Может ли человек который повесился ожить. Что будет с душами самоубийц и как им помочь

Тема самоубийства не самая приятная. Большинство из нас, даже сталкиваясь с ней лицом к лицу, предпочитает молча проживать ее внутри, задаваясь множеством вопросов и пытаясь понять, что же это на самом деле: проявление свободы воли человека или страшный грех .

Кто-то сам стоял перед подобным выбором в самые темные минуты жизненного пути, пытаясь сделать мучительный выбор. А кто-то терял друзей или близких, испытывая боль, отчаяние, бессилие, непонимание, а может даже вину…

Я предлагаю немного приоткрыть завесу этого явления и посмотреть на него не с позиции современного общества, а с точки зрения вашей бессмертной души. Как она оценивает подобное решение? Что происходит с душой после самоубийства? Грозит ли ей наказание и отречение?

Самоубийство в истории и религии

Отношение к самоубийству в разные эпохи и в различных культурах весьма неоднозначно. Оно категорически осуждается такими мировыми религиями как ислам, иудаизм, христианство.

Кое-где самоубийц даже не хоронят со всеми людьми на общем кладбище, они покоятся за оградой. Христианские писания пророчат страшнейшие кары тем, кто добровольно отрекается от жизни. За них нельзя молиться и ставить свечи. Они словно вычеркнуты из списков бытия.

Тогда как в восточной культуре самоубийство носит более ритуальный характер и является деянием чести. Например, самураи в Японии совершали сэппуку, чтобы не попасть в плен врагу или для искупления вины.

В Индии старики, дабы не обременять семью своей немощностью совершали акт самосожжения, как и жены уходили вместе с умершими мужьями , совершая древний обряд сати.

У древних кельтов и датских воинов считалось позором для воина дожить до старости и немощности . И они покидали этот мир по своей воле, сбрасываясь со “скалы предков”.

Так же в истории есть немало ритуалов принесения себя в жертву во имя богов. Как правило, этому предшествует долгая подготовка и идеологическое воспитание, осознавание своей жертвенности.

Таким образом, вы можете видеть, что даже среди людей нет единогласного понимания самостоятельного ухода из жизни. Существует разное отношение к ценности самой жизни. А как же к этому относится душа?

Что говорит Крайон о самоубийстве

В наше время мы имеем возможность общаться также с духовными существами с более тонких планов, не воплощенных на Земле, но помогающими людям проходить через непростой период нашей истории.

Одной из таких групп Духовных учителей является Крайон, которому и был задан вопрос о самоубийстве.

Вопрос : Обычно о самоубийцах говорят, что они «застряли» в очень мрачном месте на небесах. Правдивы ли эти описания или они приукрашены личными верованиями? И как насчет тех, кто совершает самоубийство не из-за депрессии и невозможности продолжать жить, но «ради высокой цели», как идейные террористы? Или люди, которые сознательно выбирают, чтобы их умертвили, потому что у них неизлечимый рак и боль становится невыносимой?

Ответ : Энергия самоубийства - это испытание для тех, кто остался в живых, а не для тех, кто совершил действие. На самом деле у Человеческого Существа есть очень сильные инстинкты выживания, чтобы удержать его от самоубийства, но для тех, кто это делает, нет клейма позора или наказания. И они нигде не «застревают». Обычно возможность самоубийства предусмотрена контрактом с самого начала, поэтому часто у окружающих людей остается впечатление, что «к этому давно шло».

Вопрос : А если человек действительно верил, что его физическая жизнь окончена, и истинно хотел уйти из нее, испытывая радость от ухода с земного плана и возвращения домой? Окажется ли он в аду?

Ответ : Нет! Та прекрасная душа, которая согласилась принести потенциал этой энергии своей семье, получает точно такой же прием на другой стороне завесы, как и та, что прошла весь путь до естественной смерти. Прочитайте притчу о блудном сыне в вашем писании. Она именно об этом.

Таким образом, Духовные существа говорят нам, что нет на той стороне осуждения или наказания. А теперь я предлагаю вам ознакомиться с историями тех, кто лично проходил через подобный опыт.

Как душа относится к самоубийству

В пространстве Института Реинкарнационики мы исследовали данную тему. Студенты вспоминали свои прошлые жизни, когда они заканчивали их путем совершения самоубийства.

Но самое интересное было после выхода души из тела, когда она сама анализировала принятое решение, обсуждала это со своими Наставниками. Становится понятно, было ли запланировано самоубийство или оно явилось сиюминутным решением, слабостью, нарушением плана.

А также на личном опыте участники увидели, куда попадают души после суицида, грозит ли им страшное наказание или отречение.


Погуляла по воплощению с запланированным самоубийством . Это был договор между душами перед воплощением. Я мальчик. До 5 лет сплошное счастье через мою мать, которая любила меня, и в ее лучах жизнь была наполнена светом.


В 5 лет мать умирает. От меня скрывают этот факт, но я чувствую, что что-то не так. Со временем замыкаюсь и пытаюсь доказать тетушке, что "заменила" мне мать, что я хороший, что я готов ее любить и быть любимым. Но, будучи человеком чопорным и равнодушным, она не может проявлять теплых чувств, а я все пытаюсь и пытаюсь ей доказать, свою любовь...


В итоге в 18 лет, я решаю перерезать себе вены, чтобы доказать, что я достоин любви. И последний миг перед выходом из тела я вижу ее лицо и глаза наполненные слезами... Это ТО самое, что мне нужно было вызвать в ней - ее любовь!!! Я сам в этот миг наполнился любовью и чувством выполненной задачи в этом воплощении .


