Названия книжных выставок в помощь школьной программе «Хочу всё знать. Оформляем выставку, посвященную году экологии в россии

Выставки

Всем – привет!

Цитата: Подлинная выставка — это не просто собрание книг, оказавшихся вместе по ряду случайных обстоятельств, а осмысленное творение, призванное пробуждать в читателе целенаправленную интеллектуальную деятельность.

Дж. X. Шира, американский библиотековед

Предлагаю вашему вниманию информацию о некоторых выставках, которые интересны и необычны (опыт разных библиотек).

Случается так, что читатели - дети и взрослые, читая книги, зачастую оставляют в них вещи, используемые в качестве закладок. Вот сотрудники Национальной детской библиотеки Республики Коми и решили выставить все эти находки на всеобщее обозрение . Необычную экспозицию назвали «Подарок библиотекарю, или Что оставляют наши читатели в книгах» . Книги и найденные вещи размещали рядом в надежде, что так читатели их быстрее узнают. Выставка вызвала настоящий фурор. Она продержалась больше двух месяцев, ежедневно пополняясь новыми находками. Недаром говорят, что всё в книге может стать поводом для выставки, а не только текст.

Полной неожиданностью для читателей стала выставка «Когда книга умирает» , на которой были представлены ветхие и испорченные читателями издания.

Вместо цитаты — обращение к детям : «Читатель, задумайся, что ты оставишь своим друзьям и одноклассникам после себя».

Первый раздел: «Книги, зачитанные до дыр» . Представлены книги разных авторов, которые читало не одно поколение детей. Эти издания были подготовлены для списания, и встреча с читателями была для них последней.

Второй раздел: «Варвары XXI века» . Раздел включал произведения классиков русской литературы Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, И.А. Бунина и других писателей, которые изучаются в школе: в их книгах были вырваны целые главы и параграфы, разрисованы страницы. Дети и взрослые с интересом отнеслись к представленным документам, высказывали своё негативное отношение к варварству. В результате пользователи дарили библиотеке книги из домашних собраний и новые, купленные в магазине. Всего за год дарители передали в фонд отдела абонементов более 200 книг. (Из опыта работы Национальной детской библиотеки Республики Коми)

Презентация выставки «Книжные сокровища» была приурочена к Общероссийскому дню библиотек . На выставке представлены книги разных лет из коллекции библиотеки. Выставка ориентирована, прежде всего, на специалистов, но оказалась интересна и читателям. Её целевое назначение: ознакомление сотрудников с изданиями, которые можно использовать в своей профессиональной деятельности.

Книжная выставка состояла из следующих разделов:

«Они были первыми» (книги, положившие начало библиотеке);

«Раритеты библиотеки» (издания, относящиеся к разряду книжных памятников);

«Знаменитые люди — библиотеке » (книги, подаренные известными писателями, поэтами, художниками, музыкантами, с автографами).

Эффективным способом сплочения семьи , передачи семейных традиций и нравственных ценностей остаётся семейное чтение. На выставке-ностальгии «Хорошие книги живут долго» были представлены экземпляры из семейных библиотек, памятка по созданию домашней библиотеки .

Разделы выставки:

«Семейная реликвия» (книги из домашних библиотек сотрудников библиотеки и читателей). Каждая из представленных книг имела свою историю и входила в круг чтения нескольких поколений семьи;

«Поколение next выбирает» (лучшие книги, по мнению детей и подростков — читателей библиотеки);

«Как собирать домашнюю библиотеку» (книги с практическими рекомендациями, а также — буклет, в котором и родителям, и юным читателям предлагаются советы по созданию домашних библиотек ).

При оформлении выставки были использованы предметы быта 50-60-х гг. XX в.: статуэтки, игрушки, зелёная лампа, часы, салфетки , выполненные в филейной технике и ришелье; атрибуты современной молодёжной субкультуры : фенечки, браслеты, бейсболка, компьютерные диски. На стенде, также входящем в пространство выставки, были расположены фотографии из семейных альбомов, школьные грамоты, пионерский галстук, значки и открытки . Звуковым фоном была запись инструментальной музыки прошлых лет. Интерьер помещения соответствовал стилю 50-х гг. Помещение, где была оформлена выставка, на время презентации превратилось в обычную для тех лет коммунальную квартиру. Выставку представляли библиотекари отдела с участием известного краеведа-исследователя , который рассказал о семейных библиотеках горожан в дореволюционное время.

Завершением выставки стала викторина «Закончи афоризм» , в которой присутствующим предлагалось закончить общеизвестную фразу о книге:

2. Дом без книги подобен телу без (души).

3. Книги — корабли (мысли).

4. Не красна книга письмом, красна (умом).

5. Золото добывают из земли, а знания из (книги).

6. Человек без книги, как птица без (крыльев).

8. Недочитанная книга — не пройденный до конца (путь).

10. Коллекция книг — тот же (университет).

11. Книга — маленькое окошко, через него весь мир (видно).

12. Книга — лучший (товарищ).

13. Книга в счастье украшает, а в несчастье (утешает).

14. Испокон веков книга растит (человека).

15. Всем хорошим во мне я обязан (книгам).

16. Худая грамота — человеку (пагуба).

17. Кто много читает, тот много (знает).

18. Книга — твой друг, без неё как без (рук).

19. Прочёл новую книгу — встретился с (другом).

20. Дом без книги — день без (солнца).

21. Нет умного соседа, с книгой (беседуй).

22. Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают (знания).

23. В книге ищи не буквы, а (смысл).

24. Книга подобна воде — дорогу пробьёт (везде).

25. Книга поможет в труде, выручит в (беде).

26. С книгой жить — век не (тужить).

27. Хорошая книга ярче звёздочки (светит).

На память о встрече всем участникам подарили книжные закладки.

(Из опыта работы Псковской областной библиотеки для детей и юношества )

Давайте поближе познакомимся с такой формой выставки, как выставка-познание и рассмотрим примеры.

ВЫСТАВКА-ПОЗНАНИЕ

Познание — это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира. Субъект познавательной деятельности — человек — исследует также человека, то есть самого себя.

Результаты познания не только остаются в сознании конкретного человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом с помощью носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. В процессе жизни человек выполняет два вида познавательных действий : познаёт окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое: либо для себя, либо для человечества); познаёт окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Исходя из определения познания, наверно, любую книжную выставку в библиотеке можно назвать выставкой-познанием. Тем не менее, библиотекари оставляют за собой право на такое определение формы выставки.

Любимая старшим поколением читателей была представлена на выставке-познании «Летопись событий» .

ЛЕТОПИСЬ СОБЫТИЙ

книжная серия «Жизнь замечательных людей»

(опыт Псковской областной библиотеки для детей и юношества)

Книжная серия «Жизнь замечательных людей» — это история человечества в лицах, история науки, техники и культуры.

Целевое назначение выставки:

—пробуждение у юношества познавательного интереса к истории посредством чтения историко-биографической литературы;

— нравственное воспитание подрастающего поколения на примерах из жизни выдающихся людей;

— раскрытие фонда библиотеки.

