Когда весь свет не мил. Как избавиться от раздражительности, нервозности и агрессии у женщин. Как избавиться от постоянной агрессии и раздражительности

3. Последствия проявления и подавления агрессии

4. Как избавиться от гнева

1. Различные виды агрессии и гнева

Давайте сначала рассмотрим, какая бывает агрессия и на что она может быть направлена.

Агрессия может быть направлена на окружающих: изнасилования, убийства, нанесение увечий, словесные угрозы, оскорбления, грубые интонации, ненормативная лексика, а может быть направлена на себя: самоуничижение (вплоть до самоубийства), саморазрушающее поведение и косвенный вред себе (вплоть до травм, болезней и несчастных случаев). Второй вид агрессии может иметь очень глубокие корни и, как правило, гораздо опаснее первого.

Далее, у агрессии могут быть совершенно разные причины, в зависимости от которых выделяют реактивную и спонтанную агрессию. Реактивная агрессия это ответная реакция на какой-то раздражитель извне (ссора, конфликт). Спонтанная агрессия появляется без видимой причины, обычно из-за воздействия каких-то внутренних импульсов (накопленных отрицательных эмоций, безпричинная агрессия при психических заболеваниях).

И самое главное агрессия может быть прямая и косвенная. Прямая агрессиянаправляется непосредственно на что-то, вызывающее раздражение, тревогу или возбуждение. В этом случае характерны открытые проявления неприязни, возможно даже рукоприкладство или угроза расправы. А вот при косвенной агрессии гнев обращается на то, что не имеет непосредственного отношения к вызвавшим её чувствам. То есть, к несчастью окружающих, они могут оказаться более удобными объектами для выхода агрессивных чувств, а проявление агрессии в их адрес будет безопасным: так отец, придя с работы, срывает злость на всей семье, а мать после конфликта с соседкой начинает кричать на ребенка.

Вот несколько вариантов косвенной агрессии:

  • Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Это распыленная агрессия, причину которой понять не удается.
  • Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.
  • Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Также рассеянная агрессия, как правило не осознаваемая, направлена на окружающих.
  • Чувство вины - выражает возможное убеждение человека в том, что он является плохим, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести. В этом случае разрушение направляется на самого себя.

Ни для кого ни секрет, что часто мы оцениваем своих близких по самим себе. Однако надо помнить, что все люди разные и то, что очевидно для нас, вовсе не является такой же истинной для другого человека! Более того, даже проявление гнева у мужчин и женщин происходит по-разному:

Женский гнев чаще всего связан с внешними проявлениями: истериками, криками, слезами. Гнев женщины успокаивается только эмоциями — если к ней «хорошо отнеслись». Большое заблуждение мужчин, когда они разгневавшимся женщинам пытаются доказать что-то с помощью логики, потому что в этот момент женщинам нужносочувствие, тепло, а придумывание рациональных объянений их только раздражает. Супругу достаточно просто обнять и поцеловать свою жену и она успокаивается — гнев проходит. Женщины для облегчения своего состояния могут позвонить подруге, выговорить свой гнев. Если женщина нашла способного выслушать её и понять собеседника, ее гнев может быстро пройти.

Мужской гнев более сдержан по форме, но более тяжелый. Он имеет более понятную логику и подавляется тоже на уровне логики — если мужчине что-то объяснить, и это прямо не унижает его самолюбие, то его гнев, как правило, успокаивается. У мужчин последствия гнева более долговременны и вредны. Мужчина взорвался, наговорил кому-то неприятных слов, а потом носит это в себе - и это может оказаться прямым путём в клинику неврозов. Конечно, здесь все зависит от того, как гнев будет реализован — приведет ли эта вспышка к результату, которого человек хотел, или нет. Если нет — освобождаться от последствий гнева уже будет намного сложнее.

2. Подавлять или выражать свой гнев?

Гнев как паровая бомба, чем больше сдерживать, тем громче взрыв…

В наше время уже практически каждому известно, что опасно для здоровья сдерживать и подавлять свой гнев. Он подобен разъедающей ржавчине внутри организма. Чем больше гнева подавляется в его внешних проявлениях, тем сильнее он начинает раъедать человека внутри. Он разрушителен. Его невозможно уничтожить, запрятав в себя.

«Вы не избавляетесь от раздражения, даже если Вам удается избежать открытого конфликта» (Энджел).

Ваше раздражение обернется сплетнями об обидчиках, предъявлением им претензий и постоянными спорами, что также работает против Вас в общении.

Признаки того, что Вы не даете волю Вашему гневу:

  • позволяете другим вымещать злость на себе
  • боитесь выразить свой гнев
  • предпочитаете по-тихому отомстить обидчику, вместо того, чтобы выразить гнев
  • позволяете другим обращаться с Вашими детьми так, как Вам кажется неправильным

Однако, бывают случаи когда даже проявленный гнев не несет разрядки - причина этого кроется в том, что выраженные эмоции ушли не по адресу. Иными словами Вы «ругались не про то». И чем чаще Вы выпускаете свою злость наружу этим способом, тем сильнее впадаете в зависимость от таких разрядок.

Цели такого выражения гнева, как правило, две: или добиться того, чтобы объекту вашего гнева было так же плохо, как вам, или привлечь его внимание к тому, что, по вашему мнению, не в порядке.

Иногда потеря самообладания является единственным способом дать человеку понять, насколько серьезен вопрос, поэтому наша культура допускает это.

