Интегрированное занятие по фэмп: закрепление знаний о геометрических фигурах. Тема: Формирование представлений о геометрических фигурах у детей

Математика. 3 класс.
Программа: «Школа 2100»
Тема: «Карнавал геометрических фигур»
(Закрепление знаний о геометрических фигурах)
Цель: Обобщение и закрепление знаний о геометрических фигурах средствами ИКТ
Задачи урока:
Обобщить знания учащихся о многоугольниках и их двух группах: треугольниках и четырёхугольниках;
Учить зрительному анализу с помощью логических задач;
Развивать практические навыки выполнения построения квадрата и треугольников;
Развивать смекалку и находчивость;
Воспитывать трудолюбие, ответственность, дружелюбие друг к другу, интерес к предмету.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём –
Узнаете вы скоро
В стране далёкой мы найдём
Помощников весёлых.
Ребята, в удивительной стране Геометрии есть старый замок, вот именно туда приглашает нас король Точка и его дочь принцесса Прямая.
(Идёт демонстрация речи учителя через слайдовую презентацию: старый замок в стране Геометрии, король Точка и его дочь принцесса Прямая.)
Замок находится очень далеко: за рекой Прямой, за Многоугольными лесами, за Треугольными горами, на берегу Круглого озера. А вот какие события нас ожидают там, мы узнаем, отгадав кроссворд короля.

Актуализация знаний.
В пути мы будем пользоваться планом путешествия.
(План изображен на слайде, а остановки представлены интерактивными кнопками).
Кроссвордная
Карнавальная
Отдыхай-ка
Практическая
Займите места за компьютером. Познакомьтесь с заданием.
Разгадайте кроссворд короля Точки.
Кроссворд. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Что можно поставить на бумаге карандашом, ручкой, фломастером?
Точку.
Какой линией можно соединить три точки?
Кривой.
Если на некотором расстоянии друг от друга на прямой поставить две точки, то получите
Отрезок.
Что получится, если циркулем обойти вокруг круга?
Окружность.
Что это за фигура: четыре стороны и все равны.
Квадрат.
Что за линия такая, которая выходит из одной точки и продолжается до бесконечности.
Луч.
Ответ: КАРНАВАЛ.
Итак, ребята, король Точка и принцесса Прямая приглашают нас на карнавал геометрических фигур.
Основная часть урока.
Мы разделимся с вами на пять групп. (Деление произведено по равному количеству человек, ребята разные по интеллектуальным возможностям). У каждой группы будет свой помощник, который приведёт в домик для расселения и подготовки к карнавалу в стране Геометрия.
Соотнесите своего «проводника» с домиком, в котором вам предстоит остановиться.
(Задание интерактивное, при правильном определении домика – «проводник» радуется, при ошибке – наоборот, огорчается).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Какой группе и «проводнику» не хватило домика?
Предположительные ответы:
Домика не хватило жителю с туловищем прямоугольного треугольника.
Домика не хватило третьему проводнику и его группе.
Давайте поможем построить третьей группе домик. Какой он должен быть?
Предположительные ответы:
Основная часть здания должна иметь форму прямоугольного треугольника.
Крыша может быть круглой
Вспомните, ребята, как построить прямоугольный треугольник?
Предположительные ответы:
Сначала проводим прямую, а затем отмечаем точку А и строим угол A = 90°. Затем из точки А раствором циркуля 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
откладываем отрезок АС = 6 см и АВ = 4 см. Получили две точки В и С
А можно построить прямоугольный треугольник при помощи нашего инструмента – линейки треугольника. Потому что в этом инструменте всегда один угол прямой.
Молодцы! Вот и все мы теперь имеем домик для пристанища в королевстве. Теперь мы можем спокойно отдохнуть.
Пальчиковая физминутка.
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
(Задание выполняется стоя. Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха. Повторить 2 – 3 раза).
Офтальмологическая зарядка.
(Зарядка заготовлена на компьютере)
Практическая работа.

Продолжаем наш путь в замок к королю Геометрии на чудесный карнавал. Перед нами три дороги к замку. Предлагаю по рядам разделиться на три группы. Согласны?
Первая группа идет по дорожке направо и выполняет задание: разделить отрезок АВ пополам. (На слайдовой презентации это задание под Вариантом 1).
Вторая группа, идёт налево и делит угол А пополам. (На слайдовой презентации это задание под Вариантом 2).
А третья группа определяет без транспортира представленные углы, называет примерный градус каждого угла. (На слайдовой презентации это задание под Вариантом 3).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Предположительные ответы:
Вариант 1. Чтобы разделить отрезок АВ пополам, мы берем раствор циркуля чуть меньше длины отрезка и из точки А проводим полуокружность, а затем из точки В проводим такую же полуокружность. Получаем при пересечении две точки. А мы знаем правило: через две точки можно провести только одну прямую. Получаем отрезок CC1 который пересекает отрезок АВ, точка О будет середина отрезка.
Вариант 2. (Чтобы разделить произвольный угол А пополам, мы берем раствор циркуля произвольно и из вершины угла А проводим полукруг. При пересечении со сторонами получаем точки В и С. Затем из точек В и С проводим этим же раствором циркуля два полукруга в направлении друг к другу. Получаем новую точку точку О. И так мы имеем две точки: А вершину угла и О. Соединим их прямой. Это и будет линия, которая делит угол пополам.)
Вариант 3.
13 EMBED Po
·werPoint.Slide.8 1415
1 угол – тупой, 100,
2 угол – острый, 30,
3 угол – прямой 90

Физкультминутка.

(Руки вверх и в сторону).
Если нравится тебе, то делай так:
(Два хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так:
(Два хлопка за коленками).
Если нравится тебе, то делай так:
(Два притопа ногами).
Если нравится тебе, то делай так:
(Приседание -4 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай всё.

