Доступность дома культуры для инвалидов. Перечень показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах установленной деятельности. Индукционная система портативная

    Приложение. Требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения

Приказ Министерства культуры РФ от 9 сентября 2015 г. N 2400
"Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения"

Руководствуясь пунктом 9 Приложения N 4 к государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст. 2060; 2015, N 9, ст. 1331), а также в целях создания условий для участия инвалидов и других маломобильных групп населения в культурной жизни общества наравне с другими приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра культуры Российской Федерации В.В. Аристархова.

В.Р. Мединский

Определены требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.

Речь идет о музеях, библиотеках, кинотеатрах и других учреждениях. Они предоставляют инвалидам возможность самостоятельно или с помощью сотрудников передвигаться по территории объекта. Оборудуются в соответствии с установленными требованиями санитарно-гигиенические помещения, дублируется звуковая и зрительная информация, участвует сурдопереводчик и тифлосурдопереводчик.

Музеи дополнительно организовывают спецвыставки для инвалидов в качестве дополнения к основной экспозиции, проводят экскурсии с помощью специально обученных специалистов.

У библиотек, помимо прочего, должны быть аппаратно-программные комплексы (речевой синтезатор, брайлевский дисплей для работы с текстом, устройство, позволяющее конвертировать печатный материал в речь), увеличители, тифлофлэшплееры для чтения цифровых "говорящих" книг.

Кинотеатры размещают инвалидов, использующих кресла-коляски, на местах в зрительных залах, применяют тифлокомментирование и др.

Приказ Министерства культуры РФ от 9 сентября 2015 г. N 2400 "Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения"


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Досуговую деятельность принято понимать какосознанную и направленную активность человека, в которой удовлетворяются потребности в познании собственной личности и социальной действительности, в результате чего повышается способность к самовыражению и удовлетворению личностных интересов.

При организации досуговой деятельности инвалидов в целях их оптимального вхождения в социокультурное пространство и восстановления социокультурных связей, необходимо ориентироваться на наличие специализированной политики государства, учитывающей индивидуальные особенности данной группы населения.

Законодательство Российской Федерации закрепляет право каждого человека на культурную творческую деятельность, свободный выбор нравственных, эстетических и других позиций, приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам и т.п., право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов. В федеральном законодательстве также определены обязанности государства в области культуры, в том числе, по обеспечению доступности культурных ценностей для всех граждан.

В Концепции социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации (1997) отмечено, что государственная политика в отношении людей с ограниченными возможностями, как одной из наименее социально защищенных категорий населения является важнейшей составляющей социокультурной политики страны, учитывает особенности здоровья данной категории, специфику современной общественной ситуации, характер и степень дифференцированности различных групп инвалидов, опирается на правовые основания, что является необходимым условием конструктивной организации культурно-досуговой деятельности инвалидов.

В отношении людей с ограниченными возможностями, культурно-досуговая деятельность, представляет собой процесс создания условий для организации свободного времени, связанный с реализацией их потребностей и интересов, обладающий личностно-развивающим характером, социально-ценностной ориентацией и самореализацией.

Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации инвалидов, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.

Недостаточная развитость инфраструктуры досуговой деятельности инвалидов может проявлять себя в таких характеристиках, как низкий уровень доступности, а, нередко, и просто недоступность многих учреждений культуры в силу их неприспособленности для посещения людьми с ограниченными физическими возможностями (слабовидящими, слабослышащими, колясочниками и др.); отсутствие или весьма ограниченное число специализированных спортивных сооружений, оснащенных соответствующим оборудованием для различных групп инвалидов; отсутствие систематической подготовки профессиональных организаторов досуга, спортивных тренеров для соответствующих групп инвалидов; слабое методическое и техническое обеспечение данной области деятельности.


В жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями присутствует социально-культурное отчуждение, которое связано не столько с количеством социальных связей человека, сколько с их качеством. Социально-культурное отчуждение - это отсутствие или разрыв значимых для человека связей с обществом или культурой.

Социально-культурному отчуждению способствуют:

Трудности адаптации инвалида с врождённой или приобретенной инвалидностью к обществу (ограниченные физические и интеллектуальные возможности, недостаток образования или коммуникативных качеств и навыков);

Неадаптированность общества к насущным потребностям человека с ограниченными возможностями (ориентация общества на бездуховные ценности наживы, потребления, агрессия, отсутствие условий для развития и самореализации личности, в том числе наличие физических и психологических барьеров).

Человек с инвалидностью очень часто встречается с трудностями, которые способствуют его удалению от общества и замыканию в себе, формируя «проблемное поле», в котором присутствуют: ограниченный доступ к учреждениям культуры и спорта; дефицит общения; отсутствие организации досуга.

Проблема социально-культурного отчуждения в отношении инвалидов достаточно сложна. С одной стороны причиной отчуждённости является их неадаптированность к обществу, как следствие ограниченных физических возможностей. С другой стороны - общество не отвечает сущностным потребностям развития инвалида. Причиной социально-культурного отчуждения может быть также процесс становления юной личности, который часто связан с противопоставлением себя обществу. Основой для преодоления социально-культурного отчуждения инвалида является социально-культурная реабилитация.

