Материализованная метафора в поэме облако штанах. Функциональный спектр метафоры в поэме В. Маяковского «Облако в штанах

Главное управление образования Красноярского края

Красноярский государственный педагогический университет

Кафедра филологических наук

КУРСОВАЯ

РАБОТА

Образные средства поэтического языка

(на материале поэм В.В. Маяковского).

Метофоризация в лирике

В.В. Маяковского

Выполнил: Тихонова О.В.

Специальность 0302

Русский язык и литература

Курс 3 форма обучения заочная

Проверил:

Введение

Глава I: Лексические средства образности языка (на материале поэм Маяковского)

§ 1.Диалектизмы

Жаргонизмы

Вульгаризмы

§2. Варваризмы

Архаизмы

Неологизмы

Глава II: Средства образной выразительности языка

§1.Перифраз

Сравнение

§2.Метафора

Метафоризация в лирике Маяковского

§ 3.Олицетворение

Персонификация

Аллегория

Метонимия, синекдоха

Глава III: Поэтический синтаксис и элементы фоники.

§1.Фигуры поэтической речи

Многосоюзие

Бессоюзие, инверсия

§2.- Обрыв

Риторические обращение, вопрос, утверждение, восклицание.

§3.Фоника

Аллитерация, ассонанс.

Заключение

Список используемой литературы.

Глава I : лексические средства образности языка.

§1.Диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы.

Язык является важнейшим средством изображения жизни в литературе. В поэзии же выявляются его огромные изобразительные возможности.

«Поэзия, - отмечал Белинский -, есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или менее степенно и ограниченно в своей творческой деятельности тем материалом, по средствам которого оно проявляется… Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое и есть язык, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Поэтому поэзия заключает в себе все элементы других средств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств». Необходимые для образного воспроизведения жизни смыслования и изобразительно-выразительная точность, и яркость языка связаны с особо тщательным отбором и художественным использованием языкового материала в художественных произведениях. Художественно-образным называется язык, которому предаются свойства образного воспроизведения действительности. Это язык, передающий индивидуальное в людях и жизненных явлениях изобразительно, т.е. в непосредственно жизненной форме. Созданию образности языка способствуют специальные изобразительно-выразительные средства, такие, например, как тропы, фигуры поэтической речи. Однако язык становиться образным только в целостной системе всех средств раскрытия содержания в произведении (характеры, конфликты, сюжет, композиция).

Важнейшими образными средствами языка в системе поэтической речи являются: лексические средства образности языка и средства образной выразительности языка.

Лексический материал используется для выделения, подчеркивания отдельных характерных признаков изображаемого, для дополнительного усиления их конфигурации. Например, через язык рисуется та социальная среда, к которой принадлежат действующие лица.

Именно так используются в литературе диалектизмы – специфические слова и выражения, характерные для местных говоров, диалектов.

Их использование помогает писателю оттенить своеобразие местного колорита. Дополнительными средствами подчеркивания характерного в жизни персонажей являются и профессионализмы – слова и выражения, связанные с отдельной профессией, специальным родом занятий человека. В особых случаях в язык художественного произведения могут включаться и жаргонизмы – слова и выражения условного языка, применяемого в небольших социальных группах, обществах, кружках, (воровской жаргон, уличный «argot» и т.д.)

К жаргонизмам примыкают так называемые «вульгаризмы», т.е. употребляемые в литературе грубых слов просторечия («сволочь», стерва» и т.п.)

Например:

Неоднократно атакована,

Ищем речи

И наглой.

Но поэзия –

Присволочнейшая штуковина,

Существует-

И не в зуб ногой»

(В.В. Маяковский)

Диалетизмы, профессианолизмы, жаргонизмы, вульгаризмы используются в литературе, как существующие в языке средства дополнительной детализации своеобразия жизни, которая воссоздается в данном произведении. Так, Маяковский, чтобы складом речи обрисовать персонажей своей поэмы « Хорошо» « рвань», продолжающую « дело Стеньки с Пугачевым»:

« Эх, яблочко,

цвета ясного.

Бей справа белаво,

Слева краснова»

Маяковский звал отточить поэтический язык для пестрого бурливого жизненного потока. Сугубо городской поэт, хотя и разоблачавший пошлость и грязь жизни, Маяковский смело ввел в поэзию язык улицы, включая и « площадные, даже весьма грубые слова и выражения. Для футуристов « все слова хороши…Футуристы…раз и навсегда порвали с лексической чистотой: преобладает у них уличный жаргон», - говорил М.М. Бахтин.

