Пасха. Информационный проект. Маленькие радости после поста. Молоко из тыквенных семечек

Пост – это воздержание от некоторых видов пищи с целью воссоединения с Богом, поэтому в такое время предполагаются не только ограничения продуктов, но и отказ от внешних впечатлений и удовольствий.

Правильное питание в пост: суть и особенности ^

Суть соблюдения поста заключается в воздержании от всего, что может приносить удовольствие: гуляний, праздничных посиделок и, конечно же, от определенных продуктов. Когда люди только собираются поститься, их очень часто интересует вопрос: что нельзя есть в пост?

  • Прежде всего, под строгим запретом находятся белки животного происхождения, которые содержатся в мясе и мясных продуктах, рыбе, птице, яйцах.
  • Нельзя употреблять сыры, сметану, кефир, йогурт и прочие молочные продукты, а также молочный шоколад, макароны, белый хлеб и алкоголь.

По сути, питание в дни поста полностью исключает любую белковую пищу, однако в нестрогие дни разрешается есть рыбу и растительные масла, в которых присутствуют преимущественно жиры.

Теперь подробнее о том, что можно кушать в пост:

  • Любые овощи и фрукты;
  • Бобовые;
  • Каши;
  • Кондитерские и хлебобулочные изделия, приготовленные без яиц и молочных продуктов;
  • Орехи;

Правила питания в пост

Недостаточно просто узнать, что можно есть в пост, важно еще и соблюдать некоторые правила приема пищи:

  • Нельзя переедать, даже если это будут разрешенные продукты, иначе теряется вся суть поста;
  • Нужно отказаться от всех плотских утех, т.к. духовные ограничения имеют большое значение;
  • Самыми строгими считаются первые и последние недели Великого Православного поста, когда можно есть сухарики, кутью, и пить воду. В первый день – только вода.

Что можно и нельзя кушать: примерное меню ^

Что можно в строгий пост

Самым строгим постом считается Великий: его длительность составляет 40 дней, в течение которых человеку необходимо воздерживаться от просмотра развлекательных программ и посещения подобных мероприятий, а также соблюдать следующие правила:

  • В первый день поста и в пятницу запрещается любая еда;
  • В первую и последнюю седмицу можно кушать овощи, фрукты и хлеб, а пить – воду;
  • В остальное время разрешается есть мед, орехи, мармелад и любую пищу растительного происхождения.

Пост в среду и пятницу: что можно есть

Многие люди предпочитают поститься по средам и пятницам в течение года: в эти дни разрешаются небольшие послабления в пище, если они не приходятся на период других постов.

Что можно есть во время поста по средам и пятницам:

  • Рыбу;
  • Растительные масла;
  • Фрукты и овощи.

Можно ли в пост есть сахар

Несмотря на то, что в составе сахара присутствует альбумин, его употребление в пост церковью не возбраняется. Какие еще сладости разрешены:

  • Горький (черный) шоколад – тот, в котором нет молока и начинки с использованием запрещенных ингредиентов. На основе черного шоколада изготавливается много вкусностей – и миндаль в шоколадной глазури, и паста с использованием соевого молока, и глазированное печенье;
  • Сухофрукты – все без исключения. Изобилие предложений способно удовлетворить любой гастрономический вкус. Хотите еще слаще? Чернослив в горьком шоколаде – для настоящих гурманов;
  • Козинаки – любые орешки, спрессованные с использование патоки, сахара или меда. Самодельные козинаки следует готовить без сливочного масла;
  • Мармелад, зефир, пастила, желе на пектине. Желатин изготавливается из животного коллагена, который содержится в костях, хрящах, сухожилиях, а пектин имеет растительное происхождение. Самый популярный из пектинов – яблочный;
  • Мед принято считать постным продуктом, ведь он – продукт производства насекомых и не содержит животных белков или жиров. Для некоторых именно мед становится единственным утешением в это трудное время духовных и телесных ограничений.

