История создания не стреляйте в белых лебедей. Главные герои романа "Не стреляйте в белых лебедей"

Большое значение для понимания художественного произведения имеет его краткое содержание. «Не стреляйте в белых лебедей» - это роман известного советского писателя Бориса Васильева, напечатанный в 1973 году. О популярности этого произведения свидетельствует тот факт, что оно было экранизировано в 1980 году. В настоящее время эта книга считается одной из самых лучших в творчестве этого автора, однако в свое время она вызвала критику. Тем не менее, сейчас сочинение по праву признано глубоким философским повествованием о жизни простого русского человека из деревни.

Вступление

Начать с небольшой характеристики места действия произведения следует его краткое содержание. «Не стреляйте в белых лебедей» - это история о жизни героя в поселке, а также о его окружении, которое никак не могло понять своего соседа, который жил не по уму, а по совести. Сперва автор описывает небольшое поселение, в котором живут персонажи.

Он сразу акцентирует внимание на том, что они не берегли природу и вырубили почти весь лес, который находился при деревообрабатывающей фабрике. Именно на это место переехал жить главный герой, Егор Полушкин, вместе со своими детьми и женой. Он селится рядом со своим свояком, который был местным лесником. Предварительную характеристику действующих лиц следует включить в краткое содержание. «Не стреляйте в белых лебедей» - это история о человеке, который так и не был понят даже близкими родственниками.

Семьи

Писатель сразу проводит грань между этими персонажами. Федор Бурьянов не очень хорошо принял своего родственника: он отдал ему плохую избу, в то время как Егор построил ему прекрасный дом. Из данного эпизода уже видно, что этот мужчина - чистый, доверчивый человек, который готов задаром работать. Такой же вырос у него сын Колька, который был честным и порядочным мальчиком, чувствительным к чужому горю. Для наиболее полного описание персонажей романа школьникам поможет его краткое содержание. «Не стреляйте в белых лебедей» - это произведение, которое повествует о простом человеке из народа, поэтому оно близко и понятно каждому русскому читателю.

Жизнь героя в деревне

Егор Полушкин занимался самой разнообразной работой, однако нигде так и не мог устроиться как следует, из-за того что он все делал по совести, как бы для самого себя.

Сначала он стал членом строительной бригады и выполнял план слишком добросовестно, отчего постоянно срывал сроки выполнения заказа. Затем он стал рыть траншею, но, пожалев муравейник, проложил ее криво. При этом талант своего героя постоянно подчеркивает Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей» - книга о непростой судьбе обычного русского мужика, который никак не мог найти себе место в этой жизни из-за того, чтобы был слишком прямодушен, искренен и честен.

Завязка действия

Одна из самых драматичных сцен произведения - это случай, который произошел с Полушкиным во время его работы на лодочной станции. Однажды ему поручили стать проводником для туристов. Во время привала он расстроился из-за того, что его клиенты подожгли муравейник, выпил лишнего, сгоряча ударил сына, а также потерял все снаряжение моторной лодки. О том, насколько трудно было этому простому человеку выпутаться из беды, писал Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей» - это сочинение, которое проводит четкую грань между деловыми людьми и Полушкиным, который был слишком доверчив, чтобы самостоятельно поправить свое положение.

Его обманули на рынке, когда он продавал поросенка, а Бурьянов не только не одолжил денег на помощь, но вырубил липовую рощу, лыко которой Егор хотел продать, чтобы заплатить за лодку.

Развитие событий

Книга «Не стреляйте в белых лебедей», жанр которой принято определять как роман, по своему повествованию очень сильно напоминает народное сказание. Автор рассказывает историю простого русского человека из народа таким языком, что книга звучит, как фольклорное произведение.

После несчастного случая с лодкой для Полушкина настали плохие времена. С горя он запил, однако, к счастью, ему помогла учительница Кольки, которая предоставила ему работу: поручила починить свою избу. Таким образом, жизнь героя более или менее наладилась, так как молодая женщина не торопила его, и он работал в свое удовольствие. По принципу контраста построен роман «Не стреляйте в белых лебедей». Анализ сочинения должен включать характеристику двух сюжетных линий, вторая из которых касается образа героя Бурьянова. Он был нечестным человеком, и главный лесничий Чувалов решил отстранить его от должности.

