Рейтинг восприятия коррупции. Казахстан по уровню коррупции стал равен россии и украине

Коррупция - одна из самых больших угроз в мире. К сожалению, эта угроза встречается в каждой стране. Эта глобальная проблема приводит к плохому управлению, останавливает развитие и подрывает закон. Тем не менее, есть ряд стран, где коррупция находится на очень низком уровне.

Здесь представлен список из 10 наименее коррумпированных стран мира, а также оценка показателей восприятия коррупции, опубликованная международной организацией по борьбе с коррупцией.

Показатель индекса восприятия коррупции колеблется от 0 до 100. Показатель «0» указывает на сильно коррумпированную страну, а показатель «100» - идеальная страна с отсутствием коррупции.

10. Канада, показатель: 81


Канадская парламентская система состоит из трех основных ветвей: монарха, сената и палаты общин. Королева Елизавета II является действующей канадской монархией. То, что делает Канаду наименее коррумпированной страной, - это открытая и демократическая парламентская система. Кроме того, Канада также известна высоким качеством жизни, образовательной системой и открытостью правительства.

В Канаде законы реализуются исполнительной властью, в которую входят королева, премьер-министр и кабинет министров. Это законодательная ветвь власти (королева, сенат и палата общин), отвечающие за законотворчество. Законы, принятые исполнительной и законодательной ветвями власти, интерпретируются Верховным судом Канады.

9. Люксембург, показатель: 82


Люксембург - самая богатая и одна из самых маленьких стран в Европейском союзе. Это единственное оставшееся суверенное герцогство в мире. Низкий уровень коррупции - еще одна важная вещь в Люксембурге. Эта страна имеет унитарную парламентскую систему с конституционной монархией. Правительство Люксембурга крайне обеспокоено внедрением антикоррупционных законов. Администрация в рамках судебной системы также очень прозрачна в этой стране.

8. Нидерланды, показатель: 83


Нидерланды это конституционная монархия с унитарной парламентской системой. Нынешним главой государства является король Виллем Александр. Король отвечает за назначение мэров и политиков в правительство. Премьер-министр является главой голландского правительства. Чтобы уровень коррупции был как можно ниже, правительство Нидерландов следует прозрачной судебной системе и эффективным программам борьбы с коррупцией.

7. Сингапур, показатель: 84


Сингапур является седьмой наименее коррумпированной страной в мире. В стране существует унитарная парламентская система с Вестминстерской системой. В Сингапуре существует специальное агентство под названием CPIB (Бюро расследования коррупции) для расследования и принятия юридических мер против коррупции. Могущественная судебная система в Сингапуре известна во всем мире своей легитимностью и беспристрастностью в законодательстве.

6. Швейцария, показатель: 86


Швейцария имеет федеральную систему направленной демократической республики для своего правительства. Здесь люди имеют право влиять на деятельность правительства посредством надлежащей референции. Эта прямая демократия делает швейцарское правительство одной из самых стабильных демократических систем в мире.

В стране также существуют прочная правовая база и эффективные антикоррупционные законы. Это помогает швейцарскому правительству поддерживать чистую систему в своем государственном секторе.

5. Норвегия, показатель: 86


Норвегия является конституционной монархией с парламентской системой. Монархия - это глава государства и правительства, возглавляемого премьер-министром. Судебная система Норвегии полностью независима от исполнительной и законодательной ветвей власти.

В Норвегии также действует строгое и эффективное антикоррупционное законодательство. Это помогает поддерживать высокий стандарт в государственном секторе Норвегии.

4. Швеция, показатель: 87


Швеция - парламентская демократия с конституционной монархией. Эта страна во всем мире известна своей высококачественной жизнью, равенством, развитием человека, образованием и здравоохранением. Государственная система Швеции также прозрачна и стабильна.

Государственные органы Швеции считали коррупцию «злоупотреблением властью». В Швеции также существует эффективная группа по борьбе с коррупцией, которая занимается расследованием и судебным преследованием коррупции.