Разделы выставки:

История серии «Жизнь замечательных людей»;

Исторические деятели;
Учёные;

Деятели искусства и литературы.

Цитаты:
«Когда мы любим, гордимся Отечеством — это значит мы гордимся его великими людьми» (академик Иван Павлов).

«Я твёрдо уверен, что люди поймут и начнут разрабатывать единственную нужную науку — науку, как жить» (Лев Толстой).

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (Александр Пушкин).

Библиографическое обеспечение выставки:

— буклет «Библиотека в тысячу книг: серия ЖЗЛ».

Презентация выставки состоялась с участием студентов факультета начального образования Псковского государственного педагогического университета. Студенты — участники презентации рассказали, как повлияли на их мировоззрение примеры жизни и творчества выдающихся людей.

Обзор серии «ЖЗЛ» прошёл прямо у книжной выставки. Читатели узнали об истории создания серии, её первых выпусках и издателях, а также о том, как пользоваться справочно-библиографическим аппаратом к серии.

На выставке помимо книг серии «ЖЗЛ» были представлены цитаты, буклеты, эмблемы, иллюстрации, портреты, предметы и аксессуары.

Завершающим моментом стала викторина «Назови книгу», суть которой заключалась в следующем: ведущая показывала предмет, который по смыслу подходил к содержанию той или иной книги об исторической личности . Присутствующим предлагалось назвать выдающихся представителей соответствующего вида деятельности. Таким образом, было обыграно несколько предметов:

Веер — Павленко, Н.И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко. — 4-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 496 с. — (ЖЗЛ).

Штурвал — Семанов, С.Н. Макаров / С.Н. Семанов. — 2-е изд., испр. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 288 с. — (ЖЗЛ).

Головной убор академика — Данин Д.С. Нильс Бор / Д.С. Данин. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 560 с. — (ЖЗЛ).

Глобус — Первопроходцы: сборник. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 352 с.— (ЖЗЛ).

Гусиное перо — Тыркова-Вильяме, А. Жизнь Пушкина / А. Тыркова-Вильяме. — В 2 т. Т. 1: 1799—1824. — М.: Молодая гвардия, 1998. — 480с.—(ЖЗЛ).

Орден, медаль — Полководцы и военачальники Великой Отечественной: сборник / сост. А. Киселёв. — М.: Молодая гвардия, 1985. —368с. — (ЖЗЛ).

Мольберт — Декарг П. Рембрандт / П. Декарг. — М.: Молодая гвардия, 2000. — 294 с. — (ЖЗЛ).

В конце презентации всем предлагалось угоститься яблоком — плодом познания.

Алгоритм выставки: соединение книги, читателя и библиотекаря в едином интерактивном пространстве. Важным моментом является вовлечение в программу непосредственно читателей. Восприятие материала читателями юного возраста идёт гораздо позитивнее, если информация исходит от ровесника.

Читатели библиотеки, имеющие хобби, откликаются на предложение библиотекарей продемонстрировать предметы своих увлечений на выставках. Это позволяет украсить пространство библиотеки, создать ощущение комфорта, сделать выставку привлекательной и уникальной. Такие предметы могут стать как самостоятельной экспозицией, так и частью выставки, посвященной народному творчеству.

Отдел обслуживания юношества оформил выставку-хобби «Умелые руки не знают скуки» и пригласил начинающих и опытных рукодельниц. Все предметы, представленные на выставке, были выполнены руками библиотекарей (картины, вышитые лентами; мягкие игрушки; скатерти; шляпки; игольницы; вещи, связанные крючком и спицами). О каждом виде рукоделия рассказывалось в экспонируемых изданиях с подробными инструкциями и схемами. На презентации выставки автор мог представить своё изделие и рассказать о технике его выполнения.

В отделе обслуживания старших школьников была организована тематическая выставка-путешествие «Мир загадок и чудес» , дающая возможность с помощью книг погрузиться в таинственный мир, раскрыть многие тайны, познать непознанное. Целевое назначение — предоставить читателям всё многообразие научно-популярной литературы в процессе их подготовки к учебным дисциплинам, развивать познавательный интерес, творческую активность.

Опыт работы школьного библиотекаря по организации традиционных и нетрадиционных видов книжных выставок. Дана разработка нетрадиционной книжной выставки. Выставка-викторина, выставка-игра /Авторская разработка Беловой А.П./ «ЧУККОКОЛА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

г. Балаково Саратовской области

Опыт работы

педагога-библиотекаря

МБОУ СОШ № 21

Беловой А.П.

Балаково

2014

Организация книжных выставок

В школьной библиотеке Слайд 1.

Возродить страну читателей – это сегодня главная задача каждой библиотеки. Библиотека является основным посредником между миром книжной культуры и читателями. Библиотека это кабинет № 1 в школе. Важно сделать все, чтобы читатель чаще заходил в библиотеку. Помочь привлечь читателя в библиотку и как можно полнее и красочнее раскрыть перед ним фонды школьной библиотеки поможет такой вид массовой работы, как книжная выставка.

Всего в год я оформляю более 40 книжных выставок разных видов. Главное, чтобы выставка была актуальной , откликалась на все события школы: предметные недели, календарные праздники, литературные праздники и т.д.

Как правильно оформить выставку по актуальным темам и проблемам?

Выставки по актуальным темам и проблемам пользуются большой популярностью в библиотеках. Главная цель такой выставки - привлечь внимание читателей к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг и других документов по этой теме путем представления и рекомендации лучших из них. Задача библиотекаря - выбрать актуальную, интересную читателям тему. Это могут быть:

Экология («В святой обители природы», «Экология: отравлен хлеб и воздух выпит»);

Авиация («Голубая рапсодия»);

Космос («Там, на неведомых орбитах, следы невиданных Планет»);

Краеведение

Первая любовь («О чем девчонки столько говорят?»);
этикет («Буратино хочет знать, как себя держать») и многие другие.

С какой целью в библиотеках оформляются циклы книжных
выставок?
Циклы книжных выставок целесообразно использовать в библиотеках в том случае, если выбранная тема очень обширна и требует поэтапного раскрытия. Традиционным для библиотек, обслуживающих детей, может стать цикл экологических книжных выставок «Времена года», состоящий из четырех сменяющих друг друга выставок:

1. «Ура! Пришла весна - красна!»

2. «Опять смеется лето».

3. «Осень - рыжая подруга».

4. «Зимняя сказка».

