Гимнастика для глаз для улучшения зрения. Гимнастика для глаз для детей. Гимнастика для глаз при близорукости и дальнозоркости. Отзывы врачей. Картотека на тему: Гимнастика для глаз

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения , отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

Виды гимнастик

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов , можно выделить 4 вида:

— с предметами (например, комплекс 4 или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

— без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

— с использованием специальных полей (комплекс 73,74 или изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см.. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);

— с использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме , движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз

— Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

— В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

— По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

— В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

— Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

— В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

— Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем посмотрите прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Посмотрите прямо.

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо…

А потом опять вперёд.

Тут немного отдохнёт;

Шея не напряжена

И расслаблена…

(Движения повторяются по два раза в каждую сторону).

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Медленно откиньте голову как можно больше назад! Как напрягается шея! Выпрямитесь! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте как я.

А Варвара смотрит вверх!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

сейчас медленно опустите голову вниз. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно. Хорошо дышится. Слушайте и повторяйте такие слова.

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

Вы успокоились, расслабились. Вам легко и приятно дышится.

Физкультминутка для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

«Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

МОСТИК

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

СТРЕКОЗА

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

ВЕТЕР

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

БЕЛКА

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри!

(Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи - раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой

(Моргают глазками.)

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

ТЕРЕМОК

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)

ЗАЯЦ

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

(Смотрят вверх.)

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.

(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)

Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.

(Моргают глазками.)

Глазки закрывает.

(Глазки закрывают.)

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

(Прыгаем, как зайчики).

ДОЖДИК

Дождик, дождик, пуще лей.

(Смотрят вверх.)

Капель, капель не жалей.

(Смотрят вниз.)

Только нас не замочи.

Зря в окошко не стучи.

КОШКА

Вот окошко распахнулось,

(Разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз.

(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх.

(Смотрят вверх.)

Посмотрела кошка вниз.

(Смотрят вниз.)

Вот налево повернулась.

(Смотрят влево.)

Проводила взглядом мух.

(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

(Дети приседают.)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

(Смотрят прямо.)

И закрыла их в мурчаньи.

(Закрывают глаза руками.)

Кот на солнышке сидит,

Глаз закрыт, другой закрыт

(закрыть по очереди оба глаза)

Кот играет в «Жмурки»

(крепко зажмуриться)

— С кем играешь, Васенька?

— Мяу, с солнцем красненьким!

(открыть оба глаза)

КАЧЕЛИ

Есть качели на лугу:

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть глазами вверх, вниз)

Я качаться побегу

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть вверх, вниз)

ЛУЧИК СОЛНЦА

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(Моргают глазками.)

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Отводят взгляд вправо.)

«Отдыхалочка»

Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть — чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

«Ночь»

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 — 4 раза)

«Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы — ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз

Слева ель растет — старушка, смотрят вправо

Справа сосенки — подружки. смотрят влево

Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз.

I Комплекс

1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

II Комплекс

1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

III Комплекс

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево — вправо, вверх-вниз.

Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

2. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебн. Пособие. М.: Изд-во РУДН, 1999.

3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. — М.: ВАКО, 2007

4. Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для зрения. – М.

воспитатель МАДОУ №27 «Чебурашка»,

г. Чайковский, Пермский край, Россия

Современные специалисты разработали множество способов, направленных на значительное улучшение зрения при близорукости и дальнозоркости, а также на исправление или уменьшение и астигматизма в том случае, если эти две аномалии не очень сильно выражены (к сожалению, при их высокой степени помогает только оперативное вмешательство). Как делать упражнения для улучшения зрения самому и научить им ребенка, рассказывает офтальмолог Марина Ильинская.

ВАЖНО! Если к моменту начала лечения ваш ребенок уже носил очки, то при любых вариантах зрительной гимнастики используете очки с линзами на одну-две диоптрии слабее, чем те, которые ему выписали. Если их сила изначально не превышает 1 диоптрию, все упражнения надо выполнять без очков!

Методика 1. «Ступенчатая гимнастика»

Быстро включает в активную работу аккомодационный аппарат, тренирует все его элементы и тем самым значительно улучшает зрение в короткие сроки. Как она выполняется?

Для начала проделайте упражнение сами, чтобы потом подробно объяснить ребенку технику его выполнения.

