Обзор Nikon Df: ретрокамера для обеспеченных оригиналов. Примеры фотографий c nikon df

Это мой обзор нового зеркального фотоаппарата Nikon Df, выполненного в ретро-стиле. Здесь содержаться первые сделанные ним фотографии, а также краткое его сравнение с Nikon D4. Больше снимков и результаты дальнейших испытаний камеры будут добавлены в ближайшие недели.

Краткое вступление

Публикуя этот обзор, я немного нарушаю собственные правила. Обычно я жду, пока не сделаю достаточное количество фотографий, прежде чем приступать к описанию своих впечатлений от устройства. Но поскольку у меня выпала возможность поснимать новинкой, мне захотелось поведать вам свои ощущения от первого использования Nikon Df. Если вкратце, – камера обеспечит вам качество "сырых" снимков D4, но делает она это совсем по-другому. Безусловно, фотоаппарат вызывает очень хорошие ностальгические воспоминания. Возьмите к сведению, что ни одно из опубликованных здесь изображений не получено путем обработки RAW-формата, – из-за новизны Nikon Df в Lightroom еще нет обновлений для работы с ней. Поэтому некоторые из изображений – результат обработки JPEG-формата, а остальное большинство – это совершенно нетронутые JPEG-снимки сразу с камеры.

Конструкция

Стиль

Ретро-дизайн однозначно к лицу этой камере. Предлагаются два варианта корпуса: черный и серебристый (мне нравиться серебристый). Хочу сказать, что с каждым спуском затвора я все больше и больше влюбляюсь в камеру, – она издает очень приятный уху "хлесткий" звук затвора.

Ниже представлено короткое видео, по которому можно оценить звук работы шторок, – Df чрезвычайно малошумная, что не может не радовать.

Nikon Df удивительно легкая в противовес Nikon D4. При их наглядном сравнении видно, за счет чего удалось этого достичь:

Вместе с тем камера ощущается весьма прочной, способной выдержать пару сильных падений. Еще она имеет погодозащиту, так что вам не придется волноваться в случае дождя.

В руках она кажется очень портативной, но в меру. На мой взгляд, это идеального размера камера для оптики с байонетом F, – с любым чуть меньшим корпусом стало бы теряться чувство контроля над оборудованием, а в случае больших габаритов камера была бы уже слишком тяжелой и похожей на D4. Для объектов съемки Nikon Df не выглядит так массивно и устрашающе, как гигантская D4 с большой линзой, смотрящей прямо им в лицо. Мне нравятся маленькие камеры (например, Leica M), но только если их можно использовать в паре с такими же небольшими объективами. А в случае байонета F важно, чтобы линза и камера находились соразмерной категории.

Видоискатель и дисплей Df работают немного лучше, чем у D4. Nikon Df – идеальный вариант для путешествий.

Аккумулятор

Ресурс батареи показал себя вполне ожидаемо. Хотя аккумулятор не такой емкий, как в D4 и D800, мне все же удалось получить на нем около 1500 фотографий, активно используя при этом режим Live View.

Карта памяти

Еще один неоднозначный элемент – слот для карт памяти. У камеры он лишь один, а для некоторых это может стать проблемой. У меня карта памяти никогда не отказывала в работе, кроме того, при использовании в личных целях (не для работы) или в путешествиях формат SD оказывается намного удобнее, чем CompactFlash. В камере карта памяти вставляется в слот рядом с аккумулятором.

Элементы управления

Nikon Df дарит необычные тактильные ощущения. Столь большое количество элементов управления вызывает изумление. Почти для всего, есть соответствующая кнопка: затвор, диафрагма, ISO, фокусировка, режимы и многое другое. Вы также можете установить режим выдержки затвора с шагом 1/3 EV и привычно изменять параметр большим пальцем с помощью диска управления. Существует много вариантов индивидуальной настройки. Я все еще изучаю камеру, чтобы выяснить, как именно хочу использовать ее, однако пока мне нравятся все ее возможности.

В работе

Итак, перейдем к тому, что действительно важно. Камера оснащена по сути тем же сенсором, что и Nikon D4, обеспечивая практически аналогичный результат на выходе.

Высокое значение ISO

Высокое значение ISO 12800 для Df не составляет проблем. Ниже представлено JPEG-изображение, которое взято прямо с камеры без применения какого-либо шумоподавления:

А вот еще один снимок с ISO 12800, сделанный в другой обстановке:

В отношении качества изображения получаемый результат – определенно на уровне с D4. Для сравнения ниже представлены два аналогичных снимка с применением ISO 12800: первый сделанный D4, а второй – Df. Однако у меня не было возможности применить к ним одинаковую обработку, поскольку из-за новизны Nikon Df я не мог работать с ее RAW-файлами в Lightroom.

Ниже представлено еще одно фото, сделанное с ISO 12800, а также его приближенный фрагмент, чтобы показать, насколько хорошо сохранена детализация:

Автоматическая фокусировка

Для некоторых большую проблему в Df составляет непривычная система автофокусировки. Для меня же ее 39 точек фокусировки вполне достаточно. Камера также получила идеальную 3D-систему отслеживания. В целом автофокус мне показался отличным, и я решил проверить его с молодым игривым котенком в качестве объекта съемки.

ISO 12800 (снимок взят сразу с камеры):

Live View

Отзывчивость и скорость реагирования системы Live View вы можете оценить на представленном выше видео. Она действительно работает здорово, однако, если не удерживать кнопку проверки глубины резкости (репетир диафрагмы), вы не увидите, как будет выглядеть экспозиция на фотографии. Это немного раздражает, но для меня не критично.

Впечатления от использования

Эта камера является некоторого рода новым направлением для Nikon. Специалисты компании действительно играют на чувствах фотографов, что касается процесса фотосъемки. Переключатели и кнопки, компактность и портативность, издаваемый звук – все способствует тому, чтобы полюбить камеру. Она оставляет приятные впечатления, но больше об этом – в заключении.

(Нажмите на изображения ниже для просмотра в увеличенном виде)

Заключение

Возможно, я еще перепишу этот вывод после того, как проведу больше времени с этой камерой, но, по моим первым ощущениям, камера должна стать хитом среди поклонников Nikon. Без сомнений, поклонники Canon начнут кусать локти, чтобы иметь хоть что-нибудь подобное. Кажется, последний раз Nikon создавала нечто похожее в своей линейке, когда выпустила D700, «зеркалку» малого форм-фактора с датчиком D3, которая значительно снизила продажи последней. Df не является целенаправленной заменой D4, лишь потому, что она не ориентирована на ту же аудиторию. Ей не хватает тонкостей профессионального уровня, таких как двойного слота для карт памяти, выдержки 1/8000 с, скорости серийной съемки 12 кадров/с, более емкого аккумулятора, видеорежима, больше точек фокусировки, HDMI-выхода, и т. д. и т. п.

Суть съемки с Nikon Df, скорее, сводится к самому процессу фотографирования и сопутсвующим ощущениям, нежели к улучшенному качеству изображений или большему количеству функций, и я считаю, что это хорошо. Мне пришлось использовать много камер, которые действительно могут похвастаться удивительным качеством изображения при очень компактных размерах. К примеру, A7 не привлекает меня, потому что не выглядит, как фотокамера, которую хотелось бы использовать длительное время. Когда зарабатываешь фотографией на жизнь (или просто много фотографируешь), становится сложно получить удовольствие, снимая для души, но это важно. Снимать для себя – наилучший способ заставить колесики в голове вертеться в разные стороны, чтобы восстановить творческие силы. Для меня очень важно иметь фотоаппарат, который позволит почувствовать вдохновение и увлеченность в ходе создания изображения. Это сложно объяснить, поэтому просто предложу вам самим попробовать поснимать Nikon Df. Ее стоимость действительно очень высокая, но причина этому, как по мне, используемый датчик изображения. Вместо него, конечно, можно было бы применить более дешевый, как, к примеру, в D800, но поскольку я избалован универсальностью и возможностями высоких значений ISO в D4, я рад, что Nikon этого не сделала.

