История происхождения русских отчеств. История отчеств на руси



Отчество - это особым образом оформленное имя отца данного человека, входящее в состав его имени, характерная черта русской именной системы. Посредством отчества выражается связь детей с отцом, человек определяется по его ближайшему родству.

Называть по имени отчеству принято не во всех странах. Например, англичане, французы, немцы и многие другие народы спокойно обходятся без отчеств. В России отчества приняты с давних пор и записываются в документы сразу же при регистрации новорожденных. Считается, что обращение по имени отчеству показывает уважительное отношение к человеку.

Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Правда, писались они тогда по другому: например, Глеб сын Владимира, Василий сын Петра и т.д. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.

Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на «-вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; незнатные люди не имели права пользоваться такими отчествами.

Начиная с 15 столетия, именование с «-вичем» считалось особой привилегией, такое право незнатным людям даровалось лично царем и за особые заслуги. Так, в 1610 году царь Василий Шуйский, в благодарность за содействие купцов Строгановых в присоединении Урала и Сибири к Московскому государству, повелел Максиму и Никите Строгановым, их потомкам и потомкам Семёна (Иоанникиевича) Строганова писаться с «-вичем» и даровал особое звание «именитых людей». В XVII столетии Строгановы были единственной купеческой фамилией, носившей это звание .

Исторически сложилось, что отчество разделилось как бы на несколько разрядов. Холопы вообще его не имели. Просто знатные люди получали полуотчество: Пётр Осипов Васильев. Что же касается отчества на -ич, то оно стало как бы знаком того, что человек его носящий, принадлежит к сословной, аристократической верхушке. Таким образом -ич выделился из отчества, перестал быть суффиксом в полной мере и начал употребляться самостоятельно, превратившись в особый термин привилегированности, родовитости лиц или сословий. -ич стал восприниматься как титул, как указывающие на родовитость слова «де» (во французском языке), «фон» (в немецком), «Ван» (в голландском). В соответствии с таким положением -вичем можно было награждать, что и делали русские цари.

Начиная с правления Петра I - графа «Отчество» становится обязательной во всех документах. При Екатерине II употребление разных форм отчества было законодательно закреплено. В её «чиновной росписи», составленной в соответствии с петровской табелью о рангах, указывалось, что особ первых пяти классов следовало писать с отчеством на -вич, с шестого по восьмой - именовать полуотчествами, всех же остальных - только по именам.

Однако, формы отчества на -ов/-ев в XIX веке употреблялись лишь в канцелярской речи, в официальных документах. В неофициальных же ситуациях, в быту, русские люди именовали друг друга и по именам и отчествам в такой форме, которая привычна нам теперь: величание на -ович, -евич, -овна, -евна, -ич, -инична не ограничивалось. Иногда оно использовалось даже вместо имени (как иногда и сейчас), когда говорящий хотел подчеркнуть особое уважение к человеку, выказать оттенок расположения, любви. Как раньше, так и теперь человека начинают называть по отчеству только тогда, когда он повзрослеет. Маленьких детей и подростков называют только по имени.

Отчества - форма именования лица по отцу, обязательная для официального определения личности, является распространенной у славянских народов , стран бывшего СССР. Отчество на данном этапе употребляется во всех документах, определяющих положение личности, а также в официальных указах о награждении, в приказах о кадровых назначениях, в списках избирателей, часто в именовании третьих лиц.

Использование отчества в сфере неформального общения очень ограничено, отчествами редко пользуются близкие между собой люди и родственники. Стоит отметить, что при оформлении документов ключевым идентификатором является фамилия , потому отчество и имя может обозначаться в виде инициалов, тогда как фамилия указывается в полном виде всегда.

Если оценивать развитие практики применения отчеств в славянской культуре, то в первую очередь нужно рассматривать этот вопрос в контексте русской культуры, потому как именно она долгое время, впрочем, как и сейчас, оставалась доминирующей среди славянских культур.

