Аюрведа как совершенный подход к здоровью и жизни индийской медицины. Аюрведа: наука о жизни, питание в аюверде

Аюрведа – одна из старейших систем медицины на Земле. Она зародилась на территории Индии. Аюрведа – старейшая из всех систем медицины, которая не до сих пор, не прекращаясь со времени своего зарождения, практикуется в мире и пользуется огромной популярностью.

В системе аюрведы человек рассматривается как часть природы , и все лечение базируется на таком отношении к человеку. В аюрведе используются лекарства, которые дает сама природа. Самыми широкими ареалами распространения аюрведической медицины являются Индия, Непал, Шри-Ланка. Последнее время аюрведическая медицина получает все боьшую популярность и на Западе.

Аюрведа практиковалась еще с до-ведического периода, примерно с 5000 года до нашей эры. ЧАРАК САМХИТА и СУШРУТА САМХИТА – два основных классисических аюрведических текста, которые были записаны примерно в 1000 году до нашей эры. В других письменных памятниках , Ригведе и Артхарва-веде, тоже упоминается об этом виде медицины. В Индийском эпосе, в частности, в рамаяне и Махабхарате, лекарственным растениям придается особая важность.

Слово «аюрведа» означает «знание о долгой жизни» или «Мудрость для жизни ». Аюрведическое лечение принимает во внимание не только физическое состояние человека, но и астрологические и погодные условия (времена года, например).

Важнейшим в аюрведическом подходе к лечению является уровень энергии (праны) у человека. Выделяют 5 элементов, известных как «панчабутха», из которых состоит вся материя. Это Вода, Огонь, Земля, Воздух и Эфир. Наших ощущений тоже пять («Панча Индрия»). Каждое из этих ощущений соответствует какому-то из элементов. Все вместе они формируют 3 доши (Капха, Вата, Питта). Каждая их этих дош влияет на определенную часть тела – например, Капха влияет на легкие и грудную клетку.

Диагностика в Аюрведе

Аюрведическая диагностика базируется на анализе вышеупомянутых Дош: пределяется дисбаланс в дошах и таким образом ставится диагноз. Образ жизни, который ведет человек может повлиять на баланс дош в значительной мере. И поэтому зачастую пациенту рекомендуется определенная диета и соответствующие физические упражнения.

Основн ы е направления в Аюрведе:

В аюрведической медицине существует 8 основных направлений:

1. Кайа Чикитса (Общая Медицина)

2. Каумара Бхрутхйа (Педиатрия)

3. Бхутха Видхйа (Психиатрия)

4. Салакйа (ЛОР, Офтальмология и Лечение Зубов)

5. Шалья (Хирургия)

6. Агада Тантра (Токсикология)

7. Расаяна (Омоложение)

8. Ваджикарана (Афродизиатическая терапия)

Обучение Аюрведе

Профессиональное обучение аюрведической медицине проводится в основном на территории штата Керала в Индии. Там можно получить и легитимный диплом врача аюрведы.

by Записки Дикой Хозяйки

Аюрведа – индийская медицина, включающая в себя науку, философию и религию. Практикуют её более 5000 лет. Санскрит трактует «аюрведа», как «наука/знания о жизни».

Это единственная система нетрадиционной (альтернативной) медицины, которую признают многие специалисты-медики и учёные разных стран. Аюрведические советы помогут сохранить крепость тела и здоровье души.

Эта наука затрагивает 8 разделов медицины :

  • Гинекологию
  • Педиатрию
  • Офтальмологию
  • Акушерство
  • Геронтологию
  • Отоларингологию (ухо / горло / нос)
  • Хирургию
  • Лекарственные препараты

Любую из вышеперечисленных дисциплин рассматривают согласно теории о пяти элементах (воздуха, эфира, огня, земли и воды); теории тридоша (3 составляющих тела); семи дхату (тканей тела); трёх триад жизни (тела, ума, духовного сознания); семи дхату (тканей тела).

Диагностика по Аюрведе

Специалисты данного учения – веды, прежде чем начать лечение, с максимальной точностью ставят диагноз. Диагностируют больного по пульсу (веды различают около 600 его колебаний), языку, лицу, глазам, губам, ногтям.

Врачи-аюрведы 10 лет учатся распознавать безошибочно пульс пациента.

Стадии болезни

Индийская медицина Аюрведа подразделяет все болезни на 6 стадий развития. Первые три стадии легко излечимые, следующая (четвёртая) – излечимая, пятая – трудноизлечимая, шестая – неизлечимая.

Начальный этап болезни отображает нарушения в работе «тонкого тела», которое разрушается вследствие пережитых негативных эмоций, проявлений низменных чувств. Как правило, люди не замечают начальные признаки заболевания, редко обращаясь к врачу.

Не сумев приостановить заболевание на начальной стадии (психофизиологической, эфирной), оно переходит к третьей (нейроэндокринной) стадии, не приостановив его на которой, перейдет в эндо-токсическую, опасную стадию.

Нарушения в равновесии гормонального фона, предвещает сбои в работе межклеточных и пищевых ферментов. Согласно Аюрведе, такие нарушения в работе организма являются естественным следствием кармы (греховных деяний прошлой или текущей жизни), а также может быть и приобретённым. Данная наука толкует, что гордыня делает слабой печень, лицемерие – почки, а эгоцентризм – сердце. Подавленный гнев изменяет флору желчного пузыря, желчного протока, вызывает воспаления желудка, а также тонкой кишки. Страх и беспокойство изменяют флору толстого кишечника.