Самостоятельная работа.
Ребята, посмотрите, впереди высокие горы. Что они вам напоминают?
Предположительные ответы:
Геометрические фигуры.
Треугольники.
Разные треугольники
Назовите эти треугольники.
Предположительные ответы:
Равнобедренные, прямоугольные треугольники.
Предлагаю вам занять место за компьютером и ответить на вопросы. Правильно выполненное задание будет пропуском на карнавал в замок.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Тест
Треугольником называется фигура:
Варианты ответов:
которая, состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, попарно соединяющих эти точки;
у которой, не менее трёх сторон и вершин.
Вершина треугольника это:
Варианты ответов:
конец стороны треугольника;
точка пересечения двух сторон треугольника.
Сторона треугольника это:
Варианты ответов:
отрезки, из которых состоит треугольник
любые прямые или отрезки.
Равнобедренным называют треугольник:
Варианты ответов:
если у него две стороны равны;
если все стороны равны.
Равносторонним называют треугольник:
Варианты ответов:
если у него все стороны равны.

Прямоугольным называют треугольник
Варианты ответов:
если у него один угол равен 90°.
если у него один угол равен 180°.

Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. Давайте проверим правильность его выполнения.
(Проверка идёт по слайдовой презентации)
Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки.
Замечательно, вот и билеты на карнавал. Какую форму имеет билет?
Предположительные ответы:
Геометрические фигуры.
Прямоугольника
Квадрата
Можно ли квадрат назвать прямоугольником?
Предположительные ответы:
Я думаю, что можно, т.к. прямоугольник это фигура, у которой противоположные стороны одинаковые, 4 вершины, 4 стороны, 4 прямых угла, а у квадрата все эти характеристики присутствуют.
А прямоугольник – квадратом?
А прямоугольник назвать квадратом нельзя, потому что квадрат это геометрическая фигура, у которой, прежде всего все стороны равны, а у прямоугольника – только противоположные
Вот мы и у цели. Билеты у нас в руках. Можно проходить на карнавал. Ребята, для того чтобы нам не заблудиться на карнавале, ведь все присутствующие будут в маскарадных костюмах, предлагаю решить викторину и познакомиться с гостями карнавала.
Викторина «Геометрическая»
Часть прямой, ограниченная с двух сторон точками - это
отрезок
Точки, ограничивающие отрезок с двух сторон – это
концы отрезка
Линия, не имеющая начала и конца - это
прямая
Геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки – это
угол
Если три точки, не лежащие на одной прямой соединить отрезками, то получится геометрическая фигура
треугольник
Каждый четырёхугольник имеет? вершины (ответ:4), ? стороны (ответ 4)
Прямоугольник, у которого все стороны равны - это
квадрат
Можно ли назвать квадрат – прямоугольником?
Да
Можно ли прямоугольник назвать квадратом?
Нет
(Фигуры идут одна за другой движутся на карнавал. Начинает парад фигур король Точка, завершает - принцесса Прямая).
Итог урока.
Завершается наше путешествие по увлекательной стране Геометрия. Но я думаю, что ещё ни один раз нас пригласит к себе в гости король Точка и принцесса Прямая.
Что больше всего вам понравилось в этом путешествии?
Предположительные ответы:
Выполнять задания «Викторины» и «Теста» на компьютере.
А я очень люблю работать циркулем, линейкой, транспортиром
А мне сегодня очень понравились задания. Мы как будто побывали в сказочной стране Геометрия
Я согласен с высказываниями ребят, но ещё добавлю, что с нетерпением хочу приступить к выполнению домашней работы. Я люблю творческие задания
Домашнее задание.
Домашнее задание, ребята, будет сегодня таким же увлекательным и интересным, как и урок. Из плотной бумаги соорудить плот прямоугольной формы, найти его периметр разными способами.
Как вы считаете, периметр плота у всех будет одинаковый?
Предположительные ответы:
Нет. Потому что размеры плота будут у каждого свои.
Может быть одинаковый периметр, если мы договоримся о размерах
И дополнительное задание для самых любознательных, т.е. задание, которые выполняете по желанию:
Найти дополнительный материал о геометрической фигуре – прямоугольнике. Это могут быть задания на логику, задания повышенной трудности, практические упражнения, связанные с прямоугольником, например, оригами и т.д.
Спасибо за урок. С нетерпением буду ждать нашей новой встречи.
ЛИТЕРАТУРА:
Петерсон Л.Г. Математика 4 кл. Методические рекомендации. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ювента. М. 2008.
Уроки в начальной школе: Поурочные разработки. 4 класс, 1-ая четверть: Пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2004.
Сообщество ИТ в начальной школе «И глаза вам скажут«СПАСИБО!» элементы физкультминутки для глаз -Горячева Е.А., МОУ СОШ № 14 г. Новочеркасск

Расширяются и углубляются знания об окружающей дейст­вительности.

Развиваются умственные операции: анализ («У квадрата 4 стороны и 4 угла»);

синтез («Если соединить 2 треугольника, получится квад­рат»);

абстрагирование («Нарисуй машину из геометрических фигур»);

обобщение («Квадрат, прямоугольник, ромб - это четы­рехугольники») ;

классификация («Раздели фигуры на группы по форме»); и др.

Расширяется и обогащается словарь.

Развивается сенсорика и мелкая моторика.

Способствует развитию изобразительной, трудовой, игро­вой, учебной деятельности.

Подготавливает к успешному овладению в школе знания­ми: математики, геометрии, физики, черчения и др.

Развивается логическое мышление, познавательный инте­рес, расширяется кругозор.

Физиологические и психологические механизмы восприятия формы предметов

Развитие представлений о форме является одной из проблем сенсорного воспитания ребенка (А. М. Леушина). Познание формы предмета осуществляется на основе зрения, осязатель­но-двигательного восприятия, называния словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному воспри­ятию формы предметов.

Механизмы восприятия формы:

Ранний возраст: хватание предметов и манипуляция с ними. Второй год жизни: обследование предмета (направленные действия).

Третий-четвертый годы жизни: ощупывательные движения ладошкой, взгляд падает по центру предмета (для обследования формы используем осязательно-двигательный путь).

Пятый-шестой годы жизни: ощупывают предмет обеими ру­ками.

К семи годам: последовательно прослеживают кончиками пальцев весь контур фигуры, обследуют контур предмета глазами.

Первичное познание формы предметов осуществляется в процессе действия с ним (узнавание бутылочки с молоком).

В конце второго года жизни появляются зрительные реакции определения формы предмета, которые предшествуют практиче­ским действиям.

Если малыши стремятся схватить предмет и поманипулировать им, то дети третьего года жизни, прежде чем действовать, подробно зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметом. У них возникает интерес к форме предметов, что не­обходимо использовать в обучении и познакомить детей с этало­нами (геометрическими фигурами).

