Часодеи сколько частей. Часодеи

Трудно было не соблазниться предложением Росмена, и не почитать свежую книжку, которая гордо объявлена лучшим романом для детей, вышедшим за последнее время из-под пера русскоязычного писателя.

Главная героиня, Василиса – это современная нам девочка, которой вот-вот исполнится 13. Она живет в самом обыкновенном городе, учится в самой обыкновенной школе и занимается гимнастикой. У нее есть друг Лешка, бабушка (которая вроде и не совсем бабушка, а скорее опекун); вечно занятый папа, которого она никогда не видела, и мама, про которую толком ничего не известно, кроме того, что когда-то она была.

Т.е. по исходным данным, Василиса – это очередной сказочный ребенок-сирота, со всеми вытекающими.

Однажды, вернувшись из школы, Василиса узнает, что появился ее папа, и хочет забрать девочку к себе. С этого момента и начинаются ее приключения.

В папином доме все оказывается совсем не просто. Во-первых, у Василисы есть братья и сестра. И они совсем ей не рады. Впрочем, ей вообще никто не рад, включая ее отца. Во-вторых, оказывается, что кроме нашего мира, есть и другой, совершенно удивительный и фантастический, в который можно проникнуть, с помощью старых часов. В-третьих, у Василисы обнаруживается некий часовой дар, с которым еще надо разобраться, и в первую очередь, ей самой. Так что задумка вполне интригующая, но попробуем разобраться, что из нее вышло.

Сначала о плюсах.

1) Читается очень легко.

2) Придуманный параллельный мир – интересен, наполнен любопытными деталями и вполне располагает к размышлениям о происходящих в нем процессах. Там есть куда углубляться, много дверей, которые хочется открыть и предметов, чьи свойства хочется изучить. Т.е. это мир, которому есть куда развиваться.

3) Время – вещь уникальная, и очень удобная для придумывания всяческих философских и не очень концепций, поэтому само обращение к такой теме заставляет искать в книге дополнительные уровни.

4) Аллюзии. Черная и Белая королевы, стишок про ключи (явно напрашивается: «Три кольца премудрым эльфам - для добра их гордого,семь колец пещерным гномам - для труда их горного...»), ну и наверняка что-то еще было.

Однако все это было бы хорошо, если бы не целый ряд недостатков.

1) Василиса – откровенно глуповата для 12-13 летнего подростка. И если поначалу эту глупость списываешь на шок от попадания в новые обстоятельства, то чем дальше, тем больше ее наивность и нерешительность начинает раздражать.

2) Герои с одной стороны кажутся слишком картонными, или я бы даже сказала, пластиковыми, а с другой – логика их поведения зачастую совершенно непонятна. Боюсь, что это не прием автора, а скорее следствие того, что характеры оказались совершенно не прописаны. Более-менее стабилен в своих поступках мальчик Ник, а поведение остальных меняется каждые пару страниц.

3) Примерно к середине книги вдруг понимаешь, что читателю совершенно некому симпатизировать, ну разве что уже упомянутому Нику. Не думаю, что это правильно в детской книжке.

4) Словообразование. Я ничего не могу с собой поделать, но многие придуманные слова звучат слишком топорно, слишком прямолинейно. Часодеи, Остала, Радосвет - нет в этих словах изящества. Наверное, это я придираюсь, но красота названий много значит для красоты текста.

5) Логика. Логика и еще раз логика. Совершенно непонятно, почему Василиса до сих пор жива, если она так всем мешает? Непонятно, каким образом ей удается так успешно пройти испытание, если она толком ничего не соображает в происходящем, а остальные дети готовились к нему годами. Ну и много еще чего, что вызывает недоумение и ощущение некоторой сыроватости материала.

6) Как это ни смешно, но не хватает какого-то морального стержня. Что-нибудь честное и доброе на тему о том, что дружба это хорошо, а предательство - плохо. Что учиться полезно и правильно, а лентяйничать - стыдно и глупо. Но увы... видимо больше этого уже не пишут в детских книжках.

7) Открытый финал. Я понимаю, что это первая часть, что все только начинается, да. Что это бизнес и все такое. Но это будет продаваться как законченная детская книжка. Должно быть у нее окончание. Приключение №1, а уж потом Приключение №2.

Резюме: в качестве сценария фантастического фильма, этот текст выглядел бы очень недурно. Особенно, если подобрать адекватного режиссера, актеров и художников. В виде детской книжки оставляет желать лучшего, и явно ждет серьезной доработки.

Оценка: нет

Гмммм... А куда делся мой отзыв на эту книгу? Возмутительно!

Впрочем, сейчас отзывами на нее родимую весь интернет забит. Спасибо пиарщикам Росмэна - акция «получили халяву и обгадь чужой труд» вызвала волну далеко не только хвалебных отзывов, но и откровенных извержений желчи. Главный источник хулы, как и следовало ожидать, пролетевшие мимо кассы участники конкурса, на котором победили «Часодеи».

Ну да совесть им судья.

Я в свое время проглотила «Часодеев» за пару часов. Могу вспомнить всего пару-тройку подростковых фэнтезюшек, которые вызвали бы такое острое желание дочитать их до конца. Обычно после тридцатой, в редких случаях, пятидесятой страницы появляется сильное желание найти того урода, котороый допустил ЭТО до печати. А тут - ну просто исключительно увлекательная сказка!

Пойду по пунктам.

1. Атмосфера. О, за такую атмосферу и маму продашь! Она сродни английским сказкам. Да, в наших панельных джунглях редко родятся столь чудесные миры. Видно, все дело в том, что автор родом с Карпат (если я ничего не путаю). Словом, уже ради атмосферы «Часодеев» стоит читать.

2. Сюжет. Цельный (что опять же редкость), динамичный, сложный. То есть присутствует много линий, логично переплетающихся друг с другом. Вообще, это большой риск писать для детей такие триллерообразные сюжеты, но Наталье все удалось. Триллер оправдан.