Наставники приняли тепло и после воплощения, сказали, что у каждого есть красная аварийная кнопка выхода из воплощения, если обстоятельства сгустились так, что невозможно предпринять что либо другое для души. Так проверяется сила духа, потому как из любой ситуации выход имеется.


Часто самоубийство - побег . И в мире душ не является наказуемым и грехом. Всегда для души делается все, что лучше в данный момент для нее. А поскольку все души проходят разные опыты, для всех есть разные решения в действиях и поступках.


Марина А.

Плохо или хорошо, это понимание человеческое, там не почувствовала никакого осуждения, только одно понимание и любовь , понимание почему я сделала это...в момент выхода чувствовалось огромное облегчение.


Полина С.

Япония. Харакири сделал в возрасте около 40 лет. А все потому что не желал служить новому императору. Было трудно уходить и оставлять жену и детей. Чувствовал что проткнул себя мечом в доме пока никого не было в области груди чуть выше сердца.


А после выхода и общения с наставниками узнал, что он бы недолго правил, так как у меня была возможность в течении года - двух собрать людей и свергнуть его. Наказание никакое не получил и не получу, так как всего было 3 таких ухода раньше из жизни. За 3-5 подряд уходов из жизни преждевременно отправляют на своего рода "лечение" души .


А так больше никаких "наказаний" нет. Еще были 2 самоубийства. Одно застрелился, а второе со скалы. Но они не были запланированы, все из-за того что поспешил с выводами.


Максим С.

Увидела девочку, росла с чувством ненужности и недолюбленности своими родителями. Сильно привязалась в ранней молодости к мужчине, боялась его потерять, хотела быть ему нужной. Когда вышло наоборот, приняла яд, убив себя и нерождённого ребёнка.


Душа сожалела потом о выборе. Наставники сказали что она не прошла опыт, пошла по варианту слабости и уходу от ответственности. В мире душ нет осуждения самоубийц, но это не приветствуется там, если душа этим уходит от ответственности.


Марина Ж.


От Наставников получила уведомление, что БЕЗВЫХОД нас вынуждает делать такой выход из жизни.
На самом деле мы должны знать, что ВЫХОД ВСЕГДА ЕСТЬ . Ограниченные убеждения нам не дают увидеть его. Страх, стыд, разочарование, вина, жаль, и так далее.


Ира Ф.

Видела девушку, дочь купца. Отец все время путешествовал. И какая-то темная история была с отцом, ходили всякие слухи, и семью стали "гонять". Показывать пальцем, выкрикивать вслед какие-то гадости. В итоге девушка (я) повесилась в сарае.


Эти гонения нужны были девушке для обретения мудрости. Со временем она бы стала влиятельной женщиной, у нее была бы семья. Наставники говорят, что в большинстве случаев не надо самоубийств , когда надо, смерть наступает сама.


Ольга А.

Я мальчишка Ханс, из Дании. Все детство меня били и унижали родители, другие люди. Лет в 15 я влюбился в богатую и красивую девочку в мехах. И на улице меня унизили в ее присутствии. Я не стерпел унижения, ее заливистого смеха надо мной. Рыдал в чулане и выпил пузырек с ядом, который где-то стащил.


Выйдя из тела чувствую растерянность. В Мире Душ я смущаюсь и чувствую себя сконфуженным, оттого что не совладал с собой и дал слабину. Был план, что я окрепну от трудностей и стану крепким парнем. Был план создания отношений с девушкой и партнерских отношений с другом-предпринимателем.


Ему нашли другой персонаж для пары, из тех, кто изначально планировал обычное воплощение. А для девушки задним числом родили другого парня))) Вот это был для меня сюрпризом, такого еще не встречала.


Всего у меня было 28 самоубийств, единицы из них запланированы. В Мире Душ нет осуждения, только попытка понять, почему не хватило духу перенести данные испытания. Нет наказания, специальных мест.


Наталья Г.

Из описанных историй вы можете видеть, что иногда душа планирует подобный выход из воплощения сама и заранее. Но чаще всего, это “аварийный выход” и никто не видит в этом греха или трагедии.

Другое дело, что у души были определенные планы и задачи на воплощение, а человек, не “справившись с управлением”, их нарушил.

И теперь душе снова придется планировать похожее воплощение, рождаться и расти заново в новом теле и проходить все с самого начала .

Вы уверены, что это лучший вариант ?

Что делать, когда совсем тяжело

Самоубийства происходят оттого, что человек чувствует себя одиноким, брошенным, никому не нужным , и нет сил справиться с возникшими трудностями. Порой тяжесть и страдания столь невыносимы, что готов на все, лишь бы это прекратить. Нет смысла в дальнейшей жизни. Что делать?

