Роджер Фентон — первый военкор. Фоторепортаж о Крымской войне

Роджер Фентон был одним из первопроходцев британской фотографии и первым официальным военным фотографом.


Фентон родился 20 марта 1819 года в Хейвуде (графство Ланкашир). Его дед был богатым производителем хлопка и банкиром, отец - банкиром и членом парламента. Роджер был четвертым из семерых детей отца от первого брака. Со второй женой у его отца родилось еще десять детей. В 1838 году Фентон поступил в Университетский колледж Лондона, изучал английский язык, математику, литературу и логику и в 1840-м получил степень бакалавра искусств. В 1841 году Фентон поступил на отделение права в том же колледже, но, видимо, не отличался особым прилежанием, потому что окончил курс только в 1847 году. Возможно, виной не слишком блестящих успехов в юриспруденции стали его увлечение живописью и желание стать художником.

В 1843 году в Йоркшире Фентон женился на Грейс Элизабет Мейнард предположительно после их совместного путешествия в Париж (заграничный паспорт был выдан ему в 1842 году), где он мог некоторое время изучать живопись в студии Поля Делароша. Известно, что когда он зарегистрировался как копиист в Лувре в 1844 году, то в графе «Учитель» записал Мишеля Мартина Дроллинга из Школы изящных искусств, однако имя самого Фентона не найдено в записях той школы. К 1847 году Фентон вернулся в Лондон, где он продолжил заниматься живописью под руководством Чарльза Луси - художника, работавшего в историческом жанре, с которым они стали друзьями. Начиная с 1850 года Фентон состоял в Школе рисунка и моделирования Северного Лондона. В 1849, 1850 и 1851 годах он выставлял свои работы на ежегодной выставке в Королевской академии искусств.

В 1851 году Фентон посетил Всемирную промышленную выставку в Гайд-парке и был впечатлен стендом фотографии. Он снова поехал в Париж, чтобы учиться калотипии, скорее всего, у Густава Ле Грея. В 1852 году Фентон уже выставлял свои снимки в Англии. Он совершил фотографическое путешествие в Киев, Москву и Санкт-Петербург, снимал виды и архитектуру Великобритании. Фентон также опубликовал призыв к созданию фотографического общества.

В 1855 году по заданию издателя Томаса Эгнью Фентон поехал на Крымскую войну, чтобы снимать жизнь британских войск. Его сопровождали ассистент Маркус Спарлинг, слуга и большой фургон с фотоэкипировкой - первая в мире передвижная фотолаборатория. Триста пятьдесят негативов большого формата были сделаны Фентоном несмотря на болезнь (в пути он сломал несколько ребер и заразился холерой). Вскоре в Лондоне состоялась выставка, на которой были представлены триста двенадцать отпечатков. Продажи, однако, получились хуже ожидаемых, возможно, потому, что война к тому времени закончилась.

Сьюзан Зонтаг в книге «Regarding the Pain of Others» («О чужой боли») пишет, что Фентон был первым официальным военным фотографом. Он поехал на Крымскую войну по особому настоянию принца Альберта и королевы Виктории, чтобы сделать кадры, которые бы успокоили возмущенную общественность, недовольную войной. Антивоенные репортажи широко публиковались во влиятельной Times, а снимки Фентона, напечатанные в менее критически настроенном издании Illustrated London News, должны были смягчить общественное напряжение. Фентон избегал снимать мертвых, раненных или изуродованных солдат, отдавая предпочтение статичным картинам быта. Эти фотографии были также изданы отдельной книгой и выставлялись в галереях.

Из-за того, что оборудование было громоздким и тяжелым, у Фентона был ограниченный выбор сюжетов. А из-за того, что светочувствительность материалов была невысока, он мог снимать только неподвижные объекты. Он фотографировал позировавших ему военных и пейзажи - в том числе местность, где во время Крымской войны легкая бригада, ставшая знаменитой благодаря картине Теннисона «Атака легкой бригады» («Charge of the Light Brigade»), пошла в атаку на русские войска, чтобы отбить орудия. Это место называется Долина теней смерти (хотя это не та самая долина, где состоялась атака). Фентон сделал два снимка долины: один с несколькими пушечными ядрами, лежащими на дороге, а другой с пустой дорогой. Эксперты до сих пор спорят, какой из снимков был сделан первым: были ли ядра специально положены на дорогу или солдаты просто забрали их, чтобы использовать снова?

