Ребенку кажется что предметы становятся большими. Нарушение, расстройства восприятия иллюзии и галлюцинации. Под одним углом зрения

Под иллюзией понимают нарушение восприятия окружающих человека объектов и происходящих событий. При этом даже вполне здоровый человек на протяжении жизни может время от времени испытывать иллюзорные ощущения действительности. Однако в отличие от психически больного, здоровый человек в состоянии проанализировать свои ощущения, так как его восприятие мира в целом, не нарушено.

Ненужно путать иллюзии с галлюцинациями. Испытывая галлюцинации, человек воспринимает реальные предметы и явления окружающего мира в искаженном, необычном виде. Их чаще всего испытывают больные люди с нездоровой психикой. Но они могут случаться и у вполне здоровых людей. Так бывает, например, при долгом переходе по засушливой местности и недостатке воды. В этих случаях человек может испытать галлюцинацию в виде водоема (озера, реки) или населенного пункта, которых на самом деле нет.

Чтобы понять в чём нарушение, расстройства восприятия - иллюзии и галлюцинации, давайте рассмотрим оба явления более детально:

Иллюзии

Чтобы более ясно представить себе, что это такое, явление легко рассмотреть на простом примере:

Одним из видов иллюзии является перенесение свойств целой фигуры на её отдельные части. Например, когда мы смотрим на отрезок линии, который входит в состав большой фигуры, он кажется длиннее, чем тот отрезок, который равен ему по размеру, но входит в состав маленькой фигуры.


Также иллюзии часто сопровождают психические нарушения. Причем у больных, страдающих расстройством психики, можно наблюдать искаженное восприятие объектов окружающего мира (мир застыл, заледенел, стал похож на декорацию или фотографию). Такое явление называют синдромом дереализации.

Искажения восприятия чаще всего совершенно определенны по характеру. В основном они касаются каких-либо признаков предметов, а именно – их формы, величины, объема, веса и т. п. В подобных случаях можно говорить о метаморфопсиях. К ним можно отнести:

Макропсию (предметы кажутся больше, чем на самом деле),

Микропсию (предметы кажутся меньше, чем на самом деле),

При синдроме деперсонализации наблюдаются иллюзии, при которых нарушается восприятие собственного тела (неадекватное, неправильное восприятие его строения) и собственной личности (раздвоение, потеря, отчуждение собственного «Я»).

При нарушения восприятия "схемы тела", возникают ощущения увеличения или, наоборот, уменьшения, как всего тела, так и отдельных его частей (рук, ног, головы), или неверное их соотношение. При этом такие искажения нередко критически воспринимаются самими больными. Они часто понимают, что их восприятие ложное и вызвано болезнью.

К подобным нарушениям относят также некоторые формы анозогнозии. В этом состоянии больной не видит, что у него отсутствуют или парализованы ноги. Он искренне утверждает, что может встать в любую минуту. Чаще всего анозогнозия возникает при параличе левых конечностей, который был вызван поражением правой лобно-теменной области головного мозга.

Иллюзорное восприятие картины мира характерно и для состояния полиестезии, при котором человек ощущает вместо одного воздействия на кожу, множественные. Например, при уколе иглой какого-либо участка кожи, ощущаются множественные уколы вокруг этой точки.

При синестезиях укол ощущается в одиночном виде, но в симметричных участках тела. Например, при уколе в поверхность кожи одной руки, укол ощущается в другой руке.

Галлюцинации

Галлюцинации, в отличие от иллюзий, возникают при отсутствии объекта. Хотя они могут наблюдаться у людей вполне здоровых, все же чаще всего встречаются у психических больных. Чаще всего случаются слуховые галлюцинации.

Слуховые галлюцинации

Больные слышат шум волн, ветра, которых на самом деле нет. Им может слышаться звук моторов, скрип тормозов, слова и шепот, которые отсутствуют в действительности. Причем вербальный характер слуховых галлюцинаций (слова, разговор, обрывки фраз) могут заставить больного совершить неправильные действия, в том числе и попытки самоубийства.