Попутно хочу заметить, что, когда объекты съемки видят камеру, которая имеет классический вид (как Leica М, M9 или теперь Nikon Df), они становятся более вовлеченными в процесс съемки, что является огромным преимуществом для фотографа. Это одна из причин, почему я так люблю свою Leica M, но, возможно, теперь буду использовать ее немного меньше, так как у меня теперь есть Nikon Df.

Напоследок оставляю вас с несколькими JPEG-изображениями в полном разрешении без обработки (внутрикамерной, программной или какой-либо другой).

Перевод: Попиль Катерина


Дорогие друзья! Сегодня мы хотим представить вашему вниманию тест камеры Nikon DF, который в своём журнале опубликовал фотограф Виталий Пташенчук. Из этого отчёта вы узнаете о том, что именно привлекло Виталия в камере, а также увидите тест возможностей камеры по съёмке в тёмное время суток, оценку динамического диапазона и очень интересные итоговые выводы.

Совсем недавно я тестировал фотокамеру D750 от Nikon, и вот, снова модель камеры от этого производителя, - Nikon DF.

Данный фотоаппарат в первую очередь привлекает своим внешним видом, и далеко не только фанатов фото. Люди, которые в процессе съёмки обращали внимание на эту камеру, ненароком принимали её за плёночную. Всё благодаря винтажному внешнему виду. Камера выпускается в двух цветовых решениях: серебристом и чёрном. В мои руки попала модель в чёрном цвете с штатным AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G. Также дополнительно тестировал вместе с AF-S NIKKOR 35mm F1.4G.

Что хочется отметить, в первую очередь, помимо внешнего вида, то, как камера лежит в руке. Кнопка спуска расположена удобно и нажимать на неё одно удовольствие. Пожалуй, ещё большее удовольствие вызывает только звук срабатывания затвора. Ну и самое главное, - это качество картинки, но об этом чуть позже.

Что очень понравилось, так это скорость готовности к работе, вес, светлый видоискатель, быстрый доступ к выбору ISO, выдержки. Что не понравилось - колесо выбора диафрагмы. Оно очень неудобно расположено, и при использовании объективов, не позволяющих изменять диафрагму кольцом на самом объективе, вызывает некоторые неудобства. Особенно это заметно во время съёмки быстрого репортажа. Обычно я снимаю в полностью ручном режиме и предпочитаю менять параметры выдержки/диафрагмы/ISO в процессе самой съёмки по обстоятельствам, не доверяя работе полуавтоматических режимов. Неудобство состоит в том, что колёсико вращается весьма туго и его практически невозможно поворачивать одним пальцем. C другой стороны, это, пожалуй, единственный минус в эргономике.

Экран на задней части тушки очень высокого качества - цветопередача практически идентична той, что была у меня на откалиброванном эппловском мониторе. Для сравнения, при съёмке на две тушки Nikon DF и Canon 5D mark III реальная цветопередача экрана у последней хуже. В Nikon DF на экране видно именно те цвета, которые и будут отображаться на мониторе, почти без искажений. Этим камера очень сильно подкупает, особенно когда восприятие цвета играет одну из главных ролей в определённых видах съёмки.

Камера имеет всего один слот под карту памяти формата SD, что, в общем-то, сильно отодвигает её из сегмента профессиональных. SD слот расположен рядом с аккумулятором, что в случае установки батарейной ручки сильно затрудняет быстрый доступ для смены карты памяти. С другой стороны, мне было очень удобно пользоваться этой камерой без ручки, в силу малого веса и удобных габаритов.

Батарейный отсек закрывается «винтажной крутилкой», в целом - удобно, самопроизвольно она не откручивалась ни разу за всё время теста.

Корпус камеры сделан частично из пластика, частично из магниевого сплава. Как видно на фотографиях, краска на корпусе имеет тенденцию к истиранию со временем, поэтому, возможно, любителям хранить технику в идеальном внешнем виде, стоит задуматься о чехле, либо очень бережном обращении.

Диск выбора ISO и диск компенсации экспозиции расположены друг над другом. Для смены ISO нужно удерживать зажатой алюминиевую кнопочку слева ниже от диска и вращать сам диск. Для поправки экспозиции удерживать зажатой кнопку над диском и вращать соответствующий диск. Поначалу это может показаться не очень удобным, зато случайно ни одно из колёс не прокрутится и не испортит последующий кадр случайно изменённым параметром.

Всё-таки есть один большой плюс того, что все основные регулировки вынесены на «механические крутилки», так как все параметры для съёмки всегда перед глазами.

В камере отсутствуют такие режимы, как передача фото по Wi-Fi и видеозапись. Если последний может быть и не нужен фотографу, то модуль Wi-Fi абсолютно не испортил бы эту камеру. С другой стороны, наличие Wi-Fi обязательно сказалось бы на жизни аккумулятора.

На левой стороне под резиновыми уплотнителями расположены разъёмы USB, HDMI и разъём для подключения пульта. Кстати, также можно использовать тросик, который крепится на кнопку спуска затвора - эдакая дань прошлому.

Наверное, стоит сказать о самом главном, а именно, о матрице данной камеры. Она такая же, как и во флагмане - Nikon D4. И на деле я убедился, что рабочее ISO данной тушки - 12 800. Да, именно так. При правильно экспонированном снимке шумы почти незаметны, и в большей своей части они легко правятся при пост-обработке.

Что ещё нравится - это отличный динамический диапазон матрицы, который позволяет вытянуть тени (при съёмке в RAW-формате).

Ситуация с освещением немного обратная - камера не очень хорошо справляется с пересветами, и восстановить недоэкспонированный на две ступени снимок гораздо проще, чем переэкспонированный.

Также большой плюс эргономики данной камеры - нажатие на кнопку спуска затвора можно делать плавно, за счёт чего становится возможным снимать при длинных выдержках, не опасаясь смазов.

Несколько примеров фотографий. Производилась незначительная правка света, теней, экспозиции и контраста при постобработке. В конце статьи можно найти ссылку на архив с исходниками и «покрутить» настройки RAW-конвертера на свой вкус.

Для сравнения особенностей съёмки при низкой освещённости и уличном освещении я делал снимки на две камеры Nikon DF и CANON 5D mark III.

Настройки баланса белого одинаковые для обеих камер. На мой взгляд, Nikon воспринимает цвета лучше. Понятно, что в конвертере всё можно настроить на свой вкус, но с некоторыми снимками с Nikon DF времени на обработку требовалось меньше, чем со снимками с 5D mark III.

Ещё один тест - съёмка с различными параметрами ISO

ISO 50 с применённым профилем SpyderCheckr

Как видно на фото выше, цвета всё же отличаются от реальных, но незначительно.

В целом, подводя итог, хочется отметить, что камера создана в первую очередь для ценителей. Не для тех, кто спешит, кому нужно снимать бешеный репортаж. Она создана для того, чтобы спокойно гулять по городу, сидеть в уютном кафе и неторопливо ждать момента, когда в окне пройдёт интересный прохожий, или произойдёт какое-то событие. Представьте, что вы никуда не торопитесь, у вас очень, очень много времени. Вы садитесь на лавочку в парке, или встаёте на улице, освещённой желтовато-зелёным цветом фонарей, находите идеальную композицию и ждёте того самого нужного момента. Вам нужно только дождаться того самого момента, а за условия съёмки можно не беспокоиться, - камера легко справится почти с любой задачей в условиях недостаточной освещённости.

В этой статье 2075 слов.

Навигация по записям

Наконец мы добрались до среднеформатных камер. Добираться сюда непросто т.к. или ты попадаешь на территорию эксцентричных плёночников или уходишь в заоблачные выси цен.

