Урок литературного чтения "К. Д. Ушинский "Спор деревьев"

Галина Писклова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Спор деревьев»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии .

Воспитатель : Писклова Г. А.

Тема : «Спор деревьев »

Приоритетная область – экология

Цели : уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т . д.)

Продолжать учить классифицировать растительный мир леса.

Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев.

Подвести к пониманию важности разных пород деревьев в жизни животного мира и человека.

Интеграция образовательных областей

Чтение художественной литературы :

Цели : познакомить с произведением К. Д. Ушинского «Спор деревьев » .

Понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию.

Коммуникация : закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (дуб-дубовый)

Учить составлять короткий рассказ по картине.

Развивать речь.

Воспитательные задачи : воспитывать любовь к природе, развивать эмпатию.

Материалы к занятию : аудиозапись «Времена года» , картинки деревьев и образцы листочков с этих деревьев , картина «Осень в лесу» , рассказ К. Д. Ушинского «Спор деревьев » .

Методы и приемы :

1. Рассматривание.

2. Описание.

3. Оживление.

4. Чтение.

5. Беседа.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Загадка : Дни стали короче, длиннее стали ночи

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

(осень)

Воспитатель. Как вы догадались, что это бывает осенью? Давайте подойдем к окошку и посмотрим на осенний пейзаж. Посмотрите на небо, на траву, деревья , кусты. Какие еще приметы осени вы увидели?

(ответы детей)

Послушайте еще одну загадку

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(лес)

Воспитатель : Сейчас я расскажу вам рассказ о лесе.

Закройте глаза и представьте картину, которую нарисовал художник (ставит на мольберт картину «Осень в лесу» ) Откройте глаза. Похожа эта картина на ту, которую представили вы?

Чем похожа?

Чем отличается?

Что вы на ней видите? (ответы детей)

А хотите попасть в этот лес? Закройте глаза, а отнесет вас туда волшебный ветерок.

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер листья с веток

Разогнал по свету :

Липовый, березовый,

Желтый лист и розовый

Старый лист газетный

Красный, разноцветный.

Пасмурно, ветрено,

Вся земля проветрена

Ветер, деток унеси –

В лесу осеннем отпусти.

Выставляются картинки деревьев : березы, клена, рябины, дубы, липы, ели. Вокруг них разбросаны листочки, дети открывают глаза и кружатся под музыку П. И Чайковского «Осень» из цикла «Времена года» . Приземляются в лесу

Воспитатель :

Разгадайте новую загадку :

Весной веселит

Летом холодит

Осенью питает

Зимой согревает

(дерево )

Игра «Собери листочки к своему дереву »

Пока звучит музыку, все дети двигаются, гуляют по лесу. Когда музыка прекращается, берут любой лист, бегут к своему дереву и становятся вокруг него. Воспитатель спрашивает какой у кого лист. Дети отвечают : березовый, дубовый, кленовый, рябиновый, липовый.

Воспитатель : послушайте еще загадки

Не загадка это даже

Сразу назовем

Если только кто-то скажет –

Желуди на нем.

(дуб)

Стоит дерево

На дереве-мячики :

Летом- зеленые,

Осенью - румяные.

(яблоня)

Хоть колюча, а не елка

Подлинней ее иголки

А кора тонка, красна,

Та красавица- (сосна)

Однажды эти деревья поспорили между собой , а о чем, вы узнаете, послушав рассказа писателя К. Д. Ушинского «Спор деревьев » .

Чтение рассказа

Спор деревьев

Заспорили деревья промежду собой : кто из них лучше. Дуб говорит :

Я всем деревьям царь ! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрит, листья у меня вырезанные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает и молвила :

Не хвастай много, дубище, ты велик и толст : зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает :

Погодите, -говорит, - похваляться; вот придет зима, будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было. Я им печки топлю и избы строю.

Воспитатель :

Назовите героев сказки

Так о чем спорили деревья ?

Чем хвастался дуб?

Что говорила яблоня?

