Экстракорпоральное оплодотворение - этические проблемы. экстракорпоральное оплодотворение - этические проблемы

Ляуш Л. Б., старший преподаватель кафедры биомедицинской этики РНИМУ им. Н.И. Пирогова

Введение. Историческая справка.

Появление вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) связанно с одной из серьезных проблем — бесплодием. Проблема бесплодия имеет большую социальную значимость, так как рождение детей — это одна из фундаментальных функций брака. Отсутствие в семье детей нередко может стать причиной и другой беды — ухода из семьи одного из супругов.
По оценкам специалистов каждая 7-8 пара в России является бесплодной, в мире страдают бесплодием порядка 60-80 миллионов человек . Бесплодие различают женское и мужское, врожденное (первичное) и приобретенное (вторичное). Чаще встречается вторичное бесплодие, причиной которого обычно бывают перенесенные инфекции, операции, осложнения искусственного аборта.
Первые попытки разработки методов по преодолению недуга бесплодия зафиксированы еще в конце XVIII века. Так в 1780 г. аббатом Л. Спалланцани был поставлен первый опыт искусственного оплодотворения на собаках . В 1827 г. впервые было дано описание яйцеклетки, а уже в 1891 г. был осуществлен первый успешный перенос эмбриона от одной самки кролика к другой. По данным Ф. Ильина к концу XIX века уже имели место 69 успешных случаев искусственного оплодотворения женщин спермой своего мужа . В России работы по искусственному оплодотворению женщин спермой мужа и донора велись в 30-х гг. XX века под руководством А. Шороховой. Но точкой отсчета применения искусственных методов оплодотворения считают 1978 г., когда в клинике Бон-Холл (Англия) под руководством эмбриолога Р. Эдвардса и гинеколога П. Стептоя появился первый в мире «пробирочный» ребёнок — Луиза Браун. В России рождение первого ребёнка из пробирки состоялось в 1986 г. в лаборатории клинической эмбриологии Научного центра акушерства и гинекологии РАМН под руководством проф. Б. Леонова.
Центры, занимающиеся ВРТ, сегодня существуют практически во всех странах мира. По данным на 2007 г. за 20 лет в мире с помощью ВРТ рождено более 3 миллионов детей. Если в США дети, рожденные искусственно, составляют 1% от общего числа детей, рожденных в стране, то в Финляндии дети, рожденные только одним из методов ВРТ — экстракорпоральным оплодотворением, уже составляют 5% от всех детей, рожденных в ней .
Несмотря на широкое распространение в мире методов ВРТ и постоянное увеличение количества детей, рожденных с их помощью, число неразрешенных этических и юридических вопросов, связанных с применением данных методов, на сегодняшний день не становится меньше.
Вспомогательные репродуктивные технологии
Под словосочетанием вспомогательные репродуктивные технологии принципиально имеются в виду два метода: первый — метод искусственного осеменения, второй — метод экстракорпорального оплодотворения. Последний иногда ещё называют оплодотворением in vitro (в пробирке). Существуют различные варианты этих технологий, но в основе их заложены два выше упомянутых метода. В чем особенности этих технологий? Показанием к искусственному осеменению является мужское бесплодие, для экстракорпорального оплодотворения — женское или сочетанное бесплодие, когда факторы бесплодия присутствуют у обоих супругов. Метод искусственного осеменения по сути представляет собой перенос мужских половых клеток в матку или маточные трубы женщины с помощью зонда. В отличие от искусственного осеменения, при экстракорпоральном оплодотворении имеет место создание и перенос в матку эмбрионов человека. Последнее обстоятельство и определяет большую этическую значимость метода экстракорпорального оплодотворения при рассмотрении этико-правовых проблем, связанных с использованием ВРТ.
Этические проблемы искусственного осеменения
Метод искусственного осеменения (ИО) — искусственный перенос мужских половых клеток (сперматозоидов), применяемый при отсутствии достаточного числа сперматозоидов в миллилитре семенной жидкости, при недостаточной их (сперматозоидов) подвижности или недостатке генетически здоровых мужских половых клеток.


При использовании метода ИО возможно три ситуации (случаи):

  • ИО половыми клетками мужа;
  • ИО половыми клетками донора замужней женщины;
  • ИО половыми клетками донора незамужней женщины.
  • ИО половыми клетками мужа

    Первый случай — случай осеменения женщины половыми клетками мужа — это единственный случай из всех методов ВРТ, где практически отсутствуют какие-либо этические проблемы. Процесс зарождения новой жизни происходит без нарушения целостности контекста брачно-семейных отношений супругов, так как социальный отец (воспитатель) и генетический отец ребенка здесь являются одним лицом.
    Существует, правда, позиция Католической Церкви, допускающая появление человека на свет в согласии с «естественным законом», только в результате присущего человеческой природе «естественного» соития супругов. Все иные пути, пусть даже «искусственные» по форме, а не по содержанию (при ИО половыми клетками мужа принцип целостности брачного союза не нарушается, формально «искусственным» является лишь способ доставки половых клеток) признаются Католической Церковью неприемлемыми и противоречащими Божественному Замыслу. Русская Православная Церковь, исходя в своей позиции не из «буквы», а из «духа» закона относит метод ИО половыми клетками мужа к морально приемлемым. Так в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (2000 г.)» говорится: «К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостность брачного союза, не отличаясь существенным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений» (цит. по ).
    ИО половыми клетками донора замужней женщины.
    Во втором случае не так все просто, как в первом. Здесь выделяют три проблемы: первая — возникновение фактора нестабильности семейных отношений, увеличивающего вероятность развода, вторая — увеличение вероятности возникновения близкородственных браков, третья — проблема донорства половых клеток — «безответственного отцовства».
    Увеличение вероятности развода связанно с тем, что социальный отец ребенка не является генетическим отцом ребенка. Нарушается принцип целостности брачного союза. Семья является живым организмом, а для любого организма характерны стабильные и кризисные периоды. В кризисный период разрыв (семейных отношений) может произойти там, где «слабое место». Таким слабым «кирпичом» в семейном здании и может стать обстоятельство генетического не родства ребенка. Подспудное присутствие в сознании отца факта донорства в конфликтной ситуации может вылиться в прямой отказ от воспитания «генетически чужого» ребенка. Сходные проблемы возникают при донорстве яйцеклеток (метод ЭКО). 27% женщин, использовавшие донорские яйцеклетки, чувствовали себя как бы в состоянии «соревнования» с женщиной-донором и «превосходства» её над собой. В течение трех первых месяцев беременности реципиенткам казалось, что «плод не их». Это же ощущение появлялось после родов, но исчезало в результате каждодневного контакта с ребенком .

    С чем связанна проблема увеличения вероятности возникновения близкородственных браков? Предположим, что в каком-либо городе или районе один мужчина стал донором половых клеток для какого-либо числа супружеских пар, страдающих бесплодием, — десяти, двадцати или ста. Обязательным условием применения методов ВРТ является условие полной двусторонней анонимности. Ни бесплодной паре не сообщается никаких данных о доноре кроме самых общих (цвет волос, глаз, национальность), ни донору не сообщают, какой паре будет передан его генетический материал. В результате в последующих поколениях дети, рожденные в семьях, использовавших половые клетки от одного донора, могут вступить в брак, не зная что, по сути, будут являться генетическими родственниками. Можно возразить, что вероятность встречи и брака между родными братом и сестрой очень мала. Да, но она не равна нулю. Для снижения риска возникновения близкородственного брака, одни предписывают мужчине быть донором только 4 раза в течение жизни, другие привязывают возможное число быть донором к численности населения, чем численность выше, тем большее число раз может быть донором один мужчина. Учитывая, что более 90% медицинских центров, занимающихся ВРТ в нашей стране, это коммерческие организации, проведение контроля над донорством половых клеток является довольно сложной задачей.
    Донорство половых клеток является самостоятельной проблемой. Есть донорство крови, есть донорство органов и тканей, а возможно ли с моральной точки зрения донорство половых клеток? Для некоторой части людей данная практика рассматривается как неприемлемая, так как половые клетки выполняют функцию образования новой человеческой жизни, что не возможно вне семейного контекста и воспитания. При донорстве происходит искусственное разделение, расщепление до того цельной родительской функции на отдельные: социальную (воспитание) и генетическую. Как результат этого нередко наблюдается психологическая неудовлетворенность «социальных родителей» и проблемы идентичности личности ребенка. Исследование, проведенное в Германии, показало, что 25% родителей, использовавших донорство половых клеток и утаивавших это, чувствовали себя угнетенными . Ряд авторов определяет донорство половых клеток как «безответственное отцовство». Донор дает письменное обязательство никогда не интересоваться и не разыскивать детей, рожденных с использованием его генетического материала.
    ИО половыми клетками донора незамужней женщины.

