Как развить периферическое зрение мотоциклисту и зачем. Как развить боковое зрение: упражнения

Вы никогда не задумывались, почему водители не успевают остановиться и врезаются в движущийся впереди автомобиль? Есть много разных причин предшествующих подобным авариям. Например, водителя ослепило солнышко, или водитель другой автомашины, двигаясь по соседнему ряду, внезапно перестраивается в ваш ряд и, резко тормозит. Так же можно попасть впросак, если не снизить скорость перед «горящим» красным огнем светофором, поскольку могут найтись люди, которым не понравиться стоять в своем ряду, они выезжают в соседний, а там вы резко жмете на педаль тормоза, но уже не можете обмануть законы физики. Расстояния, оставшегося до переднего автомобиля, который совсем недавно мирно стоял в стороне не хватает и …

Но все-таки большинство таких аварий происходит из-за того, что водитель переносит взгляд куда-либо и уже не может контролировать ситуацию перед автомобилем. Сухая формулировка Правил дорожного движения насчет не соблюдения безопасной дистанции до движущегося впереди автомобиля не раскрывает в полной мере сути проблемы. А суть в том, что у водителя не работает боковое зрение и (или) не развиты необходимые рефлексы, позволяющие вовремя почувствовать опасность и начать заранее снижать скорость.

Сначала выясним, почему водитель переносит куда-то взгляд и не смотрит перед собой? Тут все просто. Для того чтобы перестроится из ряда в ряд, возникает необходимость посмотреть в зеркало заднего вида (в салоне или боковое). Кроме этого вас может отвлечь другой водитель, вынуждая своими действиями уделять ему внимание. В этот момент и происходит неприятность, как назло впереди начинают останавливаться автомобили, но вы этого уже не видите, но продолжаете движение с прежней скоростью навстречу судьбе.

не задерживайте взгляд долго на зеркале заднего вида или на обстановке сбоку, лучше несколько раз быстро посмотреть в нужную сторону уделяя основное внимание тому, что впереди.

Но команду правой ноге дает мозг, а не глаза. Нередки случаи, когда человек видит загоревшиеся впереди стоп-сигналы, но нажимает на педаль тормоза поздно. Конечно, роль здесь играют также умение правильно оценивать скорость автомобилей и расстояние между ними, но если бы водители не думали долго, а сразу же начинали дублировать действия переднего водителя аварий было бы меньше.

вырабатывайте у себя один из главных водительских рефлексов: «опасность – принимаю меры».

Опережающая реакция «человека с рулем» – важнейший элемент водительского мастерства! Между прочим, умудренный опытом водитель, умеющий прогнозировать дорожную ситуацию, начинает принимать меры даже раньше, чем коллега впереди, успевающий только подумать о том, что надо, например, нажать на педаль тормоза.

Вот тут у людей как раз и возникают проблемы. Человек видит и понимает, что нужно что-то делать, но осознание того, когда именно необходимо начинать зачастую приходит поздно. Главное в этом деле, – чем раньше, тем лучше! Но, что такое опасность?

Понятием опасности для каждого водителя должны стать:

Загоревшиеся, у движущейся впереди автомашины стоп-сигналы или включившийся указатель поворота;

Мигающий зеленый сигнал светофора, а так же горящий желтый или красный;

Малейший намек на движение автомашины из соседнего ряда в ваш;

Резкие «телодвижения» автомобилей впереди или позади вас;

Поворачивающиеся передние колеса автомобиля, стоящего у края проезжей части;

Появление в зоне видимости пешехода или его перемещение в сторону вашей траектории движения;

Иное движение или сигнал, которые можно расценивать как предпосылку для совершения дорожного происшествия.

Ну что же? Вот мы уже и взгляд долго в зеркале не задерживаем и ногу правую переносим на педаль тормоза, как только загораются стоп-сигналы у переднего автомобиля, но это еще не все.

Приступаем к тренировке бокового зрения.

Даже если вы будете быстро возвращать взгляд в район переднего ветрового стекла (лобового), все равно какое-то время прямо на дорогу вы не смотрите. Кроме этого при переносе взгляда на большой угол глаза сразу фокус не ловят, особенно после сна или когда плохо себя чувствуешь. Вот и прибавьте к времени, когда не смотришь, еще и время когда смотришь и не видишь, вернее не можешь правильно оценивать ситуацию перед собой. Время это конечно не велико, но и переднему водителю, для того чтобы резко нажать на педаль тормоза нужно всего-то мгновение.

В связи с этим возникает необходимость видеть «широко». Малейшее движение любого объекта на дороге должно быть вами замечено. Например, опасное приближение к вашему автомобилю корпуса машины, движущейся рядом в соседней полосе. Даже когда вы не смотрите прямо в том направлении, где начинаются опасные движения, ваше боковое зрение должно работать на вас.

С чего же начать? Главное условие: вы должны осуществлять движение спокойно, без спешки, внимательно следить за дорожной обстановкой и понимать, что всему сразу вы не научитесь. По большому счету вы будете делать во время управления автомобилем то же, что и всегда, только раньше на таких моментах вы не акцентировали свое внимание, а теперь будете.

Во-первых, попробуйте, двигаясь в своем ряду и, глядя на передний автомобиль в вашем или соседнем ряду, видеть боковым зрением, как за правым и левым крылом, пробегая, скрываются полосы разметки. Попробуйте сконцентрировать внимание на этом моменте и осознать, что вы не смотрите на проезжую часть перед вашим автомобилем, но действительно контролируете его движение по строго заданной траектории.

Во-вторых, нужно научиться во время движения, глядя только на переднюю автомашину (в вашем ряду или в соседнем) видеть момент, когда начал мигать зеленый сигнал светофора или загорелся желтый совместно с красным, когда стоите.