Выражать гнев целесообразно только в ситуациях, удовлетворяющих трем условиям: первое, когда гнев это обоснованная потребность в справедливости; второе, когда он направлен именно на того, кто вызвал гнев; и последнее, когда он не является местью.

Представьте себе ситуацию — вы постоянно ловите себя на том, что кричите на своих детей и получаете от этого психологически временное облегчение, хотя позднее испытываете угрызения совести за свое поведение. А можно было бы заняться поисками более подходящей линии поведения — за это время объект вашего гнева подготовится к восприятию ваших наставлений, а вы постепенно успокоитесь.

3. Последствия проявления и подавления агрессии и гнева

Чем больше мы кормим наш гнев, тем больше силы ему даем…

Теперь, давайте рассмотрим, почему в нашей жизни бывают периоды, когда у нас нет сил ни на что, такое впечатление, что жизненная энергия куда-то уходит. Дело в том, что гнев - это наиболее ярко выраженная эмоция, в которой проявляется наша энергетика.Состояние энергетики выражается: во внутренних переживаниях, в их проявлениях вовне. а также в энергозатратах (потерях энергии). Малоэнергичный человек вяло проявляет гнев — это скорее раздражение. У сильного человека, как правило, и гнев сильный. Огромное количество психической энергии проявляется, в том числе, и в приступах бешенства. При этом, чем сильнее вспышки гнева, тем больше энергопотери. Частый гнев сравним со сжиганием денег. Гнев — как выброс вулкана. У человека была энергия — и он ее выбросил. Выбросил, как правило, в избытке.

Обычно у человека после вспышек гнева:

  • ощущение потери энергии;
  • чувство вины за то, что причинил вред другому человеку;
  • уязвленное самолюбие, понижение самооценки, так как нанес ущерб самому себе;
  • развитие депрессии.

То есть, идет «отлив волны». И эти вспышки с точки зрения современной психологической науки приводят к большому числу заболеваний психогенного происхождения, так как негативные эмоции имеют тонкую связь с телом.

Частый гнев приводит к хроническому состоянию депрессии, удлиняется реабилитационный период апатии и анемии. Когда человек радуется, то это поднимает, повышает запас его прочности, потому что радость — жизнеутверждающая эмоция, наполняющая энергией. Гнев же — эмоция опустошающая. Хоть на какой-то момент человек подсознательно и наслаждается местью, яростью, но выброс больше, чем приток мнимо положительных чувств. Поэтому после этого следует опустошение, человек впадает в прострацию, уже не получает от этого удовлетворения. Его начинает мучить совесть, что что-то идёт не так; со временем развивается депрессия, и гневливый человек постоянно подвержен то депресиям, то раздражению.

Хронические проявления гнева из года в год разрушают наш организм.

Вот некоторые наиболее частые психосоматические заболевания, вызванные гневом:

  • повышенный риск сердечно сосудистых заболеваний.
  • расстройства функций желчного пузыря;
  • хронические расстройства желудка;
  • проблемы с зубами;
  • мигрени;
  • изжога.

Знаете ли вы, что уровень агрессии людей в России за последний год подскочил с 16% до 26%. Это данные исследований Института социологии РАН.

Все чаще люди испытывают к другим и чувствуют по отношению к себе со стороны окружающих раздраженность, озлобленность и агрессию. Этот негатив захватывает как деловые, так и личные отношения.

Такая ситуация – общий подъем уровня агрессивности – имеет объяснение.

Сейчас очень тревожное время. Невероятное напряжение во всем мире политическое, финансовое, военное.

И буквально каждый человек, невольно, попадает под влияние этого напряжения, которое автоматически на уровне подсознания воспринимается, как угроза, вызывая страх и стрессы.

В организме повышается уровень адреналина, происходит приток крови к мышцам, которые могут обеспечить организму возможность спастись, например, бегством или нападением на источник страха.

Но в современном мире человек не так часто использует мышцы, позволяющие убежать или напасть. Чаще всего современный человек защищается и нападет вербально, словами.

А от каких органов на время прилива крови к мышцам, она забирается? От временно «ненужных». Какой орган оказывается самым не нужным? Правильно, мозг! Т.е. мозг, на некоторое время из-за недостатка снабжения его кровью и кислородом, практически, отключается.

Теперь вспомните, как часто вы или кто-то другой не помните того, что наговорили в состоянии стресса, ссоры, нападая или защищаясь вербально! Становится понятнее, почему?

Чем больше напряжения в жизни, тем сильнее перенапрягается нервная система, тем больше угроз себе воспринимает организм, впрыскивая в кровь адреналин и отключая мозг. Тем больше проявляется человеком агрессии в словах или действиях, которые он не контролирует. Тем выше становится и общий уровень агрессии.

Как изменить это? Включить мозг. Вернуть ему нормальные условия функционирования. Т.е. максимально избегать ситуаций, которые выводят организм и психику на уровень стресса. Как помочь себе в этом?

    Знакомиться с новостями разумно и дозировано . Учитывая степень собственной эмоциональности.

    Стараться минимум раз в день совершать пешие прогулки . Это может быть прогулка во время обеда, можно выйти раньше на одно остановку вечером по дороге домой или придя домой, выйти погулять с собакой. Каждый может что-то для себя придумать. Важно, чтобы это была именно прогулка (в любом удобном для вас темпе), движение сжигает адреналин, восстанавливая нормальное кровообращение.

