«Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов). Сочинение на тему: Тема любви в поэзии «серебряного века» (на примере творчества И. Анненского)

Тема любви в творчестве поэтов серебряного века . Тема любви - одна из ведущих тем в творчестве любого поэта. и это не удивительно. Ведь любовь, какой бы она ни была, - источник жизни и вдохновения, то, что определяет человеческую сущность.

Сергей Есенин и Владимир Маяковский - два великих мастера слова своего времени. Они как нельзя лучше смогли описать в своих стихах все величие, красоту, все тонкости такого чувства как любовь.

"Письмо к женщине" и "Лиличка" уже сотню лет являются литературными памятниками, посвященными любимым женщинам поэтов - Зинаиде Райх и Лилии Брик.

"Письмо к женщине" было написано Есениным уже после развода с Райх. В начале произведения лирический герой описывает сцену расставания с любимой:

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь...

Дальнейшая фраза "Любимая! Меня вы не любили" не случайна, потому что любовь является для поэта синонимом доверия, которого не было между супругами. В этих словах нет упрека, есть только оттенок горечи, разочарования.

Подзаголовок стихотворения "Лиличка" - "Вместо письма". Между Маяковским и Лилей Брик был бурный роман, и почти все произведения того периода Владимир Владимирович посвящал только ей. Однако, женщина играла чувствами поэта, то приближая, то отдаляя его от себя.

При чтении "Лилички" больше испытываешь жалость к лирическому герою, нежели радость за него. Уже сама обстановка, с которой начинается стихотворение, напоминает "главу в крученыховском аде". Поэт вспоминает, как именно здесь, в комнате, где "дым табачный воздух выел", он "руки ее, исступленный, гладил".

Казалось бы, лирический герой испытывает романтическое настроение, уподобляя свою любовь морю, солнцу, таланту. Но после слов "Все равно любовь моя - тяжкая гиря ведь..." становится ясно, что все эти чувства доставляют мучения обоим.

Лирические герои обоих стихотворений для передачи их состояния души сравниваются с животными: "лошадь, загнанная в мыле" у Есенина и "уставший слон" у Маяковского.

Герои во многом похожи - оба переживают расставание с любимой женщиной. И ни один из них не держит зла на ту, что нашла счастье в своей жизни. Счастье с другим.

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

Как молитва звучат последние строчки Маяковского. Получается, что все уже высказанные слова о любви - не что иное, как "сухие листья" - мертвые и ненужные.

Такими же горькими чувствами наполнены и заключительные строки "Письма к женщине":

Простите мне...

Я знаю: вы не та -

Живете вы

С серьезным, умным мужем;

Что не нужна вам наша маета,

И сам я вам

Ни капельки не нужен.

Жизни Маяковского и Есенина сложились по-разному. Но объединяло их то, что в своем сердцу они хранили образ одной единственной, любимой и неповторимой.

Серебряный век русской поэзии - это целая эпоха - великая эпоха, подарившая всему миру таких гениев, как Сергей Есенин, Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Борис Пастернак и Владимир Маяковский. Этот ряд можно еще и еще продолжать, я здесь намеренно привожу и стихи поэтов, чьи имена не так звонки и не столь «на слуху». Я открывала их для себя, пленяясь изяществом слога и изысканностью форм, очарованная романтической возвышенностью и глубиною их чувств.

* * *
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, что я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной молю ответа.
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
(И. Анненский)

Иннокентий Анненский - его перу принадлежит это стихотворение, которое открывает замечательный сборник стихов о любви - Поэзия Серебряного века. Я приглашаю вас познакомиться с этой книгой. Тут можно, открыв наугад, читать любое стихотворение - их авторы, несомненно, личности неординарные, часто с драматичною судьбою, что не могло не отразиться в их поэзии.
Мы чувствуем сегодня и мыслим уже иначе, и говорим слова совсем другие. Но … давайте прикоснемся душою к этим строкам, чтобы насладится ароматом той эпохи, прикоснемся к таинству, имя которому ЛЮБОВЬ!

