Питание в детском саду. Питание детей в детском саду

Анастасия Шашурина
Здоровое питание в детском саду

Здоровое питание в детском саду

В нашем детском саду № 52 «Ласточка» организовано всё таким образом, что бы дети получали здоровое питание . Для этого существуют специально разработанные методики приготовления пищи для детей. Продукты подбираются так, что бы они сбалансировано дополняли друг друга, и ребёнок за день получал необходимое для его возраста количество килокалорий, витаминов и микроэлементов. Составляя меню на неделю, в детском саду учитывают такой фактор, как разнообразие блюд. Это означает, что каждый день дети получают разные блюда. Каждый день меню детского сада вывешивается при входе в группу. Это делается для того, чтобы родители смогли прочитать меню того, что их ребёнок ел в течении дня и в соответствии с этим дополнить его рацион необходимой пищей в виде лёгкого и полезного ужина.

Питание дошкольника должно быть вкусным и полезным. Рациональное питание ребенка является основным средством для обеспечения отличного физического и умственного развития детей. Питание дошкольника должно быть калорийным и удовлетворять как ростовые, так и энергетические нужды. Это достигается включением в рацион должного количества белков, углеводов и жиров. Из-за дефицита белка может быть снижение работоспособности, переутомление и ухудшение успеваемости. Вот почему детям нужно каждый день есть блюда из рыбы или мяса, и не забывать о молочных продуктах. Не реже 2-3 раз в неделю нужно употреблять в пищу такие продукты, сыр, творог, сыр и яйца.

Меню в детском саду

Нормы питания в детском саду являются основой для составления меню в детском саду , в котором учитывается, сколько полезных витаминов и минералов должен получать ребенок во время завтрака, полдника, обеда и ужина. Педиатры рассчитали все в точности до грамма, чтобы малыш получал наиболее сбалансированное питание .

На завтрак чаще всего деткам предлагают молочные каши. Также к завтраку подают теплый напиток (кофейный напиток или чай) и бутерброд с сыром или маслом. Молочная каша может быть гречневая, рисовая, овсяная, манная. Новое меню в детских садах предполагает давать ребятам на обед обязательно супы, это может быть борщ, рассольник, гороховый суп, вермишелевый, гречневый, овощной. В качестве мясного блюда деткам дают тефтели и котлеты с гарниром (крупяные каши или картофельное пюре, рыбные блюда, приготовленные на пару. Обед должен обязательно включать в себя салат из овощей или свежие овощи. Полдник – молоко с пирожком или булочкой, вафлями или печеньями. На ужин ребенку могут предложить творожную запеканку, овощные или рыбные блюда, яичный омлет и т. д.

Правила поведения за столом для дошкольников

Каждая мама хочет вырастить воспитанного ребенка , чтобы он знал что можно, а чего нельзя, как правильно поступить в той или иной ситуации, чтобы кроме общего этикета, малыш знал правила поведения за столом : «Сиди ровно! Не болтай ногами! Правильно возьми вилку! Не разговаривай за столом!» - слышит малыш во время трапезы. Как научить кроху- дошкольника «застольному этикету» ? Какой он этикет питания дошкольников ? В первую очередь малыша не следует ругать за промахи и ошибки. Если карапуз не выполняет все правила поведения за столом для детей, то следует очень мягко, достаточно деликатно напомнить, что от него требуется в данной ситуации. Закрепить полученные знания можно во время игры, например, за «кукольным чаепитием» . Кроме этого поход в ресторан или кафе с родными и близкими будет хорошим стимулом для ребенка показать все приобретенные знания и навыки. Для того чтобы крохе были понятны ваши требования, можно показать ему картинки поведения за столом, огромное количество которых можно найти на тематических сайтах или в соответствующих книгах.

Основные правила поведения за столом выглядят следующим образом :

1) Осанка – сидеть необходимо прямо, не подпирая голову руками, не болтая ногами и не балуясь;

2) Правила приема пищи – кроха должен знать как правильно «орудовать» вилкой и ложкой, он должен усвоить, какие продукты берутся руками, а какие разрезаются ножом и так далее;

3) Аккуратность – кроха должен соблюдать это условие : не крошить, использовать по назначению салфетки и прочее;

4) Вежливость – после приема пищи малыш должен благодарить за приготовленный завтрак, обед, ужин. Выполняя все вышеперечисленные условия, кроха легко освоит основные правила питания дошкольника и поведения за столом, и вырастет воспитанным человеком .

Самая большая проблема воспитанников детских садов, особенно тех, кто очень рано идет в садик или ясли, – это научиться обходиться без помощи родителей: самому одеваться, мыть руки и, самое главное, самостоятельно есть. По мнению воспитателей и врачей, это самая сложная задача для ребенка. В садике не станут особо уговаривать, постоянно кормить с ложки, петь песни и танцевать вокруг крохи: малышей много, и надо уследить за всеми, а это может оказаться непростым испытанием для ребенка. Всем детям предлагают одинаковую еду – ее надо уметь жевать, нужно уметь пить из чашки и пользоваться салфеткой. Это тоже нередко представляет сложность для «домашнего» ребенка.

