За что отвечает каждое полушарие мозга. Пример взаимодействия полушарий при устной речи или диктанте. Пора вписать ваши данные в формулу. Не пугайтесь, это легко

Мозг – важнейший орган нашего организма. От его правильной работы зависит состояние всех органов и человека в целом. Оба полушария мозга работают в системе, но у каждого из них свои функции. Чем лучше взаимодействуют полушария, тем гармоничнее развитие человека.

Левое полушарие

Главная функция – логическое мышление. То есть в левом полушарии происходит анализ полученной информации и делаются выводы. Обрабатываются данные поэтапно. Дословное понимание значений выражений.

Распознание математических знаков и чисел, решение задач, основанных на вычислениях.

Координация движений правосторонних частей тела.

Обработка сведений, полученных не прямым путем, а за счет восприятия образов, символов, знаков. То есть за интуицию.

Ориентация в пространстве и определение местоположения.

Способность понимать иносказательные выражения – например, метафоры.

Возможность проникаться музыкальными произведениями. Но за обучение музыке в ответе левое полушарие.

Способность мечтать, придумывать, воображать, сочинять, рисовать.

Получение удовольствия от сексуальных отношений. Возможность отдаться ощущениям.

Мистические способности, религиозность, фанатизм.

Возможность видеть ситуацию в общем.

Координация движений левосторонних частей тела.

Полушария мозга отвечают за разные процессы. У одних хорошо развита логика, а у других – интуиция. Но для гармоничного развития личности оба полушария должны хорошо, слаженно работать. Ведь что толку в хорошем аналитическом уме, если ничего нового придумать не в состоянии. Или, наоборот, иметь множество идей, но не реализовывать их из-за непоследовательных действий.

Учеными доказано, что руки – наилучший инструмент совершенствования мозга. Не зря развитию мелкой моторики у детей уделяется повышенное внимание. Если обе руки работают, то и оба полушария взаимодействуют.

Идеально помогает музыка. Так, для восприятия музыки, работает одно полушарие, а для обучения игре на инструменте – другое. А игра, например, на пианино, во время которой обе руки согласовано работают – наилучшая тренировка обоих полушарий.

Существует ряд упражнений для тренировки мозга. Подходят и детям, и взрослым.

  1. Правую руку кладут на кончик носа, левую – на правое ухо; затем руками делают хлопок и руки меняют местами: левой берутся за нос, правой – за левое ухо.
  2. Двумя руками одновременно стараются рисовать зеркальные, симметричные узоры или пишут буквы.
  3. Выполняют упражнение из комплекса утренней зарядки: левую руку к правой поднятой ноге и наоборот.
  • пальцев делают колечко, соединяя поочередно большой палец с остальными. Делать максимально быстро, от указательного пальца к мизинцу и в обратном направлении. Сначала одной рукой, потом обеими.
  • Нужно вслух как можно быстрее назвать цвет, которым написано слово.
  • Эти упражнения отлично тренируют мозг, улучшают связь между полушариями.

    А чтобы понять насколько наш мозг умеет приспосабливаться, попробуйте прочитать текст:

    Развить интуицию и даже ясновидение можно через развитие правого полушария.

    Отметим, что у детей с рождения более развито правое полушарие, ведь они воспринимают мир только через ощущения.

    Интуитивное восприятие основано на образах, символах, неуловимых деталях. То, что человек замечает, не фиксируя этого в своем сознании. Но в подсознании эти факты откладываются и обрабатываются, так получаются интуитивные догадки.

    Следующей ступенью развития интуиции будет ясновидение. Ведь последние исследования указывают на то, что эти способности можно выработать.

    Целые учения основаны на мнении, что наши мысли материальны и вокруг нас огромное море информации. Нужно только найти путь к нужным сведениям.

    В нашей голове постоянно варится «каша» из мыслей. Это препятствует получению внешней информации. Но если удается остановить диалог внутри себя, то мозг настраивается на внешнюю среду. И, в виде образов, звуков, символов или знания, человек может получить нужные сведения из информационного мира.

    Итак, если поставить себе цель – добиться ясновидения, то работать над собой придется много. Задания направлены на развитие правого полушария головного мозга. Ведь в повседневной жизни в основном работает левое.