Лечение

Процедура очищения организма производится только натуральными продуктами – лекарственными травами и растениями, маслами, специями.

Боли в спине лечат компрессами из тёплого масла, смешанного с ведической пастой из лекарственных трав, называемой «кативасти».

Незаменимую роль в излечении от телесных и психологических недугов играет знаменитый мармический массаж, выполняемый в 4 руки. Для массажа используют подобранные специально для пациента масла.

Мармы (тайные точки) – все энергетические центры тела человека.

1. Просыпаться до восхода солнца.

2. Опорожнять мочевой пузырь и кишечник сразу после пробуждения.

3. Купаться ежедневно.

4. Медитации, мантры.

5. 12 упражнений йоги-пранаямы (дыхательные техники, выполнять ежедневно).

6. Завтракать до 8 утра.

7. После еды – 15-минутная прогулка.

8. Есть молча.

9. Массировать десны, используя кунжутное масло (каждый день).

10. Постничать 1 раз / в неделю (уменьшает токсины).

11. Засыпать до 22.00.

1. 1 ч. ложка свежего имбиря (тёртого) + щепотка соли – способствуют хорошему аппетиту.

2. 1 стакан сырого молока (тёплого) + имбирь. Напиток, выпитый до сна, успокаивает умственную деятельность и питает тело.

3. Никогда не переедать.

4. Нельзя пить воду прямо перед / после приёма пищи.

5. Затянувшийся пост может навредить здоровью.

6. Чрезмерное потребление воды приводит к ожирению.

7. Чрезмерное потребление холодных напитков приводит к увеличению желчи.

8. Воду лучше хранить в медных сосудах. Такая вода благодатно действует на селезёнку и печень.

9. Сон после приёма пищи - путь к ожирению.

Среди множества медицинских систем одной из наиболее популярных в последнее десятилетие стало индийское ведическое учение. Мы уже привыкли к слову "аюрведа". Что это такое? Может ли каждый человек следовать принципам этой системы, чтобы прожить долгую жизнь?

Историческая справка

Главным элементом благополучия в этой науке считается единство и равновесие тела, органов и души. Возникшее более 1000 лет назад, учение существенно повлияло на развитие не только восточной, но и европейской медицины. Целебные травы и пряности с давних времен везли из Индии в страны Средиземноморья и Средней Азии, в Китай и Южную Сибирь. Мы и сейчас с удовольствием используем мускус и сандал, корицу и алоэ.

Постепенно завоевывая популярность в мире, к середине XX века индийская аюрведическая медицина стала изучаться и использоваться на Западе. Центр аюрведы в Израиле, например, - колледж Ридман, в США работает Национальный Институт Медицины Аюрведы. Россия познакомилась и активно изучает базовые положения и процедуры индийской медицины лишь с конца XX века. Сегодня аюрведа в Москве почти так же популярна и востребована, как и во всем мире.

Основные методики восточной медицины плотно вошли в практику врачей, исповедующих научный подход к исцелению больных. Это и лечебные диеты, и ванны с обливаниями, и и дыханию. Около трехсот пятидесяти тысяч зарегистрированных врачей планеты практикуют аюрведу.

Индийская медицина основывается не только на Она базируется на философии Санкхья, астрологии и биокосморитмологии, при этом еще и использует знания из области натуропатии (естественные методы лечения болезней).

Согласно этому учению, астрология описывает связь микро- и макрокосма (человека и окружающей среды), дает представление о том, как влияют на нашу жизнь. Натуропатия известна тем, что предлагает заменить химические лекарства естественной пищей, целебными растениями и минералами. Главное - индивидуальный подход к каждому человеку. Знатоки утверждают, что, объективно оценив возраст, пол, телосложение, место проживания и биоритмы человека, можно с помощью лекарственных растений и пряностей откорректировать дисбаланс. Один из канонов аюрведы гласит: «Всё, что окружает нас, является лекар-ством, нужно только распознать его и пра-вильно использовать».

Врач в аюрведе

Человек со всеми своими хроническими заболеваниями - это система с нарушениями функционирования многих органов. Так утверждает аюрведа. Лечение должен проводить только один врач, который досконально изучит проблему и увидит пути помощи пациенту. Медик, пользующийся принципами аюрведы, должен быть специалистом во всех областях и уметь помочь всем без исключения пациентам, независимо от того, старик это или ребенок.

И еще одно важное замечание. Восточная медицина предполагает, что основную часть пути к излечению пациент должен пройти сам, строго следуя предписаниям врача. Только в этом случае возможно полное выздоровление.

С давних пор обследование больного проводится по методу «пяти зеркал» - пульс, диагностика по состоянию языка и кожи, иридо- и аурикулодиагностика. Это позволяет не только понять клиническую картину, но и выявить склонность пациента к тем или иным осложнениям.