    Дыхательные упражнения хорошо насыщают мозг кислородом, улучшают кровоснабжение мозга. Самое простое и доступное: вдох через нос и медленный выдох через приоткрытый рот. Десять таких осознанных входов-выдохов, помогут также заметно успокоиться нервной системе. Если закружилась голова, не пугайтесь – это от перенасыщения мозга кислородом, быстро пройдет. Делайте менее глубокие вдохи. И, пожалуйста, без фанатизма!

    Юмор, шутки, позитивные картинки . Собирайте, коллекционируйте, даже заучивайте и рассказывайте! Периодически просматривайте свою коллекцию и пополняйте ее. Главное, чтобы умор не был чёрным.

    Аффирмации, настрои, девизы, задорные речёвки – всё, что способно дать вам «волшебного пенделя», поднять настроение.

    Физическая активность . Утренняя зарядка заряжает позитивом. Не буду говорить, сколько делать в минутах. Но даже если вы сделаете только по одному маху руками, ногами, повернетесь, наклонитесь и присядете – это тоже будет считаться! Движение – это не просто жизнь, это позитивная жизнь.

    Особенное внимание приседаниям. Приседания помогают разогнать кровь по всему организму. И если вы раз в час, или хотя бы когда-то об этом, вспомните и будете делать минимум по 10 приседаний, вы не только понизите градус агрессии и дадите организму витамин жизни (движение), вы похорошеете, разрумянившись.

    Держите на губах улыбку. Даже если вам совсем не хочется сейчас улыбаться, все-таки подержите минуту рот до ушей, это не так уж и сложно, но уже достаточно забавно. Дело в том, что положение мышц «улыбка» передает организму сигнал на выработку гормона радости. И это не шутка, а вполне научно доказанный факт.

    Стремитесь в течение дня замечать позитивные моменты. А вечером перед сном вспоминать их. Если вы их еще будете и записывать, или соревноваться, например, с детьми, кто больше позитива за день вспомнит, то хороший сон и добрая атмосфера дома вам обеспечены!

    Постарайтесь делать в день хотя бы одно доброе дело. Делать сознательно, намеренно, НЕ ОЖИДАЯ вознаграждения или благодарности. И никому не говорите о своих добрых поступках. Поверьте (и проверьте!) – это сделает вас счастливее! А поначалу, если вам удалось не ответить чье-то раздражение или агрессию ответным раздражением-агрессией – это тоже будет считаться, как доброе дело!

Каждый пункт в отдельности – все это очень простые действия. Главное, начать их делать! Не ругайте себя, если не все сразу получается. Если вы будете злиться на себя, вы будете продолжать злиться и на других! Похвалите и подбодрите себя! Только начиная с себя, и все вместе, - мы сможем быстро понизить градус агрессии. Скоро Новый год, давайте встретим его с максимальной доброжелательностью к себе и к другим, без стрессов, весело и радостно!

Комментарии

RE: 10 простых методов снижения агрессии и стресса — Фирсова Марина 11.03.2016 10:41

Цитирую Александр:

Очень вовремя прочитал эти советы. В момент, когда жизнь дала крен. Многое знал, но не делал. О чем-то просто плотно забыл. Так что хотел сразу написать «спасибо за напоминания». Но… когда прочитал последний пункт.. даже не ожидал такой реакции от себя.. раздражение захлестывало! Писать «спасибо» не стал, еле удержался, чтобы не написать что-нибудь саркастичное. Но сейчас считаю своим долгом сказать ОГРОМНОЕ спасибо! Так сложилась судьба, мне довелось случайно оказать помощь, реально сделать «доброе дело» - как и предлагалось десятым пунктом. Никому не сказал о том, что сделал (да и некому было), но вечером неожиданно поймал себя на том, что появилось на душе что-то легкое, чего давно уже не было. Вспомнил о том, что сделал днем и улыбнулся – неужели работает? На следующий день я уже намеренно решил сделать кому-то что-то хорошее. Сделал, никому не рассказывал, как и рекомендовано) И снова был эффект – на душе, и правда, стала накапливаться радость. Удивился, но продолжил и в следующие дни. Короче, признаюсь, был неправ, 10-й пункт работает! Сделал теперь его своим первым правилом на каждый день.

Спасибо, Александр, за комментарий, за то, что поделились своим опытом.
Никогда не призываю верить мне на слово, наоборот, всегда призываю вас самих проверять всё на практике. Люди разные, какой-то способ для вас будет более эффективен, какой-то менее для другого человека, но позитивный эффект будет всегда. Я верю в то, что рекомендую, потому что и сама проверяю это на деле) Плюс, я имею возможность опираться на многочисленный опыт других людей, моих клиентов. И я благодарна Вам, за то, что поделились своим Опытом здесь с нами! Счастья и Успехов Вам!

Агрессивность — это устойчивая характеристика субъекта, которая отражает его склонность к поведению, целью которого выступает причинение окружающему миру вреда или выражение гнева, злости направленного на внешние объекты. Психологи утверждают, что агрессивность не была присуща человечеству изначально и малыши усваивают модель агрессивного поведения с первых дней своей жизни.

Агрессивность с латинского языка означает нападать и характеризует свойство личности, отдающее предпочтение в использовании насильственных методов в достижении своих целей.

Причины агрессивности

Личностные особенности, влияющие на развитие агрессивности человека следующие:

— склонность к импульсивности;

— вдумчивость, рассеянность;

— эмоциональная восприимчивость, а также чувство ранимости, неудовлетворенности, дискомфорта;

— враждебная атрибуция, под которой понимается оценка, а также интерпретация намерений, действий в качестве агрессивных.

