Приемы совершенствования техники чтения. Методическое пособие "техника чтения"

Резервы обучения чтению.
Жужжащее чтение. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все уче­ники читают
одновременно вслух, вполголоса.
Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребёнка на парте лежит книга
(художественная книга с закладкой). И любой урок – будь то чтение, русский язык, мате­
матика, труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жуж­
жащего чтения, карандашом отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закры­
вают книгу. И дальше идёт обычный урок.
5 минут за урок. 4 урока в день.5 дней в неделю. 5x4x5=100 (минут)= 1ч.40мин.
Чтение перед сном. Дело в том, последние события дня фиксируются эмоцио­нальной
памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм
привыкает к этому состоянию.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если
ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитает одну – две строчки и
после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически по­лучается,
если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, по­смотрел
картину – отдохнул. Если ребёнок устанет, то можно продолжить читать родите­лям.
Хорошо бы совместить четвёртую и пятую рекомендации, то есть просмотр диа­фильмов
проводить перед сном.
В процессе нашего эксперимента мы формировали навыки беглого сознательного чтения с
помощью комплекса упражнений, учитывающих психолого­физиологическую природу
чтения.
В комплексе упражнений есть такие, которые уже использовали учителя ­ новато­ры, с
которыми мы познакомились в процессе подготовительного этапа, изучая литерату­ру по
данному вопросу. Есть упражнения, которые мы апробируем впервые на экспери­
ментальном классе.
«В педагогических технологиях, как бы сами по себе они не были научно обосно­ваны и
проверены, личностный фактор всегда имеет большое, а иногда определяющее значение. Не
случайно великий педагог В.Г. Белинский заметил, что даже самое старое (т.е. известное)
может выглядеть и быть новым, если вы человек со своим мнением, под­ходом, и ваш
способ выражения и самому старому должен придать характер новизны».
В начале каждого урока – будь то чтение, математика, ИЗО – дети читали 5 минут в
режиме жужжащего чтения. Что дают ежеурочные пятиминутки? 5*4*6= 120. Пять минут
за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю. Недельный тренаж ­ 120 минут. /
Фонетическая зарядка.
Цель:
формирование культуры звуковой речи, то есть четкой артикуляции, правильного дыхания,
чистого произношения; выработка зрительной памяти;
формирование умения сливать звуки в слоги, получать слова, добавляя к слогам
недостающую часть слова; формирование умения слышать звук, что дает воз­можность
абсолютно грамотно писать под диктовку.
Виды упражнений:
Фонетическая зарядка.
Учитель задает детям вопрос, в котором спрашивает о каком­либо действии. Дети

произносят звук. Например: что просит произнести врач, когда осматривает горло? (А – а –
а...) или как дрожат от холода? (В – в – в...).
Игра «Кто больше?».
Цель игры: придумать слова с новым звуком. Например: придумай слова, в кото­рых звук а
был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать) и т.д.
Игра «Кто внимательный?»
Цель игры: узнать новый звук в словах, которые произносить учитель. Например: гусь,
грач, книга, игрушка, грабли.
Помоги слову найти последнюю букву.

Описание игры: учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы.
СЛО З
ГЛА М
СТО К
ГРО Н
КРИ Л
ПЛО Б
ГРИ В
Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитает полу­чившееся
слово.
Слог или слово.
Описание игры: учитель записывает на доске трёхбуквенные слоги и слова. Де­ти должны
как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.
Например:
САД
МАК
РОТ
СОН
ШУМ
КРО
ЛУЧ
ШКИ
НИТ
Каждому слову ­ свой слог
Описание игры: учитель называет слово, дети определяют первый слог, составля­ют его
или находят в кассе букв соответствующую карточку и показывают её.
Оборудование: касса букв и слогов.
Поймай выделенное слово.
Описание игры: на доске в столбик написаны 4 – 5 слов. Рядом с каждым из них за
вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему
по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что раз­

мещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком.
Например:
ЛИСА липа, лиса, лира, лиса, киса
ЛАК лук, лак, сук, мак, рак, лак
ЛАПА липа, лапа, папа, лиса
Слово или не слово
Оборудование: слоговые схемы слов, карточки со словарным материалом.
Описание игры: учитель показывает карточку с написанным на ней словом или бессмыс­
ленным наборов слогов. Дети читают материал, представленный на карточке, и либо кри­
чат »Слово» и поднимают полоску с соответствующей слоговой схемой, если на карточке
окажется слово, либо кричат «Не слово» и не поднимают полоску, если буквенное сочета­
ние на карточке не является словом.
Дежурная буква.
Описание игры: учитель показывает букву, дети хором читают её. По сигналу учи­теля все
записывают печатными буквами слова, которые начинаются с указанной буквы. Через 2 – 3
минуты учитель подаёт сигнал о завершении работы. Выигрывает тот, кто больше написал
слова на заданную букву.
Найди слово.
Описание игры: на доске написаны три столбика слов. Вызванный к доске ученик должен
найти в указанном столбике слово, названное учителем.
Подбери слова.
Оборудование: карточки слов.
Описание игры: на наборном полотне установлены два столбика слов, в первом – имена
существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из
подходящих по смыслу слов.
БАНТ ВЫСОКОЕ
РЕКА СИНИЙ
КНИГА ГЛУБОКАЯ
ДЕРЕВО ИНТЕРЕСНАЯ
Вызванный к доске ученик выставляет очередную пару слов: синий бант, глубокая река,
интересная книга, высокое дерево.
Что изменилось?
Описание игры: на доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга
порядком слогов или букв (например: кони­кино, сон­нос, липа­пила) или буквенным
составом (слон­стон, рак­мак, раки­руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет,
что во втором слове изменилось по сравнению с первым.
Найдём ошибку.
Описание игры: на наборном полотне составлены предложения о том, как подают голос
животные, но названия действий перепутаны: «Корова лает», «Собака мяукает», «Кот
кукарекает», «Петух мычит» и.т.п. вызванный ученик исправляет ошибку в одном
предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по ис­
правлению ошибок продолжает другой ученик.

Читатель «молния».
Описание игры: на доске написаны в столбик 4 – 5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель
на 4 – 5 секунд открывает ширму и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова
прочитанного столбика в той последовательности в которой они были записаны на доске.
Какие буквы надо дописать к словам, чтобы получилось новое слово?
.. лесень..вёкла
.. лакат..калка
.. ровод..колько
..рятки..мелость
Занимательные модели.
_ е _ (мел, сел, лес)
Е_ _ (еда, ели, ела)
Е_ _ _(енот, езда, ерши)
_ е_ _ (леса, села, пела)
Слова ­ невидимки.
Я толстоногий и большой. С_ _ _.
Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С_ _ _.
На мне кузнечики звенят. С_ _ _ .
А я – конечный результат. _ _ _ _.
(Ответ: слон, стон, стог, итог).
Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению воспри­ятия его
содержания.
Темп чтения у младших школьников может замедлять такое явление как регрес­сии.
Мы использовали упражнения, которые устраняют это явление.
Постепенное наращивание слова.
Лес ­ лесок ­ лесник ­ лесоруб ­ лесосплав.
Лист ­ листок ­ листочек ­ листопады.
Чтение слов разновеликим шрифтом.
Сгребали
взДУРилась
ТетеРЕвоЧЕК
Деление слов на слоги//и = линиями.
При = бин = то = вал
При // бин // то // вал.
Превращение слов ­ волшебная цепочка.
Цель игры заключается в замене букв в слове. Например:
зуб ­ куб ­ дуб ­ душ;
Зина ­ Рина ­ рана ­ рама, дама ­ лама ­ мама ­ Маша ­ каша ­ Даша;
коса (коза);
дверь (зверь).