Детская тема

Немаловажную роль в повествовании занимает описание жизни сыновей этих героев. Оба мальчика как бы повторяют судьбы своих отцов. Колька был слишком застенчивым и добрым, поэтому он, будучи влюбленным в одноклассницу Олю, никак не мог наладить с ней отношения. Как и Полушкин, мальчик очень любил природу и животных. Так, однажды он спас щенка, которого хотел утопить сын Бурьянова - Вовка. Последний был нечестным ребенком, как и его отец. Так, он провел туристов в заповедную зону, чтобы они могли там порыбачить.

Перемена в судьбе героя

Произведение «Не стреляйте в белых лебедей» интересно не столько сюжетом, сколько образом главного персонажа. Егор Полушкин сразу пришелся по душе Чувалову, который поручил ему охранять заповедную зону. Таким образом, он стал лесником вместо своего свояка, а Бурьянов затаил злобу на родственника.

А Полушкин быстро навел порядок в лесу: прогнал браконьеров, вычистил лес. Его успехами заинтересовались в столице и вызвали на Всесоюзное совещание лесничих. В городе герой купил пару белых лебедей. Ему хотелось, чтобы озеро в лесу снова стало Лебяжьим. Однако вскоре разыгралась страшная трагедия, которая унесла жизнь главного героя.

Кульминация

Роман «Не стреляйте в белых лебедей», проблематика которого - противостояние простого человека, живущего по совести, обычным людям, отличается спокойным размеренным повествованием даже в наиболее драматичной сцене. Однажды Егор услышал в лесу шум. Когда же поспешил на место, то увидел браконьеров, которые убили лебедей и глушили рыбу. Герой пытался защитить животных, однако те его избили до полусмерти.

Егор сумел ползком добраться до дома. Во время допроса он не выдал своих убийц, хотя некоторых узнал, в том числе своего свояка. Скоро Полушкин скончался, а Бурьянов вместе с семьей уехал из поселка. В лесу появился новый лесничий, однако озеро так и не стало Лебяжьим.

Образы персонажей

Одним из самых известных произведений советской литературы является роман «Не стреляйте в белых лебедей». Главные герои книги - это Егор Полушкин, прозванный в деревне «бедоносцем», и его сын Колька. Оба образа несут основную смысловую нагрузку. Автор попытался изобразить в них идеального простого русского человека, который живет не по уму, а по совести. Полушкин чем-то напоминает традиционных героев из русских народных сказок, которым все время не везет из-за чрезмерной доверчивости к людям и доброты.

Именно поэтому так близка к фольклорному творчеству книга «Не стреляйте в белых лебедей». Цитаты основных действующих лиц еще полнее раскрывают их характеры.

Полушкин

Этот человек выражает основную мысль автора о том, что нужно жить так, как подсказывает человеку его сердце, а не ум. Поэтому поступки Егора вызывают непонимание окружающих. Он слишком прост и наивен, добр и отзывчив. Он готов даром работать, всегда готов прийти на помощь. Полушкин любит природу и неспособен нанести вред даже самым маленьким живым существам. Герой видит в людях только хорошее и не способен серьезно на кого-нибудь рассердиться. Кольке он говорит: «На людей, сынок, обижаться не надо. Последнее это дело - на людей обиду держать».

Бурьянов и его сын

Этот персонаж является антиподом Полушкина. Он скрытен, хитер и даже коварен. Без зазрения совести он использует свояка для постройки дома. Вместо благодарности Бурьянов участвует в избиении родственника. Впрочем, в конце романа он чувствует раскаяние и искренне просит у него прощение. Его семья также оттеняет отрицательные качества героя. Сын Бурьянова Вовка совершенно не похож на сына Полушкина - Кольку. Вовка нечестен, корыстен: он указывает туристам заповедную зону, хотя его отец работает лесничим, и мальчик знает, что в этом месте нельзя рыбачить и охотиться. Кроме того, ребенок отличается жестокостью: он чуть было не утопил щенка и согласился оставить ему жизнь только за плату от Кольки. Неудивительно, что в финале произведения Бурьянов теряет свою работу и уезжает с насиженного места.

