Рассказ предание о граде китеже. Воронка Светлояр. Ядерные войны на Земле уже были. Люди из параллельных миров. Факты


Легенда о граде Китеже

Книга, называемая Летописец, написана в год 6646 (1237) сентября в пятый день

Был сей святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович сын святому благоверному и великому князю Всеволоду, псковскому чудотворцу, что во святом крещении наречен был Гавриилом. Сей святой благоверный и великий князь Всеволод сын был великому князю Мстиславу, внук же святому и равноапостольному великому князю Владимиру Киевскому, самодержцу Русской земли. Святой же благоверный и великий князь Георгий Всеволодович - правнук святому благоверному и великому князю Владимиру.

А святой благоверный князь Всеволод сначала княжил в Великом Новгороде. Но в свое время возроптали новгородцы на него и решили сами промеж себя: князь наш, некрещеный, владеет нами, крещеными. И сотворили совет, и пришли к нему, и изгнали вон. Он же пришел в Киев к дяде своему Ярополку и сказал ему все, за что изгнан был новгородцами. А тот, узнав об этом, дал ему во владение Вышгород. И здесь уже умоляли его псковичи княжить у них, и он пришел к ним в город Псков. И по некотором времени восприял благодать святого крещения, и наречен был во святом крещении Гавриил. И пребывал в великом лощении и воздержании, а спустя один год в вечный покой отошел, 6671 (1163) года, месяца февраля в одиннадцатый день. И погребен был сыном своим благоверным и великим князем Георгием. И были чудеса многие от святых мощей его во славу и хвалу Христу, богу нашему, и всем святым. Аминь.

Сей святой благоверный князь Георгий Всеволодович по преставлении отца своего благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом, остался на месте его по мольбе псковичей. Было же это в 6671 (1163) году. Изволил святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович ехать к благоверному князю Михаилу Черниговскому. И когда пришел к благоверному князю Михаилу благоверный и великий князь Георгий, то поклонился благоверному князю Михаилу и сказал ему: «Здрав будь, о благоверный и великий князь Михаил, на многие лета, сияя благочестием и верою Христовою, во всем уподобился прадедам нашим и прабабке нашей, благоверной великой княгине, христолюбивой Ольге, которая обрела самое дорогое и великое сокровище - Христа и веру его святых пророков и апостолов и святых отцов, и благоверному христолюбивому царю и равноапостольному прадеду нашему царю Константину». И сказал ему благоверный князь Михаил: «Здрав будь и ты, о благоверный и великий князь Георгий Всеволодович, пришел ко мне с благим советом и независтливым оком. Ведь что приобрел из-за зависти к дедам нашим Святополк, который возжелал власти и убил братьев своих, благоверных и великих князей! Бориса повелел копьем пронзить, Глеба же ножем заклать, в годы княженья их. Ведь обманул он их льстиво по наущению сатаны, будто мать их при смерти. Они же, как незлобивые агнцы, уподобились благому пастырю своему Христу, не стали супротив брата, врага своего. Господь же прославил святых угодников своих, благоверных князей и великих чудотворцев Бориса и Глеба».

И князь Георгий с князем Михаилом дали друг другу целование, и праздновали духовно, и веселилися; и сказал благоверный и великий князь Георгий благоверному князю Михаилу: «Дай мне грамоту, на Руси нашей по укрепленным местам церкви божий строить и города». И сказал ему благоверный и великий князь Михаил: «Как хочешь, так и созидай церкви божий во славу и хвалу пресвятому имени божию. За такое доброе твое намерение награду примешь в день пришествия Христова».

И пировали они много дней. И когда решил благоверный князь Георгий вернуться в свой удел, тогда благоверный князь Михаил повелел грамоту написать и свою руку приложил к грамоте. И когда благоверный князь Георгий поехал во свое отечество и град, тогда благоверный князь Михаил с великою честью отпускал его и провожал. И когда были уже оба князя в пути и поклонились друг другу на прощание, то благоверный князь Михаил дал грамоту. Благоверный же князь Георгий взял грамоту у благоверного князя Михаила и поклонился ему, а тогда и тот в ответ ему.

И поехал князь Георгий по городам, и когда приехал в Новгород, повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). Из Новгорода поехал во Псков, город свой, где преставился отец его благоверный князь Всеволод, а во святом крещении Гавриил, новгородский и псковский чудотворец. И поехал из Пскова-града к Москве, и повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы. и приснодевы Марии в год 6672 (1164). И поехал из Москвы в Переславль-Залесский, а из Переславля-града в Ростов-град. В то самое время был в городе Ростове великий князь Андрей Боголюбский. И повелел благоверный князь Георгий в городе том Ростове церковь строить во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164), месяца мая в двадцать третий день. Во дни великого князя Георгия начали рвы копать под основание церкви и обрели погребенные мощи святителя Христова Леонтия, епископа ростовского, чудотворца, который обратил в Ростове-граде людей в веру Христову и крестил их от мала и до велика. И возрадовался радостью великою благоверный князь Георгий, и прославил бога, давшего ему такое многоценное сокровище, и отпел молебен. И повелел ехать Андрею, князю боголюбскому, в город Муром и строить в городе Муроме церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии.