3. Финляндия, показатель: 89


Финляндия является парламентской республикой, а премьер-министр является главой правительства. Политические лидеры в Финляндии твердо привержены борьбе с коррупцией. Правительство Финляндии также поддерживает очень прозрачный механизм и эффективные системы целостности. Независимая судебная система и сильная правовая база также снижают шансы различных форм коррупции в стране.

2. Новая Зеландия, показатель: 91


Новая Зеландия является второй наименее коррумпированной страной с показателем равным 91. В Новой Зеландии существует парламентская система с конституционной монархией. Королева Елизавета II является главой государства Новой Зеландии. Правительство Новой Зеландии следует модели Вестминстера.

Судебная власть Новой Зеландии полностью независима от исполнительной власти и законодательной власти. Таким образом, судебная система Новой Зеландии поддерживает подотчетность и беспристрастность.

1. Дания, показатель: 92


Дания - наименее коррумпированная страна в мире с показателем равным 92. Административная коррупция, коррупция в бизнесе и другие формы коррупции очень редки в Дании. В стране единая парламентская система с конституционной монархией.

Прозрачный механизм, целостность, независимая судебная система, гражданский актив и социальное доверие являются факторами, которые делают Данию самой некоррумпированной страной в мире. Датский уголовный кодекс также запрещает любые формы взяточничества в стране.

Помимо низкого уровня коррупции, у Дании также высокий уровень жизни, высокая социальная мобильность, высокая грамотность и равенство.

Самые некоррумпированные страны появляются также и в рейтинге самых счастливых стран. Предлагаем его посмотреть и сделать выводы.

Сегодня в 7 утра по Москве во всем мире опубликован международный Индекс Восприятия Коррупции . Россия в нем занимает 131-е место из 176 возможных.

Иран, Казахстан, Непал и Украина - вот ближайшие соседи России в индексе восприятия коррупции за 2016 год. Это ежегодный документ, который международная организация Transparency International выпускает с 1995 года. Почему именно индекс восприятия коррупции, а не, к примеру, рейтинг уровня коррупции, рассказал нашей радиостанции генеральный директор Трансперенси Интернешнл Россия Антон Поминов:

Здесь не случайно существуют слова «индекс восприятия» коррупции, потому что если бы мы могли померить саму коррупцию, то так и написали бы «индекс коррупции».

Уровень мы тоже не можем померить. Дело вот в чем. Уровень насильственных преступлений померить легко. А вот коррупция явление скрытое от наших глаз. Всех фактов коррупционного взаимодействия мы установить не можем. Ни мы, ни правоохранительные органы, никто не может. Поэтому все, что мы можем говорить, это то, насколько эксперты, которых опрашивают наши коллеги из других организаций, воспринимают страну коррупционной. Но надо понимать, что здесь не используются жесткие твёрдые данные. Используются ответы на вопросы, как эксперты воспринимают коррупционность той или иной страны

Индекс рассчитывается на основании данных, собранных 12 независимыми организациями в ходе опросов среди экспертов и предпринимателей по всему миру. Среднее арифметическое из собранных цифр - это и есть количество баллов. Ноль получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 с самым низким. Соответственно, самые высокие балы и первые места занимают Дания, Новая Зеландия, Финляндия и Швеция. А самые низкие балы и последние места Северная Корея, Южный Судан и Сомали.

Что касается России, ее положение не сильно меняется. Наша страна получила ровно такое же количество балов, как и годом ранее, а позиция снизилась с 119 на 131 из-за увеличения количества стран участников индекса. Однако сказать, что ничего не движется и не меняется, тоже нельзя. Антон Поминов из Трасперенси Интернешнл Россия отмечает, что есть небольшие, но достижения

Будет неправильным сказать, что мы ничего не добились. Во первых, мы получше выступили там, где GREKO (Группа Стран Против Коррупции) нас оценивали, это законодательство об избирательной системе и криминализации коррупции. Такое небольшое достижение у нас есть. Вообще у нас много маленьких достижений, и с точки зрения декларирования доходов и имущества, и с точки зрения международного сотрудничества. Может быть наше государство начнёт состыковывать антикоррупцию и антиотмывочную деятельность. Обратите внимание, что расследования актикоррупционные сейчас появляются буквально каждый день, и этот процесс не остановим. Что касается каких то серьёзных институциональных сдвигов, таких, чтобы можно было сказать, что мы что-то сделали для того, чтобы подняться в индексе восприятия коррупции, к сожалению, таких не произошло. То есть, мы просто толчем воду в ступе.

