Физиологические основы психической деятельности

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». В структуру психики входят:

  • 1) психические свойства;
  • 2) психические процессы;
  • 3) психические качества;
  • 4) психические состояния.

Психические свойства - устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

  • 1) сила нервной системы - устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению;
  • 2) подвижность нервных процессов - скорость перехода возбуждения к торможению;
  • 3) уравновешенность нервных процессов - относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения;
  • 4) лабильность - гибкость изменения под воздействием различных раздражителей;
  • 5) резистентность - сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы - относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят:

  • 1) ощущение;
  • 2) восприятие;
  • 3) память;
  • 4) мышление;
  • 5) воображение;
  • 6) представление;
  • 7) внимание;
  • 8) волю;
  • 9) эмоции.

Психические качества - относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. Психические состояния - представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Психические процессы теснейшим образом связаны с физиологическими. В основе психической деятельности лежат не элементарные процессы возбуждения и торможения, а системные, объединяющие многие одновременно протекающие в мозге процессы анализа и синтеза в интегрированное целое. Психическая деятельность - функция целостного мозга, когда на основе интеграции многих нейрофизиологических механизмов мозга возникает новое качество - психика. При этом нервная модель стимула есть не что иное, как нейрофизиологическая основа формирования субъективного образа. Субъективный образ возникает на базе нервных моделей при декодировании информации и сравнении ее с реально существующим материальным объектом. В настоящее время установлены следующие достаточно определенные корреляции между различными проявлениями психической деятельности и нейрофизиологическими показателями работы мозга:

  • 1) «волны ожидания» на ЭЭГ, которые регистрируются в ответ на сигнал, предупреждающий о предстоящей команде к действию;
  • 2) поздние компоненты вызванного потенциала, ассоциируемые с корковыми механизмами оценки смыслового содержания сенсорных сигналов;
  • 3) мозговые коды психической деятельности в виде определенных паттернов импульсной активности нейронов. При мультиклеточном отведении импульсных реакций корковых нейронов установлена специфичность паттернов (узоров) импульсных потенциалов нервных клеток и нейронных ансамблей не только в отношении физических (акустических) сигналов, но и семантического (смыслового) содержания воспринимаемых слов.

Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма осуществляется множеством физиологических механизмов. Одни из них воспринимают воздействия, другие преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в действие мышцы и т. д. Все это обеспечивает активную ориентацию организма в среде и выполнение им жизненно важных функций. Нервная система функционирует как единое целое. Однако отдельные функции приурочены к деятельности ее определенных зон: управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений -стволовой частью мозга и мозжечком, сложная психическая деятельность -корой больших полушарий.

Апатомо-физпологнческий механизм рефлекторной деятельности обеспечивает:

Механизм анализаторов выполняет одну из функций головного мозга: с помощью разложения сложных явлений окружающей действительности на отдельные элементы обеспечивает психическое отражение мира.

В структурной организации нервной системы принято выделять центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую. ЦНС в свою очередь включает в себя спинной мозг и головной мозг. Все остальные нервные структуры входят в периферическую систему. Высший отдел ЦНС - головной мозг состоит из мозгового ствола, большого мозга и мозжечка. Большой мозг представлен двумя полушариями, наружная поверхность которых покрыта серым веществом - корой. Кора составляет важнейшую часть головного мозга, являясь материальным субстратом высшей психической деятельности и регулятором всех жизненных функций организма. В осуществлении любой психической деятельности участвует весь мозг в целом, однако разные полушария выполняют различную дифференцированную роль в осуществлении каждой психической функции. Например, в результате экспериментальных и клинических исследований было обнаружено, что правое и левое полушария различаются в стратегии переработки информации. Стратегия правого полушария состоит в целостном одномоментном восприятии предметов и явлений, эта способность воспринимать целое раньше его частей лежит в основе творческого мышления и воображения. Левое полушарие осуществляет последовательную рациональную обработку информации. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия далека от своего решения и требует дальнейших экспериментальных и теоретических исследований.

Изучение мозговых механизмов, обеспечивающих психические процессы, не приводит к однозначному пониманию природы психического. Простого указания на мозг и нервную систему как на материальный субстрат психических процессов недостаточно для решения вопроса о характере взаимоотношения психического и нейрофизиологического.

Русский физиолог И.П. Павлов поставил перед собой задачу раскрыть сущность психического объективными физиологическими методами исследования. Ученый пришел к выводу, что единицами поведения являются безусловные рефлексы как реакции на строго определенные раздражители из внешней среды и условные рефлексы как реакции на первоначально безразличный раздражитель, который становится небезразличным вследствие его неоднократного сочетания с безусловным раздражителем. Условные рефлексы осуществляются высшими отделами мозга и основываются на образующихся между нервными структурами временных связях.

