Почему предметы уменьшаются чем дальше они находятся. Нарушение восприятия величины предметов. неврологические симптомы во время и после высокой температуры

Краткое введение

Этот коротенький трактат (№35 в Порфириевой хронологии) - единственное сохранившееся доказательство того, что Плотин интересовался оптикой, о чем свидетельствует и Порфирий (см.: Жизнь Плотина, гл. 14). Проблема, почему отдаленные предметы кажутся меньшими, много обсуждалась в философских школах, и Плотин приводит пять объяснений этого феномена. Первое из них принадлежит стоикам (свет, сократившийся до размеров зрачка); второе - по-видимому, относится к вульгарному аристотелизму (мы воспринимаем эйдос без материи и, таким образом, без величины; но, замечает Плотин, величина сама есть эйдос); третье (необходимость рассматривать предмет по частям, чтобы познать его величину) - объяснение эпикурейцев; четвертое - снова принадлежит перипатетикам (мы воспринимаем главным образом цвет, величина же случайна для зрительного восприятия). Плотин явно отдает предпочтение именно этому объяснению и рассматривает его более подробно, делая отступление в сторону восприятия звуков. Пятое объяснение - математическое (через сужение угла зрения) - Плотин, очевидно, считает более интересным, чем первые три, но отклоняет как не объясняющее феномена.

Синопсис

Почему удаленные предметы кажутся меньшими? Четыре объяснения этого феномена: три - в кратком изложении, четвертое - в более развернутом, с некоторым отступлением в область акустики (гл. 1). Опровержение пятого объяснения - через сужение угла зрения (гл. 2).

1. Не делает ли отдаленность так, что вещи кажутся меньшими, нежели есть, и расстояния между ними кажутся меньшими; и разве близкие предметы не кажутся такими же, какие они и есть, и расстояния между ними такими же? Удаленные предметы кажутся меньшими смотрящим на них, поскольку свет приводит явление к сокращению, доводя предметы до размеров зрачка. Сколь удалена материя видимого предмета, столь большой приходит от него эйдос, который лишен материи, а поскольку и величина, насколько она есть качество, есть эйдос, - то приходит исключительно логос [эйдоса величины, лишенный всякой величины]. Или, при другом рассмотрении, так происходит потому, что мы воспринимаем величину в процессе перехода, осматривая предмет часть за частью, каждая из которых обладает некоей протяженностью. В таком случае, сам предмет должен быть близко, чтобы могла быть познана его величина. Или, при другом рассмотрении, величина есть нечто случайное в зрительном восприятии, предназначенном в первую очередь для восприятия цвета, так что, когда предмет находится близко, мы знаем величину окрашенного, когда же он удален, мы знаем только то, что он обладает цветом, но количественно определенные части не дают точного познания их конкретной количественной определенности; так что издали даже сами цвета приходят к нам неясными. Тогда, что же удивительного в том, что и размеры, подобно слабеющим звукам, становятся меньше по мере того, как их формы за-мутняются [в нашем чувственном восприятии их]? Как и в случае с количеством звука, размер есть некий случайный для чувственного восприятия эйдос. Но то, что величина звука есть нечто случайное, вовсе не очевидно; почему, в самом деле, величина слышимого случайна? Почему для слышащего величина звука первична, так же как величина видимого - первое, что бросается в глаза? Но величина звука воспринимается слухом не как количество, но как большее и меньшее, как сила, а не как что-то случайное; так же как и вкусовые ощущения воспринимают силу сладости не случайно; но величина звука есть величина расстояния, на которой он может быть услышан - это, пожалуй, действительно случайное значение, возникающее из силы и не бывающее строго определенным. Ибо, с одной стороны, каждый звук имеет свою собственную силу, которая остается тождественной, с другой стороны - он умножает себя, занимая все то место, на которое распространился звук. Но цвета не становятся меньше, а замутняются; это замутнение и есть малые величины. И то и другое имеет общим «быть меньшим, чем они есть»; в том, что касается цвета, «быть меньше» обозначает замутненность, а в том, что касается величины, «быть меньше» означает наличие малости; следовательно, аналогично цвету уменьшается и размер.