Когда в пост можно есть рыбу

Рыба находится в списке запретных продуктов, за исключением следующих случаев:

  • Петров пост: во вторник, четверг и выходные дни;
  • Успенский пост: только в праздник Преображения Господня;
  • Рождественский пост: по выходным дням, т.е. в субботу и воскресенье;
  • Великий пост: на праздник Благовещенья Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье.

Можно ли есть растительное масло в пост

Растительное масло является одним из основных продуктов, входящих в список разрешенных: с его добавлением готовят овощные блюда, к грибам и в выпечку. Есть только несколько дней, когда оно запрещено:

  • Понедельник: сухоядение соблюдается в честь ангельских сил;
  • Среда: в память предательства Спасителя;
  • Пятница: в знак скорби о распятии Христа.

Можно ли кушать мед в пост

Мед не относится к продуктам растительного происхождения, но современной церковью он разрешается к употреблению. Против этого выступают лишь старообрядцы и некоторые монахи, однако в большинстве случаев священнослужители не исключают его из своего рациона. Какой мед лучше выбрать:

  • Гречишный: содержит множество аминокислот и витаминов;
  • Акациевый или липовый.

Можно ли есть хлеб в пост

  • Во время поста употребление данного продукта разрешается только в том случае, если в нем нет растительных масел, яиц и молока.
  • Под запретом в таком случае находится белый хлеб и любые другие его разновидности, если при их приготовлении использовались ингредиенты, входящие в список ограничений.

Можно ли в пост кушать сладкое

  • Сладости во время соблюдения поста разрешаются, однако кушать их нужно в умеренных количествах.
  • К употреблению допускается постный шоколад, цукаты, сухофрукты, орехи в шоколаде, карамель, леденцы, шоколадный грильяж.

Православный пост: как питаться мирянам

Календарь правильного питания в дни Великого поста выглядит так:

  • Страстная пятница: ничего нельзя есть до выноса плащаницы;
  • Лазарева суббота: можно съесть немного рыбной икры;
  • Вербное воскресенье: к икре разрешено добавить рыбу;
  • Благовещенье: все разрешенные продукты, а также рыба.

Примерное меню в строгие дни поста:

  • Завтракаем чаем с ломтиком черного хлеба, съедаем порцию каши;
  • Обедаем овощным салатом и постным супом;
  • На полдник пьем компот, кушаем фрукты;
  • Ужинаем тушеными овощами.

Какую роль играет питание во время поста ^

По мнению церковных священнослужителей, соблюдение всех пищевых запретов во время постов является второстепенным: прежде всего, человеку необходимо очиститься духовно и пытаться найти путь к Богу.

Именно поэтому поститься нужно не ради модных тенденций или очищения организма, которое происходит благодаря постам, а для того, чтобы получить духовное просветление. Без истинной веры в Бога и соблюдения Заповедей вся суть постов теряется.

Восточный гороскоп на февраль

В первую и последнюю неделю Великого поста, а также по понедельникам, средам и пятницам постящимся предписано сухоядение. Это значит, что можно употреблять в пищу только продукты.

Никакого масла, никакого кофе, даже кашу не сваришь. Пост очень строгий. Но строгий – не значит голодный. Даже в дни сухоядения можно питаться разнообразно, вкусно и интересно.

В нашем арсенале остаются: любые овощи и фрукты, орехи, мед, сухофрукты (кроме бананов), хлеб (несмотря на то, что при его приготовлении применяется термообработка). Еще можно пить чай, так как это не отвар, а настой.

Даже злаки мы можем использовать в эти строгие дни. Например, есть не сваренную, а только замоченную гречневую кашу. Или приготовить овсяные хлопья с сухофруктами.

Предлагаем вам оригинальное меню для строгого поста.

Завтрак

Овсяная каша

1 стакан овсяных хлопьев

Горсть фиников без косточек

1 стакан воды

1 ст.л. меда

Жидкая ваниль по вкусу

Полоска лимонной цедры

Веточка мяты

Шаг 1. Хлопья замочить на 15 минут.

Шаг 2. Смешать блендером хлопья, мед, финики и воду. Добавить ваниль и масло. Еще раз перемешать. Должна получиться однородная масса.

