Карельские подвижные игры. Становление личности дошкольников средствами фольклора

Пояснительная записка

В современной системе образования игра не должна отходить на задний план. В обществе на всех ступенях образования совершается грубейшая ошибка: занятия вытесняют игру. В результате теряется стимул к знанию, достижению, творчеству, утрачивается культура производства игрушек и прочих игровых средств. Между тем работы ученых показывают, что игра, в том числе и традиционная, детские игровые праздники с успехом могут обогатить современное пространство дошкольного и начального школьного образования.

Игровая культура применительно к дошкольникам выполняет свою традиционную развивающую функцию в социальном, эстетическом физическом развитии.

Дошкольник приобщается к традиционной игровой культуре естественнее всего через участие в играх, игрищах вместе с взрослыми и более старшими детьми. При этом он нуждается в организационно - содержательной и эмоциональной поддержке взрослых.

Не всегда просто научить детей традиционной игре, Лучше если мероприятие будет организованно в форме многовозрастного праздника, когда нет «игрунов» и «зрителей» - играют все!.

Народная игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения: формировала привычку к труду, навыки охоты, военной подготовки.

Игры - удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу. Моторику. Тренируют реакцию и координацию движения и воспитывают навыки общения, с помощью них познаются эстетические нормы и законы. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.

Игровой фольклор вызывает активность мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, игры совершенствуют все психические процессы- внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма наиболее высокую ступень развития.

Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника.


Царь Горох.

По считалке выбирают Царя Гороха. Обычно он сидит на воображаемом троне. Играющие отходят в сторонку и договариваются о том, что будут изображать: труд людей, какие либо бытовые ситуации. Показывать можно ногами, руками, всем телом, мимикой, но нельзя произносить ни звука. Затем подходят к трону со словами:

«Здравствуй, царь Горох!»

Тот отвечает:

«Здравствуйте детки - малолетки!»

Играющие говорят: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем!»

После этого дети начинают показывать то, о чем договаривались. Царь Горох должен отгадать, что они изображают. Если не угадывает, его спрашивают: «Сдаешься?!». При утвердительном ответе - раскрывают замысел задуманного, затем загадывают снова. Если царь Г орох угадывает, он догоняет детей. Пойманный становится новым царем Горохом.

Игра «Золотые ворота» (хороводная)

Выбираются два человека, которые поднимают руки вверх и образуют «воротца», а остальные дети, взявшись за руки, образуют «цепочку». На слова «В золотые ворота проходите господа...» дружно, за ведущим проходят под «воротцами» пока те не закроются на слова « Не пропустим вас...» Тот кто попался в «воротца» становится в ворота, образуя круг, игра продолжается.

В золотые ворота проходите господа.

Первой мать пройдет, всех детей проведет.

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Водящие обходят еще раз длинную редьку и снова поют, спрашивают: «Бабушка добренько, редечка сладенько.

Продай бабка редьку, продай бабка сладкую!»

Бабка отвечает: « Берите, да только сами дергайте!»

Водящие пытаются вырвать репку сначала поодиночке: берут по очереди Бабку за руки и тянут, что есть сил. Но у них не получается и тогда водящие вдвоем тянут Бабку за руки (один из них обхватывает другого сзади за талию). Выдернув Бабку, один из них садится на место Бабки, а Бабка с другим водящим пробуют крепость редьки, дергая заднего игрока в веренице. Веселая игра продолжается до тех пор, пока все не перебывают в роли Бабки и роли ведущих, попеременно заменяя друг друга и дергая редьку с двух сторон спереди и сзади. Игру можно упростить, дергая редьку только сзади и не меняясь ролями. Тогда выбывшие игроки отходят в сторону.

Игра «Дударь»

Играющие становятся по кругу, а в центре «дударь» водящий. Участники идут по кругу и поют,

Дударь, дударь, дудорище Старый, старый старичище Его под колоду, его под сырую его под гнилуюа потом спрашивают.

Дударь, дударь, что болит?

Водящий отвечает: голова, живот, руки, ноги...., то есть называет любую часть тела. А участники касаются той части, которую назвал Дударь, и опять идут по кругу и поют. Как только водящему надоедает, он выкрикивает неожиданно после вопроса «Дударь, дударь что болит?» «Выздоровел!» и ловит кого ни будь из играющих.

Игра «Яблонька».

Дети встают в круг. В центре - один ребенок. Поется песня без музыкального сопровождения:

Мы посадим яблоньку на горе, на горе. - Дети, взявшись за руки, ходят по

Наша яблонька расцветет

По весне, по весне.

Вырастай- ка яблонька Дети поднимают руки вверх.

Вот такой вышины,

Распускайся яблонька

Вот такой ширины. Расширяют круг, не размыкая рук.

Расти, расти, яблонька

В добрый час, в добрый час. Ведут хоровод.

Потанцуй- ка (имя ребенка),

Попляши для нас. Ребенок выполняет

танцевальные движения.

Имитация движений по тексту.

А мы нашу яблоньку Все трясти будем,

А мы сладки яблочки, Собирать будем.

А мы нашу яблоньку Все пощиплем.

И от нашей яблоньки Убежим.

Разбегаются в разные стороны. «Яблонька» ловит детей.

Кого поймали, тот выходит. «Яблонькой» становиться оставшийся ребенок.

Хоровод движется по солнцу, а «козел» в центре круга, против солнца. На словах «нашел» он выбирает себе пару. А дальше все участники игры выполняют танцевальные движения в соответствии с текстом. Как только музыка прекращается все становятся парами, кто остался без пары, становится «Козликом».

И шел козел дорогою, дорогою, широкою Нашел козу безрогую, безрогую козу.

Безрогую козу.

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем с тобой.

Следующие странствия козла дети могут придумывать сами. Например:

Тропинкаю-с горбинкаю.

Опушечкой-дурнушечку.

По мостику без хвостика Канавою-карявую.

Игра «Прилетела Совушка»

В ребячий круг «залетает» «Совушка-нечесана бородушка, заранее выбранная на эту роль малышка. Она летает по кругу, делает глазками- «луп, луп», ножками- «туп, туп», а в это время за ней наблюдают притаившиеся за кругом сторожа. Дети, пропев коротенькую песенку, открывают в двух, трех местах «воротца», и в них тут же забегают сторожа. Но Совушка оказывается проворной и упархивает от сторожей в другие открывшиеся для нее воротца.

Эта погоня может продолжиться, и в конце концов пойманная Совушка выбывает из игры. Игра повторяется с новойСовушкой и новыми выбранными сторожами. Совушка, которую не смогут поймать сторожа, становится ведущей в какой- либо новой игре.