Меню детского сада

Питание для детских садов разрабатывают медицинские работники, исходя из возрастной физиологии, таким образом, чтобы еда максимально покрывала потребность ребенка в питательных веществах, витаминах и минералах. Обычно это меню общее для всех воспитанников, начиная с полутора до 6–7 лет, отличаются только объемы порций в зависимости от возраста. Учитывая сезонные изменения, в питании детей летом и осенью максимально используются свежие фрукты и овощи, а в зимне-весенний сезон в рацион включаются витаминизированные продукты: соки, отвары трав и зимние фрукты – яблоки, груши зимних сортов, хурма.

Все приемы пищи разделены по калорийности на определенные физиологические объемы: при 4-разовом питании на завтрак приходится 15–20% калорийности, на обед – до 40%, на полдник – до 15–20%, на ужин (в некоторых детских садах) – до 20–30%.

Обычно на завтрак детям дают каши из различных видов круп на молоке, пудинги, омлеты, соки или компоты. В обед обязательными являются различные первые блюда, салаты, вторые блюда и напитки. Полдник представляет собой фруктовый десерт или выпечку с кефиром, молоком или другим напитком. Некоторые сады удлиненного пребывания допускают и наличие ужина – обычно это овощное, молочное или крупяное блюдо.

Обязательно строгое соблюдение в питании количества белка, как основного строительного материала для роста и развития малыша, никакие вегетарианские диеты в детском саду недопустимы. Детям обязательно дают животные белки – рыбу, мясо, яйца, молоко и молочные продукты. Из растительных белков используются бобовые, крупы, хлеб. Рацион детей не включает животные жиры и маргарин – источником жиров являются растительное и сливочное масло. Кроме того, малышам дают сливки и сметану. Ограничивают также количество сахара, заменяя его углеводами из крупяных, макаронных и хлебобулочных изделий. В меню детского сада существует список продуктов, которые запрещаются СЭС, кроме того, она же регулярно проводит проверки пищеблока и сотрудников детского учреждения.

Есть продукты, которые появляются на столе ребенка в детском саду ежедневно: это молоко, масло, сахар, овощи, хлеб, фрукты, мясо. Яйца обычно даются через день, творог – 2–3 раза в неделю, а рыба – 1–2 раза в неделю.
Все блюда готовятся непосредственно перед употреблением, их не хранят и не разогревают. В меню детского сада не допускаются повторы одинаковых блюд в один день, например макароны утром и вечером. Меню составляется на неделю вперед, при этом сотрудники детского сада по возможности стремятся избегать повторов блюд в течение недели. Кроме того, для стимуляции пищеварения детям в обязательном порядке в обед дают салаты из овощей или фруктов кислого вкуса, например из капусты с яблоком или моркови с яблоком.

Проблемы с аппетитом

Аппетит малыша в детском саду будет зависеть больше от усилий родителей, хотя и персонал садика тоже играет в этом определенную роль. Причин, по которым ребенок может отказаться от еды в детском саду, несколько.

Любые глобальные перемены – это стресс для организма, особенно если это малыш первых лет жизни. Появляется совершенно другая компания взрослых и детей, резко меняется круг общения, происходит контакт иммунной системы с незнакомыми веществами: обмен микрофлорой между детьми, новое окружение – другая мебель, игрушки, порошки для стирки и т.д. Меняется и отношение к ребенку: он уже не центр вселенной. Это приводит к нарушению в работе высших отделов нервной системы и выливается в проблемы с поведением, капризность, тревожность, нарушения сна и аппетита даже дома. Многие дети – консерваторы. Им очень трудно дается изменение привычных ритуалов: смена любимой тарелки и ложки может надолго отбить аппетит. Кроме того, малышам отводят четко регламентированное место за столом, не позволяя вольностей, а рядом с ними еще и сажают других детей, которые отвлекают внимание.

Самой большой ошибкой родителей и многих воспитателей являются попытки накормить ребенка любой ценой. Обычно в ход идут уговоры: «Съешь все – и дам конфетку» или угрозы: «Пока не съешь весь обед, из-за стола не выпустим». Однако таким образом можно добиться только полностью противоположного результата – усилить стресс и надолго лишить ребенка аппетита. Неверным вариантом будет и превращение процесса еды в игровое шоу или конкурс на «самую чистую тарелку» или «кто быстрее всех все съест». Еда не ради еды не принесет пользы – таким образом можно сформировать у не очень расторопного ребенка-флегматика комплекс неудачника. Тогда аппетит пропадет надолго.

Но решения у проблемы отсутствия аппетита есть, главное – набраться терпения. Малыш немного привыкнет к новому коллективу и начнет тянуться за другими детьми, подражать им, в том числе и в еде. Попросите воспитателей посадить ребенка к тем малышам, которые уже хорошо едят.

Также важно создание ритуала еды: крохе предлагается постоянная последовательность действий – мытье рук, усаживание за стол. Частой ошибкой родителей является поощрение избирательности в еде и ее культивирование у ребенка. Кроме того, нередко кроху с детства балуют различными деликатесами, он ест, когда хочет, где хочет и только то, что хочет. После того как ребенка приучили к такому режиму, будет очень сложно научить его есть обычную детсадовскую еду и сформировать режим дня. При поступлении в садик, конечно, возникает протест против «невкусной» пищи. Малыша начинают заставлять есть не то, к чему он привык.