    В третьем случае основные этические проблемы сосредоточены на ребенке. По мнению семейных психологов, в данном случае нарушается право ребенка на воспитание в полной семьи. Бесспорно, что наиболее гармонично идет воспитание в той семье, где есть и отец, и мать. Сейчас много «половинок», неполных семей, но в них есть хоть какая-то память об отце: умер, ушел из семьи, погиб и т. д. А в случае ИО половыми клетками донора незамужней женщины, об отце известно лишь то, что он анонимный донор. Исходя из пути появления ребенка на свет, можно заключить о невысокой вероятности появления отца у ребенка в дальнейшем. Помимо, воспитания не в полной семьи, ребенок обрекается на мучительный поиск своей идентичности.

    Этические проблемы экстракорпорального оплодотворения
    Вначале рассмотрим этико-медицинские проблемы, возникающие при использовании методов искусственного оплодотворения, во второй — постараемся им дать духовную оценку.
    Распространенным видом искусственного оплодотворения является экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО).
    К основным этическим проблемам метода ЭКО относятся:

1) проблема гибели «лишних», «избыточных» эмбрионов человека;

2) проблема влияния процедуры ЭКО на здоровье детей, рожденных in vitro, и здоровье женщины;

3) проблема кризиса идентичности личности ребёнка;

4) проблема суррогатного материнства;

5) юридические конфликты.

Ключевой проблемой , без решения которой нельзя назвать данную методику этически безупречной, является проблема гибели эмбрионов человека. В жизни у обычной женщины за один месячный цикл созревает одна яйцеклетка, она может быть оплодотворена, затем эмбрион может прикрепиться к стенке матки и развиться до рождения ребенка. У женщин, приходящих на процедуру ЭКО так не происходит по причине их плохого здоровья. Поэтому для увеличения шансов на рождение ребенка женщине, страдающей бесплодием, переносят одномоментно в матку двух, трех и более эмбрионов, что должно повысить шансы на их прикрепление в соответствующее число раз а, следовательно, и вероятность рождение ребёнка. Гибель эмбрионов может происходить на четырех этапах.
Этапы ЭКО, сопровождающиеся гибелью эмбрионов человека:

1) этап доимплантационной отбраковки дефектных эмбрионов (практика «мусорного ящика»);

2) этап имплантации (переноса) эмбрионов в матку;

3) этап редукции (удаления) эмбрионов при многоплодной беременности;

4) этап утилизации невостребованных (запасных) прошедших срок хранения (консервации) эмбрионов.

Более подробно рассмотрим эти этапы. Для получения большого числа эмбрионов, необходимо дать женщине гормоны для стимуляции процесса созревания у неё 5, 10, 15 яйцеклеток. Затем яйцеклетки оплодотворяют в «пробирке». Предположим, что в результате оплодотворения 10 яйцеклеток у женщины через 1-2 суток получили 10 эмбрионов. Далее производится «оценка качества» эмбрионов по объему, форме эмбриона, размерам бластомера. Их классифицируют по качеству: А-В-С-D, где А — самый лучший, D — самый худший. Самые худшие отбраковывают. Затем наиболее качественные эмбрионы пытаются вырастить в пробирке до 5 дня развития. На этом сроке возможно проведение пренатальной генетической диагностики эмбрионов. Эмбрионы, имеющие генетические нарушения, вновь могут быть отбракованы.
«…нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов».
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (2000 г.)
В настоящее время при переносе (имплантации) эмбрионов в матку, во избежание возникновения многоплодной беременности, рекомендуется переносить не более двух эмбрионов. Однако, при низких показателях здоровья женщины, наличии эмбрионов низкого качества может переноситься и большее число эмбрионов. Как поступают с эмбрионами, не используемыми в данную попытку? Предположим, что для женщины N было получено 8 эмбрионов, два из них взяли для переноса, а шесть оставшихся заморозили для хранения на случай необходимости повторных переносов. Возможны три исхода (результата) переноса эмбрионов: первый — все перенесенные эмбрионы не прижились, второй — часть перенесенных прижилась и третий — прижились все. В первом случае возможны повторные попытки переноса запасных эмбрионов, пока они не закончатся, или потеряется смысл в дальнейших попытках. Не прижившиеся эмбрионы погибают. В случае, когда часть перенесенных эмбрионов закрепилась, развилась беременность, и ребенок родился, родители счастливы, получив желаемое. Возникает вопрос, будут ли родители думать, беспокоится о судьбе оставшихся запасных эмбрионов? Навряд ли. Какова же судьба оставшихся эмбрионов? Лишь в одном случае мы можем рассчитывать, что они разовьются до взрослого человека — при практике дарения эмбриона (больше распространено за рубежом), когда пара дарит оставшиеся «лишние» эмбрионы другой паре для последующего переноса. В остальных случаях эмбрионы погибают либо в результате размораживания после истечения срока заморозки, либо в результате проведения на них экспериментов, либо при использовании их как источника получения стволовых клеток. И наконец, ситуация если прикрепились все эмбрионы. Если перенесено два эмбриона, и оба они прикрепились, то родится двойня. А если переносилось и прижилось более двух эмбрионов, будет ли это расценено как положительный результат? В случае многоплодной беременности женщине будут рекомендовать провести редукцию, т. е. удаление эмбрионов, свыше двух.
Эффективность данного метода составляет всего около 30%. Это означает, что в большинстве случаев (70 %) погибают все созданные для этой процедуры эмбрионы . В удачном случае из трех-пяти-десятити созданных эмбрионов, один-два развиваются до рождения, другим же предопределено погибнуть. Существует позиция, согласно которой, ЭКО считается хуже, чем искусственный аборт. Ведь никто не зачинает естественным путем ребенка с целью последующего прерывания беременности, как правило, это происходит в силу каких-либо обстоятельств. При применении ЭКО же, заведомо предполагается создание эмбрионов, большая часть которых обречена на гибель. Учитывая эти обстоятельства, можно сказать о методе ЭКО так: идея (цель) дать ребенка бесплодной паре сама по себе - хорошая, но средства её достижения (уничтожение большей части эмбрионов) - аморальные.


Проблема влияния процедуры ЭКО на здоровье детей, рожденных in vitro, и здоровье женщины.

К объективным факторам, негативно влияющим на здоровье детей, относятся:

  • неблагоприятное здоровье супругов, прибегающих к ЭКО;
  • прием женщиной гормональных препаратов в период беременности;
  • большой возраст супругов .

По данным зарубежных и отечественных исследований, у детей, рожденных посредством искусственного оплодотворения, чаще наблюдаются врожденные аномалии развития. Сравнение осложнений у детей, зачатых с помощью методов ЭКО, ИКСИ и естественным образом, приведено в таблице.

Влияния процедуры ЭКО на здоровье женщины.

К осложнениям, возникающим при проведении ЭКО, относится синдром гиперстимуляции яичников (СГЯ), проявляющийся увеличением яичников за счет множественных кист, кровоизлияний и отека стромы яичника, снижением почечной перфузии и острой почечной недостаточностью, тромбоэмболическими осложнениями. Частота колеблется по разным оценкам в широких пределах: доля больных со средней степенью составляет до 33%, с тяжелой (вплоть до летальных исходов) - до 10% .
Исследование, проведенное в 1993 г. в Стэнфордском Университете, дало повод предположить, что у женщин, принимавших лекарственные препараты для повышения фертильности, в три раза выше вероятность возникновения рака яичников .
Увеличивается и количество осложнений беременности при ЭКО. Так предлежание плаценты - неправильное расположение плаценты в матки, сопровождается кровотечением на различных сроках беременности, связанным с повторяющейся отслойкой плаценты, которая не способна растягиваться вслед за растущей маткой. Исследование ученых из больницы Святого Олафа при Университете Трондхейма (St Olavs University Hospital), опубликованное в журнале Human Reproduction, показало, что у женщин, забеременевших при проведении ЭКО, это осложнение возникало более чем в 5 раз чаще, чем в популяции .

Решение проблемы с православной точки зрения.