Прилетела совушканечесана бородушка

Глазками «луп», «луп»,

Ножками «туп», «туп».

Кто увидел, не дремли,

Поскорей ее лови.

Игра «Редька»

По правилам этой музыкально-игровой композиции ребятишки садятся

вереницей, крепко обхватив друг друга сзади за талию. Впереди всех

сидит Бабка, самый крепкий участник игры. Выбираются двое водящих.

Они ходят вокруг сидящих и поют песенку.

Водящие; «Хожу, хожу к бабке, прошу, прошу редьки:

Родилась ли редечка, родилась ли сладенька?»

Бабка: «Нет еще не выросла, только посадила!»

На ту же мелодию сидящие за бабкой поют:

«Расти, расти редечка, расти, расти, сладенька!»

Водящие обходят еще раз длинную редьку и снова поют, спрашивают: «Хожу, хожу к бабке, прошу, прошу редьки «Поспела ли редька, поспела ли сладка?»

Бабка отвечает: «Да нет еще, не поспела!»

Играющие распределяются по парам по кругу. В центре круга становится лишний. Пока звучит музыка, ребята, которые находились впередистоящими, выходят в центр круга и танцуют под музыку. Как только музыка заканчивается, они должны забежать за стоящих, кому не хватило пары, тот и Растяпа. Игра продолжается.

Дети водят хоровод, в центре которого «Кострома». Во время пения хоровод идет по кругу, во время диалога - стоит.

Кострома, Кострома, государыня моя!

У Костормушки кисель с молоком, с молоком!

У Костромушки блины с творогом, с творогом!

Хоровод останавливается. Дети спрашивают:

Дома, Кострома?

Что делаешь?

Тесто завожу.

Дома, Кострома?

Что делаешь?

Блины пеку.

Песня. Диалог:

Дома, Кострома?

Что делаешь?

Блины ем.

Опять звучит песня. Снова диалог:

Дома, Кострома?

Что делаешь?

Блинов объелась.

Песня. Диалог:

Дома, Кострома?

Что делаешь?

Опять звучит песня. Снова диалог:

Что делаешь?

Да померла я!

А чего разговариваешь?

Да по привычке!

Действия Костромы могут варьироваться.

Заря - заряница.

Выбирают водящего «Зарю», садятся вкруг на корточки. Водящий ходит вне круга, прячет за спиной ключи - платочек с завязанным узелком или жгутик. Вместе со всеми он произносит:

Заря-заряница, красная девица,

По небу ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

А сам в это время пытается положить кому-нибудь сзади «ключи». Играющим оглядываться нельзя. Тот, кто заметит подброшенный платочек, старается поскорее схватить ключи и догнать водящего. Сделав это, игрок «бьет» водящего его платочком приговаривая: «Не теряй ключей!». Водящий садится на место игрока, догнавшего его, а тот становится зарею.

ВАРИАНТ 2.

В центре стоит участник игры, держит колесо на палке с завязанными на нем лентами по количеству играющих. Дети берут в руки ленты и идут по солнцу, а водящий Заря - против, за кругом. На словах «ленты голубые» водящий касается плеча, одного из стоящих в кругу ребенка. Этот ребенок и водящий разбегаются в разные стороны, обегают круг и наперегонки должны занять то место, и схватить ленту кто быстрее. А в это время играющие подбадривают кричалкой:

Раз, два не воронь,

А беги как огонь!

Тот, кто прибежал позже становится водящим.

Горелки.

Выбирают водящего «горелыцика», делятся на пары, берутся за руки, становятся друг за другом колонной. Впереди от первой пары становится «горелыцик». Все поют:

Гори, гори, ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят, в колокольчики звенят.

Раз, два, три, беги!

«Горелыцик» стоит спиной к остальным. Начиная со слов «Глянь, на небо» он смотрит вверх. В это время стоящие в последней паре, разъединяют руки и идут кто слева, а кто справа вдоль колонны к ее началу. Почти поровнявшись с горелыциком, они ждут последних слов, после чего бросаются бежать вперед мимо горелыцика. Он гонится за любым из них. (Достаточно только осалить коснувшись рукой), прежде чем они снова возьмутся за руки. Кого горелыцик поймает, с тем становится парой впереди всей вереницы. Водит игрок, оставшийся один. Если же горелыцик никого не поймал, он снова водит-ловит следующую пару.

ВАРИАНТ 2.

Все становятся в круг. Ведущий со словами «Раз, два, три, беги!» задевает платочком любую пару детей. Они бегут в разные стороны, соревнуясь, кому удастся схватить платочек первым, Победивший с платочком встает в круг. Игра продолжается.

Двое детей берутся за руки, стоя лицом к друг другу. Руки подняты. Круг проходит под образованными воротами и поет припевку. После слов: «Чур свинья вон» «ворота» опускают руки. Ребенок оказавшийся внутри «ворот» встает сзади одного из детей, представляющих ворота, и держит его за пояс.

Круг сцепляется и продолжается до тех пор, пока все дети по переменке не разделятся на две команды, вставая сначала за одним, потом за другим ребенком.

ВАРИАНТ 1.

Все дети выстраиваются в цепочку, центром которой являются ворота. И играют в перетягивание.

ВАРИАНТ 2.

Дети играют в любую другую игру, где требуются разделение на две команды.

Ходит свинья по бору,

И рвет травку лебеду.

И рвет и мнет,

Во беремечко кладет.

Чур свинья вон.

Селезень утку домой загоняет (весенне летний игровой хоровод).

Играющие становятся в круг, в середину которого ставят «утку»- девочку, а за кругом «селезня»- мальчика. Играющие запевают песню, хоровод начинает двигаться по кругу. Селезень в это время пытается прорваться в круг, но его всячески удерживают играющие. Игра продолжается до тех пор, пока селезень не поймает утку. Далее на их место выбираются другие.

Селезень утку домой загоняет Пойди утица домой,

Пойди серая домой.

Утя семеро детей, восьмой селезень,

Девятая утка, звать ее Анютка.

Раз, два, три, беги!

Игра «Яша и Маша»

Играющие, держась за руки, стоят кругом, в центре которого стоит «Яша», с завязанными глазами, и «Маша». Все идут по кругу и поют припевку. На словах «Чок, Чок пятачок...» кто-нибудь из стоящих в кругу начинает раскручивать «Яшу» до конца речитатива. Затем идет игра как в «жмурки». Яша спрашивает: «Маша, ты где?», «Маша» либо отвечает «я здесь», либо хлопает в ладоши. В случае если «Яша» долго не может поймать «Машу» дается команда: «Шаг вперед», и стоящие в кругу делают шаг к центру круга, таким образом круг сужается. Поймав «Машу» «Яша» кланяется, а стоящие в кругу произносят дразнилку: «Тили, тили, тесто...». В старшем возрасте, поймав «Машу», «Яша» придумывает ей испытания, например такие; станцевать, спеть, поцеловать, попрыгать на одной ноге и т.д.

