Гарри Поттер ли? Фанфик

Современное развитие технологий не могло не повлиять на литературный процесс: доступность информации и возможность для каждого заявить о себе как об авторе текстов неизбежно привели к тому, что в литературный процесс начался широкий приток «новой крови». Эти авторы зачастую не известны за пределами Интернета, но и не могут быть полностью оставлены без внимания – вокруг некоторых из них группируется собственное сообщество фэнов, а некоторые тексты покидают поле самиздата, перемещаясь в область «легитимизированной», иными словами, издательской продукции. Согласно Н.А. Конрадовой, «рассматривать Интернет-литературу как среду, где появляются неповторимые авторские тексты и “большие” писатели возможно, тем более, что в последнее время наблюдается тенденция к повышению условной позиции Интернета в иерархии «настоящей» литературы».

У нее же читаем: «русский литературный Интернет можно, конечно, рассматривать как совокупность всех текстов, которые “вывешивались”, “висят” и еще будут “висеть” в Сети; однако гораздо более естественным кажется видение ее как зрелой, сложившейся и вполне специфической субкультуры, в которой есть свои ценности, иерархия, тематика, язык, имена, контингент, общность интересов и т.п. Одинаково важными ее компонентами являются и собственно тексты, и обсуждения (предметом обсуждения являются авторы, литературный процесс в целом, а также не связанные с литературой проблемы). Субъектами этого образования являются не только авторы, но и критики, литературоведы, наблюдатели».

В Интернете есть множество ресурсов, где публикуются авторы сайтов. Самый известный – Журнал «Самиздат» (http://zhurnal.lib.ru/), специализирующийся именно на фанфиках ресурс «ФанФик» (http://fanfic.su/), «Книга фанфиков» (http://ficbook.net/), но, помимо них, существуют ресурсы, делящиеся по тому, какое произведение лежит в основе фанфиков: например, популярнейшие в среде поклонников «Гарри Поттера» сайты: «Сказки...» (http://www.snapetales.com/) и «Хогвартснет» (http://www.hogwartsnet.ru/mfanf/).

Произведения, публикуемые на Самиздате, нередко выходят в свет и в виде полноценных книг. Например, только на русском языке в качестве интерпретаций/фанфиков по Миру Средиземья Толкина выходили – «Берен Белагрион. По ту сторону рассвета» О. Чигиринской, «Великая игра» Н. Некрасовой, «Кольцо тьмы» Ник. Перумова, «Черная Книга Арды» Н. Некрасовой и Н. Васильевой, «Последний кольценосец» К. Еськова и множество других.

Что такое фанфик?

Как пишет Н.А. Конрадова, «интернет-литература как одна из наиболее массовых форм современного литературного любительства поставляет прекрасный материал для изучения литературного “мейнстрима”, то есть наиболее популярных течений и идей; для понимания природы литературного творчества вообще, его основы и составляющих; для исследования механизмов медиа-влияния на литературный процесс в целом и литературное произведение в частности; для изучения особенностей литературного Интернет-сообщества, его преемственности с прошлым и, наоборот, его новизны».

Основную часть публикуемых в Интернете художественных текстов составляют фанфики (сокращение от англ. fanfiction – творчество фанатов). Это вторичные произведения, являющиеся на реакцией на какое-либо произведение, необязательно относящееся к литературе: за основу может быть взят фильм, сериал, мультфильм (зачастую – японское аниме), манга (японские комиксы), даже картина. Фанфик может опираться на сюжет оригинального произведения, на его героев, также фанфик может быть просто продолжением или же «альтернативным продолжением», вплоть до полного изменения первоначального мира.

В одной из статей, написанной автором фанфиков, можно найти следующее определение: «Фанфикшен – это сублитература; автору не нужно придумывать собственный мир, он уже был создан, автору не нужно придумывать героев, они уже были описаны, автору не нужно следовать собственному стилю, а только лишь пытаться повторить написанное или показанное кем-то до него». Дальше автор пишет: «хороший же фанфикшен старается как можно больше соответствовать оригиналу, и без знания первоисточника ценности практически не представляет», что не совсем соответствует истине. В литературе есть примеры таких «фанфиков», которые читаются и без знания оригинала: например, «Волшебник Изумрудного города», фактически являющийся фанфиком на «Волшебника страны Оз». Хотя обозначить, что есть просто пересказ или интепретация, а что фанфик, иногда бывает довольно трудно. Возможно, чтобы отделить фанфики от всего спектра произведений, написанных «по мотивам» следует сказать, что фанфик никогда не скрывает своей вторичности и по крайней мере первоначально не имеет намерения «отрываться» от исходного текста.

Несправедлива также и точка зрения, что все фанфики основываются на произведениях массового искусства: в частности, одно из обнаруженных определений прямо базируется на этом: «Фанфик – разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства». Например, в противовес этому определению, мной были найдены фанфики на «Гордость и предубеждение» Джейн Остин. Помимо этого, существуют также фанфики О. Чигиринской на «Остров Крым» Аксенова, Л. Васильевой («Наташа») на «Войну и мир». Проблема однако в том, что фанфик на классический, всем известный текст трудно отличить от коммерческого проекта (например – «Скарлетт» Рипли, продолжение «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл, явно задумывалась как коммерческий проект – и является таковым, вплоть до экранизации в качестве сериала).

Довольно интересное (и весьма лаконичное) определение было обнаружено на сайте, посвященном исключительно фанфикам по «Гарри Поттеру»: «Фанфик – литературное произведение, порожденное заинтересованностью автора каноном». (Канон – на жаргоне любителей ролевых игр и фанфикшна – оригинальный текст).

Надо сказать, что само явление вторичного творчества имеет глубокие исторические корни, сравнимые, пожалуй, с историей литературы в целом; другое дело, что термин «фанфикшен» весьма и весьма молод: он появился в конце XX – начале XXI веков.

Согласно статье Ю. Идлис и К. Мильчина «10 книг, которые может написать каждый», «по главным книгам европейской культуры, от “Илиады” до “Властелина колец”, играют, живут и создают новые произведения многие поколения читателей. В сущности, вся история литературы – бесконечная череда фанатского творчества: люди веками переосмысливали канонические тексты, и некоторым из них удавалось написать новые шедевры, в свою очередь ставшие материалом для переосмысления и дописывания». Данная точка зрения кажется мне наиболее близкой к истине.

Таким образом, можно вывести следующее определение: фанфик – вторичное произведение, опирающееся на ранее созданное, обладающее всеми признаками литературного произведения и не обязательно существующее неразрывно с оригиналом. Несомненно, что в фанфике можно найти литературные достоинства, если он по-настоящему качественный.

