Как и когда начинать дрессировать щенка. С чего начать воспитание щенка? Видео: обучение команде «стоять»

Собака, независимо от особенностей породы и размера, нуждается в воспитании и обучении, то есть в дрессировке. Для серьезных пород (немецкая овчарка, алабай, ротвейлер или бурбуль) дрессура является обязательной, иначе собаки будут социально опасными и неуправляемыми, что может привести к негативным последствиям. Также декоративные животные должны быть обучены простейшей собачьей грамоте, чтобы не быть обузой для хозяев и окружающих.

  • Показать всё

    Необходимые условия для эффективного обучения

    Важен не только результат занятий, но и процесс, во время которого отношения хозяина с питомцем должны окрепнуть, стать более доверительными и дружескими. Поэтому следует обратить внимание на следующие моменты:

    • Начинать простейшее обучение необходимо с нуля и дома во время игры, приносящей удовольствие, тогда легче усваиваются и закрепляются необходимые команды.
    • Собаки индивидуальны: то, что легко смогла осилить одна, другая может выполнить не сразу. Не стоит сравнивать животных и разочаровываться, делать вывод об интеллекте своего питомца на основании одного момента в обучении.
    • Обучать животное, когда оно пришло с прогулки в хорошем настроении. На фоне положительных эмоций, с поощрениями в виде лакомства собаки быстрее достигают нужных результатов. Жесткое обращение и физические наказания не вызовут доверия и послушания.
    • Отработка команд должна ненавязчиво продолжаться в повседневной жизни.
    • Правильные действия собаки следует обязательно поощрять лакомством.

    Чтобы щенок охотнее старался заполучить еду в качестве награды, рекомендуют все занятия проводить до кормления.

    Воспитание и дрессировка щенка

    Воспитание предшествует и сопутствует дрессировке и не имеет возрастных ограничений. Обучать и дрессировать собаку в домашних условиях можно как 2-месячную, так и взрослую. Практически в любом возрасте животное вполне обучаемо.

    Но эффективнее всего начинать воспитывать питомца еще в детстве. Как только щенок стал самостоятельно передвигаться по дому, то попутно возникает нужда в определенных правилах поведения. Как и дрессировку, воспитательные моменты следует проводить с самого начала с помощью поощрений, а не наказаний.

    Начинать занятия рекомендуют дома. Это территория уже неоднократно была обследована щенком, хорошо ему знакома, поэтому не будет отвлекающих моментов в виде новых запахов и незнакомых животных. Когда навыки закреплены, можно продолжить дрессировку на площадке и усложнить задачу.

    Основные моменты воспитания и типичные ошибки

    Собаки (даже домашние) - это стайные животные и подчиняются они законам жизни в стае, мыслят категориями, которые зачастую непонятны владельцу. Из-за человеческого непонимания возникает путаница в собачьем сознании, которая выливается в неправильное поведение животного, отчего страдают и люди, и собака.

    Абсолютное подчинение человеку в бытовых ситуациях

    Правильное поведение питомца заключается в следующих положениях:

    • Никогда не позволять питомцу присутствовать при приеме пищи людьми, и не кормить пса со стола.
    • Не разрешать спать на спальном месте человека или занимать его кресло.
    • Не играть в игры на перетягивание каната или тряпичной игрушки.

    В стае доминантные особи всегда едят первыми и самое лучшее. Остальные ждут, когда им позволят есть то, что осталось. Такой принцип - не унижение для животного, а простое правило, которому все подчиняются. Этим поддерживается порядок в стае. Лидеры сами выбирают себе лежбище, никто не смеет посягнуть на него. Ничего из принадлежащего вожаку никто не отбирает. Это воспринимается как бунт и строго пресекается.

    Ошибки в дрессировке:

    • Попрошайничество собаки во время приема пищи владельцем плохо не только тем, что докучает людям. Оно наносит ущерб психологии животного, которое по требованию получает желаемое. Это в сознании питомца означает, что главный не хозяин, а пес.
    • Подобный результат производит и разрешение спать на кровати или позволение забрать игрушку.

    Выбор решения при совершении различных действий

    Щенок, как и взрослая собака, не имеет права принимать решения и действовать согласно своей воле: лаять, выть, проявлять агрессию к животным или людям, уходить от хозяина и т. д. Все решения в стае принимает вожак (хозяин). Подчиненные должны слушаться, непослушание недопустимо. Исключение представляют редкие случаи, когда собаку обучают быстро действовать в экстремальных ситуациях, не дожидаясь команды человека (обучение ньюфаундлендов спасать утопающих и т. д.).

    Собака, которая ведет себя согласно своим предпочтениям, всегда является обузой для окружающих: она лает и воет, когда хочет, угрожает нападением или убегает. Хозяину следует занять положение доминанта и не позволять питомцу посягать на власть ни в каких ситуациях.

    Положение собаки и хозяина при передвижении

    При передвижении доминирует человек, потому лишь у него есть привилегия первым заходить в дверь, первым встречать гостей, первым выходить на улицу из дома.