3. Герои. Вот тут сложнее. Часодеев нередко обвиняют в картонности персонажей. Однако, мне показалось, что герои всполне характерные, живые. Козырь в рукаве у ГГ в виде многолетних занятий художественной гиманастикой вообще отличная находка. Да, с рефлексией у ГГ не ахти, но это и понятно, спортсмены вообще редко рефлексируют. Что напрягло, так это остутствие у героини друзей. Например, если Гарри Поттер - книга о дружбе, то часодеи - книга об одиночестве. Не знаю, какой вариант ценнее для подростков. Но допускаю, что для современных детей, изолированных в своем ноутбуке, второй.

4. Язык. Не могу сказать, что он блестателен. Но он вполне достаточен. В меру образный, довольно динамичный, без откровенных ляпов.

Итого 10. 10, потому что эта книга имеет все шансы стать международным бестселлером. То есть мы имеем редкий пример отечественного творчества, в потенциале конвертируемого в популярность за рубежом. А это редкость.

Оценка: 10

Когда я приступала к чтению книги Натальи Щербы « Часодеи. Часовой ключ» я была заинтригована: идея часовой магии, реализованная на отечественной почве, сама по себе манила, а уж восторженные отзывы на четвёртой сторонке прямо-таки настаивали на том, что книга мне непременно понравится. Должна сказать, я не разочаровалась.

Эта книга о большой игре. Детективный элемент присутствует на протяжении всего романа и выполнен автором на ура: проблема вполне реалистична, её развитие продумано и чётко структурировано, сюжет стройный и интересный, собирание кусочков мозаики героиней детально, сама интрига понятна и доступна читателю среднего школьного возраста. Поздравляю.

Начнём, пожалуй, со злодеев. Они здесь невероятно алчные, тщеславные, самолюбивые, богатые, властные и до ужаса привлекательные. Если характер прописан хорошо, читатели к нему потянутся – неизвестно, сколько вёдер детских слёз пролито по безвременно ушедшему Тёмному лорду в «Гарри Поттере». И читать эту книгу будут как раз в том возрасте, когда начинаешь самостоятельно анализировать происходящее, оценивать поступки людей, давать свою собственную трактовку событий – читатели 11-12 лет будут не без интереса наблюдать за стараниями группы внеземных экстремистов прибрать к своим рукам власть. Да что греха таить, и многие взрослые, в детстве мечтавшие стать Тёмными Властелинами, выделят свою долю сочувствия чертовски хитроумному Нортону Огневу и не в меру честолюбивой красавице Елене. Да, эти злодеи испытывают некие нежные чувства к своим детям (Нортон) или к возлюбленным (Елена), но на протяжении книги подчёркивается, что их симпатии основаны на стремлении к выгоде, просто предметом «любви» случайно оказалась не наша героиня, но при случае, конечно, она могла бы занять вакантное место в сердце своего отца, ежели такое найдётся. Итак, злодеи здесь, как и положено злодеям, мучают, вероломничают, сеют обман и несправедливость, по пути не забывая обогащаться – словом, абсолютно чёрные, неисправимые и, безусловно, яркие личности.

Ну а что же герои? Даёт ли Добро отпор Злу? Прилетела ли Добрая Фея утешить плачущую обиженную девочку, дала ли ей конфетку и покарала ли никудышного родителя? С Добром в этой книге дело обстоит сложнее. Нет ни одного взрослого, в противовес злым персонажам, выкрашенного белой гуашью с головы до ног (исключение составляет, пожалуй, тренерша Василисы, которая появляется только в Предисловии). Те, кто по всем правилам должен был сеять добро и справедливость, оказывается, лучше злодеев только тем, что преследуют свои цели, не выказывая героине открытой враждебности. Они мило улыбаются и одаривают смертоносными подарками. Они жалеют и строят далеко идущие планы с проталкиванием своих отпрысков в элитные частные школы посредством доброты героини. Вот настоящая изобретательность, куда там Нортону Огневу, у которого на лице написано, что он вот-вот приведёт в исполнение свой очередной Коварный План по Захвату Вселенной.

И вот героиня одна. Бросили злые, бросили «добрые», у взрослых началась большая игра, где девочке нет места. Сможет ли она закончить игру на своих условиях? Без помощи – нет, потому что она всё же ребёнок, ей нужна опора, да, она сильная девочка, она многое сможет выдержать, но на кого же ей опереться? Её друзья-герои, такие честные, такие добрые, сами оказались втянуты в игру, они – пешки, они исполняют свою роль и в мыслях даже не держат бросить всё и бежать спасать подругу. Помощь, конечно же, приходит (спасибо, нет чудовищных перумовских «собрав остаток сил» в 24-й раз за день с последующим разгромом превосходящих дивизий противника), но от кого? Из заведомо тёмного источника, правда, тёмный он только номинативно, ибо совершенно неизвестно, в чём его «темнота» заключается – соответственно, и сама «неожиданность» такого поворота событий под вопросом. Этот «кое-кто» преследует свои цели, но получается, что именно он больше остальных заботится о благе ребёнка. Рискует, лечит, уговаривает, терпит… В течение 20 минут, правда, но в итоге оказывается человечней всех остальных.

Так что же мы имеем в итоге? Ярко выделяющийся лагерь Тёмных Сил, лагерь Добра, подмочившего свою репутацию и лагерь Зла, временно перешедшего на сторону героини, чтобы решить какие-то свои проблемы. Какой же вывод должен сделать ребёнок из всего этого? Правильно, по доктору Хаусу: «Все врут». А раз все врут, то никому и верить-то нельзя, только самым близким, тем, кто всегда был с тобой и стоял за тебя, горстке проверенных людей, а чрезмерно доверчивая героиня пострадала именно из-за своего гипертрофированного чувства всеобщей справедливости. Вы пишете сказку с обязательным условием борьбы Добра и Зла, или фэнтези-роман со сложными характерами, показывающий проблемы реального мира на примере вымышленной реальности? Определитесь, товарищ автор.