1) «Неважная честь,

Чтоб из этаких роз

Мои изваяния высились

По скверам

Где харкает туберкулез

Где б… с хулиганом

2) «Топот рос и тех

Тринадцать

Забил, зашиб, затыркал…»(«Хорошо»)

3) «Сегодня с денщиком:

Ору ему – Эй,

Наквась щиблетину,

Чтоб видеть рыло в ней!» («Хорошо»)

4) Оглоблей

Или машиной,

Но только

Аршин в снегу.

Пулей снова матершины.

« От НЭПа ослеп?!

Для чего глаза впряжены?!

Мать твою разнэп!

Ряженый!» («Про это»)

Именно в области различных «жаргонизмов» заключается стилистическое разнообразие произведений, автор пользуется теми формами живого разговорного языка, которые «отстоялись» и привычны в определенных условиях жизни в отдельных слоях.

§2. Варваризмы, архаизмы, неологизмы.

Варваризмом именуется внедрение в связную речь слов чужого языка. Функции варваризмов различны. Иногда употребляются в поисках точного термина, отсутствующего в русском языке. Иной раз, чтобы освободить понятие от посторонних ассоциаций, связанных с русским языком. Иногда это делается для подновления звукового состава речи. Часто варваризмы употребляются для предания местного колорита. Вот так у Маяковского рисуется образ иностранных интервентов, обрушивших свои армии на страну Советов:

«итс э лонг уэй ту Типерери,

итс э лонг уэй ту го!»…

Будьте вы прокляты,

Прогнившие

Королевства и демократии,

Со своими

Подмоченными

«фратерните» и «аралите»

(фр. «братство» и «равенство») («Хорошо»)

Он играет чужим словом.

Архаизмами называют слова, устаревшие, вышедшие из употребления. Часто архаизмы являются признаками возвышенного стиля поэтической речи. Та резкость, с которой архаизмы выделяются на фоне современного языка, дает возможность значительно усилить с их помощью эмоциональную выразительность его. Так у Маяковского в поэме «Война и Мир» торжественная патетика речи поэта, гневно обличающего «самую чудовищную из гипербол» - империалистическую бойню, подчеркнута рядом архаизмов («Хорошо вам. Мертвые сраму не имут»; «Единственный человек средь воя, средь визга голос подъемлю днесь» ; «Шарахайся испуганно, вечер – инык»; «Морщины окопов легли на чело») Архаизмы используются и в остросатирической речи. У Маяковского в той же поэме из диалога мадам Кусковой и Мимокова («Я, бывало, хранила в памяти немало старинных былей, небылиц и про царей и про цариц»; «Дай окроплю речей водою горящий бунт»).Чувствуется глубокая ирония автора над агонизирующим временным правительством.

Неологизмы – вновь образованные слова, ранее в языке не существовавшие. Употребление неологизмов, так называемое «словотворчество», имеет широкое распространение в поэзии. Неологизмы несут различную функцию, создаются в поисках новых слов для новых понятий. Новообразования для именования старых понятий используется для словесных обновлений выражений банальной формулы во избежания речевого шаблона. Потоком льются неологизмы в творчестве Маяковского: «Дикий обезумлюсь»; «лица не выгрущу», «Чиновность в мозгах»(«Хорошо»), «Бронзы многопудве»(« Во весь голос»), «амурно-лировой охоте» (там же), «дом Ксишинской, за дрыгоножество»(«В.И. Ленин), «планов наших люблю грамодье»(«Хорошо»), «вызвоня лирово»(«Проэто»), « мир огромлю мощью голоса»(«Облако»). С ихпомощьюконкретное становиться обощенным, отвлеченным, одухотворяется.

Маяковский требовал от поэзии «навыков и приемов слов, бесконечно индивидуальных». «Способы выделки образа бесконечны» Он создает необыкновенные определения:

«быкомордая», «многохамая», «мясомассовая». Неологизмы Маяковского поражают именно необыкновенностью и изобретательностью.

Златоустейший,

Чье каждое из слов

Душу новородит,

Именит тело,

Говорю вам…» («Облако в штанах»)

Неологизмы Маяковского не претендуют на то, чтобы выйти в обиходный язык, но в поэтическом контексте они всегда понятны. Неудачи сравнительно редки. Когда создание неологизмов превращается в самоцель автора они становятся порочным явлением в литературе.

Глава II : Средства образной выразительности языка.

§1.Перифраз, тропы, сравнение.

Разнообразие образно-выразительных возможностей языка велики. В поэзии проявляются ярко эти возможности в использовании синонимов (близких по значению слов), антонимов (противоположных по значению слов), перифраза (вместо названия предмета употребляется описательный оборот). Перифраз дает автору возможность охарактеризовать явление, указать на ту его сторону, которая представляет в данном случае наибольшее значение, и выразить отношение к нему.