Важно отметить то, что развитие и укрепление применения отчеств связано с эволюцией общественных и государственных отношений. Кода формирование русского общества только набирало обороты, идентификация лица в обществе имела совсем иной вид, нежели теперь, широко применялись различные прозвища .

Прозвища имели отношение в первую очередь к некоторым отличительным чертам из носителя, тем самым они подчеркивали его неповторимость и уникальность. Важно отметить, что не все прозвища были приятными для их носителя, потому как выбирались не им самим, а иными людьми.


Будет уместным отметить отдельные важные этапы в развитии использования отчеств, это прежде всего дофамильный , то есть до XVII-XVIII вв., и современный , в основном XIX-XX вв. Социальная значимость русских отчеств в дофамильный период была более заметной. С появление фамилий отчество стало нести иные функции, стало в некотором роде классовым показателем.

Довольно продолжительное время право иметь отчество принадлежало исключительно представителям знати и правящей верхушки общества. Кроме того, право именоваться по отчеству могло быть получено законодательным путем, однако на практике это было не очень распространено. Только с 1692 года царский указ дозволил «имена дьяков в боярских книгах и списках ныне и впредь писать по прежнему и по сему своему Великих Государей указу с отчествы» .

С принятием христианской веры, широкое распространение получили имена святых, что стало причиной появления множества людей с одинаковыми именами. Для того, чтобы сохранить способность идентифицироваться по имени люди стали шире использовать различные прозвища.

Из-за ситуации описанной выше полное имя уже не несло такой информации о связи человека с его родом. Использование отчеств стало важной вехой, это позволило сохранить точность идентификации лица, в то же время, наделяя полное имя более точной информацией о родовой связи человека. Кроме того, важно обратить внимание на то, что не все отчества отражали связь родственную, потому как в некоторых случаях при усыновлении ребенку давали отчество нового приемного родителя.

С XVIII века Екатерина II установила четкие нормативы использования отчеств для разных сословных групп . Таким образом, было законодательно ограничено использование отчеств для более низких сословий.

Годами позже крестьянской среде и среди слуг употребление отчества стало выполнять функцию возрастной характеристики. В русской литературе XVIII-XIX веков имеется много примеров именования таких лиц только одним отчеством: пожилая няня Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, нянька Татьяны Лариной Филипьевна в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, крестьянка Федосеевна в рассказе И. А. Бунина. В дворянской же среде начиная со второй половины XVIII в. обращение к лицу только по отчеству считалось признаком дурного тона.

В XIX веке после того как за фамилией закрепилась основная функция официальной персонификации лица снизилась социальная роль отчества . Как и на западе, в России нормой при официальной записи лица становится обозначение титула, чина, должности и фамилии, реже имени и фамилии. Получило распространение использование инициалов вместо полного имени и отчества. Только в конце века в документах, удостоверяющих личность, запись отчества становится обязательной. Эта традиция сохранилась до наших дней.


На характер человека влияет множество разнообразных факторов, в том числе и его отчество. Люди с одинаковым отчеством в некоторых ситуациях себя ведут похожим образом. По мнению некоторых ученых, отчество заключает в себе генную информацию, заложенную самой природой, это некий генный код, передаваемый из поколения в поколение. Отчество выражает принадлежность человека к определенному роду и дает ему дополнительное имя - имя по отцу.

Отчество дополняет психологическую картину имени человека , разнообразит его новыми красками. Отчество как бы дополняет сложившийся портрет. Оно изменяет его коренным образом, а уточняет, делает мягче или обостряет некоторые грани, делает их более явными.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что обладателям более грубых отчеств, твердой артикуляции приходится в жизни не так просто, как их тезкам с отчествами более мягкими, спокойными. Характер обладателей менее грубых отчеств гораздо более покладист.