  • Просто вспомните, что нам всегда даются испытания и силы, чтобы через них пройти. Порой, несчастный “сбегает” в самое последнее мгновение, за которым уже маячит облегчение. Но он этого уже не узнает.
  • Существуют практики, медитации, которые дают понимание и ощущение, что мы не одни, что есть поддержка Наставников, ангелов, Высшего Я. Нужно лишь попросить их о помощи и поддержке в тяжелую минуту и вы сразу же ощутите разливающееся по телу тепло и успокоение, умиротворение и облегчение.
  • А уже после можно у них же просить помощи в поиске выхода и понимания ситуации, ответов на ваши вопросы или совета, что делать.
  • Хорошее упражнение, когда трудно и больно - одновременно, проживая это, смотреть на себя со стороны. Похоже на упражнение “Матрешка” из курса Мариса Дрешманиса. Оно помогает уменьшить болевые ощущения и более трезво оценить ситуацию.
  • Еще важно напомнить себе, что это лишь временная боль. Вот прямо сейчас да, невыносимо. Но если переждать до утра, то там будет легче! Точно! Проверено! Надо просто перетерпеть самый трудный момент.
  • Ну и конечно, помните, лучше уж напрячься и пройти этот путь до конца, чем потом снова начинать с первых шагов то же самое, а то и похуже.

Наша жизнь ценна и удивительна сама по себе! Наш собственный мир существует лишь пока существуем мы. И каждый опыт ценен и уникален, помните об этом и фокусируйтесь на том прекрасном, что есть в нем!

А если вам интересно поисследовать свой собственный опыт самоубийств, в этом поможет медитация Мариса Дрешманиса.

Вопрос психологу

Доброго времени суток, уважаемые психологи ! Меня зовут Асель. Мне 28 лет. У меня есть младшая сестра, ей 23. Она два года назад вышла замуж. У нее есть ребенок. Недавно она приезжала с мужем в гости, она живет в другом городе. И когда мы с ней болтали перед сном, я узнала что у ее мужа многие родственники повесились. У моего зятя мама повесилась в 35 лет, хотя когда моя сестра выходила замуж, он говорил что его мама умерла от рака. Потом я узнала, что сестры матери моего зятя тоже повесились, 3 или 4 сестры. От этих сестер остались дети, все примерно 88-83 года. В этом году ушла из жизни одна из дочерей тетушек моего зятя. 23 года, замужем была, ребенок был. Тоже суицид через повешение. Извините, если сложно объясняю, но меня ужасно напугало положение моей сестры. Это какое то психологическое расстройство? При чем у всех этих тетушек и у этой девушки все было нормально. То есть у всех были дети, работа, муж, семья , и не скажу что они бедные, все они жили в достатке. И это идет по женской линии. Я ничего не стала комментировать при моей сестренке. Она счастлива, и я рада за нее. Но такое положение ее родственников со стороны ее мужа меня напугало. Это может как то повлиять на мужа моей сестры? Или на их детей? Это наследственно? Спасибо.

Асель, здравствуйте. Главной причиной суицида, является одно из сложнейших заболеваний человека - депрессия .

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Асель!

Самоубийство часто является следствием воздействия на человека текущих событий или обстоятельств его жизни.

Подтверждений предположения о наследственной природе суицида не существует.

Несмотря на то, что люди, пытающиеся покончить с собой, испытывали проблемы или обладали повышенной тревожностью, вовсе необязательно, что они страдали от психического расстройства.

Тем не менее больше чем у половины всех самоубийц (по данным исследований) такие расстройства имелись (в частности - расстройства настроения (депрессии), расстройства, связанные с употреблением алкоголя и шизофрения).

Все разговоры, угрозы самоубийства, попытки его осуществления являются своего рода «криком души», способом обратить на себя внимание окружающих.

С ув. Светлана

Хороший ответ 1 Плохой ответ 2

Здравствуйте, Асель! Трудно сказать, почему люди выбирают такой способ ухода из жизни. В каждом случае своя причина. Я не думаю, что такое поведение передается по наследству, другое дело, что это может быть неким семейным сценарием выхода из сложных ситуаций, который закрепился в роду. Ваша сестра не имеет отношения к этому, так как это родственники мужа, а она относится к другому роду. Даже это не является главным. В роду мужа есть женщиины, которые так не поступали. Так что стоит обращать внимание именно на это. Если Ваша сестра счастлива, это хорошо. Эти факты сами по себе вызывают сожаление, но к Вашей сестре и семье не имеют никакого отношения. Если это вызывает у Вас повышенную тревогу , обратитесь к психологу очно. Удачи Вам!

Хороший ответ 0 Плохой ответ 2

Здравствуйте, Асель! Согласна во многом с коллегами (не буду повторяться), только в том, что если у Вашей сестры все хорошо - и это замечательно! Другой дело, что Вы так восприняли - присоединились своими страхами к этой стороне??? Вы испугались? У Вас это запечатлелось?!! Вы стали тревожиться за свою сестру? В любом случае - это Ваше восприятие и ваши чувства, которые важно осознать и освободиться от них самостоятельно, или, обратится очно на консультацию. Тогда, своим спокойствием и миром в душе - Вы станете мыслями посылать своей сестренке счастье, любовь и благополучие, и поверьте, - это самое лучшее, целительное и сильное, что Вы можете сделать для себя и ее!!! Есть в психологии термин: «Самореализующиеся пророчества!» А это энергия, неважно, на чем Вы концентрируете свое внимание - на плохом или хорошем, поэтому, «Куда мы направляем свои мысли, туда и течет энергия!» Я предполагаю, что Вы теперь знаете - куда направлять свои мысли!!! Удачи и счастья Вам и Вашей сестре!!! С уважением Людмила К.

Хороший ответ 0 Плохой ответ 3

Здравствуйте, Асель!