Зрительные галлюцинации

При таких нарушениях, пред взором больного возникают разнообразные видения. Они могут наблюдать ужасающие сюжеты, монстров, диких зверей, устрашающие человеческие головы и т. п. Под их воздействием человек стремиться спрятаться, закрывает голову руками.

Кроме этого, возможны нарушения восприятий в виде обонятельных, вкусовых галлюцинаций. Очень часто встречается смешанный тип, когда зрительные образы сочетаются с вербальными, слуховыми галлюцинациями.

Чаще всего такие нарушения действуют пугающе, устрашающе, но могут носить вполне нейтральный характер. Видения, слуховые ощущения, в этом случае, лишены эмоциональной окраски и больные их воспринимают достаточно спокойно и безучастно.

Причины галлюцинаций и иллюзий

Механизм возникновения иллюзий и галлюцинаций изучен слабо и до настоящего времени не до конца объяснен. Поэтому можно считать нарушения активного, избирательного характера восприятий окружающего мира недостаточно изученными.

В отношении патогенеза возникновения галлюцинаций наиболее вероятным является известное научное предположение об их связи с болезненной, повышенной возбудимостью некоторых областей головного мозга человека.

Светлана, www.сайт

Подробнее о приступах. Внезапно говорит: "Мама, все становится маленьким, все очень далеко, все вокруг стало маленьким!" прижимается и начинает нервничать, плакать.

иногда даже просит отвести в больницу чтобы ему закапали лекарство в глаза. В момент приступа я расспрашиваю цвета, распознает и видит все цвета, предметы, но только все становится очень маленьким как он говорит. Пожалуйста подскажите что это и к какому специалисту нам идти?

На Гугле или Яндексе можете еще поискать информацию по запросу "Микропсия"

Ребенок видит круги

ребенок 7 лет, не видит бордюры, ямы

Ребенок 4 лет перодически ничего не видит

Ребенок видит одним глазом все в серых кружках

Ребенок видит цветные кружочки

Powered by vBulletin® Version 3.8.4

Copyright ©, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot

Ребенку кажется все большим

Дочь 6 лет, стала жаловаться что иногда (раз в 3-4 дня) вдруг все видит как будто очень вдалеке. "Все маленькое", "все вдалеке", "вы все далеко и малюсенькие" - описывает свои ощущения примерно такими словами. При этом видит четко, то есть судя по всему размытости изображения нет. Болевых ощущений нет, страха то же нет, разве что только у меня.

У матери (меня) высокая степень миопии - 8. лазерная коррекция в 1999 году. У ее сестры 11 лет - миопия минус 3. У папы зрение идеальное. У бабушки по моей линии тоже высокая степень миопии. Родилась доношенная 39 недель, вес рост норма, прививки все по графику, хронических заболеваний нет. Инфекций нет.

Так как сейчас находимся далеко от города интересует 2 вопроса:

1. Это неотложное состояние?

2. К какому врачу сперва обратиться по приезду - к окулисту или неврологу.

И что это вообще может быть такое?

При миопии предметы видны просто расплывчато. Дочь Ваша описывает состояние микропсии (Синдром Алисы в Стране чудес). Может наблюдаться в начале заражения вирусом Эпштейна -Барра, при лихорадке, мигрени, эпилепсии. Иногда встречается как самостоятельный симптом у детей в возрасте от 5 до 13 лет.

На мой взгляд данное состояние требует достаточно срочного очного осмотра ребенка: для начала неврологом.

Записались на понедельник к окулисту.

Выяснилось, при моем разговоре с дочкой, более подробном, что все вокруг в такие моменты скорее не "малюсенькое", а "далекое". То есть все дальше чем есть на самом деле и вследствие чего и кажется маленьким. Хотя с 6-ти летним ребенком особо и не разберешься.

К неврологу пойдем после окулиста, по результатам, так сказать.

Вы уже должны были показать ребёнка неврологу. Детский психиатр, инфекционист и офтальмолог тоже могут быть привлечены.

О результатах обследований сообщите пожалуйста сообществу форума.