    Это также подтверждается наблюдениями за жизнью стайных животных. Только у вожака есть право находиться впереди стаи. Он никому не уступит своего места, ведь на нем ответственность за то, что может произойти.

    Если человек следует за собакой, она автоматически берет ответственность за все происходящее (и за человека в том числе). Поэтому ей самой приходится принимать решения и действовать согласно своему выбору.

    Успешное воспитание собаки всецело зависит от владельца, он должен понимать собачью психологию и использовать ее в дрессировке. Если проигнорировать стайные инстинкты собаки, очень легко сформировать нервное животное с испорченным характером и нарушенной психикой, поскольку собака не может вынести той доли ответственности, которую перекладывает на нее неразумный или небрежный хозяин.

    Собаки, как и другие животные, обладают такой генетической программой инстинктов, которая при правильном использовании практически не дает сбоев. Расстроить программу может хозяин, приписывающий четвероногим человеческие чувства и желания, каких на самом деле у животных нет.

    Основные команды

    Для маленького щенка (2-3 месяцев), которого недавно принесли в дом, первыми усвоенными командами будут стандартные фразы. Параллельно с началом воспитания щенок должен привыкнуть к ошейнику и поводку. В более старшем возрасте, около 5-6 месяцев, собак крупных пород приучают спокойно реагировать на намордник.

    Основой успешного усвоения команд питомцем является воспитание способности подчиняться человеку. Команды закрепляются поэтапно.

    Кличка

    Чтобы собака научилась реагировать на свое имя (кличку) необходимо:

    • При кормлении, когда гладят, ласкают, называть имя собаки. Голос должен быть ровным, приятным. У питомца это слово будет ассоциироваться с приятными действиями.
    • Нельзя называть собаку по имени, когда нужно отругать ее строгим голосом. В это же время необходимо приучать собаку к ошейнику.

    "Ко мне!"

    Что нужно делать, чтобы собака усвоила команду "ко мне":

    • Когда хозяин зовет питомца, чтобы покормить его, необходимо произнести команду. Щенок подошел, нужно поощрить лакомством.
    • Когда команда усвоилась дома, следует продолжить ее закрепление при более сложных обстоятельствах - на улице, где много отвлекающих факторов.
    • Если щенок не реагирует на команду, не стоит настаивать и кричать на питомца. В таких случаях нужно снова продолжить обучение в домашних условиях и настойчиво закреплять результат при помощи лакомства.

    При неподчинении и настойчивом повторении слов команды у питомца возникнет причинно-следственная связь своего поведения с командой: "ко мне" будет значить для него "делай что хочешь". Частое повторение слов закрепится в сознании собаки с ее поведением. В случаях, когда слова "ко мне" уже неправильно закреплены, фразу нужно заменить другой, синонимичной, к примеру: "сюда", "на". Для питомца нет различия, какое слово произносится. Для него важно, что это слово обещает получение лакомства.

    "Место!"

    Поначалу это означает, что щенок должен уйти на свою подстилку, свое место отдыха. Когда хозяин подзывает щенка по имени к отведенному для него месту, то ему следует положить на подстилку лакомство и похвалить пса. В течение дня это можно делать несколько раз. Когда щенок хорошо усвоил команду, следует ее усложнить: питомец должен оставаться на месте до тех пор, пока ему не разрешат уйти. Если щенок будет находиться на одном месте, то он получит поощрение в виде вкусного кусочка.

    При успешном усвоении нужно добиться такого результата, при котором любое указанное владельцем место станет тем местом, где собака должна сидеть и ждать хозяина или позволения уйти. Переход к более сложному этапу обучения возможен лишь в том случае, когда предыдущий идеально усвоен.

    "Рядом!"

    Научить ходить рядом и не рвать поводок можно даже 3-месячного щенка, если все правильно делать:

    • Эта команда отрабатывается с определенными инструментами. Ими служат ошейник и поводок.
    • От собаки требуется, чтобы она просто шла рядом, а не рвалась изо всех сил в сторону и не создавала дискомфорт владельцу и всем окружающим. Животное должно идти спокойно рядом с левой ногой хозяина на полкорпуса сзади при свободно свисающем без малейшего натяжения поводке. Чтобы отработать эту команду, понадобится надеть поверх или вместо обычного ошейника ринговку или поводок "Контроллер". Он представляет собой толстый шнур с зажимом-регулятором для плотного крепления на шее питомца. "Контроллер" крепится выше обыкновенного ошейника, пониже ушей, где у собаки расположены чувствительные точки.
    • Нужно следить, чтобы собака не опережала человека, а была немного сзади. При натяжении поводка вперед или в сторону следует сделать резкий и короткий рывок вверх.
    • Если собака идет спокойно и правильно, нужно сказать "рядом" и поощрить лакомством. Резкий рывок поводком при неправильном поведении создаст дискомфорт собаке и она через несколько подобных действий поймет, что после натяжения поводка последуют неприятные ощущения, а при спокойном движении будет награда в виде лакомства.

    Частой ошибкой владельцев является неправильное применение команды: когда пес натягивает поводок, он слышит слово "рядом!", которое у животного ассоциируется с его поведением. Следовательно, это команда (в понимании собаки) означает натяжение поводка.