Колька

Большое место в произведении занимает образ сына Егора - Кольки. Читатель сразу понимает, что этот мальчик - копия своего отца, что он вырастет и будет таким же добрым и простым человеком. Полушкин воспитывает его в уважении к труду. «Главное дело, сынок, чтоб у тебя к работе всегда приятность была», - говорит он ему. Здесь следует отметить, что большое влияние на развитие мальчика оказала учительница Нонна Юрьевна, которая выступает в роли нравственного ориентира. Именно она одна из поселка верила в Полушкина, которому поручила отстроить свою полуразрушенную избу. Она учит мальчика добру, честности и справедливости. Женщина воспитывает в своем ученике чувство патриотизма: «Родина всегда права, Коля».

Другие персонажи

В заключение следует описать образы второстепенных героев. Значимое место в повествовании занимает Чувалов - начальник лесничих в поселке. Он, как и Нонна Юрьевна, верит в Полушкина. Он один увидел в нем талантливого человека, хорошего мастера на все руки и поэтому доверил управление местным лесом.

Жителя поселка Егора Полушкина прозвали «бедоносцем», и даже его жена Харитина называла его так. В этот поселок Полушкиных переманила сестра Харитины - Марьица. Когда-то здесь были бескрайние леса, а сейчас только одна единственная роща осталась у Черного пруда, она-то и стала заповедной зоной. К ней даже приставили лесника Федора Бурьянова - двоюродного брата Полушкина и мужа Марьицы. С тех пор он стал самым уважаемым человеком в округе. С помощью золотых рук брата Егора он соорудил себе резные хоромы, а старую хату отдал семье Полушкина.

Краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей». Васильев

Егор в своем родном колхозе был на хорошем счету, а тут сразу все не заладилось, потому что хитрить не умел и работал медленно, но с душой. Работать он стал в плотницкой бригаде, где из-за своей медлительности сорвал план. Потом он был разнорабочим и как-то раз рыл траншею для канализационной трубы. Чтобы не повредить муравейник, он свою траншею пустил в обход. Ну не сообразил он, что криво трубу класть никто не будет. Потом Егор стал работать на лодочной станции, возившей на отдых туристов в заповедник, но и тут он надолго не задержался, и опять из-за муравейника, который пьяные туристы сожгли бензином у него на глазах.

Краткое содержание: «Не стреляйте в белых лебедей». Продолжение сюжета

А тут еще серьезные проблемы у Бурьянова начались, начальство потребовало у него акты на порубку леса для его дома, которых не было. Новый главный лесничий Чувалов заставил заплатить за бревна. Федор расставаться с деньгами не решался. Поэтому искал другие способы, чтобы нажиться. Полушкин был одной из тех жертв, которую выбрал коварный родственник. Дальше краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей» закручивается с интригой.

После череды попаданий на деньги совсем потерялся по жизни бедный Егор, у него даже дружки появились - Черепок и Филя, которые научили его шабашить и людей обманывать.

Однажды он вместе с Чуваловым и учительницей Ноной Юрьевной отправился в заповедник на Главный лесничий уже был знаком с коварными планами Бурьянова. А сам Федор Ипатович, когда узнал об их походе, еще больше злобы затаил на Полушкина, подумав, что тот на его место метит.

Во время похода Чувалов увидел, как Полушкин по-хозяйски с природой обращается, тогда он и решил поставить Егора на место Бурьянова.

Лебеди

Как-то раз пригласили Егора на Всесоюзное собрание лесников в Москву, откуда он вернулся с парой живых лебедей, приобретенных за деньги, которые ему дали односельчане на всякие покупки.

Краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей» заканчивается тем, что вечером следующего дня Полушкина нашли окровавленного, он полз к своему дому. Следователю он так и не выдал тех, кого он видел на пруду. А узнал он там и своих дружков, и своего брата Федора, который потом пришел просить у него прощения в больницу, и тот простил его, конечно, потому что сердце у него было доброе, и он был не злопамятным.

Главный персонаж произведения – Егор Полушкин, простой работящий человек средних лет. Егор считался неудачником у себя в поселке, и жители даже издевательски прозвали его «бедоносец». Жил он небогато, с супругой Харитоной, сыном Колей и дочерью Ольгой.

Двоюродный брат героя, Бурьянов Федор, отдал свой старый дом для проживания Полушкину с семьей. Егор построил за это Бурьянову новое жилище, несмотря на то, что был достаточно расстроен вырубкой деревьев в заповедной зоне ради древесины.

Здание получилось очень красивым и крепким, за что Полушкина приняли в бригаду строителей. Однако, на новом месте им остаются недовольны из-за медлительности в сдаче строений. Тогда Егор начал работать копальщиком, но однажды он не разорил стоящий на пути муравейник, а обогнул его ровом. Такое сострадание к насекомым привело к тому, что весь поселок стал потешаться над Полушкиным, а над сыном Колей стали издеваться сверстники.

Вскоре в заповеднике, откуда Бурьянов вырубал деревья для своего дома, появляется новый лесничий – Чувалов, который требует оплатить причиненный ущерб.

В это время Полушкин переходит работать на лодочную станцию. Новый начальник, Сазанов, оказывается добрым человеком, и Егору очень нравится работа. Лодочная станция размещала туристов, и однажды один из них поджег муравейник на поляне. Егор видел это, и от переживаний напился при Кольке. Добираясь домой в пьяном состоянии, Полушкин случайно потерял мотор от лодки и вёсла, за что в дальнейшем выплатил большой штраф.

После произошедшего сын очень обиделся на Егора и ушел на несколько дней жить к учителю – Нонне Юрьевне.
Происходящие события ломают Полушкина, и он начинает пить, перебиваясь подработками. Однажды он ремонтирует дом учительницы Коли, и лесничий, видя на редкость добросовестный труд, приглашает Полушкина с сыном на Черное озеро. У водоема лесничий рассказывает, что когда-то тут жили лебеди, но браконьеры убили их.

После общения лесничий понял, что Полушкин очень любит природу, поэтому уступил ему свою должность. Егор был очень рад новой работе, и даже вскоре заслужил поездку на столичный съезд лесников. Возвращаясь из Москвы, он покупает двух лебедей чтобы выпустить на Черное озеро.

Вскоре ночью слышатся выстрелы в лесу, и Егор приезжает на место. Открывшаяся картина шокировала его – отдыхающие туристы жарили на костре убитых лебедей. Полушкин пытался заступиться за птиц, за что туристы жестоко его избили. Травмы привели к смерти Егора в больнице.

Чувалов, ухаживавший за Нонной Юрьевной, женится на ней. Колька больше никогда не приходил на Черное озеро.

Вечерами в маленькой поселковой больнице тихо. Бесшумно скользнет по коридорчику сестра, разнося градусники. Прокряхтит сухонькая старушка, да скрипнет дверь за мотористом с «Быстрого», выходящим покурить в холодные сени.

А сегодня тишина нарушилась тяжелыми шагами врача, беготней сестер, тревожным скрипом носилок.

Моторист выскочил в коридор:

– Никифорова с Иванова катера в операционку повезли.

– Утоп!.. – ахнула бабка.

– Нет, бабка, за борт свалился…

За разговорами не заметили, как по коридору мимо палат прошли двое; один прихрамывал, крепко налегая на палку.

Он был немолод. От хромоты в левой ноге чуть сутулился и при ходьбе привычно выносил вперед правое плечо. Морщины избороздили до черноты загорелое лицо, и особенно много их набежало возле глаз, словно человек этот всю жизнь смотрел против ветра.