Подводя итог, хочется привести подход к разрешению проблемы бесплодия в соответствии с православными ценностями. Этот подход заключается в духовном осмыслении супругами причин своей бездетности, которое возможно лишь в контексте Церкви.
Если семья, не имеющая длительное время детей, не была освящена Церковью, необходимо совершить Таинство Венчания. Следующим шагом может быть лечение бесплодия с применением медицинских методик, не противоречащих христианской православной этике. При этом супругам следует наладить свою церковную жизнь: участвовать в Таинствах Покаяния, Причастия Святых Христовых Тайн, Соборования . Следует молиться об успешном лечении и даровании ребенка святым, имеющим особое попечение о рождении детей. «…Молитесь Матери Божьей Федоровской и родителем Её — святым и праведным Иоакиму и Анне, и родителям Иоанна Предтечи — святым праведным Захарии и Елисавете» . По благословению духовника возможно совершение паломничеств к святым местам, обладающим благодатной помощью бездетным супругам.
Если по истечении некоторого времени детей все же нет, супруги должны определиться, готовы ли они нести дальше свой жизненный крест и, полагаясь на волю Божию, ждать рождения своего малыша, или решиться взять в семью приемного ребенка .
Отсутствие собственных детей семья может также принять как особый путь. «Известны бездетные пары, которые сумели прожить жизнь, наполненную ласковой заботой друг о друге и об окружающих. Избыток любви, которую они не смогли подарить родным детям, они сделали драгоценным даром для «неродных» — детей и взрослых, живущих рядом с ними. Бездетность тоже можно осознать как особое призвание, подобно тому, как иные — по собственной воле или нет — восприняли безбрачие» .

Литература:

2. Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. М.: Грантъ, 2001. С. 90.

3. Силуянова И. В. Антропология болезни. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. С. 257-258.

4. Михальченко А. А. Церковь и «планирование семьи / Церковь и медицина: на пороге III тысячелетия. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 1999. 192 с.

5. Никитин Е. Н. Бесплодие. Что предлагает медицина? Правовые аспекты. М.: Эксмо, 2008. С. 53.

6. A. Fisher, I.V.F. The Control Issue, Collins Dove Publisher, Melbourne, 1989.

7. Hansen M. et al. The risk of major birth defects after intracytoplasmatic sperm injection and in vitro fertilization // The New England Journal of Medicine. 2002. V. 346. N 10. P. 725-730.

9. Муслин Е. Новые методы лечения бесплодия повышают риск врожденных дефектов (Dr. Mark Walker of the University of Ottawa). Радио Свобода/Svobodanews.ru [Электронный ресурс] //Темы дня / Наука и технологии. 2007. - Режим доступа: http://www.svobodanews.ru/content/article/378281.html , свободный. Так же: Darine El-Chaar, Mark Walker, et al. Risk of birth defects in pregnancies associated with assisted reproductive technology (ART). Abstracts. Society for Maternal-Fetal Medicine 27th Annual Meeting, San Francisco, CA, February 5-10, 2007.

10. J. Fleming, S. Cross Bio-Ethics Institute, from Natl. Perinatal Statis. Unit., Sidney U., Autumn 1989.

11. Бахтиарова В. О. Состояние здоровья детей, родившихся в результате экстракорпорального оплодотворения и искусственного осеменения / Диссертация на соискание ученой степени … канд. мед. наук. М. 1993.

12. Bowen J. R. at al. Medical and developmental outcome at I year for children conceived by intracytoplaslic sperm injection // Lancet. 1998. N 351 (9115). P. 1529-1534.

13. Синдром гиперстимуляции яичников / Бесплодный брак. Современные подходы к диагностике и лечению. Под ред. В.И. Кулакова. - ГЭОТАР- Медиа, 2006.

14. L. Gubernich et al., Tarnished Miracle, Forbes, Nov. 6, 1995, p. 98.

15. ЭКО чревато опасным осложнением беременности /Медицинская информационная сеть/Мedicinform.net [Электронный ресурс] //Новости/ 2006. - Режим доступа: http://www.medicinform.net/news/news517.htm , свободный.

16. Протоиерей Сергий Филимонов, Торопкова Ю. Ю. Лечебник духовный. Бесплодие (медицинские и духовные причины, их преодоление). СПб.: Пантелеимоновский листок, 2008. 28 с.

17. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Письма. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006. С. 181.

18. Протоирей Николай Балашов. Репродуктивные технологии: дар или искушение / Православие и проблемы биоэтики. М.: 2001. С. 43.

¹В данном случае делается оговорка «практически», так как до конца не исключена вероятность более частых осложнений, свойственных детям, рожденным искусственным путем.

²ИКСИ (от англ. ICSI — IntraCytoplasmic Sperm Injection, букв. «введение сперматозоида в цитоплазму») — интрацитоплазматическая инъекция сперматозоида — метод лечения бесплодия, один из вспомогательных методов ЭКО.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская академия

им. Н.Н. Бурденко Росздрава»

Кафедра философии

Реферат по курсу «Биоэтика»

«Биоэтика и новые репродуктивные технологии»

Выполнил: студент I курса

Института сестринского образования

ЗВСО 106 группы

Пешкова Ирина Алексеевна

Научный руководитель: Маркова С.В.

Что такое биоэтика?

Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации. В 1971 году в книге «Биоэтика: мост в будущее» американский онколог Ван Ренсселер Поттер писал: «Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения термин – Биоэтика».

Современная биоэтика включает ряд тесно связанных форм деятельности.

Во-первых, - это мультидисциплинарная область исследования условий и последствий научно-технического прогресса в биомедицине. Встающие перед человечеством проблемы изучаются врачами, биологами, философами, богословами, юристами, психологами, политологами и представителями других дисциплин.

Во-вторых, - это сфера академической, образовательной деятельности. Различные курсы биоэтики преподаются в детских садах, школах и лицеях, университетах (на медицинских, биологических, философских, богословских и других факультетах).

В-третьих, - это бурно развивающийся социальный институт. Биоэтика в определенном аспекте является частью правозащитного движения в области здравоохранения.

К основным в биоэтике можно отнести следующие проблемы:

    защиты прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных, психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной компетентностью);

    справедливости в здравоохранении;

    взаимоотношения с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий);

    аборта, контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке» с последующей имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство);

    проведения экспериментов на человеке и животных;

    выработки критериев диагностики смерти;

    трансплантологии;

    современной генетики (генодиагностики, генной терапии и инженерии);

    манипуляций со стволовыми клетками;

    клонирования (терапевтического и репродуктивного);

    оказания помощи умирающим пациентам (хосписы и организации паллиативной помощи);

    самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной).

Рассмотрим проблему новых репродуктивных технологий.

Развитие (с середины 1970-х гг.) технологий искусственной репродукции человека стало еще одним источником моральных дилемм. Такие технологии нередко включают манипуляции с человеческими эмбрионами, которые при этом обрекаются на гибель. В результате актуальной и далёкой от общепринятого решения становится и проблема установления критериев для точного определения начала человеческой жизни как момента, с наступлением которого развивающийся организм рассматривается как медиками, так и будущими родителями в качестве морального субъекта.

Неоднозначно к этой проблеме относится Православная Церковь.

Интенсивное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, вызывает серьезную озабоченность широкой общественности, в том числе и представителей религии. Русская Православная Церковь разработала социальную концепцию, в которой дается нравственная оценка проблем, порождаемых развитием современной науки и медицины. Биомедицинское знание позволяет настолько глубоко проникнуть в человеческую природу, что человек сам становится ее «создателем» и «производителем». Особенно ярко это проявляется в репродуктивных технологиях. Бесконтрольное использование новых технологий может отразиться не только на людях, к которым их применяют и на их потомстве, но и на общественных отношениях и, прежде всего, на состоянии традиционной семьи. Попытки людей поставить себя на место Бога, могут принести человечеству новые тяготы и страдания.

Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. Однако расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Православная церковь с традиционно высоким уважением относится к врачебной профессии. В основе такого отношения лежит идея синергии, сотворчества Бога и человека в преображении мира. Вместе с тем церковь отвергает всякую претензию человека заменить собою Творца. Следует также отметить, что возможности медицины никогда не станут безграничными. С полным основанием можно сказать, что новые технологии искусственного размножения, освобожденные в своем применении от каких-либо этико-правовых ограничений, могут стать реальным фактором разрушения традиционных общественных устоев. Еще в начале XX в. зарождение человеческой жизни считалось великой тайной. Сегодня оно превращается в техническую манипуляцию под названием «новые репродуктивные технологии». Упрощенный подход к искусственному оплодотворению влечет за собой упрощенный подход к человеческому эмбриону, а также возможность выбора подходящего времени для того, чтобы иметь ребенка. Этот метод также дает шанс заниматься евгеникой. Наконец, сегодня, в нашем промышленном мире, искусственное оплодотворение - это мероприятие, представляющее для практикующих врачей экономический интерес. Жизнь человека имеет тенденцию обесцениваться, когда на другой чаше весов находится материальное благосостояние.

Искусственная инсеминация.

При некоторых формах бесплодия семя мужа или донора вводится в половые пути женщины, минуя губительные для него барьеры. Метод используется как при женской, так и при мужской репродуктивной патологии. В целом, этот метод не содержит в себе противопоказаний и трудностей морального порядка, поскольку речь идет о врачебной вспомогательной помощи для того, чтобы супружеский акт деторождения сохранился. Православная Церковь относит метод искусственного оплодотворения половыми клетками мужа, к допустимым средствам медицинской помощи, поскольку он не нарушает целостности брачного союза, и не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Этичность донорского искусственного осеменения незамужней женщины, без согласия и содействия мужа, подвергается сомнению во всех религиях и трактуется как форма супружеской измены и неверности. Манипуляции, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей.

Экстракорпоральное оплодотворение.

Обычный цикл ЭКО предусматривает гиперстимуляцию яичников, изъятие яйцеклеток, отбор семени, оплодотворение, выращивание эмбриона в культуре и последующую пересадку эмбриона. Существенным моментом ЭКО является тот факт, что после успешного проведения процедуры 85–90 % жизнеспособных эмбрионов остаются «неиспользованными». Такие эмбрионы либо уничтожаются, либо используются в экспериментах или биопроизводстве. Именно это дает основание представителям религиозных конфессий утверждать, что применение ЭКО отражает непонимание родителями того, что от 7–9 их маленьких детей при этом погибнут. В основах социальной концепции Православная церковь обращает внимание на то, что «нравственно недопустимыми являются все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов.Таким образом, ЭКО с самого начала несет в себе абортивную идеологию. В результате «цена» жизни будущего ребенка - это цепь смертей, физических и психологических осложнений у биологических и генетических родителей.

Суррогатное материнство.

Суть метода заключается в том, что женщина с помощью искусственного оплодотворения соглашается выносить и родить ребенка для супружеской пары, которая не может по состоянию здоровья иметь детей. Метод позволяет брать яйцеклетку женщины, у которой есть яичники, но нет матки, и пересаживать ее другой женщине - реципиенту, т. е. дает надежду на материнство женщине, физически на него неспособной. Суррогатное материнство противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания». Православная церковь признает суррогатное материнство противоестественным и аморальным, ибо оно противоречит единству брака и достоинству человеческого деторождения. Кроме того, здесь затрагивается не только супружеское единство, но также и единство родительское, тесная связь между родителями и детьми. Одно из негативных последствий - страдание ребенка, у которого впоследствии может произойти кризис самосознания и чрезвычайно сильная психологическая травма.

Общим знаменателем всех рассмотренных выше вопросов является забота и внимание Церкви к человеческой жизни как дару Божьему. Именно поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание.

Но этот вопрос можно рассматривать и с этико–правовой стороны, решая задачи демографической ситуации в нашей стране.

Она обусловлена значительным ухудшением воспроизводства населения нашей страны как в следствие снижения рождаемости, с одной стороны, так и вследствие ухудшения репродуктивного здоровья, с другой. Сегодня в России проблема бездетного брака стоит крайне остро: по данным официальной статистики, почти 13% семейных пар не имеют детей и только достижения современной науки смогут помочь этим людям продолжить себя в потомстве.

Успехи биомедицинских технологий в области репродукции огромны, и все они служат гуманным целям: лечению бесплодия как мужского, так и женского; рождению ребенка, когда все остальные возможности как природные, так и терапевтические, исчерпаны. Сложившаяся практика репродуктивных технологий развивается по трем основным направлениям, как говорилось выше: искусственная инсеминация женщины спермой мужа или донора, методы ЭКО-ТЭ (экстракорпоральные «in vitro») и вынашивание эмбриона «суррогатной матерью».

Искусственная инсеминация. Это единственный шанс получить ребенка от мужа, когда результаты его спермограммы не соответствуют норме. В случаях полного отсутствия зрелых половых клеток у мужа как «терапию отчаяния» используют сперму донора, безусловно при добровольном и осознанном, даже выстраданном, согласии супругов. Этот способ, несмотря на отрицание религиозной моралью, имеет право на жизнь как способ сохранения семьи в случае ее бездетности «по вине» мужа, а это более 1/3 бездетных семей.

Метод ЭКО-ТЭ – экстракорпорального оплодотворения и трансплантации эмбриона доступен за рубежом с 1978 г., в нашей стране – с 1986 г. Метод позволяет брать яйцеклетку женщины, у которой есть яичники, но нет матки, и пересаживать ее другой женщине – реципиенту, т.е. дает надежду на материнство женщине, физически на него неспособной («суррогатное материнство»). Кроме того, благодаря методу ЭКО-ТЭ повышаются возможности предимплантационной диагностики, т.к. при выявлении генетического заболевания оплодотворенные яйцеклетки не переносятся в матку, что открывает возможность деторождения лицам, относящимся к группе риска развития генетических болезней у их потомства. Совершенствование техники замораживания (криоконсервация) генетического материала указало и новые горизонты – теперь женщина может надеяться на вторую и даже третью беременность без повторной операции забора яйцеклеток, если «лишние» ее половые клетки были сохранены на подобный случай, а использовать их можно в течение десятка лет. В то же время вмешательство в процесс деторождения, возможность выбраковки неполноценных в генетическом отношении оплодотворенных яйцеклеток, опасность манипулирования половыми клетками очертили круг правовых и моральных вопросов, связанных с новыми репродуктивными технологиями.

В настоящее время в международном праве нет никаких запрещающих норм ни в отношении искусственного оплодотворения, ни в отношении помещения яйцеклетки, оплодотворенной спермой мужа или донора, в матку «вынашивающей матери». В отечественном законодательстве этот вопрос нашел отражение в ст. 35 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»: «Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, которое осуществляется в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличия письменного согласия супругов (одинокой женщины). Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну. Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, представляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство. Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную уголовным законодательством РФ».

Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) положительно отнеслась к новым репродуктивным технологиям, т.к. они служат благородной цели - лечению бесплодия и предоставлению права супругам, лишенным возможности производить потомство, завести детей.

Особое место в вопросах новых репродуктивных технологий занимает «суррогатное материнство» - наиболее слабо разработана тема, как в юридическом, так и в этическом планах. Под «суррогатным материнством» понимается такая ситуация, когда добровольно, но, как правило, за вознаграждение, женщина-реципиент вынашивает ребенка либо в результате трансплантации ей эмбриона, полученного в пробирке, либо после искусственной инсеминации ее собственной яйцеклеткой. В условиях, когда брак безнадежно бесплоден из-за несовместимости или отсутствия матки, этот способ деторождения, по мнению многих исследователей, имеет право на существование, хотя этичность суррогатного материнства подвергается сомнению. Необходимость контроля, правового и этического регулирования каждого этапа продиктована опасностью коммерциализации деторождения. В отечественном законодательстве такая правовая регламентация вопроса о «суррогатном материнстве» отсутствует.

Отношение большинства российских медиков к этим технологиям – доброжелательное. А как еще может относиться специалист к методу, дающему возможность бездетной паре при отсутствии у женщины матки или при серьезной ее патологии, непроходимости маточных труб или их отсутствии испытать счастье материнства, получить генетически «своего» ребенка?

Как мы видим, неоднозначное мнение по вопросам новых репродуктивных технологий складывается в обществе. Каждый вправе выбирать.

Литература

    Катковская М.Я. Новые репродуктивные технологии и аксиологические ориентиры Православия.// Медицина и христианство: материалы Республ. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / под общ. ред. С. Д. Денисова. – Минск: БГМУ, 2007.

    Бартко А.Н., Михайлова Е.П. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. Часть1. М. 1995.

    Силуянова И. В. Этика врачевания / И. В. Силуянова. М. 2000.