Агрессивность у людей отмечается при ряде нервных и психических расстройств.

Причинами агрессивности человека выступают: разного рода конфликты, интимные проблемы, злоупотребление алкоголем, психотропными средствами, наркотическими средствами, неустроенность личной жизни, проблемы личного характера, чувство одиночества, психические травмы, строгое воспитание, просмотры триллеров, переутомление, а также отказ от отдыха.

Термин «агрессивный» в отношении спортсменов стал применяться как характеристика, которая означает настойчивость в преодолении преград, а также активность в достижении поставленных целей.

Признаки агрессивности

Агрессивность выражается в таких чертах, как конфликтность, доминантность, отсутствие социальной кооперации.

Признаки агрессивности человека проявляются в болезненном отношении восприятия собственного Я с окружающими людьми.

Признаками агрессивности у детей служат их физические действия: хлопанье дверями, попытки бить окружающих, рвать, кусать, портить со злости вещи, бить посуду.

Виды агрессивных реакций опросник Басс-Дарки:

— физическая агрессия, отмечающаяся применением физической силы против других лиц;

— косвенная агрессия, характеризуется направленным окольным путем на других лиц или не направленная ни на кого;

— раздражение, отмечается готовностью проявить негативные чувства при незначительном возбуждении (грубость, вспыльчивость);

— негативизм, отмечающийся оппозиционной манерой поведения (от пассивного сопротивления до активной борьбы);

— обида, отмечается завистью, а также ненавистью к окружающим за вымышленные и реальные действия;

— подозрительность, которая характеризуется недоверием, осторожностью относительно людей, которые якобы планируют и приносят вред;

— чувство вины, выражающееся в возможном убеждении субъекта в том, что он плохой человек, совершающий плохие поступки, и в связи с этим испытывающий угрызения совести;

— вербальная агрессия, которая выражается в негативных чувствах (визг, крик, угрозы, проклятия).

Агрессивность у мужчин

Пассивная агрессивность у мужчин отмечается откладыванием дел и нерешительностью перед принятием важных решений. Такие мужчины не ответственны, крайне пренебрежительны к срокам и не выполняют обещаний. Этот тип ищет любые предлоги для ссоры с родными, при этом держа дистанцию и не допуская к личностному пространству. Причиной выступает страх зависимости, поэтому мужчина, так, справляясь самостоятельно со страхом, пытается управлять и командовать другими. Такой мужчина не признает своих ошибок, а обвиняет только обстоятельства, окружающих, требуя найти виновных.

Причиной такого поведения выступает социальная и семейная атмосфера, где отмалчиваются о своих желаниях, потребностях, считая это проявлением эгоизма. На подсознательном уровне такое воспитание прививает мысль, что желать что-либо для себя неправильно и недопустимо в принципе.

Пассивная агрессивность у мужчин корректируется только спокойным, нежным отношением и постепенным подталкиванием к нужной модели поведения.

Агрессивность у мужчин отличается своими установками от женской агрессивности. Мужчины зачастую прибегают к открытой форме агрессивности. Их не беспокоит тревожность, чувство вины, для них важно достичь свою цель, поэтому агрессивность выступает своеобразной моделью поведения.

Повышенная агрессивность у мужчин отмечается отсутствием культуры поведения, демонстрацией уверенности, своей силы, а также независимости.

Агрессивность связанная с половым возбуждением — это нападение или ряд насильственных действий между половыми партнерами. Агрессивность выступает в противоположность любовно-эротическим отношениям. Отдельные личности испытывают от половой агрессивности эротическое наслаждение (мазохизм, садизм, садомазохизм).

Психологические концепции дают такое объяснение появлению половой агрессивности: она возникает вследствие пережитой , т.е обманутых ожиданий в получении удовлетворения. Это не относится только к интимным желаниям или потребностям. Агрессивность объясняется компенсаторным характером. Например, повторение или продолжение перенесенного насилия, или же испытание насилия, которое практикуется в других сферах.

Исследования в этой области подтверждают, что половое грубое насилие, а также избиение женщин мужчинами зачастую происходят среди тех слоев, где женщина подвергается дискриминации и угнетению, пребывает в зависимом положении. Одновременно с этим большинством клиентов у проституток, увлекающихся садомазохизмом, являются мужчины из высших слоев, которые таким образом реализуют инсценированную агрессию.

Агрессивность у женщин

Женщины используют психологическую неявную агрессию, они переживают по поводу отпора, который может оказать жертва. Агрессивность у женщин отмечается при вспышках гнева для снятия нервного и психического напряжения.

Повышенная агрессивность наблюдается у пожилых представительниц и объясняется проявлениями при отсутствии других негативных черт характера и причин к такому поведению. Повышенная агрессивность у женщин характеризуется изменением черт характера в отрицательную сторону.

Агрессивность у женщин провоцируется такими факторами:

— гормональная, врожденная недостаточность, спровоцированная патологией в раннем развитии;

— негативный эмоциональный опыт из детства (жестокое обращение, половое насилие);

— враждебные взаимоотношения с матерью, а также детские психические травмы.

Агрессивность у детей

Причины детской агрессивности: осуждение и отвержение взрослыми; разрушительные эмоции внутреннего мира, с которыми ребенок не состоянии самостоятельно справиться. А непонимание и незнание причин агрессивности у детей приводит к открытой у взрослых неприязни.

Как снять агрессивность у детей?

Работая с агрессивными детьми, воспитателю, психологу следует трепетно относиться к внутренним проблемам. Агрессивность у детей снимается положительным вниманием со стороны взрослого к внутреннему миру малыша.