в Традиционные виды книжных выставок

  • Какие традиционные виды книжных выставок используются в библиотеках? Слайд 2
    На протяжении нескольких десятилетий в библиотечной практике активно используются традиционные виды книжных выставок:
  • выставки новых поступлений / «К нам новая книжка пришла»/,
  • выставки по актуальным темам и проблемам / «Волга. Боль и беда России» слайд 3 ; «Земля – наш дом», слайд 4 , «Скажи жизни - «Да!» слайд 7 ,

персональные выставки: «Моим стихам настанет свой черед»:выставка-просмотр о М.Цветаевой, «Спасибо, что живой» /О В. Высоцком/ - слайд -16 , «Поэтическое сердце России» /О с.Есенине/ -слайд 18-19. ; «Моя Вообразилия»/О Б. Заходере/, - слайд 22-25, « Звонкий стих Маршака» -слайд 28-30, «Школа мужества» / А.П.Гайдаре/

выставки к знаменательным и памятным датам / «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» - с лайд 8 ,«Не стареют душой ветераны» - слайд 10 , «Вам, дорогие учителя!», «Балаково – через века и годы»: выставка-просмотр – слайд -12; « Лицейская республика» -слайд -13, «Поклонимся великим тем годам» - слайд 14, «Семейство веселых мальчишек»/О Н.Носове/ -слайд 26-27.

выставки в помощь учебному процессу : «Знай правила движения, как таблицу умножения» - слайд 20, «Золотая волшебница осень» - слайд -21.

В чем особенность выставки новых поступлений?

Цель выставки - познакомить читателей с новыми документами - книгами, газетами, журналами, аудио- и видеоматериалами, поступившими в библиотеку. Чаще всего эти выставки универсальны по содержанию. На них представлены книги по разным отраслям знаний и художественные, поэтому порядок расположения документов на таких выставках должен быть систематическим, то есть по системе таблиц ББК. Традиционный для такой выставки заголовок - «Новые книги». Он давно уже стал шаблоном, поэтому стоит поискать новые варианты названий, например: «К нам новая книга пришла», «Новинки на книжной полке», «Новинки из книжной корзинки».

Как правильно оформить выставку одной книги?

Цель - заинтересовать читателей какой-то определенной книгой, достичь этого можно, если представить на выставке разнообразный материал, который помогает раскрыть содержание книги и способствует более глубокому ее пониманию. Это может быть следующая информация:

Об истории создания книги;

О прототипах героев произведения, их судьбе;

Литературный анализ произведения, высказывания о нем критиков и писателей;
рассказы известных людей и читателей библиотеки о роли этой книги в их жизни;
об экранизации произведения; рассказы режиссера и актеров о работе над фильмом и др.

На выставке также могут быть представлены разные издания этой книги, иллюстрации, выполненные разными художниками, фотокадры из фильмов-экранизаций, ноты, кассеты с записью музыки к фильмам и т.д.

Очень важно для такой выставки правильно выбрать книгу. Она должна быть яркой, содержательной, интересной, не рядовой. Это может быть классика - прошлых веков и современная. Или краеведческая книга - произведения Ф.А.Абрамова, Н.А.Жернакова, «Детство в Соломбале Е.С.Коковина, «Пинежские зарисовки» Л.В.Егоровой, «Дом над Двиной» Е.Фрезер и тд.

Нетрадиционные виды книжных выставок

Какие выставки относятся к нетрадиционным?

Нетрадиционные формы книжных выставок появились в библиотеках в последние десятилетия. Учитывая возрастающие потребности и все более разнообразные интересы читателей, библиотекари стремятся сделать выставки более интересными и привлекательными. Для этого используются самые разные приемы. Те из них, которые получили поддержку и признание читателей, развиваются и совершенствуются. Так, в последние годы в библиотечной практике широко используются следующие нетрадиционные формы книжных выставок:

Книжная выставка-дискуссия;

Книжная выставка-словарь;

Выставка одной книги (журнала, газеты, публикации);

Выставка-викторина, выставка-кроссворд, выставка-конкурс; /«Чуккокола» - слайд 37 , «Знаете, каким он парнем был!»/

Выставка-игра, выставка-лото / «У Лукоморья дуб зеленый» - слайд -40

Выставка-диалог:

Выставка-хобби «Друзья нашего дома», «Каждый мечтает о собаке» слайд 5-6

Выставка-экспозиция (выставка-мастерская:«Мастерская Деда Мороза» - слайд - 35 ; «На бал к Золушке»- слайд -38 ; выставка-ателье, выставка-кладовая, выставка-огород);

Выставка-размышление;

Выставка-признание;

Выставка-символ «Символ 2014 года»- слайд -36 ;

Выставка-досье (литературное досье читателя),

Выставка-бенефис читателя и т.д.

Что представляет собой книжная выставка-дискуссия?

Цель книжной выставки-дискуссии - вызвать у читателей желание поспорить, подискуссировать, высказать свое мнение по какому-либо вопросу или теме. Для этого на выставке должна быть представлена литература, освещающая данную проблему с разных точек зрения. Чаще всего выставки-дискуссии посвящают какой-то персоне, историческому или политическому лицу, деятельность которого нельзя оценить однозначно, или какой-либо теме, проблеме, на данный момент не решенной.

Пример персональной выставки-дискуссии: «Николай II: кто он?»

Разделы: 1. Великий самодержец? 2. Кровавый убийца? З. Невинная жертва обстоятельств? Вместо цитаты можно поместить на выставку такое обращение к читателям: «Личность последнего русского императора
до сих пор будоражит умы и вызывает споры.

А какой точки зрения придерживаетесь Вы?». Цель выставки - вызвать у читателей желание поразмышлять о личности, деятельности и судьбе последнего русского императора, высказать свою точку зрения. Пример тематической выставки-дискуссии

«Космические пришельцы: за и против» Разделы:

1. «Да, они действительно прилетают!»

2. «Нет, они существуют лишь в нашем воображении».

Цитата:

Есть многое на свете, друг Горацио,

Что и не снилось нашим мудрецам.

В. Шекспир

Или: «Истина где-то рядом».

Цель выставки - заинтересовать читателей загадочными и порой необъяснимыми явлениями, познакомить с разными точками зрения на них, вызвать желание поразмышлять на эту тему, высказать свое мнение.

Что такое книжная выставка-игра?

Сегодня в детских библиотеках активно используется такая наглядная форма, как книжная выставка-игра Ее цель - привлечение к книге и чтению через игру. Например, «Почитаем - поиграем», «Читаем, мастерим, играем», «Любимые книжки - любимые игрушки» и т.д. Сначала такие выставки оформляли в основном для дошкольников и младших школьников. На выставку рядом с книгами помещали игрушки, изображающие героев книг. У большинства детей этого возраста техника чтения еще слабая. Они быстро устают от чтения, и тогда, могут взять игрушки с выставки и разыграть с ними только что прочитанные ситуации, а также придумать свое продолжение. Это не только помогает ребенку отдохнуть от чтения, но и способствует воспитанию культуры чтения. С помощью такой выставки можно провести в библиотеке «литературные прятки».
Перед началом игрушки с выставки необходимо убрать на другой выставочный стеллаж или стол. Во время игры библиотекарь задает вопросы. Ребенок, угадавший, о каком герое идет речь, называет его имя, автора и название книги. Затем он подходит к стеллажу с игрушками, находит отгаданного героя и ставит его рядом с книгой на выставку. Литературные прятки заканчиваются, когда последняя игрушка занимает свое место рядом с книжкой.