И сложнее всего бывает тогда, когда в саду пытаются научить ребенка есть нормальные продукты, а вечером мамы и папы в виде «компенсации» опять предлагают ему излюбленные лакомства. Родителям надо категорически сказать «нет» подобным продуктам и запастись терпением, начав методично приучать кроху к здоровой пище, иначе он не будет полноценно есть в саду.

Еще одной важной причиной плохого аппетита является неумение есть самостоятельно. Иногда дети к моменту поступления в садик совершенно не умеют пользоваться ложкой и вилкой. А когда они оказываются рядом с более умелыми сверстниками, которые хорошо едят, у них возникают проблемы. Большой ошибкой родителей является просьба, чтобы воспитатели не оставили без внимания их кроху – накормили, помогли есть с ложки, показывали, как нужно делать. Это резко выделяет малыша из всех детей, он начинает думать, что все делает не так: все могут есть ложкой, а он – нет. Кроме того, воспитатель начинает заострять внимание самого ребенка и окружающих его детей на проблеме, и это может вылиться в полный отказ от еды.

Учимся есть самостоятельно

Врачами и психологами отмечается, что дети, которые к моменту поступления в садик умеют элементарно себя обслуживать: одеться, помыть руки или умыться, самостоятельно есть, – легче проходят адаптацию. Если малыш плохо управля-ется с приборами, в детском саду он обычно дольше всех сидит за столом, хуже ест и может не доедать всей порции, чтобы успеть за другими детьми. Кроме того, новички во время еды часто отвлекаются на происходящее вокруг, что тоже отражает-ся на аппетите.

До момента поступления в садик, конечно, надо научить малыша есть самостоятельно, пользоваться столовыми приборами и уметь вести себя за общим столом. Как минимум с 1,5–2 лет ребенок должен есть со всеми за общим столом, пользоваться вилкой, ложкой, пить из чашки. Хорошо формирует навыки общение со сверстниками по выходным, приглашайте на общие обеды малышей. Следите, чтобы кроха научился есть в течение получаса – именно такое время отводится в детских садах на прием пищи.

Соблюдаем режим

Самое верное решение – это постепенно и целенаправленно начинать подготовку малыша к детскому саду заранее, желательно за несколько месяцев. Нужно узнать расписание приемов пищи в саду и следовать ему дома, не отступая от него и не проводя за столом дольше чем полчаса.

Необходимо приблизить режим дня и питания малыша почти полностью к тому, который будет в детском саду. Обычно расписание приема пищи в детских учреждениях таково: завтрак – 8.30–9.00, обед – 12.00–12.30, полдник – 15.30–16.00, а ужинают дети уже дома, если это не садик длительного проживания. В последнем случае ужин обычно бывает в 19.00. Однако в вашем садике все может несколько отличаться от данных временных рамок, так что не поленитесь уточнить режим заранее. Кроме заданных приемов пищи для ребенка дома допустим легкий второй ужин – обычно это кисломолочные продукты. А некоторые дети завтракают дома, если родители отправляются на работу позже обычного времени.

Если ваш режим дня резко отличается от того, который существует в садике, необходимо перестраиваться плавно и постепенно, за несколько месяцев сдвигать режим в сторону детсадовского. Если резко сменить режим, это может обернуться для малыша большим стрессом, а также нарушением аппетита и даже сна. Как было сказано ранее, дети консервативны и сложно перестраиваются на новые условия.

Как же подстроиться под режим, выбранный детским садом? Это не сложно: начинайте постепенно, раз в несколько дней, сдвигать время приемов пищи на 7–15 минут, приближаясь к необходимому графику.

Минимальным интервалом для перестройки режима, чтобы он не отразился на крохе отрицательно, является срок в 2–3 месяца. Самое сильное испытание предстоит в детском саду тем детям, которые не придерживались дома вообще никакого режима: им придется привыкать к распорядку и учиться многое делать заново.

Меню – как в детском саду

Сделайте рацион малыша максимально приближенным к детсадовскому, включайте в него только полезные продукты. Поинтересуйтесь в садике меню-раскладкой на неделю и попробуйте составить похожий план питания. В рационе ребенка должны ежедневно быть хлеб, мясные и овощные блюда, фрукты, соки, компоты. Обязательно научите малыша есть каши, молочные продукты, овощные и мясные блюда и не предлагайте ему жареных, копченых, чрезмерно соленых и маринованных продуктов. Основные способы обработки – варка на пару и обычная, запекание, тушение с использованием растительного и сливочного масла. Добавляйте в пищу минимум специй, соли и сахара. Исключите соусы вроде майонеза и кетчупа. Основные детские блюда – это нежирные супы, компоты, кисели, запеканки, пудинги, каши и омлеты. В рацион обязательно надо включать свежую зелень, овощи и фрукты. Лучше всего с рождением малыша всей семьей перейти на более рациональное и правильное питание, чтобы не готовить для ребенка отдельно.

