Вид глаголов совершенный и несовершенный вопросы. Как определить несовершенный вид глагола

Одной из русского языка является Глагол. Глагол обозначает действие, состояние предмета. Его основные вопросы: что делать? что сделать? Эта часть речи имеет много от чего зависят ее место в речи и синтаксическая роль в предложении. Тема данной статьи «Глаголы совершенного вида», поэтому, прежде чем говорить о них, надо узнать значение их категории: вид. Категория вида - это грамматическая она присуща всем его формам и показывает действие во времени. Глагол «решил» и «решал» похожи по значению, но грамматически различаются. Решил - глагол соверш. вида, он указывает на завершенное действие, на то, что оно закончено и ограничено. Решал - глагол несоверш. вида и не содержит в себе пределов или законченности действия. В русском языке есть два вида глаголов: совершенный и несовершенный.

Уже по одному названию - глагол совершенного вида - можно понять, что речь идет о действии, которое началось, совершено, Есть предел, граница, результат действия. Поэтому и вопросы у совершенного вида глагола такие: что сделать? что сделал (а)? что сделали? что сделаешь?

Так, например: в прошедшем времени

«Я прочитал книгу» означает: прочитал всю до конца;

«Я написал письмо» означает: письмо готово;

«Я изучил язык» означает: я знаю язык;

«Мы спели песню» означает: до конца.

Тогда как предложения: «Я писал письмо», «Я читал книгу», «Я пел песню», «Я изучал язык», означают, что действие происходило, но доведено ли оно до конца - неизвестно.

Глагольные виды различаются в основном по значению и временным формам. Глаголы совершенного вида имеют прошедшее и будущее простое время: вершил (вершу), написал (напишу), поиграл (поиграю), прочитал (прочитаю), изучал (изучу). Окончания в будущем простом те же, что и в настоящем времени у глаголов несоверш. вида: я читаю, играю.

Глаголы несоверш. вида имеют формы настоящ., прошед. и будущ. сложного времени. Предложения «Мы будем строить», «Мы будем изучать» говорят только о том, что действия будут совершены, но не о том, будут ли они закончены. Тогда как предложения «Мы построим», «Мы изучим» говорят, что что-то будет построено до конца, будет изучено и мы будем знать. Эта с различным образованием временных форм приводит к ошибкам употребления в речи настоящего времени вместо будущего, будущего вместо настоящего.

Так, вместо правильного образования будущего времени: я скажу, я пойду, я возьму, я начну, - люди, плохо владеющие языком, ошибочно говорят: я буду сказать, я буду пойти, я буду начать.

Образование и видовые пары

Исходной формой образования глаголов совершенного вида в основном являются глаголы несоверш. вида с добавлением приставок, суффиксов, противопоставлением суффиксов, чередованием в корне, перемещением ударений, выражением видов разными корнями, словами. Образуются видовые пары.

1. Глаголы совершенного вида образуются при помощи добавления суффикса -ну- к глаголам несовершенного вида: прыгать-прыгнуть, качать-качнуть. Эти глаголы придают значение краткости и мгновенности.

У некоторых глаголов с суффиксом -ну- перед суффиксом выпадают последние согласные: кидать-кинуть, утопать-утонуть, шептать-шепнуть. Суффикс -ну- в глаголах совершенного вида указывает на результат, предел, законченность действия (исчезнуть, достигнуть), на однократность действия (толкнуть, крикнуть, махнуть), на интенсивное начало действия (хлынуть, грянуть)

2. Приставки придают глаголу значение законченности, не изменяя основного лексического значения слова: писать-написать, списать; слепнуть-ослепнуть; седеть-поседеть; строить-построить; делать-сделать; крепнуть-окрепнуть.

Но нередко приставки придают новое лексическое значение глаголу соверш. вида: читать - перечитать, прочитать, дочитать

Приставки наряду со значением законченности могут привносить в глаголы другие оттенки, указывать на отношение действия ко времени. Так, приставка по- некоторым глаголам привносит значение ограниченности действия во времени, например: сегодня я почитал, поработал, погулял (некоторое время читал и перестал, некоторое время работал и прекратил работу, недолго гулял.)