Социально-культурная реабилитация - это целостный комплекс мероприятий, имеющих целью оказание помощи инвалиду в достижении и поддержке оптимальной степени участия в социальных взаимосвязях, реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Социальная независимость инвалида подразумевает достижение им максимально возможного уровня самостоятельного участия в культурно-досуговой деятельности, позволяет ему использовать свой потенциал не только для личной пользы, но и для блага своего ближайшего окружения. Осуществление социальной независимости инвалидов является одной из главных задач специалистов по социальной работе, создающих условия для активного приобретения знаний и умений, раскрывающих способнос-ти и возможности инвалидов, активизирующих и стимулирующих их участие в личностно значимой культурно-досуговой деятельности.

Культурно-досуговую деятельность инвалидов составляет общение, отдых, вечера встреч, прогулки, физкультурно-оздоровительная деятельность (игра в шашки, шахматы, дартс, теннис и др.), интеллектуально-познавательная деятельность активного (чтение, экскурсии, занятия в кружках, студиях, издание газеты) и пассивного характера (просмотр телевизора, прослушивание музыки и др.), любительская деятельность прикладного характера (шитьё, фотодело, тестопластика, конструирование, моделирование), активная общественная деятельность.

Отечественный и зарубежный опыт решения проблем социальной адаптации и социально-культурной реабилитации инвалидов средствами культуры, спорта и искусства свидетельствует об эффективности соответствующих программ и технологий, о их возможностях обеспечения интеграции молодых людей с ограниченными возможностями в социальную и культурную жизнь.

Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается во многом благодаря клубам для инвалидов, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для людей с ограниченными возможностями.

Под клубным учреждением понимается социальная организация, основной деятельностью которой является предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского, и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.

Клуб создаётся для удовлетворения интересов его участников, членство в котором является добровольным, и каждый человек выступает как индивид, поведение и взаимодействие которого с другими людьми определяется его внутренними качествами (Г.П. Щедровицкий).

Одним из направлений деятельности клубов для людей с ограниченными возможностями является творческая реабилитация - процесс, способствующий развитию личностного потенциала молодого человека благодаря различным видам художественной деятельности, направленной на приобщение к творчеству, накопление знаний в его различных направлениях; приобретение практических умений и навыков, развитие художественных способностей, речи, моторики, логоритмики, вкуса.

Примером клубной работы могут служить клубы - «Бисероплетение», «Изонить», «Мягкая игрушка», «Тестопластика», «Вышивание», эффективной может быть деятельность клубных объединений, развивающих техническое творчество, а также вокальные, хореографические, театральные способности инвалидов.

Для успешной реабилитационной работы клубов может быть организована кружковая работа, проведение фестивалей творчества, выставки работ. Целью деятельности клубных объединений является формирование у инвалидов ориентации на совместную творческую деятельность как средства развития, самореализации и интеграции в общество.

Особое место в системе досуговой деятельности инвалидов принадлежит различным видам спорта - как массово-оздоровительного, так и соревновательного. Спорт представляет собой многочисленные и многообразные комплексы физических упражнений, направленных на физическое развитие человека, заполнение досуга, достижение физического совершенства, отражающего определённые представления о телесной красоте, пластической свободе и здоровье человека.

Спорт - важнейший феномен современной культуры и, в соответствии со ст. 18 ФЗ «О культуре и спорте в РФ» от 9.10.1992 №3612-1 основной целью вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом является повышение их двигательной активности. В документе определяется, что двигательная активность - это непременное и определяющее условие всесторонней реабилитации и социальной адаптации инвалида.

Адаптивный спорт помогает укрепить здоровье, обрести уверенность в себе, развить коммуникативные навыки, повысить самооценку. Среди адаптивных видов спорта большую популярность обрели борьба, настольный теннис, сидячий волейбол, баскетбол на колясках, дартс, лёгкая атлетика, конный спорт, спортивная езда на велоколясках. Основная задача адаптивного спорта - вовлечение в занятия спортом как можно большего числа людей с ограниченными возможностями. В массовом адаптивном спорте инвалиды получают возможность для полного раскрытия своих возможностей, установить контакты с другими людьми, осуществить взаимодействие с другими общественными организациями.

Глухие и слабослышащие инвалиды принимают участие в таких видах массового спорта как футбол, лыжи, коньки, стрелковый, велосипедный спорт, теннис, шахматы, гребля, бокс, плавание, классическая борьба, легкая атлетика. Незрячие инвалиды участвуют в соревнованиях по лёгкой атлетике, плаванию, гребле, туризму, лыжах, освоена новая спортивная игра для незрячих - роллинсбол (командная игра с озвученным мячом).

Всё большую популярность приобретают Паралимпийские игры, целью которых является пропаганда олимпийского движения, привлечение внимания общественности к проблемам молодых инвалидов, активизации деятельности государственных, общественных и других организаций в решении проблем по укреплению здоровья и адаптации к жизни в обществе молодых людей с ограниченными возможностями. Для успешного выступления круглогодично проводятся тренировки спортсменов, летние и зимние игры на местном, региональном и национальном уровнях.