Этапы восприятия формы:

I. (3-4 года ). Узнавание предметов по форме (выделение формы как существенного признака).

II. (4-5 лет). Знакомство с эталонами (распознавание, на­зывание геометрических фигур и некоторых их свойств).

III. (5-6 лет). Умение определять форму предметов и их час­тей, составлять из геометрических фигур модели различных предметов, выявлять свойства, связи и отношения геометриче­ских фигур.

Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах:

В плане сенсорного восприятия и использования как этало­нов в познании форм окружающих предметов;

В смысле познания особенностей структуры фигур, их свойств, основных связей, отношений, закономерностей в их построении (т. е. собственно геометрического мате­риала).

Этапы восприятия геометрических фигур:

I. В начале дети воспринимают геометрические фигуры как игрушки (называют их именами предметов: цилиндр - стаканом, столбиком, треугольник - крышей и т. п.).

II. В процессе обучения дети перестраиваются и уже не ото­ждествляют, а сравнивают фигуры с предметами (цилиндр -- как стакан, шар похож на мячик и т. п.).

III. Воспринимают геометрические фигуры как эталоны (пла­ток квадратный, пуговица круглая и т. д.).

Задачей сенсорного развития является формирование у ре­бенка умения узнавать форму различных предметов и соотно­сить ее с эталоном. (Л. А. Венгер). В дальнейшем необходимо сосредотачивать внимание детей на осмыслении и анализе свойств геометрических фигур (Т. Игнатьева).

Этапы восприятия свойств геометрических фигур :

I. Фигура воспринимается как целое. Ребенок не выделяет в ней отдельные элементы (углы, стороны), не замечает сходства и различия.

II. Ребенок выделяет в фигуре ее элементы, устанавливает отношения между ними (у квадрата все стороны равны по длине).

III. Ребенок в состоянии установить связи между свойствами и структурой фигуры (у большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького).

Переход от одного уровня к другому протекает не самопроиз­вольно, а под влиянием целенаправленного обучения (А. М. Пышкало, А. А. Столяр). Отсутствие обучения тормозит развитие.

Особенности развития представлений о форме и геометрических фигурах у детей Методические рекомендации по формированию представле­ний о форме и геометрических фигурах в ДОУ
Самостоятельно не могут выделить форму как пространственный признак предмета По возможности раньше обучаем детей способам обследования формы предметов и называнию ее словом
Для полноты образа необходимо уча­стие нескольких анализаторов При обследовании формы предметов и моделей гео­метрических фигур используем несколько анализа­торов: осязательный, двигательный, зрительный
Опредмечивают геометрические фигуры Рассматриваем большое разнообразие предметов одной формы, различающихся другими признаками (цветом, размером и др.), выделяем их общее свой­ство (форму) и обозначаем ее словом, показывая модель геометрической фигуры
Младшие дошкольники легче воспри­нимают объемные формы С младшими дошкольниками начинаем работу по оз­накомлению с кубом, шаром, цилиндром и др. еще в 1 младшей группе в процессе игр со строительным материалом и конструкторами. Затем знакомим с плоскими фигурами на крупных моделях
У старших дошкольников тяга к мел­ким предметам По мере развития переходим к мелкому раздаточно­му материалу (моделям геометрических фигур пло­ских и объемных)
Легче воспринимают геометрические фигуры в сравнении Изучаем геометрические фигуры в сравнении: «У квадрата есть углы и стороны, у круга нет углов и сторон»
Путают объемные и плоские формы (круг и шар, куб и квадрат и др.) После изучения объемных и плоских фигур прово­дим сравнение и аналогии (изображение объемных предметов и фигур на плоскости)
Не могут обобщить малознакомые предметы по форме Знакомим с геометрическими фигурами, учим назы­вать и различать их независимо от цвета и размера, классифицировать по разным признакам (цвету, форме, размеру) модели геометрических фигур и предметы
Свободно различают контрастные по форме фигуры (круг и квадрат), но затрудняются в тонком анализе (квад­рат, ромб, прямоугольник, четырех­угольник) Учим называть и показывать элементы фигур (углы, стороны), выделять существенные свойства фигур, проводя сравнения и обобщения

Задание для самостоятельной работы студентов

Подобрать дидактические игры на развитие сенсорики и проана­лизировать их воздействие на математическое развитие дошколь­ников.


Лекция № 11

Методика развития дошкольников представлений о

Форме и геометрических фигурах

ПЛАН

1. Анализ программных задач.

2. Методика решения каждой задачи:

а) предварительная работа;

б) особенности наглядного материала;

в) методика обучения;

г) этапы усложнения;

д) дидактические игры и упражнения.

Анализ программных задач

1. Учить различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Учить приемам обследования их осязательно-двигательным путем.

2. Познакомить с признаками плоских геометрических фи­гур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала.

3. Учить различать и называть объемные геометрические фи­гуры: шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, призму, параллеле­пипед.

4. Познакомить с различными видами:

а) треугольников;

б) четырехугольников;

в) многоугольников.

5. Учить определять форму окружающих предметов.

6. Учить моделировать геометрические фигуры, узоры, кар­тинки (рисовать, выкладывать из палочек, составлять из других геометрических фигур).

Методика формирования умения различать и называть плоские геометрические фигуры (задача 1)

Предварительная работа

В процессе игр со строительным материалом, конструкторами, геометрической мозаикой у детей происходит накапливание опыта, обогащение восприятия. Под руководством взрослых они овладевают способами обследования предметов осязательно-двигательным путем, учатся правильно называть некоторые формы фигуры.

Наглядный материал

Модели геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника (демонстрационные и раздаточные).

Строительный материал, конструкторы, геометрическая мо­заика.

Плоские предметы с ярко выраженной формой: круглой - пуговица, монета, блин; квадратной - платок, салфетка; тре­угольной - косынка и др.

