Женщины 20 30 годов. Смотреть что такое "30-е годы" в других словарях

Вопреки страшилкам, которые сочиняют сейчас о том времени, именно в предвоенные годы существовала не часто встречающаяся в жизни симфония власти и народа. Народ, одушевленный великой идеей построения первого в истории человечества справедливого общества без угнетателей и угнетенных, показывал чудеса героизма и самоотверженности. А государство в те годы, ныне изображаемое нашими либеральными историками и публицистами чудовищной репрессивной машиной, отвечало народу заботой о нем.

Бесплатные медицина и образование, санатории и дома отдыха, пионерлагеря, детские сады, библиотеки, кружки стали массовым явлением и были доступны всем. Не случайно во время войны, по воспоминаниям очевидцев, люди мечтали только об одном: чтобы все стало, как до войны.

Вот что писал, например, о том времени посол США в 1937-1938 гг. Джозеф Е.Девис:

«С группой американских журналистов я посетил пять городов, где осмотрел крупнейшие предприятия: тракторный завод (12 тыс. рабочих), завод электродвигателей (38 тыс. рабочих), Днепрогэс, алюминиевый завод (3 тыс. рабочих), который считается крупнейшим в мире, Запорожсталь (35 тыс. рабочих), больницу (18 врачей и 120 медсестер), ясли и детские сады, завод Ростсельмаш (16 тыс. работающих), Дворец пионеров (здание с 280 помещениями для 320 преподавателей и 27 тыс. детей). Последнее из этих учреждений представляет собой одно из наиболее интересных явлений в Советском Союзе. Подобные дворцы возводятся во всех крупных городах и предназначаются для воплощения в жизнь сталинского лозунга о детях, как наиболее ценном достоянии страны. Здесь у детей раскрываются и развиваются их дарования …»

И каждый был уверен, что его дарование не зачахнет и не пропадет втуне, что у него есть все возможности для осуществления любой мечты во всех сферах жизни. Перед детьми рабочих и крестьян открылись двери средней и высшей школы. На полную мощность работали социальные лифты, вознося вчерашних рабочих и крестьян на вершины власти, открывая перед ними горизонты науки, премудрости техники, подмостки сцены. «В буднях великих строек» поднималась новая, невиданная миром страна – «страна героев, страна мечтателей, страна ученых».

А для того, чтобы уничтожить всякую возможность эксплуатации человека – будь то частник или государство, — первыми же декретами в СССР был введен восьмичасовой рабочий день. Кроме того, был установлен шестичасовой рабочий день для подростков, запрещен труд детей до 14-летнего возраста, установлена охрана труда, введено производственное обучение молодежи за счет государства. В то время как США и страны Запада задыхались в тисках «Великой депрессии», в Советском Союзе в 1936 году 5 млн. работников имели шестичасовой и более сокращенный рабочий день, почти 9% промышленных рабочих пользовались выходным после четырех дней работы, 10% рабочих, занятых в непрерывном производстве, после трех восьмичасовых рабочих дней получали два выходных.

Более чем в два раза выросла зарплата рабочих и служащих, а также личные доходы колхозников. Взрослые, наверное, уже не помнят, а молодые и не знают, что в Великую Отечественную войну некоторые колхозники дарили фронту самолеты и танки, построенные на личные сбережения, которые они спели накопить за не столь долгое время, прошедшее после «преступной» коллективизации. Каким образом им это удалось?

Дело в том, что количество обязательных трудодней для «бесплатных рабов» составляло в тридцатые годы 60-100 (в зависимости от района). После этого колхозник мог работать на себя – на своем участке или в производственном кооперативе, которых было огромное количество по всему СССР. Как пишет создатель сайта «Русский проект» публицист Павел Краснов, « … В сталинском СССР желающие проявить личную инициативу имели всю возможность сделать это в кооперативном движении. Нельзя было только пользоваться наемным трудом, договорно-кооперативным – сколько угодно.

В стране существовало мощнейшее кооперативное движение, в кооперативах постоянно работали почти 2 миллиона человек, которые производили 6% валовой продукции промышленности СССР: 40% всей мебели, 70% всей металлической посуды, 35% верхнего трикотажа, почти 100% игрушек.

Кроме того в стране было кооперативных 100 конструкторских бюро, 22 экспериментальные лаборатории, два научно-исследовательских института. Это без учета кооперативных сельских артелей с частичной занятостью. В них работало в 30-е годы до 30 миллионов человек.

Можно было заниматься индивидуальным трудом – например, иметь свою фотолабораторию, платя с этого налоги, врачи могли иметь частную практику и так далее. В кооперативах обычно участвовали высококлассные профессионалы своего дела, организованные в эффективные структуры, чем объясняется их высокий вклад в продукцию СССР.

Все это было ликвидировано Хрущевым ударными темпами с 56 года – имущество кооперативов и частных предпринимателей было конфисковано, даже личное подсобное хозяйство и частный скот».

Добавим, что тогда же, в 1956-ом году и количество обязательных трудодней было повышено до трехсот. Результаты не заставили себя долго ждать – тут же появились первые проблемы с продуктами.

В тридцатые годы также широко применялась сдельная оплата труда. Практиковалось дополнительное премирование за сохранность механизмов, экономию электроэнергии, топлива, сырья, материалов. Вводилось в практику премирование за перевыполнение плана, снижение себестоимости, выпуск продукции повышенного качества. Осуществлялась продуманная система подготовки квалифицированных работников промышленности и сельского хозяйства. Только за годы второй пятилетки было подготовлено около 6 млн. человек вместо 5 млн., предусмотренных планом.