Поминов отметил, что, несмотря на некоторые улучшения в сфере антикоррупционного законодательства, хромает правоприменительная практика.

Что касается законов, то российским чиновникам, к примеру, запретили владеть иностранными финансовыми инструментами, а также работать с организациями, сотрудниками которых являются их родственники. Однако, из национального плана по противодействию коррупции на 2016-2017 годы исчезло упоминание о защите заявителей о коррупции. По-прежнему не принят закон о лоббизме.

При этом в организации отмечают, что 2016 запомнился «охотой на отдельных коррупционеров и приравненных к ним». Или даже скорее не на настоящую охоту, а

«на тир, где довольные посетители стреляют из заранее заготовленного ружья по уточкам, которые хозяин заботливо расставил по полочкам». Громкие дела этого года, к примеру Улюкаев, Лопырев, Захарченко, согласно соцопросам воспринимаются гражданами, больше как сведение счетов и показательными акциями, чем реальной борьбой с коррупцией.

Есть и внешние факторы, которые повлияли на положение в индексе России и других стран. Панамское досье, где фигурировали офшоры людей из окружения высокопоставленных российских чиновников. Как отреагировали Россия и другие страны, попавшие в утекшие документы, рассказала нашей радиостанции вице-президент международного TransparencyInternational Елена Панфилова

Смысл влияния панамского досье не линейный. Он не про борьбу с коррупционерами, то есть уголовные дела. Он про сдвиг парадигмы. То есть, впервые власти были вынуждены делать не то, что они хотят в плане антикоррупции и реформ, а то, что их заставило фактически гражданское общество. Российские власти отреагировали довольно парадоксальным образом. Очень много лет Россия отбрыкивалась всеми доступными способами от вступления в международную систему автоматического обмена налоговой информации. Отбрыкивались, но к 12 мая мы туда внезапно вступили. То есть фактически спустя месяц после публикации панамского досье. Это значит, что просто хотят узнавать быстрее, чем узнает гражданское общество. Панамское досье привело не столько к наказанию конкретных коррупционеров, хотя и это есть в некоторых странах, сколько все побежали. Олланд созвал саммит, Кэмерон созвал саммит, наши вот забегали, в штатах тоже, то есть буквально все. Стали искать, каким образом узнавать раньше, чем это всплывет. И все при этом отдают себе отчёт, что панамское досье отнюдь не последнее досье, которое утечёт.

Настоящая антикоррупция, отмечают специалисты, в любом случае начинается с укрепления институтов честных и прозрачных выборов, а также с работающей независимой системы верховенства права.

12:03 — REGNUM Принятие новой антикоррупционной программы в Казахстане и её широкое обсуждение не смогли помочь стране заметно улучшить свои позиции в ежегодном рейтинге «Индекс восприятия коррупции» международной неправительственной организации Transparency International. Более того, из-за увеличения числа участников рейтинга на восемь стран Казахстан с 29 баллами опустился в 2016 году на 131-ю позицию. В 2015 году страна с 28 баллами занимала в ренкинге 123-ю строчку.

Топовые позиции в списке по итогам 2016 года заняли Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Швейцария и Норвегия, набравшие от 85 до 90 баллов. В числе аутсайдеров, стран с наиболее высоким уровнем коррупции, значатся Ливия, Судан, Йемен, Сирия, КНДР, Южный Судан и Сомали, набравшие от 10 до 14 баллов.

29 баллов, кроме Казахстана, в списке набрали также Россия и Украина. Грузия набрала 57 баллов, Белоруссия — 40, Армения — 33 балла, Азербайджан и Молдавия по 30 баллов. У Киргизии в рейтинге 28 баллов, у Таджикистана — 25. На три балла от него отстает Туркмения. Хуже всех дела с коррупцией обстоят в Узбекистане — 21 балл.