Если кроха категорически отказывается есть какой-либо продукт, попробуйте включить этот продукт в его любимое блюдо. Например, если малыш не любит вареный лук или кабачок – положите их небольшие кусочки очень мелко порубленными или даже протертыми в овощное рагу. Предлагайте ребенку нелюбимый продукт в небольших количествах, чтобы малыш привык к нему. Но если кроха все равно категорически протестует, лучше не настаивать, чтобы не выработать отрицательную реакцию в виде рвоты или других подобных проявлений.

Кроме того, надо знать оптимальные для ребенка объемы питания, не перекармливать малыша. Для детских садов объемы порций регламентируются, опираясь на возрастную физиологию, и делятся на периоды – до 3 лет объемы меньше, с 3 до 6–7 лет – больше. В среднем эти объемы рассчитываются исходя из общего суточного объема питания.

Мамы часто пытаются накормить малыша поплотнее, переживая, что ребенок не наестся. В рационе крохи допускаются калорийные перекусы, за счет чего основные приемы пищи меняют свои объемы. В детском саду таким малышам придется труднее: они привыкли к собственному ритму питания и могут отказываться есть в положенное время. Чтобы не было таких проблем, соблюдайте объемы порций и сокращайте перекусы между основными приемами пищи до минимума, тогда ребенку будет проще адаптироваться к питанию вне дома.

Тяжело в учении

Первые две недели в садике – самое сложное для малыша время. В этот период в жизни ребенка появляется коллектив, маму заменяют воспитательницы, меняется привычный ритм жизни. Это может отразиться негативно даже на отличном аппетите. А у малышей ранимых аппетит может пропасть на непродолжительное время. Некоторые дети даже дома после садика могут первое время есть меньше обычного – не расстраивайтесь, не заставляйте ребенка есть и не ругайте его. Ваша задача – помочь крохе пройти процесс адаптации и сохранить хороший аппетит.

Доктора советуют во время адаптации к детскому саду готовить ребенку дома пищу более калорийную, богатую витаминами и минералами, больше пить. В рацион следует ввести больше овощных салатов и свежих фруктов, соков, кисломолочных напитков, обогащенных полезной микрофлорой. Рекомендуется подобрать для ребенка витаминно-минеральный комплекс: это поможет крохе легче адаптироваться и положительно скажется на иммунитете.

Всегда узнавайте, чем детей кормили днем, и на ужин не повторяйте блюда.

В первые дни, возможно, лучше будет, если и завтракать ребенок будет дома – в этом случае надо будет предупредить воспитателей, что ребенка покормили: он будет просто сидеть за завтраком с малышами, привыкая к коллективу.

Поговорите с воспитателем, расскажите ему о привычках и особенностях ребенка. Первое время для новичка будет выработан щадящий режим, воспитатель или няня будут уделять особое внимание малышу за столом. Они помогут ему при необходимости, отметят, как и сколько он ел. Обязательно попросите их, чтобы малыша не заставляли есть насильно: это вызовет только негативную реакцию. Интересуйтесь у воспитателя, как ел ребенок в течение дня, а отправляясь с малышом из сада домой, обязательно подробно обсуждайте с ним все, что происходило за столом в садике – чем кормили, понравилось ему или нет, находите слова поддержки и одобрения, за промахи не ругайте, а за любые успехи в еде – хвалите.

Если ребенок болеет

Оптимально, конечно, чтобы в этом случае для малыша был выбран профильный садик с определенными особенностями питания. Но в условиях острой нехватки мест в детских учреждениях выбор есть не всегда.
В этом случае необходимо, чтобы в медицинской карте ребенка были отметки обо всех его болезнях или особенностях развития. Если малыш – аллергик, попросите врача четко указать в карте конкретные виды аллергенов – например, рыбу, яйца или сахар. Тогда для него будет выделен отдельный стол рядом с малышами, имеющими сходные проблемы, и некоторые блюда будут заменены на допустимые при данной болезни или аллергии. Попросите воспитателей строго следить за питанием ребенка, исключая потенциально опасные продукты, и научите малыша напоминать в детском саду о том, что у него особое питание.

Конечно, поступление в садик – это довольно серьезное испытание и для самого крохи, и для его родителей. А когда у малыша еще и страдает аппетит, это сильно расстраивает родителей. Они волнуются, что малыш недоедает, что он может похудеть. На самом же деле временное снижение аппетита – это не опасное состояние, оно обусловлено особенностями детского организма, и при правильном подходе очень скоро малыш начнет уплетать все, что дают в садике, за обе щеки.

Питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.

Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:

  • Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
  • Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
  • Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
  • Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Энергетическая "емкость" пищи измеряется в калориях. Но ценность детской пищи заключается не только в количестве калорий, необходимо также, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода - вот тот строительный материал, который нужен растущему организму ребенка каждый день.

Белки

Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 г белка на 1 г жира и 4 г углеводов.

Жиры

Источники жиров - это масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др. Повышенное потребление продуктов с высоким содержанием жиров нежелательно.

Углеводы

Источники углеводов - это сахар, все сладкое, в том числе фрукты, кондитерские изделия, далее - овощи, хлеб, крупы, молочный сахар, содержащийся в молоке. Роль углеводов особенно важна из-за большой подвижности и физической активности детей. Большая работа мышц требует больших энергетических затрат, богатой углеводами пищи.

Минеральные соли и микроэлементы

Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и .