Сидит, сидит, Яша под ракитовым кустом,

Грызет, грызет Яша орешки каленые Милому дареные.

Чок, чок, пятачок Вставай Яша дурачок Где твоя невеста?

В чем она одета?

Как ее зовут?

И откуда привезут?

Тили-тили тесто Жених и невеста Ноги в пуху поклонись жениху,

А ноги в тесте поклонись невесте!

В этой игре чтобы выбрать героев можно использовать народные считалки:

У дедушки Трифона.

Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий

выходит в центр и говорит: «Ну, сынки, мои, я - дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делайте». Скажет это водящий и запоет. Весь хоровод идет по кругу и поет:

У дедушки Трифона

Семеро детей.

Семеро детей,

Семь сыновей. Дедушка Трифон показывает какие огромные глаза у его сыновей и поет: «С такими глазами». Все остальные останавливаются и показывают, какие огромные у них глаза, повторяют и снова идут по кругу.

Они не пили и не ели,

Все на дедушку глядели.

И все делали вот так!

И все делали вот так!

Остальные подхватывают. А дедушка Трифон выдумывает разные движения и показывает - то руками в бока упрется и подпрыгнет, то потянет себя за нос, то подпрыгнет на одной ноге, то поднимет за волосы. Играющие должны проворно и быстро повторить все движения и разом остановиться. При каждом новом движении говорят:

И все делали вот так!

И все делали вот так!

Кто не поспеет, замешкается или ошибается, становится рядом с дедушкой и повторяет его действия и всех остальных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В современной системе образования игра не должна отходить на задний план. В обществе на всех ступенях образования совершается грубейшая ошибка: занятия вытесняют игру. В результате теряется стимул к знанию, достижению, творчеству, утрачивается культура производства игрушек и прочих игровых средств. Между тем работы ученых показывают, что игра, в том числе и традиционная, детские игровые праздники с успехом могут обогатить современное пространство дошкольного и начального школьного образования.

Игровая культура применительно к дошкольникам выполняет свою традиционную развивающую функцию в социальном, эстетическом физическом развитии.

Дошкольник приобщается к традиционной игровой культуре естественнее всего через участие в играх, игрищах вместе с взрослыми и более старшими детьми. При этом он нуждается в организационно - содержательной и эмоциональной поддержке взрослых.

Не всегда просто научить детей традиционной игре, Лучше если мероприятие будет организованно в форме многовозрастного праздника, когда нет «игрунов» и «зрителей» - играют все!.

Народная игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения: формировала привычку к труду, навыки охоты, военной подготовки.

Игры - удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу. Моторику. Тренируют реакцию и координацию движения и воспитывают навыки общения, с помощью них познаются эстетические нормы и законы. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.

Игровой фольклор вызывает активность мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, игры совершенствуют все психические процессы- внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма наиболее высокую ступень развития.

Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника.

Царь Горох.

По считалке выбирают Царя Гороха. Обычно он сидит на воображаемом троне. Играющие отходят в сторонку и договариваются о том, что будут изображать: труд людей, какие либо бытовые ситуации. Показывать можно ногами, руками, всем телом, мимикой, но нельзя произносить ни звука. Затем подходят к трону со словами:

«Здравствуй, царь Горох!»

Тот отвечает:

«Здравствуйте детки - малолетки!»

Играющие говорят: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем!»

После этого дети начинают показывать то, о чем договаривались. Царь Горох должен отгадать, что они изображают. Если не угадывает, его спрашивают: «Сдаешься?!». При утвердительном ответе - раскрывают замысел задуманного, затем загадывают снова. Если царь Г орох угадывает, он догоняет детей. Пойманный становится новым царем Горохом.

Игра «Золотые ворота» (хороводная)

Выбираются два человека, которые поднимают руки вверх и образуют «воротца», а остальные дети, взявшись за руки, образуют «цепочку». На слова «В золотые ворота проходите господа...» дружно, за ведущим проходят под «воротцами» пока те не закроются на слова « Не пропустим вас...» Тот кто попался в «воротца» становится в ворота, образуя круг, игра продолжается.

В золотые ворота проходите господа.

Первой мать пройдет, всех детей проведет.

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Водящие обходят еще раз длинную редьку и снова поют, спрашивают: «Бабушка добренько, редечка сладенько.

Продай бабка редьку, продай бабка сладкую!»

Бабка отвечает: « Берите, да только сами дергайте!»

Водящие пытаются вырвать репку сначала поодиночке: берут по очереди Бабку за руки и тянут, что есть сил. Но у них не получается и тогда водящие вдвоем тянут Бабку за руки (один из них обхватывает другого сзади за талию). Выдернув Бабку, один из них садится на место Бабки, а Бабка с другим водящим пробуют крепость редьки, дергая заднего игрока в веренице. Веселая игра продолжается до тех пор, пока все не перебывают в роли Бабки и роли ведущих, попеременно заменяя друг друга и дергая редьку с двух сторон спереди и сзади. Игру можно упростить, дергая редьку только сзади и не меняясь ролями. Тогда выбывшие игроки отходят в сторону.

Игра «Дударь»

Играющие становятся по кругу, а в центре «дударь» водящий. Участники идут по кругу и поют,

Дударь, дударь, дудорище Старый, старый старичище Его под колоду, его под сырую его под гнилую а потом спрашивают.

Дударь, дударь, что болит?

Водящий отвечает: голова, живот, руки, ноги...., то есть называет любую часть тела. А участники касаются той части, которую назвал Дударь, и опять идут по кругу и поют. Как только водящему надоедает, он выкрикивает неожиданно после вопроса «Дударь, дударь что болит?» «Выздоровел!» и ловит кого ни будь из играющих.

Игра «Яблонька».

Дети встают в круг. В центре - один ребенок. Поется песня без музыкального сопровождения:

Мы посадим яблоньку на горе, на горе. - Дети, взявшись за руки, ходят по

Кругу.

Наша яблонька расцветет

По весне, по весне.

Вырастай- ка яблонька Дети поднимают руки вверх.

Вот такой вышины,

Распускайся яблонька

Вот такой ширины. Расширяют круг, не размыкая рук.

Расти, расти, яблонька

В добрый час, в добрый час. Ведут хоровод.