Виды фанфиков

С точки зрения жанрового деления, фанфик может быть романом, новеллой, рассказом, или, соответственно принятым в Интернете терминам, «макси», «миди», «мини». Нередки среди фанфикшена и стихи, причем самых разнообразных жанров, и пьесы. Единой общепринятой классификации публикуемых в Интернете фанфиков нет, но есть несколько вариантов определения категорий по следующим признакам:

1. Любовная линия (интерпретация отношений между героями оригинального произведения).

Если любовной линии нет или она слабо выражена, то фанфик будет относиться к категории «джен» (от англ. general audience – любая аудитория). Если любовная линия представлена отношениями между разнополыми партнерами – то это «гет» (от англ. heterosexual – гетеросексуальный). Если же отношения будут между представителями одного пола, то это слэш (англ. slash – значок косой черты; термин появился из-за обычая обозначать персонажей, между которыми предполагаются романтические отношения, через слэш). Ответвлением последнего является фем-слэш – отношения между женщинами.

2. Способ создания.

Помимо обычных фанфиков, встречаются так называемые «кроссоверы» – объединяющие несколько исходных произведений фанфики, «сонгфики» – фанфики, написанные на основе песни, а также «ролевка» – фанфик, который пишется в процессе разыгрывания несколькими авторами ситуации с героями.

3. По общему определению.

Обычный фанфик описывает придуманных персонажей. RPF (real person fiction) – выдуманные ситуации с реальными людьми (известными музыкантами, актерами, моделями и т.п.).

Отдельно стоит выделить так называемый «профик» (профессиональный фанфик) – фанфик, созданные известным автором, зачастую с целью извлечения коммерческой выгоды (например, серия «Таня Гроттер» Д. Емца). К профикам можно отнести и недавно появившееся явление «мэш-ап» – «когда в уже существующее (чаще всего, классическое) произведение вплетаются элементы современной культуры, например рассказы о зомби, вампирах, оборотнях и т.д.» Первым произведением этого жанра стала книга «Гордость и предубеждение и зомби».

Помимо указанного выше, фанфики можно делить на поджанры или подвиды; термин «жанр» здесь использовано быть не может, несмотря на то, что авторы фанфиков зачастую используют его. В полном смысле слова приведенная ниже классификация не может считаться жанровым делением.

Среди общих подвидов можно выделить следующие: экшен (англ. action – действие), юмор, пародия, дарк фик (англ. darkfic, фанфик, в котором большое количество жестокости и смертей), POV (point of view – точка зрения; фанфик, повествование в котором ведется от лица какого-либо героя оригинального текста). Виды любовного фанфика весьма разнообразны: романтика (англ. romance), драма (англ. drama), ангст (нем. angst), флафф (англ. fluffy – мягкий), hurt/comfort (фанфик, в котором один персонаж страдает, второй приходит ему на помощь) и PWP (англ. porn without plot, порнография без сюжета; они имеют еще более разветвленную структуру жанров, но ввиду низкого качества большей части фанфиков этого типа в данной работе рассматриваться не будут).

Произведения, по которым создаются фанфики: основные признаки и сходства

Невозможно с точностью предсказать, какое произведение станет прообразом для следующего фанфика, но можно выделить некоторые особенности, объединяющие «фэндомы».

Согласно проведенному анкетированию, в первую очередь читателей и будущих фикрайтеров привлекают харизматичные персонажи, в большинстве своем – отрицательные. Самым ярким примером может выступить Мелькор («Сильмариллион» Дж.Р.Р. Толкина), ставший из обычного злодея центральным персонажем в «Черной Книге Арды» Н. Васильевой и Н. Некрасовой. Также Северус Снейп (Снегг в переводе «Ромсмэн», «Поттериана»), Коул Тёрнер (сериал «Зачарованные»), Глеб Бейбарсов («Таня Гроттер»), Ягами Лайт (аниме-сериал «Тетрадь Смерти»), Люциус и Драко Малфои («Поттериана»), доктор Кадзутака Мураки (аниме-сериал «Наследники Тьмы»). Объединяет всех персонажей противостояние главным героям (на разных уровнях, впрочем), зачастую окружающее их якобы непонимание (трансформирующееся в произведениях фанфикшена в мировую несправедливость по отношению к герою), порочные наклонности (как в случае с доктором Мураки) или склонность к неодобряемому обществом поведению (Северус Снейп).

Сами поклонники данных произведений объясняют свою любовь к отрицательным персонажам тем, что положительные кажутся им либо слишком простыми, «шаблонными», либо им просто неинтересно придумывать что-то новое о тех, о ком и так достаточно написано «в каноне». Третья причина основывается на психологии – зачастую читателям просто жалко тех, кого, как им кажется, автор незаслуженно делает отрицательным, не выводя в произведении «истинных» причин их отрицательного поведения.

Другим поводом для написания фанфиков часто становятся «пробелы» или, другими словами, «белые пятна» в оригинальном произведении. Поклонники стремятся так или иначе их заполнить, придумывая разнообразные варианты событий, оставшихся «за кадром». То есть, например, если герой на какое-то время уезжает и о нем ничего не говорится, то среди фанфиков обязательно найдутся такие, что расскажут, чем герой занимался все это время. Другим вариантом такого заполнения может быть написание предыстории или эпилога, использование намеченных, но не продолженных сюжетных линий. Если у персонажа есть какие-то размолвки с другим персонажем, о причинах которых не рассказано, или если о персонаже известно, что он скрывает свое прошлое – для фикрайтеров это лучший повод для собственного творчества. При этом чем продолжительней время действия произведения – тем больше шансов на появление фанфиков.

Еще одним крайне распространенным стимулом является протест против не устраивающего поворота событий. Таким образом появляются альтернативные продолжения, альтернативные истории, основанные на канве произведения, причем их альтеративность варьируется от минимальной до едва ли не полного изменения изначальной задумки автора.

Некоторым фикрайтерам интересно предположить, как поведет себя тот или иной герой, оказавшись в ситуациях, в оригинальном произведении не встречавшихся. Отдельной трудностью тут выступает сохранение изначального характера персонажа, что далеко не у всех получается.

Часто поводом для фанфика становится разработка между персонажами произведения отношений, отличных от канонных. Если есть хоть малейший намек на возможность романтических отношений – он обязательно будет использован, даже если это просто чуть задержавшийся взгляд глаза в глаза между двумя кровными врагами (см. ниже).

Обобщая, можно сказать, что читателям/авторам фанфиков важно, чтобы персонажи были яркими и провоцирующими на дальнейшее творчество, побуждающими продолжить «канон», когда по авторскому замыслу все уже закончилось. А если, к тому же, персонажей очень много, то «в этом случае желание создать альтернативную ситуацию не наткнется на недостаток действующих лиц; вдобавок всегда найдется персонаж, с которым автор может более или менее идентифицироваться; кроме того, среди множества лиц легко вклинить кого-нибудь новенького, не присутствующего в каноне, но позарез нужного фанфикеру для развития собственной идеи». Задача написать по чужой канве, не отклоняясь от первоначальной задумки, может быть весьма интересной, получается своеобразный тест на понимание фикрайтером его любимого автора.