Только положительное внимание и принятие агрессивной личности со стороны психолога, воспитателя, родителя, а иначе вся коррекционная работа будет сведена к нулю и ребенок, вероятнее всего утратит доверие к психологу и проявит сопротивление в дальнейшей работе.

Всем работающим с такой категорией детей важно учитывать безоценочную позицию. Это значит не делать оценочных замечаний такого типа: «так нельзя себя вести», «нехорошо так говорить». Данные замечания только оттолкнут от вас детей и не будут способствовать налаживанию контакта.

Коррекция агрессивности у дошкольников

Детская агрессивность устраняется следующими принципами и коррекционной работой:

— установление контакта с ребенком;

— безоценочное восприятие личности, а также принятие его в целом;

— уважительное отношение к личности малыша;

— положительное отношение к внутреннему миру.

Хочется отметить направления коррекционной работы с агрессивностью детей:

— обучение навыкам контроля, а также управления собственным гневом;

— понижение уровня личностной тревожности;

— развитие , формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей;

— развитие позитивной самооценки.

Упражнения на снижение агрессивности:

1. Знакомство. «Покажи свое имя».

Дети называют свое имя и придуманным движением сопровождают его.

2. Игра «Волшебные шарики».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети находятся в кругу (сидят, стоят). Взрослый просит их закрыть глаза и сделать «лодочку» из ладошек. Психолог вкладывает всем детям в ладошки цветной шарик, а потом просит согреть его или покатать, отдать ему часть ласки, тепла, подышав на него. Далее предлагается открыть глаза и посмотреть на шарик, рассказав о чувствах, возникших во время упражнения.

3. Игра «Добрые привидения».

Цель: научить выплескивать накопившийся гнев в приемлемой форме.

Ведущий предлагает проиграть роль добрых приведений, которые немного хулиганят и слегка пугают друг друга. По команде ведущего дети сгибают руки в локтях, при этом растопырив пальцы, и произносят громким, страшным голосом звук «у» или любой другой звук.

4. Рисуем настроение.

Цель: выражение своего настроения в рисунке.

Обсуждение рисунков включает отгадывание, где какое настроение.

5. Игра: «Дракон кусает у себя хвост».

Цель: снять напряженность, невротические состояния, страхи.

Звучит веселая музыка, дети стоят друг за другом, крепко держа друг друга за плечи.

Первый малыш — «голова дракона», а последний это — «хвост дракона». Первый малыш «голова дракона» старается поймать «хвост», а тот в свою очередь уворачивается от нее.

6. Игра: «Мой хороший попугай».

Цель: развить чувство элепотии, а также умение работать сообща в группе.

Дети находятся в кругу. Психолог рассказывает: в гости прилетел попугай и желает поиграть с детьми. Необходимо подумать, что нужно сделать для того, чтобы попугаю у нас понравилось в гостях, и он обязательно прилетел к ним снова. Психолог дает детям попугая – игрушку, предлагая погладить, поговорить ласково, приласкать.

7. Игра: «Кляксы».

Цель: снятие агрессивности, страхов, развитие воображения.

Подготовить белые листы бумаги, гуашь. Дети берут на кисточку краску того цвета, которым им хочется изобразить кляксу. На белый лист кбумаги дети выплескивают свой цвет и складывают лист вдвое, но так, чтобы клякса сделала отпечаток на второй половине листа.

Лист разворачивают и стараются понять, на что или кого похожа клякса. При желании можно дорисовать кляксу.

8. Релаксация «На облаке».

Цель: снятие эмоционального, физического напряжения.

9. Упражнение «Я — травинка».

Цель: Учить детей выражать свои чувства.

Дети представляют себя травинкой летящей на ветру.

10. Игра: «Поссорились два петушка».

Цель: снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.

Под веселую музыку малыши двигаются хаотично и толкаются слегка плечами.

11. Игра: «Сороконожка»

Цель: учить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Дети (5-8 человек) встают, держась за талию впередистоящего. Звучит команда ведущего и «Сороконожка» двигается вперед, потом приседает, проползает между препятствиями, прыгает на одной ножке. Основная задача — не разорвать единую «цепь», и сохранить «Сороконожку».

12. Настольные совместные игры.

Цель: развитие внимания, способности к сосредоточению, умения без конфликтов взаимодействовать.

13. Игра: «Котик».

Цель: установить положительный настрой, снять эмоциональное, мышечное напряжение.

Дети располагаются на ковре. Звучит спокойная музыка, малыши придумывают сказку про котика и показывают, как котик нежится на солнышке, умывается, потягивается, царапает коготками коврик.

14. Игра: «Брыкание».

Цель: эмоциональная разрядка, а также снятие мышечного напряжения.

Ребенок располагается на ковре (ложится на спину). Ноги при этом свободно раскинуты. Не спеша он начинает брыкаться и касаться пола всей ногой. Ноги высоко поднимаются и чередуются. На каждый удар своей ногой малыш говорит «нет», при этом увеличивая интенсивность удара.

15. Игра «Возьми себя в руки».

Цель: учить малышей сдерживать себя.

Объяснить малышам, что когда у них неприятные эмоции: раздражение, злость, желание ударить, то возможно «взять себя в руки» и остановить свои эмоции. Для этого следует глубоко вздохнуть, а потом выдохнуть (несколько раз). Потом выпрямляемся, прикрываем глаза и считаем до 10, улыбаемся, открываем глаза.