Вместе с тем, героиня, конечно, хороша. Ответственная, дисциплинированная, трудолюбивая, честная, умеющая за себя постоять, дружить и осознавать последствия своих поступков. Это безусловный положительный герой, со своими недостатками, здоровой долей самокритики и при этом абсолютно живой, т.к. читатель понимает, что сделало её такой – тяжёлая жизнь, отсутствие семьи, проблемы со сверстниками. Василиса – это и пример для подражания (упорство, скромность, целеустремлённость), и пример того, как не надо делать (чрезмерная доверчивость, неумение сопоставить факты и выявить ложь, ношение предметов, подаренных заведомо плохо настроенным человеком без проверки их свойств на предмет возможного негативного воздействия). Это живой, целостный образ, за развитием которого интересно наблюдать, как ребёнку, так и взрослому.

Теперь несколько строк о мире «Часодеев».

В игры со временем всегда играли фантасты, а писатели фэнтези обходили эту тему стороной, т.к. кругом было полно нетоптаных полей с магическими школами, греческими богами и говорящим драконами (ну это из последнего, что в голову пришло). Обратившись к теме магии времени, замешанной на магии разума, Наталья Щерба открыла новое пространство для строительства фэнтези-миров, что позволило ей обрести некоторую свободу действий, которой у вас уже никогда не будет, если вы, скажем, задумаете писать о возвращении на трон королей или о путешествии в другую страну через дверцу платяного шкафа. Хочется поздравить автора: переход между мирами выполнен блестяще, придраться можно к мелочам типа описания непосредственно акта перемещения и несостыковки чисел при звонке героини по мобильному из другого мира (минуты-секунды). Безусловным плюсом данного произведения для ценителей жанра будет то, что природа магии в этом мире получает достаточно подробное объяснение, чего стоит одно «я поменял тарелке будущее с пирожками на будущее без пирожков» - это умно, забавно и свежо.

Но есть одна деталь, на которую я не могу не указать: назвать мир абсолютно самобытным мне мешает уже довольно затасканная (к сожалению), идея зависимости магии от истинных имён, которые следует скрывать, если не хочешь, чтоб тебя зомбировали противники. Конечно, здесь тема истинных имён не несёт той психологической окраски, которая была у Урсулы Ле Гуин: скрывание своего подлинного обличия, своей сущности, проблема одиночества людей на одиноких островах – здесь всего этого нет. Но можно провести аналогии и с «Эрагоном», где также эксплуатируется эта идея, произведением, которое, наверно, ближе и автору, и современным детям, чем сложные миры Ле Гуин.

Я не сказала только про язык. Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только для детей. Только вот одни книги страдают излишне снисходительным тоном к своему маленькому читателю, авторы других «мудрствуют» так, что и взрослому бывает трудно понять. Книга Натальи Щербы « Часодеи. Часовой ключ» написана о детях, для детей и языком детей. Здесь подняты проблемы детей: дружба, предательство, отношения со сверстниками и взрослыми, взросление, понимание того, что мир не делится на чёрное и белое, на хороших и плохих людей – всё то, что так остро стоит перед человеком, входящим в тяжёлый подростковый возраст, когда он уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Попытка найти себя в мире, причем без посторонней помощи – само по себе довольно смело. В книге много диалогов, предложения лаконичные, автор, в отличие от меня, не страдает толстовской болезнью длинных текстов. Стиль выдержан на протяжении всей книги, автор ни разу не «сбилась».

Помимо небольших минусов, которые я отметила выше, книга мне очень понравилась. Хороший для своей читательской аудитории язык, внятный сюжет, интересные герои, необычный мир, масса всяких деталей, которые так любят поглощать фэнтези-маны. Отличное чтение для маленьких и взрослых детей.

Оценка: 10

Господа,Товарищи,Друзья!Хочется всех поздравить.В русскоязычной фэнтези- Явление.Появился автор,который через пару лет может стать известен во всем мире,как в свое время Джоан Роуллинг со своим знаменитым циклом про мальчика со шрамом.Выражу лично свое мнение-у цикла «Часодеи«для этого есть все предпосылки.Во-первых сюжет.Оригинальный,волшебный,никого некопирующий сюжет.Во-вторых- стиль написания настолько приятен и многогранен,что вызывает безграничное восхищение автором.В-третьих персонажи-их очень много и что самое удивительное,они все к месту.Нет рванного повествования-все четко,понятно и сюжет с каждой новой страницей набирает и набирает бешенные обороты.Очень много интриг,динамики,опасности поджидают главную героиню Василису на каждом шагу.Более подробно напишу отзывы по каждой из книг цикла.Сейчас же просто посоветую всем-читайте цикл «Часодеи»-это жемчужина в нашей подростковой фэнтези,в отличие от бредовых циклов Дмитрия Емца «Таня Гроттер«и «Мефодий Буслаев»-могу так говорить,потомучто читал пару-тройку книг из каждого его цикла.

Оценка: 9

А мне не очень. Вопреки заверениям, не чувствуется, что герои манипулируют именно временем. Проделайте мысленный эксперимент: замените слово часодейстсво на чародейство - ничего не изменится. Тарелку с пирожками можно телепортировать и с помощью «обычной» магии. При чём тут управление мировыми линиями. Единственный момент когда работа с временем действительно видна, это его остановка (временная петля), например Еленой когда она хочет незаметно расправится с Василисой, но это всё.

Когда начинает выясняться, что чуть ли не все персоонажи приходятся друг другу родственниками, то возникает ощущение мексиканского сериала. В общем бросил после второй книги.

Оценка: 4

Истинная жемчужина современной отечественной детской фантастической литературы! Борюсь с собой, чтобы не перейти на восхваляющие глоссолалии. Чудно, интересно, красиво! Идея гениальна! Осуществление же, к величайшему сожалению, оставляет желать лучшего - лучшей вычитки, лучшей редактуры, лучшей проработки сюжета. И не смотря на то, что первая книга была откровенно корявой и в каком-то роде застрельной, последующие получились очень даже ничего! Что неизменно заставляет меня грезить в предвкушении выхода следующей книги. Поверьте, удовольствие от прочтения получат не только ваши дети, но и вы сами. Потому что это не история о приключениях кого-то там и где-то там, а книжный воображариум. И у вас есть пригласительный билет.