Паралимпиада - олимпийские игры инвалидов - в мире считается выдающимся событием. Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана, который ввел спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Во время Второй мировой войны на базе Сток-Мандевильского госпиталя Людвиг Гуттман им был основан Центр лечения спинных травм, где были проведены первые соревнования по стрельбе из лука для спортсменов на креслах-каталках. 28 июля 1948 года - группа инвалидов, которая состояла из 16 парализованных мужчин и женщин, бывших военнослужащих, впервые за всю историю спорта взяла в руки спортивное снаряжение. В 1952 году голландские военнослужащие присоединились к движению и основали Международную спортивную федерацию людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В 1972 году в Торонто в соревнованиях приняло участие более тысячи инвалидов из 44 стран. Участвовали только спортсмены-инвалиды на колясках, а с 1976 года к спортсменам со спинными травмами присоединились спортсмены других групп повреждений - инвалиды по зрению и люди, перенесшие ампутацию конечностей.
С каждыми следующими играми возрастало число участников, расширялась география стран, увеличивалось количество видов спорта. В 1982 году появился орган, способствовавший расширению Паралимпийских игр - Международный Координационный Комитет Всемирной Организации спорта инвалидов. В 1992 году, его правопреемником стал Международный Паралимпийский Комитет (МПК). Сейчас в Международный Паралимпийский Комитет входят 162 страны.

Паралимпийских видов спорта семнадцать: стрельба из лука, легкая атлетика,велосипедный спорт, выездка, фехтование, дзюдо, тяжелая атлетика, стрельба, футбол, плавание, настольный теннис, баскетбол кеолюсочников, регби и теннис колясочников, волейбол, лыжный кросс и хоккей с шайбой.

В России Параолимпийское движение существует более 20 лет, действует Параолимпийский комитет и Федерация физической культуры и спорта инвалидов России. В 1988 году Россия впервые приняла участие в Параолимпийских играх в Сеуле. По итогам парлимпийских игр - 2010 в Ванкувере сборная команда олимпийцев России заняла 2 место в общекомандном зачете, завоевав 38 медалей.

Начиная с 2000 года спортсменам-победителям и призерам Параолимпийских игр, а с 2003 года - победителям и призерам Сурдоолимпийских игр и тренерам, осуществлявшим их подготовку, выделяются денежные вознаграждения. Совместно с Параолимпийским и Сурдоолимпийским комитетами России подготовлены списки ведущих инвалидов-спортсменов, кандидатов на президентские стипендии.

Кроме Параолимпийских игр проводятся и так называемые Специальные Олимпийские игры для умственно отсталых людей. “Спешиал Олимпикс” (Special Olympics) - это международное спортивное движение, обеспечивающее лицам с умственной отсталостью условия для занятий спортом и физической культурой, предлагает различные спортивные программы, ориентированные на лиц с умственной отсталостью. Специальные Олимпийские игры - для детей и взрослых, страдающих умственной отсталостью (синдром олигофрении).

“Спешиал Олимпикс” организация, открытая для спортсменов практически любого возраста (от 8 и до 80 лет), независимо от их физических возможностей, каждый участник имеет шанс победить, поскольку соревнования проходят в группах спортсменов с практически одинаковыми возможностями. Легкая атлетика, мини-футбол, баскетбол, волейбол, хоккей на полу - занимаясь этим и многими другими видам спорта, люди с нарушениями умственного развития приобретают возможность адаптироваться к окружающему миру, активно общаться, получать навыки коллективной деятельности и благодаря этому жить полноценной жизнью.

Специальная Олимпиада России сегодня имеет 55 региональных (республики, края, области) отделений. В стране более 63 тысяч спортсменов, имеющих различного рода нарушения в развитии интеллекта, регулярно тренируются и выступают в соревнованиях по программам Специальной Олимпиады.

В настоящее время Росспорт в рамках Федеральной целевой программы “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы” реализует масштабный план спортивного строительства; все спортивные объекты приспособлены для инвалидов. В обязательном порядке они снабжены пандусом, лифтом или подъемником, специальными раздевалками, для колясочников предусмотрены зрительские места на трибунах. В целях содействия реализации ФЦП “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы” по подготовке города Сочи к Олимпийским и Паралимпийским играм 2014 г. Всероссийским обществом инвалидов и Российским спортивным союзом инвалидов в Сочи в 2007 г. был проведен Всероссийский физкультурно-спортивный фестиваль инвалидов.

В рамках Фестиваля состоялись соревнования по 6 видам спортивных дисциплин (гонки на колясках, дартс, настольный теннис, пауэрлифтинг, шахматы, шашки), мастер-классы по параолимпийским видам спорта (волейбол, теннис), а также проведена конференция руководителей региональных физкультурно-спортивных организаций инвалидов, на которой были обсуждены современное состояние и перспективы развития в России физической культуры и спорта инвалидов. В Фестивале приняли участие 220 спортсменов из 31 субъекта РФ. Первое место в общекомандном зачете заняла команда Краснодарского края, второе - команда Брянской области, третье - команда города Москвы.

В феврале 2008 года в Московской области прошли соревнования Первой Всероссийской зимней спартакиады детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Ее организаторами выступили Детский социальный фонд “Республика Спорт” и Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Основными причинами, сдерживающими развитие спорта среди инвалидов, служат - отсутствие достаточного числа стадионов, спортивных залов и площадок, оборудования и инвентаря, труднодоступность спортивных сооружений для инвалидов, недостаточное финансирование паралимпийского спорта на региональном и муниципальном уровнях, нехватка профессиональных кадров.