Шаг 3. Разложить по тарелкам, украсить цедрой и мятой, полить медом.

Обед

Салат

Морковный

3 больших моркови

4 зубчика чеснока

1 пучок петрушки

1 ч.л. соли

1 ч.л. меда

70 мл яблочного сока

50 г изюма

1 ст.л. кунжута

Шаг 1. Изюм замочить в горячей воде на 15 минут.

Шаг 2 . Морковь почистить и натереть на мелкой терке. Чеснок очистить и мелко нарубить. Зелень порезать.

Шаг 3. Смешать морковь, изюм, чеснок и зелень. Салат посыпать кунжутом.

Шаг 4 . В яблочный сок добавить мед, немного соли. Все перемешать. Заправить салат.

Гаспаччо

2 стакана томатного сока (можно с добавлением любого овощного)

250 г помидор

2 стебля сельдерея

1 зеленый перец

70 г зеленого лука

1 зуб. чеснока

Немного петрушки

Черный и красный перец

Шаг 1. Помидоры очистить от кожицы и измельчить (или натереть на терке).

Шаг 2. Сельдерей, огурец, перец и зеленый лук измельчить в комбайне, добавить помидоры, сок, соль, петрушку и черный перец. Смешайте еще раз и оставьте в холодильнике на 3-4 часа.

Шаг 3. Подавайте охлажденным с зеленью.

Основное блюдо

Гречневая каша с овощным пюре

1 стакан гречневой крупы

3 стакана воды

2 авокадо

½ кочана цветной капусты

2 ст.л. лимонного сока

1 ч.л. морской соли

Шаг 1. Гречку промыть и залить на ночь холодной водой.

Шаг 2. Авокадо очистить, извлечь косточку, капусту разобрать на соцветия.

Шаг 3. Авокадо и цветную капусту измельчить в комбайне, превратить в пюре. Добавить сок и посолить.

Шаг 4 . Подавать с гречневой кашей.

Десерт

Орехово-фруктовое печенье

2 стакана кешью

¼ стакана сушеных яблок

¼ стакана сушеного инжира

¼ стакана сушеных абрикосов

Начинка:

½ стакана свежей или размороженной черники

1 ст.л. меда

Шаг 1. Орехи и сухофрукты проверните через мясорубку 2 раза.

Шаг 2. Скатайте из этого фарша шарики среднего размера и сделайте небольшие углубления для начинки.

Шаг 3 . Мед и чернику смешайте блендером. Разложите начинку в углубления.

Полдник

Молоко из тыквенных семечек

2 стакана тыквенных семечек

5 чашек воды

½ чашки изюма

2 ст.л. меда

1 ч.л. мускатного ореха

¼ ч.л. морской соли

Шаг 1. Тыквенные семечки замочить на ночь.

Шаг 2. Смешать в комбайне или блендером все ингредиенты до однородной массы.

Шаг 3. Процедить.

Ужин

Салат

Салат из груши с руколой

½ стакана фундука

200 г руколы

70 г изюма без косточек

100 мл грейпфрутового сока

Черный перец

Сахар по вкусу

Шаг 1. Изюм замочить в теплой воде на 15 минут. Потом слить и обсушить. Орехи измельчить.

Шаг 2 . Смешать сок, соль, перец и сахар, взболтать до однородной массы.

Шаг 3 . Груши очистить от кожицы, вырезать сердцевины, нарезать на крупные ломтики.

Шаг 4. В салатницу положить руколу, изюм и орехи, полить заправкой, перемешать, добавить грушу.

Основное блюдо

Сэндвич с овощами

4 ломтика хлеба из муки грубого помола

1 авокадо

1 помидор

1 ч.л. кунжута

Несколько веточек укропа

Соль и перец

Шаг 1 . Авокадо почистить, удалить косточку, нарезать тонкими пластинками

Шаг 2 . Помидоры нарезать тонкими ломтиками.

Шаг 3. На хлеб выложить авокадо, посыпать кунжутом, сверху помидоры. Посолить и поперчить, украсить укропом.