  1. Отойдите от окна на 1 метр.
  2. Вытяните вперед одну руку, повернутую ладонью к себе, и внимательно рассмотрите рисунок кожи на ладони.
  3. Теперь переведите взгляд на оконную раму и столь же внимательно рассмотрите ее мелкие детали.
  4. Далее взгляните за окно, но на расстояние не более 50 метров. Если там стоит дерево, как следует рассмотрите его ветки.
  5. Затем переместите взгляд на 100 метров вдаль. Если там есть дом, рассмотрите его окна и балконы.
  6. И только после этого взгляните далеко в небо — словно смотрите за горизонт, в бесконечность.
  7. Поэтапно верните взгляд на ладонь, рассматривая в обратном порядке дом, дерево, раму.

Повторите упражнение: ладонь, рама, дерево, дом, небо. И обратно: небо, дом, дерево, рама, ладонь. Каждый раз на 5-10 секунд фиксируйте взгляд на объекте, заставляя аккомодационный аппарат включаться на требуемом расстоянии. Далее «поскакали через ступеньку»: ладонь — дерево, рама — дом, небо — дерево, дом — рама и обратно. Движение глаз плавно по «ступенькам» проводится 3 минуты и столько же примерно должны двигаться глаза скачкообразно через «ступеньку». Но закончить гимнастику необходимо обязательно плавно: небо, дом, дерево, рама, ладонь.

Упражнение для получения стойкого эффекта улучшения зрения необходимо делать каждый час при длительных зрительных нагрузках, например, выполнении домашних уроков, работе с компьютером.

Гимнастика подходит для детей с пяти лет . Но чем младше ребенок, тем больше ему потребуется помощи от взрослого, чтобы освоить упражнение. Детям постарше достаточно объяснить, что упражнение поможет улучшить зрение и позволит больше никогда не носить очки, а затем на собственном примере показать, как выполняется гимнастика.

Методика 2. «Цифровая гимнастика»

Для начала активно потрите ладони друг о друга до тех пор, пока не почувствуете, что они хорошо нагрелись. Далее закройте оба глаза или одной ладонью, или двумя (это не имеет значения для достижения результата). Прикрыв глаза веками и не убирая ладони, начните глазами рисовать в пространстве цифры от 1 до 10 и обратно, причем размах движений глазных яблок должен быть максимальным.

Всего такая гимнастика займет не более 2 минут . Но после ее окончания, убрав от лица ладони и открыв глаза, вы приятно удивитесь тому, насколько четким, контрастным и цветным стал окружающий мир.

Освоив упражнение, объясните ребенку, как его правильно выполнять. Первое время советую делать гимнастику вместе с ребенком, а затем достаточно будет просто напоминать о ней.

«Цифровая гимнастика» необходима в первую очередь при наличии больших зрительных нагрузок, особенно школьникам, имеющим проблемы с глазами. Например, при многочасовом сидении за уроками по вечерам нужно проделывать упражнение ежечасно. Для взрослых же добавлю: за счет того, что «Цифровая гимнастика» значительно улучшает кровоснабжение глаз, она очень полезна при катаракте, глаукоме, заболеваниях сетчатки как часть комплексной терапии. А в сочетании со «Ступенчатой гимнастикой» она великолепно снимает так называемый компьютерный зрительный синдром.

Методика 3. «Точечная гимнастика»

Направлена на улучшение остроты зрения.

Возьмите обычный лист бумаги и остро отточенным черным карандашом нарисуйте на одной линии 10 черных точек с интервалами между ними около 5 мм. При очень плохом зрении интервал можно увеличить до 7 мм, но не более. Поставьте лист перед глазами на расстоянии 40 см. Вы должны четко видеть все точки и иметь возможность их пересчитать. Теперь попросите помощника медленно отодвигать лист с точками от ваших глаз, останавливаясь каждые 20 см. Как только вы перестали четко видеть все точки, и они слились в сплошную линию, дальше отодвигать лист не нужно. Замерьте расстояние от глаз до листа бумаги и запишите его. После этого некоторое время перемещайте лист с точками то ближе, то дальше от глаз, но не превышайте пока записанное расстояние. Гимнастику полезно выполнять в течение 3-5 минут не менее 3-4 раз ежедневно.

Это упражнение в комплексной терапии эффективно и быстро повышает остроту зрения.

