Фз 181 от 24 ноября 1995. Законодательная база российской федерации

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.


Судебная практика по статье 23 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ

    Решение № 7(2)-498/2018 от 6 августа 2018 г. по делу № 7(2)-498/2018

    Белгородский областной суд (Белгородская область) - Административные правонарушения

    Оплате труда и о материальном стимулировании. Аналогичные нарушения допущены и в отношении других работников общества. В нарушение ст. 115 ТК РФ и ч. 5 ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиду ФИО11 предоставлен оплачиваемый отпуск менее 30 календарных дней. Аналогичные нарушения допущены в отношении работников ФИО12, ФИО13 Выявленные нарушения явились...

    Решение № 12-167/2018 от 5 июля 2018 г. по делу № 12-167/2018

    Иными, являются режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника от отличается от общих правил, действующих у данного работодателя). В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ...

    Решение № 12-165/2018 от 5 июля 2018 г. по делу № 12-165/2018

    Заднепровский районный суд г. Смоленска (Смоленская область) - Административные правонарушения

    Иными, является режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника от отличается от общих правил, действующих у данного работодателя). В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ...

    Решение № 2-1821/2018 2-1821/2018~М-1707/2018 М-1707/2018 от 5 июля 2018 г. по делу № 2-1821/2018

    Новоуренгойский городской суд (Ямало-Ненецкий автономный округ) - Гражданские и административные

    Интер РАО – Электрогенерация» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда и судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 23 . 06.2010 г. между сторонами был заключен трудовой договор № 524. 09.04.2018 г. между сторонами подписано Соглашение о прекращении трудовых отношений. Истцу было выплачено выходное пособие. ...

    Решение № 2-1543/2017 2-30/2018 2-30/2018 (2-1543/2017;) ~ М-823/2017 М-823/2017 от 26 июня 2018 г. по делу № 2-1543/2017

    Ленинский районный суд г. Чебоксары (Чувашская Республика) - Гражданские и административные

    54 т.2). По результатам проведенного дополнительного расследования главным инспектором труда (по охране) труда дата было составлено заключение по легкому несчастному случаю (л.д. 11- 23 т.2). В заключении государственный инспектор труда пришел к выводу о том, что несчастный случай с Ивановым Г.Л. произошел во время рабочего перерыва дата. около 10 ...

    Решение № 12-193/2018 от 22 июня 2018 г. по делу № 12-193/2018

    Свердловский районный суд г. Белгорода (Белгородская область) - Административные правонарушения

    Оплате труда и о материальном стимулировании. Аналогичные нарушения допущены и в отношении других работников общества. В нарушение ст. 115 ТК РФ и ч. 5 ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиду Б. предоставлен оплачиваемый отпуск менее 30 календарных дней. Аналогичные нарушения допущены в отношении работников В., М.. Выявленные нарушения явились...

    Решение № 12-34/2018 от 7 июня 2018 г. по делу № 12-34/2018

    Кезский районный суд (Удмуртская Республика) - Административные правонарушения

    Оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Так, в...

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Федеральный закон об инвалидах в России

Инвалид - это человек, который в силу определенных причин частично или полностью утратил трудоспособность. Инвалиды являются уязвимой группой населения - их реже берут на работу, они чаще подвергаются дискриминации, их социальная адаптация затруднена и так далее. Чтобы защитить права инвалидов, был принят 181 ФЗ о защите прав инвалидов. Ниже мы узнаем основные положения этого закона, а также рассмотрим некоторые смежные вопросы.

Федеральный закон №181

181 ФЗ об инвалидах, действующий в 2019 году, был принят в 1995 году. С тех пор было внесено большое количество изменений, а некоторые статьи закона утратили силу. Узнаем основные положения этого закона, которые действуют сегодня:

  • Дается юридическое определение термину "инвалид".
  • Устанавливается, что существует несколько степеней инвалидности (I, II и III группы). группа инвалидности не присваивается.
  • Вводятся понятие о социальной защите инвалидов. Законодательный орган страны обязан совершенствовать законодательство об инвалидах, а исполнительный - осуществлять постановления законодательного органа.
  • Вводится понятие медико-социальной экспертизы, которая определяет степень инвалидности, а также устанавливает тот факт, что человек нуждается в социальной помощи.
  • Устанавливается недопустимость дискриминации по признаку инвалидности.
  • Создается государственный реестр об инвалидах.
  • Вводится большое количество мер по поддержке инвалидов. К этим мерам относится денежные выплаты (пенсии, пособия), обеспечение инвалидов различными товарами (лекарства, продукты питания, ремонт бытовой техники и так далее), предоставление определенных услуг (например, отдых в санатории) и так далее. Также инвалиды получают возможность получить бесплатное жилье, если они в нем остро нуждаются. Именно благодаря этой части закона создаются другие ФЗ о пенсиях и льготах по инвалидности.
  • Оговариваются особенности трудовых прав инвалидов (например, закон о сокращенной рабочей недели для инвалидов I и II группы, согласно которому эти инвалиды должны работать не более 35 часов в неделю при сохранении полной заработной платы).
  • Вводится понятие о абилитации и реабилитации инвалидов.
  • Некоторые другие положения и постановления.