Что рассказывала сосна?

Кто же из деревьев важнее ?

Какую пользу приносят нам : дуб, яблоня и сосна?

(ответы детей)

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Хорошо-плохо» .

Затем произносятся «магические слова»

«Полон лес и загадок и чудес» и дети оказываются в детском саду.

Итог занятия .

Спор деревьев

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше?

Вот дуб говорит:

– Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, молвила:

– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст, зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голенёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки теплю, и избы строю.

Из книги Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам автора Брюсов Валерий Яковлевич

ПОСЛЕДНИЙ СПОР (Однозвучия) Из сборника «Девятая

Из книги Жизнь и творчество Дмитрия Мережковского автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Из книги Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях автора Галинская Ирина Львовна

Неразрешимый спор в булгаковедении Помоги, Господи, кончить роман. Роман нужно окончить. Теперь! Теперь! М. Булгаков Вопрос о количестве редакций «Мастера и Маргариты», «последнего закатного романа» Михаила Афанасьевича Булгакова, до сих пор остается в среде

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

§ 4. Спор об искусстве и его призвании в xx веке. Концепция кризиса искусства XX век ознаменовался беспрецедентно радикальными сдвигами в области художественного творчества, которые связаны прежде всего со становлением и упрочением модернистских течений и направлений, в

Из книги Пути и лица. О русской литературе XX века автора Чагин Алексей Иванович

Из книги История зарубежной литературы XVII века автора Ступников Игорь Васильевич

Глава 13. Спор древних и новых Последние десятилетия XVII в. характеризуются нарастающим кризисом в духовной и общественной жизни Франции, переоценкой ценностей, казавшихся стабильными и незыблемыми. Один из симптомов этого кризиса - многочисленные дискуссии по вопросам

Из книги Невидимая птица автора Червинская Лидия Давыдовна

«Как листья с деревьев, давно облетели…» Как листья с деревьев, давно облетели предлоги для грусти, обиды, тревоги, Осталась рутина рабочей недели – будильника вкрадчивый звон, вагоны подземной железной дороги, газета в холодной вечерней постели и все углубляющий

Из книги Том 3.Сумбур-трава. Сатира в прозе. 1904-1932 автора Черный Саша

СТАРЫЙ СПОР* Знакомый мой, высланный в свое время за неподходящее выражение глаз из пределов СССР, вступает по временам со мной в бесплодное для нас обоих ратоборство.- Что вы знаете о новой России, вы, живший там без году неделю?Я упираюсь:- Новую, послеоктябрьскую

Из книги Сочинения русского периода. Проза. Литературная критика. Том 3 автора Гомолицкий Лев Николаевич

Недостойный спор Печальное заседание в РОК, на котором, кажется, впервые День Русской Культуры послужил к разъединению, навело меня на размышление о «Днях Русской Культуры» вообще.К сожалению, время всё стирает и делает пресным. Нельзя безнаказанно из года в год

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Спор «карамзинистов» с «шишковистами». Начало XIX века в истории русской литературы было отмечено спорами о языке. Это был спор «архаистов» и «новаторов» – «шишковистов» с «карамзинистами». В лице адмирала и русского патриота А. С. Шишкова, основателя литературного

Из книги Легкое бремя автора Киссин Самуил Викторович

Из книги С.Д.П. Из истории литературного быта пушкинской поры автора Вацуро Вадим Эразмович

Из книги Избранные труды автора Вацуро Вадим Эразмович

Глава III «Спор на Олимпе» Я теперь не пишу романов, я их делаю. Измайлов рассказывал Яковлеву в письмах об общих знакомых.Из Парижа вернулся критик, поэт и беллетрист Орест Михайлович Сомов, сотрудник «Благонамеренного». В среду 28 июля он впервые явился к Измайлову, - «в

Из книги Универсальная хрестоматия. 2 класс автора Коллектив авторов

Разговор деревьев Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля. Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.Понюхаешь

Из книги Рыцари Круглого стола. Мифы и легенды народов Европы автора Эпосы, мифы, легенды и сказания Автор неизвестен --