Из одного слова ­ несколько.
Учитель записывает на доске слово. Дети с каждой буквой данного слова приду­мывают
свои слова.
Например: квартира (комната, вагон, автобус, работа, товар, игра, рука, арбуз).
Игры и упражнения сменяются речевыми зарядками. Речевая зарядка вырабаты­вает
четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание. Выразительность еди­ный темп
чтения, память, обогащает речь.
Материалом для речевых зарядок могут быть скороговорки, потешки, четверо­стишия.
Скороговорки читаются сначала молча, только глазами без артикуляции, затем – молча, но
с артикуляцией, громко, но медленно, и, наконец, громко и быстро три раза, с каждым
разом увеличивая темп чтения.
1. По семеро в сани уселись сами.
2. Какая буква часто встречается?
Мед в лесу медведь нашел –
Мало меду, много пчел.
3. Для каких букв эта чистоговорка?
Я – линейка.
ПрЯмота –
ГлавнаЯ моЯ черта.
Большое внимание уделяем использованию силы голоса (громко, тихо, шепотом), причем
показываем усиление или уменьшение силы голоса, темп при помощи рук (спосо­бом
дирижирования).
Виды упражнений:
Чтение шепотом и медленно:
Да – да – да – из трубы бежит вода.
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Ют – ют – ют – очень любим мы уют.
Аш – аш – аш – у Ирины карандаш.
Чтение тихо и умеренно:
Арка – арца арла – арга
Арта – арда арга – аржа
Числовые и буквенные пирамиды.
Цель: фиксация зрения на средней линии или ряде числе и прочтение слогов.
М!а м1а
М_!_о м_2_о
М__!__у м__3__у
М___!___и м___4___и
М____!____е м____5____е
Это упражнение мы давали на начальном этапе обучения чтению. Во 2 и 3 классе при
чтении объемных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо
прочитать с доски, и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для вос­
приятия. Таким образом, решаются две задачи: расширяется поле ясного, видения и пред­

варительное проговаривание трудных слов. Например, в сказке Г.Х. Андерсена «Пятеро из
одного стручка» можно выделить следующие слова, которые трудны для прочтения:
зачер стветь
подбод ривший
распустив шийся
почувст вовали
Читать слова сверху вниз с фиксацией зрения на средней линии.
Немаловажную роль в развитии техники чтения играет оперативная память. Часто можно
наблюдать такую картину: ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов, дочитав
до 3 – 4 слов, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предло­жения, не
может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо поработать над оперативной
памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых
разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.
В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова:
если предложение содержит всего 2 слова «Тает снег» – 8 букв, то последнее предложение
18 набора состоит из 46 букв. На доску выписывается 6 предложений из од­ного набора,
далее высвечивается по одному предложению, ребята в течение определен­ного времени
читают молча это предложение и стараются его запомнить. Время экспо­зиции – 4 – 7
секунд. По истечении этого времени предложение стирается и предлагается ученикам
записать его в тетради. Затем следовала экспозиция, чтение, запоминание и за­пись второго
предложения. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут вре­мени.
Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как почти все дети
успевают запомнить и правильно записать экспонируемые предложения.
Главное условие проведения такой работы – ее систематичность, т.е. зрительные диктанты
должны проводиться ежедневно.
Писали диктант на листочках. На чтение каждого набора уходило в среднем по 3 дня.
Через 60 дней появились первые успехи: дети стали легче усваивать смысл пред­ложений,
охотнее читали.
Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность, во II полугодии 2 класса ввели
динамическое чтение. Это качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а
целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором тек­ста. Динамическое
чтение глазами, слова воспринимаются как картинки.
Виды упражнений.
Найди лишнее слово.
река слон мама
речка лев моль
ручей мак мела
ручка тигр мила
Раздели слова на две группы.
корова заяц ленивый
соловей горох смелый
коза ёжик честный
ворона медведь жадный
овца капуста добрый
сорока волк трусливый
огурец
Чтобы дети читали правильно, с меньшей затратой сил и быстрее овладева­ли разными
приемами чтения, мы составляли памятки, например:

Учись читать правильно:
1. Следи, чтобы глаза двигались построчно.
2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного, если понял его.
3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
4. Старайся понять о чем читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и «про себя».
В ходе работы мы пришли к выводу, что в младшем школьном возрасте не нужны
дополнительные занятия для формирования навыка беглого сознательного чтения. Доста­
точно уроков чтения, на которых умело проводится подобранный комплекс упражнений,
формирующих этот навык.
Класс Приемы работ по развитию техники чтения Цель
1 Фонетическая зарядка
Дыхательная гимнастика
Речевая зарядка
Артикуляционная гимнастика
Фотографирование
Таблицы Шульте
Методика Зайцева ­ Федоренко:
Жужжащее чтение,
многократное чтение,
чтение в темпе скороговорки,
выразительное чтение с переходом на
незнакомый текст.
Щадящее чтение
Чтение перед сном
Ведение читательского дневника родителя­ми. Развитие четкой артикуляции
Правильное дыхание
Чистое произношение
Фонематический слух
Увеличение зрительного поля
Тренировка артикуляционного аппарата, выразительности чте­ния.
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа
Развитие интереса к чтению, стимулирование читательской деятельности
2 Дыхательная гимнастика
Речевая зарядка
Зрительный диктант
Динамическое чтение Развитие интереса к чтению,
стимулирование читательской
деятельности
Развитие оперативной памяти
Развитие вертикального чтения
3
Упражнение «Спринт­чтение»
Таблицы Шульте­Швайко