P.S. Экранизируйте, пожалуйста! Возродите детское кино!

Оценка: 8

Цикл безусловно понравился, хотя я заметила одну закономерность: читала книги по мере выхода и постепенно забывала что было в предыдущих книгах. Так что перед прочтением последних двух решила прочесть все с начала. Книги переполнены действием, герои постоянно оказываются в круговороте событий, и Василисе постоянно приходиться решать, что делать, и порой ее решения, особенно в начале импульсивны, лишь бы насолить всем... При этом читается цикл на одном дыхании.

Еще я отметила бы тот факт, что добро и зло не привязано к цвету: есть Черные и Белые феи, но никто не говорит, что они добрые или злые. Есть две часовые школы (ну куда же без них - ведь надо будущих магов часодеев где-то учить). При этом в Темночасе учатсся мальчики, а в Светлочасе - девочки. Вот и все разделение.

Хочу выделить группы героев и отдельно написать о них.

Подростки.

Надо сказать, что автор изначально пошла в принципе по верному пути: не стала делать из героини супердевочку схватывающую все на лету и быстро разбирающуюся с недругами.... Не Василиса примерно до середины цикла выглядит перепуганной ничего не понимающей девочкой, которая изо всех сид пытается разобраться в происходящем. А это непросто, ведь никто прямо не говорит, чего ждут от нее, все преследуют свои тайные цели.

А ты такая!

А ты сякой!

Ф я ичего не скажу!

Ну и не надо!

Перебор по моему... И менно по этому мне почему то весь цикл казалось, что главным героям лет 11-12, хотя им от 13 до 16.

А еще в цикле нет моего любимого типа героя черно-белого... Почти про каждого можно сказать - этот плохой, а этот хороший! Причем некоторые отрицательные герои вышли гораздо более запоминающимися, чем хорошие.

Причем плохиши показаны во всех своих отвратительных ипостасях: лжецы, трусы, обманщики, любят пользоваться правом сильного...

Лишь несколько персонажей из их лагеря, как бы сохраняют нейтралитет, и заслуживают уважение читателя - это Ярис, Рок и Примаро. Последний появляется лишь в шестой книге, и не являясь главным героем описан настолько мастерски, что в него невольно влюбляешься!

Теперь о взрослых окружающих детей.

Первые с кем сталкивается Василиса это ее отец Нортон-старший, и Елена Мортинова. Эта пара по началу вызывает ассоциации с другой парой: лордом Азриэлом и миссис Колтер (Филип Пулман «Темные начала») Но только по началу.

Нортон Огнев. Пожалуй самый неоднозначный персонаж, про которого сразу трудно сказать хороший он или плохой. Вначале явно видно, что он ненавидит дочь, не хочет ей счастья, и непонятно зачем он после 12 лет разлуки взял ее в семью. Но поняв, что Василиса по уши влезла в часодейные дела и не отступит, он начинает помогать дочери, защищает ее, «учит жить». При этом оставаясь строгим отцом, не прощающим дочери малейшую провинность. Но теперь все же ясно, что дочь ему не безразлична.

А вот Елена Мортинова. Вот уж поистине яркий запоминающий и при этом отрицательный персонаж!!! Сильная часовщица, красавица, светская львица. При этом умна и коварна. Ненавидит Василису, и как выяснилось всех остальных детей Нортона Огнева. Вроде бы она влюблена в него, но не верю... Автор показал чувства Мортиновой только в одной эпизоде, и кажется потом напрочь о них забыл... У меня сложилось впечатление, что Елена любит власть и богатство, и что в Нортоне-старшем ее притягивает именно это... Люби она его, то постаралась бы скрыть свою ненависть к его детям...

Есть еще великий Дух Осталы: Астрогор. Он главный антогонитст цикла, он стремится стать временем, и уничтожить Эфлару. Появляется он на страницах кстати нечасто, и при этом ухитряется не вызвать отрицательных эмоций и ненависти со стороны читателей.

Хочется сказать несколько слов про отношения героев.

Несмотря на то, что у Василисы появляется множество друзей - у нее нет самого главного - семьи! И как мне показалось Наталья гораздо больше внимания уделяет отношениям между подростками и их зарождающимися чувствами, чем между отношениями Василисы и родителей. В итоге девочка можно сказать остается сиротой.

Спойлер (раскрытие сюжета)

Мне не хватало этого, и очень хотелось, чтобы Василиса с отцом нашли общий язык раньше, чем это произошло (на последних страницах книг). Не знаю почему, но мне очень жаль, в конце Василису и ее отца.

Нет финал хороший, но оставляет горький осадок.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

В какой-то момент становится ясно, кто оденет корону Времени, но хочется другого, хочется, чтобы у главной героини наконец-то началась нормальная жизнь: учеба в школе с друзьями, жизнь с отцом и братом и сестрой... А не та участь, которую ей уготовил автор.

В итоге мы имеем замечательный, яркий, необычный цикл, но концовка, при всей эпичности оставляет горький осадок, уж лучше как у Гарри Поттера. Хотя эпилог я тоже не перевариваю)))

Оценка: 10

Да, конечно не шедевр. Но в общем и целом совсем неплохо. Конечно произведение выглядит вторично, поскольку теперь все истории про подростков волшебников будут

выглядеть вторично - благодаря циклу про Сами-Знаете-Кого!

Но... все-таки оригинальность в повествовании присутствует, интересные персонажи тоже есть, а уж динамики вообще хоть отбавляй. Поначалу первые романы трудновато читать, поскольку они довольно топорно написаны, но писательница к концу цикла явно повысила свой навык и слог, и описания стали радовать глаз.

Мир и магия отличаются оригинальностью. Впервые встречаю магию основанную на управлении временем. Это интересно, увлекательно и к тому же детально и глубоко прописано. Прочитав, такую книгу лет 14-15, точно полюбила бы временную фантастику и фэнтези. И к тому же доступно и понятно подаются парадоксы, связанные с временными путешествиями.