Наконец, в СССР впервые в мире была ликвидирована безработица – труднейшая и неразрешимая в условиях рыночного капитализма социальная проблема. Для всех стало реальным закрепленное Конституцией СССР право на труд. Уже в 1930 году, во время первой пятилетки, прекратили свое существование биржи труда.

Вместе с индустриализацией страны, со строительством новых заводов и фабрик велось и жилищное строительство. Государственными и кооперативными предприятиями и организациями, колхозами и населением во второй пятилетке было введено в действие 67,3 млн. квадратных метров полезной площади жилищ. С помощью государства и колхозов труженики села возвели 800 тыс. домов.

Инвестиционные вложения государственных и кооперативных организаций в жилищное строительство вместе с индивидуальным увеличилось в 1,8 раза по сравнению с первой пятилеткой. Квартиры, как мы помним, предоставлялись бесплатно при самой низкой в мире кварплате. И, наверное мало кто знает, что за вторую пятилетку в жилищное, коммунальное и культурное строительство, в здравоохранение в бурно развивающемся Советском Союзе было вложено почти столько же средств, сколько в тяжелую промышленность.

В 1935 году вошел в строй лучший в мире по техническому оснащению и художественному оформлению метрополитен. Летом 1937 года был сдан в эксплуатацию канал Москва-Волга, решивший проблему водоснабжения столицы и улучшивший ее транспортные связи.

В 30-е годы в стране не только выросли десятки новых городов, но в 42 городах был построен водопровод, в 38 – канализация, развивалась транспортная сеть, запускались новые линии трамваев, расширился автобусный парк, начал вводиться троллейбус.

В годы предвоенных пятилеток в стране впервые в мировой практике были сформированы общественные формы народного потребления , которыми, сверх оплаты труда, пользовалась каждая советская семья. Средства из них шли на строительство и содержание жилья, культурно-бытовых учреждений, бесплатное образование и медицинское обслуживание, на различные пенсии и пособия. Втрое, по сравнению с первой пятилеткой, увеличились расходы на социальное обеспечение и социальное страхование.

Быстро ширилась сеть санаториев и домов отдыха, путевки в которые, приобретенные на средства социального страхования, распределялись профсоюзами среди рабочих и служащих бесплатно или на льготных условиях. Только за одну вторую пятилетку в домах отдыха и санаториях отдыхало и лечилось 8,4 млн. человек, в 10,7 раза увеличились по сравнению с первой пятилеткой расходы на содержание детей в яслях и детских садах. Выросла средняя продолжительность жизни.

Такое государство не могло не восприниматься народом как свое, народное, родное, за которое не жаль отдать жизнь, ради которого хочется совершать подвиги… Как воплощение той революционной мечты об обетованной стране, где зримо, на глазах воплощалась в жизнь великая идея народного счастья. Над словами Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселей» в перестроечное время и послеперестроечные годы принято глумиться, однако они отражали реальные изменения в социальной и экономической жизни советского общества.

Эти изменения не могли остаться незамеченными и на Западе. Мы уже привыкли, что доверять советской пропаганде нельзя, что правду о том, как у нас обстоят дела, говорят только на Западе. Что ж, посмотрим, как оценивали успехи советского государства господа капиталисты.

Так, Гиббсон Джарви, председатель банка «Юнайтед доминион» заявлял в октябре 1932 года:

«Я хочу разъяснить, что я не коммунист и не большевик, я определенный капиталист и индивидуалист… Россия движется вперед, в то время как слишком много наших заводов бездействует и примерно 3 млн. нашего народа ищут в отчаянии работы. Пятилетку высмеивали и предсказывали ее провал. Но вы можете считать несомненным, что в условиях пятилетнего плана сделано больше, чем намечалось

… Во всех промышленных городах, которые я посетил, возникают новые районы, построенные по определенному плану, с широкими улицами, украшенные деревьями и скверами, с домами наиболее современного типа, школами, больницами, рабочими клубами и неизбежными детскими яслями и детскими садами, где заботятся о детях работающих матерей…

Не пытайтесь недооценивать русских планов и не делайте ошибки, надеясь, что Советское правительство может провалиться… Сегодняшняя Россия — страна с душой и идеалом. Россия – страна изумительной активности. Я верю, что стремления России являются здоровыми … Быть может самое важное – в том, что вся молодежь и рабочие в России имеют одну вещь, которой, к сожалению, недостает сегодня в капиталистических странах, а именно – надежду».

А вот что писал журнал «Форвард» (Англия) в том же 1932 году:

«Бросается в глаза огромная работа, которая происходит в СССР. Новые заводы, новые школы, новое кино, новые клубы, новые громадные дома – всюду новые постройки. Многие из них уже закончены, другие еще окружены лесами. Трудно рассказать английскому читателю, что сделано за последние два года и что делается дальше. Надо это все видеть для того, чтобы этому поверить.

Наши собственные достижения, осуществленные нами во время войны – лишь пустяк по сравнению с тем, что делается в СССР. Американцы признают, что даже в период самой стремительной созидательной горячки в западных штатах там не было ничего похожего на теперешнюю лихорадочную творческую деятельность в СССР. За последние два года в СССР произошло так много изменений, что отказываешься даже представить себе, что же будет в этой стране еще через 10 лет.