П.К. Анохиным была создана теория функциональных систем, явившаяся одной из первых моделей подлинной психологически ориентированной физиологии. Согласно положениям этой теории физиологическую основу психической деятельности составляют особые формы организации нервных процессов. Они складываются при включении отдельных нейронов и рефлексов в целостные функциональные системы, которые обеспечивают целостные поведенческие акты.

Исследования ученого показали, что поведение индивида определяется не отдельным сигналом, а афферентным синтезом всей доходящей до него в данный момент информации. Афферентные синтезы запускают в ход сложные виды поведения. В итоге П.К. Анохин пришел к выводу о необходимости пересмотра классических представлений о рефлекторной дуге. Он разработал учение о функциональной системе, под которой понималась динамическая организация структур и процессов организма. Согласно этому учению движущей силой поведения могут быть не только непосредственно воспринимаемые воздействия, но и представления о будущем, о цели действия, ожидаемый эффект поведенческого акта. При этом поведение вовсе не заканчивается ответной реакцией организма. Ответная реакция создает систему «обратной афферентации», сигнализирующей об успехе или неуспехе действия, составляет акцептор результата действия. психика темперамент личность физиологический

Процесс сличения модели будущего с эффектом выполненного действия является существенным механизмом поведения. Только при условии их полного совпадения действие прекращается. Если же действие оказывается неудачным, то происходит «рассогласование» модели будущего и результата действия. Поэтому действие продолжается, в него вносятся соответствующие коррективы. Рефлекторную дугу П.К. Анохин заменил более сложной схемой рефлекторного кольца, объясняющей саморегулирующийся характер поведения.

Теория функциональных систем П.К. Анохина создала новую - системную - методологию изучения целостных поведенческих актов. В работах ученого было показано, что любая целостная деятельность организма осуществляется только при избирательной интеграции многих частных физиологических механизмов в единую функциональную систему.

Несмотря на неоспоримость того, что мозг является органом психического отражения, взаимосвязь психического и нейрофизиологического должна рассматриваться с позиций самостоятельности и специфичности каждого из этих процессов. Психическое невозможно свести к обеспечивающим его морфофункциональным структурам, работа мозга не является содержанием психики. Психическое отражает не физиологические процессы, протекающие в организме человека, а объективную реальность. Специфическое содержание психического заключается в представленности образов мира и субъективного отношения к нему.

Если представить личность в виде ядра, окруженного несколькими слоями аксессуаров (привычки, роли, мысли и т. п.), то самым наружным и самым главным слоем, сдерживающим напор агрессивного мира, позволяющим нам сохранять свои привычки и мысли, являются наши вещи.

Вещи и деньги, на которые приобретаются вещи, представляют собой нечто вроде крепости, внутри которой находимся мы. Пока сохраняется возможность приобретать вещи, мы чувствуем себя хозяином жизни, спокойно разъезжающим на коне. В...

Психика – это Бессознательное, управляющее тремя своими ипостасями: Транссознанием, Подсознанием и Сознанием. При этом Транссознание управляет Подсознанием, а Подсознание – Сознанием.

Подсознание – это Мистика, Энергия, Целостность, Процесс, управляющий структурой или результатом. Это чувственное восприятие мира.

Сознание – это Логика, Материя, Дуальность, Многообразие, Структура или Результат подчиняющаяся мистическому противоречивому процессу развития. Это разумное восприятие мира...

Механизмы защиты Эго.
Психологические защиты являются функциональными элементами нормальной пси¬хики. Для нормальной успешной адаптации они должны быть гибкими, разнообразными и эффективными. Преобладание тех или иных видов защит обусловливает характероло¬гические особенности личности.

Гипертрофия с резким преобладанием одних защит над другими, их ригидность – способствует социальной дезадаптации и психическим нарушениям разного уровня – от неврозов до психозов.

Личность, чье поведение...

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, - механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз - порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

В первый период происходит...

В диалектическом материализме психика понимается как функция мозга. Странно, что при таком понимании ученые-материалисты ввели такое понятие, как «психология», что в переводе с греческого означает «наука о душе».

Вообще-то, если психика – это функция мозга, а мозг является физиологическим органом человеческого организма, то ее изучать должна та самая физиология, и уж никак не психология.

Тогда введение термина «психология» вообще излишне. Тогда психика – это лишь электрические мозговые...

Во всех подходах телесно-ориентированной психотерапии происходит акцентирование преимущества релаксированных состояний напряженным и стремление уменьшать привычные напряжения в теле. Все эти системы сходятся в том, что нам не нужно учиться чему-то совершенно новому или развивать новые мышцы.