Политолог Марат Шибутов, являющийся председателем Попечительского совета Transparency Kazakhstan, комментируя результаты ренкинга, заявил, что фактически в относительном рейтинге Казахстан находится на той же позиции, что и в 2015 году.

«Однако по абсолютной оценке есть небольшое улучшение — с 28 баллов за год мы поднялись до 29. Если взять более длинный промежуток времени, то получится, с 2013 года мы выросли на 3 балла — с 26 до 29. В общем, надо констатировать небольшое улучшение нашей позиции в данном индексе. Это заслуга и Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции, и общественных организаций, и средств массовой информации, и самого казахстанского населения, которое стало более нетерпимо относиться к коррупции. Основную роль тут еще и играет новая редакция 2015 года закона «О противодействии коррупции», которая позволяет более эффективно с ней бороться. Результаты Казахстана в ИВК совпадают и с результатами опроса в рамках «Барометра мировой коррупции» — там также констатируется существенное улучшение в 2016 году по сравнению с 2013 годом. Однако, на мой взгляд, у нас есть небольшая недоработка — наши результаты в ИВК были бы лучше, если бы о результатах борьбы с коррупцией больше бы писали на английском языке и в виде специализированных докладов. Не обо всех достижениях страны в этом вопросе знают даже в самом Казахстане — что уже говорить про остальной мир. Так как ИВК является все же субъективным показателем — правильное и полноценное освещение борьбы с коррупцией является не менее важной задачей, чем сама борьба с коррупцией», — полагает Шибутов.

Напомним, «Барометр мировой коррупции» был опубликован Transparency International в ноябре 2016 года. Главным этого исследования был «Платили ли вы взятки за получение государственных услуг в течение последних 12 месяцев?».

«В 2016 году 29% респондентов из Казахстана ответили, что давали взятки. Для сравнения: в 2013 году на данный вопрос утвердительно ответили 39,9% респондентов. Согласно данным исследования, процент граждан, дававших взятки, снизился на 10,9%, по сравнению с 2013 годом», — в докладе.

Респонденты уточнили, что наиболее коррумпированными структурами они считают правоохранительные органы (35% опрошенных), руководителей бизнес-компаний (29%), судей и работников судов (28%).

«Сами граждане признались, что чаще всего платят взятки дорожным полицейским (47%), за получение пособий по безработице (33%), в судах при рассмотрении гражданских дел (31%). Менее трети опрошенных заявили, что давали взятки за устройство на работу в системе образования (23%), за устройство ребенка в детский сад, школу (17%), получение социальных выплат (21%), медицинских услуг (20%) и получение официальных документов в госорганах (19%)», — говорилось в докладе.

Между тем в «Индексе восприятия коррупции — 2016» говорится, что 69 процентов из 176 стран, входящих в список, в Индексе восприятия коррупции 2016 года набрали меньше 50 баллов (0 воспринимается как очень высокий уровень коррупции, 100 — как крайне низкий уровень коррупции).

«Это свидетельствует о массовой и широко распространенной коррупции в государственном секторе по всему миру. В этом году все большее число стран снизились в индексе, показывая необходимость принятия срочных мер», — подчеркивают авторы доклада.

Следует пояснить, что при составлении ренкинга эксперты Transparency International проводят исследования по восьми направлениям и затем, основываясь на их результатах, подводят общий итог. Согласно отчету, по пяти из восьми направлений Казахстан показал значительное улучшение по сравнению с 2015 годом. Так, в рейтинге странового риска Global Insight республика набрала 34 балла против 11 баллов в 2015 году. По индексу трансформации Фонда Бертельсмана — 20 баллов (19 в 2015 году), Индекс верховенства закона — 32 (28 в 2015 году), Оценка политических рисков и отчет Freedom House — 28 (23 в 2015 году), «Обзор мнений руководителей» Всемирного экономического форума — 45 (51 в 2015 году), ежегодный рейтинг глобальной конкурентоспособности — 41 (46 в 2015 году). И, наконец, оценка странового риска Economist Intelligence Unit принесла Казахстану 19 баллов в 2016 году (21 в 2015 году).