    "Фу", "нет!", "нельзя!"

    При попытке подобрать еду с земли или выполнить какое-нибудь другое действие, которое следует пресечь, дается команда "нет!". Можно употребить другое короткое слово, которое произносится уверенным и строгим тоном. При обучении этой команде хорошо срабатывает щелчок кликером (специальным брелоком со щелкающей кнопкой) или пальцами, это отвлекает собаку от намерения что-то совершить и привлекает внимание к хозяину. Если пес на поводке, то поможет резкий рывок поводка вверх и слово "фу!" или "нет!"

    Бить за неповиновение щенка или собаку даже прутиком или газетой опытные кинологи не рекомендуют. Наказанию противопоставляется поощрение едой и многократная отработка навыков.

    "Сидеть!", "лежать!"

    Варианты звуковых сигналов для команды могут быть "сидеть!", "лежать!", чтобы пес научился их выполнять, следует:

    • Предложить щенку лакомство, для получения которого ему придется задрать голову вверх. В это время хозяин легонько придавливает поясницу питомца и усаживает его. Если собака села, ей следует дать лакомство.
    • Для того чтобы щенок лег из положения сидя по команде "лежать", ему снова необходимо предложить еду, на некотором расстоянии от его морды (дотянуться до нее будет удобней лежа). Хозяин снова должен помочь ему прилечь и уже затем дать корм как награду.

    После нескольких сеансов обучения собака поймет, что нужно сделать, чтобы получить награду, и будет действовать без помощи человека. Обязательно животное должно оставаться несколько секунд в заданной позе, дожидаясь разрешения на другие действия. Позже можно отработать эти команды только при помощи жестов, без голоса.

    "Стоять!"

    Для того чтобы собака научилась выполнять команду, необходимо:

    • При произношении слова "стоять!" из положения сидя или лежа приподнимать щенка под живот, а другой рукой придерживать за ошейник. Собака должна подниматься на месте, без перемещения вперед. После этого животное получает лакомство.
    • Для более совершенной отработки команды необходимо выдерживать паузу (начиная с 3 секунд и доводя время паузы до 15) и поощрять лакомством пса только после выдержанного времени.
    • При четком выполнении переходят к усложненной форме - подаче команды жестом. Также следует постепенно увеличивать расстояние между питомцем и собой (до 10-15 м).

    "Дай!"

    Команда очень похожа на команду-запрет "нет!", поскольку ограничивает пса в желаемом действии. Чтобы отобрать у щенка предмет, в котором он заинтересован, следует ему предложить что-то более привлекательное: любимое лакомство. Не следует силой отбирать и при этом произносить слово команды. Собака должна сама добровольно отдать то, что требует хозяин. Стимулом для этого и служит любимая еда. Сначала щенок отдает игрушку ради еды, а когда навык закреплен через многократное повторение, пса можно поощрять словами и лаской.

    "Апорт!"

    Отработка этой непростой команды также начинается с игры:

    1. 1. Предварительно следует отработать команду "дай!", чтобы принесенный предмет пес отдавал хозяину.
    2. 2. Во время игры с палочкой или игрушкой с хозяином собака пытается завладеть предметом. В момент наибольшей заинтересованности животного хозяин бросает предмет игры далеко от себя и произносит "апорт!". Питомец бежит за игрушкой, пытается отыскать ее и взять.
    3. 3. Хозяин подзывает его и требует выполнить команду "дай!"

    Если собака не бежит за брошеным предметом, владелец вместе с ней подбегает к нему и повторяет слово команды. При малейшем успехе в учебе собака должна получит вознаграждение. Но постепенно задача должна усложняться, так как только при четком выполнении команды с первого раза животное получает поощрение.

    В идеале пес должен по команде найти брошеный предмет, принести хозяину, обежать его сзади, подойти к левой ноге, сесть и тогда уже отдать. Обучение этой команде опытные дрессировщики считают сложным, ведь не каждая собака сможет научиться идеально ее выполнять.

    "Голос!"

    Не стоит сразу отдавать лакомство питомцу, лучше показать еду и держать ее перед собакой. Она начнет просить ее лаем. В это время хозяин повторяет команду "голос!". Поощрение осуществляется обязательно после ее выполнения.

    Если собака молча просит лакомство, не подает голоса, можно попросить другого члена семьи продемонстрировать перед животным, что требуется, чтобы получить вознаграждение. Обычно после 2-3 раз команда становится понятной питомцу.

    "Дай лапу!"

    Эта команда пригодится при стрижке когтей и для развлечения гостей. Лакомство дают понюхать собаке и зажимают в кулаке перед ее носом. Пес может начать скрести по кулаку лапой. В это время повторяют слова команды и отдают еду животному.

    "Фас!"

    Нет необходимости отрабатывать такого вида действие у декоративных собак или у всех остальных, которые не принадлежат к служебным. Мелкие породы более склонны по своей инициативе проявлять агрессию к посторонним людям и без просьбы со стороны владельца. Команда считается сложной и отрабатывается обычно с инструктором или помощником, который должен быть одет в защитный костюм.