Предварительный просмотр:

Аннотированный каталог ресурсов

Название ресурса

Аннотация

Ресурс представляет собой материалы для подготовки к ЕГЭ

Урок- проект по литературе

Образовательный комплекс представляет собой библиотеку мультимедиа объектов, снабженную системой поиска.

Ресурс содержит примеры уроков литературы

Портал содержит обширную базу разработок уроков и методических мероприятий по всем предметам и направлениям школьной жизни.

Предварительный просмотр:

Тропы в поэме В. Маяковского «Облако в штанах»

Подписи к слайдам:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» Выпускная работа по учебной программе «Стандарт учителя: информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» Электронные методические материалы по теме: « Тропы в поэме В. Маяковского «Облако в штанах»» Выполнила: Степанова Татьяна Николаевна слушатель группы: 16.41.22 Учитель русского языка и литературы Преподаватель Васильева Юлия Алексеевна Санкт-Петербург 2017

Цели проекта Сформировать знания учащихся о тропах как средстве художественной выразительности. Определить роль тропов в поэме В.Маяковского.

Личностные: воспитывать интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь. Метапредметные: развивать интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли) и коммуникативные способности. Предметные: дать учащимся знания о разновидностях тропов.

Ожидаемые результаты Проведение лингвистического анализа текста и выделение средств художественной выразительности. Создание учащимися таблицы тропов, использованных в поэме Выявление учащимися различных функций тропов в тексте.

Сбор информации. Высший бал ставится, если ученик правильно определил тропы в тексте, проект содержит достаточное количество информации, ссылок на различные источники. Организация письменной работы. Использованы адекватные способы представления материала (диаграммы, таблицы) Анализ процесса и результата. Учащийся последовательно и полно анализирует результаты анализа, делает выводы об использовании средств художественной выразительности в тексте. Личное участие. Ребенок проявил энтузиазм, обнаружил собственное мнение при проведении проекта.

Задания учащимся Таблица первичного сбора информации Таблица обработки результатов Пример диаграммы Аннотированный каталог ресурсов Материалы к проекту

Степанова Татьяна Николаевна Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа-интернат №289

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» Выпускная работа по учебной программе «Стандарт учителя: информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» Электронные методические материалы

Варламова Александра Олеговна,ученица 11 класса, МБОУ «Лицей № 1», г. Астрахань[email protected]

Голованева Марина Анатольевна,доктор филологических наук, доцент, Астраханский государственный университет, г. Астрахань[email protected]

Функциональный спектр метафоры в поэме В. Маяковского «Облако в штанах»

Аннотация.Статья посвященавыявлению функций метафоры, реализующихся в конкретном поэтическом тексте. Авторы делают вывод о проявлении в нём большей части функций: номинативной, текстообразующей, информативной, объяснительной, мнемонической, стилеобразующей. Отмечается высокая концентрация метафор в анализируемом художественном поэтическом тексте.Ключевые слова: метафора, функции метафоры, номинативная, текстообразующая, информативная, объяснительная, мнемоническая, стилеобразующая функции, художественный текст, стиль.

Метафорическое начало текста неизбежно ориентирует его в художественном направлении. На шкале официальноделовой ‬художественныйвсе другие стили (научный, разговорный, публицистический) размещаются в той очерёдности, в какой они способны вместить в себя метафорический «груз», в какой степени созвучны опыту смыслового переноса.По мнению В.П. Москвина, «объём и содержание понятия “метафорический перенос” нестабильны, исследователями вкладываются в него различные смыслы. Термин метафораотносят и к плану содержания, и к плану выражения знака». И тем не менее, привычное бытующее понимание метафоры, которое объясняет суть сравнивания двух объектов, остаётся наиболее приемлемым. Метафоризация настолько глубоко проникла в язык, что превратилась из средства в организующий, конструирующий феномен, а в некоторых случаях составляет само «тело» языка: это метафоры, которыми мы живём.Однако «кладбищем метафор» (Жан Поль Рихтер) язык не представляется ввиду того, что, даже мёртвые, стёртые, они наполняют речь жизнью ‬в этом их призвание, главная функция, смысл существования.Задача художественного текста ‬образовывать множественныеконнотации, «слои смыслов», чаще всего не заданные даже самим автором. Так что метафорический потенциал реализуется здесь наиболее эффективным образом: «метафоризация …семантическое взаимодействие слов ‬вот те языковые процессы, … в которых коннотации себя обнаруживают» . И несмотря на то что«ни однатеория метафорического значения не в состоянии объяснить, как функционирует метафора», её роль в художественном тексте первостепенна.Ряд функций метафоры, эффективно проявляющихся не только в художественном тексте, определяет В.К. Харченко . Однако большинство из них реализуется именно в художественном пространстве, создавая и обогащая текст.Номинативная функция, бесспорно, главенствует в художественном тексте, поскольку изначальная изобразительнаязадача решается автором посредством извлечения из хранилищ языка и эксплуатации таких слов ивыражений, которые точно называют объект. Обозначение изображаемого лежит в основе текстопорождения. «Для нас существует только то, что имеет имя. Неназванные предметы как бы прячутся от сознания», ‬говорит писатель Г. Гор. Однако задача не только изобразительная, но и выразительная, что подразумевает создание образности в целях донесения главной информации до сознания реципиента. «Номинативная функция метафоры ‬это презумпция образности любого слова» . Метафорический способ номинации в текстах В. Маяковского главенствует. Практически всё, что называется, метафоризируется: У него пожар сердца;