Приставки за-, по- при соединении с некоторыми глаголами привносят в слово значение начала действия: петь-запеть (начали петь); шуметь-зашуметь (начали шуметь); лететь-полететь (начал лететь)

Например:

Лес зазвенел, застонал, затрещал, Заяц послушал и вон побежал. (Н. Некрасов )

Орлята засвистали и запищали еще жалобнее. Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю… (Л. Толстой )

3. Иногда видовые пары глаголов образуются от разных корней, слов: класть-положить. Запомните слова и сочетания, с которыми употребляются глаголы совершенного вида: вдруг, неожиданно, внезапно, как-то раз, как, сразу, как вдруг, однажды.

Поупражняйтесь!

Перед вами иллюстрированный текст. Найдите в тексте глаголы совершенного вида. Объясните разницу в значении глаголов соверш. и несоверш. вида.

Охота

Красавец-орел медленно делает круг над морем. Полет его такой спокойный и грациозный. Вот он на мгновение остановился в воздухе, как будто кто-то держит его за нить. Что-то произошло. Это хищник увидел в прозрачной воде добычу. Неожиданно и стремительно орел стал камнем падать вниз.

И уже у самой воды, на лету, он схватил клювом свою жертву и резко поднялся вверх. Рыбка мотает хвостом, пытается освободиться из клюва, но орел мертвой хваткой держит свою добычу, не прерывая полет.

В современном русском языке представляет собой парное (бинарное) противопоставление совершенного и .

Глаголы совершенного вида обозначают действие, ограниченное внутренним пределом .

Глаголы совершенного вида могут иметь следующие частные значения:

1. Конкретно-фактическое значение.

Указывает на единичное действие в его целостности: вошёл , написал , закричал .

  • - Я вошёл , старик читал газету в кресле…
  • (А. Н. Толстой)

2. Суммарное значение.

Указывает на целостность действия, объединённого общим результатом или целью; используются лексические показатели типа два раза, трижды, несколько раз и др.

  • Булат-Тугановский постучал три раза коротко и решительно.
  • (А. И. Куприн)
  • Мама напекла много блинов.

3. Налично-результативное значение.

Главное - конечный результат действия: школьник пришёл , отец вернулся .

  • - Ты, наверно, озяб в своих танцевальных туфлях.
  • (В. А. Солоухин)

Грамматические особенности глаголов совершенного вида

1. В глаголы совершенного вида будут иметь две формы - и . Форм у них нет! Объясняется это несовместимостью грамматических значений совершенного вида и настоящего времени.

2. Глаголы совершенного вида образуют синтетические формы будущего времени: посмотреть - посмотрю , сшить - сошью .

  • написать - написавш ий , написанн ый
  • рассказать - рассказавш ий , рассказанн ый

4. Глаголы совершенного вида образуют : сказать - сказав , посмотреть - посмотрев , посадить - посадив , написать - написав .

Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность . В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать? . Например: думать, читать, говорить, писать, красить, улучшать. У этих глаголов есть все три формы времени : прошедшее, настоящее и будущее сложное. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия , его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать? . Например: задумать, прочитать, переговорить, написать, покрасить, улучшить. Эти глаголы имеют только две формы времени : прошедшее и будущее простое.

Вид - постоянный грамматический признак глагола. Глаголы бывают двух видов в зависимости от того, как действие, определённое глаголом, протекает во времени. Чтобы установить вид глагола, бывает достаточно задать вопрос к инфинитиву: что делать? - несовершенный вид, что сделать? - совершенный.

Глаголы несовершенного вида

Обозначают действие незавершенное, длительное, регулярное или повторяемое во времени, то есть действие в процессе, например, говорить, думать, мечтать, переносить, перечитывать. Для проверки можно использовать наречия, которые облегчат определение вида глагола (что делают? когда? как часто?): каждое утро (день или вечер), редко, иногда, обычно, часто, регулярно. У глаголов несовершенного вида есть три формы времени:

  1. настоящее - говорит, мечтает, переносит;
  2. будущее сложное - будет говорить, будет мечтать, будет переносить;
  3. прошедшее - говорил, мечтал, переносил.