    Этапы развития ясновидения:

    1. Нужно стимулировать работу правого полушария мозга. Хорошо, если человек творчески развит, это значит, что правое полушарие и так доминирует. В другом случае нужно над собой работать.
    2. Стараться воспринимать какой-либо предмет без слов, опираясь только на образы, ассоциации, чувства, ощущения. К примеру, какие ощущения возникают при виде апельсина.
    3. Остановить ход мыслей в своей голове. То есть нужно научиться на время прекращать думать. В этом помогут техники медитации. В случае успешного опыта, наш мозг освободится и будет готов принимать информацию извне.

    Для удачного отключения мыслей, нужно:

    • расслабиться;
    • занять удобную позу;
    • сосредоточиться на одной мысли или созерцать один предмет;
    • можно слушать музыку, лучше без слов.

    При правильном выполнении инструкции в какое-то время наступит состояние транса.

    И, наконец, самым сложным будет понять и принять себя. Осознать, что именно вы достойны управлять своей жизнью. Нужно верить в себя, потому что неверие блокирует поток информации.

    Может сложиться впечатление, что заниматься развитием интуиции и ясновидения лучше в полном одиночестве, чтобы никто не отвлекал. Но практика доказывает обратное. Дело в том, что неодушевленные предметы обладают не такой сильной энергетикой, как люди. При занятиях с человеком гораздо проще уловить исходящую от него информацию.

    Вот несколько коллективных упражнений для развития способностей правого полушария:

    1. Каждый из участвующих пишет на бумаге свои данные.
    2. Во время письма нужно представлять, как листок заряжается личной энергетикой. Затем бумажки складываются и смешиваются.
    3. Каждый берет себе одну. И, не открывая, пытается прочувствовать личность писавшего. То есть нужно описать ощущения, которые возникают от свернутого листа. Это может быть чувство холода, тепла, злости… Могут быть и зрительные или звуковые образы.
    4. Затем листок разворачивается и сопоставляется личность человека и образ, который почувствовали.

    Следующее упражнение основано на тактильных ощущениях.

    1. Одному из участников закрывают глаза. И поочередно остальные подходят и прикасаются к нему: либо вкладывают руки в руки, или прикасаются ко лбу, или к затылку. А испытуемому нужно почувствовать информационный поток, исходящий от человека.
    2. В начале занятий нужно просто пытаться чувствовать, без анализа. Со временем различные ощущения будут складываться в конкретный образ.
    3. Упражнение направлено на калибровку внутренних часов. Нужно засечь определенный временной интервал – минуту, две, пять. Затем с закрытыми глазами, не считая, определить такой же период. Делать это следует до тех пор, пока биологические часы не выровняются с реальным временем.
    4. Если внутренние часы спешат – вам мешает чувство тревоги, а когда отстают – вы не уверены в себе.
    5. После устранения внутренних проблем, вам удастся настроиться на нужную волну.
    6. Развивать моторику левой части тела. Стараться выполнять действия левой рукой.

    Мы живем в век логики. Люди чаще всего опираются на факты, числа, доказательства, исследования. А интуиция, творческое восприятие находятся на втором плане. Поэтому так много говорится о развитии именно левого полушария.

    Для гармоничного развития личности оба полушария мозга должны работать хорошо. Но в случае если развита эмоциональная сфера и плохо работает логическое восприятие, нужно деликатно помочь «отстающему» полушарию. Что делать если доминирует правое?

    У детей изначально доминирует правое полушарие. Левое полушарие вступает в работу после года, ближе к двум. Когда у ребенка формируется речь. Примерно в это время современные родители отдают своих детей в школы развития, с самым разнообразным профилем.

    Если у ребенка отстает развитие левого полушария, ему трудно в социуме. Как помочь ребенку в этом случае:

    • Основными упражнениями в таком случае будет игры, направленные на развитие речи малыша, расширение словарного запаса.
    • Нужно учить детей выражать свои мысли словами, так им легче будет взаимодействовать с другими людьми.
    • Не менее важны и ролевые игры. С помощью таких занятий можно просто и доступно научить ребенка вести себя в больнице, школе, магазине; объяснить, чем занимаются люди разных профессий и многое другое.

    Не следует увлекаться развитием только левого полушария. Наряду с интеллектом, нужно уделять внимание и физическому развитию, не забывать о творчестве.

    Левое полушарие выполняет важнейшие функции. Очень важно, чтобы логическое мышление было развито на должном уровне. Особенно это касается взрослых, ведь любая работа требует применения логики.

    Для развития левого полушария можно выполнять упражнения:

    • Ежедневно заниматься решением задач по логике, математике. Чем больше, тем лучше.
    • Решение кроссвордов также отлично тренирует левое полушарие мозга.
    • Стараться выполнять большинство действий правой рукой.