Методика обучения

Конспект занятия
Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах»
Описание материала: Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений по теме «Обобщение знаний о геометрических фигурах». Он будет полезен педагогам, работающим со старшими дошкольниками. Конспект занятия направлен на то, чтобы в игровой форме обобщить имеющиеся знания старшего дошкольника о геометрических фигурах и их свойствах. Образовательная область: познание.Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Аудитория: конспект занятия рассчитан педагогов, работающих со старшими дошкольниками, а также для родителей старших дошкольников, детей 5 -7 лет.Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.Задачи: обучать умению находить геометрические фигуры в окружающем пространстве; зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию. способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения; воспитывать у детей интерес к геометрии, навыки работы в группах.Методические приемы:Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы.Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.Практические: раскрашивание рисунков, выделение и подсчет фигур, конструирование предметов по заранее подготовленным эскизам и шаблонам, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.Игровые: создание игровой ситуации.Проблемные: помочь Маше и Медведю сложить картинку, добраться до дома.Интеграция областей:познание: (совершенствовать счетные навыки детей, упражнять в счете в пределах 10, учить конструировать предметы из геометрических фигур, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах);здоровье: закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях; способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой;социализация: побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;коммуникация: осваивать элементарные навыки речевого этикета;художественная литература: чтение стихов и загадок о геометрических фигурах;художественное творчество: рисование котят с использованием геометрических фигур, раскрашивание раскрасок цветными карандашами.Оборудование: для педагога – компьютер, проектор, мультимедийная доска, картинки геометрических фигур, наглядные пособия с фигурами, картинки со сказочными героями; для детей – раскраски, цветные карандаши, набор геометрических фигур-шаблонов, карточки с цифрами.Непосредственная образовательная деятельность.
1. Орг. момент.- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь.

Они пришли не с пустыми руками, а приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны с вами найти правильные ответы. Если мы будем правильно отвечать, то заработаем призы от наших героев.1) Загадка: Брат мой маленький, Сережа,Математик и чертежник -На столе у бабы ШурыЧертит всякие... (фигуры)- Наше занятие посвящено геометрическим фигурам. Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры мы знаем (учитель показывает рисунки фигур и читает стихотворение).

Он давно знакомый мой,Каждый угол в нем прямой,Все четыре стороны одинаковой длины,Вам представиться я рад, а зовут меня… (квадрат!)

Растянули мы квадратИ представили на взгляд,На кого он стал похожимИли с чем-то очень схожим?Не кирпич, не треугольник -Стал квадрат… (прямоугольник).

Три вершины тут видны,Три угла, три стороны, -Ну, пожалуй, и довольно! -Что ты видишь? - ...(треугольник)

Прикатилось колесо,Ведь похожее оно,Как наглядная натураЛишь на круглую фигуру.Догадался, милый друг?Ну, конечно, это … (круг).

Долька арбузная – это полукруг,Половина круга, часть его, кусочек.Знание о формах очень важно, друг.Не зря оно находится среди этих строчек!Если взял бы я окружность,С двух сторон немного сжал, Отвечайте дети дружно -Получился бы...(овал)

Треугольник подпилилиИ фигуру получили:Два тупых угла внутриИ два острых – посмотри. Не квадрат, не треугольник,А похож на многоугольник (трапеция).

Чуть приплюснутый квадратПриглашает опознать:Острый угол и тупойВечно связаны судьбой.Догадались дело в чем?Как фигуру назовем? (ромб).

Шесть тупых углов внутриНа фигуре рассмотриИ представь, что из квадратаПолучили его брата.Слишком много здесь углов,Ты назвать его готов? (шестиугольник)

Вновь беремся мы за дело,Изучаем снова тело:Может мячиком он статьИ немного полетать.Очень круглый, не овал.Догадались? Это… (шар).

Как его нам не вертетьРавных граней ровно шесть.С ним в лото сыграть мы сможем,Только будем осторожны:Он не ласков и не грубПотому что это… (куб).

Сверху крышка, снизу дно.Два кружка соединилиИ фигуру получили.Как же тело называть?Надо быстро отгадать (цилиндр).

Вот колпак на голове – Это клоун на траве.Но колпак не пирамидаЭто сразу, братцы, видно:Круг в основе колпака.Как же звать его тогда? (конус).

Египтяне их сложилиИ так ловко смастерили,Что стоят они веками.Догадайтесь, дети, самиЧто же это за тела,Где вершина всем видна?Догадались? Из-за видаВсем известна… (пирамида).

Это, вроде бы, ведро,Но совсем другое дно:Не кружок, а треугольникИли даже шестиугольник.Очень тело уж капризно,Потому что это… (призма).2) Логические задачи:

Назовите фигуры. Какая из них лишняя? Почему? Назовите цвет каждой фигуры.

Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? Найдите две одинаковые фигуры. Какие признаки треугольников вы знаете?

Как называются фигуры? Что у них общего? Какая фигура лишняя и почему? Какая по счету из фигур самая большая? А какая самая маленькая? 2. Физкультминутка (выполняется по рисунку на доске)

Сколько точек в этом круге, Столько раз поднимем руки. Сколько палочек до точки, Столько встанем на носочки.Сколько ёлочек зелёных,Столько сделаем наклонов.Сколько здесь у нас кружков,Столько сделаем прыжков.3. Игра «Сложи картинку».- Маша и медведь предлагают сложить картинки из геометрических фигур по готовым карточкам. Для этого мы разделимся на две группы. Каждая группа будет складывать свою картинку. Но сначала внимательно рассмотрим карточки. Назовите геометрические фигуры, из которых сложены картинки. Сколько всего фигур? Какого цвета фигуры? Сначала нужно сложить картинку, глядя на карточку, а затем по памяти.

4. Загадки от Маши и Медведя.На фигуру посмотриИ в альбоме начерти Три угла. Три стороныМеж собой соедини.Получился не угольник,А красивый… (треугольник).Я фигура – хоть куда,Очень ровная всегда,Все углы во мне равныИ четыре стороны.Кубик – мой любимый брат,Потому что я…. (квадрат).Он похожий на яйцоИли на твое лицо.Вот такая есть окружность - Очень странная наружность:Круг приплюснутым стал.Получился вдруг…. (овал).Как тарелка, как венок,Как веселый колобок,Как колеса, как колечки,Как пирог из теплой печки! (круг)Чуть приплюснутый квадратПриглашает опознать:Острый угол и тупойВечно связаны судьбой.Догадались дело в чем?Как фигуру назовем? (ромб).Эта фигура брат нашему квадратуНо у него только по две стороны равны,А углы все одинаковы…(прямоугольник)

Это месяц в облакахИ пол - яблока в руках.Если круг разломишь вдруг,То получишь …(полукруг).5. Пальчиковая игра «Котята» (автор: Пахомова Е.В.)(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)У кошечки нашей есть десять котят,(Покачиваем руками, не разъединяя их).Сейчас все котята по парам стоят:Два толстых, два ловких,Два длинных, два хитрых,Два маленьких самыхИ самых красивых.(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).