Война деревьев Считалось, что деревья могут и помогать людям, и мстить им за те беды, которые они несут лесу. Нельзя деревья бить, обижать или осквернять. И однажды, в незапамятное время, деревья начали настоящую войну против людей. Об этой великой войне пели вечерами при

Из книги Очерки по истории английской поэзии. Поэты эпохи Возрождения. [Том 1] автора Кружков Григорий Михайлович

Рыжова Татьяна Геннадьевна Учитель-логопед первая квалификационная категория МБ ДОУ «Детский сад № 59» комбинированного вида г.Новокузнецк

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация»

Цель: пересказ сказки К. Ушинский «Спор деревьев».

Образовательные цели: формировать навык связного последовательного пересказа по опорным вопросам; целенаправленное восприятие и анализ сказки К. Ушинский «Спор деревьев»; активизировать и обогащать словарь по теме «Деревья»; согласовать существительные мн.ч.; закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.

Коррекционно-развивающие цели: развивать диалогическую и монологическую формы речи; разви­вать операции мышления (обобщение, анализ), внимания, слуховой памяти. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, темп и ритм речи.

Воспитательные цели: воспитывать умение выслушивать педагога и товарища.

Оборудование: панно, картинка, текст сказки К. Ушинский «Спор деревьев»

Предварительная работа: сбор листьев и составление из них композиций.

Организационный момент:

Интеллектуальная разминка.

Логопед. Ребята отгадайте загадки.

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это... (дуб)

Круглое, румяное, яблоко
Оно растет на ветке.
У этой детки. (Яблоня)

Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками... (Сосна)

Логопед. Ребята, молодцы. А теперь внимательно слушайте рассказ К. Ушинский «Спор деревьев».

Первичное чтение рассказа

Логопед. Кто стал спорить?

Логопед. О чем спорили деревья?

Логопед. Какое дерево первым говорило?

Логопед. Кто всем деревьям царь? Почему?

Логопед. Какое дерево услышало слова дуба?

Логопед. Кто услышал слова яблони?

Логопед. Чем хвасталась сосна?

Логопед. Что яблонька сказала дубу?

Закрепление навыков грамматически

правильного оформления высказывания.

«Один – много»

Дерево – деревьев;

Дуб – дубов;

Царь – царей;

Корень – корней;

Верхушка – верхушек;

Лист – листьев;

Сук – сучьев;

Буря – бурь;

Гроза – грозы;

Яблоня – яблонь;

Желудь – желудей;

Свинья – свиней;

Яблоко– яблок;

Стол – столы;

Сосна – сосен;

Зима – зим;

Колючка – колючек;

Печка– печек;

Изба – изб.

«Подбери родственное слово»

Дерево – деревце, деревянный;

Дуб – дубовый, дубинушка;

Царь – царский, царевич;

Корень – коренной, корявый;

Верхушка – верх, вершки;

Лист – листья, листва;

Сук – сучья, сучки;

Гроза – грозный, грозовой;

Яблоня – яблочный, яблонька;

Сосна – сосновый, сосновая;

Колючка – колючки, колит.

Развитие общей моторики, координации

речи, темпа и ритма движения

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Повторное чтение с установкой на запоминание

с использованием опорной картинки

Пересказ детьми рассказа с использованием панно

Логопед просит детей пересказать рассказ по опорной картинке на панно. Рассказ пересказывают 2-3 ребенка.

Игра «Что лишнее, чего не стало?»

Логопед. Посмотрите внимательно на панно и постарайтесь запомнить предметы, находящиеся на нём.

Логопед листом бумаги закрывает часть картинки и спрашивает детей о предметах, которые там находятся.

Дети. Стоял дуб.

Дети. Рядом с дубом росла яблоня и сосна др.

Подведение итогов

Логопед. Ребята, что нового сегодня вы узнали?

Дети. Все деревья нам нужны?

Логопед. Для чего нам нужен дуб?