В последние годы в детских библиотеках заметно увеличилось число посетителей-детей, которые не любят и не хотят читать, а в библиотеку приходят потому, что там уютно, тепло, светло, и пускают бесплатно. Как правило, это дети из неблагополучных семей, которым просто некуда больше идти. Такие дети с удовольствием играют в настольные игры в специально оборудованном уголке-игротеке, просматривают журналы, комиксы. Книжная выставка-игра поможет библиотекарю привлечь таких детей к чтению, заинтересовать книгой.

Книжная выставка-экспозиция - это синтез библиотечной и музейной выставки. Предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют более глубокому проникновению в тему, которой посвящена выставка, более глубокому пониманию и восприятию представленных на ней документов. Причем предметов и аксессуаров здесь значительно больше, чем на обычной библиотечной выставке, а книги и другие документы удачно вписываются в экспозицию. Например, можно оформить выставку-экспозицию «Съедобная рассыпуха» в форме русской печи, используя для оформления старинные чугунки, глиняную посуду, вышитые полотенца, домотканые половички. На широкой деревянной скамье у «печки» разместить плетеные корзины, в которые положить книги, рассказывающие читателям об особенностях культуры и быта русского народа. На одну из корзин прикрепить название «Лукошко рецептов», а саму корзину заполнить книгами с рецептами русской кухни. Сверху можно повесить плакат-призыв: «Сам себе состряпай блюдо, кушай - хорошо иль худо». На лежанку печи положить куклу - домовенка Кузю, а около него - сундучок с кулинарными загадками. Над сундучком - надпись: «Шевелись, не уставай и загадки отгадай!»

Для читателей, желающих проверить свои знания блюд русской кухни, можно разработать кроссворд «Вкуснятина!» Такая выставка-экспозиция привлечет внимание многих читателей и будет полезна не только детям, но и взрослым. Около такой выставки можно проводить интересные беседы, громкие чтения, библиографические обзоры, викторины, детские утренники и праздники. Уместно будет использовать при этом элементы кукольной театрализации. Например, домовенок Кузя может «ожить», слезть с лежанки и пригласить детей и взрослых к себе в гости, на праздник «В гостях у домовенка Кузи», на котором он будет главным действующим лицом.
Можно разработать и оформить интересную выставку-экспозицию, посвященную собакам.

Как правильно оформить выставку в помощь изучению учебных программ?

Выставки по школьным программам - самые распространенные в детских и школьных библиотеках. К сожалению, они же - самые скучные и неинтересные. А ведь их цель расширить рамки школьного предмета, рассказать о многом удивительном и интересном, о чем ребенку не удалось узнать на уроке, и тем самым заинтересовать, увлечь предметом. Как же достичь этого? Начнем с заголовка. Взгляд читателя скользит, не останавливаясь, по давно надоевшим названиям - «За страницами школьных учебников», «В стране интересных уроков». А давайте попробуем назвать выставку «Удивительные приключения в стране Математика» или «Путешествие в Средневековье». Но красивому названию должно соответствовать содержание и оформление выставки. Например, название выставки «Путешествие в Средневековье» можно написать шрифтом, стилизованным под готический, а рядом с выставкой поместить макет средневекового замка и нарисованную на картоне фигуру рыцаря. Рядом с рыцарем можно поставить небольшой сундучок. В него вложить карточки с вопросами, ответы на которые ребята найдут в книгах, представленных на выставке. На щите рыцаря написать обращение к читателям с предложением ответить на вопросы, а листочки с ответами накалывать на копье рыцаря.
Для того, чтобы тема выставки соответствовала изучаемому разделу школьной программы, чтобы она была востребована в дни предметных олимпиад, недель, необходимо сотрудничество библиотекаря с учителями-предметниками. Выставка, оформленная в библиотеке, беседы и обзоры книг с выставки могут войти в программу предметной школьной недели, а победители конкурсов и викторин и самые активные читатели будут награждены при подведении итогов недели. Такая работа способствует востребованности и результативности библиотечной выставки.

Виртуальные (электронные) книжные выставки .

Новое направление в библиографической работе библиотек связано с организацией виртуальных (электронных) книжных выставок. Для них можно отметить большое разнообразие форм представления материала: от простых перечислений книг до мультимедийных презентаций и интерактивных книжных выставок.
Книжные выставки:
– создаются для представления изданий;
– отличаются актуальностью выбранной темы;
– выполняют информационную и рекомендательную функции;
– отличаются чётким целевым и читательским назначением (не может быть «широкого круга читателей»!), о чём сообщается в «предисловии» к выставке.
Посмотрите, например, виртуальную книжную выставку Детской библиотеки им. В.Н. Орлова (Республика Крым, Украина) « Детские книги-юбиляры 2009 г .» (www.orlovka.crimea.ua ).
Как и в традиционной книжной выставке, в виртуальной используются разделы, цитаты, присутствует оформление (сюда относятся обложки и раскрытые книги, эстетика размещения, цветовая гамма и т.д.). Возможно применение дополнительных элементов, присущих традиционной книжной выставке (это, например, фактографическая справка об авторе или предмете, список дополнительной литературы) и отличающих виртуальную книжную выставку (гипертекстовые ссылки на полные тексты или фрагменты документов, мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие с пользователем и т.д.).
Обязательным при организации виртуальных книжных выставок является чёткое следование стандартам представления традиционных книжных выставок:
художественное представление книги (изображение обложки, раскрытой книги, в том числе с возможностью интерактивного перелистывания страниц, возможность прочитать фрагмент текста и т.д.);
библиографическое описание книги ;
аннотация представляемой книги (то, какую аннотацию – рекомендательную или справочную – использовать, зависит от целевого и читательского назначения, указанного в предисловии).
Достоинство виртуальных книжных выставок – возможность представить издания, не снимая их с полки. Предоставить пользователям книги, показанные на выставке, и не ограничивать время существования экспозиции.
Благодаря возможности организации постоянно действующих выставок, библиотеки смогли создавать циклы виртуальных книжных выставок, действующих одновременно. Посмотрите, например, цикл книжных выставок « Вселенная в алфавитном порядке », представленный на сайте Свердловской областной межнациональной библиотеки (www.somb.ru ) в разделе «Электронные выставки».
Использование возможностей гипертекста позволяет акцентировать внимание на каждой книге. Научная библиотека Уральского государственного университета создала виртуальную книжную выставку « Наставникам, хранившим юность нашу… », для перемещения по которой применяются гиперссылки. ().
Отметим, что передвижение по выставке с помощью гиперссылок требует от пользователя активного участия; пользователь имеет возможность проигнорировать разделы, которые не отвечают его интересам, и более глубоко познакомиться с интересующими его изданиями. Организаторам гипертекстовые ссылки позволяют так организовать пространство интернет-страницы, чтобы пользователь в любой момент мог получить представление о выставке в целом и о каждой книге, показанной в экспозиции.
Очень красивая виртуальная выставка редких книг « Без титула, в сафьяне и редка… » организована научной библиотекой Витебского государственного университета им. П.М.Машерова (www.lib.vsu.by:8081/web_resurs/rare_book/index.html ). Выставка имеет форму мультимедийной презентации с интерактивной навигацией.
В перспективе для детей и подростков можно организовывать электронные выставки-игры , предусматривающие прохождение различных испытаний и предоставляющие в качестве приза информацию о книгах (информация о книге может быть нужна также для прохождения следующего испытания).
Виртуальная выставка способна представить не только книги, но и периодические издания, изобразительные материалы, электронные ресурсы. С помощью виртуальной книжной выставки можно знакомить пользователей с новыми поступлениями, раскрывать содержание периодических изданий. Посмотрите, например, виртуальные книжные выставки, организованные Фундаментальной библиотекой им. императрицы Марии Фёдоровны Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (http://lib.herzen.spb.ru/page13.asp?s=11 ).
Материал сайта:
http://lib.1september.ru/view_article.php?id=200902316
Авторы: Ляля Беркутова, Елена Панкова