    Алгоритм отработки команды "фас!":

    1. 1. Чужой человек приближается к хозяину с собакой и наносит чувствительные, но не болезненные удары по спине питомца.
    2. 2. Когда собака разозлится, незнакомец подставляет ей для хвата какой-нибудь мягкий предмет, что-то наподобие старой одежды.
    3. 3. Когда животное хватает зубами предмет, хозяин произносит команду "фас!" и поощряет собаку.

    Кроме этих команд, можно обучить собаку другим: "гуляй!", "вперед!", "барьер!", "ползи!","стеречь!" (по усмотрению хозяина). Но добиться идеального исполнения стандартного набора команд нелегко.

    Занятия на площадке с инструктором

    Это самое правильное решение для неопытных владельцев или для сложных в дрессировке пород. При выборе инструктора следует ориентироваться не только на рекомендации нескольких знакомых или клуба, но и хорошо бы перед обращением к нему посмотреть на работу этого человека непосредственно на площадке.

    Серьезная и правильная дрессировка требует присутствия хозяина вместе с собакой и дрессировщиком. Пребывание питомца на передержке у кинолога во время обучения возможно в том случае, если собаку готовят к патрульно-розыскной службе в полиции.

    Особенно рекомендована дрессировка со специалистом собакам крупных пород, предназначенных для несения охранно-караульной и розыскной службы. Также консультации опытного кинолога потребуются и самому владельцу собаки, особенно касающиеся его собственного поведения в воспитании питомца.

    Особенности дрессировки разных пород

    Обучение и дрессировка разных пород имеет свои особенности: для служебных собак обязательно прохождение общего и специального курса дрессировки (с 6-8 месяцев) на площадке с инструктором, для охотничьих пород (с 1-3 месяцев) предусмотрен свой особый набор команд с отработкой навыков в лесу или в поле, для декоративных пород (с 3-6 месяцев) достаточно воспитания в домашних условиях.

    Как дрессировать собак различных пород:

    Название пород Особенности дрессировки и воспитания

    Охранно-сторожевые : ротвейлер, немецкая овчарка, алабай

    При общем воспитании и дрессировке сторожевых собак обучают особым командам, которые нужны при охране и патрулировании территории. К таким командам относятся:

    • "Слушай!". Настороженный пес должен внимательно прислушиваться к посторонним звукам.
    • "След!". Собака должна взять след и пойти по нему.
    • "Охраняй!". Пес обязан в отсутствие человека не допустить незнакомцев на свою территорию. Навык отрабатывается вместе с помощником, который играет роль чужака и провоцирует собаку на защитные действия
    Охотничьи: спаниель, курцхаар, терьер, джек рассел терьер, лайка, хаски До 6-8 месяцев с собакой занимаются воспитанием и отработкой стандартных команд. После полугода начинается специальное обучение:тренировка, которая состоит в нагонке гончих, натаске лаек, притравке норных и борзых, в умении доставать предмет из воды и приносить хозяину. Важным упражнением для охотничьих собак является выдержка. После выполнения команды животное не сразу получает поощрение в виде лакомства, а спустя несколько секунд, причем хозяин во время такой искусственной паузы отходит от собаки на несколько метров. Также охотничьих собак приучают не бояться выстрелов и громких звуков
    Декоративные : шпиц, мопс, чихуахуа, японский хин

    Кроме основных команд, мелких собак можно научить знать по имени всех членов семьи. Этот прием вырабатывается просто:

    1. 1. Собаку подводят к человеку и называют его имя, после этого человек дает собаке лакомство.
    2. 2. Через несколько упражнений питомец запомнит, какое слово привязано к какому человеку, и безошибочно будет идти к названному по имени члену семьи, чтобы получить лакомство.

    Также можно обучить закрывать дверь по команде, приносить тапочки, становиться на задние лапы, имитировать танец

    Пастушьи и скотогонные : алабай, лабрадор

    После усвоения азов дрессировки подросшего щенка приучают к животным, чтобы стадо не боялось собак, а собаки не нападали на стадо.

    В обучении пастушьей работе необходимы особые команды:

    • "Гони!" (при выгоне из загона или при движении вперед по пастбищу).
    • "Кругом!" (при собирании разбредшихся животных).
    • "Вперед!" (для выравнивания края стада).
    • "Тише!" (замедление темпа движения).

    Эти упражнения пастух или дрессировщик отрабатывает непосредственно возле стада на свободном выпасе. Все правильные действия собаки обязательно поощряются лакомством

В новую семью собаку отдают в возрасте 8-10 недель. Пока это совсем крохотный и несмышлёный малыш, но уже с 2-месячного возраста его можно начинать знакомить с основными правилами поведения в доме, постепенно приучать к кличке, месту, а позднее – к выгулу на поводке.

Воспитание не следует путать с дрессировкой , к ней питомец будет готов лишь по достижению 4-месячного возраста.

  • Приучаем к кличке

Всё начинается с приучения к кличке. Лучше, если она будет краткой и звучной, чтобы собака быстрее ее восприняла. В будущем она всегда будет откликаться на нее и бежать к вам, весело виляя хвостом, как только вы позовете по имени.

