Горизонт завален! Хорошо или плохо? Почему нужно заваливать горизонты правильно

Линия горизонта является важным композиционным элементом фотографии. Если во время экспонирования кадра Ваша фотокамера будет наклонена, то Вы получите кадр с так называемым заваленным горизонтом, когда объекты в кадре как бы заваливаются в сторону. Это одна из наиболее распространенных ошибок начинающих любителей фотографии. Впрочем, заваленный горизонт можно всегда при необходимости выровнять в любом графическом редакторе, хоть и с некоторым ухудшением качества картинки. А вот вопрос, как правильно располагать горизонт в кадре, чтобы сделать снимок наиболее выигрышным для зрителя, кажется, куда более сложным. Неверное расположение горизонта может отвлечь внимание зрителя от наиболее важных и интересных деталей, загубив, тем самым, всю идея фото.

В теории фотографии существует несколько основополагающих правил, одно из которых касается и расположения линии горизонта. Это правило гласит, что нельзя размещать линию горизонта прямо в центре кадра, а лучше расположить ее на расстоянии примерно одной трети от границ снимка. То есть иными словами линию горизонта нужно размещать ближе к низу или верху кадра, ориентируясь по сетке.

Однако, как известно, любое правило имеет свои исключения. Что уж говорить о таком творческом занятии, как фотография. Следование этому правилу далеко не всегда является оптимальным решением. Выбор расположения линии горизонта в кадре (сверху, снизу или посередине) будет зависеть от того, что Вы хотите снять и на что хотите акцентировать основное внимание зрителя. В этой связи можно более подробно остановиться на том, какое расположение горизонта будет предпочтительным в той или иной ситуации:

Горизонт ближе к нижней части кадра

Один из наиболее часто встречающихся и распространённых вариантов расположения линии горизонта– это нижний горизонт. Благодаря размещению горизонта ближе к нижней части фотоизображения, верхняя область снимка становится доминирующей. Она то и притягивает внимание зрителя. Выбор нижнего горизонта выглядит наиболее целесообразным, если Вам требуется уделить большее внимание заднему плану или когда передний план на снимке просто отсутствует.

В пейзажной фотосъемке такой прием часто используется, если фотограф хочет показать зрителю завораживающее по своей красоте небо, потрясающий закат или облака причудливой формы. Не нужно размещать линию горизонта слишком низко, если в верхней области кадра нет ничего, что может заинтересовать зрителя. Это сделает фотографию довольно скучной и не выразительной по своему содержанию. Например, далеко не всегда пустое голубое небо может смотреться интересно и привлекательно, поэтому имеет смысл несколько поднять линию горизонта.

— Линия горизонта ближе к верхней части кадра

Противоположный вариант – когда линия горизонта размещается ближе к верхней границе кадра. Это хорошее решение для тех фотографий, где Вам нужно особо подчеркнуть передний план. Ведь в данном случае доминирующей в композиции уже становится нижняя область фотоизображения. Небо или закат на заднем плане станут лишь дополнением к снимку. Высокий горизонт предпочтителен, когда на переднем плане присутствуют какие-либо интересные объекты или детали, несущие в себе определенную смысловую нагрузку.


Горизонт ближе к верхней части кадра

С верхним и нижним горизонтом необходимо помнить о вертикальных линиях, размещающихся у границ снимка. Это могут быть деревья или архитектурные сооружения. Из-за размещения горизонта эти линии могут получиться вогнутыми по направлению к центру, либо, наоборот, будут выгибаться за границы кадра. Исправить эти возможные недостатки можно в процессе постобработки изображения.

Интересный вариант, который является, как мы уже выяснили, отступлением от общепринятых правил построения композиции. Основная сложность, с которой сталкивается фотограф, размещая линия горизонта по центру кадра – это несбалансированность фотографии, то есть когда одна часть кадра будет визуально «перевешивать» другую. На практике бывает довольно трудно определить правильный баланс фотографии, поэтому такое расположение горизонта следует использовать только в исключительных случаях, когда этого требует общая идея снимка. Например, наиболее выигрышно размещение горизонта посередине будет смотреться на фотографиях с отражением, где изначально гораздо легче получить сбалансированную композицию.