Десерт

Шоколадный крем

7 бразильских орехов

4 ст.л. меда

½ ч.л. какао

Щепотка соли

Шаг 1. Все ингредиенты размолоть в блендере до получения однородной пасты.

Шаг 2 . Намазывайте на хлеб, можно просто есть с чаем, как варенье

Великий пост - самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

«Что такое Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил; дар – поистине драгоценный для всех ищущих спасение, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям» - говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Великий пост - самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).

Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.

Великому посту предшествуют три недели, в течение которых святая Церковь начинает духовно подготавливаться к нему. Первая подготовительная неделя – “Неделя мытаря и фарисея” – называется “сплошной седмицей”, потому что на ней нет поста на трапезе.

В воскресенье во время Литургии читается Евангелие “О мытаре и фарисее” (Лк. 18, 10-14). Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слушают, преклонив колени: “Покаяния отверзи мне двери...”

Во вторую подготовительную неделю – “Неделю о блудном сыне” , среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия “О блудном сыне” (Лк. 15, 11-32), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие.

В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136-й псалом: “На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом...” Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию.

Третья подготовительная неделя называется “мясопустною”, или “сырною”, а по народному – “масленица”. В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины. Воскресенье “мясопустной недели”, соответственно евангельскому чтению, носит название “Неделя о Страшном суде” (Мф. 25. 31-46). Этим чтение Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется “сыропустом”: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов.

На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф. 6, 14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ.

Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть “ .

Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью.
Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.

По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров.
В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла.

Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу.

Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.

ОСОБЕННОСТЬ ВЕЛИКОПОСТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ – совершение литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров.

Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье.

В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего...”, которую все молящиеся совершают с земными поклонами.

Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.

В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение “колива” (отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В это день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников.

Неделя вторая чествует память святителя Григория Паламы. Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете.

Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Следующая за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины.

Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, автора “Лествицы”.
В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской.
В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов.

Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской.

Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.

Неделя шестая Великого поста называется “Неделей ваий”, в просторечии – вербным воскресеньем” (или Цветоносным), и празднуется “Вход Господень в Иерусалим”. Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим.

Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках “знамение победы” – цветущие вербы с возжжеными свечами.

После Вербного воскресенья наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на Кресте. Пост на этой седмицы, как и на первой, строгий (то есть без масла).

А в Великую Пятницу – в день всеобщей скорби о распятом Спасителе – принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Господа, то есть особого покрывала с изображением Христа, лежащего во гробе. Каждый день седмицы имеет название – Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В эту неделю верующие начинают готовиться к Пасхе и стараются чаще посещать храм.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает иссушение бесплодной смоковницы, у которой Иисус Христос не нашел истинного плода, обличил ее и проклял.

Эта смоковница изображает не только сонмище иудейское, но также и всякую душу, не приносящую плода покаяния.

Кроме повествования об иссушении смоковницы, читается Евангелие с притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, а потом и его сына.

Притча изображает ожесточение иудеев, избивавших прежде пророков, а потом распявших и Сына Божия, пришедшего на землю. Этой притчей Церковь поучает нас не уподобляться этим виноградарям, дерзостно нарушая заповеди апостольские и Господни и тем самым продолжая распинать Сына Божия своими грехами.

Свое содержание церковная служба Великого Вторника заимствует из притч о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в Великий Понедельник повествования о Втором пришествии Христовом.

Этими воспоминаниями Святая Церковь учит верующих духовному бодрствованию, особенно необходимому в дни сопереживания страданиям Господа за нас; притча о талантах побуждает к употреблению дарованных нам способностей и сил на служение Господу, особенно делами милосердия, которые Он принимает как личную заслугу Себе Самому: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф. 25, 40).

В Великую Среду прославляется жена-грешница, не пожалевшая для Господа драгоценного мира, и порицается сребролюбие и предательство Иуды.

Из всех дней последней седмицы особенно выделяется Великий Четверток .

Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи.