Потанцуй- ка (имя ребенка),

Попляши для нас. Ребенок выполняет

Танцевальные движения.

А мы нашу яблоньку Все трясти будем,

А мы сладки яблочки, Собирать будем.

А мы нашу яблоньку Все пощиплем.

И от нашей яблоньки Убежим.

Разбегаются в разные стороны. «Яблонька» ловит детей.

Кого поймали, тот выходит. «Яблонькой» становиться оставшийся ребенок.

Игра-импровизация «И шел козел дорогою».

Хоровод движется по солнцу, а «козел» в центре круга, против солнца. На словах «нашел» он выбирает себе пару. А дальше все участники игры выполняют танцевальные движения в соответствии с текстом. Как только музыка прекращается все становятся парами, кто остался без пары, становится «Козликом».

И шел козел дорогою, дорогою, широкою Нашел козу безрогую, безрогую козу.

Безрогую козу.

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем с тобой.

Следующие странствия козла дети могут придумывать сами. Например:

Тропинкаю-с горбинкаю.

Опушечкой-дурнушечку.

По мостику без хвостика Канавою-карявую.

Игра «Прилетела Совушка»

В ребячий круг «залетает» «Совушка-нечесана бородушка, заранее выбранная на эту роль малышка. Она летает по кругу, делает глазками- «луп, луп», ножками- «туп, туп», а в это время за ней наблюдают притаившиеся за кругом сторожа. Дети, пропев коротенькую песенку, открывают в двух, трех местах «воротца», и в них тут же забегают сторожа. Но Совушка оказывается проворной и упархивает от сторожей в другие открывшиеся для нее воротца.

Эта погоня может продолжиться, и в конце концов пойманная Совушка выбывает из игры. Игра повторяется с новойСовушкой и новыми выбранными сторожами. Совушка, которую не смогут поймать сторожа, становится ведущей в какой- либо новой игре.

Прилетела совушканечесана бородушка

Глазками «луп», «луп»,

Ножками «туп», «туп».

Кто увидел, не дремли,

Поскорей ее лови.

Игра «Редька»

По правилам этой музыкально-игровой композиции ребятишки садятся

вереницей, крепко обхватив друг друга сзади за талию. Впереди всех

сидит Бабка, самый крепкий участник игры. Выбираются двое водящих.

Они ходят вокруг сидящих и поют песенку.

Водящие; «Хожу, хожу к бабке, прошу, прошу редьки:

Родилась ли редечка, родилась ли сладенька?»

Бабка: «Нет еще не выросла, только посадила!»

На ту же мелодию сидящие за бабкой поют:

«Расти, расти редечка, расти, расти, сладенька!»

Водящие обходят еще раз длинную редьку и снова поют, спрашивают: «Хожу, хожу к бабке, прошу, прошу редьки «Поспела ли редька, поспела ли сладка?»

Бабка отвечает: «Да нет еще, не поспела!»

Играющие распределяются по парам по кругу. В центре круга становится лишний. Пока звучит музыка, ребята, которые находились впередистоящими, выходят в центр круга и танцуют под музыку. Как только музыка заканчивается, они должны забежать за стоящих, кому не хватило пары, тот и Растяпа. Игра продолжается.

Весеннее - летний игровой хоровод «Кострома».

Дети водят хоровод, в центре которого «Кострома». Во время пения хоровод идет по кругу, во время диалога - стоит.

Песня:

Кострома, Кострома, государыня моя!

У Костормушки кисель с молоком, с молоком!

У Костромушки блины с творогом, с творогом!

Хоровод останавливается. Дети спрашивают:

Дома, Кострома?

Ответ:

Дома.

Дети:

  • Что делаешь?

Ответ:

  • Тесто завожу.

Дома, Кострома?

Дома.

  • Что делаешь?
  • Блины пеку.

Песня. Диалог:

  • Дома, Кострома?

Дома.

  • Что делаешь?
  • Блины ем.

Опять звучит песня. Снова диалог:

Дома, Кострома?

Дома.

  • Что делаешь?
  • Блинов объелась.

Песня. Диалог:

  • Дома, Кострома?

Дома.

  • Что делаешь?
  • Хвораю.

Опять звучит песня. Снова диалог:

Что делаешь?

Да померла я!

А чего разговариваешь?

Да по привычке!

Действия Костромы могут варьироваться.

Заря - заряница.

Выбирают водящего «Зарю», садятся вкруг на корточки. Водящий ходит вне круга, прячет за спиной ключи - платочек с завязанным узелком или жгутик. Вместе со всеми он произносит:

Заря-заряница, красная девица,

По небу ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

А сам в это время пытается положить кому-нибудь сзади «ключи». Играющим оглядываться нельзя. Тот, кто заметит подброшенный платочек, старается поскорее схватить ключи и догнать водящего. Сделав это, игрок «бьет» водящего его платочком приговаривая: «Не теряй ключей!». Водящий садится на место игрока, догнавшего его, а тот становится зарею.

ВАРИАНТ 2.

В центре стоит участник игры, держит колесо на палке с завязанными на нем лентами по количеству играющих. Дети берут в руки ленты и идут по солнцу, а водящий Заря - против, за кругом. На словах «ленты голубые» водящий касается плеча, одного из стоящих в кругу ребенка. Этот ребенок и водящий разбегаются в разные стороны, обегают круг и наперегонки должны занять то место, и схватить ленту кто быстрее. А в это время играющие подбадривают кричалкой:

Раз, два не воронь,

А беги как огонь!

Тот, кто прибежал позже становится водящим.

Горелки.

Выбирают водящего «горелыцика», делятся на пары, берутся за руки, становятся друг за другом колонной. Впереди от первой пары становится «горелыцик». Все поют:

Гори, гори, ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят, в колокольчики звенят.

Раз, два, три, беги!

«Горелыцик» стоит спиной к остальным. Начиная со слов «Глянь, на небо» он смотрит вверх. В это время стоящие в последней паре, разъединяют руки и идут кто слева, а кто справа вдоль колонны к ее началу. Почти поровнявшись с горелыциком, они ждут последних слов, после чего бросаются бежать вперед мимо горелыцика. Он гонится за любым из них. (Достаточно только осалить коснувшись рукой), прежде чем они снова возьмутся за руки. Кого горелыцик поймает, с тем становится парой впереди всей вереницы. Водит игрок, оставшийся один. Если же горелыцик никого не поймал, он снова водит-ловит следующую пару.

ВАРИАНТ 2.

Все становятся в круг. Ведущий со словами «Раз, два, три, беги!» задевает платочком любую пару детей. Они бегут в разные стороны, соревнуясь, кому удастся схватить платочек первым, Победивший с платочком встает в круг. Игра продолжается.