Надо, однако, сказать, что обнаруженные в списках послов отчества были по форме не такими, как сейчас, о каких мы говорили в предыдущей статье, они были описательными, то есть называли имя отца в сочетании со словом «сын», иначе говоря, были словосочетаниями по типу: Иван, сын Глеба; Василий, сын Петра и т.д. Это то же самое, что мы имеем и сегодня, например, у некоторых тюркских народов: Абай Кунанбай улы - в казахском, где «улы» - означает «сын» (в притяжательной форме), то есть Абай сын Кунанбая; Ахмет Эрдоган оглы - в азербайджанском и турецком языках, в которых «оглы» - сын, и т.д. То же и у семитов, ср.: еврейское бен Гурион - сын Гуриона, где «бен» - сын; арамейское бар Йохай - сын Йохая, где «бар» - сын; арабское ибн Мухаммед - сын Мухаммеда и т.д. (Сразу оговоримся, что наименования эти являются не отчествами, каковых в прямом смысле у этих народов нет, а фамилиями, о чём подробнее см. ниже.)

Надо сказать, что на Руси использовали не только имя отца, но ещё и деда, прадеда, прапрадеда и т.д. Но так величали в основном князей, и чем древнее был род князя, тем дольше звучало его полное имя-отчество, тем величественней он выглядел. Так, например, киевского князя Владимира называли Владимир, сын Святослава, внук Всеволода, правнук Олега, праправнук Святослава, прапраправнук Ярослава, пращур Великого Владимира (того самого - Красного Солнышка). Кто знаком с древнерусским эпосом ХII века «Слово о полку Игореве», тот помнит его точное название: «Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова» («Святославль» - др.-русск. форма притяжательного прилагательного «святославий», или «святославич»)

Однако эта традиция не нашла широкого распространения и как норма не закрепилась - по вполне понятной причине: это было очень длинно, а потому и неудобно практически (пока обратишься, забудешь что и сказать хотел).

Таким образом, закрепилось «одноэтажное» отчество только по отцу, хотя оно и претерпело длинную историю своего становления, превратившись в «-овичей/-евичей» и «-овн/-евн» в сочетании с именем отца - в тех их функциях, о которых мы говорили в предыдущей статье. Хотя надо сказать, что в жизни бывали случаи, когда «отчество» образовалось и от имени матери (в таком случае его точнее было бы назвать словом «материнство»): Павел Настасьевич, Михаил Катеринин и под. Но эта форма не закрепилась в традиции по вполне понятным причинам: на Руси, как и у других народов, родовая, наследственная линия, по крайней мере в историческую эпоху, всегда велась по мужским предкам. О наличии же таких отчеств в прошлом говорят соответствующие фамилии, в которые они со временем превратились: Катеринин, Марьин, Апроськин (от Апроська - фонетической модификации (варианта) имени Офроська от Ефросинья/Офросинья/Опросинья/Опроська/, а с учётом аканья в южнорусских говорах - Апроська).

С тех же древнерусских времён известны отчества и у женщин, и тоже, несомненно, как их величание. Помните, в том же «Слове о полку Игореве»: «Ярославна рано плачет в Путивле на забрале аркучи...» («Ярославна рано плачет в Путивле на городской стене, приговаривая/причитая...»). Понятно, простую женщину из «подлых» (т.е. «низких», корень «под» - в др.-р. означал «низ», ср. «подовый хлеб», испечённый на поду, то есть на «низу»; подошва - нижняя част обуви) «величать» бы не стали, так как незнатные люди не имели права пользоваться отчествами, но ведь о таких не писали и эпосы, другое дело - жена князя.

Постепенно, примерно с ХV столетия, отчества на «-ович/-евич» становятся показателем особой привилегии, такое право незнатным людям даровалось лично царем за особые заслуги. Так, в 1610 году царь Василий Шуйский в благодарность за содействие купцов Строгановых в присоединении Урала и Сибири к Московскому Государству, повелел Максиму и Никите Строгановым, их потомкам и потомкам Семёна (Иоанникиевича) Строганова писаться с «вичем» и даровал им особое звание «именитых людей». В XVII столетии Строгановы были единственной купеческой фамилией, носившей это звание.