На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая учениками, сказал:приимите, ядите: сие есть Тело мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26, 26-28). Так впервые Иисус Христос Сам установил таинство Причащения. Великий Четверг также называют еще “Чистым” – в этот день христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней.

В Великий Четверток вечером в храме совершается “Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа”. Верующие назидаются слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений.

В Святой и Великий Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте.

В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон “О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы”. Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
(В этот день разрешается вкушать пищу только после окончании чина погребения Плащаницы Господа.)

Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования.

На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. В Древней Церкви во время чтения паремий Великой Субботы совершалось таинство Крещения для того, чтобы готовившиеся стать христианами могли вкусить пасхальной радости вместе с верными.

После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.
По окончании литургии до начала полунощницы освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.

Заканчивается Страстная седмица торжественным празднованием Пасхи – Светлого Христова Воскресения. Воскресение из мертвых Иисуса Христа во плоти – прообраз всеобщего воскресения из мертвых всех людей в день Страшного Суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом праведникам.

Это праздник для тех, кто, исполняя заповеди Христовы, в земной своей жизни сораспинается со Христом, ведя духовную брань со страстями и грехом. Великий пост является путем ко дню Светлого Христова Воскресения и несет в себе смысл сораспятия и совоскресения нас со Христом. опубликовано

Церковь придает большое значение посту. От него сильно зависит внутренняя жизнь человека, о чем свидетельствуют святые Отцы и древнего, и нашего времени.

В христианском календаре около 200 дней занято постами. Православная церковь выделяет многодневные и однодневные посты.

Основное правило: среда и пятница в течение всего года, кроме Святок и сплошных седмиц, - строго постные дни (если нет особого разрешения на послабление поста). В некоторых монастырях постятся и по понедельникам (в честь Ангелов). Затем, в году существуют 4 больших поста:

1) Великий пост - 40 дней; к нему присоединяется Страстная Седмица - последняя неделя перед Светлым Христовым Воскресением - Пасхой; подвижный пост.

2) Петров пост начинается через неделю после Пятидесятницы (Троицына дня) и кончается 12 июля на Петров день; подвижный пост, разной продолжительности.

Кроме того, строго постными считаются:

  • день Воздвижения Креста Господня (27 сентября)
  • день Усекновения главы св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября)
  • Рождественский сочельник (6 января)
  • и Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) - 18 января

Пост - это с древности установленные правила, которые способствуют молитве и помогают внутреннему росту человека. Но бывают в жизни человека обстоятельства, которые затрудняют хранение поста (скажем, нахождение в путешествии или болезнь). Тогда разрешается послабление. Пожилые больные люди, дети (до 14 лет), а также беременные женщины освобождаются от строгого поста. Однако о мерах послабления следует советоваться со своим духовным отцом.

Авва Исаак Сирии в труде "Слова Подвижнические" писал: "Кто не радит о посте, приводит в колебание все доброе, потому что пост был заповедью, вначале данною нашему естеству в остережение против вкушения пищи, и нарушением поста пало начало нашего создания. С сего начал и Спаситель, когда явился миру на Иордане. Ибо, по крещении, Дух извел Его в пустыню и постился Он там 40 дней и 40 ночей. Если постится сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из соблюдающих закон? "

Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Поэтому будем поститься, чтобы снова взойти в рай!

(Св. Василий Великий).

Христианство исходит из того, что в человеческой природе нарушена гармония между духовным и плотским началом, плоть стремится возобладать над духом. Поэтому человеку необходимы хотя бы самые простые методы самоограничения. Посты учреждены христианской церковью с целью поддержать в христианине духовно-нравственные стремления над чувственными. Но давайте посмотрим на посты с современных позиций. Строгий ритуал питания - эта та же самая психотерапия, но подкрепленная ритмом, определенным набором продуктов.

Соблюдая пост, человек как бы вступает в другое душевное состояние, отсекает от себя неблагоприятные чувственные восприятия, вызванные как внешними, так и внутренними воздействиями. При соблюдении поста, у человека появляется цель, он начинает ощущать прилив сил, бодрости, у него появляются уверенность, воля. Так же как при аутогенной тренировке, он постоянно внушает себе, что со строгим соблюдением поста у него прибавляются силы, ему гораздо легче дышать, он становится все здоровее.