    Для всестороннего развития человека очень важна синхронность в работе левого и правого полушарий. Ведь их функции не заменяют, а дополняют друг друга. Заниматься улучшением работы мозга никогда не поздно. Ученые доказали, что и 60 лет можно развиваться.

    Установлено, что мозг поделен на 2 части, каждая из долей несет ответственность за некоторые действия. Работать только одна сторона мозга не может, всегда задействованы 2 полушария, но одно из них, у большинства людей функционирует активнее второго, что можно заметить по роду деятельности, поведению и прочему.

    За что отвечает левая сторона мозга?

    Левое полушарие ответственно за логику, вербальное и невербальное общение, математику, письмо и чтение. С участием левой доли мозга мы воспринимаем все слова буквально, она контролирует работу правой стороны тела. Люди, у которых более развита левая сторона мозга — организованные личности, они стараются поддерживать порядок во всем, живут слушая свой разум, не давая волю эмоциям.

    По прошествии времени, академики пришли к выводу, что развитие полушарий мозга должно быть равномерным, ведь большинство ученых и изобретателей синхронно использовали обе стороны своего мозга, что позволяло им принимать нестандартные решения, благодаря которым они добивались успехов в разных сферах жизни.

    С какими функциями связана правая мозговая доля?

    Правое полушарие производит обработку невербальной информации, которая имеет представление в форме картинок, символов, знаков и схематических картин. Сторона ответственна за распознавание лиц и эмоций на них. Люди с более активным правым полушарием:

    • имеют музыкальные таланты;
    • хорошо ориентируются в пространстве;
    • решают головоломки;
    • отличаются хорошей фантазией и мечтательностью;
    • часто имеют таланты к рисованию;
    • способны к одновременной обработке информации из разных источников.

    Такие люди выделяются неординарностью, они часто интересные и творческие личности.

    Как узнать, какое из полушарий активнее у вас?

    Перед тем, как развить правое полушарие мозга, людям нужно знать какая из сторон работает активнее. Помощь в определении окажут подготовленные тестовые проверки.

    Тест №1

    Необходимо внимательно посмотреть на рисунок и определить что на нем.

    Если вы увидели на рисунке образ девушки, то у вас больше развита правая доля мозга, если удалось разглядеть старуху, то противоположная сторона активней.

    Тест №2

    Следующий тест заключается в том, чтоб найти среди кофейных зерен мужскую голову. Время на поиски не должно превышать 3 минут.

    Теперь смотрим на результаты, если вы нашли то, что искали:

    • менее чем за 3 секунды, то правое полушарие развито хорошо;
    • за 60 секунд, развитие нормальное;
    • от 1 до 3 минут, развито недостаточно хорошо, рекомендовано употреблять больше мяса.

    Если на поиски ушло более 3 минут, работа правой стороны мозга плохая, желательно ознакомится с информацией о том, как развить правое полушарие мозга у взрослых.

    Установлено, что большинство людей работают больше с одной долей мозга, однако встречаются и те, кто одинаково пользуется обоими. В основном эти люди гении, они обладают хорошей памятью, способны быстро анализировать происходящее и очень внимательные. Стать амбидекстром возможно и обычному человеку, для этого необходимо развивать правое полушарие мозга.

    Для определения активной стороны мозга дополнительно с тестовыми задачами, можно ориентироваться на некоторые черты поведения, характерные для левшей, правшей и амбидекстров.

    Характер правшей

    Такие люди прислушиваются к чужому мнению и стараются жить по общепринятым правилам. Охарактеризовать правшей можно следующим образом, они:

    • предсказуемые;
    • последовательные;
    • надежные;
    • принципиальные.

    Они стараются не идти на конфликт, проявляют мало эмоций, обладают аналитическим складом ума и могут добиться высот в точных науках.

    Характер левшей

    Левши эмоциональные и импульсивные личности, по природе они редко бывают консерваторами, они всегда желают перемен. Левши индивидуалисты, их не устраивают привычные устои, они живут по своим правилам, могут быть упрямыми и замкнутыми. Левшам проще добиться успехов в творческой деятельности.

    Характер амбидекстров

    Люди с одновременной работой обоих сторон мозга гибкие и универсальные. Им свойственна отзывчивость и эмоциональность, у них хорошо развита интуиция. Амбидекстры имеют способность видеть немного больше, чем обычные люди, они часто становятся первооткрывателями чего-либо и могут добиться успехов практически в любой сфере.