В данном случае был выбран второй вариант, но и первый мы рассмотрим чуть позже. Сразу оговорюсь, что камера не моя, но я бы очень хотел такую иметь.
Цена такой камеры не то чтобы кусается, но способна проглотить вас живьём.

Mamiya DF+ с цифровым задником Leaf Credo 40

Что такое среднеформатная камера

Фотокамеры делятся по размеру светочувствительного элемента (плёнка или цифровой сенсор).

малый формат - 24×36мм (плёнка типа 135, цифровой сенсор 24×36мм и варианты сенсоров с кроп-фактором от 35мм),
средний формат - 6 х 4.5см, 6 х 6см, 6 х 7см, 6 х 9см и т.д. (плёнка типа 120 и 220, соответствующие размеры сенсоров и их варианты с кропом),
большой формат - 9 х 12см, 4 х 5 дюйма, 13×18 см, 8×10 дюйма и т.д. (листовая плёнка, сканирующие цифровые задники).

Что вы получаете при смене камеры с 35мм на среднеформатную

Самое главное, что вы получаете - это высокую детализацию изображения и высокую точность цветопередачи . Первое - благодаря бОльшему размеру сенсора, крупному пикселю и высококлассной оптике.

Качество современных объективов Schneider Kreuznach просто потрясающее! Да и стоило ли сомневаться...Фирма не менее древняя и именитая (славящаяся качеством своей продукции), нежели Carl Zeiss .

А второе - благодаря АЦП 16bit (на 35мм зеркалках пока 14бит) и типу сенсора CCD (на 35mm камерах давно CMOS).

Что вы теряете при смене камеры с 35мм на среднеформатную

1. Первое и самое ощутимое — деньги . Среднеформатные камеры стоят ощутимо дороже 35мм фотокамер. Среднеформатные камеры крупнее, все элементы этих камер тоже крупнее и, соответственно, дороже.

Есть, конечно, плёночные среднеформатные камеры старого образца. Например, или В них тоже есть свой смак, но современные среднеформатные камеры, во-первых, комплектуются современными объективами очень высокого качества, а старые - тем что было актуально в годы производства старых камер. Этим мы теряем часть выгоды от формата. Во-вторых, старые камеры не оперативны, если снимать на пленку и зависят кроме фотографа еще от пленки, проявки и печати. Качество снимка на современные среднеформатные камеры, снимающие на цифровой задник, зависит только от фотографа. По сути вы избегаете всех этих промежуточных процессов проявки и печати, которые в варианте съемки на плёнку приходится доверять другим людям.

2. Оперативность съемки . Скорость съемки на современную среднеформатную камеру примерно 1 кадр в секунду. Для репортажной высокоскоростной съемки 1к/сек - мало. С другой стороны, при должном умении, раньше .

3. Возможность постоянно держать камеру в руках . Большинство цифровых среднеформатных камер - тяжелые. Их вес примерно 2.8 кг. в полном сборе. Обзаведитесь штативом.
Лёгкими можно назвать только камеры с шахтным видоискателем, которые избавлены от пентапризмы. Например, Sinar/Rollei Hy6 . Даже с цифровым задником она может весить меньше, чем зеркальная 35мм камера с батарейной ручкой. Но такие камеры в полном комплекте могут быть очень дорогими, более миллиона рублей (от 35 000 USD).

Мифы и легенды о среднеформатных камерах

1. Камера за такие деньги должна сама снимать и каждый кадр должен получать шедевром.

За такие деньги вы получите ровно то, что описано в преимуществах среднего формата выше. Камера сама ничего не снимает и тем более не выбирает сюжет. Шедевральность кадра зависит от фотографа , а не от камеры. От камеры зависит лишь техническая сторона съемки. Например, сможете ли вы потом напечатать свой шедевр размером с фотообои, если понадобится.

2. Камера за такие деньги должна быть универсальной.

Это не так. Как и любое узкоспециализированное оборудование, среднеформатная камера «заточена» на качество съемки и удобство профессионального уровня. Например, эти камеры не предназначены для скоростной съемки и съемки видео. И одно и другое предполагает низкое качество, для которого камера не предназначалась. Для таких съемок нужна репортажная скорострельная камера или видеокамера.

update: На данный момент существует среднеформатная камера Pentax 645Z с возможностью съемки видео, но качество реализации видеосъемки в данной камере весьма низкое и серьезно рассматриваться не может. Тест видео возможностей Pentax 645Z от Аркадия Шаповала

Среднеформатные камеры не предназначены для фотоохоты . Т.е. для среднего формата не производят огромные супер телеобъективы, такие как для 35мм фотокамер. Иначе вес бы был совсем не подъемный. Даже 35мм камера с объективом 500-600мм уже не предназначены для переноски (вес только 600мм объектива 4кг), а лишь для перевозки.
Что же говорить о 300-600мм среднеформатных объективах? Вес 600мм объектива может оказаться около 6кг.

Так что настраиватесь на продуманные высококачественные снимки.

3. Камера за такие деньги должна быть лёгкой.

Современная среднеформатная камера включает в себя два независимых элемента: фотокамера и цифровой задник. Почему среднеформатные камеры в основном не лёгкие, я уже написал. Стекло в пентапризме. Если купить еще более дорогую с шахтным видоискателем, то можно иметь легкую камеру. Но кроме камеры есть еще цифровой задник. Это по сути целый микрокомпьютер размером с кубик-рубик. В него встроен большой сенсор, высокопроизводительный процессор, куча электроники и вентилятор (может быть и пассивное охлаждение), чтобы это все не перегрелось. Он относительно тяжелый.

Если вы хотите лёгкую камеру с невысоким качеством изображения и своими минусами, то сейчас продаётся много беззеркальных камер и «цифромыльниц» на любой вкус. Да и смартфон всегда под рукой. Все фотокамеры с приличным качеством изображения не лёгкие и не маленькие. Пока что.
Сейчас на фоторынке появились среднеформатные камеры с CMOS сенсором от Sony (Pentax 645Z, Mamiya Leaf Credo 50, Hasseblad H5Dc и Phase One IQ250). Чем это чревато для пользователей, пока непонятно. Дорожка CMOS сенсоров «кривая», что видно по 35мм камерам.

Также стоит обратить внимание на то, что многие fashion-фотографы снимают на цифровые среднеформатные камеры и не жалуются. Среди них много и женщин.

Вес камеры замечаешь в основном в момент перехода с легкой камеры, на более тяжелую, а потом привыкаешь.

4. У такой дорогой камеры должно быть очень сложное меню с кучей функций.

А вот тут как раз наоборот. Управление очень простое . Сам экран цифрового задника — сенсорный. На нём всего четыре иконки (настройки камеры, исо, баланс белого и настройки задника). Внутри этих иконок очень немного подразделов и все интуитивно понятные.
Увеличение и уменьшение фото при просмотре происходит по аналогии со смартфоном. Но здесь ведешь пальцем вдоль экрана вверх или вниз. Если водить пальцем по экрану, то изображение смещается в сторону, куда перетаскиваешь. Два раза быстро нажать — увеличение до 100%.
Доступен просмотр гистограммы и пересвета.

Примеры снимков

Я много снимал тестовых снимков с этого места и знаю, как могут выглядеть по детализации с этого места на разные объективы. В том числе на топовые цейсы. На камере Mamiya DF+ с цифровым задником Leaf Credo 40 стоял штатный (читай «китовый») объектив Mamiya (Schneider Kreuznach) AF 80/2.8 LS D . Детализация потрясает. А ведь это всего лишь 40 Мпикс!

кадр уменьшен до 4000пикс по ширине. оригиналы ниже

Оригиналы снимков

Nikon D800 упал и "отдыхает"

Как работать с цифровым задником Leaf Credo

Перевод с англ.яз: Евтифеев Д.С.
Картинки: из официального руководства «Credo Quick Guide» и полного руководства Mamiya 645DF+ & Credo.