Все упражнения по методике Зайцева
Ритмическое чтение
Ведение читательских дневников (контроль родителей)
Развитие осмысленности текста
Развитие техники чтения,
повышение темпа чтения
Развитие интереса к чтению,
стимулирование читательской
деятельности
4 Приемы, используемые в 1 – 3 классах
Игра «Волшебная гора»
Чтение как диктор
Самостоятельное ведение дневника
Поиск слова, предложения по заданному на­чалу учителя Развитие техники чтения
Развитие интереса к проверке
чтения
Ориентирование в тексте
Упражнения для развития смысловой стороны чтения.
Выбор вопросов, подходящих к тексту.
Формулирование вопросов.
Ответы на заданные вопросы.
Выбор вопросов, подходящих к иллюстрации.
Рисование диафильмов.
Пантомима.
Драматизация.
Выделение главного.
Объяснение названия.
Выбор из нескольких названий текста наиболее подходящих.
Выбор предложения (слова) из текста, отражающего главную мысль.
Придумывание названия.
Первоначальная задача учителя ­ обеспечить интенсивное совершенствование чтения
учащихся. Младшие школьники должны овладеть целостными приемами чтения, т.е.
чтением словами, способствующим слиянию технической стороны чтения и пониманию
прочитанного в единый процесс, освоить так называемое темповое чтение и к концу
обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с
ориентировочным темпом 90 – 100 слов в минуту и выше.

Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. Жужжащее чтение. Оно было основным элементом при обучении чтению в школе В.А.Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан и применяется во многих школах. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут. Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок. Ежеурочные пятиминутки чтения. Этот резерв был заимствован в школах Монгольской народной республики. У каждого ребенка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование – начинается с того, что дети открывают книгу и пять минут читают по-русски, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

Методика зрительных диктантов Федоренко.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью, так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики. В свое время, это было четверть века назад, была издана брошюра профессора об обучении чтению. К сожалению, тираж ее был очень ограниченным – всего 2000 экземпляров, и поэтому сейчас она стала букинистической редкостью. Поэтому далее я расскажу о методике профессора И.Т. Федоренко, в том числе и о зрительных диктантах. В каждом из 18 диктантов, предложенных профессором, имеются шесть предложений. Особенность их такова: если первое предложение содержит всего два слова – «Тает снег» и 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того, как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определенного времени (время указано для каждого предложения) читают, молча это предложение и стараются запомнить. По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Возможно, кто-то из учеников не запомнит, пусть перепишет у соседа. В следующий раз он постарается запомнить. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях. На шесть предложений обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут времени. Если учитель видит, что слишком многие дети заглядывают к соседям, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст, пишут его самостоятельно, можно переходить к следующему набору. Итак, в среднем на один набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – 54 дня, около двух месяцев. За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами – это уже ничего не дает. И еще одна деталь: если тексты не будут соответствовать по содержанию теме урока, их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю можно подойти к ученику и проверить его результаты. Они всегда свидетельствуют о прибавке в скорости чтения. Это благотворительно сказывается на отношении учеников к тренировке. Следует сказать, что детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае я применяю упражнение «Спринт». К доске выходят несколько учеников (3-5), им предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде учителя они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. При этом упражнении дети учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.



Детская книжка.