    Проблемы и перспективы Биосфера и ноосфера новых технологий , радикально... использование расширенной биотехнологии и вспомогательных репродуктивных технологий . Постгуманизм - философия, находящаяся...

    Самое либеральное законодательство разрешает «вопрос по просьбе» (в небольшой группе стран)

    Довольно свободно законы разрешают аборт по многочисленным медицинским и социальным показаниям (в шести странах: Англия, Венгрия, Исландия, Кипр, Люксембург, Финляндия).

    Довольно строгие законы разрешают аборт лишь при некоторых обстоятельствах: угроза физическому или психическому здоровью женщины, инкурабельные дефекты плода, изнасилование и инцест (в Испании, Португалии, Польше и Швейцарии.

    Очень строгие законы, которые или вообще запрещают аборты или разрешают их в исключительных случаях, когда беременность представляет непосредственную угрозу для жизни женщины (в Северной Ирландии, до недавнего времени - в Республике Ирландии и на Мальте).

Если же говорить о мире в целом, то в 98% стран аборт разрешен в целях спасения жизни женщины, в 62% - в целях сохранения ее физического и психического здоровья, в 42% - в случаях беременности после изнасилования или инцеста, в 40% - по причине дефективности плода, в 29% - по экономическим и социальным причинам, в 21% - по просьбе.

Аборты легальны в подавляющем большинстве стран, однако условия, при которых они разрешены, везде разные. Согласно докладу ООН 2013 года, практически во всех странах (около 98%) аборты разрешены, если это необходимо для спасения жизни женщины.

В России активисты неоднократно призывали ужесточить законы о прерывании беременности

Законы, не предусматривающие подобных исключений, приняты на Мальте, в Никарагуа, Доминиканской республике и Республике Эль-Сальвадор. До недавнего времени в число стран с полным запретом на аборты входила и Ирландия - аборты для спасения жизни были разрешены там в 2013 году.

Кроме того, в почти 70% стран разрешены аборты для сохранения физического и психического здоровья женщины. Аборты после изнасилований разрешены в приблизительно 60% стран, и более 30% стран разрешают аборты по социальным или экономическим причинам (плохие финансовые условия, инвалидность и т.п.).

В США строже всего к абортам относятся в Техасе - там удалось ввести суровые ограничения на операции по прерыванию беременности. Власти не стали ограничивать женщин в праве на аборт, однако разрешили проводить операции всего лишь семи клиникам. Конституционное право на аборт было установлено в США в 1973 году.

По данным ООН, в 30% стран, среди которых и Россия, для аборта достаточно желания женщины. Аборт можно сделать бесплатно в первые 12 недель беременности по желанию женщины, следующие 16 недель прервать беременность можно по специальным показаниям.

В большинстве европейских стран для аборта в первые недели беременности также достаточно желания женщины, однако в их число не входят, например, Испания, Португалия и Финляндия. В России одно из самых либеральных законодательств об аборте. Статья 36 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» разрешает «аборт по просьбе» до 12 недель беременности, по социальным показаниям - до 22 недель, по медицинским показаниям - независимо от срока беременности.

Ребенок защищен с момента зачатия:

В 1987 г. Всемирная медицинская ассоциация приняла Заявление об искусственном оплодотворении и трансплантации органов (6), в котором призвала всех врачей действовать с соблюдением этических норм, проявляя должное уважение к эмбриону с его зарождения.

Похожие нормы, защищающие право ребенка на жизнь, закреплены в основных законах целого ряда государств и все чаще находят отражение в национальном законодательстве на более низких уровнях. Например, в США в соответствии с государственной программой страхования здоровья детей (SCHIP) с 2002 г. ребенок определяется как “индивидуум в возрасте до 19 лет, включая период с зачатия до рождения”. Соответственно еще не родившиеся дети рассматриваются как граждане, имеющие право на медицинскую страховку и на медицинское обслуживание.

Однако в большинстве случаев декларируемые благородные принципы остаются лишь на бумаге. Права эмбриона на жизнь и на рождение в некоторой мере охраняются лишь действующим законодательством Германии, Франции, Италии и Португалии.

По российским законам человек приобретает правоспособность исключительно в силу рождения. Так, п. 2 ст. 17 Конституции РФ гласит: “Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения”. Иными словами, до появления на свет ребенок бесправен и никак не защищен законом от посягательств на свою жизнь.

Во Франции жизнь ребенка находится под защитой закона после 10 недель беременности. В Дании - после 12 недель. В штате Вашингтон жизнь охранялась после 16, а в Швеции - после 20 недель. В Нью-Йорке этой границей являлись 24 недели, а в Англии - 28. В настоящее время в США жизнь юридически защищена только после рождения (данные 1994 г.)

    Аргументы сторонников и противников абортов

Есть "сторонники абортов". Это т.е. люди, которые за разрешение абортов, включая тех, кто сам не смог бы принять подобное решение, но считает, что беременная женщина, ожидающая ребенка, имеет за него право выбора.

Главным аргументом сторонников абортов является вопрос прав женщины. Они полагают, что именно женщина, как мать, имеет право на выбор рождения ребенка. Так же они считают, что аборт должен быть доступен по требованию матери в любой период беременности. Конечно, в чем-то сторонники абортов и правы, если принять во внимание аборты, сделанные после случаев изнасилования женщин, после случаев кровосмешения; или в случае угрозы жизни матери при родах.

Но не будем забывать и о другой стороне, так называемых "противниках абортов", противостоящим движению сторонников абортов. Среди них так же встречаются разногласия. К примеру, некоторые люди могут считать себя "противниками абортов", даже если они выступают "за" определенные его типы. Например, уже рассмотренные нами случаи аборта при насилии или кровосмешении. Они считают, что в этих случаях он необходим для защиты физического и психического здоровья будущей матери.

Главный аргумент, который приводят противники абортов его сторонникам: "А каковы права будущего ребенка?" Этот вопрос, конечно же, можно интерпретировать по-разному, в зависимости от того, с какого времени начинать отсчет зарождения жизни. Большинство противников аборта полагает, что жизнь будущего ребенка начинается еще при зачатии и, поэтому, никакой тип аборта не должен быть позволен.

Многие из них так же считают, что в спорах о запрете абортов играет большую роль религия. Те же христиане утверждают, что в Библии сказано, что Бог знает душу каждого человека прежде, чем тот родится на свет. Следовательно, душа человека, его личность, зарождается до появления на свет, и, соблюдая заповедь "Не убий", они называют аборт убийством человека.

Также, кроме вопроса о правах, есть другие аргументы споров о запрещении или разрешении абортов, которые не должны оставаться в стороне.

Если правительство страны, где находится беременная женщина, не разрешает сделать оборт, то женщинам приходится по различным причинам самостоятельно искать способы прерывания беременности. И так как в этом случае процедуры абортов незаконны, то правительство и медицинские работники не могут следить за соблюдением условий проведения абортов. Это огромная проблема для женщин, идущих на прерывание беременности. Они должны соглашаться на "подпольные аборты". То есть аборты без соответствующей квалифицированной медицинской помощи и оборудования. Много женщин умерло прежде, чем процедура аборта была разрешена во многих странах.

    При каких обстоятельствах врач имеет право отказаться от аборта

Российское законодательство не предусматривает права врача на отказ от прерывания беременности.

Закрепленное в ст. 58 «Основ законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации» право лечащего врача на отказ от “наблюдения и лечения” пациента может быть реализовано лишь при наличии следующих оснований. Во-первых, такой отказ допустим только в случае несоблюдения пациентом предписаний и правил внутреннего распорядка ЛПУ. Во-вторых, отказ врача от наблюдения и лечения пациента, не должен угрожать жизни пациента и здоровью окружающих. Очевидно, что нежелание врача умерщвлять зародившуюся жизнь не вписывается в очерченные законом рамки отказа от “наблюдения и лечения больного”. Дело в том, что в случае аборта речь идет отнюдь не о “лечении” больного, а о медицинском вмешательстве, возможность отказа от которого со стороны врача не урегулирована в Основах.

Непосредственно право врача на отказ от производства аборта закреплено в п. 6 Декларации ВМА “О медицинских абортах” (Осло, август 1983, дополнена в ноябре 1983) , согласно которому в том случае, “если личные убеждения не позволяют врачу сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге”. Однако указанный источник-Декларация “О медицинских абортах” является этическим, а не правовым. Впрочем, на наш взгляд, существуют и известные правовые основания отказа врача от производства аборта. Дело в том, что в отечественном законодательстве действует разрешительный принцип, в силу которого “разрешено все, что прямо не запрещено законом”. Иными словами отказ от производства аборта не является противозаконным деянием, поскольку такой отказ действующим законодательством РФ не запрещен. Тем не менее, отказы подобного рода не встречаются в медицинской практике.