После можно уже глядя только в районе бокового зеркала заднего вида (правого или левого) пробовать контролировать передний автомобиль. Начните с левого, так как оно ближе. Сначала попробуйте в момент, когда светофор разрешает движение. Вы смотрите в точку (назовем ее исходной) примерно посередине между передним автомобилем и зеркалом и пытаетесь увидеть моменты, концентрируя на них свое внимание, когда:

Совместно с красным сигналом светофора загорелся желтый.

У передней автомашины погасли стоп-сигналы.

Передняя автомашина начинает движение.

Когда передняя автомашина начнет движение, вы, немного отпустив ее вперед, плавно трогаетесь вслед за ней и, через пару секунд переносите на нее взгляд. Во время движения пробуете плавно отводить взгляд в сторону от передней автомашины в исходную точку и быстро возвращать назад на автомашину. Сконцентрируйте внимание на переднем автомобиле в тот промежуток времени, когда вы на него не смотрите.

Постепенно подводите взгляд все ближе к зеркалу, пока не научитесь смотреть прямо в зеркало, но помните, что долго смотреть в зеркало и одновременно контролировать обстановку перед автомобилем во время движения вы все равно не сможете. Главной целью данных упражнений является умение видеть боковым зрением опасные сигналы вокруг автомобиля. После успехов с левым зеркалом осторожно пробуйте с правым, так как угол между продольной осью автомобиля и линией проведенной через место водителя и правое зеркало гораздо больше. Потом зеркала можно чередовать.

После успешных попыток контроля переднего автомобиля во время начала движения и в движении, пробуем увидеть очень важный момент. Момент, когда впереди загорятся стоп-сигналы. Перед началом выполнения упражнения вы должны убедиться в исправности стоп-сигналов у переднего автомобиля.

Легче начать при подъезде к перекрестку, где уже горит красный сигнал светофора. Отведите взгляд в сторону или перенесите его на любой другой объект (автомобиль в соседнем ряду; автомобиль впереди автомашины, движущейся перед вами; пешеход на тротуаре, дорожный знак и т.п.). Сконцентрируйте внимание на переднем автомобиле и, когда у него полыхнут красные огни, вы незамедлительно начнете снижение скорости. Когда ваша правая нога быстрым ястребом летит с педали газа на педаль тормоза, ваши зоркие глаза смотрят на передний автомобиль, после взгляд устремляется к центральному зеркалу, которое находится над вашей головой (нужно убедиться, что сзади все спокойно). Задержавшись в нем на мгновение, снова смотрим на передний автомобиль и, плавно останавливаясь, пробуем отводить взгляд в сторону или переносить его на другой объект. Если чувствуете, что теряете контроль над передним автомобилем, возвращайте взгляд на него.

Когда подъезжаете к светофору в гордом одиночестве, тоже времени зря не теряйте. Пробуйте это же упражнение, только вместо стоп-сигналов концентрируйте свое внимание на сигнале светофора. Увидев своим прекрасно натренированным боковым зрением момент, когда начал мигать зеленый сигнал светофора, вы должны снижать скорость.

Хорошей тренировкой бокового зрения является так же движение по кругу. Задача: сделать три - четыре оборота без перерыва, стараясь контролировать как можно больше объектов сбоку, сзади и впереди. Сначала прижмитесь левой стороной к бордюру, исключив наличие соседа слева. Помните, двигаться по криволинейной траектории на одном уровне с другим автомобилем опасно. Лучше держаться позади. Когда почувствуете уверенность в своих силах, можете оставить место «левому» соседу.

Еще раз напоминаем, вы просто управляете своим автомобилем, но пытаетесь заставить себя замечать любое движение или сигнал и видеть как можно больше объектов вокруг себя. Задача научится контролировать наличие и поведение нескольких объектов одновременно, при этом на один объект вы смотрите, а другой (другие) контролируете боковым зрением.

Боковое зрение (его еще называют периферическим) – это способность воспринимать предметы, находящиеся в стороне от прямого взгляда. Объекты, воспринимаемые боковым зрением, отбрасывают свет на периферию сетчатки, поэтому человек способен определить наиболее ярко выраженные их свойства, хотя и не видит их четко.

Для чего нужно тренировать боковое зрение? Во-первых, это повышает общую работоспособность мозга, во-вторых, помогает лучше ориентироваться в пространстве, в-третьих, способствует формированию навыка скорочтения. Кроме того, хорошее боковое зрение необходимо для водителей, спортсменов, работников силовых структур, военных и т.д. Даже если природа не наградила вас возможностью хорошо различать предметы вне поля прямого взгляда, комплекс специальных упражнений поможет исправить ситуацию.