В последние годы ситуация с развитием реабилитационного спорта в России меняется, увеличивается количество спортивных организаций, объединяющих более 200 тысяч людей с ограниченными возможностями. Ежегодно для инвалидов проводятся более 100 национальных соревнований, лучшие спортсмены могут участвовать в 60 международных состязаниях, атлеты-паралимпийцы получают стипендию президента РФ.

Таким образом, физкультурно-оздоровительная деятельность является действенным средством восстановления нормальной жизнедеятельности организма, и способствует повышению уровня активности, физической подготовленности организма инвалида. Физкультурно-оздоровительную направленность имеет также туротерапия - одна из реабилитационных технологий культурно - досуговой деятельности инвалидов, основу которой составляют различные виды туризма: путешествия, экскурсии, походы, выезды.

Туризм создаёт сферу полноценного общения, расширения кругозора, развития физических возможностей, выработки позитивной установки, и возможности установления новых социальных контактов. Участвуя в туристических поездках, экскурсиях инвалиды узнают историю края, обычаи и традиции, создают фото и видеоматериалы о прошедших событиях.

Для эффективного обеспечения технологии туризма в культурно-досуговой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:

Вид туризма подбирается в зависимости от физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывающей персональный интерес, мнения, финансовые возможности;

Обеспечение безопасности для туристов;

Включение в программу осмотра достопримечательностей;

Наличие физической подготовленности молодых инвалидов, психологической переносимости трудностей.

Творческая и физкультурно-оздоровительная деятельность, экскурсионные поездки также могут быть организованы в рамках проведения летних смен для молодых инвалидов. Организация летнего отдыха представляет собой целенаправленный психолого-педагогический процесс, включающий в себя организацию различных мероприятий, способствующих полноценному отдыху и оздоровлению молодых людей с ограничениями в развитии. Целью организации такого отдыха для инвалидов является восстановление индивидуальной и социальной ценности человека, имеющего нарушения здоровья, использование условий загородного отдыха для его оздоровления и закаливания.

Участвуя в мероприятиях и программах летнего отдыха, инвалиды стараются реализовать себя, почувствовать свою значимость, иметь возможность достичь высоких результатов в предлагаемых видах деятельности.

Специалисты-организаторы этого вида отдыха способствуют созданию благоприятной психотерапевтической среды, в целях преодоления психологического дискомфорта в общении со сверстниками; оказывают помощь в организации самообслуживания, самопомощи и взаимопомощи, предлагают различные виды индивидуальной и групповой деятельности, расширение зоны творческих способностей и круга интересов инвалидов.

Кроме того, в России для людей с ограниченными возможностями организуется ПараАртиада - фестиваль художественного творчества инвалидов. Цель ПараАртиады - творческая реабилитация инвалидов, и социальная интеграция, содействие развитию их творческого и культурного потенциала, вовлечение новых творческих личностей в ПараАртийское Движение России, привлечение внимания к деятельности параартийцев, реально участвующих в улучшении жизни жителей не только Москвы, но и других регионов России, государственных, политических, общественных, коммерческих и иных организаций.

ПараАртиада учреждена 3 декабря 1998 года в Международный день инвалидов,когда в Фонде народных художественных промыслов РФ прошло учредительное собрание Национального Артийского Комитета России и Центра творческой реабилитации инвалидов "Иван да Марья" (с 22 сентября 2000 г. - Региональная общественная благотворительная организация инвалидов - ПараАртийский Центр "Иван да Марья"), который и возглавил ПараАртийское Движение России.

Участником ПараАртиады может быть любой человек независимо от возраста, религиозных убеждений, творческого направления. Территориальное пространство и степень ограниченных возможностей не имеют значения. Все параартийцы прекрасно общаются на языке искусства - понятного для всех народов планеты.

Большие возможности для реализации культурно-досуговых интересов и предпочтений инвалидов создаёт Интернет, посредством которого осуществляется их приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям, здоровому образу жизни, включению в мир искусства и культуры. Интернет для людей с ограниченными возможностями служит средством развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки, возможности творческого выражения.

Многие люди использует Интернет для общения. Виртуальное общение - это процесс, имитирующий структуру, функции и результаты реальных отношений и взаимных действий человека, через его виртуальные образы. В этом случае Интернет становится не только средством связи инвалидов, но и источником совета и поддержки. В виртуальном пространстве коммуникации создается особая среда, где транслируются «желаемые» образы (например, большая часть «виртуальных персон» наделяется атрибутами физической красоты и силы).

Овладение Интернет - технологиями с одной стороны позволяет инвалидам включаться во многие сферы жизнедеятельности наравне со здоровыми людьми, а с другой специальные компьютерные продукты позволяют восполнить ранее утраченные или не развитые качества. Эффективная форма организации жизнедеятельности, неограниченный доступ в информационную среду, общение, взаимодействие с равными себе и помощь - всё это возможности социокультурной реабилитации молодых инвалидов, связанных с их вовлечением в сферу пользования виртуальной реальностью.