Исторически сложилась такая градация в общественном положении людей по знатности: холопы отчества вообще не имели; просто знатные люди получали, так сказать, полуотчество: Пётр Осипов (то есть по-современному Осипович) Васильев (фамилия); отчества же на -ович/-евич официально получали лишь знатные люди, они стали как бы знаком того, что человек, их носящий, принадлежит к сословной, аристократической верхушке. Бывший притяжательный суффикс -ович/-евич (в значении принадлежности к отцу по его имени) практически перестал в полной мере выполнять роль суффикса, начав употребляться даже самостоятельно и превратившись в особый показатель привилегированности, родовитости лиц (сословий), как это присуще частицам «де» во французском языке (de Gol), «фон» и «цу» в немецком (von Bismark, zu Guttenberg), «ван» в голландском (L. van Bethofen). В соответствии с таким положением «вичем», как титулом, можно было награждать, что и делали русские цари.

Начиная с правления Петра I, графа «Отчество» становится обязательной во всех документах. При Екатерине II употребление разных форм отчества было законодательно закреплено. В её Чиновной росписи, составленной в соответствии с петровской Табелью о рангах, указывалось, что особ первых пяти классов следовало писать с отчеством на -вич, с шестого по восьмой - именовать полуотчествами (сын Петров, Иванов и т.д.), всех же остальных - только по именам.

Надо, однако, сказать, что формы отчества на -ов/-ев (полуотчества) до XIX века включительно употреблялись лишь в канцелярской речи и в официальных документах, а если и в живом общении, то, как правило, в официальных ситуациях (при знакомстве, представлении и т.п., что отражено в русской классической литературе - у того же Тургенева, Пушкина и др.). В неофициальных же ситуациях, в быту, русские люди именовали друг друга или только по именам (при равном положении), или, если того требовали перечисленные в предыдущей статье ситуации, то и по отчествам, но в такой форме, которая стала единственной и привычной нам сегодня, то есть с суффиксами -ович/-евич, -овна/-евна, -ич/-инична.

Нельзя не упомянуть ещё об одной форме уважительного обращения (величания), которая существовала в древней Руси и оставила следы в языке, но не прижилась, отчеством не стала, вытесненная патронимической формой по отцу, ставшей единственной и официальной типа Иванович/Ивановна, Ильич/Ильинична.

Возможно, Вам, уважаемый читатель, приходилось слышать такие фамилии, как Петрищев, Иванищев, Братищев, Батищев и под. Вы не задумывались над тем, как они произошли и что первоначально означали? Судя по суффиксу -ев- (разновидность суффикса -ов- после мягкого согласного, в данном случае -щ-), это та же модель, по которой образованы фамилии Иванов, Петров, Сидоров, то есть как, скажем, Николаев, Юртаев, Гуляев и под. наименования по отцу. Но что такие фамилии могли означать? Почему не Петров, Иванов, Братов, Батин (от «батя») (ср. Старостин, Катеринин и под.), а Петрищев, Иванищев, Братищев, Батищев? Сама их модель говорит о том, что образованы они от форм имён - соответственно Петрищ-е (а не Пётр), Иванищ-е (а не Иван), от существительных братищ-е (а не брат), батище (а не батя), которые, в свою очередь, образованы при помощи суфф. -ищ(е). Так что же это за образования?

Одним из значений суффикса -ищ(е) в русском языке является увеличительное значение, ср.: дом - домище (большой дом), рука - ручища (большая рука), человек - человечище (большой, выдающийся человек) и т.п. Это же значение - увеличительное - имели и имена собственные типа Иванище или нарицательные существительные братище (при обращении к старшему брату), батище (уважительное к батя - отец). И хотя сегодня это выглядит довольно-таки странным, но на Руси такие формы употреблялись вплоть до ХVII - ХVIII вв., многочисленные примеры чего даёт частная переписка этого времени, изучению языка которой автор этих строк посвятил многие годы. Такие образования выполняли тоже «величательную» роль: обращаясь так к адресату, пишущий (или говорящий) выражал такой «увеличительной» формой своё к нему почтение, то есть как бы «увеличивал» его - величал, превращая Ивана в Иванище, батю (отца) - в батище, старшего брата - в братище и т.д. И хотя такие формы в качестве отчеств не получили развития, но о том, что они существовали, со всей очевидностью говорят сохранившиеся соответственные фамилии, примеры которых были приведены выше (Иванищева и Братищев, например, были моими студентами в Омском университете).