Глаголы совершенного вида

Обозначают действие завершенное, ограниченное пределом или единовременное, они указывают на результат, конец или начало действия, поэтому не могут употребляться с глаголами продолжать, начинать и подобными. Например, отправить, прыгнуть, стукнуть, прибежать, поймать, запеть, заговорить. С помощью некоторых наречий можно убедиться в правильности определения вида глагола (что сделали? когда?): вчера, сегодня, утром, один раз, уже, еще не, три дня назад. В силу своего значения эти глаголы образуют только две временные формы:

  1. будущее простое - отправит, прыгнет, запоёт;
  2. прошедшее - отправил, прыгнул, запел.

Если глаголу одного вида соответствует глагол другого вида с тем же лексическим значением, получаются видовые пары: выписать (сов.) – выписывать (несов.); обидеть (сов.) – обижать (несов.); утроить (сов.) – утраивать (несов.). Большинство таких глаголов имеют одинаковый корень, но есть исключения: взять (сов.) – брать (несов.); найти (сов.) – искать (несов.); положить (сов.) – класть (несов.). Кроме того, есть двувидовые глаголы, которые совмещают одновременно в себе признаки двух видов, установить их вид можно лишь в контексте: казнить, ранить, женить, велеть, обещать, организовать, обследовать, арестовать, атаковать, использовать, автоматизировать, воздействовать . Существуют одновидовые глаголы, которые не имеют видовой пары: что сделать? ударить, очутиться; что делать? хотеть, обладать, летать.

Зачем нам вид глагола?

Все мы знаем, какое изобилие глагольных времен в английском языке. Или во французском. Или в испанском. В этом есть своя безусловная прелесть - но таятся и определенные трудности. Как же все это запомнить - прошедшее простое, прошедшее продолженное, прошедшее, связанное с настоящим, прошедшее совершенное и несовершенное, предпрошедшее… А если речь о романских языках - то к сказанному надо добавить еще и ряд форм Modo Subjuntivo/Subjonctif, выражающих все то же, но с добавлением оттенка субъективности…

В этом отношении русский язык - здесь должна прозвучать барабанная дробь - значительно, ну просто несравнимо проще! У нас есть всего три времени: прошедшее, настоящее, будущее. Однако прервем ликование и задумаемся: разве мы могли бы полноценно выражать свои мысли, если бы все этим ограничивалось? Да ведь нам тогда совсем не интересно было бы разговаривать!

И вот чтобы мысль наша оформлялась точно, красиво, интересно, разнообразно - русский язык располагает прекрасным средством: в нем есть вид глагола! И в этом смысле вид глагола - наш лучший друг, а вовсе не кровный враг. Вопреки распространенной точке зрения, вид глагола создан не для того, чтобы безнадежно усложнить нашу жизнь, а для того, чтобы ее облегчить и украсить.

Что такое вид глагола и как его выучить?

Забудьте о том, что вид глагола - сложная грамматическая тема. В своей жизни я учила русскому языку несколько сотен студентов. Из самых разных стран, со всех, кажется, континентов. И потому знаю, что основную массу проблем с видом глагола вполне можно снять, если с самого начала четко объяснить и закрепить значение и употребление видов. При этом важно следовать двум условиям.

Условие первое:

Сначала нужно освоить и хорошенько закрепить основы этой грамматической темы, и только потом обращаться к более сложным частным случаям.

Условие второе:

Глагольные пары (в последовательности «несовершенный вид-совершенный вид» - именно так они будут записаны в любом учебнике, грамматическом пособии и так далее) нужно заучивать наизусть. Даже если лень, даже если не хочется - ничего не попишешь. Глагол, особенно в обиходно-бытовой сфере - организующий центр предложения. Уделите ему уже на начальном этапе достаточно внимания - и вы никогда об этом не пожалеете. Разумеется, поначалу речь будет идти о сравнительно небольшом количестве глаголов (при этом нужно уметь активно использовать все грамматические формы, то есть как форму несовершенного, так и форму совершенного вида в настоящем, прошедшем и будущем времени), но постепенно список должен расширяться.

В этой статье мы поговорим именно об основах темы «вид глагола» .

Все глаголы в русском языке имеют вид: либо несовершенный (НСВ), либо совершенный (СВ). То есть каждый раз, когда вы при построении фразы используете глагол, вы выбираете не только время, но и вид глагола. Без вида глагол в русском языке не существует!

Глаголы НСВ выражают действие в процессе его протекания. Глаголы СВ обозначают действие, ограниченное пределом (часто мы определяем это как «результат»).