Новые постановления и поправки к закону №181

Были ли внесены в федеральный закон об инвалидах в 2019 году какие-либо изменения? Был внесен лишь один небольшой пункт, согласно которому инвалиды получают право на первоочередный ремонт технических средств, в которых нуждаются инвалиды (инвалидные коляски, протезы и так далее). Также существует специальное постановление о преимуществах инвалидам по 44 ФЗ, которое должно помочь инвалидам. Его основные положения:

  • Во время осуществления госзакупок в некоторых случаях заказчик должен отдавать предпочтения товарам, произведенных инвалидами.
  • Заказчик обязан предоставлять преференции не инвалидам-предпринимателям, а различным общероссийским организациям инвалидов, где инвалиды и их представители составляют не менее 80%; также предпочтение нужно отдавать дочерним фирмам этих организаций, где количество инвалидов составляет не менее 50%.
  • Если во время тендера одержала победу организация инвалидов, то заказчик обязан заключить с ней контракт по цене, которая превышает заявленную величину на 1-15%.
  • Отдавать предпочтение организациям инвалидов нужно только в том случае, если инвалиды производят строго регламентированные товары и услуги (перчатки, куртки, некоторые металлические и бетонные изделия, образовательные услуги и так далее).

07.04.2019

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

Дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, сохраняется за ним в течение шести месяцев.

Специально оборудованные жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

Платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

Платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

Платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.


Судебная практика по статье 17 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ

    Определение от 22 марта 2019 г. по делу № А46-25489/2017

    26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статей 14, 50, 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 № ...

    Определение от 22 марта 2019 г. по делу № А46-25198/2017

    Верховный Суд Российской Федерации

    М.К., изучив кассационную жалобу Министерства финансов Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 24.05.2018, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17 . 08.2018 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.11.2018 по делу № А46-25198/2017 по иску администрации города Омска (далее – истец, администрация) к...

    Определение от 13 марта 2019 г. по делу № А02-253/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Определение от 13 марта 2019 г. по делу № А02-627/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Алтай (далее также – министерство) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 28.06.2018 по делу № А02-627/2018, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17 . 09.2018 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.01.2019 по тому же делу по иску исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Администрации города Горно-...

    Определение от 25 февраля 2019 г. по делу № А46-25197/2017

    Верховный Суд Российской Федерации

    26.3 Федерального закона от 16.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьями 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об...

    Определение от 25 февраля 2019 г. по делу № А46-25195/2017

    Верховный Суд Российской Федерации - Гражданское

    Суть спора: о взыскании убытков из средств соотв. бюджета, связ-ных с реализац. законов о предоставл. льгот отдельным категориям граждан

    26.3 Федерального закона от 16.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьями 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об...

Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. В связи с этим 1 января 2018 года вступил в силу федеральный закон, устанавливающий доступность для инвалидов различных объектов и услуг. По просьбам наших читателей мы публикуем, какие изменения произойдут в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.

С 1 января 2018 года инвалиды имеют право на сопровождение

Для начала отметим, что Федеральный закон № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» был принят ещё 1 декабря 2014 года, но в силу вступил с 1 января 2018 года. И то не в полном объёме. Часть его статей начнёт действовать с 1 июля 2017 года, а некоторые - с 1 января 2018 года. Он вносит изменения практически во все нормативно-правовые акты с точки зрения обеспечения возможности инвалидам воспользоваться услугами во всех сферах жизнедеятельности. Прежде всего внесены изменения в Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Статья № 15 этого закона как раз говорит о беспрепятственном доступе инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Аптеки, прачечные, парикмахерские и любые другие организации должны обеспечить инвалидам возможность воспользоваться их услугами.

Но здесь надо учитывать, что часто оборудовать здание пандусами или специальными подъёмниками для инвалидов просто невозможно. Законодатель предусмотрел, что в этом случае организации должны согласовать с обществами инвалидов другие способы оказания услуги инвалидам. Это может быть доставка товара на дом, сотрудничество с социальными работниками, которые приобретут товар для инвалида, подвоз человека к зданию, оказание услуги по почте или интернету и т. п. Эта работа, кстати, частично уже организована в регионе. Всегда инвалиды могут обратиться в службу социального такси.