Ходит свинья по бору (игра считалка).

Двое детей берутся за руки, стоя лицом к друг другу. Руки подняты. Круг проходит под образованными воротами и поет припевку. После слов: «Чур свинья вон» «ворота» опускают руки. Ребенок оказавшийся внутри «ворот» встает сзади одного из детей, представляющих ворота, и держит его за пояс.

Круг сцепляется и продолжается до тех пор, пока все дети по переменке не разделятся на две команды, вставая сначала за одним, потом за другим ребенком.

ВАРИАНТ 1.

Все дети выстраиваются в цепочку, центром которой являются ворота. И играют в перетягивание.

ВАРИАНТ 2.

Дети играют в любую другую игру, где требуются разделение на две команды.

Ходит свинья по бору,

И рвет травку лебеду.

И рвет и мнет,

Во беремечко кладет.

Чур свинья вон.

Селезень утку домой загоняет (весенне летний игровой хоровод).

Играющие становятся в круг, в середину которого ставят «утку»- девочку, а за кругом «селезня»- мальчика. Играющие запевают песню, хоровод начинает двигаться по кругу. Селезень в это время пытается прорваться в круг, но его всячески удерживают играющие. Игра продолжается до тех пор, пока селезень не поймает утку. Далее на их место выбираются другие.

Селезень утку домой загоняет Пойди утица домой,

Пойди серая домой.

Утя семеро детей, восьмой селезень,

Девятая утка, звать ее Анютка.

Раз, два, три, беги!

Игра «Яша и Маша»

Играющие, держась за руки, стоят кругом, в центре которого стоит «Яша», с завязанными глазами, и «Маша». Все идут по кругу и поют припевку. На словах «Чок, Чок пятачок...» кто-нибудь из стоящих в кругу начинает раскручивать «Яшу» до конца речитатива. Затем идет игра как в «жмурки». Яша спрашивает: «Маша, ты где?», «Маша» либо отвечает «я здесь», либо хлопает в ладоши. В случае если «Яша» долго не может поймать «Машу» дается команда: «Шаг вперед», и стоящие в кругу делают шаг к центру круга, таким образом круг сужается. Поймав «Машу» «Яша» кланяется, а стоящие в кругу произносят дразнилку: «Тили, тили, тесто...». В старшем возрасте, поймав «Машу», «Яша» придумывает ей испытания, например такие; станцевать, спеть, поцеловать, попрыгать на одной ноге и т.д.

Сидит, сидит, Яша под ракитовым кустом,

Грызет, грызет Яша орешки каленые Милому дареные.

Чок, чок, пятачок Вставай Яша дурачок Где твоя невеста?

В чем она одета?

Как ее зовут?

И откуда привезут?

Тили-тили тесто Жених и невеста Ноги в пуху поклонись жениху,

А ноги в тесте поклонись невесте!

В этой игре чтобы выбрать героев можно использовать народные считалки:

У дедушки Трифона.

Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий

выходит в центр и говорит: «Ну, сынки, мои, я - дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делайте». Скажет это водящий и запоет. Весь хоровод идет по кругу и поет:

У дедушки Трифона

Семеро детей.

Семеро детей,

Семь сыновей. Дедушка Трифон показывает какие огромные глаза у его сыновей и поет: «С такими глазами». Все остальные останавливаются и показывают, какие огромные у них глаза, повторяют и снова идут по кругу.

Они не пили и не ели,

Все на дедушку глядели.

И все делали вот так!

И все делали вот так!

Остальные подхватывают. А дедушка Трифон выдумывает разные движения и показывает - то руками в бока упрется и подпрыгнет, то потянет себя за нос, то подпрыгнет на одной ноге, то поднимет за волосы. Играющие должны проворно и быстро повторить все движения и разом остановиться. При каждом новом движении говорят:

И все делали вот так!

И все делали вот так!

Кто не поспеет, замешкается или ошибается, становится рядом с дедушкой и повторяет его действия и всех остальных.


Давайте возьмём с полки книжку русских народных сказок и откроем оглавление. Вот, к примеру, «Лиса и Волк». А вот «Заяц и Медведь». А вот – «Конь, Козёл и Бык». А теперь внимание, вопрос. Может ли русская народная сказка называться «Тигр и Шакал»? Или «Зебра и Попугай»?

– Нет, – скажете вы. – Потому что в России не водятся ни тигры, ни шакалы, ни попугаи, ни зебры.

Прекрасный ответ! Именно так и есть – в народных сказках каждой страны описываются те звери и птицы, которые живут рядом с людьми. Именно поэтому русские люди складывали сказки о волках и медведях, индейцы Южной Америки – об опоссумах и ягуарах, а аборигены Австралии – о кенгуру и утконосах.

Однако есть в русских сказках одно животное, с которым всё не так просто... Продолжим читать оглавление нашей книжки. Смотрите, вот сказка «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». А вот сказка «Илья Муромец и Змей». А вот сказка «Про умного Солдата и глупого Змея».

Кто такой змей?

– Глупый вопрос! – скажете вы. – Это просто дракон!

Тогда возникает другой вопрос, ещё более «глупый». А откуда в России драконы?

Когда учёных спрашивают о том, какие реальные животные стали основой для сказочных драконов, они обычно называют крупных пресмыкающихся – например, крокодила или варана. Скажем, гигантский австралийский варан мегалания (представьте себе хищную ящерицу длиной в 7 метров) вымер уже в историческое время, и австралийские аборигены до сих пор рассказывают истории о встрече с этим монстром на охоте. Многие криптозоологи даже считают, что мегалания ещё не вымерла, и редко, но встречается в непроходимых джунглях острова Новая Гвинея.


Что же это получается? Греческие мифы или китайские легенды о драконах мы с этой точки зрения объяснить вполне можем. Греция расположена не так уж и далеко от Египта, и древним грекам нильские крокодилы были прекрасно известны (кстати, само слово «крокодил» – греческое, и означает «каменный ящер» или «каменный червь»). В Китае крокодилы тоже водятся. Австралийские сказки о драконах также легко находят свое объяснение – мы только что вспоминали мегаланию.

Но откуда драконы могли появиться в русских сказках? И ведь не только в сказках...

В 30-е годы двадцатого века археологи начали раскопки в Новгороде Великом – древнем русском городе на озере Ильмень. Бережно, слой за слоем, снимали учёные слои почвы и делали удивительные находки. Новгородская земля содержит очень много воды, что не даёт развиваться гнилостным бактериям, поэтому в такой земле прекрасно сохраняются и не гниют дерево, кожа, ткани. И вот в слоях, относящихся к десятому–одиннадцатому векам, было найдено множество деревянных ковшей, ручки которых были украшены самыми настоящими драконьими головами!