Как правило, приучить щенка к кличке очень просто. Достаточно ласково повторять ее каждый раз, когда вы обращаетесь к питомцу и подзываете его к себе.

Внимание: кличка должна вызывать у любимца только положительные эмоции, поэтому не называйте её, делая собаке выговор.

  • Приучаем к месту

У каждого щенка должно быть свое место, где он в любое время сможет спокойно отдохнуть и никто не будет его беспокоить. Это своеобразное убежище для собаки, в котором она всегда будет в безопасности. Очень важно объяснить это детям, чтобы они не мешали животному отдыхать.

Также не стоит совершать неприятные для питомца действия, пока он доверчиво отдыхает в своем уютном уголке. Если вы хотите провести осмотр, почистить животному уши, постричь когти и пр., лучше подзовите его к себе.

Место для собаки можно оборудовать под столом или в уютном уголке без сквозняков и высокой проходимости. Лучше иметь дома две лежанки (подстилки), чтобы на время стирки и сушки вы легко заменили одну на другую.

Приучить щенка к месту можно следующим образом: привлеките его лакомством так, чтобы он подошел к лежанке и сел на нее, затем дайте ему еду, все время ласково повторяя команду «место». Положите туда любимые игрушки малыша и относите его на место каждый раз, когда видите, что он начинает засыпать. Со временем он научится воспринимать лежанку как уютное место отдыха и сам будет с удовольствием на ней обустраиваться.

  • Приучение к осмотру

Если не приучить собаку к этой процедуре с детства, то в будущем любая проверка и такие простые вещи, как чистка ушей и стрижка когтей, могут превратиться в стрессовые ситуации, причем как для питомца, так и для хозяина.

Ежедневно аккуратно осматривайте уши, глаза, шерсть, кожу, когти и ротовую полость щенка. Ваши движения должны быть мягкими и осторожными, чтобы он понял, что осмотр не принесет никакого вреда, и относился к нему также спокойно.

  • Приучаем подходить по команде и следовать за вами

Когда щенок уже освоил кличку, можно приучить его к команде «ко мне». Произносите это каждый раз, приглашая питомца погулять или поесть, при этом ваша интонация должна быть живой и дружелюбной.

Когда собака еще совсем маленькая, она стремглав бежит к хозяину, едва почуяв малейшую опасность. Но со временем она взрослеет, становится более самостоятельной и даже может затеять с хозяином борьбу за лидерство. В таком случае ваша задача – удержать позицию старшего путем грамотного и корректного воспитания.

Чтобы щенок следовал за вами, вы всегда должны быть для него уважаемым и интересным компаньоном. Почаще контактируйте с ним, вовлекайте в активные игры, зовите по имени, не забывайте периодически гладить и угощать лакомством.

Важно, чтобы собака воспринимала вас как лучшего друга и думала в таком ключе: «Нужно держаться рядом с хозяином, он точно покажет мне что-то интересное!»

Такое восприятие – надежный фундамент для дальнейшего приучения к выгулу на поводке.

  • Приучаем к прогулкам

В первую очередь нужно приучить щенка к ошейнику. Для начала используйте легкие, нейлоновые модели, чтобы любимец просто привык к факту, что на его шее что-то есть.

Первое знакомство собаки с ошейником и поводком должно проходить в домашних условиях, а не на улице. В знакомой атмосфере он будет чувствовать себя комфортно и воспримет новый опыт более спокойно.

Конечно, многим щенкам поначалу не нравится чувствовать на себе что-то, они всячески стараются это снять, выгибаются, катаются по полу. В этот момент задача хозяина - отвлечь питомца. Привлеките его внимание лакомством или игрушками, поиграйте с ним. Общаясь с хозяином и догоняя любимый мячик, щенок быстро забудет о непривычном ощущении и очень скоро привыкнет к ошейнику.

Далее прикрепите поводок. Ни в коем случае не тяните щенка и не заставляйте его сразу идти за вами. Позвольте ему свободно перемещаться по квартире, привыкая к новому ощущению, и следуйте за собакой, не натягивая поводок. Со временем постепенно усиливайте натяжение, научите питомца обходить стулья и кресла, слегка воздействуя на него.

Пусть приучение щенка к поводку будет интересным занятием для вас обоих. Обходите препятствия, вместе ищите потерянные игрушки. Если собака упрямится и отказывается идти, натягивая поводок, привлеките его лакомством и похвалите.

Приучение к поводку может занять несколько дней и даже недель, но это того стоит. Если щенок освоит это занятие дома, то ваши первые настоящие прогулки принесут гораздо больше положительных эмоций!

В процессе воспитания не забывайте ласково подбадривать и хвалить собаку за успехи, даже если они пока скромные. Не будьте грубы с малышом, не требуйте от него невозможного, ведь он еще так мал, а вам некуда торопиться.

Не забывайте, что дружелюбное и бережное отношение к питомцу – это залог не только эффективного воспитания, но и многолетней дружбы и доверия между хозяином и его собакой.