РЕБЁНКУ МЕРЕЩИТСЯ ВСЁ БОЛЬШИМ ПО НОЧАМ

Индивидуальная и групповая психотерапия личн о стного роста -

Т ренинги управления тревогой и успешной коммуникации.

Да, есть необходимость проконсультировать ребенка у детского психиатра.

Вы можете, обратиться в частную психиатрическую клинику или к частнопрактикующему психиатру-психотерапевту своего города. Это позволит сохранить полную анонимность и социальные права при любом диагнозе. Заочно разобраться в ситуации и тем более назначить лечение не представляется возможным.

  • Если у Вас есть вопросы к консультанту, задайте его через личное сообщение или воспользуйтесь формой \»задать вопрос\» на страницах нашего сайта.

Так же Вы можете связаться с нами по телефонам:

Ребенку кажется все большим

Мишутка вчера не мог заснуть из-за глаз. Говорит, что предметы кажутся то большими, то маленькими, то далеко, то близко. Плачет - не знает, что делать. Вечером воспитательница в садике рассказала, что в сончас было тоже самое. Ему смерили температуру, всё в норме. Сейчас стал ложиться и опять слёзы и жалобы на увеличивающиеся и уменьшающиеся предметы. Завтра пойдём к окулисту. Но днём у него всё хорошо. Я уже подумываю о психотерапевте. Может кто-то сталкивался с такой проблемой? Мы очень переживаем.

Даже и не знаю,никогда не слышала о таком.

Мот ничего страшного. Я в школе у себя это замечала в 1 классе: я сидела на предпоследней парте и училка мне постоянно казалась то большой, то уменьшалась быстро. Мне тогда было это даже интересно, а Мишане, наверное, страшненько. Зрение у меня отличное, психотклонений нет, но 1 класс был стрессом и когда эти зрительные хренотени случались, то я даже не слышала, что меня вызывают к доске и что она вообще говорит, концентрировалась на этом . Может это вообраение с нами играет так.

Были у окулиста. Зрение идеальное. В карточке напимали зрительные галлюцинации и направили к невропатологу.

очень странно - никогда с таким не сталкивалась. И почему у ребенка такое из-за нервов может быть? Хотя неврологии бывают разные, например у нас она проявляеться в покашливании. Лечимся сейчас. удачи и вам в лечении. Может быть что-то происходит в садике о чем ребенок не говорит, но его это очень беспокоит?

Девочки, может кто-то сможет разобрать написанный диагноз. Я только поняла метаморфопсия.

еще какая-то недостаточность

Диагноз невропатолога -синдром Вертебо-базилярной недостаточности.

супермамочка,советую обратиться к оч. хорошему специалисту по этому вопросу,не пугайтесь только.

Могу точно сказать, что "СДР" означает сокращенное от "синдром". Я так понимаю, что "Синдром Вертебро Базилярной Недостаточночти" - что-то вроде того написано. Точно, невролог "синдромами" занимается.

Этот диагноз нам не невролог поставила, а окулист. К неврологу пойдём в понедельник.

мамочки может кто знает гимнастику для глаз.

нам дали мини картинку.

а мне чтоб распечатать и на стенку повешать.

Ребенку кажется все большим

Там осмотрел врач-реаниматолог(показаний для реанимации не нашел) и врач инфекционист(сказал ложиться,наблюдаться).Малыш к этому времени начал приходить в себя и мы ретировались Дома эпизод повторился (буквально на секунду)затем поспал,постепенно ожил и пошел на поправку(температуры нет,покашливает),лечим.Что это было?

Бред у ребенка

Ничем не грозит.

Спец мероприятий не требует - по-возможности, сбивать температуру и больше пить.

sos - высокая температура+ наркоз = галлюцинации.

Вызывали скорую, она приехала только с анальгином.

на следующий день уже при темп. 37,2 он опять сказал, что у него на руках мурашки, я дала еще валерияну и за полчаса он успокоился.

Скажите это последствие наркоза или высокой температуры, или все наложилось одно на другое?

к кому обратится? очень переживаю за психику ребенка.