Сравните котят. Чем они похожи и чем отличаются?- Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке?- А сколько кружков?- Попробуйте нарисовать своих котят. Можно использовать другие фигуры.6. Практическая работа «Геометрическая раскраска».

Маша и Медведь просят вас раскрасить цветными карандашами картинку и сосчитать, сколько геометрических фигур вы нашли.- Сколько кружков?- Сколько треугольников?- Сколько квадратов?- Сколько прямоугольников?7. Проверка знаний.- Дети, Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Они для вас приготовили сюрприз. А сейчас им нужно отправляться в обратный путь. Но наши герои забыли дорогу. Давайте им поможем добраться до дома. А поможет нам в этом карта, на которой объекты изображены геометрическими фигурами.- Как нам пройти через реку? (по мостику или на лодке)- Какие мы увидели геометрические фигуры? (полукруг, трапеция)- В виде какой фигуры изображена тропинка в лесу? (кривая линия)- На пути нам встретилось озеро, какой фигурой оно изображено? (овал)- Вокруг озера тропинка ведёт мимо цветочной поляны? Какой фигурой она изображена? (кругом)- Вот мы и пришли к домику Медведя. Какой фигурой изображён забор у дома? (ломаная линия)- Из каких фигур построен домик Медведя? (прямоугольники, треугольник, круги). Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!

8. Итог занятия, рефлексия.- Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось?- Оцените себя. Если вам понравилось занятие и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось и вы чем-то не довольны, поднимите желтый кружок.- Маша и Медведь благодарны вам за помощь. Они приготовили для вас сладкий приз (конфеты, фрукты).

Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей. 230
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т. е. собственно геометрического материала.
Чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо прежде всего проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета, в том числе и фигуры, а затем пути дальнейшего развития геометрических представлений и элементарного геометрического мышления и, далее, как совершается переход от чувственного восприятия формы к ее логическому осознанию.
Известно, что грудной ребенок по форме бутылочки узнает ту, из которой он пьет молоко, а в последние месяцы первого года жизни ясно обнаруживается тенденция к отделению одних предметов от других и выделению фигуры из фона. Контур предмета есть то общее начало, которое является исходным как для зрительного, так и для осязательного восприятия. Однако вопрос о роли контура в восприятии формы и формировании целостного образа требует еще дальнейшей разработки.
Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком. Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям. Действия детей с предметами на разных этапах различны. Малыши стремятся прежде всего захватить предмет руками и начать манипулировать им. Дети 2,5 лет, прежде чем действовать, довольно подробно зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметами. Возникает особый интерес к восприятию формы (перцептивные действия). Однако значение практических действий остается главным. Отсюда следует вывод о необходимости руководить развитием перцептивных действий двухлетних детей. В зависимости от педагогического руководства характер перцептивных действий детей постепенно достигает познавательного уровня. Ребенка начинают интересовать различные признаки предмета, в том числе и форма. Однако он еще долго не может выделить и обобщить тот или иной признак, в том числе и форму разных предметов.
Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. «Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов — геометрических фигур. Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов.
Когда ребенок начинает различать геометрические фигуры? Экспериментальные данные Л. А. Венгера показали, что такой возможностью обладают дети 3—4 месяцев. Сосредоточение взгляда на новой фигуре — свидетельство этому.
Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по
образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4—5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют отдельные дети пятого и шестого года жизни.
Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов: цилиндр — стаканом, столбиком, овал — яичком, треугольник — парусом или крышей, прямоугольник — окошечком и т. п. Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр — как стакан, треугольник — как крыша и т. п. И наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых определяется форма предметов (мяч, яблоко — это шар, тарелка, блюдце, колесо круглой формы, а платок квадратный и т. п.).
Познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание я ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом. Однако у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов; чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и поэтому не различают близкие по сходству фигуры (овал и круг, прямоугольник и квадрат, разные треугольники).
В перцептивной деятельности детей осязательно-двигательные и зрительные приемы постепенно становятся основным способом распознавания формы. Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие, но и позволяет ощутить их особенности (характер, направления линий и их сочетания, образующиеся углы и вершины), ребенок учится чувственно выделять в любой фигуре образ в целом и его части. Это дает возможность в дальнейшем сосредоточить внимание ребенка на осмысленном анализе фигуры, сознательно выделяя в ней структурные элементы (стороны, углы, вершины). Дети уже осознанно начинают понимать и такие свойства, как устойчивость, неустойчивость и др., понимать, как образуются вершины, углы и т. д. Сопоставляя объемные и плоские фигуры, дети находят уже общность между ними.(«У куба есть квадраты», «У бруса — прямоугольники, у цилиндра — круги» и т. д.).
Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.
Сенсорное восприятие формы предметов, геометрических фигур, их распознавание и обозначение словом в условиях систематического обучения детей значительно возрастают. Так, по данным Т. Игнатовой, 90% детей 4 лет на ощупь определяли и называли найденную ими в мешочке геометрическую фигуру, в то время как до обучения лишь 47% детей 3—4 лет выполняли это задание и только 7,5% детей могли назвать геометрическую фигуру.
Поэтому задача первого этапа обучения детей 3—4 лет — это сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур.
Второй этап обучения детей 5—6 лет должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления».
Выясняя геометрические представления младших школьников, еще не обучавшихся элементарным геометрическим знаниям, А. М. Пышкало, А. А. Столяр приходят к выводу, что «геометрическое мышление» вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней.
Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.
На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.
На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление.
Аналитическое восприятие геометрической фигуры, умение выделить в ней выраженные и явно ощутимые элементы и свойства создают условия для дальнейшего более углубленного познания структурных ее элементов, раскрытия существенных признаков как внутри самой фигуры, так и между рядом фигур. Так, на основе выделения в объектах самого главного, существенного формируются понятия (С. Л. Рубинштейн).
Дети все отчетливее усваивают связи между «простыми» и «сложными» геометрическими фигурами, видят в них не только различия, но и находят общность в их построении, иерархию отношений между «простыми» и все более «сложными» фигурами.
Усваивают дети и зависимость между числом сторон, углов и названиями фигур («Треугольник называется так, потому что у него три угла»; «Прямоугольник называется так, потому что у него все углы прямые»). Подсчитывая углы, дети правильно называют фигуры: «Это шестиугольник, это пятиугольник, многоугольник, потому что у него много углов — 3, 4, 5, 6, 8 и больше может быть, тогда он похож уже на круг».
Усвоение принципа обозначения фигур словом формирует у детей общий подход к любой новой фигуре, умение отнести ее к определенной группе фигур. Знания детей систематизируются, они способны соотносить частное с общим. Все это развивает логическое мышление дошкольников, формирует интерес к дальнейшему познанию, обеспечивает подвижность ума.
Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).
Большое значение в развитии геометрического мышления и пространственных представлений имеют действия по преобразованию фигур (из двух треугольников составить квадрат или из пяти палочек сложить два треугольника).
Все эти разновидности упражнений развивают пространственные представления и начатки геометрического мышления детей, формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывают такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость.
Итак, в дошкольном возрасте происходит овладение перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур. Перцептивная деятельность в познании фигур опережает развитие интеллектуальной систематизации.