Наиболее важно - отучиться от дурных привычек, которые возникают у нас в детстве и позже, вернуться к естественной мудрости, координации и равновесию тела. Здесь тело рассматривается не как дом пребывания...

В трудах Н.А. Бернштейна нашла блестящую разработку проблема механизмов организации движений и действий человека. Занимаясь этой проблемой, Н.А. Бернштейн обнаружил себя как очень психологично мыслящий физиолог (что бывает крайне редко).

В результате его теория и выявленные им механизмы оказались органически сочетающимися с теорией деятельности; они позволят углубить наши представления об операционально-технических аспектах деятельности.

Н.А. Бернштейн выступил в научной литературе как...

С древнейших времен до настоящего времени человечество волновали явления человеческой психики, которые человек не мог объяснить имеющимися научными знаниями. Одним из самых известных феноменов человеческой психики является СОН.

Психологическим анализом сновидений много занимался знаменитый австрийский психолог и врач Зигмунд Фрейд. По его сведениям, изложенным в сочинении "Толкование сновидений", источником снов являются когда-то пережитые, а ныне затаенные "вытесненные" из сознания в...


По этой причине с самого начала экспериментов с психоделиками исследователи пытаются найти способы предсказать, как могут эти вещества повлиять на человека, который их принимает.

Попытка обнаружить метод прогнозирования...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

  • 3. Механизмы психологической защиты
  • Литература

1. Понятие психики. Физиологические механизмы психической деятельности человека

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой. Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; отв. ред. А.А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005.

Распространенной является теория деления структуры психики на четыре составляющие. В ней выделяют такие основные компоненты:

Психический процесс;

Психическое новообразование;

Психическое состояние;

Психическое свойство.

Психический процесс является динамичным компонентом психики человека. Он появляется и развивается при взаимодействии живого существа и окружающего мира. Психический процесс продолжается непрерывно. Даже состояние сна тоже относится к психическим процессам. В фазе сна лишь происходит изменение одного процесса другим. Психический процесс вызывается как импульсами нервной системы (внутренняя среда организма), так и внешним воздействием социальной и природной среды. Внутренние импульсы создаются человеческим желанием, ощущением нехватки, дефицитом, потребностью.

Фундаментальная основа психического процесса - любые потребности человека, как высшие (духовные), так и низшие (физические). Одним из важнейших результатов психических процессов является формирование в структуре личности новых психических образований.

Психические новообразования - это приобретаемые человеком в течение жизни, в том числе в холе обучения, те или иные знания, умения и навыки. Они являются итогом личного опыта, приобретенного в том числе и путем обучения. Это результат целенаправленной работы индивида.

Психические состояния - это психические явления бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п. Психические состояния возникают неслучайно, они порождаются многообразными факторами, такими как состояние здоровья, условия работы, взаимоотношения с окружающими людьми, например поощрения или наказания.

Рассмотренный вариант представлений о структуре психики является, конечно, не единственным. Совершенно иначе эта структура выглядит в психологии Зигмунда Фрейда. В теории Фрейда вся человеческая психика делится на три компонента:

Сознательное;

Предсознательное;

Бессознательное. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Владос, 2003.

Первый компонент является ограниченной областью психической деятельности человека. Доминирует в процессе жизнедеятельности бессознательные, иррациональные элементы психики (инстинкт самосохранения и продолжения рода).

Фрейд трактовал личность как бессознательное "Оно", на поверхности которого находится "Я". Это "Я" стремится обеспечить влияние внешнего мира на "Оно" и ограничивать принципы удовольствия, безраздельного властвования в сфере "Оно". "Я" олицетворяет разум, в то время как "Оно" воплощает страсти. Что же касается "Свсрх-Я", то его можно назвать "Я-Идеалом", который в сознании человека отождествляется с самого раннего периода в развитии личности с образом отца.

Структура психики имеет четкое разделение ее функций на два блока: цель и средства, управляющая и исполнительная психика.

Все механизмы исполнительной психики выполняют роль психологических средств по достижению целей, в основе которых лежат потребности личности. Механизмы исполнительной психики - от ощущений до умозаключений - обслуживают управляющую психику, выполняя ее направляющие указания по организации оптимального поведения в целях обеспечения потребностей личности.

Психика никогда не существует в "чистом виде", в условиях изоляции от окружающей среды. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2001.

Все формы психических явлений не только взаимосвязаны между собой, но и переходят одна в другую. Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями.

Даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, переживание. вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах се проявления.

Многие исследователи занимались изучением психики и ее физиологических основ. Однако, отсутствие необходимого научного инструмента, а также его реализация в техническом плане не позволяло проводить процесс этого изучения очень глубоко. Большинство исследований было поверхностным.