В вашем доме появился новосёл — маленький обаятельный щенок. Он сразу завоевал любовь домочадцев, желающих подержать его на руках, приласкать или просто погладить. Когда начинать дрессировать щенка, чтобы он со временем не превратился в избалованного и непослушного домашнего тирана?

Если под «дрессировкой» понимать обучение щенка послушанию, правилам поведения в доме, формирование «собачьего» характера, максимальное раскрытие генетически заложенных в данной породе качеств — то целенаправленно начинать заниматься собакой следует с возраста двух — трёх месяцев.

Воспитание щенка в возрасте от полутора до двух — трех месяцев

Это наиболее важный период для воспитания щенков. Они уже обходятся без матери, заботой и уходом за ними занимаются владельцы. В этом возрасте щенки легко приобретают «положительные» навыки. Они быстро запоминают команды «место», «ко мне», «гулять». Но им ещё сложно привыкнуть к выполнению принудительных команд «нельзя», «сидеть», «лежать».

Владельцу щенка необходимо запастись терпением, чтобы животное без жёсткого насилия научилось подчиняться владельцу, приняло хозяина как лидера. Важно не перегрузить щенка, не выработать у него привычку подчиняться только через наказание или боль.

В этом возрасте щенок приучается к своему месту лёжки и приёма пищи, к лотку. У него вырабатывается привычка проситься «по нужде». Следует помнить, что место лёжки собаки, её посуда для пищи и питья — это «частная собственность» вашего четвероногого друга.

Уважительно относитесь к этому, не позволяйте детям и другим членам вашей семьи создавать у собаки ощущения посягательства на её собственность. Необходимо добиться искоренения желания молодой собаки трепать комнатные тапочки, грызть мебель, выпрашивать пищу при обеде домочадцев. Щенок должен запомнить нормы своего поведения в доме.

Основной период воспитания щенка

Часто спрашивают — с какого возраста нужно дрессировать щенка? Специалисты рекомендуют начинать дрессировку в возрасте от трех до шести-семи месяцев. В этом возрасте у собаки формируются индивидуальные особенности нервной системы. Это лучший период для воспитания в щенке умение самостоятельно управлять процессами нервного возбуждения и торможения, контролировать взаимную уравновешенность этих процессов, и по команде хозяина переходить из одного психического состояния в другой.

Данный период является основным для формирования характера вашей собаки. Добейтесь спокойной реакции щенка на появление незнакомых людей и посторонних животных — собак и кошек. Считается нормальным, если щенок будет проявлять к ним естественное любопытство, внимательно наблюдать за ними — это является признаком здоровой пассивно-оборонительной реакции. Приучите молодую собаку вести себя сдержанно и с достоинством, пресекайте попытки преследования посторонних животных и лаять на них.

Бывает, что люди заводят собак более старшего возраста, когда уже сформировались основы характера молодой собаки. Не мучайте себя вопросом — в каком возрасте дрессировать щенка. Запаситесь терпением и обучайте вновь приобретённую собаку в любом возрасте, поскольку обучение даже в более поздние сроки гораздо лучше, нежели необученная и неуправляемая собака.

Отдельные владельцы собак уверены, что заниматься целенаправленным воспитанием и обучением собак нет необходимости, что собака всему научится сама. Категорически неверное суждение, приводящее к последующему переучиванию таких собак, исправлению и корректировке их поведение. Это предполагает значительное стрессовое воздействие на психику животного, в большинстве случаев не проходящего без серьёзных осложнений.

Прочитав данную статью вы узнали, с какого возраста начинать дрессировать щенка. Возможно у вас сложилось мнение, что обучая и дрессируя собаку, вы получаете полный контроль на своим четвероногим другом. Это не совсем верно. Собаки очень умные животные. Обучаясь и подчиняясь своему хозяину, собака одновременно изучает владельца, находит слабые места в его характере, тем самым получает возможность влияния на своего хозяина, и манипулирования им.

Не позволяйте собаке злоупотреблять таким влиянием.

Относитесь к вашей собаке со строгой добротой, и она ответит вам преданностью и послушанием.

Наш воспитательный комплекс предназначен для щенков в возрасте с одного до трех месяцев.

Воспитание и адаптация щенка начинается с месячного возраста, и лучше брать щенка именно до трех месяцев.
В этом возрасте закладываются все фобии (навязчивые страхи), все неправильные манеры поведения. А также закладываются все правильные навыки.

Чему же мы можем научить щенка в возрасте от одного до трех месяцев. Очень многому:

Не прыгать на хозяина
спокойно спать ночью
бегать на улице за хозяйскими ногами
спокойно сидеть и ждать, когда ему подадут пищу
не кусать людей за конечности и одежду
познакомиться с командами «ко мне», «фу», «сидеть»

Как же научить малыша всему этому?
Требуется ваша готовность и терпение.

Многие спрашивают: «За что можно, а за что нельзя наказывать щенка в таком юном возрасте?» Лучше в этом возрасте обойтись без наказаний. Поберегите свою и щенячью нервную систему.
Особенно хочу обратить ваше внимание вот на это перечисление.

