Песок и глина состояние и свойства. Глина. Свойства глины. Состав глины

Поговорим о свойствах песка и глины (рис. 2). Если проводить опыты, то можно обнаружить, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Если положить кусочек глины в стакан с водой и тщательно все размещать, то можно увидеть, что на дно осядут мелкие камушки, песчинки, а мелкие частички будут плавать, делая воду мутной. Если слить эту мутную воду и дать ей отстояться, то скоро на дне мы обнаружим слой глинистого ила. А если смочить образцы песка и глины водой и попробовать скатать шарики, то можно увидеть, что из глины легче скатать шарик. При намокании глина становится мягкой и пластичной, после высыхания шарик сохранит свою форму.

Из песка шарик слепить трудно, но даже если это удается, то после высыхания песок ссыплется. Это значит, что глина обладает свойством вязкости, а песок нет. Песок сыпучий, он состоит из отдельных мелких песчинок разного цвета, одни песчинки непрозрачные, другие прозрачные и похожи на кусочки мутного стекла (рис. 3).

Частички глины непрозрачные, неблестящие. По цвету глина бывает разная: белая, серая, коричневая, желтая.

Песок, глину, мрамор, гранит, известняк называют строительными полезными ископаемыми. Песок, по которому мы ходим, - рыхлая горная порода. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей (рис. 4).

Рис. 4. Железная дорога ()

Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого стекла изготавливают стекло.

Глина - плотная горная порода, при намокании она становится вязкой и пластичной, она долго сохраняет свою форму при высыхании. В печи обожженные из глины изделия становятся твердыми и прочными. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду (рис. 5).

Рис. 5. Фаянсовая посуда ()

Мрамор - это разновидность известняка, после полировки на нем выступает красивый узорчатый рисунок разной окраски. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета (рис. 6). Из известняка построены известные на весь мир церкви и соборы.

Рис. 6. Станция Маяковская. Московский метрополитен ()

Особенно из полезных ископаемых ценится гранит. Он обладает особой твердостью и прочностью. Его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев. Именно из гранита в Санкт-Петербурге сделаны колоны Казанского собора (рис. 7), бортики Исаакиевского собора (рис. 8), а огромный камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы.

Рис. 7. Казанский собор ()

Рис. 8. Исаакиевский собор ()

Почему надо беречь полезные ископаемые? Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. Вы уже знаете, что на дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается в недрах планеты. Там, глубоко под землей, находится раскаленное вещество - магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности. Из магмы образовались гранит, базальт, рудные полезные ископаемые. Но запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Ученые предсказывают, что уже в нашем XXI веке разведанные запасы нефти, золота и меди могут быть исчерпаны. На их образование ушли миллионы лет, а человек израсходовал их так быстро. Их нельзя восстановить, как, например, лес после вырубки.

Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски расходовать богатства подземных кладовых? Ученые создают новые искусственные материалы для замены металла и горючих полезных ископаемых. Вместо металла все больше и больше применяется пластмасса. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как много вещей сделано из пластмассы вместо дорого металла и ценной древесины. Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла. Строятся гидроэлектростанции, на которых используются силы воды, или силы ветра, или солнечное тепло. Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы. Использование металлолома позволяет бережно относиться к рудным полезным ископаемым и экономно их расходовать. Нужно также следить, чтобы без надобности не горели газовые и электрические приборы, беречь тепло в школе и дома в холодное время года, не оставляя открытыми настежь двери в подъездах. Следите за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка по трубам в жилые дома, на фабрики и заводы невозможна без использования полезных ископаемых.

  • Что должен делать человек для экономии запасов полезных ископаемых?
  • Урок окружающего мира 3 класс.

    Песок и глина- полезные ископаемые.

    Цели урока:

      Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка и глины и их использование в жизни человека.

      Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей ребёнка.

      Формирование умений учебного сотрудничества: умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

      Результаты : метапредметные: в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе.

      предметные : в процессе практической работы работы учащимися идёт выявление свойств песка и глины.

    редметные
    - формировать положительную мотивацию к обучению.
    - развивать познавательную активность, мышление и речь детей
    - формировать чувство уважения к товарищу

    Оборудование: учебник, образцы песка и глины, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, вата, мерные стаканчики.