Различия в читательском развитии младших школьников столь велики, что изучение личностных особенностей ребенка, индивидуальная работа с конкретным читателем крайне необходимы. Как, по каким критерия выбирают книги младшие школьники? Что хотят найти в книгах? Как помочь им выбрать самое необходимое? Среди ребят младшего возраста свих читателей находят и русская поэзия, и зарубежная литература, книги и музыке и композиторах, об ученых и общественных деятелях. Однако, некоторое предпочтение юные читатели отдают сказкам и приключениям, что можно считать их возрастной особенностью. Чаще других среди любимых книг называют рассказы Н.Носова, А.Гайдара «Чук и Гек», книги о дяде Степе С.Михалкова, «Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верна, русские народные сказки и книги про животных. В нашей библиотеке кроме учебников «чтения» есть дополнительные книги по литературному чтению и творчеству. Все дети готовятся к урокам внеклассного чтения. Самыми любимыми и читаемыми писателями на протяжении многих лет остаются Драгунский, Носов, Чарушин, Снегирев, Пришвин, Барто, Михалков, Чаплина. Также популярными книжками становятся книжки современных писателей: Э. Успенского. Новым элементом, который я разработала сама, стал – ведение индивидуального графика техники чтения. Делается это так: каждому ученику в дневник в начале учебного года я вклеиваю лист с заранее подготовленными линиями, затем дети вместе с родителями вычерчивают график по результатам проверки по месяцам. Красный цвет графика, если стрелка идёт в верх, черная, если стрелка идёт вниз, синяя – ровно. А в классном уголке учитель заполняет таблицу:(4 класс, данные на конец марта, норма 4 класса 100 – 110 слов)Каждый ребёнок видит свой результат в сравнении с другими, появляется дух соревнования «быть лучше», не отстать от других. Урок литературного чтения в четвёртом классе. Тема : Мифы древней Индии. Миф о царе Ушинаре.Цели: познакомить с новым жанром устного народного творчества – миф, совершенствовать технику чтения, развивать речь, учить мыслить, рассуждать, развивать память, внимание, воспитывать доброту и справедливость.Ход урока: 1. Организационный момент.2. Пятиминутное «жужжащее чтение» детской книжки.3. Сообщение темы и цели урока.4. Работа в тетради. Выполнение упражнений по развитию памяти и внимания. Зрительные диктанты Федоренко. (Набор №3) 1. Прилетели птицы. 2. Ярко светит солнце. 3. Лида вытерла доску. 4. Весело бегут ручьи. 5. Подул резкий ветер. 6. Зоя прилежно учится.5. Проверка домашнего задания.Чтение и пересказ подвигов Ер-Таргына из хрестоматии.6. Знакомство с новой темой. 1. Чтения правила, что такое «миф», запись в тетради. 2. Чтение мифа о царе Ушинаре заранее подготовленным учеником. 3. Словарная работа. Слова – жертва, владыка, преданья.4. Чтение обычное.5. Чтение «скороговоркой»6. Работа над текстом. В тетрадь выписать из текста метафоры(доброе сердце) и сравнения (как солнце)7. Проверка восприятия по вопросам к тексту учебника.8. Выразительное чтение текста.7. Выполнение творческого задания:- Подумайте и скажите, как бы вы разрешили спор сокола и голубя.8. Чтение текста на время (1 мин.) Результаты записать, сравнить с ранее полученными.Итог урока : - С каким произведением познакомились?Дом. задание : - пересказ мифа, выучить правило. Урок литературного чтения во втором классе. Тема: М.Аимбетов «Солнце на ладони»Цели: познакомить детей с новым произведением, формировать навыки беглого, осознанного правильного, выразительного чтения и развитой речи, развивать умение понимать содержание прочитанного и работать с текстом, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к профессии хлебороба.Оборудование: серия картинок «Как хлеб на стол пришёл»,секундомер, таблицы с деформированными предложениями.Ход урока : 1. Организационный момент.2. Пятиминутное «жужжащее чтение» детской книжки.3. Сообщение темы и цели урока.4. Разминка:1) Работа над скороговоркойИз под топота копыт пыль по полю летит.На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.2) Работа по развитию речи. Восстановление деформированного предложения. Дети коллективно зачитывают слова:Была, Балхаша, у волшебника, красавица, дочь.