В 1858 году в Великобритании Фентон сделал серию студийных этюдов на темы романтизированных образов мусульманской жизни, таких как «Сидящая одалиска», используя друзей и моделей, не всегда убедительных в таких ролях.

Несколько снимков Фентона, включая два варианта «Долины теней смерти», были опубликованы в 2001 году в книге Ульриха Келлера «Самая полная визуальная история крымской войны» («The Ultimate Spectacle: A Visual History of the Crimean War»). В знак признания его фотографии были включены в современную коллекцию «100 фотографий, которые изменили мир».

1819 1838 1840 1841 1847

В 1843 1842 1844 1847 1850 1849 , 1850 и 1851

В 1851 1852

В 1855

В 1858

Роджер Фентон родился 20 марта 1819 года в Хейвуде (графство Ланкашир). Его дед был богатым производителем хлопка и банкиром, отец - банкиром и членом парламента. Роджер был четвертым из семерых детей отца от первого брака. Со второй женой у его отца родилось еще десять детей. В 1838 году Фентон поступил в Университетский колледж Лондона, изучал английский язык, математику, литературу и логику и в 1840 -м получил степень бакалавра искусств. В 1841 году Фентон поступил на отделение права в том же колледже, но, видимо, не отличался особым прилежанием, потому что окончил курс только в 1847 году. Возможно, виной не слишком блестящих успехов в юриспруденции стали его увлечение живописью и желание стать художником.

В 1843 году в Йоркшире Фентон женился на Грейс Элизабет Мейнард предположительно после их совместного путешествия в Париж (заграничный паспорт был выдан ему в 1842 году), где он мог некоторое время изучать живопись в студии Поля Делароша. Известно, что когда он зарегистрировался как копиист в Лувре в 1844 году, то в графе «Учитель» записал Мишеля Мартина Дроллинга из Школы изящных искусств, однако имя самого Фентона не найдено в записях той школы. К 1847 году Фентон вернулся в Лондон, где он продолжил заниматься живописью под руководством Чарльза Луси - художника, работавшего в историческом жанре, с которым они стали друзьями. Начиная с 1850 года Фентон состоял в Школе рисунка и моделирования Северного Лондона. В 1849 , 1850 и 1851 годах он выставлял свои работы на ежегодной выставке в Королевской академии искусств.

В 1851 году Фентон посетил Всемирную промышленную выставку в Гайд-парке и был впечатлен стендом фотографии. Он снова поехал в Париж, чтобы учиться калотипии, скорее всего, у Густава Ле Грея. В 1852 году Фентон уже выставлял свои снимки в Англии. Он совершил фотографическое путешествие в Киев, Москву и Санкт-Петербург, снимал виды и архитектуру Великобритании. Фентон также опубликовал призыв к созданию фотографического общества.

В 1855 году по заданию издателя Томаса Эгнью Фентон поехал на Крымскую войну, чтобы снимать жизнь британских войск. Его сопровождали ассистент Маркус Спарлинг, слуга и большой фургон с фотоэкипировкой - первая в мире передвижная фотолаборатория. Триста пятьдесят негативов большого формата были сделаны Фентоном несмотря на болезнь (в пути он сломал несколько ребер и заразился холерой). Вскоре в Лондоне состоялась выставка, на которой были представлены триста двенадцать отпечатков. Продажи, однако, получились хуже ожидаемых, возможно, потому, что война к тому времени закончилась.

Сьюзан Зонтаг в книге «Regarding the Pain of Others» («О чужой боли») пишет, что Фентон был первым официальным военным фотографом. Он поехал на Крымскую войну по особому настоянию принца Альберта и королевы Виктории, чтобы сделать кадры, которые бы успокоили возмущенную общественность, недовольную войной. Антивоенные репортажи широко публиковались во влиятельной Times, а снимки Фентона, напечатанные в менее критически настроенном издании Illustrated London News, должны были смягчить общественное напряжение. Фентон избегал снимать мертвых, раненных или изуродованных солдат, отдавая предпочтение статичным картинам быта. Эти фотографии были также изданы отдельной книгой и выставлялись в галереях.