Кроме того, в такой ситуации снимок будет смотреться еще более интересным и привлекательным, если линия горизонта будет прерываться какими-либо объектами, например, идущими от земной поверхности к небу. Это могут быть деревья, столбики, сооружения. За счет них выстроится определенная взаимосвязь между верхней и нижней областью изображения. При использовании центрального расположения следует быть предельно аккуратным: горизонт должен размещаться строго по центру кадра, а не чуть-чуть выше или ниже. В противном случае это усугубит целостное восприятие фотографии. Если Вы решили задуматься о размещении линии горизонта по центру кадра, то помните, что правила композиции вполне можно нарушать, но делать это необходимо обдуманно, взвешивая все за и против.

А можно ли снимать в пейзажной или архитектурной фотографии вообще без горизонта? Например, понятие горизонта при съемке в закрытом помещении, в принципе, само по себе бессмысленно. Разумеется, это возможно и более того во многих случаях вполне оправданно. Зачем разбивать снимок линией горизонта, если голубое небо не способно внести в композицию кадра ничего интересного, лишь визуально утяжелив фотографию. В этой ситуации рекомендуется сосредоточиться на отдельных деталях ландшафта, просто оставив линию горизонта вне кадра.

Итак, выбор размещения линии горизонта целиком зависит от того, что Вы хотите получить и на чем акцентировать основное внимание зрителя. Например, если Вы планируете обратить внимание на яркий передний план, то линию горизонта следует расположить сверху на расстоянии одной трети от границ кадра. Если же хочется сделать акцент на заднем плане, то выбирайте нижний горизонт. В некоторых случаях выгодно использовать центральное расположение, но важно, чтобы отдельные области фотоизображения оказались сбалансированными.

Касательно линии горизонта существует только одна рекомендация, адресованная любителям фотографии. Прежде чем нажать на кнопку спуска затвора, лишний раз подумайте над композицией фотографии и оцените кадр по видоискателю или ЖК-дисплею. Потратьте немного свободного времени на то, чтобы подвигать камеру вверх-вниз и вправо-влево для определения наиболее удачного ракурса и выигрышного положения линии горизонта. Это позволит избежать ошибок, способных испортить впечатление от фотографии. Проблему же заваленного горизонта поможет решить электроника. Благо во многих современных цифровых камерах существует функция электронного уровня для облегчения выравнивания аппарата.

На самом деле вопрос о том, как правильно располагать линию горизонта на снимке, во многом дискуссионный. Все зависит не только от композиционных правил, но еще и от личных предпочтений фотографа, а также от его творческой задумки. Иногда даже фотография с заваленным горизонтом, которая противоречит всем общепринятым правилам композиции, может производить невероятно сильное впечатление на зрителей.



Вопрос о том, где нужно располагать горизонт на снимке, может вызывать разногласия, как с композиционной точки зрения, так и с точки зрения личных предпочтений. Если разместить линию горизонта правильно, то она или сделает композицию лучше, или не будет привлекать к себе внимания. А вот если разместить её неудачно, она может оттягивать внимание зрителя от действительно интересных элементов фотографии.
Одно из основных «правил» о расположении линии горизонта, с которым можно столкнуться во многих письменных источниках, говорит о том, что вам никогда не стоит помещать линию горизонта в центр кадра, лучше оставить её на одной трети от края кадра. Как и в случае с большинством правил, существует много ситуаций, когда на данное правило можно без зазрения совести закрыть глаза, так что вот несколько принципов, которые помогут вам определить в какой части вашей фотографии лучше расположить линию горизонта.

Низкий горизонт

Размещение линии горизонта ближе к нижней части фотографии – это отличный способ подчеркнуть эффектное небо. Оставив горизонт в нижней части кадра, вы делаете верхнюю часть изображения более приоритетной, поэтому в идеале вам нужно, чтобы в ней было что-то, что захватит внимание зрителя. Не размещайте горизонт низко, если на небе нет ничего, потому что в таком случае вы оставите более половины кадра для пустого голубого неба, что не сможет надолго заинтересовать людей, смотрящих на снимок.

Низкий горизонт даёт небу возможность доминировать на фотографии, помогая подчёркнуть движение облаков.

Высокий горизонт

В противоположность сказанному ранее, размещение линии горизонта ближе к верхней части кадра позволяет доминировать нижней части фотографии, что в свою очередь даёт вам возможность выделить детали на переднем плане и провести взгляд зрителя через них к небу.