16. Игра «Крепость».

Цель: игра позволяет детям проявить агрессивность в игровой адекватной форме. Интерес представляет диагностика: кто кого выберет в команду.

Дети по желанию ребят делятся на две команды. Команды строят для себя крепость (из конструктора). По команде одна команда защищает крепость, а другая штурмует. Оружием – выступают мячи, надувные шарики, мягкие игрушки.

17. Игра «Рвакля».

Цель: снять напряжение и дать выходу деструктивной энергии.

Ребенку предлагают мять, рвать, топтать бумагу и делать с ней все, что пожелается, а затем бросать ее в корзину.

18. Игра «Зоопарк».

Цель: помогает снять напряжение.

Детям предлагают «превратиться» в животных по желанию. Изначально дети сидят на стульях — «клетках». Каждый отдельный малыш изображает выбранное животное, а другие стараются угадать, кого он показывает. Когда все всех «узнали», стулья — клетки освобождаются и «звери» — дети выходят прыгать, бегать, рычать, кричать.

19. Игра: «Липучка».

Цель: снять мышечное напряжение, сплотить детскую группу.

Все малыши двигаются, прыгают, бегают по комнате, а двое малышей, держась за руки, стараются поймать сверстников, говоря: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Кого поймали, «Липучки» берут за руку и присоединяют его к своей компании. После того, как все малыши станут липучками, все дети танцуют в кругу под спокойную музыку.

20. Упражнение «Кулачок».

Цель: сместить агрессию и осуществить мышечную релаксацию.

В ходе игры даем в руку ребенку любую мелкую игрушку и просим его крепко сжать кулачок.

Подержав кулачок сжатым, а затем раскрыв его, на ладошке видим красивую игрушку.

21. Игра: «Комплименты».

Цель: помочь малышам увидеть личные положительные стороны, а также почувствовать, что они принимаемые и другие люди их ценят.

Игра начинается с таких слов: «В тебе мне нравится…» Ребенок эту фразу говорит всем участникам игры, как взрослым, так и детям. Другие участники тоже говорят всем остальным комплименты. После игры следует обсудить, что ощущали участники, что о себе узнали, понравилось ли им играть и говорить комплименты.

Агрессивность лечение

Как бороться с агрессивностью? С собственной агрессией помогает бороться . Эффективно использовать систему наказаний и поощрений, когда вы лично выступаете в роли объекта, а также в роли воспитателя. В качестве наказания использовать лишение себя определенных благ, а поощрить себя можно любимым удовольствием. Эффективными являются действия по изменению личного отношения к ситуации.

Как снизить агрессивность? При появлении злости и первых признаков агрессии — сделайте паузу. Попробуйте выйти из такой ситуации самостоятельно или отвлекитесь. Закройте глаза, сосчитайте до десяти, мысленно наберите в рот воды при разговоре с раздражающим человеком. Вполне возможно, что именно это убережет вас от проявлений ненужной агрессии.

Были и останутся всегда вещи, которые вы не в состоянии изменить или убрать из вашей жизни. Можно на них злиться, но есть и другой подход: попытаться их принять и начать относиться спокойно к ним. Очень важно не допускать хроническую усталость, поскольку она лежит в основе раздражительности и агрессии. При первых признаках хронической усталости — дайте себе передышку (возьмите выходной, отгул).

Человек превращается в злого и агрессивного при хронической неудовлетворенности от своей жизни. Чтобы агрессивность ушла из вашей жизни, следует внести в нее позитивные изменения. Будьте внимательны к себе и старайтесь жить в свое удовольствие, поскольку довольный человек чаще бывает уравновешенным и спокойным, чем недовольный.

Конфликт всегда сопровождается переживанием эмоций, которые негативно влияют на наше состояние. Но призыв к участникам конфликта привести в порядок свои эмоции часто воспринимается ими как призыв к поражению. Но контролировать эмоции необходимо по следующим причинам:

1. Стресс, неизменно присутствующий в конфликтной ситуации, сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, приводит к снижению контроля сознанием над поведением. Контроль конфликтной ситуации осуществляет тот оппонент, который сможет справиться со своими эмоциями. Это позволит ему выбрать наилучшую стратегию поведения.

2. По мере эскалации конфликта растет эмоциональная вовлеченность участников, которая сама по себе ведет к росту конфликтности; это провоцирует встречные агрессивные реакции. Уравновешенное состояние помешает нарастанию враждебности.

3. Длительное и регулярное пребывание в некоторых эмоциональных состояниях губительно воздействует на состояние организма и приводит к возникновению соматических расстройств. Такого рода заболевания называют психосоматическими, а эмоции, их вызывающие - разрушительными переживаниями Психология мотиваций и эмоций: учебное пособие / Издат. дом Рос. акад. образования; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - 2-е изд., стер. - М.: ЧеРо: Омега-Л: МПСИ, 2006. - 751 с. .

Выделяется несколько этапов протекания эмоций в конфликте:

восприятие события, символизация его психического образа в сознании;

эмоциональная оценка события;

внутреннее эмоциональное переживание;

внешняя эмоционально-насыщенная поведенческая реакция;

эмоциональный след после выхода из ситуации.

В соответствии с этими этапами предлагаются следующие методы управления эмоциями в конфликтной ситуации:

направленные на изменение процесса восприятия события; направленные на изменение эмоциональной оценки события;

направленные на изменение процесса внутреннего эмоционального переживания;

направленные на изменение внешней, доступной для наблюдения реакции;

направленные на изменение эмоционального следа, оставшегося после прекращения конфликтного взаимодействия Психология мотиваций и эмоций: учебное пособие / Издат. дом Рос. акад. образования; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - 2-е изд., стер. - М.: ЧеРо: Омега-Л: МПСИ, 2006. - 751 с. .