    Упражнения для развития правого полушария мозга

    Стоит отметить, что при рождении все люди имеют правостороннее мышление, позже некоторые из нас меняют сторону работы интеллекта. Чтоб активизировать работу правого полушария, правшам следует начать выполнять повседневные дела левой рукой. По началу могут возникнуть трудности, позже процесс станет естественным и привычным. Результатом станет то, что человек начнет мыслить творчески и откроет в себе новые таланты. Чтоб натренировать полушарие быстрее, рекомендовано выполнять некоторые другие упражнения.

    Звуковые тренировки

    Первое занятие заключается в следующих действиях: необходимо найти спокойное место, расслабиться, закрыть глаза и представить, будто кто-то зовет вас. Теперь нужно определить, чей из знакомых был голос, прислушаться и понять, что он говорит еще.

    Техника второго упражнения аналогична, только теперь необходимо вспоминать слова любимой песни и разрешить ей «поиграть в голове», с четко представленной речью.

    Визуализация

    Методика визуализации заключается в представлении белого листа бумаги, на котором пишется имя. Теперь нужно представлять, как буквы начинают менять цвет, если получится, то желательно и изменять фон бумаги, это поможет быстрее усовершенствовать работу правого полушария.

    Тактильные ощущения

    Следующее упражнение, как развить правое полушарие мозга, — это использование тактильных чувств. К примеру, визуально представляем, что кушаем какое-либо блюдо. Таким же методом, можно представить какой–либо запах или нарисовать образ.

    Отзеркаливание

    Методика зеркального рисования способствует развитию обоих полушарий мозга. Вам необходимо подготовить листок бумаги и 2 ручки, которыми нужно одновременно нарисовать одинаковые предметы. Выполняя подобные упражнения для развития обоих полушарий мозга, человек станет мыслить креативно.

    Творчество

    Активация правой доли мозга происходит благодаря творческой деятельности. Ребенок и дошкольник получает зарядку для интеллекта во время занятий в школе или кружке. Взрослому или подростку для развития необходимо посещать музеи, театры, слушать хорошую музыку и читать книги.

    Тренировка пальцами

    В этом упражнении работа происходит за счет движения пальцами. Сжимаем кулаки и начинаем поочередно выправлять сначала большой палец правой руки, после указательный на левой. Потом указательный палец на правой и большой палец на левой. После того как получится выполнять упражнение правильно, темп необходимо ускорить.

    Рисуем цифру 8

    Тренируют правую сторону следующим способом: левая рука выставляется вперед, на это же плечо кладется голова. Теперь фокусируем взгляд на указательном пальце, которым прорисовываем в воздухе цифру 8. Повторив движение 10 раз, необходимо сменить руку и положение головы.

    Работа с осязанием

    Для выполнения данного упражнения, человеку нужно представлять что-либо на ощупь. Можно попытаться почувствовать руками мягкость кошачьей шерсти, шершавость бумаги, холодную или горячую воду.

    Параллельность движения

    Данное упражнение включает рисование 2 параллельных линий. Получившийся рисунок должен быть размещен на уровне глаз. Теперь необходимо шагать, касаясь левой ладонью левого колена, а правой рукой – правого колена.

    Йога для активизации правой доли мозга

    Занятия йогой лучше начинать с утра, это заставит мозг активно использовать свои функции на протяжении всего дня. Перед тем как приступить к занятиям, специалисты рекомендуют на протяжении нескольких минут медитировать. Стоит отметить, что подобные занятия очень полезно проводить с детьми, больными . Теперь приступаем к самой физкультуре:

    1. Встаем удобно, ноги расставляем на ширину плеч.
    2. Прижимаем язык к небу, будто готовясь к произношению буквы «л».
    3. Левыми пальцами зажимаем мочку правого уха так, чтоб большой палец лежал спереди, а указательный — сзади. Правой рукой выполняем аналогичные действия с противоположным ухом. Крест, образованный на груди, должен быть устроен так, чтоб правая рука находилась сверху.
    4. В таком же положении нужно присесть, с одновременным глубоким вдохом, задержать дыхание на секунду и с медленным выдохом подниматься.

    Такую гимнастику выполняют в течение 3 минут, выработанную тактику дыхания изменять нельзя. Методика позволяет развить как левое, так и правое полушария мозга. В организме запускаются системы, которые были не доступны ранее. Со слов американских школьников и наблюдений за ними, им удалось включить некоторые мозговые системы, которые были малоактивны, они стали хорошо учится.