    Этапы деятельности:

      Актуализация знаний.

    Ребята, а вам нравятся уроки окружающего мира? Чему вы учитесь на уроках окружающего мира?

    Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? Какие качества должны проявить, чтобы урок получился творческим, интересным?

      Посмотрите на карту знаний и скажите, в какой точке карты мы находимся?

    Мы изучаем тему Воздух, вода, горные породы, почва.Задайте умные вопросы по изученной теме? (Из чего состоит воздух). В каком состоянии бывает вода в природе? Что такое ветер?

    О том, как мы запомнили, что такое горные породы и полезные ископаемые сейчас проверим.

    1 ученик работает у доски на оценку.

    Как ты себя оценишь пред началом работы? По какому критерию?(умение правильно отвечать на вопросы)

    Тест

    1) Горные породы – это ..

    А) различные вещества, которые залегают в толще и на поверхности Земли

    Б) различные вещества, которые можно попробовать

    В) различные вещества, которые использует человек.

    2) Минералы- это

    А) вещества, разные по составу

    Б) вещества, одинаковые по составу

    3) В каком состоянии встречаются минералы в природе

    А) в твёрдом

    Б) в жидком

    в) в твёрдом, в жидком, в газообразном

    4) Кто занимается поиском полезных ископаемых ?

    А) математики,

    Б) физики,

    В)геологи

    Самопроверка. проверьте свою работу по доске.

    А, Б, В, В.

    Оценивание. По какому критерию ты себя оценивал? Что можешь сказать о своей проделанной работе)

    II Определение предмета исследования.

    Что мы будем изучать на занятии, узнаем, отгадав загадки.

    Дети (подготовленные) загадывают остальным загадки.

    Если встретишь на дороге-
    То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу-
    Она понадобиться сразу. (Глина)

    Он очень нужен детворе,
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

      Постановка проблемы исследования.

    Итак, что мы будем изучать? (песок и глину)

    Тема: песок и глина. (на доске)

    Что такое песок и глина? (горные породы). Нужны ли человеку эти горные породы? Почему человек их использует? (обладают определёнными свойствами)

    Какую цель поставим на урок?

    Цель: изучение свойств песка и глины и их применение. (на доске)

    Оказывается, горные породы, которые нужны человеку, имеют определённое название. Может быть, кто то знает, какое это название? Сейчас мы это проверим.

    Прочитайте в учебнике, как называются такие горные породы? (полезные ископаемые)

    Что же вы узнали из учебника?

    А почему мы говорим о песке и глине как о полезных ископаемых? Давайте попробуем это доказать.

    Ставим гипотезу. (предположим, что если..,)

    Ваши гипотезы: предположим, п

    Что нам надо изучить, чтобы это доказать?

    Можно изучить их свойства и то, как эти свойства использует человек.

    Исходя из гипотезы составим план работы.

      Образование в природе;

      Выявление основных свойств и их сравнение;

      Использование в жизни, основанное на их свойствах;

      Добыча песка и глины в Вологодской области

      Что мы должны выяснить сначала?

    Даша подготовила презентацию по этой теме. А мы не просто будем сидеть, а использовать метод активного слушания, т.е. После презентации надо будет ответить на вопрос -Какие факторы влияют на образование песка и глины.

    Выступление ученика с презентацией.

    Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Каменные горы кажутся вечными. Но как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны.

    (слайд №2)

    Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни:

    это- высокая и низкая температура воздуха; 2 слайд

    растения 3 слайд

    вода

    ветер;

    Вот так с их помощью, постепенно разрушаются крепкие горы.

    Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок и глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

    Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

    Оцените работу. По какому критерию будете оценивать? (умение работать с информацией, умение презентовать свою работу) Вы внимательно слушали выступление. Значит вам будет легко выполнить задание. На опорном листе вставьте нужные слова в предложение Под воздействием……, ……, …….. и ….. камни разрушается. В результате образуется …… и ……… Прочитайте, что получилось. Кто согласен с Аней?

    О чём мы сейчас узнали? (образование песка и глины)

    2) Чтобы изучить свойства песка и глины, мы выполним исследование. Наша задача: по результатам проведённых исследований создать сводную таблицу о свойствах песка и глины.