Любовью ль сердце разгорится, -
О, не гаси ее огня!
Не им ли жизнь твоя живится,
Как светом солнца яркость дня?
Люби безмерно, беззаветно,
Всей полнотой душевных сил,
Хоть бы любовию ответной
Тебе никто не отплатил.
Пусть говорят: как все в творенье,
С тобой умрет твоя любовь, -
Не верь во лживое ученье:
Истлеет плоть, остынет кровь,
Угаснет в срок определенный
Наш мир, а с ним и тьмы миров,
Но пламень тот, Творцом возженный,
Пребудет в вечности веков.
(К.Р.)

Великий князь Константин Романов, его стихи появлялись на страницах печатных изданий за скромной подписью «К.Р.» и несомненно встречали живой отклик современников, почитавших не только высокий слог, но и людей искренних и светлых душою.

Нежнее нежного
Лицо твое,
Белее белого
Твоя рука,
От мира целого
Ты далека,
И все твое -
От неизбежного.

От неизбежного -
Твоя печаль
И пальцы рук
Не остывающих,
И тихий звук
Неунывающих
Речей,
И даль
Твоих очей.
(О. Мандельштам)

Осип Мандельштам - какие необычные краски, слова и сравнения находит поэт для воссоздания облика своей возлюбленной!
Я думала, что о любви все пишут - страдая, и трагично. И неожиданно для себя нашла много стихов, легких и светлых, и даже ироничных.

«Люблю», - сказал я не любя -
Вдруг прилетел Амур крылатый
И руку взявши, как вожатый,
Меня повлек вослед тебя.

С прозревших глаз сметая сон
Любви минувшей и забытой,
На светлый луг, росой омытый,
Меня нежданно вывел он.
Чудесен утренний обман:
Я вижу странно, прозревая,
Как алость нежно-заревая
Румянит смутно зыбкий стан;

Я вижу чуть открытый рот,
Я вижу краску щек стыдливых,
И взгляд очей еще сонливых,
И шеи тонкий поворот.

Ручей журчит мне новый сон,
Я жадно пью струи живые -
И снова я люблю впервые,
Навеки снова я влюблен!
(М.Кузьмин)

Это был Михаил Кузьмин. Мне хотелось бы привести здесь еще одно стихотворение этого автора.

О, быть покинутым - какое счастье!
Какой безмерный в прошлом виден свет -
Так после лета зимнее ненастье:
Все помнишь солнце, хоть его уж нет.

Сухой цветок, любовных писем связка,
Улыбка глаз, счастливых встречи две, -
Пускай теперь в пути темно и вязко,
Но ты весной бродил по мураве.

Ах, есть другой урок для сладострастья,
Иной есть путь - пустынен и широк.
О, быть покинутым - такой счастье!
Быть нелюбимым - вот горчайший рок.
(М.Кузьмин)

Нежно говорил ей -
мы у реки
шли камышами:
«Слышите: шуршат камыши у Оки.
Будто наполнена Ока мышами.
А в небе, лучик сережкой вдев в ушко,
звезда, как вы, хорошая, - не звезда,
а девушка…
А там, где кончается звездочки точка,
месяц улыбается и заверчен, как
будто на небе строчка
из Аверченко…
Вы прекрасно картавите,
только жалко Италию…»
Она: «Ах, зачем вы давите
и локоть и талию.
Вы мне мешаете
у камыша идти…»
(В. Маяковский)

Владимир Маяковский - да, конечно же, это он, поэт-трибун, поэт-лирик (впрочем, как лирика мы открываем его уже вне школьной программы).
А сейчас я хочу познакомить вас с поэзией Надежды Тэффи. К сожалению, я ничего не могу рассказать о ней (это имя я открыла для себя впервые на страницах этого сборника). Невольно восхитилась, какое светлое прекрасное лицо! И что еще меня буквально поразило: как много можно сказать о своих чувствах, о любви, даже не коснувшись их словами!