Пустое небо и передний план, на котором есть много деталей, делают выбор того, где разместить на фотографии горизонт, очень простым.

В обоих из описанных выше случаев, не забывайте об искажении любых вертикальных линий, которые находятся у края кадра (например, деревья, здания). Линии либо окажутся вогнутыми по направлению к центру фотографии, либо будут выгибаться за края, поэтому, возможно, придётся поработать над ними на этапе постобработки.

Горизонт в центре кадра

Это, наверное, самый сложный тип расположения горизонта с точки зрения композиции. Когда линия горизонта находится настолько близко к центру кадра, велика вероятность того, что сцена будет выглядеть несбалансированной. Если вы собираетесь делать подобные снимки, следите за тем, чтобы линия горизонта находилась точно по центру кадра. Если она будет расположена чуть-чуть выше или чуть-чуть ниже, то, скорее всего, будет создаваться впечатление, что вы хотели сделать фотографию с линией горизонта в центре кадра, но не были достаточно аккуратны либо во время работы над композицией, либо при обрезке кадра.
Линия горизонта в центре кадра очень хорошо смотрится на фотографиях с отражением, ведь на подобных снимках изначально очень легко получить сбалансированную композицию.

Расположение линии горизонта в центре может отлично сработать при съёмке отражений.

Также, если кадр будет разделён линией горизонта пополам, желательно следить за тем, чтобы на снимке находилось что-нибудь, что прерывает линию горизонта (идущее от земли к небу). Благодаря этому удастся сохранить связь между двумя половинами фотографии.

Два столбика, прерывающих линию горизонта на данной фотографии, помогают связать небо и передний план, чтобы они не воспринимались как два отдельных элемента.

Без горизонта

В разговоре о размещении линии горизонта стоит упомянуть опцию отсутствия этой самой линии на фотографии. Если небо не добавляет ничего к сцене, которую вы видите перед собой, подумайте над тем, чтобы оставить его вне кадра и сконцентрироваться лишь на деталях ландшафта.

Вы можете вообще убрать линию горизонта со своей фотографии и сконцентрироваться на деталях ландшафта.

Ну, вот, собственно, и все с рассуждениями, которые призваны помочь вам понять, что же вы хотите сфотографировать и где в кадре, исходя из этого, стоит разместить линию горизонта.

Приветствую вас, уважаемые читатели! На связи с вами, Тимур Мустаев. Часто на разнообразных форумах и группах, посвященных разборке и оценке фотографий, можно встретить конструктивную критику, относительно линии горизонта, а именно ее завале.

Что такое линия горизонта, заваленный горизонт и как он, собственно, упал, давайте разбираться?

Официально завал — это несоблюдение параллелей между линией горизонта на фото и горизонталью монитора или экрана фотоаппарата.

Данная ошибка является довольно распространенной среди начинающих фотографов и не столь критична, как, например, неверно выставленное значение и , которое глобально влияет на конечный результат.

Впрочем, справедливости ради, важно указать, что завал горизонта может выступать как художественный прием, для придания особой выразительности снимка.

Естественно, данный прием не имеет никакого отношения к серии фотографий «я и моя кошка».

Что делать, чтобы избежать завала горизонта?

В новейших моделях фотоаппаратов можно встретить довольно полезную примочку — электронный уровень, который, как и строительный, выполняет одну и ту же функцию.

Если ваша техника не имеет таких полезностей, приобретите в специализированном магазине первый попавшийся LED уровень, установка которого производится в стандартный башмак, на место внешней вспышки.

Также многие фотоаппараты имеют маркеры и сетки в видоискателе, которые условно накладываются на предметы/объекты съемки и никак не отображаются в фотографии.

Этот метод позволяет не только правильно сориентироваться при расположении горизонта, но и верно произвести общую компоновку кадра.

Для людей, не ищущих легких путей, одним из самых элементарных и бюджетных способов получения ровной линии горизонта, является постоянное сравнение его с одной из границ экрана камеры.

Заваленный горизонт на фото, как исправить?

Если при просмотре отснятого материала вы обнаружили наличие данной ошибки на фото, придется прибегнуть к радикальному методу — удалению всех подобных снимков! Шучу!

