Традиции и меню успенского поста

14 августа начинается Успенский пост. Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери .

«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост - время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост - это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, - жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми» (митрополит Антоний Сурожский)

Уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. — единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.

Начинается этот пост с еще одного праздника - Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Фраза «изнесение честных древ» значит буквально «крестный ход». Успенский пост - это подготовка православных христиан к двум двунадесятым праздникам - Преображения Господня и Успения Божией Матери. Так называемые двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери).

Успенский пост - самый короткий многодневный пост в церковном календаре. Он длится всего две недели, причем начинается и заканчивается всегда одинаково. Даты Успенского поста: с 14 по 27 августа.

На Руси Успенский пост также называли Спасовка, Госпожинки, Оспожинки, Спожинки.
Даты Успенского поста

Успенский пост наступает ровно через месяц после Петрова поста. Успенский пост - самый короткий многодневный пост в церковном календаре. Он длится всего две недели, причем начинается и заканчивается всегда одинаково. Даты Успенского поста: с 14 по 27 августа.
Что можно есть в Успенский пост

Как говорит церковный Устав, Успенский пост - такой же строгий, как и Великий. Это значит, что с 14 по 27 августа православные христиане воздерживаются от мясных, молочных продукты и от яиц. 19 августа, в праздник Преображения Господня, разрешается есть рыбку. 28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет.
История Успенского поста

Успенский пост был установлен в память двух двунадесятых праздников. Первый - Преображение Господне. Второй - Успение Божией Матери. А начинается этот многодневный пост с еще одного праздника - Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Фраза «изнесение честных древ» значит буквально «крестный ход».

Церковь знает Успенский пост с самых первых веков христианства. Мы читаем упоминание о нем в беседе Льва Великого, которую он произнес в 450 году: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу, для осени осенний - в седьмом месяце, для зимы - зимний».

Окончательно Успенский пост был установлен на Константинопольском Соборе в 1166 году.

О смысле Успенского поста мы можем прочитать у святого Симеона Солунского (конец XIV века - 1429 год): «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас».

По строгости Успенский пост приближается к Великому. До революции 1917 года в дни августовского поста нельзя было проводить карнавалы, показывать шутовские представления и театральные постановки.
«Медовый Спас»
«Медовый Спас» - это сугубо народное название одного из праздников Успенского поста. 14 августа православные христиане отмечают Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

На Руси церковный смысл праздника тесно перемешался с народными традициями. Эти традиции в основном связаны с земледельческим циклом. Август шел на убыль, крестьяне собирали урожай и были погружены в хлопоты о том, как сохранить плоды трудов целого года.

По обычаю, на «Медовый Спас» в храмах освящали мед из нового сбора. Кроме того, именно с этого дня (14 августа по новому стилю) мед начинали подавать к столу.

Хозяйки пекли на «Медовый Спас» медовые коврижки и пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.
«Яблочный Спас»
«Яблочный Спас» - народное название еще одного праздника, который приходится на период Успенского поста. 19 августа мы празднуем Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день для постящихся делается гастрономическое послабление: можно есть рыбу, приправлять пищу растительным маслом и подавать к столу немного вина.

В народе Преображение Господне связывали со сбором урожая винограда (на юге) и яблок. Начиная с 19 августа (по новому стилю) крестьяне начинали есть плоды нового урожая. В церкви приносили корзины, полные до краев яблоками, и священник освящал дары природы. Дома пекли яблочные пироги, варили варенье.
«Ореховый Спас»
Был на Руси и третий «Спас» - «Ореховый». Так простой народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

«Ореховый (или третий) спас» назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. Еще его именовали «Хлебным».
Народные традиции Успенского поста

В народе в Успенский пост постились строго. У этого поста было три вершины - три праздника, которые простые люди называли «Спасами».