Выбросьте из головы фантастические страшные истории, рассказываемые английскими газетами, которые так упорно и нелепо лгут об СССР. Выбросьте также из головы всю ту половинчатую правду и впечатления, основанные на непонимании, которые пущены в ход дилетанствующими интеллигентами, покровительственно глядящими на СССР сквозь очи среднего класса, но не имеющими ни малейшего представления о том, что происходит там: СССР строит новое общество на здоровых основах.

Чтобы осуществить эту цель, надо подвергаться риску, надо работать с энтузиазмом, с такой энергией, которой мир до сих пор не знал, надо бороться с огромнейшими трудностями, неизбежными при попытке построить социализм в обширной стране, изолированной от остального мира. Посетив эту страну вторично за два года, я получил впечатление, что она идет по пути прочного прогресса, планирует и строит, и все это в таком масштабе, который является ярким вызовом по адресу враждебного капиталистического мира».

Форварду вторил американский «Нейшен»:

«Четыре года пятилетнего плана принесли с собой поистине замечательные достижения. Советский Союз работал с интенсивностью военного времени над созидательной задачей построения основной жизни. Лицо страны меняется буквально до неузнаваемости: это верно относительно Москвы с ее сотнями заново асфальтированных улиц и скверов, новых зданий, с новыми пригородами и кордоном новых фабрик на ее окраинах. Это верно и относительно менее значительных городов.

Новые города возникли в степях и пустынях, по меньшей мере, 50 городов с населением от 50 до 250 тыс. человек. Все они возникли в последние четыре года, каждый из них является центром нового предприятия или ряда предприятий, построенных для разработки отечественных ресурсов. Сотни новых электростанций и целый ряд гигантов, подобно Днепрострою, постоянно воплощают в жизнь формулу Ленина: «Социализм есть советская власть плюс электрификация».

Советский Союз организовал массовое производство бесконечного множества предметов, которые Россия никогда раньше не производила: тракторов, комбайнов, высококачественных сталей, синтетического каучука, шарико-подшипников, мощных дизелей, турбин в 50 тыс. киловатт, телефонного оборудования, электрических машин для горной промышленности, аэропланов, автомобилей, велосипедов и несколько сот новых типов машин.

Впервые истории Россия добывает алюминий, магнезит, апатиты, йод, поташ и многие другие ценные продукты. Путеводными точками советских равнин являются теперь не кресты и купола церквей, а зерновые элеваторы и силосные башни. Колхозы строят дома, хлева, свинарники. Электричество проникает в деревню, радио и газеты завоевали ее. Рабочие учатся работать на новейших машинах. Крестьянские парни производят и обслуживают сельскохозяйственные машины, которые больше и сложнее, чем то, что видела когда-либо Америка. Россия начинает «мыслить машинами». Россия быстро переходит от века дерева к веку железа, стали, бетона и моторов».

Так отзывались о СССР в 30-х годах гордые англичане и американцы, завидуя советским людям – нашим родителям.

Из книги Нелли Гореславской «Иосиф Сталин. Отец народов и его дети», Москва, Книжный мир, 2011, страницы 52-58.

- 54.59 Кб

Введение.

30е годы в истории советского государства являлись годами великого перелома. Перемены коснулись всех сфер жизни общества. Эти перемены частично были продиктованы и временем, когда страна стояла на пороге войны. И к сожалению, этот период запомнился не только переменами, но и грубыми нарушениями основных прав граждан, сталинскими репрессиями. Права и свободы советских граждан нарушались повсеместно, человек не обладал ни какими средствами защиты против террора и беззакония со стороны государственной машины.

Эта тема является неотъемлемой частью тяжелой истории становления советского, а в настоящем - российского права. Кроме того, история предостерегает нас от совершения тех же ошибок, которые когда-то совершили наши предки. Ее необходимо знать каждому юристу. Этим и объясняется актуальность данной работы.

Целью данной работы является анализ 30х годов в истории СССР, социально-политической, экономической, международной обстановки. Так же анализ развития права в 30х годах в СССР, его основных пробелов, а так же описать сущность нарушений социалистической законности, рассмотреть каким образом нарушались права советских граждан в 30-е годы.

Основными задачами данной работы являются: аналитический сбор научной информации по данной теме; анализ нормативно-правовых актов в СССР, изданных в 30е годы; их анализ, выявление пробелов и нарушений.

Основными методами данного исследования являются основные общенаучные методы, в частности, метод системного анализа, исторический и статистический методы, метод сравнений и аналогий, методы обобщения, синтеза. Кроме того, использовались также частнонаучные методы в области юриспруденции, такие как нормативно-логический, сравнительно-правовой, историко-правовой и другие.

При написании данной работы использовались научные труды Попова В.П., Кара-Мурзы С.Г., Рудинского Ф.М., Рапопорта В. Н., Геллера Ю. А., Тепцова Н.В., а так же статьи из различных журналов, таких как «Право и жизнь», «Советское государство и право».

1.Характеристика 30х годов в истории СССР.

1.1. Социально-политическая обстановка.