Обучите ребенка правильному выполнению упражнения и внесите его в список обязательных. Его нужно делать не реже трех раз в день. Расстояние от глаз до слияния точек в одну сплошную линию необходимо замерять не чаще чем раз в 7-10 дней, отмечая достижения.

«Точечная гимнастика» также помогает улучшить зрение вблизи всем людям старше 40 лет, страдающим затруднениями при чтении. Техника выполнения та же самая, но начинать считать точки необходимо не с расстояния в 40 см от лица, а с того, на котором вы можете их увидеть (скажем, 50-70 см). Далее старайтесь пересчитывать точки на расстоянии меньшем, чем то, на котором вы увидели их четко в начале упражнения. Постепенно вы заметите, что перестали уставать при работе с обычным текстом.

Методика 4. «Зрительная дуга»

Эта методика подходит не только для детей школьного возраста, но и для взрослых. Она помогает при спазме аккомодации, повышает остроту зрения, снимает компьютерный синдром.

Делать такое упражнение довольно просто. Сядьте на стул перед окном. Опустите взгляд на колени, внимательно на них посмотрите, и начните медленно поднимать глаза вверх, фиксируя взглядом и рассматривая по нескольку секунд все интересные объекты, которые вы заметите, в том числе расположенные за окном: дома, деревья, облака, небо. Перенесите взгляд на верх оконной рамы и карниз. После этого столь же постепенно опустите глаза, рассматривая все попадающиеся на пути предметы и по возможности четко фиксируя их детали. Повторите движение глаз по дуге три раза подряд. Окончив упражнение, трижды зажмурьте глаза и широко их откройте. Затем объясните ребенку, как выполнять гимнастику, усадив его на стул рядом с собой.

Эта гимнастика великолепно подходит людям, по много часов работающим за компьютером и страдающим выраженным зрительным утомлением. Ведь в конце дня, проведенного у монитора, вы наверняка замечали, что к вечеру зрение нарушается, затуманивается и вам становится труднее четко видеть вдаль. «Зрительная дуга» наряду со «Ступенчатой гимнастикой» и с «Цифровой гимнастикой» помогает устранить эту проблему в краткие сроки.

Упражнение необходимо повторять несколько раз в день, особенно при регулярных длительных нагрузках на глаза.

Комментировать статью "Восстановление зрения у детей: 4 эффективных упражнения"

Косоглазие – это такое положение глаз, при котором зрительные оси не сходятся на рассматриваемом предмете. Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону (вправо или влево, реже вверх или вниз, встречаются и различные сочетанные варианты). Если глаз приведен к носу, косоглазие называют сходящимся (встречается чаще), а если к виску – расходящимся. Косить может один глаз или оба. Чаще всего родители обращаются к детскому офтальмологу, заметив, что глаза ребенка...

Автор книги "Творческое воспитание" рассказывает, почему для развития детей так важна творческая среда. Творчество выстраивает нейронные связи В зависимости от типа упражнений, творческий процесс может задействовать все чувства - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. По мере того как дети экспериментируют - выдавливают краски, смешивают цвета и материалы, рисуют что-то воображаемое или то, что видят перед собой, - в их мозге образуются и закрепляются новые нейронные связи. Творческие...

В детстве в моем родительском доме сон ставился превыше всего. Меня и моих братьев с сестрами особо ни в чем не ограничивали - мы шли спать когда хотели, могли по желанию ужинать перед телевизором разогретой в микроволновке едой (дело было в 1980-х) и сколько угодно играть в видеоигры. Но было одно железное правило: нельзя будить взрослого или другого ребенка, когда тот спит. Потом я повзрослела и отправилась в большой мир, где выяснила, что взрослое общество не приветствует дневной сон...

За ростом ребенка родители стараются наблюдать с самого детства, обращая при этом особое внимание на него в период переходного возраста. Именно в этот период происходит один из скачков в росте детей. Как правило, ребенок продолжает расти до двадцати лет, но несмотря на это, спрогнозировать этот процесс очень непросто, так как на него влияет множество факторов: энергетический и внутриутробный. Часто бывает так, что нужный темп роста ребенка замедляется, в этом случае необходимо обратиться к...