Продолжительность канонного произведения играет немалую роль при выборе его как основы фанфикшена – чем больший период времени оно охватывает, тем больше шансов на обнаружение пробелов и оставленных «хвостов» сюжетных ходов, тем больший простор для фантазии. Линор Горалик в своей статье «Как размножаются Малфои» упоминает, что фанфик «возникает вокруг явлений культуры, предлагающих читателю-фанату хорошо разработанный, полный подробностей мир, допускающий широкое пространство альтернативы. Огромный пласт фанфика существует, например, в привязке к сериалу “Секретные материалы” и к саге о Гарри Поттере, но фанфикеров, работающих с сюжетом и персонажами суперхита “Титаник”, оказалось до смешного мало. Очевидно, одной популярности для возбуждения писателей-последователей недостаточно».

И, наконец, непростые отношения между героями, которые можно повернуть самыми разнообразными способами, не сильно отклоняясь от изначального сюжета – все это привлекает фикрайтеров.

Самым последним пунктом можно выделить уже сложившийся комплекс фанфиков по произведению («фанон» – как бы «канон фанфиков») – многие начинают создавать что-то свое, прочитав большое количество чужих работ по тому же миру.

Соотношение фанфика и оригинала

Согласно Линор Горалик, фанфик «плотно смыкается с традиционными деривативными кинематографическими и литературными жанрами – пародией, римейком, сиквелом и т. п.», соответственно, фанфик «вполне может быть пародией, римейком, приквелом, интермедией, сиквелом и чем угодно еще по отношению к первоисточнику».

Фанфик может быть не только пародией, но и подражанием, примером чему может служить перевод-пересказ «Властелина колец» З. Бобырь, сокращавшей текст по собственному желанию, менявшей местами главы и добавлявшей что-то от себя.

Оригинальным приемом является так называемая «смена знака» – мальчик превращается в девочку (Гарри Поттер в Таню Гроттер), маг в маггла (Гарри Поттер в Порри Гаттера), отрицательный персонаж становится положительным (Мелькор Толкиена – Мелькор Некрасовой и Васильевой). Примеров можно найти множество, многим фанфикером интересно посмотреть, а что же будет, если изменить какую-нибудь заметную деталь в каноне и выстроить заново весь исходный сюжет.

Мэш-ап, как появившееся сравнительно недавно явление, стоит пока особняком, хотя жанр кроссовера в фанфикшене в какой-то степени дублирует его. Соединение нескольких «канонов» чаще выглядит игрой «а что получится», чем претензией на серьезное произведение.

Так или иначе, но все-таки для фикрайтеров зачастую главным предметом гордости будет максимальное соответствие оригиналу, несмотря на все преобразования – в этом и есть первое отличие фанфика от оригинального произведения литературы.

Слэш как феномен фанфикшена

Отклонения от канона выражаются также не просто в разработке несуществующих линий романтических отношений между героями, но и в описывании куда более провокативных отношений между ними, о которых современное общество предпочитает лишний раз не вспоминать. Здесь наиболее заметным стал феномен слэша.

Слэш – жанр фанфикшена, в котором описываются романтические или сексуальные отношения между персонажами одного пола, обычно мужского, в первоисточнике не имеющих явной гомосексуальной ориентации. Название происходит от англ. «slash» – знак косой черты, так как именно этим знаком объединяются пары имен «пейринга». Нельзя сказать, чтобы фикрайтеры были первыми, обратившимися к теме гомосексуальных отношений в своих произведениях, по крайней мере можно вспомнить древнегреческую поэтессу Сапфо или Оскара Уальда – что Дориан Грей, что Бэзил Холлвард не оставляют никаких сомнений относительно их личной жизни; также стоит упомянуть таких английских романистов, как Джанетт Уинтерсон или Джоан Троллоп. Для японской культуры гомосексуальность давно стала привычной частью жизни и искусства; можно с уверенностью утверждать, что именно японское аниме и манга в жанрах «яой» (любовь между мужчинами) и «юри» (любовь между женщинами) стали одним из влияющих факторов, вызвавших интерес к слэшу в русскоязычных фэндомах (о других факторах будет сказано ниже).

Слэш вполне можно назвать отдельным родом фанфикшена, он так же имеет свои виды, правила, обязательные возрастные ограничения. В интернете есть множество сайтов, посвященных именно слэшным фанфикам, такие, как, например, http://slashfiction.ru/index.php или http://jvslash.narod.ru/ . Некоторые фэндомы более чем на две трети состоят именно из слэша («Темный Дворецкий») и почти нет таких, где слэша нет вообще. Зачастую многие тексты довольно низкого качества, но само их количество не позволяет оставить их вне поля зрения исследователя.

Поводом для образования «пэйринга» в лучшем случае может служить складывающееся ощущение, что в «каноне» персонажей как-то тянет друг к другу, но они не могут реализовать свое желание в его рамках, но в принципе для слэшера (как называют авторов слэшных фанфиков) неважно, посмотрели ли персонажи хоть раз друг на друга, перемолвились ли хоть одним словом – если они кажутся красивой парой, то они обязательно обзаведутся всеми романтическими отношениями, какими только возможно.

Согласно все той же Линор Горалик, «подавляющее (около 90 процентов) большинство авторов – женщины в возрасте от 15 до 35 лет». Этот факт позволяет объяснить тягу к слэшу психологически: женщинам гораздо интереснее писать про представителей сильного пола, не отвлекаясь на возможных «соперниц» своего пола; также многие жалуются на то, что просто нет достойных персонажей женского пола, что все они неинтересны, слабы, бледны, слабохарактерны – разумеется, такие персонажи вряд ли вдохновят на собственное творчество. «Мужчина оказывается сильнее и влиятельнее, и дамы-фанфикерши, желающие изобразить секс на равных, не могут найти подходящей гетеросексуальной пары. Лесбийский фанфик при этом пользуется меньшей популярностью потому, что женщин, во-первых, в качестве сексуальных объектов чаще все-таки привлекают мужчины, а во-вторых, они хотят наблюдать сексуальные отношения не только между равными, но и между сильными существами, каковыми женские персонажи редко оказываются в рамках канона». И далее: «в слэше женщины изображают сексуальное поведение мужчин таким, каким они хотели бы видеть его в реальной жизни. Это идеальный любовник: нежный, мятущийся, боготворящий партнера, не засыпающий, отвернувшись к стенке. При этом изображение такого партнера в рамках гетеросексуального полового акта, мне кажется, все-таки смущает женщину: в первую очередь из-за того, что подобное поведение редко полагается персонажу по канону. В рамках гетеросексуального фанфика женщина-автор не может располагать своим героем так, как ей хотелось бы; она вынуждена сохранять основные признаки его характера, предполагая (или копируя существующее в рамках канона) психологически достоверное сексуальное поведение. Входя же на территорию слэша, фанфикер немедленно ставит персонажа в уникальную, никак не представленную каноном обстановку - и вот тут уж может делать с ним все, что считает нужным».