Из-за того, что оборудование было громоздким и тяжелым, у Фентона был ограниченный выбор сюжетов. А из-за того, что светочувствительность материалов была невысока, он мог снимать только неподвижные объекты. Он фотографировал позировавших ему военных и пейзажи - в том числе местность, где во время Крымской войны легкая бригада, ставшая знаменитой благодаря картине Теннисона «Атака легкой бригады» («Charge of the Light Brigade»), пошла в атаку на русские войска, чтобы отбить орудия. Это место называется Долина теней смерти (хотя это не та самая долина, где состоялась атака). Фентон сделал два снимка долины: один с несколькими пушечными ядрами, лежащими на дороге, а другой с пустой дорогой. Эксперты до сих пор спорят, какой из снимков был сделан первым: были ли ядра специально положены на дорогу или солдаты просто забрали их, чтобы использовать снова?

В 1858 году в Великобритании Фентон сделал серию студийных этюдов на темы романтизированных образов мусульманской жизни, таких как «Сидящая одалиска», используя друзей и моделей, не всегда убедительных в таких ролях.

Несколько снимков Фентона, включая два варианта «Долины теней смерти», были опубликованы в 2001 году в книге Ульриха Келлера «Самая полная визуальная история крымской войны» («The Ultimate Spectacle: A Visual History of the Crimean War»). В знак признания его фотографии были включены в современную коллекцию «100 фотографий, которые изменили мир».

С появлением фотографии перед изучающими историю открылись принципиально новые возможности. До сих пор можно было представить те или иные события визуально лишь в переложении более или менее объективных свидетелей, которые, к тому же, должны были уметь рисовать - как баталисты, изобразившие сцены войн в скетчах и на полотнах. Но попавшему в кадр фотографа можно было уже верить так же, как увиденному собственными глазами.

Мария Ващук, РИА Новости.

В Крымской войне Россия сражалась с коалицией Франции, Англии, Османской империи и Сицилии. Эту войну вполне можно назвать прологом к мировым войнам XIX века - из-за масштабности, ширины театра военных действий, количества мобилизованных войск. Тогда впервые появились многие реалии современной войны: полевая медицина и гипсовая повязка, придуманная Николаем Пироговым, сестринское дело и первые медсестры - русская Даша Севастопольская и англичанка Флоренс Найтингейл. Но главное, эта война стала первой, где активно и успешно, даже по современным меркам, использовались средства массовой информации.

На полях сражений в Крыму впервые работали корреспонденты: телеграф позволял передавать читателям яркие описания военных баталий со слов очевидцев. Английский корреспондент Уильям Рассел, один из первых в мире военных журналистов, в своих заметках из бухты Балаклавы старался передать реальные ужасы войны. Войска союзников жестоко страдали от плохого снабжения, болезней и зимнего холода. Кстати, оттуда родом и название вязаной шапки, закрывающей лицо, - "балаклава". Во многом натуралистичные и образные, статьи Рассела пользовались большой популярностью, а информация о некачественном снабжении армии и беспорядках в управлении повлияла, в какой-то степени, на отставку военного правительства.

Королевский двор не мог игнорировать подобное положение дел. Так возникла идея противопоставить словесным образам Рассела реальность документальной фотографии.

По инициативе принца Альберта, мужа королевы Виктории, и при финансировании издательства "Эгнью и сыновья" было принято решение отправить в Крым фотографа Роджера Фентона, основателя фотографического общества Англии и личного фотографа королевы. Задачей Фентона было создать положительный образ "восточной войны" и набор фотографий, который издательство планировало распространять как открытки.

Экспедиция Фентона была уже не первой попыткой зафиксировать Крымскую войну на фотографиях. Но предыдущие экспедиции были неудачны: одна погибла во время шторма на обратном пути из Балаклавы, снимки другой из-за некачественной обработки быстро выцвели, и на них ничего нельзя было различить.

В отличие от своих предшественников, Роджер Фентон тщательно готовился к своей поездке. Еще осенью 1854 года он купил у бывшего виноторговца фургон и переоборудовал его в фотолабораторию, после чего вместе со своим ассистентом предпринял "тестовое" путешествие по сельским дорогам Англии. Путешествие имитировало условия полевой жизни и работы. Фургон подтвердил свое назначение и показал себя образцом рациональной организации рабочего пространства. Он был оснащен многофункциональными складными конструкциями, служа одновременно "темной комнатой", спальней и кухней.