Сам же благоверный и великий князь поехал из города Ростова и приехал в город Ярославль, что на берегу Волги-реки стоит. И сел в струг, и поехал вниз по Волге, и пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его, и начали молить все люди города того благоверного князя Георгия, чтобы образ чудотворный иконы пресвятой богородицы Федоровской перенес в город к ним. Он же прошение исполнил. Начали петь молебен пресвятой богородице. И когда кончили и хотели образ тот нести в город, то образ не сошел с места того, нисколько не сдвинулся. Благоверный же князь Георгий, увидав произволение пресвятой богородицы, избравшей здесь место себе, повелел построить на том месте монастырь во имя пресвятой богородицы Федоровской.

Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвертую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное; и по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно красиво, а на другом берегу озера того была дубовая роща.

И советом и повелением благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича начали рвы копать для укрепления места этого. И начали строить церковь во имя Воздвижения честного креста господня, а вторую церковь - во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии, и третью церковь - во имя Благовещения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии. В тех же церквах повелел князь Георгий приделы сделать и в честь других праздников господних и богородичных. Так же и образы всех святых написать повелел.

И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий еще сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину - двести сажен, а в ширину - сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1167), месяца сентября в тридцатый день, на память святого священномученика Григория, епископа Великой Армении.

И поехал в Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, благоверный князь Георгий Всеволодович. И по построении городов тех, Малого и Большого, повелел он измерить в поприщах, сколь много они расстояния меж собою имеют. И по повелению благоверного князя Георгия намерили сто поприщ. И благоверный князь Георгий Всеволодович, узнав сие, воздал славу богу и пресвятой богородице и повелел также и книгу летописец написать. А сам благоверный и великий князь Георгий повелел всю службу отслужить. И молебен пропев пресвятой богородице Федоровской, по совершении службы той, отплыл в струге своем в путь свой в прежде упомянутый город свой Псков. Народ провожал его с великой честью; и, попрощавшись с ним, отпустили.

Житие святого благоверного князя Георгия Всеволодовича, основанное на тексте Симеоновской летописи XV века, было составлено к моменту перенесения его мощей в 1645 году. Существует и особый вариант Жития Великого князя («Житие и страдание»), который был создан около середины XVII века в Костроме, в основу лег текст из Степенной книги. По всей видимости, этот вариант Жития святого был использован при составлении старообрядцами Сказания о граде Китеже в конце XVII века - «Книга глаголемая летописец». Главным героем произведения является Георгий Всеволодович, пострадавший «от царя Батыя за веру Христову и за святые церкви».

Игорь Геко.

Согласно этому сказанию Георгий Всеволодович отстроил Малый Китеж (предположительно современный Городец), основал в нём Феодоровский Городецкий Монастырь, а затем отправился в весьма глухой край, где поставил на берегу озера Светлояра Большой Китеж - легендарный град Китеж.


Б.А. Смирнов-Русецкий. Град нетонущий (Китеж) 1977

«Книга глаголемая летописец» так повествует об этом: «…приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.<…>


К. Горбатов. Невидимый град Китеж

И начали строить церковь во имя Воздвижения честного креста господня, а вторую церковь - во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии, и третью церковь - во имя Благовещения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии. <…> И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий еще сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину - двести сажен, а в ширину - сто сажен…».


картина М. В. Нестерова "Град Китеж (В лесах)". Нижний Новгород

Несмотря на несовместимость приводимых в легенде дат с исторической действительностью, а также на то, что основателем Городца, как и Федоровского монастыря, считается Юрий Долгорукий, в основе легенды, скорее всего, лежат действительные события. Связь Малого Китежа (Городца) с именем Георгия Всеволодовича имеет вполне историческую подоплеку: после победы Константина Всеволодовича в 1216 году, князь Георгий уезжал на удел именно в Городец. В 1238 году, когда полчища Батыя подступили к Владимиру, Георгий Всеволодович ушел в Ярославскую землю, в пределах которой и находились оба города - Большой и Малый Китежи и где состоялась проигранная русскими битва.


Константин Иванович Горбатов

Сказание же далее повествует о плаче великом, о том, как хан Батый завоевав русские княжества, прознал про светлый град Китеж и собрался захватить его. Кто-то из пленных рассказал монгольскому хану о тайных тропах к озеру Светлояр и городу. И был разорен город и убиты все жители вместе с князем Георгием Всеволодовичем и войсками его. А после разорения стал святой город невидим и «И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова».


Коровин Константин Алексеевич. Невидимый град Китеж. 1930

Согласно народным легендам, когда войска татар достигли стен города, они были поражены тем, что город не был укреплен, его жители не готовились защищаться, только молились. Войска хана атаковали город, но внезапно из-под земли начали бить фонтаны воды, захватчикам пришлось отступить и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Сказание гласит, что озеро сокрыло Китеж до скончания времен, и только перед концом света он снова восстанет из вод: «сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою божиею,- так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл господь тот град дланию своею…»


Михаил Козлов-Бестужев. Китеж - град

Легенда эта родила многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Попасть в священный град Китеж может не каждый. Туда способен войти лишь человек, абсолютно чистый духом: «И хотящему идти в таковое место святое никакого помысла не иметь лукавого и развращенного, смущающего ум и уводящего на сторону мысли того человека, хотящего идти. Крепко блюдись мыслей злых, стремящихся отлучить от места того. И не помышляй о том да о сем.<…> Если же пойдет, и сомневаться начнет, и славить везде, то таковому закроет господь град. И покажется он ему лесом или пустым местом…»


Аванесов Владислав.Дорога в Китеж.