Склонность к суициду является патологией личности, следствием так называемого депрессивного типа характера. Сам характер по наследству не передаётся, характер формируется в семье , а вот некоторые свойства нервной системы, располагающие к депрессивным состояниям, передаваться генетически могут. Для меня, как для специалиста по устройству психики человека, неудивительно, что несколько поколений в семье заканчивают жизнь суицидом. Депрессивный характер формируется из поколения в поколение и становится неким семейным, родовым посланием, законом жизни этой семьи , что ли. Депрессивная мама не научит свою дочь радоваться жизни НИКОГДА. Так что пугаться Вашей сестре одновременно и есть чего, и особо нечего. Свойства нервной системы, конечно, её дети от своего отца могут унаследовать, а вот характер её детей во многом в её руках (всё-таки в нашей культуре детей в основном воспитывают мамы). Так что не всё так страшно, на мой взгляд. Но зная всё это, Вашей сестре надо очень много внимания уделять именно тому, чтобы дети выросли не в депрессивной атмосфере, а в атмосфере любви , жизнерадостности и стремления к счастью. Всего наилучшего, Елена.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 2

Конечно, тяжело давать какие-то советы людям, которые пережили такое горе, потому что никакие наши слова, насколько бы ласковыми, теплыми, сердечными они ни были, не смогут восполнить эту ужасную утрату. Это горе, когда уходит из жизни твой близкий. Самое страшное, если это происходит с ребенком. И пережить до конца, осознать, принять это, наверное, невозможно. Это боль, с которой человеку предстоит прожить всю оставшуюся жизнь.

Часто окружающие стараются обходить эту тему стороной. И вовсе не из-за того, что боятся пошатнуть свое душевное равновесие или испортить себе настроение, а из боязни лишний раз задеть и разбередить рану.

Я уверен - человека никогда нельзя оставлять одного, без внимания, если он сам не ищет одиночества. Большинство из главных проблем современной жизни - как раз от недостатка общения и внимания друг к другу. Мы оказались совершенно неспособными уделять внимание друг другу и жить болью, бедой другого человека. И в этом наша печаль. Мы совершенно забыли один из главных принципов первой христианской общины, где не было чужих, где все были друг другу родные и боль и радость каждого были болью и радостью всей общины. Сейчас мы порой даже не знаем имя того, кто стоит и молится рядом с нами в храме (единственное, что мы о нем знаем, это то, что у него красная куртка, которая раздражает).

К людям, пережившим горе и боль утраты близкого человека, нужно проявить в десять раз больше любви, внимания, заботы, чем к кому бы то ни было. Это поможет, дай Бог, хоть немного сгладить боль.

И, конечно же, мы должны молиться друг за друга. Если это произошло с близкими людьми - нужно молиться за них! Если сам тот человек, с которым произошла эта беда, вам не чужой – нужно молиться за него! Потому что молитва - это то, что нас связывает друг с другом. Если мы отказываемся молиться за человека, значит, мы тем самым говорим, что он нам чужой, что мы его не любим. Тогда все наши выражения сочувствия - лицемерие. Никто и ничто не может запретить нам молиться.

Конечно, могут быть какие-то установки - традиции, сложившаяся практика, запрет священноначалия - которые ограничивают тот или иной вид богослужебного поминовения. Но не все так просто. Слава Богу, сейчас идет дискуссия по этому поводу. Здесь в принципе не может быть никаких штампов. Не может быть никаких окончательных законов и догм, регламентирующих молитву человека.

Во время бедствия спасают прежде всего тех, кто не может сам себе помочь: детей, стариков, инвалидов. А в Церкви получается так, что христиан отпевают, а самоубийцы остаются без церковного поминовения.

Я выскажу свою личную точку зрения, как священник, как христианин: по моему твердому убеждению, та традиция, которая сложилась в Русской Православной Церкви, отказывающая в отпевании и ограничивающая церковное поминовение в случае, если человек покончил жизнь самоубийством, - это практика, которая сформировалась в дореволюционный период и была обусловлена исключительно педагогическими соображениями. В то время человек знал, что, если он покончит с собой, он будет лишен церковного отпевания, будет похоронен за оградой кладбища, и близкие люди за него никогда не смогут молиться.

Все эти факторы оказывали очень сильное психологическое воздействие, которое останавливало если не всех, то большинство людей, задумавшихся или приступивших к этому шагу. Это был весомый педагогический аргумент, который делал свое дело.

Сегодня, нужно сказать честно, всё это мало кого останавливает. Людей, находящихся в таком состоянии, церковное поминовение не в первую очередь заботит. Поэтому я считаю, что мы должны отпевать самоубийц, если об этом просят родственники и если человек был христианином.

Формально мы ссылаемся на 14 правило Тимофея Александрийского, которое говорит, что самоубийц нельзя отпевать. Надо сказать, что нынче мы очень свободно относимся к канонам, что-то оставляем, что-то не оставляем. И с легкостью можем найти канон, чтобы оправдать или же подтвердить то или иное суждение или поступок. Мы часто говорим о том, что в каноническом праве есть понятия «икономия» и «акривия». Я считаю, что разрешение на отпевание самоубийц - это как раз тот путь милосердия, икономии, по которому мы должны пойти. Есть масса примеров, когда мы отпеваем людей, лишь формально бывших христианами, умерших своей естественной смертью, но бывших при жизни богохульниками, безбожниками. Их моральная и нравственная жизнь под большим вопросом, но мы поем «со святыми упокой», и ничто нашу душу не терзает. Это тоже совершенно неправильно.