Сюжет – динамичный, с героями постоянно что-то случается, все развивается быстро, иногда непредсказуемо и не дает заскучать. Меня лично книги держали в напряжении до конца. И развязка все же удивила немного. Оставалось совсем немного страниц, а хеппи енд все не наступал, даже испугалась немного))))

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Не ожидала, что Временем станут двое. Не думала, что Николь сестра из параллельной временной линии (склонялась к мысли, что дочь из будущего).

Характеры. Герои живые и мне понравились. Не только главные, но и второстепенные. Не знаю, почему Василиса кому-то показалась глупой. Действовала она в соответствии своему возрасту, смело, возможно, иногда слишком эмоционально – отсюда и некоторые промахи. Но мне было бы странно, если бы девочка 13-14 лет была сухой и здравомыслящей особой. И не удавалось ей все просто и легко: и промахи были, и поражения, и училась она много! Повезло с друзьями – бесспорно. С родней, как оказалось, тоже повезло. И безусловно повезло с Фэшем)

Фэш по-своему уникальный персонаж. Сложность характера вполне объясняется воспитанием. Героичность и самопожертвование (иногда даже слишком), казалось иногда, что у него присутствуют суицидальные наклонности. Но в целом привлекательный персонаж, более взрослый, но не в меру вспыльчивый. Мечта девочек-подростков – 100%.

Романтическая составляющая на уровне. Ни капли не бесили постоянные ссоры главных героев и их поведение. Обычная ситуация, когда каждый себе надумывает, а поговорить и выяснить отношения не могут – стыдно, обидно и непонятно, как это сделать. Немудрено при подростковом возрасте и таких эмоционально-вспыльчивых характерах. И Василиска-то повзрослела, когда в последней книге не ушла от проблемы и не закрылась в своей обиде, а пошла выпытывать в чем дело.

У каждого из друзей главных героев, есть какая-то уникальная черточка, которая выделяет их из общей массы.

По мне так мало раскрыты взрослые. Отца поняла лишь отчасти, его мотивы оказались несколько запутанными.

Не совсем раскрыты мотивы Великого духа. Не до конца поняла, как он из мальчика, который хотел изменить мир к лучшему, пришел к такому злодейскому существованию.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Он увидел новых повелителей времени в зеркале и захотел сам повелевать миром. По мне так слабая мотивация. Что-то большее должно было произойти и разочаровать, чтобы стать таким гадом. Мне кажется, это просто опущено. Понятно почему он так вцепился в Фэша, непонятно почему сам корону надевал, ведь знал, что должно быть двое.

В целом, приятная и хорошая серия. Милая, светлая и интересная. С таких книг начинается любовь к чтению. Дайте почитать своим детям, особенно девочкам, – безусловно понравится.

Давно заняла свое место на полках мировой литературы. И если в данном направлении представлены преимущественно зарубежные произведения, то отечественные меньше ставятся в пример. А зря! Одной из увлекательных историй стала серия романов “Часодеи”. Все книги по порядку разберем в нашей статье.

Счастливый случай

Долгое время ключники заняты поисками Расколотого замка. Его часовая башня лишается стрелы. Василиса становится вместо нее, чтобы отмотать назад время и вернуть замок к прежнему состоянию. Благодаря этому, часовщики приступают к исследованию здания.

“Часодеи”. Список книг по порядку

На данный момент в продажу вышли все шесть частей, о которых рассказывала Наталья Щерба. На вопрос о том, планируется ли продолжение, она не дает точного ответа, поскольку серия книг имеет логическое завершение. Автор занимается изданием других произведений, выдержанных в фэнтези-стиле.

“Часодеи” выпускались на протяжении трех лет издательством “Росмэн”. Полный перечень книг выглядит следующим образом:

  • “Часовой ключ” (2011);
  • “Часовое сердце” (2011);
  • “Часовая башня” (2012);
  • “Часовое имя” (2013);
  • “Часограмма” (2013);
  • “Часовая битва” (2014).

Часодеи - серия книг писательницы Натальи Щербы , написанная в жанре подростковой фантастики. Главной героиней серии является юная часовщица Василиса Огнева, попавшая в особый мир, где почти все умеют управлять временем.

Первая книга, «Часовой ключ», вышла в 2011 году тиражом 50 тысяч экземпляров после победы Натальи Щербы в конкурсе издательства Росмэн «Новая детская книга». На момент конкурса название книги было «Часовой ключ для Василисы» . «Часовой ключ» занял 2-е место в номинации «Лучший цикл, сериал и роман с продолжением» на фестивале фантастики «Звёздный мост » в 2011 году и в том же году получил премию «Алиса» за лучшее детско-юношеское произведение в фантастике на конференции РосКон . Наталья Щерба неоднократно заявляла, что в серии планируется ровно шесть книг. Вначале было выпущено три книги, а затем ещё три, раз в год. Последняя, шестая книга серии вышла в ноябре 2014 года.

Книги

Часовой ключ

Двенадцатилетняя Василиса Огнева, ни разу не видевшая своих родителей, живёт со старенькой опекуншей. Внезапно приезжает отец Василисы и забирает её к себе. Отец богат, живёт в большом доме, имеет личного шофёра и ещё четверых детей, кроме Василисы: старших двойняшек, брата и сестру Норта и Дейлу, и двух младших мальчиков Эрика и Ноэля. Никто из этой большой семьи не рад Василисе: отец грубо с ней обращается, а дети третируют. Однажды она становится свидетельницей странного события: отец и приехавшие к нему гости, покрутив стрелки часов в библиотеке, проходят сквозь стену и исчезают. Последовав за ними, Василиса оказывается в большом замке и подслушивает разговор отца с духом Астрагором, который управляет временем. Выясняется, что существует два мира, Остала - планета Земля, и Эфлара - эфемерная планета, на которой живут люди, способные управлять временем - часовщики. Тысячу лет назад часовщик Эфларус придумал, как другим часодеям отгородиться от духов - часодеев, сила которых почти безгранична - которые захотели править часовщиками. Когда расцвёл Алый цветок, то Эфларус загадал одно желание - создать планету которая будет на 100 часов в будущем. Теперь временной разрыв неумолимо сокращается, и Остала вскоре поглотит Эфлару. Часодеи возлагают большие надежды на Алый Цветок, расцветающий раз в тысячу лет и способный исполнить любое желание. Предполагается, что можно использовать это желание для увеличения разрыва между мирами. Попасть к Алому Цветку могут семь молодых часовщиков, владеющих семью ключами, встав на Часовой Круг.