Монахи из соседних христианских обителей, которые регулярно приходят к Светлояру, слышат только колокольный звон, и лишь немногим удается увидеть в водах озера очертания прекрасных белокаменных храмов Китежа. По мнению местных жителей, озеро обладает целебными свойствами и способно излечить от многих недугов, а увидевший в нем отражение золотых куполов церквей будет счастлив.


Клименко Андрей. Стражи Китеж града.

Легенда о земном рае – невидимом граде Китеже привлекала людей в древности и привлекает сейчас, она послужила основой многим произведениям искусства в литературе, музыке, изобразительном искусстве и кинематографе.


И. Глазунов. Град Китеж. 1986


Юрий Сомов

***

История государства Российского

С озером Светлояр связано несколько легенд о затонувшем городе - Китеж-граде. Между ними много общего, но разделяет пропасть времён. Рассмотрим самые известные предания, при помощи современных знаний и логических рассуждений представим события, повлекшие их образование, а также, их дальнейшую трансформацию вплоть до наших дней.

Озеро Светлояр находится в 130 км от областного центра Нижний Новгород около села Владимирское Воскресенского района. Возраст - 10 000 лет. Происхождение не известно. Размер озера: 500 на 300 метров. Глубина более 30 метров. Многочисленные наземные и подводные экспедиции не подтвердили существования Китеж-града и любых других прибрежных поселений. Есть только легенды...

Наше рассмотрение легенд мы начнем с ближайших к нам по времени и постепенно погрузимся в глубь эпох и сделаем смелое предположение.

Легенда первая - христианская

Основание Китеж-града: Князь Юрий Всеволодович любил путешествовать. Однажды, в 1164 году (6672 год от С.М.), он плыл по Волге, увидел хорошее место, пристал к берегу и основал там град Малый Китеж (предположительно Городец) И продолжил свое путешествии по сухой земле. Прошел он леса, реки и вышел на берег озера Светлояр. Поразила князя красота и гармония этого места. И приказал Юрий Всеволодович основать в этом месте большой Китеж - легендарный Китеж-град. Основание города произошло предположительно в 1165 году.

Город был построен за три года. Его размер 200 саженей в длину и 100 в ширину (~300 на 160 метров). Много было там церквей златоглавых и богочестивых людей.

Великий князь Георгий Всеволодович родился в 1187 году, участвовал во многочисленных военных походах против окружающих княжеств. Для удержания захваченных чувашских и мордовских земель основал в 1221 году Нижний Новгород (Нов Град) и ряд других крепостей. Считал, что от татар легче защищаться в одиночку. В результате последующих боев с татаро-монгольскими захватчиками потерял семью и погиб сам в 1238 году. Принимал активное участие в распространении и укреплении христианской веры. Построил множество церквей в Древней Руси. За дела свои богоугодные и муки перенесенные православной церковью причислен к лику святых в 1645 году как Святой Благоверный Князь Георгий Всеволодович.

Окрестности Светлояра 1238 год

Разбив одиноких рязанцев, пришли татаро-монголы во Владимир-град. Не прошенным гостям Юрий Всеволодович был не рад, платить дань отказался. Начались боевые действия.

Пал Суздаль, пал Владимир, где погибла вся семья Великого князя. Сам князь отступил к малому Китежу, опять собрал войска и продолжил борьбу за свободу Земли Русской. Под Городцом был разбит и взят в плен. Но не сдался, не пал духом. Ночью бежал через леса и реки в Великий Китеж.

На утро узнал Хан о побеге князя - разозлился, казнил виновных ротозеев и стал пытать оставшихся пленных о месте пребывания Юрия Всеволодовича. Все молчали, только один предатель нашёлся. Это был бражник Гришка Кутерьма. Он рассказал и провел врага к прекрасному Китеж-граду.

Вышел князь с новой дружиной защищать город и героически сложил свою буйную головушку на поле брани. В той битве бились и три богатыря. Силы были не равны, и они тоже полегли. На месте их гибели начал бить ключик Кибелёк, рядом с которым находятся их могилы - могилы трех святых. До конца не известно: были святые богатырями или богатыри были причислены к лику святых?

Увидел безжалостный хан, что город остался без защиты и хотел предать его огню и мечу. Вдруг раздался колокольный звон со всех колоколен, а верующие начали дружно молится и петь красивые молитвы.

Услышала Пресвятая Богородица плачь и мольбы о спасении и сотворила чудо: спасла весь город и всех его жителей от надругания и не минуемой гибели. Был город и пропал, растаял, перестал существовать, исчез у всех на глазах.

Значение слов "пропал", "исчез" не всегда означает благоприятный исход для пропавшего.

Дальше легенды расходятся. По одной версии Китеж-град погрузился в озеро Светлояр, как Атлантида, правда там все погибли, а у нас, к счастью, наоборот - спаслись. Чистым душой в тихую погоду видны купола церквей в глубине и слышен звон колоколов.

По второй версии город провалился под землю. Доказательством являются свидетельства крестьян. Когда они пахали землю, то иногда цепляли плугом за верхушки крестов. По третей версии: город стал невидимым. Также увидеть и попасть в него могут только чистые душой люди.