Известно множество случаев, когда люди покончили с собой, совершили этот страшный грех, ужасное преступление по отношению к своей душе и, конечно же, и к окружающим тоже - но при этом они были христианами. Мы не знаем, что творится в душе каждого человека, который на это решается. Это тайна. В чинопоследовании погребения есть замечательные слова: смерть - это таинство. Один Господь будет судить душу человека.

Парадокс: с другой стороны, мы отпеваем массу людей, которые, может быть, не желают, чтобы их вообще отпевали…

Я считаю, что это вопрос, находящийся в сфере пастырской ответственности, к которому нельзя подходить просто так, формально. Если принести доказательство психической болезни самоубийцы, то отпеть разрешат. «Разрешите отпеть сына, который покончил с собой». - «Принесите нам справку из психушки, что он был больной, тогда мы его отпоем». Так очень часто бывает.

Недавно ко мне приходил мужчина, у которого сын покончил с собой. Он не мог найти себе места, ходил за мной день и ночь. Он обратился к священноначалию. Ему сказали: принесите справку из психушки. И он отказался принести справку, потому что сын его был психически здоров. Он посчитал, что эта ложь тоже будет предательством - как и все, что произошло с сыном, он считал следствием предательства по отношению к нему. Я думаю, что это правильно.

Отпевали же Марину Цветаеву, отпевали еще очень многих других людей. Значит, кого-то можем отпевать. Если за кого-то походатайствовать, им в грех уже не вменяется. Если человек высокопоставленный, или справку от психиатра принести, или с архиереем договориться… А если к архиерею не пробиться, если ты живешь в Сибири и вообще в деревне и не знаешь, как поступить, значит, твой сын или дочь не будут отпеты…

В каждый случай нужно всматриваться отдельно, потому что внезапная смерть не подпадает под какие-то правила. Важно, чтобы священник очень личностно воспринимал смерть каждого человека. Если он захочет войти в боль человека, пришедшего к нему, я думаю, он сможет принять правильное решение.

Слава Богу, что у нас появился «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». На мой взгляд, он краткий, не до конца понятный, оставляющий немножко странное впечатление, но слава Богу, что он есть как некое начало. Это уже какое-то утешение родственникам, потому что молитва о упокоении нужна как душе самого человека, покончившего с собой, так и, прежде всего, родственникам. Потому что, когда уходит твой ребенок, в жизни не остается ничего, что могло бы восполнить эту утрату. А молитва способна поддержать, способна предотвратить другие самоубийства. Она способна исцелить душу этих людей, повернуть их к Богу, побудить их переосмыслить свою жизнь.

Если раньше самоубийц не отпевали по педагогическим соображениям, то сейчас надо бы отпевать - тоже по педагогическим соображениям (по отношению к их родственникам). Еще раз повторю, что это мое личное мнение.

А в чем родственникам искать надежду, утешение, если им не дали разрешение на церковное поминовение?

Я считаю, что нужно приложить все усилия для того, чтобы отпевание состоялось. Это в силах родственников. Нужно теребить батюшку, священноначалие просьбами, не опускать руки, никогда не отчаиваться. Когда нам что-то нужно, мы способны горы свернуть. И если нам что-то нужно, мы должны говорить об этом день и ночь, кричать, просить, требовать, ходить, что-то еще. А если мы не молимся, если мы не просим - значит, нам это не нужно.

Если отпевание не случается по каким-то причинам (или же наоборот - случается), тогда опять-таки нужно понять, что само отпевание – это не амнистия, равно как и его отсутствие - не приговор. Это не единственное, что способно изменить жизнь человека в будущем, это не окончательный вердикт. Есть миллион примеров монахов-пустынников, которые не были отпеты. Есть множество святых, с телом которых после смерти поступили очень кощунственно. Я не сравниваю самоубийц с монахами-аскетами, но говорю о том, что отпевание не решает жизнь человека в вечности.

В конечном итоге, что такое отпевание? Священник при этом не сам совершает какое-то сакральное действие. Он от лица собравшейся общины произносит слова молитвы к Богу вслух. И если он не произнес их вслух, давайте мы все вместе соберемся и сами скажем эти слова. Да, конечно, я не ставлю знак равенства между келейной молитвой и церковным богослужением, вовсе нет. Но не нужно перекладывать все на священника, тем самым решив проблему. Тебе самому надлежит молиться. Ты должен помнить об этом всю жизнь. Не то что - душа поболела, потом наконец-то отпели, земельку благословили, повезли на кладбище, высыпали там, и камень с души свалился. Ничего подобного. Всю жизнь нужно будет молиться за человека.

А лично молиться нам никто запретить не может. Молитва – это то, для чего нет ни времени, ни пространства, ни каких-либо иных границ. Если мы чувствуем связь с близким человеком, значит, мы должны за него молиться каждый день и час. Молиться о том, чтобы Господь простил ему все то, за что он сам не успел попросить прощения в этой жизни. Молиться, чтобы Господь простил ему этот грех, чтобы Он смилостивился над ним, чтобы Господь нас умудрил, как же поступать так, чтобы людям, которых Господь поставил на этой земле рядом с нами, мы могли чем-то помочь. Сила человека только в молитве. Молитва – это то, что связывает людей друг с другом. Ничто иное не способно восстановить эту связь.

Конечно, мы плачем. Потому что нам жалко… прежде всего самих себя. Это естественное человеческое качество. Но если нам не безразлична судьба души ушедшего человека, значит, мы должны за него молиться.