На данный момент семейство цифровых задников Credo включает в себя модели: 40, 60, 80 (соотв. 40, 60.5 и 80 Мпикс).
Динамический диапазон этих цифровых задников: 12.5 ступеней.
Все задники поддерживают соединение по USB 3.0 и FireWire.

Все три цифровых задника оборудованы сенсорным ЖК дисплеем 3.2" с разрешением 1.15 Мпикс и четыремя сенсорными кнопками по краям экрана.
Цифровые задники Credo используют карту памяти CompactFlash.

Цифровые задники Credo используют систему проверки целостности данных 3S. Каждый раз как вы вставляете карту памяти они проверяют целостность ваших данных. Эту опцию можно отключить.

Большинство карт памяти продаётся уже форматированными. Но рекомендуется переформатировать карту памяти в цифровом заднике. Например, у меня карта памяти 32 Гб Transcend без переформатирования не заработала.

Комплектация цифрового задника

Цифровой задник Credo
- зарядное устройство на две батареи для цифрового задника Credo
- блок питания 12 V. (Внимание! на нём нет особых надписей, что он для задника, а разъем стандартный. Не перепутайте с другим)
- две батареи 7.2 V 3400 mAh
- кабель USB 3.0 (3 метра)
- кабель FireWire 800-800 (4.5m)
- программное обеспечение Capture One 8 (бонус)
- нейтральные патчи
- пластина для калибровки LCC
- салфетки для чистки оптики
- салфетки для чистки цифрового задника
- инструкция для «быстрого старта»
- (только для Credo 40 и Credo 50)
- USB Drive (?)

Меню цифрового задника Leaf Credo

Стартовое меню, после «загрузки» задника.

Клавиша «Домой» - возвращает вас на этот экран из глубины дочерних меню.
Клавиша «Галерея» - переводит вас в просмотр снимков из любого другого меню.
Клавиша «Назад» - возвращает вас на один экран назад (на предыдущий)
Клавиша «Динамическое меню» - дополнительные опции, разные в зависимости от того, в каком меню вы находитесь

Как видите, настроек немного. Пройдемся по ним подробнее.

Настройки цифрового задника

Настройки камеры

Выбор пользователя (A, B, C — чтобы быстро загрузить свои настройки, если камерой кроме вас пользуется кто-то еще)
- выбор режима экспозиции (P, AV, Tv, M, X)
- выбор области автофокуса (авто, центр, лево, право)
- выбор типа экспозамера (усреднённый, центровзвешенный, точечный)

Пользовательские функции

Тип функций (A, B, C)
- шаг экспозиции (1/3, ½, 1)
- при смене объектива (последнее значение диафрагмы, минимальная , максимальная диафрагма)
- таймер сна (15сек, 30сек, 60сек, отключён)

Дополнительно

Тип батареи (алкалиновые, NiCd, NiMh, Li-ion)
- брекетинг (3 экспозиции, 5, 7)
- переднее заднее колесо (смена функций — меняет диафрагму/меняет выдержку)
- работает ли заднее колесо в режиме P (да, нет)
- направление вращения колеса (по часовой — уменьшать, по часовой — увеличивать)

Кнопка AEL/AFL (сменить функции кнопок — автоблокировка экспозиции/автоблокировка фокуса)
- кнопка спуска (функции кнопок AE и AF при наполовину нажатой кнопку спуск. AF — активировать автофокус, AF & AE — активировать автофокус и автоблокировку экспозиции, только спуск затвора по кнопке «спуск».)
- установка функции кнопке AEL (блокировка экспозиции только для одного кадра, блокировка экспозиции до повторного нажатия на AEL, блокировка экспозиции пока нажата кнопка AEL)

Настройки AFL

Функции кнопки AFL (одно нажатие для блокировки фокуса, работа как кнопки спуск, блокировка автофокуса до следующего нажатия)
- кнопка AEL (нажатие в 2 сек автоматически устанавливает: выдержку, диафрагму, ничего не делает)
- подсветка автофокуса (вкл/выкл). Обычно выключается, если установлена вспышка у которой у самой есть подсветка AF.

Синхронизация со вспышкой

Синхронизация со вспышкой может быть по первой или второй шторке. Устанавливается через это меню.
- звуковой сигнал (когда объект в фокусе, по нажатии любой кнопки, отключен)

Затвор в режимах Tv/Av/P

Это меню актуально только для камеры Mamiya 645DF+ с объективом имеющим центральный затвор.

Работа затвора:

- центральный (работает только центральный затвор на выдержках от 1-1/1600сек)

Внимание: На ЖК-экране камеры Mamiya 645DF+ вы увидите иконку LS (центральный) или FS (фокальный) в зависимости от того, какой из затворов будет использоваться.

Затвор в режимах M/X

Это меню актуально для камеры Mamiya 645DF+ при использовании объектива с центральным затвором.

В режиме X (синхронизация со вспышкой) блокирует выдержки до диапазона 1/60-1/125 вне зависимости от того, какой тип затвора работает в данный момент.

Для обоих режимов можно выбрать тип затвора, который будет работать:
- смешанный (центральный работает на выдержках от 1сек до 1/1600сек. Более длинные и более короткие выдержки отрабатывает фокальный затвор. Центральный затвор работает со вспышкой на всех своих выдержках.
- центральный (работает только центральный затвор на выдержках от 1-1/1600сек). Синхронизация на всех его выдержках.
- фокальный (работает только фокальный затвор на выдержка от 1 мин. до 1/4000 сек. Синхронизация со вспышкой возможна от 1/60сек — 1/125сек)

Автофокус в этом меню можно настроить на точность или на скорость.

В этом меню можно выбрать текущий набор настроек (A, B, C) или вернуть их к заводским.

Управление питанием

Отключение дисплея через (5сек, 20сек, 1мин, 5мин, всегда включен)
- зарядка батареи при работе со шнуром (медленная, быстрая, нет зарядки). Позволяет сохранить зарядку батареи ноутбука, когда снимаете с подключением к нему.
- автоотключение (1мин, 5мин, 30мин, 2часа)

Форматирование карты памяти (fat16 или fat32 в зависимости от объема карты)
- проверка диска (да/нет)
- сохранение на... (авто, карта памяти, через firewire на компьютер)

Формат файла. Оба варианта — RAW. (IIQ L — полный формат без потерь, IIQ S — меньший размер, с потерями).
- режим камеры (нормальный, RZ67PROIID — только для камеры RZ67 PRO II D)
- задержка затвора (сенсор отключается, когда не используется. При съемке — пробуждается. Варианты: нормальный или ноль.). Ноль использовать только для технических съемок (видимо, в этом режиме сенсор вообще не отключается).
- ориентация картинки (0, 80, 120, 270 град). Заставляет задник помечать все снятые картинки, как снятые под этим углом поворота. Иначе он ориентируется на встроенный уровень.

Авто предпросмотр (вкл/выкл)
- дисплей (настройка яркости, отключение дисплея через...)

Установка новой прошивки

Изменение ISO и Баланса Белого

Просмотр снимков

Нажмите кнопку «Галерея» для перехода в режим просмотра снимков
- Используйте жест «смахивания» для перемещения по галерее

Одиночное нажатие на картинку выбирает снимок
- Двойное нажатие на картинку даёт увеличение снимка 100%
- Увеличение на произвольный масштаб (от 6% до 400%) с помощью правой полосы (пальцем, вверх — увеличение, вниз — уменьшение)

Перемещайтесь по снимку, используя нижнюю полосу и левую полосу (от значка до значка).

В этом режиме также можно выделить сразу все снимки и нажать иконку «Корзина», чтобы удалить все снимки. Если передумали, то также можно снять выделение со всех снимков соответствующей иконкой (несколько картинок на иконке)

Режим «Сетка». Вы можете включить режим «сетка» и выбрать подходящий вам режим «сетки». Доступны варианты: «Золотое сечение», 3×3, 3×4, центральный крест, прямоугольник, «спираль Фибоначчи». Также можете выбрать тип линии, которым будет отображаться сетка. Сетка нужна для того, чтобы проверить, соответствует ли вам снимок классическим схемам композиции.