Борьба стихий

Все мы состоим из элементов пяти стихий: воздуха, воды, земли, огня и космоса. Их баланс, равновесие («Пракрити») соответствует идеальному здоровью, утверждает аюрведа. Что это такое? Стремление целителей направить человека в русло гармонизации души и тела. Для простоты понимания вспомните о европейских психотипах - медлительные флегматики, вспыльчивые холерики, почти уравновешенные меланхолики и любознательные сангвиники. Найти человека, в котором не представлены все (или хотя бы три психотипа), почти невозможно. Но выделить доминантный - задача вполне простая.

Так же обстоят дела и в аюрведе. В идеальном состоянии мы должны жить в гармонии всех стихий. Но с самого рождения какая-то одна преобладает.

Доша

Этим понятием описывают не только но и скорость процессов, происходящих в человеке: метаболизм при пищеварении, мышление, психологическая подвижность и восприимчивость к физическим нагрузкам, темперамент и т. д.

В аюрведе выделено три типа доши. Вата - воздух, Питта - огонь и вода и Капха - вода, земля и космос. До тех пор, пока все доши находятся в балансе, мы здоровы и активны. Но постоянная изменчивость внешних условий и, соответственно, внутренние стрессы выбивают людей из состояния равновесия.

Целью аюрведы называют гармонизацию доши и гуны (психоэмоционального состояния) до Пракрити.

Вода камень точит

И все-таки аюрведа - что это такое? Большинство специалистов говорят, что это гибкая система охраны и корректировки состояния человека. Она предлагает использовать веками проверенные алгоритмы в любом месте и во все времена. При этом акцент делается на том, что нельзя механически применять известные методики - следует адаптировать их по схеме «место-время-обстоятельства». Только принимая во внимание особенности климата и географии, культуры и социума, в которых находится пациент, можно создать действенную систему лечения.

Многие лекарства (а точнее - практически все) действуют мягко и постепенно, активизируя внутренние процессы саморегуляции организма. Они не вызывают побочных эффектов, которыми известны химические лекарства. Центр восточной медицины предложит комплекс мер по «вытаскиванию» болезни наружу, а не залечиванию ее где-то глубоко внутри. И при этом аюрведические лекарства обладают омолаживающим и очищающим эффектом. Простота и доступность методов лечения позволяет корректировать свое состояние даже в домашних условиях.

Болезнь - учитель

Интересным кажется еще и тот факт, что все болезни рассматриваются не как «зло в последней инстанции», а как учителя, пришедшие указать нам на ошибки. Описать заболевание, связав его с образом мышления и поведением, и указать нам через «дружественные» болезни на более глубинные и тяжелые недуги - вот на что способна аюрведа. Что это такое и как это понимать? Современными учеными медиками уже доказано, например, что легкая форма туберкулеза, которую не стоит выгонять из своего тела, согласно ведической философии, отведет от больного бронхиальную астму.

Помните присказку «мысль материальна»? Это один из краеугольных камней учения под красивым названием аюрведа. Мы уже знаем, что эта система связывает воедино вселенную и людей (со всеми их помыслами и деяниями, которые могут повлиять на окружающую среду). Болезнь рассматривается как нечто, что может остановить и изменить ситуацию, предотвратить последствия того, что мог натворить человек, будучи здоровым. Именно так считает аюрведа. Лечение позволяет нам загасить энергию, которую мы копим для реализации недобрых, разрушительных намерений. Главное - усвоить, что речь не идет об осмысленном и запланированном зле. Зависть, критика окружающих, жалость к себе - все это тоже недобрые и пагубные семена для вселенной. А с помощью болезней мы переключаемся и учимся воспринимать действительность по-другому.

Оджас

Этим красивым словом восточная медицина называет жизненную энергию, от которой зависит статус человека. Причем заметьте: интеллектуальный, духовный и даже социальный. По мнению приверженцев аюрведы, каждый из нас не использует свой потенциал даже на 5%. И не столь важно, живе ммы в неподходящих условиях или сами очарованы сиюминутными желаниями (заработать больше, получить власть, взлететь по карьерной лестнице и т. д.) - природа с завидным постоянством подталкивает человека, указывая ему пути самореализации, но мы редко слышим эти подсказки…

Вот и уменьшается оджас. А вместе с этим появляются хронические заболевания и приближается старость. Кроме того, количество оджаса определяет нашу устойчивость ко всевозможным разрушительным факторам. Среди прочих уменьшающих жизненную энергию явлений можно назвать тяжелый физический труд, длительное голодание, алкоголь и наркотики, тревожные мысли, недосыпание, сухую еду и т. д. Все это ведет к так называемому умственному и физическому несварению, в результате образуются всяческого рода шлаки и токсины (физические и психические). Человека раздражает буквально все: шум, свет, смех других людей… В нем поселяются страх, нетерпимость и беспокойство. И, конечно, все это ведет к развитию заболеваний.

Как накопить оджас

Несмотря на то, что аюрведа (отзывы ученых-медиков только подкрепляют мнение испытавших на себе методики лечения) рассматривает индивидуальный и комплексный подходы к здоровью каждого пациента, существует множество конкретных рецептов. Например, для увеличения оджаса необходимы здоровый сон и качественная пища. Этой цели служат мед, имбирь, шафран и т. п.

Каждый человек, рождаясь с небольшим запасом оджаса, способен накапливать его в течение жизни. Но главным умением для адепта любой школы, которые предлагает центр восточной медицины, считается умение перераспределять и перенаправлять жизненную энергию. Это касается и йоги, и тантры, и цигун.