    Я предлагаю вам работу в четвёрках. Как вы считаете, почему работа в группе эффективнее? (меньше времени, объединение сил и знаний)

    Вспомнить правила работы в группе. Памятка.

    Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе выводов каждой группы составляется сводная таблица свойств песка и глины.

      1 группа. Изучает цвет.

      2 группа. Изучение состава песка, глины.

      3 группа. Что тяжелее- песок, глина или вода?

      4 группа Что лучше пропускает воду.

      5 группа Работа с мокрой глиной и песком (свойство пластичности)

      6 группа Сыпучесть, запах,

    Ученики работают в группах самостоятельно. Читают задание, выполняют все описанные опыты, записывают результаты опытов, оформляют свои выводы. По результатам проведённой работы выступают представители от каждой группы, заносят свои выводы в сводную таблицу на листах и на доске.

    Вспомнить правила работы в группе.

      Все друг другу помогают.

    Задания для групп

      группа.

    У вас на тарелочках лежат песок и глина, рассмотрите их.

    Определите какого цвета песок, глина (таблички на доске вывешивают дети)

    Песок

    (Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)

    2 группа.

    Понюхайте песок и глину. Какой у них запах?

    Песок

      группа.

    Рассматривают песок и глину через лупу. Из чего состоит песок и глина? Как скреплены частички между собой?

    Песок

    Отмечают, что песок состоит из отдельных мелких песчинок. Они имеют разную окраску. Одни песчинки непрозрачные, другие почти прозрачные, похожи на кусочки мутного стекла. Частички глины непрозрачные, неблестящие, разного цвета: жёлтые, серые, коричневые, белые.

    4 группа. Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?

    Песок

    5 группа Определите, способны ли песок и глина пропускать воду.

    Для этого в два стеклянных стакана вставьте стеклянные воронки. В воронки поместите фильтр из комочка ваты. На фильтр одной воронки положите влажный песок, а на фильтр второй - размельченную глину, С помощью мерных стаканов отмерьте одинаковое количество воды и налейте эту воду одновременно в обе воронки.

    Какой вывод можно сделать?

    Песок

    6 группа

    Слегка смочите глину и скатайте шарик. Что произойдёт при высыхании?

    То же самое проделайте с песком. Что произойдёт при высыхании? Можно ли пересыпать в другую тарелку?

    Какие свойства вы обнаружили?

    песок

    Представление результатов. Формулирование выводов.

    Представители от группы зачитывают свои записи классу, делают выводы, заполняют сводную таблицу. Остальные заполняют таблицы на опорных листах.

    Песок

    Вернёмся к плану? Что мы сейчас изучили? Чем похожи песок и глина, чем различаются?

    Какой следующий пункт плана?

    - Использование песка и глины. Где можно сейчас найти иныормацию?

    Задание: используя текст учебника, определить, где могут использоваться песок и глина. Дети работают с учебником и таблицей. По какому критерию будем работать? (умение работать с информацией)

    Мальчики готовят ответ на вопрос Как используется песок?

    Девочки отвечают на вопрос Как используется глина? Какое свойство глины используется при изготовлении посуды?

    О том, как ещё можно использовать глину и песок сейчас расскажет Настя. (о лечебных свойствах)

    14 слайд - Оказывается глина и песок не только строительный материал, они ещё имеют целебные свойства. Цвет глины определяется присутствием в ней следующих элементов: В красной глине - калий, железо; В зеленоватой глине - медь, железо; В голубой глине - кобальт, В темно-коричневой и черной глине - углерод, железо; желтая глина содержит натрий, железо, серу При различных заболеваниях помогает глина определенного цвета. 15 слайд - Что такое псаммотерапия ? Бьюсь об заклад , вы не знаете значения этого слова. И миллионы людей тоже не знают , хотя каждое лето пользуются тем, что оно означает. Псаммотерапия – по научному - это лечение горячим песком . Прежде всего, песочные ванны полезны при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при хронических заболеваниях костей, позвоночника, суставов, радикулите. Оно оказывает болеутоляющее действие.

      Посмотрите на план и скажите, какую задачу решили? Можно ли сейчас доказать гипотезе? Какой вывод можно сделать?(гипотеза верна, песок и глина действительно полезные ископаемые)

      О каком пункте плана мы не поговорили?