Василиса вместе с братьями и сестрой проходит проверку на уровень способности к часодейству и показывает высшую часовую степень. Выясняется, что именно этого и опасалась вся семья: с высшей степенью Василиса имеет право на всё наследство, которое отец планировал оставить старшему сыну, Норту, и вносит путаницу в планы правителей часового мира. Отец вскоре придумывает, как использовать Василису в своих целях. Вынудив девочку переместиться на Эфлару с помощью Ника, сына своего давнего врага, часовых дел мастера Константина Лазарева, отец Василисы обвиняет Лазарева в похищении дочери. Лазарев подвергается эферу «старения» и попадает под арест.

Поскольку отец не собирается проводить для Василисы часовое посвящение, без которого она не может часовать, она сбегает из отцовского замка с приятелем Ника - Фэшем Драгоцием и при помощи Дианы Фрезер, феи, отправляется в Чародол - королевство фей, намереваясь попросить их провести посвящение. При Посвящении Василиса получает крылья, исполнение одного простого желания (она просит фей дать Нику часовой дар, о котором тот мечтает) и два подарка: от светлых фей - Рубиновый Ключ для Часового Круга, а от тёмных - кинжал, с вживленными в его сталь сапфирами. Ключ у неё вскоре отбирают недруги: Норт и Маркус Ляхтич, золотой ключник, вынуждая Василису передать его старшему брату. Но перед Василисой появляется Черная Королева, повелительница лютов (темных фей) и сообщает ей, что кинжал, который ей подарили, - не что иное как Чёрный Ключ, самый главный из ключей Часового Круга. Василиса спешит к Часовому Кругу, но попадает во «временную петлю» сделанную Еленой Мортиновой, которая намеревалась убить девочку. Во время боя, раскрывается секрет рождения Василисы: её матерью является Белая Королева, а отец, Нортон Огнев - Дух, что делает Василису полудухом. Сам Огнев спасает младшую дочь от Елены, и она встает в Круг.

Книга заканчивается тем, что Часовой Круг начинает вращаться, перемещаясь во времени.

Часовое сердце

Ключники попадают на Осталу, в спортивный лагерь «Вершина» и разыскивают там великого духа Осталы - Астрагора, главу ордена Благородных Драгоциев, по совместительству являвшегося дядей Фэша и Захарры (кузины Фэша). Астрагор гарантирует ключникам защиту и помощь в обмен на чашу Алого Цветка. Однако Василиса узнаёт, что, перерезав стебель цветка, она состарится или умрёт.

Ключники ныряют в безвременье, чтобы достать предметы для обряда перерезания Алого Цветка. Василиса во время своего путешествия во времени на 1000 лет назад встречает величайшего часовщика Эфларуса, который создал разрыв между Эфларой и Осталой. Он объясняет Василисе, что нужно сделать временной разрыв на несколько часов назад, и тогда Остала, как основная планета, будет обгонять Эфлару, а разрыв будет увеличиваться. К тому же с Осталы на Эфлару не смогут переходить духи - враги часовщиков, от которых те сбежали в отдельный мир. Во время лагерного похода в лес, перед предстояшим днем рождения Василисы, Фэш решает сделать ей подарок: заставку в часолисте, личный уголок. Это оказывается уютная зеленая долина с водопадом в скале. Там Фэш впервые целует Василису. Потом, узнав, что Василисе грозит опасность после срезания Алого Цветка, Фэш просит у своего дяди Астрагора разрешения взять совет у его гадательного зеркала. Астрагор позволяет Фэшу воспользоваться зеркалом, но в обмен вынуждает его подписать кабальный договор. Фэш обязуется служить Астрагору до совершеннолетия, а потом предоставить ему право переселиться в своё тело. Фэш посылает Василисе совет гадательного зеркала анонимной запиской. Когда Алый Цветок наконец расцветает, Василиса перерезает его стебель. Затем, действуя согласно совету зеркала, она откапывает среди корней цветка хрустальное сердце планеты и разбивает его, желая, чтобы Эфлара ушла на сотню часов назад. Её желание исполняется. Астрагор, который лишь для вида говорил, что ему нужна чаша цветка, а на деле охотился за хрустальным сердцем, с неудовольствием отступает.

В рецензии на книгу отмечено возросшее мастерство автора .

Часовая башня

Василиса поступает в Школу Светлых Часов и, пройдя лабиринт Тайноса, получает высший уровень (двенадцатый), но из-за того, что директором была Елена Мортинова, её не хотят принимать в школу. При вмешательстве Астариуса она получает нулевой уровень. Её учителем является мистер Родион Крафт, учитель с III часодейной степенью. Василиса успешно учится и получает у него высший балл. Во время визита в Рубиновый Шпиль Фэш выкрадывает стрелу Дианы, чтобы отправиться к феям для расчасования. Её передают Даниле, который передает еë Нику. Во время обыска Ник прячет еë в бутылке с инфомаслом.

Во время праздника Листопада Василиса выходит на связь с Чёрной Королевой, и та помогает ей добраться до поля старочасов. Проделав большой путь, Огнева всё-таки расчасовывает Диану. Черная Королева помогает пройти им через Русалочью Тропу (озеро с русалками). В благодарность Василиса просит у Белой Королевы рубинов для подарка Даниле. В конце книги ключники обнаруживают Расколотый замок. Марк и Норт уносят стрелу с Часовой башни, которая требовалась Астрагору для того, чтобы убить Василису. Его планам помешала Огнева, которая стает на место стрелы и отматывает время на часах назад, вернув Расколотый замок к жизни и восстановив его. Теперь часовщики могут начать его исследование. Отец Василисы договаривается с Черной Королевой, своей матерью, об обучении Василисы в ее замке.