Дальнейшие исследования показали, что до принятия христианства северные славяне поклонялись наряду с другими языческими богами чудовищному Ящеру – владыке вод, хозяину рыбных богатств. Головой Ящера украшались не только ковши, но и музыкальные инструменты, и даже здания. А в самые древние времена Ящеру даже приносили человеческие жертвы – раз в году из красивых молодых девушек выбирали «ящерову невесту», наряжали, сажали её в лодку, нагружали лодку подарками – и затем топили, пытаясь тем самым умилостивить «озёрного хозяина».


Было это в такие далёкие времена, когда славяне ещё не имели письменности, и никаких записей до нас не дошло. Однако в памяти поколений «выбор невесты Ящера» сохранился, превратившись в конце концов в детскую хороводную игру «Сиди Яша»:

Сиди, сиди, Яша, в ореховом кусте,
Грызи, грызи, Яша, ореховы ядра!
Приходила к Яше белая девица
Яша ли, Яша, думал ли жениться?
Выбирай невесту из любых любую,
И ту молодую!

За тысячу с лишним лет «Ящер» превратился в «Яшу», а жестокий языческий ритуал – в детскую игру.


Вот тут-то учёные поняли, что перед ними самая настоящая криптозоологическая загадка, и начали искать следы «ящера» уже осознанно. Каково же было их удивление, когда они нашли и прочитали в древних летописях вот такое:

"Был новгородский князь по имени Словен, от которого называются славяне. Старший сын его, Волхов, был злым чародеем и волшебником, и умел превращаться в лютого зверя крокодила, и скрывался в реке Волхове. И тех, кто не поклонялся ему, он пожирал, а других топил".

Крокодил?! В Новгороде?! В Волхове?!

"Пришло же христианское истинное слово. Убит был злой волшебник, и закопали его, и насыпали над ним высокий курган. Но на третий день просела земля и пожрала мерзкое тело крокодилово на дно адово".


А вот отрывок из «Записок о России» англичанина Горсея (этот дипломат и купец жил в России с 1573 по 1591 год, хорошо знал нашу страну и даже был доверенным лицом Бориса Годунова):

"Когда мы переехали через реку, на берегу ее лежал ядовитый мертвый крокодило-змей. Мои люди пронзили его копьями. При этом распространился такой ужасный запах, что я отравился и долго был болен".

Обратите внимание, англичанин здесь пишет не просто «крокодил» или «змея», а употребляет слово «крокодило-змей» (crocodile-serpent).

А вот что пишет австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, который ездил в Россию в 1517 и 1526 годах:

"Эта область изобилует рощами и лесами, в которых живут страшные существа, которые называются гивоиты. В определенные дни люди очищают свой дом, ставят для этих существ еду и поклоняются им. На того, кто плохо накормит божество-змею, обрушатся беды и несчастья".

Ну, с загадочными «гивоитами» всё очень просто: по-литовски слово «gyvate” означает «змея». Но автор явно имеет в виду не обычных змей – иначе он просто так и написал бы: «змея». Но нет, «страшные существа гивоиты».

А самое потрясающее свидетельство было обнаружено в Псковской летописи под 1582 годом:

"В том же году вышли лютые звери крокодилы из реки, и не давали прохода; людей много съели, и люди были в страхе и молились Богу по всей земле".

Смотрите, как интересно! След загадочного северорусского ящера (дракона, крокодила, змея) отыскался и в народных сказках, и в песнях, и в декоративно-прикладном искусстве, а теперь – и в летописях... Получается, что крокодил (он же змей, он же ящер) был не сказочный, а вполне себе реальный!

А вот еще один прелюбопытнейший документ, уже времён царствования Петра I:

"4 июня 1719 года случилась сильная буря, смерч и град. И упал с неба змей, ударенный молнией, и запах от него был отвратительный... Монстр этот имел короткие лапы и пасть, полную острых зубов".

Снова обратите внимание – змей, но с лапами! И воняет так же, как «крокодило-змей» англичанина Горсея...

Итак, соберём все наши догадки в единое целое и составим, как говорят в детективных книжках, «портрет подозреваемого».


1. Это загадочное животное обитало в реках и болотах современных Литвы, Белоруссии и северной России
2. Больше всего это животное напоминало чёрную змею с лапами
3. Животное это было крупное, могло напасть на человека (и даже съесть!)
4. В пасти животного было множество острых зубов
5. От животного исходил отвратительный запах

Но вот вопрос – а мог ли это быть настоящий крокодил? Или варан? Современные зоологи дружно отвечают «нет». И вот почему. Крокодилы и вараны – существа очень теплолюбивые. Современные руководства по разведению крокодилов дают нам следующие цифры: днём температура в террариуме должна быть около +30 градусов, ночью – около +25. Когда в 2010 году американский штат Флорида накрыли «страшные морозы» в +2 градуса, местным жителям пришлось спасать крокодилов (а также питонов и других тропических животных) от неминуемой гибели.

Климат Великого Новгорода или Пскова для крокодилов чрезмерно суров. Средняя температура самого жаркого месяца – июля – там не превышает +18 градусов. А уж зимой могут и сорокаградусные морозы ударить, о каких крокодилах или варанах тут может идти речь? Бедолаги попросту вымерзнут. Так что ответ отрицательный.


Есть и другое соображение: кожа крокодилов и варанов (да и змей тоже) твердая и сухая. У пресмыкающихся вообще очень плохо развиты кожные железы, поэтому рептилии, образно говоря, «не пахнут». А у нашего ящера очевидцы отмечают сильный и очень неприятный запах.

Но если ящер – это не пресмыкающееся, не рептилия, тогда что же он такое?

Более древние родственники рептилий – амфибии, или земноводные (например, известные всем лягушки и тритоны). Однако амфибии могут достигать и очень крупных размеров – например, китайская исполинская саламандра Andrias Davidianus вырастает в длину почти до двух метров и может быть опасна для человека. Причем живет она (в отличие от крокодилов) именно в холодной воде!

Чуть меньше размерами японская исполинская саламандра Andrias Japonicus – «всего лишь» полтора метра в длину....

А ископаемые шестиметровые амфибии – кулазухусы – в меловом периоде жили даже в Антарктиде, на южном полюсе. По размерам и образу жизни кулазухус был очень похож на крокодила, но при этом был прекрасно приспособлен к низким температурам. Наконец, кожа амфибий тонкая, влажная и содержит большое количество желез – поэтому они могут пахнуть очень и очень неприятно; кожа амфибий может быть даже ядовитой – как у некоторых жаб и тропических лягушек. Помните англичанина Горсея, который заболел от одного лишь запаха?