Люди нюхают ‭

запахло жареным;Обгорелые фигурки слов и чисел

из черепа;Глупая вобла воображения;Городов вавилонские башни.

Текстообразующаяфункция метафоры выступает в поэме «Облако в штанах» на первый план ввиду того, что «тело метафоры» образует «тело текста» и, наоборот, «тело текста» ‬это за редким исключением метафора, перетекающая в метафору. Уже первые строфы свидетельствуют о том, что метафоротворчество автора есть творение текста:

Вашу мысль,мечтающую на размягченном мозгу,как выжиревший лакей на засаленной кушетке,буду дразнить об окровавленный сердца лоскут:досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.

У меня в душе ни одного седого волоса,и старческой нежности нет в ней!Мир огромив мощью голоса,иду ‭красивый,двадцатидвухлетний.

Нежные!Вы любовь на скрипки ложите.Любовь на литавры ложит грубый.А себя, как я, вывернуть не можете,чтобы были одни сплошные губы!«Эффект текстообразования ‬это следствие таких особенностей метафорической информации, как панорамность образа, большая доля бессознательного в его структуре, плюрализм образных отражений» [Там же: 23]. Выстраивание цепи образов, «пропитанность» одного образа другим и их неразрывное существование характеризуют данный анализируемый текст. Иной вариант порождения текста, возможно, привёл бы к многократному увеличению его объёма по той причине, что даже развёрнутая метафора более компактна и ёмка, чем неметафоричный аналог высказывания. Метафора позволяет не создавать новых номинаций при выражении оригинальной мысли, а использовать имеющийся образный багаж. Так, польский учёный констатирует: «Метафора выручает словотворчество: без метафоры словотворчество было бы обречено на непрерывное производство всё новых и новых слов и отяготило бы человеческую память неимоверным грузом» .

Информативная функцияметафоры также реализуется в поэтическом анализируемом тексте. Эксплицитная подача информации в лирическом тексте ‬закономерная редкость. Имплицитные смыслы, выявляемые реципиирующим сознанием, ‬более частое явление. Метафорические образования, несущие в себе как внешнюю информацию, так и подтекстовую, придают тексту многослойность, глубину, информативную насыщенность. Пример:1)Опять влюбленный выйду в игры,огнем озаряя бровей загиб.2)Что же!И в доме, который выгорел,иногда живут бездомные бродяги!3)Дразните?«Меньше, чем у нищего копеек,у вас изумрудов безумий».4)Помните!Погибла Помпея,когда раздразнили Везувий!Четыре микросюжетныхсегмента составляют данный фрагмент: первая метафора порождает мысль о нежелании героя смиряться с любовной драмой; вторая ‬о настроенности героя на новое чувство; третья ‬о нелестной характеристике героя, данной ему возлюбленной; четвёртая ‬об угрозе,исходящей от обиженного героя. Метафорический характер изложения позволяет расширить область коннотаций. Так, первая метафора, помимо основной, несёт в себе информацию об азартности героя (выйду в игры), способности к сильным страстям (огнём озаряя бровейзагиб). Вторая метафора создаёт параллель между реальной картинкой жизни маргиналов и психоэмоциональным состоянием человека, наталкивает на догадку о душевной несломленности героя (живут; наличие восклицания). Третья метафорасравнение раскрывает позитивное отношение героя к сильному чувству (изумрудов безумий), несмотря на принадлежность реплики его оппонентувозлюбленной. Четвёртая метафора (раздразнили Везувий) свидетельствует о стремлении героя предостеречь собеседника от нежелательных действий, речевой неосторожности. Более детальные наблюдения над метафорами данного фрагмента позволили бы выявить сопутствующие смыслы, информационные наслоения. Следовательно, метафоре свойственна концентрация мысли, информативное «сжатие». Когнитивный характер извлечения познающим сознанием смыслов из метафоры отмечен М. Кронгаузом: «Метафора оказывается важнейшим познавательным механизмом, позволяющим познавать сложное через простое, абстрактное через конкретное, неизвестное через известное» . Мысль учёного, на наш взгляд, в равной мере относится не только к ситуации познания материального, но и познания психоэмоционального.Объяснительная функцияметафорыреализуется в тексте научном, ещё чаще ‬учебном. Однако нам представляется уместным заявить о её присутствии и в тексте художественном. Так, в последующих строках автором объясняется суть душевных мук:Люди нюхают ‭запахло жареным!Нагнали какихто.Блестящие!В касках!Нельзя сапожища!Скажите пожарным:на сердце горящее лезут в ласках.Я сам.Глаза наслезнённые бочками выкачу.Дайте о ребра опереться.Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!Рухнули.Не выскочишь из сердца!