поучаствуйте, пожалуйста Опрос от пользователя Jasmin Есть ли у вашего ребенка проблемы со зрением? нет близорукость дальнозоркость астигматизм другие Есть ли у вас (хотя бы у одного из родителей) проблемы со зрением? нет есть, врожденные есть, приобретенные Если проблемы со зрением у ребенка есть, то в каком возрасте обнаружились? до 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 12 лет от 12 до 15 лет старше 15 лет А у вас? в дошкольном возрасте (до 7 лет) в начальной школе (7-10 лет)...

Восстановление зрения у детей: 4 эффективных упражнения. Гимнастика для глаз, коррекция зрения, упражнения при близорукости, дальнозоркости, усталость глаз.

Обсуждение

У меня, как у вашей дочки, обнаружили во 2 или в 3 классе близорукость. Родители тоже не близорукие, одна я не уродилась. Зрение падало на 1 диоптрию в год, но я очень быстро росла, а когда рост закончился, оно остановилось на -6. Сейчас ношу линзы, особых проблем не исптываю. СОгласна с авторами ниже - не самая страшная болезнь, не переживайте так. Вы молодцы, что взялись, занимайтесь этим. Про полное восстановление зрения никогда не слышала, про операции слышала, что большой процент неудачных. Не циклитесь на этом. Мой вам совет вот какой- пусть дочку посадят на 1-2 парту, и если она видит то, что написано на доске, ни в коем случае НЕ НАДЕВАЙТЕ ОЧКИ! У меня были одноклассники, которые при таком же зрении как у меня, обходились без очков отлично, а я не могла. Это привычка, вредная причем. Пока она может без них обходиться, очки ей не нужны. Когда не сможет - пусть надевает на время, постоянно носить не нужно!
Удачи! Пусть это будет ее единственной и самой ужасной болезнью.
Водные виды спорта хороши, если глаза нормально переносят хлор или в бассейнах с другим способом дезинфекции.

Однозначно не подходят виды спорта связанные с поднятием тяжестей, сотрясением головы (бокс например), не очень подходят связанные с резкими перемещениями по высоте (прыжки в воду, спортивная гимнастики, акробатика).

Глаза это зеркало души. В них не только отражаются эмоции. Это «окна», через которые люди видят мир. Здоровье глаз важно поддерживать с детства.

Гимнастика для глаз для детей поможет снять утомление. Регулярное выполнение простых упражнений способно улучшить зрение, и в некоторых случаях даже отказаться от очков, если проблемы уже возникли.

Если есть какие-либо заболевания глаз, перед началом занятий необходимо проконсультироваться со специалистом офтальмологом. Противопоказана глазная гимнастика при всех заболеваниях, связанных с отслоением сетчатки и после операций на глазах.

Если противопоказаний нет, начав заниматься, нужно подобрать очки, которые будут на 1 диоптрию слабее, чем те, что ребенок носит обычно или вовсе отказаться от очков. Посоветуйтесь по этому поводу с врачом.

Из этой статьи вы узнаете

Виды гимнастики

Если у ребенка хорошее зрение, это не означает, что ему не нужно делать упражнения.

Глазная гимнастика имеет разное назначение в зависимости от цели применения. Ее можно разделить условно на виды:

  • лечебная детская гимнастика для глаз при дальнозоркости и близорукости;
  • упражнения для расслабления во время занятий;
  • тренировочные упражнения для глазных мышц;
  • упражнения, благодаря которым наращиваются резервы аккомодации;
  • зрительные игры.

Это заболевание развивается так же часто как приспособление к излишней зрительной нагрузке. Для предупреждения развития этого заболевания офтальмологи советуют регулярно выполнять зрительную гимнастику.

Детям трех лет достаточно двух занятий по пять минут в день. Для школьников от шести лет можно использовать специальный комплекс, который будет приведен ниже.

При проблемах дальнозоркости, предусмотрен особый комплекс упражнений. Дальнозоркость является чаще всего врожденной. Офтальмологическая гимнастика направлена на расслабление мышц глаза. При дальнозоркости от сильного напряжения могут возникать головные боли.

Для предупреждения нарушений зрения у детей полезно выполнять глазную гимнастику. Она помогает снять напряжение, укрепить мышцы глаз, усилить кровообращение. Специальных условий для проведения упражнений не требуется. Их можно делать дома или в школе.

Порядок выполнения

Простые упражнения можно показать ребенку в три года. Зарядка для глаз должна приносить малышу положительные эмоции, поэтому для самых маленьких ее можно сопровождать стихами.