3.2 Способы снижения агрессии в конфликте

Агрессивное поведение - одна из форм реагирования оппонентов на конфликтную ситуацию Она вызывает для вовлеченных в конфликтную ситуацию лиц негативные последствия и требует адекватных мер противостояния. Выделяются следующие способы снижения агрессии в конфликте - как собственной, так и агрессии оппонента Шишко М.В. Агрессивные состояния личности и их психокоррекция/ М.В. Шишко // Прикладная психология и психоанализ. - 2006. - N 4. - С. 175-177. :

пассивный способ предполагает возможность кому-то поплакаться, выговориться.

активный способ состоит в двигательной активности человека;

логический способ годится только для людей сугубо рациональных, которые могут посмотреть на ситуацию со стороны.

Предлагается несколько приемов, которые помогают не просто противодействовать агрессии в трудной ситуации, а пытаться влиять на агрессивность оппонента.

1. Разрядка вопроса: ("В этом вопросе содержится еще несколько вопросов, надо выделить главный вопрос…" и т.п.).

2. Перевод вопроса на другой предмет ("Вопрос поставлен так, что на него трудно дать однозначный ответ, следует обратиться к другому вопросу"), далее идет обстоятельный разговор, уводящий в сторону от заданного вопроса.

3. Снижение значимости вопроса: "Было бы неверно ставить вопрос именно так…".

Чем выше уровень конфликтоустойчивости и конфликтологической компетентности, тем лучше человек способен справиться с эскалацией конфликта.

Человек использует три основных способа ответа на агрессию:

1. Ответная атака - аналогичный ответ на реплики оппонента, что воспроизводит круг агрессии, служит доказательством достижения агрессором своей цели.

2. Логически обоснованный спор - попытка убедить оппонента путем подкрепления своей позиции доказанными или общепризнанными фактами. Есть небольшой шанс остановить агрессию, если второй оппонент действительно

3. Просьбы и мольбы в большинстве случаев приводят к обратному результату - сигнализируя агрессивному оппоненту, что он добился своей цели Козлов, Владимир Владимирович. Управление конфликтом [Текст] / В.В. Козлов, А.А. Козлова. М.: Эксмо, 2005. 222 с. .

Иногда агрессия может быть редуцирована с помощью демонстрации. Речь идет о тех случаях, когда в критической ситуации кто-либо проявляет сдержанность и/или призывает других не поддаваться на провокации. В отличие от других способов редуцирования агрессии (например, запугивания возможностью мести или наказания), демонстрация наглядных примеров неагрессивного поведения может снизить частоту и интенсивность как прямых, так и косвенных проявлений агрессии.

На агрессию, как и на другие формы социальных взаимодействий, сильное влияние оказывают различные когнитивные факторы. Так, характер реакции индивидуума на провоцирующие действия других людей в значительной степени будет зависит от совершаемых индивидуумом атрибуций, то есть от того, какое причинностное объяснение получат действия, квалифицируемые индивидуумом как провокация. С наибольшей вероятностью агрессия возникает в тех случаях, когда провокативность поведения других людей расценивается индивидуумом как злоумышленная и преднамеренная Батов В. Агрессия и деструктивность // Прикладная психология и психоанализ. - 2001. - N 4. - С. 5-17. .

Информирование о наличии смягчающих обстоятельств - например, сообщение о принудительности чьего-либо участия в провокационных действиях - может оказаться весьма эффективным способом снизить агрессивность ответной реакции на подобные действия. Если подобное информирование носит упреждающий характер, то ответная реакция на провокационные действия, когда они все-таки совершаются, может оказаться практически беззлобной. Часто эффективным способом предотвращения негативных последствий агрессивного взаимодействия может послужить попытка оправдать агрессора, дать причинное объяснение его агрессивному поведению, грубо нарушившему наши ожидания Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2000, с. 22-54, 125-187, 286-330.

Довольно эффективным способом предотвращения агрессии является также индукция несовместимых реакций, то есть реакций, несовместимых с гневом или открытой агрессией. Подобные реакции и последующее ослабление открытой агрессии могут возникнуть при виде боли и страданий жертвы агрессии, в результате просмотра юмористических материалов и при умеренной эротической стимуляции. Результаты новейших исследований показывают, что индукция несовместимых реакций способна существенно ослабить конфликт в производственных условиях. В такой ситуации эффективным средством индукции несовместимых реакций может послужить скромный, но неожиданный подарок, ненавязчивая похвала и показ юмористических материалов.

Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения. Существуют специально разработанные программы по развитию навыков общения у такого рода "конфликтных" личностей, которые нередко позволяют добиться весьма ощутимых результатов Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2000, с. 22-54, 125-187, 286-330.

Также хорошим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения. От этого зависит и “окрашенность" конфликта, т. е какую роль (положительную или отрицательную) сыграет он на взаимоотношениях коллектива или группы Кирьянова Е. Агрессия в современном обществе // Управление персоналом. - 1999. - №2. - С. 52-58. .