Что, в таком случае, делает ясными те пестрые и многочастные предметы, каждая из частей которых существует особо, каковы холмы с находящимися на них домами, множеством деревьев и многим другим? Если ясность достигается просто виденьем, тогда мы измеряем от видимых частей целое. Но если эйдос целого не дает нам пройти все части, то возможность познать величину целого, измеряя величину подлежащего согласно эйдосам отдельных его частей, исключается. Это относится и к вещам, находящимся близко. Если они многочастны, первый же взгляд на них как на целое, взгляд, не углубляющийся в рассмотрение всех эйдосов частей, показывает их меньшими настолько, насколько велики не увиденные части; когда же все части видимы, мы имеем предмет точно измеренным и знаем, какой он величины. Те величины, что принадлежат одной форме и во всем подобны цвету, обманывают наше зрение, потому что мы не можем измерить их, переходя от части к части, ибо они ускользают от измерения по частям, поскольку в них отсутствуют четко различенные отдельные части. Вещи отдаленные кажутся ближе, ибо промежуточная протяженность кажется сокращенной именно по этой причине. Потому же не скрыты величины вещей находящихся близко, но взгляд не может проникать на отдаленные расстояния [не искаженным] и видеть находящиеся там эйдосы таковыми, какие они есть, так что невозможно сказать - сколь велик в действительности предмет.

2. Уже было сказано в другом месте, что к уменьшению предметов угол зрения отношения не имеет, но мы вынуждены повторить это; ибо тот, кто сказал, что предметы кажутся меньшими из-за сужения угла зрения, оставил какому-то другому зрению видеть находящиеся во вне или иные вещи, или находящиеся вне угла зрения, каков, например, воздух. Следовательно, он ничего не оставляет вне угла зрения, если перед ним большая гора, например; но тогда либо расстояния в глазах [наблюдателя] те же, что в видимом предмете, и он не может видеть ничего другого, при том, что измерения поля зрения прилагаются сразу же к видимому предмету, либо видимый предмет так же существует и по другую сторону поля зрения, существует с обеих сторон; что он скажет, когда отдаленный предмет, занимая все поле зрения, окажется меньшим, чем он есть? Кажется, что такое утверждение было бы неоспоримым, если бы наблюдалось небо. Хотя и невозможно чьему-либо зрению единым взглядом охватить полусферу и взгляду рапространиться так, как она распростерлась, но если он хочет - допустим [, что это произошло]. Итак, пусть все зрение вмещает всю полусферу, величина которой видима как это реальное небо, однако, оно само больше, чем нам представляется; как же теперь можно объяснить то, что удаленные предметы кажутся меньшими через уменьшение угла зрения?

Микропсия (от грецкого: mikros – малый, opsis – зрение) – это один из видов метаморфопсий, для которого характерно искаженное восприятие окружающего мира. При этом все предметы кажутся чрезвычайно маленькими, а человек ощущает себя лилипутом в тесной комнате. Данное нарушение также называют синдромом «Алисы в стране чудес», «Карликовыми галлюцинациями» и «Лилипутским зрением».

Впервые микропсия была обнаружена доктором Липпманом в 1952 году. Чуть позже, в 1955 году, он был описан канадским неврологом Джоном Тоддом. Любопытно, что для данной патологии характерно отсутствие каких-либо повреждений зрительного анализатора. Искаженное восприятие является исключительно субъективным.

Причины синдрома

Данной патологией страдают в основном дети младше 12 лет. С возрастом приступы случаются все реже, а к 30 годам пропадают полностью. У ребенка чаще всего наблюдаются временные микропсии, причем возникают они преимущественно вечером, с наступлением темноты. Достоверно установить причину заболевания до сих пор не удалось.