Метафора пожара, объявшего сердце, из которого герой стремится «выскочить», призвана объяснить читателю, насколько мучительно безответное любовное чувство, подчеркнуть силу страданий и бесполезность усилий освободиться от него. Объяснительный иллюстративный характер носят метафорические картины пожара, поведения окружающих людей, утешителейпожарных, мятущегося героя. Метафора ‬средство выражения при том, что «в русской речевой культуре “о главном” говорят трудно и негладко» .Любовное чувство ‬одно из самых главных и «трудных», и создание метафоры для его объяснения ‬это то самое «негладкое» выражение мысли. «Негладкое» ‬в значении“требующее усилий в постижении”, т.е. в преломлении метафорического к реалиям жизни. Наличиемнемонической функции уметафоры лирического текста не требует доказательств. Я раньше думал ‭книги делаются так:пришел поэт,легко разжал уста,и сразу запел вдохновенный простак ‭пожалуйста!А оказывается ‭прежде чем начнет петься,долго ходят, размозолев от брожения,и тихо барахтается в тине сердцаглупая вобла воображения.Пока выкипячивают, рифмами пиликая,из любвей и соловьев какоето варево,улица корчится безъязыкая ‭ей нечем кричать и разговаривать.Запоминающиеся метафоры воблы воображения,книгиварева, корчащейся улицы‬это мнемонические форматы, охватывающие наибольшее количество информации, остающейся в памяти читателя уже после первого прочтения текста. Когнитивные новообразования, возникающие в воспринимающем сознании, формируются значительно быстрее именно при обращении автора к метафоре как наиболее иллюстративному средству, а также способному максимально активизировать эмоциональную и воображенческую сферы реципиента. Таким образом,в данной работе в анализируемом тексте нами отмечена реализация таких функций метафоры, как номинативная, текстообразующая, информативная, объяснительная, мнемоническая. Большая концентрация метафор в привлечённом тексте свидетельствует о специфическом творческом стиле В. Маяковского, что позволяет говорить о реализации стилеобразующейфункцииметафоры в его творчестве. Языковая личность поэта проявляется в его способности создавать наиболее сложное речевое построение ‬нестёртую метафору, обладающую большим изобразительновыразительным потенциалом. Текстопорождение, основанное на наслоении метафор, пропитывании ими всего «тела текста»‬редкий поэтический дар, которым наделён поэт.

Ссылки на источники1.Москвин В.П. Стилистика русского языка: Теорет. курс. / В.П. Москвин. Рн/Д, 2006. С. 122. 2.Лакофф Д. Метафоры, которыми мы живём /Д. Лакофф, М. Джонсон. М.: УРСС Эдиториал, 2004. 256 с. 3.

Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 2. Интегральное описание языка и системнаялексикография. М. Наука, 1995. С. 169.4.Дэвидсон Д. Цит. по:Москвин В.П. Стилистика русского языка: Теорет. курс. / В.П. Москвин. Рн/Д, 2006. С. 125. 5.Харченко В.К.Функции метафоры: Учеб. пос. / В.К. Харченко. М.: ЛКИ, 2007.

6.Гор Г. Чилиры: Повесть // Нева. 1975. № 8. С.17.7.Харченко В.К.Функции метафоры: Учеб. пос. / В.К. Харченко. М.: ЛКИ, 2007.С. 14. 8.

Парандовский 1972 С. 157158 Парандовский Я. Алхимия слова / Пер. с польского. М., 1972. C. 157158.9.Кронгауз М.А. Семантика / М.А. Кронгауз. М. 2005. С. 265. 10.Дементьев В.В. Коммуникативные концепты: к вопросу о коммуникативном идеале русской культуры // Слово ‬сознание ‬культура: Сб. научн. тр. М., 2006. С. 47.

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

Методическая разработка.

Урок – практикум в 11 классе

Учитель русского языка и литературы (высшей категории)

Брусницына Л. Г.