Эта проблема легко решается в программе Photoshop.

Для этого:

  • Вставьте фото в программу.
  • Нажмите на клавишу С . Это инструмент рамка.
  • Крутите-вертите снимок в нужном направлении за круглую стрелочку (обычно располагается в углах фото) до достижения нужного результата.
  • Нажмите Enter для закрепления полученного результата.
  • Произведите кадрирование.
  • Сохраните фотографию.

Кстати, уделяя внимание удобству и выработанным привычкам, хочу сказать, что категорически не приемлю способ кадрирования в фотошопе и использую обычный, всеми известный Paint: открываю фото, выделяю нужную область, нажимаю «Обрезать», сохраняю.

В Paint имеется также функция поворота на определенное количество градусов в ту или иную сторону, для выравнивания горизонталей, но, как по мне, этот способ портит качество фотографии, и я его не использую.

Иные линии, участвующие в композиции

В продолжении темы не могу не упомянуть о различных линиях, участвующих в построении кадра или мешающих этому.

Чаще всего линии добавляют в фотографию жизнь, выражают динамику, указывают направление, ведут взгляд к главному объекту, подчеркивая его значимость.

Снимок, состоящий из горизонтальных, вертикальных и диагональных линий, сам по себе не может не заинтересовать зрителя.

Под линиями подразумеваются различные геометрические строения, отделка зданий, линии электропередач, железнодорожные пути, автомобильная трасса, дорожная разметка, аллеи и т.д. Даже полосатый кот, может отлично вписаться в кадр, и что-нибудь подчеркнуть.

Находить нужные линии довольно сложно, для всего нужна практика.

Фотографируя памятники или объекты архитектуры, обращайте внимание на окружающие линии. Они помогут донести сюжет фото до зрителя в лучшем свете.

В пейзажной фотографии горизонтальные линии символизируют состояние покоя: спящие люди, лес, поваленные деревья, «соприкосновение» неба и моря — слияние воедино — все это говорит о балансе, неком постоянстве и отсутствии времени.

Однако, снимок воплощающий буйство и многообразие линий может быть слишком перенасыщенным и скучным.

Поэтому, если вы снимаете береговую линию океана, соприкасающегося с небом, «затащите» в кадр какой-нибудь предмет, например, проплывающий корабль или заходящее солнце.

Важно, чтобы все гармонировало и дополняло друг друга.

При съемке пейзажей, портретов и архитектуры линию горизонта нежелательно располагать по центру. Стоит понимать, что это приведет к делению кадра на две части, а это недопустимо по правилу трети.

Теперь вы знаете, еще небольшие фишки которые знают фотографы. Перед заключением, хочу посоветовать курс — Цифровая зеркалка для новичка 2.0 . Благодаря ему вы многое что узнаете о своей зеркальной фотокамере. Как ее правильно настраивать, на какие настройки обращать внимание, что стоит учитывать и на что обращать внимание при фотографировании. Одним словом, вы перейдете со своим фотоаппаратом на «ТЫ». Советую данный видео курс, особенно новичкам.

Подписавшись на обновления блога и комментируя статьи, вы помогайте делать контент лучше! Не забывайтесь делиться материалом в социальных сетях.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Это может показаться одним из самых простых действий в фотографии: выравнивание горизонта. Большинство фотографов старается, чтобы горизонт на фотоснимках был прямым, но обычно этому уделяется не особо пристальное внимание. А почему? Ну, потому что выравнивание горизонта - очень простая задача. Не так ли? На практике, однако, выравнивание видимой границы неба с землей требует большей осторожности, чем многие думают.

Вы не можете просто полагаться на "виртуальный горизонт" своей камеры или инструмент автоматического выпрямления при постобработке. Человеческое восприятие уровня горизонта - более сложно. Давайте разберемся по порядку.

Простые случаи

Иногда выравнивание горизонта вовсе не сложно. В ситуациях, когда он полностью ровный, вокруг нет очевидных отвлекающих факторов, например, морских пейзажей или больших полей. В такой ситуации откорректировать линию действительно просто.

Однако простые случаи попадаются намного реже, чем вы думаете. Чаще всего, что-то в снимаемой сцене приведет к тому, что горизонт окажется неровным или изогнутым. В от дельных случаях, возможно, даже не видно четкого горизонта. Эти ситуации делают проблему намного сложнее.