Он шел, стараясь без стука ставить палку, а впереди беззвучно летела девчонка-сестра, от бьющей через край энергии выворачивая по-балетному носки матерчатых тапочек. У операционной остановилась:

– Посидите.

Боком скользнула в дверь, а он осторожно присел на краешек стула, поставив между ног палку.

Как все здоровые люди, он был чуть напуган больничной тишиной: стеснялся сесть поудобнее, скрипнуть стулом, поправить сползавший с плеча тесный халат. Стеснялся своего здоровья, стоптанных башмаков из грубой кожи и тяжелых рук, сплошь покрытых ссадинами и порезами.

– Иван Трофимыч?.. – Моторист опять вылез в коридор.

– Петр? – шепотом удивился Иван. – Ты чего тут?

– Аппендикс вырезали, – не без гордости сообщил моторист, садясь рядом. – Флегмонозный.

– С Федором-то беда какая… – Иван вздохнул.

– А что случилось?

– Запань у Семенова лога утром прорвало. Не знаю, откуда вода пришла, а только рвануло троса, и понесло лес в Волгу. А тут – ветер, волна. Треск стоит – голоса не слышно. Ну, все кто куда: с лесом не пошутишь.

– Ай-ай-ай!.. – опечалился моторист. – И много ушло?

– Да нет, немного. Аккурат мы воз навстречу вели, к «Немде» цеплять. Пиловочник сплошь, двести сорок метров. Ну, увидал я: лес в лоб идет…

– Буксир топором да к берегу! – сказал моторист. – Затрет бревнами – «мама» сказать не поспеешь.

Иван улыбнулся.

– А я по-другому рассудил. Плот только сплочен, троса добрые, а ширина в этом месте невелика: развернул, корму в Старую Мельницу сдал – там камни, уязвил прочно. А катерок свой за мысок спрятал. Знаешь, где малинники?

– Ну и сдержал лес, не пустил в Волгу-то, на простор.

– Ишь, сообразил! – завистливо вздохнул моторист. – Премия, поди, будет, благодарность…

– Благодарность, может, и будет, а вот помощника уж не будет, – вздохнул Иван. – Как ударило нас первой порцией – троса запели, а Федора на бревна сбросило. Выловили, а рука на жилах висит.

– Оклемается, – уверенно сказал моторист. – Мужик здоровый. Да и доктор молодец: меня пластал – любо-дорого.

Стемнело, когда из операционной вышел доктор. Увидев его, моторист трусливо юркнул в палату. Скрипнув стулом, Иван встал навстречу, но доктор опустился рядом, и Иван, постояв немного, тоже присел. Он стеснялся начинать разговор, а доктор молчал, медленно разминая в пальцах папиросу.

– Перелом позвоночника, – сказал он, прикурив и глубоко затянувшись. – Скверное дело, капитан.

– Долго пролежит? – тихо спросил Иван, плохо представляя, что это значит.

– Всю жизнь. – Врач курил жадно, изредка разгоняя рукой сизые клубы дыма. – Всю жизнь, капитан, какая осталась…

– Трое детей… – невольно вырвалось у Ивана.

– Трое детей, – повторил Иван и опять встал. – Старшему – двенадцать, не больше…

Доктор молчал. Вспышки папиросы освещали его осунувшееся лицо и капли пота на лбу.

– Рыбки можно ему?

– Рыбки? – переспросил врач. – Фруктов хорошо бы. Витамины, понимаешь?

И опять замолчал. Иван постоял немного и, тихо попрощавшись, похромал к раздевалке.

В раздевалке он сдал халат и в обмен получил потрепанный рабочий пиджак. Пожилая гардеробщица полюбопытствовала насчет Никифорова, и он сказал ей, что дело Федора плохо и что у него трое детей. Гардеробщица, вздыхая и сокрушаясь, отперла уже по-ночному заложенные двери, и он вышел на темную окраинную улицу поселка.