Тверская область

Урок – практикум в 11 классе

Образ лирического героя в поэзии В. Маяковского «Облако в штанах». (Анализ I главы поэмы)

Цель урока:

    На основе текста I главы провести анализ и поэтики раннего творчества В. Маяковского;

    Определить идейный смысл поэмы, суть лирического «я», понять функцию изобразительных средств в создании образа лирического «я»;

    Обучать учащихся грамотному анализу поэтического текста; развивать умение учащихся делать обобщения и выводы, анализируя текст, видеть роль изобразительно-выразительных средств, составлять собственный связный текст.

    Развивать эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.

Оборудование урока: текст поэмы, портрет В. Маяковского, литературоведческий словарь (определенных литературоведческих понятий), выставка – обзор критических статей, карточки с заданиями по группам и индивидуальными заданиями.

Подготовка к уроку: В качестве домашней подготовки предлагаются следующие задания: индивидуальные сообщения: «Маяковский и футуристы», «Поэтический мир раннего Маяковского».

Задания по группам:

    Рассмотрим сюжет и композицию главы поэмы:

    Проследите сюжет как цепочку действий или переживаний (состояний) лирического героя. Составьте сюжетную цепочку.

    Как построена глава? Определите ее экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.

    Рассмотрение образов, особое внимание обратите на ведущей образ лирического героя.

Сделайте вывод о роли сюжета, композиции в раскрытии образа лирического героя.

    Проследите по тексту первой главы, какие изобразительные средства использует В. Маяковский, чтобы показать состояние лирического героя. Раскройте их своеобразие и функциональную роль в обрисовке образа лирического героя. Особое внимание обратите на роль метафор, сравнений, гипербол, пейзажных зарисовок.

    Понаблюдайте за ритмикой поэмы, особенностями рифмы. Попробуйте графически изобразить ритм I главы.

Исследуйте лексику, синтаксис, фонетику поэмы, покажите их роль.

Эпиграфы к уроку:

    Слушайте!

Проповедает,

Мечась и стеня,

Сегодняшнего дня крикогубый Заратустра

    Крик последний,-

О том, что горю, в

Столетия

Ход урока

I Вступительное слово учителя

1. Выразительное чтение вступления к поэме.

2. Слово учителя:

«Так начинается поэма В. Маяковского «Облако в штанах»; уже с первых строк, обращенных к нам, ко всем тихим, спокойным, сонным, ленивым, она звучит вызовом поэта всему миру. Молодой («у меня в душе ни одного седого волоса»), красивый, сильный («мир огромив мощью голоса»), но в то время нежный («не мужчина, а облако в штанах»), поэт идет навстречу всему миру.

Что его слово миру, всем нам? Кто он – этот герой, выворачивающий себя, «чтобы были одни сплошные губы?»

Сегодня мы попробуем, исследуя первую главу поэмы, найти ответы на эти вопросы, разобраться, кто же он – лирический герой всего раннего творчества Маяковского. Мы с вами уже говорили об истории создания поэмы, ее идейном смысле: по выражению самого В. Маяковского, поэма «Облако в штанах» – это «четыре крика четырех частей: 1) далой вашу любовь, 2) долой ваше искусство, 3) долой ваш строй, 4) долой вашу религию.»

Но только ли браваду вызова можно увидеть в поэме? Может быть, здесь есть что-то еще? Может быть, вы увидите в лирическом герое не только бунтаря – анархиста, бросающего вызов самому Богу, но и кого-то другого, – личность раздираемую противоречиями, отчаявшуюся и от бессилия бросающую вызов всему миру?

II Но прежде чем приступить к исследованию первой главы поэмы, давайте более пристально вглядимся в 2 вопроса, ответы на которые помогут вам в работе с текстом. (Далее следуют 2 сообщения учащихся: «Маяковский и футуристы», «Поэтический мир раннего Маяковского», в которых обращается внимание на особенности поэтики футуристов и раннего Маяковского, на доске и в тетради выписываются понятия: архитектотика, поэтика, лирический герой, «сановитое» слово, ритм, метафора и др.)

III Работа учащихся в группах

Учащиеся работают по вопросам, полученными заранее, еще раз обобщают наблюдения по первой главе поэмы и выступают с сообщениями по темам:

1 группа – Сюжет, композиция, образы.

2 группа – Роль изобразительных средств в раскрытии образа лирического героя.

3 группа – Особенности лексики, синтаксиса, фонетики и ритмики в раскрытии образа лирического героя.

Результаты наблюдений (краткая запись)

    Сюжет, композиция, образы.

    Функциональная роль изобразительных средств.

    Ритмика и рифма.

Особенности лексики, фонетики, синтаксиса.