Мы верим в то, что по молитвам живых Господь меняет участь умерших. Церковь в своем богослужении очень ясно говорит об этом. В день Святой Пятидесятницы, на Троицу, в коленопреклоненных молитвах мы молимся «о иже во аде держимых». Значит, у нас есть твердая уверенность, что по молитвам общины Господь способен изменить участь этих людей. Так зачем же мы предвосхищаем суд Божий, говоря, что это невозможно? Тем паче мы должны молиться за самоубийц, предавая их душу, как и душу каждого человека, суду Божьему.

Есть такое распространенное мнение, что молиться за самоубийц - это значит, возможно, повредить себе. Это миф?

Конечно, это миф. Залезть в воду и спасать человека - это тоже навредить себе. Люди, которые в Крымске спасали других, вредили себе. В лучшем случае - воспаление легких, а в худшем - мы знаем примеры, что люди гибнут, спасая других. Чем угодно можно навредить себе, если очень трепетно к себе относиться. Мы себя часто носим очень бережно, боимся себя «расплескать». Ручку взять чернильную - пятно поставишь на штаны, тоже навредишь себе. Поэтому что уж говорить о молитве… Молиться за людей - кровь проливать, как говорил преподобный Силуан. Если тяжело себя чем-то обременять, в том числе и молитвой, то - забудьте и не думайте, берегите здоровье.

Что такое молитва? Прежде всего - разговор с Богом. Как можно навредить разговором с Богом?

Навлечь на себя что-то…

Если только мы рассматриваем Бога как какого-то грозного судью, который даст нам подзатыльник за то, что мы за кого-то попросили. Чем можно навредить себе, если просишь у Бога о прощении за другого человека? Не за себя - это очень важно. Мы слишком часто просим за себя. Если мы просим за другого, как можно себе навредить? Это то, чего Бог ждет. Эта молитва в десять раз ближе к Богу, чем молитва за нас самих. Потому что она бескорыстная, потому что она за тех, кто сам за себя попросить уже не может. Может, Господь нас терпит на земле как раз для того, чтобы мы молились за другого человека.

Старец Зосима в «Братьях Карамазовых» говорит: «На каждый день, и когда лишь можешь, тверди про себя: «Господи, помилуй всех днесь пред тобою представших». Ибо в каждый час и каждое мгновение тысячи людей покидают жизнь свою на сей земле и души их становятся пред Господом, - и сколь многие из них расстались с землею отъединенно, никому неведомо, в грусти и тоске, что никто-то не пожалеет о них и даже не знает о них вовсе: жили ль они или нет».

Эту заповедь нам всем надлежит помнить. На каждый день и час молиться о том, кого Господь призвал от земли.

Каковы были причины ухода - давайте оставим это в руках Божиих. На том свете нас ожидает очень много сюрпризов. Мы встретим там того, кого совершенно не ожидаем встретить, и не встретим, может быть, того, в чьей загробной участи не сомневались. Поэтому оставим это на суд Божий. А Господь судит с любовью.

У нас не хватает любви. Мы слишком часто говорим о справедливости и о правде. Справедливость и правда - без любви пустые слова. Более того, наше понимание и справедливости и правды искажено без любви. Суд Божий очень сильно отличается от суда человеческого.

Мы много раз слышали истории, когда Господь в последнюю минуту спасал самоубийцу - веревка обрывалась или внезапно в гости кто-то заходил. И родственники тех, кто все-таки покончил с собой, недоумевают: почему одних спасает Господь, а других не спасает?

Не может быть никакого ответа, почему Господь поступает так, а не иначе. Почему Господь забирает людей в определенный момент, кого-то раньше, кого-то позже. Почему Господь допускает боль, страдания на этой земле. Мы можем, конечно, говорить: наверное, это произошло с нами, потому что так и так. Наверное, я сегодня поскользнулся и упал, потому что я утром спешил на работу и старушку через улицу не перевел. Мы можем найти какие-то объяснения, хотя все они будут весьма и весьма натянутыми. Конечно, слава Богу, что мы начинаем копаться в себе, искать ответы…

Единственно правильный ответ на все, что происходит, - такова воля Божья. Если бы мы могли объяснить решения Бога, мы сами бы встали на одну ступень с Богом - «я знаю все, я могу растолковать волю Божью». Мы не можем её знать.

Совершенно непонятным, неизъяснимым для человеческого ума и разумения, трудно принимаемым порой для сердца образом Господь ведет людей ко спасению и устраивает так, чтобы все было на благо для души. И нам нужно довериться Богу, вверить свою жизнь Богу: «Господи, не могу понять, не могу уразуметь, не понимаю, очень тяжело смириться, но верю Тебе, доверяю Тебе». Нужно довериться Богу и принимать все то, что происходит, именно с доверием Богу. С благодарностью, если можем вознести ее, но прежде всего - с доверием.

Необъяснимо, почему Господь так поступает. Что-то мы понимаем спустя какое-то время, что-то мы не понимаем на земле, а поймем в жизни вечной, но таков промысел Божий о каждом из нас. Не всегда нужно лезть в механику бытия. Все наши падения происходят от того, что мы не доверяем Богу.

А что значит «не доверяем»?

Нам все время хочется подкорректировать Его, мы не принимаем в своем сердце то, что с нами происходит.

Доверять - не значит плыть по течению. Очень часто бывает, что мы, православные, говорим: «Такова воля Божья. Значит, так Бог благословил», - и с радостью умываем руки. Особенно если это ложится на наши представления о том, как следовало поступить.