  1. Зафиксируйте взгляд на определенной точке, находящейся на уровне Ваших глаз. Теперь постарайтесь различить предметы, находящиеся по сторонам от нее.
  2. Возьмите в руки по карандашу и выберите на стене предмет, находящийся на расстоянии 3 м от глаз. Зафиксируйте взглядом центральный предмет, карандаши расположите по бокам от него. Далее постепенно разводите карандаши в стороны, при этом их изображение будет раздваиваться. Продолжайте упражнение, перемещая карандаши произвольно и продолжая фокусироваться.
  3. Возьмите в руки карандаши, фокусируя на них взгляд, медленно разведите их в стороны, насколько сможете. Далее поднимайте правый карандаш вверх и следите за ним правым глазом. А левый опускайте вниз, наблюдая за ним периферическим зрением левого глаза. Затем снова сведите карандаши в центр. После этого карандаш, находящийся в правой руке, ведите по диагонали вверх и влево, а карандаш левой руки – вниз и вправо, следите за ними периферическим зрением. Затем так же медленно сведите карандаши обратно в центр.
  4. Распечатайте или нарисуйте разными цветами на листах бумаги крупные цифры или буквы. Сядьте на стул и положите листы возле себя, поочередно поднимайте их так, чтобы они были расположены в поле бокового зрения, попытайтесь различить, что на них нарисовано. Постепенно увеличивайте угол обзора. После того, как Вы научитесь различать разноцветные цифры или буквы, сделайте карточки меньшего размера и проделывайте это упражнение до тех пор, пока не научитесь различать достаточно мелкие шрифты.
  5. Следующее упражнение лучше всего выполнять вне дома, например, в общественном транспорте. Зафиксируйте в центральном поле зрения предмет, расположенный на уровне глаз. Далее, продолжая удерживать его в поле зрения, выберете еще одну точку и зафиксируйте ее боковым зрением. Далее – еще одну, и т.д. Развивайте навык до тех пор, пока одновременно сможете концентрироваться на 6-8 предметах, часть из них при этом может двигаться.
  6. Два карандаша расположите на уровне глаз на расстоянии 30 см. Рисуем в воздухе воображаемые круги сначала в одну, потом в другую сторону. Взгляд должен быть расфокусирован вдаль.
  7. Стоя на ногах, взгляд прямой, расфокусированный. Постарайтесь уловить боковым зрением объекты, расположенные справа и слева от вас, переводите периферический взгляд (не двигая зрачками) из стороны в сторону.
  8. Найдите в газете узкую колонку и прочертите сверху вниз яркую линию по центру. Постарайтесь прочитать текст по диагонали, не двигая зрачками.
  9. Сядьте в кресло или на диван, ладонь поместите над носом так, чтобы закрыть центральную область для обзора. Для большей эффективности упражнения можно сделать специальную маску из подручных средств. Время, необходимое для этого упражнения – 1 час. Первые 20 минут проведите в маске, вторые – без нее, и последние 20 минут – снова в маске, занимайтесь при этом своими обычными домашними делами.
  10. Прогуливаясь по улице, старайтесь сконцентрировать снимание на трещинах и объектах на асфальте, взгляд при этом направлен вперед, на дорогу.

В первое время выполнение упражнений по развитию бокового зрения может показаться вам слишком утомительным. Приучать глаза к упражнениям следует постепенно, начиная с 15 минут в день. Между упражнениями делайте паузы, если чувствуете, что глаза болят, поморгайте, сделайте передышку.

Мало кто знает, что такое периферическое зрение. И лишь единицы людей пользуются им ежедневно. А ведь с помощью периферического зрения можно расширить границы видения окружающего мира. Та область картинки, которая находится по краям поля обзора, и является периферией. За четкость ее изображения отвечают периферические отделы сетчатки глаза. Основным показателем продуктивности такого зрения является угол обзора человека. Он включает в себя ту часть пространства, которую охватывает человеческое зрение при неподвижном фиксировании взгляда на предмете. Основной функцией периферического зрения считается ориентация в пространстве.

Взгляните на какой-нибудь предмет и отметьте, сколько информации вы получили за одну секунду обо всех видимых объектах. А теперь представьте, сколько всего нового вы для себя откроете, если сможете видеть предметы, находящиеся за областью фактического видения. О том, как можно развить такую полезную способность, поговорим далее.

Плюсы периферического зрения

Развивая свою функциональную область зрения, вы сможете быстро и в большем объеме воспринимать информацию. Умение видеть периферию пригодится фотографам, водителям, и просто тем людям, которые стремятся ко всему новому и интересному. Кроме того, в экстремальной ситуации периферическое зрение может спасти вам жизнь, ведь способность вовремя увидеть опасность позволит предотвратить тяжелые последствия. С помощью такого зрения вы сможете легче ориентироваться в пространстве.

Как развить периферическое зрение?

Оказывается, сделать это не так уж и сложно. Все, что от вас требуется, - ежедневно уделять внимание простой и очень эффективной гимнастике для глаз . Упражнения для развития периферического зрения выглядят следующим образом:

  1. Идя по тротуару и глядя строго вперед, считайте трещины в асфальте. Это упражнение важно для велосипедистов и мотоциклистов, потому что учит собирать информацию, не отрывая взгляд от дороги.
  2. Глядя на толпу, сфокусируйте взгляд на одной точке. Отслеживайте движения людей, не переводя глаза. Это упражнение полезно для тех, кто часто ездит по оживленным улицам, потому что учит видеть других участников движения, не отводя взгляда от дороги.
  3. Возьмите книгу, резко откройте ее и мгновенно закройте. Что вы успели прочесть? Сколько картинок вы успели увидеть? Это упражнение помогает быстро усваивать информацию, что особенно полезно при выезде на оживленную улицу и проверке ситуации сзади с помощью зеркал или взгляда через плечо.
  4. Возьмите по карандашу в каждую руку и держите их на расстоянии 30 см перед глазами. Смотрите вдаль как бы сквозь эти предметы, не сосредотачивая взгляд непосредственно на них. Очень медленно передвигайте карандаши в стороны от глаз настолько, чтобы видеть их периферическим зрением. Повторите упражнение вперед и в стороны не менее 10 раз, затем передвигайте карандаш в правой руке по направлению вверх, а в левой - вниз. Двигайте канцелярский предмет в правой руке по диагонали вверх, в левой руке - по диагонали вниз, используя боковое зрение. Поменяйте направление. Теперь правая рука двигает карандаш по диагонали вниз, левая - по диагонали вверх. Каждое из упражнений повторите 10 раз. В завершение расположите карандаши на расстоянии 30 см прямо перед собой и, смотря на них, описывайте глазами окружности. Сначала двигайтесь 10 раз по часовой стрелке, затем столько же в обратном направлении.
  5. Существуют специальные таблицы для развития периферического зрения, иначе называемые таблицами Шульте. Основной их задачей является заставить вас фокусировать взгляд не по центральной точке визуального экрана, как в игре от первого лица, а осознанно, как бы перемещая курсор по всей области поля. Эти таблицы бывают разной сложности, начиная с девяти ячеек. В ячейках в произвольном порядке записаны цифры от 1 до 9. Ваша задача состоит в том, чтобы, глядя на красную точку в центральной ячейке, сосчитать все цифры по порядку. После того как вы освоите простые упражнения, переходите к следующей таблице - сложностью в 25 и более ячеек.
  6. Итак, мы выяснили, что периферическое зрение дает нам возможность получать и запоминать большее количество информации; улучшает скорость чтения; помогает в стрессовых ситуациях; позволяет лучше ориентироваться в пространстве. Поэтому разрабатывать такую уникальную способность не помешает никому.