Самым действенным способом сохранения названо воздержание от слишком частых сексуальных отношений. Для обычного европейца это нонсенс. Ведь родиной знаменитой «Камасутры» является Индия. Аюрведа не требует полного отказа от сексуальных отношений. Адептам предлагается лишь упорядочить свою интимную жизнь, т. к. секс делает человека зависимым, подобно наркотикам. Есть даже результаты исследования, проведенного учеными из Нидерландов, согласно которым оргазм действует на психику почти как доза героина.

Фундамент здоровья

Восточные целители относятся к оджасу как к величайшему дару Всевышнего. Для сохранения и пополнения жизненной энергии нам необходимо прилагать усилия: придерживаться правил трансформироваться, заботиться о своей духовной чистоте, контролировать помыслы, чувства и желания. В «Бхагават Гите» - индийском священном писании - сказано: «Умиротворения может достичь лишь тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобный рекам, впадающим в вечно наполняемый, но всегда спокойный океан. И нет мира тому, кто стремится удовлетворить свои желания».

Опыт поколений - в жизнь

Ведические врачи говорят, что все болезни случаются с нами по незнанию. Мы не умеем прислушиваться к своему организму (а главное - слышать) и его потребностям. Умение распознать в себе Вселенную и научиться управлять ею - одна из задач адепта

Самым важным отличием аюрведы от европейской медицины признан комплексный подход к физическому и духовному благополучию человека, к его мировоззрению и образу жизни. Любой из нас, без исключения, применяя полученные знания, сможет добиться желаемого результата. Нужно лишь помнить, что чем больше усилий будет приложено, тем ярче окажется и достижение поставленной цели. В том, что результат действительно будет, сомнений нет, ведь не станут люди 5000 лет практиковать совершенно бесполезную систему.

Первые воспоминания о государстве, расположившемся в долине благодатной реки Инд, относятся к 3 тысячелетию до н. э. Священная река дала название огромной стране Индии, которая не уступает по величине своего культурного наследия таким очагам цивилизации, как Древний Египет и государства Месопотамии.

В долине Инда строились дома четко по разработанному плану. В самых нужных местах рыли колодцы, которые обкладывались обожженным кирпичом. Кирпич использовали при возведении стен домов. В сточную систему города выходили водосточные трубы. Нигде больше не известна подобная древняя цивилизация, оборудованная такой функциональной системой водоотвода.

Но такие высокоразвитые санитарно-технические сооружения нехарактерны для последующих периодов развития Древней Индии, далее наблюдается только снижение архитектурных разработок. Учение считают, что это связано с катаклизмами: засухами и наводнениями, а также с истощением внутренних ресурсов.

Но речь сегодня не о становлении Индии как государства, а о развитии медицины этой страны. Где лучше всего развивалась фармация и медицина древнего мира? Индия, Китай - именно здесь берут свое начало первые медицинские знания. Некоторые из них вызывают восхищение и в современном мире. Многие актуальны и сегодня.

Формирование древнеиндийских философских знаний

Во 2 тыс. до н. э. формируются первые древнеиндийские философские представления. До наших дней они дошли в виде литературных памятников, которые получили общее название «Веды». Здесь собраны древние гимны, песнопения, заклинания и прочее. Веды - первая попытка человека по-философски истолковать окружающую среду. Хотя здесь можно найти наполовину мифическое и суеверное толкование окружения человека, но этот труд является первым предфилософским источником.

В смешались разнообразные взгляды, где просматриваются идеалистичные и материалистические тенденции. В основном здесь содержится основная идея о мировой душе, которая находится в процессе саморазвития. Именно мировая душа побуждает первоматерию к созданию материального мира, в том числе человека. Древней Индии были нераздельны. Считалось, что человеческое тело является внешней оболочкой бессмертной души, которая есть часть мирового духа. Недостатком духовной сущности является чрезвычайная привязанность к миру материализма, поэтому от природы человек несовершенен. В этом и причины его телесных проблем.

Китайская медицина относительно философских учений

Достижения индийской медицины оказали влияние на медицину Китая. Для древнекитайской философии свойственен путь развития от поклонения природным стихиям до конструктивных религиозно-философских структур - конфуцианства и даосизма, а также до натурфилософии. Понятие о развитии мира китайскими философами заложили основы медицины и понятия причин болезни. Из очень глубокой древности стали формироваться представления об анатомии. Но во 2 веке до н. э. произошло утверждение конфуцианства, поэтому рассечение трупов попало под запрет. По убеждениям Конфуция, человеческое тело должно оставаться нетронутым и быть возвращено родителям в сохранности. Поэтому познания об анатомических особенностях организма у древних китайцев отставали от представлений древних индусов.

Представления о болезнях и здоровье в Древнем Китае основывались на традиционных понятиях философии. Традиционная китайская медицина связывала человеческие органы с первоосновами инь или янь. Инь отвечала за здоровье органов-цзан - сердца, печени, легких, селезенки и почек. Янь отводилось шесть органов-фу: желудок, желчный и мочевой пузыри, толстая и тонкая кишка и три обогревателя. Обогревателями называли систему для поддержки внутренней теплоты, зависящую от пищеварения, дыхания и мочеотделения. В человеческом организме инь и янь должны находиться в гармонии, а при болезни равновесие нарушалось.