Анастасия Крапоткина
Формирование представления о геометрических фигурах

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №328 комбинированного вида»

Представления о геометрических фигурах

(старший дошкольный возраст)

Выполнила :

Крапоткина А. С.

воспитатель ДОУ

г. Красноярск, 2016

Пояснительная записка…. 3

Глава I. Анализ литературных источников…5

§1.1 Развитие у детей старшего дошкольного возраста…. 5

У старших дошкольников…. 9

Список использованной литературы….18

Приложение….19

Пояснительная записка

Актуальность. Современное общество определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте.

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами . Одной из задач дошкольного воспитания является формирование представлений о геометрических фигурах . Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и форме предмета , рассматривали такие педагоги как : А. М. Леушина (1974, А. А. Столяр (1988, Т. И. Ерофеева (1992) , Л. А. Парамонова (1998, Т. С. Будько (2006) . Были разработаны методики ознакомления детей с геометрическими фигурами .

Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и успешного обучения в школе.

Цель : предложить методические рекомендации, направленные на усвоение детьми старшего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах .

Задачи :

1. Проанализировать литературные источники.

2. Составить дифференцированные методические рекомендации для усвоения детьми старшего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах .

Теоретическая значимость заключается в том, чтобы теоретически изучить особенности и развитие представлений о геометрических фигурах детьми старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что предложенные методические рекомендации, могут быть использованы родителями, воспитателями и другим специалистами для воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, в частности усвоить представления о геометрических фигурах .

Глава I. Анализ литературных источников.

§1.1 Развитие представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста

Знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах : в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов , а также в смысле познания особенностей их структуры свойств, основных связей и закономерностей в их построении, то есть собственно геометрического материала .

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь абстрагировать форму от вещи ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур .

Познание структуры предмета , его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением , но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словам. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов .

Познание геометрических фигур форму окружающих предметов , что положительно отражается на их продуктивной деятельности.

При знакомстве с геометрическими фигурами все их свойства выявляются экспериментальным путем. Отсюда особенности организации деятельности детей, подбор методов : большое место занимают практические методы и наглядные (упражнения и практические работы, также необходимость организовать моделирование детьми изучаемых фигур .

Ребенок дошкольного возраста проходит два этапа обучения геометрическим фигурам . Дети 5-6 лет находятся на втором этапе обучения, и он должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления » .

А. А. Столяр (1988) приходит к вводу, что «геометрическое мышление » вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний » у детей прослеживается несколько различных уровней.

Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделяться в ней отдельные элементы, не замечает сходства и, различая между фигурами , каждую из них воспринимает обособленно.

На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения, как между ними, так и между отдельными фигурами , однако еще не осознает общности между фигурами .

На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур , связи между самими свойствами.

Поэтому обучение следует организовать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление .

С. Л. Рубинштейн считал, что аналитическое восприятие геометрической фигуры , умение выделить в ней выраженные и явно ощутимые элементы и свойства создают условия для дальнейшего более углубленного познания структурных ее элементов, раскрытия существенных признаков как внутри самой фигуры , так и между рядом фигур . Так, на основе выделения в объектах самого главного, существенного формируются понятия .

Дети все отчетливее усваивают связи между «простыми» и «сложными» геометрическими фигурами , видят в них не только различия, но и находят общность в их построении, иерархию отношений между «простыми» и все более «сложными» фигурами .

Усваивают дети и зависимость между числом сторон, углов и названия фигур . Подсчитывая углы, дети правильно называют фигуры . Знания детей систематизируются, они способны соотносить частное с общим. Все это развивает логическое мышление дошкольников, формирует интерес к дальнейшему познанию, обеспечивает подвижность ума .

Познание геометрических фигур , их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов , что положительно отражается на их продуктивной деятельности (рисование, лепка) .

Большое значение в развитии геометрического мышления и пространственных представлений имеют действия по преобразованию фигур . Это все развивает пространственные представления и начатки геометрического мышления детей , формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывают такие качества, как целенаправленность, настойчивость.

Т. С. Будько утверждает, что в 5-6 лет дети способны воспринять геометрическую фигуру как эталон (яблоко, мяч – это шар, т. е. абстрагировать признак формы от других признаков предметов (цвета, величины, расположения в пространстве, пропорций частей) . Способны различать близкие по форме плоские и объемные фигуры . Могут устанавливать связь между свойствами фигуры и ее названием . Дети способны провести обобщение по форме .

Следует отметить, что уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать взаимосвязь между разными геометрическими формами , их знания обогатились представлениями о многообразных геометрических фигурах , а представления систематизировались : дети узнали, что одни формы оказываются подчиненными другим, например, понятие четырехугольника обобщает такие понятия, как квадрат, прямоугольник, трапеция и другие, а понятие многоугольника обобщает все четырехугольники, все треугольники, пятиугольники и т. д., независимо от их размера и вида. Подобные взаимосвязи и обобщения, вполне доступные детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень, готовит их к усвоению научных понятий в школе .