    Удачи вам и прекрасных результатов!

О боковом зрении спортсмена

Баскетболист стремительно прорывается к щиту. Защита противника не дает ему возможности пройти. Нападающий высоко прыгает, смотрит на кольцо (без этого, как правило, невозможно сделать результативный бросок!), замахивается и... отдает мяч своему партнеру, тоже проходящему под щит. Бросок. Два очка!
На ринге - боксеры. Оба внимательно смотрят в лицо друг другу. Один из боксеров наносит резкий удар правой рукой. Но его перчатка поразила... пустое место, ибо соперник увидел направление удара и ловко от него уклонился.
Теннисист направляет сильный удар к задней линии площадки и выходит к сетке. Его противник, внимательно следя за полетом мяча, быстро перемещается к месту его предполагаемого отскока. Увидев, что соперник вышел к сетке, игрок выполняет высокую «свечу». Выход к сетке не принес успеха!

Что же позволяет баскетболисту, смотревшему на кольцо, увидеть проход своего партнера под щит? Что помогает боксеру, наблюдавшему за лицом соперника, уловить движение его руки, а теннисисту, следящему за полетом мяча, заметить, куда перемещается противник?
Во всех этих примерах мы встречаемся с одним и тем же явлением - спортсмены устремили взор на определенное место (например, баскетбольное кольцо), но одновременно от них не ускользает и то, что находится в стороне. Это возможно благодаря важной особенности нашего зрения. Она называется боковым (периферическим) зрением.

Хорошо развитое периферическое зрение - существенный фактор успеха во многих видах спорта.
Чтобы лучше уяснить сущность бокового зрения, напомним об особенностях строения сетчатки - самой глубинной оболочки глаза. Сетчатка состоит из множества дифференцированных по своему строению и назначению нервных клеток, в том числе и таких, которые выполняют светочувствительную функцию. Эти клетки называются (по своей форме) «палочки» и «колбочки». Благодаря таким клеткам глаз получает способность воспринимать свет, форму предметов и цвет. Палочки более чувствительны к свету, чем колбочки. В свою очередь, колбочки являются носителями цветного зрения и обладают способностью к восприятию форм. Распределение палочек и колбочек по сетчатке неравномерно: в боковых отделах преобладают палочки, в средней части - колбочки.

Глазное яблоко имеет, как известно, сферическую форму. В области заднего полюса глаза находится так называемое желтое пятно - наиболее чувствительная к восприятию формы часть сетчатки. Желтое пятно резко отличается от всей остальной сетчатки; в нем расположены преимущественно колбочки, а центральная его часть состоит исключительно из колбочек. Этот участок сетчатки имеет самые утонченные кол-бочковые элементы и обладает самой высокой остротой зрения.

Обычным раздражителем сетчатки является свет. Зрительный акт начинается с того, что свет, пройдя через светопреломляющую среду глаза,-воздействует на сетчатку. Нервное раздражение, возникшее в палочках и колбочках, передается зрительным центрам в затылочную долю мозга, где уже и возникает ощущение. Однако это ощущение различно, в зависимости от того, какой участок сетчатки раздражается. Если изображение падает на область желтого пятна (в частности на ее центральную ямку), мы отчетливо видим мельчайшие дзтали предмета. Такое зрение называется центральным. Если же световое лучи падают на периферические отделы сетчатки, они вызывают менее отчетливое изображение, и такое зрение называется периферическим (боковым). Центральное зрение необходимо для различения деталей предметов, периферическое - для ориентировки в пространстве.
Специальные упражнения для тренировки периферического зрения могут значительно повысить его чувствительность.

Золотое правило волейбола гласит: «Взор игрока все время должен быть направлен на мяч!» Возможно только одно исключение из этого правила: в момент удара блокирующий должен в прыжке следить за действиями нападающего. Если волейболист, выполняющий тот или иной прием, нарушит это правило, мяч будет проигран.
Некоторые волейболисты непосредственно перед выполнением приема смотрят на площадку противника. Может показаться, что это хорошо, так как последующие действия игрока будут строиться на основе того, что он видит. И если затем такому игроку действительно удается провести хороший удар, он может решить, что и впредь все внимание нужно направлять на площадку соперников. На самом же деле это далеко не так!
Эффект достигнут игроком лишь внешний, а на самом деле качество выполнения приема ухудшилось. Резко уменьшается время на подготовку игрока к выполнению приема, значительно хуже становится координация движений. К тому же противник свои основные перемещения и действия выполняет в момент, непосредственно предшествующий выполнению того или иного приема. Смотреть в этот миг на площадку противника некогда, надо смотреть на мяч! Но тем не менее действия противника надо оценить, чтобы предпринять успешные контрмеры. Как же это сделать? Как осуществить контроль за противником, одновременно смотря на мяч? При помощи периферического зрения.