«ЧУККОКОЛА» - книжная выставка-викторина, выставка-игра и поделок и рисунков по мотивам творчества К. Чуковского, созданная в творческом содружестве зав. библиотекой МБОУ «СОШ № 21» Беловой А.П. и учащихся 1-4 классов.

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского в игровой форме.

Задачи:

  • формирование навыков самостоятельной работы с книгой как источником содержательного и занимательного проведения досуга;
  • развитие творческих и коммуникативных способностей, логического мышления.

Оборудование:

  • Авторский буклет «Корней Иванович Чуковский»,
  • книжные памятки к книгам – юбилярам К.И.Чуковского:
  • к 95-летию сказки «Крокодил»,
  • к 90-ю сказки «Тараканище»,
  • к 90- ю сказки «Мойдодыр»,
  • Чудо-дерево с чулочками и носочками, башмачками, а в них загадки К.Чуковского.
  • Уголок Доктора Айболита, вывеска:

Открыта больница для птиц и зверей

Приходите лечиться сюда поскорей!

  • Больные перевязанные звери;
  • Сумка Айболита: в ней лежат медицинские препараты, которые помогли ему вылечить больных зверей: градусник, шоколадки, рецепты гоголя-моголя.
  • Обращение Доктора Айболита к ребятам.
  • Самовар с секретом. Обращение к ребятам « По секрету-всему свету».
  • «Мойдодыр» в тазике «Армия Мойдодыра»: загадки о его помощниках.
  • Поделка «Муха-Цокотуха», стол, тарелка с вопросами-блинами, обращение Мухи к читателям.
  • Портрет К.И.Чуковского и его книги (любые издания): «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище», «Крокодил», «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Чудо-дерево» и др.

Цитата к выставке:

«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».

/ Ираклий Андроников/

Ребята!

31 марта 2012года замечательному детскому писателю, переводчику, литературоведу

Корнею Ивановичу Чуковскому, /настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков/, (1882-1969) исполняется 130 лет со дня рождения!

Его стихи, сказки – очень веселые и забавные! Если вы их еще не все прочитали, то немедленно приступайте к чтению – они подарят вам настоящий праздник!

В его сказках необыкновенные чудеса творятся. Представьте себе, если это от вас одеяло убежало, улетела простыня. А из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник. Это невозможно забыть. В его стихах все необыкновенное – и все знакомое.

И дети, и взрослые знают, какая это радость, в доме – книга со сказками К.И.Чуковского! Его стихи, веселые, забавные, звонкие. Одни из них похожи на считалки, другие – на игры, третьи – это просто веселые стихи.

А теперь, поиграем!

1. Чудо-дерево.

Ребята, обратите внимание на

«Чудо-дерево» Чуковского:

«Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!

По-моему, наши плоды уже созрели и

пора их срывать. Выбираем башмачки и

Носочки и отгадываем загадки К.И.Чуковского.

2. Самовар с секретом.

Обращение к ребятам:

По секрету-всему свету!

Ребята!

В самоваре сидят и дрожат герои сказок Корнея Чуковского!

От страха они совершенно забыли все свои слова и не могут вернуться в свои книги!

Их напугали злодеи из «Волшебного мира сказок Корнея Чуковского» - Бармалей, Крокодил, Тараканище, индюк Брундуляк и прочие темные силы…

Вы можете расколдовать наших героев, если прочитаете все книги с этой книжной выставки и правильно укажете адрес их книг.

Ваш друг – Доктор Айболит

3. Уголок Доктора Айболита.

Письмо от Доктора Айболита

Дорогие ребята!

Я лечу больных зверей в далекой Африке!

Если вы сумеете правильно ответить на мои вопросы, я смогу быстрее приехать домой!

Вопросы

  • Что было написано в телеграмме от гиппопотама?
  • Что такое Лимпопо? (Страна, река, остров)
  • Чем болели звери, которых лечил Айболит?
  • Сколько дней Айболит лечил зверей?
  • Чем Айболит лечил своих больных?
  • Что такое гоголь-моголь?

Ответить на вопросы вам поможет книга К. Чуковского «Айболит».

Доктор Айболит был удивительным доктором, он лечил больных зверей не уколами и горькими лекарствами, а… чем же он их лечил?

Ответы ребят. А теперь мы посмотрим, что же у доктора в его сумке.

  • Сумка Айболита: в ней лежат медицинские препараты, которые помогли ему вылечить больных зверей: градусник, шоколадки, рецепты гоголя-моголя:
  • Всем известно, что гоголь-моголь – прекрасное средство, которое рекомендуют принимать в лечебных целях при болях в горле, против хрипоты, потери голоса.
  • Самый простой рецепт: рекомендует взбить пару желтков яиц с сахаром и принимать натощак по утрам по две чайные ложки. Но в наши дни гоголь-моголь получил довольно-таки широкое распространение, и приготовить его можно разными способами.
    Медовый гоголь-моголь тоже очень хорошо помогает, если болит горло, конечно, когда нет аллергии на мед, лимон и апельсиновый сок. Итак, взбиваем желток, добавляем два стакана горячего молока и шесть ложек меда, затем две столовые ложки апельсинового или лимонного сока, все это нужно немного подогреть и добавить белок, взбитый с сахаром; принимается натощак.
  • Детский гоголь-моголь готовил еще Айболит в сказке Чуковского, и ни один малыш не откажется от этого лакомства. А уж если осипло горло или подкралась ангина, то этот напиток станет просто палочкой-выручалочкой для тех деток, которые не любят лекарств. Только, пожалуйста, предлагая его ребенку, вспомните, нет ли у вашего малыша аллергии на яичный желток. Если нет, то смело давайте ему это лакомство: кроме лечебного эффекта, коктейль поднимет малышу настроение, а если вы к тому же предложите ему печенье и добрую сказку на ночь, то болезнь и вовсе убежит без оглядки.
  • Для приготовления разотрите желтки с сахаром, добавьте растопленное сливочное масло и немного какао, хорошо взбейте полученную массу миксером.
  • Фруктовый гоголь-моголь можно приготовить с добавлением фруктового сока (вишневого, яблочного, гранатового, смородинового, апельсинового, абрикосового). Миксером взбиваем два желтка, добавляем щепотку соли, три столовые ложки сахара и полстакана сока, все еще мешая, добавляем два стакана холодного молока и полстакана ледяной воды, затем добавляем взбитый до крутой пены белок и посыпаем тертым орехом. Вот и получился коктейль, который можно пить через соломинку.
  • Гоголь-моголь «по-польски» готовят с добавлением земляники или малины с каплями лимонного сока. Предварительно следует желтки стереть с сахаром, а белки взбить в пышную пену. По-польски название этого коктейля звучит как «kogel-mogel»

4. Уголок Мойдодыра.