Сравните:

Он читает книгу (НСВ): мы представляем себе человека, сидящего за столом в библиотеке или дома в уютном кресле. Перед ним - раскрытая книга, он пробегает глазами страницу за страницей, - то есть перед нашими глазами разворачивается процесс, протекание действия .

Он прочитал книгу (СВ): чтение закончено, книга закрыта и отложена, может быть, она уже вернулась на полку или в библиотеку. Перед нами - предел, результат, конец действия .

То есть, строя свое собственное предложение с тем или иным глаголом, вы первым делом должны будете определиться, какой вид глагола выбрать: несовершенный или совершенный. Так, английскому глаголу read соответствует видовая пара «читать (НСВ)/прочитать (СВ)». Если вы хотите что-то сказать о процессе действия, то будете образовывать соответствующую форму от инфинитива «читать» (НСВ); если о действии завершенном, имеющем результат - от «прочитать» (СВ). [Инфинитивом называют базовую форму глагола, ту форму, которую вы находите в словаре].

Рассмотрим еще один пример с новой видовой парой: писать (НСВ)/написать (СВ).

Она пишет письмо (НСВ) - процесс, протекание действия: строчки одна за другой появляются на листе бумаги.

Она писал а письмо два часа (НСВ) - перед нами снова процесс действия, но на этот раз он отнесен в прошлое. Из этого предложения мы узнаём, что в течение определенного времени неизвестная нам девушка сидела с листом бумаги и ручкой за столом или же перед компьютером. Мы не знаем, как закончился этот процесс. Было ли письмо закончено? Было ли оно отправлено адресату? Ответов на эти вопросы предложение не дает.

Принципиально иная ситуация в следующем примере:

Она написала письмо (СВ). Это предложение сообщает нам, что действию положен предел, и достигнут конкретный результат: письмо закончено, лежит на столе в конверте или уже отправлено.

В русском языке есть небольшое количество двувидовых глаголов (то есть глаголов, которые могут употребляться как в значении НСВ, так и в значении СВ) и некоторое количество одновидовых глаголов (то есть глаголов, которые не имеют видовой пары и употребляются только в одном виде). На них мы сейчас не будем останавливаться, это было бы несколько преждевременно. Сейчас мы будем говорить о глаголах, которые образуют видовые пары - потому что именно этих глаголов в русском языке большинство, и на начальном этапе очень важно понять разницу между совершенным и несовершенным видом глагола и научиться использовать их в речи.

Образование форм совершенного и несовершенного вида

По способу образования глаголы, образующие видовые пары, можно разделить на три группы:

2. суффиксальные, например: рассказывать - рассказать

3. супплетивные, например: говорить - сказать

Остановимся на каждой из групп подробнее.

  1. То, что происходит с глаголами первой группы, называется словом «перфективация». Это означает, что совершенный вид («перфект», отсюда и название) образуется от несовершенного вида путем прибавления префикса, или приставки (про-, с-, по-, вы- и т.д.). Угадать, с помощью какого именно префикса будет образован совершенный вид, невозможно! Поэтому глагольные пары остается только заучить. Итак, запоминайте программу-минимум:

читать - про читать, писать - на писать, рисовать - на рисовать, чертить - на чертить, делать - с делать, фотографировать - с фотографировать, петь - с петь, танцевать - с танцевать, играть - с ыграть, уметь - с уметь, мочь - с мочь, есть - с ъесть (что-то конкретное; например, съесть яблоко), есть - по есть, пить - по пить, пить - вы пить (что-то конкретное: например, выпить стакан сока), мыть - по мыть (или вы мыть), звонить - по звонить, думать - по думать, стучать - по стучать, дарить - по дарить, целовать - по целовать, завтракать - по завтракать, обедать - по обедать, ужинать - по ужинать, знакомиться - по знакомиться, менять - по менять (или об менять), смотреть - по смотреть, слушать - по слушать, ставить - по ставить, знать - у знать, видеть - у видеть, слышать - у слышать, готовить - при готовить, ждать - по дождать, платить - за платить (или о платить) и, наконец, учить - вы учить .

Исключение: покупать (НСВ) - купить (СВ)!