Зарождение врачевания в ведийскую эпоху

Особенности медицины в ведийскую эпоху малоизвестны. Есть скудные данные в «Ригведе» о трех заболеваниях: чахотке, проказе и кровотечениях. В отдельных разделах «Ригведы» описываются магические обряды врачевания. Для ведийского периода свойственно переплетение лечебных познаний с магическими обрядами и религиозными верованиями.

Мифологические персонажи в ведийской религии связаны с понятиями о здоровье, болезнях и врачевании. Все представления древних индусов описаны в «Атхарваведе». Здесь собран весь народный опыт по исцелению травами, но для излечения от болезни необходимо молиться, произносить заклинания и приносить жертвоприношения. Бхишадш, или «изгоняющий бесов», - самое первое обозначение индийского врачевателя. Постепенно заклинатель превратился в целителя, но название осталось прежним. Также кардинально изменились понятия о причинах заболеваний.

Аюрведические познания

Развитие медицины в Древней Индии началось в начале нашей эры. Тогда появилась система врачевания аюрведа, или «учение о долгой жизни». Небольшая группа людей - вайдьями - наметила первые опыты в целительстве и врачевании. Они были детьми природы, проживали среди гор и лесов. Вайдьями тесно связывали человека с Вселенной, считали его частицей космической энергии, по их мнению, человек воплощает в себе пять первоэлементов, а также высшие силы и стихии. Они подметили зависимость людей от лунных циклов, а также считали, что у каждого органа в человеческом организме существует аналог среди животных или растений.

Аюрведа получила очень широкое признание и постепенно распространилась на территории Востока. Аюрведическое знание постепенно изменялось, но существовало везде. Иногда его относят к китайской медицине, но это неверно. Индийский философ в своем труде дает практические советы и описывает акупунктуру, или иглоукалывание. Очень давно, еще во время Дханвантари, при лечении болезней пользовались приемом акупунктуры и гирудотерапией, то есть применением пиявок, также делали пластические операции и проводили трансплантацию органов. Для аювердических приемов в лечении широко использовали многокомпонентные травяные сборы. Каждое растение занимает определенную нишу и применяется для достижения желаемого результата.

Первые понятия о жизнедеятельности организма

Медицина Древней Индии в классический период истории страны меняет представления о происхождении заболеваний. Происходит новый виток в развитии медицины - отброшены в прошлое сверхъестественные причины возникновения болезней, которые господствовали в ведический период. Отныне человек рассматривался как частица окружающей среды. Теперь, по представлениям древних индусов, он состоял из стихии огня, земли, воды, эфира и воздуха. Функционирование организма связывали со связью между собой огня, воздуха и воды, которые переносили три жидкости: желчь, ветер и слизь (желчь — между пупком и сердцем, ветер — ниже пупка, слизь — выше сердца). Три жидкости и пять стихий вместе образовали 6 органических продуктов человеческого организма: мышцы, кровь, кости, мозг, жировую прослойку и мужское семя.

Ветер переносит прохладу и свежесть, звук и потоки воздуха. Он в организме отвечает за выделения, пищеварение, кровообращение и обмен веществ. Если ветер замедляется, то циркуляция соков и веществ приостанавливается и нарушается нормальная жизнедеятельность организма.

Медицина Древней Индии базируется на следующих знаниях:

  • Флегма в человеке и космосе представляла собой мягкие вещества, она действовала, словно смазка, покрывала все неровные и шероховатые поверхности, отвечала за движение и взаимодействие.
  • Желчь - это огненная стихия, отвечающая за температурный режим в организме, за активность сердечной мышцы и за нормальную деятельность пищеварительного тракта.
  • При нарушении взаимодействия и нормального потока слизи, ветра и желчи начиналось заболевание. Его тяжесть и серьезность определялась степенью дисбаланса между тремя самыми важными первоэлементами.

Причины стремительного развития медицины в Древней Индии

В чем особенности развития медицины в Древней Индии? Не зря она получила второе название - страна мудрецов, ведь она всегда славилась врачевателями, которые стали известны далеко за пределами родной земли. Из буддийских преданий сквозь призму веков дошли сведения о древних целителях: Чараке, Дживаке и Сушруте.

К памятникам аюрведической литературы того времени относят «Сушрута-самхита» и «Чарвака-самхита». Первая из них является самым древним трактатом о хирургии, где описано проведение более 300 операций, рассказано о 120 медицинских инструментах и 650 лекарственных средствах.

Древнеиндийские врачеватели обладали самыми обширными знаниями о строении человеческого тела. Религиозные каноны не ставили под запрет исследование трупов, достаточно было искупить свои действия взглядом на солнце, прикосновением к священной корове или воспользоваться ванной для очищения.