Но, разумеется, еще до подачи необходимо оценить расстановку игроков противника и в соответствии с этим принимать тактически правильное решение.
Вот несколько примеров таких решений.
Нападающий получает первую передачу на удар в зону 4. До подачи он определил, что у противника в зоне 3 расположен сильнейший блокирующий, а в зоне 2 -менее опасный. Предварительное тактическое решение намечалось такое: удар проводить по зоне слабейшего блокирующего. Однако в момент прыжка нападающий за счет периферического зрения увидел, что оба блокирующих приняли участие в блоке и выполнили его качественно. Тогда игрок выполняет откидку одному из своих партнеров, который получает возможность провести удар против одиночного блока. Так предварительное решение было коренным образом изменено данными, полученными за счет хорошо развитого периферического зрения. Действия игрока тактически оправданы.
Второй пример. Игрок зоны 3 еще до подачи определил, что слабейший блокирующий противника в данной расстановке располагается в зоне 4. Следовательно, выгоднее всего нападение вести через своего правого нападающего. Противник сделал сильную подачу. Принимая ее с падением, игрок зоны 2 направил передачу в зону 3, но встать и подготовиться к нападающему удару не успел. Видя это (опять-таки за счет периферического зрения!), средний нападающий направляет передачу на удар в зону 4.

Еще один пример. У противника на передней линии находятся трое блокирующих, примерно равные по силе. Игрок, выходящий с задней линии на переднюю для передачи мяча, получая пас, умело имитирует передачу в зону 2. Это увлекает двух блокирующих к этой зоне. Увидев боковым зрением их пеое.«е-щения, выходящий игрок выполняет передачу на удар левому нападающему которому будет противопоставлен лишь одиночный блок.
Словом, периферическое зрение играет важную роль, позволяя игрокам правильно оценивать игровую сбстановку и тактически грамотно выполня^» пс**-емы в соответствии с этой обстановкой Наибольшее значение бокового зрения проявляется при передаче мв-а -а-а-дающем ударе, проведении та
Выполняя передачу, волейболист за счет бокового зрения ориентир7е*-ся в том, как он сам расположен по отно_е-нию к сетке, к нападающему, которому надо направить передачу. Вь.пог-яя асе нападающий удар, игрок за сьв-" бокового зрения выбирает место толчка по отношению к сетке. Все это показываем что периферическое зрение - действ тельно одна из основ высокого -а*-- веского мастерства.

Упражнения для тренировки бокового зрения должны занять достойное место 8 учебной работе волейболистов.
Вот несколько подготовительных упражнений.
1. Игроки построились в две шеренги. У каждого в руке волейбольный (баскетбольный) мяч. По сигналу тренера он подбрасывают и ловят мяч, на глядя на него. 8 последующих уроках высота подбрасывания постепенно увеличивается.
2. Упражнение такого же типа, но игроки перебрасывают мяч из руки в руку.
3. Аналогичное предыдущему упражнение выполняется теннисным мячом.
4. Игроки располагаются в двух-трех шагах от гладкой стенки. У каждого - мяч. Не глядя на мяч, игроки ударяют им о стенку и ловят. Постепенно расстояние до стенки увеличивается.
5. Перебрасывание и ловля мяча в парах, не глядя на мяч. Это упражнение выполняется двумя руками, затем одной. В последующих уроках расстояние между игроками увеличивается.
6. Игроки делятся на тройки. Для каждой тройки на площадке чертится круг диаметром в один метр. На расстоянии 2-3 метров от круга располагаются два игрока. Один из них выполняет верхнюю передачу на партнера, который должен выполнить высокую ответную передачу так, чтобы мяч ушел в круг. Третий игрок, после удара мяча о пол, выполняет верхнюю передачу на первого игрока. Как только кто-либо не попадет мячом в круг, игроки меняются местами. На следующих уроках можно менять расположение игроков по отношению к кругу (ставить их справа, слева).

7. Игроки располагаются в метре от гладкой стенки (см. рис.). На высоте двух метров от пела на стенке чертится круг д**ме~ром йЛ ме~ре. а в стороне от него, -а ресстояммя одного ме*ра, на-носится мамшп ируиця. Первый игрок ш«- верхние передачи е большой круг спа-ала смотря иа мяч, а затем геоемося свой взор на маленький кружок, ""осте ошибки (игрок из попал в кру- м»ч на землю), упражнение вь~о*-*е- следующий игрок. Это упражнение -е соответствует по своему характеру -"рееей обстановке (волейболист во время и-ры должен смотреть на мяч), но с-э является одним из способов трен-сов»- периферического зрения.
- “3 баскетбольной площадке игро-** располагаются в две шеренги, так, -~с6ы первые игроки в шеренгах находились на.ровне линии штрафного броска (6с«ом к щиту). Один из игроков песвсй пары выполняет верхнюю переда-. -а своего партнера, а тот, нэ поворачиваясь лицом к щиту, верхней передачей старается попасть в кольцо За-’«** то же делает следующий игрок и д- Упражнение можно проводить в виде соревнования - кто больше мячей забросит в кольцо (из 10 попыток).
9. Игроки в парах, посылая мяч друг другу верхними передачами, перемещаются по контурам площадки, проходя с мячом под сетку и преодолэвая другие препятствия: гимнастические скамейки, «коридоры» из стульев и т. д.
Игроки движутся сначала по часовой стрелке, затем - против нее.
10. Игроки становятся в колонну по одному на расстоянии 3-4 метров от баскетбольного щита и под небол.ы- *-углом к нему. Тренер находится на расстоянии одного метра за кольцом. О-располагается так, чтобы находиться мв продолжении прямой линии между »*--роками и кольцом. По сигналу тренера первый игрок, глядя на кольцо, подбегает к щиту и делает высокий прьжок. Если тренер поднял обе руки вверх (блок!), игрок должен имитировать откидку в прыжке, если же этого движения тренер не сделал, надо пальцами достать кольцо.