Нельзя наказывать щенков возрасте до трех месяцев за:

  • кучки и лужицы на полу или ковре
  • за весь материальный ущерб. Если в этом возрасте щенок достал одну из ценных вещей и изгрыз ее, значит, вы не убрали ее вовремя в недоступное для малыша место. Если у вас есть электрические и подобные провода в доступном месте, срочно убирайте их. Это любимое лакомство многих щенков.
  • беготню, прыжки на мебель
  • откусывание кусков от стен. Если щенок это делает, обратитесь к врачу, возможно, ему не хватает минеральных веществ и витаминов, или у него есть глисты.
  • хватание и трепание вашей одежды, когда вы проходите мимо.
  • кусание хозяйских рук и ног. Это типичные щенячьи игры и они обычно исчезают сами собой после смены зубов. Иногда я даже говорю моим клиентам: « Если ваш щенок в возрасте до 4 месяцев не бегает за вашими ногами и не грызет их, а тихо лежит в уголке. Он болен. Измеряйте щенку температуру»

Поддержание позитивного эмоционального настроя у собак необходимо. Но у щенков от 1 месяцев до 3 месяцев необходимо вызывать такие эмоции, которые укрепляют нервную систему и в дальнейшем приведут собаку к уравновешенности и сдержанности. Собака будет правильно выбирать ситуацию, где можно выплеснуть свои эмоции, а где необходимо сохранять полное спокойствие.

Щенки, начиная с 1 месяца до 3 месяцев, воспитываются методами, которые вызывают у них только радость и удовлетворение и вселяют в них надежду, что все будет хорошо. Поэтому методы работы с маленьким щенком основаны только на положительном подкреплении (ласка, лакомство, игра). Или целенаправленные упражнения, основанные на праве выбирать.

Для того чтобы начать заниматься с малышом, научитесь готовить лакомство, давать его правильно и, главное, обучитесь правильной интонации голоса. Это будет подготовительный этап для вас. Пока вы не усвоите эти упражнения сами, не стоит начинать заниматься с малышом.

Учимся готовить лакомство.

С сегодняшнего дня у вас вводится новая форма домашней одежды. Называется она «Хозяин большой карман с сыром". Носите лакомство при себе постоянно, и за каждое правильное действие щенка награждайте его лакомством и лаской.

Это могут быть крохотные кусочки твердого сыра. Твердым сыр сможет стать, если немного полежит без упаковки.

Размеры лакомства важны. Если кусочки большие, то щенок наедается быстро, и дальнейшее обучение его интересовать уже не будет. Если кусочки очень маленькие, то они будут выпадать из пасти малыша.

Поэтому берем оптимальный вариант с горошинку. Округлять их не обязательно, главное не форма, а размер. Предвижу вопрос: а если моя собака на сухом корме, ей можно давать сыр? Отвечаю как ветеринар: Можно. Но только во время занятий. Еще вопрос: а почему сыр, а не сухой корм, которым кормим? Потому что сухой корм дается строго по норме - это раз, а во-вторых, сухими кусочками щенок может подавиться и будет кашлять также, как и от сухого печенья. А сосиски можно? Можно, конечно, но ваши руки и одежда будут жирными, а это просто неприятно. Итак, сыр. Учимся давать лакомство. Оно лежит всегда у правшей в правом кармане, у левшей - в левом. Целлофановые пакеты не используем. Иначе собака будет реагировать на шуршание целлофана. А нам этого не надо. Следовательно, одежда подбирается соответствующая. Нам ее не жалко немного испачкать, и карманы на этой одежде имеются.

Между действиями собаки и их поощрением должно пройти не более 5 секунд. Иначе поощрение вообще не эффективно.

Лакомство дается двумя способами. На открытой ладони и в щепотке (между большим и указательным пальцем). Оба способа имеют место быть. И на занятиях мы будем пользоваться обоими.

Итак, по дому ходит хозяин "большой карман с сыром" и начинает уже обучать собаку правильному поведению. Можно обучать щенка параллельно сразу нескольким приемам правильного поведения.

Приучаем щенка к его кличке.

Имя собаке необходимо придумать короткое и звучное. Оно может не совпадать с именем из родословной. На сайте много имен для собак, посмотрите и возьмите одно из них на вооружение. Пример: Зигфрид - хорошее имя, но очень длинное для привлечения внимания щенка, лучше Зиги или Рид.

А когда малыш вырастет, можно употреблять и полное имя. И он на него будет отзываться. Мне нравится приучать щенка к имени в процессе кормления. Берите миску и ласковым голосом зовите малыша: "Зиги, Зиги, Зиги", - часто и несколько раз повторяя кличку. При этом показывайте миску с едой. Малыш со второго дня уразумеет, что зовут именно его и что надо быстрее бежать, так как дадут вкусную еду. Так весело и на приятной ноте Вы научите щенка откликаться на имя.

Учим собаку, реагировать на слово «Хорошо».