А нужно, не отказываясь от участия в своей жизни, принимать все происходящее - и скорби, и радости - твердо веря в то, что это от Бога. «Я это принимаю, Господи. Принимаю без ропота. Прошу, помоги мне, пожалуйста, это пережить, с этим жить, действовать в тех рамках, в том русле, которое Ты обозначил». Вот это есть доверие к Богу.

Многих родственников самоубийц гложет чувство вины, что не успели вовремя остановить, не разглядели, что с человеком творится что-то страшное. Как можно от этого чувства вины избавиться?

Никак. И не нужно искать избавления от чувства вины. Или же забудьте человека этого, вычеркните его из вашего сердца. Если мы чувствуем свою вину - это наша вина, и не нужно от нее отмахиваться. Господь сам исцелит, смягчит эту боль. Как-то затянется рана, Господь даст утешение. Но искать, как нам это забыть - это неправильно, потому что если такое произошло с человеком, то в этом есть вина каждого из нас.

Ничего не происходит просто так. Виноват не кто-то другой. Виноваты мы - те, кто жил рядом с этим человеком. В корне трагедии самоубийства всегда есть предательство, совершённое близкими людьми. Это мы не услышали, не захотели услышать, не увидели, не захотели увидеть, не оглянулись, не посмотрели, не спросили, не были рядом, не переспросили, отказали в любви, отказали во внимании. Любой отказ во внимании близкому человеку - это есть предательство по отношению к нему. Потому что мы все призваны дарить друг другу любовь, заботиться друг о друге. Господь пришел на землю в образе человека, Он всегда отвечает через человека и приходит к нам через человека.

Мы очень часто предаем друг друга. Все по-разному переживают предательство. Иногда утерлись и забыли, иногда не обратили внимания, иногда сердце наше поболело и отношения восстановились. А иногда происходит то, что изменить нельзя. Жизнь, к сожалению, нельзя написать на черновик, а потом переписать набело. Есть вещи - если мы совершили их сегодня, завтра мы их отменить не сможем. Или наоборот - если мы не совершили что-то сегодня, мы этого уже не сможем сделать больше никогда.

Поэтому с чувством вины придется жить всю жизнь. И надо жить и просить у Бога прощения за себя и за ушедшего человека всю жизнь. Очень важно помнить об этой ответственности.

Что еще родственники самоубийцы могут сделать для своего близкого, который покончил с собой?

Безусловно - добрые дела. Господь забрал кого-то из нас, а нас оставил на земле. Это тоже не просто так, чтобы мы ходили, небо коптили. Каково предназначение человека? А предназначение наше - любить и дарить свою любовь другим людям. Поэтому мы должны дарить любовь тем, кто остается с нами на этом свете. Помочь тем, кому мы можем помочь. И очень часто наша помощь, совершенно мизерная, ничего для нас не значащая, может облегчить, а порой и кардинально изменить жизнь другого человека. Для нас какая-то денежная сумма - мелочь, а кому-то эти деньги спасут жизнь сегодня.

К сожалению, не все можно решить при помощи денег. Нужно что-то глобальное от себя отдавать, причем и в материальном плане, и в моральном. В нравственном и физическом. Мое личное мнение, что Господь тем паче смилостивится над умершим, видя наши добрые дела, нашу помощь. Не зря же мы совершаем поминки, приглашаем убогих, больных, кормим их в память об ушедшем. Эта милость наша не Богу нужна, это душе человека. Господь принимает эту жертву.

Вспомним подвиг святой блаженной Ксении Петербургской, как она приняла на себя юродство после смерти мужа. Для чего? Для того, чтобы облегчить посмертную участь внезапно умершего без покаяния супруга. А достигала она этой цели поступками милосердия, делами молитвы, посвящением себя всецело Богу.

Иногда советуют давать милостыню и мысленно говорить Богу, что это за такого-то.

Господь сам разберется. Милостыню нужно давать не за кого-то, а кому-то, потому что этот человек нуждается. Ему нужно дать, а Господь зачтет. На наш счет положит, на счет усопшего - у Бога свои счета. Видишь нуждающегося - вынь и дай.

Не думая о том, настоящий ли это нуждающийся?

Очень сложный вопрос, на который у меня нет собственного однозначного ответа. У нас масса аферистов, которые в том числе используют и детей. Конечно же, нужно иметь какое-то рассуждение. Не просто отдать рубль и тем самым откупиться, снять грех со своей души. Конечно же, нужно как-то давать тому, кто действительно нуждается.

Но лучше ошибиться в другую сторону, чем вообще не дать. Знаете, мы так редко подаем и отдаем, что наше разумение о том, что не тому дали, - такое лукавство, такая ложь! Мы сто раз прошли и не дали тому, о котором точно знаем, что нуждается.

Не зря в наших городах - у стен храмов, у эскалаторов, у станций метро - такое большое количество нуждающихся, нищих, убогих, увечных. Это одно из знамений нашей жизни. Господь так стучится в наше сердце.

Самоубийство как причина смерти занимает в Северной Америке седьмое место. Грубо говоря, I человек из 100 совершает в тече­ние жизни попытку самоубийства. Раньше или позже вам, возмож­но, придется столкнуться с попыткой самоубийства кого-то, кого вы знаете. Проверьте свои знания о самоубийстве, сравнив их с представленной ниже информацией.

Какие факторы влияют на количество самоубийств?