Перцептивный горизонт

Каждая фотография имеет свой перцептивный, или визуально воспринимаемый, горизонт - угол, под которым изображение выглядит ровно.

Перцептивный горизонт не всегда согласуется с реальным горизонтом. Другими словами, - это когда вы используете пузырьковый уровень на верхней части своей камеры, и он говорит, что изображение полностью ровное, но ваши фотографии визуально воспринимаются сильно наклоненными. То же самое можно сказать и о виртуальном горизонте в камере, который уверяет фотографа не верить глазам своим и считать заваливший весь снимок на бок ровной ограничивающей линией.

Причина? Если удаленные объекты на вашей фотографии наклонены, например, как на фотографии ниже, где длинная гряда проходит посредине кадра, они должны функционировать в качестве новой горизонтальной линии. Если это не так, ваше фото не будет выглядеть ровным, независимо от того, насколько хорошо вы выравнивали камеру относительно реального горизонта в снимаемой сцене.


Нужно помнить, что визуально воспринимаемый горизонт не всегда соответствует "технически правильному" горизонту.

Более сложные случаи

Большинство фотографов соглашаются, что когда на фотоснимке присутствует неравномерная холмистая , необходимо наклонять камеру, чтобы изображение выравнивалось. Но у фотографов-пейзажистов возникают ситуации намного сложнее.

Иногда совершенно другие визуальные сигналы могут сделать фото наклонным. Например, снимок ниже красноречиво демонстрирует это, так как горизонт на фотографии ровный, но для многих людей изображение будет иметь сильный наклон.


Вот эта же фотография с наложенной горизонтальной линией. Линия отмечена немного ниже горизонта, чтобы лучшим образом проиллюстрировать все вышесказанного.

Если вы видите четкий наклон в исходном изображении, о чем это говорит? В случае, который мы рассматриваем, ответ располагается на другом уровне фотографии - визуальный горизонт фиксируется по волнам, вымывающимся на берег. Из-за наклонной природы пляжа и эти линии кажутся наклонными. Таким образом получается, что каждый визуальный сигнал на фотографии говорит зрителю о том, что изображение слишком наклонено вправо вниз. Единственная линия, которая кажется плоской, - это сам горизонт, который недостаточно силен, чтобы перевесить все контрпримеры на переднем плане.

Это не единственный случай, когда сложно понять что же выступает истинным горизонтом на снимке. Человеческую визуальную систему легко обмануть, если сделать все правильно. Взгляните на рисунок ниже. Вы видите четкий наклон (верх налево, низ направо).

На самом деле это не так. Данное изображение полностью ровное, но подавляющее большинство людей увидят в нем неоспоримый наклон, так как мозг человека видит по отдельности каждый сегмент и воспринимает его наклонным, что и создает впечатление общей наклоненности.

Приведенный пример ничем не отличается от фотографий. Даже если горизонт в вашей фотографии является технически ровным, соответствующим ориентировочным линиям в программе для постобработки, это вовсе не означает, что линия горизонта и выглядит ровно.

Что можно посоветовать начинающим фотографам? Приспосабливайтесь к визуально воспринимаемому горизонту, так как это лучший способ сделать свои фото интересными для постороннего зрителя.

Какие еще возникают ситуации, влияющие на возможность выровнять горизонт?

  1. Общий неравномерный наклон в снимаемой сцене.
  2. Заметное искажение объектива.
  3. Простое отсутствие горизонта в некоторых изображениях.
  4. Другие обманчивые визуальные линии.

Что вы можете сделать в таких случаях, то есть в большинстве случаев?

Рекомендации следующие: стремиться к передаче визуальной линии горизонта, а не технической. В большинстве случаев вы хотите, чтобы ваши фотографии выглядели ровно, даже если технически ровными они не являются. Чтобы добиться подобного результата, следите внимательно за любыми линиями, которые попадают в ваш кадр. Вполне вероятно, что в вашей композиции есть дерево, которое будет казаться наклонным, или полоски на переднем плане, влияющие на кажущуюся прямолинейность изображения.