Далее следуют более сложные, специальные упражнения.
1. Игроки располагаются попарно: один у сетки, второй - на шаг от него в глубь площадки. Оба игрока находятся несколько под углом по отношению к сетке. Задний игрок выполняет верхние передачи на удар игроку, стоящему у сетки, который, в свою очередь, делает передачу в обратном направлении. Задний игрок, выполнив передачу, удаляется с исходной позиции назад и в сторону, постепенно доходя до лицевой линии и возвращаясь обратно. Эти перемещения должны учитываться игроком, стоящим у сетки. Последний стремится точно выполнять передачи заднему игроку.
2. Игроки в трех колоннах в зонах 6, 4 и 2. Игрок зоны 6 выполняет первую передачу на удар в зону 4. Игрок этой зоны без прыжка делает вторую передачу на удар в зону 2. Правый нападающий направляет мяч в зону 6. В этот момент левый нападающий меняет свое место: уходит к краю сетки или перемещается ближе к ее середине. Игрок зоны 6 получает передачу из зоны 2, располагаясь лицом к этой зоне. Оставаясь в этом положении, он должен за счет периферического зрения разобраться в характере перемещений игрока зоны 4 и выполнить ему точную скрытую передачу на удар (без поворота туловища в его сторону). После выполнения передачи игроки перемещаются в «хвост» другой колонны (по часовой стрелке).
3. Аналогичное упражнение, но направление движения мяча обратное - вторая передача из зоны 2 в зону 4, из зоны 4 в зону 6 и из зоны 6 скрытая передача на удар в зону 2. В момент передачи из зоны 4 в зону 6 правый нападающий выбирает исходное место для удара по своему усмотрению.
4. Игроки располагаются в зонах 2, 3, 4. Тренер по очереди бросает игрокам мячи так, чтобы они принимали их в падении. Например, мяч принимает с падением игрок зоны 3 и направляет его в зону 2. Если средний нападающий успевает встать и приготовиться к удару, игрок зоны 2 должен выполнить передачу на удар в его сторону, если же не успевает- передача на удар должна быть произведена в зону 4. Упражнение выполняется с ударом и противодействием одиночного блока (на другой стороне площадки располагаются трое блокирующих).
5. Игроки располагаются в колонну по одному в зоне 3. В зоне 2 находится передающий игрок. Передача на удар сразу выполняется в зону 2. В этот момент средний нападающий по своему усмотрению выходит для удара с откидки за голову или перед игроком. Откидывающий игрок должен периферическим зрением увидеть направление разбега своего партнера и выполнить в нужном направлении откидку. Перемещения игроков: нападающие после удара уходят в зону 2, игроки этой зоны в конец колонны нападающих.
6. По одну сторону сетки располагаются трое блокирующих, по другую - трое нападающих и игрок зонь1 1, выходящий с задней линии на переднюю для передачи мяча. Средний нападающий выполняет передачу в зону 2, куда перемещается выходящий. В этот момент средний блокирующий по своему усмотрению подтягивается к зоне 2 или 4. Выходящий игрок должен увидеть это и выполнить передачу на удар в зону, где остался один блокирующий.
Такое упражнение целесообразно применять не только для выходящих, но и для тренировки всех игроков команды, чт"обы с ни научились хорошо оценивать расположение блокирующих игроков противника.
7. В зоне 3 располагаются игроки в колонне по одному. Первый игрок в колонне находится у сетки в исходном положении для блокирования. По другую сторону сетки находятся три игрока задней линии. Тренер бросает встречный мяч игроку, стоящему у сетки. В этот момент один из игроков задней линии выполняет без мяча падение на грудь. Нападающий должен увидеть незащищенную зону и провести в этом направлении удар. Расположенный ближе к направлению удара игрок задней линии должен принять мяч. Затем упражнение выполняет следующий игрок.
8. Одна группа игроков в зоне 3, вторая - в зоне 2, третья - в зоне 4 с противоположной стороны площадки (блокирующие). Игрок зоны 3 выполняет передачу сразу на удар в зону 2. Игрок этой зоны, если блокирующий не прыгнул на блок, должен произвести напа-
дающий удар, а если блок состоялся - выполнить откидку в зону 3. На первых занятиях блокирующие при выполнении таких упражнений должны поднимать руки вверх только тогда, когда они решили прыгать на блок. Со временем, когда у игроков разовьется периферическое зрение и они хорошо будут различать действия блокирующих, можно разрешать имитацию блока (приседание для прыжка, поднятие рук вверх и т. д). В последующих уроках рекомендуется выполнять такое же упражнение в зонах 3 и 4.
9. Аналогичное упражнение, но против двойного блока. Если на блок прыгнули два игрока, нападающий должен сделать откидку, а при одном блокирующем -проводить нападающий удар.
10. На одной стороне площадки нападающие в зоне 4, передающие игроки в зоне 3. На другой стороне - три игрока задней линии. В момент передачи на удар игрок зоны 6 выбирает по своему усмотрению место для страховки - у лицевой линии или в зоне нападения. Нападающий должен учитывать характер этих перемещений. Например, если страхующий занял исходное положение у лицевой линии, нападающий должен произвести обманный удар в зону 3. Если исходное положение страхующего в зоне нападения, надо произвести нападающий удар по задней части зоны 6.
В последующем рекомендуется проводить такие же упражнения в зонах 2 и 3. Затем эти же упражнения проводятся против одиночного и группового блока.