Вопрос учителя: Мы с вами прочитали предложение?Ответ: Нет, т.к. эти слова не связаны по смыслу.Детям предлагается восстановить предложение.- Откуда это предложение? (Казахская легенда Или и Каратал).5. Проверка домашнего задания.1)Чтение наизусть стихотворения А. Фета «Ласточки пропали»2)Конкурс на чтение сказки «Путешествие осеннего листочка», используя приём олицетворения.6. Знакомство с новым произведением.1)Вступительное слово учителя.2) Рассматривание серии картинок «Как хлеб на стол пришёл»3) Чтение текста учителем. Для детей задание:прослушать текст и сказать почему он так называется.4) Проверка восприятия:- О чём рассказывается в тексте?- Почему рассказ так называется?5) Словарная работа.- Какие слова и выражения вам непонятны?- Как понимаете такие слова и выражения: жернов, штурвал, страда, ток, хлебороб, пышущая жаром, благословенный хлеб.6)Работа с текстом.Обыкновенное чтение.Чтение «скороговоркой».Упражнение «Спринт».7) Анализ прочитанного текста. Ответы на вопросы учебника.8) Выразительное чтение текста детьми.Подведение итога. - С каким произведением познакомились, кто автор?- Чему учит это произведение?Домашнее задание : выразительно читать и пересказывать рассказ «Солнце на ладони».Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе. Тема : Звуки [ф],[ф"], Буквы Ф, ф.Цели урока : познакомить с новым звуком и буквой, развивать плавное слоговое чтение, воспитывать интерес и любовь к чтению.Оборудование: кубики и таблицы Зайцева, картинки с изображением филина, жетончики.Ход урока : 1. Организационный момент.2. Сообщение темы и цели урока.3. Разминка:1) Работа над скороговоркойТкёт ткач ткани на платок Тане.2) Работа над дыханием. Звукоподражание.Шорох осенних листьев: Ш-ш-ш.Полёт пчелы: З-з-зэПолёт жука: Ж-ж-ж.Накачивание воздуха:Ф-ф-ф.Сдутие мяча:С-с-с.3) Работа с полоской бумаги. Дети ставят полоски на уровне губ, начинают выдыхать его на полоску так, чтобы она не шевелилась. Дети учатся сдерживать дыхание.4) Чтение слогов по таблице скоростного чтения. У детей на парте лежит индивидуальная таблица. Слоги читают по строчкам и по столбикам.4. Проверка домашнего задания.Чтение наизусть стихотворения «Разговор Лютика и Жучки»Конкурс на лучший рассказ по картинке «Лягушонок и Утёнок».4. Работа над новым материалом.Выделение изучаемого звука [ф] из стихотворения «Фиалка».Стихотворение читает учитель:«Фью, фью» - птица распевает,И фиалка в поле расцветает.И земля глядит на насМиллионом синих глаз.Нахождение кубика с этим звуком, дети дают характеристику звуку по кубику (согласный, глухой, бывает твёрдый или мягкий). Чтение кубика хором. Распевание таблицы Зайцева.5. Занимательная азбука. Загадки:Этот глаз – особый глаз:Быстро взглянет он на вас.И появится на светСамый точный ваш портрет.(Фотоаппарат) [ф] – твёрдый. Днём спит, ночью летает,Уханьем своим всех в лесу пугает.(Филин) [ф"] – мягкий. Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкуюОбжигают с давних пор.Называюсь я ………. (фарфор) [ф] – твёрдый .Весь день стоят на улицеПрохожими любуются.Их служба начинается,Когда уже смеркается.И не погаснут до зариГлаза - ночные ……..(фонари) [ф] – твёрдый. 6. Составление слов из кубиков: филин, фонарь, фиалка, в сопровождении хорового чтения.7. Обозначение звука буквой [эф]. Пропечатывание буквы в тетради, рассматривание элементов, на что похожа, и место её в алфавите.Стих:Всем известно без подсказки Буква «Ф» - как ключ от сказки.Никогда его у насНе отнимет Карабас. (Какой Карабас?)8. Работа по учебнику. 1)Чтение слогов, слов по учебнику. 2)Чтение текста «Филин» 3) Проверка восприятия.- О какой птице идёт речь? Филин – что это за птица? Чем питается?9. Самостоятельное чтение учащимися.Письмо.Психологический настрой на письмо: упражнения «посадка», «курочка водичку пьёт», «художники»1. Анализ письменных букв. Поэлементный анализ строчной буквы ф, письмо в тетради слогов, слов, дописывание предложений. Анализ и письмо заглавной буквы Ф.Подведение итога: С каким новым звуком познакомились? Какую букву научились писать? Чему учились?Заключение.