еще нас направляют на МРТ, потому, что не знают причины появления гематомы (это второй раз на том-же месте), но наш педиатр говорит, что он может не вынести еще один наркоз.

очень жаль,что вы далеко от нас. будем искать аппарат открытого типа.

Только не при высокой температуре, а после того как дала парацетамол и часа через полтора-два (он спал) , когда температура упала. Ребенок вспотел, проснулся и началось. тоже что-то наподобие галлюцинаций. Минут через 5-7 успокаивался и засыпал. Я очень волнуюсь, так как раньше такого не было, а за последние два месяца - уже трижды повторялось.

И еще. После выздоравливания какое-то время бывает ребенок жалуется, что все отдаляется (мама становится совсем маленькой), встряхнет головой - вроде бы нормально. Что это может быть? Следствие инфекции? лекарства? или проблемы по неврологии?

Сыну ставили диагноз ВСД,может ли оно давать такое состояние или это токсическое действие ОРВИ на нервную систему?Помогите пожалуйста,очень благодарна буду за ответ!Сын просит меня о помощи,а я не знаю чем ему помочь.

неврологические симптомы во время и после высокой температуры

Ничем не грозит.

но у нас давно температура прошла, а также просыпалась по ночам

мы сходили к неврологу, нам выписали фенибут и нейромультивит

ночь стала спокойно проходить, но днем поведение изменилось, больше капризов, ничего спокойно не спросит, сразу канючит, ноет.

сухой поверхностный кашель

и большие зрачки

больше бегает, прыгает, чем обычно, как будто не знает, куда себя деть

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей

  • Список форумов
  • Часовой пояс: UTC+02:00
  • Удалить cookies конференции
  • Наша команда
  • Связаться с администрацией

Использование любых материалов сайта допустимо только при соблюдении соглашения об использовании сайта и с письменного разрешения Администрации

Ребенку кажется, что у меня уменьшается и увеличивается голова.

Я подумала, что что-то со зрением.

Вот решила почитает, а оказывается, что это что-то психическое.

Кто с таким сталкивался?

что это психическое, а не его фантазия?

Месяц назад делали ЭЭГ и еще какие-то 2 подобные обследования, все в норме сказала невропатолог. Но мы у нее были из-за гиперактивности.

Погуглила и нашла.

Я вам могу рассказать до чего наши страхи доходят.

у меня знакомая у 3-х летнего ребёнка сама спрашивала ’Сыночек, у тебя болит голова (и пр.). ’ Ребёнок всегда со всем соглашался. Она ’прописалась’ в инфикционке (искала менингит), потом в институте нефрологии, а дальше я её потеряла, я не могу такое выдержать((((

У меня обычно понижено давление,мне уже плохо(Иногда бывает резкость в глазах как бы наводится и убирается, тогда и предметы больше/меньше кажутся.

Не знаю у детей такое бывает.

Когда 2 года было, показывал на какого-то дядю у бабушки в доме.

Летом ночью проснулся и указывал в сторону окна с криками ’Бес’. Думала, приснилось, утром рассказывал все, как видел. Когда молюсь за него много, то потом не видит.

Ну и фантазию бурную никто не отменял 🙂

  • не показывать мое имя (анонимный ответ)
  • следить за ответами на этот вопрос)

Популярные вопросы!

  • Сегодня
  • Вчера
  • 7 дней
  • 30 дней
  • Сейчас читают!

    ©KidStaff - легко покупать, удобно продавать!

    Использование данного веб-сайта, означает принятие его Условий пользования.

    Ребенок 8 лет, видит уменьшенные предметы

    Спрашивает: Татьяна:47:07)

    Добрый день!!Мальчик 8 лет на фоне болезни, ночью при температуре 38.4 стал говорить, что мама лежащая рядом с ним очень маленькая и очень далеко и что говорит очень быстро.Прошла неделя в течении недели несколько раз повторялось,только зрительно, на очень короткое время.Не боиться, просто говорит:"Мама началось".Записались на понедельник 22.07. к неврологу. Но после предварительного собеседования с врачом, он нам посоветовал сходить к психологу.Подскажите, пожалуйста, что делать?К кому обратиться?