Посты полезны каждому из нас, потому что организм наш зашлакован чужеродными веществами, вдыхаемыми с загрязненным воздухом: свинцом, токсическими газами, радиоактивными веществами, поступающими с пищей: нитратами, солями тяжелых металлов, пестицидами и другими химическими веществами; лекарственными средствами. В период поста мы питаемся растительной пищей, а именно растительная пища, особенно пектины, клетчатка, способствует связыванию и выведению токсических веществ из организма. Этому способствует и монотонный, стабильный состав продуктов.

Соблюдение постов более физиологично для организма, чем предполагаемое голодание или раздельное питание.

Избыточное количество пищи приводит к перегрузке, прежде всего, желудка и сердца, составные ее части поступают в кровь и забивают все клетки и ткани, происходит своего рода "удушение", неполное сгорание и нарушается обмен веществ.

Работа сердца, печени, желудка, почек, внутренних желез увеличивается за счет неусвоенных продуктов питания, происходит своего рода "загнивание" и отравление организма. Многие из нас замечают этот процесс, когда после обильного приема пищи накануне утром встают уставшие, вялые, несмотря на ночной отдых.

Но вот вы решили соблюдать пост. Пища, которую вы начинаете употреблять, производит мягкое, щадящее воздействие на функцию эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Пища должна быть слегка подсоленой, овощи необходимо употреблять в сыром, полусыром и вареном виде. Во время поста исключаются животные жиры, вводятся растительные.

Подобное питание способствует выведению холестерина и других веществ, вызывающих атеросклероз. Благотворно посты сказываются на функции почек, мочевыделительной системы. Из организма выделяется большое количество отходов питания животным белком: мочевина, мочевая кислота.

В последние десятилетия среди населения, включая и детей, резко возросло количество больных с нарушением обмена веществ: все чаще встречаются ожирение, сахарный диабет. Так, например, ожирением больны 25 - 50 процентов, а сахарным диабетом, включая и скрытые формы, до 10 процентов численности населения. Во время поста насыщение наступает более быстро, отсюда происходит суммарное уменьшение веса у людей с ожирением. Если во время постов ограничивать сахар до 0,5 г на 1 кг нормальной массы тела, то резко снижается его уровень в крови.

Конечно, многим выполнение постов покажется трудным. Но начинать необходимо постепенно. Прежде всего с воздержания от животной пищи, не исключая ее из рациона, то есть применять обычный пост. В этот период едят все, кроме мяса. Особенно полезен такой тип питания в летне-осенний период, когда много фруктов и овощей. Мясоедам трудно полностью отказаться от мяса. Вначале сократите потребление его до одного раза в день, заменяя рыбой, птицей, яйцами, творогом.

Существуют различные степени строгости поста:

  • очень строгий - сухоядение, когда употребляют только растительную пищу без масла, хлеб;
  • строгий - едят вареную растительную пищу с растительным маслом;
  • обычный - кроме того, что едят в строгий пост, едят рыбу.
  • ослабленный пост - для немощных, находящихся в пути, питающихся в столовых: едят все, кроме мяса.

Необходимо также при соблюдении постов отказаться от употребления спиртных напитков, совершенно устраняются раздражающе и возбуждающе действующие на аппетит продукты.

Что можно есть в пост? Хлеб (желательно грубого помола), кроме сдобы, каши, сваренные на воде без сливочного масла, овощи, фрукты, в том числе сушеные, орехи, грибы.

Рождественский пост (40 дней).

Перед Рождеством Христовым - с 28 ноября по 6 января. В этот пост в понедельник, среду и пятницу не следует употреблять ни рыбу, ни постного масла. После праздника святителя Николы - 19 декабря - рыба разрешается только в субботу и воскресенье. Последние дни поста - со 2 января - следует соблюдать так же, как и Великий пост.