Но и это ещё не всё: мало того, что обращающийся называл адресата увеличительной формой имени, он, чтобы усугубить величание, себя называл формой уменьшительно-уничижительной.

Вот примеры из документов частной переписки ХVII - ХVIII вв., изданной Институтом русского языка АН СССР:

«Государю моему Дмитрию Ивановичу сынишко твой Федотко благословения прошу и челом бью...»; «Братище государь мой Борис Андреевич, здрав буди на веки раб твой Ивашка Пазухин челом бьёт...»; «Государю моему батюшку Семену Ивановичу дочеришка твоя Улятка... челом бью...»; «Благодетелю моему Федоту Дмитриевичу... братишко твой Никишка Коломнин челом бьёт...»; «Государю моему Тимофею Семёновичу женишка твоя Катюшка челом бьёт...»; «Государю моему дядюшке Кондратию Васильевичу и государыне тётушке Ульяне Онтипьевне племянничишко ваш Федька Глазков с женишкою Марфицею и сынишком Яшкою челом бьём...»; «Государю моему батюшку Мартину Васильевичу... дочеришка ваша Федорка благословения прошу и челом бью» и т.д., и т.д.

Вот такая интересная, экспрессивная и разнообразная по языковым формам система выражения уважительно-почтительных отношений между людьми существовала в русском языке на протяжении его развития. Однако существующие сегодня в трёх восточнославянских языках отчества на -ович/-евич, -овна/-евна, -ич/-инична в многолетней борьбе за выживание победили своих конкурентов и являются сегодня единственной патронимической формой, входящей в полное имя человека.

Естествен вопрос, существуют ли отчества в других языках мира? Википедия даёт на этот вопрос утвердительный ответ, называя языки и приводя соответствующие примеры, в которых в полных именах (названиях) людей существует элемент «сын» или «дочь». Такие примеры из тюркских и семитских языков были приведены в начале статьи. Википедия, помимо них, называет ещё и скандинавские языки, болгарский и даже вйнахские (чеченский и ингушский), имея в виду фамилии, в основе которых лежат бывшие патронимические формы по отцу или по матери с элементом «сын» или «дочь», например, швед. Нильссон (сын Нильса), норв. Эстридсен (сын Эстрида), Свенсдоттир, где доттир - дочь (дочь Свена. Ккстати, «доттир» - содержит тот же индоевропейский корень, что и нем. Tochter, русск. «дочь», лит. dukte и т.д.), Сноррадоттир (дочь Снорри) и т.д.

С этим, однако, нельзя согласиться. Все приведённые примеры из тюркских, семитских, скандинавских и др. названных Википедией языков отчествами не являются, потому что не выполняют ни одной из присущих им функций. Во-первых, и это самое главное, все они являются фамилиями. Во-вторых, параллельно с ними, не существует ещё одной, третьей формы, которая выполняла бы патронимическую функцию, называя, помимо родовой, семейной фамилии, имя отца (или наоборот: если принять эти формы за отчества, то параллельно с ними отсутствует ещё одна, третья форма со значением родовой фамилии). Наконец, эти формы не употребляются в живой речи как вежливое, почтительное обращение, что является главной и очевидной функцией русских отчеств - «величания» по батюшке.

Таким образом, подводя итог нашему разговору об отчествах, мы имеем полное основание сказать, что форма отчества в том её обычном понимании, какое сложилось в нашем менталитете и функционирует в речевом поведении, присуща только русскому языку (повторяю, в его широком понимании, под которым я здесь имею в виду все три восточнославянских языка - великорусский, белорусский и малороссийский). Это явление совершенно уникально как языковой феномен и весьма удобно в практическом отношении, а потому отказываться от него в речевом общении на русском языке не только нет никаких оснований, но и просто неразумно.