Таким образом, досуговая деятельность инвалидов представляет собой часть их жизненной среды, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, восстановления физического и психического здоровья. Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации молодого человека с ограниченными возможностями, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.

Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается благодаря клубам для людей с ограниченными возможностями, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для молодых людей с ограниченными возможностями. Кроме того, досуговая деятельность инвалида в современных условиях может осуществляться, благодаря применению Интернет-технологий.

Вопросы для самоконтроля

1. Проанализируйте порядок назначения ежемесячной денежной выплаты инвалиду.

2. Перечислите основные формы социального обслуживания инвалидов.

3. Раскройте особенности пенсионного обеспечения инвалидов.

4. Перечислите задачи, решение которых возможно при условии использования гендерного подхода в социальной работе с инвалидами.

5. Какое значение имеет гендерный подход в социальной защите инвалидов?

6. Охарактеризуйте основные формы досуговой деятельности инвалидов.

Антология социальной работы.- Т. 3. - М., 1995.

Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная политика. - М., 2009.

Басов Н.Ф. История социальной работы. Практикум. - М., 2008.

Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. - Ростов - на - Дону, 2009

Благотворительная Россия.- СПб., 1902.

Веричева О.Н. Особенности социальной адаптации молодого инвалида // Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Ежеквартальный бюллетень. - 2008. - №2.

Гендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания на региональном уровне. - Саратов, 2003.

Дементьева Н.Ф., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов. - М., 2008.

Евсеев С.П.., Шапкова Л.В.Адаптивная культура: Учеб. пособие. - М., 2000.

Ерохина Л.Д. Гендерология и феминология: учеб. пособие. - М., 2009.

Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. - М., 2007.

Киселёва Т.Г. Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - М., 2004.

Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. - М., 1997.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 52880-2007. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. // Социальное обслуживание. - 2009. - №2.

Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С., Васильев С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами. - М., 2009.

Никонов Л.С., Четвериков М.Н. Адресная социальная защита: Опыт муниципальных образований - М., 2003.

«О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178.

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 .12. 2001 г. N 173-ФЗ

Основы социальной работы/ Под ред. Н.Ф. Басова. - 4-е изд., стер. - М., 2008.

Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.

Психолого-педагогическая диагностика/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - 5-е изд., стер. - М., 2008.

Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов, 2006.

Социальная политика / Под ред. Н.А.Волгина. - М., 2008.

Социальная работа/ Под ред. Н.Ф. Басова.- 2-е изд., стер. - М., 2010.

Технология социальной работы./ А.А. Чернецкая и др. - Ростов н/Д., 2006.

Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. - СПб., 2004.

Приложение

Деятельность муниципальных учреждений культуры

по социальной адаптации инвалидов

Вступление

На территории города Салехард по данным департамента по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования г. Салехард численность инвалидов на 01.01.2013 года составляет 1776 человек это - 3,98% ( доля инвалидов от общей численности населения). Из общего количества инвалидов – 177* детей.

Реабилитация инвалида представляет систему медицинских , психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или, возможно, полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Процесс реабилитации инвалидов многогранен и многоаспектен, поэтому его эффективность достигается за счет слаженного, системного межведомственного взаимодействия.

В осуществлении социальной реабилитации большая роль отводится учреждениям культуры. Муниципальными учреждениями культуры осуществляется деятельность по следующим направлениям:

Направления социокультурной реабилитации:

1.

2.

3.

4. Совершенствование форм работы с инвалидами (детьми-инвалидами) на базе городских библиотек .

5. Реализация культурно-массовых мероприятий различного уровня для инвалидов.

1. Реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПР)

Основу процесса реабилитационной работы составляют индивидуальные программы реабилитации (далее - ИПР) инвалидов, разрабатываемые ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу». Являясь субъектом системы реализации ИПР, управление координирует работу учреждений. На уровне муниципального образования выстроена достаточно чёткая система межведомственного взаимодействия по следующей схеме:

В каждом из учреждений Приказом определены ответственные за координацию работы по реализации ИПР;

Ежеквартально учреждения направляют информацию о реализуемых услугах в адрес в департамента по труду и социальной защиты населения города;

Департамент направляет информацию об услугах для внесения в ИПР в ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу»;

ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу» согласовывает с участниками и направляет информацию в департамент культуры ЯНАО;

Данные от департамента культуры ИПР направляются по защищённому каналу доступа в управление, управление доводит информацию до учреждений;

Учреждения участникам мероприятий данной категории делают отметку в ИПР.

2. Адаптация объектов культуры к потребностям маломобильных групп инвалидов

В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и услугам, а также интеграции инвалидов в общество и повышения уровня их жизни в муниципальном образовании город Салехард реализуется муниципальная целевая программа «Реабилитация и социальная адаптация инвалидов на годы».

В рамках мероприятий по созданию безбарьерной среды на сегодняшний день проведена следующая работа:

· Проведена паспортизация учреждений культуры

· Построены пандусы, установлено подъемное оборудование

· Адаптированы входные группы, пути движения, санитарно-бытовые помещения, приобретены противоскользящие покрытия

3. Создание условий для творческой самореализации и развития инвалидов

С целью выявления творчески одарённых людей из числа инвалидов в МАОУ ДОД «ДШИ» предоставляется услуга «Обучение в классе эстетического развития для детей с ограниченными возможностями здоровья». С сентября 2011 года учреждением реализуется экспериментальная программа для детей с ограниченными возможностями «Рисование и творчество», главной целью которой является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями, развитие их творческих навыков и способностей.