Логопед. Для чего нам нужна яблоня?

Логопед. Для чего нам нужна сосна?

Урок по русскому языку (развитие речи) для учащихся 5 класса.

Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского «Спор деревьев» (при повторении материала за курс начальной школы)

Цель урока : учить детей анализировать текст, задумываться над прочитанным; закреплять навыки находить средства выразительности для характеристики героев; расширять запас слов; повторить орфограммы на правописание безударной гласной в корне слова, на - тся и - ться в глаголах, не с глаголами; повторить пунктограммы на постановку знаков препинания в конце предложения; развивать воображение, логическое мышление.

Оборудование : на столах учащихся – текст К.Д.Ушинского «Спор деревьев», рабочие листы для комплексного анализа текста.

Ход урока

1.Организационный момент.

Слово учителя:

Сегодня мы будем работать с текстом К.Д.Ушинского «Спор деревьев».

К.Д.Ушинский завещал овладевать «даром слова». Следуя этому. постараемся разобраться в смысле текста, обратим внимание на построение текста и другие его особенности.

Но перед этой большой и интересной работой давайте вспомним о К.Д.Ущинском.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824- 1870) удачно сочетал в своей деятельности педагога-ученого и педагога-писателя. Окончил Московский университет, позже переехал в Петербург. Здесь посвятил себя любимомуделу - педагогической деятельности.

К.Д.Ушинский написал и выпустил две учебные книги: «Детский мир» для

детей 10-12 лет и «Родное слово» - для 8-10 лет. По этим книгам учились дети. В содержании учебников можно было увидеть статьи, рассказы, сказки, басни.

Его произведения читаемы и любимы. Это рассказы: «Четыре желания», «Васька и петушок», «Петушок с семьей» и др. Сказки: «Ветер и солнце», «Чужое яичко», «Лиса Патрикеевна и мн.др.»

III. Комплексный анализ текста. Учитель инструктирует учащихся о заполнении рабочих листов.

1.Словарная работа.

Дайте лексические значения словам из текста

Промежду – между,

Молвила – произнесла, сказала,

Потеха - развлечение, забава,

Голёшеньки – голые,

Житья – жизнь.

2.Беседа по вопросам на восприятие текста:

Кто герои произведения? О чем они говорят? Каким настроением проникнута их речь? К какому жанру можно отнести текст?

Герои - деревья: дуб, яблоня, сосна. Они спорят о том, кто из них лучше. Они недоброжелательно относятся друг к другу.

Текст похож на сказку: герои – деревья, они разговаривают, автор их

наделяет человеческими качествами.

3. Построение текста.

На сколько частей (абзацев) делится текст? О чем они? Есть ли концовка у текста?

Текст делится на 3 части. В каждой из них приводится речь одного из героев: дуба, яблони, сосны. Концовки у текста нет.

Как вы думаете почему?

Наверное, следует подумать, как ведут разговор деревья.

5. Определение темы текста.

О чем текст?

Спор о том, кто лучше из деревьев.

6. Определение главной мысли текста.

Как вы думаете, чтобы определить главную мысль, о ком нужно поговорить?

О героях текста.

Задание по вариантам .

Выпишите словосочетания, предложения, характеризующие героев.

Какими качествами наделены герои?

1вар.- о дубе, 2 вар. - о яблоне, 3вар. – о сосне.

Ответы учащихся

Герои

Словосочетания, предложения, характеризующие героев

Вывод

Дуб

«…всем деревам царь, ствол в три обхвата, листья…вырезные»

И др.

Самый главный, сильный, хвастливый.

Яблоня

«… мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает»;

о дубе: «дубище, на тебе одни желуди, свиньям на потеху».

Хвастливая, неуважительная, насмещливая.

Сосенка

«без меня в холодной сторонке житья бы людям не было; я им и печки топлю и избы строю»;

О дубе и яблоне: «вот придет зима, и будете вы оба голешеньки».

Хвастливая, насмешливая.

Можно ли решить спор справедливо, если герои хвастливы, неуважительны друг к другу?