«Медовый Спас» (Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня) отмечали скромно. Этот день выпадал на период активных работ в поле. С 14 августа (по новому стилю) начинали собирать мак, поэтому почти вся праздничная выпечка делалась с маком. Еще собирали ягоды черемухи.
В народе верили, что на «Медовый Спас» заканчивается лето и начинается осень. Угощали свежим медом родственников, друзей и, вообще, всех желающих - в том числе нищих. Считалось, что щедрое угощение - залог доброго урожая в следующем году.
«Яблочный Спас» (Преображение Господне) приходился на пору сбора яблок. Корзины, полные до краев, несли в церкви, где священник освящал новый урожай. После этого можно было есть яблоки. Пекли яблочные пироги и коврижки, варили компоты и варенье.

Третий «Спас» (Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа) на Руси называли по-разному: «Спас на полотне», а также «Холщовый», «Хлебный», «Ореховый». С этого дня верующим можно было есть орехи из нового урожая.
«Хлебным Спасом» называли праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы. В этот день пекли пироги из муки нового урожая и приговаривали: «Третий Спас - хлеба припас» или «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас».
Приметы и поговорки об Успенском посте

У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и ведро, и разнопогодье.
На первый Спас и нищий медку попробует.
Дождь на Макавея - мало пожаров бывает.

На Макавея (медовый Спас) собирают мак.
На Первый Спас защипывай горох. Поспевает малина. Начинается заготовка лесной малины, ягод черемухи.
Отцветают розы, падают холодные росы.
На Первый Спас святили колодцы.

Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.

Кто как (когда) хочет, а журавль в спасовку (летит в отлет).

Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка.

Во что Маккавеи, в то и разговенье.

Первый Спас - на воде стоять, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продавать.
Как нужно поститься?

Каждому человеку нужно опрелелить свою меру поста. Один может понести пост в полной объеме, и будет ему благо. Другому, наоборот, следует ослабить пост.

Поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь - тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вашему здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача.

Своя мера поста у беременных; у военнослужащих; у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.

Конечно, особая тема - детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете.

Самое главное, что «нельзя есть в пост», - это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.»

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.

Успенский пост – кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику – Успения Пресвятой Богородицы.

Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице.

Когда начинается Успенский пост в 2018 году?

У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свое особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты.

Поэтому на вопрос: « Когда начинается Успенский пост в 2018 году ?» ответить легко – 1 (14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы.

На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим “народным” названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас (в церковном календаре – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе. По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост.

На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых – Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Ионом удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми , как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства – 5 (18) августа, и ему последуют семь день попразднства – с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушание рыбы.

Что можно есть в Успенский пост?

Трапезы Успенского поста исключают мясо и мясные изделия, рыбу, морепродукты, яйца и молочные продукты. Послабление допускается в праздник Преображения, когда можно вкушать рыбу. Но во многом вопрос, что можно есть в Успенский пост, а что нельзя, должен решаться индивидуально – в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности конкретного человека. Отдельно стоит рассмотреть постный рацион детей – для них отказ от пищи, содержащей кальций, и другие важные для растущего организма вещества, может быть привести к нежелательным последствиям для здоровья. Все эти вопросы лучше обсудить со своим духовником.

Благодаря обилию овощей, грибов, фруктов, огородной зелени, которые дарит нам август, пища Успенского поста разнообразна, питательна и насыщена витаминами. Недаром Успенский пост в народе издавна называется лакомкой.

Тем не менее, следует учитывать, что в вопросе воздержания от той или иной пищи, православные верующие ориентируются на монастырский устав, а это не всем по силам. Пост ни в коей мере – не диета, и если соблюдение поста по всей строгости (например, в дни сухоядения) вызывает раздражение на окружающих, то, очевидно, что такой «штурм Небес», достигает противоположной цели.

Здесь уместно напомнить наставление Иоанна Златоуста: «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления».

Гораздо легче перенести ограничения поста, если и накануне соблюдать умеренность, не устраивая обильное объедение «напоследок».

Успенский пост: питание по дням

Календарь составлен по строгому монастырскому уставу. Миряне обычно постятся менее строго (например, без сухоядение, употребляя рыбу и т.п.). Монастырский же устав дает представление о степени строгости того или иного для поста в церковной традиции. Что же для вас будет постной едой – пустая гречка или рыбная котлета в столовой на работе, лучше всего решать в индивидуальном порядке и советуясь, по возможности, со своим духовником.

Как уже сказано, по воздержанию в пище Успенский пост подобен Великому посту. В понедельник, среду и пятницу монастырский устав предусматривает сухоядение – вкушение невареной еды, при этом чай, кофе, компоты, кисели, отвары заменяются водой и соками. По вторникам и четвергам допускается употребление горячих блюд, но без растительного масла. По субботам и воскресеньям – горячая пища с растительным маслом.

Расписание Успенского поста, питания по дням:

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Наряду с горячей пищей разрешается вкушание рыбы и морепродуктов, также допускается немного вина.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Допускается немного вина.

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Когда заканчивается Успенский пост в 2018 году?

Праздник Успения всегда отмечается 15 (28) августа – им и завершается Успенский пост. Он относится к числу неподвижных дат церковного календаря, не привязанных к празднику Пасхи. Поэтому дата окончания Успенского поста не меняется в разные годы.

Успение в 2018 году приходится на вторник, поста в этот день нет.

Распечатать календарь:

Успенский пост – кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику – Успения Пресвятой Богородицы.

Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице.

Когда начинается Успенский пост в 2017 году?

У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свое особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты.

Поэтому на вопрос: « Когда начинается Успенский пост в 2017 году ?» ответить легко – 1 (14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы.

На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим “народным” названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас (в церковном календаре - Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе. По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост.

На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых - Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Ионом удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми , как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства – 5 (18) августа, и ему последуют семь день попразднства – с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушание рыбы.

Что можно есть в Успенский пост?

Трапезы Успенского поста исключают мясо и мясные изделия, рыбу, морепродукты, яйца и молочные продукты. Послабление допускается в праздник Преображения, когда можно вкушать рыбу. Но во многом вопрос, что можно есть в Успенский пост, а что нельзя, должен решаться индивидуально – в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности конкретного человека. Отдельно стоит рассмотреть постный рацион детей – для них отказ от пищи, содержащей кальций, и другие важные для растущего организма вещества, может быть привести к нежелательным последствиям для здоровья. Все эти вопросы лучше обсудить со своим духовником.

Благодаря обилию овощей, грибов, фруктов, огородной зелени, которые дарит нам август, пища Успенского поста разнообразна, питательна и насыщена витаминами. Недаром Успенский пост в народе издавна называется лакомкой.

Тем не менее, следует учитывать, что в вопросе воздержания от той или иной пищи, православные верующие ориентируются на монастырский устав, а это не всем по силам. Пост ни в коей мере – не диета, и если соблюдение поста по всей строгости (например, в дни сухоядения) вызывает раздражение на окружающих, то, очевидно, что такой «штурм Небес», достигает противоположной цели.

Здесь уместно напомнить наставление Иоанна Златоуста: «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления».

Гораздо легче перенести ограничения поста, если и накануне соблюдать умеренность, не устраивая обильное объедение «напоследок».

Как уже сказано, по воздержанию в пище Успенский пост подобен Великому посту. В понедельник, среду и пятницу он предусматривает сухоядение – вкушение невареной еды, при этом чай, кофе, компоты, кисели, отвары заменяются водой и соками. По вторникам и четвергам допускается употребление горячих блюд, но без растительного масла. По субботам и воскресеньям – горячая пища с растительным маслом.

Расписание Успенского поста, питания по дням:

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

Наряду с горячей пищей разрешается вкушание рыбы и морепродуктов, также допускается немного вина.

Горячая пища с маслом – вкушается вареная растительная пища, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешенные напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешенные напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина.

Соблюдая Успенский пост, питание по дням в соответствии с уставом, неверно было бы завершить его чрезмерным разговением по принципу «теперь можно!».

Когда заканчивается Успенский пост в 2017 году?