  1. Вторая группа ведет себя прямо противоположным образом. Здесь происходит «имперфективация», и направление обратное: к совершенному виду добавляется префикс - и таким образом появляется несовершенный вид («имперфект»). Как и в случае с первой группой, то, какой именно суффикс понадобится нам для образования видовой пары каждого конкретного глагола, нельзя ни угадать, ни вывести логически. Поэтому запоминаем программу-минимум:

давать - дать, уставать - устать, вставать - встать, открывать - открыть, забывать - забыть, рассказывать - рассказать, показывать - показать, рассматривать - рассмотреть, спрашивать - спросить, решать - решить, изучать - изучить, получать - получить, повторять - повторить, бросать - бросить, кончать - кончить, отвечать - ответить, отправлять - отправить, поздравлять - поздравить, понимать - понять, обнимать - обнять, начинать - начать, вспоминать - вспомнить, выбирать - выбрать . Ну а если вы это уже выучили, то можно и отдыхать - отдохнуть !

  1. Глаголы третьей группы ведут себя совсем уж особенным образом и не подчиняются никаким правилам. Единственное, что можно сказать про них - несовершенный вид и совершенный вид этих глаголов совсем друг на друга не похожи. Поэтому эти глаголы нужно просто выучить наизусть. Не унывайте, их совсем не много:

говорить - сказать, брать - взять, класть - положить, искать - найти, ловить - поймать .

Вид глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени

Уже на начальном этапе изучения русского языка очень важно понять и запомнить:

● глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящее, прошедшее, будущее, например:

Я читаю журнал;

Вчера я читал журнал .

● глаголы совершенного вида имеют только две формы времени: прошедшее и будущее, например:

Я прочитал твое письмо;

Завтра я прочитаю твое письмо.

Это связано со значением видов: совершенный вид обозначает действие, ограниченное пределом, а несовершенный вид - процесс. В настоящем времени мы всегда имеем дело с процессом, и никогда с результатом (сравните: я читаю, ты смотришь, он ест… ). Предел, или результат, может быть либо уже достигнут (и тогда мы используем прошедшее время, например: «Он съел яблоко »), либо будет достигнут в будущем (тогда будет использовано будущее время, например: «Он съест яблоко »).

Основные значения видов глагола

Чтобы хорошо понять и запомнить значения видов глагола в русском языке, проанализируйте, какие из них есть в вашем родном языке, а какие вам нужно будет просто запомнить.

Основных значений у НСВ три: первое - «процесс/длительность/продолжительность действия», второе - «регулярное/повторяющееся действие» и третье - «факт», а у СВ два - «результат» и «однократность» (мы объединим их в одно значение, поскольку граница между ними часто размыта).

Сравните:

Первое и второе значение НСВ, так же как и единственное значение СВ, обычно не представляют трудностей для студентов-иностранцев: достаточно один раз понять логику и запомнить один-два простых примера.

Он читал, читал роман - и наконец прочитал (в первой части предложения использован НСВ, поскольку речь идет о процессе действия; во второй - СВ, поскольку действие закончено).

Он открывал, открывал дверь - и наконец открыл (такая же ситуация: НСВ-СВ).

По утрам он просматривает газеты (использован НСВ, поскольку описывается регулярное действие).

Он прочитает эту книгу за два дня (использован СВ, будущее время: предложение сообщает нам, что через два дня будет достигнут результат).

Он каждую неделю играет в теннис (регулярность = НСВ).

Кроме того, эти значения видов могут сопровождаться определенными словами, облегчающими выбор нужной формы. Запишем их в виде таблицы:

Трудности у иностранцев обычно вызывает третье значение НСВ, обозначенное как «факт». Советую вам поэтому сразу обратить на него внимание, больше слушать и запоминать, как используют его русские, а также закрепить употребление этого значения на большом количестве примеров. Например:

Вчера вечером я стирал , мыл посуду, готовил ужин, а потом смотрел телевизор .

Днем я ходил в Эрмитаж, а потом обедал с русским другом в одном кафе.

Спасибо, я не хочу кофе, я уже пил кофе сегодня утром .

Из этих предложений вы получаете общую информацию о том, чем ваш собеседник занимался. Вас в данном случае не интересует, было ли то или иное действие доведено до конца, был ли получен тот или иной результат.