Сюжета – действия нет, есть сюжет – состояние, переживания. Завязка сюжета –драма любви, она необычна, так как третий персонаж в любовном ∆ – буржуазный миропорядок. Основной конфликт –противостояние человека и мира. Сюжет передает страдание лирического героя: «жилистая громада сюжет, корчится» –«Как больной с кровати, спрыгнул нерв.» – «Нервы … скачут бешеные…» – «…Спокоен как! Как пульс покойника…» – «…Самое страшное видели … лицо мое, когда я абсолютно спокоен …» – «…ваш сын прекрасно болен…» – «Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! – крик последний о том, что горю.» Композиция передает состояние души лирического героя. Завязка – ожидание свидания («нервы скачут бешеные»). Кульминация – приход Марии («спокоен как …»).

Развязка – последний крик лирического героя («крик последний, ты хоть о том, что горю..»). Страданию героя нет исхода («.. в столетия выплесни.» – это в никуда)

Ведущий образ – образ «Я». Лирический герой близок поэту по мировосприятию и конкретным жизненным обстоятельствам. Но это обобщенный образ страдающего несовершенством мира человека.

Поэма – страстный монолог лирического героя. Страсть выплескивается в отчаянном крике, достигает высот трагедии: мир не слышит героя. Лирический герой – страдающая, мучающаяся душа, ожидающая, не находящая понимания с миром. И в этом ее трагедия, а не только в трагедии любви.

Образ любимой – это «Джоконда», которую надо украсть» образ противника – неясен, это весь мир – любителей святотатств, преступлений и боен».

Главные изобразительные средства – это ассоциативная метафора, гиперболизация, доходящая до гротеска, фантасмагории, яркие сравнения. Основная роль – показать душевное состояние героя.

Страдания измученной души выражены в парадоксальных и броских метафорах:

«Полночь, с ножом мчась, догнала, ││зарезала, ││вон его…» – рисует образ безжалостного времени, уничтожающего человека.

«На лице обгорающем ││ из трещины губ ││обугленный поцелуишко броситься вырос..» – показана трогательная беззащитность человека перед силой любви и страданий.

Необычно интересны сравнения, передающие страдания лирического героя:

Упал двенадцатый час,

Как с плахи голова казненного..

Так передает поэт напряжение героя, ожидающего свою любимую.

Переживания лирического героя передаются и с помощью олицетворений, необыкновенно ярких. Поэт наделяет даром чувства, способности мыслить и страдать нервы: «Слышу: ││тихо, ││как больной с кровати, ││ спрыгнул нерв…

С помощью сравнений изображается образ возлюбленной: «Вошла ты, ││резкая, как «нате»!

«Вы – Джоконда…»

«Нате» – это эпатирующее публику, бросающее вызов современному миру стихотворение Маяковского, резкое, бескомпромиссное. Так и здесь: сравнение передает конец любви. Сравнение любимой с Джокондой, прекрасным творением Леонардо да Винчи, возвышает этот образ

Велика роль гипербол в характеристике образа лирического героя: «Что может хотеться этакой глыбе?», «Ведь для себя не важно и то, что бронзовый, и то, что сердце холодной железною…», «…рухнула штукатурка в нижнем этаже…» – гипербола подчеркивает беззащитность, бессилие человека перед чувством любви и передает противоречивость образа: сила, мощь – и беззащитность.

Значим и пейзаж в I главе поэмы. Он тоже отражает состояние души лирического героя. Герой пытается найти защиту: «Еще и еще, ││ дождю ││ лицом в его лицо рябое, ││ жду…» – и видит, что и природная стихия против него: «…││в стеклах дождинки серые ││ свились, гримасу громадили…»

А в самом начале поэмы «хмурый, декабрый» вечер точно гармонирует с душой героя.

Ритм – основная сила стиха, ритмика, как и все элементы стиха, починена смысловой задаче: передать страдания души лирического героя, его растерянность, метания.

Акцентный стих Маяковского позволяет выделить ключевое слово, точно предающее состояние героя:

Еще и еще,

Уткнувшись дождю

Лицом в его лицо рябое,

Обрызганный шумом городского прибоя.

Короткое слово «жду» на одной строчке, в окружении длинных строк, логически выделяется, передавая всю муку ждущего человека.

Любители

Святотатств

Преступлений,

А самое страшное

Видели –

Лицо мое, когда

Абсолютно спокоен.

Поэт выделяет каждое слово, и в этом строении стиха ясно видна антитеза: «я» лирического героя противопоставляется окружаемому миру.

Ритм неровный, пульсирующий, то замедленный («А ночь по комнате ….») то быстрый, нервный (Алло! ││Кто говорит? ││Мама!), то взрывающийся на повторах, задыхающийся («Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!) Если графически изобразить ритмику поэмы, то это, наверное, получится кардиограмма больного сердца, работающего с перебоями.