Заря рассветная… Пылающий эфир!..
Она - сквозная ткань меж жизнию и снами!..
И, солнце затаив, охлынула весь мир
Златобагряными, горячими волнами!

Пусть не торопит день прихода своего!
В огне сокрытом - тайна совершенства…
Ни ласки и ни слов, не надо ничего
Для моего, для нашего блаженства!
(Н. Тэффи)


На свиданье меня месяц звал голубой.
Я ему поклялась, обещала прийти.
Я с тобой эту ночь не могу провести!

Нет, оставь! Не целуй! Долгой лаской не муч!
Посмотри - уж в окно бьет серебряный луч.
Только глянет на нас бледный месяца лик -
Ненавистен и чужд станешь ты в тот же миг!

Подбегу я к окну… Я окно распахну…
Свои руки, себя всю к нему протяну…
И охватит меня бледный лунный туман.
Серебристым кольцом обовьет он мой стан…

Он скользнет по плечам, станет кудри ласкать,
На ресницах моих поцелуем дрожать…
Он откроет душе, как ночному цветку,
Невозможной мечты и восторг и тоску.

Буду счастье искать я в тревожном, больном
Красоты и греха ощущенье двойном,
Умирать без конца… До конца замирать,
Трепет лунных лучей, как лобзанье впивать…

Так оставь! Не терзай меня тщетной мольбой!
Не могу эту ночь провести я с тобой!
(Н. Тэффи)

Можно спорить, кто искуснее в любви - мужчина или женщина - можно спорить, чей поэтический слог изящнее и глубже, искреннее чья любовь. Нам не найти однозначного ответа. Можно сравнивать. А можно наслаждаться мастерством и сопереживать возвышенным чувствам интереснейших из людей.

Этот вечер был тускло-палевый, -
Для меня был огненный он.
Этим вечером, как пожелали Вы,
Мы вошли в театр «Унион».
Помню руки, от счастья слабые,
Жилки - веточки синевы.
Чтоб коснуться руки не могла бы я,
Натянули перчатки Вы.
Ах, опять подошли так близко Вы,
И опять свернули с пути!
Стало ясно мне: как ни подсказывай,
Слова верного не найти.
Я сказала: «Во мраке карие
И чужие Ваши глаза…»
Вальс тянулся, и виды Щвейцарии:
На горах турист и коза.
Улыбнулась, - Вы не ответили…
Человек не во всем ли прав!
И тихонько, чтоб Вы не заметили,
Я погладила Ваш рукав.
(С. Парток)

София Парток - близкая подруга Марины Цветаевой, стихи которой я с удовольствием представила бы более широко, если бы… - если бы не их драматический надрыв и внутренняя обреченность… Хотя каждое стихотворение, буквально, захватывает дух. Но… давайте вспомним (а можно, про себя, споем!) всем давно известное и полюбившееся стихотворение:

Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать - куда Вам путь
И где пристанище.

Я вижу: мачта корабля,
И Вы - на палубе…
Вы - в дыме поезда… Поля
В вечерней жалобе…

Вечерние поля в росе,
Над ними - вороны…
- Благославляю Вас на все
Четыре стороны!
(М. Цветаева)

Я позволю себе прочесть еще одно из диссонирующих со светлой тональностью данной статьи стихотворений без «хеппи энда» (которых я умышленно здесь избегала), потому что имя Анны Ахматовой не могу не вспомнить. Я снова и снова думала о драматизме чувств поэтов Серебряного века - возможно, это объяснимо тем, что то были равновеликие личности, где никто не хотел уступить другому? Возможно, один из двоих не мог столь же искренне ответить на глубокое чувство? Но… бесполезно и тщетно искать ответы на извечные вопросы: почему любовь бывает безответной? почему горящие сердца … расстаются?