  • Ребята, к нам в гости пришел сам

Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок командир!

В том году сказке «Мойдодыр» исполняется 90 лет. Библиотека сделала для вас закладку для этой книги, из нее вы узнаете историю ее создания.

У Мойдодыра в тазике лежат загадки, если вы их разгадаете, то узнаете кто входит в его армию и помогает ему справляться с грязнулями.

Загадки Мойдодыра:

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

Лег в карман и караулю

Реву, плаксу и грязнулю,

Им утру потоки слез,

Не забуду и про нос.

Зубов много, а ничего не ест.

Дождик теплый и густой,

Этот дождик не простой,

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов.

Мойдодыру я родня,

Отверни, открой меня!

И холодною водою

Живо я тебя умою.

Я – Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок …

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой …

5. Уголок Мухи-Цокотухи

Ребята!

Я, Муха-Цокотуха, к празднику испекла

блины с начинкой (с вопросами),

Пока мои гости не пришли,

попробуйте ответить на них.

Если затрудняетесь,

Быстро прочитайте книгу

К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

  • Уголок Мухи-цокотухи: стол с блюдцами и самоваром, на блюдце Мухины загадки.

Мухины загадки:

  • Муха, Муха-Цокотуха,
    Позолоченное брюхо.
    Муха по полю пошла…
    Что нашла Муха-Цокотуха на поле?
  • Что купила Муха-Цокотуха на базаре?
  • На какой праздник Муха-Цокотуха собирала гостей?
  • Кто напал на Муху-Цокотуху?
  • Как вели себя гости Мухи-Цокотухи, когда на нее было совершено нападение?
  • Кто спас Муху-Цокотуху?

На нашей выставке вы прочитаете и другие замечательные книги Корнея Ивановича Чуковского.

Советы коллегам

При организации выставок вам помогут журналы:

«Читаем. Учимся. Играем»,

«ДЭ АИФ»,

«Праздник в школе»,

«Выставка в школьной библиотеке» и др.

Названия книжных выставок
В помощь школьной программе
«Хочу всё знать»

«В помощь преподавателям литературы»

«Ужасно интересно всё то, что неизвестно»

«По материкам и странам»

«География континентов, океанов и морей»

«Русь. Россия. Российская империя»

«Историей дышит каждая строка»

«История в лицах»

«В двух шагах от учебника»

«Язык мой – друг мой»

«Твой друг навсегда»

«Язык есть исповедь народа»

«С книгой в мире интересных наук»

«За страницами учебника»

«Для Знаек и Незнаек»

«Познающим мир»

«Живой как жизнь» (о русском языке)

«Справочное царство – мудрое государство»

О книгах и чтении

«С книгой по жизни»

«Книга в твоих руках»

«Творческий читатель»

«Умный читатель»

«Читаем, думаем, рассуждаем»

«Читаем, обсуждаем, творим»

«Вам, книголюбы»

«Зарубежные писатели – детям»

«Юмор в детских книжках»

«На каникулы с книжкой»

«Вслух. Громко. Про себя. Про нас!»

«Любимые книги семей»

«Открой книгу, и чудеса начинаются»

«Читаем сказки, смотрим сказки»

«Чтение на бис»

«Вторая профессия – читатель»

«Каждая книга – про тебя, каждая – для тебя, только вглядись»

«Книжные вести»

«Книги, которые знают все»

«Чудо – имя, которому, книга»

«Библиотека – книга – современный читатель»

«Добрая лира» (новинки современной литературы для детей)

«Книга, о которой я хочу рассказать»

«Эти книги читали бабушки и дедушки»

«Добрая мудрая книга»

К юбилеям писателей и поэтов
«В этом мире я только прохожий» (С.Есенину)

«Тебе, о Родина, сложил я песню ту»

«Мой край, задумчивый и нежный»

«Закружилась листва золотая»

«Благословляю всё, что было» (А.Блоку)

«Растревоженная душа» (В.Шукшину)

«Всё выше музыка любви» (Б.Окуджаве)

«Он правду людям под гитару говорил» (В.Высоцкому)

«Двойник своего времени»

«Откровенно говоря» (Л.Рубальской)

«А любить мы всё-таки будем» (Э.Асадову)

«Поэт, писатель, иллюстратор» (Е.Чарушину)

«Весёлый писатель» (Н.Носову)

«Мне дали имя при крещенье - Анна» (А.Ахматовой)

«Страницы мятежной жизни» (М.Лермонтову)

«Мне памятником будут эти строки» (Н.Гумилёву)

«Красною кистью рябина зажглась» (М.Цветаевой)

Об этикете
«Времена и нравы»

«Этикет на каждый день»

«Вежливость на каждый день»

«Будем вежливы»

«Уроки хороших манер»

«Уроки вежливости»

«Этическая грамматика»

«О красоте, моде и хорошем вкусе»

«Культурный человек – это…»

«Его величество этикет»

«Элегантность, красота, обаяние»

Сказки
«В мире сказок»

«Эта старая добрая сказка»

«Сказка – умница и прелесть»

«В гостях у сказки»

«Рисуем сказку»

«Путешествие на сказочную поляну»

«Путешествие в сказку»

«Там, на неведомых дорожках»

«Поиграем в сказку»

«В некотором царстве»

«Чудесный мир сказок»

«Волшебный мир сказок»

«Сказки доброго волшебника»

«Сказки народов мира»

«Сказки путешествуют по свету»

«Сказочная страна»

«По дорогам сказок»

«Сказки удмуртского народа»

«Ох, уж эти сказки»

О здоровье
«Если хочешь быть здоров»

«Здоровый образ жизни»

«Красота, здоровье, молодость»

«Твоё здоровье в твоих руках»

«Долголетие действительное и возможное»

«Берегите здоровье»

«Береги здоровье смолоду»

«Расти здоровым»

«Здоров будешь – всё добудешь»

«Будь здоров»

«Здоровому каждый день праздник»

Природа и экология
«С любовью к природе»

«Через книгу – любовь к природе»

«Мир, который нужно понять и полюбить»

«Край серебряных родников»

«Экология и книга»

«Мы и наши братья меньшие»

«О родной земле с любовью»

«Живи, природа»

«Живи, Земля!»

«Живой язык природы»

«Люблю Росси шум лесной»

«Человек и природа: гармония или трагедия?»