Гимнастика для глаз для школьников младших классов предусматривает движения глазных яблок во всех направлениях. Но ребята не всегда хотят выполнять даже простые упражнения.

Специалисты рекомендуют выполнять гимнастику вместе с детьми, показывая вначале изображение, рисуемых глазами фигур, объясняя последовательность движений в игровой форме. Если детям будет интересно, они быстро запомнят упражнения и с удовольствием будут их повторять.

Хорошо воспринимают малыши ассоциативные образы, картинки. Каждое движение глазами попробуйте связать с движениями хорошо знакомыми детям. Например, быстро-быстро поморгайте глазками, как птичка машет крылышками.

Комплекс универсальных упражнений для сохранения и улучшения зрения детей в младших классах включает в себя упражнения на рассматривание предметов вблизи и вдали в течение нескольких секунд.

Взгляд переводится справа налево и слева направо, вверх и вниз. С помощью взгляда ребенок рисует определенные цифры и геометрические фигуры.

Для улучшения кровообращения в глазных мышцах часто моргает на протяжении нескольких секунд, закрывает глаза, прикрывая их ладошками.

Комплекс упражнений при дальнозоркости и близорукости. Каждое упражнение выполняется шесть или 10 раз.

Существует много оздоровительных комплексов, которые помогают расслабить глаза в перерывах между занятиями. Если у ребенка с глазами серьезные проблемы, врач должен назначить занятия лечебной гимнастикой для глаз в специальном кабинете поликлиники.

Гимнастика со стихами

Такой вид детской гимнастики является довольно популярным. Ее используют на занятиях в детском саду. На уроке в младших классах учитель делает небольшую паузу и проводит несколько минут гимнастики, сопровождающейся стихами.

Дома ребенок может сам повторять забавные строчки и выполнять несложные движения во время пауз в выполнении домашних заданий.

Разминка для глаз сопровождается стихотворными строчками.

(Дети закрывают глаза и прикрывают их ладошками)

Мы читали, мы читали,

Наши глазоньки устали,

(Дети открывают глаза и начинают моргать)

Мы глазами поморгаем,

И немножко поиграем

(Дети смотрят на учителя)

За окном бежала кошка,

(Дети смотрят в окно)

И поймать хотела мошку.

На деревья мошка села,

(Все смотрят на деревья за окном)

В класс случайно залетела.

(Дети смотрят на доску в классе, где стоит учитель)

Села каждому на нос,

(Каждый смотрит себе на нос)

Если нет, рисуй вопрос,
(Дети рисуют глазами в воздухе вопросительный знак)

Две восьмерки,

Три квадрата,

Две четверки

И лопату.

(Все рисуют с закрытыми глазами перед собой перечисляемые медленно цифры и предметы).

Глазки мы теперь откроем,

На урок себя настроим.

Таких нехитрых стихотворений можно при желании найти много или придумать самим, сопровождая каждое занятие новым стихотворением образом, чтобы детям было интересно.

В течение первых десяти лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.

Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша?

Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз

Зрительная гимнастика - одна из эффективных профилактических мер. Как и любая другая профилактика, она требует регулярных занятий, и соблюдения всех предписанных правил. Упражнения для детских глазок следует выполнять в течение 7-8 минут до и после занятий или работы за компьютером. Упражнения для расслабления глаз будут даны ниже.

Пальминг

Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же самое с левой рукой. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу. Пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом — как вам удобнее. Главное, чтобы не было "щелочек", пропускающих свет. Когда вы в этом удостоверились, опустите веки. В результате получается, что ваши глаза закрыты и, кроме того, прикрыты ладонями рук.
Теперь опустите локти на стол. Главное, чтобы шея и позвоночник находились почти на одной прямой линии. Проверьте, чтобы ваше тело не было напряжено, и руки, и спина, и шея должны быть расслаблены. Дыхание должно быть спокойным. Упражнение можно во время учебы, например, на переменах между уроками. Даже за 10-15 секунд глаза вашего ребенка успеют немного отдохнуть. Но, конечно, будет лучше, если он сделает упражнение дольше. После выполнения упражнения (особенно если вы выполняли его довольно долго) постепенно приоткройте ладони, дайте закрытым глазам немного привыкнуть к свету, и лишь затем их открывайте.