Особо строгий пост налагается накануне рождества Христова, когда один раз, вечером, при восхождении первой звезды, возвещающей час Рождества Христова, разрешается вкусить "сочива", то есть сухих плодов, смоченных в воде, отчего и сам день называется сочельником.

Рождественский пост называют еще Филипповым, так как он начинается в день памяти апостола Филиппа.

Пост Святых Апостолов (Петров пост).

Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до Дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля. Устав о питании в этот пост такай же, как и в Рождественский. Если день конца поста приходится на среду или пятницу, то разговены, как и в Успенский пост, переносятся на следующий день, а в этот день едят только рыбу.

Успенский пост.

длится с 14 по 27 августа. Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Во время этого поста отмечаются три больших церковных праздника, в простонародии именуемыми Спасами.

Три Спаса в русском календаре

Есть на Руси три праздника, именуемых "Спасами": медовый, яблочный и ореховый. Каждый из них - как бы с двойным смыслом и имеет по два названия: одно - торжественное, церковное, другое - народное, крестьянское.

Первый, или медовый, Спас отмечается 14 августа; в этот день в православном церковном календаре значится официальный праздник: "Происхождение (изнесение) честных древ животворящего Креста Господня".

Название праздника сложилось на заре христианства. По преданию, в этот день 988 года принял крещение русский князь Владимир. Народное название "Спас", несомненно, связано с именем Спасителя - Христа. А почему "медовый"? Подмечено, что к этому дню соты в ульях бывают наполнены до отказа, и пасечникам пора приступать к сбору меда.

Однако народное поверье не велит вкушать собранный мед вплоть до второго Спаса. Впрочем, ждать совсем не долго: пять дней.

Второму (яблочному) Спасу -19 августа - в церковном календаре соответствует праздник Преображения Господня. Праздник был установлен в память чудесного преображения Иисуса Христа, о котором повествуется в Евангелии от Луки (9:29). К этому дню оказался приурочен справлявшийся на Руси с давних времен народный праздник, посвященный началу сбора плодов.

Яблочный Спас - из трех Спасов самый главный.

"Пришел Спас - всему час", - говорилось в старину. До наступления этого дня не полагалось есть никаких плодов, кроме огурцов (ягоды не в счет). До сих пор многие верующие соблюдают давний обряд: в день яблочного Спаса несут в церковь для освящения первые собранные яблоки, другие плоды, мед, после чего они считаются дозволенными к употреблению в пищу. В этом обычае - отголоски древней земледельческой магии: надлежало, вероятно, задобрить соответствующего духа определенными обрядами, чтобы не "спугнуть" будущий урожай.

15 февраля начинается самый продолжительный и строгий из православных постов - Великий пост 2010 .

Немного о постах

Православная церковь заповедает своим чадам вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания - посты. Пост - это такие дни, когда мы должны больше думать о Боге, о своих грехах перед Богом, больше молиться, каяться, не раздражаться, никого не обижать, а наоборот, всем помогать, т.е. сосредочиться на своей душе.

Чтобы легче было это выполнить, нужно, прежде всего отказаться от скоромной еды (продуктов животного происхождения) и есть только "постную" пищу, т. е. растительную: хлеб, овощи, фрукты, так как сытная пища вызывает у нас желание, не молиться, а поспать, или же, наоборот, резвиться. Постились ветхозаветные праведники, постился и Сам Христос.

Практика православных постов невероятно развита — по традиционному церковному (юлианскому) календарю в отдельные годы число постных дней доходит до двухсот. Они приурочены к православным праздникам, образующим годовой богослужебный круг, и делятся на многодневные и однодневные.

Многодневные посты

Многодневных постов в году четыре.

Самый длительный и строгий - Великий Пост , который длится семь недель перед Пасхой. Самые строгие из них - Первая и последняя, Страстная. Этот пост установлен в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне.

Близок по строгости к Великому Успенский пост , но он короче - с 14 по 27 августа. Этим постом Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу, Которая, предстоя пред Богом, неизменно молится за нас. В эти строгие посты рыбу можно вкушать только три раза - в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и Преображения Господня (19 августа).