«Друзья наши четвероногие»

«Земля у нас только одна»

«Земля – наш дом родной»

«Наш общий дом – природа»

«Тебе и мне нужна Земля»

«Земля – родной дом человечества»

«Экологический вестник»

«Словами, красками, звуками»

«Человек и экология»

«Экология родного края»

«Природа родного края»

«Природа и мы»

«Природа и человек»

«Кто вокруг живёт, что вокруг растёт»

«Лес и его охрана»

«О братьях наших меньших»

«В судьбе природы – наша судьба»

«Дадим планете шанс»

«Земля, которой краше нет»

«Земля в тревоге»

«Губим природу – погубим себя»

«Знай, люби, береги»

«За чистоту земли и рек в ответе человек»

«Мы и наша Земля»

«Земля – планета голубая»

«Природа. Экология. Литература.»

«Тайны зелёного леса»

«В защиту природы»

«Колокола тревоги»

«Экология и дети»

«Экология и общество»

«Экология и быт: оглянись вокруг»

«Экологические проблемы: острота ситуации»

«Люби и знай удмуртский край»

«Душа природы присутствует в нас»

«Осторожно – природа!»

«Войди в природу другом»

«Чтобы охранять природу, её надо знать»

«Воздух, вода, почва: их сохранность»

«Животные – герои книг»

«Птицы наших лесов»

«Природа не прощает ошибок»

«Безбрежна к малой родине любовь»

«Наша малая родина – село родное»

«В интересах настоящих и будущих поколений»

«История всего живого»

«Оглянись вокруг»

«Когда по родимому краю идёшь»

«Будь другом цветку, дереву, зверю, человеку»

«Семь страниц про зверей и птиц»

История
«Историей дышит каждая строка»

«История в лицах»

«Поэзия мифа»

«Нам жить и помнить»

«История России»

«Героев наших имена»

«Тем, кто увлекается историей»

«Страницы истории»

«Русь. Россия. Российская империя»

Семья
«Мир моей семьи»

«Моя семья»

«Дела семейные»

«Тепло и свет домашнего очага»

«Наш дом»

«У зелёной лампы»

«Мама, папа, я – дружная семья»

«Любимые книги семей»

«Домашнее рукоделие»

«Под крышей дома твоего»

«Проблемы семейного воспитания»

«Твоё свободное время»


О любви

«Строки любви»

«Любовь, любовь – загадочное слово»

«Любовь – это сердце всего»

«Есть книга вечная любви»

«Стихи о любви»

«Песнь любви»

«А любить мы всё-таки будем…»

«Писатели о любви»

О Пушкине

«Поэт на все времена»

«Пушкин и его эпоха»

«Поэт глазами современников»

«Пушкинское поэтическое эхо»

«Позволь душе моей открыться»

«Надежда и любовь, достоинство и честь»

«Пушкин в жизни»

«И жизнь, и слёзы, и любовь»

«Пушкин и его Мадонна»

«Я вас любил…»

«Прекрасный и таинственный Пушкин»

«Пушкин и Натали»

Периодика
«Калейдоскоп журналов»

«Газеты и журналы для детей»

«Детские журналы в гостях у ребят»

«Страна Журналия»

«О чём рассказывают журналы»

«Путешествие в страну Журналию»

«Здравствуй, страна Журналия»

«Листайте нас, читайте нас, и мы всему научим вас»

«Новинки периодики»

«Новинки журнального мира»


Искусство
«В мире прекрасного»

«Путешествие в страну Вдохновение»

«Путешествие в страну творчества»

«Поэзия и живопись романтиков»

«Учимся видеть прекрасное»

«Смотреть на мир восхищёнными глазами»

«Добро через красоту»

«Диалог истинного добра и красоты»

«Удивление и радость»

«В мире грёз»

«Искусство Удмуртии»

«Прекрасное вокруг нас»


Выбор профессий
«В мире профессий»

«Кем быть?»

«Я выбираю профессию»

«Как найти себя»

«Кто я такой?»

«Вступая в жизнь»

«Выбирайте профессию»

«Твоя будущая профессия»

«Молодым везде у нас дорога»

«Путешествие по профессиям»

«Калейдоскоп профессий»

«Все работы хороши – выбирай на вкус»

Необычное, неопознанное
«Тайны раскрытые и нераскрытые»

«Очевидное, но непонятное»

«Очевидное – невероятное»

«Космическое путешествие»

«Тайны магии и колдовства»

Воспитание и образование
«Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки»

«В помощь педагогам»

«Навстречу друг другу»

«В помощь классному руководителю»

«Мы и наши дети»

«Урок в современной школе»

«Школа: поиск в пути»

«От учебника к творческому замыслу урока»

«Путь к ученику»

Учим творчеству»

«Я - твой ученик, ты – мой учитель»

Домоводство и рукоделие
«Оч. Умелые ручки»

«Для умелых рук»

«Умелые руки не знают скуки»

«Сделали сами своими руками»

«Мастер на все руки»

«Шьём, вяжем, вышиваем»

«Добрых рук мастерство»

«Город мастеров»

«Домашнее рукоделие»

«Советы Марьи-искусницы»

«Умелые руки и кропотливый труд ещё не это создадут»

«Долгими зимними вечерами: шьём, вяжем, вышиваем»

«Под крышей дома твоего»

ПДД
«Азбука юного пешехода»

«Это должен знать каждый»

«О правилах движения всем без исключения»

«Пешеходная азбука»

«Красный, жёлтый, зелёный»

«Внимание, дорога!»

Разное

«Отвага, мужество и честь»

«Раздумья о высшей правде»

«Мораль и правовая ответственность»

«Я, ты, мы»

«Путешествие в страну Родарию»

«Под знаком Заходера»

«Родом из детства» (о С.Лагерлёф)

«CD в библиотеке»

«Повод для веселья: Незнайка и Дениска»

«Жизнь замечательных людей»

«Коротко о разном»

«Сам себе психолог»

«Детство моё, страна заветная»

К началу нового учебного года в библиотеке оформлены новые книжные выставки на любой вкус любого читателя.

Традиционная выставка для будущих выпускников «» предлагает старшеклассникам познакомиться с разными профессиями, учебными заведениями. Если кто-то до сих пор не определился с профессией, то можно познакомиться с разными советами по выбору будущего дела всей своей жизни.

Выставка «» познакомит читателей с историей государственных символов, славных побед наших народов, отдельными этапами становления государства Российского.

Привлекает внимание необычная выставка «». На ней представлены цитаты из книг, которые предлагали наши читатели. Рядом с цитатами расположились и сами книги. Каждый желающий может предложить для выставки свою любимую цитату.

Наш информационно-библиотечный центр не остается в стороне от новых библиотечных направлений. Оформлена выставка «». Это направление призывает владельцев не выбрасывать книги, которые им не нужны, а приносить в общедоступные места для свободного книгообмена. Наши читатели с удовольствие откликаются на это предложение.