30-е годы - это важный период в истории нашей страны; время, когда произошли не только количественные, но и качественные изменения во всех сферах жизни советского общества, связанные со становлением новых общественных отношений. В стране был провозглашен социалистический режим. Марксизм определяет социализм как общественно-экономическую формацию с преобладанием общественной собственности на средства производства. Марксизм-ленинизм рассматривает социализм как первую фазу коммунизма. Социализм можно рассматривать как политическую идеологию, выдвигающую в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение и утверждаются социальное равенство и справедливость. Передача собственности на средства производства из частных рук под общественный контроль производится для устранения эксплуатации человека человеком, снижения отчуждения человека от результатов его труда, снижения дифференциации доходов, обеспечение свободного и гармоничного развития каждой личности. При этом сохраняются элементы экономического неравенства. В 30-е годы советское государство достигло этих основных параметров. Для достижения этого необходимо было создать новый политический и экономический курс. Нужно было обновить существующую систему законодательства. В 30-е годы окончательно укоренился тоталитаризм -политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. Окончательно было ликвидировано кулачество как класс. Ликвидация означала не только конфискацию имущества, но и выселение и даже лишение свободы кулаков и их семей. К началу 1933 г. В местах поселения находилось 1317000 кулаков.

Как, видно 30е годы оказались наполнены огромными переменами и трудностями, которые порой было очень сложно преодолеть.

1.2. Экономическая обстановка.

За годы мировой и гражданской воин социальная структура экономики Советского Союза полностью изменилась, однако сохранилась технико- экономическая структура. Главная диспропорция заключалась в отставании сельского хозяйства, где полностью господствовал ручной труд.

Совершенно не были развиты машиностроение, добыча топлива, металлургия, производство стройматериалов. Наша страна, не производившая многих видов современного оборудования, находилась еще в технико-экономической зависимости от капиталистического Запада. Оттуда ввозились не только машины, но и некоторые виды промышленного сырья. Эти диспропорции можно было ликвидировать только путем социалистической индустриализации. Проведение индустриализации стало необходимостью и не требовало отлагательства.

В декабре 1925 г. XIV съезд ВКП(б) провозгласил курс на социалистическую индустриализацию страны. Вместо 2-4% среднегодового прироста промышленной продукции, обычных для стран капитализма, нужны были темпы порядка 15-20%.

Где было взять средства для огромного капитального строительства? В те годы наша страна могла проводить индустриализацию только за счет внутренних источников. И благодаря социалистической собственности стало возможным использовать для дела индустриализации те средства, которые до революции шли на обогащение отечественных и иностранных капиталистов в виде предпринимательского дохода, банковских процентов по займу и т д., а именно прибыли нашей промышленности, внешней и внутренней торговли. Существенную помощь своими средствами в проведении социалистической индустриализации оказало и крестьянство, кровно заинтересованное в развитии промышленности. В апреле 1929 года состоялась XVI партконференция. Из двух разработанных Госпланом СССР вариантов пятилетнего плана она отобрала первый, задания по которому в промышленности были на 20% выше. Были определены источники средств на строительство предприятий:из доходов лёгкой промышленности и главным образом, сельского хозяйства.

В то же время начался самый драматичный период для крестьянства в СССР и имя ему - Коллективизация. Коллективизация - процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Важнейшей задачей партии и государства в этих условиях являлось то, чтобы верно направить движение крестьянства по пути перехода к социальным производственным отношениям, подвести крестьянство к подлинной коллективизации и защитить его интересы от классового врага.

Однако, принудительная коллективизация дала прямо противоположный эффект, тому который от нее ожидали. В начале 1930 г. Произошло более 2 тыс. антиколхозных и даже антисоветских выступлений крестьян.

Крестьяне, не желая обобществлять скот, резали его, в результате чего поголовье скота резко сократилось. В годы первой пятилетки общий уровень сельскохозяйственного производства снизился на 14 %. В то же время объемы объемы государственных заготовок увеличился вдвое. Это явилось одной из причин голода который охватил в 1932-1933 гг. большие районы страны.

Однако не смотря на все неудачи, к концу второй пятилетки 93% всех крестьянских дворов уже было объединено в коллективные хозяйства. Колхозы засевали 99% всей пахотной площади. В 1937 году социалистический сектор давал 98,6% валовой продукции сельского хозяйства. В СССР окончательно сложилось на социалистической основе крупное сельскохозяйственное производство: вместо 25 млн крестьянских дворов теперь в советской деревне было 4 тыс совхозов и около 242,5 тыс колхозов, которые обслуживались 5818 МТС. 1

Возвращаясь к индустриализации, нельзя не упомянуть о грандиозном строительстве, развернувшимся в СССР в 30е годы.

Новое капитальное строительство коснулось прежде всего электроэнергетики, строительство которых началось еще в восстановительный период: Штеровская (Донбас), Волховская, Шатурская (Подмосковье), и др. Началось сооружение еще 11 крупных электростанций, в том числе гозоэлектростанции ниже днепровских порогов – знаменитого Днепрогэса. Были построены три новые большие шахты в Донбассе: “Американка”, Горловская №19/20, Рутченковская №29 и до десятка менее значительных.

Началось строительство Керченского и Злотоустовского металлургических заводов; вошли в строй гигантский Красноуральский медеплавильный завод и Риддерский свинцово-цинковый комбинат в Казахстане. Однако это еще не означало, что отставание в металлургии преодолено. В 1927/28 хозяйственном году по выплавке чугуна СССР достиг только 75% довоенного уровня, и недостаток черных металлов по стране продолжал ощущаться весьма остро.

Были сделаны первые шаги в области химизации производства, громадное значение в этом деле имело открытие в 1926 году крупного месторождения апатитов на Кольском полуострове. Подверглись реконструкции содовые заводы, вступили в эксплуатацию новые башенные установки для получения серной кислоты, развернулось строительство Московского тукового и Березниковского заводов, положивших начало производству в нашей стране азотных, калийных и фосфорных удобрений.

В этот период вступил в строй гигант машиностроения – Московский электрозавод, началось строительство Сталинградского тракторного, Ростовского и Саратовского заводов сельскохозяйственных машин. Многие машиностроительные заводы были реконструированы.

В 1928 году вступил в строй нефтепровод Грозный – Туапсе протяженностью 618 км, что намного увеличило транспортировку ценного топлива и сырья, в значительной мере направленного на экспорт. В том же году общая добыча нефти достигла в СССР 11,6 млн т, т е была почти в четверо выше уровня 1913 года. Продажа нефти за рубеж дала возможность значительно пополнить валютные фонды. Вместе с продукцией лесной промышленности эта отрасль обеспечила примерно 31% всего союзного экспорта.

Если в 1925 г наша промышленность только приблизилась к довоенному уровню, то уже в 1926 г крупная промышленность, увеличив за год объем производства на 43,2%, превзошла уровень 1913 г на 8,6%. В 1928 г довоенный объем валовой продукции был превышен на 32%.

1.3. Международная политика.

В 1930-е гг. во внешнеполитической деятельности сталинского руководства политические приоритеты окончательно восторжествовали над экономическими. Во-вторых, мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 г., не только пробудил надежды на мировую революцию, но и привел к усилению фашизма, а также к приходу его к власти в ряде стран. Это обстоятельство серьезно изменило расстановку сил на международной арене, привело к возникновению очагов напряженности в Европе и Азии и сделало борьбу за создание системы коллективной безопасности особенно актуальной. Советская дипломатия должна была сделать все возможное, чтобы избежать вовлечения СССР в военный конфликт и обезопасить его границы. Со второй половины 1930-х гг. можно говорить об изменении политики Коминтерна. Если в первой половине этого десятилетия деятели III Интернационала всеми силами стремились разжечь пожар мировой революции, то после VII конгресса Коминтерна (июль - август 1935 г.) они, поняв реальную угрозу фашизма, сосредоточились на создании антифашистских фронтов внутри каждой из стран.

Так как Германия стала рассматриваться как потенциальный враг СССР, особенно важно было, что в 1933 г. были установлены дипломатические отношения с США. СССР пытался создать в Европе систему коллективной безопасности. Он был принят в Лигу Наций, заключил военно-политические соглашения с Францией и Чехословакией. Советское правительство выражало готовность заключить более серьезные соглашения с Англией и Францией по обузданию агрессора, однако западные страны попустительствовали Германии в ремилитаризации Рейнской области, ее участии в гражданской войне в Испании, которая закончилась победой фашизма, в аншлюсе Австрии и оккупации Чехословакии. В конце 30-х гг. СССР вынужден был обратить серьезное внимание на ситуацию, которая складывалась вблизи его рубежей. Для него возникла реальная угроза войны на два фронта. В мире складывался блок агрессивных государств, заключивших между собой Антикоминтерновский пакт. С ведущими государствами этого пакта Германией и Италией Англия и Франция подписали Мюнхенское соглашение. СССР продолжал вести переговоры с западными демократиями о заключении военного соглашения, однако в августе 1939 г. стало понятно, что оно не будет достигнуто.

В 1938 г. на советско-маньчжурской границе в районе озера Хасан (командующий советскими войсками В.К. Блюхер) и в 1939 г. на маньчжуро-монгольской границе в районе реки Халхин- Гол (командующий советскими войсками Г.К. Жуков) произошли вооруженные столкновения между частями Красной Армии и японской Квантунской армии. Причинами этих столкновений был рост напряженности между двумя странами и стремление каждой из сторон укрепить и улучшить свою пограничную линию. Однако ни одной из сторон не удалось добиться существенного преимущества, хотя Красная Армия в обоих случаях несколько улучшила свое положение на границе.

В ходе секретных предварительных переговоров между Германией и Советским Союзом были достигнуты договоренности, приведшие к подписанию в Москве 23 августа 1939 г. министром иностранных дел Германии Риббентропом и народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым пакта о ненападении, договор о ненападении сроком на 10 лет. Договор содержал секретные статьи, которые разграничивали «сферы интересов» Германии и СССР в Восточной Европе. Согласно этим статьям, большая часть Польши признавалась немецкой сферой влияния, а Прибалтика (Эстония, Латвия, Финляндия (Литва попала в эту сферу после очередного визита Риббентропа в Москву 28 сентября 1939 г.), Восточная Польша, Финляндия, Бессарабия и Северная Буковина (часть Румынии) - сферой интересов СССР. Западная Украина и Западная Белоруссия, входившие в состав Польши по Рижскому мирному договору 1920 г., должны были перейти к СССР после германского военного вторжения в Польшу. 2

2. Развитие советского права в 30е годы.

2.1.Конституционное право.

В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой внесения измерений в Конституцию (в части уточнения социально-экономической основы общества на новом этапе и в части изменения избирательной системы).

Вслед за этим съезд Советов Союза ССР принял соответствующее постановление и поручил ЦИК создать Конституционную комиссию.

Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей. Отмечалось, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, которым принадлежит вся власть в стране.

Конституция СССР 1936 года расширила перечень социально-экономических, политических, культурных и личных прав. Ряд новых конституционных положений имел реальное значение, однако в целом конституционная реформа конца 30-х годов не привела к реальному улучшению положения. Закрепленная в Конституции СССР 1936 года статья о приоритете государственной собственности прикрывала экономическую власть бюрократии, а норма о партии, как о руководящем ядре государственных и общественных организаций по сути ликвидировала возможность политической свободы.

Описание работы

Основными задачами данной работы являются: аналитический сбор научной информации по данной теме; анализ нормативно-правовых актов в СССР, изданных в 30е годы; их анализ, выявление пробелов и нарушений.

20 век стал для России периодом глобальных перемен. К началу 1921 г. из ее состава вышли Польша, Финляндия. Латвия, Эстония, Западная Украина, Белоруссия и Бессарабия с населением более 32 млн. человек. Численность населения России составила 135 млн; общие потери с 1914 г. - 25 млн. человек.

Уровень промышленного производства сократился по сравнению с 1913 г. в 7 раз, производство стали упало до уровня петровских времен. Страна лежала в развалинах, общество деградировало, падал его интеллектуальный потенциал.

Маленькая, но сплоченная партия коммунистов вышла победительницей в борьбе за власть. Однако победа оказались сродни поражению. Рабочие бежали из городов, крестьяне брались за оружие, падала популярность власти.

Несмотря на провал политики «военного коммунизма» и чудовищные результаты развязанного террора, Ленин упорно настаивал на ее продолжении.

В стране начался страшный голод, в результате которого умерли 5,4 млн. человек.

Восстановление хозяйства, разрушенного за годы Первой мировой и гражданской войн, поставила перед большевиками вопрос о дальнейшем развитии страны. Всем было понятно, что страна нуждается в модернизации, которая вывела бы ее из экономической отсталости. Вопрос заключался в том, как это осуществить.

Индустриализация

Цели индустриализации в СССР:

1) обеспечение господства государственных форм хозяйства; 2) достижение экономической независимости; 3) создание мощного военно-промышленного комплекса.

Благодаря трудовому героизму и моральному подъему, царившему в обществе, задача индустриализации была решена.

Коллективизация - процесс объединения крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства

Но в итоге коллективизация подвела страну к кризису.

15. НЭП, Ленин.

Отечество в 20 годы.

1) в 1921г обозначился кризис партии большевиков так как крестьяне открыто выражали недовольство политикой военного коммунизма. К весне против соввласти выступает 200тыс крестьян. Самый знаменитый отряд- движение Антонова. Пик недовольства март21г- восстание в Кронштадте

2) правительство быстро осознало всю опасность, сделало выводы. Работа Ленина "уроки Кронштадта" 2 урока: "только соглашение с крестьянсвомможет спасти революцию в России пока не наступила мировая революция"; ленин формулирует основные принципы отказа от военного коммунизма и переходе к НЭПу.

2ой урок:" необходимость ожесточения борьбы со всеми оппозиционными силами"

Таким образом нач 20х годов началось с противоположных линий развития страны: в областей экономики- отказ от военного коммунизма и переход к нэпу; в политике- сохранение диктаторского характера правления большевиков.

3)2ой урок Кронштадта: резко усиливается ВЧК. С 22г ГПУ. Это аппарат насилия, развивающийся и проникающий во все гос сферы. В 20ые г бюджет ГПУ уступал только военному ведомству и расходам на народное образование. Зарплата:1925г рабочий в месяц 55р, Ср. состав красной армии до 140р, работник в ГПУ 780р. Особое внимание власти обращали на культуру и образование, стремясь эту сферу идеализировать..... 1922г по инициативе Ленина из страны высылаются около 200 опоозиционно настроенных ученых и деятелей культуры(философский пароход) в 22г начинается чистка от книг "вредных" для социалистического воспитания масс.

Плюсы: 1919г декрет о ликвидации неграмотных. 23гобщество далой неграмотность во главе с калининым. Итог- к концу 20х 40% умели читать и писать против 27% в 13г

4)Внутрипартийная борьба. Широко практикую диктаторские методы во взаимоотнош со слоями населения

С 1920г в партии дискуссия: Троцкий: предатокгос аппарата; 2ая точка зрения: передать профсоюзам функцию управления народного хоз-ва; 3яя точка: необходимо вернуть жесткую критику в рядах партии и партийное руководство с советами и всеми организациями должно выражаться в форме общих декретов, а не детальной Регламентации. Ленин осудил все 3 точки зрения. По его настоянию была запрещена фракционная деятельность то есть возможность любого коллективного выражения мнений на определенных политич платформах. Борясь с инакомыслием в партии Ленин пытался предотвратить ее полную бюрократизацию.

Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП - замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге - около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

16. 20-30 годы

Россия в 20-30 годах.

Борьба Сталина с противниками:

1 этап- Сталин камнев против Троцкого

2 этап - Сталин бухарин против камнева Зиновьева и Троцкого: Камнев Зиновьев Троцкий обвинили партийное руководство в прокрестьянском строе. Потерпели поражение в борьбе со сталиным

3 этап- Сталин против бухарина: Сталин за административно командный метод управления крестьян, бухарин за определенные рыночные отношения между городом и деревней. Бухарин терпит поражение.

1929г - год великого перелома: свертывание нэпа, процесс коллективизации и формирование культа Сталина.

Большевики не смогли наладить процесс демократии в собственной партии

Изменение качественного состава партии: в 20е годы состав партии достиг 2 млн. Ленинская гвардия(10тыс) была разбавлена неграмотной массой крестьян.

Образование СССР

Предпосылки: воссоединение страны в рамках российской империи для успешного решения экономических и оборонительных задач, экономические и исторические связи между народами

Варианты объединения : автономизация Сталина и федерация Ленина

Общее: - единство;

В рамках социалистического советского государства

Различия: - о роли центра в союзном государстве

О правах союзных республик

Сталин о вхождении республик в состав РСФСР, Ленин – на началах равноправия и всех ""независимых"" советских республик и соблюдения их суверенных прав

29 декабря 1922 г . подписан Союзный договор (РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская Федерация:Армения, Грузия, Азербайджан)

30 декабря 1922 г. I съезд Советов ССР принятие декларации и договора об образовании СССР

1924 г. – завершение процесса создания нового союзного государства СССР

31 января 1924 г . – принятие Конституции СССР (наIIВсесоюзном съезде Советов) – возможность каждой республики выйти из состава СССР, принцип неделимости территорий республик

Новые органы власти: две палаты ЦИК (из двух палат: Совет Союза и Совет Национальностей), 10 наркоматов, ОГПУ, Госплан и др

Советская внешняя политика в 20-30 годы

В нач 20 Мирные договоры с финляндией Польшей Литвой Латвией Эстонией

В 21г С Турцией Ираном Афганистаном

Доовор о дружбе с Монголией где находились сов войска.

На конференции в генуе сов делегация заявила о неизбежности мирного сосуществования двух систем, выразила готовность признать часть долгов царской России в обмен на возмещение ущерба интервенции и предоставления кредитов России. Запад отвергает предложение.

В этом же году(22) в Рапалло подписан договор с Германией об отказе взаимных претензий и были установлены дипломатические условия

С 24 года началась полоса признания советского союза де-факто: установлены дипотношения более чем с 20 странами, из великих держав СССР не признавали США.

У Рузвельта было хобби- собирание марок

1928 СССР присоединяется к пакту бриана-келока провозгласившего отказ от войны как орудия национальной политики.

Середина 30 годох на первый план выходят отношения Германии Италии Японии

В 1933 году СССР предлагает создать систему коллективной безопасности

1934- СССР вступает в лигу наций

1935 год соглашение с Францией и Чехословакией о взаимной военной помощи в случае агрессии. Начали переговоры с фашисткой Германией переговоры с целью толкнуть Германию на запад. Задача Англии и Франции толкнуть Германию на восток(на СССР) поэтому Англия и Франция проводили политику умиротворения Германии.

1938 г. Мюнхен. Правительства Англии и Франции соглашаются с Германией отторгнуть от Чехии суддеты. В марте Германия захватила всю чехославакию. 1939 год в Москве переговоры СССР Англии и Франции: не была выработана единая позиция по отношению к Германии. 23 августа Молотов и рибентроп подписали пакт о ненападении и секретное дополнение к нему о разделе сфер влияния в восточной Европе. 1 сентября 1939 года Германия нападает на Польшу - начало второй мировой войны. В сентябре 39 к СССР присоединяются западная Украина и Белоруссия. Страны Прибалтики включаются в состав СССР. Так же бесорабия и северную Корею.

В ноябре 1939 года СССР требует от Финляндии обмена территории. Фины должны часть территорий в области Ленинграда, а мы им на севере в районе кольского полуострова. Финляндия отказывается. СССР НКВД провоцирует начало войны и начинается война с финами. После этого СССР отходит часть территорий. СССР исключен из лиги Наций. В марте 1940 года Гитлер окупирует все страны западной европы кроме Англии. На пути мирового господства Гитлера стоял СССР. В этой военной игре победил Сталин, не допустив создания единого антигерманского блока

С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т. д.). Новым наркомом просвещения был назначен А. С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству.

В постановлениях ЦК партии «О журнале «Под знаменем марксизма»» и «О работе Комакадемии» (1931 г.) были намечены задачи и основные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства. В постановлениях был сформулирован тезис об «обострении классовой борьбы на теоретическом фронт». Вслед за тем начались поиски «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном и литературных «фронтах». В «контрреволюционном вредительстве» были обвинены историки Е. В. Тарле и С. Ф. Платонов, литературовед Д. С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П. Н. Васильев, О. Э. Мандельштам и др.).

Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

Образование и наука

В годы предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.

1930 г. явился важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство. Только в голы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6 тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.

Задачи индустриального развития страны требовали все большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем образовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года. Пропет неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности.

Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х голов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народнохозяйственного развития потребовало увеличения подготовки специалистов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. численность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним специальным - с 288 тыс. до 1,5 млн.

Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего времени как определенного этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах (1934 г.). На его основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другое постановление касалось подготовки учебников по истории.

Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П. Л. Капица), физики полупроводников (А. Ф. Иоффе), атомного ядра (И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров, А. И. Алиханов и др.). Работы К. Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С. В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы под руководством А. П. Александрова способы защиты кораблей от магнитных мин.

В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х годов в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.

Художественная жизнь

Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. Именно этим объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными теориями» в сфере художественной жизни.

Во второй половине 20-х годов увеличилось число литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писателей. Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и др. Они проводили свои съезды, имели печатные органы.