Он привычно свернул вниз, к пристаням, но, пройдя немного, остановился. Посмотрел на часы и, быстро перекидывая палку, враскачку зашагал по узкой крутой тропинке от угла и громко постучал палкой по запертой калитке.

Сквозь надрывный собачий лай послышался сиплый со сна голос:

– Кого нелегкая?

– Это я, Бурлаков. Открой, Степаныч, дело к тебе.

– На место, дармоед!.. – В щели чуть приоткрытой калитки показалась осанистая фигура. – Что за дело?

– Яблоки у тебя есть, Степаныч?

– Яблоки?.. – Хозяин неожиданно тоненько захохотал. – Какие тебе яблоки в июле, старый пень?

– Понимаешь, Никифоров в больнице. Доктор фрукты велел…

– В больнице?.. – Хозяин задумался. – В больнице – это другое дело. – Он распахнул калитку. – Шагай, Трофимыч. Осторожно, приступочка тут.

Вслед за Степанычем Иван поднялся на крыльцо и прошел в темные сени. Хозяин щелкнул выключателем; голая лампочка осветила просторное помещение, заваленное плетеными корзинами, мешками и ящиками.

– Фрукт – великое дело. – Степаныч выволок из угла дырявый мешок, развернул: на дне лежали битые зеленые яблоки. – Первый урожай. Сам бы ел, но ради такого дела…

– Кислятина, поди.

– Ты что? Папировка, первый сорт. Гляди-ко… – Хозяин взял яблоко и начал с хрустом жевать его, причмокивая от удовольствия. – Восемь килограмм, хоть на безмене прикинь.

– Почем же?

– Ну, как для больного – по рублю.

– Круто берешь, Степаныч…

– Первые ведь, от себя отрываю.

Иван молча отсчитал деньги, взвалил на плечо мешок. Хозяин вел его к калитке, по инерции расхваливая уже проданный товар:

– Витаминов в этих яблоках – вагон! У меня вон детсад закупает, прокурор для больной жены. Сила яблоки: сорт особый… Счастливо, Трофимыч! Заходи, если что. Тебе – в первую очередь…

По крутой тропинке Иван спустился к пристаням и сразу увидел плакаты с броской надписью: «Герои нашего затона». Героев узнать было бы невозможно, если бы художник не подписал каждый портрет: «Капитан Иван Бурлаков», «Помощник капитана Федор Никифоров», «Матрос Елена Лапушкина». Все трое сурово глядели вдаль…

Катера стояли за полузатопленной баржей. Они были одинакового размера, формы, убранства, одинаково освещались сигнальными фонарями, и только на самом дальнем совсем по-домашнему сушилось на веревке белье.

Иван спрыгнул на катер, громыхнув по железной палубе костыльком. На шум из рубки выглянула худенькая молодая женщина в выгоревшем ситцевом платье; голова ее была повязана полотенцем.

– Вы, Иван Трофимыч?

– Ты чего это в полотенце?

– Голову мыла. Как Федор?

Он присел, вытянув натруженную ногу, закурил и рассказал, что говорил доктор и как он заходил к Степанычу за яблоками.

– Плохо, Еленка.

– Шесть душ кормил, – вздохнула она. – Шесть душ, сам седьмой…

– Сам седьмой, – повторил Иван, упорно разглядывая огонек папиросы.

Они опять замолчали. Еленка стояла, по-бабьи пригорюнившись, опустив худенькие плечи, чуть прикрытые легким платьем, а он неторопливо курил, по привычке держа папиросу огнем в ладонь.

– Кого-то вместо Федора пришлют, – не то спросила, не то сказала она.

Иван бросил папиросу за борт, поднялся:

– Пойдем в кубрик. Застынешь.

По железному трапу они спустились в тесный низкий кубрик. Четыре дивана окружали небольшой, прикрепленный к полу стол; три из них были застланы. В углу возле трапа размещалась вделанная в железный шкаф печурка; остывая, она изредка потрескивала. В противоположном углу был шкаф для одежды и еще один маленький подвесной шкафчик, в котором хранились судовые документы, ведомости, бинокль и прочее ценное имущество.