Не используйте слепо опцию "автоматического выпрямления" в своем программном обеспечении при постобработке изображения. То же самое касается пузырькового уровня или линий виртуального горизонта в камере. Даже рисование горизонтальной линии на ЖК-экране для выравнивания изображения не будет стопроцентно надежным. И хотя эти методы работают в определенных ситуациях, они определенно не всегда будут соответствовать перцептуальному горизонту.

Еще один совет, который стоит упомянуть: попробуйте зеркально отразить изображение в горизонтальной плоскости при постредактировании. Посмотрев на новую версию, вы увидите фотографию в новом свете, включая потенциальные проблемы с горизонтом, который могли и не заметить изначально.


Отразите фотографию зеркально по горизонтали

Кроме того, стоит периодически пересматривать свои старые фотографии и проверять выглядит ли на них горизонт ровным и горизонтальным. Посмотрев свежим взглядом вы сможете оценить свои усилия и получившуюся работу и понять не стали ли недостатки кочевать из работы в работу.

Достаточно ли этих советов, чтобы все ваши фотографии стали выглядеть ровненькими? По всей видимости, нет. Выравнивание своих снимков в соответствии с визуальным горизонтом, требует некоторого времени и практики для освоения. На самом деле, наверное, стоит признать, что советы не могут помочь всем безусловно. Каждый человек видит мир по-своему. (То, что выглядит абсолютно ровным для вас может показаться наклонным кому-то другому.)

Тем не менее, стоит попробовать. Заваленный горизонт во многих случаях будет свидетельствовать о непрофессионализме или спешке. Неровный горизонт иногда и только иногда выступает в роли фишки и специально задуманного нюанса. А для большинства фотографов ровная, четко горизонтальная линия соединения неба с землей - то, что нужно. Не забывайте об этом, когда собираетесь снимать, например, пейзажную фотографию.

Фотография - процесс творческий, соответственно никаких четких правил, отступать от которых нельзя ни при каких условиях, здесь быть не может. Это касается и вопроса о месторасположении линии горизонта на снимке. Несмотря на растиражированное во многих источниках мнение о том, что наилучшее положение горизонта - треть от края кадра, а наихудшее - его центр, положение выбирают, исходя, в первую очередь, из соображений наилучшей композиции и личных предпочтений фотографа.

Линия горизонта - важный элемент снимка, ведь выбранная удачно, она не привлечет к себе внимания, а неверное ее положение отвлечет внимание от действительно важных элементов фото, зачастую погубив задумку автора. Существуют несколько советов, которые помогут начинающим определить, какое положение горизонта сделает снимок наиболее выигрышным.

Низкий горизонт

Такое положение линии горизонта делает верхнюю его часть доминирующей, а потому в ней должно быть что-то, что прикует к себе внимание зрителя. Это может быть красочный закат, или причудливая форма облака. Однако стоит быть осторожным, делая небо центром композиции в случае, когда ничего заслуживающего внимания на нем нет.

Высокий горизонт

Положение линии горизонта, противоположное описанному выше. Разместив подобным образом горизонт, фотограф хочет подчеркнуть какие-то объекты на перднем плане, несущие смысловую нагрузку снимка. Небо в таком случае будет лишь достойным завершением фото.

Как в первом, так и во втором случаях, при последующей обработке снимков следует помнить об искажении близких к краю кадра вертикальных линий на снимках и исправлять его. Как правило, откорректировать выгнутые к центру, либо выходящие за края линии не представляет труда.

Горизонт в центре кадра

Выбрав для себя такое местоположение линии горизонта, следует быть предельно осторожным, ведь даже небольшое смещение в ту или иную сторону создаст у зрителя впечатление дисбаланса композиции на фото. Потому необходимо следить за размещением горизонта на этапе ретуширования фотографий, аккуратно выверяя его, чтобы ни одна часть фотографии не «перевешивала» другую. Наиболее выигрышным станет центральное расположение линии горизонта на фото с отражением. Тем более, что на последних нетрудно определить баланс между частями снимка.

Снимок будет более целостным, если какие-то объекты будут прерывать линию горизонта, как бы строя связь между верхней и нижней частями фото.

Без горизонта

Ну и наконец, стоит упомянуть о ситуации, когда пустое небо не добавит в композицию снимка ничего, кроме лишних утяжеляющих его линий. Стоит ли в таком случае помещать его в кадр, когда лучше сосредоточить внимание зрителя на деталях пейзажа? Ответ очевиден.