Праздник Успения всегда отмечается 15 (28) августа – им и завершается Успенский пост. Он относится к числу неподвижных дат церковного календаря, не привязанных к празднику Пасхи. Поэтому дата окончания Успенского поста не меняется в разные годы.

Успение в 2017 году приходится на понедельник, поста в этот день нет.

Успенский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви. Завершается он праздником, в честь которого и назван – (28 августа). Этот и еще один праздник - (19 августа) - создают настрой Успенского поста, напоминая нам об удивительном смирении и готовности пройти все уготованное Им, которые показали всей Своей земной жизнью Господь и Богородица. Так же и мы не должны воспринимать пост как навязанное нам ограничение, но как добровольно принятое и ведущее нас к Богу действие.

Успенский пост длится всего две недели – с 14 по 27 августа включительно, но при этом он такой же строгий, как и Великий.

Еще одно, народное, название Успенского поста - «Спасовка», так как приходящиеся на конец лета праздники – (14 августа), Преображение Господне (19 августа) и Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (29 августа) часто называют «Спасами».

Даты Успенского поста

Даты Успенского поста неизменны. Успенский пост всегда длится ровно две недели, начинается через месяц после , 14 августа, а завершается 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Что можно есть в Успенский пост

В Успенский пост можно есть овощи, фрукты, крупы, грибы, хлеб, орехи, мед. Из трапезы исключаются яйца, мясные и молочные продукты. Рыба в Успенский пост разрешается один раз – в праздник Преображения Господня, 19 августа.

Церковный устав предполагает во время Успенского поста такое же строгое, как и в Великий, воздержание, но степень его каждый постящийся должен определять для себя сам, ориентируясь на свое состояние здоровья, образ жизни и советы духовника. Успенский пост дан верующим для укрепления душевных сил, а не для ослабления сил физических, тем более в самом конце летнего оздоровительного периода.

История Успенского поста

Успенский пост соблюдался верующим с древних времен. Известно, что еще в V веке в году было четыре поста – для каждого времени года свой (Успенский пост приходится на календарное лето, но считается уже осенним). Также была распространена традиция: тем, кто не постился в Великий пост, воздерживаться от Недели всех святых (воскресенье через неделю после Троицы) до Успения. На рубеже Х-ХI веков этот период был сокращен до праздника апостолов Петра и Павла (29 июня по старому стилю), а двухнедельный пост перед Успением (с 1 по 14 августа по старому стилю) был установлен на Константинопольском Соборе 1166 года.

Церковь знает Успенский пост с самых первых веков христианства. Мы читаем упоминание о нем в беседе Льва Великого, которую он произнес в 450 году: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу, для осени осенний - в седьмом месяце, для зимы - зимний».

О смысле Успенского поста мы можем прочитать у святого Симеона Солунского (конец XIV века - 1429 год): «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас».

По строгости Успенский пост приближается к Великому. До революции 1917 года в дни августовского поста нельзя было проводить карнавалы, показывать шутовские представления и театральные постановки.

«Медовый Спас»

«Медовый Спас» - народное название первого дня Успенского поста. Он приходится на 14 августа. В этот день Церковь вспоминает сразу несколько событий.

Праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста возник из древней традиции совершать в августе в Константинополе крестный ход с Крестом Господним, а также выставлять святыню для народного поклонения. Средневековому городу было непросто пережить летнюю жару, нехватку питьевой воды и эпидемии, а потому верующие усердно молились в этот тяжелый период Богу и просили у Спасителя помощи.

В Русской Православной Церкви в этот день также вспоминают победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами, которая была одержана им в ХII веке. В благодарность за победу, совершенную помощью Господа и Матери Божьей, в этот день было установлено чествование Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы.

«Медовым» Спас стал потому, что в августе заканчивается сбор меда, и верующие, приходя в праздник в храм, освящали новый урожай.

«Яблочный Спас» - народное название праздника Преображения Господня. Преображение – непереходящий двунадесятый, то есть один из 12 основных после Пасхи церковных праздников. В Русской Православной Церкви он всегда отмечается 19 августа.