Хочешь знать, как все это было? -
Три в столовой пробило,
И прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
«Это все… Ах, нет, я забыла,
Я люблю вас, я вас любила
Еще тогда!» -
«Да».
(А. Ахматова)

А закончить мне хотелось бы, обратившись вновь к стихам Иннокентия Анненского. «Весенний романс».

Еще не царствует река,
Но синий лед она уж топит;
Еще не тают облака,
Но снежный кубок солнцем допит.

Через притворенную дверь
Ты сердце шелестом тревожишь…
Еще не любишь ты, но верь:
Не полюбить уже не можешь…
(И. Анненский)

Поэзия Серебряного века - ее свет вселяет веру в торжество красоты, добра и величия человеческого духа. Думаю, каждый со мною согласится, что исповедальные строки любовной лирики поэтов Серебряного века способны внушать нам, что жить просто и мудро, любить светло и чисто, «смотреть на небо и молиться Богу» - есть счастье не только не преходящее, но и каждому, в ком дышит Дух, доступное. И вполне обретаемое.
Чего я всем нам искренне желаю!

В. Гордеева
_________________________________
*) «Жизнью я дышу, любя» (В. Брюсов, венок сонетов «Роковой ряд»)

Любовная лирика Б.Л. Пастернака, по-моему, является одной из составных частей глобального гуманизма творчества поэта. В стихах, посвященных любимым женщинам, как бы присутствует призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир его души, но ни в коем случае не вторгаться в него. И сам поэт никогда не вторгался в души любимых, но именно – вчувствовался и вслушивался. Вот фрагмент одного из первых стихотворений о любви:

Я тоже любил, и она жива еще.

Все так же, катясь в ту начальную рань,

Стоят времена, исчезая за краешком

Мгновенья. Все так же тонка эта грань…

Лирический герой говорит о любви в прошедшем времени, но разочарования нет. Он понимает, что сама по себе любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира и потому о погасшей когда-то искре любви глупо сожалеть. Это все равно хоть и краткое, но освобождение духа от нелюбви. Пастернак с философской глубиной отображал в своих стихах именно это достоинство самого высокого человеческого чувства.

Пастернак считал, что достижение смысла любви равносильно разгадке смысла бытия, и, наученный горьким опытом, писал:

Любить иных – тяжелый крест…

Боль разрыва испытал и он. В его цикле «Разрыв» слышится настоящий стон души, теряющей любовь. Но хочу отметить вновь, что и здесь чувства лирического героя Пастернака далеки от разочарования, сарказма и т.д. Он превозмогает, а не преодолевает свою боль:

О стыд, ты в тягость мне! О совесть, в этом раннем

Разрыве столько грез, настойчивых еще!

Когда бы, человек, – я был пустым собраньем

Висков и губ, и глаз, ладоней, плеч и щек.

Лирический герой, наоборот, видя разочарование любимой, остерегает ее от этого губительного чувства:

Разочаровалась? Ты думала – в мире нам

Расстаться за реквиемом лебединым?

В расчете на горе, зрачками расширенными

В слезах, примеряла их непобедимость?

Поэт строит метафору на вопросах любимой, которые уже сами в себе несут ответ.

Стихам о любви Пастернака свойственны особая музыкальность и, я бы сказал, волшебная подсветка ассоциативности: «Никого не будет в доме…»; «Ты как будущность войдешь».

Чуткое сердце поэта с особенной теплотой открывалось навстречу женщинам, души которых, были равны ему по художественному восприятию мира и любви. Это – Анна Ахматова и Марина Цветаева. Поэт обеим посвятил стихи. Они интересны не страстью физической, но духовной.

Анне Ахматовой:

Мне кажется, я подберу слова,

Похожие на вашу первозданность.

А ошибусь, – мне это трынь-трава,

Я все равно с ошибкой не расстанусь.

И – Марине Цветаевой:

Ты вправе, вывернув карман,

Сказать: ищите, ройтесь, шарьте.

Мне все равно, чем сыр туман.

Любая быль, как утро в марте.