Что касается самой технологии, то Фентон в работе использовал мокроколлоидный процесс. Эмульсия наносилась на специально подготовленные стеклянные пластики непосредственно перед съемкой. Фиксирование изображения нужно было провести сразу же после экспонирования, пока эмульсия не высохла, поэтому процесс назывался "мокрым". Длительность выдержки для съемки на улице достигала примерно три-восемь секунд. Для того времени это был впечатляющий результат, но необходимость проведения манипуляций с пластинками до и после съемки сильно увеличивала время, затраченное на один кадр, лишая фотографа возможности оперативно реагировать на динамичные сюжеты.

И вот, весной 1855 года Фентон с фургоном, пятью камерами, семьюстами стеклянными пластинками, химикатами, несколькими ассистентами и рекомендательным письмом от принца Альберта английскому командованию погрузился на борт военного корабля. При погрузке он поломал себе несколько ребер — но это было только начало его путешествия, полного тягот.

Письма фотографа Фентона очень скоро подтвердили правдоподобность заметок журналиста Рассела. Из них вырисовывалась ужасающая картина: бухта выглядела как канава, полная гниющих бараньих внутренностей, дохлых лошадей и костей, а равнина, окружавшая порт, казалась выжженной и лишенной растительности. Однако как представитель викторианской эпохи с ее позитивистским взглядом на мир — во-первых, и как официальный фотограф, облеченный доверием королевской четы — во-вторых, Фентон не мог себе позволить показывать публике такие сцены. Сугубое страдание, ужас смерти и неприглядность будничной жизни — все это остается за кадром его работ.


Сюжеты, которые выбирал Фентон для своих фотографий, носят спокойный и статичный характер. Фотограф, получивший художественное образование, старался передать реальность войны в соответствии с принятыми нормами вкуса того времени, насколько это было возможно в той обстановке, в которой он оказался. И автор, и зритель девятнадцатого века еще не готовы отказаться от картинного восприятия пространства. Так, в своих письмах Фентон сетует, что крымские пейзажи "начисто лишены художественных достоинств", что "взору предстают, главным образом, обширные равнины, усеянные бесконечным множеством деталей".

Отсутствие батальных сцен объясняется возможностями фотографической техники того времени. А вот отсутствие мертвых тел на его фотографиях обусловлено особенностям восприятия визуальных образов в то время.

Вообще-то, фотографирование умерших было даже распространено в викторианской Англии. Родственники таким образом пытались сохранить память и образ ушедшего человека. При этом часто старались, чтобы умерший выглядел живым — его размещали в кресле, садились с ним рядом, детям давали игрушки. На негативах иногда рисовали открытые глаза, акварелью "румянили" щеки. Но совсем другое дело — фотографии растерзанных и поверженных солдат. Такие фотографии расценивались как неподобающее изображение. У Фентона нет изображений не только убитых английских солдат, но и чьих-либо еще.

Фентон не показывал события или кровавые последствия войны, он старался передать свои ощущения, запечатлевая происходящие вокруг изменения. Его зарисовки традиционного военного быта несут реальную правду о происходящем: потертость солдат, запустение окрестностей, скудость снаряжения, разнородность одежды — все это рассказывает правдивую, неприкрашенную историю. Он старался фиксировать жизнь вокруг него с той позиции, которая была созвучна ему и его социальному окружению. И зритель, желающий понять правду об этой войне — ее разглядит.

Есть у него и фотографии свежих могил.


Есть картины усеянной оружейными ядрами долины.


Зрителям остается свобода домыслить происходящее вокруг.

Большая часть фотографий представляет пустынные поля, разрушенные постройки, солдат в лагере, офицеров в формальных позах. Сейчас они кажутся относительно скучными, но и такие вещи были внове, и публика училась по ним смотреть на войну. Фентон старательно фиксирует не только военных, но и жизнь вокруг: ремонт дороги, корабли в бухте.


При этом в его фотографиях нет напыщенной бравурности фотографа-пропагандиста. Портреты офицеров и солдат лишены пафосной риторики: они сняты чаще всего в обычной для них обстановке, часто смотрят в кадр, но без выразительной бравады или высокомерия.