К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

На сегодняшний день мы замечаем, что человечество становится все более агрессивным. Этому во многом способствуют события, происходящие вокруг нас: терракты, войны, катастрофы, которые уже не воспринимаются нами как трагедии, и, к сожалению, становятся нашей обыденностью. В то же время родители и учителя все больше жалуются на агрессивное поведение детей. При этом педагоги обращают внимание на то, что в последние несколько лет драки и сцены насилия среди детей стали более частыми и более жестокими по сравнению с прошлыми годами.

Дети, живущие в мире, созданном родителями, телевидением, детскими сказками, от которых исходит явная или скрытая агрессия, совершенно естественно чувствуют гнев. Однако, всем нам знакомо существующее в отечественной культуре своеобразное отношение к гневу и злости, в особенности детскому. Оно заключается в том, что ребенку запрещено прямое выражение гнева. Такое поведение осуждается близкими людьми, и совершенно недопустимо в обществе. В итоге, маленькие дети, не зная как управлять своими чувствами, с раннего детства подавляют свою агрессию, или, будучи не в силах с ней справиться, чрезмерно ее проявляют, что, впоследствии, становится проблемой для ребенка и тех, кто его окружает.

Учитывая возрастающий уровень агрессивности современных детей, а также недостаток информации в обществе о безопасных способах выражения гнева, становится очевидной необходимость психологической поддержки детей со стороны родителей и специалистов в области безопасного проявления гнева. Такая поддержка заключается в своевременном информировании детей о гневе и агрессивном поведении человека, а также обучении способам контроля над чувством злости и агрессивным поведением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Гнев – это обычное и вполне естественное чувство. Здоровый человек устроен так, что он веселится, когда ему радостно, плачет, когда ему грустно, злится и кричит, когда он в гневе. И это нормально. Однако, агрессивное поведение – это неэффективный способ решения возникающих проблем, оно может быть причиной неприятностей и даже трагедий. Поэтому человеку важно уметь чувствовать свой гнев и научиться вести себя уверенно, защищая свои интересы, но не агрессивно.
  2. Важно показать ребенку, что гнев бывает разным и может проявляться с разной силой. В качестве измерительных инструментов можно использовать упражнение «Надувание воздушного шарика гнева» (Кривцова С. В.). Если гнева у человека много, то шарик можно надуть так, чтобы он лопнул. Объясните ребенку, что то же самое происходит и с гневом. В то время, когда мы копим гнев в себе, не выражая его, он растет, увеличивается и может лопнуть. Дайте ребенку возможность почувствовать напряжение в шарике, и то, как оно снижается, если выпустить из него немного воздуха.
  3. Важно помочь детям осознать, что гневом можно управлять, а в ситуации сильного гнева, его можно уменьшать. Обсудите с ребенком разные способы уменьшения гнева: побить боксерскую грушу, побороться с подушкой, постоять под душем, послушать музыку, поговорить с родителями, порисовать, посчитать от 1 до 10, сконцентрироваться на дыхании, вспомнить что-нибудь приятное. Также с целью снятия агрессивного импульса, можно предложить детям поиграть в игру «Кастрюлька злости» (Млодик И. Ю.). Расскажите ребенку, что у каждого из нас есть такая кастрюлька, в которую попадают разные невысказанные чувства, многие из них почему-то считаются «плохими». Нас кто-то обидел, или разозлил, мы не ответили на это чувство, и не поделились этим чувством ни с кем, и вот они прямиком попадают в нашу кастрюльку. Можно с легкостью догадаться, что произойдет, когда кастрюлька наполнится. С большой вероятностью она взорвется от последней капли. И на того, кто оказался рядом с человеком, обрушится все, что копилось в кастрюльке годами и к нему не имеет никакого отношения. Сообщите ребенку, что пора браться за очистку кастрюли. Предложите ему со всей силы и страшными воплями покидать в стенку какой-нибудь матерчатый мячик или мягкую игрушку, вспоминая всех тех, кто его обидел. При выполнении упражнений на активное отреагирование чувства гнева и злости важно помнить, что они обязательно должны заканчиваться расслабляющими видами деятельности, такими как релаксация, легкий массаж, поглаживания, принятие теплой ванны, рисование на песке и пр. Завершите активную игру расслаблением.
  4. Используйте рисование гнева, как в профилактике, так и в диагностике агрессивности детей. Можно создавать любой рисунок на тему гнева или рисовать просто линии, цветные пятна – все, что может выражать злость и раздражение. С целью определения количества гнева и злости у детей, можно использовать рисование агрессии в виде вулкана (Млодик И. Ю.). Предложите ребенку сделать такой рисунок. Замечено, что на рисунке агрессивного ребенка вулкан непременно извергается ярко-красной лавой, и ее ровно столько же, сколько агрессии у ребенка. У детей с подавленной агрессией - тихих и пассивных, лава вся внутри вулкана, и лишь изредка извергается наружу. При этом лава окрашена в темные, неяркие тона. Поговорите с ребенком о жизни вулкана-агрессии. Как справляется вулкан с лавой – любит ли он ее копить или любит извергаться, что происходит со всем, что вокруг вулкана, во время его извержения. Обсудите новые способы извержения лавы, при которых никто вокруг не пострадает.

Демонстрируйте собственное неагрессивное поведение в общении с ребенком и другими членами семьи. Это одно из самых важных условий формирования у детей навыков контроля над агрессией. Если родители демонстрируют конструктивное поведение в конфликтной ситуации, в частности, умеют выслушивать собеседника и «внимательно молчать», с помощью мимики выражают свое понимание, используют юмор, то дети довольно быстро перенимают неагрессивное поведение своих родителей. Главное условие – искренность взрослого, и соответствие мимики, несловесных реакций словам.