Каким преклонением перед огромностью душевной красоты этих женщин струятся посвящения. Рефреном в том и другом посвящении проходит – «все равно», как бы подтверждением, что величие души человеческой в любви и благородстве не зависит ни от каких внешних обстоятельств, кроме Бога, а Бог всегда за любовь.

Единосущность любви и поэзии Пастернака всегда будет созвучна читателям его стихов.

  1. Основная тема творчества Ахматовой.
  2. Глубина и искренность любовной лирики.
  3. Почему нам дорога поэзия Ахматовой.
Каждый читатель, знающий и любящий творчество Анны Ахматовой, скажет, что основной темой ее стихов является любовь, ее стихи о любви помнят наизусть всю жизнь. Все, что пишет Ахматова, - это воспоминания о любви, посвящения любви, просто любовь в самых прекрасных своих проявлениях. Даже если в стихотворении нет о любви ни слова, мы все равно видим и чувствуем ее дыхание.
Я научилась просто, мудро жить. Смотреть на небо и молиться богу, И долго перед вечером бродить, Чтобутомить ненужную тревогу.
Ранние стихи Ахматовой наполнены радостью встреч горечью разлук. Она открывала читателю тончайшие оттенки человеческих чувств, но говорила о них без прикрас, просто, ясно, даже буднично. Это придавало ее стихам особую прелесть и обаяние. Ахматова - лирик, а значит, каждое событие она принимала близко к сердцу и к душе. Даже самые откровенные ее любовные стихи - это мысль, чувство, возникшее при встрече с любимым.
Героиня поэзии Ахматовой была представительницей «женской» поэзии. Ахматова в своих стихах является в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Она показала в искусстве сложную историю женского характера передовой эпохи, его истоков, ломки нового становления. Стихия женской души у Ахматовой неизбежно должна начинаться с заявления себя в любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь «пятым временем года». Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту, проявляясь в предельном кризисном выражении - взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смертельной тоски.
Стихи Ахматовой идут из ее сердца, и мы их сразу пропускаем через свою душу.
Кажется, что эти слова не могли быть написаны, они просто родились в душе и принимаются как данное.
// когда друг друга проклинали В страсти, раскаленной добела, Оба мы еще не понимали, Как земля для двух людей мала
Любовь у Ахматовой - незаживающая рана, неизбывная печаль
О, нет, я не тебя любила. Палила сладостным огнем, Так объясни, какая сила В печальном имени твоем
До, а затем и после революции любовная лирика А. Ахматовой завоевывала все новых и новых поклонников, тонких ценителей поэзии. Удивительно, но ее стихами зачитывались и комиссары в «кожанках», и комсомолки в красных косынках. Еще более удивительно, что ее любовные стихи не стали признаком «мещанства», буржуазным предрассудком, не потерялись и не растворились совсем в «громадье планов» и звуках громоподобных маршей.
Особого мастерства Ахматова достигла в романах- миниатюрах, где в нескольких строчках пролетала целая жизнь, и, прочитав эти строки, мы просто замираем в смятении, пораженные силой слова.
Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся -И загадочных, древних ликов, На меня посмотрели очи... Десять лет замираний криков,
Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно,
Отошел ты и стало снова
На душе и пусто и ясно.
Не любишь, не хочешь смотреть,
О, как ты красив, проклятый,
А я не могу взлететь.
Хоть с детства была крылатой...
И все, время остановилось. Любовь, продолжавшаяся десять лет, боль и трагедия уместились в одной строфе.
Ахматова прожила долгую жизнь, полную ударов и утрат. Муж ее был расстрелян, сын находился в тюрьмах и ссылках, она жила в абсолютной бедности, но мужество и чувство собственного достоинства ни разу не изменили ей. Она никогда не теряла связи со временем и со своим народом. Ее творчество - своеобразный дневник, он будет меняться с течением времени, но неизменным останутся искренность и простота слога, изысканность и доверительность повествования. Всю свою боль и страдания Ахматова выльет в стихи, создав прекрасный классический образец любовной лирики. Только женщина с ее уменьем не просто чувствовать, но и предчувствовать, не просто мыслить, но и ощущать, не просто страдать самой, но и воплотить в собственных муках и переживаниях страдание миллионов могла создать такую ни на что ни похожую любовную лирику. И в этом великая загадка творчества Анны Ахматовой.