Зеркалка Nikon Df стала, безусловно, одной из самых интересных новинок уходящего года. Она нашумела ещё своей процедурой анонса: перед официальным объявлением о выпуске новинки общественность была умело подогрета целой серией тизерных видеороликов, совсем по-киношному (или по-автомобильному).

Сам анонс новой камеры в Москве для прессы и партнёров тоже произошёл вполне пафосно, в самом сердце столицы - в Государственном историческом музее.

Основные особенности Nikon Df

Технические характеристики Nikon Df

Класс Полнокадровая цифровая зеркальная камера
Матрица КМОП, FX (35,9×24 мм), 16,2 Мп (4928×3280)
Видоискатель Оптический зеркальный с пентапризмой;
отображает 100% полного кадра; диоптрийная настройка
Формат фото RAW/NEF (несжатый, сжатый без потерь или сжатый), TIFF (RGB), JPEG (возможно супервысокое качество), JPEG+RAW/NEF
Формат видео -
Диапазон выдержек 1/4000-30 с шагом 1/3 ступени, В и Т
(при установке диском 1/4000-4 с
шагом 1 ступень, В и Т)
Выдержка синхронизации 1/200 с
(возможна синхронизация на 1/250 с)
Серийная съёмка 5,5 кадров/с (высокоскоростной режим);
1-5 кадров/с (низкоскоростной режим);
Фокусировка TTL АФ с фазовой детекцией, 39 точек;
покадровая, непрерывная, в т.ч. предиктивная; ручная;
в режиме Live View - TTL АФ с детекцией контраста по всему полю кадра, покадровая, непрерывная, с приоритетом лица или следящая; ручная
Светочувствительность 100-12 800 ISO, расширяется до 50 и 204 800 ISO
Экран 3,2 дюйма (8 см), 921 тыс. точек
Память 1 слот, карты SD, SDHC, SDXC
Интерфейсы USB 2.0, мини-HDMI (тип C); разъём для подключения беспроводных контроллеров вспышек, ДУ, GPS-приёмника; PC-синхроконтакт
Размеры и вес 143,5 × 110 × 66,5 мм
ок. 710 г (корпус), 765 г (с батареей и картой памяти)

Внешность

Nikon Df прежде всего отличается от всех остальных зеркалок, в том числе и других производителей, резко отличающейся концепцией дизайна. Поэтому с него мы и начинаем.

Когда берёшь камеру в руки, в первую очередь обращает на себя внимание сосредоточенная на верхней панели часть интерфейса управления. Именно благодаря ей камера при виде спереди или сверху заставляет чаще биться сердца фотографов старой закалки, начавших свой путь в фотографии «при старом режиме», в уже далёкие «чистоплёночные» времена. При разработке верхних элементов управления (да и добавляющего шарма кожуха пентапризмы) использовались решения, отработанные в своё время на легендарных плёночных зеркалках F3 и FM. Металл, насечки-зубчики… Возникает ощущение, что при разработке этой камеры привлекались и аудиодизайнеры, обеспечившие нужные, «аутентичные» громкость и тембр характерным щелчкам, сопровождающим вращение дисков.

Левая (от призмы при взгляде сверху) пара соосных фиксирующихся дисков используется для ввода светочувствительности и экспокоррекции. Правый диск устанавливает выдержку (он также фиксируется, но только в положении, позволяющем выбирать выдержку по-цифровому, шагом 1/3 ступени при помощи «крутилки»), а рычажок в его основании выбирает режим «протяжки плёнки», среди которых имеется и режим съёмки с предварительным подъёмом зеркала. «Воротничок» спусковой кнопки (в которую, кстати, можно ввернуть самый обычный, механический спусковой тросик) включает-выключает камеру, а ещё один небольшой диск справа выбирает режим экспонирования: никаких сюжетных программ, ничего лишнего, только М, A, S и P. Ещё один вращающийся диск размещён спереди справа, под спусковой кнопкой; примерно там, где у дальномерных камер Contax располагался диск фокусировки. Но здесь этот диск управляет выбором диафрагмы на современных объективах, не имеющих кольца диафрагмирования. Есть также и зубчатая «крутилка» сзади справа вверху, под большой палец правой руки. Всё это на вид очень удобно и наглядно. Для «ненаглядных» параметров справа на верхней панели также имеется небольшой ЖК-дисплейчик.

Разумеется, Nikon Df имеет и разнообразные кнопки, без которых полноценное функционирование современной цифровой камеры невозможно. Сзади мы имеем кнопки изменения режима отображения информации на ЖК-экране и включения режима Live View, трёхпозиционный дисковый переключатель режима замера экспозиции (как положено, на выбор предлагаются матричный, центровзвешенный и точечный замер) и многофункциональный джойпэд с кнопкой «ОК» в центре, с помощью которого можно перемещаться по пунктам меню и выбирать разные фокусировочные точки. Справа вверху, рядом с зубчатой «крутилкой», пара кнопок, управляющих одна - памятью фокусировки и экспозиции, а другая - запуском автофокусировки. Слева вверху - две обычные кнопки перехода в режим просмотра и удаления.

Большой 8-сантиметровый ЖК-экран установлен на задней панели неподвижно. Он имеет довольно высокое разрешение и защищён армированным стеклом. На него может выводиться информация о продольном и поперечном наклонах камеры от двухосного виртуального горизонта (данные о поперечном наклоне выводятся также и в видоискатель). Возможен и режим съёмки с визированием по экрану, то есть Live View; в этом случае включается автофокусировка с детекцией контраста. Слева от экрана расположен стандартный набор «цифровых» кнопочек.

Если взглянуть на камеру спереди, внизу слева от объектива обнаружатся две кнопки, из которых одна по умолчанию является репетиром диафрагмы, а «должность» второй, Fn, выбирается фотографом по своему усмотрению. Справа от объектива в основании байонета есть рычажок переключения между автоматической и ручной фокусировкой и, разумеется, кнопка отпирания замка байонета.

Общий внешний вид камеры имеет два главных варианта: полностью чёрный и с серебристой верхней и нижней панелями и подбайонетной коробкой. В принципе, полностью чёрный вариант внешне, особенно издалека, мало отличается от подавляющего большинства других зеркальных камер и не привлекает к себе особого внимания, что может иметь значение для, например, стрит-фотографов. Камера с серебристыми элементами смотрится намного более стильно, но именно поэтому и привлекает к себе взгляды, не все из которых могут быть продиктованы восхищением или белой завистью.

Внутреннее содержание

С механической точки зрения Nikon Df вполне прочен: верхняя, нижняя и задняя панели корпуса изготавливаются из магниевого сплава. Стыки деталей, крышки отсеков и разъёмов, кнопки и диски герметизированы для защиты от неблагоприятных условий на уровне камеры D800, то есть вполне надёжно.

Немалое место внутри корпуса занимает система оптического видоискателя. Он - традиционный для зеркалок оптический, призменный, отображает 100% кадра. По размерам наблюдаемого поля он эквивалентен камерам D4, D800, D600/D610. У старого плёночного Nikon’а F3 со стандартным видоискателем DE-2 поле было больше, но и так весьма неплохо.

Одним из важнейших моментов является то, что камера Nikon Df оснащается отличной полнокадровой 16-мегапиксельной КМОП-матрицей от топ-модели Nikon D4 и взятым с неё же графическим процессором EXPEED 3. В системе автофокусировки используется 39-зонный фокусировочный модуль Multi-CAM 4800 - такой же, какой применяется на камерах D600/D610. При использовании неавтофокусных объективов со светосилой не менее f/5,6 полноценно функционирует электронный дальномер. Затвор с гарантированным ресурсом безотказной наработки 150 тыс. циклов - явно не от D4; он позволяет вести непрерывную съёмку со скоростью до 5,5 кадров/с.