Минеральные соли играют важную роль в обмене воды в организме, регуляции активности многих ферментов. Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов.

В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма вещества и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных микро- и макроэлементах

Название Функция Источник (продукты, содержащие элемент)
Кальций Формирование костей и зубов, системы свертывания крови, процессы мышечного сокращения и нервного возбуждения. Нормальная работа сердца. Молоко, кефир, ряженка, йогурт, сыр, творог. 800-1100 мг
Фосфор Участвует в построении костной ткани, процессах хранения и передачи наследственной информации, превращения энергии пищевых веществ в энергию химических связей в организме. Поддерживает кислотно-основное равновесие в крови. Рыба, мясо, сыр, творог, крупы, зернобобовые. 800-1650 мг
Магний Синтез белка, нуклеиновых кислот, регуляция энергетического и углеводно-фосфорного обмена. Гречневая, овсяная крупа, пшено, зеленый горошек, морковь, свекла, салат, петрушка. 150-250 мг
Натрий и Калий Создают условия для возникновения и проведения нервного импульса, мышечных сокращений и других физиологических процессов в клетке. Поваренная соль - натрий. Мясо, рыба, крупа, картофель, изюм, какао, шоколад - калий. Точно не установлена
Железо Составная часть гемоглобина, перенос кислорода кровью. Мясо, рыба, яйца, печень, почки, зернобобовые, пшено, гречка, толокно. Айва, инжир, кизил, персики, черника, шиповник, яблоки. 10-12 мг
Медь Необходима для нормального кроветворения и метаболизма белков соединительной ткани. Говяжья печень, морепродукты, бобовые, гречневая и овсяная крупа, макароны. 1 - 2 мг
Йод Участвует в построении гормона щитовидной железы, обеспечивает физическое и психическое развитие, регулирует состояние центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и печени. Морепродукты (морская рыба, морская капуста, морские водоросли), йодированная соль. 0,06 - 0,10 мг
Цинк Необходим для нормального роста, развития и полового созревания. Поддержание нормального иммунитета, чувства вкуса и обоняния, заживление ран, усвоение витамина А. Мясо, ряба, яйца, сыр, гречневая и овсяная крупа. 5-10 мг

Витамины

Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами . Витамины - это органические вещества с высокой биологической активностью Они не синтезируются организмом человека или синтезируются в недостаточном количестве, поэтому должны поступать в организм с пищей. Витамины относятся к незаменимым факторам питания. Содержание витаминов в продуктах гораздо ниже, чем белков, жиров и углеводов, потому постоянный контроль над достаточным содержанием каждого витамина в повседневном рационе ребенка необходим.

В отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить строительным материалом для обновления и образования тканей и органов человеческого тела, не могут служить источником энергии. Но они являются эффективными природными регуляторами физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих протекание большинства жизненно важных функций организма, работы его органов и систем.

В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма витамины и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных витаминах

Название Функция Продукты, содержащие витамин Суточная норма для детей 3-7 лет
Витамины группы В
В1 Необходим для нормального функционирования нервной системы, сердечной и скелетных мышц, органов желудочно-кишечного тракта. Участвует в углеводном обмене. Хлеб из муки грубого помола, крупы, зернобобовые (горох, фасоль, соя), печень и другие субпродукты, дрожжи, мясо (свинина, телятина). 0,8 - 1,0 мг
В2 Поддерживает нормальные свойства кожи, слизистых оболочек, нормальное зрение и кроветворение. Молоко и молочные продукты (сыр, творог), яйца, мясо (говядина, телятина, птица, печень), крупы, хлеб. 0,9 - 1,2 мг
В6 Поддерживает нормальные свойства кожи, работу нервной системы, кроветворение. Пшеничная мука, пшено, печень, мясо, рыба, картофель, морковь, капуста. 0,9 - 1,3 мг
В12 Поддерживает кроветворение и нормальную работу нервной системы. Мясо, рыба, субпродукты, яичный желток, продукты моря, сыр. 1 - 1,5 мкг
РР (ниацин) Функционирование нервной, пищеварительной систем, поддержание нормальных свойств кожи. Гречневая, рисовая крупа, мука грубого помола, бобовые, мясо, печень, почки, рыба, сушеные грибы. 10-13 мг
Фолиевая кислота Кроветворение, рост и развитие организма, синтез белка и нуклеиновых кислот, предотвращение ожирения печени. Мука грубого помола, гречневая и овсяная крупа, пшено, фасоль, цветная капуста, зеленый лук, печень, творог, сыр. 100-200 мкг
С Регенерация и заживление тканей, поддержание устойчивости к инфекциям и действию ядов. Кроветворение, проницаемость кровеносных сосудов. Плоды и овощи: шиповник, черная смородина, сладкий перец, укроп, петрушка, картофель, капуста, цветная капуста, рябина, яблоки, цитрусовые. 45-60 мг
А (ретинол, ретиналь, ретиное-вая кислота) Необходим для нормального роста, развития клеток, тканей и органов, нормальной зрительной и половой функции, обеспечение нормальных свойств кожи. Печень морских животных и рыб, печень, сливочное масло, сливки, сметана, сыр, творог, яйца, морковь, томаты, абрикосы, зеленый лук, салат, шпинат. 450-500 мкг
D Участвует в процессах обмена кальция и фосфора, ускоряет процесс всасывания кальция, увеличивает его концентрацию в крови, обеспечивает отложение в костях. Сливочное масло, куриные яйца, печень, жир из печени рыб и морских животных. 10-2,5 мкг
Е Антиоксидант, поддерживает работу клеток и субклеточных структур. Подсолнечное, кукурузное, соевое масло, крупы, яйца. 5-10 мг