В последней главе Астрагор задаёт Марку и Фэшу задание: узнать часовое имя Василисы в обмен на исполнение любого желания. Драгоций рассказывает всё это Захарре, которой это очень не нравится. Она пытается отговорить его от этой затеи.

Часовое имя

Фэш Драгоций знал числовое имя Василисы. Но он неравнодушен к Василисе и, несмотря на их ссору, ничего не сказал своему родственнику- духу Осталы Астрагору. Василиса тем временем прибывает в замок Черной Королевы. Там она встречает Маара - часовщика с первой степенью, который должен был овладеть ЧерноКлючом. Он влюблен в Василису, но безответно. Продолжаются приключения Василисы, ее друзей и недругов в удивительном волшебном мире, созданном талантливой современной писательницей Натальей Щерба. Разгадает ли Василиса тайну Черного Ключа? Найдет ли Черную Комнату? Узнает ли она наконец правду о своей матери? В кого переселится дух ужасного волшебника Астрагора? Сумеют ли примириться два самых дорогих Василисе человека? Ответы на эти вопросы вы найдете в книге «Часовое имя» - четвертом романе-фэнтези серии «Часодеи», уже успевшей стать новым бестселлером в странах СНГ.

Часограмма

Часодейный мир волнуется: Астрагор, самый сильный враг эфларских часовщиков, вернулся и жаждет мести. Нортон Огнев бросил ему вызов, и Василиса хочет помочь отцу. Вместе со своими верными друзьями она пытается разгадать тайну ржавого обломка, найденного в Расколотом Замке, учится новым часодейным премудростям, постепенно открывая для себя секреты управления Временем. Всех ключников ждут опасные и захватывающие приключения, первые потери, жестокая борьба и встреча с настоящим злом. Василисе предстоит сделать очень важный и трудный выбор.

Часовая битва

Близится роковой час - наступает решающая битва за трон Времени. Зодчий Круг в смятении: Василиса Огнева стала ученицей Астрагора, заклятого врага всех эфларских часовщиков, Фэш Драгоций бесследно пропал, и неизвестно, что ждет ключников в будущем. И только Астрагор уверен в своей судьбе и быстро идет к самой главной цели, приобретая союзников и сокрушая врагов. Удастся ли Василисе спасти своего друга? Какая судьба ждет ее отца, Нортона Огнева? Кто же на самом деле Родион Хардиус и какие ещё тайны хранит Расколотый Замок? В шестой, финальной книге часодейной истории раскроются все самые важные секреты, и мы наконец-то узнаем, на чьей стороне само Время!

Невероятно огромную популярность в нашей стране имеет детский цикл Натальи Щербы «Часодеи». Все книги по порядку мы рассмотрим в этой статье. А также поговорим немного о самом мире и о сюжетной линии.

О серии

Эти романы очень популярны в нашей стране не только среди детей, но и среди взрослых. В 2011 году выпустила первую книгу своего цикла Наталья Щерба. «Часодеи» (все книги по порядку будут представлены ниже) относятся к жанру подростковой фантастики. Главной героиней романов является Василиса Огнева, которая попадает в мир, где любой может управлять временем.

Цикл является законченным и состоит из шести книг. Сама писательница утверждает, что с самого начала планировала именно такое количество частей. Кроме основной серии, есть еще дополнение - «Часодейная книга».

«Часодеи»: все книги по порядку. «Часовой ключ»

Первый роман серии, выпущенный издательством «Росмэн», был опубликован в 2011 году. В основе сюжета лежит история Василисы, обычной современной девочки, живущей с бабушкой. Неожиданно она узнает, что ее отец является могущественным магом Эфлары, волшебного мира. Девочка случайно попадает в эту необычную страну и сразу же оказывается в центре интриг и заговоров. Главное, никто не может понять, кто она: шпионка отца, обыкновенная посредственность или одаренная часовщица.

Роман занял первое место в конкурсе «Росмэн» «Новая детская книга». Затем получил премию «Алиса» как лучшее детско-юношеское произведение. И занял второе место на фестивале «Звездный мост». И все это произошло в 2011 году, сразу же после издания книги.

«Часовое сердце»

Итак, мы рассматриваем порядок книг «Часодеев» и переходим ко второму роману, который был опубликован в 2011 году. Сюжет строится на том, что Земля и Эфлара вот-вот должны столкнуться, так как временной разрыв между ними постепенно уменьшается. Спасти положение может только Алый Цветок, исполняющий желание, которое одновременно загадали ключники. Однако их вражда только обостряется. На помощь решает прийти неожиданный союзник - враг часовщиков Великий Дух Астрагор. Но у него есть свои цели, и бескорыстно услугу он оказывать не собирается. Найдется ли тот, кто сможет помирить враждующие кланы?

Многие отмечают, что вторая книга по уровню литературного мастерства намного выше первой. Заметно, что Щерба сильно выросла как писательница. В 2012 году роман был удостоен премии «Рунета» в номинации «Бестселлер».

«Часовая башня»

В 2012 году вышел второй роман серии «Часодеи». Все книги по порядку намного удобнее читать, поэтому, принимаясь за чтение, убедитесь, что хронология соблюдена.

Мир Эфлары удается спасти, однако главная тайна ключей остается сокрыта. Чтобы ее разгадать, ключникам предстоит отправиться на поиски Расколотого Замка. А это легендарное строение уже многие века скрывается во Временном Разрыве. Кроме этого, в третьей части читатели смогут узнать, пробудится ли от вечного сна фея Диана, что произойдет в канун главного чародейского праздника в замке Змиулан, примут ли Василису в часовую школу.

«Часовое имя»

Вышла в свет в 2013 году четвертая книга («Часодеи»). Все части по порядку и их описание можно найти здесь.

В предыдущем романе героям удалось возвратить Расколотый Замок и Время. Однако древняя тайна призрачных стен осталась неразгаданной. Василиса же, прогневавшая самого Астрагора, была вынуждена отправиться на часодейское обучение к Черной Королеве. Героине предстоит встретиться с необычайными и загадочными механическими существами мира часодеев, поучаствовать в темпогонках, подружиться с зодчим и посетить фабрику «Золотой Механизм». Девочку и ее друзей ждут новые трудности и испытания, которые могут привести как к спасению, так и к гибели.