Применяя эти методики на уроках, я добилась таких результатов.

Ежедневный ритуал. Жужжащее чтение

Звонок на урок - растрепанные дети влетают с переменки в класс. Или учитель входит в класс - а дети стоят на ушах. Сколько минут нужно гипнотизировать их взглядом, прежде чем сказать "Здравствуйте. Садитесь"? Я пробовала разные способы собрать их внимание, пока у нас не сложился особый ритуал начала урока. Ведь дети обожают рукотворные традиции.

Как-то раз в нашей учительской компании коллега рассказал о "жужжащем чтении". Где-то прочел, подсмотрел или подслушал - и в клювике принес в родное гнездо. Это уже потом, гораздо позже, я узнала, что жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе В.А.Сухомлинского.

У нас оно выглядело так.

После звонка (который я же и даю колокольчиком) хватаюсь за секундомер и отчеканиваю: "Через тридцать секунд запускаю!"

Дети, сами не зная, почему, тут же бегут к специальной полочке в шкафу, отыскивают на ней книжку со своей личной(!) закладкой и рассаживаются по местам. Отдельные товарищи уже на переменке это сделали и сидят себе читают.

Время пошло! Включайте звук! - И я торжественно щелкаю секундомером.

В этот момент класс на целых пять минут превращается в пчелиный рой. Впрочем, добродушный. Дети жужжат (бубнят, бормочут, шуршат) каждый свою книжку вслух, но в то же время себе под нос.

(Книжка обязательно тоненькая! Чтобы в 2-3 присеста ее реально было бы прочитать. Такие книжки частью натащили в класс ребята из числа своих детских, частью - их родители и частью - мы, учителя, из числа списанных в районной библиотеке).

Автор и название прочитанной книжки записываются ребятами на самодельных закладках. Закладки поэтому широкие, а еще очень красивые: есть и плетеные, и вышитые гладью, и расписанные красками. А еще закладки - именные, они перекочевывают из книжки в книжку. Ребенок, который боялся до сих пор подступиться к книжке (все равно не одолеть!), вдруг в скором времени обнаруживает на своей закладке целый списочек. Три (пять, десять) прочитанных собственноручно и самолично книг! Это воодушевляет. Даже тех, кто на короткую ногу с Александром Дюма.

Итак, пять минут жужжащего чтения перед каждым уроком словесности (русский язык и чтение). Уже через месяц я ощутила всю мощь этой работы - ребята зачитали! И те, кто это делал тихо, и кто заикался, и кто мекал-бекал, и кто просто стеснялся.

Пять минут... Учитель может собраться с мыслями, подготовить раздаточный материал, доску к работе, может проверить пару тетрадок или вовсе передохнуть. Но чаще всего я брожу по классу, прислушиваюсь:

В конце концов, остается один Андрей. (В следующий раз это будет кто-то другой.) "Отключенные" невольно прислушиваются. А Андрей шпарит на всю катушку, ни на кого не обращая внимания. Весь - там. (Увидел бы он сейчас сам себя - то-то бы удивился.) Ведь книжку выбрал по своему вкусу - интересную! Примерно с минуту происходит это прослушивание не только Андрюши, но и его книжки. Своеобразная презентация. Я:

Л.В. Безкоровайная,

Учитель начальных классов

Обучение чтению в начальной школе

1.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Человеческая память устроена так, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается, поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие- то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

Пример: мама – первокласснику: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». Это ошибка. Домашняя тренировка на начальном этапе должна проводиться порциями по 5- 7 минут. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течении 1- 1,5 часа за один прием.

2. Жужжащее чтение было одним из основных приемов обучения чтению в Павловской школе, школе В.А. Сухомлинского.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать друг другу, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее.

В течении 5 минут в классе плодотворно работают тридцать человек. При обычной методике учитель за урок опросит не более 10 учеников. При этом каждый из учеников поупражняется не более 2-х раз. Таким образом, общий тренаж в течение урока составит 10 х 2 = 20 «человеко /минут». При жужжащем чтении тот же тренаж составит 30 х 5 =150 « человеко/ минут». Вряд ли можно комментировать эти цифры.

^ 3. Ежеурочнные 5 минутки чтения.

Этот прием заимствован в школах Монголии еще в советские времена. У каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, русский язык, математика, окружающий мир – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

Давайте проанализируем, что же получается. Если учитель работает как обычно, он имеет 3 урока чтения в

3 -4 классы. Это катастрофически мало в наших условиях. За неделю учитель опросит по 1 разу каждого из 30 учащихся. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего 2 минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить детей быстро читать.