Функционирование зрительной системы человека определяется деятельностью двух видов фоторецепторов - палочек и колбочек. Она устроена так, что в «обычном режиме» (без концентрации взгляда в определенном месте) сектор обзора измеряется примерной цифрой в 120. Этот сектор просматривается в общих деталях, без подробностей (например, вы смотрите на парковый ландшафт, видите скамейки, деревья, но не различаете их породы). Но стоит присмотреться к одному из деревьев, чтобы узнать в нем, к примеру, дуб, как все остальные детали выпадают из сектора обзора. Так работает центральное зрение, за работу которого в сложной системе глаза отвечают колбочки.

Центральное зрение позволяет определить следующие функции предмета:

  • форма;
  • цвет;
  • размер;
  • яркость.

Все то, что выпадает из поля зрения при концентрации на предмете, но обозримо в общем режиме - результат работы второго вида фоторецепторов, палочек. Его принято называть периферическим зрением. Оба этих вида - центральное и периферическое вместе формируют процесс психофизиологической обработки предметов, окружающих нас и, взаимодействуя, обеспечивают получение основной информации о них - размеры, формы, расположение предметов относительно друг друга и т.д.

Зачем нужно расширять поле зрения?

Периферическое зрение не позволяет определять точные формы и оттенки предметов - человек видит все в общих чертах. Чем дальше предметы из поля обзора находятся от точки, в которой фокусируется взгляд (в нашем примере это дуб), тем размытее их границы. Таким образом зрительная система формирует приоритетную точку обзора. В мозг в первую очередь поступает информация именно о тех предметах, которые находятся в этой точке и ближе всего к ней. Если бы мозг в одинаковой степени «считывал» информацию о всех объектах, присутствующих в поле зрения, это дало бы слишком большую нагрузку на сознание и подсознание.

Поле обзора периферического зрения и его качество - величины изменяющиеся. Их можно значительно повысить, если целенаправленно тренировать периферическое зрение. Выгоды, которое дает его развитие, неоспоримы. «Прокачка» периферического зрения позволяет расширить рамки обзора, что влияет на объем информации, поступающей в мозг за одну фиксацию взгляда.

В первую очередь она будет полезна школьникам, студентам, и всем, кто по роду деятельности имеет дело с текстовой подачей информации. Давно сформировалась т.н. методика скорочтения - значительное повышение объемов обработки текстов при использовании специальных методов восприятия информации. Овладевший скорочтением человек способен читать и, что немаловажно, усваивать, до 500 слов в минуту (скорость чтения среднестатистического человека составляет максимум 180 слов). Суть методики заключается в уменьшении количества фиксаций («захватов» взглядов на одной строке текста). Не натренированный в скорочтении человек видит и воспринимает только те слова, которые находятся в середине строки. Остальные находятся в «темной зоне», и для их восприятия нужен очередной «захват». Скорочтение же позволяет свести количество захватов до минимума - фокусируя внимание на центре строки, читатель видит и воспринимает все слова в ней.

Развитое периферическое зрение может сослужить хорошую службу и вне области текстов, позволяя лучше ориентироваться в окружающем пространстве. Так, у шаолиньских мастеров боевых искусств оно отточено до максимума.

Тибетская методика развития периферического зрения

Другие названия этой методики - астральная и «метод ясного зрения». С помощью элементарных упражнений, которые легко выполнять и дома, и на работе, можно добиться значительных успехов в развитии периферического зрения. Результат можно оцентить уже после месяца регулярных тренировок. Главный инструмент тибетской методики яснозрения - обычный карандаш. Схема тренировки остается неизменной, остается лишь наблюдать, насколько четче и острее становится боковое зрение.

  1. Возьмите в каждую руку по карандашу, и, держа их вертикально, сложите вместе. Карандаши должны находиться на уровне глаз на расстоянии в 30 см от лица. Сконцентрируйте взгляд на каком-либо предмете позади их. Карандаши должны находится на периферии обзора и в начале тренировок их контуры будут расплывчатыми.
  2. Медленно отодвиньте карандаши друг от друга, разводя руки в стороны на том же уровне. Увеличивайте расстояние до тех пор, пока карандаши не окажутся по правую и левую границу поля зрения.
  3. Снова медленно сведите руки, пока карандаши не окажутся в исходной позиции. Не стремитесь сделать это быстрее, неторопливость - залог эффективности именно этой тренировки. При всех манипуляциях продолжайте смотреть на тот же предмет, что и в начале упражнения, очень важно не переводить фокус на карандаши или руки. Повторите сведение-разведение не менее 10 раз.
  4. Верните карандаши в исходную позицию. Медленно опускайте одну руку с карандашом вниз, а вторую поднимайте вверх, пока они не достигнут верхней и нижней границы сектора обозрения. Зрение, как и в предыдущем случае, фокусируется на предмете вдали. Повторите не менее 10 раз.
  5. Из исходной позиции двигайте правую руку с карандашом по диагонали вверх, левую - вниз до тех пор, пока они не достигнут границ обзора. После 10 повторов смените направление - левая рука двигается вверх, правая вниз.
  6. Последнее упражнение - верните карандаши в исходную позицию и, не передвигая их, мысленно заключите их в окружность. Очертите взглядом эту воображаемую окружность сначала по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Повторять не менее 10 раз. Помним, что взгляд не должен фокусироваться на карандашах!