Развитие науки и техники позволило начать изучать материальную основу работы психики.

Современная наука определяет физиологической основой психики работу нервной системы, которая состоит из нервных клеток с отростками (нейронов). Объединение этих отростков приводит к созданию некоторой сети, которая и осуществляет деятельность психики.

Подтверждением этого является наличие нарушений деятельности отделов мозга и проявление их в различных искажениях психической деятельности. Эти результаты были получены путем наблюдений и различных экспериментов в нейропсихологии.

Также наукой определено, что человек имеем высший уровень психического развития. Вместе с тем, у него существует и более развитая нервная система, если сравнивать его с животными. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

У нервной системы человека есть два раздела:

Центральный;

Периферический.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из:

Головного мозга;

Спинного мозга.

Все отделы и структуры центральной и периферической нервной системы задействованы в получении, переработке и отправке информации. Однако особое значение для психики человека имеет кора головного мозга, которая совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функционирования сознания и мышления человека.

ЦНС связана со всеми органами и тканями человеческого организма. Эту связь обеспечивают нервы, которые выходят из головного и спинного мозга. Все нервы подразделяются на две функциональные группы:

Нервы, проводящие сигналы из внешнего мира и структур организма,

Нервы, проводящие сигналы из ЦНС к периферии.

ЦНС представляет собой очень запутанную сеть. Каждый нейрон отвечает за конкретную физиологическую задачу. Нейроны присутствуют почти во всех тканях тела и на различных поверхностях.

При помощи анализаторов, которые получают информацию, рецептор передает ее в кору головного мозга. Каждый рецептор отдает информацию конкретному отделу мозга.

Информация, полученная рецепторами, передается по нервным волокнам в скопление специфических ядер таламуса, и через них попадает в первичные проекционные зоны коры головного мозга.

Работа этих зон тесно связана с работой сознания. Полушария головного мозга дублируют работу друг друга. Но существует и явление функциональной асимметрии: симметричные центры коры выполняют разную деятельность. Левое полушарие связано с речевыми функциями, тогда как правое выполняет не связанные с речью функции. Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: 2001.

2. Факторы развития психики человека

Психология является наукой о фактах, механизмах и закономерностях психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью человека.

Предметом психологии является изучение "психики", "психического". Психология всегда рассматривала проблему психического развития как одну из центральных.

От ответа на вопросы "Как возникает психика? Что определяет ее развитие?" зависит и теоретический, и практический фундамент психологии. Еще в рамках философских концепций высказывались противоположные взгляды на природу психики.

Одни ученые отдавали предпочтение среде как источнику психического и отрицали роль врожденных, биологических факторов в психическом развитии человека; другие, наоборот, считали, что природа - идеальный творец, и дети с рождения наделены "хорошей" природой, нужно лишь довериться ей, не мешать естественному развитию. Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; отв. ред. А.А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005.

Развитие психики человека непрерывно в течение жизни. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика.

В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. Их можно объединить в два больших направления - биологизаторское и социологизаторское.

Современная психология развития отказалась от противопоставления биологических и средовых (социальных, культурных) факторов в пользу понимания важности и тех и других в психическом развитии человека.

Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. В рассматриваемом нами контексте мы должны определить виды воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2001.

Активность развития являет собой взаимодействие человека, его наследственности с окружающей действительностью, обществом. Именно в последних двух и происходит это развитие. Так, активность ребенка проявляется в его поступках, которые он выполняет по просьбе взрослых, в манере поведения и в самостоятельных действиях.

Генетической предрасположенностью выступает биологический фактор психического развития человека. Последний подразделяется на наследственность (организм в поколении за поколением повторяет сходные черты индивидуального развития, личностные задатки), врожденность (выступает особенность психологического развития, что присуще человеку от рождения).

Окружающая действительность. В это понятие следует включить как природные, так и социальные условия, при которых формируется человеческая психика. Важнейшим является влияние социума. Ведь в обществе, среди людей при общении с ними индивид развивается.

Если говорить не только о факторах, но и о закономерностях психического развития личности, стоит отметить, что неравномерность такого развития обусловлена тем, что каждое психическое свойство состоит из стадий (подъема, накопления, падения, относительного покоя и повторения цикла).

Темп психического развития меняется на протяжении всей жизни. Так как оно состоит из стадий, то, когда появляется новая, более высокая стадия, предыдущие остаются в виде одного из уровней новосоздавшейся. Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; отв. ред. А.А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005.