Время года.

Количество самоубийств в разное время года очень различно, но возникают некоторые закономерности. В противоположность общепринятому мнению, количество самоубийств не­сколько меньше среднего в период между Днем благодарения и Рождеством. С другой стороны, под Новый год происходит больше самоубийств, чем в любой другой день. Существует также понятие «эффект понедельника», означающее более высокий процент самоубийств, происходящих в первый день недели.

Пол.

В самоубийстве мужчинам принадлежит сомнительное пре­имущество перед женщинами. В 3 раза больше мужчин, чем жен­щин, совершают окончательное самоубийство, но женщины дела­ют больше попыток. Мужские попытки самоубийства чаще приво­дят к смерти, потому что обычно мужчины выбирают пистолет или другой способ, вызывающий смерть. Жен­щины обычно делают попытки самоубийства, принимая чрезмер­ную дозу лекарств, поэтому остается больше шансов помочь, если успеть до наступления смерти. К сожалению, женщины стали при­менять более смертоносные способы по сравнению с прошлым. Это в сочетании с большим процентом попыток самоубийства скоро может поставить женщин наравне с мужчина­ми по риску смерти от самоубийства.

Возраст.

Количество самоубийств связано и с возрастом. Случаи самоубийств становятся нередкими с юношеского возраста. В ран­ней молодости (20-24 года) происходит резкий рост числа само­убийств, а потом их число постепенно повышается вплоть до 44 лет. В результате более половины всех жертв са­моубийств люди старше 45 лет. Однако сейчас происходит посто­янное увеличение числа самоубийств среди подростков и молодежи.

Частично рост числа молодежных самоубийств приходится на студенческую среду, где самоубийство является основной причиной смерти. В противопо­ложность общепринятому мнению, самое опасное время студен­ческих самоубийств - эта первые 6 недель семестра, а не после­дние экзамены. Обучение является фактором некоторых случаев са­моубийств, но лишь в тех случаях, когда студенты, склонные к самоубийству, не справились со своими завышенными стандарта­ми. Некоторые из них были хорошими студентами. Другими важ­ными факторами студенческих самоубийств являются хронические проблемы здоровьяи трудности межличностных отношений.

Доход.

Такие профессии, как медицина и психиатрия, имеют про­цент самоубийств выше среднего. В целом самоубийство доволь­но демократично. В одинаковой степени это проблема и богатых и бедных.

Супружеский статус.

Супружество (если оно удачно) может быть лучшей естественной защитой против суицидных попыток. Наи­больший процент приходится на разведенных, следующий высо­кий процент принадлежит вдовцам и вдовам, более низкий про­цент наблюдается среди одиноких людей, а самый низкий - у же­натых и замужних.

Прямые причины самоубийства.

  • Наркотическая или алкогольная зависимость.
  • Прежняя попытка самоубийства
  • Депрессия или другое расстройство настроения.
  • Чувство безнадежности и ничтожности.
  • Антисоциальное, импульсивное или агрессивное поведение.
  • Тяжелые формы тревожности, панические приступы.
  • Семейная история суицидального поведения.
  • Стыд, унижение, провалы и отвержение.
  • Доступ к огнестрельному оружию.

Как правило, существует предыстория межличностных осложнений с семьей, родственниками со стороны мужа или жены, с любовни­ками или супругами. Часто причиной самоубийства являются про­блемы с алкоголем или наркотиками, а также сексуальные пробле­мы и трудности на работе. Депрессия является фактором в 70% всех случаев самоубийств. Факторы, подобные названным, приводят человека к неотвязной мысли о смерти как об «ответе на страдания индивида. Обычно существует разрыв отношений с другими, что заставляет человека чувствовать себя изолированным и непонятым. Представление о самом себе становится слишком негативным. Человек чувствует себя бесполезным и беспомощным и хочет умереть. Глубокие ощу­щения безнадежности являются предупреждением о том, что риск самоубийства очень высок. Совсем не обязательно, чтобы такое состояние длилось долго перед тем, как появится желание самоубийства. Лю­бой человек может сразу достичь состояния глубокой депрессии, достаточной для того, чтобы совершить попытку самоубийства. Для обычного (среднего) человека наиболее опасными являются пери­оды разводов, расставания, отвержения, провалов. Каждая ситуа­ция может казаться непереносимой и служить причиной сильного желания умереть, исчезнуть или достичь облегчения.

Причины возрастающего числа самоубийств среди подростков ос­таются неясными. Как и у взрослых, часто за проблемой самоубий­ства стоят наркотики, депрессия, школа, сверстники, семья, раз­веденные родители или разрыв любовных отношений. Ухудшает положение то, что большинство подростков, совершающих попыт­ки самоубийства, социально изолированы или бедны, что затруд­няет решение проблем в личных взаимоотношениях.

Многие случаи подростковых самоубийств связаны с нереальными мечтами и стремлением к совершенству. Например, родители мо­гут создать у подростков чувство отчаяния, требуя от детей дости­жения невыполнимых высоких стандартов. Даже без родительско­го давления подростки могут чувствовать свою несостоятельность в учебе, спорте или любви. Слишком высокие ожидания и необыч­ная чувствительность к обиде и разочарованию могут при малей­шем «провале» низвергнуть самооценку с вершины до подножия. И вновь возникают чувства беспо­мощности, безнадежности и желание исчезнуть.

Статья подготовлена по материалам книги Д.Куна «Все тайны поведения человека» для сайта