Огромный вклад в развитие медицины врачевателя Сашутры

Конфуцианство и медицина Древней Индии во времена врачевателя Сашутры уже не имели ничего общего, так как начала развиваться хирургия. А Конфуций, как мы помним, был против нарушения целосности человеческого тела. Для Сашруты хирургия стала первой и самой выдающейся медицинской наукой. При нем индусы освоили изготовление хирургического инструментария из стали в отличие от других народов, применяющих для изготовления приборов бронзу и медь. Древние кузнецы умели их делать острыми, удобными в руке и способными расщепить волос. В названиях инструментов упоминались тигры, медведи, львы, олени, волки и множество видов насекомых. Их зубы, хоботы и когти стали образцом для скальпелей, игл и щипцов. А перед операцией хирург просил силы у этих животных, но не забывал обеззаразить инструменты прокаливанием на огне, мытьем горячей водой и соками специальных растений.

Древнеиндийские хирурги при переломах пользовались неподвижными повязками, вытяжениями и бамбуковыми шинами; сшивали края ран пеньковыми и льняными нитями; кровотечения останавливали холодом и золой; по особой методике лечили язвы, опухоли и ожоги. Еще тогда начали для болеутоления пользоваться беленой, вином, гашишем, опиумом и индийской коноплей.

Индийские хирурги успешно проводили пластические операции на лице. Они занимались восстановлением губ, носа и ушей (их теряли по приговору суда или в драке).

В трактате Сушруты детально описан способ ринопластики, который получил название «индийский метод» и с некоторыми изменениями успешно применяется до наших дней. В древнеиндийских текстах можно ознакомиться с методикой выполнения операции по удалению катаракты.

Медицина Древней Индии: школы врачевания

С удивлением можно узнать о передовой на то время школе Сушруты, в которой были специальные лаборатории, где изготавливались лекарственные средства, операционные залы, а также отдельно отведенные комнаты для теоретических и практических занятий. При обучении у Сушруты последователям надлежало пользоваться приспособлениями, напоминающими больные органы. Для ознакомления с пусканием крови использовали отростки водяных лилий, на плодах панаса учились извлечению твердых тел, искусству перевязок тренировались на макетах. При обучении врачеванию ученик должен был изучить философию, фармакологию, ботанику, химию, биологию, а также овладеть врачебными навыками.

Становление профессии врача в Древней Индии

Отношение к врачу в Древней Индии было неоднозначным на протяжении всей истории. В ведийский период профессия врачевателя пользовалась уважением и почитанием. Но при развитии кастовой системы ситуация кардинально изменилась, при появлении неравенства некоторые занятия занесли в разряд нечистых, а тех, кто ими занимается, объявили неприкасаемыми. В эту категорию попали врачеватели, рядом с ними оказались акробаты, плотники и те, кто ухаживает за лошадьми. Но все же из древних текстов можно узнать, что занятие врачеванием было в почете.

Среди ведущих лекарей Древней Индии оказались монахи, а сами монастыри стали центрами врачевания. Для монахов было позволительно оказывать медицинскую помощь нуждающимся, в этом было их предназначение и благодать.

Йога - способ заглянуть в себя

Медицина Древней Индии переплелась с религиозно-философскими учениями, особенно с йогой. Она соединила в себе морально-этическое учение, религиозную философию и комплекс тренировок (асаны). Для постижения учения необходимо пройти двухуровневую подготовку: постижение духа и физическую йогу. Для психического и физического здоровья надлежит содержать тело и мысли в чистоте, а также уметь полностью расслабляться. Йога до сих пор пользуется небывалой популярностью и имеет множество последователей.

Древнеиндийские центры врачевания

Медицина Древней Индии (кратко история становления представлена вашему вниманию в статье) на то время предусматривала своеобразные центры врачевания. Город Таксила являлся одним из центров медицинского образования на территории Древней Индии. Ученик должен был досконально обладать не только теоретическими знаниями, но и смело ими пользоваться на практике. После обучения учитель собирал своих учеников вместе, чтобы произнести специальное наставление.

Непосредственно право на врачевание должен выдавать раджа. Он и занимался наблюдением за работой врачей, и следил за соблюдением врачебной этики. Врачу надлежало всегда быть опрятным и чистым, носить надушенную одежду, коротко стричь бороду, всегда содержать ногти в порядке, выходить из дома с зонтиком и палкой, а самое главное, никому не рассказывать о состоянии своих пациентов. Существовали правила, по которым врач не брал плату с бедняков, брахманов и друзей. А если зажиточный человек отказывался платить, с него взимали часть имущества. За неправильно назначенное лечение надлежало выплатить штраф.

Древней Индии рассказывает о том, что для древнеиндийской культуры основной отличительной чертой являлося почитание знаний. Из многих стран именно в Индию приезжали набраться опыта молодые врачеватели. В городах открывались университеты, где уделяли внимание изучению астрономии, математики, астрологии, религиозно-философских текстов, санскрита и медицины.

История медицины Древней Индии кратко изложена в этом материале. Надеемся, что информация была интересна и полезна для вас.

Наверняка многие люди слышали об аюрведе. И каждый человек примерно представляет, о чем идёт речь, когда слышит данное слово.

Древняя наука

Давайте разберемся, аюрведа - что это? Древнее учение о секретах долголетия. Последнее, следуя принципам науки, достигается посредством гармонии души, тела и ума.

История возникновения

Как появилась аюрведа? Что это за направление? Следует знать, что аюрведа считается одной из самых древних наук. Принципы данного учения оказали влияние на развитие медицины в арабских и европейских странах. С давних времён известно, что такие лечебные средства, как алоэ, мускус, сандал и другие, привозились из Индии в европейские и арабские страны. Помимо лекарственных сборов, из этой страны везли и различные благовония. Также аювердические учения использовались в Тибете.