    Строение головного мозга человека довольно сложное, но каждый школьник знает, что есть правое и левое полушария. Специализация полушарий головного мозга является наиболее интересным объектом совместного изучения медиков и психологов и открытий в этой области сделано уже немало.

    Наука определяет психику человека как свойство высокоорганизованной материи, выражающееся в форме субъективного отражения объективной реальности.

    Высокоорганизованная материя – это головной мозг человека , который обрабатывает приходящую от органов чувств информацию, управляет эмоциями, чувствами и поведением, организовывает все психические процессы и состояния.

    Хотя анатомия и физиология мозга достаточно сложна, общеизвестным фактом является разделение коры головного мозга на два полушария.

    В зависимости от того какую функцию выполняет головной мозг в данный, конкретный момент, одно из полушарий становится более активным. То полушарие, которое чаще задействуется в работе мозга, считается доминирующим.

    Долгое время только левое полушарие определялось как доминирующее у всех людей. В настоящее время признано, что доминирующим может быть и правое полушарие, а также оба эти отдела мозга могут быть развиты в равной степени.

    Сферы влияния полушарий мозга

    Основными функциями левого полушария являются логическое мышление и речь. Левое полушарие ориентировано на работу с цифрами и буквами.

    Левое полушарие определяет такие способности человека:


    Основными функциями правого полушария являются образное мышление и интуиция. Правое полушарие ориентируется на образы и эмоции.

    Правое полушарие определяет такие способности человека:

    • образное восприятие и обработка всей информации сразу, целиком, способность воспринимать совокупность чего-либо как единый образ;
    • обработка невербальных сигналов: понимание невербальной информации, поступающей в виде образов и символов, сигналов тела как извне, так и изнутри человеческого организма;
    • ориентация в пространстве: способность определить свое местонахождение и положение предметов в пространстве;
    • творческие способности: к музыке, рисованию, стихосложению и другие;
    • понимание смысла слов и метафор;
    • воображение: способность представлять, мечтать, фантазировать и понимать результаты работы воображения другого человека;
    • эмоциональное восприятие (хотя за эмоциональную сферу человека отвечает другой отдел мозга, правое полушарие подключает ее к процессу восприятия мира);
    • способность воспринимать и верить в иррациональные явления.

    Художник или мыслитель

    В зависимости от того, какое полушарие преимущественно доминирует, выделяют два типа личности :

    1. Мыслитель , человек с техническим складом ума – левополушарный тип.
    2. Художник , человек с гуманитарным складом ума – правополушарный тип.

    Как определить доминирующее полушарие? Есть несколько методик, самая простая и наиболее популярная – тест «Ведущее полушарие мозга».

    Чтобы определить доминирующее полушарие нужно:

    1. Соединить кисти рук в замок, переплетя пальцы. Посмотреть и записать на бумаге большой палец, какой руки оказался сверху.
    2. Сделать небольшое отверстие в листе бумаги (можно карандашом), посмотреть через него двумя глазам на любой предмет. Затем поочередно закрывать то левый, то правый глаз. Обратить внимание предмет смещается, когда закрыт правый или левый глаз. Зафиксировать ответ на листе бумаги.
    3. Скрестить руки на груди так, чтобы ладони оказались на предплечьях. Отметить какая рука оказалась сверху.
    4. Похлопать в ладоши. Записать какая ладонь оказалась сверху.

    Если ответов «правая рука» будет больше – правополушарный тип, «левая рука» – левополушарный.

    Интересным фактом является то, что правое полушарие мозга контролирует левую половину тела, направляя туда сигналы в виде электрических импульсов, а левое полушарие – правую часть человеческого тела.

    Для нормального функционирования у человека должны быть в достаточной степени развиты оба полушария головного мозга. Физические и физиологические его повреждения часто необратимы, приводят к тяжелейшим заболеваниям. Такое явление как деградация тоже может нанести мозгу немалый вред.

    Самосовершенствование – основа развития личности и человеческого мозга.

    Чтобы достичь баланса в психике, стать более гармонично развитой личностью нужно задействовать в работе оба полушария головного мозга :

    1. Работать над теми сферами, с той частью мозга, которая менее развита. Для этого достаточно лишь увеличить нагрузку на менее развитое полушарие. К примеру, Художнику начать решать логические загадки, Мыслителю – рассматривать картины художников-абстракционистов.
    2. Физические развивать ту часть тела, которая подконтрольна менее развитому полушарию. Например, правше попробовать научиться рисовать левой рукой, чтобы развить правополушарный тип мышления.