В комплексе эти упражнения позволяют тренировать периферическое зрение по всем направлениям. В начале тренировок очертания карандашей будут размытыми, но с каждым днем вы будете видеть их все четче и четче.

Еще один простой и эффективный способ повысить остроту бокового зрения, подаренный тибетцами - т.н. тибетский графический символ. Можно тренироваться, созерцая данный символ на экране компьютера, но проще распечатать его в хорошем разрешении.

  1. Исходное положение - сесть на стул, спина прямая, мышцы спины расслаблены. Символ находится на расстоянии 15 см на уровне глаз.
  2. Сложите ладони вместе в форме чаши и мягко положите на область вокруг глаз, не касаясь глазных яблок, на 60 секунд. Затем уберите руки от глаз.
  3. Глядя на символ, совершайте круговые движения глазами, заключая его в окружность ЗА отмеченными на рисунке точками. Рисуйте окружность сначала по часовой стрелке в течение 30 секунд, затем против часовой стрелки в течение того же времени.
  4. Визуально наложите на символ циферблат часов (точки должны встать на местах цифр 12, 2, 4, 6,8 и 10). Перемещайте взгляд по диагонали с точками «2» на «8» в течение 30 секунд, затем повторите то же самое с точками «4» и «10».
  5. Поморгайте несколько раз и накройте глаза ладонями. Тренировка с символом завершена.

Если вы носите , во время тренировок периферийного зрения их необходимо снимать. Регулярное использование вышеописанных тибетских методик позволяет добиться не только значительного повышения остроты зрения, но и основательно укрепить мышцы глаза.

Волшебные таблицы Шульте

В настоящее время самой популярной методикой развития периферического зрения считается работа с таблицами Шульте. Их применяли для обучения скорочтению десятилетия назад, однако до сих пор альтернатива по эффективности этой простой методике не найдена.

Стандартная таблица Шульте представляет собой квадрат, разделенный на ячейки 5х5, в которых в хаотичной последовательности заключены числа от 1 до 25. Суть работы с ней - найти все числа в нужной последовательности как можно быстрее. Акцент в выполнении данного упражнения заключается именно во времени, которое затрачивается на поиск чисел - по мере развития периферического зрения оно сокращается. Если в начале работы с таблицами Шульте взгляд фокусируется на каждой из 25 цифр, то по мере продвижения точка фиксации взгляда находится в центре таблицы, остальные цифры легко определяются периферическим зрением. Горизонтальные и вертикальные движения глазами практически отсутствуют.

Особенности правильной работы с таблицами

  1. Упражнения лучше выполнять в сидячем положении, в хорошо освещенном помещении. Оптимальное расстояние, на котором размещена таблица - 45-50 см.
  2. Избегайте артикуляции (найденные числа нужно отмечать в уме, не проговаривая их вслух и даже не шевеля губами). Взгляд должен быть единственным способом фиксации цифр в таблице. Поначалу это может казаться сложновыполнимой задачей, однако уже после небольшого опыта работы с таблицами Шульте вы сможете легко обходиться без артикуляции.
  3. Систематичность - залог успеха. Ощутимый результат дают регулярные тренировки частотой минимум 3 раза в неделю (в начале работы можно выполнять упражнения ежедневно). Тренировке с таблицами нужно уделять не менее 20-30 минут - от одного «прохождения» таблички особого эффекта не будет. Перенапрягаться тоже не стоит - если вы чувствуете, что во время тренировки глаза начинают болеть, слезиться, ее лучше отложить на несколько часов или на другой день.
  4. Так же, как и с тибетским графическим символом, с таблицами Шульте можно упражняться непосредственно на экране компьютера. Существуют специальные онлайн программы, позволяющие генерировать такие таблицы в неограниченном количестве.

В классической таблице Шульте 25 ячеек с цифрами, расположенные на белом фоне. Но есть и другие разновидности этого простого зрительного тренажера, предназначенные для тех, кто достиг определенных успехов в работе с классической таблицей:

  • сетки Шульте 10х10 (цифры от 1 до 100);
  • разноцветные таблицы (ячейки окрашены в разные цвета);
  • буквенные матрицы (вместо цифр в таблице нужно искать буквы русского, английского, латинского и т.д. алфавитов).

Существуют также таблицы Шульте, адаптированные для развития скорочтения у детей. Принцип работы с ними точно такой же, как и с классическими, но они содержат всего 9 ячеек.

Видео -

Другие методы тренировки периферического зрения

Весь окружающий мир, по сути, является большим тренажером для тренировки бокового зрения. Выполнять несложные упражнения можно даже находясь в дороге: старайтесь читать вывески, дорожные знаки и т.п. боковым зрением, не фокусируя на них взгляд.

Еще одно простое и результативное упражнение - наблюдая с определенного расстояния за толпой людей, пытайтесь периферическим зрением следить за движениями каждого из них.

Упражнение для пассажиров (выполнять его целесообразно, когда вы путешествуете на переднем пассажирском сиденье авто, при этом машина движется по прямой). Сфокусируйте взгляд на любом объекте, расположенном на значительном расстоянии (дерево, здание и т.п.). Как только концентрация взгляда станет достаточной, чтобы различить детали, сразу переведите взгляд влево, на другой объект и фокусируйтесь уже на нем. На некоторое время фокус взгляда раздваивается - вы продолжаете четко видеть и первый, и второй объекты.

Главным плюсом любых способов тренировки периферического зрения, будь то тибетская методика, таблицы Шульте или другие является то, что они работают безотказно - прогресс будет в любом случае. Важно только соблюдать систематичность тренировок и не прерывать их после нескольких занятий, даже если они кажутся легкими и скучными.