Не весь слэш посвящен именно сексуальным отношениям, иногда авторы ограничиваются лишь романтическими – и такие фанфики могут быть включены в категорию подлежащих исследованию.

Согласно словарю литературных терминов, литературное произведение – это «произведение, принадлежащее к художественной литературе, с признаками мастерства – в отличие от других произведений письменности». Несомненно, признаки мастерства в фанфиках находятся далеко не всегда; но дальше в том же словаре читаем: «литературное произведение – форма контакта между писателем и читателем, результат индивидуального творчества, но обусловленный общественно и обладающий соответствующим воздействием, следовательно, подлежащий оценке в зависимости от эстетической функции». Невозможно отказать фанфикам в попадание под это определение: многие фанфикеры пишут отнюдь не для себя, а для того, чтобы донести до своих читателей какую-либо мысль относительно оригинального произведения; разумеется, фанфик – всегда индивидуальное творчество.

У М.М. Гиршмана читаем: «литературное произведение – форма существования литературы как искусства слова. В литературном произведении своеобразно реализуется всеобщий принцип искусства: отражение бесконечного и незавершенного мира человеческой жизнедеятельности в конечном и завершенном «эстетическом организме» художественного произведения». Несмотря на свою зависимость от оригинального произведения, фанфик, тем не менее, является этим отражением, зачастую даже в большей степени, чем его «канон», так как представляет собой результат рефлексии автора не только над персонажами, но и над самим собой в том числе.

И, наконец, тот факт, что «у нас нет еще удовлетворительной теоретической дефиниции литературного произведения, которая учитывала бы все аспекты проблемы и требования науки, тоже позволяет утверждать, что по крайней мере часть фанфиков может и должна быть отнесена к литературным произведениям наряду с произведениями постмодернизма и модернизма, тоже выпадающими из классической системы. Так или иначе, фанфик может обладать всеми признаками литературного произведения, и факт его вторичности ничуть не должен умалять его достоинств.

Многим из нас знакомо чувство сожаления, когда захватившая книга дочитана, фильм закончился, а с героями расставаться совсем не хочется. Наверное, на волне подобного сожаления и родились фанфики. Фанфики пользуются широкой популярностью. Их пишут школьники и солидные взрослые люди по мотивам своих любимых фильмов, книг и компьютерных игр. Без них просто невозможно представить интернет-пространство.

Думаю, никому не нужно объяснять, что такое фанфики. Вопрос в другом. А можно ли считать фанфики литературным жанром? Вот об этом и порассуждают в новом опросе авторы нашей библиотеки...

Каково ваше отношение к фанфикам? Можно ли считать их полноценным литературным жанром? Почему у авторов фанфиков пользуется популярностью тема однополых отношений? Не считаете ли вы, что некоторые известные сетевые авторы дискредитируют себя написанием фанфиков и размениваются на "недостойные вещи"?


Долго понять не мог: Что это за фрукт? И с чем его едят? Когда углубился, то понял, что это один из литературных жанров. Если оно есть, значит, ему есть место быть. Нейтрально.

Можно ли считать их полноценным литературным жанром? Нет. Полноценным считать нельзя, потому как фанфики пишутся уже из состоявших произведений. Я бы этот жанр конкретизировал - интерпретация произведений. Фанфики - дополнение и продолжение завершённых проектов. Это позаимствованная идея из других источников. Исходя из этого, этот жанр не может считаться уже полноценным. Но... У каждой медали две стороны. Есть люди, которые интерпретируют, а есть те, которые создают новые проекты - ориджиналы. Вот именно эту ветку фанфиков (Ориджиналы) я считаю полноценным литературным жанром.

Фанфики - Слэш. Слэш - Яой. Думаю от этого значения (Яой) начался ажиотаж на гомосексуальные отношения. В принципе, Яой таковым и является. Однако это лишь одна из тем фанфиков и не думаю, что его составляющая. Однополая любовь для кого-то загадка, для некоторых запретный плод, а для кого-то просто жизнь. Вот потому и пишут.

Если вдруг захотелось пофантазировать про любимых героев и написать фанфик, то почему бы и нет. Это никак не испортит ранее написанные произведения и не умалит достоинства, как их, так и автора. Если он талантлив, то и фанфик получится достойным.

К фанфикам именно как к "фанфикам", то есть к использованию чужого мира и чужих героев я отношусь очень... странно. Как читателю, мне иногда хочется переписать окончание особенно зацепившего меня произведения, ну или хотя бы его дописать... Не знаю, есть ли у современных школьников такое задание, а нас просили дописать окончание "Дубровского"))) Так что свой первый "фанфик" я написала в шестом по моему классе, с благословения преподавателя по литературе. Многие авторы продолжают серию, начатую другим, и иногда довольно успешно. Но, конечно, это не совсем "фанфики". Мне кажется, что сетевые фанфики в основном конечно свалка графоманского мусора, но иногда там попадается вполне себе жемчужинки. Другое дело, что копаться в этой куче в поисках действительно интересного варианта развития событий, нетрадиционного (не в плане отношения героев) развития сюжета, хорошо и связно написанного текста... Это просто утомительно. На большом сетевом ресурсе Книга фанфиков (http://ficbook.net) я сразу ставлю ограничение в поиске "ориджиналы". Не то чтобы я не уважаю авторов фанфов. Иногда я считаю что честнее воспользоваться уже созданным миром, если не чувствуешь в себе силы криэйтора, но вот когда экспроприируют и героев... Причем по ходу меняя их характер, меняя развитие сюжета, навязывая им новые отношения... Мне это не понять. Просто не понять. Но в каждой избушке - свои погремушки. Для меня как автора, попытка использовать моих героев другим человеком вызвала очень сильный стресс, честно =) Бедную "мать" Гарри Поттера мне до слез жаль... Хотя она наверное привыкла.