Программа решает три группы задач: адаптация (активное приспособление детей к условиям внешней среды), автомизация (реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях) и активизация личности («Быть со всеми», «Оставаться самим собой»).

В 2012 году в МОУ ДОД «Детская школа искусств» обучалось 9 детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся принимали активное участие в конкурсах и фестивалях, проводимых в рамках мероприятий для детей с ограниченными возможностями.

С целью обучения педагогического состава в рамках реализации мероприятий экспериментальной программы «Рисование и художественное творчество» в МАОУ ДОД «ДШИ» (май, 2012 год) состоялся обучающий семинар по теме «Методика работы с детьми, имеющими особенности развития». Семинарские занятия провела кандидат психологических наук, доцент Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, член Российской ассоциации психотерапевтов, директор Ресурсного центра изменений «Исток» (г. Тюмень). В курсах повышения квалификации приняли участие 30 преподавателей муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств».

Так же с целью содействия интеграции талантливых молодых людей в творческую жизнь в 2012 году учащаяся хорового отделения МАОУ ДОД «ДШИ» Сэротэтто Анфиса, преподаватель, номинация «фортепиано» приняли участие в IV Московском Парамузыкальном фестивале (г. Москва). Конкурсный отбор проходил по видеозаписям , присланным на фестиваль. Анфиса Сэротэтто награждена дипломом участника фестиваля. В 2013 году в городском конкурсе детского и юношеского творчества «Полярная звезда» стал обладателем звания Лауреат I степени в номинации «Эстрадный вокал» в возрастной группе до 7 лет Николай Василенко.

4. Совершенствование форм работы с инвалидами (детьми-инвалидами) на базе городских библиотек

Непременным условием социальной реабилитации инвалидов является обеспечение равных возможностей доступа к информации и библиотечным услугам, оперативное предоставление общественно значимой информации, первоочередное обеспечение литературой различных форматов.

Считая одной из важных своих задач предоставление людям с ограниченными возможностями всего комплекса библиотечных услуг, учреждение осуществляет тесное взаимодействие с социальными службами помощи населению, общественными организациями инвалидов.

Среди перечня услуг для библиотечно-информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями (в т. ч. детей) это:

Прослушивание «говорящих» книг различного содержания (сказки, энциклопедии, тематические издания, художественные произведения) на аудиокассетах и СД- ROM ;

Предоставление книг со шрифтом Брайля «Азбука в картинках для детей», «Азбука для взрослых»;

Клубная деятельность (организация мероприятий в клубе «Милосердие» с целью полноценного общения и проведения активного досуга).

Использование современных технических средств и предоставление широкого спектра информационно-библиотечных услуг - расширят возможности приобщения маломобильных групп пользователей к культурной и общественной жизни. На базе Городской библиотеки продолжает успешно реализовываться программа информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями, слепых и слабовидящих «Преодоление». В настоящее время для обслуживания используется специальное оборудование и специализированная литература на электронных носителях, проводятся мероприятия с использованием «говорящих книг».

По состоянию на 01.01.2013г. специализированный фонд для лиц с ограниченными возможностями составил – 393 документа. Значительно специализированный фонд пополнился новыми изданиями в 2012 году за счет окружных и ведомственных целевых программ – всего было приобретено 199 документов. Это позволит в дальнейшем проводить активную работу по привлечению данной категории пользователей в библиотеку.

С целью повышения востребованности к услугам библиотек и предоставления людям с ограниченными возможностями, слепым и слабовидящим равных возможностей доступа к информации с октября 2012 г. - пользовательское место со специальным оборудованием (тифлоплеер и тифломагнитола) переведено в Центральную библиотеку.

Особое место в организации активного досуга уделяется детям с ограниченными возможностями: в летнее время - работа с детьми на школьной площадке (дневное пребывание «Дети Плюс» отделения социальной реабилитации при МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»; в зимнее время - выездные мероприятия (на базе Центра - для детей (с разными диагнозами, в т. ч. инвалидами – колясочниками). Мероприятия проводятся в рамках соглашения. За летний период 2012г. проведено 17 мероприятий, которые посетило 110 человек.

Информационно-библиографическое обслуживание дошкольников осуществляется с МДОУ «Детский сад № 9 «Кристаллик» комбинированного вида» в группах для детей с ослабленным зрением, с группой ЗПР (задержка психического развития) «Ромашка» и логопедической группой «Гномики» МБДОУ № 22 «Синяя птица» комбинированного вида»). Мероприятия проходят на базе дошкольных учреждений.

В 2012 г. составлен совместный план работы с Клубом «21 век» для молодежи (на базе МБУ « Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»). На 2013 год составлен договор о сотрудничестве и план проведения мероприятий для данной категории.

Основные формы работы - презентации новых книг, литературные игры для различных возрастных групп (диагнозы различны). просмотр видеофильмов, праздники книг, тематические вечера к Международному Дню слепых, празднично-игровые программы,

Всего за 2012г. для данной категории пользователей проведено 27 мероприятий, посетило 268 чел., книговыдача - 3098 экз.