В этой легенде есть явные противоречия: не всё сходится с датами жизни основателя и основания Малого и Большого Китежа, месте гибели князя и т.д., да и само татаро-монгольское нашествие под большим вопросом.

Найдены ли какие-либо следы многочисленного татаро-монгольского войска на берегах озера Светлояр? Хоть что-нибудь принадлежащее безжалостным захватчикам? Эти вопросы мы задали сотруднику историко-художественного музея "Китеж" села Владимирское Нижегородской области и получили исчерпывающий ответ. Подтверждение есть: найдены две бусинки предположительно татарского происхождения. Выводы делайте сами.

Красивая и замечательная легенда о силе и чистоте русской души.

Древнеславянский вариант легенды

Следующая легенда, связанная с Китеж-градом и озером Светлояр переносит на 3000 лет от Великого Князя Юрия Всеволодовича, в те стародавние времена, которые у нас сейчас на Руси вспоминать не принято, назад приблизительно в 2358 год до нашей эры.

Сказания о той поре сохранились в легендах народов, населяющих эти земли - мордвы, марийцев, чувашей. В свое время они были записаны и дожили до наших дней.

Велес – славянский бог, мудрец, покровитель искусств, владыка чародейства и т.д.

И стали друзья врагами. Красавица выбрала Перуна и вышла за него замуж.

Бог Велес с этим не смирился и прибёг к магии. Достал он уникальный цветок Ландыш. Понюхавший него сразу полюбит первого кого увидит после этого.

Зашел в гости к Додоле, как раз Перун был в длительной командировке. И сообщил, между делом, что её муж в дальних краях не скучает... Дива разозлилась и погналась на своем чудо-коне за обидчиком, громы молнии метала. Где ударил этот конь копытом по земле - там озеро образовалось. Велес быстро превратился в речку Люнду, а волшебный цветок воткнул на берегу. Увидела красавица удивительный цветок, не удержалась, сорвала и понюхала, а Велес тут как тут, и полюбила его Додола пуще жизни. Через положенное время родился у них сын Ярило, а озеро это назвали Светлояром.

Затем призвал Велес бога-строителя построить им на берегах озера чудо град. Что тот и сделал. Назвал этот город - Китеж-град.

Владыка города Велес Суреевич обладал перстнем с волшебным рубином. Он мог перенести в другой мир целые города. Как-то, не дружественные боги пустили в Велеса Суреевича молнию. Она попала в волшебный рубин и отразилась в город Китеж-град. После чего город исчез. Расстроился Велес Суреевич, закручинился, и ушел в Белозерье. Там прославился и стал нам известен под именем Деда Мороза.

Есть и другая концовка этой лирической истории: Перун вернулся после длительного отсутствия и то, что он увидел ему сильно не понравилось. Решил Перун наказать вероломного Велеса. Бились они три дня и три ночи. В результате Велес был изгнан со славянского Олимпа.

Легенда о разгневанной богине и коне гиганте.

Существует ещё одна короткая легенда о Китеж-граде и озере Светлояр. В далекие времена было много различных богов. Почитали их люди и приносили дары. Одно маленькое, но гордое племя по неизвестной причине перестало поклонятся богине лесов и зверей. Звали эту богиню Девка-Турка. Сильно разозлилась богиня, и направила на грубиянов своего огромного и безжалостного коня. Ударил конь по селению людей копытом, провалилась земля и заполнился провал водой. Так пропало селение лесных людей и образовалось озеро Светлояр. А доказательством тому служит форма озера, похожая на конское копыто.

Неожиданное продолжение...

При написании этой статьи я ознакомился с работами А.Колтыпина, П. Олексеенко о ядерных и термоядерных конфликтах в прошлом, тектитах. Их работы перекликаются и дополняются материалами Алексея Артемьева о круглых озерах. Эта информация неожиданно помогла представить жизнеспособную картину происходившего на древней Земле и найти в ней место для легенд о Китеж-граде и сказаний о озере Светлояр.

Воронка Светлояр. Ядерные войны на Земле уже были

В древних источниках различных народов описываются многочисленные конфликты богов с применением оружия огромной разрушительной силы, способного стирать в пыль целые города. Если такие конфликты были в действительности, то должны остаться их следы на поверхности Земли, например, в виде воронок.

Современные люди также обладают оружием огромной разрушительной силы. Оно способно уничтожать города, что наглядно доказали на практике США в 1945 году. После его применения на поверхности земли остаются огромные воронки почти круглой формы, иногда заполненные водой.

На первом фото не большое озеро на месте взрыва первой атомной бомбы на полигоне в Семипалатинске, на втором - следы дальнейшего совершенствования ядерного оружия в СССР. На третьем снимке лунный ландшафт в штате Невада (США).

Все эти воронки объединяет одинаковая круглая форма и обязательное образование тектитов.

Тектиты - расплавленные образования, возникшие при кратковременном воздействии высоких температур около 2000 градусов и давлений ~ 400 000 атм.

При рассмотрении поверхности Земли на всех континентах можно обнаружить озера круглой формы и кратеры различного размера.

Одна часть из них произошла от столкновения астероидов (метеоритов) с поверхностью планеты. Их образование подтверждается обязательным обнаружением фрагментов метеорита, а также отсутствием тектитов.

Другая часть имеет туманное происхождение, отсутствие метеоритной пыли и присутствие тектитов, а значит высоких температур и давлений при образовании, т.е. имеют все признаки применения ядерного оружия на этом месте в прошлом. Официальная наука не видит этих совпадений и информацию не комментирует.

Воронки на фотографиях: озеро Лонар (Индия) – место, “где звезда упала на Землю”, Озеро Чухломское (Костромская обл.), озеро Светлояр Нижегородская область (РФ), торфяные озера Пензенская область (РФ), кратер Жаманшин (Казахстан).

Китеж-град - возникновение легенды

Из вышеизложенного можно предположить, что в глубокой древности в местах расположения озер и кратеров круглой формы при наличии тектитов произошли ядерные взрывы. Так как число таких мест велико, то имел место обмен ядерными ударами - глобальная ядерная война. Ближайшая к нашему времени большая группа таких кратеров имеет возраст 10 - 12 тыс. лет.

Возраст озера Светлояр как раз 10 тыс. лет. Происхождение - не известно, удобно-метеоритно-карстовое. Так считает современная наука. Оно имеет почти идеальную круглую форму. Фрагментов метеорита, даже пыли, на берегах и в окрестностях найдено не было. А найти должны были. Поиски тектитов или не производились или находки скрыты, чтобы не портить привычную картину Мира.

Поэтому, я предположил, что около 12 - 10 тыс. лет назад в этом месте находился какой-то населенный пункт, городок, воинская часть, или любой другой объект, заслуживавший нанесения по нему ядерного удара небольшой мощности. Удар был нанесен, город (объект) перестал существовать.

Выжившие люди из соседних поселений рассказывали подрастающему поколению, что рядом был город и был уничтожен. Попросту исчез. Массовый обмен ядерными ударами между враждующими сторонами привел к экологической катастрофе, похолоданию, уничтожению технологий и знаний. Развитие общества было откинуто назад на тысячи лет.

Легенда о исчезнувшем городе сохранялась в памяти людей, но уровень развития стал ниже и в старинном предании появились боги: Велес, Перун и т.д. Не всемирный ядерный конфликт между двумя сверх державами, предположительно Ариями и Атлантами, а соперничество богов за красавицу. Это было более понятно людям, и они передавали это из поколения в поколение.

Прошли тысячи лет, началась эра христианства.

Американский писатель фантаст Роберт Хайнлайн, прочитав работы К.Э. Циолковского, написал один из лучших своих романов: "Пасынки во Вселенной". Только сейчас понимаю, что мы и есть герои его романа, мы все, люди на планете Земля.

Читая о легендах и преданиях о Китеж-граде, о Светлояре неожиданно коснулись серьезных тем. Истинная история человечества лежит за семью печатями, она скрыта под шелухой мистификаций, налетом вымыслов. Но Правда жива, ее огонек теплится в сказаниях и легендах, в молве, в отголосках, в отражении на воде...

Я не обладаю данными о тектитах из районов озер круглой формы, находящихся на территории РФ, но предполагаю, что они были найдены, как и в аналогичных местах за рубежом. Буду признателен, если кто-то поделится имеющейся информацией.

В заволжских лесах есть озеро под названием Светлояр.

Озеро невелико, но глубина его - до тридцати метров, и уровень воды всегда одинаковый, что летом, что весной в паводок. Зимой на озере намерзает особый «кружевной» лед. Светлоярская вода необыкновенно чиста, прозрачна и обладает целебными свойствами. Местные жители говорят: «Пей воду прямо из озера - не бойся, неси домой - месяцами будет стоять, не испортится».

М.М. Пришвин, побывав на Светлояре, писал в очерке «Светлое озеро»: «…глянуло на меня из леса спокойное, чистое ого. Светлое озеро - чаша святой воды в зеленой зубчатой раме».

Здесь, на берегу озера Светлояр, возникло сказание о невидимом граде Китеже.

В сказании говорится, что в давние времена великий князь Георгий Всеволодович поставил на берегу Волги город Малый Китеж или Городец, а затем, переправившись - через речки Узолу, Санду и Керженец, пришел к реке Людне, берущей начало из озера Светлояр.

Места там были красивые, обжитые, и князь, «по умолению жителей», построил на берегу Светлояра город Китеж Великий, но сам в нем не остался, а вернулся в Малый Китеж.

В это время, «как темные тучи по небу», на Русь двинулись полчища татаро-монгол под предводительством хана Батыя. Враги подошли к Малому Китежу и взяли город приступом, перебив почти всех его защитников.

Князю Георгию Всеволодовичу с остатками войска удалось скрыться в лесах. Тайными тропами ушел он в Китеж Великий, чтобы собрать там новые силы.

Батый не смог отыскать следов князя и стал «примучивать» пленных жителей Малого Китежа, желая узнать дорогу, по которой ушел князь. Один из пленных «не смог мук стерпети» и провел Батыя лесом к Великому Китежу.

Татары осадили город, но вдруг, Божьим соизволением, Китеж стал невидим.

Устрашенные свершившимся чудом, враги бежали.

О том, как именно Господь сберег от врагов Китеж, в народе рассказывают по-разному.

Одни говорят, что город по-прежнему стоит на своем месте, но только никто его не видит, другие - что город скрылся под высокими холмами, окружающими Светлояр. Писатель В.Г. Короленко, побывавший на Светлояре в гонце XIX века, записал такой рассказ местного старого рыбака: «(…) наше, брат, место не простое… Не-ет… Не простое… Тебе вот кажет: озеро, болотина, горы… А существо тут совсем другое. На этих вот на горах (он указал на холмы), сказывают, быть церквам. Этто во, где часовня - собор у них стоит Пречистого Спаса. А рядом, на другом-те холме - Благовещение. Тут в стары годы береза стояла, так на са-амой, выходит, на церковной главе».

По третьей версии, город вместе с жителями опустился на дно озера Светлояр. В нем по-прежнему живут люди, и иногда из-под воды доносится звон китежских колоколов.

Сказание о невидимом граде Китеже долгое время существовало в устной форме, передаваясь из поколения в поколение.

В XVII веке в лесах Заволжья стали возникать раскольничьи скиты - тайные поселения приверженцев «старой веры», не признаваемой официальной церковью. Именно раскольники в XVIII веке впервые записали сказание о Китеже в сочинении «Книга, глаголемая Летописец».

В изложении раскольнигов сказание приобрело ярко выраженный религиозный характер. В их представлении, подводный город - это монастырь, в котором живут праведные старцы, а видеть Китеж и слышать китежские звоны могут только люди, истинно верующие.

Со временем озеро Светлояр стало местом паломничества для верующих. В.Г. Короленко рассказывал: «Сходятся на берегу Светлояра толпы людей, стремящихся хоть на короткое время отряхнуть с себя обманчивую суету суети заглянуть за таинственные грани. Здесь, в тени деревьев, под открытым небом день и ночь слышно пение, звучит (…) чтение нараспев, кипят споры об истинной вере. А на закатных сумерках и в синей тьме летнего вечера мелькают огни между деревьями, по берегам и на воде. Благочестивые люди на голенях трижды ползут кругом озера, потом пускают на щепках остатки свечей на воду, и припадают к земле, и слушают. Усталые, между двумя мирами, при огнях на небе и на воде, они отдаются баюкающему колыханию берегов и невнятному дальнему звону… И порой замирают, ничего уже не видя и не слыша из окружающего. Глаза точно ослепли для нашего мира, но прозрели для мира нездешнего. Лицо прояснилось, на нем «блаженная» блуждающая улыбка и - слезы… А кругом стоят и смотрят с удивлением те, кто стремился, но не удостоился по маловерию… И со страхом качают головами. Значит, он есть, этот другой мир, невидимый, но настоящий. Сами не видели, но видели видящих…»

Вера в реальное существование невидимого града сохранялась в окрестностях Светлояра и в более поздние времена. В 1982 году фольклористы записали рассказ местной жительницы: «Люди рассказывают, что где-то на середине озера есть дырка - не очень уж большая ну вроде как с ковш будет. Только найти ее очень трудно. Зимой лед на Светлояре бывает чистый-чистый. Так надо прийти, разгрести снег, и можно посмотреть, что там на дне делается. А там, говорят, всякие чудеса: дома белокаменные стоят, деревья растут, колокольни, церкви, рубленные терема, люди живые ходят… Только не всякому покажется, не всякий эту дырку найти сможет».

В юнце 1930-х годов от некоего старика Маркелова была записана такая история. Жил у них в селе «мужик, смелой такой». Этот смелый мужик заинтересовался норой, которую обнаружил под корнями поваленной березы, - и полез туда. «Лез-лез, потом видит место светлое, и на том месте сидят старцы светлоликие и дела крестьянские разбирают. И он своего деда узнал, а дед ему пригрозил клюкой, не велел больше

Другой местный житель в 1982 году рассказывал со слов своего отца, как тот «в граде Китиже бывал - накормили его там, денег дали». Отец рассказчика «ходил в извоз», и вот однажды его подрядили с обозом отвезти мешки с зерном. «И тронулся обоз. Только на тракт вышли стемнело. Уж не знаю, сколько часов ехали и куда, только видят - ворота тесовые. Вроде как монастырь. Въезжают. Темно там, какие-то дома стоят. Пока разгружали обоз, всех провели в дом, накормили, дали денег - и щедро. А перед рассветом ворота отворили, и поехал обоз, уже пустой, назад… Где же они ночью были? (…) Пока судили-рядили, обернулись - а ворот-то уж никаких нет».

Рассказы о том, как китежане покупали у крестьян хлеб, местными жителями воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Один рассказчик уточняет: «Хлеб китежские старцы у вятских покупали». Другой приводит случай «с одним вятичем», который «привез из своего Вятского края на базар в село Воскресенское рожь продавать. И вот (…) подошел к нему старичок седенький, посмотрел зерно, попробовал на зуб и говорит: «Я куплю у тебя весь воз ржи (…). Только я попрошу тебя, добрый человек, отвези хлебец-то к нам во Владимирское. Я тебе за это лишнюю плату за каждый мешок дам». Вятич согласился. Возле Владимирского (ближайшего села от Светлояра) он увидел монастырь. Монахи встретили его, помогли ссыпать зерно в амбар. Получив плату, вятич поехал обратно. «Отъехал сколько-то от озера, остановился и хотел помолиться на монастырь за удачу с продажей. Оглянулся назад - а монастыря-то и нет». (Запись 1974 года.)

Местным жителям, по их словам, известны случаи, когда китежане помогали людям в самых обыденных делах. «Помнится, мне, еще мальцу, бабушка рассказывала про то, что жил тут в деревне у озера - во Владимирском или в Шадрине, что ли, старик один. Так вот, пошел тот старик как-то в лес за грибами. (…) Ходил-ходил, и все без толку - ни одного грибочка нет! Умаялся старик, устал. И вот сел он на пенек, отдохнуть захотелось. (…) Обидно ему, что много обошел, а сбора никакого нет. Тут и подумалось ему что-то: «Хоть бы старички китежские помогли». Не успел подумать, как дремота на него напала. (…) Через каше-то время проснулся старик, открыл глаза, глянул в корзину - и глазам своим не верит: в ней до краев грибы. Да еще какие - один к одному, да все белые!» Сказание о Китеже нередко сравнивают с легендой об Атлантиде. Историчность невидимого града (также, как и Атлантиды) неоднократно пытались доказать или опровергнуть.

С середины XIX века сказание о Китеже стало объектом исследований. Оно вызывало интерес у самых разных специалистов - фольклористов, литературоведов, историков, археологов. На Светлояр не раз снаряжались научные экспедиции. В 50-70-х годах XX века было установлено, что озеро Светлояр образовалось в результате «провала» - внезапного, сильного сдвига почвы, причем это произошло приблизительно в то время, к которому легенда относит исчезновение Китежа. На дне озера была обнаружена некая «аномалия» - полуметровый слой полужидкой породы, в которой во множестве присутствуют обломки древесины. Экспертиза показала, что на этих обломках «имеются следы режущих орудий», то есть они обработаны руками человека.

Поэтический образ града Китежа вдохновлял многих поэтов, художников, композиторов. О Китеже писали Максимилиан Волошин, Николай Клюев, Сергей Городецкий. Н.А. Римский-Корсаков написал знаменитую оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Н.К. Рерих создал живописное панно-занавес для этой оперы - «Сеча при Керженце».

Легенда о граде Китеже - чудесно спасенном Богом от разорения врагами, укрываемом и сберегаемом до лучших времен, когда он вновь явится миру, сохранив древний корень, древнюю веру и правду - одна из самых заветных легенд русского народа, в течение веков подвергавшегося нашествиям внешних врагов.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Сказание о невидимом граде китеже Обновлено: Февраль 5, 2018 Автором: admin

«Легенда о граде Китеже» (варианты названий: «Сказание о граде Китеже», «Китежская легенда» и др.) — цикл русских легенд. Социально-утопические легенды этого цикла имеют книжно-фольклорное происхождение. В основе рукописной традиции «Легенды...» находится два источника: 1) «Книга, глаголемая летописец, написана в лето 6646 сентября в 5 день» (или: «Китежский летописец»), содержащая рассказ об основании Большого и Малого Китежей Георгием Всеволодовичем Суздальским и о гибели св. князя и городов в дни нашествия Батыя, и 2) «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже», легендарно-апокрифическое сказание о земном рае (известно 12 списков XVIII— XIX вв., хранящихся в архивах С.-Петербурга и Москвы). В окончательном виде произведение было оформлено в старообрядческом своде конца XVIII в., но анализ текста указывает на то, что основа обеих его частей восходит к XVII столетию.

В древнейшем слое китежских легенд, первоначально сложившихся во Владимиро-Суздальском (с. Кидекша-на-Нерли) и Нижегородском (Городец-на-Волге, оз. Светлояр и р. Керженец) княжествах, отразились, во-первых, устные рассказы об изгнании из этих земель волхвов при Ярославе Мудром (во крещении — Георгии; древнерусский вариант того же имени — Юрий), о строительстве в 1152 г. Борисоглебской церкви Юрием Долгоруким, об основании монастыря и Малого Китежа (Городца) в 1164 г., разрушении городов Северо-Восточной Руси войсками Батыя (XIII в.) и Эдигея (XV в.) и последующем запустении края. Во-вторых, в «Легенде о граде Китеже» заметны следы мифов финно-угорских народов (мари, коми и др.) о волшебных подземных городах, где живут души предков. В XV—XVII вв. сказание о православной обители, укрытой от врагов на дне озера Светлояр, была переосмыслена в Заузольском Спасо-Раевском монастыре под влиянием апокрифов о земном рае (типа «Хождения Зосимы к рахманам», отрывков «Александрии» и др.) и эсхатологических христианских пророчеств (Апокалипсис, слова Иллариона Великого, патерики Скитский, Азбуко-Иерусалимский, Св. Горы). Исследователи отмечают и сходство центрального образа китежской легенды с мотивами «Видения Даниила» и «Жития св. Андрея Юродивого» (V—VIII вв.; оба произведения известны на Руси уже в списках XII в., а в XV—XVI получили особую популярность как часть цикла сказаний о Царьграде): св. Андрей опровергает слухи о том, что в конце времен после того, как Константинополь уйдет под воду, Святая София не утонет, а будет висеть в воздухе над морем.

Примерно в то же время подверглось многократной переработке в духе житий святых мучеников Михаила Черниговского, Меркурия Смоленского и князя Довмонта и сказание о гибели великого князя Георгия II Всеволодовича в битве с Батыем на р. Сити. Возникший таким образом «Летописец об убиении благоверного князя...» после канонизации Георгия Всеволодовича (1645—1646 гг.) стал для агиографов основным источником сведений о жизни праведника.