Несколько наиболее крупных литературных групп образовали Федерацию объединенных советских писателей (ФОСП). Одной из своих задач организация ставила содействие строительству социалистического общества. В литературе этих лет получила развитие тема труда. В частности, увидели свет романы Ф. В. Гладкова «Цемент» и Ф. И. Панферова «Барсуки», очерки К. Г. Паустовского «Кара-Бугаз» и «Колхида».

В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы выступил А. М. Горький. Вслед за общесоюзным прошли писательские съезды и были созданы союзы писателей в некоторых союзных республиках. В числе руководителей СП СССР в 30-е годы находились А. М. Горький и А. А. Фадеев. Был создан Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.

Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Д. Д. Шостаковича (оперы «Нос» и «Катерина Измайлова»), С. С. Прокофьева (опера «Семен Котко») и др.

На рубеже 20-30-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В. И. Лебедев-Кумач, М. В. Исаковский, А. А- Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И. О. Дунаевский, братья Покрасс, А. В. Александров. В 30-е годы широкое признание получила поэзия А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, К. М. Симонова, В. А. Луговского, Н. С. Тихонова, Б. П. Корнилова, А. А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжали в своем творчестве П. Н. Васильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» и «Соляной бунт») и А. Т. Твардовский (поэма «Страна Муравия»). Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А. Н. Толстого, А- А. Фадеева.

Повысился интерес к культурному и историческому прошлому страны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня гибели А. С. Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» режиссера С. М. Эйзенштейна, «Петр Первый» В. М. Петрова, «Суворов» В. И. Пудовкина и др.). Значительных успехов достигло театральное искусство. В репертуаре театров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н. Ф. Погодина, Н. Р. Эрдмана и др.). Бессмертные творения были созданы художниками П. Д. Кориным и М. В. Нестеровым, Р. Р. Фальком и П. Н. Филоновым.

Индустриализация конца 20-х - начала 30-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, А. В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню - Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К. С. Мельников), то пятиконечную звезлу - театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев).

Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы - столицы СССР - и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т. л.).

Русское зарубежье

Составной частью отечественной культуры 20-30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу Гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн. человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Почти 2/3 общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Бернине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И. А, Бунина, М. И. Цветаевой, В. Ф. Ходасевича, И. В. Одоевцевой, Г. В. Иванова.

В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. В программном документе евразийцев «Исход к Востоку» говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам - Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они. Россия (Евразия) представляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С. Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты занимались анализом социально-экономических процессов в Советской России 20-х годов, публиковали научные труды по этой теме.

Многие представители эмиграции вернулись в конце 30-х годов на родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько десятилетий.

Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.

Идут действие, субъект, продолжение годы летят действие, субъект, много годы проходят действие, субъект, окончание годы уходят действие, субъект, продолжение годы ушли действие, субъект, окончание жить последние годы … … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Годы странствий - Студийный альбом Валерия Леонть … Википедия

Годы девичьи - Жанр драма Режиссёр Леонид (Израиль) Эстрин Автор сценария Лидия Компаниец В главных ролях … Википедия

Годы молодые (фильм, 1959) - Годы молодые Жанр музыкальный Режиссёр Алексей Мишурин Автор сценария Анатолий Шайкевич В главных ролях Све … Википедия

годы - см. возраст Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. годы сущ., кол во синонимов: 3 … Словарь синонимов

Годы и Года - мн. 1. Возраст Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ГОДЫ ДЕВИЧЬИ - ГОДЫ ДЕВИЧЬИ, СССР, киностудия им. А.Довженко, 1961, цв., 83 мин. Социальная молодежная киноповесть. В ролях: Эдуард Кошман (см. КОШМАН Эдуард), Наталья Кустинская (см. КУСТИНСКАЯ Наталья Николаевна), Елена Корнилова (см. КОРНИЛОВА Елена), Анна… … Энциклопедия кино

ГОДЫ МОЛОДЫЕ (1942) - ГОДЫ МОЛОДЫЕ, СССР, Киевская к/ст / Ашхабадская к/ст, 1942, ч/б, 71 мин. Водевиль. О предвоенной жизни колхозной молодежи Украины. В ролях: Анна Лисянская (см. ЛИСЯНСКАЯ Анна Григорьевна), Борис Андреев (см. АНДРЕЕВ Борис Федорович), Василий… … Энциклопедия кино

ГОДЫ МОЛОДЫЕ (1958) - ГОДЫ МОЛОДЫЕ, СССР, к/ст им. А.Довженко, 1958, цв., 81 мин. Музыкальная комедия. Фильм о студентах и абитуриентах театрального училища. В ролях: Светлана Живанкова (см. ЖИВАНКОВА Светлана Васильевна), Владимир Рудый (см. РУДЫЙ Владимир), Валентин … Энциклопедия кино

Годы в роды; в кои веки раз. - Годы в роды (редко); в кои веки раз. См. МНОГО МАЛО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

годы - быстролетные (Васильев); неудержимые (Соловьев); спешливые (Мей); торопливые (Мей) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

Книги

  • Годы учения его императорского высочества наследника цесаревича Александра Николаевича. Том 1 , . Годы учения его императорского высочества наследника цесаревича Александра Николаевича, ныне благополучно царствующего государя императора (1826-1838). Санкт-Петербург: тип. 2 Отд-ния… Купить за 1600 грн (только Украина)
  • Годы исканий в Азии , Э. М. Мурзаев. Автор этой книги - видный советский географ - многие годы работал в составе научных экспедиций в среднеазиатских республиках СССР, в Монголии и Западном Китае - на громадных пространствах от…