пустое занятие не для трудящихся людей. В отсутствие супруга, когда он уезжал за лесом, женщина скучала. Ее досуг иногда скрашивал военный ветеринар Смирнин. Этот господин в другом городе оставил жену с ребенком, что не мешало ему проводить время в обществе других женщин. Оленька стыдила его и настоятельно советовала одуматься и помириться с супругой. Так бы и длилось тихое семейное счастье «душечки» еще долгие годы, если бы не трагическая смерть ее мужа. Василий Андреич однажды простудился и скоропостижно скончался. Оленька вновь погрузилась в глубокий траур. На что хочет обратить внимание автор при описании второй привязанности героини, что здесь забавляет Чехова? Душечка - женщина самоотверженная, способная на большое и глубокое чувство. Комичность ситуации в том, что история великой любви до гробовой доски в жизни героини повторяется. И здесь то же самое: полное растворение в любимом, повторение эхом его слов, тихое семейное счастье и трагический финал.

Новая симпатия героини

Теперь окружающие почти не видели Оленьку. Лишь иногда ее можно было встретить в церкви или на овощном рынке с кухаркой. Но вскоре соседи уже лицезрели картину во дворе дома: «душечка» сидит за столиком в саду, а рядом с нею пьет чай Смирнин. Все стало понятным с того момента, как одной знакомой на почте Оленька вдруг поведала о проблеме заражения молока от больных коров и лошадей. С тех пор барышня только и говорила о чуме рогатого скота, о жемчужной болезни и многом другом. Оленька и Смирнин пытались держать отношения в тайне. Однако окружающим стало понятно: в сердце женщины появилась новая привязанность. О чем еще нам поведает в своем рассказе «Душечка» Чехов? Краткое содержание произведения позволяет проследить цепочку симпатий Оленьки. Автор дает читателю возможность проникнуться глубокими чувствами героини. И в то же время на примере повторения ситуации он показывает, как они ограничены и относительны. Нам становится понятным, как зарождалось новое чувство в сердце героини. Это третья ее привязанность. Комичным кажется то, что с ее приходом глубокий траур женщины моментально исчезает.

Оленька остается одна

Но не долго Оленька была счастлива и на этот раз. Смирнина вскоре распредели в дальний полк, и он уехал, не позвав с собой свою возлюбленную. Женщина осталась одна. Отец ее давно умер. Близких людей рядом не было. Начались для Оленьки черные деньки. Она похудела, подурнела и постарела. Знакомые, когда ее видели, старались перейти на другой конец улицы, чтобы с нею не встречаться. Летними вечерами Оленька сидела на крылечке, перебирая в памяти все свои привязанности. Но там как будто было пусто. Ей казалось, что смысла в жизни нет. Раньше она все могла объяснить, обо всем поговорить. Теперь же в сердце и мыслях ее была такая пустота, так было жутко и горько, как будто она «полыни объелась». Таким описал одиночество героини в своем Душечка живет лишь тогда, когда может дарить любовь близкому человеку рядом с нею. Казалось бы, здесь нужно пожалеть героиню, ведь она страдает. Но автор намеренно и сейчас принижает чувства Оленьки, иронизируя над ними в словах: «как будто полыни объелась…». И это справедливо. Далее мы увидим, как быстро меняются картины в жизни женщины от полного уныния и скорби до абсолютного счастья.

Новый смысл жизни героини

Все изменилось в один момент. Вернулся в город Смирнин со своей женой и десятилетним сыном. Оленька с радостью предложила ему с семьей пожить в ее доме. Сама же она перебралась во флигель. В ее жизни появился новый смысл. Она ходила счастливая, распоряжаясь во дворе. Эта перемена не скрылась от глаз окружающих. Знакомые заметили, что женщина помолодела, похорошела, поправилась. Всем стало понятно: вернулась прежняя «душечка». А это значит, что в ее сердце вновь новая привязанность. Далее мы увидим, чем же все-таки захватила Чехова душечка Оленька. Последняя ее симпатия являет собой пример самозабвенной нежности, готовности умереть за свое чадо. Наверное, каждая женщина в своей жизни должна реализовать эту природную потребность - дарить нежность и теплоту детям. Радует то, что и наша героиня состоялась как женщина и мать.

Материнские чувства в душе Оленьки

Оленька всем сердцем полюбила Сашеньку - сына Смирнина. Супруга бывшего ветеринара уехала в Харьков по делам, сам он целыми днями пропадал где-то, появляясь только поздно вечером. Ребенок целыми днями находился в доме один. Оленьке казалось, что он вечно голодный, позаброшенный своими родителями. Она забрала мальчика к себе во флигель. С какой нежностью женщина смотрела на него, провожая в гимназию.

Как она баловала дитя, потчуя его беспрестанно сладостями. С каким удовольствием делала с Сашенькой домашнее задание. Теперь от «душечки» можно было слышать только об учебе в гимназии, учебниках, учителях и тому подобное. Оленька расцвела, пополнела. Одного боялась женщина - что у нее вдруг отберут ее любимого Сашеньку. С каким страхом она прислушивалась к стуку в калитку: а вдруг от матери мальчика, которая требует его к себе? На этом незавершенном моменте заканчивает свое произведение Чехов. «Душечка», анализ и краткое содержание которой здесь приведено, это рассказ о самоотверженной любви, которая так нечасто встречается в нашей жизни, о ее таких порой нелепых и смешных проявлениях. Главное в героине - неисчерпаемый запас нежности и тепла, заботы и ласки. Смешны и ничтожны по сравнению с нею ее избранники. Она же смешна лишь в той части, когда полностью принимает их образ жизни и их взгляды на действительность. Лишь в последней своей материнской привязанности она становится поистине прекрасна. В этом ее образе многие женщины наверняка узнают себя.

Мы пересказали и проанализировали рассказ Чехова «Душечка», проследили, как женщина из недалекой мещанки превращается в настоящую чеховскую героиню.