Полноценным литературным жанром... Знаете, есть некоторые фанфики... Уже упомянутые мною "жемчужины"... Которые во сто раз приятнее читать, чем многие ориджиналы. И слог у автора, и психология, и... Но в основном конечно ужас что понаписано(Однако хочу ли я считать это за полноценный жанр или нет - роли никакой не играет. Сеть переполнена фанфиками, и значит такой жанр уже есть. Без вариантов)

Почему тема слэша так популярна? В фантазии часто реализуется то, чего не хватает в жизни. Женщины идеализируют мужскую любовь, в ней они хотят видеть все то, что им не хватает или от чего они устали... Это если вкратце)

Мне кажется, что сетевой автор, пишущий бесплатно и для собственного удовольствия, вправе писать все что его душе угодно))) Если есть любители почитать фанфики, значит должны быть и писатели. Если писатель хорош, то это не означает, что он должен все бросить и пойти писать какую-то гипотетическую "достойную" литературу. Это, знаете ли, очень напоминает расплывчатое определение "традиционные отношения". Какую литературу можно считать достойной, а какую - нет, личное дело каждого отдельно взятого читателя, ИМХО) А дело автора - писать то, что у него пишется. Главное - писать хорошо и интересно. И если из автора просто прет наружу трах Наруто с кем-нибудь или Гарри и Дарко - да на здоровье! Только качественно, от души, хорошим слогом... А то откроешь порой "достойную" литературу, зевнешь на первой странице и уснешь на второй... Нет, уж, спасибо))) Каждый должен писать то, что пишется. Это творчество, в конце концов) Душа, знаете ли... Муза, опять таки) Трепетная.... Ну вдохновляет она автора на такие произведения, и отлично. Главное чтобы от новых произведений автора дежавю не пахло. Не было ощущения, что ты это у него же и читала, но вот книги две назад.

К фанфикам отношусь спокойно. Академическое литературоведенье такого жанра не признает и я с ним согласен. Но как концепция и литературный прием имеет право на жизнь. Почему нет? Основная масса фантастики по сути своей - фанфики. Придумать оригинальный проработанный мир - это дело не каждому по плечу.

Не считаете ли вы, что некоторые известные сетевые авторы дискредитируют себя написанием фанфиков и размениваются на "недостойные вещи"?

Нет, не считаю. Фанфики бывают разные. Иногда получаются вещи ничуть не слабее канонического текста, а то и посильнее.

Вообще, сложно назвать это отдельным жанром в литературе, я бы так не сказала. Скорее это первый (или не первый) опыт взяться за перо. Ведь пишут фанфики, как правило, люди молодые. Я помню, в 16 лет пробовала писать фанфик на Шерлока Холмса. А потом, постарше, на Собор Парижской Богоматери. Потому, что эмоции от произведений обуревали и не было им выхода.

Так что это крайне полезная вещь - выпустить пар, обнаружить себя втянутым в творческий процесс. Ну и вообще, мало ли во что это потом может вылиться? В талантливого писателя, или художника, например. Ведь все поначалу учатся, подражая.

Есть мнение, что настоящие геи такую литературу не читают. Ну, им наверное и не надо. Зато другим - надо. Чтобы повысить, например, ту же лояльность и толерантность в нашей стране. Интернет дал волю тому, чего раньше и в помине не знали (имеется ввиду гей литература). Поэтому молодежь современная уже чуть более лояльна к геям. Да что там лояльна! Некоторые их просто обожают. Но не считаю, они от этого становятся такими же. Вот любят же некоторые особи кошек. Чешут их, купают, обслуживают, в общем и всячески балуют. Да еще и спать с собой кладут. Ну и что они теперь - зоофилы? Нет, конечно. И мяукать люди тоже не начинают. Но это так, к слову.

На счет известных авторов - а почему бы и нет. Они ведь тоже люди. Ну захотелось - написал. И нечего вилами в него за это тыкать. Он автор, что захотел, то и сотворил. Читатели это либо примут, либо нет. И если нет - то тогда творение просто потеряется на просторах. Другое дело - если это действительно читаемый автор - нарушение им авторских прав другого писателя. Но это уже отдельный вопрос.

Вряд ли могу сказать, что имею к фанфикам резко отрицательное, или, наоборот, резко положительное отношение, слишком я далек от этого, и наверное, сам не способен был бы увлечься каким либо произведением настолько, чтобы испытать желание дописать или переписать его, и, главное, осуществить это. Но и кричать о том, что фанфикшн - это мусор, убожество, вторичность, я тоже не стану. Явление интересное, и, разумеется, имеющее право на существование.

Кто может сказать, что он никогда не дофантазировал сюжет прочитанного или просмотренного, не предполагал "а если бы так, а если бы этак"? В детстве тоже, наверное, все играли в любимых персонажей, и, естественно, сюжету никто не следовал. Герои книг и фильмов попадали в такие приключения, которых автор даже и вообразить не мог бы. Персонажи разных произведений произвольно объединялись, взаимодействовали, в общем, творили любые "внеканонные" безобразия, лишь бы играющим было интересно. В отношении фанфиков, скорее всего, действует тот же принцип детской игры, ну, в каком-то смысле.

Впрочем, это явление не обязательно возрастное, и даже не современное, похоже. С тех пор, как люди стали писать художественные тексты, всегда находились читатели, которые хотели дополнить, переосмыслить и раскрыть темные места в увлекшем их произведении. Наверное, первыми фанфиками условно можно считать апокрифы и церковные предания.

Что касается того, является ли фанфикшн полноценным литературным жанром, то, скорее всего, нет. В первую очередь из-за ограниченности аудитории. Читатели фанфиков - это такие же увлеченные конкретным произведением люди, как и авторы текстов. Вряд ли человек, не погруженный с головой в этот мир, будет с удовольствием это читать. Даже поклоннику определенного фандома далеко не всегда интересно читать фанфики, написанные по другим фильмам или книгам. Да что там говорить, даже в рамках одного фандома, например по миру "Гарри Поттера", есть те, кто читает и пишет только джен (без любовной линии) или гет (здесь понятно), а есть те, кому интересен только слэш (тема однополых отношений). Но и среди них есть любители определенных пейрингов (пар). Например, автор пишет только о паре Гарри/Драко, но не будет писать, допустим, о Гарри/Снейпе.

В общем, несмотря на то, что фанфикшн - это целый мир, но мир этот слишком закрыт и специфичен, чтобы считаться или стать когда-нибудь полноценной литературой.

Насчет популярности однополых отношений в фанфиках - для меня это большая загадка. Возможно, тут дело в том, что фанфикшн в современном виде берет начало в кругу любителей аниме и манги, в которых давно присутствует такой поджанр, как яой - рассказ об отношениях мужчин, рассчитанный на женскую аудиторию. А уж почему женщинам это может быть интересно - об этом можно бесконечно строить предположения.

Дискредитируют ли себя некоторые сетевые авторы написанием фанфиков? Лично мне известен только один такой автор, "переметнувшийся в стан врага". Нет, я не считаю это дискредитацией или снижением уровня, человек (а любой автор тоже человек) всегда занимается тем, что ему интересно, а уж читать или не читать - это выбор каждого. Можно, конечно,

сожалеть, что мы не прочитаем новых произведений в том формате, в котором хотели бы, но можно и порадоваться за автора, что он реализуется так, как он сам хочет.