    Формирование органов человека

1 месяц (1-4 недели).

1 день - оплодотворение.

4 день - зародыш состоит из 58 клеток и попадает в область матки. Плод и пуповина будут развиваться только из 5 клеток. Остальные 53 клетки нужны для питания плода.

7-8 день - имплантация (чаще в области лежащего на поверхности сосуда).

7-14 день - первый критический период.

9 день - плодное яйцо со всех сторон окружено слизистой оболочкой полости матки.

15 день - у плода появляется хорда и примитивный кишечник.

13-18 день - образуются ворсинки между стенками матки и наружными оболочками вокруг зародыша. Начинается образование околоплодного пузыря, развивается система плацентарного кровообращения.

17 день - плод достигает длины 2, 5 мм. Его тельце дугообразно изогнуто и напоминает букву С.

18 день - начинает сокращаться примитивное сердце.

3-6 недели - второй критический период.

2 месяц (5-8 недели).

20 день - появляются зачатки спинного и головного мозга.

24 день - появляются зачатки ушей, глаз, щитовидной железы, печени, легких, кишечника.

5 недель - появляется пуповина.

28 день - эмбрион вырос до 5-8 мм. Голова под прямым углом к телу, уплотнениями отмечены будущие уши, глаза, есть маленький хвостик, жаберные щели; на конечностях можно рассмотреть будущие пальчики.

5-6 неделя - активно развиваются конечности.

24-40 день - активное формирование сердца, органов зрения.

6 недель - эмбрион достигает 15 мм, хвост удлинняется и загибается.

7 нед.- формируются зачатки зубов. 8 нед.- хорошо сформированы кисти и стопы.

28-49 день наибольшая чувствительность к химическим средствам и ядам.

К концу второго месяца у плода появляется человеческое лицо. Глаза несколько сближаются. Они еще не имеют век и выглядят огромными. Очень выпуклый лоб, большой рот, но уже появляются губы. Голова выпрямляется, хвост пропадает, быстро развиваются конечности, уже угадываются сгибы локтей и колен. Желудок и кишечник принимают окончательную форму. Клоака разделяется на два отверстия. Развивается дыхательный аппарат. Головной мозг и сердце похожи на органы взрослого человека. Эмбрион выпрямляется. Появляется шея, исчезают жаберные щели, между нижними конечностями появляется бугорок - основа для развития половых органов. Зародыш достигает роста 3-4 см и веса - 5-9 г. Общий объем - с куриное яйцо. Лицо с приплюснутым носом и выдвинутой вперед нижней челюстью. Развивается ЦНС. Желоб спинного мозга закрывается. 97% эмбриона составляет вода. Двухмесячного зародыша называют плодом.

3 месяц (9-12 недели).

С третьего месяца у плода начинает функционировать орган равновесия - вестибулярный аппарат. Чем больше двигается мать, тем лучше он развивается. Кожа плода стеклообразно прозрачна. Верхние конечности растут быстрее, чем нижние. Трехмесячный плод приобретает характерный человеческий облик. Его длина - 9 см, вес 45 г. Голова и шея выпрямляются, составляя половину всей длины. Хорошо сформировано лицо. Под кожей просвечивают кровеносные сосуды. Плод выглядит тощим, кости и мышцы выделяются под кожей, не имеющей жирового слоя. Скелет плода полностью хрящевой. Скелет и мускулатура настолько выражены, что плод совершает первые свои движения - двигает руками, ногами, сжимает кулаки, открывает рот, глотает, пытается делать сосательные движения. Прослушивается сердцебиение плода - оно почти в два раза чаще, чем у матери.

10 недель - начинают различаться половы органы мальчиков и девочек.

12 недель - появляются голосовые связки. Сближаются глаза, появляются веки, развивается глазное яблоко, уменьшается рот, ноздри широко раздвинуты, уши похожи на две щелочки. Концы пальцев затвердевают. Значительно развиваются печень, почки. Появляются первые волоски - над верхней губой и над глазами.

За день малыш в среднем вырастает на 1, 8 мм, и прибавляет в весе 1, 4 г.!

4 месяц (13-16 недели).

До 15-16 недели - активный рост мозга, который замедляет рост всего тела.

4 месяц - третий критический период развития плода. При нехватке витамина Е может наступить выкидыш.

15 недель - начинает вырабатываться мужской половой гормон - тестостерон. Женский - чуть позднее. Заканчивается дифференциация половых органов. Внутренние половые органы уже частично сформированы.

В четвертом месяце меняется цвет кожи плода. Стеклообразно-беловатая окраска становится матово-красной. На коже появляются мелкие волоски.

Четырехмесячный плод имеет длину около 16 см, вес около 120 г. Кисть четырехмесячного плода - 1, 4 см.

До начала пятого месяца главным местом кроветворения является печень, которая разрастается очень рано и уже способна накапливать гликоген и вырабатывать желчь.

Меняются пропорции. Голова кажется меньше по отношению к туловищу, чем раньше. Начинают функционировать сальные и потовые железы, почки.

В кишечнике скапливается меконий.

Ежедневная прибавка в весе 2, 6 г., в росте - 2, 5 мм.

5 месяц (17-20 недели)

В основном сформирована нервная система, органы дыхания, кроветворения и пищеварения. На руках и ногах начинают расти ноготки. Замечается отложение подкожной жировой клетчатки, за исключением лица, поэтому кожа на лице у пятимесячного плода морщинистая, что придает ему вид старичка. К этому времени возникает сосательный рефлекс. Рост головки замедляется м она уже составляет третью часть длины плода. Начинают расти волосики на головке.

Длина плода в среднем 25 см, вес 300-400 г. Сердцебиение плода начинает прослушиваться обычным стетоскопом.

Вес матери к этому периоду увеличивается приблизительно на 4 кг.

6 месяц.(21-24 недели)

Почки начинают выделять в околоплодную жидкость мочевину и мочевую кислоту. Плод покрыт тонкими нежными волосками - лануго. Образуется слой подкожного жира - плод становится «красивее». Замедляется рост в длину, но ускоряется прибавка в весе. К концу месяца плод весит 600-650 г и около 30 см в длину. Кисть плода 2 см. Лицо становится определеннее, ясно видны брови, рисунок носа вычерчивается яснее, уши увеличиваются, шея удлиняется. Ребенок просыпается и засыпает.

Прибавка в весе - около 10 г. В день!

7 месяц (25-28 недели)

К концу седьмого месяца длина плода составляет 35 см, вес - 1300 г. Волосы исчезают на всех частях тела, кроме головы. К этому времени развитие плода в основном заканчивается, у мальчиков яички опускаются в мошонку, хорошо сформированы и открываются глаза. Волосы на голове имеют длину около 0, 5 см. Плод еще свободно может менять свое положение. Плод может слышать, обладает зрительным восприятием, может сосать собственный палец.

Прибавка в весе - 25 г за день!

8 месяц (29-32 недели)

В восьмом месяце слой подкожного жира становится еще толще. Кожа приобретает более светлый оттенок. Скорость развития мозга до 33 недели оказывается выше, чем рос тела. К концу месяца плод в среднем достигает длины 40 см, веса 1700 г.

9 месяц (33-36 недели)

В девятом месяце исчезает и пушок, покрывавший кожу ребенка. Слой подкожного жира нарастает, Кожа выравнивается. Приобретая красивый розовый цвет. Рост мозга замедляется. Зато ускоряется рост мозжечка (поэтому недоношенные дети часто долго бывают неуклюжими.) К концу месяца ребенок занимает в плодном яйце постоянное положение, чаще - головкой вниз. В среднем ребенок весит 2800, рост 46 см. Сердце бьется со скоростью 120-140 ударов в минуту. Дозревают печень и легкие.

10 месяц (37-40 недели).

К концу месяца плод достигает в среднем 52 см и 3500 г. Длина ноготков длиннее кончиков пальцев.