Авитаминоз (витаминная недостаточность) - патологическое состояние, вызванное тем, что организм ребенка не обеспечен в полной мере тем или иным витамином или же нарушено его функционирование в организме. Причин возникновения витаминной недостаточности несколько:

  • низкое содержание витаминов в суточных рационах питания, обусловленное нерациональным построением пищевого рациона,
  • потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки,
  • присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме.

Но даже если все перечисленные причины исключены, возможны ситуации и условия, когда возникает повышенная потребность в витаминах. Например:

  • в периоды особо интенсивного роста детей и подростков
  • при особых климатических условиях
  • при интенсивной физической нагрузке
  • при интенсивной нервно-психической нагрузке, стрессовых состояниях
  • при инфекционных заболеваниях
  • при воздействии неблагоприятных экологических факторов
  • при заболеваниях внутренних органов и желез внутренней секреции

Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности является субнормальная обеспеченность витаминами, когда постоянное содержание витаминов ниже нормы, но не ниже критической отметки. Такая форма имеет место среди практически здоровых детей различного возраста. Основными причинами этого служат:

  • нарушение питания беременных женщин и кормящих матерей
  • широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе производства
  • потери витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов
  • гиподинамия, связанная со значительным уменьшением потребности детей в энергии: мало двигаются, низкий аппетит, мало едят.

Хотя такая форма витаминной недостаточности не сопровождается выраженными клиническими нарушениями, она значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления при болезни.

Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма ребенка, является правильная организация питания.

Рацион

В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов.

Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

Рекомендуемые сорта рыбы : треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

Организация питания. Режим. Примерное меню

Важным условием является строгий режим питания , который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%.

Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше - на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у дошкольника хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания - преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.

Ориентировочно в сутки ребенок 4-6 лет должен получать следующие продукты:

  • молоко (с учетом идущего на приготовление блюд) и кисломолочные продукты - 600 мл,
  • творог - 50 г,
  • сметана - 10 г,
  • твердый сыр - 10 г,
  • масло сливочное - 20 - 30 г (в каши и на бутерброды),
  • обязательно растительное масло - 10 г (лучше в салаты, винегреты),
  • мясо - 120-140 г,
  • рыба - 80-100 г,
  • яйцо - 1/2-1 шт.,
  • сахар (с учетом кондитерских изделий) - 60-70 г,
  • пшеничный хлеб - 80-100 г,
  • ржаной хлеб - 40-60 г, крупы, макаронные изделия - 60 г,
  • картофель - 150-200 г,
  • различные овощи -300 г,
  • фрукты и ягоды - 200 г.

Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Таким образом можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энергозатратами.

На завтрак хорош горячий напиток (кипяченое молоко, чай), которому предшествует любое горячее блюдо (например, омлет), не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление.

Во время обеда обязательно накормить ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения.

Детям очень полезны свежие овощи, фрукты, ягоды. Дошкольник может потреблять их сырыми или в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предложить перед первыми и вторыми блюдами, так как они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если вы дадите салат и на завтрак, и на обед, и на ужин (пусть даже понемногу), будет особенно хорошо. Свежие фрукты идеально подходят для полдника . А вот в промежутках между едой их лучше ребенку не предлагать, особенно сладкие.

Яйца полезены для дошколят. Ведь в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. В сыром виде давать яйца не следует, поскольку существует вероятность заражения сальмонеллезом.

У шестилетнего ребенка электролитный обмен еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости. Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой.

Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть с опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.


Некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.

День недели Завтрак Обед Полдник Ужин
Понедельник Каша гречневая с молоком
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом и сыром
Салат
Щи со сметаной
Тефтели с макаронами
Компот из сухофруктов
Хлеб
Кефир
Печенье
Яблоко
Морковно-яблочная запеканка
Чай с молоком
Хлеб
Вторник Сельдь с рубленым яйцом
Пюре картофельное
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат витаминный
Суп овощной
Жаркое по-домашнему
Кисель из яблок
Хлеб
Молоко
Сухарики
Яблоко
Творожная запеканка
Чай с молоком
Хлеб
Среда Каша рисовая молочная
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом и сыром
Салат свекольно-яблочный
Суп крестьянский
Котлета мясная
Пюре картофельное
Кисель молочный
Йогурт
Печенье
Яблоко
Омлет
Капуста тушеная
Чай
Хлеб
Четверг Макароны с тертым сыром
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат из зеленого горошка
Свекольник
Гуляш с гречневой кашей
Компот из сухофруктов
Чай
Ватрушка с творогом
Яблоко
Рагу овощное
Яйцо вареное
Молоко
Хлеб
Пятница Каша геркулесовая молочная
Яйцо вареное
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат морковно-яблочный
Борщ со сметаной
Биточки рыбные
Картофель отварной
Кисель
Ряженка
Печенье
Фрукты
Сырники творожные со сметаной
Чай с молоком
Хлеб
Суббота Вареники ленивые со сметаной
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат капустно-яблочный
Рассольник
Плов
Кисель из фруктов
Кефир
Сухарики
Фрукты
Оладьи (блинчики) с вареньем
Молоко
Воскресенье Рыба по-польски
Картофель отварной
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат из моркови
Куриный бульон с гренками
Курица отварная с рисом и тушеной свеклой
Отвар шиповника
Хлеб
Молоко
Булочка домашняя
Яблоко
Запеканка овощная
Чай с молоком
Хлеб

Здоровое питание и детский сад

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада, используя наши рекомендации.

Когда я ем, я глух и нем!

Когда малышу исполнилось 3 года, самое время начинать учить его правильному поведению за столом .

Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Он должен уметь правильно пользоваться ложкой: держать ее тремя пальцами - большим, указательным и средним, зачерпывая еду так, чтобы она не проливалась, подносить ложку ко рту боковым краем, а не суженной частью.

Ребенок должен помнить, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды, то ее необходимо держать зубцами вниз, а если есть пюре, густую кашу или вермишель - как лопаточку.

Пользуясь столовым ножом, ребенок должен держать его в правой руке, а вилку - в левой. Взрослые должны приучить его не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий. Такой порядок предотвращает быстрое охлаждение плотной пищи и позволяет сохранить привлекательный внешний вид блюда.

Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.

Мягко, но настойчиво взрослые должны донести до малыша мысль, что во время еды играть с посудой, размахивать руками, громко разговаривать, смеяться, отвлекаться, поднимать еду с пола или брать ее руками (кроме особо оговоренных этикетом случаев) - это некрасиво.

Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом - это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит.

Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.

Малыш должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.

Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых и если прием пищи будет проходить за красиво накрытым столом, в спокойной обстановке.

25.02.2018 14:10:42, lena lena

Еще, чтобы при неполноценном питании, витамины необходимы: как в детском Пиковите: А, Д3, В2, В6, В1, В12, С, РР, Д-пантенол. Кроме того, что он защищает от болезней- так еще и помогает справиться с усталостью. Восполняя организм необходимой энергией)

Статья написана грамотно и содержательно. А познавательной она должна быть для родителей или лиц их заменяющих,которые имеют неосторожность критиковать организацию питания в детском саду. С позиции современной нутрициологии (науки о питании)питание в детском саду ориентировано на определенные принципы,один из которых гласит:
- адекватная и технологическая кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая высокие вкусовые качества блюд и сохранность пищевой ценности продуктов.
К сожалению,по рассказам детей, мы имеем некоторые представления о питании в семье,поскольку многие из родителей не утруждают себя приготовлением полноценного, сбалансированного рациона для ребенка.Пельмешки, доширак, чипсы и кириешки, газировка и т.д. - вот обычная еда выходного дня. И слава богу, что ребенок, посещая детский сад, получает необходимые для роста и развития продукты.Спасибо воспитателям, которые уговаривают и убеждают ваших детей,что морковь полезна для румяных щечек, рыбку надо обязательно есть, а компоты пить регулярно (вместо газировок!). А вот кофейные напитки в огромном ассортименте представлены в магазинах, которые, кстати, более полезны чем кофе и для взрослых!
Так что вы, уважаемые родители,сначала выберите достойное образовательное учреждение выберите для своего ребенка, в котором осуществляется санитарно-гигиенический конроль, обеспечивающий безопасность питания.А вот критика такого характера элементарно свидельствует о безграмотности в питании и безответственности в отношении к собственным детям.Извините.

Домашние дети, как правило, утром встают поздно. Поэтому завтракают они ближе к одиннадцати – ведь аппетит еще нагулять надо! Первый завтрак в детском саду начинается примерно в 8:30, а в 10:00 малышам предлагают уже второй прием пищи. И чтобы ребенок поел оба раза с удовольствием, он должен проснуться за час-полтора до еды, то есть в 7:00–7:30.

Понятно, что за пару дней режим на несколько часов назад не сдвинешь. Делать это нужно постепенно, в течение двух-трех месяцев. Просто начинайте будить и кормить кроху на 10–15 минут раньше обычного, переводя стрелки его биологических часов раз в 5–7 дней.

Перенести придется и другие приемы пищи: обед в детском саду детям до 4 лет дают в 11:30–12:00, а после 5 лет – в 12:30–13:00, полдник в детском саду – в 15:30–16:00 и ужин – в 19:00. Перед сном предложите крохе молоко или кефир с печеньем (а можно йогурт, яблоко). Так он быстрее адаптируется к режиму в детском саду.

Если же вы не успели перестроить режим питания малыша до первого визита в детский сад, приводите его ко второму завтраку или к обеду в детском саду. Единственное, чего не стоит делать, – кормить ребенка утром, потому что тогда он наверняка от завтрака в саду откажется.

Если в утреннем меню значится ненавистная малышу овсянка, дайте ему дома омлет, а в сад доставьте к концу завтрака. Решили кормить его вечером дома? Тогда забирайте его до ужина.