Значительно реже микропсия встречается у взрослых. Известно, что существует ряд предрасполагающих факторов, способствующих его возникновению.

К ним относятся:

  • инфекционный мононуклеоз – заболевание, возбудителем которого является вирус Эпштейна-Барра;
  • злокачественные или доброкачественные опухоли головного мозга, сдавливающие или раздражающие его затылочную долю;
  • употребление психоделиков, наркотических и галлюциногенных средств (псилоцибина, ЛСД, декстрометопрофана, марихуаны);
  • эпилепсия, мигрень, шизофрения и некоторые другие психические или неврологические расстройства.

Приступ зрительного расстройства может вызываться употреблением галлюциногенов и длиться всего несколько секунд. Однако известны случаи, когда люди страдали от данной патологии на протяжении всей своей жизни.

Симптомы

Наиболее явным признаком расстройства является искаженное восприятие окружающих предметов. Все вокруг кажется маленьким, чуть ли не игрушечным. Как правило, возникает ощущение, что все предметы находятся очень далеко. Сам же человек может ощущать себя громадным великаном в тесной комнатушке. Как правило, это явление сопровождается расстройствами слухового, тактильного, вкусового и других видов восприятия.

Во время приступа человек может впадать в беспокойство, паниковать и бояться. Ему бывает трудно различать реальность и галлюцинации. Если микропсии сохраняются на протяжении длительного времени – больному становится трудно заниматься привычной деятельностью, ходить на работу, общаться с близкими.

Лечение патологии

Наиболее важным шагом в борьбе с данным заболеванием является установление и устранение его причины. Маленькому ребенку необходимо обеспечить максимальный покой и заботу. Он должен больше отдыхать, высыпаться, правильно и регулярно питаться. Также следует позаботиться о том, чтобы малыш поменьше нервничал и не попадал в стрессовые ситуации.

Следует отметить, что детей «синдром Алисы» практически не пугает. Несмотря на то, что их восприятие действительности несколько отличается, они спокойно относятся к этому. Так что чрезмерно переживать за ребенка не стоит – скорее всего, у него все пройдет самостоятельно уже спустя несколько лет.

Для более полного ознакомления с болезнями глаз и их лечением – воспользуйтесь удобным поиском по сайту или задайте вопрос специалисту.

Кандидаты педагогических наук Марина ЕГУПОВА и Наталья КАРПУШИНА.

Мы привыкли доверять своим глазам и не задаёмся вопросом, почему один и тот же объект вблизи выглядит крупнее, чем вдали? Или почему разные по величине предметы порой кажутся одного размера? Механизмы зрения довольно сложны, однако некоторые его особенности можно объяснить на основе геометрических представлений.

Угловой размер объекта - это угол зрения, под которым виден весь объект (в данном случае - угол АВС).

Измерение высоты светила при помощи посоха Якова.

Рука - природный угломер.

Один и тот же предмет визуально может иметь разные размеры в зависимости от удалённости от глаза наблюдателя.

Изображение предмета на сетчатке глаза получается перевёрнутым вверх ногами (обратным) и уменьшенным.

Геометрия полного солнечного затмения.

Под одним углом зрения видимые линейные размеры предметов кажутся одинаковыми.

Что такое угол зрения

Всякий предмет имеет линейные размеры: длину, ширину и высоту. Но как только он попадает в наше поле зрения, то приобретает ещё один размер - угловой. Давайте разберёмся, что это означает. Когда мы смотрим на предмет, то через каждую его точку можно провести от глаза луч, называемый лучом зрения. Понятно, что их будет бесконечно много. Любые два луча зрения образуют угол зрения. Тот угол зрения, под которым предмет виден целиком, и принято называть угловым размером предмета. Как и всякий плоский угол, он измеряется в градусах, минутах, секундах или в радианах.

Понятие углового размера используется в геометрической оптике, геодезии, астрономии. Встречается оно и в геометрии, но здесь принято говорить об угле зрения, под которым из указанной точки «виден» данный отрезок - высота фигуры, её диаметр и пр.