Д-р Р. Гайгер

Ost-West-Panorama - 2012

ОТЧЕСТВО

Наименование человека по отцу, вторая из трех частей полного русского именования человека (по имени, отчеству и фамилии).


Образуется от основы имени (см. ) отца при помощи суффиксов -ович/-овна, если образовано от имени, оканчивающегося на твердый согласный (Петр/_Петрович/_Петровна ); при помощи суффикса -евич/-евна, если образовано от имени, оканчивающегося на мягкий согласный (Алексей/ Алексеевич/_Алексеевна ); при помощи суффикса -ич/-ична или -инична, если образовано от имени, оканчивающегося на гласный (Никита/_Никитич/_Никитична ; Илья/ Ильич/_Ильинична ).
В Древней Руси (см. ) отчества указывали на род, происхождение человека. Они могли образовываться как от личных имен прибавлением суффиксов -ов/-ев для обозначения принадлежности сына (дочери) отцу, например, Антон Иванов (сын), так и от прозвищ с помощью суффиксов -ич или -ович - для обозначения принадлежности к известному роду - отечеству . Отсюда нормой для представителей высших слоев общества стали отчества, образованные с помощью суффиксов -ович/ -евич, -овна/ -евна или -ич/-ична, например, Васильевич , Алексеевич . Так, все дети и внуки князя Всеволода Большое Гнездо звались Всеволодовичи . При этом отчества образовывались не от имен отцов, а от имен основателей рода. Самые известные княжеские роды именовались Рюриковичи (от имени варяжского князя Рюрика ), Гедиминовичи (от имени литовского князя Гедимина ), Ярославичи (от имени киевского князя Ярослава Мудрого ). Незнатным (неродовитым) дворянам (см. ) специальными указами запрещалось употреблять такую форму отчества, даже если они были членами царской Думы .
Отчества могли выполнять функцию личного имени и употребляться без него. Например, героиня «Слова о полку Игореве» , жена князя Игоря Ефросинья Ярославна упоминается в тексте только под своим отчеством. Один из самых известных фрагментов «Слова» так и называется «Плач Ярославны».
Отчества на -ович/-евич, -овна/-евна или -ич/ -ична имели особый престиж. Были широко распространены в Великом Новгороде (до 1475 г.) и в Пскове (до 1510 г.) в период их независимости от Москвы . Такие отчества довольно часто встречаются в новгородских берестяных грамотах , где употребляются даже по отношению к незнатным людям. Социальным маркером в этих случаях выступало употребление не полной, а уменьшительной формы личного имени (ср. Василий Буслаевич для знатных людей, Василько Буслаевич - для незнатных).
В XVI–XVII вв. отчества на -ич стали уже не сословной, а должностной (служебной) привилегией: таким отчеством могли пользоваться бояре (см. ), думные дворяне и придворные особы (см. ). В это же время отчества начинают образовывать непосредственно от имени отца, а не основателя рода.
При Екатерине II написание отчества в официальных документах было приведено в соответствие с «Табелью о рангах» - законодательным актом России XVIII - начала XX в., определявшим порядок прохождения службы чиновниками (см. ), устанавливающим 14 рангов по трем видам: военные, штатские и придворные. Отчество лиц I–V рангов следовало писать с суффиксом -ович/-евич, VI–VIII - с суффиксами -ов/-ев или -ин, а для всех остальных чиновников отчество следовало не указывать. Во многих случаях право человека на именование по отчеству зависело от воли императрицы.
В народной традиции употребление отчеств на -ович/-евич и -овна/-евна при именовании человека называлось величанием (от глагола величать ) и означало высшую степень уважения к человеку при обращении к нему. Это отразилось в пословице: По имени называют, по отчеству величают . В народном быту до сих пор сохраняется обычай называть уважаемого (чаще - пожилого) человека только по отчеству, или по батюшке : Петрович , Павловна . Именование только по отчеству присутствует и в серии современных народных частушек (см. ) - «Семёновна». В советское время (см. Советский Союз ) считалось, что называние Владимира Ильича Ленина только по отчеству - Ильич - знак выражения народной любви к нему и его близости к простому народу. Ведь уже в XVII– XIX вв. замена личного имени отчеством была возможна именно в «простой», малообразованной среде. Например, крепостного слугу Петра Андреевича Гринёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» звали просто Савельичем .
В современной речи отчество прибавляется к собственному (личному) имени взрослого человека, например, Иван Петрович Белкин , Анна Аркадьевна Каренина . Употребление отчества по отношению к человеку означает уважительное отношение к нему.
В полном (паспортном) имени отчество располагается после личного имени перед фамилией (Иван Сергеевич Тургенев ). Исключение составляют бланки официальных документов, где используется аббревиатура ФИО , требующая последовательности - фамилия, имя, отчество, а также алфавитные списки (библиография, штатное расписание, классный журнал и т.д.), в которых на первое место выходит фамилия, а за ней следуют инициалы.
В быстрой разговорной речи отчества иногда «теряют» слоги -ов/-ев. Например, вместо Василий Алексеевич часто говорят Василий Алексеич , вместо Александр Иванович - Александр Иваныч , причем в этом случае вместо ич произносится ыч . В женских отчествах иногда «теряется» -е- : вместо Анна Алексеевна произносят Анна Алексевна , вместо Ирина Андреевна - Ирина Андревна , а в отчествах на -ична -ч- заменяется на -ш-, то есть вместо Татьяна Никитична говорят Татьяна Никитишна , вместо Мария Ильинична - Мария Ильинишна .
В постсоветской России при представлении или знакомстве взрослых и даже пожилых людей развилась тенденция именования, самоименования и обращения без отчества. Это очевидное влияние западноевропейской и американской традиции нарушает нормы русского речевого этикета и многими воспринимается негативно. В русской культурной традиции только по имени и фамилии можно называть публичных людей творческого труда: Александр Пушкин (см. А.С. Пушкин ), Лев Толстой (см. Л.Н. Толстой ), Марина Цветаева (см. М.И. Цветаева ), Сергей Эйзенштейн (см. С.М. Эйзенштейн ). В последние годы эта модель распространилась и на государственных деятелей и политиков. Однако при личном обращении к ним выбор именования только по имени или по имени и отчеству зависит от их возраста и статуса.