    Способности мозга безграничны и не изучены до конца, работа над собой позволяет заглянуть в эту, полную потенциала, бесконечность.

    У каждого человека есть левое и правое полушарие мозга , и если одно их них доминирует, то образуется функциональная межполушарная асимметрия головного мозга, что определяет не только ведущую сторону тела (правша, левша), но и способы мышления, восприятия и воображения…

    Словом, в зависимости от ведущего полушария головного мозга, их асимметрии, во многом будет зависеть Ваш характер , Ваша личность , способ написания жизненного сценария , поведение и деятельность: возможность достичь тех или иных результатов в жизни.
    (тест на ведущее полушарие)

    Большие полушария головного мозга — функциональная межполушарная асимметрия

    Эта статья не для профессионалов и не для студентов, поэтому речь не о том, что такое большие полушарии головного мозга человека, не об анатомии и физиологии — этого материала предостаточно в сети.
    Эта публикация для обычных людей: взрослых, подростков и родителей, желающих понять как влияет на их жизнь, на восприятие, мышление, интеллект, поведение, чувства, творчество и креативность, учебу и деятельность, на межличностное общение и взаимодействие, на взаимопонимание и сотрудничество, на воспитание детей, наконец, как влияет на успехи и достижения в жизни функциональная межполушарная асимметрия , т.е. разница в работе левого и правого полушарий головного мозга, одно из которых, обычно, является ведущим (доминантным).

    Левое полушарие мозга

    Левое полушарие мозга отвечает за абстрактно-логическое мышление человека, т.е. мышление связанное со словесной (вербальной) интерпретацией понятий и явлений. Здесь появляется речь.
    С помощью левого полушария мозга человек может говорить, думать, логически мыслить и анализировать ситуации, включая процесс индукции.

    Люди с ведущим (доминирующим) левым полушарием головного мозга, обычно, обладают развитым вербальным интеллектом, большим словарным запасом, они отличаются разговорчивостью, активностью, способностью прогнозирования и предвидения.

    Правое полушарие мозга

    Правое полушарие мозга отвечает за пространственно-образное мышление (невербальное), которое обеспечивает целостность восприятия.

    Человек с преобладанием правого полушария головного мозга, обычно, предрасположен к мечтательности, фантазиям, к тонким и глубоким чувствам и переживаниям, у него развит невербальный интеллект, он неразговорчив и медлителен.

    Межполушарная асимметрия мозга

    Функциональная межполушарная асимметрия мозга , т.е. когда левым полушарием выполняются одни психологические функции, а правым — другие, и одно из них ведущее (доминантное).

    Межполушарная асимметрия только частично врожденная (например, правша, левша), большее свое значение она приобретает в процессе развития, обучения, воспитания и социализации. Например, у более образованного человека асимметрия полушарий выше, чем у малообразованного.

    У маленького ребенка, младшего школьника еще не определено ведущее полушарие, т.к. его речевой аппарат (левое) и, соответственно, словесно-логическое мышление еще в развитии. Это легко можно заметить, например, когда ребенок пишет зеркальные буквы или рисует, он может написать, скажем, мягкий знак и «Ь» и «d», или рисовать и справа налево, и наоборот — это не ошибка, он так видит, т.е. иногда левым полушарием, а иногда — правым.

    Также, на межполушарную асимметрию влияет воспитание ребенка, обычно, согласно традиционному, мужскому или женскому жизненному сценарию, у мальчиков больше развивается левое полушарие, а у девочек — правое (так называемые, мужская или женская логика)

    Асимметрия полушариев влияет на будущую деятельность человека, на выбор его профессии. Так, люди с ведущим левым полушарием лучше подойдут профессии связанные с речью, логическим мышлением, анализом процессов и ситуаций.

    У людей с доминирующим правым полушарием, оказывающим влияние на творческую деятельность, креативность мышления, артистичность и художественность, подойдут больше профессии с преобладанием образного мышления.

    Таким образом, в зависимости от преобладания того или другого полушария мозга, людей, условно, можно разделить на два типа: мыслительный, с ведущим левым полушарием, и художественный тип, с ведущим — правым.

    Что касается взаимоотношений в семье, с детьми, с друзьями, любимыми, на работе..,то здесь межполушарная асимметрия у разных людей, может помочь дополнить друг друга, а может и способствовать нарастанию конкуренции и противостояния.