    С такими проблемами нужно обратиться к психиатру.

    Сиговцева Инга Владимировна, психолог Великий Новгород

    Есть несколько вариантов решения вашей (точнее, вашего ребенка) проблемы.

    Похожие иллюзии восприятия можно вызвать, например, в глубоком гипнозе. Ничего страшного в этом нет, они вполне обратимы.

    Могу предположить, что у вашего ребенка нарушилось восприятие в силу болезни и высокой температуры.

    Сейчас что-то провоцирует такие же нарушения, но уже в здоровом состоянии (если он, конечно, выздоровел, об этом вы не пишете).

    Несколько сеансов, направленных на общее укрепление и восстановление здоровья, вполне могут помочь вашему ребенку восстановить нормальное восприятие.

    Вы вполне можете провести эти сеансы самостоятельно, разработав их с моей помощью. Достаточно будет консультации по скайпу.

    Матвеев Валерий Анатольевич Гипноз Самогипноз Психолог Тольятти

    Еще со школы я была человеком достаточно вспыльчивым, легко ссорилась со всеми и отстаивала свое мне.

    Муж не хочет мириться после ссоры

    Добрый день, прошу помощи, замужем 3года, 3 года встречались, детей нет,не получается, родители му.

    Как восполнить недостаток отцовского внимания?

    Здравствуйте! Меня мучает один очень важный вопрос! У меня есть сын, ему 5 лет, я была замужем, но о.

    Прислушаться к своему страху

    Страх похож на лампочку неисправности на панели автомобиля, сигнализир.

    Между сердцем и рассудком или любовь зла, полюбишь и козла

    В 60-х годах в лениградских вузах проводился опрос среди девушек и пар.

    Тантра: секреты идеального секса

    Существует представление, что сексуальная энер­гия проходит полный кру.

    Упадок сил. Что делать?

    «У меня нет сил…» или «Мне не хватает энергии…». Когда так говорят, ре.

23.06.2012, 21:11

Сыну 7 лет. С детства проблемы по неврологии. При родах: обвитие пуповиной, удаляли кефалогематому.
С младенчества - плаксивый, плохо спал и днем и ночью, повышенное ВЧД (глаза - т.н. синдром восходящего солнца).
Недавно после сбивания температуры во время сна появились какие-то галлюцинации (минут через 5-7 проходили).
Стал жаловаться, что иногда предметы отдаляются. (Мама становится совсем маленькой). Приступы такого плана бывают1-2 раза в день (но не каждый день)
Сегодня после небольшой неурядицы (папа отказался что-то объяснять и отвечать на множество вопросов ввиду занятости) у ребенка пропало настроение (сам так говорит). Потом начал плакать и остановиться не может. Понимает что что-то не так. Накапала валерьянки. Минут через 10 -бросило в холодный пот, температуру померяла - 36,2.
Ребенок обмяк и уснул. Спит уже 2 часа.
Посоветуйте, какие анализы нужно сдать или обследование пройти. Или тут ничего страшного нет?

24.06.2012, 07:54

ЭЭГ обязательно

24.06.2012, 08:00

проспал 12 часов, проснулся утром - нормально себя чувствует.

24.06.2012, 08:08

ээг делали 1.08.2011:
фото добавлю позже.
Описание такое:
Регистрируются обще-мозговые изменения биоэлектрической активности головного мозга с дезорганизацией основных ритмов и преимущественно явлениями раздражения без признаков межполушарной асиметрии с наличием дифузных острых колебаний, комплексов острая-медленная волна, вспышек обостренных тета волн. Реакция на открывание глаз - адекватная. При гипервентиляции наблюдается усиление явлений раздражения, фиксируются билатерально-синхронные вспышки высокоамплитудного альфа ритма, тета волн и комплексов острая-медленная волна с акцентом в левых теменно-височной-затылочных участках, как проявление дисфункции неспецифических серединных структур мозга.