Эти услуги бесплатные?

Из закона не вытекает, что все инвалиды должны быть обеспечены бесплатной доставкой до необходимого им места. Документ предусматривает лишь обеспечение возможности воспользоваться услугами транспорта.

Кто будет заниматься сопровождением инвалидов?

И социальные работники, и работники служб сервиса. Закон не устанавливает, что каждому инвалиду будет «приставлен» сопровождающий. Это услуга, которая будет оказываться в рамках социального обеспечения инвалидов.

Допустим, инвалид захочет купить лекарство в аптеке возле дома, но там нет пандуса. Что ему делать? По закону, с 1 января ему должны оказать услугу

Если инвалид обслуживается соцработником, то о приобретении и доставке лекарств позаботится социальный работник. Если инвалид не обслуживается на дому соцработником, он может обратиться за помощью в соцзащиту или потребовать от работников аптеки оказать ему необходимую помощь.

Какие действия инвалидам можно ожидать от соцзащиты в такой ситуации?

Должны выделить социального работника. Если рассматривать данную ситуацию с аптекой, соцработник приобретёт необходимые лекарства и отвезёт их домой. Но в дальнейшем должен заработать механизм, который предусмотрен, то есть каждая аптека должна обеспечить инвалидам возможность получить у них услуги.

В дальнейшем будет введена административная ответственность для организаций, которые закон не исполняют. То есть если инвалид сообщит нам о том, что ему не была оказана определённая услуга из-за отсутствия доступа в организацию, учреждение могут оштрафовать.

Закон говорит о том, что пандусами будут оборудованы только вновь вводимые в эксплуатацию здания. Но при этом собственники существующих объектов всё равно обязаны принимать меры для обеспечения доступа. Поясняем это положение закона.

Действительно, с этого года любые вновь вводимые объекты должны соответствовать требованиям по доступности для маломобильных категорий граждан.

Там везде должны быть установлены пандусы?

Пандусы, лифты, расширенные проёмы и т. д. Что касается уже введённых объектов, если их невозможно переоборудовать, с обществами инвалидов должно быть согласовано, что возможно достичь только частичной или условной доступности.

Кто несёт ответственность за то, что пандусы не установлены в многоэтажках?

Управляющая компания, которая обслуживает данный дом. Проблема установки пандусов в многоквартирных домах стоит очень серьёзно по следующей причине: пандус является частью капитального строительства. В большинстве домов основная часть квартир приватизирована, поэтому для получения разрешения на установку пандуса или подъёмников требуется согласие жильцов. Многие его не дают: кто-то не согласен с установкой пандусов, считая, что они будут мешать выходу из подъезда.

Изменения порядка предоставления инвалидам льгот на оплату жилья

Мы привели региональное законодательство в соответствие с федеральным. С учётом того, что все льготы инвалидам на оплату содержания жилья и услуг ЖКХ выплачиваются за счёт федеральных средств, они напрямую регулируются Федеральным 181-м законом о социальной защите инвалидов.

181 закон чётко говорит о том, что 50% льготу на оплату жилья имеют инвалиды, проживающие в государственном и муниципальном жилищном фонде.

То есть те, кто проживает в приватизированной, купленной или подаренной квартире, этой льготой не обладают. И второй момент - по областному законодательству льгота распространялась на всех членов семьи инвалида, по федеральному же - выплата осуществляется конкретно на инвалида - без учёта членов семьи, которые с ним проживают.

Некоторые жители возмущены этим. Хочется, чтобы они понимали, что данные льготы выплачиваются из федеральных средств. Речи об экономии нет!

Льготы на капитальный ремонт

Кстати, многие инвалиды являются одновременно и ветеранами труда. У них есть право выбора, по какой категории предусмотреть эту льготу: получать её как инвалид или как ветеран труда. В последнем случае они будут получать льготу на прежних условиях.

Новый закон предусматривает и скидку в 50% на оплату капремонта для людей старше 75 лет.

Эту норму предусмотрел Федеральный закон от 29.12.2015 № 399-ФЗ:

Скидка в 50% на капремонт для инвалидов 1−2 группы и семей, в которых есть ребёнок-инвалид. Эта выплата действует с 1 января.

Закон говорит о праве региона установить льготу людям старше 75 лет - 50%-ю скидку на оплату капремонта, а тем, кто старше 80 лет, - 100%-ю скидку. Это право каждого региона нашей страны - устанавливать льготу или нет.