Борис Васильев

Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжелом взмахе еловых лап. И я ищу Егора.

Я нахожу его в июньском краснолесье - неутомимого и неунывающего. Я встречаю его в осенней мокряди - серьезного и взъерошенного. Я жду его в морозной тишине - задумчивого и светлого. Я вижу его в весеннем цветении - терпеливого и нетерпеливого одновременно. И всегда поражаюсь, каким же он был разным - разным для людей и разным для себя.

И разной была его жизнь - жизнь для себя и жизнь для людей.

А может быть, все жизни разные? Разные для себя и разные для людей? Только всегда ли есть сумма в этих разностях? Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своем существе?

Егор был единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не умел и не пытался казаться иным - ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для одобрения свыше, а так, как велела совесть.

Егора Полушкина в поселке звали бедоносцем. Когда утерялись первые две буквы, этого уже никто не помнил, и даже собственная жена, обалдев от хронического невезения, исступленно кричала въедливым, как комариный звон, голосом:

Нелюдь заморская заклятье мое сиротское господи спаси и помилуй бедоносец чертов…

Кричала она на одной ноте, пока хватало воздуха, и, знаков препинания не употребляла. Егор горестно вздыхал, а десятилетний Колька, обижаясь за отца, плакал где-то за сараюшкой. И еще потому он плакал, что уже тогда понимал, как мать права.

А Егор от криков и ругани всегда чувствовал себя виноватым. Виноватым не по разуму, а по совести. И потому не спорил, а только казнился.

У людей мужики так уж добытчики так уж дом у них чаша полная так уж жены у них как лебедушки!..

Харитина Полушкина была родом из Заонежья и с ругани легко переходила на причитания. Она считала себя обиженной со дня рождения, получив от пьяного попа совершенно уже невозможное имя, которое ласковые соседушки сократили до первых двух слогов:

Харя-то наша опять кормильца своего критикует.

А еще то ей было обидно, что родная сестра (ну, кадушка кадушкой, ей-богу!), так родная сестра Марья белорыбицей по поселку плавала, губы поджимала и глаза закатывала:

Не повезло Тине с мужиком. Ах, не повезло, ах!..

Это при ней - Тина и губки гузкой. А без нее - Харя и рот до ушей. А ведь сама же в поселок их сманила. Дом заставила продать, сюда перебраться, от людей насмешки терпеть:

Тут, Тина, культура. Кино показывают.

Кино показывали, но Харитина в клуб не ходила. Хозяйство хворобное, муж в дурачках, и надеть почти что нечего. В одном платьишке каждый день на людях маячить - примелькаешься. А у Марьины (она, стало быть, Харя, а сестрица-Марьица, вот так-то!), так у Марьицы платьев шерстяных - пять штук, костюмов суконных- два да костюмов джерсовых - три целых. Есть в чем на культуру поглядеть, есть в чем себя показать, есть что в ларь положить.

А причина у Харитины одна: Егор Савельич, муж дорогой. Супруг законный, хоть и невенчанный. Отец сыночка единственного. Кормилец и добытчик, козел его забодай.

Между прочим, друг-приятель приличного человека Федора Ипатовича Бурьянова, Марьиного мужа. Через два проулка - дом собственный, пятистенный. Из клейменых бревен: одно в одно, без сучка, без задоринки. Крыша цинковая: блестит - что новое ведро. Во дворе - два кабанчика, овец шесть штук да корова Зорька. Удоистая корова - в дому круглый год масленица. Да еще петух на коньке крыши, как живой. К нему всех командировочных водили:

Чудо местного народного умельца. Одним топором, представьте себе. Одним топором сработано, как в старину.

Ну, правда, чудо это к Федору Ипатовичу отношения не имело: только размещалось на его доме. А сделал петуха Егор Полушкин. На забавы у него времени хватало, а вот как бы для дельного чего…

Вздыхала Харитина. Ох, не доглядела за ней матушка-покойница, ох, не уходил ее вожжами отец-батюшка! Тогда б, глядишь, не за Егора бы выскочила, а за Федора. Царицей бы жила.