Французская маркитантка-трактирщица в форме зуавов.


Письма и снимки Роджера Фентона — первого военного фоторепортера
Война и Крым

В 1854 году Великобритания вступила в Крымскую войну — непопулярную и необязательную, вызвавшую раздражение и неудовольствие в британском обществе. А в марте 1855 года Роджер Фентон, один из пионеров фотографии, сделал серию снимков с Крымской войны.


«Долина Смертной Тени», 1855 год


Репортаж, с которого началась история военной фотографии, — в фотогалерее Ъ-Weekend. 196 лет назад, 28 марта 1819 года, родился Роджер Фентон — один из пионеров фотографии, который войдет в историю как автор первых военных снимков. 35 лет спустя, 28 марта 1854 года, Великобритания вступила в Крымскую войну — непопулярную и необязательную, вызвавшую раздражение и неудовольствие в британском обществе. Роджер Фентон прибыл в Крым в марте 1855 года, командированный только что основанным им самим Фотографическим обществом и лично принцем Альбертом. Благодаря ему Британия впервые увидела Крым — и войну. На этих фотографиях не было ни батальных сцен (при выдержке минимум в 3 секунды это было технически невозможно), ни трупов — только пейзажи и портреты, спокойные, выхолощенные, постановочные кадры, мало чем отличавшиеся от кадров невоенных. Но именно они сделали войну гораздо ближе, доставили ее в уютные гостиные, туда, где до этого ее только обсуждали, но почти никогда не видели. Weekend публикует снимки, с которых началась история военной фотографии, и фрагменты из писем первого военного фоторепортера, написанные жене из Крыма.


2. Роджер Фентон в униформе зуава, 1855 год


8 марта

Мы стоим недалеко от входа в Балаклаву, с нами еще четыре парохода и шхуна. Ждем разрешения войти в порт. Пришел офицер с последними известиями (насколько они достоверны, ты к тому времени, как получишь письмо, будешь знать лучше меня сейчас): российский император скончался от апоплексического удара — новость пришла по электрическому телеграфу из Вены. На борту все принялись обсуждать, что за этим последует.

Русских я еще не видел, но у церкви на холме прямо на земле сидели люди, внимательно за нами наблюдавшие; мне сказали, что это русские. Говорят, за холмом их около 40 тысяч и еще больше в долине. Говорят, люди в городе не верят в кончину императора, другие говорят, что вследствие этих известий в Петербург был отправлен Меншиков (адмирал российской армии.— Weekend). Все ощущают стесненность в новостях.


3. Фургон художника, 1855 год


9 марта

Из помещения, в котором я сегодня был, открывался прекрасный вид на линии укреплений, которые русские пытались преодолеть 25 октября. Теперь их тут не видно, говорят, они расположились в двух милях отсюда. Все питаются слухами. Вчера говорили, что император скончался от апоплексии, сегодня утром — что от плеврита, к вечеру это уже была императрица.

Здесь протекает много занимательных войн: между адмиралом и железной дорогой, морскими офицерами и транспортными службами. Вечером сделал несколько снимков, но они не слишком удались из-за вездесущей пыли, исходящей от железнодорожной станции, и из-за волнения, которое вызывают у меня пока все приготовления к работе.


4. Мистер Симпсон, художник, 1855 год


28 марта

Офицер из патруля рассказал мне, что русские офицеры подтрунивают над нашими, спрашивая, когда наша армия собирается удалиться. Он же сказал, что павшие в бою русские сложены в кучи.

Работа продвигается медленно. Все требует невозможного труда, многие снимки испорчены из-за пыли и жары, еще больше — из-за толп людей, снующих туда-сюда. Боюсь, что придется вернуться позже, чем я рассчитывал.

Я все еще в Балаклаве. За последнюю неделю много ездил по округе со своим вагончиком, запечатлел несколько хороших видов и несколько больших орудий. Все отвлекают меня, требуя портрета, чтобы послать домой. Если бы я решил слушать их всех и делать всем портреты, я бы не вернулся домой и к Рождеству и, возможно, стал бы богат, но я пользуюсь любым случаем, чтобы попасть на фронт. Я был там уже дважды: присматривал виды.