«Часограмма»

Рассмотрим предпоследний роман цикла «Часодеи». Все книги по порядку читаются на одном дыхании, поэтому многие поклонники серии очень надеются, что Щерба напишет продолжение.

Итак, роман вышел в 2014 году. В нем рассказывается о возвращении Астрагора, который невероятно зол и жаждет мести. Нортон Огнев бросает Великому Духу вызов. Героиня, желая помочь отцу, пытается разгадать тайну странного ржавого обломка, который был найден в Расколотом Замке. Василисе предстоит ощутить первую потерю, встретиться лицом к лицу с настоящим злом, сделать необычайно трудный выбор и разгадать головоломку, которая определит всю дальнейшую ее судьбу.

«Часовая битва»

Очень серьезно повысила свое писательское мастерство к шестой книге Щерба. «Часодеи» (все книги по порядку это подтверждают) - отличный пример того, как может вырасти автор за несколько лет упорной работы.

Заключительный роман рассказывает о битве за трон Времени. В смятении находится Зодчий Круг - Василиса пошла в ученицы к Астрагору, непримиримому врагу часовщиков, а Фэш Драгоцкий пропал неизвестно куда. В последней книге раскроются все секреты волшебного мира. Читатели даже узнают, на чью сторону встанет само Время.

«Часодейная книга»

Выше были описаны основные части серии, что написала Наталья Щерба («Часодеи»). Все книги по порядку, однако, будут перечислены не полностью, если мы не упомянем про «Часодейную книгу». Издание вышло в 2015 году и является гидом по миру магов. В него вошли секретные архивы Эфлары, тайные документы, частные переписки и все то, о чем не было сказано в романах, но читателям хотелось бы знать.

Книга богато и хорошо иллюстрирована. В ней можно найти изображения различных обитателей часодейного мира, артефактов, замков, волшебных существ и пр. Издание является прекрасным дополнением к основному циклу.

Решила начать с дорогого среброключника. Помимо книг Натальи Щербы, ему пришлось несладко и здесь, на Фикбуке. Ну кем только Фэш не был - и убийцей, и бабником, и вором, порой даже доходило до крайностей, например, мальчик побывал в роли парня Маркуса Ляхтича. Для себя я нахожу подобные работы забавными, но не все придерживаются этого мнения. Часто наталкиваюсь на отзывы с жалобами, мол, в кого превратили парня? Здесь соглашусь. Мальчику всего пятнадцать лет, но он успел себя показать как сильную, выносливую личность. По книгам Натальи нам отчётливо ясно, кого из себя представляет Фэш, ведь он является одним из главных героев - следовательно с его участием пишется довольно-таки много описаний и диалогов. Многие авторы не соблюдают канонный характер, вносят свои изменения - для этого и существует Out Of Character. Но, ребят, согласитесь, что нужно выдержать основные черты героя и лишь в силу определенных обстоятельств добавлять что-то новое. К примеру, Селена и Диаман живы, ведь именно из-за смерти родителей Фэш стал недоверчивым и заносчивым. Или Астрагор перестал давить и угрожать мальчику. Вот в этих случаях можно добавить Фэшу мягкости, уважения к окружающим. Для меня лично этот персонаж пример для подражания. Искренне горжусь и восхищаюсь им. Пережить смерть родителей невероятно тяжело и больно, ведь кому в этом мире кроме самых близких людей, есть до нас дело? Дальше мальчику предстоит испытать на себе совсем не детское детство(Простите за масло масляное, но не знаю как красивее написать) в руках страшного дяди. Но даже тут ребёнок не ломается, а только закаляет себя. И ведь Фэшу не делают никаких поблажек, заметили? Он развивается наравне со своими сверстниками. Хотя в учёбе его грузят гораздо больше, но Фэш осиливает всю эту тяжесть! Я вообще считаю, что если человек, да к тому же еще и маленький мальчик, остался без любящих родственников, нужно поддерживать его, постоянно напоминать, что он не одинок, проводить периодически беседы, спрашивать как дела, ничего ли его не беспокоит. Но, как вы знаете, с Фэшем никто так не занимался и он сам всего добивался. И именно это равнодушие к ребенку возродило в мальчике отрицательные качества, такие как насмешливость, грубость, злость, раздражение, недоверчивость. Всегда помните о нелегкой судьбе Фэша!
Ну а теперь перейду ко второй части. Внешность. Хм, некоторые, видимо, или невнимательно читают или спецом игнорируют некоторые внешние данные. Специально для вас, дорогие, описываю Фэша Драгоция.
У него:
1. Невысокий рост. Любители превратить мальчика в двухметровую пальму, спешу вас огорчить!!!
2. Огромные светло-голубые ангельские глаза. Не синие, не ледяные, и уж точно не васильковые. P.S. В "Часограмме", когда Фэш находился в хрустальной комнате и смотрелся в зеркало, говорилось, что у него еще и ярко-голубые глаза.
3. Озорные ямочки на щеках при белозубой улыбке. За последнее время видела пару фиков, где про ямочки, добавляющие Фэшу обаяния, начисто забывали. В одном описывалось даже, якобы ямочки есть у Василисы. (О.о)
4. Темные, слегка вьющиеся волосы. Милые мои, темные - это не "черные, как смоль или воронье крыло". А вьющиеся не означает, что мальчик имеет копну кудряшек. У меня как раз вьющиеся волосы и я прекрасно понимаю о чем речь.
5. Выражение лица задумчивое.
6. Телосложение коренастое. Ммм, как бы вам объяснить.. Ну это и не задохлик, как Марк, но и не упитанный, как Ноель. Что-то между. Как я говорю:" золотая середина!"
7. Носит Фэш в основном униформу часовщика - черный костюм. Рубашка с глухим воротником-стойкой, прямые штаны, отстроченные узкой серебряной каймой, остроносые туфли.
Пользуйтесь вышеперечисленными пунктами. Это всё внешность строго по канону.