Отсюда видно, что целенаправленная деятельность воспитателя по формированию геометрических представлений создает благоприятные условия как для успешного усвоения курса математики в целом, так и для развития мыслительных процессов, самостоятельности.

Таким образом, развитие представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста происходит при овладении перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур .

§1.2 Программно – методические материалы по представлению о геометрических фигурах у старших дошкольников

Социальные изменения в нашей стране привели к необходимости реформы образования , что, в свою очередь, потребовало поиска новых подходов к организации системы дошкольного образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации №273 - ФЗ «Об образовании» современное дошкольное образование носит вариативный характер.

Существует большое количество основных (комплексных) программ дошкольного образования, таких как : «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, «Радуга» Т. Н. Дроновой, «Детство» Т. И. Бабаевой, «Развитие» Л. А. Венгер, «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» Л. А. Парамоновой, «Из детства – в отрочество» Т. Н. Дроновой, Л. А. Голубевой, «Истоки» Л. А. Парамоновой, «Школа 2100» («Детский сад 2100» ) А. А. Леонтьева и другие.

Согласно статье № 64 п. 2 «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации» образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Реализация общеобразовательных программ дошкольного воспитания обеспечивают права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие (Конвенция о правах ребенка, 1989, равные возможности для всех детей на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Анализируя образовательные программы дошкольного воспитания, геометрический материал не выделен в программах в виде отдельной темы, он изучается небольшими порциями, используется в качестве средств наглядности, а также как средство применения знаний.

Изучение представлений о геометрических фигурах прослеживается в образовательной программе дошкольного образования Детского сада №328 в пункте 2.1.2. Познавательное развитие. А также представления о геометрических фигурах взаимодействуют (интегрируют) с пятью образовательными областями, обеспечивающими развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Особенности представлений о геометрических фигурах направленны на развитие способности восприятия формы предмета и фигуры , способности к обратимости мыслительных процессов, способности к обобщению геометрических фигур , а именно :

1. представления об эталонах

2. узнавания (нахождения) геометрических фигур в окружающих предметах

3. знаний о существенных признаках геометрических фигур

4. воспроизведения геометрических фигур

5. классификации геометрических фигур

6. преобразования, превращения геометрических фигур в предметы

7. расчленения изображения на составные части

8. видоизменения геометрических фигур

Игры и упражнения, могут быть использованы воспитателями, а также другими специалистами детских садов в работе с детьми старшего дошкольного возраста на фронтальных и индивидуальных занятиях по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП, в ходе непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, на прогулках, в самостоятельных играх детей.

Данный материал подобран из разных источников.

I Блок. Развитие способности восприятия формы предмета и фигуры .

1.1. Игра «Внимание» (вариант игры «Что в мешочке?» ).

Цель : развитие восприятия формы предмета и фигуры ; также игра способствует развитию внимания, восприятия и воображения. Развитию объема образной памяти.

Материал : мешочек из ткани и несколько небольших предметов , среди которых должны быть геометрические тела : шар, куб, квадрат, круг, цилиндр, пирамидка (конусообразная форма )

Инструкция : На ощупь определи , что за предмет у тебя в руке , назови его и только после этого вынимай предмет из мешочка .

1.2. Игровые упражнения «Дорисуй» , «Дострой» .

Цель : закреплять знания о геометрических фигурах , их свойствах; также игровые упражнения способствуют развитию у детей геометрического воображения , пространственных представлений .

Материал : лист бумаги с изображенными на нем кругами разных размеров (Приложение 1, рис. 10) .

Инструкция. Назови предметы имеющие в строении круг. Составь или дорисуй то, что тебе интересно.

(Ребенок должен дорисовать, закончить изображение предмета , имеющего в своей структуре круглую форму . Дети рисуют снеговика, неваляшку, часы и более сложные формы .

Аналогичны упражнения, состоящие в том, что к взятой за основу геометрической фигуре , например треугольнику, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой – либо силуэт : елку, домик, флажок и другие.)

1.3. Игра «На какую фигуру похоже .

Цель : развивать способность восприятия формы предмета и фигуры .

Материал : листы с изображением предметов и фигур , простые карандаши (Приложение 1, рис. 11) .

Инструкция : Соедините предмет с геометрической фигурой , на которую он похож.

1.4. Игра «Кто наблюдательнее?» .

Цель : развитие восприятия, также игра способствует развитию памяти, активизация словарного запаса.

Ход выполнения : воспитатель предлагает одному из детей назвать за одну минуту три предмета круглой , овальной и прямоугольной формы . Аналогичные задания поочередно даются всем детям.

II Блок. Развитие способности к обобщению геометрических фигур .

2.1. Игра «Где какие фигуры лежат » .

Цель : ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме )

Материал : набор фигур .

Ход выполнения : Играют двое. У каждого набор фигур . Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы (Приложение 1, рис. 1) .

2.2. Упражнение «Нарисуй фигуру » .

Цель : закрепление названия фигур , также упражнение способствует развитию мелкой моторики.

Материал : рисунок с изображением геометрических фигур (Приложение 1, рис., распечатанные бланки с недорисованными геометрическими фигурами (Приложение 1, рис. 2, простой карандаш, линейка.

Инструкция : 1-этап : ребенку предлагается рассмотреть рисунок с изображением различных геометрических фигур . Попросите его назвать те фигуры , которые он знает. В случае затруднений подскажите ему названия тех фигур , с которыми он еще пока не знаком.

2-этап : ребенку дают распечатанный Бланк 2, где изображены те же самые геометрические фигуры , но только они не дорисованы до конца. Задание : дорисовать фигуры .

2.3. Упражнения с карточками .

Цель : развитие умственных операций анализа, синтеза и обобщения, также игра способствует развитию умения выделять существенные признаки предметов , сравнивать, рассуждать, развитию мелкой моторики рук.

Ход выполнения: выполнить задания, данные на рисунках :

А)Сравни предметы . Назови сходства между предметами и их различия (Приложение 1, рис. 13)

Б)Раздели предметы на три группы . Что между ними общего и чем они отличаются (Приложение 1, рис. 14)

В)Найди лишний предмет в каждом ряду (Приложение 1, рис. 15) .