25.06.2012, 16:26

Может кто-то сможет прокомментировать данные ЭЭГ?
Очень буду благодарна!
Врач сказала, что тут только немного повышенное ВЧД и на основании этой ЭЭГ назначила пить диакарб с аспаркамом.

26.06.2012, 13:41

сегодня снова прошли ЭЭГ и ЭХО. Результаты на руки не дали, только сказали, что результат мало чем отличается от предыдущей (выше приведенной) и есть немного повышенное ВЧД (с правой височной области меряли эхо).
Невролог назначил диакарб по схеме с аспаркамом 20 дней, хвойные ванны, массаж воротниковой зоны и добавки Омега-3 и Нутри Калм (кажется фирма NSP).
Хотелось бы узнать о целесообразности добавок и вообще назначенного лечения. (Т.к диакарб уже пили в 2 месяца жизни и в 6 лет, т.е. примерно год назад).
Голова у ребенка периодически болит в этом месте.

26.06.2012, 20:50

Диагноз невролога областной детской больницы:" астеноневротический синдром, тики локальные.""

27.06.2012, 09:37

Диагноза ВЧД не существует, по ЭЭГ этого диагноза поставить нельзя, ЭХО устаревшая недостоверная методика. Лечение безграмотное, добавки - развод на деньги.

27.06.2012, 14:13

Подскажите, если можно, какое следует пройти исследование. А я уже буду искать где такое проводится! Спасибо за внимание и помощь!

27.06.2012, 14:13

И еще: следует ли принимать диакарб с аспаркамом?

27.06.2012, 15:13

Сейчас ребенка что- то беспокоит?

27.06.2012, 18:14

На фоне эмоциональных переживаний (обида и т.п.) пропадает настроение и начинается плаксивость, которую остановить трудно (капаем валерьянку). Бывает не очень часто.
Голова болит в височной области, но жалуется не каждый день и боль со временем самостоятельно исчезает (только один раз давала парацетамол)
Сейчас больше беспокоят вокальные тики (как бы похрюкивание) и реже уже мотание головой.
Иногда жалуется на отдаленность предметов (удаляется мама). Последний раз было несколько дней назад.
И для себя - боюсь повышения температуры, так как дважды месяц назад после!!! сбивания температуры ночью ребенок вспотел сильно, просыпался и было что-то вроде галлюцинаций (папу испугался). Через 5-7 минут приходил в себя.

01.07.2012, 11:27

Даю диакарб с аспаркамом (т.к не знаю, что дальше делать)?

02.07.2012, 09:27

Диакарб с аспаркамом не нужны. Нужна консультация семейного психолога. Учитывая головные боли и приступы зрительных нарушений может иметь место детская мигрень со зрительной аурой и все таки, учитывая характер этих нарушений - проведение более детального исследования - ЭЭГ мониторинга.

02.07.2012, 19:20

Хочу уточнить подробности. Голова болит у сына уже больше года (в основном в правой височной области, но иногда переходит боль в левую).
Нервные тики появились впервые полтора года назад в виде покашливания (после перенесенной инфекции). Периодически (после лечения ноофеном и энцефаболом) проходили, а потом появлялись новые (подергивания головой и что-то вроде подхрюкивания).
Галлюцинации и отдаления предметов появились не так давно.
Два месяца назад утром начался понос, до обеда прошел (с нифуроксазидом), после обеда поднялась температура. На ночь дали парацетамол. Вот тогда ночью появились после снижения t галлюцинации. На утро - t практически нормальная. Через неделю-полторы начался насморк (желтый) и немного поднялась температура (до 37,8). На ночь снова сбили парацетамолом и снова галлюцинации. На утро температуры уже не было (или же совсем небольшая 37.0 - 37,2). Обратились к ЛОРУ. Диагноз - гайморит. Назначили цефодокс. Но одновременно начали закисать глаза (коньюнктивит) После общения с педиатром поняли, что у нас была аденовирусная инфекция. ОАК подтвердил вирусную природу инфекции.
Вот с этого времени сын периодически жалуется (раньше чаще было) на отдаление предметов. Пару минут проходит, встряхнет головой - нормально.
Прошу уточнения для "чайников" (т.е. себя): ЭЭГ мониторинг - это несколько раз подряд сделать ЭЭГ с определенным промежутком времени? Или же нужно длительное время (включая сон) - следить за ЭЭГ?