Показатели деятельности библиотек

по социокультурной реабилитации инвалидов

за период 20гг.

Год

Проведено мероприятий

Посетило (чел.)

2010

5

88

2011

19

352

2012

27

268

5. Реализация культурно-массовых мероприятий различного уровня для инвалидов

Культурно - досуговая деятельность учреждений представлена следующими видами:

Музыкальными, познавательными и конкурсно-игровыми программами;

Литературными вечерами и гостиными, презентациями и премьерами книг, творческими встречами;

Организацией активного досуга в выходные и каникулярные дни;

Комплексными мероприятиями в рамках работы летних пришкольных площадок, ежегодным участием в городской акции «Весенняя неделя добра»;

Организацией посещения инвалидами киносеансов;

Содействием в их творческом самовыражении (подготовка концертных номеров для культурно-досуговых программ);

Организацией работы клубов по интересам.

Участие инвалидов (детей-инвалидов) в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры в динамике годы:

Наименование показателя

2010

2011

2012

Число культурно-досуговых мероприятий

Число инвалидов (детей-инвалидов), принявших участие в культурно - досуговых мероприятиях

В числе мероприятий, организуемых культурно-досуговыми учреждениями для граждан с ограниченными возможностями можно отметить:

- вечер отдых для людей с ограниченными возможностями здоровья в рамках закрытия Года равных возможностей. Мероприятие состоялось в ресторане «Факел», куда были приглашены 70 салехардцев.

- игровая программа в рамках Дня здоровья для детей с ограниченными возможностями. Мероприятие состоялось в ГУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» (детское соматическое отделение). Все дети участвовали в играх и эстафетах, а также отвечали на вопросы литературных конкурсов (25 чел.)

- традиционный благотворительный новогодний праздник для детей с ограниченными возможностями здоровья «Добрая, добрая сказка» , который организуется с 2009 года силами учеников и педагогического состава МОУ ДОД «Детская школа искусств» совместно со структурными подразделениями Администрации города Салехарда. 1-я часть представления – музыкальная сказка – проводилась в большом концертном зале, 2-я часть – интерактивная игровая программа – в фойе возле новогодней ёлки. В мероприятии приняли участие 120 детей-инвалидов.

Одним из наиболее ярких и значимых мероприятий можно отметить социальный проект, реализуемого по инициативе Администрации города Салехарда при содействии Ямало-Ненецкой Региональной общественной организации «Союз инвалидов «Единение». Проект направлен на поддержку лиц с ограниченными возможностями здоровья. В рамках проекта состоялась

- первая городская выставка работ изобразительного и декоративно-прикладного искусства мастеров и художников с ограниченными возможностями здоровья «Территория творчества» . Вниманию зрителей были представлены произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, авторами которых являются лица с ограниченными возможностями. Возраст участников от 7 лет и старше Лучшей творческой работой была признана работа Никитиной Полины Денисовны «Виноградная лоза», выполненная в технике вышивки бисером. Ей вручен Грант Главы Администрации города Салехарда в сумме 30 000 рублей. Всего в выставке приняли участие 70 человек, было представлено 122 работы.

Б лаготворительный аукцион «Своим трудом помоги другим»

Вырученные средства, от проведения Аукциона были перечислены авторам работ, представленных на Аукционе и участникам предаукционной выставки «Территория творчества».

Данный проект получил положительный резонанс в обществе и хорошую оценку властей. В связи с чем, на заседании совета глав при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа Главам местных администраций и муниципальных образований округа было рекомендовано используя опыт города Салехард организовать проведение благотворительных Аукционов.

Заключение

Социальная поддержка инвалидов на протяжении многих лет является одним из приоритетных направлений социальной политики как в России в целом, так и на Ямале. На уровне муниципального образования выстроенная система межведомственного взаимодействия, комплексный, системный подход к решению проблем людей с ограниченными возможностями здоровья позволит улучшить жизнедеятельность инвалидов.

Руководствуясь пунктом 9 Приложения № 4 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 17, ст. 2060; 2015, № 9, ст. 1331), а также в целях создания условий для участия инвалидов и других маломобильных групп населения в культурной жизни общества наравне с другими приказываю:

возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них;

оборудование санитарно-гигиенических помещений в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012;

дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

2. Музеи дополнительно к настоящих требований обеспечивают:

возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, доступность основной экспозиции музея с учетом особенностей каждой категории инвалидов;

организацию специальных выставок для инвалидов в качестве дополнения к основной экспозиции;

размещение элементов управления интерактивными экспонатами на высоте от 45 см до 100 см от пола для возможности управления ими инвалидами, использующими кресла-коляски;

использование комбинированного (местного и общего) освещения при подсветке экспонатов;

наличие в каждом разделе композиции не менее 4 экспонатов (или их эквивалентов), доступных для тактильного восприятия инвалидами по зрению;

наличие этикеток к ключевым экспонатам экспозиции, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Брайля, и рельефно-графических изображений ключевых экспонатов экспозиции, доступ к которым закрыт;

проведение экскурсий специалистами музея, прошедшими специальное обучение (инструктирование) по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам, для групп с рекомендуемой численностью:

8 - 10 человек - для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата;

до 20 человек - для лиц с нарушением ментального развития и эмоционального реагирования (при двух сопровождающих);

до 10 человек - для лиц с нарушениями слуха (при участии переводчика русского жестового языка);

до 10 человек - для слабовидящих;

до 5 человек - для тотально слепых;

до 3 человек - для слепоглухих (при сопровождающем на каждого инвалида).