В середине прошлого века данное учение стало популярно в западных странах, в том числе в России. Аюрведа имеет целый ряд основных принципов, которые в настоящее время используются во всем мире. К ним относятся особое дыхание, специальная диета, очищение организма посредством клизм, приёма ванн и обертываний. Существуют зарегистрированные врачи, которые практикуют аюрведу. Их количество по всему миру составляет 350 000.

Основные принципы науки. Аюрведа

Что это за учение, мы уже выяснили. Теперь поговорим об особенностях. Под основным принципом аюрведы понимается гармоничное состояние человека. Здоровым считается тот, у кого тела и душа находятся в единстве. А вот если у человека тело само по себе, а душа - сама по себе, то он находится в дисбалансе. Это значит, что ему необходимо лечение. Данный принцип в какой-то степени пересекается с традиционной медициной, так как если у человека стресс, то вероятность возникновения каких-либо заболеваний увеличивается.

Аюрведа говорит о том, что каждый из нас состоит из пяти компонентов:

  1. Воздух.
  2. Земля.
  3. Вода.
  4. Огонь.
  5. Космос.

Когда все вышеперечисленные стихии находятся в равновесии, есть определённое название такому состоянию - пракрити (это полностью здоровый организм).

Аюрведическое учение говорит о том, что в одном человеке собраны все стихии. Но одна из составляющих может преобладать над другими.

Доша

Помимо этого, в аюрведе есть такое понятие, как доша, которое включает в себя несколько составляющих:

  1. Вата . Оно подразумевает под собой воздух.
  2. Питта - огонь и вода.
  3. Капха . Оно включает в себя воду, землю и космос.

Все три составляющих также присутствуют в организме и балансируют между собой. Но одно из состояний может преобладать над другими.

Физическое состояние - это доши, а эмоциональное - гуны. Жизнь такова, что может подвергать обычного человека разбалансировке, то есть нарушать гармонию доши и гуны. Человек не справляется с воздействием внешних факторов. Возможно, он обратил внимание на чьё-то плохое настроение и сам стал нервничать либо подвергся какому-то стрессу. Причин может быть великое множество. Такое состояние человека, когда у него отсутствует гармония, называется викрити.

Переходим в состояние пракрити

Аюрведическая медицина заключается в том, чтобы перевести человека из состояния викрити в пракрити. Необходимо достичь такого самочувствия пациента, чтобы он находился в гармонии с самим собой. На самом деле это очень важно, чтобы человек перестал беспокоиться, расслабился. Потому что большинство заболеваний начинаются с расстройства нервной системы. Нарушение гармонии, согласно данной науке, является основной причиной болезней человеческого организма.

Основные отличия аюрведического лечения

Прежде всего, стоит сказать о том, что аюрведическая медицина ищет причину дисбаланса питты, ваты и капхи. Предполагается, что в человеческом организме не может отсутствовать ни одна из этих составляющих. Поэтому для оздоровления нужно найти причину нарушения баланса. Считается, что если вы находите ее, то делаете шаг на пути к оздоровлению.

Врач аюрведы определяет, какая доша создаёт дисбаланс в организме, и назначает лечение для ее восстановления. В этом и заключается основное отличие данной медицины от традиционной. В последней врач проводит обследование и ставит диагноз. Далее назначаются препараты, направленные на лечение конкретного пораженного органа. Комплексную терапию нарушения гармонии всего организма в целом предлагает аюрведа. Препараты с содержанием химических элементов не используются.

Устранение дисбаланса

Аюрведическая медицина направлена на лечение, которое состоит в комплексном подходе к выздоровлению человека. То есть в нормализации его физических и психологических состояний. Часто люди не задумываются об эмоциональных причинах возникновения того или иного заболевания. Но на самом деле это очень важный момент, о котором говорит аюрведа. Лечение должно быть комплексным. Не стоит относиться к нему легкомысленно. Иногда эмоциональная нормализация ведёт за собой выздоровление других систем человеческого организма. Необходимо иметь положительный настрой. В этом смысле аюрвердическая медицина намного превосходит традиционные методы лечения.

Об эффективности такой терапии говорит то, что эти древние знания и методы применяются уже больше 5000 лет. Центр аюрведы находится в Индии. Сомневаться в этом учении нет никакого смысла.

Питание

Каким должно быть питание по аюрведе? Так как подобное лечение подразумевает очищение организма, то основными составляющими данного процесса являются правильный рацион и режим потребления пищи. Существуют определённые правила, которым рекомендует следовать аюрведа. Рецепты блюд составляются на основании базовых принципов питания.