К условиям, что определяют психического развитие каждого человека, относятся:

1. Общение малыша с взрослым поколением выступает способом познания как самого себя, так и окружающих. Ведь в данном случае взрослые являются носителями социального опыта. Вместе с тем различают такие виды общения:

Ситуативно-личностное, проявляемое до 6 месяцев;

Деловое (к концу первого года жизни младенца);

Познавательное, проявляемое в период речевого развития малыша;

Оценочное (в период, когда ребенку 5 лет);

Внеситуативно-деловое выражается в момент обучения.

2. Функционирование мозга, что колеблется в пределах нормы.

3. Механизмы психологической защиты

Психологическая защита представляет собой систему регуляции, предназначение которой состоит в устранении или сведении до минимума различных негативных, травмирующих личность переживаний, которые сопряжены с внешними или внутренними конфликтами, состоянием тревоги и дискомфорта.

Целью работы психологической защиты является сохранение стабильности самооценки личности, образа мира и ее образа "я", которая достигается путем устранения из сознания источников конфликтных переживаний. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2001.

Защитные механизмы представляют собой некие психологические стратегии, с помощью которых человек избегает или снижает уровень интенсивности таких негативных состояний, как фрустрация, конфликт, тревога и стресс.

З. Фрейд к механизмам психологической защиты относил такие явления как вытеснение, отрицание, проекция, замещение, регрессия, рационализация, реактивные образования и некоторые другие. Данные механизмы не осознаются личностью и работают автоматически, когда человек попадает в неприятную для себя ситуацию. Эти защитные механизмы, с одной стороны, служат для снижения остроты отрицательных переживаний; с другой - искажают восприятие реальности и проявляются в определенных реакциях личности.

Все защитные механизмы в психологии условно объединяются в несколько групп:

-защитные механизмы, которые объединяет отсутствие переработки содержания того, что подвергается вытеснению, подавлению, блокированию или отрицания;

-преобразование (искажением) содержания мыслей, чувств, поведения человека: рационализация, проекция, идентификация, замещение, реактивные образования, компенсация и многие другие;

-механизм психологической защиты, который составляет механизм разрядки отрицательного эмоционального напряжения (сублимация, защитный механизм реализации в действии);

-механизм психологической защиты манипулятивного типа: механизм фантазирования, регрессия.

Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов:

а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций;

б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций. Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; отв. ред. А.А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005.

2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события, в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях. В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.

3. Проекция. Данный механизм появляется в отнесении к другому лицу или объекту чувств, мыслей, желаний и мотивов, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие люди некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их у других. Человек склонен винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Данный механизм часто характерен для ранимых и незрелых личностей. При патологии проекция вызывает галлюцинации и бред, теряются способности отличать реальности от фантазии.

4. Интроекция. Это символическая интернализация человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2001.

5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация - самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них.

7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей.

8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза.

9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей. Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций.

10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

психический деятельность развитие

Литература

1. Александров Ю.И. (ред.) Психофизиология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: 2001.

2. Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; отв. ред. А.А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005.

3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Владос, 2003.

4. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2001.

5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Эволюция психики как результата эволюции материии. Механизмы проявления психики. Осмысление основных этапов развития психики у животных, сенсорная и перцептивная психика. Развитие психических функций человека как основы его активности и поведения.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2008

    Психическое развитие с позиции психоаналитической теории З. Фрейда. Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского. Периодизация жизненного цикла человека в теории Э. Эриксона. Психическое развитие как развитие интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2009

    Физиологические основы психики. Законы функционирования психической деятельности человека. Специфическая и неспецифическая реакция организма. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе. Формирование личности.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2012

    Обоснование защитных механизмов у Фрейда. Депрессия как источник скрытого гнева. Природа данного психического расстройства. Механизмы психологической защиты при реактивной депрессии. Защитные механизмы психики при различных депрессивных состояниях.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2012

    Характеристика основных механизмов деятельности центральной нервной системы как физиологической основы психики. Рассмотрение особенностей функционирования левого и правого полушарий головного мозга. Определение влияния стресса на здоровье психики.

    реферат , добавлен 04.08.2010

    Проблема взаимодействия тела и психики. Мысли, чувства и волевые побуждения как проявления внутренней сущности, психики человека. Работы ученых в поисках наличия соответствия между строением тела или отдельных его частей и особенностями психики человека.

    реферат , добавлен 05.11.2009

    Психическое здоровье как норма физического, духовного и социального благополучия, полноценности психологического состояния. Особенности и характер функционирования психики человека. Соотношение психики с позиции окружающего мира и физиологии человека.

    реферат , добавлен 12.06.2010

    Структура психики по З. Фрейду, ее топографическая модель. Отражение и регулирование как основные функции человеческой психики. Формы психического отражения: сенсорная, перцептивная и интеллектуальная. Особенности психики человека, феномены восприятия.