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ОТЧЕСТВО" в других словарях:

    отчество - отчество, а … Русский орфографический словарь

    ОТЧЕСТВО - ОТЧЕСТВО, см. отец. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    отчество - См … Словарь синонимов

    ОТЧЕСТВО - по российскому законодательству часть родового имени, которая присваивается ребенку при регистрации рождения по имени отца или по указанию матери, если ее брак не зарегистрирован и отцовство не установлено … Большой Энциклопедический словарь

    ОТЧЕСТВО - ОТЧЕСТВО, отчества, ср. Наименование по отцу, состоящее из основы имени отца и окончаний ович, евич (овна, евна) или ич (ична) и обычно прибавляемое к собственному имени. Его зовут Иван, а по отчеству Петрович. «Волковский управитель хотя и не… … Толковый словарь Ушакова

    ОТЧЕСТВО - ОТЧЕСТВО, а, ср. Наименование по личному имени отца. Сообщить своё имя, о. и фамилию. Зовут Пётр, а по отчеству Иванович. По отчеству звать кого н. (т. е. уважительно, по имени и отчеству, а также, прост., только по отчеству). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

    Отчество - (в специализированной литературе также патроним) часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца. Вариации патронимических имён могут связывать их носителей и с более дальними предками дедами, прадедами… … Википедия

    Отчество - особая форма именования человека по отцу, принятая в русской культуре для его официального представительства в юридических документах, в определении статуса личности, в официальных указах о награждении, назначении и т.д. В сфере неофициального… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    отчество - а; ср. Наименование по личному имени отца. Сообщите своё имя, отчество и фамилию. Зовут Сергей, по отчеству Александрович. * * * отчество по российскому законодательству часть родового имени, которая присваивается ребёнку при регистрации рождения … Энциклопедический словарь

В паспорте каждого россиянина стоит ставшее привычным антропонимическое, то есть, обозначающее имя человека, сочетание слов: фамилия - имя - отчество. Каждое слагаемое, каждый составляющий эту формулу элемент имеют свое значение. Фамилия человека служит знаком принадлежности к той или иной семье, роду, именем собственным его называют друзья и близкие. Отчество же является символом связи человека с ближайшим кровным родственником - отцом.