Важно понимать, что в этих предложениях возможна замена НСВ со значением «факт» на СВ со значением «результат». В таком случае неизбежно изменится и оттенок фразы (иностранцы часто не учитывают этого изменения смысла). Сказав «Я постирал, помыл посуду, приготовил ужин », русский имеет в виду - ура, я все закончил, я освободился! «Я сходил в Эрмитаж » - значит, долго не мог добраться, и вот наконец сходил, какое счастье!

После того как вы выучите видовые пары и выполните тренировочные упражнения, вы уже не будете чувствовать неуверенность, используя виды глагола. А наши профессиональные преподаватели русского языка как иностранного будут рады помочь вам сделать процесс изучения русского языка занимательным и эффективным. На нашем сайте вы можете выбрать преподавателя и заказать с ним бесплатное пробное занятие.

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы рассмотрим виды глаголов. Очень часто мои студенты задаются вопросом, почему в русском языке так много разных глаголов, как определить их время и почему некоторые глаголы употребляются с приставками, а некоторые без. Чтобы разобраться во всех этих вопросах, давайте разберем глаголы совершенного и несовершенного вида.

Форму глаголов несовершенного вида вы обнаружите в словаре, глагол в данном случае обозначает действие, а уже от этой формы образуются глаголы совершенного вида. При этом надо отметить,что способов этих достаточно много, вот некоторые из них:

При помощи приставок , сравните:

Несовершенный вид Совершенный вид
Читать To read Прочитать Has red
Писать To write Написать Has written
Готовить Приготовить Has cooked
Покупать To buy Купить Has bought

Обратите, пожалуйста, внимание, что у нас есть слово-исключение, которое образуется в совершенном виде без приставки - это глагол "Купить". В несовершенном же виде этот глагол употребляется с приставкой -по.

При помощи разных суффиксов :

Итак, если мы хотим сказать,что действие происходит регулярно, нам нужен глагол несовершенного вида. Если действие произошло 1 раз в какой-то момент или день/час и т.д. и мы знаем о его результате, то мы имеем дело с глаголом совершенного вида. Такие глаголы отвечают на вопрос "что сделать ?"

Если же мы говорим о повторяющихся действиях, то мы не только используем глаголы несовершенного вида, которые отвечают на вопрос "что делать ?", но и используем различную дополнительную информацию в лице наречий, которые как раз-таки и показывают эту повторяемость. Например,

Анастасия не может готовить (что делать ?), она готовит редко . Anastasiya cannot cooking, she cooks rare.

Я купила (что сделала ?) красивое платье, оно мне очень идёт ! (виден результат) I bought a new dress, it suits me much.

Чтобы правильно определить вид у глагола можно запомнить некоторые наречия, которые помогут правильно решить, точно ли тот или иной глагол относится к определенному виду:

Несовершенный вид
Что делают? Когда? Как часто?

  1. Никита смотрит фильм Каждое утро/вечер/день, регулярно, часто, редко, иногда, обычно.
  2. Виталий покупает газеты
  3. Мы играем в волейбол
Совершенный вид
Что они сделали? Когда?
  1. Никита посмотрел фильм "Титаник" Вчера, вечером, утром, сегодня, один раз, в пятницу, 2 дня назад, уже, еще не.
  2. Виталий купил газету "Известия"
  3. Мы сыграли в волейбол очень хорошо
Из этих примеров видно, что слова-наречия могут значительно облегчить определение того или иного вида глагола, главное, выучить вопросы и запомнить данные слова. Чтобы попрактиковаться, исправьте данные предложения, задавая глаголам правильные глаголы. Предложения написаны с ошибками:

Я доел кашу и шел гулять.
Студенты задерживались в университете, но все-таки освоили материал.
Она очень долго переделала доклад.
Таня сильно плакала и никак не успокоилась.
Дети много смеялись и учитель решала поиграть с ними еще.

Запомните , пожалуйста, что глаголы несовершенного вида имеют 3 формы: прошедшую, настоящую и будущую:

Глаголы совершенного вида имеют только 2 временные формы: прошедшую и будущую

Посмотрели и посмотрим (Что сделали и что сделают?) Watched and will watch

Форма прошедшего времени изменяется по числам:

Бежал (единственное число) и бежали (множественное число) He ran and they ran.