    реферат , добавлен 18.02.2012

    Основные функции психики человека: отражательная, регулирующая, побуждающая, смыслообразующая, контролирующая и ориентирующая. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Мир психических явлений человека: процессы, свойства, состояния и образования.

    презентация , добавлен 10.11.2015

    Основы функции психики. Структура психики человека. Понятие функции в психологии. Когнитивная функция психики. Коммуникативная функция психики. Многоуровневые функциональные системы мозга. Материальная, духовная культура человечества.

Физиологические механизмы психики

Предмет психологии

Общая характеристика

Психология - область знаний о внутреннем (психическом) мире человека. Предметом психологии являются факты, закономерности и механизмы психики. Психологию можно также определить как науку, изучающую процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний. Объяснение природы психических явлений всегда было предметом острой борьбы между материализмом и идеализмом. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Материалисты утверждали, что психику следует рассматривать как явление вторичное, производное от материи.

Согласно теории отражения:

1) психика - свойство мозга, его специфическая функция;

2) психика - отражение объективной действительности;

3) правильность отражения подтверждается практикой.

Психическое отражение:

Дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

Совершается в процессе активной деятельности личности;

Углубляется и совершенствуется;

Преломляется через индивидуальность;

Носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность

поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

Физиологические механизмы психики

Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма осуществляется множеством физиологических механизмов. Одни из них воспринимают воздействия, другие преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в действие мышцы и т. д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и выполнение им жизненно важных функций.

Нервная система функционирует как единое целое. Однако отдельные функции приурочены деятельности ее определенных зон: управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений - стволовой частью мозга и мозжечком, сложная психическая деятельность - корой больших полушарий.

Вопрос о взаимоотношениях психических и нервно-физиологических процессов достаточно сложен. Психические свойства, конечно, предполагают нервно-физиологическую деятельность, поскольку являются ее результатом. Однако сами нервно-физиологические процессы не представлены в психическом явлении: психические процессы содержат в себе характеристики внешних объектов (форму, величину, взаимодействие предметов), а не внутренних, физиологических процессов, при помощи которых эта специфическая черта возникает и обнаруживается.

Психика играет реальную, активную, регулирующую роль в рефлекторном акте. Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности обеспечивает:

Прием внешних воздействий;

Преобразование их в нервные импульсы (кодирование) и передачу в мозг;

Декодирование и переработку принятой информации, выдачу команд в виде нервных импульсов к мышцам, железам;

Прием и передачу в мозг информации о результатах совершенного акта (обратная связь);

Коррекцию повторных действий с учетом данных обратной связи.

Одной из функций головного мозга, обеспечивающей психическое отражение мира, является разложение сложных явлений окружающей действительности на отдельные элементы. Эту работу выполняет механизм анализаторов.

Каждый анализатор состоит из трех основных частей:

1) рецептор - концевой аппарат;

2) проводниковый нервный путь;

3) центральное звено, расположенное в соответствующей зоне коры.

Что такое сознание

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями: Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.

Сознание - высшая, свойственная только человеку

форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторический деятельностью людей. Важнейшими психологическими характеристиками сознания являются:

Включение в сознание совокупности знаний об окружающем мире (в структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания);

Закрепленное в сознании различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я»;

Обеспечение целеполагающей деятельности человека;

Включение в состав сознания определенного отношения.

Обязательным условием формирования и проявления указанных качеств сознания является язык.

Более низким уровнем психики считают бессознательное. Бессознательное-это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; автоматизированные движения; некоторые побуждения к деятельности и т. д.

Развитие психики

Важнейшие закономерности психики и существенные психологические факты могут быть поняты только на основе изучения изменений психического отражения на разных ступенях эволюционной лестницы, а также в процессе индивидуальной жизни человека.

Проблема развития психики включает в себя три аспекта изучения:

Возникновение и развитие психики в животном мире;

Возникновение и развитие человеческого сознания;

Развитие психики в онтогенезе человека, то есть от рождения и до конца жизни.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т. д. благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое. Ключевыми являются понятия раздражимости и чувствительности. Раздражимость - свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием внешних раздражителей. Чувствительность - способность живого организма воспринимать адекватные и неадекватные раздражения, отвечая на них каким-либо образом: движением, осознанным ощущением, вегетативной реакцией. Чувствительность возникает на базе раздражимости. Она является показателем возникновения психики и свидетельствует о ее первом проявлении.



Наряду с развитием нервной системы важную роль играет характер взаимоотношений животного с окружающей средой. Эти взаимоотношения включают в себя следующие этапы:

1) элементарной чувствительности;

2) предметного восприятия;

3) отражения межпредметных связей (стадии: сенсорная, перцептивная, интеллектуальная).