    Например, муж с доминирующим левым полушарием вполне может быть дополнением в семейном функционировании жене с ведущим правым полушарием. По сути, это будет, при условии понимания семьи как единства «МЫ», неким симбиозом, как и внутри самой личности — левое полушарие дополняет правое (и наоборот), т.е. весь мозг человека работает как одно целое, а каждая его часть (полушарие) выполняет свои психологические функции.

    Но, если, образно выражаясь, левое полушарие начнет заниматься творчеством, а правое — анализом и прогнозом, то возникнет внутриличностный конфликт и неадекватное восприятие, поведение, раскол личности, и….в плоть до неврозов и психопатологии. (Что-то подобное может произойти и в семье…)

    Или же, если в семье будут два человека, партнера с одним ведущим полушарием, правым или левым, то может возникнуть конкуренция и противостояние.

    Еще, можно заметить слабую асимметрию полушариев мозга у малообразованных или переставших развивать свою личность женщин и мужчин, занимающих свое время просмотром сериалов , эти люди так быстро могут делать ведущим, то правое, то левое полушарие, что могут одновременно, особенно это касается женщин, смотреть очередную серию мелодрамы и переживать за героев (правое полушарие), и, скажем, заниматься домашними делами, например, стиркой (левое полушарие)…кстати, отсюда название: «Мыльная опера».

    Психологические проблемы и асимметрия левого и правого полушариев головного мозга человека

    Психику человека можно разделить на сознание и бессознательное. Те психологические проблемы с которыми люди в состоянии самостоятельно справиться, легко осознаются и могут быть проанализированы и интерпретированы с помощью левого полушария мозга.
    Но то, что храниться в бессознательном; те незавершенные ситуации, эмоции, т.е. то, что воспринято и сохранено в глубинах психики с помощью правого полушария головного мозга, и опосредованно влияют на качество жизни, взаимоотношения, личностный рост и процветание, до конца не осознаются человеком и не могут быть отработаны без психологической помощи, без психотерапевтического и психоаналитического вмешательства.

    Многие методы психотерапии работают именно с правым полушарием мозга человека, в то время как левое полушарие, пытаются несколько ослабить или отключить вовсе, как, например, при гипнотерапии .

    Поэтому, для психоанализа и психотерапии важно понимание межполушарной асимметрии конкретного человека.
    Для диагностики ведущего полушария мозга используют различные методики и наблюдения. Бывает, опытному психотерапевту достаточно провести беседу, чтобы понять асимметрию полушариев человека.

    Личная помощь психолога (бюджетный вариант)

    Предварительные вопросы психотерапевту по оказанию психологической помощи онлайн

    Уже давно не секрет, что левое полушарие мозга отвечает за склонность к математическому типу мышления. Но ведь не может половина мозга выполнять всего лишь одну функцию и определять любимый предмет в школе, дальнейшую специализацию и профессиональное направление. Если все остальное припадает на правую половину мозга, она кажется какой-то слишком загруженной.

    Чем уникален головной мозг?

    На протяжении столетия ученые пытаются добиться ответа на эти вопросы :

    1. От чего зависит уровень интеллекта?
    2. По каким критериям можно определить гения? И вообще, возможно ли это?
    3. С чем могут быть связаны врожденные и генетические психические расстройства?
    4. Можно ли при помощи электрического воздействия на мозговую ткань формировать новые воспоминания?

    После того как вскрытие стало распространенной практикой, задача медиков и научных сотрудников упростилась. Ведь в их распоряжение попало огромное количество материала, но именно здесь исследования и застопорились. Оказалось, что современные методы исследований не могут позволить выявить хоть какую-нибудь достоверную закономерность между исследуемыми материалами.

    Выдвигалось множество теорий, но все они разрушались о суровую реальность статистических данных. До сегодняшнего дня не существует универсальных показателей головного мозга, по которым можно было бы установить будущий потенциал человека.

    Как работает нервная система?

    Но было бы преступлением сказать, что в этом направлении человечество совсем уж не продвинулось. Далеких от медицины людей может заинтересовать, каким образом вообще ученые смогли определить, за что именно отвечает каждый отдел головного мозга? Неужели они проводили чудовищные эксперименты, удаляя или повреждая отдельные участки? Нет, особенность функционирования нашего мозга заключается в том, что:

    • В определенной точке происходит формирования нервного импульса.
    • Этот сигнал является электрическим зарядом. Слишком слабым раздражителем, чтобы навредить, и достаточно сильным, чтобы передать информацию.
    • Нервная ткань возбуждается в точке нахождения импульса, а раз уж он передается соседним клеткам - переходит и участок возбуждения.
    • Современный уровень технического прогресса помогает фиксировать электрическую активность мозга за счет электроэнцефалограммы.