"Письмо носом"

Это упражнение направлено как на то, чтобы расслабить мышцы ваших глаз, так и на то, чтобы расслабить вашу шею. Напряжение в этой области нарушает правильное питание глаз (иначе говоря, замедляется процесс кровоснабжения).
Упражнение можно выполнять и лежа, и стоя, но лучше всего сидя. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа — это ручка, которой можно писать (или вообразите, что линию носа продолжает длинная указка-ручка, — все зависит от того, как вам удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран, небольшое письмо любимому человеку. Нарисуйте домик с дымом из трубы (такой, как рисовали в детстве), просто кружочек или квадратик.

Основной комплекс упражнений для глаз

Перед выполнением комплекса сядьте в удобную позу (хорошо, если вы сможете сесть на пятки на гимнастическом коврике, но можно сесть и на стул). Выпрямите позвоночник.

Упражнение №1

Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. Со временем, постепенно (не раньше, чем через 2-3 недели), задержку в верхнем положении можно увеличить (через полгода до нескольких минут).

Упражнение №2

Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

Упражнение №3

На вдохе медленно поверните глаза вправо ("до упора", но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево.
Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.

Упражнение №4

На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.
Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд. Повторить упражнения, начав с левого верхнего угла.

Упражнение №5

Вдыхая, опустить глаза вниз и затем медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12-ти часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов). Для начала достаточно одного круга, постепенно можно довести их количество до трех кругов (через две-три недели) При этом нужно, не задерживаясь после первого круга, сразу начать второй. Закрыть после выполнения упражнения, глаза на несколько секунд.
Затем сделать это упражнение, поворачивая глаза против часовой стрелки. В завершение комплекса нужно сделать пальминг (3-5 минут)

Упражнения для снятия зрительного напряжения:

  1. Встаньте свободно, руки вдоль тела. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом положении, отведите назад, по возможности как можно дальше и верните в исходное положение. Делайте круговые движения и плечами достаточно быстро. Повторите упражнения 10 раз.
  2. То же, что и в упр.1, но в обратном направлении. Поднимите плечи как можно выше и отведите назад, затем переведите вперед, опустите, вернувшись в исходное положение. Повторите упражнение 10 раз.
  3. Опустите подбородок на грудь, шею расслабьте, затем поднимите голову и откиньте ее как можно дальше назад. Повторите упражнение 5-6 раз.
  4. В положении сидя. Опустите подбородок на грудь, затем плавно поверните голову налево, откиньте назад, вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 5-6 раз в одном направлении и 5-6 раз в другом.
  5. В положении сидя. Поверните голову как можно больше налево, вернитесь в исходное положение. Поверните голову как можно больше направо, вернитесь в исходное положение. Повторите повороты 5-6- раз в медленном темпе.

Повторяйте все упражнения регулярно, лучше по утрам!

Представьте, что вы сидите и делаете уроки с вашим отпрыском, а он то и дело отвлекается, не может долго сосредотачиваться на заданиях. Или ваш малыш ходит по дому и мается от безделья, не зная — куда приложить свою кипучую юную энергию. Эти ситуации знакомы практически всем родителям! Как раз в такие моменты гимнастика для глаз для детей будет не только полезным, но и интересным, помогающим научиться владеть собственным вниманием, занятием.

В первые 10 лет жизни у человека полностью формируется функционал органов зрения и то, как вы проведёте это время со своим чадом, полностью отразится на его зрении. Казалось бы, смотреть и хорошо видеть — это так естественно!

И зачем тогда нужны какие-то специальные упражнения?

Но те родители, дети которых страдают близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом или другими заболеваниями, связанными с глазами, знают — жизнь без полноценного зрения лишает маленьких исследователей красок этого мира! А современные реалии таковы, что под влиянием компьютеров и телевизоров младшее поколение всё больше и больше сталкивается с этой проблемой. Зрительная гимнастика подходит как в качестве профилактики, так и в качестве весомого дополнения к лечению уже существующей проблемы.