Преследования старообрядцев в Заузолье в начале XVIII в. (особенно розыск, проведенный в 1713 г. в Спасо-Раевском монастыре) дали новый импульс развитию китежских легенд: чиновники администрации Петра I в сознании местных жителей встали в один ряд с прочими врагами православия: «литовскими людьми», со Смутного времени оставившими по себе недобрую память, и татаро-монголами.

К числу косвенных источников «Легенды о граде Китеже» можно отнести как сказания, сопровождавшие принятие на Руси праздника Покрова, и мотивы великорусских былин о золотом веке (так называемая «Киевская утопия»), так и произведения русской публицистики XIV—XVI вв. (новгородские повести о конце света, концепция «Москва — Третий Рим», споры о «мысленном» и «сущем рае»), эсхатологические мотивы которых опосредованно восходят к сочинению блаженного Августина «О граде Божьем». Образ сокровенной церкви, выходящей из моря перед праведниками, известен из корсуньских легенд о св. Клименте, папе Римском (сохранился рассказ о последнем по времени явлении этого чуда св. Кириллу, создателю славянской азбуки), и находит свои параллели в Апокалипсисе и некоторых сказаниях о чудесах Богородицы. Несомненно и знакомство составителей «Повести и взыскания...» со сказаниями о сокровенных Млевских монастырях, старцах Архангельских и Жигулевских гор и т.п.

Собственно слово «Китеж», вероятно, происходит от древнерусского «Кидекша» — «покинутое место»; отсюда варианты: Китеш, Кидиш, былинное Покидош и др. Ударение «Китеж» вошло в литературный обиход после «Исторических очерков поповщины» и романа «В лесах» П.И. Мельникова-Печерского (1864— 1874 гг.). Фрагмент названия второй части: «взыскание града», — взят из послания апостола Павла (Евр. 13,14).

Образы и мотивы «Легенды о граде Китеже» очень популярны в русском фольклоре. Тема сокровенного града-государства праведников встречается в социально-утопических сказаниях о Беловодье, Опоньском царстве и «граде Игната». Отголоски китежских преданий обнаружены в былинах об Илье Муромце и Суровце Суздальце (Покидош-град в сборнике Кирши Данилова), духовных стихах о Егории Храбром.

В начале XX столетия, несмотря на предупреждение анонимных составителей «Повести и взыскания о граде сокровенном...» — «скрытников-старцев»: «Кто сомневаться станет или с нечистым помыслом придет, или говорить о том станет <...> казнь примет здесь и в будущем веке», — многие русские поэты, писатели и художники обратились к образам этого произведения (например, А.Н. Майков, С.М. Городецкий, Н. А. Клюев, М.А. Волошин, З.Н. Гиппиус, М. Горький, В.Г. Короленко, М.М. Пришвин и др.). Китеж зачастую представлялся им своего рода русским аналогом Монсальвата или встающих из океана волшебных городов из мифов древней и средневековой Европы (Венета, Офир, Ултима Туле, Атлантида, Рунхольд, Дауры), или буддийской Шамбалы / Шамбхалы (в переводе — «Белый остров»). В романе «Антихрист (Петр и Алексей)» из трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист» образ Китежа противопоставлен лже-раю: Парадизу — Петербургу.

На сюжет «Легенды...» С.Н. Василенко написал оперу «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светлояре» (1903 г.). В 1904 г. Н.А. Римский-Корсаков создал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и премудрой деве Февронии», в либретто которой (автор В.И. Бельский) соединились мотивы китежских сказаний и «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма. Ее первые постановки — в Мариинском (1907 г.) и Большом театре (1908 г.) дали начало полемике о влиянии вагнерианства («Кольцо Нибелунгов») на творчество Римского-Корсакова.

Н.А. Бердяев писал о глубинном духовном родстве китежских легенд старообрядцев («раскольников») и вдохновивших события 1917 года, хилиастических по сути, иллюзий русского народа и интеллигенции. В январе 1918 г. С.А. Есенин в «Инонии», «богоборческой и космической поэме о революции», образам старого мира — Святой Руси: Китежу, Радонежу, Московии, — полемически противопоставлял образ новой, рождающейся «иной страны». Вместе с другими произведениями этого есенинского цикла («Преображение», «Иорданская голубица», «Сельский часослов») поэма представляла собой попытку религиозного осмысления пролетарской революции.

В начале советской эпохи разгорелась дискуссия о том, отвечает ли «Сказание о невидимом граде Китеже», которое вновь появилось в 1926 г. на сценах Москвы и Ленинграда, задачам социалистического строительства (например, статьи «Боги хороши после смерти» А.В. Луначарского, «Воскресение богов» С. Серова). Ее результатом стало постановление Наркомпроса, разрешавшее «постановку этого спектакля, не чаще <...> одного раза в месяц». В ходе атеистических кампаний 1920-1960-х гг. в окрестности озера Светлояр неоднократно направлялись специальные комиссии.

В живописи к образам «Легенды о граде Китеже» обращались А.М. Васнецов, К.А. Коровин, Н.К. Рерих и др. Китеж превратился в один из важнейших символов русской мифо-поэтической и эзотерической мысли XX века.