Вопрос, зачем нам это нужно, чтобы щенок реагировал на слово «Хорошо». Все очень просто. Не всегда вы сможете во время дать лакомство собаке за правильно выполненную работу. Например, работа на расстоянии подразумевает, что ваш пес находится в 10 метрах от вас. И как вы сможете дать ему понять, что вы им довольны? А вот так. Произнесете слово "хорошо", и собака будет в курсе вашего настроения. И так учим щенка. Протягиваем ему лакомство и, приговаривая ласковым голосом, обязательно ласковым, слово "хорошо", кормим его с руки вкусным сыром. Про лакомство вы уже прочитали в предыдущем посте.

Можно в это время гладить и ласкать малыша. Учитесь правильно гладить собаку. Похлопайте ее легонько по груди. Потормошите. Но следите, чтобы щенку это было приятно. Не стоит гладить по голове и спине. Почему объясню тем, кто будет заниматься в нашей виртуальной группе.

Отрабатывайте навык только тогда, когда щенок ничего противозаконного в этот момент не делает. Например, он просто лежит на месте или подошел к вам и еще не поставил лапы на ваши колени. Хвалите и давайте лакомство.

Природой устроено так, что щенки начинают видеть в двухнедельном возрасте. Тогда они начинают самостоятельно познавать мир, покидая материнское логово и немного окрепнув. В этот период мамаши никому еще не позволяют активно контактировать со своим потомством, ревностно охраняя его даже от владельца и уберегая от посторонних глаз. В раннем возрасте воспитанием молодняка занимается сугубо мать. Она отвечает и за социализацию щенков. Так когда же можно начинать процесс их дрессировки? Узнаем подробно.

Какой возраст для обучения оптимальный?

Социализация щенка - это его умение общаться с себе подобными и с людьми, овладение элементарными навыками гигиены и поведения. Она активно начинается с месячного возраста, когда песик уже хорошо видит, уверенно стоит и передвигается на лапках, получил материнский иммунитет. Если в это время он еще живет со своей мамашей, то обязательно должен общаться с сородичами, людьми, иметь возможность изучать окружающий мир, его запахи. До 16 недель щеночек должен, помимо хозяина, познакомиться и с другими людьми, менять домашнюю обстановку на уличную, знать свою кличку. Именно с этого возраста кинологи советуют начинать дрессировку подопечного, потому что на это есть следующие причины:

  1. В 4 месяца юный питомец уже отличает порицание и похвалу, понимает жесты хозяина, улавливает его настроение и сильнее к нему привязывается, чувствуя в нем вожака.
  2. В этом возрасте у щенка еще сохраняется игровое поведение. Это значит, что обучать его можно посредством игры со стимуляцией лакомствами, а не игрушками. Кинологи подчеркивают, что в раннем возрасте важно играть с юным питомцем, чтобы позже его легче было дрессировать.
  3. Дрессировка служит методом мягкого общения с подопечным. Запретные команды предотвращают нежелательные действия собаки, а стимулирующие побуждают к активности. Обучение вносит разнообразие в жизнь собаки, помогает ее социализировать. Хозяину в процессе дрессуры легче заметить, чего песик боится.
  4. В четырехмесячном возрасте у собак достаточно сильная память. Именно в это время они учатся отличать безопасное от опасного. Все происходящие врезается в память щенка, поэтому применение телесных наказаний может негативно отобразиться на обучении и отношениях с владельцем в целом. Пес запомнит зло и обиду, через некоторое время просто сможет отомстить хозяину - покусать его. Так что кинологи акцентируют на том, что физические наказания сводят дрессуру практически к нулевому результату. А когда владелец прибегает к таким способам обучения, значит, оно начато либо поздно, либо слишком рано.
  5. До 4 месяцев не стоит начинать обучение собаки командам еще и потому, что после сделанных прививок длится период карантина. В это время вносить какие-либо изменения в жизнь юного воспитанника вообще нельзя.
  6. Своевременно начатые регулярные и правильные занятия с хвостатым питомцем дают хорошие результаты. Но владелец должен сразу настроиться на то, что даже в одном помете есть более сообразительные, быстро реагирующие щенки. Другим же надо вместо 5 провести 10 уроков для усвоения определенной команды. Обычно породистые песики начинают откликаться на свою кличку уже через 5-6 дней при условии, что она несложная, короткая. Простым же, беспородным, щенкам на запоминание своего имени понадобится ориентировочно две недели.

    О способах дрессировки

    Прежде всего, отметим, что существует профессиональная и домашняя дрессура. Первой занимаются опытные кинологи за определенную плату, они гарантируют результат обучения. Вторая - это личная инициатива и желание владельца, который хочет вырастить послушного и умного пса.

    Для дрессировки щенков четырехмесячного возраста используют вкусопоощрительный и оперантный методы. Первый - это приучение идти за лакомством, когда он выполняет нужные действия и пытается достать свое лакомство. Оперантный метод от первого отличается тем, что пес должен выполнять команды после словесных повторений, и только после этого ему дают лакомство в качестве награды, похвалы. Второй метод используется чаще, применяется к породистым щенкам с родословной. Он позволяет добиваться более стойких результатов, помогает улучшить взаимопонимание между владельцем и псом.