«В этом году добавилось новое исследование — Многообразие демократии. Это исследование шести различных видов коррупции в области государственного устройства. Эксперты анализируют устойчивость исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти по всей вертикали, от мелких клерков до чиновников высших эшелонов. В его рамках эксперты отвечали на вопрос: «Насколько распространена политическая коррупция?» По итогам этих оценок Казахстан набрал 16 баллов. Наибольшее число баллов согласно этому исследованию набрали Соединенные Штаты Америки и Эстония — 69», — говорится в отчете.

В нем также указывается, что главные проблемы Казахстана, по мнению экспертов, находятся в области экономики. В то время как политические и законодательные реформы, проводимые в стране, оценены положительно.

«Снижение экономического роста порождает новые коррупционные риски. И это проблема, как показали результаты последнего Индекса восприятия коррупции, характерна для всего мира. Борьба с коррупцией в высших эшелонах власти, аресты высокопоставленных чиновников показали серьезность намерений властей Казахстана в искоренении этой проблемы. Однако полноценный эффект можно ждать только при внедрении превентивных мер. Это устранение конфликта интересов, раскрытие конечных бенефициаров владельцев бизнеса, введение декларирования доходов и расходов чиновников, а затем и всех граждан страны», — приводятся в отчете слова исполнительного директора «Транспаренси Казахстан» Натальи Ковалевой.

Напомним, 9 января 2017 года Алмалинский районный суд города Алма-Аты председателя правления государственного Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) Руслана Ерденаева и начальника управления финансовых рисков департамента управления рисками АО «ЕНПФ» Мусы Бахтова. 10 января 2017 года Национальным бюро по противодействию коррупции экс-министр национальной экономики Казахстана Куандык Бишимбаев.

Проблема коррупции в органах власти и государственных структурах актуальна для многих государств. На сегодняшний день разработано несколько действенных механизмов контроля и противодействия превышению служебных полномочий с целью получения выгоды, подкупу должностных лиц и другим действиям, противоречащим законодательству и моральным устоям, однако применение методов на практике не всегда приносит должный результат.

Однако существует множество стран с довольно низким уровнем коррупции. Наиболее коррумпированные государства и страны, где коррупции в государственном секторе фактически нет, представлены в рейтинге индекса восприятия коррупции. Оценкой уровня коррумпированности государств, составлением и публикацией соответствующего материала занимается неправительственная организация Transparency International. Она базируется в Берлине.

Как рассчитывается индекс восприятия наличия коррупции

Показатели, на основе которых формируется рейтинг государств по уровню восприятия коррупции, основываются на нескольких независимых опросах. Индекс восприятия коррупции (ИВК - сокращенно) опирается на мнение авторитетных экспертов в области финансов и права. В составлении рейтинга принимают участие специалисты из Всемирного банка, Африканского и Азиатского банков развития, американской неправительственной организации Freedom House, которая занимается исследованиями гражданских и политических свобод, а также проводит мониторинг демократических изменений в мире.

Индекс восприятия коррупции представляет собой своеобразную шкалу «честности властей». Каждому государству, которое участвует в исследовании, присваивается оценка от нуля до ста баллов, где нулевой показатель означает максимальный уровень коррупции, а сто баллов получают наименее коррумпированные страны. Ранее индекс восприятия коррупции Transparency International оценивался в границах от одного до десяти.

В открытых источниках конкретные факторы, по которым проводится оценка государств, не публикуются, так что ознакомиться можно только с окончательным рейтингом. Кроме того, универсальной методологии расчета показателя нет, потому что финальная оценка, как утверждает организация TI, учитывает национальные особенности того или иного государства.

Формирование рейтинга стран по индексу восприятия коррупции

Рейтинг по такому показателю, как индекс восприятия коррупции, в 2016 году включал в себя сто семьдесят шесть государств. Опубликованные данные, ранжирующие государства, используются для оценки уровня прогресса в а также положения определенной страны по отношению к государствам-соседям, политическим и экономическим партнерам и конкурентам.