А если обучение организовать более рационально, т.е. ввести в практику ежеурочные 5 минутки.

Вот результаты за неделю:

5* 4* 5 = 100 минут.

Время тренировки с 2- х минут увеличилось до 100 минут, т.е. в 50 раз.

Без всяких методических ухищрений что-нибудь ХОРОШЕЕ получиться, несомненно, будет положительный эффект. Здесь возникает вопрос: где взять книги для такого чтения? Конечно же, в библиотеке. У нас есть фонд (например: автор Джежилей). И мы этим фондом с помощью библиотекарей активно пользуемся. Вновь приобретена «Хрестоматия для начальной школы». Это очень хорошая поддержка для работы в обучении чтению.

^ 4. Хорошие результаты дает чтение перед сном.

Дело в том. Что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением! Организм привыкает к этому состоянию. Ещё 200 лет назад говорилось: «Студент науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий».

Режим щадящего чтения на начальном этапе: ребенок читает несколько строчек, затем следует кратковременный отдых. При просмотре диафильмов – такой режим получается автоматически. Подобный просмотр проводить перед сном. Данный метод эффективен в работе не только с учащимися начальной школы.

^ 6. Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Пока ученик читает текст из нескольких предложений, забывает содержание первых, поэтому не может уловить смыслового текста. Значит, необходимо работать над оперативной памятью. Для этого существуют так называемые методики зрительных диктантов.

^ 7. Три типа упражнений:

Многократное чтение;

Чтение в темпе скороговорки;

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

I. При проведении многократного прочтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна, поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок. Лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Проводится это практически таким образом:

Начало нового текста прочитывается учителем и осознается (осмысливается) учениками,

Учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжить в течение 1 минуты,

По истечении одной минуты каждый ученик отмечает, до какого слова успел дочитать,

Затем следует повторное чтение этого же отрывка в течение 1 минуты. Ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает результаты первого прочтения. Естественно, что во 2-й раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличился темп работы, а это вызывает положительные эмоции.

II. Меняем задание. Читаем в темпе скороговорки. Тренируем артикуляционный аппарат (тот же отрывок). При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности. Нельзя ставить одновременно взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для тренировки артикуляционного аппарата. Требование к выразительности понижены, зато повышены требования к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны «проглатываться», они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

III. Затем читаем выразительно. Дает на это установку учитель. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается «маленькое чудо». Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе, при переходе на незнакомую часть текста, продолжает читать в том же темпе. 2-3 недели такого ежедневного тренинга дают очень неплохие результаты. Чтение заметно улучшается.

8. В конце урока обычно 3-4 минуты производится САМОЗАМЕР скорости чтения.

Подведем итоги.

Каковы же условия успеха в формировании оптимального навыка чтения?

Систематичность работы;

Расширение поля зрения;

Развитие оперативной памяти, устойчивого внимания;

Самозамеры;

Состязательность;

Опора на помощь родителей;

Постоянный учет и контроль техники чтения;

Установка на достижение скорости 120 слов в минуту.

Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 - 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо:

  • увеличить частоту чтения;
  • расширять угол периферического зрения;
  • повышать устойчивость внимания;
  • улучшать оперативную память;
  • совершенствовать артикуляционный аппарат.

В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения.

Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 - 10 минут за весь учебный день.

Работа с таблицами слогов

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.

Детям предлагаются различные задания:

  • прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
  • произвольное прочтение слогов;
  • найти в таблице указанный слог;
  • послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники. Например, Узорова, Нефедова: Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы .

Приемы для расширения угла зрения

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

  • См. Онлайн-генератор таблицы Шульте .

Найди слово

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Первый — последний

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.

Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 - 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

Прием «Молния»

Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.

Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.

Прием «Буксир»

Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с . Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.

Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.

Прием «Спрятанные буквы»

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

  • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
  • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
  • разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
  • более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.

Прием «Скороговорка»

Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует.

Прием «Повторное чтение»

Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.

Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.

Прием «День — ночь»

В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.

Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.

Прием «Губы»

При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать и перейти к чтению вслух.

Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов. Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого несомненно получится. Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и , приучать детей читать правильно, без ошибок.

Смотрите также :

А какие упражнения используете вы? Пишите в комментариях.