Новая камера обладает по-никоновски богатым набором дополнительных функций. Имеется режим «тихий затвор» для неназойливой малошумной серийной съёмки. Возможна съёмка в режиме DX, то есть «кропнутом». В режиме HDR камера автоматически делает два снимка с разницей в экспозиции до 3 ступеней. Есть и пользующаяся заслуженной популярностью функция «активный D-Lighting». Встроенное меню обработки позволяет устранять эффект красных глаз, обрабатывать RAW’ы, усиливать цвета, применять «звёздный» фильтр и скайлайт. Можно быстро исправлять оптические искажения.

Исключительно важной особенностью новинки нужно признать её высокую энергоэффективность: полностью заряженной батареи EN-EL14a в режиме покадровой съёмки должно хватать, по заявлению производителя, на 1400 снимков; согласитесь, это резко снижает потребность в батарейной рукоятке (как в носителе дополнительного источника питания). Подтвердить или опровергнуть это заявление мы пока не можем, однако должны засвидетельствовать, что около 900 снятых нами кадров не привели к истощению батареи.

Оптика

На Nikon Df, действительно, как и было обещано, можно ставить все объективы с байонетом F, включая совсем старые, не имеющие Ai-поводка (их можно использовать в режимах M и A, чего обладателям такой оптики, впрочем, будет вполне достаточно). Именно поэтому среди взятой на испытания оптики у нас, как видите, имелся в том числе и древний, но вполне добротный светосильный «полтинник».

Если взять камеру и посмотреть спереди на байонет, вверху справа, сразу за полированной посадочной плоскостью будет заметен небольшой металлический поводок. Он необходим для передачи в камеру информации о диафрагме с неавтофокусных объективов, оснащённых системой Ai-S. Эта информация передаётся механически: установленный на кольце диафрагмирования объектива металлический кронштейн, напоминающий корону в профиль, входит с ним в зацепление и перемещает в зависимости от установленной диафрагмы. Чтобы поставить на камеру доисторический объектив, не опасаясь за то, что его заклинит, этот поводок можно отвести в сторону (последней камерой, имевшей подобную опцию, был снятый с производства около 10 лет назад плёночный Nikon F5).

В память камеры можно ввести данные на максимум девять объективов без встроенного процессора. Если на камере (и в её памяти!) окажется объектив без Ai-поводка, при съёмке нужно будет сначала вращением кольца диафрагмирования под спусковой кнопкой выбрать подходящую диафрагму по данным замера экспозиции, а потом установить выбранное значение кольцом диафрагмирования объектива: прямой механической связи у камеры с таким объективом не будет даже на уровне «прыгающей диафрагмы».

Проще сказать, чего ставить на Nikon Df категорически нельзя: объективы от забытой APS’ной системы IX-Nikkor, редчайших автофокусных монстров, выпускавшихся для F3AF, и, разумеется, «малышей» от компактной беззеркальной системы «Nikon 1». При установке кропнутых объективов DX камера автоматически переходит в DX-режим, и в видоискателе появится рамочка границ кропнутого кадра.

Мнение практиков

Вместо теоретизирования об эргономических особенностях новинки мы предпочли записать мнение о новой камере двух профессиональных фотографов: Владимир Морозова и Елены Волковой. Их опыт позволяет не только оценить новую камеру и вообще, и как инструмент, пригодный или не пригодны для решения конкретных задач.

Мнение Елены Волковой:

Я работаю в разных направлениях, занимаюсь предметкой, промышленной съёмкой, снимаю людей. Нередко приходится по несколько часов подряд не выпускать камеру с большим объективом из рук.

При этом, как видите, я и сама некрупных форм, и руки у меня миниатюрные [смеётся]. Так вот что я скажу: хотя камера сама и сравнительно небольшая, мне работать с ней было неудобно сразу. Поставишь на камеру зум 28-70/2,8, и всё, руки начинают отваливаться - рукоятка-то маленькая, правой рукой держать камеру с сильно сместившимся вперёд центром тяжести неудобно. А ведь я работала камерами и Canon, и Nikon, и даже PhaseOne.

Спусковая кнопка, на мой вкус, расположена не очень удобно. И уж совсем неудобным мне показалось кольцо диафрагмирования; на самом объективе управлять диафрагмой намного удобнее.

Снимала я им немного, всего несколько сот кадров. Картинка на высоких чувствительностях мне показалась шумноватой уже на 1600 ISO. Похоже на чёрно-белое зерно. А вот к отсутствию функции съёмки видео я полностью безразлична.

Да, наверное, он сделан для фиксов, для старой оптики. Но не для меня: камера на вид интересная, но я её себе не куплю. Для решения моих задач она не подходит, и не нравится по «юзабилити».

На линии Владимир Морозов:

Как только Df появится в продаже - обязательно приобрету.

Да, камера небольшая и в руках не очень удобная, особенно с большими объективами; её не потаскаешь «одной правой», как обычную зеркалку с большой рукояткой. Большой профессиональный зум или дискретник будет буквально выворачивать камеру из правой кисти. Она явно предназначена для тех, кто снимает не торопясь, время от времени поднося к глазу висящую на шейном ремне камеру. Или для тех, кто снимает со штатива: то есть таких, как я.

Качество картинки, которое даёт камера, меня вполне устраивает и по цветопередаче (никаких проблем даже со сложным светом, как и у D4), и по разрешению. Мне приходится выполнять много коммерческих заказов для демонстрации в сети Интернет, и именно здесь Df будет для меня полезен: запредельное разрешение для «готового продукта» здесь не требуется, поэтому такая камера позволит мне сэкономить ресурс основной «рабочей лошадки», Хассельблада H4D. К тому же расчёт дифракционного предела для полнокадровой 16-мегапиксельной матрицы показывает, что «дырку» можно спокойно закрывать до f/12,4 (а у «восьмисотки» - всего до f/8,2!), что весьма важно в крупноплановой предметной съёмке.

Особенно понравилось качество съёмки на высоких ISO: 800, 1600, а в ряде случаев и 3200 ISO являются вполне «рабочими». Добротные крупные пикселы матрицы дают отличный цвет (включая сложные для «цифры» оттенки) и проработку фактуры, что хорошо видно уже по JPEG’ам (внимательно посмотрите на снимок картонных стаканов; это как раз «камерный» JPEG), а обработка RAW’ов позволяет получить максимальное качество.

Из недостатков отмечу интересный эффект: с одной стороны, камера специально заточена под возможность использования старой неавтофокусной оптики, с другой - попасть в фокус при недостаточной освещённости не так уж и просто, в поле видоискателя нет вспомогательных средств вроде микропирамид или клиньев, а электронный дальномер не всегда удобен.

А то, что Nikon Df не позволяет снимать видео - для меня безразлично. Если бы мне вдруг потребовалась эта функция, лично я бы арендовал специально сделанный с прицелом на видео Canon EOS 1DC. Для меня важнее, что картинки пишутся на единственную SD-карту; впрочем, это не самая большая по нынешним временам проблема.

P.S.

Несмотря на кажущуюся полярность мнений, оба профессионала сходятся в одном: Nikon Df не нужно носить в руках, он принципиально не для этого. Собственно, исходя из этого тезиса и следует принимать решение о том, покупать такую камеру или нет.

Камера должна стоять на штативе (или быть прикреплённой к установленному на штатив большому объективу) или висеть на шее. В руки же её нужно брать только для того, чтобы покрутить диски настроек и, поднеся окуляр видоискателя к глазу, нажать на спуск. Не пропустив спонтанный кадр: при умеренной по нынешним временам «скорострельности» время запуска камеры составляет всего 0,14 с, а задержка срабатывания затвора после нажатия на спуск - 0,052 с.

Наверное, я буду не так уж далёк от истины, если скажу, что Nikon Df может быть интересен, в частности, тем, кто смотрит на камеры Fujifilm серии X: отличный дизайн в духе ретро и сравнительно компактные размеры, но Df при этом является полноценной зеркалкой, а не дальномеркой, что для многих имеет значение.