В старину на Руси отчеств не было. Часто встречающиеся в старинных книгах и летописях слова, образованные с помощью суффикса -ич, имели несколько иное, нежели определение отчества, значение. Княжий сын - княжич, сын матери - мамич, сын господина - господинич. Можно заметить, что суффикс -ич служил, скорее, для определения молодого возраста и, в какой-то степени, присущей ему ребячливости. С помощью этого суффикса названия получали и детеныши разных зверей и птиц: лев - львич, медведь-медведич, сокол - соколич.

Обыкновенно употребляемые сегодня суффиксы -онок, -енок возникли в русском языке только в XVI веке и постепенно заменили привычный -ич в определениях"звериного "родства" - львенок, медвежонок. А суффикс -ич, сочетаясь с личным именем, приобрел значение отчества.

В артефактах древней письменности можно встретить традиционное присоединение суффикса -ич к личным именам для обозначения родственной связи: Стрибожич -Стрибогов сын. Но, поскольку слова с суффиксом -ич часто были одновременно и нарицательными именами - стрибожич, братич, княжич, точное установление времени превращения слов на -ич в отчества не представляется возможным.

Встречающиеся слова с окончаниями -евич, -ович тоже не являлись отчествами. Происхождение этих нарицательных слов обычно связано с традицией именовать детей: у короля - королевич, у попа - попович, у царя - царевич. Зачастую данный суффикс использовался для словообразования от личных прозвищ или имен -Дорогомилович, Хадеевич, подчеркивая определенное родство. Порядок слов служит косвенным подтверждением этой связи - Хадеев сын Иван - Иван Хадеевич. Закрепление в русском языке имен собственных с суффиксами -евич, -ович в качестве отчеств произошло позднее.

Примечательна древняя традиция "власть имущих" на Руси не допускать никакой удельной независимости. Поэтому русские государи считали своих подданных не достойными уважения, которое могло быть выражено применением отчества.

В дальнейшем, произошло непреднамеренное "разрядное" деление отчеств. Дворовым людям отчество не полагалось. Знатные могли иметь неполное отчество - Осип Петров Васильев. А употребление в отчестве суффикса -ич указывало на принадлежность своего носителя к наивысшему, аристократическому сословию. Буквосочетание -ич стало синонимом высокородности, избранности, принадлежности к верхушке сословного общества, подобно иностранным приставкам "фон", "де" и "ван", применяемых для указания высокого происхождения, соответственно, в немецком, французском и голландском языках. Суффикс -вич стал своеобразной наградой, которую русские цари жаловали как "монаршую милость".

Законом различные формы отчества были приняты в России только во время царствования Екатерины II. Составленная ею по образцу "Табели о рангах" Петра I "Чиновная роспись" указывала на особенности применения отчеств в соответствии с чином. Полные отчества с окончанием на -вич позволялись "особам первых пяти классов", особы " до восьмого класса" носили полуотчество на -ев, -ов, а прочий народ имел только собственные имена.

И все же полуотчество в России XIX века встречалось в основном, в официальных речах и документах. В обыденных, бытовых ситуациях народ предпочитал употребление полных имен с отчествами. Кроме ставших сегодня привычными форм отчества с суффиксами -евич(-евна), -ович(-овна), -ич(инична) использовались и просто отчества, без имен собственных. Такое обращение, хорошо сохранившееся и сейчас, употреблялось для выражения особой приязни, уважения, любви к человеку.
Что же касается самого обозначения понятия "отчество", то впервые оно появилось в русской письменности только в XVII веке. А понятный всем нам и привычный смысл этот термин получил при Петре I, в первой половине XVIII века.