Гимнастика, как игра. Эффективность и цели

Увлечь ребёнка упражнениями для глаз можно в любое время:

  • когда он слишком сильно разыгрался и уже начинает проказничать, чтобы успокоить его
  • когда он устал делать уроки и его внимание рассеивается, чтобы отвлечь и снова сфокусировать на задачах
  • после просмотра телевизора и игры в компьютер, чтобы расслабить мышцы глаз и дать им отдых
  • после активной спортивной деятельности, чтобы переключится на более спокойный ритм

Самая главная цель — тренировать мышцы органов зрения. От такой тренировки и будет зависеть дальнейшая судьба “маленьких глазок”. Более того, такие методы способны:

  • успокоить повышенную нервную активность
  • замедлить или обратить вспять падение уровня зрения при детской близорукости, дальнозоркости и даже при астигматизме
  • дать глазкам передышку и время на восстановление
  • помочь в переработке информации, которую детский мозг получает в больших количествах

Конечно же, сами комплексы детской гимнастики для зрения будут отличаться в зависимости от возрастной категории. , а вот как быть с дошколятами и младшими школьниками?

Скоро узнаете!

Для самых маленьких

Заниматься можно начинать уже с очень раннего возраста. С 2-3 лет уже можно. Для начала следует посадить малыша напротив себя и попросить повторить его за вами быстрый взгляд влево и вправо. Совсем маленькие детки не знают пока: где — лево, а где — право, поэтому достаточно просто спросить:

“А ты так умеешь?
Я вот умею!”

Как показывает практика, после этих слов любознательный отпрыск готов повторить практически всё что угодно! Как только он подцеплен на крючок интереса, сразу покажите ему это упражнение и следите, чтобы он сделал его.

После этого поморгайте и сделайте второе быстрое движение глазами вверх — вниз, в конце опять поморгайте, чтобы снять напряжение. Водите с глазами, описывая круги, хлопайте по векам пальчиками.

Такую короткую разминку можно делать в любой момент. Она очень легкая и быстрая.

Для более продолжительного занятия, заранее подготовьте цветные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Желательно сделать их крупными по размеру и разных цветов.

Скажите малышу, чтобы он следил за тем — куда пошёл пальчик?

С квадратом и треугольником: показывайте по очереди в разные углы фигуры, а ребенок пусть следит за вашим пальцем.

С кругом: описывайте им круговые движения по часовой и против часовой стрелки. Если вы скажете вашему юному ученику, что это летающая тарелка и звуками изобразите её, он с удовольствием проследит траекторию полёта и получит массу удовольствия!

Для тех, кто немного постарше

Этот блок упражнений подходит как возрасту 2-3 года, так и детям 3-4 лет. Прелесть его в том, что он в стихах. Их постепенно можно разучить с дитём, что будет очень полезно для развития памяти и речи. Начать гимнастику можно с такой же разминки, как для самых маленьких (быстрый взгляд вверх-вниз и в стороны). А продолжить уже стихами.

Техника на расслабление

“Дождь”

Слова Действия
“Капля первая упала: кап-кап
И вторая побежала: кап-кап”
Постучите пальцем по ладони
“Мы на небо посмотрели” Посмотрите вверх
“Капельки кап-кап запели” Постучите по голове
“Намочились лица,
Мы их вытираем”
Трите аккуратно лицо и глаза
“Туфли – посмотрите” Смотрите вниз на ноги
“Мокрыми стали” Покажите на ноги руками
“Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем”
Потрясите плечами
“От дождя убежим” Бегите на месте
“Под кусточком посидим” Присядьте на корточки

Для младших школьников и тех, кто готовится к школе

Зарядка для глаз возраста 5 — 6 лет и старше практически ничем не будет отличаться от предыдущих вариантов, кроме некоторых упражнений. Например, вы можете тоже подготовить вырезанные из картона фигуры показывать их и предложить глазами обвести их контуры. Затем предложите ему представить геометрические фигуры по-очереди в своём воображении и также обвести глазами. Необязательно ограничиваться только геометрическими фигурами. Можно давать задания обвести глазами реальные предметы интерьера.

Во время прогулки помимо физических тренировок, которые тоже очень полезны для остроты зрения, давайте своему дитя указания рассматривать внимательно предметы, находящиеся вблизи и вдали — это хорошо влияет на умение настраивать фокус.

С теми же геометрическими фигурами — вырежьте из картона много разных фигур разных цветов, прикрепите их на стену. Суть в том чтобы по мере того, как вы будете хаотично называть цвета, ребёнок переводил быстрый взгляд с одной фигуры на другую, но при этом не крутил головой.

В общем, способов улучшить зрения — более чем достаточно! Всё зависит лишь от вашего упорства и фантазии!