3. Библиотеки дополнительно к настоящих требований обеспечивают:

наличие аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих возможность работы со звуковой, графической, текстовой и печатной информацией при помощи персонального компьютера с установленным набором специализированного программного обеспечения (речевой синтезатор, брайлевский дисплей для работы с текстом, устройство, позволяющее конвертировать печатный материал в речь);

наличие увеличителей, позволяющих лицам с нарушением зрения читать печатные издания;

наличие тифлофлэшплееров, предназначенных для чтения цифровых «говорящих» книг в специальном защищенном формате.

4. Организации исполнительских искусств дополнительно к настоящих требований обеспечивают:

наличие комплекта оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования, включая наборы радиогарнитуры для профессиональных тифлокомментаторов, цифровой передатчик, цифровой ИК-приемник, блок управления системой, наушники и т.д.;

наличие FM-систем со вспомогательным оборудованием, включая микрофоны и FM-приемники;

наличие табло «Бегущая строка» с комплектом пассивного и активного коммутационного оборудования для подключения.

5. Кинотеатры дополнительно к настоящих требований обеспечивают:

возможность размещения инвалидов, использующих кресла-коляски, на местах в зрительных залах в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012;

наличие комплекта оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования и субтитрирования при демонстрации цифровых кинофильмов.

_____________________________

* Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 465).

Обзор документа

Определены требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.

Речь идет о музеях, библиотеках, кинотеатрах и других учреждениях. Они предоставляют инвалидам возможность самостоятельно или с помощью сотрудников передвигаться по территории объекта. Оборудуются в соответствии с установленными требованиями санитарно-гигиенические помещения, дублируется звуковая и зрительная информация, участвует сурдопереводчик и тифлосурдопереводчик.

Музеи дополнительно организовывают спецвыставки для инвалидов в качестве дополнения к основной экспозиции, проводят экскурсии с помощью специально обученных специалистов.

У библиотек, помимо прочего, должны быть аппаратно-программные комплексы (речевой синтезатор, брайлевский дисплей для работы с текстом, устройство, позволяющее конвертировать печатный материал в речь), увеличители, тифлофлэшплееры для чтения цифровых "говорящих" книг.

Кинотеатры размещают инвалидов, использующих кресла-коляски, на местах в зрительных залах, применяют тифлокомментирование и др.


Театры, музеи, киноконцертные залы, галереи и любые другие объекты культурного значения должны быть доступны всем людям, вне зависимости от их физических возможностей. Данная категория учреждений предусматривается программой Доступная Среда и обязывает руководство таких объектов адаптировать инфраструктуру здания и территории. Эти меры необходимы для доступа людей, имеющих ограничения возможностей по зрению, слуху, для людей, испытывающих трудности в передвижении или прикованных к инвалидному креслу.

Адаптация территории: с чего начать?

Сама задача организации доступной среды внутри здания и на прилегающей к нему территории может представлять массу сложностей. Инструкций и нормативов, которые могли бы стать руководством «к действию» нет, к тому же каждое здание имеет свои нюансы и технические особенности, которые нужно учитывать при адаптации. Чтобы было проще разобраться во всех тонкостях, мы подготовили для вас несколько рекомендаций.

Прежде всего, нужно определиться с оборудованием для адаптации самого здания и территории вокруг. При составлении списка оборудования важно учитывать все препятствия и барьеры, с которыми может столкнуться посетитель. При этом во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.

В качестве примера – список оборудования для адаптации, который необходим в большинстве случаев для учреждений культуры по программе Доступная Среда :

  • подъемные платформы для инвалидов (для перемещения по лестницам и преодоления перепадов высот);
  • травмобезопасные перила и пандусы со специальным нескользящим покрытием ;
  • тактильная плитка и система навигации (таблички, мнемосхемы и т.д.);
  • оборудование для доступности санузлов (поручни, адаптация проходов);
  • специальные места парковки для инвалидов ;
  • кнопки вызова в местах, где может потребоваться помощь оператора.

Если вам предстоит реализовать мероприятия по адаптации учреждения культуры, на приведенную примерную концепцию оборудования объекта можно уверенно опираться.

Адаптация учреждений культуры: на что обратить внимание?

Для того чтобы культурные и социально-значимые объекты могли посещать люди с ограниченными физическими возможностями, требуются комплексные меры по адаптации. Особое внимание важно уделить вопросам комфорта и безопасности. Мы рекомендуем проработать несколько важных нюансов:

  • подъем на сцену. Помимо лестниц необходимы подъемники на сцену и поручнями или специальные пандусы (стационарные или мобильные);
  • зрительный зал. Должны быть предусмотрены системы помощи инвалидам по слуху (например, индукционная петля).

Необходимое оборудование

Остались вопросы? Просто позвоните нам – и мы поможем вам решить любую задачу с адаптацией вашего объекта!

Наши клиенты