Нет.

А какими надо быть?

Уважительно, по-доброму относиться друг к другу.

Можно ли тогда заметить полезность, красоту каждого героя?

Можно.

Какова главная мысль текста?

Уважительность, доброта, понимание помогут заметить пользу и красоту других. Это можно отнести к героям, деревьям.

Вот над чем надо задуматься, читая текст.

7.Определение стиля текста .

Каков стиль текста? Докажите.

Мы подметили в наших героях характерные человеческие качества, созданы образы. Это признак художественного стиля.

Назовите художественные средства выразительности.

Сравнения, эпитеты, олицетворения.

Учащиеся подбирают и записывают средства выразительности в рабочие листы.

Сравнения. «Сучья будто из железа вылиты; ствол в три обхвата».

Эпитеты . «Листья вырезные, румяное яблочко, на царском столе».

Олицетворения . «Говорит (дуб), молвила (яблоня),заспорили (деревья),слушает (сосенка)».

9.Работа с орфограммами, пунктограммами.

Как вы думаете, на какие орфогрраммы, связанные с правописанием корня слова, много слов в тексте?

На безударную гласную в корне слова, проверяемую ударением.

Подберите эти слова и запишите.

Деревья, говорит, деревам, верхушка, вырезные, вылиты, грозою, на столе, сосенка, качает, похваляться, голёшеньки, зеленые, колючки, в холодной, стороне, топлю.

Выпишите глаголы с не, глаголы на -тся и -ться.

Не кланяюсь, не гнусь, не было, не хвастай; смотрится, похваляться, останутся.

Какие предложения по цели высказывания употреблены в тексте?

Какие знаки препинания поставлены в конце предложений?

Учащиеся отметили, что в основном предложения в тексте повествовательные, в которых каждый из героев сообщает о себе

А какое предложение по интонации: «Я всем деревам царь!»?

Это предложение произнесено с восклицательной интонацией, дуб

обращает внимание на свое превосходство.

Что особенного вы заметили в оформлении речи каждого героя?

Предложения с прямой речью, прямая речь выделяется кавычками и первое слово ее пишется с заглавной буквы, перед ней ставится двоеточие. Прямая речь состоит из нескольких предложений.

IV. Итоги урока . Учитель благодарит ребят за работу и ставит отметки. Ответы учащихся в рабочих листах тоже будут оценены.

Комплексный анализ текста

Фамилия, имя учащегося_______________________________________

1.Сколько абзацев в тексте? О чём они?_____________________________

_____________________________________________________________

2.Тема текста_______________________________________________________

3. Выпишите словосочетания, предложения, характеризующие героев

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Главная мысль текста _____________________________________________

__________________________________________________________________

5. Стиль текста. Докажите свой ответ_________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Выпишите художественные средства выразительности:

эпитеты___________________________________________________________

__________________________________________________________________

сравнения__________________________________________________________

олицетворения______________________________________________________

7. Выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением_________________________________________________________

__________________________________________________________________

8.Выпишите глаголы на -тся и -ться, не с глаголами ____________________

_________________________________________________________________

9.Выпишите предложения с прямой речью (речь одного из героев) ________

__________________________________________________________________


Школа______________________________Класс___________
2-й вариант

конца.
Спор деревьев.
Вот дуб говорит:


бурям, не гнусь перед грозою.







избы строю.
По К.Д. Ушинскому
Часть 1
1.Выпиши из текста предложение с вопросительным знаком.
Подчеркните слово, в котором буква имеет два звука.


слова.

Глаголы
Имена
Имена
существительные
прилагательные


обведите его.
А) Сосна не приносит пользы людям.
Б) Сосна растёт во фруктовых садах.
В) Сосна – вечнозелёное дерево.
Г) Из сосны строят дома.


«с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова»

_____
Ь – разделительный

__________
Ь – показатель мягкости

__________


примерами.

Подчеркните названия лиственных деревьев.