Последние свидетельства очевидцев о ящерах Белоруссии и северной России относятся приблизительно к концу 19-го века. Что это были за удивительные животные? Современные гигантские саламандры или ископаемые кулазухусы? Вымерли ли они окончательно – или просто скрылись от людей в непроходимых болотах? Многие криптозоологи полагают, что срок в 100 лет для вымирания вида слишком мал, и поэтому не теряют надежды однажды поймать или хотя бы увидеть живого «новгородского ящера» или «псковского крокодила»...

* * *
Друзья, заходите на нашу страничку и читайте ещё!

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений Борисова Марина Михайловна

«Сиди, сиди, Яша» (игра для детей 5–7 лет)

Дети образуют круг. В центре круга ребенок с завязанными глазами. Остальные играющие, взявшись за руки, идут по кругу и произносят:

Сиди, сиди, Яша,

Под ореховым кустом.

Грызи, грызи, Яша,

Орешки каленые

Милому дареные.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши:

Чок, чок, пятачок,

Вставай, Яша-мужичок.

Ребенок-водящий встает и медленно кружится внутри круга.

Где твоя невеста,

В чем она одета,

Как ее зовут

И откуда привезут?

С последними словами «Яша» идет к детям, выбирает любого ребенка, ощупывает его и пытается угадать, кого он нашел, описать его одежду и назвать по имени.

Из книги Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений автора Борисова Марина Михайловна

«Повстречались» (игра для детей 3–5 лет) На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,Два щенка: «Гав-гав!»,Два жеребенка:

Из книги автора

«Дом» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.) На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок».) За дверями стоит

Из книги автора

«Елочка» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Наша елочка – краса, (Идут по кругу, взявшись за руки.) Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.) Стройная

Из книги автора

«По дорожке» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Раз, два, три, четыре, пять, Будем ноги разминать. Мы шагаем по дороге, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.) И по этой же

Из книги автора

«Светофор» (игра для детей 4–6 лет) Для игры нужны бумажные кружки (диаметр 10 см) – красный, зеленый и желтый, – прикрепленные к палочкам.Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на желтый – встают, на зеленый –

Из книги автора

«Три медведя» (игра для детей 4–6 лет) Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Три медведя шли домой. (Маршируют на месте.) Папа был большой-большой, (Поднимают руки вверх.) Мама чуть поменьше ростом, (Вытягивают руки вперед на уровне

Из книги автора

«Тук-тук» (игра для детей 4–6 лет) Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем:– Тук-тук-тук! (Три удара кулаками друг о друга.) – Да-да-да. (Три хлопка в ладоши.) – Можно к вам? (Три удара кулаками друг о друга.) – Рад всегда! (Три

Из книги автора

«Это я» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Это глазки. Вот. Вот. (Показывают сначала левый, потом правый глаз.) Это ушки. Вот. Вот. (Берутся сначала за левое ухо, потом за

Из книги автора

«У жирафов» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. У жирафов пятна, пятна, Пятна, пятнышки везде, (Похлопывают себя по туловищу – ставят пятнышки.) На лбу, ушах, на шее, на

Из книги автора

«Зеваки» (игра для детей 5–7 лет) Дети образуют круг и идут по кругу друг за другом.По сигналу водящего: «Стоп!» останавливаются, четыре раза хлопают в ладоши, поворачиваются на 180° и начинают движение в обратную сторону. Совершивший ошибку выходит из

Из книги автора

«Кто приехал?» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Кто приехал? (Складывают вместе ладошки и пальцы обеих рук, 4 раза хлопают кончиками больших пальцев.) Мы, мы, мы! (Кончики

Из книги автора

«Лавата» (игра для детей 5–7 лет) Дети образуют круг.Не держась за руки, дети двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону, произнося: Дружно мы танцуем - Тра-та-та, тра-та-та, Танец наш любимый - Это лавата. Ведущий говорит: «Мои

Из книги автора

«Ладошки» (игра для детей 5–7 лет) Двое играющих становятся друг против друга.Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест – правую с правой, левую с левой. Затем хлопок – и

Из книги автора

«Лягушка» (игра для детей 5–7 лет) Положить руки на пол (стол). Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в

Из книги автора

«Мяч» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Десять, девять, (Хлопают в ладоши.) Восемь, семь, (Шлепают по коленям.) Шесть, пять, (Хлопают.) Четыре, три, (Шлепают.) Два, один.

Из книги автора

«Тик – так – тук» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят врассыпную.Воспитатель подает сигнал: «Тик!» – дети делают наклоны влевовправо; по сигналу: «Так!» – останавливаются, а по сигналу: «Тук!» – подпрыгивают на месте. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Сигналы повторяются 5–8

Кто приехал? (Складывают вместе ладошки и пальцы обеих рук, 4 раза хлопают кончиками больших пальцев.)
Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопают 3 раза.)
Мама, мама, это ты?
Да, да, да! (Хлопают кончиками указательных пальцев.)
Папа, папа, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)
Да, да, да! (Хлопаем кончиками средних пальцев.)
Братец, братец, это ты?

Ах, сестричка, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопают кончиками безымянных пальцев.)

Дедушка, а это ты?

Бабушка, а это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопаем кончиками мизинцев.)

Все мы вместе, Да, да, да! (Хлопаем в ладоши.)

"Лавата" (игра для детей 5–7 лет)

Дети образуют круг.

Не держась за руки, дети двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону, произнося:

Ведущий говорит: "Мои пальчики хороши, а у соседа лучше". Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево. Затем водящий дает другие задания:

Плечи хороши, а у соседа лучше.

Уши хороши, а у соседа лучше.

Глазки хороши, а у соседа лучше.

Щеки хороши, а у соседа лучше.

Талия хороша, а соседа лучше.

Коленки хороши, а у соседа лучше.

Пятки хороши, а у соседа лучше.

"Ладошки" (игра для детей 5–7 лет)

Двое играющих становятся друг против друга.

Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест – правую с правой, левую с левой. Затем хлопок – и снова ладони вместе.

Сначала движения проделываются медленно, а потом все быстрее и быстрее до тех пор, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается сначала.