В лагере перебиты все животные, которые годятся в еду, их разделывают прямо у палаток, ненужные части остаются гнить здесь же. В любую поездку обязательно встречаются трупы лошадей, даже на холме у моря. Но все же великолепно оказаться на этом холме и вдохнуть свежести с моря после гнетущего воздуха Балаклавы.


5. Лагерь конницы рядом с Балаклавой, 1855 год


9 апреля

Я еще не притрагивался к краскам, но собираюсь посвятить несколько дней наброскам, когда покончу с остальным. В лагере есть пара неплохих рисовальщиков, но в большинстве офицеры слишком устают, чтобы браться за кисть. Симпсон, работающий на Колнаги, с натуры делает только карандашные наброски, а цвета наносит по памяти. Гудэлл из "Иллюстрированных новостей" болел и не утруждал себя. Его зарисовки поражают полным отсутствием сходства и правдоподобия, но по отпечаткам, которые я посылаю, ты увидишь, что виды, с которыми мы тут имеем дело, не из тех, что подходят для набросков.


6. Панорама севастопольского плоскогорья, 1855 год


19 апреля

Всю неделю продолжался обстрел, его было слышно у нас в Балаклаве, он доносился то громче, то тише, в зависимости от ветра, как и разнообразные слухи: "Мы будем атакованы нынешней ночью" — "Русские отправили флаг перемирия и желают сдаться" — "Начинается морская атака" — "Русские войска разбиты в пух" — "Разбит один из наших дивизионов". Я все время делал отпечатки.

Вчера сделал последний снимок для панорамы и попросил сэра Джона одолжить мне пару мулов, чтобы отвезти меня в лощину, которую тут называют Долиной смертной тени — из-за количества попавших в нее русских ядер. Я залезал в траншеи, в которых всего два дня назад располагались наши люди, чтобы выбрать вид получше.


7. Общий вид Балаклавы, справа — больница, 1855 год


29 апреля

Пришел человек от Уолфорда, чтобы объяснить мне, как ему лучше всего расположиться для портрета. Уолфорд надеется, что он будет изображен стоящим в карауле у палатки майора, перед которой будет водружен флаг, как если бы это была палатка генеральская, а на нем самом будет шинель с тремя знаками отличия (у него их пока всего два, но он надеется вскорости получить третий, так что считает вполне благоразумным уже сейчас запечатлеть его на снимке). Мне очень досаждает необходимость делать портреты, кто бы мог подумать, что именно это окажется здесь главной помехой работе.


8. Казачья бухта, Балаклава, 1855 год


6 мая

Царит большое возбуждение, вызванное подготовкой к отправке экспедиции. Никто не знает, куда она направляется, кто-то говорит, в Евпаторию, чтобы присоединиться к атаке русских тылов, другие говорят про Керчь, третьи про Одессу.

После завтрака собрались офицеры и солдаты из разных войск зуавов, и я сделал несколько снимков с ними. После полудня привели трактирщицу, и я сначала сделал портрет ее одной, а затем — как она оказывает помощь раненому солдату. Было очень весело, солдаты совершенно вошли в роль и наслаждались происходящим.


9. Малахов курган, Севастополь, 1855 год


2 июня

Во время ужина пришло донесение от сэра Лайонса, утверждавшее, что в Азове уже захвачено и уничтожено 240 русских кораблей, а сухопутные войска высадились к северу от Крыма и уничтожили 6 миллионов порций продовольствия для русской армии, потеряв всего одного человека убитым.

Через несколько дней снова начнется обстрел, и все верят, что на этот раз удастся взять юг. Керченский бой стал для русских тяжелым ударом.


10. Французские и английские офицеры в штаб-квартире, 1855 год


16 июня

Вероятнее всего, бой во вторник будет успешным. Никто не сомневается в победе. Если получится сломить боевой дух русских, они, скорее всего, постараются оставить южную сторону, если им это удастся. Если не удастся — они будут отданы нам на произвол и вряд ли смогут оказать серьезное сопротивление, не понеся огромных потерь.

Я надеюсь отбыть самое большее через неделю, но это зависит от других, поскольку я не могу отправиться в путь, пока не готов корабль. Скорее всего, я успею застать взятие Севастополя. Все генералы были сегодня утром здесь на военном совещании. Целую детей и тебя, твой Роджер.

Фото: Roger Fenton / Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C. 20540 USA