    О добыче песка и глины в Вологодской области

    Д/з Дома вы подготовите рассказ о том, где в Вологодской области встречается песок и глина и как их добывают.

    Где можно найти эту информацию? (интернет, карта В.о., справочники.)

    Итог урока. Какая была тема урока?

    Вспомним цель урока? Удалось ли нам достигнуть цели? Получился ли урок интересным? Что для себя вы взяли с этого урока? На листе обведите смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке.

    Опорный лист.

    Тема:

      Тест.

    1) 2) 3) 4)

      Под воздействием………..…, …………. , ……….. и ………. камни разрушается. В результате образуется …… и ……..

    Тема: песок и глина. Цель: изучение свойств песка и глины и их применение.

    Гипотеза: предположим, п есок и глина действительно полезные ископаемые.

    Правила работы в группе.
      Все участвуют в работе, у каждого своя роль. Все друг другу помогают. Конфликты решаются мирным путем. Когда один говорит, все внимательно слушают.

    , Родительское собрание - Математика- царица наук.docx , Круглый стол - Роль игры в развитии и воспитании ребенка (средня , Волшебный мир книги- родительское собрание.docx , Puteshestvie_v_les.pdf , Конспект занятия - Как возникла Россия, Символика для подготовит , Poiski_tainstvennoy_strany.pdf и ещё 5 файл(а).
    Показать все связанные файлы
    Занятие «Знакомство со свойствами песка и глины».

    Старшая группа
    Программное содержание: познакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду), сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок , а глина из слипшихся частичек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать желание помочь персонажу, интерес к окружающему.

    Словарная работа: сыпучий, рыхлый, вязкая, липкая, пластичная.

    Оборудование: посылка с мешочками с глиной и песком, стаканы с песком и глиной, листы бумаги, лупы, лопаточки или пластиковые маленькие ложечки, поднос на каждого ребенка, столы с песком и водой , картинка замка из кирпича, красный кирпич, бумажные полотенца для рук.
    Ход занятия:

    1 часть . Ребята, я получила посылку от сказочного принца. С ним случилась беда, злой волшебник украл его принцессу. Принц сможет освободить ее, если построит крепкий, надежный и красивый замок. Для строительства можно использовать только один из двух видов материала. Принц просит нас помочь выбрать материал. / достает из посылки мешочки с глиной и песком/.

    Что это? /песок и глина/.

    Сложное задание задал волшебник. Замок должен быть крепким, не рассыпаться, не пропускать воду, во время дождя. А материал для строительства должен хорошо лепиться. Как вы думаете, какой материал лучше подойдет?

    Давайте посмотрим картинку замка. Из чего он построен? /кирпича/. Как вы думаете, из чего можно сделать кирпичи: из песка или из глины? Как можно проверить? /предположения детей/.
    Дети проходят за столы с песком.

    2 часть. Опыт 1. Что лучше лепиться? Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок? Проверим. /дети пытаются лепить сухой песок/.

    - Что происходит с песком? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? /сыпучий, рыхлый/.

    Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? /предположения детей/. Проверим.

    Смачивают водой песок .

    Куда исчезла вода? /она забралась в песок и спряталась/. Какой стал песок? /мокрый/. Можно ли теперь лепить его? Попробуйте слепить кирпичик.

    Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки.

    - Как думаете, а какая должна быть глина, чтобы ее лепить? /мокрая, сырая/. Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины.

    Что мы можем сказать про нее , какая она? /сырая, мокрая/. Про такую глину говорят - вязкая.

    Что лучше лепится: глина или песок? /глина/. Как можно про нее сказать, какая она? /липкая, пластичная/.

    Вывод: сухой песок не лепится, а влажный лепится; сырая глина вязкая, липкая, пластичная и поэтому с нее хорошо лепить фигурки.

    Дети моют руки.
    - Как вы думаете, какой кирпичик прочнее: песочный или глиняный? Как можно узнать? /предположения детей/. Проверим.

    Опыт 2. Что легче ломается?

    Дети пробуют пальчиком разломать кирпичи. Что случилось с песочными кирпичами? Рассыпались. А глиняные рассыпаются?

    Вывод: из песка кирпичи получаются непрочные, легко распадаются, а глиняные прочные, их трудно разломать.

    А для прочности глиняные фигурки обжигают в специальных печах , после этого они становятся прочными, твердыми. Посмотрите, какой кирпич получается после обжига. /показ красного кирпича/.

    Дети моют руки.
    - Ребята, как вы думаете, почему песочные кирпичи так легко рассыпаются, а глиняные нет? Давайте рассмотрим песок и глину.

    Дети садятся за круглые столы.

    Опыт 3. Из чего состоят песок и глина?

    Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

    Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

    Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

    Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

    В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.

    Вывод: песок состоит из песчинок , которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

    Ребята, как вы думаете, проходит ли вода через песок и глину? Как можно проверить?

    Опыт 4. Проходит ли вода через песок и глину?

    В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?

    Вывод : песок хорошо пропускает воду, потому что , рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.

    - Так, какие же кирпичи лучше защитят от дождя: песочные или глиняные? Почему? Верно, песочные кирпичи будут пропускать воду, а глиняные – нет. Молодцы!

    Как вы теперь думаете, что лучше подойдет для строительства замка? Почему? Какая должна быть глина для лепки кирпичей: сухая или сырая? Что случится с замком во время дождя, если кирпичи будут песочные? Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня. Я думаю, принц будет рад нашей помощи. Давайте отправим ему нужный материал. /кладут мешок с глиной в посылку/.

    Глина является полезным ископаемым и представляет собой осадочную мелкозернистую горную породу. В сухом состоянии она является пылевидной, а при увлажнении становится пластичной и может увеличиваться в размерах.

    Описание

    В составе материала присутствует один или несколько минералов группы каолинита. В основе может быть минерал группы монтмориллонита и других алюмосиликатов слоистого типа, которые еще называются глинистыми минералами. Может содержать карбонатные и песчаные частицы.

    Породообразующим минералом выступает каолинит, который состоит из оксида кремния в объеме 47 %, оксида алюминия - 39 %, а также воды - 14 %. Значительная часть химического состава желтой глины - это Al 2 O 3 и SiO 2 . Материал может иметь следующие цвета:

    • зеленый;
    • синий;
    • коричневый;
    • черный;
    • лиловый.

    Окраска обусловлена примесями ионов, в качестве которых выступают хромофоры.

    Основные виды

    Глина - полезное ископаемое, которое имеет несколько видов. Каждый из них обладает своей областью использования. Если число пластичности достигает 0,27, то материал называется легким. Когда этот параметр превышает упомянутую цифру, то глина является тяжелой. Обычно добываемая и реализуемая глина по большей части состоит из каолина, который используется в целлюлозно-бумажной промышленности и при производстве огнеупорных изделий, а также фарфора.

    Глина - полезное ископаемое, которое представлено еще и строительной разновидностью, а также глинистым сланцем. Этот материал идет на изготовление огнеупорного кирпича, а также ложится в основу жаропрочных изделий. Среди видов важное место занимает бентонит. Он образуется при химическом распаде вулканического пепла. В воде данная разновидность разбухает и увеличивается в объеме в несколько раз. Используется при бурении скважин и при производстве буровых растворов.

    Глина - полезное ископаемое, которое представлено еще и сукновальной разновидностью, которая ценится за отбеливающие свойства при очистке нефтепродуктов. Из этого типа глины изготавливаются фильтры, которые применяются при очистке минеральных и растительных масел.

    Еще одна разновидность - комовая глина, которая называется гончарной. Она нашла свое применение при изготовлении посуды. Глинистый сланец - это важное сырье, которое вместе с известняком используется при производстве портландцемента. Наиболее распространенными в природе являются:

    • глина из песчаника;
    • белая глина, которая является каолином;
    • красная глина.

    Сорта используются для производства огнеупорных изделий, а также фаянса и фарфора.

    Основные свойства

    Глина - полезное ископаемое, которое обладает рядом свойств, среди них следует выделить:

    • воздушную и огневую усадку;
    • пластичность;
    • спекаемость;
    • огнеупорность;
    • вязкость;
    • цвет керамического черепка;
    • пористость;
    • усушку;
    • дисперсность;
    • набухание.

    Глина - это наиболее устойчивый гидроизолятор, который не пропускает влагу, что является одним из важных качеств. Глиняная почва имеет устойчивость. Она развита на пустошах и пустырях. Развитие корневой растительности в глиняных залежах невозможно.