Перед тем как пойти на Крестную Смерть, Христос вместе с тремя учениками отправился на гору, где в чудесном Его Преображении пока только им троим была явлена Его Божественная природа. Это событие описано в Евангелии, и, вспоминая его, верующие чествуют Господа нашего Иисуса Христа, ставшего человеком и прошедшего муки и смерть ради Спасения всех людей.

«Яблочным» Спас был назван потому, что в конце лета было принято освящать урожай. В разном климате он разный, но самым распространенным и доступным фруктом в России были и остаются яблоки.

«Ореховый Спас»

«Ореховый», «Хлебный», «Третий Спас» – народные названия праздника, который приходится на следующий после Успения день. Иногда праздник также называют «Спас на холсте».

Верующие вспоминают в этот день Перенесение Нерукотворного Образа Христова из Едессы в Константинополь (944 г.). Нерукотворным этот образ был назван потому, что не был написан, а отпечатался на плате, которым Господь еще при жизни вытер лицо. В Русской Православной Церкви Нерукотворный Спас стал одной из самых любимых и распространенных икон.

Народные традиции Успенского поста

Народной традицией Успенского поста издавна было освящение нового урожая. Помимо меда, яблок, винограда и других плодов, освящали также хлебные колосья и орехи. С благодарностью и молитвой верующие несли в храм урожай, без которого было тяжело и даже невозможно пережить зиму. Освящение плодов и меда и сегодня остается традицией Успенского поста. Но важно, чтобы вопросы, обязательно ли есть мед в «Медовый Спас», сколько и каких нужно нести в храм плодов и можно ли есть яблоки до «Яблочного Спаса», не затмевали смысл поста.

Нужно в период Успенского поста уделить внимание своей душе, своему внутреннему состоянию, а не внешней атрибутике. Баночка меда или корзинка с яблоками, с которыми верующие идут в храм в определенные дни, – это лишь приятное и радостное дополнение к Литургии и совместной молитве.

Как нужно поститься?

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

Каждому человеку нужно опрелелить свою меру поста. Один может понести пост в полной объеме, и будет ему благо. Другому, наоборот, следует ослабить пост.

Поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь - тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вашему здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача.

Своя мера поста у беременных; у военнослужащих; у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.

Конечно, особая тема - детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете.

Самое главное, что «нельзя есть в пост», - это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.

Каждый православный верующий знает, что пост, установленный в честь Успения Пресвятой Богородицы, называется Успенским. Считается, что ограничивая себя в пище, человек становится ближе к Богу. Чревоугодие признано грехом и мешает человеку предаваться чистым мыслям. Успение подразумевает собой сон, смерть, которая подобна спокойному сну. Во время поста человек должен не только соблюдать правильное, постное питание, а еще и молится, и давать просящим милостыню.

Этот пост согласно церковным календарям держится две недели и происходит по осени. Считается самым строгим, хотя и длится небольшое количество времени. Начинается он 14 августа, в день, когда чтят память семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. В этот день во всех церквях и храмах идут праздничные службы, и происходит освящение мака, меда, воды и букетов из разных трав. Этот Великий праздник Успения не совсем понятен простому люду. Ну, действительно, зачем праздновать смерть. Но церковь разъясняет нам, что это далеко не смерть, а после Воскрешения Господа скорбеть не стоит, ибо душа умершего попадает к Иисусу Христу . Все дело в том, что Богородица знала, когда ей предстоит покинуть этот бренный мир и тщательно готовилась к этому. Она много и усердно молилась и держала строгий пост.

Согласно уставу церкви в такие дни как понедельник, среда, пятница, в пищу употребляются только сырые продукты. То есть их нельзя варить, жарить или запекать. Вторник и четверг это дни, в которые горячие блюда подаются без растительного масла. А вот вино и масло разрешены в субботу и воскресенье.

В день 19 августа Преображения Господня позволяется есть рыбу и пить вино, а пищу заправлять маслом. И хотя это воздержание в пище и считается довольно строгим, все-таки большинство верующих называет этот период «сладким» или «лакомым». Это потому, что на эти две недели приходится два больших праздника: Яблочный и Медовый Спас.