Различные формы поведения в онтогенезе также принято обозначать как этапы:

1) инстинкты;

2) навыки;

3) интеллектуальное поведение.

Инстинкты - это врожденные формы реагирования на определенные условия среды.

Навыки - формы поведения, приобретаемые в результате индивидуального опыта животных.

Интеллектуальное поведение - сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи и обеспечивающие большие возможности приспособления, переноса навыков. Интеллектуальное поведение характеризуется «приобретением» новых способов решения задач, использованием внешних предметов как орудий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапного нахождения решения) и т.д.

Развитие психики животных обусловлено исключительно биологическими законами. Именно биологическая обусловленность делает их психику, даже в высших ее проявлениях, качественно отличной от сознания человека, которое с самого начала носит общественный характер. Основой перехода к сознанию явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных. В процессе трудовой деятельности произошло развитие руки, совершенствовались органы чувств человека, а это, в свою очередь, вело к дальнейшему развитию мозга. Средством общения стала речь, произошли изменения в общественной жизни людей, изменилось их сознание.

В структурной организации нервной системы принято выделять центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую. Центральная нервная система, в свою очередь, включает в себя спинной мозг и головной мозг. Все остальные нервные структуры входят в периферическую систему. Высший отдел ЦНС - головной мозг состоит из мозгового ствола, большого мозга и мозжечка. Большой мозг представлен двумя полушариями, наружная поверхность которых покрыта серым веществом - корой. Кора составляет важнейшую часть головного мозга, являясь материальным субстратом высшей психической деятельности и регулятором всех жизненных функций организма.

А. Р. Лурия выделяет три основных функциональных блока мозга, участие которых необходимо для осуществления любого вида психической деятельности.

Первый блок - активации и тонуса. Анатомически он представлен сетевым образованием в стволовых отделах мозга - ретикулярной формацией, которая регулирует уровень активности коры от бодрствующего состояния до утомления и сна. Полноценная деятельность предполагает активное состояние человека - лишь в условиях оптимального бодрствования он может успешно воспринимать информацию, планировать свое поведение и осуществлять намеченные программы действий.

Второй блок - приема, переработки и хранения информации. Он включает в себя задние отделы больших полушарий. Здесь выделяют затылочные зоны, в которые поступает информация от зрительного анализатора, иногда их называют зрительной корой. Височные отделы отвечают за переработку слуховой информации (слуховая кора). Теменные отделы коры связаны с общей чувствительностью, осязанием. Второй блок мозга имеет иерархическое строение и состоит из корковых полей трех типов. Первичные поля принимают и перерабатывают импульсы от периферийных отделов, во вторичных происходит аналитическая переработка информации, в третичных - аналитико-синтетическая обработка информации, поступающей от разных анализаторов - именно этот уровень обеспечивает наиболее сложные формы психической деятельности.

Третий блок - программирования, регуляции и контроля - расположен преимущественно в лобных долях мозга. Здесь ставятся цели, формируются программы собственной активности, осуществляется контроль за их протеканием и успешностью выполнения.

Совместная работа всех трех функциональных блоков мозга составляет необходимое условие осуществления любой психической деятельности человека.

Говоря о мозговых механизмах психической деятельности, стоит остановиться на вопросе о межполушарной асимметрии мозга. Работа больших полушарий построена по контрлатеральному принципу, т.е. левое полушарие отвечает за правую сторону телесной организации человека, правое - за левую. Установлено, что и в функциональном отношении оба полушария неравнозначны. Функциональная асимметрия, которая понимается как различное участие левого и правого полушария в осуществлении психической деятельности, представляет собой одну из фундаментальных закономерностей работы мозга человека и животных.

В осуществлении любой психической деятельности участвует весь мозг в целом, однако разные полушария выполняют различную, дифференцированную роль в осуществлении каждой психической функции. Например, в результате экспериментальных и клинических исследований было обнаружено, что правое и левое полушария различаются в стратегии переработки информации. Стратегия правого полушария состоит в целостном одномоментном восприятии предметов и явлений, эта способность воспринимать целое раньше его частей лежит в основе творческого мышления и воображения. В то же время левое полушарие осуществляет последовательную рациональную обработку информации. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия далека от своего решения, требует дальнейших экспериментальных и теоретических исследований.

Изучение мозговых механизмов, обеспечивающих психические процессы, не приводит однозначно к пониманию природы психического. Простого указания на мозг и нервную систему как на материальный субстрат психических процессов недостаточно для решения вопроса о характере взаимоотношения психического и нейрофизиологического.