"Тема любви в поэзии Серебряного века"

Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов)
На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека - и экономической, культурной, и политической.... Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом. Особенно быстро развивается в это время русская поэзия.
Александр Александрович Блок - великий русский поэт, национальная гордость России. С его именем связана целая эпоха в развитии отечественной поэзии. Но как ни модернизируется поэзия в это время, одной из тем, никогда не выпадающих из поля зрения творцов, является тема любви, и она, конечно же, занимает большое место в творчестве Блока.
В 1898-1904 годах поэт создает первый цикл - «Стихи о Прекрасной Даме». Позднее эти стихи составят первую книгу Блока. Прекрасная Дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Эта ранняя юношеская лирика возникла на основе философских идеалистических учений, в которых утверждалось, что наряду с реальным миром существует и идеальный, к постижению которого и следует стремиться. И лирический герой - весь в ожидании лучшего, неведомых духовных и душевных преобразований. Ясно видно, да и не скрывает это писатель, что он не удовлетворен окружающей его действительностью. Поэт хочет замкнуться в себе, сосредоточиться на своих личных переживаниях:
Предчувствую Тебя. Годы проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Блок надеется на пришествие «вечной женственности», пока не посещавшей землю.
Не только тематика, но даже построение и лексика, используемая в стихотворениях, соответствует загадочности и фантастичности изображаемого. Очень часто используются такие слова, как: кто-то, где-то, что-то и т.д. Если руки, то «незримые», если сны, то - «невозможные», шаги -«несуществующие».... Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы: «Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле» - это улицы Васильевского острова в Петербурге. Условен и образ самого автора. Это скромный «инок», «покорный раб», смиренный певец Прекрасной Дамы.
Но, несмотря, на такую отвлеченность «Стихов о Прекрасной Даме», прототипом Героини является самая реальная, земная девушка - Л. Д. Менделеева, дочь великого русского ученого. Она стала впоследствии женой Блока.
Образный строй стихов весьма метафоричен. Метафоры у Блока играют особую роль. Они используются поэтом не столько для того, чтобы показать внешние особенности изображаемого, сколько для того, чтобы передать всю эмоциональность, переживаемого им, настроение поэта. Стихи весьма образны и наполнены символами. Заря, сон, знак, сумрак, тьма, берег, круг становятся устойчивыми, успешно переходят из одного стихотворения в другое, не теряя своей значимости. Цвета так же имеют огромное значение в поэзии Блока. Так, например, синий цвет - это цвет романтической мечты, красный -тревоги. Иногда, чтобы выделить отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.


Отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.
Иногда в стихотворениях образ реальной женщины преобладает над образностью, и тогда возникают прекрасные картины, ни в чем не уступающие красивым метафорам:
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Темы и проблемы, поднятые в этом цикле стихов, будут волновать Блока на протяжении всей его жизни.
К началу 1900х годов начинает видеть весь окружающий его мир в более реальных красках, нежели раньше. Отражается это в цикле стихотворений «Распутья» (1902-1904). Блок действительно на распутье - меняются его прежние идеалы, и поэтому Прекрасная Дама становится более земной, но вместе с тем, и более реальной. Новый облик у лирического героя. Появляются в стихах и новые странные образы: черный человек, красный карлик, бледные девушки, умирающий на цыганском возу бедняк и женщина-самоубийца. Цикл заканчивается смертью героини, которой поклонялся поэт.
1906-1907 - цикл стихотворений «Снежная маска», посвященный, как и следующий - «Фаина» (1906-1908) -актрисе театра Комиссаржевской Н. Н. Волоховой. Знакомство с ней произвело неизгладимое впечатление на поэта. Чувство влюбленности вызвало новый всплеск вдохновения. Только здесь уже вновь иной образ Дамы - сильной личности, женщина здесь - символ стихийного начала («С неразгаданным именем бога / На холодных и сжатых губах», буйный ветер «в змеиных кудрях»).
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель - я знаю -
Все равно: принимаю тебя.
Поэт готов бороться с этой стихийной силой, так как именно в борьбе проявляется жизнь.
Но лишь любовь к одной женщине - к своей жене - Блок пронес через всю жизнь. Одним из самых замечательных его стихотворений является «О доблестях, о подвигах, о славе...». Оно было написано осенью 1908 года. Героиня милая, нежная, но несчастная, неудовлетворенность терзает ее нестерпимо:
Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла...
Стихотворение поражает своей гармоничностью. Его можно поставить в один ряд с пушкинским «Я вас любил...».
Хоть и потерпела крах юношеская мечта об идеальном мире, поэт во всех своих произведениях не отступается от поисков возвышенного в повседневном.
А. А. Блок навсегда останется одним из любимейших поэтов огромного количества русских людей.

Другие работы по теме:

(По творчеству Игоря Северянина) Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев), поэт серебряного века русской поэзии, любил, по его собственному выражению, ошеломить публику самовосхвалением:

В русской классической литературе тема поэта и поэзии является одной из ведущих. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный творческий самоотчет напряженную авторскую исповедь почему и приковывают к себе внимание читателя.

Тема поэта и поэзии в творчестве русских стихотворцев имеет глубокие исторические корни. Впервые она возникает и развивается в произведениях поэтов философов XVIII века. Ломоносова и Державина. В XIX веке ее продолжателем стал.

Ананасы в шампанском. Ананасыв шампанскомУдивительно вкусно искристо остро. И. Северянин Чтобы подчеркнуть важное значение. Северянина для русской литературы приведу высказывание о нем авторитетного поэта В.

Старые эстонки отклик поэта на революционные события года. В этом году в Эстонии против участников протеста действовали карательные отряды царского правительства. В стихотворении гневный упрек себе в пассивности в неспособности к действию.

Жизнь М. Цветаевой была переплетена с судьбами других поэтов серебряного века. Со многими из них были дружеские отношения некоторые из поэтов вдохновляли ее на прекрасные стихи В. Маяковский О. Мандельштам Б.

А. Ахматова занимает исключительное место в русской поэзии XX века. Современница великих поэтов периода так называемого серебряного века она стоит гораздо выше многих из них. В чем причина столь удивительной силы стихов.

Серебряный век в русской литературе это период творчества основных представителей модернизма период появления множества талантливых авторов. Условно началом серебряного века считают год фактический же его конец пришел с Октябрьской революцией.

Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем “серебряного века”. На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Начало “серебряного века” пришлось на 90-е годы XIX столетия, его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В.

Любовная лирика Б.Л. Пастернака, по-моему, является одной из составных частей глобального гуманизма творчества поэта. В стихах, посвященных любимым женщинам, как бы присутствует призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир его души, но ни в коем случае не вторгаться в него. И сам поэт никогда не вторгался в души любимых, но именно – вчувствовался и вслушивался.

Чем живет человек? Наверное, любовью. Любовью к людям, верой в будущее, надеждой на лучшее. Возможно, именно потому, что все эти спутники любви Анна Ахматова всегда несла в своем сердце, она и прожила долгую жизнь, человеческую и творческую. Эта замечательная талантливая женщина донесла до нас литературные достижения своей эпохи, которая появилась на пересечении двух веков.

Светлый и радостный колорит поэзии Есенина в его творчестве кажется преобладающим. Он вошел в литературу как выдающийся поэт-лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями "золотого" века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века "серебряного", стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.