    Так что достаточно подключить испытуемого к оборудованию и поставить перед ним несколько простых задач:

    1. Что-то прочесть или написать.
    2. Заговорить с кем-то из окружающих.
    3. Попытаться решить математическую задачу.
    4. Нарисовать портрет или любой другой рисунок.
    5. Пошутить.

    Оказалось, что каждый раз возбуждение возникает в разных отделах. Не существует одной универсальной зоны, которая отвечала бы за все перечисленные действия. Исследования проводились не ради самих исследований, данные имеют важнейшее практическое значение. Ведь благодаря ним мы можем предположить, какие именно функции нарушатся при тех или иных повреждениях головного мозга.

    За что отвечает левое полушарие мозга?

    В левом полушарии расположены центры, отвечающие за :

    1. Возможность чтения и письма.
    2. Восприятие речи в ее буквальном смысле.
    3. Анализ данных, в том числе математических.
    4. Восприятие математических знаков и символов.
    5. Последовательное логическое мышление.

    Если у человека полностью отсутствуют функции, осуществление которых возложено на левое полушарие, назвать такого индивида полноценным членом общества сложно. Но посмотрите на список, он весь состоит из каких-то формальностей. Как будто бы речь идет о роботе.

    Да, умение читать, писать и говорить это базовые навыки, которые необходимы каждому человеку. Без логики и последовательности тоже сложно прожить. Но где же эмоции, переживания, образность речи? Очевидно, за это отвечает другой отдел.

    Левое и правое полушарие мозга

    Левое полушарие

    Правое полушарие

    Контроль над всей правой половиной тела.

    Контроль над всей левой половиной тела.

    Склонность к формальности и стереотипности в своих действиях.

    Полет фантазии и абстрактность мышления, способность «ломать рамки».

    Логика и циничный расчет.

    Чувства, эмоции и воображение.

    Способность разбить проблему или ситуацию на отдельные этапы и пытаться решить их в определенной последовательности.

    Всесторонний охват любой проблемы. Попытка разрешить ее сразу же, как нечто целостное и комплексное.

    Никому не будет достаточно для нормальной, полноценной жизни вариантов только из одного столбца. Каждый человек представляет собой сложный синтез различных качеств:

    • Часть из них мы получили в наследство.
    • Другая часть сформировалась в процессе жизни под действием внешних факторов.
    • Остальные мы выработали самостоятельно, при помощи силы воли.

    Как сформировать собственную личность?

    Эмоциональность и логичность две хорошие черты, но яркое преобладание одной из них может испортить жизнь человеку и всем кто его окружает. Что плохого в любителе чистых эмоций? Регулярные истерики. В склонном к анализу и логике? Постоянное занудство и эмоциональная холодность.

    Если замечаете, что у вас четко выражен один тип мышления, в то время как другой почти не проявляется - попытайтесь отвлечься. Ознакомьтесь с противоположной стороной жизни, которой вы до сих пор не касались. Такие контакты поспособствуют стимуляции и развитию не доминантной половины головного мозга.

    Так за что же отвечает левое полушарие головного мозга :

    1. Будет с легкостью решать любые математические задачи.
    2. У него начнет проявляться любовь к цифрам, запоминанию дат и номеров еще с ранних лет.
    3. В детстве покажет себя как сдержанный ребенок, возможно немного замкнутый.
    4. Эмоциональные проявления могут быть не так ярко выражены, как у окружающих.
    5. Иногда не будет понимать метафоры и иносказания. Табличка «сарказм» пригодится.
    6. Всегда сможет составить план решения проблемы.

    Классический право- или левосторонний вариант мышления практически не встречается, всегда есть вкрапления и дополнения. Нужно знать, что левое полушарие мозга отвечает за формальную логику . Но эта информация не так уж ценна, ведь, несмотря на доминирование одной половины мозга, вторая все еще играет огромную роль в формировании вашей личности.

    Видео о левом полушарии

    На этом видео Аркадий расскажет об основных функциях и назначении левого и правого полушария мозга человека, как устроен этот орган: