Занятие на тему перелетные птицы. Конспект занятия Перелетные птицы.docx - Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Перелетные птицы"

Образовательные области «Познание ФЦКМ», «Коммуникация».

Цели занятия:

Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

Активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

Учить согласовывать имена существительные с числительными;

Учить согласовывать имена существительные с глаголами;

Развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, кубик с цифрами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

2. Беседа.

В природе существует большое разнообразии птиц.

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети. (Делают предположения)

Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Дети. Да. Можно.

Воспитатель. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).

Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети. В тёплые страны, на юг.

3. Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Правила игры : воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),

Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Голубь…(варкует),

Воробей…(чирикает).

5. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

7. Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста», «У меня пять грачей».

8. Итог занятия

Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?

(Ответы детей).

Я хочу подарить вам вот эту книгу - «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.

Департамент Образования г. Москвы Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Города Москвы «Школа 2051»

Подготовила и провела: Зеленева Н.А. Москва 2017

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально - коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

Цель: расширить и закрепить знания детей о перелетных птицах; развивать познавательный интерес к живой природе, мышление, память, речь детей; воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме, картинки птиц, 2 плаката с деревьями «осень» и «зима» для игры, 2 стенда.

Ход работы:

Организационный момент. Дети под пение птиц входят в зал, и тут стук в дверь:

Сова принесла нам письмо. Давайте его прочитаем.

«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не можем улететь в теплые страны, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем улететь на юг»

Ребята, поможем перелетным птицам?

Ответ ребят.

Задание 1

Д/И «Определи перелётную птицу по первому звуку»

Воспитатель называет звуки: «А» , «Г» , «Л» , «С» , «З» , «К» , «Д» (аист, соловей, кукушка, скворец, зяблик, ласточка, дрозд) . Ребята вы молодцы. Вы выполнили первое задание Волшебника.

Задание 2

Ребята скоро наступит зима, что случиться с птичьими гнездами?

Ответы детей. (их разрушат вьюги, метели) .

Когда птицы будут возвращаться они будут строить свои новые жилища.

Задание 3

Посмотрите на картинки и расскажите где, какая птица свила гнездо?

(дети определяю гнезда птиц) .

А где гнездо кукушки? (ответы детей)

Задание 4

Кирилл подготовил рассказ об одной из перелетных птиц.

Ребята я вам хочу помочь победить злого волшебника. Я вам расскажу о перелетных птицах.

Аисты- крупные птицы. У них длинный клюв, длинные ноги и шея.

Аисты ведут перелётный образ жизни. На зиму улетают в теплые края.

Свои гнезда строят на берегах реки и в лесах. Иногда на крышах домов и верхушках деревьях

Соловей - один из самых знаменитых певцов среди птиц.

Но увидеть соловья трудно: это скрытная и осторожная птица.

Поёт соловей, сидя где - ни будь на ветке, не очень высоко от земли.

Соловьи начинают петь, когда распускаются первые зелёные листочки.

Гнёзда - соловьи устраивают на земле или среди невысоких кустарников.

Питаются соловьи муравьями, жуками, гусеницами, бабочками. Клюют семена и ягоды.

А в конце лета эти птицы улетают на зимовку в далёкие тёплые страны.

Кукушка – птица, известная. Её любимое блюдо - мохнатые гусеницы. Никто из птиц этих гусениц не трогает. Тем самым она спасает лес от вредителей.

Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц.

Скворцы – небольшие птицы черного цвета, имеющие длинный острый клюв.

Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Например, скрип колеса, лай собаки и кудахтанье кур.

Весной люди встречают скворцов с самодельными домами для птиц, который называется скворечник.

Скворцы поедают вредных насекомых, тем самым спасают урожай на полях.

Рассказы были очень интересные и познавательные. Ребята вам понравились?

Пора немножко подвигаться.

Физкультминутка.

Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу

Плавно руками помашем
Это птицы летят
Как они сядут, мы вам покажем –
Крылья мы сложим назад.

Давайте продолжим наш разговор о птицах.

Задание 5

Подвижная игра «Птички»

Правила игры: дети должны распределить картинки птиц на две группы «зимующие и перелетные»

Ребята вы сегодня правильно и хорошо выполняли задание злого волшебника. Вы помогли расколдовать птиц и они теперь улетят в теплые края.

Итог:

Ребята вам понравилось путешествие?

Какая из игр вам больше всего понравилась?

Что нового вы узнали сегодня на нашем занятии?

А сейчас ребята мы вернемся в нашу группу и нарисуем птицу которая вам больше всех понравилась.

Татьяна Левина
Конспект занятия по ФЦКМ «Перелетные птицы»

Программное содержание :

1. Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц .

2. Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц , их особенности, выделить существенные различия.

3. Познакомить детей с понятием <лететь клином>, <косяком >,< стайкой >

4. Рассказать детям, почему улетают птицы на юг . Изучения ученых.

5. Упражнять детей в образовании сложных прилагательных, употреблении глаголов.

6. Воспитывать доброе отношение к птицам .

1. Организационный момент.

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали.

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Дети : Все готовы заниматься.

Будем очень мы стараться!

2. Ход занятия .

В : Ребята, нам пришло письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы улетели неизвестно куда. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста! Помоги мне найти их, куда они делись?Каррр»

В : От кого пришло письмо?

Особа всем известная, она крикунья местная (ворона) .

В : Я думаю, что наши знания и умения нам помогут найти птиц .

Как называют птиц , которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные )

А птиц , которые остаются с нами? (зимующие)

В какое время года птиц больше ? (летом)

Почему? (и зимующие, и перелетные )

Как вы думаете, куда улетели птицы , которых ищет ворона? (на юг)

В какое время года они возвращаются? (весной)

3. Физкультминутка.

«Птички»

Птички начали спускаться, на поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь, надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу, пролететь нам надо много.

Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора.

4. Презентация про птиц .

1слайд. Перелетные птицы .

2слайд. Обобщающее понятие <Птицы> ;.

3cлайд. Птицы .

4 слайд. Как улетают птицы (<стайкой>, <клином> ,<косяком>)

5 слайд. Перелетные птицы .

6 слайд. Скворец.

7 слайд. Соловей.

8 слайд. Рассказ про соловья.

9 слайд. Жаворонок.

10 слайд. Ласточка.

11 слайд. Зяблик.

12 слайд. Рассказ про зяблика.

13 слайд. Журавль.

14 слайд. Куда улетают птицы .

15 слайд. Почему улетают птицы на юг .

16 слайд. Почему улетают птицы на юг .

17,18,19, 20,21,22 слайды. Изучения ученых.

5. Пальчиковая гимнастика : «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка :

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это - развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

6. Игра «Четвертый лишний»

На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц . Дети их убирают.

7. Игра<Кто как говорит>.

Воробей - чирикает

Ворона - каркает

Кукушка - кукует

Сорока - трещит

Соловей - поет

Утка - крякает

8. Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

9. Заключение.

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии ?

О каких новых перелетных птицах вы узнали ?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Перелетные птицы» Ход занятия. Организационный момент. (Дети заходят в группу, встают полукругом около стульчиков). Воспитатель: Ребята, давайте сейчас мы.

Конспект занятия по развитию речи «Перелетные птицы» Тема: Перелетные птицы. Цель: Формирование ассоциативного мышления, закрепление именительного падежа существительных, родительного падежа.

Конспект интегрированного занятия «Перелетные птицы» Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, количества. Сопровождать свои действия словами больше, меньше, поровну. Развивать память,.

Конспект интегрированного занятия по экологии «Перелетные птицы» (старший возраст) Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Перелетные птицы» Цель: продолжать развивать и закреплять знания о перелетных.

Конспект итогового занятия по теме «Перелетные птицы» в средней группе. Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о перелетных птицах,.

тема: «Перелетные птицы»

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование: Иллюстрации перелетных птиц (презентация), аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1.Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, Лужи у крыльца,

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.

Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это? (соловей)

Послушайте как поет соловей. (аудиозапись)

2. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/.

Отгадайте следующую загадку.

3. Под крышей я леплю гнездо,

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. /Ласточка/ /включается аудиозапись/

4. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту за лягушками к болоту. /Аист/ /аудиозапись/

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/ Пой–ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам. /руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

О каких новых перелетных птицах вы узнали?

Что интересного мы узнали о кукушке?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Самым активным ребятам я даю призы (открытки, календари, книги о птицах.)

Конспект

Организационно- образовательной деятельности

для детей группы «Капельки»

Тема: «Перелетные птицы»

МБДОУ «Детский сад №29».

Воспитатель: Титова Ю.Н.

Программное содержание:

1. Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

2. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

4. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

5. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение .

Предварительная работа

Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры, дидактические игры.

Материал к занятию

Картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты, дерево с гнездом и скворечником, картон, цветная бумага

1 Организационный момент.

Ребята, какое сейчас время года? (Весна)

А весной солнышко ярко светит, птички поют!

Но наше солнышко почему-то спит, может поэтому и не слышно пения птиц. Давайте разбудим солнышко потешкой. Оно вас услышит и обязательно проснется.

Солнце красное покажись, (руки вытянуть вперед)

Солнце красное нарядись (руки за юбку, на пояс)

Платье алое надень

Подари нам красный день (хлопают в ладошки).

Переворачиваем солнышко.

Вот и солнышко проснулось. На улице стало гораздо теплее. Весна пришла. Настроение у нас поднялось (слышится пение птиц).

2 Основная часть.

Ребята, а это что за звуки такие, кто поет? (Птицы)

А откуда они появились? (Солнышко нас услышало весна пришла и птички домой с юга прилетели).

Ребята, сейчас я вам загадаю загадки про птиц, а вы попробуйте отгадать, о каких птицах говорится в загадках:

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Кто же это? (Соловей)

Кто прилетает к нам с теплом

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Всех перелетных птиц черней

Чистит пашню от червей. (Грач)

Есть на дереве дворец,

Во дворце живет певец.

Он не лает, не кусает

Сад фруктовый охраняет. (Скворец)

Как называются эти птички одним словом? (Перелетные)

А почему их так называют? (Становится холодно, пропадают насекомые и птицы улетают в теплые края).

Дети, а наших перелетных птиц вы знаете?

(скворец, ласточка, соловей, журавль, жаворонок)

Назовите перелетных птиц водоплавающих. (Гуси, утки).

Посмотрите на наши картинки. На них изображены птицы. Все они такие разные! Лебедь – белая, грач – черный, утка – коричневая. Но что у них общее? (Тело птиц покрыто перьями, у всех птиц есть туловище, голова, хвост, клюв, лапы).

А сейчас моя волшебная палочка превратит вас в птичек.

Физминутка: «Птицы».

Мы загадку отгадаем и о ком она узнаем (хлопают)

Есть и лапы, и глаза, (показать ноги, глаза)

Туловище и голова,

Грудь, спина,

Хвост, живот,

Два крыла и клювик – рот. (махают руками, рот трубочкой)

Ей на месте не сидится (качают головой)

Отгадали? Это птица! (взмахнуть и подпрыгнуть)

Молодцы! А теперь моя волшебная палочка превратит вас опять в детишек! Садитесь на свои стульчики.

Ребята, а где живут птицы? Как называется птичий домик? (Гнездо). А из чего птицы его делают? (Их веточек, мха, глины).

А вот этот домик вам знаком? (Скворечник)

Кто его сделал? А кто в нем живет?

Как вы думаете, в скворечнике могут жить только скворцы? (Нет, но и другие маленькие птички).

А вы знаете, почему люди жилища для скворцов размещают на деревьях около своих садов и огородов? (Они уничтожают вредных насекомых).

Что птицы откладывают в своих гнездах? (Яйца).

Что потом будет с яйцами? (Из них появятся птенцы).

Они маленькие, беспомощные, будут пищать и просить есть. Что будут делать птицы – родители? (Кормить своих птенцов).

Предлагаю поиграть в игру «Птенчики».

Молодцы! А теперь немного поиграем с мячом.

Игра «Один – много».

Соловей – соловьи, журавль – журавли, грач – грачи, ласточка – ласточки, скворец – скворцы, лебедь – лебеди, утка – утки, жаворонок – жаворонки, гусь – гуси, стриж – стрижи.

Аппликация «Скворечник»

Дети, теперь давайте сделаем скворечники для птиц.

Ребята, посмотрите и скажите из каких частей состоит скворечник, какой формы каждая часть?

Стенка скворечника какой формы? – прямоугольной

Крыша какой формы? – треугольной

Окошко какой формы? – круглой (лаз).

Правильно, молодцы.

Ребята, в начале выложите скворечник на столе.

Какую часть будете наклеивать первой? (Стенку скворечника)….

Пальчиковая гимнастика.

Весна пришла по снежному (пальчики идут по ладошки)

По влажному ковру,

Рассыпала подснежники (раздвинуть пальцы)

Посеяла траву. (пальцы вместе)

Теперь зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

Ребята смотрите, к нам прилетели скворцы. Давайте их расселим по своим скворечникам. (Раздать изображения птиц и дети приклеивают их к своим скворечникам).

3 Итог.

Сегодня мы с вами сделали для птиц скворечники, за это они вам будут благодарны. Будут радовать нас своим пением, лечить деревья от вредителей.