А.А. Ахматова ворвалась в литературу вместе с новым веком, заявив о себе «во весь голос». Она изменила представление о поэзии любви, сделав личную исповедь национальным достоянием. А. Ахматова создала из фрагментов интимных переживаний «четки» целой жизни. Ее стихотворения – мгновения, запечатленные навеки.

Центральные темы поэзии Ф.И. Тютчева - любовь и природа. Тютчев - поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, «и блаженство, и безнадежность». С особой драматичностью тема любви и страсти раскрывается в цикле стихотворений, посвященных Е.А. Денисьевой («О, как убийственно мы любим…», «Я очи знал, - о, эти очи!..», «Последняя любовь», «Есть и в моем страдальческом застое…» и др.).

Тематика поэтических произведений А.А. Блока многообразна. Поэт пишет о России, ее судьбе, о природе, поднимает социальные проблемы. Но большое место в поэзии Александра Блока занимает тема любви. Ранний цикл стихотворений поэта на эту тему называется «Стихи о Прекрасной Даме». В основе поэтического цикла реальная, полная драматизма любовь Александра Блока к Любови Менделеевой.

Образ Ленского в романе "Евгений Онегин" Автор: Пушкин А.С. Другой путь, которым шла дворянская интеллигенция 20-х годов XIX века, раскрыт в образе Ленского. Это путь увлечения модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни, мечтательной романтической поэзией:

Автор: Блок А.А. Серебряный век - это небольшой период развития русской литературы. По силе и энергии удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы XIX века. Но поэты Серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры.

По использованию поэтических средств для оценки тех или иных событий, как видит читатель, Г. Иванов силой и резкостью отличался от многих своих товарищей - символистов.

22.04.04 Болдырев Максим. Поэты «серебряного века». Рубеж веков – важная страница в жизни литературы, связанная с великими именами. Был ещё жив Лев Толстой, действовали герои Чехова, но уже начали свое существование различные литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.

Основной род его творчества - это лирика, главными темами которой являются свободолюбие, любовь и дружба, тема Родины, природы и назначения поэта и поэзии.

Всегда трудно говорить о каком-то одном стихотворении в творчестве любого поэта: он выразил себя во всем, что написал. Но еще труднее говорить о поэте, который собирался стать музыкантом.

Николай Степанович Гумилев жил и творил в тот период русской жизни, когда наконец после долгого затишья наступил момент подлинного расцвета поэзии, который носит название серебряного века.

Мне кажется, что поэзия Валерия Брюсова стоит как-то особняком от основного потока “серебряного века”. И сам он как личность резко отличается от современных ему поэтов. Он весь городской, кубообразный, жесткий, с хитринкой, очень волевой человек.

Тема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с личными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена по-разному; поэзия А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, при всей ее внешней схожести, безусловно, была различна и способом введения темы любви, и отношением к ней, и отдельными штрихами изображения.

В школьную программу одиннадцатого класса входит обязательная задача: познакомиться с поэтами «Серебряного века». Среди них такие люди как Есенин, Блок, Гумилев, Цветаева, Ахматова и другие. Я хочу написать о моем самом любимом поэте, о прекрасной женщине Анне Ахматове.

«Все начинается с любви...» Автор: Сочинения на свободную тему Современная литература 50-80-х годов очень быстро развивалась. Представителями этого времени были такие авторы, как Е. Евтушенко, Ю. Друнина, С. Орлов, Р. Рождественский, В. Высоцкий и другие.

«Все начинается с любви...» Автор: Сочинения на свободную тему Любить - значит жить жизнью того, кого любишь. Л.Н. Толстой Тема любви неисчерпаема. Каждый человек на протяжении жизни нуждается в любви, ждет ее, стремится. Любовь одолеть не может ни страх, ни жадность, ничто.

При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь.

Куртуа́зность куртуа́зия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois - учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века - раннее Новое время. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви.

Одна из наиболее парадоксальных фигур в поэзии Серебряного века. Оставшийся в воспоминаниях современников если не Федором Павловичем Карамазовым от литературы, то, по крайней мере, одним из неудачников.