К фанфикам (фанфикшн) отношусь положительно. Мне кажется, это вполне можно считать полноценным литературным жанром, встречаются очень даже качественные вещи. Единственное, что меня смущает, - возрастная категория пишущих, среди которых огромное количество подростков в возрасте 12-15 лет.

Популярность однополых отношений в фанфиках, наверно, обоснована тем, что речь в них идет о нетривиальных, «теневых» сторонах жизни людей. То, что на поверхности, зачастую оказывается совсем не тем, к чему мы привыкли, чему нас учили и что является «правильным» во всех отношениях. Наверное, все-таки срабатывает извечная человеческая тяга к чему-то запретному, зачастую оказывающимся очень интересным материалом для создания чего-нибудь литературного. Кроме того, люди через свои работы дают выход «спрятанным» внутри себя эмоциям, скрытым желаниям, решают какие-то свои внутренние конфликты, о которых порой и рассказать-то некому.

Я не считаю, что известные авторы дискредитируют себя написанием подобных вещей. Это прекрасная тренировка для воображения, грамматических навыков и, если это не приносит физического и морального вреда им и окружающим, то почему бы и нет?

Творческие и коммерческие перспективы

Распространение фанфиков может рассматриваться, в зависимости от законодательства страны, в качестве нарушения авторских прав создателей оригинальных произведений, что ограничивает коммерческую ценность такого рода творчества. Именно поэтому подавляющее большинство подобных произведений создаются просто для забавы (или вообще ради шутки), редко доходя до «настоящей» публикации в серьёзном издательстве.

С другой стороны, первые произведения некоторых известных писателей-фантастов можно считать фанфиками. Среди них можно назвать имена Ника Перумова , Сергея Лукьяненко , Кирилла Еськова , Сергея Сухинова , Натальи Васильевой и Наталии Некрасовой .

В отдельных случаях, произведения, начинаемые как фанфик, постепенно перерождаются в собственную авторскую вселенную, в свою очередь, порождающие «фанфикшен по фанфикшену». Примером подобного может служить фэн-вселенная Fallout: Equestria, изначально зародившаяся как полупародийное сочетание вселенных Fallout и Дружба - это чудо. В настоящее время, данная фэн-вселенная усилиями ряда авторов породила несколько десятков самостоятельных произведений, включая новеллы крупного объёма. Тем не менее, сохраняющиеся проблемы с авторским правом, как правило, затрудняют публикацию даже такого «двойного» фанфикшена иначе как для некоммерческого распространения.

Смежные жанры

По мере роста фанатских возможностей, вызванного общим техническим прогрессом, качественные фанфики постепенно перестают ограничивать себя рамками одного только литературного творчества. Известен, например, короткометражный фильм «Star Wars: Revelations», снятый Panic Struck Productions на высоком техническом уровне по мотивам сюжета «Звёздных Войн » - это фанфильм.

Другим видом творчества фанов, напоминающим фэнфикшен, является фан-арт - рисование изображений по мотивам популярной живописи или мультипликации, создание новых художественных образов полюбившихся персонажей.

Оформление

Часто текст фанфика предваряется шапкой, информирующей о содержании произведения и его создателях:

Изредка в «шапке» есть графа «Персонажи » (Involving) - список всех героев, что задействованы в тексте.

Виды

Литературные фанфики, как и любые другие литературные произведения могут быть представлены в виде рассказов, повестей, романов, стихов, пьес. Нельзя сказать, что есть какая-то общепринятая классификация фанфиков. Но фанфики делят на категории по разным признакам, например:

  • По наличию в сюжете любовной линии:
    • «Джен » (от англ. general audience ) - любовная линия отсутствует или малозначима, «просто приключения». Термин появился из сокращенного «general audience», любая аудитория, и восходит к системе рейтингов, принятых в кино.
    • «Гет » (от «гетеросексуальный») - любовная линия определяющая, описываются отношения между разнополыми героями.
    • «Слэш », или «слеш » (от англ. slash - значок косой черты) - фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, фанфик, содержащий описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе пейринг.
      • Фем-слэш (англ. fem-slash ) - фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женскими персонажами.
  • По соответствию реалиям мира оригинала:
    • «AU » (от англ. Alternative Universal ) - есть значимые расхождения или даже противоречия с миром оригинала.
    • «не-AU » (не имеют специального жаргонизма) - расхождений с миром оригинала нет, или они спорны либо малозначимы.
  • По соответствию характера героев фанфика их характеру в оригинале:
    • «OOC » (от англ. Out Of Character ) - есть значимые расхождения или даже противоречия с характерами в оригинальном произведении.
    • «В характере » - расхождений с характерами героев в оригинале нет, или они спорны либо малозначимы.
  • По способу создания:
    • Обычный фанфик (не имеет специального жаргонизма).
    • «Round robin » и смежная с ним «ролёвка » - фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля.
    • Сонгфик (англ. song-fic ) - фанфик, в котором пространно (занимает сравнимый с авторским текстом объём произведения) цитируется какая-либо песня (не авторства создателя фанфика).
    • Кроссовер (англ. crossover ) - фанфик, в котором используются реалии нескольких фэндомов одновременно.
  • По соответствию общему определению:
    • Собственно фанфик (не имеет специального жаргонизма).
    • RPF (англ. real person fiction ) - героями данных произведений являются реально существующие люди, как правило, знаменитости. Хотя RPF не подходит под строгое определение фанфика (используются не вымышленные персонажи), но по всем остальным признакам им является. Один из наиболее спорных с точки зрения морали и законности видов фанфикшена.
      • RPS (англ. real person slash ) - описываются гомосексуальные отношения между реальными людьми, не заявлявшими открыто о своей гомосексуальной ориентации.
    • Профанфик (англ. profic ) - профессиональные художественные произведения, в которых различные авторы описывают приключения героев в мире, созданном кем-то другим. Профанфики пишутся с целью извлечения прибыли, продаются в книжных магазинах и противопоставляются фанфикшену. В качестве примера можно привести книжные серии по вселенным «Dragonlance », «Star Wars », «Warhammer », или любой другой коммерчески успешной вселенной, авторы которой допускают франчайзинг . Как и RPF, не отвечает строгому определению «фанфика», но де-факто им является.
    • Филк (Filk) - фанфик в виде песни.
  • По наличию персонажей, придуманных автором фанфика:
    • Фанфик только с персонажами исходного произведения (не имеет специального жаргонизма).
    • OC (от англ. Original Character ), «Оригинальный персонаж » - с наличием персонажей, придуманных автором фанфика.
      • OFC (от англ. Original Female Character ), «Оригинальный женский персонаж ». Часто, но не всегда, превращается в Мэри Сью.
      • OMC (от англ. Original Male Character ), «Оригинальный мужской персонаж ». Часто, но не всегда, превращается в Марти Стью.
      • Вписка (англ. Self-insertation ) - так называют случаи, когда автор тем или иным образом «вписывает» себя в контекст своего фанфика. Не обязательно Мэри Сью или Марти Стью, но близкое явление.
      • Мэри Сью (англ. Mary Sue ), иногда Мэрисья или Машка - оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще только женским фанфикам). Мэри Сью обычно сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех прочих героев, ложатся в постель с героями канона, привлекательными для автора, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за канонического героя замуж, либо погибают героической смертью. Мэри Сью является пренебрежительным определением. Явление свойственно не только фанфикам, хотя определение появилось для героинь именно фанфикшена (некоторые литературные героини женщин-авторов по всем признакам подходят под определение Мэри Сью). Героиня, появившаяся как Мэри Сью, может в редких случаях стать полноправным OFC.
      • Марти Стью , он же Марти Стю (англ. Marty Stu ) или Морис Стю (Maurice Stu) (возможны любые мужские имена: Герти, Мэтти, вариации фамилий - Сью и Стю, иногда встречается пренебрежительный вариант Мерисей) - мужская ипостась Мэри Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню. Встречается несколько реже средней Мэри Сью. Встречаются гетеро- и гомосексуальные Марти Сью (последние в слэш-фиках).