Наименее коррумпированные страны по данным TI

Индекс восприятия коррупции наибольший (девяносто баллов) в Скандинавских странах, Новой Зеландии, Швейцарии. Первое место занимает Дания, за ней идет Новая Зеландия, на третьем - Финляндия, далее расположились Швеция, Швейцария, Норвегия, Сингапур, Нидерланды. Десятку лидеров замыкает Великобритания с итоговой оценкой восемьдесят один балл.

Двадцать первый индекс восприятия коррупции, опубликованный в конце января 2017 года, мало отличается от предыдущих лет по государствам, занимающим лидерские позиции. Вообще, позиции в рейтинге крайне редко меняются радикально.

Коррупция в России по оценкам Transparency International

Для России индекс восприятия коррупции рассчитывается с 1996 года, тогда рейтинг формировался из пятидесяти четырех стран. Тогда РФ находилась на сорок шестом - сорок седьмом месте с результатом в две целых шестьдесят десятых балла. Динамика изменения показателя не отмечена ни стремительными взлетами, ни падениями. Разве что наблюдается скачок на границах 2000 и 2001 годов, когда показатель с двух целых и одной десятой балла поднялся до двух целых и семи десятых.

Минимальный индекс восприятия коррупции (по данным рейтинга до 2014 года), составляющий два целых и одну десятую балла, был зафиксирован в 2000, 2008, 2010 годах. Максимального значения (две целых и восемь десятых) показатель достигал в 2004, 2012 и 2013 годах. Такие же значения в разные годы были у Индии, Гондураса, Эквадора, Мозамбика, Грузии, Гамбии, Непала, Албания, Нигера и других.

В пресс-релизах TI отмечается, что ситуация с коррупцией в России достигла настолько угрожающих масштабов, что затрагивает не только государственный аппарат, но и сферы здравоохранения, образования, правоохранительные органы, экономику, а также саму государственность РФ.

В 2017 году индекс восприятия коррупции (Россия не изменила своих позиций) рассчитывался для ста семидесяти шести стран. Российская Федерация расположилась на сто тридцать первом месте с результатом в двадцать девять баллов из возможных ста.

Индекс верховенства закона согласно World Justice Project

Согласно исследованию верховенства закона, проведенному World Justice Project, Россия заняла девяносто второе место из девяноста семи государств. Хуже всего обстоят дела с безопасностью и эффективностью работы правоохранительных органов, а также эффективностью ограничения полномочий власти. Не в лучших тонах представляется ситуация по таким факторам:

  • защита прав человека (восемьдесят третье место);
  • уголовное судопроизводство (семьдесят восьмое место);
  • открытость правительства (семьедсят четвертое место);
  • уровень коррупции (семьдесят первое место);
  • правоприменение (шестьдесят восьмое место);
  • гражданское судопроизводство (шестьдесят пятое место).

Индекс восприятия коррупции рассчитывался также для стран Так, Украина получила двадцать девять баллов и заняла сто тридцать первое место из возможных ста семидесяти шести, Белоруссия - семьдесят девятое место (сорок баллов), Казахстан - сто тридцать первое место (двадцать девять баллов), Молдавия - сто двадцать третье место (тридцать баллов), Узбекистан - сто пятьдесят шестое место (двадцать один балл), Туркмения - сто пятьдесят четвертое место (двадцать два балла), Таджикистан - сто пятьдесят первое место (двадцать пять баллов).

Наиболее коррумпированные государства

Рейтинг TI причисляет к наиболее коррумпированным государствам Сомали, КНДР, Сирию, Йемен, Судан, Ливию и Афганистан. В целом на задворках рейтинга оказались страны Африки и Азии. Среди европейских государств на самых низких позициях находятся Босния и Герцеговина (восемьдесят третье место и тридцать девять баллов), Албания (восемьдесят третье место, также тридцать девять баллов), Болгария (семьдесят пятое место и сорок один балл).

В государствах с высоким уровнь коррупции пользование служебным положением, превышение полномочий и дача взятки являются нормой не только во всех структурах власти, но и в других сферах, права человека часто нарушаются, а внутренний валовой продукт на душу населения крайне низкий.