Книжная выставка «» представила книги о путешествиях и путешественниках из серии «Чудеса света», «Узнай мир», современные справочные издания, энциклопедии о чудесах света, атласы мира. Тексты сопровождаются красочными фотографиями. На выставке представлен глобус, который приглашает совершить читателям путешествие с книгой по материкам и странам. Цель выставки: вызвать познавательный интерес к географии, желание учащихся расширять свой кругозор, показать, как прекрасна планета Земля и сколько чудесных и удивительных мест на ней.

Книжная выставка «» носит краеведческий характер. На выставке представлена литература о Тюменской области и Заводоуковском районе. Также представлены фотоальбомы и карта Тюменской области. Цель выставки: воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю, формирование у читателей интереса к истории родного края, пропаганда краеведческого фонда библиотеки.

Книжная выставка «» посвящена библиотекам. Разделы выставки представили периодические издания, книги, альбомы, мультимедийные издания о книгах и библиотеках. Цель выставки: создание положительного имиджа библиотеки, познакомить читателей с историей и развитием её в век информационных технологий. Также на выставке представлен буклет и предложена викторина о книге и библиотеке. Целый раздел выставки предлагает читателям самые первые книги из фонда информационного библиотечного центра школы.

Книжная выставка «» предлагает читателям познакомиться с великими представителями стран Англии и Австрии. Тех людей, общим у которых является одно - это великие люди, внесшие несомненный вклад в историю, науку или культуру своей страны. Кто они знаменитости этих стран? На выставке представлены книги из серии «Всё обо всех», «Я познаю мир», справочные и энциклопедические издания. Цель выставки: познакомить читателей с великими представителями Англии и Австрии. Рассказать о том, как эти люди жили, где учились, как стали тем, кем стали - творцами мира. Выставка ретроспективная, в течение года её разделы будут меняться по содержанию и знакомить читателей с великими представителями разных стран.

Уважаемые коллеги!

Наступил 2017 год, завершаются новогодние каникулы, стартует Год экологии в России. Советую вам начать его с оформления постоянно действующей выставки, посвященной главной теме года.

Выставка – один из основных методов наглядной пропаганды литературы, предоставляющей читателям возможность получения дополнительных знаний, формирования и расширения интереса к представленной теме.

Наша задача – сделать выставку яркой, интересной, нестандартной. На выставку, помимо книг и периодики, рекомендую поместить всевозможный иллюстративный материал, аксессуары, содержательно связанные с тематикой и дополняющие её в качестве фона. Однако, какой бы не была книжная выставка, не стоит забывать, что в центре внимания всё же должна оставаться книга, а вся атрибутика является лишь её дополнением.

Существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:

1. Выбор темы.

С темой мы определились, это выставка, посвященная Году экологии в России.

2. Определение целевого и читательского назначения

Наша выставка должна иметь четкий читательский адрес, для кого вы оформляете выставку: для детей младшего или старшего возраста, либо для родителей или руководителей детским чтением. Книжные выставки для детской аудитории отличаются от выставок, создаваемых для взрослых. Они обязательно должны быть яркими, бросающимися в глаза, чему помогут: яркие издания, игрушки, поделки из бумаги и природного материала. Выставки для детей могут содержать элементы игры (ребусы, загадки, кроссворды).

3. Выбор и отбор документов.

С помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки: каталогов, картотек, библиографических указателей выявляем все источники – книги, статьи из периодики, иллюстрации, фотодокументы, имеющиеся в библиотеке по данной теме. Затем знакомимся с ними и отбираем те, которые соответствуют цели и читательскому адресу. Предпочтение отдается документам, содержащим новую информацию и имеющие привлекательный внешний вид .

4. Разработка структуры выставки.

Определяем количество разделов и форму выставки.

Например:
выставка-экспозиция

Выставка-игра,
выставка-диалог,
выставка-рекомендация,
выставка-совет,
выставка-чайнворд,
выставка-словарь,
выставка-знакомство,
выставка-презентация

Выставка-откровение,
выставка-настроение,
выставка-поиск,
выставка-календарь

5. Определение заголовка, названия разделов.

После того как вы определились со структурой выставки, переходим к выбору заголовка выставки, определению названий разделов. Название обязательно должно привлекать внимание, быть броским, и информационно емким, точно передавать суть.

Например:

Название разделов должно поэтапно раскрывать тему выставки и дополнять заголовок.

6. Подборка цитат, иллюстраций, предметов.

Предлагаю вам цитаты для выставки

  • Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей. В. Бианки
  • Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире В. Бианки
  • Человечество далее не может стихийно строить свою историю, а должно согласовывать ее с законами биосферы, от которой человек неотделим. Человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы. В.И. Вернадский
  • Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. В.И. Вернадский
  • Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. Гарин Н. (Гарин-Михайловский)
  • Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам… А.И.Герцен
  • Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром. А.И.Герцен
  • Только то прочно и устойчиво, только то и имеет будущее, что сделано в согласии с природой. В.В. Докучаев
  • Отношение человека к окружающей среде – это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям. С.П. Залыгин
  • Поведение человека в природе – это и зеркало его души. К.Л. Зелинский
  • Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, — на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки. Д.С. Лихачев
  • Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков, им самим. Д.С. Лихачев
  • Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книг. М.В. Ломоносов
  • Пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир! И.С. Никитин
  • Не отдельные белые пятнышки — огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа. В.А. Обручев
  • Нельзя писать книги и не знать, какие травы растут на местных полянах и болотах, чем отличаются листья берез от листьев осин…, улетают ли на зиму синицы, когда цветёт рожь и какие ветры приносят дожди или засуху, пасмурность или ясное небо… К.Паустовский
  • Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость, или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни. К. Паустовский.
  • Любовь к родной стране начинается с любви к природе. К. Паустовский
  • Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения. К. Паустовский
  • Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор… прочтены только первые страницы. Д.И . Писарев
  • Охрана окружающей среды – это многогранный и сложный процесс, в котором принимает участие каждый человек. М. Пришвин
  • У каждого человека в мире есть свое уникальное место и каждому в нем необходимо определиться. Если найдешь его и станешь на него, то и самому будет хорошо, и людям будет так, будто для того ты и стоишь на этом месте и только для них-то все и делаешь. М. Пришвин
  • Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину. М. Пришвин
  • Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством. В.Г. Распутин
  • Человечество слишком долго вело себя на планете как неразумный хозяин. Создавая удобства для комфортной жизни, мы напрочь забыли о том, что ресурсы природы, увы, далеко не безграничны, что жить в городах, где воздух грязен и отравлен, придется нашим детям. Настало время вспомнить о том, что природа не прощает ошибок. Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы. Разумно ли пилить сук, на котором сидишь? В. Г. Распутин
  • Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить. А.Н. Сладков
  • Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. В.А. Сухамлинский
  • Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы. В.А. Сухомлинский
  • Природа и есть тот источник красоты, которого достается на всех, из которого каждый черпает по мере разумения. К.А. Тимирязев
  • Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Л.Н. Толстой
  • Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша. А.П. Чехов