"Лягушка" (игра для детей 5–7 лет)

Положить руки на пол (стол). Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

"Мы по Африке гуляли" (игра для детей 5–7 лет)

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Мы по Африке гуляли (Топаем ногами.)
И бананы собирали. (Изображают, как собирают бананы.)
Маме дам, папе дам
И себя не обделям.
Вдруг огромная горилла (Обводим большой круг руками.)
Чуть меня не раздавила. (Стучим правой, левой рукой по груди.)
Маме дам, папе дам (Стучим по правому, затем по левому колену.)
И себя не обделям. (Стучим правой, левой рукой по груди.)

"Мяч" (игра для детей 5–7 лет)

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Десять, девять, (Хлопают в ладоши.)
Восемь, семь, (Шлепают по коленям.)
Шесть, пять, (Хлопают.)
Четыре, три, (Шлепают.)
Два, один. (Хлопают.)
Мы с мячом (Прикрывают глаза то внутренней, то внешней стороной ладони.)
Играть хотим.
Только надо
Нам узнать: (Хлопают на каждое слово.)
Мяч кто будет (Топают на каждое слово.)
Догонять. (Приседают.)

"Найди и промолчи" (игра для детей 5–7 лет)

Дети стоят в шеренге лицом к воспитателю.

Он предлагает им повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет какой-нибудь предмет.

По разрешению воспитателя дети поворачиваются, открывают глаза и приступают к поискам спрятанного предмета. Нашедший предмет подходит к воспитателю и тихо, на ухо говорит, где он его нашел. Если ребенок сказал правильно, он отходит в сторону.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут предмет.

"Низко – высоко" (игра для детей 5–7 лет)

Дети стоят в кругу.

Взрослый говорит: "Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут: широкие, низкие, высокие, тонкие. Я скажу:

"Высокие" – поднимайте руки вверх;

"Низкие" – приседайте и руки опускайте;

"Широкие" – делайте круг шире;

"Тонкие" – делайте круг уже.

Игра проходит веселее, если взрослый старается запутать детей.

"Почта" (игра для детей 5–7 лет)

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

– Динь, динь, динь!

– Кто там?

– Откуда?

– Из страны сказок.

– А что там делают?

– Умываются (танцуют, рисуют, бегают, причесываются, приседают, улыбаются и т. д.). Играющие имитируют или выполняют названное действие.

"Пять имен" (игра для детей 5–7 лет)

Дети делятся на две команды.

Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд), становятся рядом перед двумя линиями.

По сигналу они должны пройти вперед (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики – имена девочек, девочки – имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто.

Можно назвать пять других слов (животные, растения, предметы домашнего обихода и т. п.). Имен множество, но подобрать пять имен и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый.

Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имен.

"Съедобное – несъедобное" (игра для детей 5–7 лет)

Дети стоят в кругу.

Водящий произносит слово и бросает мяч играющему.

Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его ("съесть"). Если слово обозначает несъедобный предмет, мяч не ловится.

Ребенок, не справившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово и бросает мяч кому-либо.

"Тик – так – тук" (игра для детей 5–7 лет)

Дети стоят врассыпную.

Воспитатель подает сигнал: "Тик!" – дети делают наклоны влевовправо; по сигналу: "Так!" – останавливаются, а по сигналу: "Тук!" – подпрыгивают на месте. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Сигналы повторяются 5–8 раз. Последовательность сигналов должна меняться.

Светлана Логинова
Карельские подвижные игры.

Несколько карельских народных игр, с которыми можно познакомить детей старшего дошкольного возраста.

Догонялка.

Пожалуй, самая простая и поэтому самая распространенная игра. Выбирают водящего и окружают его кольцом. Водящий весело припевает:

Стерегу, стерегу овечку

По золотому крылечку.

Не трожь моей овечки

Ни зверь, ни медведь,

Ни лихой человек.

Кыш, овечка, в поле!

Все разбегаются, а водящий бросается вдогонку. Тот, кого он поймает, становится водящим.

Сиди, сиди, Яша!

Кто-нибудь добровольно становится «Яшей».

Ему завязывают глаза, сажают в центр круга.

Остальные берутся за руки и идут против часовой стрелки под песню:

Сиди, сиди, Яша,

Ты – забава наша.

Погрызи орешки

Для моей потешки.

Руки на темь положи

И словечко нам скажи:

Раз, два, три – ищи!

После этих слов «Яша» вскакивает – и все разбегаются. «Яша» старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «Яшей». Игра продолжается.

Кукот

Петухи – известные драчуны. Двое мальчиков сходятся, прыгая на правой ноге. Сблизившись пытаются оттолкнуть один другого. Проигравшим считается тот, кто не выдержал натиска соперника, потерял равновесие и стал на обе ноги.

Незамедлительно следует накозание: проигравший должен кукарекать во все горло.

К выигравшему подходит следующий «петух» - и игра продолжается.

Особенно азартным «петушиный бой» был в присутствии девочек.

Ко мне с кольцом.

Все садятся на лавки. Ведущий с кольцом, зажатым между ладонями, ходит перед сидящими и проводит свои руки между сложенными ладонями играющих. Все внимательно следят за его действиями. Незаметно он опускает кому-нибудь в ладони кольцо. Затем выходит на середину избы и кричит: «Ко мне с кольцом!» Все одновременно встают. Тот, у кого кольцо, бросается к ведущему. Если играющие угадали, у кого кольцо, они прилагают все силы к тому, чтобы помешать обладателю кольца передать его ведущему. Тот, кому удается отобрать кольцо, становится ведущим.

«Кислый» круг.

Играющие делятся на две группы. В каждой из них выделяют капитана. Капитаны подходят к арбитру, у которого в Куках зажаты две спички – одна короткая, другая подлиннее. Если капитану достается короткая спичка, его команде водить.

В центре поля рисуют большой круг. Играющие заходят внутрь, а водящие остаются снаружи. Задача водящих – «запятнать» мячом стоящих в кругу. Кого коснется мяч, тот выходит из игры. Играющие, конечно стараются поймать мяч, тогда на их счету прибавится «свеча», которая дает право следующий меткий удар по играющим не защитывать. Поэтому водящие стараются попасть мячом по ногам или по спине играющих – так поймать мяч сложнее.

Как только начинается игра, все приходит в непрерывное движение. Мяч перелетает высоко над кругом от одного игрока к другому.

Водящие бегают по внешнему кругу то вправо, то влево, стремясь выбрать выгодную позицию и «запятнать» играющих. И все-таки случается, что на счету играющих скапливается столько «свечей», что отыграть их уже невозможно. Тогда оставляют круг «киснуть» (ассоциация с молоком, которое киснет, если долго стоит). Игра прекращается.

Потом заводят новую игру, оставляя тех же водящих.

Литература:

МальмиВ. В. Народные игры Карелии. – Петрозаводск: «Карелия» 1987.