ISO

Для проверки способностей камеры на разных значениях светочувствительности мы сделали фотографии с печеньками (одако и другие тестовые фотографии с этой стороны также показательны).

Кроп этого фото вы можете рассмотреть в 100% размере. Для сравнения кадров с разными ISO кликните на фото ниже; откроется собранная в одно изображение подборка кропов данного участка этой фотографии, снятой на разных значениях ISO.

Полноразмерные фотографии вы можете скачать по ссылке, приведённой в последней главке «Тестовые фотографии»).

Недостатки

Идеал, как известно недостижим. Не лишена недостатков и камера Nikon Df.

Прежде всего ещё раз отметим, что у неё ни в каком виде нет функции видеосъёмки. Объявлено, что это принципиально-концептуальное решение разработчиков. При этом «мозги» камеры D4 поддерживают съёмку пусть и не самого навороченного, но всё-таки Full HD-видео. Возможно, эта опция оставлена в задел для модели под условно-предполагаемым обозначением Df-2. А, может быть, и нет: существует небезосновательное мнение, что для полноценной профессиональной высококачественной видеосъёмки по сочетанию характеристик подходят две вполне конкретные модели зеркалок другого производителя, которые и нужно приобретать (или арендовать) для занятий «видеографией».

Раз уж камера углублённо стилизована под ретро, остаётся только пожалеть, что у неё не снимается пентапризма. Шахтный видоискатель для съёмки с уровня груди (в отсутствие откидного экрана) оценили бы, полагаю, все стрит-фотографы.

А при работе со старыми неавтофокусными объективами, особенно если они не отличаются особенно большой светосилой, очень не хватает возможности поменять фокусировочный экран на старорежимный, с оптическими клиньями Додена или хотя бы с микропирамидами, значительно облегчающими «ловлю фокуса» при ручной фокусировке. Понятно, что эти идеи крайне сложно реализовать технологически (да-да: технологическая сложность современных устройств иной раз делает невозможной реализацию простейших технических решений), но выразить сожаление о некоторой функциональной ограниченности ретродизайна новинки нам ничто не может помешать.

«Хватательная» часть камер Nikon Df, D800 и D4. Разница очевидна и убедительна; желание получить накладную или пристяжную внешнюю рукоятку, а вместе с тем и возможность долго и уверенно держать камеру в руке, вполне понятно. .

И ещё один момент, наглядно проиллюстрированный картинкой выше: несмотря на значительный заявленный ресурс батареи и отсутствие прямой потребности в батарейной рукоятке сама по себе возможность пристегнуть к камере внешнюю рукоятку, повышающую удобство удержания камеры в руках, явно не повредила бы. Этому современные технологии не мешают, а появление такой рукоятки явно расширило бы круг тех, кто мог бы её приобрести. Понятно, что с такой рукояткой Nikon Df, скорее всего, утратит право называться самой компактной автофокусной зеркалкой Nikon, но не в одной компактности счастье: эргономика, пресловутое «юзабилити» тоже очень важны.

Заключительные выводы

Самая громкая новинка 2013 года - камера неоднозначная, вызывающая споры и рождающая противоречивые мнения. То есть, безусловно, очень интересная!

Если вы любите неторопливую, спокойную, вдумчивую съёмку, если вам нужен инструмент, позволяющий пользоваться любыми объективами Nikkor, созданными за последние шесть десятилетий, и при этом вы предпочитаете дискретную оптику зумам, если вы не держите камеру в правой руке с утра до вечера, а поднимаете её к глазу только для того, чтобы нажать на кнопку, если вы считаете зеркалку фотоаппаратом, а не видеокамерой - выбор в пользу Df очевиден.

Если вам нужна спортивная «скорострельность», если вы весь день бегаете по студии с камерой в руках, и уж особенно если вы хотя бы отчасти рассматриваете камеру как инструмент для видеосъёмки - Nikon Df сделан не для вас.

Но чтобы окончательно понять, нужна ли вам эта камера, даже с учётом известных особенностей и ограничений, её нужно взять в руки, покрутить, пощёлкать дисками, поднести к глазу не только с лёгким штатным полтинником, но и с большим светосильным зумом. Вполне возможно, что она понравится вам сразу. А, может быть, и нет: выбор за вами.

Никон Россия представляет программу сервисного обслуживания профессиональной техники Nikon. При покупке профессиональной техники у дилеров со статусом «Профессиональный дилер Nikon », вы получаете 1 год гарантии и 3 года сервисного обслуживания.

Тестовые фотографии

Полноразмерные файлы нижеприведённых тестовых фотографий (JPEG + RAW/NEF). Трафик 190 МБ.

Объектив AF-S Nikkor 24-70 мм f/2,8G ED, F=62 мм, 1/4000 с, f/4, 3200 ISO.

Объектив Nikkor Ai-S 50 мм f/1,4, 1/125 с, f/4, 3200 ISO.

Объектив AF-S Nikkor 24-70 мм f/2,8G ED, F=38 мм, 1/500 с, f/4, 800 ISO.

Объектив PC-E Micro Nikkor 85 мм f/2,8D, 1/200 с, f/15, 100 ISO.

Все помешались на ретро и винтаже. Куда ни плюнь глянь - везде старина. Бутики винтажной одежды, ретро-мопеды, старые тачки, колеса с белым ободком возле дисков, велосипеды, пленочная фотография, сепия, молескины и ностальгия. И производители это довольно быстро осознали, начав экспансию рынка по всем фронтам. Правда, не забывая под маской старины прятать новейшие технологии.

Но при этом ориентируются производители, в основном, на массовый продукт, что и не удивительно. Настоящие ретрофилы и винтажники будут снимать на пленку и пользоваться пленочной техникой. Это как с автомобилями - если человеку нужен спорткар, то он будет смотреть в сторону не Hyundai Tiburon, а как минимум в сторону Subaru BRZ .

Но люди любят, знают и узнают, поэтому рынок предоставляет все больше вариантов на выбор. И если одни предлагают современные возможности в корпусе дальномерок, то Nikon выпустил свою новинку, стилизованную под пленочные зеркалки прошлого века. Посмотрим на Nikon DF.

Видео-обзор Nikon Df:

Чем порадует снаружи

Когда впервые вынимаешь камеру из коробки, особенно поначитавшись положительных отзывов в Сети, то ничего, кроме восторженного крика, не возникает. Первый час бегаешь в восторге, радуясь, как ребенок, - мечта пленочника сбылась: душевность и тепло механических рычажков вместе с удобством современных технологий.

На верхнем торце расположены колесо управления светочувствительностью и над ним - колесо экспокоррекции (оба элемента блокируются кнопками, так что ложные прокруты исключены). Дальше находится выступ призменной шахты со стандартным горячим башмаком. Встроенной вспышки нет. По правую сторону находится колесо выбора выдержки с фиксатором, под ним - рычаг выбора режимов «протяжки»: от одиночного кадра до предподъема зеркала.

Клавиша спуска затвора обрамлена колесом включения, ниже - небольшой дополнительный экран для отображения информации. Тут же находится отдельная клавиша подсветки дисплея и колесо выбора режимов PASM.

На нижней грани поселились штативное гнездо и батарейный отсек с разъемом под карту памяти, спрятанный за механическим не-знаю-как-назвать рычагом/ключом.

На передней стороне - выступающий хват под руку, колесо управления параметрами и две функциональных кнопки. Все это - под правой рукой.

Слева - кнопка отсоединения байонета, переключатель ручного/автоматического фокуса с привычной кнопкой выбора режимов автофокусировки и кнопка брекетинга. Тут же находится подсветка автофокуса и коннектор для проводных зарядок под пластиковой заглушкой.

Правая грань пуста, на левой под заглушками - MicroUSB, MiniHDMI и порт для пульта ДУ.