Г)Нарисуй фигуры , которые получатся после знака равно (Приложение 1, рис. 16) .

Д)Дорисуй в каждом ряду фигуры . Обрати внимание на их последовательность (Приложение 1, рис. 17) .

III Блок. Развитие способности к обратимости мыслительных процессов.

3.1. Игра-головоломка «Пифагор» .

Цель : развитие мыслительной деятельности; также игра способствует развитию пространственного представления , воображения, смекалки и сообразительности.

Материал : Квадрат размером 7X7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур : 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 - больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм) (Приложение 1, рис. 3) .

Инструкция : Посмотри на образец (Приложение 1, рис. 4) и расскажи о способе расположения фигур . Попробуй выложить такие же фигуры . (По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов уместно предлагать им задания творческого характера, стимулировать проявления смекалки, находчивости.)

3.2. Игра «Танграм» .

Цель : учить детей анализировать способ расположения частей; также игра способствует составлению фигуры-силуэта , ориентируясь на образец (А) ; рассказывать предположительный способ расположения частей в составляемой фигуре , планировать ход ее выполнения (Б) ; развитию способности осуществлять предположительный зрительно – мыслительный анализ способа расположения фигур , проверяя его практически (В) .

Материал : набор фигур к игре "Танграм" (Приложение 1, рис. 5, карточка – образец, фланелеграф, доска, мел.

Ход выполнения

А)Составление фигуры-силуэта зайца

Воспитатель показывает детям образец фигуры-силуэта зайца (Приложение 1, рис. 6) и говорит : "Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур составлены туловище , голова, ноги зайца?" Нужно назвать фигуру и ее величину , так как треугольники, из которых составлен заяц, разных размеров. После того, как рассмотрели, из каких фигур составлен заяц , дети берут свои наборы и составляют фигуру зайца . Затем воспитатель просит детей рассказать, как они составили фигуру , то есть назвать расположение составных частей по порядку.

Б)Воссоздание фигуры -силуэта бегущего гуся

Воспитатель обращает внимание детей на образец (Приложение1, рис. 7) : "Посмотрите внимательно на этот образец. Фигуру бегущего гуся можно составить из 7 частей игры. Надо сначала рассказать, как это можно сделать. Из каких геометрических фигур можно составить туловище, голову, шею, ноги гуся?"

После того как большинство детей составят силуэт гуся, воспитатель вызывает одного ребенка, который мелом на доске рисует расположение частей. Все дети сверяют составленные ими фигуры с изображением на доске.

В)Составление фигуры-силуэта домика

«Рассмотри внимательно домик - стены, крышу, трубу (Приложение 1, рис. 8) . Расскажи, как бы ты составил его из имеющегося набора фигур ». Затем предложить ребенку изобразить графически, мелом на доске способ расположения фигур в силуэте домика .

На протяжении ряда занятий ребенок составляет еще несколько фигур -силуэтов по нерасчлененным образцам (Приложение 1. рис. 9) .

3.3. Упражнение «Квадраты» .

Цель : уточнение образа квадрата посредством решения конструктивной задачи; также игра способствует развитию аналитико – синтетического визуального мышления.

Материал : цветные квадраты, разрезанные на части

Инструкция : Собери квадрат из деталей.

3.4. Упражнение «Забавные фигурки » .

Цель

Материал : треугольники и квадраты из дидактического набора.

Ход выполнения : воспитатель предлагает ребенку сложить из квадратов полоску; сложить полоску из деталей треугольной формы ; затем предлагает сложить какой – нибудь узор из квадратов и треугольников.

3.5. Упражнение «Флажки» .

Цель : развитие аналитико – синтетического мышления, также упражнение способствует уточнению представлений о геометрических фигурах .

Материал : конверт с геометрическими фигурами из тонкого цветного картона (фигуры соответствуют форме флажков ) и карточки с флажками (рис. 12, счетные палочки (для палочки флажка) .

Ход выполнения : воспитатель показывает ребенку карточки с изображениями флажков по одной, ребенок должен сложить такие же флажки в той же последовательности и в том же порядке.

3.6. Упражнение «Сложи из палочек» .

Цель : развитие конструктивного мышления.

Материал : счетные палочки.

Инструкция :

сложить два квадрата из семи палочек;

сложить три треугольника из семи палочек;

сложить прямоугольник из шести палочек;

из пяти палочек сложить два разных треугольника;

из девяти палочек составить четыре равных треугольника;

из десяти палочек составить три равных квадрата;

можно ли из одной палочки на столе построить треугольник?

можно ли из двух палочек построить на столе квадрат?

Некоторые из примеров с другими играми можно посмотреть в источниках и на сайтах :

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991

2. Белая А. Е. Развивающие игры, 2001

3. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей, 2004

4. Дъяченко О. М. чего на свете не бывает, 1991

5. Григорович Л. А. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе, 2000

6. Сайт http://www.razvitierebenka.com

7. Сербина Е. В. Математика для малышей, 1992

Список использованной литературы

1. Белошистая А. В. Я считаю и решаю!: Уникальная методика обучения математике. Кн.:2. – Екатеринбург : У-Фактория, 2007. – 208с.

2. Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников : конспект лекций / Под. ред. Будько Т. С. ; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

. -- Брест : Издательство БрГУ, 2006. - 46 с

3. Васильева Н. Статья «Действуй самостоятельно» , «Обруч» №3/2012

4. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занития в подготовительной группе : конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2004. - 64 с.

5. Касабуцкий Н. И. Давайте поиграем : Мат. игры для детей 5-6 лет. – М.: Просвещение, 1991

6. Михайлова З. А., Игровые занимательные задачи для дошкольников : Кн. Для воспитателя дет. Сада. -2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94 с.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, - СПб : Издательство "Питер", 2000

8. Степанова Г. В. Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями в обучении. - М.: ТЦ «Сфера» , 2010

9. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников . – М.: Просвещение, 1988.

10. Сырвачева Л. А., Уфимцева Л. П., Диагностическая и коррекционно – развивающая работа с детьми 6-7 лет группы риска по отклонениям развития : учебное пособие : в 2 ч. / КГПУ им. В. П. Астафьева. -Красноярск,2015

11. Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет . – М.: Мозаика – Синтез, 2005