Организация питания в детском саду: издержки адаптации

Иногда о ребенке говорят, что он «несадовский». К этой категории педиатры относят малышей, страдающих хроническими заболеваниями и поэтому требующих строгой диеты или особого режима. Если ваш кроха такой, обязательно расскажите воспитателям о продуктах и блюдах, на которые его организм дает негативную реакцию, подкрепив слова списком и справкой от врача. Разговаривая с воспитателями об организации питания в детском саду, стоит рассказать им о тех блюдах, которые ребенку категорически не нравятся. Дело в том, что стойкое отвращение детей к определенным продуктам редко бывает не заслуживающим внимания капризом: как правило, оно физиологически обосновано. Ребенок интуитивно чувствует, что ему идет на пользу, а от чего становится хуже, потому и становится разборчивым в пище.

Питание детей в детском саду организовано так, что, например, в полдник им часто дают молоко. А ведь вам наверняка известно, что у некоторых малышей в кишечнике вырабатывается недостаточно лактазы – фермента, расщепляющего молочный сахар лактозу, отчего после чашки молока у таких ребят начинает бурлить в животике, возникает боль и понос. Зато кефир и йогурт они хорошо переносят. А есть дети, которые не любят кефир: у них повышена кислотность желудочного сока, а кислый продукт усугубляет проблему.

Часто ребенок не ест в саду после гриппа или простуды. Временный отказ от ряда блюд (главным образом мясных) – нормальное явление. Причина – в реакции поджелудочной железы на вирусную инфекцию. Этот же недуг порой развивается из-за адаптационного стресса, вызванного пребыванием в садике и непривычной едой. Таким детям нужна особая организация питания в детском саду: щадящая диета в течение двух-четырех недель, в рамках которой они должны получать все только отварное и протертое, никаких сырых овощей и фруктов!

Но порой кроху объявляет «несадовским» сама мама, которая не сумела подготовить его к поступлению в дошкольное учреждение, а в результате столкнулась с тем, что ребенок не ест в саду.

На самом деле небольшое снижение аппетита в период привыкания к новой пище и обстановке – вполне естественная реакция. Главное, чтобы она не слишком затягивалась: неделя-другая, максимум месяц - это нормально при условии, что ребенок чувствует себя хорошо и не теряет в весе.

Меню детского сада. Карта блюд

Современные диетологи гораздо больше, чем в прошлые десятилетия, прислушиваются к желаниям малышей при составлении меню детского сада. Некоторое время назад его радикально пересмотрели, а затем дополнительно откорректировали в Московском управлении Роспотребнадзора совместно со специалистами из НИИ питания РАМН с учетом пожеланий родителей, ссылавшихся на жалобы детей.

Например, из рациона частично убрали тушеные овощи, которые малыши плохо ели, а нарезанную кусочками печень заменили на нежное суфле и картофельно-печеночную запеканку.

В меню детского сада появились новые продукты, например, язык и ветчина, дети их любят. В рацион включили 7 видов выпечки (блины, шанежки, ватрушки, беляши, пирожки, бисквиты, печенье). Увеличены нормы потребления фруктов и расширен их ассортимент (яблоки, груши, апельсины, бананы и др.), а полдники сделали уплотненными.

Первые блюда, которые тоже не относятся к числу любимых у малышей, стали разнообразней. В меню детского сада помимо борща и щей попали еще около 20 разных супов: молочный с вермишелью, он же с пшенной крупой, фасолевый, гороховый, чечевичный, овощной с курицей, картофельный с макаронными изделиями, рассольник, свекольник… Вряд ли вы готовите дома всю эту суповую линейку, так что придется освоить новые рецепты, чтобы заблаговременно познакомить малыша со вкусом незнакомых блюд.

А ленивые вареники ваш ребенок уже пробовал? Это тоже одно из блюд меню детского сада, пожалуй, самое простое в приготовлении: отвариваете макароны (лучше из пшеницы твердых сортов), добавляете немного сливочного масла и свежий творог.

А как ваш карапуз относится к рыбе, тушенной в томатном соусе? К творожной запеканке? К гуляшу и куриным котлетам? К рисовым биточкам и плову с говядиной? А понравится ли ему пюре не из картошки, а из гороха? Или картошка не в виде пюре, а запеченная в масле крупными кусками, да еще посыпанная зеленью? Как воспримет маленький привереда свеклу – отварную в салате с изюмом, тушеную в виде икры? Будет ли он есть сырники с морковью или макароны с сыром? А как относится к вкусу ржаного хлеба? Наконец, пьет ли ваш ребенок сладкий чай (не все детишки любят его вкус), да еще и с молоком? Кофейный напиток из цикория на молоке ему нравится? Все это малыш должен попробовать еще дома, чтобы не теряться потом при виде чего-то неведомого.

­Застольный этикет

Подготавливая малыша к детскому саду, обратите внимание, умеет ли он есть без посторонней помощи, хорошо ли управляется со столовыми приборами, пьет ли из чашки. Конечно, воспитатели первое время будут помогать крохе с едой. Но учтите, что кормить его с ложечки, как младенца, долго никто не станет. Так что главная ваша задача – научить кроху есть самостоятельно до того, как он пойдет в детский сад.