Федор Бурьянов сюда за рублем приехал тогда еще, когда здесь леса шумели - краю не видать. В ту пору нужда была, и валили этот лес со смаком, с грохотом, с прогрессивкой.

Поселок построили, электричество провели, водопровод наладили. А как ветку от железной дороги дотянули, так и лес кругом кончился. Бытие, так сказать, на данном этапе обогнало чье-то сознание, породив комфортабельный, но никому уже не нужный поселок среди чахлых остатков некогда звонкого краснолесья. Последний массив вокруг Черного озера областные организации и власти с превеликим трудом сумели объявить водоохранным, и работа заглохла. А поскольку перевалочная база с лесопилкой, построенной по последнему слову техники, при поселке уже существовала, то лес сюда стали теперь возить специально. Возили, сгружали, пилили и снова грузили, и вчерашние лесорубы заделались грузчиками, такелажниками и рабочими при лесопилке.

А вот Федор Ипатович за год вперед все в точности Марьице предсказал:

Хана прогрессивкам, Марья: валить вскорости нечего будет. Надо бы подыскать чего поспособнее, пока еще пилы в ушах журчат.

И подыскал: лесником в последнем охранном массиве при Черном озере. Покосы бесплатно, рыбы навалом, и дрова задарма. Вот тогда-то он себе пятистенок и отгрохал, и добра понапас, и хозяйство развел, и хозяйку одел - любо-дорого. Одно слово: голова. Хозяин.

И держал себя в соответствии: не елозил, не шебаршился. И рублю и слову цену знал: уж ежели ронял их, то со значением. С иным за вечер и рта не раскроет, а иного и поучит уму-разуму:

Нет, не обратал ты жизнь, Егор: она тебя обратала. А почему такое положение? Вникни.

Егор слушал покорно, вздыхал: ай, скверно он живет, ай, плохо. Семью до крайности довел, себя уронил, перед соседями стыдоба - все верно Федор Ипатыч говорит, все правильно. И перед женой совестно, и перед сыном, и перед людьми добрыми: Нет, надо кончать ее, эту жизнь. Надо другую начинать: может, за нее, за буду щую светлую да разумную, Федор Ипатыч еще рюмочку нальет, сдобрится?..

Да, жизнь обратать - хозяином стать: так-то старики баивали.

Правда твоя, Федор Ипатыч. Ой, правда!

Топор ты в руках держать умеешь, не спорю. Но - бессмысленно.

Да уж. Это точно.

Руководить тобою надо, Егор.

Надо, Федор Ипатыч. Ой, надо!..

Вздыхал Егор, сокрушался. И хозяин вздыхал, задумывался. И все тогда вздыхали. Не сочувствуя - осуждая. И Егор под их взглядами еще ниже голову опускал. Стыдился.

А вникнуть если, то стыдиться-то было нечего. И работал Егор всегда на совесть, и жил смирно, без баловства, а получалось, что кругом был виноват. И он не спорил с этим, а только горевал сильно, себя ругая на чем свет стоит.

С гнезда насиженного, где жили в родном колхозе если не в достатке, так в уважении, с гнезда этого в одночасье вспорхнули. Будто птицы несмышленые или бобыли какие, у которых ни кола ни двора, ни детей, ни хозяйства. Затмение нашло.

Тем мартом - метельным, ознобистым - теща померла, Харитины да Марьицы родная маменька. Аккурат к Евдокии преставилась, а на похороны родня в розвальнях съезжалась: машины в снегах застревали. Так и Марьица прибыла: одна, без хозяина. Отплакали маменьку, отпели, помянули, полный чин справили. Сменила Марьица черный плат на пуховую шаль да и брякнула:

Отстали вы тут от культурной жизни в своем навозе.

То исть как? - не понял Егор.

Модерна настоящего нету. А у нас Федор Ипатыч новый дом ставит: пять окон на улицу. Электричество, универмаг, кино каждый день.

Каждый день - и новое? - поразилась Тина.