Задняя сторона практически ничем не отличается от современных зеркальных камер. По сторонам от видоискателя с колесом диоптрийной подстройки находятся кнопки просмотра и удаления снимков, клавиши AF-L/AE-L, AF-ON и второе колесо управления параметрами.

Слева от экрана размером 3,2’’ и разрешением 921 тыс. точек расположились кнопки вызова меню, зуммирования, информации, некоторые из которых по совместительству управляют балансом белого и качеством изображений. Справа находится рычаг выбора экспозамера, пятипозиционный джойстик с вписанной клавишей “ОК” и рычаг блокировки точки фокусировки. Ниже - info и LiveView.

Корпус выполнен из магниевого сплава, люфтов и хруста нет, и сомневаюсь, что будут. Материал под кожу расположен там, где нужно, и камера из рук не выскальзывает. Но это только в теории. На деле же разобрать с расстояния не то что метра, но иногда и 20 см, что у тебя в руках - пластик или метал, нереально. Впечатление, что тушка затрется очень быстро, а в швы набьется грязь. Особого внимание заслуживает рычаг автофокуса, дополнительные кнопки и брекетинг. Если первый сделан просто из пластмассы производства «Китай, 1990-е годы», то кнопки еще и покрыты черным глянцем.

Держать устройство в руках также не особо комфортно - сказывается отсутствие привычного для больших зеркалок хвата. К тому же, на органах управления не нанесено никаких дополнительных обозначений, так что об интуитивности управления говорить не приходится. Да и стоит упомянуть, что тянуться каждый раз к верхнему торцу – это терять драгоценное время и пропускать кадры. Вообщем, об оперативности управления инженеры не слышали.

Если продолжать говорить о дизайне, то возмущает еще одно. Специально для этой камеры Nikon сделали объектив Nikkor 50 mm F1.8G. В принципе, это обычный Nikkor 50 mm F1.8G по характеристикам, только с серебристым ободком. Так вот, почему в ретро-камере отсутствует управление диафрагмой с помощью кольца на линзе?

И, если уж на то пошло, то сходство со знаменитой линейкой F только в общей концепции.

Что под капотом?

Внутри устройства спрятан полнокадровый сенсор на 16 МП, аналогичный тому, что стоит в Nikon D4. За быстродействие отвечает процессор Expeed 3. Такой связки с головой хватает для достижения высокой скорости работы. Даже при съемке RAW или TIFF со скоростью 5,5 к/с фотоаппарат не задумывается и обрабатывает серию быстро, не говоря уже о перемещениях по меню. Оно, кстати, тут обычное, Nikon’овское, а я думал, будет хоть немного ретро. Не судьба.

Но стоит сказать, что иногда, при листании больших фотографий или удалении материала камера умудряется на доли секунды задумываться – как раз настолько, чтобы глаз мог уловить. Не критично, но периодичеси начинает раздражать. И это при том, что в камере стояла быстрая карточка (ее обзор ). С более медленными карточками результаты, думаю, будут куда хуже.

Автофокусировка

А вот с системой наведения на резкость - фейл. Как можно засунуть в тушку матрицу и проц от топовой D4, а модуль автофокуса - от D7000? Нет, устройство наводится на резкость быстро и хорошо, без ложных захватов или проездов, но тут кроется одно «но». Правильная работа гарантирована при условии, что объект находится в центре кадра. Объясню, почему. D7000 - кропнутая зеркалка, и точки автофокусировки находятся равномерно по полю кадра. В Full Frame-камере это самое количество точек при сохранении идентичного размещения не покрывают краев кадра, так что придется иногда фокусироваться на краю кадра, блокировать резкость и перемещать тушку. Хотя это - проблема не существенная, многие и так наводятся только по центральной точке.

Фотографические возможности

Первое, о чем хочется сказать - о диапазоне светочувствительности. Тут он от 100 до 12800, но расширяется на четыре ступени. Вплоть до значений в 12800 можно пользоваться абсолютно спокойно, но начиная с 6400 - переключившись в RAW - для перестраховки.

Шумы на высоких значениях полезут, но их можно будет исправить в редакторе и печатать снимки в формате А4 без проблем. А вот усиление на две и три ступени - скорее, для веба - картинка превращается в малочитабельную кашу. Внизу - 100% кропы из JPEG при нормальном уровне шумоподавления.

При печати же формата А4 разницу вплоть до 3200 ISO увидеть нереально. Детализация остается на высоком уровне, а артефактов или шума не заметно вовсе. На 6400 уже можно разглядеть небольшое падение резкости на мелких деталях, при этом на расстоянии вытянутых рук все круто. 12800 и 25600 – рабочие значения для печати после небольшой проявки RAW-файла. Повесив фотографию на стену, вы полностью убережете себя от плевков зрителей. А вот над 51200 стоит шаманить намного больше, но вытянуть приемлимое качество и получить красивый отпечаток вполне возможно. 102400 и 204800 – это уже экстремальные размеры. Печатать стоит не больше А5, и то, только после работы над цифровым негативом. А еще лучше – 10х15 в семейный альбом.

Динамического диапазона хватает для большинства ситуаций, если же хочется большего, стоит снимать с ручной эксповилкой или включить HDR. На автоматические режимы надеяться не стоит - тут их попросту нет. Как и возможности поставить скорость затвора на 1\8000 с. Печаль.

Маленьким нюансом (или сюрпризом) стала особенность, с которой я так и не смог разобраться спустя неделю теста.

К примеру, ставим режим A, ISO 640, диафрагму F3.5, экспокоррекция 0, WB Auto. Снимаем ночью, в условиях недостаточной освещенности. Наводим объектив, нажимаем спуск и получаем фотографию при 1\100 с, более или менее передающую атмосферу ночной улицы. Посмотрев результат, подносим видоискатель к глазу, делаем еще один снимок. Правда автоматика на этот раз определяет, что нужна выдержка 1\160 c и выдает нам темный снимок. Да, на этапе поста это все исправить можно, но, черт возьми, почему так?


Хорошо

  • необычный дизайн в стиле ретро;
  • полноразмерная матрица, такая же, как и в D4;
  • высокая скорость устройства при съемке;
  • 100% покрытие поля кадра видоискателя.

Плохо

  • неинтуитивное управление настройками;
  • неудобный хват и общий уровень эргономичность;
  • ошибающийся экспозамер;
  • модуль автофокусировки от D7000;
  • низкая скорость серийной съемки - всего 5,5 к/с;
  • маленький дополнительный экран;
  • отсутствие видеосъемки;
  • «пластиковый» вид корпуса;
  • отсутствие встроенной вспышки.

Какое стекло взять

Из коробки фотоаппарат комплектуется классическим для пленочных устройств полтинником Nikkor 50 mm 1.8G. Его хватит для всех ситуаций, которые только можно придумать - от портрета и жанра до архитектуры и пейзажа. Универсальное стекло, одим словом.

Nikkor AF-S 85mm F1.8G будет хорошим выбором для болеющих портретами. Он компактен, отлично размывает задний фон, обеспечивает пластичный и красивый рисунок. Но и стоимость его около 500 баксов.

Nikkor AF-S 28mm F1.8G - то самое стекло, которое подойдет для съемки архитектуры или пейзажей. Широкий угол, красивый рисунок, невысокий уровень дисторсий за $700 - неплохой выбор.

Nikkor 14-24mm F2.8 - один из лучших широкоугольников, когда-либо созданных. . Учитывая стоимость в 2000 долларов, стоит трижды подумать, нужен ли он вам.

Nikkor AF-S 24-70mm F2.8G - это стандартный светосильный объектив на каждый день. Резкий, быстрый, красивый, тяжелый, он позволит снимать всевозможные сюжеты, получая хорошие результаты. Стоит он 1600 баксов. .

Nikkor AF-S 70-200mm F2.8G VR II – это светлый телезум для репортеров. Встроенный стаб, минимум дефектов, цена в 2100 условных единиц. Круто, одним словом. .