Русский физиолог И. П. Павлов (1849-1936) поставил перед собой задачу раскрыть сущность психического объективными физиологическими методами исследования. Единицами поведения, согласно Павлову, являются безусловные рефлексы как реакции на строго определенные раздражители из внешней среды и условные рефлексы как реакции на вначале безразличный раздражитель, который становится небезразличным вследствие неоднократного его сочетания с безусловным раздражителем. Условные рефлексы осуществляются высшими отделами мозга и основываются на образующихся между нервными структурами временных связях.

Важным вкладом в решение проблемы нейрофизиологических механизмов психики являются работы отечественных ученых Н. А. Бернштейна (1896-1966) и П. К. Анохина (1898-1974).

Н. А. Бернштейн изучал естественные движения человека и их физиологическую основу. До Бернштейна механизм движения описывался схемой рефлекторной дуги: 1) прием внешних воздействий; 2) процесс их центральной переработки; 3) вигательная реакция. Бернштейн исходил из положения о том, что движения управляются не только и не столько эфферентными импульсами (команды, исходящие от центральных отделов к периферии), а в первую очередь афферентными (сигналы о внешнем мире, которые поступают в мозг в каждый момент выполнения движения). Именно эти афферентные сигналы и составляют "следящее устройство", которое обеспечивает непрерывную коррекцию движения, отбирая и меняя нужные траектории, регулируя систему напряжений и ускорений в соответствии с изменившимися условиями выполнения действия. Таким образом, Бернштейн предложил новый принцип нейрофизиологического управления движениями, который был назван принципом сенсорных коррекций.

Но афферентные импульсы являются лишь частью того, что составляет механизм организации произвольных движений. Существенен тот факт, что движения и действия человека не "реактивны"; они целенаправленны, активны и меняются в зависимости от исходного замысла. Принцип активности противопоставляется принципу реактивности, согласно которому тот или иной акт, движение, действие определяется внешним стимулом и осуществляется по модели условного рефлекса.

Принцип активности преодолевает понимание процесса жизнедеятельности как процесса непрерывного приспособления к среде. Главное содержание процесса жизни организма - это не приспособление к среде, а реализация внутренних программ. В ходе такой реализации организм неизбежно преобразует среду.

П. К. Анохиным была создана теория функциональных систем, явившаяся одной из первых моделей подлинной психологически ориентированной физиологии. Физиологическую основу психической деятельности согласно положениям этой теории составляют особые формы организации нервных процессов. Они складываются при включении отдельных нейронов и рефлексов в целостные функциональные системы, которые обеспечивают целостные поведенческие акты.

Исследования П. К. Анохина показали, что поведение индивида определяется не отдельным сигналом, а целостным афферентным синтезом всей доходящей до него в данный момент информации. Афферентные синтезы запускают в ход сложные виды поведения.

В итоге П. К. Анохин пришел к выводу о необходимости пересмотра классических представлений о рефлекторной дуге. Им было разработано учение о функциональной системе, под которой понималась динамическая организация структур и процессов организма. Согласно этой теории движущей силой поведения могут быть не только непосредственно воспринимаемые воздействия, но и представления о будущем, о цели действия, ожидаемый эффект поведенческого акта. При этом поведение вовсе не заканчивается ответной реакцией организма. Ответная реакция создает систему "обратной афферентации", сигнализирующей об успехе или неуспехе действия, она составляет акцептор результата действия.

Процесс сличения модели будущего с эффектом выполненного действия является существенным механизмом поведения. Только при условии их полного совпадения действие прекращается. Если же действие оказалось неудачным, то происходит "рассогласование" модели будущего и результата действия. Поэтому действие продолжается, в него вносятся соответствующие коррективы. П. К. Анохин заменил рефлекторную дугу более сложной схемой рефлекторного кольца, объясняющей саморегулирующийся характер поведения.

Теория функциональных систем П. К. Анохина создала новую, системную методологию изучения целостных поведенческих актов. Работы Анохина показали, что любая целостная деятельность организма осуществляется только при избирательной интеграции многих частных физиологических механизмов в единую функциональную систему.

Несмотря на неоспоримость того, что мозг является органом психического отражения, взаимосвязь психического и нейрофизиологического должна рассматриваться с позиций самостоятельности и специфичности каждого из этих процессов. Психическое невозможно свести к обеспечивающим его морфофункциональным структурам, работа мозга не является содержанием психики. Психическое отражает не физиологические процессы, протекающие в организме человека, а объективную реальность. Специфическое содержание психического заключается в представленности образов мира и субъективного отношения к нему. Философ А. Г. Спиркин писал: "В коре мозга нейрохирург видит не яркие мысли наподобие духовного пламени, а всего лишь серое вещество".