    Аргументы для женщины, которая хочет сделать аборт

    Если сделаешь аборт навредишь больше себе и лишишь жизни человека

    Рассказать о последствиях

    Возможная бездетность

    Можно родить и отдать бездетным на усыновление

Искусственное оплодотворение

    Этические проблемы при искусственном оплодотворении

Вопросы этики искусственного оплодотворения - это проблемы отношения к началу человеческой жизни. Но если в случае аборта врач и женщина вступают в моральное отношение с человеческой жизнью, пусть сроком в несколько дней, недель, месяцев, то в случае искусственного оплодотворения это отношение не столько к началу уже существующей жизни, сколько к возможности самого ее начала. И если аборт, контрацепция, стерилизация - это борьба с возникновением человеческой жизни, то искусственное оплодотворение - это борьба за возможность ее возникновения.

Основные этические проблемы технологии ЭКО – это проблема гибели лишних избыточных эмбрионов человека, проблема влияния процедуры ЭКО на здоровье женщины, проблема кризиса идентичности личности ребенка, рожденного в пробирке, проблема суррогатного материнства и самая и важная проблема - разрушения традиционной семьи. Технология искусственного оплодотворения неизбежно порождает разрушение традиционной семьи.

    Нарушение прав ребенка

В зачатии ребенка участвуют не родители, а медицинский работник, и поэтому он не может в полной мере называться ребенком своих отца и матери, особенно если были использованы донорские материалы. В случае неудовлетворения критериям, живой эмбрион уничтожается, и пересаживается новый, что нарушает его право на жизнь. Ребенок превращается в предмет контракта и купли-продажи.

    Нарушение прав матери

В случае использования суррогатной матери, она лишается своего естественного права вырастить и воспитать дитя, выношенное во чреве и рожденное ею. Происходит грубое нарушение естественного закона: кто родил - тот и мать. Оказывается, можно выносить и родить ребенка, но не быть его матерью!

    Проблема биологических и генетических родителей, подрыв основ семьи

ЭКО приводит к появлению таких понятий, как биологические и генетические родители. Это нарушение естественного хода вещей и семьи. Использование донорских яйцеклеток и сперматозоидов фактически считается прелюбодеянием в браке, что недопустимо с религиозной точки зрения.

    Проблема эмбрионов

В процессе ЭКО пренебрегается естественное право эмбриона на жизнь, как маленького человечка на ранней стадии развития. При ЭКО неизбежно происходит выбор более хорошего эмбриона для пересадки в матку. Лишние эмбрионы, особенно если они “низкокачественные”, уничтожаются, независимо от их хромосомного набора и жизнеспособности.

Эмбрион может быть продан, подарен или уничтожен по желанию сторонних лиц, а также использован для научных или медицинских целей.

    Страны, в которых разрешено искусственное оплодотворение, аргументы за и против

В связи с многочисленными морально-этическими и религиозными аспектами данною вопроса национальные законодательства большинства стран ограничивают суррогатное материнство. В некоторых государствах (Франция, Германия) оно запрещено полностью.

Для жителей Франции суррогатное материнство незаконно, потому что оно противоречит законодательству об усыновлении. Не разрешено оно и в странах, где традиционно сильна католическая церковь.

В Германии преступлением считается любая попытка «осуществить искусственное оплодотворение или имплантацию человеческого эмбриона женщине (суррогатной матери), готовой отказаться от своего ребенка после его рождения». Здесь преступно быть как врачом, осуществляющим процедуру, так и собственно суррогатной матерью. Предполагаемые родители от ответственности освобождены.

Такие же запреты действуют в Греции, Нидерландах, Норвегии, Швейцарии, Испании. В других странах запрещены лишь коммерческие соглашения о суррогатном материнстве и не допускается рассмотрение по таким соглашениям. Это Канада. Израиль, Великобритания, штат Виктория (Австралия), штаты Нью-Гемпшир и Вирджиния (США).

В Канаде договор о суррогатном материнстве не имеет юридической силы, хотя оно не запрещено законом и осуществляется частными агентствами. При этом судебные иски по этому вопросу в Канаде не рассматриваются, так же как и в Великобритании.

Наконец, третьи государства ограничивают использование репродуктивных технологий в связи с суррогатным материнством (Дания, Норвегия, Швеция).

В настоящее время большинству бесплодных супружеских пар детородного возраста выделяются государственные квоты на процедуру ЭКО,данный метод лечения бесплодия доступен каждому , кто в нём нуждается.

Безусловно, те супружеские пары, которые имеют надежду стать родителями только в случае ЭКО, горячо поддерживают данный метод лечения бесплодия. Такого же мнения придерживаются и врачи – гинекологи, а также генетики – в процессе ЭКО весь биологический материал проходит очень тщательное медицинское исследование , и исключается рождение малышей с генетическими отклонениями, наследственными заболеваниями или другой патологией.

Беременность и роды женщины, которая забеременела в результате процедуры ЭКО, ничуть не отличаются от беременности женщины, которая забеременела естественным путем.

Однако, у прогрессивного направления медицины – экстракорпорального оплодотворения – есть и противники . Большей частью, против проведения процедур ЭКО выступают религиозные представители разных конфессий , в том числе и православные активисты. Они считают этот способ зачатия варварским, противоестественным.

К тому же, в результате выращивания эмбрионов их часть впоследствии погибает – а это недопустимо, на взгляд представителей церкви, потому что является убийством уже зачатых детей.

    Этапы искусственного оплодотворения

Процесс ЭКО состоит из нескольких этапов.

1. Комплексное обследование пары. Перед тем как начинать лечение, стоит выяснить, в чем причины проблемы. Некоторые виды бесплодия не нуждаются в проведении ЭКО, достаточно лекарственного или хирургического лечения, случается также, что зачатие невозможно в принципе, как ни старайся.

2. Если проведение ЭКО целесообразно, женщине назначают гормональные препараты для стимуляции роста и созревания в яичниках сразу нескольких фолликулов, содержащих яйцеклетки (обычно за один месячный цикл созревает 1-2 яйцеклетки). Стимуляция яичников нужна, чтобы получить запас эмбрионов для переноса в матку.

3. После созревания фолликулов из них под наркозом специальной иглой под контролем УЗИ извлекают яйцеклетки. Мужчине к этому моменту нужно сдать сперму. Если ее выработка нарушена, сперматозоиды получают путем пункции или биопсии яичка.

4. В эмбриологической лаборатории готовится суспензия сперматозоидов, которой оплодотворяют яйцеклетки, находящиеся в специальной питательной среде. На случай, если сперматозоиды не могут проникнуть в яйцеклетку, снова предусмотрено решение: ИКСИ (интрацитоплазматическая инъекция сперматозоидов). С помощью стеклянной микроиглы под микроскопом в яйцеклетку вводится единственный сперматозоид.

5. Оплодотворенные яйцеклетки помещают в инкубатор, где начинается развитие зародышей. На третий день, когда эмбрионы состоят всего из восьми клеток, их с помощью катетера переносят в полость матки женщины для вынашивания. Обычно в матку помещают несколько эмбрионов (по российским законам – не более трех), чтобы увеличить вероятность наступления беременности.

    Кризис идентичности ребенка

"Суррогатное материнство" (вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка "генетическим родителям"), даже в тех случаях, когда оно осуществляется на не коммерческой основе, противоестественно и морально недопустимо. Травмируя как вынашивающую мать, так и дитя, этот метод пренебрегает той глубокой эмоциональной и духовной близостью, которая устанавливается между матерью и младенцем во время беременности и провоцирует кризис идентичности у ребенка (которая мать- настоящая?).

Применение указанной технологии порождает значительное количество противоречий. Так,например, нельзя не сказать о том, что ВРТ усложняют механизм самоидентичности у ребёнка, способный в дальнейшем привести к кризису идентичности. Возможна ситуация, когда произойдёт «двоение на «биологическое» и «социальное». В случае оплодотворения пробирке существуют вариации, когда один из родителей удвоен или оба. Поскольку имплантация оплодотворенной яйцеклетки может происходить как в матку будущей социальной матери, так и в матку суррогатной матери, то комбинаторика дополняется еще одним элементом, таким образом, возможен вариант, при котором у ребенка будет два отца и три матери. Три матери и один отец, или по два с каждой стороны и т. д.

Вопросы, затрагивающие этическую сторону ЭКО, — пожалуй, одни из самых сложных и не имеющих однозначных ответов. Как и все глобальные научные открытия (вспомним, например, ядерную физику), репродуктивные технологии могут служить как во благо, так и во вред человечеству. С одной стороны, их появление позволило тысячам пар стать счастливыми родителями. В то же время, любые репродуктивные технологии – это вмешательство в естественный процесс зарождения жизни, причем довольно грубое, представляющее угрозу для нравственной и духовной целости общества.