Обратила внимание, что второй раз подряд (после практически их исчезновения) усиление значительное тиков началось через сутки после пикника (кушали шашлыки, сын не любит овощи и не любит пить воду и напитки). Сейчас (спустя три дня) немного меньше тиков, но все же ярко выражены. Стресса не было, поведение обычное. Голова также не болела и удаления предметов не было все это время.
У меня вопрос: может ли пища, богатая пуринами вызвать подобную реакцию? (прочитала о нервно-артритическом диатезе) или это только мои домыслы? Я знаю, что это не болезнь, а склонность.
Ребенок с рождения беспокойный, плаксивый, раздражительный. Высокого роста, с бледной кожей (астенического склада).Аппетит слабенький. Гемоглобин - норма.
В полтора года уже знал половину букв, в два года - практически все, которые мог выговорить. На память цитировал практически всю книжечку со стишками.
Проблем с ацетоном не было.
Пол года назад была ИМВП и немного позже цистит. Оба раза в моче были обнаружены ураты (в большом количестве и ++).
Нужно ли корректировать питание на предмет присутствия (или вернее минимального присутствия) пуринов?
Большое спасибо за внимание к моей проблеме! и прошу простить заранее, если не корректно задала вопрос.


Краткое введение

Этот коротенький трактат (№35 в Порфириевой хронологии) - единственное сохранившееся доказательство того, что Плотин интересовался оптикой, о чем свидетельствует и Порфирий (см.: Жизнь Плотина, гл. 14). Проблема, почему отдаленные предметы кажутся меньшими, много обсуждалась в философских школах, и Плотин приводит пять объяснений этого феномена. Первое из них принадлежит стоикам (свет, сократившийся до размеров зрачка); второе - по-видимому, относится к вульгарному аристотелизму (мы воспринимаем эйдос без материи и, таким образом, без величины; но, замечает Плотин, величина сама есть эйдос); третье (необходимость рассматривать предмет по частям, чтобы познать его величину) - объяснение эпикурейцев; четвертое - снова принадлежит перипатетикам (мы воспринимаем главным образом цвет, величина же случайна для зрительного восприятия). Плотин явно отдает предпочтение именно этому объяснению и рассматривает его более подробно, делая отступление в сторону восприятия звуков. Пятое объяснение - математическое (через сужение угла зрения) - Плотин, очевидно, считает более интересным, чем первые три, но отклоняет как не объясняющее феномена.

Синопсис

Почему удаленные предметы кажутся меньшими? Четыре объяснения этого феномена: три - в кратком изложении, четвертое - в более развернутом, с некоторым отступлением в область акустики (гл. 1). Опровержение пятого объяснения - через сужение угла зрения (гл. 2).