    Для сохранения качества подземных вод полезна водонепропускаемость материала. Между глинистыми слоями залегает большая часть качественных артезианских источников.

    Технические характеристики и дополнительные свойства

    Теперь вам известно, является ли глина полезным ископаемым. Однако это не все, что следует знать об этой горной породе. Важно ознакомиться еще и с основными характеристиками, например, удельным и объемным весом молотой глины, который составляет 1400 кг/м 3 . Шамотной глине свойственен показатель 1800 кг/м 3 .

    Когда глина имеет вид сухого порошка, ее объемный и удельный вес составляет 900 кг/м 3 . Важна еще и плотность мокрой глины, которая варьируется от 1600 до 1820 кг/м 3 . У сухой этот показатель примерно равен 100 кг/м 3 . Сухое сырье обладает теплопроводностью, которая достигает 0,3 Вт/(м*К). У материала во влажном состоянии этот параметр равен 3,0 Вт/(м*К).

    Условное обозначение

    Условное обозначение глины вам должно быть интересно, если вы занимаетесь ее изучением. Когда в материале имеются примеси песков, он обозначается штрихами и точками. Если же в глине присутствуют валуны, то к штрихам добавляются кружочки. Глинистые сланцы имеют такое же обозначение, как и слоистая глина, это длинные штрихи, густо расположенные и проводимые по направлению пластов.

    Песок и глина

    Песок и глина - полезные ископаемые, которые являются наиболее распространенными. Они образуются при разрушении горных пород по типу гранита. Под действием воды, солнца и ветра гранит разрушается, это способствует образованию глины и песка. По цвету они отличаются друг от друга: песок чаще бывает желтым, иногда серым, тогда как глина - белая или коричневая.

    Песок состоит из отдельных частиц разной величины. Крупинки между собой не скреплены. Поэтому песок является сыпучим. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, хорошо скрепленных друг с другом. Песок является осадочной горной породой или может быть искусственным материалом из зерен горных пород. Обычно он состоит почти из чистого минерала кварца, веществом выступает диоксид кремния.

    Природный материал обладает зернами с размерами в пределах 5 мм в диаметре. Минимальное значение составляет 0,16 мм. Классифицировать песок можно по условиям накопления. Материал с учетом этого подразделяется на следующие виды:

    • аллювиальный;
    • делювиальный;
    • морской;
    • озерный;
    • эоловый.

    Если песок появился в результате деятельности водоемов, то он обладает более округлой формой частиц.

    Свойства гранита

    Песок, глина, гранит, известняк - полезные ископаемые. Если более подробно рассматривать гранит, то он представляет собой магматическую платоническую горную породу кислого состава. В основе лежат:

    • калиевый полевой шпат;
    • плагиоклаз;
    • кварц;
    • биотит;
    • мусковит.

    Гранит распространен в континентальной земной коре. Его плотность достигает 2600 кг/м³, тогда как прочность на сжатие равна 300 МПа. Материал начинает плавиться при 1215 °C. При присутствии давления и воды температура плавления снижается до 650 °C.

    Гранит - это наиболее важная порода земной коры, она широко распространена и слагает большую часть всех компонентов. Среди разновидностей гранитов можно выделить аляскит и плагиогранит. Последний имеет светло-серый цвет с резким преобладанием плагиоклаза. Аляскит - это розовый гранит, в нем присутствует резкое преобладание калиево-натриевого полевого шпата.

    Свойства известняка

    Рассматривая таблицу полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка, вы можете остановить внимание на последнем. Он представляет собой осадочную горную породу органического или хемогенного происхождения. В основе чаще всего лежит карбонат кальция в виде кристаллов разного размера.

    Известняк состоит из раковин морских животных и обломков. Плотность материала составляет 2,6 г/см 3 , его морозостойкость равна F150. Прочность на сжатие эквивалентна 35 МПа, тогда как потеря прочности во влагонасыщенных условиях достигает 14 %. Пористость материала равна 25 %.

    В заключение

    Глина - это осадочная горная порода, которая при соединении с водой начинает размокать и разделяться на отдельные частицы. В результате образуется взвесь или пластичная масса. Глиняное тесто пластично, а в сыром виде может принять любую форму. После высыхания материал сохраняет ее, но уменьшается в объеме. Пластичные глины еще называются жирными, ведь на ощупь кажутся именно такими. Если пластичность невысока, то материал называется тощим. Кирпичи из него быстро рассыпаются и имеют плохую прочность.