Жанры

Фанфики с любовной линией обычно делятся по так называемым «жанрам», видов которых довольно много. В принципе, многие «жанры» могут быть присущи и джену. Слово «жанр » в таком случае используется несколько вольно, имеется в виду общее «настроение» фанфика и некоторые сюжетные характеристики. Деление весьма условно.

Общие

  • Экшен , Экшн (Action) - фанфики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.
  • Юмор (Humour) - юмористический фанфик.
  • Пародия (Parody) - пародия на оригинальное произведение.
  • Дарк или Даркфанфик (Dark, Darkfic) - рассказ с огромным количеством смертей и жестокостей.
    • Deathfic - фанфик, в котором один или несколько героев умирают.
  • POV (Point of view) - точка зрения, повествование от первого лица одного из героев.
  • Смарм (Smarm) - фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.
  • TWT - в фанфике нарушена временная последовательность действия, много флешбеков.

Любовные

  • Романтика (Romance) - фанфик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.
  • Драма (Drama) - романтическая история с печальным финалом.
  • Ангст (Angst) - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.
  • Флафф (Fluff) - это тёплые, ничем не омраченные отношения между персонажами.
  • Hurt/comfort - фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь.
  • Established Relationship (ER) - установившиеся отношения между героями.
  • PWP (Porn without Plot - дословно: порнография без сюжета ; или «Plot, what Plot?» - дословно: Сюжет? Какой сюжет? ) - бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.

В фанфиках на сексуальную тему обычно присутствуют особые «пометки», например:

  • Ваниль (Vanilla) - фанфик, описывающий сексуальные отношения без BDSM (используется в сообществах, где основная масса подобных фанфиков использует садомазохистские мотивы).
  • Грейпфрут (Grapefruit) - обозначает фанфик, в котором присутствует насилие или принуждение к сексуальному акту. Согласно легенде, определение произошло от «g-rape-fruit».
  • Домашняя дисциплина (Domestic discipline) - фанфик, в котором присутствуют телесные наказания. Как правило, в таких фанфиках один из сексуальных партнеров избивает другого, когда тот (та) делает что-то неправильно. Иногда сокращается до DD. Это не то же, что BDSM, хотя обе категории тесно связаны.
  • Занавесочная история (Curtain story) - рассказ, как правило, слэш, в котором пара ведет себя преувеличенно по-домашнему, к примеру, отправляется в магазин покупать мягкую мебель.
  • Кинк (Kink) - от английского «странность, ненормальность, отклонение» и сквик (Squick) - происходит от выражений «someone else’s kink» («со странностями») и «icky» («неприятный»). Имеют близкие значения - пометка о том, что что-то в фанфике может шокировать читателя.
  • Лимон (Lemon) - насыщенное эротическое содержание. Соответствует рейтингу NC-17.
  • UST (Unresolved Sexual Tension) - герои испытывают влечение друг к другу, но по каким-либо причинам не вступают в сексуальный контакт или даже в открытое романтическое взаимодействие.

Размер (форма)

  • Макси (Max) - большой фанфик. Размер часто превышает средний роман. Примерно от 70 машинописных страниц.
  • Миди (Midi) - средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70 машинописных страниц.
  • Мини (Min) - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20.
  • Драббл (Drabble) - отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под драбблом подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.
  • Виньетка (Vignette) - очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие).
  • Фанфиклет (Ficlet) - короткий одночастный фанфик.

Серии

Обычные литературные термины применяются и для фанфикшена.

  • Дилогия (Ambilogy) - серия из двух фанфиков, как правило, два макси-фанфика.
  • Трилогия (Trilogy of novels) - серия из трёх фанфиков.
  • Сиквел (Sequel) - продолжение фанфика/рассказа и т. п.
  • Приквел - описание событий, которые случились с героями до событий другого фанфика.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Книга фанфиков. Российский мультифандомный фанфикшн-ресурс

Что такое фанфик? Такой вопрос посещает многих, кто слышал это непонятное иностранное слово. Впрочем, русского аналога у термина нет, поэтому и приходится пользоваться заимствованием. Итак, фанфик (англ. fanfiction) - это являющийся разновидностью фанатского творчества, в основе имеющий оригинальное Фанфики (творения данного направления) создаются по мотивам популярных кинофильмов, сериалов, книг, комиксов, а иногда и песен. Придя к нам с Запада, они стремительно набирают популярность.

Чаще всего поклонники создают свои истории забавы ради. На этом, как правило, всё заканчивается, авторские права никак не нарушаются. Если же дело доходит до публикации, то отношения фаната с автором оригинала будут регулироваться законодательством той страны, где продвигается произведение.

Авторов фанфиков называют фикрайтерами. Они не задумываются над фанфик, а просто творят. Читают всё это фикридеры - люди, которым мало того, на что расщедрились мэтры, те, кто желает ещё раз погрузиться в любимый волшебный мир.

Всё, что душе угодно

Многообразие используемых фикрайтерами видов, жанров и направлений порой мешает разобраться в том, что такое фанфик. Любимые фанатами фильмы, книги получают продолжения, приквелы, описание случившихся событий, альтернативные развития сюжета и жутко популярный пейринг (описание любовных отношений героев).

Одним из главных объектов любительского творчества стал Гарри Поттер, фанфики о котором столь многочисленны, сколь и разнообразны. Кто-то описывает драматические отношения маленького волшебника с тётушкой Петуньей на каникулах, другие отправляют его попутешествовать во времени и исправить ошибки прошлого, третьи фантазируют о том, что было бы, попади Гарри на Слизерин вместо Гриффиндора и т. д.