Медико-этические проблемы искусственного оплодотворения

Сама технология ЭКО сегодня отработана до автоматизма, хотя во многом успешность ее проведения является залогом опытности и квалификации врача. Тем не менее, некоторые вопросы остаются открытыми. В первую очередь это проблемы статуса эмбрионов и обесценивание человеческой жизни возможностью распоряжаться ими. В связи с этим особенно спорными являются две проблемы:

  1. Хранение и уничтожение эмбрионов. Перед тем как сделать , врач назначает женщине гормональную стимуляцию в форме . В результате может созреть до 20 яйцеклеток, которые подвергаются оплодотворению в пробирке. При этом в организм матери переносится не более двух эмбрионов, остальные либо погибают, либо уничтожаются, либо подвергаются (по желанию родителей).
  2. Редукция (удаление) лишних эмбрионов в тот момент, когда они уже имплантировались и начали внутриутробное развитие. С точки зрения медицины, это не что иное, как аборт, который рассматривается как стандартная медицинская процедура, но в то же время может восприниматься как убийство. Кроме того, согласие на редукцию становится серьезной психологической травмой для женщины.

Эти вопросы регулярно поднимают в медицинской среде, на научных конференциях и в публикациях репродуктологов, философов, общественных деятелей, однако до сих пор ответов на них нет, в том числе и на законодательном уровне.

Отношение церкви к ЭКО

Мнение мировых религий относительно проблем экстракорпорального оплодотворения в большинстве вопросов сходно, но существуют и некоторые различия.

  1. Православие допускает экстракорпоральное оплодотворение, но с некоторыми оговорками. Так, разрешается ЭКО только с использованием спермы мужа, в то время как применение донорского генетического материала (как спермы, так и ) осуждается. «Нравственно недопустимыми» православная церковь называет суррогатное материнство, криоконсервацию и редукцию эмбрионов.
  2. Католицизм полностью отвергает экстакорпоральное оплодовторение, поскольку в результате применения этой технологии ребенок становится вещью и предметом контракта. Известно, что в 2010 году Ватикан осудил присуждение Нобелевской премии Роберту Эдвардсу, создателю технологии искусственного оплодотворения.
  3. В иудаизме не сформировано единого отношения к ЭКО. В некоторых общинах оно запрещается, в других разрешено только для пар, которые испробовали все другие способы зачатия и

Они связаны скорее с тем, что это неестественный процесс зачатия ребенка. Можем ли мы вмешиваться в сам процесс зачатия. Взять клетки двух людей (мужчины и женщины) будь они муж с женой, или просто незнакомые друг другу люди, лично выбрать наиболее подходящие с нашей точки зрения клетки, поместить их во внешнюю среду, а потом, когда оплодотворение произойдет – поместить туда, где ребенок будет вынашиваться. Поместить в ту матку, которую МЫ считаем необходимой! Можем ли нарушить природную традицию, схему, данную нам природой (богом)?

В своем официальном документе «Основы социальной концепции» (2000) Русская православная церковь рассматривает различные проблемы биоэтики, к которым относятся и вопросы преодоления бесплодия. К нравственно допустимым методам преодоления бесплодия отнесено «искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений» .

Церковь даёт неодобрительную оценку тем вариантам экстракорпорального оплодотворения, при которых используются донорская сперма, донорские яйцеклетки или суррогатная мать: «Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребёнка, помимо „социальных“, ещё и так называемых биологических родителей. „Суррогатное материнство“, то есть вынашивание оплодотворённой яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребёнка „заказчикам“, противоестественно и морально недопустимо…». Также Церковь выступает против тех вариантов ЭКО, при которых могут быть получены заведомо большее количество эмбрионов, чем это необходимо для переноса в матку: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение „избыточных“ эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью» . Также Церковь обращает внимание на то, что: «Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности».

Православная Церковь считает технологию появления детей из пробирки «страшной и бесчеловечной» .

Католическая Церковь считает метод ЭКО неестественным и антиморальным, и потому полностью отвергает его во всех его аспектах. Католическая церковь учит, что «искусственное оплодотворение противоречит единству брачного союза, достоинству супругов, родительскому призванию и праву ребёнка быть зачатым и произведённым на свет в браке и в результате этого брака». Католическая церковь заявляет, что «данная практика открывает человечеству путь в такую пропасть, как эктогенез, пересадка человеческих эмбрионов животным, клонирование, эмбриональная биопсия, замена эмбрионального ядра ядром, взятым у взрослого человека, не говоря уже о так называемой „профилактической медицине“».


Католическая церковь приводит следующие аргументы против метода ЭКО.

Разобщение зачатия

Католическая Церковь считает, что метод ЭКО нарушает естественный процесс единства полового акта, служащего для рождения новой жизни. Происходит следующее разобщение единства зачатия: получение спермы и подмена полового акта техническим действием:

· сперма «добывается» актом мастурбации, которая является нарушением естественного закона;

· происходит разделение полового акта и акта зачатия. Католическая церковь говорит, что существует «нерушимая связь, которую человек не может разорвать по собственной инициативе, между объединяющим смыслом и смыслом продолжения рода, в равной степени присущей супружеству». ЭКО нарушает целостность зачатия в его значении.

Это разобщение приводит к тому, что ребёнок больше не является даром, а становится вещью, добытой техническим способом. Это приводит к дальнейшей эволюции: «Ребёнок больше не получается естественным образом, но „изготавливается на заказ“ в мельчайших деталях». Таким образом, метод ЭКО сопровождается тем, что называют обычной евгеникой".

Нарушение родственных связей

Репродуктивные технология разрушают родственные связи и естественное развитие личности ребёнка: «Мы видим, что такое зачатие служит лишь удовлетворению желаний взрослых, отодвигая право ребёнка на второй план».

· При методе ЭКО ребёнок становится не личностью, а предметом «дорогостоящего» контракта: «Истории о продаже детей стары как мир» . Желание родителей иметь ребёнка методом ЭКО приводит к тому, что их ребёнок становится предметом купли-продажи;

· Ребёнок появляется на свет при вмешательстве иных лиц, которые не являются его родителями (суррогатная мать и медицинский работник). Ребёнок имеет «право быть зачатым и произведённым на свет в браке и в результате брака. Оно (искусственное зачатие) нарушает права ребёнка; лишает его сыновних и дочерних отношений с родителями» .

· Католическая церковь учитывает право суррогатной матери, которая вынашивает ребёнка: «Долговременная установившаяся связь между этой женщиной и ребёнком в её чреве грубо нарушается» .

· Суррогатная мать из человеческой личности превращается в инструмент: «часть её тела продаётся, а сама она лишается права посвятить себя младенцу. Разве право выносить и родить ребёнка не влечёт за собой обязанность вырастить и воспитать его?» .

Проблема эмбрионов

Католическая церковь поднимает вопрос о статусе (или природе) человеческих эмбрионов, которых она считает изначально человеком. Католическая церковь говорит, что «эмбрион изначально является человеком и относиться к нему следует так, „как если бы он был личностью“, с вытекающими из этого правами и достоинством человека. Эмбрион уже является человеком, а не становится им: с момента слияния гамет и вплоть до появления на свет (и далее) он представляет собой одно и то же человеческое существо, автономно и непрерывно развивающееся» .

· При методе ЭКО имплантируется несколько эмбрионов. Если некоторые из них приживаются, то родители или медицинские специалисты могут решить какое количество из них оставить. Эта операция «подразумевает евгенику и представляет собой совершение абортов».

· «Замороженные эмбрионы» могут быть:

o использованы впоследствии той же супружеской парой;

o отданы другой супружеской паре;

o эмбрион может быть подарен или продан: «после отмены рабства дарить или продавать людей запрещено, следовательно дарение или продажа эмбрионов противоречит их достоинству».

o использованы для научных, косметических, медицинских целей или генетических манипуляций: «использование эмбрионов в коммерческих целях абсолютно противоречит их достоинству», «использование эмбрионов в научных исследованиях или экспериментах, призванных удовлетворить нужды общества, несовместимо с представлением о человеческом достоинстве»

o уничтожены: «любое уничтожение эмбриона является абортом» .

Иудаизм учитывает в вопросе об ЭКО следующие факторы.

Таблица 3

Факторы в вопросе ЭКО по мнению Иудаизма