Угловой размер зависит от выбора точки наблюдения, в чём легко убедиться, измерив его из двух точек, расположенных на разном расстоянии от предмета. В зависимости от характера предмета величину угла зрения, под которым он виден, определяют при помощи специальных приборов, например, для измерений на местности используется теодолит, для определения высоты небесных объектов над горизонтом - секстант и т.д.

В древности с той же целью применяли более примитивные инструменты. Один из них - посох Якова, предшественник современного секстанта. Он представлял собой стержень, по которому скользила поперечная рейка; на стержень были нанесены деления, соответствующие некоторым углам (их предварительно измеряли транспортиром). Наблюдатель подносил один конец посоха к глазу, другой направлял в сторону измеряемого предмета и затем перемещал рейку до тех пор, пока она одним концом не «коснётся» линии горизонта, а другим - небесного объекта. После этого оставалось только «снять показания» - посмотреть, какому делению на стержне соответствует рейка. Этот удобный и простой инструмент легко изготовить самому, он вполне годится для примерного измерения углов в любой плоскости.

Наконец, оценить угловой размер предмета можно буквально «голыми руками». Угломером послужит кисть руки, если, конечно, знать некоторые углы. Например, ноготь указательного пальца вытянутой перед собой руки мы видим под углом, приблизительно равным 1 о, кулак - под углом 10 о, а промежуток между концами расставленных большого пальца и мизинца - под углом 22 о.

Угловой размер и расстояние

Угловой размер предмета - величина не постоянная и зависит от расстояния предмета от глаза: чем предмет дальше, тем меньше угол зрения, под которым он виден.

Чтобы понять причину этого явления, вспомним, что на сетчатке глаза изображение предмета получается обратным и уменьшенным. При удалении предмета его изображение на сетчатке становится меньше, поэтому он и кажется нам уменьшающимся. При сокращении расстояния изображение, напротив, увеличивается и предмет кажется увеличивающимся. На языке геометрии это означает, что величина угла зрения обратно пропорциональна расстоянию до предмета.

Такая особенность зрения помогает понять некоторые наши действия и явления вокруг нас. Почему, например, чтобы рассмотреть детали висящей на стене картины или мелкий шрифт на странице книги, приходится подходить к холсту ближе или подносить текст к глазам. Ответ прост: нам необходимо увеличить изображение на сетчатке, а для этого следует увеличить угол зрения, что мы и делаем, уменьшая расстояние до предмета.

Другой пример. Представьте себе две «убегающие» вдаль параллельные линии (железнодорожные рельсы, края прямолинейного шоссе). Они кажутся «сходящимися» в одной точке. Такое же впечатление создают ряды телеграфных столбов или деревьев вдоль дороги. Зрение будто пытается убедить нас в том, что вопреки законам геометрии параллельные прямые пересекаются. Но это лишь иллюзия, которая возникает из-за видимого уменьшения расстояния между прямыми по мере их удаления.

Под одним углом зрения

Часто приходится сталкиваться и с другой ситуацией. Если рассматривать предметы одинаковой формы, но разных линейных размеров под одним и тем же углом зрения, то кажется, что их размеры равны. Это подтверждает простой опыт. Выстройте по росту несколько матрёшек и по-смотрите на них со стороны самой маленькой фигурки, а затем медленно отойдите назад, не изменяя направления взгляда. Вы увидите, как матрёшки начнут «сливаться», загораживая одна другую. Наконец, когда вы отодвинетесь на некоторое расстояние, будет видна только одна матрёшка - ближайшая к вам. Если теперь сместить фигурки в стороны так, чтобы все они были полностью видны, то визуально матрёшки будут казаться одного размера.

Похожее явление можно наблюдать и в природе. Например, при полном солнечном затмении лунный диск в точности заслоняет солнечный. В этот момент наблюдатель с Земли видит оба небесных тела под одним углом зрения. Увидеть такое уникальное явление было бы невозможно, если бы линейные размеры Солнца и Луны, а также расстояния от них до Земли не состояли в определённой математической зависимости.