Что такое фанфик для литературы в целом?

Художественная ценность фанфиков носит спорный характер. В первую очередь потому, что их авторы не создают новых персонажей, а лишь заимствуют. Но в огромной серой массе периодически находятся настоящие бриллианты, которые могут стать в один ряд с оригиналом. Кроме того, развитие данного направления создаёт благоприятную среду для молодых писателей, которые, опробовав свои силы, смогут заняться собственными уникальными произведениями.

Также мешает фикам упрочить свои позиции то, что очень часто авторы в процессе написания и публикации глав бросают свои труды и больше к ним не возвращаются. Это типично для непрофессионалов, начальный порыв упирается в необходимость детальной проработки произведения, и руки опускаются. Либо находятся более насущные заботы, ведь это не основной вид деятельности большинства фикрайтеров, а лишь хобби.

В глобальной сети существует масса фанатских ресурсов, каждый из которых имеет свой архив фанфиков. Большая часть из них - англоязычные, но и число отечественных стремительно возрастает. Интерес к литературе у молодёжи находится в плачевном состоянии, поэтому можно только порадоваться, что появилось новое направление, побуждающее людей не только читать, но и творить!

Себя в глазах широкой аудитории: он дает авторам шанс подписать контракт с настоящими издательствами. Если такое развитие событий всё еще кажется вам сказкой, вот пять историй успешных женщин, которые прошли путь от создания фанатских историй в интернете до подписания шестизначных контрактов на публикацию.

дарья татаркова

Кассандра Клэр


В фандоме Клэр любовно называют Кэсси, или как минимум называли раньше, пока она не подписала контракт и не стала причиной для пересудов. Девушка из Бруклина прославилась в окологаррипоттеровском комьюнити благодаря своему монументальному фанфику «Трилогия о Драко», где в море заимствованного материала крутили романы персонажи Роулинг. Главным героем Клэр сделала Драко Малфоя. Он сменил амплуа на страдающего антигероя, и да, в какой-то момент носил кожаные штаны, впоследствии породившие соответствующий троп .

Клэр смогла перенести свой фанфикшен-опыт в мир реальных книг, издав собственную серию янг-эдалт-романов «Орудия смерти». Кстати, до этого под тем же названием она выпустила инцестуальный фанфик про Рона и Джинни, однако к сюжету ее собственных книг он отношения не имеет. В авторском мире и героях Клэр угадывается влияние даже не Гарри Поттера, а ее фантазий на тему, однако многие фанаты не увидели в этом большой беды. Репутацию в глазах поклонников писательница подмочила тем, что попыталась удалить отовсюду свой фанфикшен и делала вид, будто он и вовсе не существовал. К тому же в сети появились истории об интернет-буллинге, которым занималась Клэр, доводя других юных фикрайтеров. По мотивам первой книги уже вышел не слишком успешный фильм с Лили Коллинз в главной роли, и, кажется, у него все-таки будет продолжение. Писательница тем временем продолжает штамповать спин-оффы, публикация новой серии которых намечена на этот год.

Э. Л. Джеймс


Под андрогинным именем скрывается писательница из Англии Эрика Митчелл.
До того как прославиться на весь мир, она писала популярные фанфики по «Сумеркам» под псевдонимом Snowqueen’s Icedragon. Существует огромное количество альтернативных вселенных фанфикшена, где героями являются Белла и Эдвард. Конкретно в митчелловском варианте персонажи перенеслись в мир ванильных представлений о БДСМ. Не слишком хорошо написанный, а местами и вовсе выглядящий пародией на самого себя, фанфикшен стал основой ее собственной книги, для которой писательница переработала персонажей Стефани Майер в собственных - так родились «Пятьдесят оттенков серого» с Анастейшей Стил и Кристианом Греем.

Несмотря на литературные недостатки, книга выстрелила с невероятной силой: фантазии Митчелл срезонировали с тайными желаниями ее читателей и читательниц. Главная проблема автора, конечно, не в слоге и не в недостоверности, а в том что раскрепощение беллетристики подменили пропагандой домашнего насилия. Хочется верить, что вместе с выходом экранизации «Пятидесяти оттенков» в прокат безумие, окружавшее трилогию последние годы, наконец-то пойдет на спад.

Наоми Новик


Оригинальные книги Новик должны понравиться фанатам Джорджа Р. Р. Мартина: здесь меньше интриг и сложных сюжетных ходов, а драконы играют ключевую роль в сюжете. Писательница начинала выкладывать свой фанфикшен много лет назад, работая больше чем с сорока фандомами, и до сих пор не только любит его писать, но и призывает не гнушаться этим начинающих авторов. Новик к тому же долго прослужила президентом Organization for Transformative Works, отстаивающей права фанатов на написание фанфикшена, сохраняющей его и помогающей авторам с легальными консультациями. Она также основала огромный ресурс по сохранению фанатских работ An Archive of Our Own .

Новик не стесняется своего интернет-прошлого и считает, что очень важно сохранять абсолютно все работы - хотя бы для собственного развития. Многие авторы под давлением книгоиздателя старательно скрывают свои первые пробы пера: боятся дискредитировать себя, не успев заработать репутацию. Однако Новик придерживается ровно противоположного мнения. Сюжет ее фэнтези-романов «Темерер» развивается в альтернативной версии нашего мира времен наполеоновских войн, где с людьми соседствуют драконы. Питер Джексон уже обещал поставить по ним мини-сериал. Выход новой книги писательницы запланирован на следующий год.

Сара Риз Бреннан


Р. Дж. Андерсон


Андерсон начала писать фанфикшен еще подростком, будучи уверенной, что она первый человек в мире, которому эта гениальная идея пришла в голову. Со временем девушка осознала, что таких, как она, миллион, но участие в комьюнити стало толчком к тому, чтобы писать всё лучше и лучше. Даже после успешных публикаций собственных романов «Knife», «Ultraviolet» и «Quicksilver», которые стали бестселлерами в Великобритании, Андерсон продолжает быть активным участником фан-сообщества.

В отличие от большинства авторов она не пишет фанфики под псевдонимом и не скрывает свою вовлеченность в комьюнити. Занимаясь фанатскими сочинениями, писательница практиковалась в любимых жанрах: научной фантастике, фэнтези и детективе, - чтобы потом использовать наработки в собственных романах. При этом Р. Дж. Андерсон призывает проводить четкую грань между фикрайтерством и профессиональной писательской работой. Когда она пишет фанфики - она лишь часть огромного сообщества и выступает с позиции фаната; когда же презентует свои книги, ее роль кардинально меняется, и речь уже идет не об обогащении фандома, но о реализации собственных амбиций и любимой профессии.