    Порода клейкая и обладает связующей способностью. Она насыщается некоторым объемом воды, а после больше не пропускает жидкость, что говорит о водоупорности. Глина имеет кроющую способность, поэтому раньше ее широко использовали для побелки стен домов и печей. Среди свойств следует выделить сорбционность. Это выражено в способности поглощать вещества, растворенные в воде. Данная характеристика позволяет использовать глину для очистки растительных жиров и продуктов нефтепереработки.

    Поговорим о свойствах песка и глины (рис. 2). Если проводить опыты, то можно обнаружить, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Если положить кусочек глины в стакан с водой и тщательно все размещать, то можно увидеть, что на дно осядут мелкие камушки, песчинки, а мелкие частички будут плавать, делая воду мутной. Если слить эту мутную воду и дать ей отстояться, то скоро на дне мы обнаружим слой глинистого ила. А если смочить образцы песка и глины водой и попробовать скатать шарики, то можно увидеть, что из глины легче скатать шарик. При намокании глина становится мягкой и пластичной, после высыхания шарик сохранит свою форму.

    Из песка шарик слепить трудно, но даже если это удается, то после высыхания песок ссыплется. Это значит, что глина обладает свойством вязкости, а песок нет. Песок сыпучий, он состоит из отдельных мелких песчинок разного цвета, одни песчинки непрозрачные, другие прозрачные и похожи на кусочки мутного стекла (рис. 3).

    Частички глины непрозрачные, неблестящие. По цвету глина бывает разная: белая, серая, коричневая, желтая.

    Песок, глину, мрамор, гранит, известняк называют строительными полезными ископаемыми. Песок, по которому мы ходим, - рыхлая горная порода. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей (рис. 4).

    Рис. 4. Железная дорога ()

    Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого стекла изготавливают стекло.

    Глина - плотная горная порода, при намокании она становится вязкой и пластичной, она долго сохраняет свою форму при высыхании. В печи обожженные из глины изделия становятся твердыми и прочными. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду (рис. 5).

    Рис. 5. Фаянсовая посуда ()

    Мрамор - это разновидность известняка, после полировки на нем выступает красивый узорчатый рисунок разной окраски. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета (рис. 6). Из известняка построены известные на весь мир церкви и соборы.

    Рис. 6. Станция Маяковская. Московский метрополитен ()

    Особенно из полезных ископаемых ценится гранит. Он обладает особой твердостью и прочностью. Его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев. Именно из гранита в Санкт-Петербурге сделаны колоны Казанского собора (рис. 7), бортики Исаакиевского собора (рис. 8), а огромный камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы.

    Рис. 7. Казанский собор ()

    Рис. 8. Исаакиевский собор ()

    Почему надо беречь полезные ископаемые? Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. Вы уже знаете, что на дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается в недрах планеты. Там, глубоко под землей, находится раскаленное вещество - магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности. Из магмы образовались гранит, базальт, рудные полезные ископаемые. Но запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Ученые предсказывают, что уже в нашем XXI веке разведанные запасы нефти, золота и меди могут быть исчерпаны. На их образование ушли миллионы лет, а человек израсходовал их так быстро. Их нельзя восстановить, как, например, лес после вырубки.

    Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски расходовать богатства подземных кладовых? Ученые создают новые искусственные материалы для замены металла и горючих полезных ископаемых. Вместо металла все больше и больше применяется пластмасса. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как много вещей сделано из пластмассы вместо дорого металла и ценной древесины. Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла. Строятся гидроэлектростанции, на которых используются силы воды, или силы ветра, или солнечное тепло. Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы. Использование металлолома позволяет бережно относиться к рудным полезным ископаемым и экономно их расходовать. Нужно также следить, чтобы без надобности не горели газовые и электрические приборы, беречь тепло в школе и дома в холодное время года, не оставляя открытыми настежь двери в подъездах. Следите за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка по трубам в жилые дома, на фабрики и заводы невозможна без использования полезных ископаемых.

  • Что должен делать человек для экономии запасов полезных ископаемых?