1. Не делает ли отдаленность так, что вещи кажутся меньшими, нежели есть, и расстояния между ними кажутся меньшими; и разве близкие предметы не кажутся такими же, какие они и есть, и расстояния между ними такими же? Удаленные предметы кажутся меньшими смотрящим на них, поскольку свет приводит явление к сокращению, доводя предметы до размеров зрачка. Сколь удалена материя видимого предмета, столь большой приходит от него эйдос, который лишен материи, а поскольку и величина, насколько она есть качество, есть эйдос, - то приходит исключительно логос [эйдоса величины, лишенный всякой величины]. Или, при другом рассмотрении, так происходит потому, что мы воспринимаем величину в процессе перехода, осматривая предмет часть за частью, каждая из которых обладает некоей протяженностью. В таком случае, сам предмет должен быть близко, чтобы могла быть познана его величина. Или, при другом рассмотрении, величина есть нечто случайное в зрительном восприятии, предназначенном в первую очередь для восприятия цвета, так что, когда предмет находится близко, мы знаем величину окрашенного, когда же он удален, мы знаем только то, что он обладает цветом, но количественно определенные части не дают точного познания их конкретной количественной определенности; так что издали даже сами цвета приходят к нам неясными. Тогда, что же удивительного в том, что и размеры, подобно слабеющим звукам, становятся меньше по мере того, как их формы за-мутняются [в нашем чувственном восприятии их]? Как и в случае с количеством звука, размер есть некий случайный для чувственного восприятия эйдос. Но то, что величина звука есть нечто случайное, вовсе не очевидно; почему, в самом деле, величина слышимого случайна? Почему для слышащего величина звука первична, так же как величина видимого - первое, что бросается в глаза? Но величина звука воспринимается слухом не как количество, но как большее и меньшее, как сила, а не как что-то случайное; так же как и вкусовые ощущения воспринимают силу сладости не случайно; но величина звука есть величина расстояния, на которой он может быть услышан - это, пожалуй, действительно случайное значение, возникающее из силы и не бывающее строго определенным. Ибо, с одной стороны, каждый звук имеет свою собственную силу, которая остается тождественной, с другой стороны - он умножает себя, занимая все то место, на которое распространился звук. Но цвета не становятся меньше, а замутняются; это замутнение и есть малые величины. И то и другое имеет общим «быть меньшим, чем они есть»; в том, что касается цвета, «быть меньше» обозначает замутненность, а в том, что касается величины, «быть меньше» означает наличие малости; следовательно, аналогично цвету уменьшается и размер.

Что, в таком случае, делает ясными те пестрые и многочастные предметы, каждая из частей которых существует особо, каковы холмы с находящимися на них домами, множеством деревьев и многим другим? Если ясность достигается просто виденьем, тогда мы измеряем от видимых частей целое. Но если эйдос целого не дает нам пройти все части, то возможность познать величину целого, измеряя величину подлежащего согласно эйдосам отдельных его частей, исключается. Это относится и к вещам, находящимся близко. Если они многочастны, первый же взгляд на них как на целое, взгляд, не углубляющийся в рассмотрение всех эйдосов частей, показывает их меньшими настолько, насколько велики не увиденные части; когда же все части видимы, мы имеем предмет точно измеренным и знаем, какой он величины. Те величины, что принадлежат одной форме и во всем подобны цвету, обманывают наше зрение, потому что мы не можем измерить их, переходя от части к части, ибо они ускользают от измерения по частям, поскольку в них отсутствуют четко различенные отдельные части. Вещи отдаленные кажутся ближе, ибо промежуточная протяженность кажется сокращенной именно по этой причине. Потому же не скрыты величины вещей находящихся близко, но взгляд не может проникать на отдаленные расстояния [не искаженным] и видеть находящиеся там эйдосы таковыми, какие они есть, так что невозможно сказать - сколь велик в действительности предмет.

2. Уже было сказано в другом месте, что к уменьшению предметов угол зрения отношения не имеет, но мы вынуждены повторить это; ибо тот, кто сказал, что предметы кажутся меньшими из-за сужения угла зрения, оставил какому-то другому зрению видеть находящиеся во вне или иные вещи, или находящиеся вне угла зрения, каков, например, воздух. Следовательно, он ничего не оставляет вне угла зрения, если перед ним большая гора, например; но тогда либо расстояния в глазах [наблюдателя] те же, что в видимом предмете, и он не может видеть ничего другого, при том, что измерения поля зрения прилагаются сразу же к видимому предмету, либо видимый предмет так же существует и по другую сторону поля зрения, существует с обеих сторон; что он скажет, когда отдаленный предмет, занимая все поле зрения, окажется меньшим, чем он есть? Кажется, что такое утверждение было бы неоспоримым, если бы наблюдалось небо. Хотя и невозможно чьему-либо зрению единым взглядом охватить полусферу и взгляду рапространиться так, как она распростерлась, но если он хочет - допустим [, что это произошло]. Итак, пусть все зрение вмещает всю полусферу, величина которой видима как это реальное небо, однако, оно само больше, чем нам представляется; как же теперь можно объяснить то, что удаленные предметы кажутся меньшими через уменьшение угла зрения?