С точки зрения геометрии в обоих случаях мы имеем дело с подобием фигур, точнее говоря, с гомотетией, с центром, совпадающим с глазом наблюдателя. Поэтому, если два схожих по форме предмета видны под одним углом зрения, то их линейные размеры отличаются во столько же раз, во сколько раз отличаются расстояния до предметов. Таким образом, диаметры Солнца и Луны (D и d) и расстояния от этих тел до Земли (L и l) связаны простой формулой:

Мы раскрыли далеко не все секреты зрения. Особенности зрения, когда человек смотрит двумя глазами, объяснение некоторых зрительных иллюзий, создание зрительных эффектов в архитектуре и живописи - разговор об этом впереди.

УФФФ... Только ради тебя, причем очень коротко. Итак, метод ПЭТ изначально был разработан для определения метастазов у онко-больных на уровне даже одной клетки. Спустя некоторое время уже врачи поняли, что этот метод хорош и для определения иных проблем мозга. Понимаешь, дружочек, МРТ - это, грубо говоря, рентген. Проблемы наших детей практически всегда сопряжены с тем, что какие-то определенные участки мозга в силу тех или иных причин (внутриутробно, при родах, при гипоксии, при высокой температуре и еще много из-за чего..) перерождаются из мозговой ткани в соединительную, для мозга нефункциональную. А соединительная ткань РАДИОИММУННА!!! Поэтому нормального невролога должно пробивать на хохот при диагнозе, скажем "дисплазия мозолистого тела мозга". Узист ведь, как нанайский мальчик - что вижу - то пою. А что он может увидеть на МРТ? При условии, что это рентген, а соединительная ткань радиоиммунна? Он может увидеть только "дырки" в местах, где произошло это перерождение. Вот отсюда и возникают такие дикие диагнозы, как отсутствие мозолистого тела. Не может человек жить без мозолистого тела.
А раз МРТ зачастую малоинформативно - то на помощь приходит ПЭТ. Это исследование покажет как раз те клетки, которые переродились и места их дислокации.
На практике у нас это было так: ПЭТ был назначен на 11 часов утра. Причем нас предупредили, что опаздывать нельзя ни на минуту. Как мы этого добились - чтобы из Зеленограда вовремя попасть - это отдельная песня, об этом рассказывать не буду. Почему нельзя опаздывать? Потому что радиоактивный элемент, который вводят внутривенно ребенку, синтезируется буквально за пару часов до введения, ибо имеет крайне короткий период полураспада. Не успел - все, элемент распался, исследования нет. В этом и плюс - что распад крайне быстрый, поэтому вред минимален. Нам ввели внутривенно жидкость с этим элементом, и через 5 минут положили под аппарат ПЭТ. Он очень похож на МРТ-шный. Тоже такое ложе, которое немножко заезжает внутрь капсулы. Но все открыто, клаустрофобии нет. И начинается запись. Ребенок лежал на этом ложе, вертелся, дергал ножкой. Мы с мужем изображали театр двух актеров. Перечитали наизусть ему кучу стихов и сказок, разыграли кучку детских пьес, чтобы Тоша чувствовал себя комфортно и не очень вертелся. В какие-то моменты Тошка лежал спокойно и слушал наши прибаутки. Запись шла минут 40. Потом мы все вместе пошли отдыхать, пить кофе, а врач через 15 минут вышла и сказала, что получилось достаточно много фрагментов записи, где Тошка не дергался, что исследование удалось провести удачно.
Вопрос другого рода, что по нам собирали потом несколько раз консилиум, потому что исследование показало, что у нас абсолютно непораженный мозг, есть лишь недостаточная миелинизация таламуса. И что при таком мозге ребенок решительно не может быть в том состоянии, в котором мы есть. Но это уже совсем другая история..