Давайте их рассмотрим:

  1. Основной приём пищи должен осуществляться в полдень по местному времени.
  2. Не стоит начинать обедать в возбужденном или расстроенном состоянии. Нужно дать себе время успокоиться, и только потом приступать к еде.
  3. Важную роль в приеме пищи играет окружающая обстановка. В комнате должно быть спокойно, без работы каких-либо приборов, например, телевизора. Не стоит читать или отвлекаться на что-нибудь.
  4. После того как употребление пищи закончено, не стоит сразу вставать из-за стола, необходимо посидеть в течение 5 минут.
  5. Следует делать перерывы между едой не меньше 3 часов. Это необходимо для того, чтобы пища, которая была съедена ранее, уже переварилась в организме.
  6. Процесс приема пищи должно осуществляться в сидячем положении.
  7. Не рекомендуется ужинать после того как солнце сядет за горизонт.
  8. Употреблять пищу следует только тогда, когда наступает чувство голода.
  9. Важным моментом является тщательное пережевывание еды.
  10. Не стоит торопиться во время приема пищи.
  11. Не нужно переедать. Необходимо рассчитывать количество потребляемой пищи так, чтобы не доедать примерно одну четвертую часть до сытого состояния. Так рекомендует делать аюрведа. Продукты должны быть не холодными.
  12. Следует есть блюда, которые приготовлены непосредственно перед обедом или ужином. Если такой возможности нет, то существует другое правило. Рекомендуется есть то, что приготовлено сегодня. Не нужно кушать вчерашние или позавчерашние блюда.
  13. Во время приема пищи не рекомендуется пить в большом количестве. Если есть потребность, можно пить воду, которая была согрета специальным способом. А именно подвергалась кипячению в течение четверти часа. Ни в коем случае нельзя пить холодную жидкость, так как это неблагоприятно для желудка.
  14. Не рекомендуется смешивать молоко с другими продуктами. Его можно пить отдельно в горячем виде с добавлением специй или сахара.
  15. Нужно следить за сочетанием продуктов питания.
  16. Использование специй рекомендуется в аюверде, так как они способствуют процессу пищеварения.
  17. Питание по аюрведе подразумевает исключение из рациона сыра, приготовленного промышленным способом, йогурта, мороженого и холодного молока.
  18. Меню должно соответствовать индивидуальным особенностям организма и времени года.
  19. Существует такое понятие, как аювердический вкус. Он включает в себя 6 составляющих. Все они должны входить в обед или другой приём пищи.
  20. Кислую и солёную еду ни в коем случае нельзя употреблять вечером, также в этот перечень входит кефир.
  21. Следует отказаться от жареной, кислой и солёной пищи.
  22. Рекомендуется заниматься физкультурой. Особенно подойдёт йога.

Аюрведическая совместимость продуктов в еде

Считается несовместимыми молочные продукты и цитрусовые. Также не сочетаются молоко и кислая еда.

Не рекомендуется употреблять в пищу картошку, так как в ее состав входит крахмал. Данный продукт долго переваривается. Поэтому он обуславливает появление токсинов, что не соответствует аюрведическим принципам правильного питания.

Нельзя сочетать дыню с зерновыми культурами. Это связано с тем, что процесс переваривания первой очень быстрый. А зерно, наоборот, долго переваривается. Поэтому не нужно сочетать эти продукты. Лучше дыню есть отдельно от другой пищи.

Не стоит употреблять теплый мёд. Так как данный продукт в разогретом виде превращается в клейкую массу, которая прикрепляется к стенкам сосудов и создаёт неблагоприятную обстановку внутри организма. При обычной температуре мед будет полезным.

Молоко и продукты, содержащие большое количество белка, нельзя употреблять друг с другом. Почему? Потому что белок согревает, а молоко охлаждает. Поэтому сочетание данных групп продуктов приводит к возникновению токсинов.

Молоко и дыня также являются двумя несовместимыми продуктами. Несмотря на то что они оба охлаждают, молоко имеет свойство сворачиваться. Также последний продукт обладает слабительным свойствами. Дыня же имеет мочегонные свойства. Ещё у этих продуктов разное время переваривания в желудке.

Аюрведа для женщин

Известно, что данное учение подразумевает использование только натуральных средств. В том числе они применяются и в косметических целях. Аюрведа для женщин прежде всего интересна тем, что она предлагает широкое использование масел.

Сделаны они на растительной или животной основе. Предназначены для внутреннего и наружного использования. Помимо масел женщинам предлагаются различные косметические средства, также изготовленные из натуральных составляющих.

Можно справиться с такими проблемами кожи, как сухость, жирность, увядание и угревая сыпь, используя знания, которые дает такое учение, как аюрведа. Отзывы о натуральных средствах только положительные. Женщины остаются довольны использованием даров природы.

Аюрведа: достоинства учения

Еще одним плюсом использования аювердических средств по уходу за лицом, телом и волосами является то, что они направлены на комплексное оздоровление организма. Помимо кремов и масок индийские производители предлагают средства по уходу за зубами и волосами. Интересен тот факт, что даже декоративная косметика обладает восстанавливающим и питательным действием. Например, такое средство, как сурьма, используется индийскими женщинами для окрашивания бровей. И в то же время она ухаживает за волосками.

Кремы и маски по рецептам аюрведы содержат в своем составе не только натуральные вытяжки и масла, но и ряд минералов и других полезных компонентов. Причем данные элементы в косметологических целях стали использоваться индийцами раньше, чем европейцами.

А масло амлы способствует росту и укреплению волос. Оно добывается из местного крыжовника.

Заключение

Мы разобрались в том, что такое аюрведа, что это за наука, тоже выяснили, описали ее особенности. Также были рассмотрены основные принципы этой разновидности древней медицины.