Замечательная особенность поэтики Маяковского – неожиданная, звучная рифма. Поэт использует ассонансные (неточные) рифмы и составные. Рифма приковывает к слову, заставляет понять и принять его:

Видите – спокоен как!

Как пульс покойника … (составная)

«Четкий – чечеткой» (ассонансная)

Поэт использует лексику разговорного стиля, просторечные слова («издерется» рот, двери «заляскали», «изрыгает», «глаза выкачу»)

В передаче любовного чувства тоже используется часто разговорная лексика, но низкие слова становятся поэтическими («маша! Ваш сын прекрасно болен..»)

В поэме много неологизмов, но они всегда мотивированы, служат усилению экспрессии поэтического слова (вечер «декабрый», любовь – «любеночек», «выстони», «церковка сердца»), точно отражают мысль и чувства героя.

Фонетические и синтаксические средства также передают душевное состояние лирического героя («А ночь по комнате тинится и тинится, Из тины не вытянуться отяжелевшему глазу…» – ассонанс звука [и] + аллитерация [ц] рождает яркий образ тянущегося времени, постоянные повторы, сложные синтаксические конструкции в сочетании с неполными предложениями разговорного стиля отражает неровный ритм мечущегося сердца.)

IV Заключительное слово учителя.

Итак, подведем итоги наших наблюдений над I частью поэмы. Конечно, мы сумели увидеть далеко не все изобразительные и языковые средства, которые помогают понять поэтическую идею произведения, его образы, но и то, что мы смогли заметить, погружаясь в живую душу поэмы, открыло нам некоторые не бросающиеся в глаза при первом знакомстве, но существенные для понимания целого оттенки, особенности, которые помогают, по Пушкину, «открывать красоты … в произведениях …»

Какого же героя мы увидели в I главе поэмы? – вопрос к учащимся.

В I главе мы видим трагедию любви и лирического героя, страдающего, мечущегося, растерянного, ищущего понимания в мире и не находящего, героя, бросающего вызов миру, где любовь превращается в куплю – продажу. Этот вызов вырывается из сердца от отчаяния и безысходности. Образ лирического героя трагичен, его страданию нет исхода.

Как наша сегодняшняя работа помогла вам в осознании, в приятии или неприятии поэзии Маяковского?

«Я открыла для себя поэта. Раньше он мне представлялся грубым, но теперь я увидела раненую душу…»

«Никогда не думал, что можно так ярко выражать свои чувства…»

«Мне кажется, так о любви еще никто не писал, да и не напишет.»

«Очень понравился ритм поэмы. Как точно передается состояние души любящего и страдающего человека!»

Домашнее задание: по группам проанализировать 2,3, 4 главы поэмы самостоятельно, использовать вопросы и записи, сделанные в классе, учебник – с.175 – 176, ответ на вопрос: Каков лирический герой раннего Маяковского.

Поэзия Маяковского активна: «Славьте меня!», «Господа! Остановитесь! Вы же не нищие, вы не смеете просить подачки!». Он совершенно меняет устоявшиеся сте-реотипы в работе над словом, обновляя устоявшееся значение слова: «костлявые пролетки», «пухлые такси». С лексикой поэт обращается творчески: он «просеивает», «перемешивает» слова, совмещая их в самых контрастных сочетаниях. В поэме сочетается «высокий» и «низкий» стили: «в хорах архангелова хорала», «идемте жрать», «Фа-уст», «гвоздь», «венецианское лазорье», «голодные орды», встречаются и нарочито грубые, «сниженные» образы: «выхаркнула», «сволочь». За одной строкой виден целый мир, воспроизведенный с удивитель-ной точностью и многоплановостью. Например, образ города:

…топорщась, застрявшие поперек горла, пухлые taxi и костлявые пролетки..

Ритм поэмы динамичен: сочетание традиционных стихотворных размеров (ямб, хорей, анапест и т.д.) с характерным для народно-поэтического творчества тоническим стихом создает гибкую под-вижную структуру стиха: Материал с сайта

И когда — все-таки! выхаркнула давку на площадь, спихнув наступившую на горло паперть…

После публикации «Облака в штанах» В. Каменский писал: «Ус-пех поэмы «Облако в штанах» был столь громаден, что с этой мину-ты он сразу поднялся на высоту гениального мастерства. Даже вра-ги смотрели на эту высоту с трепетом и изумлением».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • ритмическая организация поэмы облако в штанах
  • художественный анализ поэмы Облако в штанах и про это
  • "высокий" и "низкий" стиль, "сниженные" образы
  • художественные особенности брюсов облака
  • иосиф бродский поэма облако в штанах