Этот пост всегда наступает в один и тот же день каждый год. А именно 14 августа 2017 года. Длится всего две недели. Считается самым сладким, так как на его период припадает освящение меда и фруктов, которые можно употреблять. Во время воздержания рекомендуется читать Акафист Успению, благодарить Бога за то, что лето подходит к своему завершению и просим, чтобы осень прошла в мире.

Питаться скромными блюдами в течение несколько недель может стать серьезным испытание не только для хозяйки, но и для самих верующих. Особенно это тяжело сделать тем, кто впервые решил провести сей обряд. Август месяц богат на всевозможные овощи и фрукты. А главное, что после двухнедельного соблюдения воздержания, Вы почувствуете себя не только намного здоровее, но и станете чище душой. И на самом деле составить меню достаточно просто. Мы предлагаем убедиться в том, что пища может быть не только полезной, но и вкусной.

Понедельник.

  • Завтрак: хлебцы и горячий чай из шиповника (можно добавить мед).
  • Обед: салат из свежей капусты с морковью и яблоком, запеченный картофель, компот.
  • Ужин: рис с изюмом без сливочного масла, кисель.
  • Завтрак: овсянка с сухофруктами, отвар с гренками.
  • Обед: перловка отварная с зеленью, фасоль в горшочке, салат с огурца с соевым соусом, кисель.
  • Ужин: овощи тушеные, отвар.
  • Завтрак: рисовая каша с черносливом, кисел.
  • Обед: салат с кислой капусты, суп с грибами, сухарики, морс.
  • Ужин: оладьи из кабачков или картофеля, компот.
  • Завтрак: гренки с джемом или вареньем, чай зеленый или черный.
  • Обед: щи, салат с капусты и соленых грибов, гороховый суп, кисель или напиток из свежих ягод.
  • Ужин: постные голубцы с рисом или другой крупой, компот из сухофруктов, хлеб из ржаной муки.
  • Завтрак: любая каша с медом или фруктами, цикорий.
  • Обед: фасолевый суп, салат из соленых огурцов и свеклы, кисель.
  • Ужин: рыба отварная или тушеная, гречневая каша, вино 100 мл.

Воскресенье.

  • Завтрак: пудинг, чай с лимоном и имбирем.
  • Обед: грибной суп, винегрет, кусочек запеченной рыбы, компот.
  • Ужин: маковый кекс, узвар, запеченные яблоки.

Конечно, Вы легко можете поменять блюда местами или заменить одну кашу другой.

В этом видео из уст священника можно узнать что такое Успенский пост для хрестиан.

Успенский пост в 2017 году, как и в другой любой год, заканчивается 27 августа. Этим воздержаниям нас призывают подражать Божьей Матери, которая до самого дня, когда ей предстояло отправиться к сыну своему, молилась и не придавалась утехам животным и духовным.

Что можно кушать в Успенский пост по дням?

Церковь разъясняет, что пост очень отличается от диеты. Прежде всего, это воздержание не только от определенной пищи, а и от всех плотских утех. В эти дни стоит постараться почувствовать связь с Богом, построить мирные отношения со всеми членами семьи, простить обиды и изменить свое отношение к людям. Это духовное очищение , направленное на получение спасения души.

Полностью исключаются молочные, мясные продукты и яйца.

  1. По понедельникам, средам и пятницам едят только сырые овощи и фрукты, сухофрукты, сухари, мед, воду и орехи.
  2. По вторникам и четвергам употребляют горячие блюда без растительного масла. Сюда можно отнести супы грибные или овощные, отвары, чай, компот.
  3. В субботу и воскресенье церковь разрешает заправлять блюда маслом и пить вино.
  4. Только в один день, 19 августа, разрешено есть рыбу или морепродукты.

В этом видео можно найти ответы на самые важные вопросы духовной жизни. Не забывайте оставлять свои вопросы, пожелания и