Почему сосна считала себя лучшим деревом?
ответ и обведите его.
А) Весна В) Осень
Б) Зима Г) Лето
помощью выражения: 10 Х 5 = 50.

Запишите ответ к задаче.

9.Выпишите из текста слово, родственное слову «деревья».

Выделите корень.

Часть 2
10. Выпишите из текста 2 – 3 слова с орфограммой «безударная
гласная в корне слова», проверяемая ударением.


_________
_________

11. Выберите и обведите дерево, о котором говорится в тексте.

________________

13. Рассмотрите рисунки. Соедините стрелками дерево с его
плодами. Обведите плод, который человек не использует в пищу.

14. Разделите текст на части и озаглавьте каждую часть. Запишите.

________________
______

15.Решите задачу двумя способами.
На яблоне висело 60 яблок. Утром упало 22 яблока, а вечером –
ещё 20.
Сколько яблок осталось на яблоне?
16.Соедините стрелками названия, выпишите из текста и дополните
своими примерами схему.
Сосна Культурное растение
Яблоня Дикорастущее растение

17. Отметьте дикорастущие деревья.

18. Запишите в таблицу название деревьев: ольха, гранат, пихта,
кокосовая пальма, мандарин, кедр.

Северные деревья
Южные деревья
19. Укажите стрелочкой то, что делают из дерева, исходя из свойств
породы.
Лиственница –
крепость,
устойчивость
к воздействию воды.
Корабельная
(сибирская) сосна –
высокий прямой
ствол.
Ясень – упругость.
Липа – лёгкость
обработки.

Фамилия, имя _______________________________________
Школа______________________________Класс__________
1-й вариант
Задание. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь
палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до
конца.
Спор деревьев.
Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше?
Вот дуб говорит:
- Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в
три обхвата, верхушка в небо смотрится. Листья у меня
вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь
бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
- Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато
растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху. А моё – то
румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает:
- Погодите, - говорит, - похваляться. Вот придёт зима, и
будете вы оба стоять голёшеньки! А на мне всё же
останутся мои зелёные колючки. Без меня в холодной
стороне житья бы людям не было. Я им и печки топлю, и
избы строю.
По К.Д. Ушинскому
Часть 1
1.Выпиши из текста предложение с восклицательным знаком.
Подчеркните слово, в котором букв больше, чем звуков.

_____
2.Заполни таблицу примерами слов из текста. Выпишите по 2 – 3
слова.

Имена
существительные
Имена
прилагательные
Глаголы
3.Какую пользу приносит людям сосна? Выберите верный ответ и
обведите его.
А) Из сосны строят дома.
Б) Сосна – вечнозелёное дерево.
В) Сосна растёт во фруктовых садах
Г) Сосна не приносит пользы людям.

4. Выпишите из текста по 2 слова с орфограммами:
«безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением»

Ь – разделительный

Ь – показатель мягкости

Напишите, где нужно, рядом проверочное слово.

5. Выпишите из текста названия деревьев, дополните 2 – 3 своими
примерами.

Подчеркните названия хвойных деревьев.

6. Подчеркните в тексте ответ на вопрос:
Почему яблоня считала себя лучшим деревом?
7. О каком времени года упоминается в тексте? Выберите верный
ответ и обведите его.
А) Лето В) Зима
Б) Осень Г) Весна
8. Запишите вопрос и ответ к задаче, которую можно решить с
помощью выражения: 10 Х 3 = 30.
За год дубок вырастает на 10 см.

Запишите ответ к задаче.

9.Выпишите из текста слово, родственное слову «дуб».

Выделите корень.

Часть 2
10. Выпишите из текста 2 – 3 слова с орфограммой «парная
согласная в слабой позиции».

Напишите проверочное слово, выделите корень.

11. Выберите и обведите дерево, о котором не говорится в тексте.

12. Вспомните и запишите 2 – 3 правила поведения в лесу.

________________

13. Рассмотрите рисунки. Соедините стрелками дерево с его плодами. Обведите плод,
который человек использует в пищу.